Капканы огэ сжатое изложение. Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Обязательный государственный экзамен – тема, волнующая сегодня каждого девятиклассника, ведь для многих баллы, полученные при сдаче ОГЭ, открывают возможность продолжить обучение в профильном классе или одном из лучших колледжей страны.

В 2018-2019 учебном году внимание учителей, родителей и самих учащихся больше всего приковано к русскому языку, ведь именно в структуре и КИМах этого обязательного экзамена произошло больше всего изменений.

Структура ОГЭ по русскому языку

В 2019 году ОГЭ по русскому языку будет включать в себя устную часть (так называемое предварительное собеседование) и письменную часть, в которой выпускникам будет необходимо дать правильные ответы на тестовые вопросы, написать краткое изложение и сочинение по заданной теме.

Устная часть

В ходе устного экзамена девятиклассникам предстоит:

  • выразительно прочесть текст;
  • пересказать текст с привлечением дополнительной информации;
  • построить монолог на заданную тему;
  • поддержать диалог.

На подготовку на каждое из заданий отводится 1 минута, а все ответы экзаменуемого будут записаны.

Письменная часть

Контрольно-измерительные материалы, которые использовались в 2017-2018 учебном году при проведении ОГЭ по русскому языку, позволяют в полной мере оценить уровень учащегося, а потому особых изменений в структуре заданий в 2019 году не предвидится. Как и ранее, экзаменуемым будет предложено:

  • дать краткий ответ на тестовые задания , используя теоретические знания и практические навыки по изученным темам;
  • написать краткое изложение , сжав при этом текст из 200 слов до 70-100 без потери основного смысла;
  • написать итоговое сочинение на одну из морально-этических тем 2019 года.

Даты проведения

В проекте расписания ГИА на 2019 год указаны такие даты проведения собеседования по русскому языку для 9-х классов:

Письменная часть ОГЭ 2019 года по русскому языку пройдет в такие дни:

Основная дата

Досрочный

Основной

Сентябрьский

Критерии оценки сжатого изложения

Всего за правильно написанное сжатое изложение на ОГЭ 2019 года ученик может набрать 7 баллов, начисление которых осуществляется по следующему принципу:

Критерий

Пояснение

Точно передано содержание текста и все микротемы отражены в сжатом виде.

Сжатие равномерное во всех микротемах с применением 1 или более приемов.

Сжатие присуствует в 2 из 3-х блоков (приемов 1 и более).

Сжатие присуствует в 1 из 3-х блоков (приемов 1 и более).

Последовательность изложения

Текст имеет целостный вид, разделен на абзацы, изложен связно и последовательно без логических ошибок.

Текст связный, целостный, последовательно изложен, но допущена одна логическая ошибка или ошибка в делении на абзацы.

Как писать изложение?

На уроках русского языка ученики учатся писать краткое изложение и для большинства требования ОГЭ по русскому языку, предъявляемые в 2019 году не станут чем-то неожиданным. Экзаменуемым будет предложено дважды прослушать текст и кратко изложить его в письменном виде.

Процесс написания изложения включает такие этапы:

  • выделение основной мысли и второстепенной информации;
  • разделение текста на три основных блока;
  • равномерное сжатие текста с помощью основных приемов.

Важно! Прослушивая текст первый раз, кратко записывайте не черновике важные моменты, а также попытайтесь выделить логические блоки. Слушая текст второй раз корректируйте свои мысли, делайте заметки и фиксируйте на черновике основные словосочетания и мысли, которые важно не упустить.

Помните, что проверяя сжатое изложение, эксперты ОГЭ в 2018-2019 учебном году особое внимание обращают на грамотность, равномерность сжатия текста и разнообразие применяемых приемов. В русском языке существует три основных приема сжатия:

  1. исключение;
  2. обобщение;
  3. замена.

Исключение

Обобщение

Суть приема заключается в удалении конструкций и фрагментов текста, не влияющих на смысловую нагрузку.

Исключить можно:

  • вводные слова;
  • повторы;
  • рассуждения;
  • пояснения;
  • цитаты.
Суть приема состоит в замене объемных фрагментов текста более коротким, обобщающим и одновременно полностью передающим содержание.

Обобщить можно:

  • факты;
  • предложения;
  • части одного предложения.
Суть приема в упрощении конструкций и уменьшении объема текста.

Как правило, заменяют:

  • сложные предложения простыми;
  • однородные члены предложения обобщающим словом;
  • длинные фрагменты текста одним предложением.

Пока ФИПИ официально не представил тексты, на основе которых выпускники 9-х классов будут писать изложение в рамках ОГЭ 2019 года, можно вполне успешно практиковаться на заданиях прошлых лет, отрабатывая навыки использования приемов сжатия.

Поскольку в 2019 году на ОГЭ фрагмент, по которому необходимо написать изложение, будет представлен, как аудиозапись, учителям рекомендуется готовить 9 класс, предлагая аналогичный формат заданий.

Секреты подготовки

Нужен ли ученику, сдающему ОГЭ в 2018-2019 учебном году, персональный репетитор, который расскажет, как писать изложение и сочинение? Этим вопросом задаются многие родители девятиклассников. На самом деле, индивидуальные уроки будут полезны в двух случаях:

  • Ребенок планирует после 9 класса поступать в колледж и ему необходимо набрать максимально высокий балл по русскому языку.
  • У ребенка имеются серьезные пробелы в знаниях, которые сложно наверстать в рамках самостоятельного обучения.

Во всех остальных случаях более чем достаточно уроков русского языка, на которых выпускники 2019 года будут подробно разбирать, как писать изложение и сочинение по требованиям итоговой аттестации. Конечно же, не лишним будут и дополнительные занятия. Если в школе в 2018-2019 учебном году по каким-либо причинам нет групповых занятий по подготовке к ОГЭ для учеников, закачивающих 9 класс, подготовиться можно и самостоятельно, практикуясь писать изложение и следуя советам опытных педагогов, которые можно найти в интернете.

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

(по В. Быкову)

Текст № 2 Самая боль­шая ценность на­ро­да - язык ...

Самая боль­шая ценность на­ро­да - язык, на ко­то­ром он пишет, го­во­рит и думает. Это значит, что вся со­зна­тель­ная жизнь людей про­хо­дит через род­ной для них язык. Все мысли че­ло­ве­ка формулируются языком, а эмоции, ощу­ще­ния окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык на­ро­да как по­ка­за­тель его культуры, а есть язык че­ло­ве­ка как по­ка­за­тель его лич­ных качеств. Язык человека–это его ми­ро­воз­зре­ние и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. По­это­му самый вер­ный способ узнать человека - при­слу­шать­ся к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его по­ход­ку и лицо, но су­дить о че­ло­ве­ке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык че­ло­ве­ка - гораздо более точ­ный показатель его нрав­ствен­ных качеств, его культуры. Язык–самое выразительное, чем че­ло­век обладает, по­это­му за своей речью - уст­ной или пись­мен­ной - надо сле­дить постоянно.

Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается,- это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком. Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.

Текст № 4 Многие думают, что быть искренним

Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и

Текст № 5 Каждый человек ищет место в жизни...

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. Лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу": слов нет. Себялюбцы вызывают чувств осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Текст № 6 Грубость в языке, как и грубость в манерах...

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде - очень распространенное явление, и свидетельствует оно о незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно - это нужно, действительно нужно! Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. С. Лихачеву)

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности - огорчение; не успел купить марку для своей коллекции - огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

(По Д. Лихачеву)

Текст № 8 Слово «характер» ...

Слово «характер» при­шло в рус­ский язык из греческого, в пе­ре­во­де оно озна­ча­ет «признак, особенность». В за­ви­си­мо­сти от су­ще­ству­ю­щих у че­ло­ве­ка волевых ка­честв формируется или сильный, или сла­бый характер, по­это­му воля и ха­рак­тер тесно между собой связаны.

Как вос­пи­тать у себя силь­ную волю и характер? Эти ка­че­ства утверждаются в че­ло­ве­ке при пре­одо­ле­нии различных препятствий - внут­рен­них и внешних. Внут­рен­ние препятствия со­зда­ют­ся самим че­ло­ве­ком - его ленью, пугливостью, упрямством, лож­ным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внеш­ние могут со­зда­вать­ся другими лю­дь­ми или труд­но­стя­ми выполнения задачи.

С чего сле­ду­ет начинать вос­пи­та­ние сильной воли и характера? Проще всего с до­сти­же­ния не слиш­ком трудных целей, а затем по­сте­пен­но их усложняя. Это даст воз­мож­ность укрепить веру в себя и при­об­ре­сти необходимый опыт. Очень важ­ным условием вос­пи­та­ния силы воли и твёрдого ха­рак­те­ра является си­сте­ма­ти­че­ская тренировка в пре­одо­ле­нии трудностей. Если её из­бе­гать в по­все­днев­ной жизни, то можно ока­зать­ся беспомощным в серьёзных испытаниях. А кому же хо­чет­ся казаться сла­бым и бес­ха­рак­тер­ным в гла­зах окружающих?

Все ли люди талантливы? Безусловно, каждый человек пришел на Землю со своим предназначением, а значит, и талантом. Не каждый его, может быть, раскрыл и даже сомневается в том, что он у него есть. Кому-то не хватает уверенности в себе, кто-то стесняется, а это уже неуверенность. Кто-то не хочет рисковать. Кто-то просто не осознает наличие у себя таланта.

У Ричарда Баха есть замечательные слова: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!»

Каждый из нас уникален. Каждый талантлив. Каждый самостоятельно может этот талант раскрыть. У каждого из нас уникальная жизненная миссия. Задумайтесь об этом прямо сейчас. И заявите о своем таланте открыто. Сначала своим друзьям и родным, а потом и миру. Будьте счастливы.

Текст № 10 Что такое нравственность?

Что такое нравственность? Это си­сте­ма пра­вил по­ве­де­ния личности, прежде всего, от­ве­ча­ю­щая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каж­дый че­ло­век при оцен­ке сво­е­го поведения, по­ве­де­ния дру­гих людей поль­зу­ет­ся этой си­сте­мой правил. В ос­но­ву этой си­сте­мы вхо­дят ценности, ко­то­рые дан­ный че­ло­век счи­та­ет важ­ны­ми и необходимыми. Как правило, среди таких цен­но­стей жизнь человека, счастье, семья, любовь, бла­го­со­сто­я­ние и другие.

В за­ви­си­мо­сти от того, какие имен­но цен­но­сти вы­би­ра­ет че­ло­век для себя, в какой иерар­хии он их рас­по­ла­га­ет и на­сколь­ко при­дер­жи­ва­ет­ся их в поведении, и определяется, ка­ки­ми будут по­ступ­ки че­ло­ве­ка - нрав­ствен­ны­ми или безнравственными. По­это­му нрав­ствен­ность - это все­гда выбор, са­мо­сто­я­тель­ный выбор человека.

Что может по­мочь сде­лать пра­виль­ный выбор и обес­пе­чить нрав­ствен­ное по­ве­де­ние человека? Толь­ко совесть. Совесть, ко­то­рая проявляется в чув­стве вины за без­нрав­ствен­ный поступок. Это та един­ствен­ная сила, ко­то­рая может обес­пе­чить нрав­ствен­ное по­ве­де­ние человека.

Текст № 11 Что хранит человеческая память?

Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.

Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяженность. А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.

Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

Текст № 12 Материал музыки - это звуки.

Материал музыки - это звуки. Материал, из которого писатель слагает произведения, - слово. Краски - материал живописи, материал художника. Как и звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Художник выдавливает их из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги. Тут и лазурные тона весенней листвы, и нежно-розовый тон заката и глубокие краски вечерних сумерек, краски огненные, как само солнце, и спокойные, иссиня-чёрные, как ночное море.

Палитра художника - вот настоящий праздник красок. «При одном виде своей палитры, - говорил французский живописец Делакруа, - как воин при виде своего оружия, художник сразу обретает уверенность и мужество». Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действия, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладёт тёмный мазок, рядом другой, посветлее. Постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы, обстановка действия, пейзаж. Картина наполняется содержанием. Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображённые на картине. В этом искусство живописца сродни работе писателя.

В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. Мелодия в музыке течет и изменяется непрерывно, событие в книге следует одно за другим. А картина изображает только одно мгновение. Словно зорким глазом наблюдал художник события жизни, наблюдал долго, настойчиво и вдруг приказал времени: «Мгновение, остановись!» И красками на холсте запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.

Текст № 13 Язык – это своего рода зеркало...

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников.

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц-никогда. птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка-музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие - «звуковой ландшафт». По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днём и ночью.

Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя - во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.

(По. В. Борейко)

Текст № 15 Я давно меч­таю об этом - за­ве­сти зо­ло­тую полку.

Я давно меч­таю об этом - за­ве­сти зо­ло­тую полку. Это та полка, на ко­то­рую ста­вят­ся толь­ко лю­би­мые книги. По­че­му я огра­ни­чи­ва­юсь толь­ко мечтой, может быть, это про­ис­хо­дит потому, что не так легко зо­ло­той полке стать реальностью. Все же это зо­ло­тая полка, ко­то­рых не так уж много на свете.

Может быть, я не за­во­жу этой полки из-за от­сут­ствия зо­ло­той бумаги? Верно, те­перь ее не продают... Помню эти зо­ло­тые с тис­не­ным ри­сун­ком листы, ко­то­рые так укра­ша­ли детство. Кажется, они при­ме­ня­лись при из­го­тов­ле­нии елоч­ных игрушек. На них был тис­не­ный рисунок, нечто вроде цве­тов на за­мерз­шем окне, толь­ко цветы были золотые.

Парадоксально, но наи­бо­лее за­ме­ча­тель­ные книги, ко­то­рые мы в те­че­ние жизни по­сто­ян­но перечитываем, не удер­жи­ва­ют­ся в памяти. Ка­за­лось бы, долж­но быть наоборот: книга, про­из­вед­шая на нас впечатление, долж­на была бы за­пом­нить­ся во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чем в ос­нов­ном идет в этой книге речь, но как раз по­дроб­но­сти для нас неожиданны, новы. Безусловно, так: за­ме­ча­тель­ную книгу мы чи­та­ем каж­дый раз как бы заново, и в этом уди­ви­тель­ная судь­ба ав­то­ров за­ме­ча­тель­ных книг: они не ушли, они вне времени.

(по Ю. Олеше)

Охота на мечту - самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.

Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.

Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы - удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.

(По С. Паниной)

В при­выч­ной суете и за­ня­то­сти учёбой, друзьями, компьютером, спор­том мы не на­хо­дим время огля­нуть­ся вокруг себя и уви­деть то, что нас с вами окружает, что не перестаёт удивлять.

Первый подснежник, про­би­ва­ю­щая асфальт травинка, баг­ро­вый закат, звёздное небо - при­выч­ные нашему взору яв­ле­ния можно пе­ре­чис­лять бесконечно, ибо это ча­сти­ца нашего бытия, это то, что окру­жа­ет нас в те­че­ние всей жизни. Летом мы слу­ша­ем шелест листьев, видим пре­крас­ные розы и скром­ные полевые цветы... На­сту­па­ет осень, и в ней тоже ра­ду­ю­щее глаз буй­ство красок. Идёшь через парк и глаз ото­рвать не мо­жешь от пыш­но­го разноцветного ковра, усти­ла­ю­ще­го землю. А как пре­крас­ны осенние цветы хризантемы, жёлтые, красные, оранжевые, белые, круп­ные и мелкие, оди­на­ко­во украшающие наши будни и праздники!

Остановитесь в изум­ле­нии перед красотой, и ваше серд­це вспыхнет радостью. Оглянитесь, присмотритесь, удивитесь, об­ра­дуй­тесь - и жизнь на­пол­нит­ся новым светом, и силы по­явят­ся для пре­одо­ле­ния тягот бытия.

(По Л. Задорожной)

Текст № 18 Обиды, ко­то­рые в наших вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях мы на­но­сим друг другу...

Обиды, ко­то­рые в наших вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях мы на­но­сим друг другу, не объ­яс­ня­ют­ся не­по­сред­ствен­но нашей злой волей. Люди не при­чи­ня­ют друг другу зла в силу какой-то осо­бой жестокости, зверства. Не­по­сред­ствен­ной при­чи­ной на­не­се­ния ближ­ним обид часто бы­ва­ет от­сут­ствие не­об­хо­ди­мо­го опыта общения, не­уме­ние пойти нав­стре­чу окружающим, чрез­мер­ное увле­че­ние собой.

После того как че­ло­век нанес обиду, он может опомниться, но чаще всего это про­ис­хо­дит с боль­шим опозданием. Ра­ня­щие слова уже произнесены. Боль, ко­то­рую че­ло­век пы­та­ет­ся на­силь­но пе­ре­ло­жить на ближнего, рано или позд­но воз­вра­ща­ет­ся к обидчику, при­чем за­ча­стую с двой­ной силой.

И хотя че­ло­век порой дей­стви­тель­но не ведает, что творит, когда при­чи­ня­ет зло тем, кого боль­ше всего любит, од­на­ко это не означает, что он может чув­ство­вать себя сво­бод­ным от от­вет­ствен­но­сти за соб­ствен­ные слова и поступки, ко­то­ры­ми он нанес своим близ­ким столь­ко обиды и зла. Уни­же­ние окружающих, при­ме­не­ние на­си­лия к ним яв­ля­ет­ся вы­ра­же­нием чув­ства соб­ствен­ной слабости.

Каждый человек неповторим на земле. Каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы, так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас. Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер. Характер человека развивается не только сам по себе, но и под влиянием среды: родителей, школы, общества и друзей. А настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная.

Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, особенно при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью.

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, особенно фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Текст № 20 Писатели-фантасты всего мира...

Писатели-фантасты всего мира создали удивительную страну, которой нет на географической карте, но она существует в воображении каждого человека, умеющего мечтать. Эта страна живёт по своим законам: в ней исполняется наше желание заглянуть в будущее. Вместе с героями книг мы совершаем необыкновенные путешествия во внеземные цивилизации и в глубины океана, встречаемся с неизвестными существами и выживаем в незнакомом мире, проявляя чудеса смелости и изобретательности.

Но в произведениях фантастики воплощается не только стремление авторов показать успехи научно-технического прогресса. Опираясь на научные достижения, они рисуют возможные негативные последствия прогресса для судеб человечества, думают о том, как человек воспользуется научными открытиями: сможет ли он в условиях стремительного развития научной мысли сохранить вечные ценности человечества.

Фантастика сегодня пользуется огромной популярностью у читателей и зрителей всех возрастов. Когда мир меняется так быстро, человеку интересно заглянуть в своё будущее, тем более что в книгах писателей-фантастов вымысел всегда сочетается с действительностью, а будущее изображается как увлекательный мир человеческих возможностей.

(По материалам Интернета)

Тексты изложений можно также найти

Вариант № 1

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них – перемена в распорядке нашей жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, дружеское общение сокращается и перестаёт быть значимым.

Но вот парадокс. Раньше круг общения был ограниченным. Сейчас же человек угнетён избыточностью общения. Поэтому он везде стремится обособиться.

И всё-таки отношения с друзьями остаются на первом месте. Потребность в дружеском общении не уменьшается. Дружба согревает душу человека. Людям важно знать, что им есть к кому обратиться в минуты радости или в трудной ситуации.

Вариант № 2

У каждого из нас в детстве были любимые игрушки. Мы храним о них светлые и яркие воспоминания.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все современные гаджеты, игрушка незаменима. Она развивает ребёнка, учит его общению.

Игрушка – ключ к пониманию сознания ребёнка. Чтобы развить в маленьком человеке положительные качества, сформировать в нём верное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушки. Негативные игрушки не способны воспитать полноценного человека.

Вариант № 3 Когда мне было лет десять чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других знаю, что для них «будильником» чувства природы были разные события. Интерес к великому таинству жизни в ребёнке может разбудить многое.

Вырастая, человек умом постигает, как сложно всё в живом мире взаимосвязано. Наша жизнь во многом зависит от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит любовь. Она делает познание мира увлекательным. С нею человек обретает точку опоры. Любовь к природе – это любовь, приближающая человека к счастью.

Вариант № 4

Какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, он обездолен, если не прочёл драгоценных книг. Такие утраты не восполнимы.

Взрослый может прочесть книгу в любое время. В детстве счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытие. И острота восприятия в детстве такова, что ранние воспоминания могут повлиять потом на всю жизнь. Впечатления детства - фундамент будущей духовной жизни. В детстве посеяны семена. Биография человеческой души – постепенное прорастание этих семян.

Последующая жизнь человека сложна. Она состоит из поступков. Но очевидно, что каждый поступок человека был посеян в детстве.

Вариант № 5

Мы часто говорим о сложностях воспитания молодого человека. И самая большая проблема – ослабление семейных уз. А если в детстве семья не заложила в человека ничего прочного в нравственном смысле, потом у общества будет много хлопот с таким гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители, не додав в детстве тепла ребёнку, пытаются загладить вину запоздалой опекой, материальными благами.

Мир изменяется. Но если родители не сумели установить внутренний контакт с ребёнком, то жизнь его обедняется.

Вариант № 6

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. «Не может быть! Я ведь не сделал для него ничего хорошего!» - воскликнул человек. Вот алгоритм чёрной неблагодарности.

В жизни этот человек не раз встречался с людьми безнравственными. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если вести себя неблагодарно по отношению к другим, то и люди вправе ответить тебе тем же.

К этому явлению следует относиться философски. Совершая добро и зная, что оно окупится, вы будете счастливы. А это и есть цель жизни – прожить её счастливо.

Вариант № 7

Времена меняются, и у новых поколений жизненные цели, интересы совсем другие. Но трудные личные вопросы остаются неизменными. Во все времена подростков волнует, как отличить увлечение от настоящей любви.

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку необходимо реализовать себя в общении со сверстниками. Он стремится показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

Любовь - это безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие раскрывает всё лучшее в личности. Настоящая любовь включает в себя не только дружеские отношения. Она всегда больше дружбы. Ведь только в любви мы признаём полное право другого человека на наш мир.

Вариант № 8

Неуверенность в себе - проблема древняя. Но она привлекла к себе внимание сравнительно недавно. Тогда стало понятно, что неуверенность в себе может стать причиной неприятностей и серьёзных заболеваний.

А проблемы психологические? Ведь нерешительность в себе - хорошая почва для постоянной зависимости от чужого мнения. Зависимый человек видит свои поступки глазами окружающих людей. Ему хочется одобрения ото всех, поэтому он не может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Учёные ищут ответ на этот вопрос. Ясно, что преодолеть неуверенность может человек, умеющий правильно ставить цели и позитивно оценивать свои результаты.

Вариант № 9

Сущность понятия «власть» - в возможности одного человека заставить другого сделать что-то, противоречащее воле последнего. Дерево всегда растёт ровно вверх, обходя любые препятствия.

Человек тоже однажды захочет выйти из повиновения. Люди покорные страдают. Но сбросив однажды эту ношу, они нередко превращаются в тиранов. Человек, командующий везде и всеми, обязательно будет одинок в конце жизни. Ведь на равных он общаться не может и чувствует тревогу, когда не выполняют его распоряжений.

Командовать и управлять людьми – разные вещи. Умеющий управлять берёт ответственность за поступки на себя, сохраняя психическое здоровье людей.

Вариант № 10

Можно ли одной формулой определить, что такое искусство? Нет. Искусство – это познание мира и человека.

В искусстве человек создает образ как свой след в истории. Момент обращения человека к творчеству – величайшее открытие. Ведь через искусство человек и народ осмысляют свою жизнь и место в мире.

Искусство позволяет нам не только соприкоснуться с личностями и цивилизациями, но и узнать и понять их. Ведь язык искусства универсален и даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Поэтому издавна мы относимся к искусству как к могучей силе, передающей потомкам образ времени и человека.

Вариант № 11

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в окопах. Они ещё не обладали жизненным опытом и не понимали истинной ценности простых вещей. Война наполнила их душевный опыт до предела, и они могли хранить в душе тепло ушедшей юности.

Выжившие сохранили веру и надежду. Они стали непримиримее к несправедливости и добрее к добру.

Память о войне должна жить. Ведь главные участники истории – это люди и время. Не забывать о времени – это значит не забывать людей, и наоборот.

Вариант № 12

Универсального рецепта того, как выбрать правильный жизненный путь, не существует. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве. Но большинство решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности. Именно в этот ответственный период человек выбирает самое главное и на всю жизнь.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. Ошибки нельзя исправить, а неверное решение будет иметь последствия. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, и упорно идёт к намеченной цели.

Вариант № 13

Среди человеческих ценностей есть те, которые не изменяются с течением времени и имеют большое значение для людей. Это вечные ценности. Одна из них – дружба.

Люди часто употребляют это слово. Но мало кто может сформулировать, что такое дружба. Все определения сходны в одном. Дружба – это взаимопонимание, основанное на доверии и взаимопомощи.

Настоящая дружба объединяет людей с общими жизненными ценностями и духовными ориентирами. На такую дружбу не влияют время и расстояние. Люди могут редко встречаться, но остаются друзьями. Подобное постоянство – черта настоящей дружбы.

Вариант № 14

Слово «мама» - особое, оно рождается с человеком и сопровождает его всю жизнь. Оно нежно звучит на всех языках мира.

Место матери в жизни человека – особое. Мать всегда поймёт своего ребёнка, её любовь окрыляет. В сложных ситуациях человек вспоминает мать и верит, что она поможет. Слово «мама» становится равноценным слову «жизнь».

Сколько произведений искусства посвящено матери! «Берегите мать!» - писал Расул Гамзатов. Но часто мы слишком поздно понимаем, что дарить матери радость надо каждый день. Благодарные дети – лучший подарок для матери.

Сжатое изложение — одна из составляющих . Этот вид работы только на первый взгляд кажется простым. На самом деле написать сжатое изложение не так уж и легко.

Текст для изложения прослушивается всего дважды, читает его не школьный учитель, к голосу которого выпускники давно привыкли, а диктор. Дикция профессионала, читающего текст для сжатого изложения, несомненно, безупречна. Однако темп чтения довольно быстрый — и это лишь одна из трудностей, с которой придётся столкнуться девятиклассникам на ОГЭ.

Помимо всего прочего от выпускника потребуется изложить в сжатом виде , которая содержится в читаемом тексте, грамотно используя способы сжатия и правильно разделяя текст на абзацы.

Без предварительной тренировки не обойтись! Как тренироваться? Слушайте аудиозаписи текстов и пишите изложения самостоятельно. Предлагаем несколько аудиозаписей текстов для сжатого изложения.

Аудиозапись 1 (Текст о дружбе)

Сжатое изложение

Испытания ждут дружбу всегда. Сегодня главное из них – изменение уклада и темпа жизни. Люди осознали ценность времени. В результате потеряли значимость совместный отдых и гостеприимство – составляющие дружбы в прошлом.

Сейчас человека угнетает избыточность вынужденного общения, что особенно заметно в больших городах. Люди предпочитают проводить свободное время в уединённых местах.

Однако избыточность обязательного общения и стремление к обособлению не свели к минимуму потребность в дружбе. Дружеские отношения ещё ценятся, и это даёт нам уверенность в возможности понимания и поддержки.

Аудиозапись 2 (Текст об утрате семейных уз)

Сжатое изложение

Мы часто говорим о сложностях воспитания подрастающего человека. Самой большой проблемой здесь становится ослабление семейных уз, играющих немаловажную роль в воспитании. У общества будет немало трудностей с гражданином, не получившим в семье прочной нравственной опоры.

Другим следствием ослабления семейного начала в воспитании становится чрезмерная родительская опека. Родители, вовремя недодавшие детям душевного тепла, пытаются восполнить его теперь уже излишней опекой и материальными ценностями.

Текст, начинающийся словами «Сущность понятия «власть»...

Пояснение.

Расшифровка записи
Сущность по­ня­тия «власть» за­клю­ча­ет­ся в воз­мож­но­сти одного че­ло­ве­ка заставить дру­го­го делать то, что тот по своей воле не сде­лал бы.
Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, из­ги­ба­ясь под препятствиями, ста­ра­ет­ся из-под них выйти и опять тя­нуть­ся вверх. Так и человек. Рано или позд­но он за­хо­чет выйти из повиновения. Люди по­кор­ные обычно страдают, но если раз им уда­лось сбросить свою «ношу», то они не­ред­ко и сами пре­вра­ща­ют­ся в тиранов.
Если ко­ман­до­вать везде и всеми, то че­ло­ве­ка ждёт оди­но­че­ство как финал жизни. Такой че­ло­век всегда будет одинок. Ведь на рав­ных общаться он не умеет. Внут­ри у него глухая, ино­гда неосознаваемая тревога. И он чув­ству­ет себя спо­кой­но только тогда, когда люди бес­пре­ко­слов­но выполняют его распоряжения. Ко­ман­ди­ры и сами не­счаст­ные люди, и пло­дят несчастье, даже если до­би­ва­ют­ся неплохих результатов.
Командовать и управ­лять людьми - это раз­ные вещи. Тот, кто управляет, умеет от­вет­ствен­ность за по­ступ­ки брать на себя. Такой под­ход сохраняет пси­хи­че­ское здоровье и са­мо­го человека, и окружающих.

(по Ми­ха­и­лу Литвиновичу Литваку)

1. Определите тему текста.

МИКРОТЕМЫ

Источник: Банк заданий ФИПИ

Номер изложения ФИПИ: A08E59

Текст, начинающийся словами «Мы часто говорим о сложностях...»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
Мы часто го­во­рим о сложностях, свя­зан­ных с вос­пи­та­ни­ем на­чи­на­ю­ще­го жизнь человека. И самая боль­шая про­бле­ма - это ослаб­ле­ние се­мей­ных уз, умень­ше­ние зна­че­ния семьи в вос­пи­та­нии ребёнка. А если в ран­ние годы в че­ло­ве­ка семьёй не было за­ло­же­но ни­че­го проч­но­го в нрав­ствен­ном смысле, то потом у об­ще­ства будет не­ма­ло хло­пот с этим гражданином.
Другая край­ность - чрез­мер­ная опека ребёнка родителями. Это тоже след­ствие ослаб­ле­ния се­мей­но­го начала. Ро­ди­те­ли не­до­да­ли сво­е­му ребёнку ду­шев­но­го тепла и, ощу­щая эту вину, стре­мят­ся в бу­ду­щем опла­тить свой внут­рен­ний ду­хов­ный долг за­поз­да­лой ме­лоч­ной опе­кой и ма­те­ри­аль­ны­ми благами.
Мир изменяется, ста­но­вит­ся другим. Но если ро­ди­те­ли не смог­ли уста­но­вить внут­рен­ний кон­такт с ребёнком, пе­ре­кла­ды­вая ос­нов­ные за­бо­ты на ба­бу­шек и де­ду­шек или об­ще­ствен­ные организации, то не стоит удив­лять­ся тому, что иной ребёнок так рано при­об­ре­та­ет ци­низм и не­ве­рие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, ста­но­вит­ся плос­кой и сухой.

(По Ю. М. Нагибину)

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1 Воспитание настоящего человека всегда вызывает сложность. Самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании детей, и как следствие этого возникновение проблем в будущем у этого ребенка
2 Чрезмерная опека ребенка родителями – следствие ослабления семейного начала. Родители недодают ребенку душевного тепла, заменяя душевный долг мелочной опекой.
3 Мир изменяется. Ребенок приобретает рано цинизм и неверие в бескорыстие, если родители переложили основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации. Жизнь такого ребенка обедняется.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант BBAFC9, Открытый банк ФИПИ, блок B1EF9E, вариант РЕШУ №4, Открытый банк ФИПИ, блок B2CD98, вариант РЕШУ №5, Открытый банк ФИПИ, блок F36076, вариант РЕШУ №6, Открытый банк ФИПИ, блок 3C3A39, вариант РЕШУ № 8

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: DE831E

Текст, начинающийся словами «Испытания ждут дружбу всегда» .

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
Испытания ждут друж­бу всегда. Глав­ное из них се­год­ня - из­ме­нив­ший­ся уклад, пе­ре­ме­на в об­ра­зе и рас­по­ряд­ке жизни. С уско­ре­ни­ем темпа жизни, со стрем­ле­ни­ем быст­ро ре­а­ли­зо­вать себя при­шло по­ни­ма­ние зна­чи­мо­сти времени. Рань­ше не­воз­мож­но было представить, например, чтобы хо­зя­е­ва тя­го­ти­лись гостями. Теперь, когда время - цена до­сти­же­ния своей цели, отдых и го­сте­при­им­ство пе­ре­ста­ли быть значимыми. Ча­стые встре­чи и не­то­роп­ли­вые бе­се­ды не яв­ля­ют­ся уже не­пре­мен­ны­ми спут­ни­ка­ми дружбы. В силу того что живём мы в раз­ных ритмах, встре­чи дру­зей ста­но­вят­ся редкими.
Но вот парадокс: рань­ше круг об­ще­ния был ограничен, се­год­ня че­ло­ве­ка угне­та­ет из­бы­точ­ность вы­нуж­ден­но­го общения. Осо­бен­но это за­мет­но в го­ро­дах с вы­со­кой плот­но­стью населения. Мы стре­мим­ся обособиться, вы­брать уединённое место в метро, в кафе, в чи­таль­ном зале библиотеки.
Казалось бы, такая из­бы­точ­ность обя­за­тель­но­го об­ще­ния и стрем­ле­ние к обособ­лен­но­сти долж­ны све­сти по­треб­ность в друж­бе к минимуму, сде­лать её на­все­гда неактуальной. Но это не так. От­но­ше­ния с дру­зья­ми оста­ют­ся на пер­вом месте. Их су­ще­ство­ва­ние со­гре­ва­ет душу уверенностью, что нам все­гда есть с кем по­де­лить­ся ра­до­стью и к кому об­ра­тить­ся за по­мо­щью в самую труд­ную минуту.

(По Н. П. Крыщуку)

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1 Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Встречи друзей становятся редкими.
2 Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место где-либо.
3 Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 358B85, Открытый банк ФИПИ, вариант CA569A, Открытый банк ФИПИ, вариант D91FF6, Открытый банк ФИПИ, вариант 61AF1A, Открытый банк ФИПИ, вариант 8B6F2B, Открытый банк ФИПИ, вариант 2A5BCC

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: B40EFA

Текст, начинающийся словами «Универсального рецепта того, как выбрать правильный »

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

(По А. Н. Москвину)

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1 Универсального рецепта по выбору правильного жизненного пути, предназначенного только тебе, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
2 Этот выбор мы делаем уже в детстве..Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
3 Такой выбор – дело ответственное. Его нельзя отложить на потом. Неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто упорно достигает намеченных целей..

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант E1CBD5, Открытый банк ФИПИ, вариант 22FB08, Открытый банк ФИПИ, вариант DAD690

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: 1F0998

Текст, начинающийся словами «Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? »

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство - это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(по Ю. В. Бондареву)

Микротемы:

1. Определить, что такое искусство, одним словом невозможно. Это понятие многогранное.

2. Каждый человек находит для себя что-то своё, особенное. Через искусство можно познавать себя.

3. Искусство – великая сила, способная не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 85A8B8, Открытый банк ФИПИ, вариант 6033A9, Открытый банк ФИПИ, вариант 70474A, Открытый банк ФИПИ, вариант 70F6FF, Открытый банк ФИПИ, вариант 5184F3, Открытый банк ФИПИ, вариант 59047C, Открытый банк ФИПИ, вариант 544886, Открытый банк ФИПИ, вариант 72BDD6

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: 1E8AA8

Текст, начинающийся словами «Война была для детей жестокой и грубой школой. »

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Примечание: данные изложения включены в тест исключительно по усмотрению редакции РЕШУОГЭ. Обращаем внимание на то, что в банке ФИПИ есть изложения, близкие по тематике.

Пояснение.

Расшифровка записи
Война была для детей же­сто­кой и гру­бой школой. Они си­де­ли не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бро­не­бой­ные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не об­ла­да­ли жизненным опы­том и по­это­му не по­ни­ма­ли истинной цен­но­сти простых вещей, ко­то­рым не придаёшь зна­че­ния в по­все­днев­ной мирной жизни.
Война на­пол­ни­ла их ду­шев­ный опыт до предела. Они могли пла­кать не от горя, а от ненависти, могли по-детски ра­до­вать­ся весеннему жу­рав­ли­но­му клину, как ни­ко­гда не ра­до­ва­лись ни до войны, ни после войны, с неж­но­стью хранить в душе тепло ушед­шей юности. Те, кто остал­ся в живых, вер­ну­лись с войны, сумев со­хра­нить в себе чистый, лу­че­зар­ный мир, веру и надежду, став не­при­ми­ри­мее к несправедливости, доб­рее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но па­мять о ней долж­на жить, ведь глав­ные участники ис­то­рии - это Люди и Время. Не за­бы­вать Время - это зна­чит не за­бы­вать Людей, не за­бы­вать Людей - это зна­чит не за­бы­вать Время.

(По Ю. В. Бондареву)

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 22666, Открытый банк ФИПИ, вариант 96EA52, Открытый банк ФИПИ, вариант 9FC322, Открытый банк ФИПИ, вариант AE1986, Открытый банк ФИПИ, вариант F4CD3A

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: 5E6CAC

И почему нет микротем в пояснении?

Татьяна Стаценко

Во-первых, микротемы есть - читайте внимательно. Во-вторых, на сайте не готовое изложение, а сам текст, который Вы слышите в аудиозаписи, приведён. Сделать из него сжатое изложение − Ваша задача.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Текст, начинающийся словами «Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. »

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
Меня пре­дал родной человек, меня пре­дал лучший друг. Такие вы­ска­зы­ва­ния мы, к со­жа­ле­нию, слышим до­воль­но часто. Чаще всего пре­да­ют те, в кого мы вло­жи­ли душу. За­ко­но­мер­ность здесь такова: чем боль­ше благодеяния, тем силь­нее предательство. В таких си­ту­а­ци­ях вспоминается вы­ска­зы­ва­ние Гюго: «Я без­раз­лич­но отношусь к но­же­вым ударам врага, но мне му­чи­те­лен булавочный укол друга.»
Многие тер­пят издевательство над собой, надеясь, что у пре­да­те­ля проснется совесть. Но не может проснуть­ся то, чего нет. Со­весть - функ­ция души, а у пре­да­те­ля ее нет. Пре­да­тель обычно объ­яс­ня­ет свой по­сту­пок интересами дела, но для того, чтобы оправ­дать первое предательство, со­вер­ша­ет второе, тре­тье и так до бесконечности.
Предательство пол­но­стью разрушает до­сто­ин­ство человека, в ре­зуль­та­те предатели ведут себя по-разному. Кто-то от­ста­и­ва­ет свое поведение, пы­та­ясь оправдать содеянное, кто-то впа­да­ет в ощу­ще­ние вины и стра­ха перед на­дви­га­ю­щим­ся возмездием, а кто-то про­сто старается все за­быть, не обре­ме­няя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом слу­чае жизнь пре­да­те­ля становится пустой, ник­чем­ной и бессмысленной.

(по М. Е. Литвак)

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

1 Часто приходится слышать слова о предательстве близкого человека. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. Предательство близкого человека ранит намного сильнее..
2 Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, одно предательство влечет за собой другое.
3 Предательство разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Но в любом случае жизнь предателя становится бессмысленной.

Источник: Банк заданий ФИПИ

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: DE398F

Текст, начинающийся словами «Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик "Животные-герои". »

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночевкой в лесу...
Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В. М. Пескову)

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Источник: Банк заданий ФИПИ

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: 2408B6

Текст, начинающийся словами «Одному человеку сказали»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! - воскликнул человек. - Я ничего хорошего для него не сделал... » . Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.
Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни –прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 7FA2C5, Открытый банк ФИПИ, блок DBFBDD; вариант РЕШУ №1, Открытый банк ФИПИ, вариант 992161, Открытый банк ФИПИ, вариант B1AF3C, Открытый банк ФИПИ, вариант E33D7A, Открытый банк ФИПИ, вариант B5AFAB, Открытый банк ФИПИ, вариант F35B57, Открытый банк ФИПИ, вариант D8ADCF

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: 14CC2B

Галина Федосова 13.01.2016 21:31

В варианте 37 предложено изложение 4843. В других подобных вариантах (с сочинением 15.3 "Что такое жизненные ценности?") Вами дается изложение 4836

Татьяна Юдина

Все изложения прикреплены только на усмотрение редакции. Информации о том, какое изложение к какому тексту НЕТ и НИКОГДА не было. К тесту 37 по смыслу подходит именно изложение о том, что добро не всегда оборачивается добром. Изложение о семейных ценностях и воспитании детей сюда никак не подходит, на наш взгляд.

Татьяна Стаценко

Текст верен. Именно в таком варианте он в заданиях ФИПИ.

Максим Гулюк 16.10.2016 20:52

Здравствуйте, почему при выполнении формата С1 мною было написано мини изложение. Вставив его в строку ввода и сохранив, при проверки задания выдаёт 0 баллов. Пожалуйста, исправьте данную ошибку сайта как можно скорее. P.S. Данная ошибка повторяется в любых выполненных мною тестах, будь то русский язык или математика.

Татьяна Стаценко

Ни изложения, ни сочинения мы не проверяем.

Эльвира Хазиева 12.02.2017 21:48

а прямую речь в изложениях нужно обязательно переделывать в косвенную?

Татьяна Стаценко

Ваша задача - сжатое изложение. Замена прямой речи косвенной - один из способов сжатия текста, поэтому им нужно умело пользоваться.

Полина Шавкунова 10.09.2017 10:39

я написала изложение, но мне поставили 0 баллов, хотя по всем правилам у меня не было ни одной ошибки

Татьяна Стаценко

Проверить изложение может только Ваш учитель.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Текст, начинающийся словами «Есть ценности, которые изменяются »

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Примечание: данное изложение включено в тест исключительно по усмотрению редакции РЕШУОГЭ. Обращаем внимание на то, что в банке ФИПИ есть изложения, близкие по тематике.

Пояснение.

Расшифровка записи
Есть ценности, ко­то­рые изменяются, теряются, пропадают, ста­но­вясь пылью времени. Но как бы ни из­ме­ня­лось общество, всё равно на про­тя­же­нии тысячелетий оста­ют­ся вечные ценности, ко­то­рые имеют боль­шое значение для людей всех по­ко­ле­ний и культур. Одной из таких веч­ных ценностей, безусловно, яв­ля­ет­ся дружба.
Люди очень часто упо­треб­ля­ют это слово в своём языке, тех или иных людей на­зы­ва­ют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой на­сто­я­щий друг, каким он дол­жен быть. Все опре­де­ле­ния дружбы сход­ны в одном: друж­ба - это взаимоотношения, ос­но­ван­ные на вза­им­ной открытости людей, пол­ном доверии и по­сто­ян­ной готовности в любой мо­мент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у дру­зей были оди­на­ко­вые жизненные ценности, по­хо­жие духовные ориентиры, тогда они смо­гут дружить, даже если их от­но­ше­ние к определённым яв­ле­ни­ям жизни разное. И тогда на на­сто­я­щую дружбу не вли­я­ет время и расстояние. Люди могут раз­го­ва­ри­вать друг с дру­гом лишь изредка, быть в раз­лу­ке в те­че­ние многих лет, но всё равно оста­вать­ся очень близ­ки­ми друзьями. По­доб­ное постоянство - от­ли­чи­тель­ная черта на­сто­я­щей дружбы.

(Из Интернета)

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 58AC5A, Открытый банк ФИПИ, вариант 3BEDCD, Открытый банк ФИПИ, вариант B08F81, Открытый банк ФИПИ, вариант AF33F7, Открытый банк ФИПИ, вариант 8CEBB1, Открытый банк ФИПИ, вариант 4E0638, Открытый банк ФИПИ, вариант BD57AB, Открытый банк ФИПИ, вариант C68DF4

Актуальность: Используется в ОГЭ 2016- 2017 года

Номер изложения ФИПИ: 901369

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.

МИКРОТЕМЫ

1. Без искусства невозможно представить нашу жизнь.

2. Цель искусства - это не только получение удовольствия. Искусство помогает познать себя и окружающий мир.

Пояснение.

Расшифровка записи
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Это великое счастье - почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.
Текст, начинающийся словами «Всё дальше уходит»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.

Пояснение.

Расшифровка записи
Всё даль­ше уходит Ве­ли­кая Отечественная война в прошлое, но па­мять о ней жива в серд­цах и душах людей. В самом деле, как можно за­быть наш бес­при­мер­ный подвиг, наши не­вос­пол­ни­мые жертвы, принесённые во имя по­бе­ды над самым ко­вар­ным и же­сто­ким врагом – не­мец­ким фашизмом.

Че­ты­ре военных года по тя­же­сти пережитого не могут срав­нить­ся ни с ка­ки­ми другими го­да­ми нашей истории. Но па­мять человека со вре­ме­нем ослабевает, из неё по кру­пи­цам уходит сна­ча­ла второстепенное: менее зна­чи­мое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё мень­ше становится ветеранов, тех, кто про­шел войну и мог бы рас­ска­зать о ней. Если в до­ку­мен­тах и в про­из­ве­де­ни­ях искусства не будут от­ра­же­ны самопожертвования и стой­кость народа, то горь­кий опыт про­шлых лет забудется. А этого нель­зя допустить!

Тема Ве­ли­кой Отечественной войны на про­тя­же­нии десятилетий пи­та­ет литературу и искусство. О жизни и по­дви­ге человека на войне снято не­ма­ло прекрасных фильмов, со­зда­ны замечательные про­из­ве­де­ния литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не по­ки­да­ю­щая душу народа, ко­то­рый потерял за годы войны мил­ли­о­ны человеческих жизней. Но самым глав­ным в раз­го­во­ре на эту тему яв­ля­ет­ся сохранение меры и такта в от­но­ше­нии к прав­де войны, к ее участникам, живым, но, глав­ным образом, погибших.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.

4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.

5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.