Детство темы о чем произведение. Краткое изложение Детство Темы Н

Николай Семенович Карташев, вышедший в отставку генерал, стремится воспитывать детей как можно более сурово и жестко. Старшим из мальчиков в этой семье является Тема, который в силу своего живого, подвижного темперамента постоянно становится инициатором различных шалостей и проказ, и именно по этой причине отец не перестает его наказывать самым строгим образом.

В то же время мать мальчика Аглаида Васильевна, образованная и чувствительная женщина, смотрит на воспитание совершенно иначе, считая, что ни в коем случае нельзя подавлять в ребенке его естественное человеческое достоинство и превращать в запуганного зверька, который станет вести себя тихо и примерно лишь из страха очередной физической расправы. Теме, которому всего лишь восемь лет, нелегко жить между нередко конфликтующими родителями, и паренек пытается заранее предугадать, как каждый из них отнесется к определенному поступку с его стороны.

Мальчик случайно ломает цветок, которому все семейство, в том числе и Николай Семенович, придает огромное значение. Тема в ужасе, он понимает, что отец не простит ему такой оплошности, и ребенок не решается признаться в случившемся даже матери, опасаясь, что она не сумеет защитить его от неминуемой кары.

В результате в этот же день Тема причиняет еще множество неприятностей родителям, в частности, юбка гувернантки оказывается разорванной, и генерал Карташев вечером устраивает сыну самую жестокую экзекуцию. Тема впоследствии не может забыть это истязание на протяжении многих лет, даже во взрослом возрасте он не в силах до конца простить отцу собственной боли и унижения, пережитых в этот страшный день.

Мать мальчика замечает, что, невзирая на всю его несобранность и склонность действовать импульсивно, не обдумывая своих поступков заранее, у Темы доброе и горячее сердце, и это обстоятельство искренне радует женщину.

Именно Аглаида Васильевна приходит на помощь к сыну в тот момент, когда он находится в весьма тяжелом моральном и физическом состоянии после избиения отцом. Мальчик с готовностью признается матери во всем, после того как она проявляет полное понимание его ошибок и страданий, Тема чувствует в себе желание совершить какой-либо по-настоящему благородный и смелый поступок.

Вспомнив о собаке Жучке, брошенной кем-то в заброшенный колодезь, мальчик спасает животное, хотя затем он сразу же серьезно заболевает и несколько недель проводит в бреду, не замечая происходящего вокруг. Однако у Темы оказывается здоровый и крепкий организм, поэтому постепенно он возвращается к полноценной жизни, и родители даже дают теперь мальчику больше свободы, разрешая играть с соседскими детьми.

Незаметно пролетают еще два года, и Тема успешно поступает в гимназию. С первых же дней мальчик испытывает глубокий страх перед некоторыми из педагогов, держащихся с учениками крайне холодно и жестко, в то же время он понемногу знакомится с новыми товарищами, мечтая найти для себя настоящего, близкого друга.

Наибольшую симпатию среди одноклассников у Темы вызывает некий Иванов, добрый и спокойный паренек, который к тому же является достаточно начитанным для своего возраста. Под его влиянием и Тема увлекается книгами, изучает творчество Майн Рида и Гоголя. Но в результате весьма некрасивой истории Иванов оказывается исключенным из гимназии, и Карташев, поступивший в этой ситуации малодушно и трусливо, понимает, что дружбы между ними никогда более не будет.

Однако в дальнейшем Теме еще предстоит встретиться с товарищем детства во время учебы в Петербурге, а теперь у него завязываются приятельские отношения и с другими одноклассниками, вместе с которыми мальчик мечтает изменить окружающую их жизнь, уехать в Америку, и ребята даже начинают строить лодку, чтобы переплыть океан.

Целиком погрузившись в свои планы, Тема и его друзья фактически забрасывают учебу, в классном журнале напротив фамилии Карташева появляется все больше отрицательных оценок. Мальчик скрывает это от членов своей семьи, прекрасно представляя себе их негативную реакцию и опасаясь гнева отца. Но в определенный момент становится ясно, что с отплытием в Америку ничего не получится, что уже совсем скоро придется сдаваться экзамены, к которым вся компания оказывается абсолютно не готовой.

Тему охватывает панический ужас, мальчик даже предпринимает попытку самоубийства, проглотив ряд головок спичек. Однако все завершается благополучно и без последствий, родители прощают Теме его ложь, и пареньку все же удается не провалить испытания в третий класс.

В это время подрастающий мальчик начинает больше общаться с отцом. Николай Семенович держится теперь с домашними мягче, ласковее, предпочитая проводить время в кругу семьи. Отношение Темы к отцу постепенно меняется, сейчас он уже испытывает к нему не только отвращение и страх, но и восхищение, симпатию. Однако генерал Карташев чувствует себя со временем все хуже, и вскоре его супруга остается вдовой, а дети сиротами. В этот момент Тема понимает, что самая легкая и беззаботная пора его жизни уже завершилась, далее его ожидают новые проблемы и обязанности.

Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства - отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определённое направление воспитанию детей, среди которых Тёма, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребёнке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного зверёныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тёма, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.

Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своём поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар - вся «повесть грустного дня» - первого дня повествования, заканчивающегося для Тёмы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

В этот ранний период для матери Тёмы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди её сына «сидит горячее сердце». Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий. После искреннего признания и раскаяния Тёма испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбуждённом состоянии от перенесённых физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.

«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил её в старый колодезь, Тёма сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Тёмы. Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом - в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).

Тогда Тёмины «подвиги» заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжёлой болезни. Однако здоровый организм ребёнка берет верх - следует выздоровление, а тёплая, по-осеннему примиряющая погода создаёт у героя такое настроение, когда «вокруг все то же», «все радует своим однообразием» и снова есть возможность «зажить одной общею жизнью».

Выздоровление Тёмы совпадает с ещё одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием. Тёме разрешают посещать «наёмный двор», пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями «носиться с ребятишками», «отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей»: их играм в «дзигу» (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю. Так прошло ещё два года привольной жизни, и «подоспела гимназия». Тёма выдерживает экзамен в первый класс - начинаются первые страхи перед «свирепым латинистом» и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний. Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, «бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами».

На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Тёмой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Тёмы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего», и ему приходится пережить несколько дней «тяжёлого одиночества».

Впрочем, с Ивановым Тёма ещё встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путём пошлой жизни». Приятели, увлечённые строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учёбе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тёма скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела»; компания заслужила прозвище «американцев», а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек», счастливо и без последствий закончившееся. Тёма сдаёт экзамены и переходит в третий класс.

Именно на это время приходится сближение Тёмы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и весёлый дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи».

Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге - «Гимназисты» - читатель встречается с Тёмой Карташевым - учеником шестого класса.

Главный герой повести Тема подружится с одноклассником Ивановым, который станет для него эталоном во всем. Иванов и Тема станут друзьями «не разлей вода». Но этой дружбе не суждено было продолжаться. После одного случая в классе, Иванова исключат со школы. Тема найдет себе новых приятелей, с которыми будет мечтать о путешествии в Америку. Но эта мечта так и не осуществится.

Повесть учит своего читателя, что следует признавать свои ошибки, раскаиваться в совершенном и контролировать свои эмоции. Во всех своих неудачах не следует винить окружающих, а сначала следует разобраться в себе.

Читать краткое содержание Детство Темы по главам (Гарин-Михайловский)

Иванов

Сюжет повести разворачивается вокруг семьи Карташевых. Главный герой произведения Тёма – старший ребенок в семье. Его мама Аглаида Семеновна использовала гуманные средства воспитания, а вот его отец Николай Семенович был против сентиментальных методов воспитания, так как был в прошлом генералом. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и следует их держать строго.

Однажды мальчик поломал цветок отца, рассказать о случившемся он безумно боялся, так как знал, чем это может закончиться. Но рано или поздно правда выходит наружу. Отец узнал об этом случае и жестоко наказал юнца. Спустя многие годы, Тёма помнил об этом, он испытывал чувство вражды к отцу.

Только матери он доверяет самые сокровенные тайны и находит успокоение своей души. Последствиями тяжелых физических наказаний становится болезнь Темы. Он показывает настоящее мужество и совершает храбрый поступок.

По рассказам няни, мальчик узнает, что его любимую собачонку бросили в колодец. Тема вначале во сне, а затем уже наяву спасает Жучку. Это событие раз и навсегда изменило мировоззрение мальчика. Тема заболел и несколько недель лежал с горячкой. Хороший иммунитет, молодой организм справился с болезнью, и Тема выздоравливает.

Мальчик посещает пустырь, там он проводит время, играется с ребятами, ведет беззаботную жизнь. Так проходит два года. Тема успешно сдает экзамены в 1 класс.

В школе герой в первый раз узнал, что такое настоящая дружба. Он подружился с соседом по парте Ивановым, который в последующем стал дл него идеалом. Тема во всем пытался подражать приятелю. Он начал много читать, так как его друг любил книги. Приятель Темы поделился своей историей жизни.

Иванов – сирота, приехал к родственникам, богатым помещикам, но они относятся к нему с презрением. Летом он собирается поехать в деревню к другим родичам. Там хорошо, много вишни на деревьях. Тема внимательно слушал рассказы товарища. Ему было жалко друга, он был готов отдать ему все, что имел.

Школа мальчику быстро надоела, он ленился рано вставать, но тут же вспоминал, что увидит Иванова и его одолевало прекрасное чувство.

Ябеда

Пришло время, когда дружба двух друзей прекратилась.

Учитель французского языка Бошар плохо относился к ученикам. На одном из его уроков произошел инцидент полностью изменивший жизнь Темы. В глазок двери заглянул чей-то глаз, а Вахнов показал глазу дулю. В дальнейшем выясняется, что это глаз Иван Ивановича. Последний решает рассказать все директору, но Вахнов пытается оправдать себя и просит помощи у Бошара. Тот естественно ему отказывает. Тогда Вахнов встал на колени перед Иван Ивановичем и стал просить помилования. Он пожалел мальчика и ничего не рассказал директору.

Но об этом случае стало известно директору и педсоветом Вахнова приговорили к аресту на две недели по два часа в день. Вахнов думал, что донес информацию Бошар, но это было не его рук дело.

Как то раз на уроке Вахнов рассказал ребятам, что подложил иголку на стул Бошара. Урок начался, учитель сел на стул и тут же вскочил и вышел с класса. Пришел директор и забрал Тему, Иванова и Вахнова. Первым под раздачу попал Тема. Директор кричал и требовал рассказать правду и Тема не выдержал такого давления и все доложил.

Добившись желанного, директор запер мальчика в комнате, а сам вышел.

В скором времени Тема услышал крики Иванова и понял, что его также допытывает директор. Но Иванов угроз директора об отчислении даже не боялся, он не выдал товарища.

Теме сказали идти в класс, осознавать себя ябедой было жутко неприятно, на душе было очень тяжело.

На заседании педсовета было решено исключить из школы Вахнова, а родственникам Иванова разрешили добровольно забрать документы. Тема был наказан на неделю.

Герой вернулся домой, расплакался и излил матери душу. Мама успокаивала сына и советовала впредь контролировать свои эмоции, не поддаваться слабости. Еще долгое время Тема рыдал, у него была истерика, он не мог представить, что никогда не увидит своего товарища Иванова. Одного неверного шага бывает достаточно, чтобы испортить отношения с человеком. Тема предал, но он этого не желал, он просто не справился со своими эмоциями.

В Америку

Спустя несколько дней Тема остыл. У него появились новые приятели Касицкий и Данилов. Данилов рассказывал друзьям о море. Он хорошо управлял лодкой и часто катал на ней друзей. Приятели забросили учебу и начали получать плохие отметки. Об этом Тема дома умалчивал. А у его мамы было мало свободного времени контролировать успеваемость сына, так как у нее родился еще один ребенок. Ребята мечтали отправиться в Америку. Все деньги, которые им давали на обед, они отдавали Данилову, который собирал их в общую кассу. На Пасху, приятели решили осуществить свою мечту. Подплыли к кораблю, который отправлялся в Америку, и начали махать белыми флагами. Но пассажиры подумали, что с ними прощаются и поэтому корабль не остановился. Так сорвался гениальных план мальчишек.

Экзамены

Приближались экзамены, а Тема так и не рассказал о своей успеваемости. После того как он провалил три экзамена, он признался родителям об обмане. Мать и отец были в ярости, они не ожидали такого крутого поворота. Тема был готов сквозь землю провалиться. Увидев спички, он решает покончить жизнь самоубийством, но после его одолевает страх. Поломав головки спичек, он кладет их в стакан с водой и выпивает. Все это видят родители. Мать в истерике начала отпаивать сына молоко, отец плюнул и вышел с комнаты. Тема умолял пощады, он осознал свою вину. После этого случая, он пересдал три экзамена на отлично.

Гарин Михайловский написал Детство Темы, с которым мы и предлагаем познакомиться в кратком содержании, чтобы быть в курсе сюжета и уметь пересказать книги Детство Темы.

Детство Темы краткое содержание

Детство Темы и его краткое содержание поведает читателю о жизни мальчика, и самое интересное, что данное произведение является автобиографическим.

Глава 1

Итак, Детство Темы и его краткое содержание по главам переносит нас на террасу, что находится в доме семьи Карташовых. Там Тема стоит над сломанным цветком и не верит в произошедшее. А ведь какую-то долю секунды назад он представлял, как позовет отца и обрадует его тем, что расцвел удивительный цветок. Теме захотелось поближе посмотреть на цветы. Мальчик присел на корточки и просто упал на цветок, сломав его. Тема в растерянности, ему страшно, ведь нужно признаться отцу в случившемся, а значит, наказание не минует. Он представляет, как огорчится его отец, как позовет его в свой кабинет, где они останутся вдвоем. А ведь его отец такой страшный в гневе. Мальчик представил, как отец снимет ремень и начнет его пороть. Представляя все это, мальчик по прежнему стоял возле цветка. Он думал о том, как все исправить и, услышав шорох, быстро принимает решение. Воткнув цветок в землю, Тема скрывается на кухне, где кипит работа. Там Тема узнает, что родители уезжают и мальчик вздыхает с облегчением, ведь теперь наказание оттягивается.

Так как наказание откладывается, то Тема вышел в сад, где играли его сестры. Там он случайно ломает лозы, за которые отец также может наказать. А тем временем Еремей подготовил карету. Тема подбежал к родителям, где стал проявлять нежность к матери, та и поняла, что что-то произошло. Родители едут, а Теме приходит в голову прокатиться на Гнедко — их лошади. Своей идеей он делится с сестрой. Затем сев на лошадь, он скачет галопом и резко притормозив, падает с лошади. Дальше Тема ругается с бонной, которая присматривала за детьми, дерется с сестрой, после чего все уходят.

Тема остается со своим другом, которому он пообещал принести сахара.

За завтраком Тема плохо ест, а когда все уходят, он крадет несколько кусочков сахара. За этим действием его застает сестра и бонна-немка. Вот теперь Тема понимает, уж точно ему никто не простит, ведь воровство — это плохо. А тут еще и гроза началась. Теме пришлось идти в детскую и, наблюдая за грозой, он вспомнил, что не видел свою Жучку. Он стал ее везде искать, ему вспомнились слова прислуги Акима, который грозился ее убить, но тот божился, что этого не делал. Тема побежал искать собаку на улицу и столкнулся с отцом. Увидев отца, мальчик бросился в дом.

Глава 2

Отец, убедив своими доводами мать, которая якобы неправильно воспитывает мальчика, закрылся с сыном в кабинете. Мальчик был напуган, он просил отца не наказывать его, но отец не слышал сына. Он приступил к порке. Как ни просил мальчик остановиться, отец не прекращал его бить. Ребенок даже укусил отца, чтобы тот остановился, но ничего не помогало. Мать же, сидя в коридоре, очень сильно переживала, каждый крик ребенка отдавался в ее сердце. Не выдержав, она вбежала в кабинет и обвинила мужа в том, что тот не умеет воспитывать, также сказала, что следующий раз он ударит ребенка только через ее труп.

Глава 3

Мать ищет Тему, но в комнате не находит его. Тема лежит в маленькой комнате на диване. Не стала она его беспокоить и пошла в свои покои. Там она винила себя, что допустила подобное, ведь нельзя детей так воспитывать. Дети делают глупости, потому что не до конца осознают, до чего могут привести их шалости. Им нужно объяснять и рассказывать, а не подобно ее мужу, воспитывать ремнем. У прислуги мать узнает, что Тема целый день ничего не ест. Это ее огорчает. Она приказывает для детей приготовить ванну.

Сначала искупались девочки и младший сын, а после позвали Тему. При этом мать приказала приглушить свет, а все потому, что знала, во время порки ее сын немного обделался и чтобы его не травмировать приказала всем сделать вид, что никто ничего не заметил. Также сказала оставить хлеб, ведь ее сын ничего не ел. Позвала Тему купаться его любимая горничная Таня. Мальчик пришел в комнату и решил купаться самостоятельно. Когда остался один, снял с себя белье и смыл все улики, спрятав мокрое белье. После искупался, а, увидев хлеб, съел его. Когда вышел, Таня повела его в покои матери, ведь нужно было родителям желать спокойной ночи, и хоть мальчику не хотелось видеться с родителями, он вошел в комнату. Там и поговорил с мамой, выплакав свои слезы и рассказав о несправедливости к нему. Мама же объяснила сыну, что все произошло из-за его трусости, ведь, если бы он сразу рассказал правду о цветке, то, возможно, никакого наказания и не было бы, а так есть что есть. Затем мальчик обнял мать и крепко к ней прижался.

Глава 4

Тема спал, но спал беспокойно, а когда проснулся посреди ночи, увидел няню. Он спросил ее о Жучке и няня сказала, что кто-то бросил ее в старый колодец. Собака целый день лаяла, звала на помощь. После этих слов Тема уснул и ему снилось, как он спасал свою собаку, а рано утром, когда мальчик проснулся, он пошел на самом деле спасать свою Жучку. Взял он веревку, направился к старому колодцу, куда пришлось спускаться, ведь по-другому вытащить собаку нельзя было. Силы изначально были на исходе, так как Тема заболел, но об этом еще не подозревал. С неимоверными усилиями ему все-таки удалось достать собаку, а когда он вылез из колодца, то упал без памяти. Его нашел Еремей. Очнулся мальчик в своей комнате, всех увидел рядом с собой, но вскоре вновь провалился в беспамятство. Он постоянно бредил и был на волоске смерти.

Глава 5

Долго организм ребенка боролся с болезнью, целое лето проболел мальчик и только под осень силы стали возвращаться. Вот он уже ходил весь худой по двору, где услышал разговор матери и отца. Они говорили о нем. Мать подняла вопрос о том, чтобы разрешить Теме играть с другими детьми в наемном дворе.

Теперь каждый день Тема ходит в наемный дом, что принадлежал его отцу и сдавался в аренду. Там среди мусора играли дети, но для них это не был мусор, это были настоящие клады, где всегда можно отыскать что-то интересное. Однажды дети нашли в одной хижине, повешенную женщину и стали придумывать различные страшилки. А вскоре дети увлеклись различными играми и здесь Тема у Абрумка просил орехов, обещая заплатить за них. Орехи он получил, а вот деньги не отдавал. И вот умерла больная жена Абрумки. Поговаривали, что он лично своими руками ее задушил, и на похорон понадобились деньги. Тема просит деньги у матери и относит Абрумке. Там видит, как его жену готовят к погребению. Тема рассуждает о жизни и смерти, о том, что все мы умрем рано или поздно и от таких мыслей ему захотелось больше двигаться. чтобы успеть пожить, наслаждаясь детством, ведь во взрослой жизни будет ему скучно.

Так и год пролетел. Тема продолжал бегать во двор, особенно любил с друзьями спускаться к морю и помогать рыбакам. А однажды ребята зашли к мяснику и там на них накинулся разъяренный бык. Мясник еле спас ребят, в том числе и Тему. За то, что дети зашли к нему без спроса, мясник надрал уши Теме. Это мальчика обидело и он захотел отомстить, поэтому, когда мясник проходил мимо двора, где жил Тема, мальчик бросил камень в лицо мужчине. Такой поступок не оценила мать, наругав Тему, а вот отец поддержал сына, но от этого Теме не было легче. Тема долго еще извинялся за проступок, а мать не могла простить такое, но потом простила и сказала, чтобы он уже брался за голову, как ни как, ему уже десять, например, один мальчик уже царем был в его годы. Тему тоже захотелось стать царем, но мать объяснила, что такое невозможно, а вот стать помощником царя можно.

В этот вечер Тема засыпал в возвышенном настроении, представляя как он помогает грозному царю и при этом он все-таки был горд за то, что отомстил мяснику.

Глава 6

Тема поступает в гимназию. Вот уже и форму ему выдали и он решил пройтись по наемному двору, чтобы все видели его в форме. Здесь же он встретил своих друзей, с которыми пошел к морю, чтобы поплавать. У моря к нему подошел старик и сказал, что негоже гимназисту плавать вместе с дворовыми ребятами, вот и отошел он со стариком в сторону. Снял свои одежды Тема и пошел купаться в море, а когда вышел, ни старика, ни одежды не было. Пришлось голым идти домой. Новую одежду пришлось ждать неделю, из-за этого Тема пришел на уроки с опозданием. Так как все места были уже заняты, он сел на последнюю парту. Там сидел Вахнов, из-за которого Тема столкнулся с первыми трудностями. Из-за Вахнова Тему чуть не исключили из гимназии, но, когда приехали родители Темы к директору, то тот сказал, что исключать не будет парня, но ему придется ответить за то, что не рассказал о шалостях и не выдал Вахнова, считая, что поступает по товарищески.

Тема остается в гимназии, а в качестве наказания ему придется оставаться в гимназии после уроков.

Глава 7

Вот и начались будни Темы. Каждый день он вместе с сестрой отправлялся в гимназию. Вот и сегодня в дождливый день они отправились вместе. Она в женскую, а он в мужскую гимназии. И в этот раз Тема вновь опаздывает. Он просит учителя не ставить отсутствие, но тот советует ему раньше вставать и уходит. На перемене Вахнов вновь издевается над Темой, который постоянно просит его этого не делать и вот входит учитель латыни. Он просит отвечать урок, но многие не готовы и делают ошибки, в том числе и Тема, далее был урок немецкого, где Вахнов издевался над больным учителем, который так и не окончил урок по причине своей болезни. Последним уроком была история естествознания, где преподавал любимый учитель Темы.

После уроков, Тема встретил сестру и они пошли домой. Дома за обедом Тема рассказывает о больном учителе и они с матерью идут его проведать.

По приходу домой, Тема с Зиной садятся за уроки и как всегда начинают спорить. Когда уроки все сделаны, Тема бродит по дому, зашел к Еремею, поговорил с Таней, а после, пошел спать, ведь завтра новый будний день и таких скучных дней еще будет очень много и Тема засыпает.

Глава 8

Учитель немецкого все-таки умирает в место него приходит новый учитель, который был не таким, как прежний. Тема находит нового друга Иванова, который любил Теме рассказывать на уроках страшные истории, о которых он читал в книгах. Тема тоже заинтересовался подобными книгами и уже во втором классе стал читать Гоголя, Вагнера, Майн-Рида. Иванов был лучшим другом Темы, и Тема его очень любил. Этот Иванов даже Теминой маме нравился. Однажды Тема попросился к Иванову поехать в деревню и мама разрешила летом съездить с тем условием, что Тема перейдет в третий класс.

Глава 9

Не долгой была дружба с Ивановым. Из-за одной неприятной истории, Вахнова и Иванова исключают из гимназии. Иванов прекращает общение с Темой, самого же Тему называют ябедой, ведь именно он выдал всю историю директору.

Глава 10

Тема заводит разговор с Касицким, который просится сесть с Темой вместе, к ним присоединяется и Данилов. Все в классе заговорили о том, что Тема и им услужит. Тема, Данилов и Касицкий сдружились. Они часто плавали вместе на лодке, в зимнее время просто бродили у моря и слушали истории Касицкого. Как-то ребята надумали ехать в Америку. Они уже и деньги стали собирать, и план приготовили. Построили лодку, на которой решили отплыть от берега, а потом пересесть на корабль. И вот тот день настал. Отплыли парни от берега и стали ждать пароход, который постепенно к ним приближался, но не забрал он парней. Друзьям пришлось возвращаться на берег. С одной стороны было радостно, что не удалась затея, а с другой стороны были на носу экзамены, которые нужно было сдавать.

Глава 11

Вот и начались экзамены. После каждого из них Тема говорил маме, что все нормально, только оценки не показывал. Как оказалось, три экзамена он завалил и нужно пересдавать. Но, чтобы разрешили пересдавать, родителям нужно было идти к директору. Так родители Темы узнали о том, что их сын завалил экзамены. Они стали ругать Тему и тут Теме пришла мысль о смерти. Он решил отравить себя, что и сделал, только вовремя Таня обнаружила Тему и его спасли. Мать же пошла к директору и договорилась о пересдаче, а Тема потратил две недели на подготовку к пересдаче в итоге все знал хорошо и смог ответить на все вопросы. Тему перевели в следующий класс, о чем он всем сообщил. Ведь может же, если хочет, может даже лучшим учеником стать.

Глава 12

В этой главе автор рассказывает о сближении отца и сына. Отец стал часто рассказывать истории о прошлых походах, о сражениях, о товарищах. Тема слушает эти рассказы с удовольствием, Вот только здоровье отца его сильно пошатнулось и вскоре отец его, некогда сильный генерал и вовсе сдал. Вскоре генерала Карташева не стало.
Завершается краткое содержание Детство Темы похоронной процессией, где лились слезы Темы по умершему своему отцу.

4 (80%) 5 votes


На этой странице искали:

  • детство тёмы краткое содержание
  • детство темы краткое содержание по главам
  • краткое содержание Детство Тёмы
  • краткое содержание детство темы по главам
  • детство

В одесской усадьбе в большой семье отставного генерала Николая Семёновича Карташева растёт его старший сын Тёма. Характер николаевского генерала суровый, и он держит своих детей в строгости, приучая их дисциплине. У матери Тёмы Аглаиды Васильевны, умной и образованной женщины, противоположные взгляды на воспитание детей. Она считает, что детей нельзя унижать и держать в страхе перед телесными наказаниями. Восьмилетний Тёма растёт подвижным, шаловливым ребёнком. Сегодня его преследуют неудачи. Нечаянно он ломает любимый отцовский цветок, но в страхе перед предстоящим наказанием не признаётся в этом. Затем следуют самовольная скачка на лошади, разбитая посуда, разорванная юбка гувернантки и, наконец, кража сахара. Отец жестоко выпорол ребёнка. На всю жизнь у Тёмы сохранилась память о жестоких экзекуциях и недоброе чувство к отцу. Аглаида Васильевна знает, что у её сына доброе сердце, и он не заслужил такого жестокого наказания. Чуткая, но строгая любовь матери находит отклик в душе Тёмы, и он признаётся ей во всём. Мальчик испытывает облечение, но всё ещё находится в стрессе из-за перенесенных мучений. Тут он вспоминает свою любимую собачку Жучку. Няня сообщает ему, что какой-то негодяй бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма спускается в колодец, и, рискуя жизнью, спасает свою любимицу. Воистину отважный поступок! Этот эпизод врезался в память Тёмы. В дальнейшем, при сложных жизненных перипетиях он будет вспоминать это событие, произошедшее тёплой летней ночью. Так, решив покончить с собой, он в прощальном письме к матери сравнивает себя с брошенной в колодец собачкой. Тяжёлые сутки заканчиваются для Тёмы долгой, тяжёлой болезнью. Здоровый детский организм побеждает, и Тёма радуется своему выздоровлению. Тёма получает разрешение играть с ребятишками на "наёмном пустыре" - участке усадьбы, который Карташев сдаёт в аренду. Здесь мальчик находит новых друзей, участвует во всех играх, ходит с ними на море. Привольная жизнь длится ещё два года. Но тут Тёме пора поступать в гимназию. Он успешно выдерживает вступительный экзамен и становится гимназистом. Новая жизнь - новые эмоции и впечатления: страх перед строгим учителем латыни, привязанность к доброму учителю естественной истории, новые друзья. Но проходит время, эмоции тускнеют, и наступают однообразные гимназические будни. Тёма дружит с одноклассником Ивановым, добрым и спокойным мальчиком. Иванов любит читать и приобщает Тёму к чтению. Однако после прискорбного происшествия Иванова исключают из гимназии. Дружба заканчивается по серьёзной причине: Иванов становится очевидцем неблаговидного поступка друга. За Тёмой закрепляется репутация доносчика. Ему тяжело пережить бойкот одноклассников. У Тёмы появляются новые друзья. С ними он строит планы путешествия в Америку. Приятели приступают к строительству лодки, на которой они предполагают совершить путешествие. Разумеется, это идёт в ущерб учёбе и приводит к плохим отметкам в гимназическом журнале, о которых родители не знают. Конечно, путешествие в Америку не состоялось, а пробелы в учёбе дали о себе знать. Тёму охватывает страх перед провалом на экзаменах. Его даже посещает мысль о самоубийстве, он хочет отравиться спичками. К счастью, всё заканчивается благополучно. Тёма успешно сдал экзамены и перешёл в третий класс. Отец Тёмы с годами стал мягче и сблизился с детьми. Он чаще общается с ними, рассказывая о былых походах и сражениях. Но здоровье генерала слабеет с каждым днём, и он умирает. Золотое детство Тёмы закончилось.