Лучшие и худшие боссы пк игр. Самые сложные боссы в играх Какие боссы есть в игре крутой шарик



Как только видеоигры превратились из увлечения подвальных энтузиастов в настоящую индустрию, сразу же появились адаптации комиксов. Что было абсолютно логично: в кино и мультипликации персонажи DC и Marvel уже приносили сотни миллионов долларов - так почему бы не заставить их работать и в сфере новых развлечений? Разумеется, вместе с супергероями в игры перекочевали и суперзлодеи, которые - как нетрудно догадаться - превратились в отличных боссов. Gmbox расскажет вам о 10-ти самых сложных из них.

10. Poison Ivy - Batman Arkham Asylum

По ходу игры Бэтмену приходится сформировать временный альянс с Пойзон Айви: как мы все знаем, любитель резины и бутафорских плащей безупречен, поэтому идея защиты природы (в частности, флоры) ему почти так же близка, как и борьба с преступностью. Однако к концу игры этот вынужденный союз разваливается: Пойзон Айви становится ОР благодаря своим мутировавшим растениям, и Бэтмену приходится её утихомиривать.

События игры практически полностью повторяют сюжет фильма, поэтому её финальным боссом является ни кто иной, как Док Ок - то есть Доктор Октопус со своими кошмарными металлическими тентаклями. Битва с ним полна опасностей - слишком уж много у злодея конечностей! Тем, кто не развил искусство уворота до уровня Dark Souls, приходилось несладко. Единственное, что спасало - большая арена: бой с Доком в маленькой комнате был бы нереален.

8. Red Skull - Captain America and The Avengers

Уж если чем и прославились 90-е, так это действительно сложными боссами, которых надо было долго и мучительно убивать, а не просто набрать комбинацию клавиш QTE и посмотреть финальную катсцену. Одним из достойных представителей старой школы был Red Skull. “Цивильная” версия злодея в костюмчике вырубалась быстро, но это был лишь трюк чтобы обмануть игрока. Потом выходил робот-Red Skull, то есть начинался реальный челлендж.

7. Galactus - Lego Marvel Super Heroes

Мультяшная графика в играх Lego зачастую вводит геймеров в заблуждение: если всё выглядит, как детский конструктор, это ещё не значит, что и сложность - для детей. Доказательство тому - битва с Галактусом, Пожирателем Миров. Это не просто аркадный вынос полоски жизней: в Lego Marvel Super Heroes для победы над финальным боссом прямо в ходе битвы нужно было выполнить задания за 7 персонажей - от Человека-Паука до Циклопа.

6. Shredder - Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles In Time

В TMNT IV Шреддер целиком и полностью оправдывает свою репутацию прообраза мистических ниндзя из Mortal Kombat. Шреддер сам периодически горит огнём, поджигает пол на пути черепашек, бросается файерболами, телепортируется по всему экрану и блокирует три четверти атак. Нанести хотя бы один удар по нему - уже нешуточное достижение. А уж победа над Шреддером считалась признаком непревзойдённого мастерства.

5. Mortus - Comix Zone

Да, Comix Zone не относится ни к одной из запатентованных супергеройских вселенных, но вся эта игра - про комиксы, так что мы включили её в этот рейтинг. Главный герой Comix Zone - автор комиксов, который попадает на страницы собственных произведений. Его антагонист - Мортус - наоборот, умудряется выбраться из комиксов в реальный мир, где рисует герою огромное количество врагов. Битва с самим Мортусом - не для слабонервных: это реальный олдскул.

4. Onslaught - Marvel VS Capcom

Onslaught считается одним из самых сложных боссов за всю историю файтингов - причём неважно, супергеройских или нет. Каждая его атака снимает огромное количество здоровья, почти каждая отправляет полежать на землю, многие его удары не блокируются. И это только первая фаза! Во второй Onslaught перемещается на задний фон, откуда продолжает наносить колоссальные объёмы дамага, при этом зацепить его самого становится ещё сложнее.

3. Thanos - Marvel Super Heroes: War of The Gems

Танос недавно засветился в чуть ли не самом кассовом супергеройском фильме всех времён и народов, после чего был “приглашён” во временный режим самой актуальной игры - Fortnite. Однако это далеко не первое появление главного злодея Marvel в играх. В 1996-м году на SNES вышла Marvel Super Heroes: War of The Gems, где у архизлодея была двойная полоска здоровья, а его атаки занимали пять шестых площади экрана. Вот это был настоящий Танос!

2. Apocalypse - X-Men Legends II: Rise of Apocalypse

Финальный босс этой игры - разумеется, Apocalypse. Можно практически не разбираться в лоре “Людей Х”, но название не оставляет никаких сомнений. Босс полностью оправдывает своё название: победить его без постоянного переключения персонажей не представляется возможным. В лучших традициях видеоигр, после первого “поражения” Apocalypse возвращается - взбешённым и увеличившимся в размерах. Без стадий бешенства в таком деле никак.

1. Joker - Batman: Arkham Asylum

Окей, это далеко не самый сложный босс за всю историю супергеройских видеоигр, но из уважения к культовому персонажу - первое место, не иначе. Джокер - разумеется, финальный босс Batman: Arkham Asylum. И трудность не только в том, что ему в ходе длительной битвы помогают другие злодеи: сам адский шутник после особой инъекции превращается в монстра. Игроку приходится вспомнить все навыки, приобретённые во время игры, ибо просто нахрапом Джокера и его клику не победишь.

Два талантливых обзорщика видеоигр на популярном англоязычном портале, Карл Смоллвуд и Дастин Коски, договорились провести словесный поединок, чтобы решить, какие боссы самые трудные. Каждый писатель дал свой список пяти самых крутых боссов, а другой прокомментировал его. Посмотрите, смогут ли они убедить вас, что они лучше всего разбираются в лучших из худших злодеев в играх.

ТОП КАРЛА: 5 САМЫХ ТРУДНЫХ БОССОВ

5. Смерть, «The Sims»

Карл: Что такое босс видеоигры? Это человек, существо или вещь, стоящие между вами и вашей целью. В The Sims ваша цель, в основном, состоит в выживании, поэтому я считаю Смерть финальным боссом. Она никогда не перестает быть угрозой. Боссу достаточно одного сгоревшего обеда или неисправности пожарной сигнализации, чтобы победить вас. Ещё хуже обстоит дело в более поздних играх, где для усложнения ввели понятие «старость». Теперь, как бы хорошо вы ни играли, Смерть всегда заполучит вас в конце концов.

Дастин: Я не согласен признавать боссами абстрактные понятия. В таком случае, "босс", побеждавший меня чаще всего, был зияющей бездной, через которую мне не удавалось перепрыгнуть. А в играх моего детства – время ложиться спать.

4. Шао Кан, «Mortal Kombat»

Карл: В новейших играх серии Mortal Kombat есть способы победить Шао Кана, императора Внешнего Мира. Достаточно повторять один и тот же ход снова и снова. Но в Mortal Kombat II Шао Кан блокирует каждую вашу атаку на него, медленно продвигаясь к точке, где он уничтожит вас в три хода. Его было ужасно трудно наказать за эту привычку, не говоря уже о том, чтобы победить.

Дастин: Чувак, тебе что, никто не сказал, чтобы победить Шао Кана, нужно просто держать дистанцию, пока он не начнет приближаться к тебе, а тогда поразить его с помощью комбо или дальней атаки. Я сам испробовал этот метод и ручаюсь за него.

3. Сквозь Огонь и Пламя, «Guitar Hero 3»

Карл: Один из самых больших споров вокруг всей серии Guitar Hero – это какую песню в ней труднее играть. Одни утверждают, что это «Jordan» – ведь её полагается исполнять с ведром на голове. По мнению других, первенство принадлежит песне «Raining Blood», требующей быстрой и точной работы пальцев.

А по-моему, самая трудная песня – та, что играется после победы над финальным боссом, Сквозь Огонь и Пламя. Она моя самая любимая, и меня убивает, что я не могу исполнить её на уровне выше среднего. Значит, я никогда не буду героем гитары.

Дастин: Несомненно, многие из песен в «Guitar Hero» очень трудны, но только если вы новичок. Многие профессиональные гитаристы отмечают, что гораздо труднее пользоваться настоящей гитарой, чем «Guitar Hero 1».

2. Парень в конце «Mile High Club» на ветеранском уровне сложности – «Call of Duty: Modern Warfare»

Карл: Хотя безымянный террорист в Call of Duty: Modern Warfare не может причинить особого вреда, я считаю его одним из самых трудных боссов. Потому что ужасно трудно получить шанс запустить пулю в его башку.

В Mile High Club у вас есть ровно одна минута, чтобы добраться до второго этажа угнанного самолета и спасти похищенного заложника. Между вами и заложником – враги. Их огневой мощи достаточно, чтобы сравнять с землей небольшую страну. Единственный реальный способ победить – это бросить гранату и рвануться вперед, надеясь, что вы не умрете. В довершение всего, если вы доберетесь до конца и не убьете финального босса выстрелом в голову, вы мгновенно проиграете.

Дастин: Иметь лишь минуту, чтобы добраться до парня – не так уж плохо. Это означает, что не слишком много времени потрачено впустую, и у вас есть шанс достичь вашей цели.

1. Вергилий. "Devil may Cry 3"

Карл: В Devil May Cry 3 ваш персонаж, Данте, трижды сражается со своим братом Вергилием. В первой встрече Вергилий совершенно побивает вас. Он поражает ваши волшебные мечи, используя силу своего ума. Во второй вы оба примерно равны, а в третьей вы превосходите его.

Поскольку в сюжете указано, что я должен выиграть финальный бой против Вергилия, я отказался позволить ему ударить меня хоть раз. Если бы во время боя Вергилий нанес мне удар, я бы начал всё снова.

Дастин: Если поставить перед собой сверхсложные задачи, можно любого босса сделать трудным. Например, если вы будете играть с закрытыми глазами.

ТОП ДАСТИНА: 5 САМЫХ ТРУДНЫХ БОССОВ

5. Кулекс из «Super Mario RPG»

Дастин: Кулекса не обязательно побеждать. Эта игра не слишком крутая. Повреждений наносится мало, и даже самые лютые враги выглядят довольно симпатичными. Но Кулексу явно предназначено быть круче остальных. У него больший ударный счет и более мощные атаки. А хуже всего, что при нем эти чертовы живые кристаллы. Когда один из них ударяет вас заклинанием, любой из ваших персонажей становится бесполезным. Они просто превращаются в грибы! Когда я впервые играл в эту игру в детстве, я думал, что Кулексу положено быть непобедимым.

Карл: Да, плоховато вставлять такого трудного босса в игру, предназначенную детям. Но поскольку он босс по выбору, вы можете просто миновать его и выиграть.

4. Леди Комсток из «Bioshock Infinite»

Дастин: Леди Комсток – это призрак, постоянно реанимирующий своих приверженцев. Вам приходится бороться с ней несколько раз в разных местах. Она и ее приспешники убивали меня снова и снова, пока я не разработал некую стратегию, чтобы подобраться к ней. Попросту говоря, я пошел на Youtube , отыскал тех, кто победил ее, и позаимствовал их метод.

Карл: Все шутеры от первого лица сводятся к тому, чтобы «застрелить объект, пока он не умрет или не трансформируется» . Так же обстоит дело и с леди Комсток. Вы стреляете в призрак или ударяете кулаком, пока он не взорвется. Там нет решения головоломки, нет слабого места, в которое нужно целить, вы просто колотите его. Единственная трудность – это другие враги, с которыми вы вынуждены бороться в то же время.

3. Паула из «Shadows of the Damned»

Дастин: Паула – довольно удивительная злодейка, ведь главный персонаж, Гарсия Хотспур , пытается спасти ее от ада. В конце концов, она временно сходит с ума, отращивает шесть ангельских красных крыльев и заставляет нас гнаться за ней по какому-то извилистому туннелю.

Насколько труден это враг? Ну, мы должны стрелять в её крылышки, когда она летит по воздуху, а это довольно маленькие и быстро движущиеся цели. Мы должны пройти туннель, или "тьма" догонит нас. Тьма означает, что мы стоим в той части комнаты, которая снижает наше здоровье. А ещё она периодически атакует нас, как и ее демонические приспешники. Если вы позволите приспешникам попасть в темные зоны, то они становятся непобедимыми.

Карл: Как и в предыдущем случае, борьба с боссом здесь трудна лишь из-за меньших врагов, с которыми вам приходится сражаться. Это не затрудняет борьбу, а лишь делает её раздражающей.

2. Сигма из «Mega Man X»

Дастин: Mega Man – моя любимая серия, но я терпеть не могу Сигму, её финального босса. Во-первых, вам приходится бороться с его собакой. Это довольно быстрый противник, приносящий много вреда. Затем вы должны сразиться с самим Сигмой, и если он собьет вас с ног, тут вам и конец. Его можно победить, только вскарабкавшись на стену и выпустив в него полную обойму выстрелов.

Карл: Как бы ни был труден Сигма, у каждой его формы есть только один способ атаковать. Если вам удастся увернуться от этих нападений, он не сможет коснуться вас. Но в результате борьба затягивается. По сути, вы проходите испытание на выносливость, а не на умение.

1. Майк Тайсон из «Punch Out»

Дастин: Самый трудный босс – это Майк Тайсон, чемпион мира по боксу. Одолеть его почти невозможно. На протяжении всего матча он надает вам столько апперкотов, что потом одним ударом отправит вас в нокдаун.

Карл: Вы будете получать от Железного Майка по заднице, пока не поймете, что деретесь со старым человеком с очень специфической манерой боя. Как только вы научитесь распознавать его шаблон, не изменившийся за два десятилетия, вы поколотите старика, не знающего ничего лучшего.

Немногие игровые достижения могут порадовать так же, как завершение спрятанных подальше от глаз игровых событий, в результате которых вы окажетесь лицом к лицу с врагом, о существовании которого другие игроки даже не подозревали. От неземных существ и легендарных созданий до внутриигровых шуток и флешбеков, – таков список 10 наших любимых секретных боссов из видеоигр.

Ещё в 1995 году даже мысль о том, что Square и Nintendo создадут вместе игру казалась невозможной. Однако некоторое время спустя мир увидел Super Mario RPG вместе с нелепым, но довольно сложным боссом Culex.

Он обитает в темных закоулках Monstro Town и меняет всю эстетику Super Mario RPG, превращая игру для водопроводчика и его команды в подобие Final Fantasy. Увидеть его культовые кристаллы, услышать музыку из Final Fantasy и, в конце концов, одержать победу – самые приятные моменты за всю игру.

Фанаты Destiny те еще хардкорщики, поэтому неудивительно, что этот амбициозный шутер от Bungie пробрался в данный список. Секретного босса в этой игре обнаружило сообщество. Найти его можно только, когда рандомно появляется Daily-Heroic-миссия «LOST TO LIGHT».

В классическом стиле Bungie, когда уровень подходит к концу, появляется скрытая тропа, которая ведет к Driviks, The Chosen. Выбрав этот путь, у игроков остается всего лишь 10 минут, чтобы завершить задачу, а одолеть Driviks, конечно же, весьма нелегко. Что же вы получите в награду? Экзотическую и очень ценную снайперскую винтовку Black Spindle, и, кстати, это единственный способ ее раздобыть.

Вселенная игр The Elder Scrolls изобилует всевозможными секретами, но немногие могут сравниться с Karstaag из Skyrim. Пройти сложный путь, чтобы вызвать призрачного Ледяного Гиганта – это настоящий подвиг, но награда, несомненно, стоит того. Если у вас получится одолеть зверя, драконорожденный получит возможность трижды призвать это могущественное существо себе на помощь. Поверьте нам, это стоит того.

Spelunky также относится к играм, полным секретов. Это доказывает огромный каталог видео на YouTube, среди которых есть и видео с быстрыми прохождениями. Однако где-то на глубине колодца этого озорного платформера, созданного Дереком Ю, сидит Yama – последний босс игры.

Если у вас получится выполнить огромное количество условий, необходимых для входа в скрытую область ада, вы будете вознаграждены невероятно ожесточенной борьбой с королем Yama, самым жестоким врагом в игре, окруженным различными вещами, которые так и жаждут вашей смерти.

Нам не привыкать видеть в играх от Software жестоких, жутких и, прямо скажем, отвратительных боссов. Но ни один из них не запоминается так сильно, как ужасный и омерзительный Moon Presence. Конечно, борьба с этим небесным лавкрафтовским кошмаром удивительна сама по себе, но наличие еще и ряда шагов, которые необходимо предпринять, чтобы вызвать этого зверя, прочно обеспечила ему позицию в этом списке. Вот скажите, сколько боссов вы припомните, для призыва которых вам нужно было бы принять в себя силу нескольких пуповин?

Да, да, это один из самых запоминающихся злодеев в мире видеоигр. Но его присутствие в Kingdom Hearts стало невероятным сюрпризом и той самой вишенкой на торте, который состряпали Square и Disney. После того, как вы переберетесь через красочные миры нашего детства, у вас появится возможность столкнуться с Sephiroth – культовым злодеем из Final Fantasy VII. Битва Sora с однокрылым ангелом так же эпична и жестока, как битва с Cloud в непревзойденной классике на PS1.

Финальная битва в Pokemon Gold и Silver также представляет собой самое эмоциональное сражение среди всех присутствующих в этом списке. Спустя довольно продолжительное время после захвата 16 регионов Kanto и Johto, у вас снова появляется возможность доказать, что вы лучший…и что таких никогда не было. И чтобы сделать это, вам придется принять решающий поединок с Red – героем, за которого вы играли в Pokemon Red или Blue. Его команда из Пикачу и полностью прокачанных покемонов делает эту битву незабываемым шедевром, полным ностальгии.

Давным-давно, в эпоху игровых легенд и мифов, немногие персонажи были столь запоминающимися, как легендарный «третий ниндзя» из Mortal Kombat. Вместе со Scorpion и Sub-Zero, эта зеленая троица стала культовой. Конечно, если у вас получится выполнить довольно странный список условий, то у вас появится возможность сразиться с этим извергающим кислоту ниндзя, который впоследствии станет основным героем серии.

Честно говоря, сейчас вы увидите нечто странное. Глубоко в темноте готического мира Diablo II от Blizzard расположился ужас, поднявшийся из недр самого ада. Да, мы говорим о… Cow King. Хотя Blizzard с упорством твердят, что никакого «коровьего уровня» не существует…вот он. Если вам удастся добраться туда, устлав свой путь ордой быков, вы столкнетесь лицом к лицу с самым страшным врагом во всем Санктуарии.

Вполне логично, что этот список завершается парой врагов из одной из самых запоминающихся RPG всех времен. После того, как Sephiroth использовал мощное заклинание Meteor, эта парочка супер сильных врагов пробуждается от своей спячки и преследует единственную цель: превратить жизнь Cloud и его компании в ад.

Чтобы добраться до подводного дома Emerald потребуется раздобыть субмарину, но даже после этого без удачи вам не обойтись, ведь у этого врага огромный запас здоровья. То же самое можно сказать и о Ruby Weapon. Он славится безумной защитой, невероятно мощными атаками и возможностью полностью убрать членов отряда с поля битвы. Тот, кто одолеет их обоих, действительно крутой игрок.

Боссы появились в играх еще на заре их возникновения и вряд ли когда-нибудь исчезнут. Это может быть темная копия героя, исключительно большая куча слабых противников... или нечто одинокое, огромное и устрашающее . Бьемся об заклад, все предпочтут последнее!

Так уж люди устроены, что размер производит на них сильное впечатление. И, разумеется, разработчики игр никогда не упустят шанс этим воспользоваться: в каждой уважающей себя игре нет-нет да и найдется гигантская туша, будь она в только два раза больше героя или во все двадцать два. Вот мы и решили достать линейку да посмотреть, на что хватает смелости у разработчиков игр и как они предлагают с такими крупными проблемами разбираться.

1-й этаж

Смертельная коррида

Если у разработчиков есть хоть капелька гигантомании в голове, без босса размером с небольшой дом не обойтись. В том случае, когда игра тяготеет к реализму (как в ), это и будет самая внушительная громадина на пути игрока. А коли размер у подобных боссов вполне либеральный, то и ставить их можно то тут, то там.

И даже чередовать, как в Batman: Arkham Series : двухметровые мутанты, Крок-Убийца, Бэйн, Соломон Гранди - в разных играх серии они то и дело усложняли Брюсу Уэйну жизнь, каждый по-своему.

Разумеется, если босс здоровее нашего альтер эго, он почти всегда ставит на грубую силу. Значит, он неповоротлив, медлителен, и шкура у него двухметровой толщины - так что знай себе пляши вокруг него, покусывая со всех сторон. Если речь идет о каком-нибудь мутанте или монстре, он почти наверняка будет еще и глуп как пробка - что игрок и может обернуть себе на пользу, заставляя гадину таранить стены, взрывоопасные предметы, заборы под током.



В God of War такие боссы нужны только чтобы позировать с ними на камеру. А в Prototype из них получается неплохой завтрак.

Ежели в игре гигантомания цветет и пахнет, то одноэтажным боссам отводится роль промежуточных болванчиков - так, скуку разогнать. Тем не менее толковые разработчики могут сделать одноэтажных детин даже более запоминающимися, чем их крупные товарищи. Достаточно вспомнить серию Souls , столь богатую на замечательных противников всех форм и размеров. Едва ли стражи Орнштейн и Смоуг из могут похвастаться исполинским ростом, но это не мешает им регулярно посещать топы лучших и сложнейших боссов в видеоиграх.

Как говорится, «семеро одного не боятся», вот эти боссы и нападают дуэтом. Орнштейн - резкий как пуля и стреляет молниями, Смоуг очень медлителен и невероятно силен. А когда игрок выбивает душу из одного, другой ее поглощает... восстанавливая себе все здоровье и (будто этого мало!) становясь еще опаснее. С этими ребятами скучно не было.

На интересных боссов у From Software всегда хватало фантазии. Можно лишь гадать, какие ужасы на нас обрушит грядущая Bloodborne !

5-й этаж

Сэр, вы загораживаете мне солнце!

Вот это уже другой разговор! Тут мы уже ясно видим: у парня лучше под ногами не путаться... хоть этого все равно не избежать. И, разумеется, когда босс настолько велик, брать он будет исключительно грубой силой.

В Prince of Persia: The Two Thrones влияние God of War было особенно велико. На этого толстячка мы десантировались - и кромсали в QTE.

Битву с эдаким детиной традиционно превращают в настоящее событие, пышно обставленное и поданное с изюминкой. Например, уже не один десяток лет сам Хидэо Кодзима потчует нас битвами с ходячими машинами смерти - «металгирами». Преданные поклонники серии уже не раз на этом деле собаку съели, но хитрый японец не дает заскучать: «Вот тебе REX, пусть он тебя ракетами закидывает, а ты ему зрение исхитрись отключить. Смог? Ну, держи тогда RAY. Сразу двадцать штук потащишь? Нет? Ну, твои проблемы ». Думается нам, в грядущей Кодзима-сан придумает что-нибудь особенно любопытное.

Почти всегда ключ к убийству босса - в использовании его слабых мест, и к гигантам это относится в первую очередь. Зачастую это какие-нибудь уязвимые точки, для удобства выделенные яркими красками. В это могут быть желтые гнойные сгустки, в - голубые контейнеры. Обычно «ахиллесова пята» громадины приковывает взгляд, поэтому тут не промахнешься.

В других случаях приходится использовать окружение, чтобы добраться до уязвимых мест босса либо уравнять силы. Иногда нам дают и альтернативный вариант: например, банально пальнуть в урода из РПГ, как в .



Брумак из Gears of War и Эль Гиганте из Resident Evil 4 не слишком велики, но впечатлений от встречи с ними хоть отбавляй.

А вот драконы в Skyrim угрожали разве что самому игроку: можно было натурально рехнуться от бесконечных однотипных стычек с ними. Под конец игры они вызывали только раздражение.

Если игра родом из восточной части мира, да еще и онлайновая, то рейдовые боссы почти стопроцентно будут по пять этажей минимум. Сюда можно вписать не одну MMORPG, но особо показательна в этом отношении : там и десятиэтажный босс - обыденное зрелище. И хотя никаких заигрываний с окружением для победы игра не предлагает, каждый босс все равно требует персонального подхода: управление non target не позволит просто взять и защелкать здоровяка мышкой насмерть, а на высокой сложности приходится изучать их повадки и подстраивать под них поведение.

Конечно, для большей части боссов нужна хорошая сбалансированная партия - эти махины по всем параметрам мощнее игроков, и каждый рейд приобретает элементы тактики. Это вам не глаза циклопам вырывать!



Если каждый первый босс еле умещается в экран, все нормально: просто вы играете в TERA.

Десять этажей

К черту физику!

По большому счету, правила те же, что и с пятиэтажными тварями. Но отстрел светящихся точек актуальность потихоньку теряет, и эстафету перехватывают супероружие и окружение. Хотя, разумеется, никто не мешает нам просто методично закидывать босса всем, что есть в запасе, как бывает в шутерах постарше. Подход скучный, но справедливый.



Большие проблемы требуют основательного подхода. Большие боссы - больше грозного оружия. В случае с Дагоном из Call of Cthulhu это была корабельная пушка. Тридцатиметровый Некрогигант из Painkiller возвышается над нами башенным краном. Достаточно бить его всем, что есть в арсенале, - тогда и упадет.

Но вообще десятиэтажные боссы почему-то не пользуются в играх особой популярностью - обычно финальные противники либо больше, либо меньше. Так что надолго мы тут задерживаться не будем и поднимемся на пару-тройку десятков этажей повыше.

ФАКТ: вообще-то существование настолько огромных существ на нашей планете невозможно - по крайней мере на суше. А почему? Вот двухсерийное видео, которое объясняет это на примере Годзиллы и робота Егеря из «Тихоокеанского рубежа».

Небоскреб

Магомет идет к горе

И все же настоящий разгул фантазии начинается метров эдак с шестидесяти. Когда босс настолько огромен, драться с ним обычным оружием попросту бессмысленно. Поэтому довольно часто попадаются боссы, к которым придется подбираться окольным путем (Угх-Зан III из , Левиафан из ).

С этой дамой из Castlevania: Lords of Shadow нужно деликатно: сначала угостить здоровенным валуном, а уже потом забираться на нее.



Таких красавцев обычный смертный иногда одолеть просто не в состоянии.

А еще по двадцатиэтажным боссам очень удобно карабкаться, да и использование окружения тут еще сильнее себя оправдывает. Больше возможностей для организации затяжной битвы, с целым алгоритмом разнообразных издевательств над ходячим небоскребом.

Лучше всего эта механика реализована, конечно, в шедевральной . Шестнадцать громадин, одна другой прекраснее, просто ходячие головоломки! Мало того что уничтожать их - в разной степени сложное занятие, так еще предстоит понять, что вообще делать! Разработчики сумели так творчески подать битвы с ними, что каждая давалась тяжким трудом и превращалась в настоящее событие.



Пусть выше всех финальный босс Малус, но на деле самый крупный колосс - это Фаланкс. Около двухсот метров в длину против шестидесяти у Малуса!

До облаков и выше

И голова тоже за облаками

А почему бы и нет? Ведь это так льстит самолюбию - уничтожить существо размером с город-другой. Или, чего уж мелочиться, размером с планету.

С другой стороны, это открывает новые горизонты для дизайна уровней. Ведь если размер босса позволяет, почему бы не сделать уровнем его самого ? А заодно поместить его слабые места... внутрь? Вероятно, это самый зрелищный и суровый способ завалить махину, попутно измазавшись в ее крови и внутренностях.

В играх мы попадаем в нутро каждого второго исполинского босса. Но особенно примечательна битва с гигантским червем из . Хоть это и был злостный плагиат на уровень внутри Левиафана из : малыш размером с Московскую область заглотил бравых солдат с Маркусом Фениксом во главе.

Пожалуй, этот червяк даже больше тех, что бороздят пески Арракиса.

Разработчики позаботились о том, чтобы мы натурально чувствовали себя внутри живого существа. Всюду сплошное мясо, сокращаются двери-мышцы, путь преграждают толстые пленки, через которые нужно прорываться с пилой наперевес. А вверху пульсирует нечто огромное...

А в ходячие и живые уровни - это норма. Уже с первой секунды мы весело бегаем по Гее, и на ней дело не закончится. Конечно, Кратос побывал и внутри титанихи, но нас интересует другой ходячий уровень - Кронос. Не дойдя до желудочного сока, Кратос разрезает живот титана и выбирается наружу, пока тот тщится собрать вываливающиеся кишки.

Рост Кроноса - какие-то жалкие восемь километров. Подумаешь, разница! И хотя Saints Row 4 не произвела такого же сильного впечатления, как ее предшественница, злобную рожу Пола мы искренне полюбили.

С приходом QTE многие боссы начали получать по лицу в полуинтерактивных роликах. Тут особо отличилась японская - один из местных боссов, Вайзен, превзошел все наши ожидания. Когда он посреди боя набрался наглости и раздулся до размеров планеты, мы обомлели. Никого крупнее Вайзена мы в видеоиграх еще не убивали.

Было бы любопытно посмотреть битву Вайзена и Галактуса в каком-нибудь очередном Marvel vs. Capсom.

* * *

Хороший босс - это одновременно испытание и награда за труды. Это кульминация игрового процесса и возможность ощутить свою силу в полном объеме. Существует множество способов сделать битву с исполинским монстром интересной, а мощность современных консолей позволяет показать по-настоящему неотразимых чудовищ, само присутствие которых в кадре - уже радость. Чем нас удивят разработчики в новом поколении, вопрос открытый. А какие исполины запомнились лично вам?

Самые выдающиеся и самые несносные боссы, начиная с Dark Souls и Undertale, и заканчивая Mass Effect 2 и Arkham Knight.

Битвы с боссами сами по себе великолепны. Правда, за исключением тех моментов, когда они ужасны. Обстановка накалилась, когда редакторы начали спорить о том, являются ли сражения с боссами приемлемой опцией или уже довольно-таки избитым сюжетом игры, поэтому мы решили предоставить доказательства в поддержку обеих сторон.

Первая подборка-наши любимые боссы, бои, которые запомнились нам на долгие годы. На второй странице-своеобразная «доска позора» – большая подборка плохих, недалеких боссов, с которыми мы терпеть не могли сражаться, однако с такой охотой обсуждали. И они это заслужили, правда.

Я проходил Fallout дважды, и ни разу не мог убить создателя, целясь прямо по его глазам, или что там у него вместо них. Этот кусок мутировавшей плоти столь огромен, что, выстрелив прямо в него – вы лишь слегка его заденете.

В первом прохождении Fallout, я играл коварным, проворным персонажем, который тайно проник на базу, а затем уничтожил ее.

В следующем прохождении это был уже тактичный, харизматичный герой, который призывал Создателя к смерти, и говорил на темы, в которых четко просматривался намек на неполноценность его идей, заставляющий его осознать свою омерзительность, и, таким образом, довести до самоубийства.

Вы также можете просто атаковать Создателя при помощи импульсных гранат или огромного ружья, но контр аргументом такого поступка является результат в виде великолепной концовки Fallout. Многие люди ненавидят боссов, а возможность выбирать сражение с боссом или же исключить его из игры выглядит настолько подозрительно, что спустя 21 год идея опциональных
боссов особо не прижилась.

Мех Аргус, Vanquish

Японские видеоигры десятилетиями следуют так называемому концепту Macross: шквал устрашающих ракетных ударов рассекает небо, оставляя за собой шлейф белого дыма. Долгие годы все это присутствовало, в основном, в 2D играх- в швампах, а также великолепной Bangai-o. Несмотря на то, что бой с Аргусом принадлежит к весьма прямолинейному стилю «бей по слабым местам», встреча с данным боссом является одной из моих любимых за все время. Мы можем наблюдать обещанную реализацию взрывов ракет Macross в 3D – и это выглядит действительно здорово.

После того, как вы нанесли Аргусу значительный урон, он прекращает палить в вас из своей пушки, начиная выпускать вместо этого сотни ракет. Этот момент определенно обескураживает, но в то же время демонстрирует всю сущность игры Vanquish. Она является смесью весьма характерного для японского аниме экшена с элементами американского шутера от 3-го лица.

Иначе говоря, стереотипный, грубоватый американский антигерой, который, в свою очередь, облачен в мощную броню и бьет по выпускающим ракеты мехам с такой силой, что те взрываются.

Арториас из Бездны считается боссом Dark Souls. Это трагический персонаж является символом основополагающей истории Abyss DLC, который в NPC диалогах и описании упоминается, как герой «вооруженный до зубов». Вы не желаете убивать Арториаса, но он явно зашел слишком далеко, поэтому выбора не остается. Это типичные Dark Souls. В то же время, Арториас не похож на заурядного босса этой игры, и это делает его столь уникальным.

Большинство боссов оригинальной игровой версии являются медлительными, неуклюжими монстрами, которых вы медленно добиваете до тех пор, пока не уничтожите их окончательно. Арториас-полная противоположностью. Это относительно небольшой, но в то же время мощный рыцарь, двигающийся невероятно ловко и быстро.

Его облик был осквернен бездной, однако движения остались прежними. Всю игру вы сражаетесь с бегемотами, атака которых длится не дольше 19 секунд, и тут появляется Арториас со своими передними сальто. Он играет так же, как и игрок по ту сторону экрана. Он перекатывается, как ты, атакует и отступает, как ты. Он напоминает внезапный тревожный сигнал, который не позволит тебе даже отдышаться, не уступая в этом плане боссам Bloodborne, или Dark Souls 3.По другому просто и быть не может.

Юбилеус, Создатель, Bayonetta

Как же еще может закончиться такая колоритная игра, как ни сражением космического масштаба? На данном этапе игры вы с легкостью разбираетесь с базовыми противниками и валите с ног боссов средних уровней, достигающих огромных размеров. Bдруг с небес нисходит Юбилеус, с огромным запасом здоровья, в самых разнообразных обликах, каждый из которых жаждет сражения.

Юбилеус является более точным, разносторонним героем этой игры в отличии от других предсказуемых боссов. Она обладает несколькими обликами, у каждого свои виды атаки, которые с легкостью поражают слабые места, к тому же с каждым вашим ударом она становится только сильнее. Ваши силы начинают сильно различаться. Каждое оружие специализируется на на определенных целях.

Это долгий бой, но он стоит потраченного времени, а вступление в игру партнера Jeanne неплохо завершает эту запутанную историю.
Она также является интересным боссом, замечательная смесь всех достоинств Bayonetta: включает в себя дикие гонки, быструю смену событий, симпатичные ракурсы, и, конечно, незабываемый финал.

Среди игр Platinum Games я не могу найти что-либо превосходящие эти гонки с богами.

Что за неожиданный финал. Undertale является игрой, которая всегда идет вразрез с вашими ожиданиями. Её финальный босс (не совсем главный босс) – создает столь уникальную атмосферу, которая вырывается за концепт Undertale. Сражение просто врывается в структуру игры, как бы бросая вам вызов, стараясь уничтожить в вас остатки пацифизма перед тем, как подготовить вас пройти все части игры и увидеть настоящий финал. Это сражение больше носит эмоциональный характер, но первая встреча с Флауи демонстрирует нам, как эта игра может реализовывать свои идеи.

Орнштейн Драконоборец и Палач Смоуг, Dark Souls

Я сотни раз побеждал Гвина. Сам разжигал пламя и уходил от него. Я исследовал великолепно спроектированный мир Лордрана целиком и полностью. Я смотрел огромное количество прохождений, летсплеев. И каждый раз при завершении этой ролевой игры в жанре готик-экшн от Software, я так и не смог победить с первого раза Орнштейна Драконоборца и Палача Смоуга без помощи Солера.

Но мне это нравилось. Я долго исследовал Анор Лондо прежде, чем принять это большое сражение. Я оценил обмен любезностями с Кузнецом Великаном после обновления моей алебарды-молнии. Мне пришлось по душе зарабатывать несколько дополнительных душ в бою с Королевскими Стражами, охраняющими босс-арену.

Мне нравилось разрабатывать в своей голове глупые стратегии заранее. Я люблю говорить себе: «Вот оно. Наконец-то я смогу одолеть этих придурков без помощи солнечного брата», а затем с пола соскребают то, что от меня осталось.
Видите ли, не важно, сколько раз эти двое побеждали меня, дело в том, что желание победить их без посторонней помощи заставляет меня возвращаться к игре вновь и вновь.

Парочка двух злодеев, один из которых встретится вам в качестве главного противника в финале – делают исход игры поистине непредсказуемым. Все происходит быстро, бешено, и не важно, сколько повторов прохождения будет осуществлено – мне хочется после каждого раза ощущать вкус победы.

Боссы в этой серии игры встречаются всякие, но вторая часть выделилась в этом плане большей динамикой, в отличие от первой, которая, в основном, включала повторные встречи с крупными противниками. Бой с Фризом хорошо продуман, в распоряжении Бэтмена есть много всяких штук-электричество, взрывчатка и т.д., перед тем, как Виктор Фрайс обратит внимание на подобные приемы и повторит их.

Хуже всего то, что он заморозит горгулий, поэтому вы не сможете прятаться от него наверху. что являлось вашей главной задачей, если вы решили бы играть аккуратно. Вы остаетесь внизу и Фриз преследует вас. Мой бывший коллега сравнил все происходящее с финальным сражением Metal Gear и был прав – он также полон различных уловок и требует организованного мышления.

Monster Zoo, Dungeons of Dredmor

Может ли комната стать боссом? Я утверждаю, что да.

Джек Краузер, Resident Evil 4

Эта игра одна из немногих, идущих с QTE, которые за последнее десятилетие почти вымерли.

Бой на ножах между Леоном и Краузером имеет множество кат-сцен, однако в них можно наблюдать реальное противостояние – вам удается увидеть организованное сражение двух персонажей.
Сам файт с боссом тоже хорош – всё происходит в разрушенном лабиринте, где он бежит на вас с ножом, затем бой переносится на ненадежную бетонную глыбу, где Краузер мутирует. Иногда в бою можно наблюдать элементы внутриигрового QTE-файта на ножах, и это весьма интересный подход. История этой игры банальна, но интересна, и сели вы не слишком эмоциональны, вам понравится это путешествие. Вы долгое время ждете столкновения двух персонажей, бой интересен и кинематографичен – это Resident Evil 4 в своем лучшем проявлении.

Одним из огромнейших минусов в боях с боссами является расхождение с концептом игры. Вас обделяют свободой управления, изобретательностью, вместо этого подсовывая масштабные аренные мордобои и красочные постановки. Противоположностью является эта игра- Torment – наверное, лучшее РПГ за все время, которая предлагает выбор решения конфликта на протяжении всего игрового процесса.

Существует ряд сценариев встречи с Transcendent Один из них может завершиться сражением, если вам угодно. Но диалог, как всегда в этой игре, является наиболее интересной опцией. Игра редко имеет собственную философию, и еще реже это получается удачно.

Twisted Marionette была доступна около месяца во время первого обновления Guild Wars 2. Больше с ней нельзя сразиться – и не получится еще около 4 лет, однако это один из моих любимых боссов, которых я побеждал. Вместо зональных встреч, Marionette представляла собой мир, который изменялся каждые 2 часа.

Игроки на карте должны были разделиться на 5 линий по (если вам везло) 25 человек каждая. Бой состоял из двух главных частей. Основную часть вашего времени вы проводили в линии, отражая вражеские атаки. В дополнение к этому, каждая линия менялась в центре, где они могли попасть в одну из пяти мини-арен – каждая со своим боссом. В случае успеха одна цепь марионетки падала.

Проигрывая, вы становились на один шаг ближе к уничтожению.

Если обе стороны выигрывали, бой считался выигранным и марионетка падала. В этом было что-то особенное, требовалась большая координация, а не простое срубание хп монстра, но проблема состояла в том, что одолеть это все могли только мощные серверы.
Наш сервер днями не мог совершить убийство, но в то же время наш подход постепенно стал улучшаться. Наши загрузки срывались, но постоянное обучение, совершенствование, преодоление препятствий делают это одним из любимых путешествий в игре.

Да, если у гоблинов и эльфов заканчивается выпивка, дело – дрянь. Но настоящий противник любого основателя крепости – всесильный водный поток. Подземный источник, который может быстро и сильно затопить вашу крепость, если вы не знаете, как его сдержать. В вики есть целая страница,посвященная водным потокам Dwarf Fortress и способам их сдерживания. Такого босса я еще не встречал.

Я даже не стану писать имени финального босса этой игры-такая это была ерунда. Первый Mass Effect содержал в себе кульминацию в виде финального боя с импозантным, дерзким, противным агентом, чья роль была гораздо сложнее типичной роли стереотипного зла и сопровождалась чередой важных решений, которые повлияли на судьбу Цитадели.

Это была превосходная смесь экшена и ролеплея – именно то, чем и должна быть эта игра. Вторая игра, несмотря на все общее великолепие прохождения финальной суицидальной миссии, имела концовку, эквивалентную встрече с боссом в контре. Босс из контры, бой с которым выглядел слишком легким и безумным. Когда люди жалуются, что масс-эффект серии содержит слишком много действия, это сражение является примером номер 1.

The Arkham Knight drill fight, Batman: Arkham Knight

В Arkham играх были парочка достойных встреч с боссами, но плохих было гораздо больше. У них достаточно популярны сценарии игры вроде заманивания замученного тучного парня, в процессе которого вам затем удается увернуться от него так, что он врезается в стену. Arkham Knight решили сделать из этого самую затянувшуюся погоню, в которой вам приходится еще управлять и бэтменмобилем.

Arkham Knight атакует в подземельях Готэма, управляя устройством, похожим на сверло, словно последний злодей. Вы должны заманивать его в места со взрывчатками, избегая барьеров и уворачиваясь от вращающихся лезвий. Вы вынуждены заниматься этим чуть меньше 10 минут, но это покажется вам вечностью.

В то же время он выкрикивает всякие глупости вроде фраз «Ты не спрячешься!», и «Я найду тебя!» – чтобы напомнить тебе о том, что после двух игр превосходного Джокера в исполнении Mark Hamill’s , теперь вы сражаетесь с типичной яростью во плоти. Мне нравятся Arkham игры, но они являются наглядным примером, почему 90 процентов боссов можно было убрать без больших потерь.

Zerstörer Robots, Wolfenstein 2: The New Colossus

Я, в основном, выступаю за бои с боссами, но Zerstörer Robots являются хорошим поводом для исключения боссов из игры вообще. Им одновременно не достает всего того, что делает Wolf 2 забавной – различные варианты подходов, разнообразный обзор, выполнение скачков, положительные отклики на убийства.

У роботов так много здоровья, и они наносят урон такой силы, что вам ничего не остается, кроме того, как укрываться в Н-образном бункере корабля, на котором вы сражаетесь, и производить выстрелы из внутренних тоннелей, постоянно меняя выходы.

По крайней мере, на высоких уровнях сложности, сражение с ними представляет собой медленный, повторяющийся процесс, который ну никак нельзя назвать весельем. Я прошел всю игру по уровню сложности несколько выше среднего, оценил брошенный мне вызов, однако этот хлам был настолько медлительным, так сильно раздражал меня, что я просто установил минимальную сложность для того, что просто пройти их. И сделал бы так снова.

Alma, F.E.A.R. 2

Что за идиотская концовка…

Финальный бой с Гоулом, лидером красного легиона и существом, похожим на морже подобного Дарта Вейдера, разрушившего Башню, сплошное разочарование не из-за того, какие у него есть недостатки, а из-за того, каких у него нет.
Это заурядный бой на арене против хваленого Военачальника Кабала. Гоул представляет собой совокупность большого здоровья и мнимой мощи. Большинство времени он не присутствует в сражении, и когда бы он ни поднимал свою уродливую голову, вы просто одним выстрелом стреляете в него своей восполняющейся суперсилой.

Вы проводите больше времени, сражаясь с обычными врагами на корабле, что соответственно не подразумевает под собой какую-либо кульминацию, так как арена скучна, присутствуют те же враги, и их уже не так много. Типа вот он – Красный легион, вот его флагманский корабль, вот финальный бой. Меньшее, что вы можете сделать – привести команду А.

Но самой настоящей загадкой является следующая сцена, в которой Гоул трансформируется в более интересный жидкий фантом, и воспаряет перед Странником. На этом моменте я, и все со мной, я имею в виду каждого, кроме тех ребят из Bungie, думали- «О, здорово,сейчас во время рейда мы убьем его по-настоящему».

Но нет. Он просто растворился, и вместо этого мы сражаемся с каким-то рандомным толстым чуваком. Дестени Ютубер Датто сказал лучше всех: «Я хочу сразиться с этой огромной штукой». Destiny 2 не позволяет сразиться вам с этой огромной штукой, и это чертовски грустно.

Согласно Dark Souls wiki, это летающий некромант с тремя головами, который украл силу повелителя могил и теперь правит катакомбами. Вихрь телепортируется из места в место и создает копии себя, которые атакуют магическими снарядами. Звучит довольно-таки дерзко, правда?

За исключением того, что на практике все совершенно не так. Совсем не так.

В игре, которая знаменита огромным количеством невероятным сражений, Вихрь является полной аномалией. Эта беготня легче не только любого боя с боссом дарк соулс, но и легче боя с обычными противниками.

Его передвижение предсказуемо, на его клонов тяжело смотреть, а его снаряды-от предмета Обряд Возжигания – просто мусор. Я чуть не забыл сценарий игры после сотого поражения от Орнштейна и Смоуга. Зато с чувствами одержания над ними победы не могло сравниться что-либо. В то же время Вихрь лишил меня этого воодушевления, будучи столь слабым.

«Это ужасно. Вы играете в эту великолепную игру, и вдруг она заканчивается сражением с гигантским голым парнем. «У нас не было идей получше» – однажды сказал Кевин Левин. И был прав. Финал этой игры искоренил всё положительное в ней обычным мордобоем с большим мускулистым парнем. Сценарий игры совершенно потерялся после встречи с Эндрю Райаном, хотя он должен был развиваться дальше. Может быть игроку стоило бы осилить 80-ти страничный монолог Джона Голта из «Атлант расправил плечи»? Наверное, это бы и подходило больше и было куда сложней.

Eli, Metal Gear Solid 5

Черт, я ненавидел эту ерунду с малым Ликвид Снейк, против которого нельзя было просто так использовать оружие и покончить со всем этим.С одной стороны, это правильно, он совсем ребенок, но он станет такой огромной проблемой в будущем, в сравнении с которой подвижные ядерные роботы и читающие человеческий разум покажутся вам пылью.

Вместо это вы должны бегать за ним по всему разрушенному кораблю до тех пор, пока не вырубите его. И здесь вы уже можете сделать это спокойно.

Ни один из файтов с боссами, в Metal Gear Solid 5, к сожалению, не вышел хорошим. Что слегка позорно для серий, в которых их было так много в прошлом. MGS и MGS2, вышедшие на ПК годы назад, были более успешными,с хорошими отзывами о Грей Фокс в первой и Вамп во второй. К счастью, в остальных местах The Phantom Pain еще неплох.

Vaas, Far Cry 3

В Far Cry 3 происходит не очень много боев с боссами, поэтому выделить из них какой-либо конкретный весьма непросто. Я остановился на Ваасе, так как он, наверное, самый интересный и запоминающийся персонаж этих серий, и поэтому это схватка жалит еще сильнее других, потому что он был достоин другой концовки.

Создание сильного босса в игре, где вы уже с самого начала вооружены до зубов, и можете в одиночку выдержать огромный урон, явно является вызовом, потому что вы сам – словно босс.В таком случае Ubisoft делает то, что и всегда, загнав саму себя в угол – накачивает тебя наркотиками, вызывая галлюцинации. И добро пожаловать в темный потустороннй мир, выстланный телеэкранами(непонятно почему), где Ваас за Ваасом, бежит на вас, а затем погибает от единственной пули, растворяясь в дымке. Это не тест на выносливость, а только надежда на терпение. После того, как все призраки Вааса уничтожены, вы подходите к финалу, во время которого перекидываете виртуозно нож из одной руки в другую, а затем наблюдаете, как он умирает. У вас не остается ничего, кроме разочарования и печального осознания того, что вы все еще Jason Brody.