Границы и состав биосферы. Изучение темы «От клетки до биосферы

Информационно-образовательная среда УМК. Вопрос. Учебно-методический комплекс по биологии. Разработка тестовых заданий для учащихся. Изучение темы «От клетки до биосферы». Организация проектной деятельности. Место темы в курсе биологии. Федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Справочный материал. Материал для урока.

«Учебно-методический комплекс по биологии» - Основной текст - текст параграфов. Соответствие содержания требованиям. Работа в группах на пришкольном участке, в саду. Современные научные данные. Лабораторная работа. Получение сведений в процессе деятельности. Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития. Предложите меры борьбы с пылью. Использование комплекса. Дополнительный текст. Учебники для специальных (коррекционных) школ.

«Воспитательная работа по биологии» - Схема элементов воспитания в процессе обучения биологии. Цели воспитания – это ожидаемые изменения в личности учащихся. Противоречие. Схема анализа воспитательного аспекта урока. Исследование. Воспитывающее обучение. Целенаправленная педагогическая деятельность. Методы диагностики сформированности позиции учащегося. Методические условия реализации воспитательного потенциала. Предметные ошибки. Отношение к другим людям, проявляющееся через гуманность.

«УМК по биологии ФГОС» - Состав УМК. Издательство Дрофа. Линия УМК по биологии Н.И. Сонина «Живой организм» 5-9 классы. Реализация требований. Рабочая программа. Линия продолжается на ступени среднего полного общего образования. Многообразие. Линия инновационных учебно-методических комплексов. Линия УМК по биологии. Животные. Биология. Человек. К каждому учебнику издается и рабочая тетрадь и методическое пособие. «Биология. Живой организм».

«Воспитание при обучении биологии» - Курс биологии. Вопросы экологической культуры. Формирование чувства ответственности. Воспитание школьников при обучении биологии. Формирование научно – материалистического мировоззрения. Самое большое богатство - разум. Хранители природы. Беседы. Основы гигиенического и полового воспитания. Экологическое воспитание. Выставка рисунков. Эффективность.

«ФГОС ООО биология» - Психолого-педагогические аспекты. Изучение темы «От клетки до биосферы». Предметные результаты. Справочный материал. Практическая работа. Сравнение структур ФГОС ООО и ФГОС ВПО. Организация проектной деятельности. Наименование разделов и дисциплин. Стандарт основного общего образования. УМК Сонина. Засохшее дерево. Разработка тем и планов реферативных работ. Стандарт. Классификация проектов. Содержание требований.

Шрифт: Меньше Аа Больше Аа

Дорогие семиклассники!

В этом году вы продолжите знакомство с наукой биологией, предметом изучения которой является живая природа. Вы уже знаете, чем живое отличается от неживого. Можете назвать черты, свойственные любому живому организму. Имеете представление о клеточном строении и процессах жизнедеятельности живых существ.

В 7 классе вы начнёте знакомиться с разнообразием живого мира планеты и получите представление о различных видах растений, грибов и микроорганизмов.

Всего насчитывают около 2,5 млн видов разных живых существ, ныне обитающих на планете. Среди них более 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. видов грибов, более чем 1 млн 550 тыс. видов животных (среди которых 50 тыс. позвоночных и более 1 млн видов насекомых) и десятки тысяч видов бактерий. Каждый год учёные описывают сотни новых видов и считают, что этот процесс далёк от завершения. Так, указывается, что на сегодня нам известно, например, не более 10 % от всех видов микроорганизмов, обитающих на нашей планете.

Из учебника вы узнаете об особенностях строения, питания, размножения, поведения представителей различных групп живых существ, а также об их значении для человека.

Для того чтобы быстро найти материал по интересующей вас группе организмов, пользуйтесь оглавлением. Оно же даст вам общее (но, конечно, не полное) представление о системе живого мира Земли, созданной в современной биологии.

Читая текст, стремитесь к пониманию и осмыслению полученных сведений, не допускайте их механического запоминания. Внимательно рассматривайте рисунки. Они не только иллюстрируют написанное, но часто поясняют и дополняют текст.

В параграфах, отмеченных звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.

Царство Бактерии


Царство Грибы


Царство Растения


Растения и окружающая среда


В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково-творческого характера. Здесь вы также найдёте задания, выполнение которых позволит вам выработать навыки, необходимые для ведения дискуссий, коллективной работы, составления конспектов и др.

Рубрика «Работа с компьютером» рекомендует вам обратиться к электронному приложению, специально созданному к этому учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Кроме того, эта рубрика содержит интернет-ссылки. На указанных интернет-страницах вы найдёте дополнительные сведения по изучаемой теме.

По завершении обзора определённой группы живых организмов вам предлагается краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Знание многообразия живого на Земле, причин возникновения такого многообразия, знакомство с закономерностями усложнения строения и жизнедеятельности живых существ дадут вам «ключ» к пониманию более сложных вопросов, которые будут поставлены перед вами в старших классах.

Желаем успехов!

От клетки до биосферы



Разнообразие живого на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. На нашей планете обитают различные виды растений, животных, грибов и микроорганизмов. Все они – от микроскопических созданий до великанов – приходятся друг другу близкими или дальними родственниками.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших – это целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно, вне организма. Они образуют ткани и органы, осуществляющие только одну определённую функцию. Клетки, ткани и органы в сумме ещё не представляют собой единого организма. Лишь их согласованное взаимодействие образует целостный организм.



Сходные по строению и физиологическим особенностям организмы, которые свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, образуют вид.

Представители любого вида разделены различными географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяцией биологи называют совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от других таких же групп.

Ни одно живое существо не живёт само по себе, изолированно от других организмов. Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой, формирует биоценоз (от греч. «биос» – жизнь и «ценоз» – общий). Можно говорить о биоценозе леса, луга, болота, озера, а иногда говорят даже о биоценозе кочки или пня.

Система, в которой соединены живые организмы и среда их обитания, называется экосистемой. Совокупность всех живых организмов, существующих в настоящее время на Земле, формирует живое вещество биосферы. Биосферой называют оболочку Земли, заселённую живыми организмами. Помимо животных, растений, грибов и микроорганизмов, образующих живое вещество биосферы, в ней различают косное (неживое) вещество – атмосферу (от греч. «атмос» – пар и «сфера» – шар), гидросферу (от греч. «гидро» – вода), литосферу (от греч. «литос» – камень) и биокосное вещество, например почву. Следовательно, биосфера является глобальной экосистемой.

В воде и на суше, в почве и воздухе, даже в органах растений, животных и человека – всюду на Земле обитают самые разные живые организмы. Среди них более 1 млн видов насекомых, около 130 тыс. видов моллюсков, множество видов червей, рыб, птиц, зверей; более 500 тыс. видов растений, грибов и микроорганизмов. Насчитывают около 2,5 млн ныне существующих видов, наших «современников», и, по крайней мере, в 10 раз больше – видов вымерших растений и животных.


Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общие признаки живых организмов.

2. Подумайте, каковы причины выделения в пределах вида популяций.

3. Проанализируйте определения биоценоза и экосистемы, приведённые в тексте. Чем биоценоз отличается от экосистемы?

4. Как вы считаете, можно ли сказать, что биосфера – это совокупность всех экосистем планеты? Обоснуйте своё мнение.

5. Подготовьте сообщение на тему «Биосфера – глобальная экосистема».

6. Рассмотрите приведённый ниже рисунок. На каком его фрагменте изображена популяция? Почему вы так решили?

7. Как вы считаете, какие критерии существуют для отнесения организмов к одному виду?


Работа с компьютером

Ч. Дарвин и происхождение видов

В чём же причина многообразия живых организмов на нашей планете?

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос даёт эволюционное учение, раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

Эволюция (от лат. «эволютио» – развёртывание) – необратимое историческое развитие живой природы.

Великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809–1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на существование двух важных признаков живых организмов: наследственности и изменчивости и что именно они лежат в основе эволюционного развития живой природы. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам. Изменчивость – это свойство, противоположное наследственности, – способность живых организмов приобретать новые признаки. Изучая изменчивость организмов, он разделил её на две группы. Сейчас их называют ненаследственная и наследственная изменчивость. Ненаследственная изменчивость возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются следующему поколению. Наследственная изменчивость – это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям. Именно эту форму изменчивости использовали селекционеры для получения новых пород животных. Изучив существующий в этот период опыт, он пришёл к выводу: человек создаёт сорта и породы на основе индивидуальной наследственной изменчивости – той изменчивости, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирал и оставлял на племя тех, кто обладал каким-либо полезным для него наследственным признаком, например коров, дающих больше молока, кур, несущих больше яиц, растения с более крупными плодами и т. д. В результате были получены новые породы животных и сорта культурных растений, обладающие нужными человеку свойствами.


Чарлз Дарвин



Индивидуальная наследственная изменчивость: слева – степень оперённости, справа – различие в длине конечностей у овец


Немецкая овчарка


Папильон


Понимание происхождения культурных форм дало ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой человек ведёт искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она ещё не приводит к образованию нового вида (как не приводит к возникновению культурной формы растений или животных). В природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Это борьба за существование и естественный отбор.



Разные породы собак выведены путём искусственного отбора



Пример внутривидовой борьбы за существование – конкуренция


Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. В живой природе она неизбежна: ведь организмы способны к неограниченному размножению (каждая пара родителей при благоприятных условиях даёт очень большое количество потомков), а жизненные ресурсы ограниченны. Это приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи.

В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор, в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков – погибают. А в итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство, и их численность возрастает. Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, так как такая окраска делает насекомых незаметными для птиц – их естественных врагов.

Таким образом, из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.


Преодоление неблагоприятных абиотических факторов


Пример межвидовой борьбы за существование – хищничество



Маскирующая (покровительственная) окраска и форма тела – результат приспособления организмов к условиям обитания


Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания, животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.

Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и её результат – естественный отбор.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «эволюция».

2. В чём сущность явлений наследственности и изменчивости?

3. Что такое борьба за существование? Что лежит в её основе?

4. Охарактеризуйте движущие силы эволюции.

5. Как вы считаете, какие процессы сопровождают выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений?

6. Рассмотрите рисунок ниже, укажите, какие из изображённых животных возникли в результате естественного отбора, а какие – в результате искусственного отбора.

7. Обсудите в классе, где и какие изменения должны произойти в организме, чтобы у его потомков появились новые признаки.

8. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.


1. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Перевод с шестого издания (Лондон, 1872). Ответственный редактор академик А. Л. Тахтаджян. СПб.: Наука; С.-Петербургское отделение, 1991)

2. www.erlib.com/Чарлз_Дарвин/Происхождение_видов/0/ (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора)

3. http://evolution2.narod.ru/evo03.htm (Биография Ч. Дарвина)

История развития жизни на Земле

Многообразие и разнообразие видов животных и растений, которые мы видим вокруг, возникли не сразу и не в недалёком прошлом. Современное состояние фауны и флоры имеет свою историю. Ход развития жизни на нашей планете изучают по сохранившимся отпечаткам и другим следам жизнедеятельности организмов, которые находят в осадочных породах. Изучением истории развития жизни на Земле занимается наука палеонтология (от греч. «палеос» – древний и «логос» – наука). Историю Земли учёные разбивают на определённые промежутки времени – эры, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Границами эр и периодов служат крупные глобальные геологические, климатические и экологические изменения. Они протекают в достаточно короткое с исторической точки зрения время, приводя к обширным вымираниям растений и животных, вслед за которыми следуют интенсивные процессы видообразования. Название этих отрезков времени происходит от греческих слов. Например, архейская эра получила своё название от греческого слова «архе» – «древнейший», протерозойская – эра ранней жизни, палеозойская от «палео» – «древняя», мезозойская – эра средней жизни, а кайнозойская – эра новой жизни. Процесс развития жизни на Земле отражён в геохронологической таблице.


Геохронологическая история Земли



Окончание табл.


Вопросы и задания

1. Как изучают историю развития жизни на Земле? Составьте таблицу «Методы исследования истории развития жизни на Земле и результаты их использования» (работа в малых группах).

2. Какие эры выделяют в истории Земли? Что означают их названия?

3. Как вы думаете, какие события в истории нашей планеты являются границами эр и периодов?

4. Какие события в развитии жизни относят к архейской эре?

5. Охарактеризуйте развитие жизни в протерозойскую эру.

6. На основании материала учебника постройте схему развития животного и растительного мира в палеозойскую эру.

7. Подготовьте сообщение о развитии животного и растительного царств в мезозойскую эру (работа в малых группах).

8. Как, по мнению учёных, изменялся растительный и животный мир в кайнозойское время?

9. Почему в современной фауне и флоре встречаются растения и животные различного уровня сложности?

10. Какие основные направления развития растений и животных можно отметить за всю историю их существования?

11. Поинтересуйтесь, какой точки зрения на происхождение и развитие жизни на Земле придерживаются ваши родители.

12. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

1. http://evolution.powernet.ru/library/life2/life.html (Г. В. Войткевич. Возникновение и развитие жизни на Земле. Ответственный редактор доктор геолого-минералогических наук А. И. Перельман. М.: Наука, 1988)

2. http://www.3planet.ru/history/index.html (История Земли)

Что такое систематика

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому его вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале человек делил животных и растения просто – на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые.

Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель (384–322 до н. э.) и Теофраст пытались привести в систему уже известные сведения о живых организмах.

В Средние века развитие сельского хозяйства и накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различных классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах – расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков и т. д. Такие классификации были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных ещё не существовало – здесь царил полный разнобой.

Одним из основоположников систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, которое, кстати, до конца не известно и в настоящее время, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.


Аристотель


Карл Линней


Первую естественную классификацию организмов создал Ч. Дарвин. В её основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика начала становление как эволюционная наука. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.

В настоящее время большое значение в определении родства отдельных групп животных и растений, грибов и микроорганизмов приобрёл анализ наследственного материала организмов – ДНК. Сходства и различия в строении ДНК позволяют определить не только родственные связи, но и время возникновения конкретных групп.

Основная единица классификации – это вид . Напомним, что под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определённую территорию. Признаки, по которым можно отличить один вид от другого, называются критериями вида. Их несколько. Рассмотрим основные видовые характеристики. Морфологический критерий определяет сходство внешнего и внутреннего строения организмов. Долгое время он был главным. Однако затем выяснилось, что в природе существуют виды-двойники, организмы которых по строению тела почти или вовсе неотличимы (виды-двойники выявлены среди комаров, тлей, крыс и др.). Физиологический критерий показывает сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида. Биохимический выявляет сходство химического состава клеток. Генетический основывается на специфичности набора хромосом. Экологический характеризует взаимоотношение данного вида с особями других видов и факторами неживой природы. Географический критерий определяет область распространения вида – ареал.




Таким образом, для определения принадлежности организма к тому или иному виду нужно использовать все критерии в совокупности.

Близкородственные виды объединяют в особую группу, называемую родом. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству: род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.

Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды, давали начало всё новым и новым формам.

Изучение биологического разнообразия ещё не завершено. Учёные продолжают открывать неизвестные науке виды.

В этом учебнике мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей большинства крупных систематических групп.

Вопросы и задания

1. Что изучает систематика?

2. Кто заложил основу научной классификации живых организмов? Какие принципы положены учёным в её основу?

3. Используя материал учебника, выделите и внесите в таблицу критерии вида и охарактеризуйте их на конкретных примерах.

4. На какие царства разделяют всё многообразие живых существ? Почему?

5. Рассмотрите рисунок, укажите, к какому царству относится каждый из изображённых организмов.

6. Как вы думаете, какие задачи решает систематика?

7. Составьте развёрнутый план параграфа.


Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

1. http://www.edudic.ru/bes/57193/ (Определение понятия «систематика»)

2. http://www.botsad.ru/p_papers37.htm (Систематика растений: основные термины и понятия)

"Биология. Общие закономерности. 9 класс". С.Г. Мамонтова и др. (гдз)

Границы и состав биосферы

Вопрос 1.
Биосфера - оболочка Земли, заселенная и преобразуемая живыми организмами; совокупность всех живых организмов и продуктов их жизнедеятельности. Биосфера включает в себя три основные оболочки Земли: атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Границы биосферы определяются абиотическими факторами, которые ограничивают существование живых организмов. Верхняя граница биосферы проходит на высоте около 20 км от поверхности Земли и зависит от озонового слоя, который задерживает ультрафиолетовое излучение. В гидросфере жизнь обнаружена на всех глубинах Мирового океана -
до 11 км. В литосфере живые организмы встречаются до глубины 3,5-2,5 км, Это зависит от температуры земной коры и от уровня проникновения жидкой воды.
Биосфера включает в себя:
1. Живое вещество - совокупность всех живых организмов (микроорганизмов, грибов, растений, животных).
2. Биогенное вещество - это минеральные или органические - вещества, созданные в результате жизнедеятельности живых организмов (газ, нефть, каменный уголь, известняки, трепел и т.д.).
3. Косное вещество - это вещества, которые формируются без участия живых организмов (в результате вулканизма, геотектонических процессов, падения метеоритов и т.д.).
4. Биокосное вещество - создается живыми организмами вместе с неживой природой (почвы).

Вопрос 2.
Атмосфера - газовая оболочка Земли, состоит из смеси газов: азота, кислорода, углекислого газа, озона и инертных газов. Атмосфера оказывает огромное влияние на физико-химические и биологические процессы на поверхности земли и в водной среде: кислород необходим всем живым организмам для дыхания; углекислый газ - источник углерода при фотосинтезе и хемосинтезе; азот в результате деятельности азотфиксирующих бактерий переходит в форму нитратов, усваиваемых растениями. Азот, диоксид углерода, пары воды образовались в основном за счет вулканической деятельности, а кислород - в результате фотосинтеза.
Гидросфера, или водная оболочка Земли, составляет около 70 % поверхности Земного шара. Наибольшие запасы воды сосредоточены в Мировом океане (до 95 %), остальные 5 % приходятся на пресные водоемы (озера, реки и т.д.). Большое значение имеют газы, растворенные в воде, кислород и углекислый газ. Их содержание широко варьирует в зависимости от температуры и присутствия в них живых организмов. В воде содержится в 60 раз больше углекислого газа, чем в атмосфере. Гидросфера формировалась в связи с развитием литосферы, которая в течение геологической истории Земли выделяла большое количество водяного пара. В воде обитает огромное количество живых организмов, причем их типовое разнообразие значительно выше, чем на суше. Состояние гидросферы - важнейший фактор, определяющий климатически условия различных географических областей.
Литосфера - твердая оболочка Земли - включает в себя земную кору и верхнюю часть мантии. Жизнь в литосфере главным образом сосредоточена в ее верхнем плодородном слое - почве, глубина которого не превышает нескольких метров. В строении почвы выделяют несколько горизонтов (сверху вниз): верхний, называемый спадом, следующий - гумусовый слой, обеспечивающий плодородие почв, и третий, состоящий в основном из смеси песка и глины. Почва включает минеральные вещества, образующиеся при разрушении горных пород, и органические вещества - продукты жизнедеятельности организмов.

Вопрос 3.
Границы жизни в биосфере простираются в атмосфере до озонового экрана (около 20 км), который задерживает губительную для жизни коротковолновую часть ультрафиолетового излучения солнца. В литосфере Земли жизнь распространена до 5-7 км в глубину, что обусловлено температурой земных недр их уровнем проникновения воды в жидком состоянии. В гидросфере на всю ее толщу.

Вопрос 4.
В пределах границ биосферы живое вещество распределено очень неравномерно. В высоких слоях атмосферы, в глубине гидросферы и литосферы живые организмы встречаются редко. Жизнь главным образом сосредоточена на границе этих трех сред.
Общую массу живых организмов оценивают в 2,43 10 12 т. Суммарная биомасса океана составляет всего 0,03 10 12 т, или 0,13% биомассы всех существ, обитающих на Земле.

Вопрос 5.
Биомасса организмов, обитающих на суше, на 99,2 % представлена растениями и только 0,8 % составляют грибы, животные и микроорганизмы. В Мировом океане это соотношение меняется: на долю растений приходится 6,3 % биомассы, а на долю животных и микроорганизмов - 93,7 %.

Вопрос 6.
Биологическими полимерами являются белки, углеводы и нуклеиновые кислоты.
Функции белков:
1. Каталитическая. Все биологические катализаторы - ферменты имеют белковую природу.
2. Пластическая - строительная. Белки входят в состав клеточной мембраны и образуют немембранные структуры клетки (например, цитоскелет) и часть межклеточного вещества.
3. Транспортная. Гемоглобин переносит кислород в крови; в мембранах клеток имеются специальные транспортные белки, активно переносящие определенные вещества в клетку.
4. Регуляторная. Некоторые гормоны имеют белковую природу, например инсулин, гормоны гипофиза.
5. Сигнальная. На наружной поверхности клеточной мембраны имеется множество специфических рецепторов гликопротеиднои природы, воспринимающих внешние воздействия (гормоны, другие биологически активные вещества) или определяющих характер взаимодействия клетки с вирусом.
6. Двигательная. Все виды движения обеспечиваются специфическими сократительными белками (актин, миозин; микротрубочки веретена деления).
7. Защитная. В ответ на внедрение инородных веществ (антигенов) клетками крови (лейкоцитами) синтезируются специальные белки - антитела. Их взаимодействие приводит к образованию безвредного компонента «антиген - антитело».
8. Энергетическая. При расщеплении 1г белка выделяется 17,6 кДж энергии (4,2 ккал).
Функции углеводов
1. Энергетическая. Глюкоза основной источник энергии в организме. При сгорании 1 г глюкозы образуется 17,6 кДж (4,2 ккал) энергии.
2. Сигнальная. Углеводы входят в состав гликопротеидных рецепторов на поверхности клеточной мембраны.
3. Резервная. Запас питательных веществ в клетке в виде зерен крахмала и глыбок гликогена.
4. Пластическая. Углеводы образуют клеточную стенку растений (целлюлоза), грибов (хитин). Формируют наружный хитиновый скелет членистоногих.
Наиболее богаты углеводами растительные клетки, где их содержание иногда достигает до 90% сухой массы (клетки клубней картофеля, семена). В животных клетках содержание углеводов не превышает 2 - 5%.
Функции нуклеиновых кислот
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) осуществляет хранение наследственной информации о последовательности аминокислот в белках, передачу этой информации на иРНК во время синтеза белка в клетке и передачу наследственной информации из поколения в поколение.
Рибонуклеиновые кислоты (РНК) представлены в трех видах, каждый из которых выполняет свою функцию. Так, иРНК переносит информацию из ядра с ДНК в цитоплазму к месту синтеза белка; рРНК является структурным компонентом рибосом; тРНК транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка.

Вопрос 7.
Выделяют несколько уровней организации живой материи как для удобства изучения процессов жизнедеятельности, так и в связи с различными формами проявления свойств живого на каждом из них.
1. Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была устроена, осуществляет все проявления жизнедеятельности на уровне взаимодействия биологических макромолекул (нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов) и других важных органических соединений. На этом уровне начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации.
2. Клеточный. Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Исключение составляют вирусы и бактериофаги - неклеточные формы, но, находясь вне клеток других организмов, они комплекса признаков живого не проявляют.
3. Тканевый. Ткань представляет собой совокупность нескольких типов клеток и межклеточного вещества, объединенных выполнением общей функции.
4. Органный. У большинства многоклеточных животных и растений орган - это структурно-функциональное объединение нескольких тканей, связанных выполнением общих функций и занимающих определенное положение в организме.
5. Организменный. Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную к самостоятельному существованию. Многоклеточный организм образован совокупностью тканей и органов, специализированных на выполнении различных функций.
6. Популяционно-видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, создает популяцию как систему надорганизменного порядка. Из популяций состоит вид - единственная реально существующая систематическая единица живой природы. Организмы одного вида репродуктивно изолированы от представителей других видов.
7. Биогеоценотический. Биогеоценоз - совокупность организмов разных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов со всеми факторами среды их обитания - компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. Он включает органические и неорганические вещества, автотрофные и гетеротрофные организмы. Основные функции биогеоценоза - накопление (аккумуляция) и перераспределение энергии.
8. Биосферный. Это высший уровень Организации жизни на Земле. На био40ферном уровне происходит круговорот Веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых Организмов планеты Земля.

Вопрос 8.
Организация живой материи построена на принципах иерархичности (соподчинения) и дискретности (подразделения на части). Каждый предыдущий уровень является частью последующего. Клетки состоят из отдельных органоидов, ткани - из клеток, органы - из тканей и т. д. Подобное деление позволяет осуществить замену части без прекращения функционирования целостной системы, а также возможность специализации различных частей на неодинаковых функциях.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Н. И. Сонин, В. Б. Захаров
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс

Дорогие семиклассники!

В этом году вы продолжите знакомство с наукой биологией, предметом изучения которой является живая природа. Вы уже знаете, чем живое отличается от неживого. Можете назвать черты, свойственные любому живому организму. Имеете представление о клеточном строении и процессах жизнедеятельности живых существ.

В 7 классе вы начнёте знакомиться с разнообразием живого мира планеты и получите представление о различных видах растений, грибов и микроорганизмов.

Всего насчитывают около 2,5 млн видов разных живых существ, ныне обитающих на планете. Среди них более 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. видов грибов, более чем 1 млн 550 тыс. видов животных (среди которых 50 тыс. позвоночных и более 1 млн видов насекомых) и десятки тысяч видов бактерий. Каждый год учёные описывают сотни новых видов и считают, что этот процесс далёк от завершения. Так, указывается, что на сегодня нам известно, например, не более 10 % от всех видов микроорганизмов, обитающих на нашей планете.

Из учебника вы узнаете об особенностях строения, питания, размножения, поведения представителей различных групп живых существ, а также об их значении для человека.

Для того чтобы быстро найти материал по интересующей вас группе организмов, пользуйтесь оглавлением. Оно же даст вам общее (но, конечно, не полное) представление о системе живого мира Земли, созданной в современной биологии.

Читая текст, стремитесь к пониманию и осмыслению полученных сведений, не допускайте их механического запоминания. Внимательно рассматривайте рисунки. Они не только иллюстрируют написанное, но часто поясняют и дополняют текст.

В параграфах, отмеченных звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.


Царство Бактерии


Царство Грибы


Царство Растения


Растения и окружающая среда


В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково-творческого характера. Здесь вы также найдёте задания, выполнение которых позволит вам выработать навыки, необходимые для ведения дискуссий, коллективной работы, составления конспектов и др.

Рубрика «Работа с компьютером» рекомендует вам обратиться к электронному приложению, специально созданному к этому учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Кроме того, эта рубрика содержит интернет-ссылки. На указанных интернет-страницах вы найдёте дополнительные сведения по изучаемой теме.

По завершении обзора определённой группы живых организмов вам предлагается краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Знание многообразия живого на Земле, причин возникновения такого многообразия, знакомство с закономерностями усложнения строения и жизнедеятельности живых существ дадут вам «ключ» к пониманию более сложных вопросов, которые будут поставлены перед вами в старших классах.

Желаем успехов!

От клетки до биосферы



Разнообразие живого на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. На нашей планете обитают различные виды растений, животных, грибов и микроорганизмов. Все они – от микроскопических созданий до великанов – приходятся друг другу близкими или дальними родственниками.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших – это целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно, вне организма. Они образуют ткани и органы, осуществляющие только одну определённую функцию. Клетки, ткани и органы в сумме ещё не представляют собой единого организма. Лишь их согласованное взаимодействие образует целостный организм.



Сходные по строению и физиологическим особенностям организмы, которые свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, образуют вид.

Представители любого вида разделены различными географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяцией биологи называют совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от других таких же групп.

Ни одно живое существо не живёт само по себе, изолированно от других организмов. Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой, формирует биоценоз (от греч. «биос» – жизнь и «ценоз» – общий). Можно говорить о биоценозе леса, луга, болота, озера, а иногда говорят даже о биоценозе кочки или пня.

Система, в которой соединены живые организмы и среда их обитания, называется экосистемой. Совокупность всех живых организмов, существующих в настоящее время на Земле, формирует живое вещество биосферы. Биосферой называют оболочку Земли, заселённую живыми организмами. Помимо животных, растений, грибов и микроорганизмов, образующих живое вещество биосферы, в ней различают косное (неживое) вещество – атмосферу (от греч. «атмос» – пар и «сфера» – шар), гидросферу (от греч. «гидро» – вода), литосферу (от греч. «литос» – камень) и биокосное вещество, например почву. Следовательно, биосфера является глобальной экосистемой.

В воде и на суше, в почве и воздухе, даже в органах растений, животных и человека – всюду на Земле обитают самые разные живые организмы. Среди них более 1 млн видов насекомых, около 130 тыс. видов моллюсков, множество видов червей, рыб, птиц, зверей; более 500 тыс. видов растений, грибов и микроорганизмов. Насчитывают около 2,5 млн ныне существующих видов, наших «современников», и, по крайней мере, в 10 раз больше – видов вымерших растений и животных.


Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте общие признаки живых организмов.

2. Подумайте, каковы причины выделения в пределах вида популяций.

3. Проанализируйте определения биоценоза и экосистемы, приведённые в тексте. Чем биоценоз отличается от экосистемы?

4. Как вы считаете, можно ли сказать, что биосфера – это совокупность всех экосистем планеты? Обоснуйте своё мнение.

5. Подготовьте сообщение на тему «Биосфера – глобальная экосистема».

6. Рассмотрите приведённый ниже рисунок. На каком его фрагменте изображена популяция? Почему вы так решили?

7. Как вы считаете, какие критерии существуют для отнесения организмов к одному виду?


Работа с компьютером

1. http://www.examens.ru/otvet/8/9/703.html (Уровни организации живой природы)

2. http://www.avifarm.ru/page.php?al=urovenlife (Уровни организации живой природы)

3. http://www.ecology-portal.ru/publ/10-1-0-227 (Структура биосферы)

Ч. Дарвин и происхождение видов

В чём же причина многообразия живых организмов на нашей планете?

Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос даёт эволюционное учение, раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

Эволюция (от лат. «эволютио» – развёртывание) – необратимое историческое развитие живой природы.

Великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809–1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на существование двух важных признаков живых организмов: наследственности и изменчивости и что именно они лежат в основе эволюционного развития живой природы. Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам. Изменчивость – это свойство, противоположное наследственности, – способность живых организмов приобретать новые признаки. Изучая изменчивость организмов, он разделил её на две группы. Сейчас их называют ненаследственная и наследственная изменчивость. Ненаследственная изменчивость возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются следующему поколению. Наследственная изменчивость – это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям. Именно эту форму изменчивости использовали селекционеры для получения новых пород животных. Изучив существующий в этот период опыт, он пришёл к выводу: человек создаёт сорта и породы на основе индивидуальной наследственной изменчивости – той изменчивости, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирал и оставлял на племя тех, кто обладал каким-либо полезным для него наследственным признаком, например коров, дающих больше молока, кур, несущих больше яиц, растения с более крупными плодами и т. д. В результате были получены новые породы животных и сорта культурных растений, обладающие нужными человеку свойствами.


Чарлз Дарвин



Индивидуальная наследственная изменчивость: слева – степень оперённости, справа – различие в длине конечностей у овец


Немецкая овчарка


Папильон


Понимание происхождения культурных форм дало ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой человек ведёт искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она ещё не приводит к образованию нового вида (как не приводит к возникновению культурной формы растений или животных). В природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Это борьба за существование и естественный отбор.



Разные породы собак выведены путём искусственного отбора



Пример внутривидовой борьбы за существование – конкуренция


Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. В живой природе она неизбежна: ведь организмы способны к неограниченному размножению (каждая пара родителей при благоприятных условиях даёт очень большое количество потомков), а жизненные ресурсы ограниченны. Это приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи.

В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор, в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков – погибают. А в итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство, и их численность возрастает. Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, так как такая окраска делает насекомых незаметными для птиц – их естественных врагов.

Таким образом, из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.


Преодоление неблагоприятных абиотических факторов


Пример межвидовой борьбы за существование – хищничество



Маскирующая (покровительственная) окраска и форма тела – результат приспособления организмов к условиям обитания


Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания, животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.

Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и её результат – естественный отбор.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «эволюция».

2. В чём сущность явлений наследственности и изменчивости?

3. Что такое борьба за существование? Что лежит в её основе?

4. Охарактеризуйте движущие силы эволюции.

5. Как вы считаете, какие процессы сопровождают выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений?

6. Рассмотрите рисунок ниже, укажите, какие из изображённых животных возникли в результате естественного отбора, а какие – в результате искусственного отбора.

7. Обсудите в классе, где и какие изменения должны произойти в организме, чтобы у его потомков появились новые признаки.

8. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.


1. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Перевод с шестого издания (Лондон, 1872). Ответственный редактор академик А. Л. Тахтаджян. СПб.: Наука; С.-Петербургское отделение, 1991)

2. www.erlib.com/Чарлз_Дарвин/Происхождение_видов/0/ (Ч. Дарвин. Происхождение видов путём естественного отбора)

3. http://evolution2.narod.ru/evo03.htm (Биография Ч. Дарвина)

История развития жизни на Земле

Многообразие и разнообразие видов животных и растений, которые мы видим вокруг, возникли не сразу и не в недалёком прошлом. Современное состояние фауны и флоры имеет свою историю. Ход развития жизни на нашей планете изучают по сохранившимся отпечаткам и другим следам жизнедеятельности организмов, которые находят в осадочных породах. Изучением истории развития жизни на Земле занимается наука палеонтология (от греч. «палеос» – древний и «логос» – наука). Историю Земли учёные разбивают на определённые промежутки времени – эры, которые, в свою очередь, подразделяются на периоды. Границами эр и периодов служат крупные глобальные геологические, климатические и экологические изменения. Они протекают в достаточно короткое с исторической точки зрения время, приводя к обширным вымираниям растений и животных, вслед за которыми следуют интенсивные процессы видообразования. Название этих отрезков времени происходит от греческих слов. Например, архейская эра получила своё название от греческого слова «архе» – «древнейший», протерозойская – эра ранней жизни, палеозойская от «палео» – «древняя», мезозойская – эра средней жизни, а кайнозойская – эра новой жизни. Процесс развития жизни на Земле отражён в геохронологической таблице.


Геохронологическая история Земли



Окончание табл.


Вопросы и задания

1. Как изучают историю развития жизни на Земле? Составьте таблицу «Методы исследования истории развития жизни на Земле и результаты их использования» (работа в малых группах).

2. Какие эры выделяют в истории Земли? Что означают их названия?

3. Как вы думаете, какие события в истории нашей планеты являются границами эр и периодов?

4. Какие события в развитии жизни относят к архейской эре?

5. Охарактеризуйте развитие жизни в протерозойскую эру.

6. На основании материала учебника постройте схему развития животного и растительного мира в палеозойскую эру.

7. Подготовьте сообщение о развитии животного и растительного царств в мезозойскую эру (работа в малых группах).

8. Как, по мнению учёных, изменялся растительный и животный мир в кайнозойское время?

9. Почему в современной фауне и флоре встречаются растения и животные различного уровня сложности?

10. Какие основные направления развития растений и животных можно отметить за всю историю их существования?

11. Поинтересуйтесь, какой точки зрения на происхождение и развитие жизни на Земле придерживаются ваши родители.

12. Составьте развёрнутый план параграфа.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

1. http://evolution.powernet.ru/library/life2/life.html (Г. В. Войткевич. Возникновение и развитие жизни на Земле. Ответственный редактор доктор геолого-минералогических наук А. И. Перельман. М.: Наука, 1988)

2. http://www.3planet.ru/history/index.html (История Земли)

Что такое систематика

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому его вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале человек делил животных и растения просто – на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые.

Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель (384–322 до н. э.) и Теофраст пытались привести в систему уже известные сведения о живых организмах.

В Средние века развитие сельского хозяйства и накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различных классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах – расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков и т. д. Такие классификации были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных ещё не существовало – здесь царил полный разнобой.

Одним из основоположников систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, которое, кстати, до конца не известно и в настоящее время, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.


Аристотель


Карл Линней


Первую естественную классификацию организмов создал Ч. Дарвин. В её основу он положил общность происхождения организмов. С этого времени систематика начала становление как эволюционная наука. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.

В настоящее время большое значение в определении родства отдельных групп животных и растений, грибов и микроорганизмов приобрёл анализ наследственного материала организмов – ДНК. Сходства и различия в строении ДНК позволяют определить не только родственные связи, но и время возникновения конкретных групп.

Основная единица классификации – это вид . Напомним, что под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определённую территорию. Признаки, по которым можно отличить один вид от другого, называются критериями вида. Их несколько. Рассмотрим основные видовые характеристики. Морфологический критерий определяет сходство внешнего и внутреннего строения организмов. Долгое время он был главным. Однако затем выяснилось, что в природе существуют виды-двойники, организмы которых по строению тела почти или вовсе неотличимы (виды-двойники выявлены среди комаров, тлей, крыс и др.). Физиологический критерий показывает сходство процессов жизнедеятельности особей одного вида. Биохимический выявляет сходство химического состава клеток. Генетический основывается на специфичности набора хромосом. Экологический характеризует взаимоотношение данного вида с особями других видов и факторами неживой природы. Географический критерий определяет область распространения вида – ареал.




Таким образом, для определения принадлежности организма к тому или иному виду нужно использовать все критерии в совокупности.

Близкородственные виды объединяют в особую группу, называемую родом. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству: род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.

Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к меняющимся условиям среды, давали начало всё новым и новым формам.

Изучение биологического разнообразия ещё не завершено. Учёные продолжают открывать неизвестные науке виды.

В этом учебнике мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей большинства крупных систематических групп.

Вопросы и задания

1. Что изучает систематика?

2. Кто заложил основу научной классификации живых организмов? Какие принципы положены учёным в её основу?

3. Используя материал учебника, выделите и внесите в таблицу критерии вида и охарактеризуйте их на конкретных примерах.

4. На какие царства разделяют всё многообразие живых существ? Почему?

5. Рассмотрите рисунок, укажите, к какому царству относится каждый из изображённых организмов.

6. Как вы думаете, какие задачи решает систематика?

7. Составьте развёрнутый план параграфа.


Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните предложенные задания.

1. http://www.edudic.ru/bes/57193/ (Определение понятия «систематика»)

2. http://www.botsad.ru/p_papers37.htm (Систематика растений: основные термины и понятия)

краткое содержание других презентаций

«Учебно-методический комплекс по биологии» - Автор, название учебника. Лабораторная работа. Иллюстративный аппарат учебника. Русский язык. Аппарат усвоения знаний. Создание учебно-методического комплекса (УМК). Дополнительный текст. Материал о способах вегетативного размножения растений. Практические работы с комнатными и садовыми растениями. Соответствие содержания требованиям. Получение сведений в процессе деятельности. Основной текст - текст параграфов.

«УМК Сонина» - Вопрос. Организация проектной деятельности. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Разработка тем и планов реферативных работ. Место темы в курсе биологии. Учебно-методический комплекс по биологии. Вопросы и задания. Федеральный государственный образовательный стандарт. УМК по биологии Н.И. Сонина. Разработка тестовых заданий для учащихся. Материал для урока. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

«Воспитание при обучении биологии» - Вопросы экологической культуры. Воспитание школьников при обучении биологии. Основы гигиенического и полового воспитания. Самое большое богатство - разум. Экологическое воспитание. Хранители природы. Беседы. Курс биологии. Формирование научно – материалистического мировоззрения. Эффективность. Выставка рисунков. Формирование чувства ответственности.

«ФГОС ООО биология» - Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Реализация современного научного содержания. Сравнение структур ФГОС ООО и ФГОС ВПО. План подготовки исследовательской работы. Психолого-педагогические аспекты. Критерии оценки. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Стандарт основного общего образования. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта.

«Воспитательная работа по биологии» - Элементы воспитания учащихся при обучении биологии. Пример текста