Как проверяют зрение у новорожденных. Зрение у новорожденного

Многие мамочки уверены, что грудные дети в первые месяцы жизни воспринимают мир вверх ногами. Так ли это и какими особенностями обладает зрение у новорожденных поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Удивителен тот факт, что глаза начинают развиваться у зародыша практически одновременно с зачатком сердца. Уже на 3 неделе внутриутробного развития можно определить группы клеток, которые в дальнейшем сформируют орган зрения будущего ребенка. Сначала глаза располагаются по бокам головы зародыша, отчего он больше напоминает рыбку, а не человеческий эмбрион. Свое привычное место на лице они занимают только к концу I триместра.

Вплоть до рождения глазки малыша развиваются в полной темноте. К концу беременности все анатомические структуры органа зрения плода сформированы и он полностью похож на глаз взрослого. Незавершенным остается только один отдел – сетчатка, который отвечает за восприятие изображения . Для его полноценного развития необходим свет. Именно поэтому окончательное формирование органа зрения происходит только после того, как малыш рождается.

Зрение ребенка от рождения до года

В отличие от сердца, почек и пищеварительной системы, которые к моменту рождения малыша уже полностью готовы обеспечивать его независимое от мамы существование, зрение у новорожденных совершенствуется постепенно вместе с развитием ребенка.

Особенностью глаз детей грудного возраста является то, что их размер по отношению к размеру головки намного больше, чем у взрослого. Именно это придает малышам неповторимый трогательный вид.

0-7 дней

В первые дни жизни малыша его глазки боятся света, врачи называют это состояние фотофобией . Это неудивительно, ведь долгие 9 месяцев он провел в кромешной тьме маминого живота. Веки новорожденного почти всегда плотно закрыты, и маме трудно определить, какого цвета у него глаза. Несмотря на это зрачки малыша очень хорошо реагируют на свет. Они сужаются, если поднести ребенка к окну или попытаться приподнять края века. Живой зрачковый рефлекс – один из показателей, говорящий о том, что нервная система малыша здорова.

В ответ на вспышку света, например, если включить в темной комнате лампу, веки новорожденного плотно смыкаются.

Если приподнять края век малыша на первой недели жизни, то можно заметить, что его глазные яблоки совершают частые горизонтальные движения из стороны в сторону. Это явление называется нистагм и он является нормой для детей этого возраста.

Еще один интересный факт: малыш на этом этапе жизни неспособен плакать слезами, так как слезные железы еще не выделяют слезу.

Мам и пап, конечно, волнует вопрос, когда начинают видеть новорожденные, способны ли они разглядеть лицо близкого человека.

Как бы обидно это ни звучало, но малыш на первой недели жизни неспособен не то чтобы разглядеть, но даже увидеть своих родителей. Это происходит потому, что зрительные клетки, которые расположены на сетчатке, еще только начинают совершенствовать свои функции и неспособны к четкой передаче изображения.

Кроме того, анатомические особенности глаза новорожденного делают его очень дальнозорким, то есть неспособным к четкому восприятию предметов, расположенных вблизи. Таким образом, мир предстает перед только что появившимся на свет малышом в виде неясных очертаний предметов, пятен света и тени.

Если ребенок родился в срок, у него может наблюдаться неосмысленное открывание глаз начиная с первых часов жизни. При этом складывается впечатление, что малыш сосредоточивает взгляд на находящимся перед ним предмете. На самом деле, это всего лишь непроизвольная двигательная реакция, которая не имеет ничего общего с рассматриванием.

Если приблизить к лицу малыша крупный предмет на расстояние 20-30 см, то глазки не смогут его «поймать» и проскользнут мимо. Они начнут «блуждать» из стороны в сторону, иногда совершенно независимо друг от друга, чем очень пугают родителей. Но это нормальное явление, которое проходит к концу первого месяца жизни.

7-28 дней

Начиная с конца первой недели жизни малыш учится устанавливать зрительный контакт с предметом, который расположен непосредственно перед его глазами, и может следовать за движущимся предметом глазами в течение нескольких секунд. Но голова и шея при этом все еще остаются неподвижными.

К концу 2 недели жизни новорожденные начинают фиксировать, удерживать взгляд на неподвижном предмете. Это впервые можно назвать непосредственно «рассматриванием». Сначала это длится не более пары секунд, но постепенно малыш учится подолгу задерживать взгляд.

В этом же время начинают образовываться первые слезы, которые смачивают поверхность роговицы, тем самым предохраняя ее от высыхания и позволяя малышу дольше времени находиться с открытыми глазками.

2-5 месяц

С 6-недельного возраста у малыша можно отметить устойчивую фиксацию на неподвижном предмете.

Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится следить за движущимся предметом не только с помощью глаз, но и с помощью поворота головы.

С 3 месяца жизни малыш начинает использовать слезы в качества средства выражения своих эмоций. То есть он по-настоящему плачет, когда ему больно или страшно. Обычные физиологические потребности в еде, смене подгузника груднички выражают громким криком, а не слезами.

В 4 месяца у малышей обнаруживается направленный взгляд и одновременная совместная работа уха и глаза: услышав звук, ребенок старается найти его источник с помощью глаз. С этого же возраста грудничок начинает узнавать маму не только по голосу и запаху, но и в лицо.

6 месяцев – 1 год

Глаза малыша начинают выполнять все функции, которые характерны для глаз взрослого: следят за движущимися предметами, могут определить далеко или близко они расположены, учатся распознавать глубину, координируют работу глаз с движениями рук. Острота зрения в этот период достаточна для того, чтобы видеть даже мелкие детали.

До 6 месячного возраста достаточно сложно сказать, какие цвета может различать малыш. Но именно с этого возраста можно уверенно говорить о реакции на желтый и красный цвета. Например, дети стремятся взять красно-желтую или оранжевую погремушку и равнодушны к зеленой или синей.

Развивающие игры для зрения

Как мы уже говорили, для правильного и полноценного развития сетчатки необходима постоянная стимуляция ее светом и изображением. Чем больше информации получают глазки малыша, тем быстрее и лучше устанавливаются связи между зрительными клетками и корой головного мозга.

В зависимости от возраста малыша зрение у новорожденного можно тренировать с помощью развивающих игр. Лучше всего начинать занятия со 2 месяца жизни ребенка , когда уже устанавливается навык кратковременного удержания предмета в поле зрения.

Для тренировки глазок можно использовать обычную погремушку с приятным звоном. Лучше, если она будет красно-желтого цвета.

Следует приблизить игрушку на расстояние 20-30 см от глаз малыша и удерживать ее в течение нескольких секунд. Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Как только его взгляд «поймал» погремушку, медленно отведите ее вправо на 10-15 см, потом верните в исходное положение. Повторите в левую сторону.

Если малыш потерял объект из вида, привлеките его внимание, потряся погремушку. Постепенно увеличивайте количество повторов и время удерживания игрушки перед глазками.

Когда малыш научится удерживать головку лежа на животе и опираясь на предплечья, постучите погремушкой о пол прямо перед ним, привлекая внимание. После того как ребенок задержал взгляд на игрушке, медленно поводите ею в обе стороны.

Хорошим тренажером для малышей раннего возраста является музыкальная карусель на кроватку (мобиль) . Движущиеся подвески стимулируют глазки малыша и учат его удерживать в поле зрения предметы. Устанавливайте карусель таким образом, чтобы висящие игрушки находились на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Результаты некоторых научных исследований говорят о том, что малыши до 6 месяцев все видят в черно-белом цвете, а все остальные цвета различают как оттенки серого. И только после полугода начинают определять красный цвет. Насколько это соответствует действительности, сложно сказать.

Но доказано, что малыши очень любят рассматривать структурированные объекты , раскрашенные в контрастные цвета. Например, по типу шахматной доски, зебры. Если положить перед ребенком два предмета, один из которых окрашен в пастельный тон, а другой представляет собой чередование черно-белых полос, то малыш сосредоточит свое внимание именно на структурированном объекте.

Также по результатам исследования, что у малышей, рассматривающих черно-белые картинки, скорее устанавливаются связи между нейронами, они раньше начинают осознавать увиденное, развиваются более спокойными, внимательными.

Стимуляция коры головного мозга при рассматривании черно-белых картинок входит в курс лечения детей с ДЦП, повреждениями головного мозга, задержкой умственного развития.

Для этого можно использовать готовые картонные черно-белые картинки, продающиеся в отделах развивающих игрушек, или распечатать их с интернета. Хорошим вариантом для малышей первых 4 месяцев жизни является обычное одеяло или пододеяльник, выполненные в черно-белой гамме, на которые можно просто класть ребенка. При желании можно найти в продаже музыкальную карусель с подвесками в черно-белой гамме или сшить их самим из кусочков ткани.

С помощью органа зрения человек получает до 90% информации о внешнем мире . Поэтому так важно начинать заботиться о глазах начиная с первого дня жизни малыша. Знание того, как развивается и совершенствуется зрение у новорожденных, поможет родителям вовремя заметить даже малейшие нарушения в работе глаз ребенка и обратиться к врачу за помощью.

Первый месяц после рождения – особенный период в жизни крохи. Эту возрастную стадию принято называть периодом новорожденности.

Данный период выде-ляют из этапа младенчества, поскольку именно за этот месяц малыш должен приспособиться к внешней среде. В то же время такой маленький и, на первый взгляд, беспомощный кроха уже многое умеет, но многому еще предстоит научиться.

Период новорожденности - это восстановительный период после родов и время перестройки основных жизненных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Все органы чувств в момент рождения маленького человечка работают не в полную силу, адаптируясь к окружающей жизни вне маминого животика, но кроха может видеть и слышать, различать вкус и запах, чувствовать прикосновения, испытывать удовольствие или дискомфорт. Ваша задача - помочь адаптации и способствовать развитию чувственного восприятия малыша.

Зрение ребенка в 1 месяц

Многих мам интересуют вопросы: в состоянии ли новорожденные видеть мелкие предметы; могут ли различать цвета; узнают ли они маму, других близких.

Зрение ребенка в первый месяц жизни недостаточно зоркое. На расстоянии более чем 20-30 см малыш все видит размыто. Характерен для новорожденных также блуждающий взгляд, не останавливающийся на конкретном предмете. Но спустя всего несколько недель зрение у ребенка становится более зорким.

Также малыш способен воспринимать яркие, насыщенные цвета, например желтый, оранжевый, красный и зеленый. Но в первый месяц дети более четко различают черно-белые изображения, вероятно, из-за их большей контрастности.

Новорожденные восприимчивы к человеческому лицу, и неудивительно, что они уже в первую неделю жизни начинают распознавать лицо матери. Что интересно, выражение лица, мимику окружающих малыш в состоянии распознать уже на этапе новорожденности. В короткие периоды бодрствования крохи постарайтесь выполнить пару развивающих упражнений для зрения.

«Все вижу!» . Яркую цветную игрушку перемещайте в поле зрения малыша, то увеличивая, то уменьшая расстояние до глаз (от 20 до 50 см). Такое упражнение помогает крохе научиться фокусировать взгляд на предмете, попытаться рассмотреть его.

«Дразнилки» . Наклонившись над кроваткой, в которой лежит кроха, меняйте выражение лица: улыбнитесь, нахмурьте брови, покажите язык, состройте недовольную рожицу и т.?д. Старайтесь поймать его взгляд и, смещаясь в ту сторону, куда скользит взор малыша, попробуйте удержать его на себе.

День за днем кроха с возрастающим интересом будет наблюдать за меняющейся мимикой и пытаться скопировать то или иное выражение лица, например, улыбнуться в ответ на вашу улыбку.

«Мамин портрет» . Повесьте на бортик кроватки свою большую фотографию или схематичное изображение человеческого лица, прорисовав глаза, брови, нос и рот. Малыш с интересом будет рассматривать округлые плавные линии человеческого образа. Так развивается умение фокусировать взгляд на изображении, рассматривать его. Также мы способствуем восприятию и выделению ребенком образа человека из окружающего пространства.

Слух ребенка в 1 месяц

Слух малыша выделяет из окружающего звукового многообразия громкие, знакомые или необычные звуки. Например, стук материнского сердца, когда мама прижимает кроху к груди, или звук хлопнувшей двери.

Реагирует на разнообразие звуков малыш тоже по?разному: замирает, прислушиваясь, или вздрагивает в ответ на сильный раздражитель. Поэтому звук погремушек или музыкальных игрушек, предлагаемых ребенку, не должен быть слишком громким и резким.

Главная особенность слухового восприятия младенцев состоит в том, что дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. В столь раннем возрасте, не понимая слов, дети замирают при звучании голоса и начинают глазами искать его источник.

В период новорожденности у малыша наблюдается ориентировочный рефлекс - двигательная реакция на новый раздражитель. Ребенок пытается повернуть головку в сторону источника звука. Наличие ориентировочного рефлекса - одно из свидетельств нормального функционирования нервной системы.

«Что такое?» Позвените погремушкой справа и слева от малыша. Кроха должен попытаться повернуть головку в сторону источника звука. Не расстраивайтесь, если получается не сразу, - мышцы шеи еще недостаточно окрепли, и ребенку тяжело даются подобные движения.

Игрушку с приятным звучанием (например, неваляшку или музыкальную карусель) поставьте рядом с кроваткой или подвесьте над малышом. Рассматривая игрушку и вслушиваясь в мелодию, малыш соединяет зрительные и слуховые ощущения.

«Колыбельная для крохи» . Взяв ребенка на руки и покачивая, спойте ему песенку. Это может быть любая мелодичная композиция. Вы ощутите, как мышцы малыша расслабляются, он успокаивается и может даже заснуть у вас на руках.

Пожалуйста, потише!

Мы живем в активной звуковой среде, и окружать кроху тишиной тоже не стоит. Старайтесь соблюдать во всем меру. Слишком «громкое» окружение ему сейчас только навредит, поэтому отложите поход с малышом в гости, повремените с приглашениями к себе компании друзей и родственников, соблюдайте меру в использовании шумной бытовой техники (пылесос, фен, телевизор). Создайте вокруг него оптимальную звуковую среду, с умеренными приятными звуками (тихая классическая музыка, негромкие голоса родителей, звуки погремушки, колыбельные песенки в исполнении мамы и т.?д.).

Обоняние ребенка в 1 месяц

Органы обоняния полностью функционируют с самого рождения. Малыш в состоянии отличить запах маминого молока или другой пищи, а также материнский запах от посторонних.

Естественно, кроха отдает предпочтение знакомым запахам. Запах материнского тела и молока - самый приятный аромат для малыша. Вдыхая его, ребенок успокаивается, чувствует присутствие матери рядом и свою защищенность. Новорожденные реагируют также и на сильные запахи, а некоторые незнакомые, но приятные ароматы привлекают их.

Вкусовые рецепторы ребенка

Новорожденный может различать горькое и сладкое, соленое или кислое. Уже сейчас кроха в состоянии распознавать малейшие изменения и оттенки вкуса молока в зависимости от рациона питания матери. Например, малышу может не понравиться, если мама включит в свой рацион термически необработанные лук и чеснок. Позднее, с введением прикорма, работа вкусовых рецепторов усложняется. Ребенок становится все более избирательным в еде.

Осязание ребенка в 1 месяц

Кожа малыша содержит множество рецепторов, призванных давать необходимые ощущения от соприкосновения с окружающими предметами. Неслучайно в роддомах существует понятие контакт «кожа к коже» - соприкосновение матери и ребенка сразу же после его рождения. Такие прикосновения нежных материнских рук и тепло материнского тела дают ребенку чувство безопасности и доверия к окружающему, неизведанному пока миру.

Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей. Рефлекс «поиска груди» (когда кроха открывает ротик и начинает искать материнскую грудь в ответ на поглаживание щеки) является наиболее стабильным у новорожденных. Ритмичное поглаживание крохотного младенца помогает регулировать его дыхание и другие физиологические процессы.

Для малышей на ранних этапах развития характерен физиологический гипертонус мышц. Ручки ребенка прижаты к телу, а пальчики плотно сомкнуты, и требуется определенное усилие, чтобы разжать крохотный кулачок. Следующие упражнения помогут постепенно преодолеть повышенный тонус мускулатуры и познакомить кроху с новыми тактильными ощущениями.

«Держи-хватай!» Небольшую округлую погремушку, шарик для пинг-понга или любую удобную для захвата игрушку вложите в ручку ребенка, осторожно разъединив пальчики. Малыш плотно обхватит предмет - действует «рефлекс хватания». Потяните за игрушку, кроха не отпускает, еще более плотно сжимая кулачок. Вынимая игрушку из рук, осторожно разомкните каждый пальчик.

«Мягкий - гладкий - пушистый». Понадобятся несколько небольших игрушек или предметов из материала разной фактуры: резина, гладкая или ворсистая ткань, дерево, бумага. Каждой игрушкой осторожно проведите по ручкам, ножкам, спинке малыша. Наблюдайте за тем, как кроха реагирует на соприкосновение с разными предметами. Контакт с одним материалом вызывает у ребенка приятные ощущения, с другим - дискомфортные. Малыш замирает, как бы прислушиваясь к новым ощущениям, или наоборот, бурно реагирует на прикосновения.

Не боясь «избаловать» ребенка, чаще берите его на руки. Постоянный тактильный контакт с матерью необходим для его нормального и полноценного развития.

Восприятие окружающего мира

Отдельные ощущения малыша постепенно складываются в целостную картину восприятия окружающих объектов. Например, улыбка, запах маминого молока, биение ее сердца, нежное прикосновение рук, знакомый голос означает для младенца - все в порядке, мама рядом.

У новорожденных в достаточной степени функциониру-ют все органы чувств, но их восприятие весьма ограничено и избирательно. Развитие восприятия идет быстрыми темпами первые 6 месяцев с последую-щей более медленной тонкой настройкой рецепторов всех органов чувств.

«Колокольчик» . На носочки нашейте маленькие колокольчики (бубенчики), сделайте браслеты из ткани, надевающиеся на ручки или ножки, или используйте готовые игрушки-браслеты. Малыш, хаотично размахивая ручками и ножками, будет слышать звон. Поначалу кроха воспринимает части своего тела как нечто обособленное, отдельное от него.

Речь ребенка в 1 месяц

Активное усвоение речи ребенком происходит на 2-3 году жизни, но уже с самого рождения кроха проходит длительный путь предречевого развития. Этот период восприятия и усвоения ребенком человеческой речи подготавливает необходимую платформу для произнесения первых слов.

Младенец воспринимает человеческую речь как особый сигнал уже в первые дни жизни. Важно поддерживать звуковую активность малыша, постоянно ласково разговаривая с ним с первого месяца жизни.

Самый первый звук, издаваемый ребенком, - это крик новорожденного. Крик и сменяющий его плач содержат одну из важных характеристик речи - интонацию. Кроме интонации, крик-плач младенца содержит еще один важный компонент будущей речи - звуки (гласные «а», «э», «и»). Именно из этих звуков впоследствии возникает гуканье, а затем гуление.

«Разговор с мамой». Склонитесь над малышом, лежащим в кроватке, или возьмите на руки так, чтобы он видел ваше лицо (оптимальное расстояние 25-40 см). Разговаривайте с ребенком так, будто он понимает ваши слова. Темы для «доверительного» разговора могут быть самыми разными: расскажите о себе, о вашей семье, о том, чем вы сегодня займетесь. Обращайтесь к малышу как к полноправному партнеру по общению, наделяя его действия и ответные реакции тем смыслом и значением, которого они еще не имеют. Важно, чтобы малыш сосредоточил взгляд на вашем лице, рассматривал шевеление губ, получал новые слуховые впечатления.

Эмоциональное общение ребенка в 1 месяц

Все органы чувств новорожденного как бы настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще мире именно человека. Смысл слов и обращений малыш пока не понимает, зато чувствует и различает интонации, тембр голоса и его принадлежность к кому?то из близких. На первых порах общение с новорожденным в немногие минуты его бодрствования сопровождает режимные моменты: переодевание, смену пеленок, кормление и купание. Во время этих процедур не упускайте момента встретиться взглядом с крохой, поговорить с ним.

Тесный физический и эмоциональный контакт ребенка с матерью является необходимым условием для нормального развития младенца. Несмотря на многочисленные заботы, связанные с рождением малыша, находите время, чтобы почаще брать его на руки, прижимать к себе, ласково поглаживать, говорить нежные слова. Избаловать ребенка повышенным вниманием в таком возрасте невозможно, зато польза от такого общения огромна!

Хорошо, если папа и другие близкие (старшие дети, бабушки и дедушки) также не остаются в стороне - помогают купать и переодевать кроху, разговаривают с ним.

В отличие от других мимических проявлений, улыбка вполне осмысленна, обращена к конкретному человеку, и поэтому ее можно назвать коммуникативной. Появление социальной улыбки свидетельствует о возрастании потребности в общении. Конечно, криком младенец тоже подает сигналы взрослым, но улыбка связана не с переживанием дискомфорта, а с удовольствием от соприкосновения с другим существом, которое способно почувствовать и понять малыша.

Бытует мнение, что такому маленькому человечку достаточно простого ухода в виде своевременного приема пищи, смены подгузников и обеспечении режима дня. Но это не так. Только общаясь и взаимодействуя с мамой и другими близкими ребенку людьми, малыш растет и полноценно развивается, становится личностью, способной жить в социальном мире.

Не стоит воспринимать жизнь маленького ребенка в первый месяц как смену реакций, имеющих рефлекторную природу. С самого момента рождения малыш уже личность, индивидуальность, имеющая свои особенности и манеру поведения. Главная задача родителей - обеспечить крохе комфортные условия, дать ему максимум своей любви и нежности.

Важные достижения первого месяца:

  • Замирание при появлении в поле восприятия нового звука или предмета, сосредоточение на речи взрослого.
  • Умение фокусировать, сосредотачивать взгляд на предметах и первые попытки следить за перемещением ярких игрушек.
  • Умение поворачивать головку и отыскивать взглядом источник звука, слуховое сосредоточение.
  • Снижение тонуса мускулатуры (повышенный тонус - гипертонус постепенно проходит).
  • Возникновение голосовых вокализаций в ответ на обращение взрослого.

Заботливым родителям так хочется узнать, что чувствует новорожденный ребенок. Они вглядываются в маленькое личико младенца, и пока еще не видят осознанного взгляда. Грудничок то косит глазки в сторону, то безучастно смотрит по сторонам. Неопытные мамы и папы могут принять эти признаки за нарушение зрения, но для новорожденного малыша это нормально. Он видит лишь размытую картинку, и ему только предстоит познать окружающий мир.

У младенца зрительная система устроена так же, как и у взрослого человека, но в первые месяцы жизни она только начинает свое развитие. Поэтому малыш все видит не так, как взрослый. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, нужно узнать физиологическое строение зрительной системы человека:

  • Глазное яблоко, которое само по себе состоит из зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, хрусталика и роговой оболочки;
  • Глазница, или глазное вместилище. Это черепная впадина, в которой располагаются глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрительный нерв, клетчатка и кровеносные сосуды;
  • Веки, которые выполняют важную защитную функцию глаза;
  • Слезный аппарат, который не менее важен для правильного функционирования зрительной системы человека. Он омывает и увлажняет слизистую глаза, к тому же, в слезе присутствуют антибактериальные вещества, защищающие слизистую от всевозможных микробов.

У родителей может возникнуть закономерный вопрос. Если глаз ребенка устроен так же, как и у взрослого, то почему же младенцы видят все по-другому? Дело в том, что все органы зрительной системы новорожденного находятся на стадии активного развития. Они пока еще незавершенные и незрелые, и для того, чтобы ребенок увидел полноценную картинку, как взрослый человек, должно пройти около года.

Какие же изменения претерпевают зрительные процессы маленького ребенка?

  • Глазное яблоко новорожденного еще совсем маленькое, весом около 3 грамм и размером 16-16,2 мм. И хоть глаза младенца кажутся очень крупными в лицевой пропорции, у них впереди еще период активного развития и роста. К пяти годам жизни ребенка размер его глазного яблока максимально приблизится к взрослому. Зрительная система полностью завершает свое развитие в 17-18 лет.
  • Внимательные родители заметили, что цвет глаз новорожденного мутный и неопределенный, в основном, голубоватый. Это происходит из-за недостатка пигментных клеток. Окончательно цвет глаз сформируется к двум годам.

  • Склера, или белковая оболочка, также имеет голубоватый оттенок, ведь через нее просвечиваются глазные сосуды.
  • Слезы выполняют важную увлажняющую и защитную функцию. Их избыток выделяется из слезного мешка через специальный слезный канал, который находится у основания глаза рядом с переносицей новорожденного. Этот канал открывается у новорожденных через некоторое время после появления их на свет. Но бывает, что слезный канал остается закрытым, и происходит воспаление слезного мешка, то есть .
  • Слезы у младенцев образуются с самого рождения. Но в первый месяц родители могут наблюдать, что их малыш плачет без слез. Это вполне нормальный процесс развития новорожденного. Слезы у младенца начинают активно выделяться после месяца, в результате совершенствования зрительной системы и мимических мышц. К тому же, ребенок может не плакать, а кричать для привлечения внимания. Так он общается с мамой и пытается сообщить о том, что пора менять подгузник или покушать.

  • В первые дни развития зрения у малыша можно заметить блуждающий взгляд. Он не смотрит на родителей, не реагирует на изменение местоположения мамы и т. д. Это вполне естественно, ведь малыш видит лишь размытую картинку, и еще не может фокусироваться на отдельных предметах. Новорожденный может косить глазами, и его зрачки иногда двигаются, как будто несогласованно.
  • Хотя зрение младенца еще совсем не развито, офтальмологи уже могут сделать простой тест на светочувствительность и определить, в норме ли глаза малыша. Молодые родители должны знать, как проверяют зрение у новорожденного. Для этого доктор светит фонариком в глаз ребенку и смотрит на изменение размера зрачка. Зрачки должны сужаться, это говорит о нормальном зрении. Неподвижный зрачок может говорить о патологии. Со временем мама сама должна замечать, как развивается зрение грудничка, фиксация на предметах и т. д.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

  • Новорожденный видит только тень или свет, он совсем не различает очертания предметов, для младенца весь окружающий мир видится размытым.
  • Зрение новорожденного в 1 месяц немного отличается от восприятия мира первых дней жизни. Младенец уже может выделить из всего окружающего мира нечеткое изображение маминого лица на размытом фоне. К концу первого месяца ребенок начинает следить за движущимися предметами. А также задерживать взгляд на источнике света. Ребенок видит предметы, расположенные не далее, чем 30 см от него.
  • На 2 месяце развития у новорожденного появляется центральное зрение. Он уже может фокусировать свое зрение на предметах, которые находятся на 80 см от него и ближе, особенно на ярких игрушках. У ребенка появляется двухмерное восприятие предметов, то есть он различает ширину и высоту, но пока еще не может понять, что вещи имеют объем, в его восприятии они плоские.

  • В 3 месяца младенец начинает различать цвета (в первую очередь, красный и желтый) и распознает контрастные рисунки. Карапуз уже может долго задерживать взгляд на игрушке. У него начинает формироваться бинокулярное зрение. Теперь он может узнавать маму и отличать ее от других людей.

  • К 4-6 месяцам грудничок различает все больше цветов, дольше задерживает взгляд на предметах и дольше следит за движением. Ребенок видит себя в зеркале, но еще не осознает, что это его отражение.
  • В 7-12 месяцев развития грудничок видит на 7-8 метров. У него увеличивается острота зрения и восприятие мелких предметов. В связи с подготовкой к первым шагам и тем, что малыш уже уверенно ползает, он уже ориентируется в пространстве и может относительно оценить расстояние до предметов. В этом возрасте уже не должно быть эпизодического косоглазия. К году малыш видит достаточно хорошо, но его зрительная система продолжает активное развитие.

Световой режим и выбор игрушек

Свет

При выборе освещения помните, что в детской комнате необходимо несколько источников света для разных целей. Это должна быть люстра, которая является основным освещением, также настенное бра и ночной светильник. Для основного освещения выбирайте лампы с достаточно ярким желтым светом, они благотворно влияют на зрение малыша. Тусклые лампы будут усугублять и без того слабое зрение новорожденного. Лампочки с синим светом можно использовать для игровой комнаты или игровой зоны.

Важно, чтобы детская комната находилась на солнечной стороне, и в ней было светло, в первую очередь, от солнечного света.

Ночник очень важен для ночного сна. Он придет на помощь маме, чтобы она могла спокойно перепеленать и покормить грудничка. Со временем он потребуется и малышу, который будет видеть предметы в мягком свете и спокойно засыпать. Полная темнота может напугать маленького ребенка. А слишком яркий свет мешает крепкому сну не только детей, но и взрослых.

При выборе цветов для оформления детской отдайте предпочтение пастельным и светлым тонам. Не переусердствуйте с белым цветом. Психологи считают, что это может негативно сказаться на развитии психики малыша. Но не стоит закрашивать потолок или совсем убирать этот цвет из детской комнаты. Просто разбавьте его другими цветами и оттенками, чтобы детская не была похожа на больничную палату. Стены можно покрасить нежно-розовым, голубым или песочным цветом, а вот мебель, подушки или какие-то аксессуары можно сделать яркими и запоминающимися.

Выбираем игрушки

  • Для развития малышей до года нужны простые и нефункциональные игрушки. Не спешите покупать мальчикам машинки, а девочкам куклы, в данный момент они их не заинтересуют. Вообще до трех месяцев карапузы могут не реагировать на игрушки и не пытаться взять их в руки. Впоследствии их будут привлекать погремушки и другие яркие предметы. Когда у грудничков начнут резаться зубки, то они будут тащить их в рот, помните об этом.
  • При прорезании зубов грудничку могут принести облегчение специальные игрушки, которые можно кусать и чесать при этом десны. Они могут быть разных цветов и размеров, но чтобы заинтересовать карапуза, выберите яркие варианты.

  • Педиатры советуют выбирать яркие игрушки для привлечения внимания малыша и для концентрации его зрения.
  • Не стоит забывать, что погремушка должна быть в первую очередь безопасной. Поэтому желательно покупать такой предмет в аптеке или в магазине, имеющем сертификацию всех товаров. Не покупайте дешевые китайские игрушки с рук во всевозможных палатках и на стихийных рынках, часто такой товар не соответствует требованиям безопасности. При покупке игрушки проверьте ее на наличие повреждений, сколов и острых образований. Иногда пластмассовые предметы имеют на стыках острые неотшлифованные выпуклости. Яркая игрушка не должна плохо пахнуть. Слишком сильный химический запах говорит об использовании при производстве этого предмета вредных веществ. Качественные игрушки не должны оставлять мажущие следы краски на руках, но и откалывающаяся краска также очень вредна.

Миф о зрении малышей

Главный миф заключается в том, что дети все видят в перевернутом виде. Это мнение появилось довольно давно, а сформировалось оно благодаря строению человеческого глаза и особенностям зрения.

Строение нашего глаза похоже на собирающую линзу, которая имеет свойство переворачивать изображение. Поэтому наш глаз действительно получает перевернутую картинку, которую, в свою очередь, обрабатывает головной мозг. В результате, мы видим правильное изображение.

Достоверно неизвестно, кто впервые выдвинул теорию о перевернутом зрении младенцев, но этот человек руководствовался базовыми знаниями, хотя и сделал неправильный вывод. Эта ошибочная теория очень популярна и до сих пор.

Видео

Зрение – один из важнейших органов человека. Наряду с обонянием, осязанием, слухом, вкусом, вестибулярным аппаратом, зрение позволяет получать, анализировать поступающую информацию и адаптироваться в окружающем мире. Зрение человека начинает формироваться на третьей неделе во время внутриутробного развития, но при рождении оно еще не позволяет увидеть и сотой доли того, что видит взрослый.

Зрение новорожденного, в частности, зрительные центры, сетчатка глаза ребенка полностью не сформированы. Его мир окрашен в серый цвет с оттенками светлого и темного. Маму он еще смутно видит, но знает ее запах и голос. Поэтому рекомендуется ближе подносить лицо к малышу, чтобы он мог разглядеть его во всех подробностях.

Не нужно отодвигаться дальше, чем на 40 см. Проведенные исследования, целью которых было зрение у новорожденных и его развитие, показали, что при выборе, на что смотреть, – на лицо или картинку, – ребенок всегда выбирает лицо, особенно лицо мамы.

После выписки из роддома родители и все взрослые внимательно рассматривают нового члена семьи. Какие у него ручки-ножки, ротик-носик, а вот глазки интересуют всех в первую очередь. Малыш смотрит, а взгляд его блуждает, останавливается только на маме, да и то, если она близко. Его глазки могут смотреть в разные стороны, и это нередко пугает родителей. Однако беспокоиться не о чем. В роддоме зрение новорожденного уже проверил офтальмолог.

Врачебный осмотр

Врачебный осмотр состоит из проверки зрачков, их размера, симметричности, реакции на свет.

Врач должен проверить зрение, обследовать глазное дно, состояние зрительных функций, слезных каналов. Если бы он обнаружил отклонения от нормы, он принял бы соответствующие меры.

На осмотре врач проверяет зрачки ребенка, их размер и симметричность, а также реакцию на свет.

Во время визита врач может обнаружить дефекты, которые легко устраняются. Например, недоразвились слезовыводящие пути или родовая травма вызвала косоглазие. Но могут быть и серьезные патологии, которые нужно устранить как можно раньше. Врожденные глаукома, катаракта или ретинопатия у недоношенных малышей могут серьезно сказаться на этапах развития зрения и всего организма.

Чтобы точно знать, что с малышом все в порядке, главврач офтальмологической клиники "Сфера" профессор Э. Н. Эскина рекомендует в первый год жизни трижды показать малыша окулисту: на первом месяце, в шесть месяцев и в годик.

Домашнее наблюдение

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Этапы развития зрения

Давайте рассмотрим этапы развития зрения малыша.


Если глазки гноятся, «закисают», слезятся, проявляется косоглазие, то необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Необходимость консультации специалиста

Если вы заметили какие-то отклонения развития не только зрения, но и других функций организма новорожденного, скажите о своих опасениях участковому педиатру, а он даст направление к нужному специалисту.

Понаблюдайте за ребенком, легко ли он следит за движущимся предметом в первые месяцы жизни или это затруднительно для малыша. Иногда белки глаз краснеют, в уголках глаз появляются выделения, они «закисают», слезки капают из одного или обоих глазиков, в глазках проявляется косоглазие. Все эти признаки требуют немедленной консультации специалиста.

Нужно предупредить взволнованных родителей, а особенно бабушек и дедушек, что почти все проблемы решаются, и зрение восстанавливается. Не забывайте также, что множество проблем со зрением младенцев возникает по психологическим причинам. Если в семье малыша постоянные крики и скандалы, зрение ребенка может испортиться, чтобы "не видеть" плохой обстановки, нелюбви, неуважения друг к другу. Взаимная любовь и уважение взрослых в семье становятся для ребенка опорой на всю жизнь.

Дата: 02.01.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Формирование зрения ребенка в первый год жизни
  • Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Зрение у новорожденных далеко от идеала. Его совершенствование будет происходить еще около 8 месяцев после рождения. Только родившийся малыш совсем не так видит окружающие его предметы, как взрослые. Это связано с тем, что на момент рождения сетчатка глаза еще не полностью сформировалась, как и зрительный центр в головном мозге.

Если говорить иначе, то ребенок физически полностью готов к тому, чтобы видеть все вокруг полноценно, но его мозг еще не способен обрабатывать получаемые данные от глаз. Острота зрения новорожденного ограничивается способностью определять место нахождения источника света и улавливать движущиеся объекты недалеко от него.

Формирование зрения ребенка в первый год жизни

Не все родители знают, что младенец способен фокусировать свой взгляд только на расстоянии 20-30 см от себя. Кроме того, глазные мышцы еще не полностью окрепли, что проявляется в виде косоглазия. Глаза ребенка могут косить или расходиться в разные стороны. Первый офтальмологический осмотр происходит еще в роддоме, где врач оценивает качество зрения и проверяет его на наличие различных патологических заболеваний. Зрительные функции проверяются повторно через месяц в детской поликлинике, при плановом осмотре. Нормальное развитие зрения у новорожденных происходит поэтапно, в соответствии с месяцами их жизни.

Этапы развития по месяцам:

  1. В 1-й месяц жизни зрение младенцев способно фокусироваться только на крупных и ярких предметах. Чтобы ребенок увидел игрушку на расстоянии 25 см и смог ее полноценно рассматривать, ее размер должен быть не менее 15 см. Изначально ребенок способен смотреть только по горизонтали. Рассматривать предметы, вертикально фокусируя взгляд, малыш научится немного позже.
  2. На 2-м месяце качество зрения улучшается и груднички начинают различать цвета. Предполагается, что изначально они могут видеть красный, желтый, белый и черный цвет. Для совершенствования зрительного аппарата врачи рекомендуют над кроватью ребенка повесить яркие игрушки или черно-белые картинки в виде полос или клеток.
  3. К 3-4 месяцу начинает развиваться моторика, что позволяет ребенку дотягиваться и брать в руки видимые им яркие предметы. Он начинает развивать понимание размера и формы окружающих его объектов.
  4. Зрение новорожденного на 5-6 месяце жизни развито настолько, что малыш может четко видеть черты лица окружающих его людей. Он запоминает предметы и способен узнавать их, увидев даже только их часть. Движения становятся более скоординированными.
  5. Формирование зрительной функции у основной массы детей заканчивается к 7-ми месяцам. У некоторых этот период может длиться немного дольше. К этому моменту полностью крепнут глазные мышцы, поэтому косоглазие в таком возрасте уже считается патологией. Дети начинают видеть полноценно, как взрослые.

Вернуться к оглавлению

Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Стоит отметить, что у недоношенных детей процесс созревания зрительного аппарата отличается от доношенных детей. Очень большое значение играет степень недоношенности. У недоношенных деток организм полностью сформировался, но еще недостаточно окреп. Многие факторы окружающего мира способны негативно сказываться на здоровье: свет, звук, температура и прочее. Веки у грудничков, родившихся раньше срока, неспособны полноценно защищать глаза от света, что требует в послеродовой период поместить малыша в специализированный инкубатор. Внутри него создаются все условия, которые помогают младенцу окрепнуть. На глаза могут накладывать повязку или накрывают инкубатор светонепроницаемыми простынями.

Согласно медицинским данным, воздействие яркого света на глаза недоношенных детей мешает развитию сенсорных функций.

Также существует риск развития ретинопатии. Это заболевание, которое характеризуется поражением сетчатки глазного яблока, вызываемое нарушением процесса кровоснабжения сетчатки.

Если нет осложнений, то недоношенные дети, после того как окрепнут, практически ничем не отличаются от малышей, рожденных в срок. Даже наоборот. Недоношенные малыши на момент достижения ими срока плановых родов (даты своевременных родов) способны видеть на расстоянии 30,5 см. А уже в полгода, с учетом срока недоношенности, их глаза и мозг способны обрабатывать получаемую картинку практически так, как это происходит у взрослых.

Несмотря на то что все малыши осматриваются врачом-офтальмологом, родители тоже должны знать, как проверить зрение у новорожденного, чтобы в случае того или иного отклонения от установленных норм обратиться к врачу. Каждый ребенок индивидуален, поэтому у некоторых детей формирование зрительного аппарата может происходить быстрее, а у других – медленнее. При любом подозрении на патологию родители должны обратиться за дополнительной консультацией к специалисту, так как чем раньше будет выявлена проблема, тем проще будет провести лечение.

В большей степени здоровье глаз детей, как недоношенных, так и родившихся в срок, зависит от условий, которые создаются для их развития.