Основной смысл просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

В середине XVIII в. государи, которые до того времени всячески оберегали неприкосновенность старых отношений, стали держаться противоположной политики. Государство нового времени, сокрушив политическую силу католицизма и феодализма, сохранило за духовенством и дворянством их социальные привилегии, равно как их господство над остальными классами общества, за духовенством – господство в культурном отношении, за дворянством – в гражданском. Всередине XVIII в. борьба монархических правительств с католицизмом и феодализмом возобновилась, но на этот раз именно уже в культурном и социальном отношениях. Такой поворот в политике был дальнейшим шагом в истории абсолютной монархии, стремившейся к безусловному господству. В протестантских странах еще реформация подчинила церковь государству, а в XVIII веке к тому же самому стали стремиться равным образом и католические государи. Далее, дворянские привилегии и помещичьи поборы с крестьян были крайне невыгодны для казны, которая лучше бы пополнялась, если бы и дворяне платили налоги и если бы крестьяне были зажиточнее, не подвергаясь слишком большим поборам в пользу помещиков. Духовенство защищало свои права ссылками на закон Божий; дворянство опиралось на свое историческое право; государству оставалось только оправдывать свои притязания принципами естественного права, т.е. ссылками на тогдашнюю философию, которая в общем была одинаково враждебна и католицизму, и феодализму. Эта философия учила о равенстве всех людей, о том, что государство должно осуществлять общее благо, что выше государства нет на земле никаких учреждений, что тем не менее оно не должно навязывать подданным те или другие верования, что обязанность его просвещать народ наукой и т. п. Новое представление о государстве противоречило также и остаткам прежней феодальной раздробленности, потому что с рационалистической точки зрения – в виду того, что государство призвано осуществлять общее благо, – все провинции одного и того же государства должны были быть устроены совершенно одинаково и управляться одними и теми же законами. Раньше короли вводили централизацию, заботясь лишь о том, чтобы местные власти в отдельных провинциях были всецело подчинены центральному правительству, но оставляя за каждою областью её прежнее устройство и привилегии. Теперь правительства пошли уже дальше этого и желали привести областную жизнь, так сказать, к одному знаменателю, исходя из того часто отвлеченного понимания государства, которое они находили в философии естественного права . Так происходило сближение между абсолютизмом и «просвещением». Со своей стороны, просветители, ища, кто бы мог осуществить их идеи, останавливались на монархической власти, как на единственной силе, способной это сделать. Такова была именно точка зрения Вольтера и физиократов . Вольтер прямо проповедовал союз между монархами и философами – главным образом против властолюбия и нетерпимости католического духовенства. Он говорил, что у королей и у философов одни и те же враги, и что поэтому нужен такой союз. Наконец, подобно тому, как раньше не только общество, но и государи подвергались влиянию гуманизма , реформации и католической реакции , так и теперь они стали иногда и лично испытывать на себе влияние просветительной литературы. Прусский король Фридрих II даже сам был философом-рационалистом в религии и в политике и написал несколько трактатов в этом духе. Екатерина II составила свой «Наказ » по сочинениям Монтескье и Беккариа . Оба они искали личного знакомства с французскими писателями и вели с ними дружескую переписку. Император Иосиф II во время своего путешествия во Францию тоже познакомился со многими писателями. Если сами государи оставались равнодушными к новому направлению, то в духе последнего часто действовали их министры. Вот все это и создало просвещенный абсолютизм.

187. Деятели просвещённого абсолютизма

Эпоха просвещенного абсолютизма совпадает с веком «короля-философа» Фридриха II (1740–1786), главного представителя этой системы. Концом её следует принять французскую революцию (1789) . В эти полвека (1740–1789) в разных государствах монархи и министры правили более или менее в духе просвещения. Кроме Фридриха II и Екатерины II, а также Иосифа II, действовали в это время: в Испании Аранда , министр Карла III (1759–1788); в Португалии Помбаль , министр Иосифа-Эммануила (1750–1777); в Неаполе Тануччи , министр Карла III (царствовавшего прежде здесь, потом в Испании) и его сына Фердинанда IV (1759–1825); в Тоскане Леопольд (1765–1790), брат Иосифа II, впоследствии император под именем Леопольда II (1790–1792); в Дании Струензе министр Христиана VII (1766–1806); в Швеции Густав III (1771–1792) и др. (В Польше в это время Станислав-Август , царствовавший от 1764 до 1795, тоже стремился к реформам). Когда началась французская революция, направившаяся против самого абсолютизма, отношение правительств к «просвещению» сразу изменилось. Впрочем, некоторые направления философии XVIII в. и раньше не пользовались симпатиями государей. Фридрих II даже писал против «Системы природы» Гольбаха. Менее всего мог нравиться им Руссо со своим республиканизмом, так как правительства этой эпохи твердо держались за свою власть во всем её объеме.

188. Просвещённый абсолютизм и католицизм

Особого внимания заслуживает отношение просвещенного абсолютизма к делам религии и церкви. Главным лозунгом этой политики была веротерпимость, которой требовала и философия XVIII века. В католических странах приходилось, кроме того, устанавливать новые отношения между церковью и государством. В Испании, в Португалии, в Неаполе и в других итальянских государствах, где сильнее всего действовала с середины XVI в. религиозная реакция, правительствам пришлось выдержать особенно сильную борьбу с католическою церковью , и, например, в Португалии, при Помбале в течение десяти лет (1760–1770) были прерваны дипломатические сношения между правительством и папской курией. Меры Аранды, Помбаля, Тануччи и др. деятелей были более или менее одинаковы: папские буллы могли быть обнародываемы лишь с согласия светской власти, а прежние буллы подвергались пересмотру; права церковных судов и инквизиции уничтожались или сокращались, и духовенство подчинялось судам светским; епископам запрещалось налагать церковные наказания на людей, исполнявших королевскую волю; цензура и народное образование отнимались у духовенства; запрещалось расширять церковное землевладение и сокращалось число монашествующих, иногда же и прямо упразднялись некоторые монастыри, а их земли отбирались в казну и т. п. Особою резкостью в борьбе отличался Помбаль, который прибегал в ней к тюремным заключениям и казням, сделав из инквизиции прямое орудие светской власти. Он же и наиболее заботился о развитии в Португалии светского образования. В конце периода на тот же путь выступила и австрийская политика при Иосифе II.

189. Уничтожение ордена иезуитов

В одном случае политика, направленная против католицизма, получила даже характер международного соглашения. Орден иезуитов . поставивший своею целью подчинить государей папе, а всю образованность духовенству, был главным органом католической реакции, а потому относился одинаково враждебно как к «просвещению», так и к просвещенному абсолютизму. В середине XVIII в. учреждения ордена были уничтожены и его имущества конфискованы в Португалии (при Помбале в 1759 г.), во Франции (при Шуазеле в 1764 г.), в Испании (при Аранде), в Неаполе (при Тануччи) и в Парме (все три последние случая в 1768 г.) Главною причиною такой меры было нежелание иезуитов подчиняться законам государства. Во Франции они прямо ссылались на свои собственные уставы, и когда французское правительство потребовало у генерала ордена (Риччи) изменить кое в чем эти уставы, он ответил знаменитою фразою: «sint ut sunt aut non sint» (пусть будут, как есть, или пусть лучше их вовсе не будет). Помбаль даже вошел в соглашение с бурбонскими дворами Франции, Испании, Неаполя и Пармы, и эти правительства потребовали (1768) у папы (Климента XIII) полного упразднения ордена. Папа был защитником иезуитов и ответил отказом. Тогда после его смерти названные государства настояли на избрании такого папы, который согласился бы уничтожить орден. Этим папою был Климент XIV, который в 1773 г. своим бреве «Dominus ас Redemptor» объявил орден уничтоженным. Когда Климент XIV вскоре после этого скончался, в смерти его стали винить иезуитов. Учреждения ордена остались существовать лишь во вновь приобретенных Фридрихом II и Екатериною II провинциях (Силезии и Белоруссии), где при помощи иезуитов прусский король и русская императрица думали примирить новых своих подданных, принадлежавших к католической церкви, с подчинением иноверным государям. (Впрочем, тайно орден продолжал существовать и в других странах, пока в 1814 г. не был восстановлен для борьбы с влиянием французской революции).

190. Другие реформы

Борьба просвещенного абсолютизма с феодализмом выразилась в мерах к ограничению или отмене крепостного права, где оно существовало. Кроме того, государи и министры этой эпохи стремились к улучшению администрации и судопроизводства, к приведению в порядок законов и финансов, к поднятию народного хозяйства и народного образования, к смягчению нравов и к усиленно общественной благотворительности (новые собрания законов, школы, госпитали, воспитательные дома и т. п.). В своей экономической политике просвещенный абсолютизм держался начал меркантилизма, но в конце периода уже сказывалось и влияние физиократов. Один из немецких князей (Фридрих-Карл Баденский) даже прославился своею приверженностью к физиократическому учению.

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли события общественной жизни?

По мысли эпохи Просвещения события общественной жизни объяснялись исходя из простых законов, в конце концов, сводившихся к разумности происходящего. Они приближали жизнь общества к жизни природы, считая, что законы взаимодействия между людьми легко просчитать, если отбросить предрассудки.

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

Теория общественного договора как раз связывала появление государства с этим самым договором, согласно которому люди добровольно передавали государству функцию защиты их естественных прав. Учитывая английский опыт, для Локка идеальным было государство с разделением законодательной и исполнительной властей (что уже было отчасти сделано в Англии с развитием функций парламента).

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

Франция стала центром европейского просвещения потому, что ещё до этого стала центром Европейской культуры. Благодаря последнему здесь в почёте были образование и печатное слово. Почти половина взрослых мужчин страны умела читать. Увлечение новыми идеями, включая идеи просветителей, вошло в моду даже у высшей аристократии. Именно в этой среде расцвели крупнейшие умы эпохи.

Вольтер являлся активным поборником естественного права и активно выступал в конкретных случаях его нарушения. Но основной круг его идей был сосредоточен вокруг религии. Он обрушивался с критикой на идеи католической церкви и абсолютизма, который основывал свои права на католической идеологии. Но при этом Вольтер столь же яростно критиковал и атеизм, так как без религии общество оказывается лишено нравственных ориентиров.

Д. Дидро известен как издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», где попытался суммировать основные знания своей эпохи. Он отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов.

Ж.Ж. Руссо наиболее полно из энциклопедистов рассматривал именно законы общественного развития и перспективы такового. Он считал, что человек по природе обладает свободной волей и с начала времён этой волей пользовался. Государство по его представлениям возникло в результате естественного договора между людьми. Однако с появлением имущественным неравенства общественный договор исказился, из чего и происходят все несправедливости.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

По мысли просветителей разделение властей нужно для того, чтобы ни одна из ветвей власти не подчинила себе остальные, то есть, чтобы избежать единовластия. Ш.Л. де Монтескьё довёл эту идею до логического завершения, написав о системе сдержек и противовесов. Из просветителей многие склонялись к республиканской форме правления. Наиболее последователей в этом был Ж.Ж. Руссо.

5. Почему в германских государствах идеи Просвещения распространились не столь широко, как в Англии и Франции? Каковы были особенности немецкого Просвещения?

Германских государств было много, здесь не сложилось такого центра культуры и просвещения, каким был Париж во Франции. Кроме того, местная элита давно привыкла общаться на самые разные темы на французском языке, тем более на темы передовых идеи. Немецкие аристократы просто выписывали книги из Франции и присоединились к общеевропейскому Просвещению с центром в Париже.

Потому немецкие просветители не так радикально призывали к переустройству общества. Но зато именно они сделали акцент на интересе к собственному языку и традициям, самобытности немецкой культуры. Именно с немецких просвещённых кругов начинается интерес ко всему национальному, который распространился по Европе в следующую эпоху романтизма.

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма? Заполните таблицу.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества.

7. Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе. Недаром Екатерина II писала одному из просветителей про то, что философы работают с бумагой, которая всё стерпит, но правителям приходится дело со спинами подданных, которые более чувствительны.

Эпоха просвещенного абсолютизма

/193/ Когда в 1740 г. умер император Карл VI, его дочери Марии Терезии достались в наследство совершенно неясные политические отношения. Хотя Прагматическая санкция формально урегулировала вопрос о престолонаследии в ее пользу, слова принца Евгения о том, что сильная армия куда более полезна, чем этот договор, оказались пророческими. Король Пруссии Фридрих II вторгся в Силезию. Конфликт тянулся восемь лет, и Мария Терезия отделалась еще сравнительно легко. Она потеряла Силезию (что было для нее весьма болезненно) и некоторые небольшие области в Италии, однако в целом Дунайская монархия была сохранена неделимой, а ее муж Франц Стефан Лотарингский сумел – после короткого виттельсбахского интермеццо – стать императором под именем Франца I (1745–1765). Попытка вернуть утраченную Силезию в ходе Семилетней войны, в которой Мария Терезия, смело сменив союзников (renversement des alliances) , воевала на стороне Франции против Пруссии и Англии, – оказалась тщетной. Война завершилась подтверждением статус-кво. Однако вскоре были приобретены новые обширные территории: полученные после раздела Польши, в котором Мария Терезия, вопреки

«моральным соображениям», все-таки приняла участие, – Галиция и Лодомерия /194/ (1772) и присоединенная несколько позже (благодаря посредничеству при заключении Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей) Буковина (1775), уже занятая к тому времени австрийскими войсками. Когда сын Марии Терезии Иосиф II, бывший с 1765 г. главой Священной Римской империи и соправителем земель своей матери, вмешался в войну за баварское наследство, уставшая от войн правительница заключила за его спиной мирный договор и получила Иннфиртель, ставший с этого времени частью Верхней Австрии.

Однако не территориальное расширение монархии было важнейшим изменением этих пятидесяти двух лет (1740–1792). В правление Марии Терезии и ее сыновей Иосифа II и Леопольда II произошло изменение курса, давшее серьезные импульсы модернизации и централизации монархии Габсбургов. Традиционное обозначение этого периода как эпохи «просвещенного абсолютизма» верно отражает две его основные черты. Во второй половине XVIII столетия в стиле управления воцарился новый дух. Деяния правителей, казалось, стали более прогрессивными и рациональными, чем поколением прежде. Одним из важнейших обоснований для любых нововведений теперь считалась их полезность для государства и населения. Однако немалую роль играли и соображения, более свойственные абсолютизму, чем Просвещению. Правители пытались упростить систему управления и провести его централизацию. В этом смысле эпоха Марии Терезии и ее сыновей никоим образом не была противоположностью абсолютизму, являя собой, скорее, его развитие и апогей. Это наглядно проявилось в стремлении установить как можно более полный контроль над подданными. Все, что было заложено в XVII и начале XVIII столетия в процессе социального дисциплинирования, теперь получало законченный вид. Городское сословие государства окончательно превратилось в подданных, пусть даже новый стиль управления обеспечивал им /195/ некоторые права – например, религиозную терпимость. Так или иначе, определение «просвещенный» не должно скрывать от нас определяемого слова – «абсолютизм».

Перестройка государства вовсе не означала его полного обновления в духе Просвещения. Тот, кто рассматривает Марию Тере- /196/ зию как «просвещенную» правительницу, довольно быстро заподозрит, что многое в ее политике никак не соответствовало просветительским идеалам. Постоянно упоминаемый факт отмены Марией Терезией пыток отражает реальное положение дел, однако редко кто вспоминает, что в ее раннем законодательстве,

Nemesis Theresiana от 1768 г., еще подробно излагались точные правила применения пыток и лишь позднее, под влиянием советника Йозефа фон Зонненфельса и собственного сына, Иосифа II, Мария Терезия действительно пошла на отмену истязаний.

Сходные наблюдения можно сделать и в других областях, в особенности в сфере отношений между государством и церковью, игравших столь важную роль в реформах просвещенного абсолютизма. Мария Терезия еще пребывала под сильным воздействием барочного католицизма, чтение ее сыном Иосифом произведений просветителей казалось ей подозрительным, если не греховным, и в своих письмах она все время предостерегала его от знакомства с такими опасными идеями.

Тем не менее, правление Марии Терезии, несомненно, стало начальным периодом реформ и преобразования Габсбургской монархии. Первые попытки можно отметить уже в период войны за австрийское наследство. Так, в 1742 г. в качестве центрального учреждения была основана личная, придворная и государственная канцелярия (Haus-, Hof- und Staats- kanzlei), занимавшаяся внешнеполитическими вопросами. Несколько позднее были упразднены раздельные органы военной администрации для Внутренней и Передней Австрии, создававшие помехи работе придворного военного совета (Hofkriegsrat), и, таким образом, предприняты первые шаги к централизации военного управления. Однако собственно реформаторская деятельность началась лишь по окончании войны за австрийское наследство.

Видный специалист по истории государства и права Фридрих Вальтер метко охарактеризовал эту первую фазу реформ в 1745–1746 гг. как «внешнее упорядочение», которому не хватало объединяющей сквозной идеи. Лишь в 1749 г. началась большая государственная реформа.

Когда война окончилась, Мария Терезия, по ее собственным словам, обратила все свои «мысли… на одно лишь внутреннее /197/ устройство земель» – так начался период реформ. Новый просветительский дух отчетливо ощущается, когда Мария Терезия пишет: «И потому правитель страны обязан использовать все средства для облегчения участи своих земель и подданных, а также бедняков, а не расточать полученные деньги ради роскоши, тщеславия и великолепия». Насколько отличается эта точка зрения от расточительства эпохи барокко, пусть даже при Марии Терезии отход от барочного стиля жизни никогда не был столь очевиден, как при ее сыне Иосифе. Свою «материнскую опеку» Мария Терезия перенесла и на своих подданных, не только заботясь об эксплуатируемых крестьянах, но и пытаясь улучшить отношения в других областях, не будучи, разумеется, в состоянии перейти границ, установленных существующей системой и ее собственными воззрениями.

Мария Терезия разделяла возникший в эпоху Просвещения новый взгляд на власть, согласно которому государь правил не ради собственного удовольствия, а выполняя обязанности перед государством. Она формулировала это не в столь резкой форме, как ее противник Фридрих Прусский, называвший себя «первым слугой государства», однако ее переписка с детьми дает хороший материал для подобного вывода. Так, она поучала свою дочь Марию Антуанетту: «Мы живем в этом мире, чтобы делать добро нашим ближним. Ваша задача исполнена высочайшей ответственности, потому что мы существуем не для себя самих и не только для нашего развлечения».

Реформы Марии Терезии отчасти были ответом – впрочем, еще далеко не достаточным – на противоречия общества эпохи барокко. Уже ее отношение к войне, которую она называла «опустошением наших земель и наших кошельков», лишний раз недвусмысленно указывает, что хотя на протяжении большей части своего правления Мария Терезия вела войны, она была озабочена внутренним состоянием подвластных ей областей и в многочисленных предписаниях лично пеклась о больших и малых делах государства.

Для дальнейшего развития Австрии были особен-

Но важны государственная реформа и проведенное по прусскому образцу реформирование администрации, нацеленное на увеличение доходов государства. В рамках государственной реформы Мария Терезия попыталась добиться еще большего удаления дворянства от рычагов власти, ограничив его влияние сферой землевладения. Было проведено всеобщее

Налогообложение, распростра- /198/ ненное также на дворянство и духовенство, прежде свободные от налогов; основой для этого налогообложения послужили данные о собственности, собранные при составлении земельной описи (Терезианского кадастра).

Административные преобразования были проведены и на самом высшем уровне. Основанное в 1749 г. учреждение с названием Directorium in publicis et cameralibus обладало как политическими, так и финансовыми полномочиями, которые были изъяты из ведения придворной палаты (Hofkammer). Появилась и высшая судебно-правовая инстанция. Эта система была применена, за исключением Венгрии и Нидерландов, и к отдельным землям монархии, в каждой из которых в качестве высшего учреждения создавались «представительство и палата» и подчиненные им окружные ведомства.

Если эта первая фаза реформ была осуществлена, прежде всего, под руководством графа Фридриха Вильгельма фон Гаугвица, то с 1760 г. более заметным стало влияние графа Венцеля Антона фон Кауница. Было основано находящееся под его председательством центральное учреждение – государственный совет. Этот высший совещательный орган способствовал дальнейшему усилению централизма.

Для становящегося все более централизованным управления монархией была необходима единообразная правовая система, к созданию которой, однако, пока удалось только приступить. Подвластные Габсбургам земли сохраняли собственную правовую структуру, разумеется, весьма различную на отдельных территориях. Чтобы покончить с этим, сначала были собраны законодательства отдельных земель, а затем в Codex Theresianus 1769 г. дано изложение действующих законов, призванных служить основой правовой унификации. В изданной все в том же, 1769 г. Constitutio criminalis Maria Theresiana была кодифицирована существовавшая со средних веков правовая система, в том числе рассматривались такие способы следствия, как пытки, и такие злодеяния, как ведовство, чародейство и различные религиозные преступления. Все это стало общим законодательством для всей монархии, кроме Венгрии. Эта Constitutio criminalis, еще не /199/ несшая отпечатка идей Просвещения и естественного права, весьма характерна для довольно традиционного стиля правления Марии Терезии.

Впрочем, вполне в духе Просвещения правительница позаботилась о крестьянах, для которых создала в виде окружных ведомств инстанцию, защищавшую их от произвола светских и духовных землевладельцев, обладавших судебной властью над крепостными. Смягчение крепостного права, отмененного, однако, лишь ее сыном Иосифом, и ограничение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев также пошли крестьянам на пользу.

Огромное значение для этой воинственной эпохи имела военная реформа. Реорганизация военного дела в целом была доверена фельдмаршалу графу Леопольду Йозефу Дауну, а артиллерии – князю Йозефу Венцелю Лихтенштейну. Императорская армия превратилась в австрийскую, причем огромную роль в этом сыграл прусский образец.

Одной из главных реформ Марии Терезии, безусловно, была школьная. В своей образовательной политике государство XVIII в., осознавшее благодаря идеям Просвещения значение всеобщего образования, стремилось вывести эту сферу из-под традиционно сильного влияния церкви. Одной из основополагающих просветительских идей была мысль о решении всех проблем и о преобразовании мира посредством просвещения народа, долженствующего вытеснить «темные суеверия». В габсбургских землях в начале правления Марии Терезии положение в образовательной сфере было особенно плохим. Главными внешними признаками изменений стали огосударствление и секуляризация школьного дела, однако на первом плане стояли также соображения полезности и целесообразности. Так, основание в 1757 г. Военной академии в Винер-Нойштадте следует рассматривать в связи с намеченной военной реформой.

В 1760 г. появилось еще одно центральное государственное учреждение – Придворная комиссия образовательной и книжной цензуры, которая занялась коренной реорганизацией светского образования и создала с этой целью систему «нормальных», «главных» и «тривиальных» школ. Мария Терезия пригласила /200/ из Пруссии специалиста – исповедовавшего просветительские идеи августинского аббата из Заганя (ныне в Польше) Иоганна Игнаца фон Фельбигера. В 1763 г. Фельбигер разработал для католических школ прусской Силезии Генеральный земский школьный регламент, оказавшийся весьма удачным. Поэтому Мария /201/ Терезия официально обратилась к Фридриху II с просьбой отпустить к ней Фельбигера, и тот в 1774 г. переселился в Австрию. В том же году он разработал школьный регламент, который с изданием «Всеобщего школьного порядка» приобрел силу закона. Новый закон предусматривал обязательное обучение всех детей от шести до двенадцати лет, преподавание должно было осуществляться в соответствии с методическим пособием Фельбигера. Это было не обязательное посещение школ, а именно обязательное обучение – традиция, которая, кстати, сохраняется в законодательстве и поныне. В сельской местности открывались так называемые тривиальные школы – одноклассные школы для народа, где учеников обучали письму, чтению, счету и основам религии. Уже несколько лет спустя, к моменту смерти Марии Терезии, существовало пятьсот подобных школ.

В более крупных городах были открыты трехклассные «главные школы». В их учебный план входили такие предметы, как немецкий язык, история, география и рисование. В столицах земель были устроены так называемые нормальные школы для подготовки учителей. Новым средством обучения стали школьные учебники, выпускавшиеся основанным в 1772 г. Издательством немецкого школьного ведомства (Verlag der deutschen Schulanstalt), которое под названием Австрийского федерального издательства (?sterreichisches Bundesverlag) существует и сейчас. Создание в монархии стройной и всеобъемлющей системы «народного образования» не было, разумеется, легким делом, на что указывают высокие – несмотря на обязательное обучение! – показатели неграмотности в XIX столетии.

Реформированию подверглось и образование высшей ступени, с 1775 г. эту сферу регулировал Проект учреждения гимназий в королевских и императорских наследных землях. Главное внимание уделялось при этом таким обязательным предметам, как латынь, физика, геометрия, естественная история, риторика и поэтика.

Значительное место в реорганизации образования в правление Марии Терезии занимала университетская реформа, духовным отцом которой стал нидерландец Герхард ван Свитен. Важным моментом в истории образования стал роспуск ордена иезуитов в 1773 г., после которого университеты также оказались под опекой государства.

Приглашение в Вену Герхарда ван Свитена стало прелюдией к преобразованию университета и концентрации в австрийской /202/ столице видных ученых. Ван Свитен пригласил другого нидерландца – Антона де Хэна, ставшего основателем Венской медицинской школы. Еще один нидерландец, уроженец Лейдена, барон Николаус фон Жакен, был приглашен в Вену, чтобы составить в духе линнеевской классификации систематическое описание произрастающих в Шёнбрунне растений. В 1754 г. по распоряжению Марии Терезии Жакен разбил ботанический сад на приобретенном с этой целью земельном участке в Реннвеге.

Для отдельных государственных нужд Мария Терезия создавала особые учебные заведения, например, уже упоминавшуюся Военную академию в Винер-Нойштадте. Несколькими годами ранее она основала Рыцарскую академию, Collegium nobilium Theresianum , размещенную в Фаворите – роскошном дворце Карла VI в окрестностях Вены; в 1754 г. из нее выделилась Восточная академия изу- /203/ чения языков. Воспитанники этого учреждения изучали персидский, турецкий и арабский, готовясь таким образом к дипломатической карьере. Так было положено начало блестящей традиции венского востоковедения, пережившего своей расцвет в XIX в., при Йозефе фон Хаммер-Пургшталле. Выросшая из этого учреждения Дипломатическая академия существует и сегодня.

Соображения общественной пользы сыграли главную роль и при основании других образовательных учреждений, таких, как Коммерческо-чертежная академия, Реальная торговая академия, Школа врачебного и кузнечного ухода за лошадьми (предшественница высших ветеринарных учебных заведений) или специализированные школы горного дела.

Новые образовательные учреждения появились и в области искусства, в особенности прикладного. В 1766 г. была открыта Венская академия гравюры на меди; она возникла после объединения трех уже существовавших академий искусства и в определенной /204/ степени явилась предшественницей сегодняшних университетов изящных искусств.

Все эти новшества прямо или косвенно наносили удар по влиянию католической церкви. Преобразованиям Марии Терезии, однако, было еще далеко до остроты церковных реформ ее сына Иосифа, тем более что многие из ее попыток реформирования церковной сферы были предприняты уже довольно поздно и под воздействием юного императора, ставшего соправителем матери.

Реформы Иосифа II во многом продолжили преобразования Марии Терезии, однако перемены стали более радикальными и зачастую более практическими. Своими социальными мероприятиями (открытие богоугодных заведений, больниц, приютов для глухонемых) и улучшением положения крестьян (отмена барщины и крепостного права) он внес значительный вклад в модернизацию Габсбургской монархии. Его стиль правления существенно отличался от стиля его предшественников. Во время долгих путешествий (совершаемых большей частью под именем графа Фалькенштейна) он знакомился со своей страной, ее потребностями и возможностями, а в других странах посещал учреждения, могущие послужить образцом для его владений. Центральным мотивом его реформаторской деятельности стало отношение государства к религии (или религиям). Неслучайно термин «йозефинизм», укоренившийся в историографии, может быть отнесен как ко всем реформам императора, так и только к проведенному им реформированию австрийской католической церкви. Истоки йозефинизма, о которых так часто спорят историки, можно отыскать в антипапских устремлениях части клира (янсенизм или фебронианство) или в идее церкви на службе государства (французское галликанство).

При этом следует четко различать две области: реформирование католической церкви и меры, касавшиеся религий и вероисповеданий, представители которых были поставлены вне рамок австрийского общества и подвергались преследованиям. Иосиф II выступил против барочного католицизма и стремился провести в католической церкви трезвые и рационалистические преобразования. К ним относилось ограничение паломничеств, ликвидация возникших в эпоху барокко церковных братств, меры против роскоши и излишеств в церковной обрядности. Был /205/ введен новый, более простой и скромный церковный церемониал. Сопротивление вызвали установления Иосифа о захоронениях: многократно используемый гроб с откидывающейся книзу крышкой должен был сменить дорогие деревянные гробы, обреченные сгнить в могиле. Таким образом, тело покойника могло быть опущено в землю в одном лишь мешке, тогда как гроб сохранялся. Серьезным вторжением в распределение рабочего времени множества людей, в особенности ремесленников и прислуги, стало сокращение или частичная отмена многих католических праздников и дней различных святых.

Другими своими реформами Иосиф II пытался добиться обновления в рационалистическом духе жизни монашеских орденов и монашеского мира XVIII столетия в целом. Были закрыты различные монастыри, служившие исключительно созерцательным целям и уже не выполнявшие былых социальных или образовательных функций. Из их имуществ были созданы специальные религиозные фонды, средства которых шли на содержание церкви.

Этим двум комплексам реформ, направленным против отношений, сложившихся в римской церкви, сопутствовали преобразования, давшие огромные преимущества и церкви, и государству, – усовершен-

Ствование территориальной структуры церкви и увеличение количества приходов позволили каждому подданному находить духовную опеку в непосредственной близости от своего жилища. Были упорядочены границы епархий и ликвидированы епархиальные права епископств, центры которых находились за пределами Австрии (например, в Пассау), а также создано несколько новых диоцезов, главы которых имели резиденции в наследных землях императора.

В 1785 г. были основаны новые епархии в Линце и Санкт-Пёльтене, границы прочих диоцезов были изменены таким образом, что они стали совпадать с границами коронных земель. К этой централизации и реорганизации католической церкви относилось также создание центральных учреждений по подготовке католических священнослужителей, так называемых генеральных семинарий, которые наряду с преподаванием – под контролем государства – теологии должны были осуществлять подготовку «чиновников в черных рясах».

Исследователи не едины в вопросе, можно ли определять термином «йозефинизм» те реформы Иосифа II в религиозной сфе- /206/ ре, которые не были связаны с католической церковью. Проведенные им преобразования, касавшиеся других религиозных общин, также несли на себе печать просветительских идей и пошли на пользу, прежде всего, трем религиям. Патентом Иосифа II о веротерпимости за протестантами, которые после победы контрреформации долгое время могли лишь тайно исповедовать свою веру, было впервые признано законное место в государстве, хотя окончательное уравнение в правах протестантов обеих конфессий с их католическими согражданами было осуществлено лишь в XIX столетии. Религиозную свободу получила и греческая православная церковь. Евреи при императоре Иосифе II были освобождены от прозябания в гетто, пройдя первый отрезок пути к превращению в полноправных граждан.

Уже одно перечисление явлений, связанных с термином «йозефинизм» и самой атмосферой этого времени, отчетливо указывает на корни религиозной политики Иосифа II. Реформы католической церкви были порождены духом Просвещения, выступившего против излишеств барочного католицизма. Но не менее заметны здесь и централистские тенденции, направленные на создание государственной церкви. Третий импульс религиозной политики Иосифа имел национально-экономический характер, особенно повлиявший на отношение монарха к подданным-некатоликам, или, как их называли в то время, «акатоликам». Предприниматели протестантского исповедания, прибывшие из западных областей империи, стали впервые играть заметную роль в экономике в эпоху Марии Терезии. Многие мануфактуры были основаны предпринимателями, происходившими из Рейнской области и Нидерландов. Они приносили с собой капитал, профессиональные знания, предпринимательский дух, целеустремленность; зачастую вместе с ними в страну прибывали и работники-протестанты. Даже Мария Терезия, боровшаяся с тайным исповеданием протестантизма и переселявшая протестантов из Верхней Австрии в Трансильванию, была вынуждена проявлять терпимость к этим предпринимателям, необходимым трону. В Вене им даже дозволялось принимать участие в протестантских богослужениях в часовнях шведского, датского или нидерландского посольства. Иосиф был гораздо последовательнее в этом вопросе. Он понимал, что покровительство этим людям и их привлечение к службе на благо государства должны сопровождаться признанием за ними определенных прав. То же можно сказать и о право- /207/-/208/ славных, игравших важную роль в венской торговле, и о иудеях, в финансовом капитале которых нуждался двор. Нет нужды подчеркивать, что подобные экономические соображения также коренились в просветительских идеях.

Обеспокоенный закрытием монастырей и учреждением генеральных семинарий папа Пий IV устремился в Вену, однако так и не сумел заставить императора отказаться от реформ. Под конец своего правления Иосиф II, как казалось, даже мог потерять две из своих провинций. Централистская административная реформа, набор солдат и «германизация», запланированная из соображений «полезности», возмутили Венгрию, где Иосиф, испытывавший неприязнь ко всяческим церемониям, до сих пор не короновался короной св. Стефана. Против реформ императора бунтовали и Нидерланды.

После смерти Иосифа II императором на недолгое время сделался его брат Леопольд. Еще в 1765 г. он под именем Пьетро Леопольдо взошел на престол Великого герцогства Тосканского, в котором провел коренные преобразования. Его подход к политике оказался более прагматичным, он обладал чувством реальности и был к тому же настроен в конституционалистском духе. Если Иосиф II в конечном счете являлся пусть и просвещенным, но все же деспотом, Леопольд пытался сделать сословия органичным элементом системы управления. Это позволило ему умиротворить две мятежные провинции и спасти многие из реформ своего брата. Порой было достаточно лишь устранить некоторые крайности, чтобы сохранить суть нововведений. Воздействие реформ Иосифа II еще долго ощущалось в XIX веке. Сам он стал «героической фигурой», видеть его «своим» желали представители многих течений, возникших в новом столетии. Люди 1848 г. видели в нем освободителя крестьян и либерала, немецкие националисты – «Иосифа Немецкого», и даже социал-демокра-

Ты испытывали некоторую симпатию к этому монарху. Противоположностью этому являлось единодушное неприятие императора со стороны католической церкви, влияние которой ему столь успешно удалось ограничить.

После ранней и неожиданной смерти Леопольда II в 1792 г. к власти пришел его старший сын Франц II, воспитанный в Вене Иосифом II как «императорский ученик». Однако по масштабу личности он был далеко не равен дяде и отцу. Обстоятельства эпохи также не благоприятствовали просветительским или ранне- /209/ либеральным реформам. Французская революция повергла европейские династии и дворянскую элиту в ужас и вызвала ответную консервативную волну. Так окончилась эпоха великих реформ, однако произведенная ими перестройка государства в духе просвещенного абсолютизма сохраняла свое значение, пусть и с некоторыми ограничениями, до 1848 года. /210/-/211/

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Общество и власть при Екатерине II. Политика «просвещенного абсолютизма» Во второй половине XVIII в. в экономике России появляются черты кризиса и разложения феодального способа производства.Признаки разложения феодального строя в экономической сфере:– утрата

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 1.Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II М. М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ I. Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. М.М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История папства автора Гергей Енё

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815) С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни.

автора Коллектив авторов

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах В 50-80-е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Дания и Швеция в период «просвещенного абсолютизма» и революционных войн После стабильного правления Фредерика IV, сумевшего сохранить внутреннее спокойствие в стране даже в период Великой Северной войны, датский престол наследовали монархи совершенно иного склада.

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма Просвещение вызвало к жизни и новую форму правления - Просвещенный абсолютизм. Хронологические рамки Просвещенного абсолютизма в Германии - это 1740-1792 гг. (до начала революционных войн). Во

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. ПОНЯТИЕ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА. ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II Правление императрицы Екатерины II в истории России обычно характеризуют как эпоху «просвещенного абсолютизма». Чтобы понять ее сущность, остановимся на российских особенностях абсолютизма. Основной

автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Итоги политики просвещенного абсолютизма – Укрепилось и модернизировалось самодержавие.– Оживилась общественная жизнь.– Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.– Улучшилось положение городского

Из книги Россия и Запад. От Рюрика до Екатерины II автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и Французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Россия и Запад на качелях истории. Том 1 [От Рюрика до Александра I] автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Сит-нианович (Полоцкий)(1629–1680). Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Идеология "просвещенного абсолютизма" Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с

18 век – это век «просвещения» во всех сферах жизни: литературе, искусстве. Идеи просвещения наложили отпечаток и на государственную . Если раньше понятие абсолютной государственной власти сводилось исключительно к ее практической направленности, то есть к совокупности прав государственной власти, то теперь абсолютизм объявлялся просвещенным. Это значит, что государственная власть признавалась остального, но при этом добавлялась забота о благе всего народа. Монарх должен был осознать, что у него есть не только права и безграничная власть в руках, но и обязанности перед своим народом.

Идеи просвещенного абсолютизма впервые были высказаны . Писатели и философы мечтали поменять в корне существующий государственный строй, изменить жизнь простого народа к лучшему. Монархи, понимая, что перемены грядут и их не избежать, начинают сближаться с , впитывают идеи, высказываемые ими в своих трактатах. Так, например, Екатерина II имела тесную дружескую переписку с Вольтером и Дидро.

Философы ратовали за то, чтобы государство было подчинено разуму, о том, чтобы крестьянам создали лучшие условия для существования. В России, к примеру, к периоду «просвещенного абсолютизма» относится развитие образования, поощрение торговли, реформы в сфере цеховых структур, модернизация аграрной структуры. Однако последняя проходила весьма осторожно, были сделаны лишь первые шаги к этому.

Изменения в обществе

Изменились взгляды элиты в целом. Теперь покровительство науке и культуре считалось хорошим тоном. Законы жизни пытались объяснить с точки зрения разума, рациональный подход ставился во главу угла любого начинания.

Однако на практике все оказалось совсем не так. Эпоха просвещенного абсолютизма принесла лишь упрочение прав интеллигенции и высшим слоям общества, но не простому народу. Недаром в России, например, время правления Екатерины II вошло в историю как «золотой век русского дворянства», когда дворянам удалось упрочить и приумножить свои права. А до отмены крепостного права оставалось еще почти 100 лет.

Просвещенного абсолютизма, как ни странно, не было в Англии, Франции и Польше, в последней вовсе не королевская власть.

В отечественной историографии нет единого взгляда на политику «просвещенного абсолютизма». Одни ученые считают, что она не принесла ничего, кроме упрочения буржуазного строя. Другие видят в этом явлении эволюцию дворянского строя.

К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.

Общая характеристика просвещённого абсолютизма

Абсолютизм характеризуется в неограниченной власти монарха, который опирался на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли самодержца. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.

Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:

  • В городах выделяется прослойка капиталистов-мануфактурщиков. В деревнях появляется зажиточное крестьянство.
  • Монархи пытались совершенствовать систему управления и занимались устранением наиболее устаревших её элементов.
  • Возросло значение чиновничьего аппарата. Вместе с тем, феодальная знать стала играть второстепенную роль.
  • Происходила модернизация армии. Тяжёлую рыцарскую конницу сменила лёгкая гусарская кавалерия. Возросла роль артиллерии, армия становилась регулярной. Содержание такой армии дорого обходилось казне и обеспечивать её комплектацию мог только королевский двор.
  • Крупные купцы и промышленники были заинтересованы в поддержке сильной централизованной власти. Развитие мануфактурного производства требовало таможенных пошлин на импортный товар.

Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.

Просвещённый абсолютизм в Европе

Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Портрет Ж.Ж. Руссо. Скульптор Ж.А. Гудон 1778 год.

Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.

Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.

Реформы просвещённого абсолютизма

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые самодержцами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности самодержца. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не монархами, а просвещённым дворянством и министрами.

Рис. 2. Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год.

  • Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
  • Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства. Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
  • Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
  • Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.

Рис. 3. Портрет Франсуа Канэ

  • Реформы в сфере образования дали странам Европы большое количество новых школ, стали обучаться грамоте даже низшие слои общества. Свободы печати и свободы слова ещё не было в большинстве стран Европы, но цензура была всё же ограничена.
  • Церковные реформы принесли облегчение иноверцам в тех странах Западной Европы, где основной религией являлся католицизм. От короля теперь зависело утверждение папских булл, основные инквизиционные суды были закрыты, повсюду изгоняли иезуитов.

Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.

Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции

В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:

Страна Изменилось Осталось без изменений
Пруссия
  • начальное образование стало более доступным;
  • строгий контроль за судебными и финансовыми органами;
  • в экономике проводится политика меркантилизма: защита интересов своего производителя, на ввозимые товары вводятся дополнительные пошлины;
  • помещики не имеют права лишать крестьян своих наделов;
  • суд становится равным для всех сословий.
  • запрещён выезд за рубеж;
  • сохраняется крепостное право;
  • цензура печати и запрет на свободу слова.
Австрия
  • появляется среднее образование;
  • смертная казнь применяется за особо тяжкие преступления;
  • ограничение на привилегии Католической Церкви;
  • отмена крепостного права;
  • крестьяне получали небольшой надел земли;
  • политика меркантилизма: ввоз товаров из-за рубежа облагается повышенной пошлиной.
  • запрет на выезд из страны;
  • цензура печати и запрет на свободу слова;
  • увеличился срок службы в армии;
  • централизация власти Габсбургов распространилась на Галицию и Венгрию.
Швеция
  • вышел свод законов о свободе печати и свободе слова;
  • отменено сословное ограничение занимания высоких государственных должностей;
  • введена свобода вероисповедания;
  • политика меркантилизма: ввозимые товары облагаются повышенным налогом.
  • парламент(ригстаг) полностью зависел от воли короля и мог быт распущен в любой момент;
  • прекращает свою деятельность совещательный орган.

В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, в чем заключалась главная идея просвещенного абсолютизма. Реформы промышленного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 101.