История происхождения и толкование имени рустик. Именины рустика Рустик имя

Число имени: 1

Единицы - чрезвычайно целеустремленные личности, которые все свои силы готовы отдать для воплощения идей в жизнь. Эти творческие люди никогда не будут страдать от плохого воображения, а лидерские качества помогут им достичь вершин в бизнесе.
Единицы всегда находятся в центре внимания окружающих, они умеют подчинять себе других. Порой агрессивность бывает чрезмерной, однако упорство позволяет достигнуть поставленных целей. Это достаточно противоречивые личности, которые могут сомневаться в себе, но никогда не потеряют самоуважения. Единицы - хорошие партнеры, если уделять им должное внимание.

Значение букв в имени Рустик

Р - люди с буквой "Р" в имени обладают неординарным мышлением. Они очень ответственны, на них можно положиться в любой ситуации. У них хорошо развита интуиции, крайне негативно относятся ко лжи. Постоянно стремятся к лидерству, но в семейных отношениях они полагаются на своего партнера.

У - эти люди по своей натуре относятся к интровертам. Они очень скрытные, предпочитают домашние посиделки. Как правило, в школе и институте учатся на отлично. Тяжело заводят новые знакомства. Сторонятся противоположного пола. Для достижения цели могут задействовать все ресурсы и довести дело до конца.

С - отличаются упрямством, непредсказуемостью и лидерскими качествами. В своих поступках привыкли опираться на логику и здравый смысл. Бывают чрезмерно эмоциональными, а порой даже капризными. Они постоянно желают выделиться из серой массы. К партнеру могут предъявлять завышенные требования.

Т - люди с именами, которые начинаются на эту букву, всесторонне развиты. Они ранимые, чувствительные и творческие натуры. Стараются быть во всем справедливыми. Обладают хорошей интуицией, хорошо приспосабливаются к разным условиям окружающего мира. Способны проявлять великодушие.

И - тонкая душевная организация, романтичность, доброта, честность и миролюбие. Представительницы прекрасного пола уделяют много внимания своей внешности, а мужчины делают акцент на внутренние качества. Больших успехов им удается достичь в науке и работе с людьми. Очень хозяйственны и расчетливы.

К - отличаются проницательностью, небольшой нервозностью и сильной выносливостью. В независимости от пола, люди с первой буквой имени "К" обладают сильным, волевым характером. Они отличаются недюжинным упрямством, которое является причиной подавляющего большинства конфликтных ситуаций дома и на работе.

Имя как фраза

  • Р - Рцы (Реки, Говори, Изречения)
  • У - Ук (Оук, Указ, Указывать, Приказывать)
  • С - Слово
  • Т - Твердо
  • И - И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с")
  • К - Како

Имя Рустик на английском языке (латиницей)

Rustik

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание имя Рустик по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Полезное видео

Житие

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81 - 96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается", - сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17 :16 - 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: "Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".

После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: "О Небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О Именах Божиих", "О мистическом богословии", а также десять посланий к разным лицам.

Книга "О небесной иерархии" написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Собор Небесных Сил бесплотных - 8 ноября.)

Цель Богоучрежденной ангельской иерархии - восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга святителя Дионисия "О церковной иерархии" является продолжением его книги "О небесной иерархии". Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно - в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

Книга "О именах Божиих" излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга святителя Дионисия "О мистическом Богословии" также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога - нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют "Ареопагитики") имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI - VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником (+ 662).

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (+ 1406) и писанная его рукой.

Священномученик Дионисий Ареопагит 1 происходил от благородных родителей - язычников, и получил воспитание в знаменитом городе Афинах 2. В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости 3. в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников. Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь 4. где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии 5. В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:

Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!

Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего. Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделали членом Ареопага. Когда святой Апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа 6. тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого Апостола, запечатлевал их в своем сердце. Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди Апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом 7. - Апостол Павел спросил его:

Кого вы почитаете за Бога?

Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других 8. Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, Апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: «Неведомому Богу». - Он спросил Дионисия:

Кто сей «Неведомый Бог»?

Тот, - отвечал Дионисий, - Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца.

Услышав сие, Апостол начал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия; на основании тех же самых слов Дионисия Апостол сообщил ему, что Сей Бог уже пришел, что Он родился от Пресвятой Приснодевы Марии и, пригвожденный ко Кресту, пострадал для спасения людей. Будучи не в силах видеть Его страдание. солнце изменилось в мрак, и в течение трех часов не испускало света своего для вселенной. Сей-то Бог воскрес из мертвых и вознесся на небо. - «Итак, Дионисий, - заключил свои слова святой Апостол Павел, - веруй в Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Иисусу Христу».

Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и святой Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог. После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа. Просвещенный светом Божественной благодати, Дионисий начал упрашивать Апостола помолиться о нем Богу, дабы Он был к нему милосерд и сопричислил бы его к рабам Своим.

Когда Апостол Павел уходил из города Афин, один слепец, о котором все знали, что он не видит с самого своего рождения, умолял Апостола даровать ему прозрение. Святой Апостол, осенив крестным знамением глаза слепого, сказал:

Господь мой Иисус Христос, Который «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Иоан.9 :6), и даровал ему зрение, Тот да просветит и тебя Своею славою!

И тотчас после сего слепой прозрел. Апостол Павел повелел ему идти к Дионисию и сказать:

Меня послал к тебе Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов.

Слепец отправился и сказал то, что повелел Апостол Павел; вместе с тем, он проповедовал о Божием благодеянии, оказанном ему чрез Апостола. Увидав известного ему слепца прозревшим, Дионисий еще более утвердился в своей вере во Христа. Вместе с своею женою Дамарою 9. с сыновьями и со всем своим домом, он немедленно пришел к Апостолу Павлу и крестился от него. После сего Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к Апостолу Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал Апостол. Чему Дионисий научился от Апостола Павла, о тем свидетельствуют его сочинения: «О Божественных Таинствах» 10. Впоследствии Дионисий был поставлен Апостолом Павлом во епископа, и из Солуни отправлен был в Афины, дабы там послужить спасению людей. Сей Дионисий слышал проповедь не одного только Апостола Павла, но и всех Апостолов. Он находился в их сонме в то время, когда они все были собраны к погребению Пречистой Владычицы Богородицы. Он сам о себе пишет в своих книгах, что он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия 11 и первоверховного Петра. Там же Дионисий видел и Иоанна Богослова с учениками Апостола Павла святыми Тимофеем и Иерофеем 12 и с иными многочисленными братьями, когда он проповедовал там о Таинствах веры.

После своего обращения ко Христу святой Дионисий прожил в Афинах довольно продолжительное время и значительно распространил основанную там святым Апостолом Павлом церковь Божию. Затем Дионисий, подобно святым Апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его - блаженный Павел, пострадавший за Христа от Нерона 13 в Риме. Поставив афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился в Рим, где его с радостью принял святой Климент, епископ римский 14. Прожив с ним недолгое время, святой Дионисий был послан Климентом - вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией - в Галлию 15 для проповеди здесь слова Божия язычникам. Придя с ними в Галлию, святой Дионисий стал проповедовать слово Божие обитателям той страны, и в городе Париже 16 многих обратил от идолослужения к вере в Господа. Там он построил церковь 17 на собранные новообращенными христианами средства. В сей церкви Дионисий совершал бескровные жертвы, моля Бога, чтобы Он даровал ему силу привлечь к Церкви многих словесных овец. Когда таким образом распространялось здесь слово Божие, началось вторичное после Нерона гонение, воздвигнутое Домицианом 18. Сей император послал в Галлию военачальника Сисиния, дабы предать мучениям тамошних христиан. Придя в город Париж, Сисиний приказал прежде всего схватить для мучения Дионисия, прославившегося чудесами и мудростью Божией; вместе с ним были взяты Рустик и Елевферий, прочие же из братии удалились на проповедь в другие страны. Святой Дионисий в сие время был уже очень стар и утомлен трудами Евангельской проповеди. Когда он, крепко связанный, вместе с Рустиком и Елевферием, приведен был к полководцу Сисинию, последний, взглянув на него, с гневом произнес:

Ты ли тот злочестивый старец Дионисий, который, хуля наших 19 богов, ниспровергает всё служение им и противится царским повелениям?

Святой отвечал:

Хотя я, как ты и сам видишь, уже состарился телом, но вера моя цветет юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад для Христа.

На вопрос Сисиния: «Кого он почитает за Бога», - святой Дионисий возвестил ему слово истины и исповедал великое имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа.

Но воевода, уподобившись глухому аспиду 20 и не желая слушать спасительной проповеди, спрашивал всех троих, - Дионисия, Рустика и Елевферия, желают ли они повиноваться царю и принести языческим богам жертвы. Они же, как бы едиными устами, отвечали:

Мы - христиане, почитаем Единого Бога, Который на небе, и Ему мы покланяемся; приказанию же царскому повиноваться не будем.

Тогда Сисиний приказал обнажить Дионисия и без милосердия бить веревками. Святой всё сие терпел, благодаря Бога за то, что Он сподобил его носить раны Его на теле своем. Также точно мучили Рустика и Елевферия, но и они, укрепляемые примером Дионисия и наипаче Самим Богом, в терпении прославляли Христа. Сисиний, сознавая, что скорее ослабнут руки палачей, чем изнеможет терпение святых, в тот же день велел бросить мучеников в темницу. На утро слуги вывели святого Дионисия из темницы и, по приказанию мучителя, положили его на раскаленном железе. Между тем святой воспевал псалом: «Слово Твое весьма чисто [разжжено], и раб Твой возлюбил его» 21 (Пс.118 :140). После сего, снявши святого с железа, бросили его на съедение зверям. Но святой оставался невредимым и от зверей, потому что Бог заграждал уста их. Затем святого бросили в сильный огонь, но и там он остался невредимым, ибо огонь не касался святого и не причинил ему никакого вреда; после сего он снова был брошен в темницу к Рустику и Елевферию. В темницу к Дионисию приходили многие из верующих и святой совершал там для них Божественную литургию и причащал их св. Таин Тела и Крови Христовых. Когда он совершал Божественную литургию, верующие видели над блаженным Дионисием несказанный свет: с воинством ангелов являлся Царь Славы и, поскольку возможно было сие для телесных очей верующих, они взирали на Него. По прошествии некоторого времени, Дионисий, Рустик и Елевферий были выведены из темницы и представлены к военачальнику, который снова увещевал их принести жертвы идолам. Святые не повиновались, но исповедали Христа Бога Истинного. Тогда мучитель в гневе приказал беспощадно быть святых, а потом осудил их на усечение мечом.

Когда святых вели из города к горе, прозывавшейся Ареевой 22. то Дионисий молился, взывая:

Боже, Боже мой, создавший меня и научивший вечной Твоей премудрости, открывший мне Твои таинства, и всюду, где бы я ни находился, сопребывавший со мною. Благодарю Тебя за всё, что Ты устроил чрез меня для славы пресвятого Твоего имени и за то, что Ты посетил мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня к Себе с друзьями моими. Итак, молюсь Тебе: приими меня и друзей моих, будь милостив для тех, которых Ты стяжал Своею Кровию и сопричислил нас к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Затем, произнесши слово «аминь», святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою. Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик.

По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею два поприща 23 до того места, где христианами устроена была церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали во Христа. Принявши главу святого, Катулла пожелала взять и тело, но язычники не дозволили ей сего. Тогда Катулла, пригласив в свой дом сторожей, радушно угостила их и оделила подарками, приказав в то же время христианам взять святое тело Дионисия. Христиане, взяв тело Дионисия, похоронили его на том самом месте, где была отдана Катулле голова.

Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в девяносто шестом году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь 24 .

1 Ареопагит - член верховного Афинского государственного совета и судилища - Ареопага.

2 Афины - столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р.Х.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран.

3 Еллинский - греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности.

4 Илиополь - город в Африке; находится на правом берегу реки Нила, на одном из его восточных рукавов, - на юге нижнего Египта.

5 Астрономия - наука, изучающая законы движения светил небесных. Египетские ученые, именно жрецы, в особенности славились изучением этой науки.

6 Во время второго великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, - около 54 г. по Р.Х.

7 Подробно о сем повествуется в книге Деяний Апостольских: 17:15-34.

8 Кронос или Хронос - бог времени, сын Урана (Небо). Греки думали, что он произвел на земле золотой век, существовавший в первый период жизни рода человеческого. - Афродита или Венера - богиня женской красоты и любви. - Зевс (или Юпитер - у римлян) почитался у греков главным божеством, отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. - Гефест - бог огнедышащих гор и покровитель кузнечного искусства. - Гермес - бог, покровитель торговли и всякого рода сношений между людьми и богами, - вестник воли богов. - Дионисий или Вакх - бог вина и веселья. - Артемида или Диана, известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты.

9 О Дамаре упоминает и книга Деяний Апостольских: 17:34.

10 «Таинственное богословие», - как иначе называется это сочинение, - рассуждает о том, что все человеческие представления и определения Бога не выражают Его сущности и что Боговедение должно состоять в таинственном созерцании непостижимого Божественного Существа.

11 Святой Апостол Иаков (Младший) был сын Алфея (Клеопы) и Марии, сестры Богоматери (Иоан.19 :25 ; Мрк.15 :40, 47 ; 16:1; Лк.24 :10 ; Мф.13 :55 ; Мрк.6 :3). Он особенно заботился об устройстве церкви во Иерусалиме и претерпел мученическую кончину в 62 г. по Р.Х. После него остался составленный им древнейший чин литургии.

13 Нерон - римский император (54-68 гг. по Р.Х.) - был первым жестоким гонителем на христиан. В 66 или 67 г. во время сего гонения, претерпел мученическую кончину св. Апостол Павел, осужденный на смерть чрез усечение мечом.

14 Святой Климент, третий епископ города Рим (с 92 по 101 г.). Претерпел мученическую кончину при императоре Траяне (в 101 г.). Памятником его деятельности на пользу церкви осталось его послание к Коринфянам.

15 Галлия - нынешняя Франция.

16 Париж - ныне столица Франции, на реке Сене; в древности называлась Лютеция.

17 Впоследствии здесь был знаменитый монастырь «Сен-Дени», усыпальница древних французских королей.

18 Домициан царствовал с 81 по 96 г.

19 У римлян были те же боги, что и у греков, только с другими именами.

20 Аспид - род ядовитого змея. Этим словом в богослужебных книгах иногда называется диавол.

21 Псалмопевец говорит в данном стихе псалма о слове Божием, заповедях Божиих, которые он возлюбил боле всего. Претерпевая огненные мучения, святой Дионисий как бы забывает о них, а имеет на устах лишь слово Божие.

22 Ареева, т.е. Марсова. Арей или Марс - языческий бог войны.

23 Поприще - мера расстояний; оно равнялось нашим 690 саженям. Два поприща, таким образом, составляют 1380 саженей или 2,75 версты.

24 Дионисию Ареопагиту, кроме вышеозначенного, принадлежат еще следующие сочинения: а) «О небесной иерархии», в котором излагается учение о девяти чинах ангельских, с объяснением свойств и обязанностей каждого; б) «О церковной иерархии», -- где излагается учение о степенях церковной иерархии с таким же объяснением; в) «Об именах Божиих»; здесь Дионисий разъясняет значение имен Божиих, употребляемых в Священном Писании и г) «Десять писем к разным лицам».

25 Под «сосудом избранным» здесь разумеется св. Апостол Павел, просветивший светом христианства святого Дионисия.

26 Т.е. Апостола Павла (2Кор.12 :2).

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным – в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81–96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», – сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян.17:16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.

Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире Ангельском. Ангельская (или Небесная) иерархия состоит из девяти Ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы (Собор Небесных Сил бесплотных – 8 ноября.)

Цель Богоучрежденной Ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением его книги «О Небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и Ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных Таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных Таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга святителя Дионисия «О мистическом богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога – нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI–VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662).

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.

Имя Рустик на разных языках

Рассмотрим написание и звучание имени на китайском, японском и других языках: Китайский (как написать иероглифами): 凸台 (Tū tái). Украинский: Рустик. Идиш: באָססאַגע (bossage). Английский: bossage (bossage).

Происхождение имени Рустик

Значение имени Рустик

Деревенский.

Характер имени

Люди с именем Рустик отличаются смелостью и независимостью. В детстве это проявляется в виде выраженного своеволия и чрезмерной даже для ребенка любознательности.

С возрастом такой человек преобретает качества, позволяющие ему занимать лидирующие позиции в колллективе: решительность, ответственность, находчивость, быстрота реакции. Он редко нуждается в поддержке, но и сам оказывает ее лишь тем, в ком видет реальный потенциал.

Нумерология имени Рустик

Обладатели этого числа имени всегда занимают активную жизненную позицию и всегда четко знают, чего хотят добиться. Они лучше всех ориентируются в сложных и даже экстремальных жизненных ситуациях, их невозможно смутить резко изменившимися обстоятельствами или застать врасплох сложностями. Однако «долгоиграющие» проекты не их конек – быстро теряют интерес к делу и выпускают нити из своих рук, что автоматически вычеркивает их из числа деловых людей. Конек «единиц» - исполнение порученных заданий, причем, чем сложнее и трудновыполнимее задача, тем больше вероятность, что именно «единица» решит ее быстрее и лучше всех. Мужчины и женщины «единицы» смелы и уверенны в своих силах, умеют заработать деньги, но и легки в тратах. Склонны к принятию импульсивных и необдуманных решений. В большинстве случаев являются душой компании и надежными друзьями.

Знаки

Планета: Солнце.
Стихия: Огонь, тепло, сухость.
Зодиак: .
Цвет: Желтый, ярко красный, золотой.
День: Воскресенье.
Металл: Золото.
Минерал: Хризолит, гелиотроп, карбункул, алмаз (особенно желтый).
Растения: Гелиотроп, омела, пион, имбирь, лавр, кедр, лимон, дикая роза, олива, миндаль, дуб.
Звери: Лев, орел, сокол, скарабей.

Имя Рустик как фраза

Р Рцы (Реки, Говори, Изречения)
У Ук (Оук, Указ, Указывать, Приказывать)
С Слово
Т Твердо
И И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с")
К Како

Интерпретация значения букв имени Рустик

Р - способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях.
У - активное воображение, великодушный сопереживающий человек, филантроп. Стремится подняться на высший духовный уровень. Одновременно напоминание владельцу не строить утопических планов и помнить, что не всякую правду можно оглашать на каждом перекрестке: в жизни существует непроизносимое!
С - здравый смысл, стремление к прочному положению и материальной обеспеченности; в раздражении - властность и капризность. Человеку важно найти свой собственный путь в жизни.
Т - интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста - напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, - действовать, используя каждую минуту эффективно.
И - тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
К - выносливость, происходящая от силы духа, умение хранить секреты, проницательность, жизненное кредо "все или ничего".

Мотивация

В основе Ваших душевных устремлений – желание сохранить стабильное положение, имеющийся статус. И использовать любую представившуюся возможность для усиления своих жизненных позиций. Если для этого придется потрудиться – что ж, Вы к этому готовы.

«Идеальное» устройство мира представляется Вам в виде сильно вооруженной крепости, способной выдержать любую осаду благодаря тому, что кладовые – полны, а арсенал содержится в образцовом порядке. Все «военные действия» заранее просчитаны до мелочей, и Вы готовы защищать себя и свою семью от любых внешних посягательств.

Но то, что для Вас является «незыблемой твердыней», может стать тюрьмой для других. Навязывая свои взгляды на жизнь близким, Вы ограничиваете их свободу выбора, предлагая использовать собственное готовое решение.

Берегитесь! Многие неприступные крепости пали из-за того, что кто-то из находящихся внутри захотел выйти наружу и открыл ворота. Вам следует всегда помнить о том, что Ваш выбор должен быть согласован с теми, ради кого он, в сущности, делается.

Характеристика имени Рустик

Ваш «пунктик» - чистоплотность и дисциплина. Вас раздражают беспорядок, небрежность, беспринципность, вульгарная речь. Обладая тонкой, одухотворенной натурой, вы стараетесь избегать неприятных ситуаций и неподходящего вам окружения. Это может стать причиной проблем в супружеской жизни.

Заметно облегчить жизненный путь и добиться значительных успехов, вы сможете, если с юных лет будете стремиться к осознанию своей индивидуальности и получению профессиональной подготовки.

Вы - отличный товарищ и приятный собеседник, обладающий великолепным чувством юмора. Вы обладаете врожденным благородством, тонким вкусом и чувством собственного достоинства. Вам нравится общаться, но компаниям малознакомых людей вы обычно предпочитаете старых друзей и проверенных коллег. Искренне уважаете состоятельных людей, занимающих высокое положение в обществе.

Вы всегда неравнодушны к противоположному полу, при этом для вас главными критериями являются красота, уверенность в себе и сильный характер. Излишне капризные или глупые партнеры вас раздражают.

Совместимость имени Рустик, проявление в любви

Рустик, логическим завершением романтических отношений для вас является брак, создание семьи. Поэтому Вы и такие, как Вы, были и остаетесь целью матримониальных устремлений как минимум половины взрослых представителей противоположного пола. Вы серьезны, надежны и честны, для Вас неприемлемы недоговоренность, неопределенность, шаткость положения. Вы настроены проявлять заботу о любимом человеке вне зависимости от обстоятельств. И хотя Ваши чувственные проявления зачастую лишены сентиментальности, внешнего блеска и показной «красивости», всегда найдется кто-то, кто их оценит.

Лучшие имена для брака, какое женское имя лучше всего подходит имени Рустик

Именины : Октября 3(16)

Жития священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа, Рустика, пресвитера, и Елевферия, диакона

Свя-щен-но-му-че-ни-ки Ди-о-ни-сий Аре-о-па-гит, епи-скоп Афин-ский, пре-сви-тер Ру-стик и диа-кон Елев-фе-рий уби-ты в Гал-лий-ской Лю-те-ции (древ-нее на-зва-ние Па-ри-жа) в 96 го-ду (по дру-гим дан-ным - в 110 го-ду), во вре-мя го-не-ния при им-пе-ра-то-ре До-ми-ци-ане (81-96). Свя-той Ди-о-ни-сий жил в го-ро-де Афи-ны. Там же вос-пи-ты-вал-ся и по-лу-чил клас-си-че-ское эл-лин-ское об-ра-зо-ва-ние. За-тем от-пра-вил-ся в Еги-пет, где в го-ро-де Илио-по-ле изу-чал аст-ро-но-мию. Вме-сте с дру-гом Апол-ло-фо-ном он был сви-де-те-лем сол-неч-но-го за-тме-ния в мо-мент рас-пя-тия на Кре-сте Гос-по-да Иису-са Хри-ста. "Это или Бог, Со-зда-тель все-го ми-ра, страж-дет, или этот мир ви-ди-мый кон-ча-ет-ся", - ска-зал то-гда Ди-о-ни-сий. В Афи-нах, ку-да он воз-вра-тил-ся из Егип-та, его из-бра-ли чле-ном аре-о-па-га (вер-хов-но-го афин-ско-го су-да).

Ко-гда свя-той апо-стол Па-вел про-по-ве-до-вал в афин-ском аре-о-па-ге (), Ди-о-ни-сий при-нял это спа-си-тель-ное бла-го-ве-стие и стал хри-сти-а-ни-ном. В те-че-ние трех лет Ди-о-ни-сий был спо-движ-ни-ком свя-то-го апо-сто-ла Пав-ла в про-по-ве-ди Сло-ва Бо-жия. Впо-след-ствии апо-стол Па-вел по-ста-вил его епи-ско-пом го-ро-да Афин. В 57 го-ду свя-той Ди-о-ни-сий при-сут-ство-вал при по-гре-бе-нии Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Еще при жиз-ни Ма-те-ри Бо-жи-ей Ди-о-ни-сий Аре-о-па-гит, спе-ци-аль-но при-ез-жав-ший в Иеру-са-лим из Афин, чтобы уви-деть Бо-го-ма-терь, пи-сал сво-е-му учи-те-лю апо-сто-лу Пав-лу: "Сви-де-тель-ству-юсь Бо-гом, что, кро-ме Са-мо-го Бо-га, нет ни-че-го во все-лен-ной, в та-кой ме-ре ис-пол-нен-но-го Бо-же-ствен-ной си-лы и бла-го-да-ти. Ни-кто из лю-дей не мо-жет по-стиг-нуть сво-им умом то, что я ви-дел. Ис-по-ве-дую пред Бо-гом: ко-гда я Иоан-ном, си-я-ю-щим сре-ди апо-сто-лов, как солн-це на небе, был при-ве-ден пред ли-цо Пре-свя-той Де-вы, я пе-ре-жил невы-ра-зи-мое чув-ство. Пре-до мною за-бли-ста-ло ка-кое-то Бо-же-ствен-ное си-я-ние. Оно оза-ри-ло мой дух. Я чув-ство-вал бла-го-уха-ние неопи-су-е-мых аро-ма-тов и был по-лон та-ко-го вос-тор-га, что ни те-ло мое немощ-ное, ни дух не мог-ли пе-ре-не-сти этих зна-ме-ний и на-чат-ков веч-но-го бла-жен-ства и Небес-ной сла-вы. От Ее бла-го-да-ти из-не-мог-ло мое серд-це, из-не-мог мой дух. Ес-ли бы у ме-ня не бы-ли в па-мя-ти твои на-став-ле-ния, я бы счел Ее ис-тин-ным Бо-гом. Нель-зя се-бе и пред-ста-вить боль-ше-го бла-жен-ства, чем то, ко-то-рое я то-гда ощу-тил".

По-сле кон-чи-ны апо-сто-ла Пав-ла, же-лая про-дол-жить его де-ло, свя-ти-тель Ди-о-ни-сий от-пра-вил-ся с про-по-ве-дью в за-пад-ные стра-ны, со-про-вож-да-е-мый пре-сви-те-ром Ру-сти-ком и диа-ко-ном Елев-фе-ри-ем. Мно-гих он об-ра-тил ко Хри-сту в Ри-ме, а за-тем в Гер-ма-нии, Ис-па-нии. В Гал-лии, во вре-мя пре-сле-до-ва-ния хри-сти-ан язы-че-ски-ми вла-стя-ми, все три ис-по-вед-ни-ка бы-ли схва-че-ны и вверг-ну-ты в тем-ни-цу. Но-чью свя-той Ди-о-ни-сий со-вер-шил Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию в со-слу-же-нии Ан-ге-лов Бо-жи-их. На-ут-ро му-че-ни-ки бы-ли обез-глав-ле-ны. Свя-той Ди-о-ни-сий взял свою гла-ву, про-ше-ство-вал с ней до хра-ма и толь-ко там пал мерт-вый. Бла-го-че-сти-вая жен-щи-на Ка-тул-ла по-греб-ла остан-ки му-че-ни-ка.

Боль-шое зна-че-ние для Пра-во-слав-ной Церк-ви име-ют тво-ре-ния свя-то-го Ди-о-ни-сия Аре-о-па-ги-та. До на-ше-го вре-ме-ни из них со-хра-ни-лись че-ты-ре кни-ги: "О небес-ной иерар-хии", "О цер-ков-ной иерар-хии", "О Име-нах Бо-жи-их", "О ми-сти-че-ском бо-го-сло-вии", а так-же де-сять по-сла-ний к раз-ным ли-цам.

Кни-га "О небес-ной иерар-хии" на-пи-са-на, ве-ро-ят-но, в од-ной из стран За-пад-ной Ев-ро-пы, где про-по-ве-до-вал свя-той Ди-о-ни-сий. В ней из-ла-га-ет-ся хри-сти-ан-ское уче-ние о ми-ре Ан-гель-ском. Ан-гель-ская (или Небес-ная) иерар-хия со-сто-ит из де-вя-ти Ан-гель-ских чи-нов: Се-ра-фи-мы, Хе-ру-ви-мы, Пре-сто-лы, Гос-под-ства, Си-лы, Вла-сти, На-ча-ла, Ар-хан-ге-лы, Ан-ге-лы (Со-бор Небес-ных Сил бес-плот-ных - 8 но-яб-ря.)

Цель Бо-го-учре-жден-ной Ан-гель-ской иерар-хии - вос-хож-де-ние к Бо-го-по-до-бию чрез очи-ще-ние, про-све-ще-ние и со-вер-шен-ство-ва-ние. Выс-шие ли-ки ста-но-вят-ся но-си-те-ля-ми и ис-точ-ни-ка-ми Бо-же-ствен-но-го Све-та и Бо-же-ствен-ной жиз-ни для ли-ков под-чи-нен-ных. Не толь-ко ум-ные, бес-плот-ные си-лы вклю-че-ны в све-то-нос-ные ду-хов-ные иерар-хии, но и род че-ло-ве-че-ский, вос-со-зда-ва-е-мый и освя-ща-е-мый в Церк-ви Хри-сто-вой.

Кни-га свя-ти-те-ля Ди-о-ни-сия "О цер-ков-ной иерар-хии" яв-ля-ет-ся про-дол-же-ни-ем его кни-ги "О Небес-ной иерар-хии". Цер-ковь Хри-сто-ва в ее все-мир-ном слу-же-нии зи-ждет-ся, как и Ан-гель-ские ли-ки, на Бо-го-учре-жден-ном свя-щен-но-на-ча-лии.

В мир зем-ной, к ча-дам цер-ков-ным, Бо-же-ствен-ная бла-го-дать нис-хо-дит при-кро-вен-но - в свя-тых цер-ков-ных Та-ин-ствах, ду-хов-ных по су-ще-ству, но чув-ствен-ных по об-ра-зу. Лишь немно-гие свя-тые по-движ-ни-ки про-зре-ва-ли зем-ны-ми оча-ми ог-не-об-раз-ную при-ро-ду Свя-тых Тайн Бо-жи-их. Но вне цер-ков-ных Та-инств, вне Кре-ще-ния и Ев-ха-ри-стии, нет для че-ло-ве-ка све-то-нос-ной спа-са-ю-щей бла-го-да-ти Бо-жи-ей, нет Бо-го-по-зна-ния, нет обо-же-ния.

Кни-га "О име-нах Бо-жи-их" из-ла-га-ет пу-ти Бо-го-по-зна-ния чрез Ле-стви-цу Бо-же-ствен-ных имен.

Кни-га свя-ти-те-ля Ди-о-ни-сия "О ми-сти-че-ском бо-го-сло-вии" так-же из-ла-га-ет уче-ние о Бо-го-по-зна-нии. Бо-го-сло-вие Пра-во-слав-ной Церк-ви все ос-но-ва-но на опыт-ном Бо-го-по-зна-нии. Чтобы по-знать Бо-га - нуж-но к Нему при-бли-зить-ся, до-стичь со-сто-я-ния Бо-го-об-ще-ния и обо-же-ния. Это бо-лее все-го до-сти-га-ет-ся мо-лит-вой. Не по-то-му, что мо-лит-вой мы при-бли-жа-ем к се-бе Непо-сти-жи-мо-го Бо-га, но по-то-му, что чи-стая сер-деч-ная мо-лит-ва нас при-бли-жа-ет к Бо-гу.

Тво-ре-ния свя-то-го Ди-о-ни-сия Аре-о-па-ги-та (их на-зы-ва-ют "Аре-о-паги-ти-ки") име-ют ис-клю-чи-тель-ное зна-че-ние в Бо-го-сло-вии Пра-во-слав-ной Церк-ви. На про-тя-же-нии по-чти че-ты-рех ве-ков, до на-ча-ла VI сто-ле-тия, тво-ре-ния свя-то-го от-ца со-хра-ня-лись лишь в тай-ном пре-да-нии, пре-иму-ще-ствен-но бо-го-сло-ва-ми Алек-сан-дрий-ской Церк-ви. Они бы-ли из-вест-ны , пре-ем-ствен-но воз-глав-ляв-шим огла-си-тель-ное учи-ли-ще в Алек-сан-дрии, и свя-то-му . Свя-той Ди-о-ни-сий Алек-сан-дрий-ский пи-сал свя-ти-те-лю Гри-го-рию Бо-го-сло-ву тол-ко-ва-ния на "Аре-о-паги-ти-ки". Об-ще-цер-ков-ное при-зна-ние тво-ре-ния свя-то-го Ди-о-ни-сия Аре-о-па-ги-та по-лу-чи-ли в VI-VII вв. Осо-бую из-вест-ность име-ют ком-мен-та-рии к ним, на-пи-сан-ные пре-по-доб-ным († 662).

В Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви уче-ние свя-то-го Ди-о-ни-сия о ду-хов-ных свя-щен-но-на-ча-ли-ях и обо-же-нии че-ло-ве-че-ской при-ро-ды бы-ло из-вест-но сна-ча-ла по "Бо-го-сло-вию" пре-по-доб-но-го . Пер-вый сла-вян-ский пе-ре-вод са-мих "Аре-о-паги-тик" был сде-лан на Афоне ок. 1371 го-да мо-на-хом Ис-а-и-ей. Спис-ки его бы-ли ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны в Рос-сии. Мно-гие из них до-ныне сбе-ре-га-ют-ся в оте-че-ствен-ных кни-го-хра-ни-ли-щах - в том чис-ле пер-га-мент-ная ру-ко-пись "Тво-ре-ния свя-то-го Ди-о-ни-сия Аре-о-па-ги-та", при-над-ле-жав-шая свя-ти-те-лю Ки-при-а-ну, мит-ро-по-ли-ту Ки-ев-ско-му и всея Ру-си († 1406) и пи-сан-ная его ру-кой.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.