Метод синектики в обучении. Плюсы и минусы синектики

Синектика – это метод решения различных творческих и прикладных задач в рамках ведения бизнеса и иной деятельности, созданный Уильямом Гордоном. Метод синектики может обеспечить поиск эффективных решений даже потенциально неразрешимых на первый взгляд задач, однако требует достаточно серьезной подготовки. Синектика имеет множество примеров успешного применения, но, как и любая другая методика, не является универсальной и имеет характерные преимущества и недостатки.

Метод синектики Уильяма Гордона

Уильям Гордон – создатель метода синектики, американский психолог и изобретатель, активно рассматривавший вопросы поиска новых идей и решений в рамках экономической и творческой деятельности. Метод синектики был разработан им в процессе поиска возможных улучшений, для уже популярного на середину XX века метода мозгового штурма. Процесс тестирования метода и окончательного его оформления в качестве полноценной доктрины развития занял у автора десять лет. Данный метод был описан в одноименной книге Уильяма Гордона, который также создал отдельную компанию Synectic Inc. для оказания консалтинговых услуг и продвижения своего изобретения.

Подобный метод нашел успешное применение в рамках многих крупных корпораций. В частности, клиентами Уильяма Гордона были Zinger, General Electric, IBM и другие промышленные гиганты.

Особенностью синектики, как методики поиска решений и её основным отличием от является значительная научная база, на которой основан этот метод. Он прямо выведен из достижений психологической науки и подразумевает наиболее эффективное использование потенциала участников, которые именуются в данном случае синектиками. Так, к характерным особенностям методики и отличиям синектики от мозгового штурма можно отнести следующие её основополагающие принципы:

  • Теория синектики считает, что как индивидуальное, так и коллективное мышление дают одинаковые результаты, то есть – от увеличения количества участников их общая продуктивность не будет возрастать в геометрической прогрессии, как это предусматривалось в методе мозгового штурма.
  • Синектика предполагает, что творческое и аналитическое мышление происходит по одним и тем же алгоритмам, а значит – эти методы не следует противопоставлять.
  • Процесс создания чего-то нового и придумывания новых идей может и должен быть описан, имеет свои определенные черты, а способности в данном аспекте деятельности могут и должны развиваться.
  • В отличие от мозгового штурма, синектика приветствует критику в рамках разработки решения, так как она позволяет наиболее рационально использовать время и ресурсы работников.

Таким образом, синектика позиционирует себя, как более научный метод, в сравнении с многими другими популярными практиками и методиками поиска решений. Она не опирается сугубо на креативность и хаотичность творческого мышления, вместо этого стремясь к упорядочиванию и строгому анализу возникающих аналогий и идей.

Этапы синектического решения

Более подробно понять принципы, на которых базируется синектика и практические методы их реализации можно, проанализировав пошаговую программу поиска решений в рамках этого процесса. Так, в классическом виде, этапы синектики выглядят следующим образом:

Создание квалифицированной синектической группы требует достаточно длительной подготовки и обучения её участников. При удачном стечении обстоятельств, данное обучение может проводиться среди мотивированных работников путем создания кружка качества. Традиционно же метод синектики предполагает специализированное теоретическое обучение участников группы данной методике в течение года перед решением практических задач для достижения наилучших результатов.

Виды аналогий в синектике

С точки зрения синектики – основной ключ к решению большинства возможных задач – это создание точных аналогий, которые дают возможность задействовать различные точки сознания и подсознания и активизировать мыслительные процессы на всех уровнях. За счет столь глубокого психологического подхода обеспечивается крайне эффективный поиск возможных решений. Всего синектика предполагает использование в обязательном порядке четырех видов аналогий:

  • Прямая. Это – наиболее простой вид аналогии, применяемой в синектике. Под прямой аналогией подразумевается поиск объектов, сходных технически или природно с рассматриваемым решением. Так, например, для совершенствования лётных характеристик самолёта могут браться в качестве примера иные летательные аппараты или особенности поведения и полёта птиц и насекомых. При поиске этих аналогий работает преимущественно аналитическое мышление.
  • Символическая. Под этой категорией аналогий подразумевается поиск метафор, сравнений и аллегорий, которые никак не могут с физической точки зрения быть применены к рассматриваемому объекту в качестве решения. Пример подобных аналогий легче всего найти в устойчивых словосочетаниях формата: «стальной характер», «острая проблема», «неподъемная задача». Характер никогда не делается из металла, проблема не может ничего порезать, а задачу – нельзя поднять, но люди используют подобные аналогии для описания самых разнообразных явлений. В данном случае, основная работа проводится на уровне творческого мыслительного процесса.
  • Личная. В рамках создания личных аналогий, каждый из участников процесса синектики должен отождествить себя лично и свой организм с конкретной проблемой или объектом, для которого необходимо найти решение – и изобразить, как бы он видел данное решение с точки зрения своего тела. Это – достаточно сложная методика, которая при этом задействует лимбическую систему человека в ходе мышления, что даёт возможность оттолкнуться от стандартных методов аналитического поиска решений.
  • Фантастическая. К фантастическим аналогиям следует отнести помещение проблемы в абсолютно нереальное окружение. Подобный этап поиска решения позволяет полностью избавиться от привязки к объективной реальности, что даст возможность задействовать механизмы подсознания, а не сознательного мышления.

Как можно понять из существующих видов аналогий в синектике, этот процесс в итоге задействует все аспекты мышления, что и обеспечивает высокую эффективность подобной методики. Но её применение требует наличия у участников опыта, достаточного уровня раскрепощенности и понимания работы метода.

Необходимо отметить, что в рамках синектики все виды вышеозначенных аналогий при поиске решения должны задействоваться в обязательном порядке. Однако к конечному решению может привести лишь одна из проведенных аналогий – неэффективные варианты, которые в ходе обсуждения не дают возможности обеспечить нахождение решения, следует отбросить.

Преимущества и недостатки синектики

Как метод решения различных вопросов – организационных, научных, технических или творческих, синектика является достаточно универсальной, что позволяет применять её в большинстве сфер деятельности. К достоинствам такого метода можно отнести следующие его особенности:

  • Высокая результативность. При правильном подходе к организации синектической группы, результативность её деятельности оказывается на порядок выше, чем при применении большинства иных методик поиска решений.
  • Максимальная эффективность процесса поиска решения. За счёт совмещения всех видов мыслительных процессов в рамках синектики, потенциал каждого из участников реализуется наиболее полно, чем не могут похвастаться как стандартные аналитические методы, так и творческие.
  • Развитие коллектива. Эффективная группа синектиков, работающая в рамках компании, может решать огромный спектр задач, а каждое успешное решение повышает опыт участников и дает возможность ускорить развитие компании в целом. Кроме этого, практика синектики обеспечивает сплочение коллектива и повышение их лояльности к компании.
  • Снижение посторонних затрат и случайных факторов. Одним из недостатков метода мозгового штурма можно назвать большое количество абсолютно лишних затрат времени – подавляющее большинство высказываемых решений не применяется. В рамках синектики же допускается и приветствуется критика, а мыслительный процесс практически полностью посвящен поиску и обработке возможных реальных решений, а не бессмысленному перебору возможных теоретических вариантов, в том числе и априори абсурдных.

Однако синектика имеет и ряд значительных недостатков, именно за счет которых данная методика применяется достаточно ограниченно, особенно на постсоветском пространстве. К минусам синектики можно отнести следующие её особенности:

Пример применения синектики для поиска решения

В качестве практического примера использования синектики, лучше всего подойдёт ситуация реального применения метода его непосредственным создателем – Уильямом Гордоном. Интересной особенностью этого примера является реальная всемирная известность изобретения с достаточно полноценным описанием процесса поиска решений. Так, автор методики был привлечен компанией Kellogg для разработки решения на тот момент, казалось бы, абсолютно неразрешимой проблемы.

Перед Уильямом Гордоном встала задача разработать способ рационального размещения картофельных чипсов в упаковке так, чтобы воздух занимал минимальную часть пространства, и, в то же самое время, сами чипсы и их форма не страдали бы от найденного решения. Так, в рамках процесса поиска аналогий, было придумано сравнение чипсов с осенней листвой, собираемой в мусорные пакеты. Сухие листья занимали куда больше пространства, в сравнении с влажными.

Так, используя эту аналогию, была рассмотрена принципиально новая возможность изготовления чипсов путём увлажнения картофельной муки с последующим созданием идеальной формы чипсов, вместо простой тонкой нарезки картофеля. Именно благодаря этому решению возникли всемирно известные чипсы Pringles, которые сейчас можно найти на полках супермаркетов практически во всём мире.

Painting by Roman Grassuta

Синектика: сущность, правила и процедура

Этимология: Термин «Синтетика» происходит от греческих слов syn — «вместе» и ectikos «разнообразие», поэтому слово synectikos – означает «совмещение разнородных элементов» или «объединение различных, на первый взгляд, несовместимых элементов».

Джордж М. Принс (5 апреля 1918 — 9 июня 2009), сооснователь и председатель компании Synecticsworld (Synectics Inc.), один из разработчиков метода Синектики.


2. История

Основные гипотезы и идеи Синектики родились во время исследований изобретательского и художественного творчества, которые Уильям Дж. Гордон проводил с 1944 года. В это же время автором были изучены произведения выдающихся философов и психологов и автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре. Основные принципы и правила Синектики были разработаны Уильямом Гордоном и Джорджем Принcем в период между 1950 и 1960 годами, когда они вместе работали в консалтинговой компании Invention Design Group at Arthur D. Little (ADL). В 1961 году У. Гордон и его коллеги Дж. Принс, Д. Сперри и К. Марден создали новую компанию под названием Synecticsworld (Synectics Inc.), которая занималась исследованиями изобретательского творчества и творческими тренингами. Позднее У. Гордон покинул Synectics Inc. и основал собственную компанию Synectics Education Systems, направленную на применение Синектики в области образования.

Другие значимые работы: Джордж М. Принс «Практика творчества» (1967); W. Gordon, T.Poze Strange and familiar (1972); W. Gordon, T.Poze The new art of the possible (1980).


3. Описание метода

Синектика — это метод активизации творчества и творческого решения проблем целью которого является стимуляция творческого мышления и генерация новых точек зрения на решение сложных проблем путем преднамеренного использования аналогий и метафор в тщательно подобранных группах различающихся между собой людей.

Над проблемами работает устойчивая группа из 5–7 специалистов с несколькими профессиями и разным эмоциональным складом, знающих методы изобретения.


4. Основные функции

1. Синтетика – это эффективный метод открытия или создания новых связей и точек зрения, генерации творческих идей, творческого решения сложных проблем.


5. Методологические и теоретические основания

1. Универсальный принцип единства или принцип единства мира.

2. Принцип всеобщей связи . Синектика базируется на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

3. Принцип синергии как паттерн порождения новизны, который основывается на двух взаимосвязанных процессах дифференциации и интеграции, приводящих к созданию нового целого, большего, чем сумма его частей.

«Мир полностью взаимосвязан. Любое объяснение, которое мы находим в каждый момент, является частичной связью, и его богатство проистекает из богатства всех связей, которые мы можем создать».

Джейкоб Броновски (18 января 1908- 22 августа 1974), британский математик, поэт и изобретатель.

Новизна заключается в раскрытии и создании новых связей. При этом каждая новая связь обладает синергетическим эффектом, порождающего новое целое, сумма больше частей, взятых по отдельности.

Уильям Гордон основывал синектику на таких базовых предположениях о творчестве:

1. Творчество возможно и важно в повседневной деятельности. Большинство из нас связывают творческий процесс только с созданием великих произведений искусства и новыми изобретениями.

2. Творческий процесс вовсе не таинственный. Его можно познать и описать, и можно обучать людей напрямую активизировать и развивать их творчество.

3. Творческие изобретения в науке и искусстве аналогичны, и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами.

У. Гордон изложил три основные заповеди синектической теории:

1. Осознавая творческий процесс и развивая методы и приемы творчества, мы можем напрямую увеличить творческий потенциал как отдельных лиц, так и групп.

2. Эмоциональный компонент творчества более важен, чем интеллектуальный, а иррациональный компонент, более значим чем рациональный

3. Эмоциональные и иррациональные элементы необходимо понимать, чтобы повысить вероятность успеха в решения проблем.

4. Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.

Уильям Гордон предложил четыре психологических состояния, которые были связаны с творческим процессом

1. Отстранение – вовлеченность.

2. Отсрочка.

3. Размышление или предположение.

4. Автономия объекта.


6. Сущность метода

Интеграция и синергия:

Сущностной идеей и ключевым механизмом синектики является интеграция творческих потенциалов различных индивидуальностей, совмещение различных концепций, вещей и пластов реальности, объединение эмоциональных и интеллектуальных, иррациональных и рациональных компонентов, слияние сознательных и подсознательных процессов, активности левого и правого полушария, преднамеренных усилий и свободного полета воображения. Именно многоуровневой синергетическое единство синектического процесса служит источником рождения новых блестящих идей, которые могут быть преобразованы в эффективное решение проблемы.

Структура

Синектика как формализованная техника творчества, сочетает в себе структурированный и свободный подходы к творчеству, высокоорганизованные мыслительные процессы и свободное воображение. Синтетическая сессия — это строгая дисциплина и свободный поток воображения и мысли, направленный поиск и стихийность нахождения решений. Активизация творческого процесса в синектике осуществляется с помощью сознательных усилий по применению разнообразных приемов и операторов.

При этом синтетический подход сочетает в себе как интегративное, так и разрушительное мышление. Творчество с необходимостью требует разрыва уже существующих смысловых связей. «Это способ мысленно разделить вещи и собрать их вместе, чтобы дать новое представление о всех типах проблем» (N.Roukes, 1988).

Синтетика основана на синектическом мышлении, которое находит сходство между вещами и соединяет их в новые структуры, на латеральном мышлении, которое связано с генерированием новых идей, а также с прорывным мышлением, представляющим собой нарушение разрушение рутинных паттернов и существующих установок и обретения нового свежего видения.

«Творчество — это чудесная способность схватывать взаимоисключающие реалии и высекать искру из их сопоставления».

Создание нового видения

Генерирование новизны, потенциально содержащей в себе все наилучшие решения, происходит вследствии обретения нового видения, создания свежей точки зрения и необычного взгляда на объект или проблему.

Новый подход и способ рассмотрения объекта может достигаться сознательно путем отстранения от знакомого объекта с помощью целого ряда триггеров и приемов.


7.Основополагающие принципы

По мнению У.Гордона, одним из основных моментов творческого решения проблемы является превращение давно знакомого в незнакомое, путем создания нового, «свежего» контекста. При этом сущность синектики по определению состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым.

Синектический процесс включает в себя:

1. Превращение незнакомого в знакомое.

2. Превращение знакомого в незнакомое.

По отношению к проблеме:

1. Превратить незнакомое в знакомое — значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней.

2. После этого нужно проделать обратную опера¬цию — сделать привычное чуждым.

Новый незнакомый контекст для рассмотрения знакомой проблемы достигается с помощью отстранения от объекта и проблемы с помощью аналогий и метафор, интуиции и игры, что преодолевает обычный взгляд на вещи и служит источником неожиданных и оригинальных решений.


8. Операторы и приемы

Для превращения знакомого в незнакомое в синектике используется целый ряд механизмов и приемов.

1. Неоперационные механизмы: интуиция, вдохновение, абстрагирование, вовлечение, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры.

По мнению У.Гордона данные механизмы не поддаются обучению.

2. Операционные механизмы: прямая, личная, символическая и фантастическая аналогии представляют собой психологические инструменты, применению можно обучить и которые использовать может каждый.

Операционные механизмы

Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру:

1. Личная аналогия — это идентификация самого себя с исследуемым объектом или процессом. Уподобление с объектом помогает пережить и понять его достоинства и недостатки как свои собственные. Вживание в роль неодушевленного предмета и мысленное выполнение его функций помогает создать свежий контекст рассмотрения проблемы и порождает ее новые, неожиданные решения.

2. Прямая аналогия основана на сравнении схожих объектов, свойств и процессов из различных областей реальности. Особенно продуктивны сравнения и аналогии в области живой и неодушевленной природы, техники, войны и спорта.

3. Символическая аналогия проявляется как мысленная замена изучаемого объекта или явления или некоторым образом, знаком, пиктограммой, рисунком символом или поэтической метафорой. В данном случае наиболее эффективными аналогиями являются образы из сферы культуры, психологии и искусства. При решении различных проблем

Особой эвристической силой обладает вербальный образ или «сжатый конфликт», состоящий из двух противоположных слов, которые выражают сущностное противоречие и суть проблемы. Например такие оксюмороны как «Звенящая тишина», «Слепящая мгла», «Хаотичный порядок».

4. Фантастическая аналогия представляет собой изложение проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд и научно-фантастической литературы. При этом представляется некоторый идеальный процесс и конечный результат который достигается предельно легким, чудесным образом.

Для этого могут отменяться фундаментальные законы природы и использоваться такие сказочные инструменты как волшебная палочка, лампа Аладдина, сапоги-скороходы, скатерть самобранка. Фантастические аналогии служат источником наиболее сильных, красивых и неожиданных решений.

Триггеры

В синектике используются также специальные «триггеры», каждый из которых представляют собой мини-методику, фокусирующуюся на каком-то аспекте построения новых связей. Кроме использования агналогий, наиболее известной синектической техникой является применение триггерных вопросов.

Вычесть — удалить детали или элементы объекта; сжать или сделать его меньше; что можно удалить или уменьшить?; можете ли вы нарушить какие-либо правила?; можете ли вы упростить его?

Добавить — продлить или расширить; дополнить, продвигать или пристраивать; увеличивать или добавлять.

Перевести — переместить объект в новую ситуацию; адаптировать, транспонировать, переместить или сместить; адаптироватьк новой структуре или значению; выйти из привычной среды; как может быть преобразова, переведен или трансформирован?

Сопереживать — сочувствовать ситуации / субъекту; поставить себя на его место; относиться к субъекту эмоционально и субъективно

Разное — Оживить, наложить, изменить масштаб, заменить, фрагментизировать, изолировать, исказить, замаскировать, опровергнуть, пародировать, исказить, аналогизировать, гибридизировать, метаморфизировать, символизировать, мифологизировать, фантазицировать, повторить, объединить.


9. Основные правила
1. Формирование творческой, игровой атмосферы, естественности и непринужденности в обсуждениях.
2. Избегание шаблонного мышления, поощрение видения задачи с разных точек зрения.
3. Моделирование и обыгрывание новых ситуаций.
4. Отказ от окончательных умозаключений.
5. Проявление рациональности в суждениях.
6. Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
7. Допустимость конструктивной критики идей и отказ от негативной реакции на объективные замечания.
8. Запрет на обсуждение достоинств и недостатков членов группы.

10. Процедура и этапы

Время: группа работает полный рабочий день в течение нескольких недель – вплоть до решения проблемы.

Группа. Количественный состав группы синекторов составляет примерно 5-7 человек, разных специальностей, с сразличным практическим опытом и с разным психологическим типом. В составе группы должны быть специально обученные синекторы, а также эксперты, представители заказчика.

Лидером группы должен опытный специалист, хорошо знакомый с основами синектики и другими методами активизации творчества.

В современных синектических группах возможен отказ от явного лидера, а его роль выполняют все члены группы поочередно, в зависимости от особенностей ситуации.

Ход синектического заседания фиксируется на маркерной доске, бумаге, записывается на магнитофон, затем такая запись изучается с целью поиска наилучшего пути решения задачи и извлечения уроков совершенствования приемов решения.

Этапы

Процедура проведения метода синектики и его этапов постоянно совершенствовалась и видоизменялась. В настоящее время существует несколько, в том числе и упрощенных, вариантов проведения синектической сессии.

В наиболее простом виде работа группы осуществляется в два этапа :

1. Представление непривычного привычным, которое осуществляется с помощью абстракций, обобщений и переноса незнакомого в понятный, знакомый контекст.

2. Представление привычного непривычным с помощью создания нового свежего контекста посредством разнообразных аналогий, метафор и триггеров.

Процедура синектической сессии может быть представлена и в виде трех классических этапов решения проблемы:

1. Определение проблемы . Представление неизвестного условно известным.

На данном этапе осуществляется перевод проблемы «как она поставле-на» в проблему — «как она понимается».

2. Генерирование вариантов решения. Представление известного якобы неизвестным. Задача этапа осуществляется с помощью создания различных точек зрения на объект, содержательного вращения объекта с помощью аналогий, триггерных вопросов и различных творческих приемов.

3. Выбор лучшего варианта решения . Превращение неизвестного в известное. На данном этапе самые удачные аналогии, образы и идеи переводятся в решения проблемы.

Процесс решения проблемы в синектике может быть представлен более подробно из последовательности четырех этапов :

1. Проблема как она дана. На этом этапе происходит постановка проблемы заказчиком или лидером. Никто из участников сессии, кроме лидера не посвящается в конкретные условия задачи, с целью сохранения широкого поля поиска и избегания привычного хода мышления.

2. Проблема как ее понимают . Участники, совместно с экспертами, исследуют проблему, анализируют ее общие признаки, разбивают ее на подпроблемы, уточняют смысл и принципы.

При этом возможно использование специальных приемов спрингбордов, включающих ассоциации, аналогии, метафоры, абсурдные идеи, пожелания, цели и объекты, основные направления, пожелания, а также формулировки: я хотел бы…, как сделать так, чтобы…

Основная цель этого этапа состоит в правильном и точном определении проблемы, в переводе ее из состояния «как она дана» в «как она понимается».

3. Генерирование идей. В синектике данный этапа называется экскурсией, представляющей поиск решения проблемы в живой природе, технике, психологии, спорте и искусстве. Для этого применяются такие базовые операционные механизмы и приемы как аналогии.

1. Прямая аналогия. Руководитель обращается к группе со следующими предлжениями: «Это во многом похоже на …, потому что …», «Возьмите идеи у природы и техники, найдите что-то более-менее похожее», «Опишите, как аналогичное реализуется в природе, технике, спорте…», «Возьмите идеи из истории, окружающего мира и практики».

2.Личная аналогия. Руководитель сессии может первым продемонстрировать работу приема мысленного перевоплощения и вживания в объект. Как необходимо прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям при воплощении в объект, процесс или проблему. Руководитель задает группе следующие вопросы: «Как вы чувствовали бы себя, будучи исследуемым орбъектом?: «Как бы себя чувствовал объект, если бы он был человеком? При исследовании механизма или процесса: представьте себя этим объектом или его частью, как движутся его детали, как он работает?

3. Символическая аналогия. Руководитель просит выразить суть объекта, процесса или проблемы с помощью яркого образа, метафоры, символа, рисунка, схемы. Он предлагает: «Сформулируйте суть проблемы с помощью парадоксальной короткой фразы, или словосочетания из двух противоположных слов», «Определите основное качество объекта или проблемы, выявите противоположное ему качест¬во и определите их в виде конфликтной пары слов».

4. Фантастическая аналогия. Руководитель просит участников изложить суть проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд. «Представьте идеальные образы исследуемых объектов», «Представьте, что проблемы решаются сами собой, как в волшебной сказке», «Представьте сказочных героев, волшебные предметы, которые делают то, что необходимо для решения проблемы». «Игнорируйте, отменяйте все законы природы, техники и общества».

4 . Оценка и выбор лучших идей. Перенос выявленных идей на проблему «как она дана». Для оценки идей возможно привлечение экспертов. Превращение и преобразование наиболее продуктивных идей в окончательные практические решения.

Необходимо подчеркнуть, что в классической синектике первостепенное и важное значение придается процессу анализу и формулировке проблемы. При этом, в отличие от других методов активизации, участники избегают преждевременной точной формулировки проблемы, так как по их мнению это значительно суживает область возможных решений. Преждевременно четкая формулировка задачи, считают синекторы, приводит к затруднениям в поиске оригинальных решений. Для этого вначале проблема рассматривается на абстрактном, обобщенном уровне, а основное внимание уделяется сущностному принципу, лежащему в основе исследуемого процесса.

Уже на этапе формулировке проблемы применяются различные аналогии, спрингборты (трамплины) и триггеры (спусковые крючки) мысли. Только после осмысления, модификации и уточнения проблемы, поставленной закзчиком и переводом ее на новый уровень понимания, начинается ее решение.

У. Гордон и Дж. Принс предложили пять шагов процесса решения проблем, из которых первые четыре посвящены работе с проблемой:

1. Проблема как она дана. (англ. Problem as Given — PAG). Проблема может быть поставлена внешним источником или отдельным лицом в группе.

2. Краткий анализ PAG. Этот шаг представляет собой постановку проблемы участниками, которые пытаются проанализировать и определить проблему.

3. Очистка. Немедленные предложения. Группа проясняет проблему, активно обсуждает выдвинутые предложения.

4. Проблема, как она понимается (Problem as Understood -PAU). Проблема формулируется как можно яснее и члены группы сосредоточиваются на ее решении. 5. Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рассмотреть уже понятую проблему в новом контексте, в новой, нетрадиционной форме, как новую и незнакомую, с различных точек зрения.

6. Психологическое состояние. Этот этап подразумевает особое состояние ума вызванное размышление над проблемой как она понята и примененением всех типов аналогий.

7. Состояние объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой, в результате чего проблема освобождается от своей старой жесткой

8. Точка зрения . На этой фазе лучшие идеи и найденные решения переносятся на проблему, как она дана. При этом происходит переход от аналогии к конкретному решению проблемы.

9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ.

На заключительном этапе происходит критическая оценка идей экспертами и

доведение их до практической реализации или продолжение научных исследований найденного принципа.

11. Достоинства метода
1. Метод, стимулирует латеральное и ассоциативное мышление и способствует развитию творческого воображения.
2. Синектика активизирует взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга.
3. Механизмы, триггеры и приемы-спрингборды синектики разрушают жесткие шаблоны мышления и способствуют генерации необычных точек зрения и свежих идей.
4. Техника создает атмосферу юмора, игры и свободы и обеспечивает активное участие членов группы в творческом процессе.
5. Синектика хорошо комбинируется с другими методами активизации творчества.
6. Синектика может использоваться в системе образования и существенно повышать качество учебного процесса.
7. Каждый человек может индивидуально использовать методы синектики в своем творчестве и повседневной деятельности.

9. Компании очень редко применяют синектику, потому что считают, что этот метод слишком сложен.

Навигация по теме

Каких только способов генерации новых идей и развития не придумано человеком! Мозговой штурм и метод « », и метод фокальных объектов, непрямые стратегии, морфологический анализ, «Ловушка для идей», метод «Автобус, кровать, ванна» и множество других. Но одним из самых ярких и неординарных среди них всех является метод синектики, где для поиска новых идей и нестандартных решений проблем используются аналогии, а поставленные задачи переносятся на уже готовые решения, имеющие место быть в каких-то других областях и сферах деятельности. Но о самом методе мы поговорим чуть позже, а сначала скажем несколько слов о его создателе — Уильяме Гордоне.

Уильям Гордон

Уильям Гордон — это известный изобретатель и исследователь мышления творческих людей: других изобретателей и людей искусства. В процессе своей деятельности он определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу. Это послужило причиной для создания в 1952 году в Кембридже первой синектической группы, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.

Затем, в 1960 году в Бостоне Ульямомом Гордоном была основана консалтинговая компания «Synectics Inc.», а в 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других.

Теперь же перейдём непосредственно к описанию самого метода синектики.

Метод синектики Уильяма Гордона

Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. Многие сравнивают его с методом мозгового штурма, однако между ними есть принципиальные отличия. Во-первых, в синектике приветствуется критика, а во-вторых, активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), а обсуждение состоит из четырёх основных этапов:

  • Прямые аналогии . Они нередко находятся в различных системах (даже в биологической), которые решают сходные с поставленной задачи. К примеру, есть мнение, что во время своего наблюдения за тем, как червь-древоточец пробуравливает трубчатый канал в древесине французский инженер Марк Изимбар Брюнель пришёл к открытию кессонного метода в строительстве подводных сооружений.
  • Субъективные (личные) аналогии. В качестве примера можно использовать изобретателя, который представляет себе, как его собственное тело функционировало бы, если бы он мог, используя его, достичь поставленного результата. Что бы он чувствовал, если бы его руки, например, были крыльями или лопастями вертолёта? Или как повело бы себя его тело, если бы он был подъёмным краном?
  • Символические аналогии. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого. К примеру, пространство вариантов, острая проблема, стальное решение и т.п.
  • Фантастические аналогии. На этом этапе нужно представлять вещи такими, какими они быть не могут по определению. Например, любой момент вашей жизни сопровождается только вам слышной музыкой, которую вы сами можете выбирать. Или всегда, когда вы едете на машине, на вашем пути автоматически исчезают все препятствия и т.п.

Ниже представлена общая схема последовательности этапов синектического метода:

Принцип работы по синектическому методу

Сама же работа по синектическому методу Уильяма Гордона происходит следующим образом:

Первый этап

Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, исходя из диапазона их знаний, практического опыта (желательно, разнообразного), гибкости мышления, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении и для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой (если это требуется), в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

Второй этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий для ориентирования нервной системы всех участников и их мозговой активности в решении поставленной задачи. Синектики должны обсуждать аналогии и использовать эти обсуждения как средство спонтанного ориентирования своего мыслительного процесса на поставленной задаче.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Особенно хорошо, если использовать их по такой системе: прямые – реальные, личные – телесные, символические – абстрактные, фантастические – нереальные. Наряду с этим, особенно важным является то, что каждый член группы должен преодолеть свой страх раскрыть перед остальными личные мысли. Для этого можно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии. А для того чтобы все участники научились распознавать признаки приближения решения задачи, следует использовать в процессе работы аудиозаписи пройденных этапов.

Третий этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.

Четвёртый этап

Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Краткое резюме

На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.

В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики. Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода.

Желаем вам творческих успехов!

Метод синектики

Синектика (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов ) - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма . Д. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Виды аналогий

В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная.

  1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
  2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
  3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
  4. Личная аналогия (эмпатия ) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

См. также

Литература

Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М .: Речной транспорт, 1991. - 112 с.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод синектики" в других словарях:

    МЕТОД СИНЕКТИКИ - – вариант целенаправленного использования для поиска новых идей методов мозговой атаки и аналогии. Высокая эффективностьнайденных решений достигается за счет последовательного отхода, отчуждения от решаемой проблемы, получения ее новых образов… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Запрос «Мозговой штурм» перенаправляется сюда; о фильме 1983 года см. Мозговой штурм (фильм). Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой … Википедия

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Методы технического творчества это совокупность последовательности операций прогнозирования оптимальных параметров, в наибольшей степени отвечающих общественным или техническим потребностям. Содержание 1 Развитие методики изобретательного… … Википедия

    При поиске решений в экономической сфере используются следующие методы обработки и анализа информации: 1. Эвристические используются когда информации недостаточно и нельзя точно очертить границы применения формализованных методов, оценить допуск… … Википедия

Метод синектики — отличный способ генерации идей и определения вариантов решений. Его суть заключается в привлечении интуитивно-образного мышления, умелом использовании аналогий и ассоциаций с уже решенными задачами в других областях жизни. Метод был предложен У. Гордоном как инструмент исследования нетривиальных изобретательских задач.

Чем метод синектики отличается от мозгового штурма

Метод синектики выступает логическим продолжением приема мозгового штурма, но отличается от него тем, что участники предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов, которые и выстраивают безотчетное формирование идеи. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых образов, сравнений и примеров.

В отличие от , в процессе генерации допустима конструктивная критика выдвигаемых идей, которая позволяет их развивать и видоизменять. Также в отличие от метод синектики лучше всего работает в постоянной, сыгранной группе, участники в которой не боятся реакции партнеров, привыкают к коллегам и не обижаются на критику с их стороны.

Говоря по-другому, синектика подразумевает полное погружение в творческий процесс путем абстрагирования от существующей проблемы и отыскания отправной точки в похожих сферах деятельности. Мыслительный поток при этом движется не привычными путями, а по закоулкам сознания, намеренно искажая и меняя привычные способы восприятия информации. Метод синектики – прием привлечения сравнений и аналогий, усовершенствованный механизм поиска идей, требующий от человека широты мысли, полноты воображения и неисчерпаемой фантазии.
Метод синектики используют тогда, когда необходимо коллективное решение проблемы. Для этого создается творческая группа, которая отталкивается от пяти типов аналогий и аккумулирует опыт разрешения тех или иных задач.

Аналогии в методе синектики

Виды аналогий:

  1. Прямая. Это соотношение и сравнение рассматриваемой проблемы с похожими фактами из посторонних сфер жизни и деятельности. Чаще всего сравнения производятся между природными и техническими областями. К примеру, для поиска методов окраски мебели избираются аналогии с процессами окрашивания кинопленки или бумаг. Поэтому участниками творческого коллектива становятся люди, обладающие разносторонними знаниями и неограниченными мыслительными возможностями.
  2. Личная (субъективная). Этот прием требует от синектора способностей перевоплощения в оболочку явления, о котором идет речь, представления себя с ним единым целым в целях рассмотрения скрытых аспектов, недоступных для тривиального мыслительного процесса.
  3. Символическая аналогия – это принятие решения на основании педантичного исследования проблемы и выявления парадоксов и противоречий в привычных объектах и фактах. Применение символической аналогии основывается на обнаружении связей и сочетаний между несопоставимыми с виду понятиями.
  4. Образная . Это мысленное замещение рассматриваемого объекта другим образом, более подходящим для сравнения с предметом, принятым за стандарт. Подобная замена направлена на выявление скрытых возможностей и обнаружение новых идей.
  5. Фантастическая аналогия основывается на представлении участниками объектов и фактов вне пределов физических законов и существующей реальности. То есть это мысленное воссоздание явления таким, каким его хочется видеть, а не таким, какое оно должно быть. Этот тип сравнений как никакой другой нуждается в абсолютной свободе творческого мышления. Обычно им пользуются писатели при написании произведений в стиле «фэнтези».

Особенности метода синектики

Метод синектики довольно сложен в применении и требует подготовки, но зато позволяет прийти к гениальной идее путем абстрагирования сознания от обычных умозаключений и при помощи углубленного изучения объекта.

Запомните, что знание теории без практики обычно дает только иллюзию возможностей. Поэтому еще в большей степени, чем метод мозгового штурма, метод синектики требует регулярной тренировки. Такие тренировки нужно проводить в виде бизнес-игр или тренингов, добиваясь слаженности взаимодействия членов рабочей группы.