Персидский язык – великий и вечный в истории мира. Персидский язык

аспирации, особенно перед ударными гласными и сонорными согласными, а также в конце слова: pul ‘деньги’, tup ‘мяч’ . /k/ и /g/ палатализуются в конце слова и перед гласными переднего ряда: gorg ‘волк’. Звонкие согласные на конце слова практически не оглушаются. Фонема /ʁ/ (транслитерируемая как q) имеет два аллофона: собственно щелевой [ʁ] и смычный [ɢ]. Смычный вариант, как правило, встречается в начале слова. Гортанная смычка /ʔ/ может встречаться в словах, заимствованных из арабского.

Ударение

Ударение в персидском языке двухкомпонентное - силовое (динамическое) и тоническое. Падает, как правило, на последний слог: xâne h ‘дом’, xânehâ ’до́ма’. Безударными бывают обычно некоторые грамматические показатели на конце слова (например, изафет), а также частицы. В глагольных формах, начинающихся с префиксов mi- и be- , основное ударение приходится на приставку, а второстепенное - на личное окончание: míravàm ‘я иду’.

Структура слога

Основные типы слогов таковы: CV - do ‘два’, to ‘ты’; CVC - dud ‘дым’, mâr ‘змея’; CVCC - mast ‘пьяный’, sabr ‘терпение’, goft ‘сказал’; VCC - ârd ‘мука’, asb ‘лошадь’; VC - âb ‘вода’, az ‘от, из’; V - u ‘она, он’. Так как слово и морфема не могут иметь начальную структуру CCV, в заимствованных словах такого типа обычно вставляется гласная протеза /e/ или /o/: estekân (рус. стакан ), doroške (рус. дрожки ). Исключение - заимствования с начальным C + l или C + r: plân ‘план’, prože ‘проект’.

Морфология

Персидский язык есть язык флективно-аналитический. Остатки флексии преобладают в глаголе, где вместе с тем имеется множество новых аналитических форм. Имя характеризуется так называемой изафетной конструкцией и аффиксами агглютинативного типа для выражения числа, принадлежности, степеней сравнения. Категории рода в персидском языке нет.

Имя

Имена в персидском языке традиционно делят на существительные, прилагательные, местоимения и числительные. Имя существительное имеет категории числа и определённости/неопределённости, имя прилагательное имеет степени сравнения (сравнительная - суффикс -tar , превосходная - -tarin : bad ‘плохой’ - badtar ‘хуже’ - badtarin ‘худший’), личные местоимения - категорию лица. Для всех имён характерен аналитизм и агглютинативный вид немногих аффиксов. Категория падежа в персидском языке отсутствует, но употребляется так называемый изафетный показатель (-e ), который маркирует главное слово в именной группе (ketâb-e mâdar ‘книга матери’; ketâb-e mâdar-e Amin ‘книга матери Амина’; šâh-e bozorg ‘великий царь’).

Множественное число последовательно выражается лишь у существительных, где употребляются два основных показателя: -ân (только для одушевленных лиц, парных частей человеческого тела и некоторых групп существительных) и -hâ (для любых разрядов существительных): mard - mardân/mardhâ ‘мужчина’ - ‘мужчины’; setâre - setârehâ ‘звезда‘ - ‘звёзды’. Слова, заимствованные из арабского, как правило, сохраняют арабские показатели множественности: entehâbât - ‘выборы’. Указательные местоимения образуют множественное число так же, как существительные, а прилагательные категории числа вовсе не имеют. У личных местоимений число выражается лексически.

Показатель множественного числа может употребляться и с несчётными существительными, например, «вода», для обозначения большого количества. В то же время, если имеется указание на количество (два, три и т. д.), то показатель множественного числа не употребляется.

Кроме изафета, для обозначения обладания используются также специальные притяжательные аффиксы (местоимённые энклитики): -am (‘мой’), -at (‘твой’), -aš (‘его’), -emân (‘наш’), -etân (‘ваш’), -ešân (‘их’).

Падежные значения, как правило, выражается предлогами и единственным послелогом -râ , маркирующим прямое дополнение, если оно обозначает определённый предмет. В персидском языке также существует безударный неопределённый артикль -i : pesar-i ‘какой-то (один) мальчик’; то же значение может быть передано числительным yek : yek pesar (в разговорной речи также и yek pesar-i ). В целом выражение определённости/неопределённости не имеет такого жёсткого характера, как в языках вроде французского или английского .

Количественные числительные не изменяются и всегда стоят перед определяемым словом, которое имеет форму единственного числа. Порядковые числительные образуются от количественных при помощи суффиксов -om и -omin .

Число наречий в персидском языке весьма невелико, и очень часто в функции обстоятельств выступают существительные и прилагательные, в том числе и без предлога: например, šab означает и ‘вечер, ночь’, и ‘вечером, ночью’.

Глагол

Основная статья : Персидский глагол

Глаголы в персидском языке в финитных формах спрягаются по лицам и числам . Залоговые , видо -временные и модальные значения выражаются посредством развитой системы личных глагольных форм. Имеется три наклонения: изъявительное , сослагательное и повелительное . Сохранилось также несколько застывших форм 3-го лица ед. числа желательного наклонения (оптатив). Переходные глаголы имеют два залога: активный и пассивный, который выражается аналитической конструкцией со вспомогательным глаголом šodan .

Персидский глагол характеризуется наличием двух основ: презентной (настоящего времени) и претеритальной (прошедшего времени), например: kon- : kard- ‘делать’, row- : raft- ‘идти’. Образование основы прошедшего времени, как и во многих других иранских языках (например, в осетинском), характеризуется добавлением к основе настоящего времени аффикса -t(d) и нетривиальными вокалическими чередованиями в основе и консонантными - на конце её: suz- : suxt- ‘гореть, жечь’, ruy- : rost- ‘расти (о растениях)’.

В современном персидском языке глагол-связка имеет два варианта: полный (основы hast- /bud- /bâš- ) и энклитический (формы в разговорном языке полностью совпадают с личными глагольными окончаниями, в лит. языке единственное отличие - форма 3 л. ед. ч. ast ). Во многих контекстах эти два варианта взаимозаменимы, и употребление той или иной формы определяется прагматическими факторами. Однако в формах перфекта может быть употреблён только энклитический вариант связки. Полное совпадение последнего с личными глагольными окончаниями в разговорном языке, а также выпадение в живой речи показателя причастия прошедшего времени -e позволили некоторым исследователям считать формы перфекта синтетическими наравне с презенсом и претеритом.

Ниже дана традиционная классификация базовых форм персидского глагола. Ударение, если не указано особо, падает на приставку или (при отсутствии последней) на основу. Отрицание имеет вид na-/ne- (перед палатализованными согласными), при этом в конъюнктиве оно заменяет собой показатель be- . Также этот показатель обычно опускается в сложных глаголах.

  • Синтетические формы
    • Индикатив
      • Настояще-будущее время: mi mi-kon-am ‘(я) делаю’). Употребляется в следующих значениях:
        • 1) обычное настоящее регулярно повторяющееся действие (man dar kârxâne kâr mikonam ‘я работаю на заводе’);
        • 2) действие настоящего момента (hâlâ esterâhat mikonam ‘(я) сейчас отдыхаю’);
        • 3) будущее действие (hatman miâyad ‘(он) сейчас придёт’).
      • Простое прошедшее время (аорист): (na ) + основа прошедшего времени + личные окончания (kard-am ‘(я) сделал’). Формы простого прошедшего времени глагола-связки выражаются регулярно от основы bud .
        • 1) выражает прошедшее действие без видовой характеристики (pandž bâr maqâle-râ xândand ‘пять раз они прочли статью’);
        • 2) в придаточных временных и условных может обозначать будущее действие, которое мыслится как завершённое (agar u-râ didi , salâm-am-râ bede ‘если ты его увидишь, передай мой привет’).
      • Прошедшее длительное: mi + основа прошедшего времени + личные окончания (mi-kard-am ‘(я) делал’), в 3 л. ед. ч. личное окончание нулевое;
        • выражает действие длительное, многократное (sâl-e gozâšte hafte-i yek bâr sinemâ miraftam ‘раз в неделю в прошлом году (я) ходил в кино’).
    • Конъюнктив
      • Настоящее время: be/na + основа настоящего времени + личные окончания (be-kon-am ). Формы настоящего времени конъюнктива глагола-связки образуются от основы bâš с присоединением стандартных личных окончаний.
    • Императив
      • Имеет формы 2 л. ед. и мн. ч. Образуется идентично конъюнктиву в соответствующих формах (за исключением некоторых глаголов, напр. bókon (kardan ), bóro (raftan )), но во 2 л. ед. ч. личное окончание опускается.
  • Аналитические формы
    • Индикатив
      • Перфект: основа прошедшего времени + суффикс причастия прошедшего времени (-e kard-é am ‘(я) сделал’). В разговорном языке обычно происходит стяжение до форм вроде kard-ám , в результате чего перфект отличается от простого претерита только местоположением ударения.
      • Длительный перфект: mi + основа прошедшего времени + суффикс причастия прошедшего времени (-e ) + энклитические формы глагола-связки (mí-kard-e am ‘(я) делал (и сделал)’). В разговорном языке действуют те же правила стяжения, что и для простого перфекта.
        • формы перфекта выражают результативность действия для настоящего момента (hanuz nayâmade-ast ‘(он) ещё не пришел’);
        • могут также передавать значение заглазности, неочевидности (miguyând ke u fomt karde ast ‘говорят, что он скончался’).
      • Плюсквамперфект: основа прошедшего времени + суффикс причастия прошедшего времени (-e ) + формы прошедшего времени глагола-связки (kard-é bud-am );
        • обозначает действие, предшествующее другому (dust-am nahâr xorde bud , ke man be u telefon kardam ‘мой друг уже пообедал, когда я ему позвонил’);

Кроме базовых форм, в персидском языке выделяют также некоторое число сложных глагольных форм, выражающих различные видо-временные значения.

  • настоящее определённое (конкретное): настояще-будущее время глагола dâštan + настояще-будущее время основного глагола.
    • употребляется вместо настояще-будущего для того, чтобы подчеркнуть, что действие совершается в настоящий момент (dâram miâyam ‘(я) сейчас иду’).
  • прошедшее определённое (конкретное): простое прошедшее время глагола dâštan + длительное прошедшее время основного глагола.
    • обозначает действие, совершившееся в какой-то определенный момент в прошлом, в частности в момент совершения другого действия (hasan madrase rafte bud va mâdarbozorg-aš dâšt nahâr mipoxt ‘Хасан ушёл в школу, а его бабушка варила обед’);
  • будущее категорическое: вспомогательный глагол xâstan + т. н. краткий инфинитив основного глагола (совпадающий с основой прошедшего времени).
    • книжно-литературная форма (tehrân xâham raft ‘(я) поеду в Тегеран’), в современном живом языке вместо неё используется настояще-будущее время;

В персидском языке есть два префикса , выражающих аспектуальное значение. Префикс mi- , придающий глагольной форме значение длительности, многократности, присоединяется к следующим глагольным формам:

  • настояще-будущее время изъявительного наклонения;
  • прошедшее длительное время изъявительного наклонения;
  • длительный перфект изъявительного наклонения;
  • второй компонент аналитических формы настоящего и прошедшего определённых времён изъявительного наклонения (напр. dâram mi -ravam ‘я (сейчас) иду’, dâšt mi -raft ‘он шёл’);

Префикс be- , напротив, обозначает однократность, завершённость, и может употребляться в формах настояще-будущего времени сослагательного наклонения.

Персидский глагол также имеет следующие нефинитные формы :

  • инфинитив (претеритальная основа + суффикс -an : kardan ‘делать’);
  • причастие прошедшего времени (претеритальная основа + суффикс -e : karde ‘сделанный’);
  • причастие настоящего времени (презентная основа + суффиксы -ande , , ân : xânande ‘читающий, читатель’, dânâ ‘знающий’, suzân ‘горящий’);
  • причастие будущего времени (инфинитив + суффикс -i : kardani ‘то, что должно быть или может быть сделано’).

Местоимения

В вежливой форме местоимение man («я») может заменяться на bande (بنده), «ânhâ» («они») - на išân (ایشان).

В персидском языке отсутствуют притяжательные местоимения. Вместо них употребляется изафетная цепь: medâd-e u («его карандаш») либо местоименные энклитики: medâdam («мой карандаш»).

Вопросительные местоимения

  • كی (ki ) - кто?
  • چه (çe ) - что?
  • كی (key ) - когда?
  • كجا (kojâ ) - где?
  • چرا (çera ) - почему?
  • چطور (çetor ) - как?
  • چگونه (çegune ) - каким образом?
  • چند (çand ) - сколько?
  • كدام (kodâm ) - какой? который?

Синтаксис

Персидский язык относится к числу номинативных языков. Нормальный порядок слов в предложении - Подлежащее-Дополнение-Сказуемое: ahmad dust-am-râ mibinad ‘Ахмед видит моего друга’. Случаи инверсии наблюдаются в разговорной речи, фольклоре и поэзии. Обычный порядок слов в предложении таков: на первом месте или после обстоятельства времени стоит подлежащее, на последнем месте - сказуемое, согласующееся с подлежащим в лице и числе. Прямое дополнение с послелогом râ- или без послелога помещается непосредственно перед глаголом-сказуемым (иногда может отделяться от него косвенным дополнением или обстоятельственным словом): u in ketâbhâ va daftarhâ-râ be šomâ midahad ‘он эти книги и тетради отдает вам’, man nâme minevisam ‘я пишу письмо’.

Определение, качественное или по принадлежности, помещается после определяемого слова, имеющего при себе изафетный показатель -e: šahr-e zibâ ‘красивый город’, xodnevis-e barâdar ‘авторучка брата’. Если слово имеет несколько качественных определений, то они следуют одно за другим и после каждого из них, кроме последнего, ставится изафетный показатель.

Местоимения ставятся в препозиции к определяемому слову.

Вообще же синтаксические отношения выражаются согласованием (сказуемого с подлежащим), управлением (сказуемого его зависимыми с помощью различных предлогов и послелога -râ ), примыканием (сказуемого и неоформленного прямого дополнения; определяемого и определения, выраженного превосходной степенью прилагательных, числительными и некоторыми видами местоимений; сказуемого с обстоятельством), порядком слов, а также членением предложения на группы слов, связанных между собой по смыслу и интонационно.

Диалекты

Диалекты персидского языка на сегодняшний день малоизучены, и привести полный их список вряд ли возможно. Наиболее изучен тегеранский диалект, занимающий ведущее место среди всех прочих. Известны также диалекты Кермана , Исфагана , Новгана (Мешхед), Бирдженда , Систана , Себзевара . Диалекты и диалектные группы выделяются на основе лексико-грамматических и фонетических признаков. Расхождения с литературным языком бывают до того значительными, что можно говорить, фактически, не о персидских диалектах, а о множестве близкородственных языков; к сожалению, степень изученности диалектов слишком мала, чтобы делать в этом вопросе какие-то более или менее однозначные выводы.

Тегеранский диалект оказывает большое влияние на язык художественной литературы, на него ориентируются СМИ , кино и театр . Фактически тегеранский диалект стал общепринятой литературно-разговорной нормой современного персидского языка.

Фонемный состав тегеранского диалекта идентичен литературному, но значительно отличается по реализации фонем. По-видимому, наиболее распространён звук [e], который часто заменяет литературный [æ], а также краткую форму глагола-связки -ast . Для консонантизма характерно чередование /l/ и /r/. Множественно число большинства существительных образуется при помощи суффикса . Личные окончания глагола не совпадают с литературным языком, многие глаголы имеют стяжённые флексии.

Разговорный язык

Разговорный персидский довольно сильно отличается от литературно-книжного. Различия между этими стилями касаются не только фонетики, но и грамматики, синтаксиса, словообразования. Кроме того, в персидском (в отличие от русского языка, где в разговоре допустима книжная лексика) употребление литературных форм вместо разговорных часто ошибочно или нежелательно, например, в телефонном разговоре.

Наиболее часто встречающееся правило - замена долгого [â] на [u] перед согласными [m] и [n]: Irân - Iru n , Tehrân - Tehru n , bârân - bâru n . Глагол-связка ast и окончание глагола в третьем лице единственного числа -ad переходит в окончание : bârân mibârad - bâru n mibâre (идёт дождь), dorost ast - doroste (верно, правильно), U javâni ast - javu niye (он молодой). После слов, оканчивающихся на или связка ast принимает вид -ass : U tešne ast - U tešnass (он хочет пить).

При спряжении глагол-связка сливается с существительным, приобретая вид личного окончания: Man dânešju hastam - dânešjuyam (Я - студент), ânhâ tehrâni hastand - tehru niyand (Они - тегеранцы).

Окончание 2-го лица мн.ч. -id в разговорном языке имеет форму -in : Cherâ diruz telefon nakardin ? (Почему не позвонили вчера?)

5 наиболее используемых в языке глаголов имеют в разговорном варианте сокращённую до одного согласного звука и пары «гласный-согласный» основу настоящего времени: goftan - g (говорить), dâdan - d (давать), raftan - r (уходить), šodan - š (становиться), âvardan - âr (приносить). Bahâr barf ab mišavad - bahâr barf ab miše (Весной тает снег), in râ âbejo miguyad - in râ âbejo mige (Он называет это пивом). В повелительном наклонении некоторые глаголы также имеют сокращённую форму.

Послелог в разговорном языке преобразуется в ro , если выделяемое существительное оканчивается на согласный - в окончание -o : Man râ bebakhš - Mano bebakhš (Прости меня).

Описания языка

Академических грамматик и словарей персидского языка не существует. Персидские грамматики, создаваемые в Иране, делятся на два направления: продолжающее средневековые традиции описание языка классических поэтов (с примерами почти только из них) и описание современного языка, опирающееся на европейские модели. В России грамматики персидского языка (классического и современного) составляли Залеман и Жуковский, Бертельс, Жирков, Ю. А. Рубинчик и другие. Из западноевропейских персидских грамматик одной из самых выдающихся считается составленная французским иранистом Жильбером Лазаром. Крупнейший словарь персидского языка составил Деххода (в Иране до сих пор считается стандартным, хотя его лексика частично устарела).

Письменность

Основные шрифты для записи фарси: насх (1, 2), насталик (3)

Для записи современного персидского языка применяется персидский алфавит на основе арабского . Арабский алфавит был дополнен четырьмя буквами для передачи звуков, отсутствующих в арабском языке. Всего алфавит состоит из 32 букв. Большинство букв имеет четыре типа начертания в зависимости от того, в какой части слова она находится. Заглавные буквы отсутствуют. Направление письма - справа налево. Цифры в сложных числительных и датах пишутся слева направо.

Характерной особенностью персидского языка в Иране является широкое использование шрифта «насталик » (тахрири), который в других странах с арабской письменностью считается архаичным и употребляется крайне редко. Вместе с тем, в Иране так же широко используется и стандартный «насх ».

Многие буквы идентичны в написании и отличаются друг от друга только диакритическими знаками.

  • Буква «Бэ» () имеет общий вид с буквами «Пэ» ( پ ), «Тэ» (), «Сэ» ();
  • Буква «Джим» () имеет общий вид с буквами «Че» ( چ ), «Ха-йе hoтти» (), «Хэ» ().

7 букв персидского алфавита не соединяются со следующими за ними буквами: «Алеф» (), «Дал» (), «Зал» (), «Ре» (), «Зе» (), «Же» ( ژ ) и «Вав» ( و ).

Некоторые буквы, имеющие различное написание, обозначают одни и те же звуки. Например, буквы «Зал» (), «Зе» (), «Зад» () и «За» () передают звук [з]. Другие буквы наоборот могут означать разные звуки. Так, «Вав» ( و ) может использоваться для записи звуков [в], [о] и [у].

Большая часть букв пишется на строке, тогда как «Ре» (), «Зе» (), «Же» ( ژ ) и «Вав» ( و ) пишутся ниже строки.

Орфография

Остро стоит проблема персидской орфографии. Капитальная проблема заключается в том, что арабская графика не соответствует строю индоевропейского языка , не передаёт краткие (слабые) гласные на письме (кроме учебных книг и словарей), и в языке существует много омографов. Кроме того, до сих пор не существует чётких норм правописания, многие буквы, изначально предназначенные только для арабизмов, употребляются вопреки этимологии в исконных словах, многие слова имеют несколько вариантов чтения или написания, предлоги, приставки и иные форманты пишутся одними авторами слитно, другими раздельно и т. п. Ни шахское правительство, ни исламский режим не приветствовали стремления к латинизации или реформе орфографии. Лишь в 1930-е годы движение за латинизацию было относительно активным.

Несмотря на это, в орфографии по крайней мере литературного языка строго соблюдается ряд принципов. За очень редкими исключениями, долгие гласные на письме передаются отдельными знаками (алиф, вав, йод), тогда как краткие (включая изафетное окончание -е или -уе) - не передаются. Правописание согласных является строго фонетическим, хотя некоторым звукам соответствуют несколько разных букв (это относится в большинстве случаев к арабским заимствованиям, иногда - для различения омонимов).

Пример текста

Прозаический текст

Стихотворный разговорный текст

  • сакские : хотаносакский† тумшукскосакский† кашгарский†
Современные языки

осетинский ягнобский пушту ванеци

  • Северопамирские языки : старованджский† язгулямский Шугнано-рушанский кластер: (баджувский бартангский рошорвский рушанский сарыкольский хуфский шугнанский)
  • Другие памирские языки : ваханский ишкашимский зебаки йидга мунджанский саргулямский
Северозападно-иранские языки
Древние языки

Персидский язык, известный также как фарси, заслуживает того, чтобы на него обратили внимание все любители иностранных языков. И сейчас я расскажу, почему.

1. Красота

У иранцев есть поговорка «fārsi shirin ast» — «фарси сладок». Мелодичность, протяжность, теплые звуки – этот язык будто специально был создан для поэзии и песен. Вот один отзыв: «Когда я слушаю иранцев, возникает ощущение, словно мед течет по ушам, когда говорю, а точнее пытаюсь, во рту возникает уникальнейшее чувство сладости, щербета, винограда нежности, с которым не хочется расставаться».

2. Простота грамматики

Если вы — любитель исключений, зубодробительной грамматики, табличек неправильных форм, то, пожалуйста, не беритесь за фарси. Я как-то видела в интернете список грамматических правил персидского, уместившийся на две вордовские страницы. В фарси нет согласований по роду и числу, нет падежей, окончания глаголов во всех временах одинаковые. Вы сможете поддерживать элементарные разговоры вскоре после начала изучения.

3. Образность

А вот с лексикой будет посложнее. Все иранцы немного поэты, а их язык – отчасти поэзия. Судите сами, вот обыденные выражения повседневной речи: «моя мысль упала к тому, что…», «моя душа хочет тебе сказать, что…», «я пожертвую собой ради тебя», «душа моя», «твое место было пустым» (жаль, что тебя не было), «мое сердце хочет…», «пусть ваши руки не знают боли». Такие выражения встречаются в фарси на каждом шагу.

4. Ключ к другим языкам

По историческим причинам влияние фарси прослеживается в большом количестве языков: хинди, армянский, грузинском, турецком, азербайджанском… Не зная турецкого, я смогла понять отдельные слова в билете на самолет, а хинди так вообще понимаю почти через слово.

5. Персидская поэзия

Одной этой цели может быть достаточно. Омар Хайям, Хафиз, Саади, Руми – все они писали на персидском. Наши переводы их творений жертвуют либо смыслом ради формы, либо наоборот. В переводе нам никогда не услышать музыки их стихов, не понять их истинного величия. Выучив фарси, вы сможете понимать их, ведь язык с тех времен почти не изменился.

6. Кино

То, что иранское кино очень сильное, известно только узкому кругу любителей. Теперь знаете и вы. Иранцы снимают глубокие и трогательные фильмы. Маджид Маджиди, Джафар Панахи, Асгар Фархади (получивший уже два Оскара), Мохсен Махмальбаф, Аббас Киаростами – советую всем, даже не заинтересованным в фарси, посмотреть их фильмы. Ну а если вы понимаете фарси, то получите двойное наслаждение и сможете заглянуть в сердце персидской души.

7. Самобытная культура

Персидская культура – это необычная смесь древних зороастрийских и исламских традиций. В Иране все другое, даже есть собственный календарь. А знаете, какая книга считается здесь Библией, есть в каждом доме, и кладется на стол в праздники? Думаете, Коран? Нет, это сборник стихов Хафиза. Это очень ярко показывает оригинальность персидской культуры. Даже ислам здесь другой, в нем, например, разрешается изображать людей.

8. Путешествия

Иран – одно из самых недооцененных туристических мест на планете. Здесь безопасно и нет никаких террористов. Зато есть разнообразная природа (от снежных гор до жарких пустынь) и богатое историческое наследие древней Персии: Исфахан, Шираз, Перспеполис, пятитысячелетний Йезд…Но для спокойного путешествия вам понадобится минимальное знание фарси. Местные жители, как правило, английский не знают.

9. Иранцы

Не зная языка, вы не сможете поговорить с местными, и этим упустите очень многое. Иранцы очень дружелюбный и добрый народ, а гостеприимство у них возведено в настоящее искусство. Они будут стараться всячески вам помочь, устроят настоящий пир в вашу честь (иранская кухня – это очень вкусно) и могут предложить отдать вам любую вещь, которую вы похвалите в их доме (лучше быть вежливым и отказаться).

Даже если вы чуть-чуть говорите на фарси, иранцы расцветут и наговорят вам кучу комплиментов. Многие путешественники отмечают, что самое замечательное впечатление, несмотря на все красоты Ирана, у них осталось именно от местных жителей.

10. Возможность пообщаться с носителем языка

Может быть, у вас все же нет возможности или желания ехать в Иран. Не беда – вы сможете найти иранцев в России. Уже сейчас в Россию приезжает много иранцев, и будет еще больше, потому что визы для туристических групп только что отменили. А уж если вы подружитесь с ними тут, то приглашение в Иран вам обеспечено! И не надо их бояться. Конечно, везде есть плохие люди и нужно быть бдительным. Но среди иранцев очень много образованных и интересных, абсолютно современных людей, с которыми стоит пообщаться.

Что сказать в заключение? Бегом учить фарси! Шутка. Персидский, скорее всего, не понадобится вам для карьеры или других практических достижений. Но он без сомнения может стать вашим языком для души!

Персидский язык (фарси) входит в индоиранскую группу индоевропейской языковой семьи. Он широко употребляется в Иране, Афганистане, Таджикистане и Узбекистане. Большинство лингвистов считает его эволюцией среднеперсидского языка – официального и литературного языка империи Сасанидов. Фарси – плюрицентрический язык, и его грамматика похожа на грамматику многих современных европейских языков.

В ходе своего развития фарси прошел три периода: древнеперсидский язык (время правления династии Ахеменидов, 400-300 гг. до н.э.), среднеперсидский язык (эпоха Сасанидов) и современный персидский язык. Самая древняя из сохранившихся записей на фарси – это Бехистунская надпись царя Дария I из династии Ахеменидов (522-486 гг. до н.э.), хотя, вероятно, существуют и более старые тексты. От современного фарси древнеперсидский язык отличался развитым грамматическим строем: в нем было восемь падежей, три грамматических рода и три числа (единственное, двойственное и множественное).

Современный литературный фарси представлен тремя вариантами: это иранский персидский (собственно фарси), на котором говорят в Иране; афганский персидский (или дари), распространенный в Афганистане; и таджикский персидский (называемый также таджикским языком), который используется в Таджикистане и Узбекистане). Кроме этих трех литературных вариантов, в международном стандарте ISO 639-3 указаны и семь региональных диалектов: хазараги, аймакский, бухарский, джилиди, дехвари, дарвази и пахлавани.

В персидской морфологии превалируют суффиксы, хотя есть и небольшое количество приставок. Глаголы могут выражать время и вид, они согласуются с субъектом по лицу и числу. В фарси отсутствует грамматическая категория рода, а у местоимений не обозначается естественный род. Типичная структура повествовательного предложения — (S) (PP) (O) V. Это значит, что предложение может содержать факультативные субъекты, предложные обороты и объекты, за которыми обязательно следует глагол. В фарси активно используется словообразование с помощью аффиксов и основ, а также деривационная агглютинация.

В современном персидском языке довольно много арабских лексических единиц, которые часто отличаются по значению и употреблению от своих арабских оригиналов. Британский лингвист Джон Перри в своей статье «Ареалы и семантические поля арабского языка» утверждает, что общее количество арабских синонимов, употребляемых наравне со своими персидскими эквивалентами, составляет в современном фарси до 40%. В конце 19 и начале 20 века в фарси проникло некоторое количество заимствований из французского языка, а в настоящее время, как и в большинстве других языков мира, в нем появляется все больше лексики английского происхождения. А в таджикском варианте фарси существует широкий пласт заимствований из русского языка.

Использование случайных иноязычных синонимов как альтернативных выражений вместо исконно персидской лексики – обычная практика при повседневном общении. Например, вместо чисто персидского «сепасгозар-ам» («спасибо») часто можно услышать французское «мерси» (правда, с ударением на первом слоге) или персидско-арабский «гибрид» — «мотешакер-ам».

Сам фарси тоже оказал довольно сильное влияние на лексический состав других языков, особенно индоиранских (урду и, в меньшей степени, хинди) и тюркских (турецкого, татарского, туркменского, азербайджанского и узбекского). Немало персидских заимствований и в сербском языке, особенно в том его диалекте, на котором говорят в Боснии и Герцеговине. Заимствования из фарси есть даже в таких языках, как малайский или суахили.

И в иранском, и в афганском вариантах фарси применяется модифицированный арабский алфавит, с использованием дополнительных букв. До принятия ислама иранцы пользовались авестийским алфавитом, а затем – письмом пахлави. Гласные на письме обычно пропускаются, поэтому в фарси используется арабская система расстановки огласовок – харакат. Правда, применяется она преимущественно в учебных текстах и в некоторых словарях. Следует отметить, что в персидском алфавите есть несколько букв, которые употребляются исключительно для написания арабских заимствований, хотя произносятся они точно так же, как их персидские аналоги. В таджикском варианте фарси используется и русский алфавит.

Перси́дский язы́к (новоперси́дский язы́к, фарси́, زبان فارسی ) - ведущий язык иранской группы индоевропейской семьи языков, обладающий богатой многовековой литературной традицией, включая признанные шедевры мировой литературы. Современный фарси - плюрицентрический язык (диасистема), распадающийся на три близкородственных варианта, признанных официальными в качестве отдельных национальных языков в трёх странах Азии: Иране , Афганистане и Таджикистане . Из них наибольшей известностью и влиянием обладает фарси Исламской Республики Иран («западный фарси» или собственно фарси).

Письменность языков фарси и дари - персидский алфавит, созданный на основе арабского письма, дополненного несколькими знаками для звуков, отсутствующих в арабском языке.

  • Поскольку язык фарси является арийским (индоевропейским), произношение не является для русскоязычного принципиальной преградой. По большому счету незнакомых звука только два: беглое «х» и долгое «а». Насчет «х» не стоит заботится – местные сами не очень их различает в разговоре, а вот «а долгое» (далее «А») стоит освоить – это принципиально. Оно является чем-то средним между русскими «а» и «о», причем ближе к «о». Губы надо расположить так, словно говоришь «о», а произнести попытаться «а». Если не выходит, говорите просто длинное «о»! Ниже я отмечал «А» лишь там, где оно выделяется в артикуляции.
  • При составлении разговорника простоту фразы считаю значительно важнее ее правильности.
  • Если в разговорнике одному русскому слову (выражению) соответствует несколько персидских, рекомендуется употреблять первое по списку. Второе-третье приведено для того, чтобы вы могли понять их в устах местных.
  • Вопросительная интонация в фарси близка к русской
  • Для усиления эффекта слова в фарси широко применяется удвоение. Например, если при автостопе вы хотите выйти, а водитель не понимает, как можно выходить в пустыни, кричите «войсе-войсе», что звучит как «стой!»
  • Ударение в фарси – всегда на последнем звуке!

Русские фразы здесь обычно соответствуют порядку слов в переводе, поэтому звучат странно, зато понятны значения отдельных слов.

СЛОВА И ФРАЗЫ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

  • Да- бали
  • На -нет
  • Я- ман
  • Вы - шома
  • они - онха
  • Здесь - Инджа
  • Там - Унджа
  • Имя моё (меня зовут): Есм-е ман...
  • Имя Ваше как? Есмэ шома чиэ?
  • я не понимаю: Ман намифахмам
  • я на фарси не говорю: Ман фарси баляд ниистам
  • я очень мало на фарси говорю Ман хейли кам фарси балади
  • Шома инглеси баладид? Вы по- англ. говорите?
  • Я из России: Аз русийе ам (из Украины - украйн, Белоруссиирусийе –сефид)
  • Я путешественник: МосАфер ам Я – вольный путешественник: МосАфер АзАд ам
  • путешествую - Джохангарди
  • учитель я- Муалем ам
  • Я не хочу - Ман намехоам
  • Нет, спасибо, не хочу. - На, мерси, немихам.
  • Хочу спать - Михохам бехобам
  • Я не дружу с.. дуст надАрам
  • Ман (отель, дарбаст (это такси), героин, сигар, виски) дуст надАрам!
  • Я друга в Иране имею - Ман дуст Ирани дарам
  • имею Дарам
  • не имею Надорам (имеешь- дари, не имеешь-надори)
  • Имею платку: Чадор дАрам
  • Я не богач: Серватманд нистам!
  • Подарок для Вас: Хэдие барое шома
  • Опасность - Хатарнак
  • Ничего не боюсь: Аз хичи намитарсам!
  • Россия опаснее Ирана: Русийе аз Иран хатарнАктар!
  • Последние две фразы говорятся в ответ на постоянные предупреждения «мистер, здесь опасно». последняя возможна и в общении с полицией.

Идея о том, что путешествовать автостопом очень опасно (а уж тем более смертельно опасно ставить палатку в пустыне но при этом совершенно безопасно- в городском парке) широко распространена среди многих местных жителей. Не впечатляйтесь.

ЧТО ГОВОРЯТ МЕСТНЫЕ:

  • Ас коджа и??? - ты откуда?
  • Кодум кешвар (мамалкат)! – Из какой страны?
  • Алман? - немец?
  • Шоурави? –из Советского Союза?
  • Коджа мехай бери? - Куда хочешь двигаться (ехать, идти)?
  • Дин-е (масхаб-е) то (шома) чист? – Какой вы веры?
  • Газа хорди? (Шам хорди?) – Еду кушал? Если ответите нет (- на), скорее всего предложат угощение со стороны вопрошающего, часто и вписку.
  • Мехмун бАш! (Мехмун-е ман бАш!) - Будь моим гостем, о чужестранец, и по достоинству оцени восточное гостеприимство!
  • Мистер! Хейли хатарнАк! – Мистер! Очень опасно!
  • Мамну: Запрещно! (Не ходи туда!)
  • Иншалла фардо! : Если Аллах сподобит, завтра. Обычно это означает: "Сделаем завтра, а скорее всего, никогда"

ФРАЗЫ ВЕЖЛИВОСТИ:

  • По восточному этикету, здороваться нужно, даже если видел человека полчаса назад. Хороший тон – несколько раз спросить «как ваши дела», это любимая иранская фраза. С особами своего пола здороваются за руку, часто обнимаются и целуются. С особами другого пола этого делать не надо!
  • Привет: Салам!
  • Здравствуйте (старикам и солидным людям) : Салам алейкум!
  • пожалуйста (просьба) Лотфан
  • пожалуйста (приглашение) Бефармоид
  • Как дела: хале шома? (ахвале шома?)
  • Спасибо, благодарю: тешаккор, Ме"рси
  • Большое спасибо Хейли мамнуун
  • Пожалуйста (предложить что-л) : бефармоид
  • Пожалуйста (ответ на благодарность) : хахеш миконам
  • До свидания: ходафез, хода хафез
  • Утро (день, вечер) доброе - собх (руз, шаб) бехейр
  • Спокойной ночи - ШАб арам

СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА

  • Автомобиль: машин
  • Автобус (любой) : отобус
  • Микроавтобус (маршрутка в городе или) : минибус
  • Велосипед: дочархе
  • Мотоцикл: мотор
  • Поезд: гатАр
  • Лодка: кайАк
  • Небольшое пассажирское судно: лендж
  • Большое судно: кешти
  • Самолет: хавапеймА
  • камера хранения амонат
  • Заказное такси дорогое с "закрытыми дверями" - дарбаст от "дор бастэ"
  • Маршрутные такси (дешевые машины без опознавательных знаков - обычно уже имеют в себе пассажиров и останавливаются вам) тоже называются такси.
  • Иногда такси - Хати (маршрутное) иногда Савари, но это обычно плохо понимают, проще сказать такси – "не дарбаст".
  • Такси дешевое, не дарбаст - Такси арзун, дарбаст-на
  • Агентство (по продаже билетов) на самолёт (поезд) Аджансе хавопейма (гатор) (билеты продают заранее в агентствах без наценок)
  • Билет – Белит
  • Можно билет сдать обратно? Михам белит пасбедам?
  • Не хочу - намихам
  • Хочу обмен сделать - михохам аваз миконам
  • Гатор – поезд ("г"-очень картавое!)
  • Махали - поезд местный, очень дешевый, сидячий или лежачий 6 местные купе
  • Одди – сидячий дальний
  • Шеш люкс нафар – шестиместный люкс с кондиционером
  • Чахар люкс нафар – четырёхместный люкс с кондиционером, вдвое дороже шестиместного.
  • нафар-место, до нафар- два билета
  • Остановка городского автобуса: истагах-е отобус
  • Остановка троллейбуса (в Тегеране): истгах-е отобус-е барги
  • Станция метро (в Тегеране) : метро, истгах-е метро
  • Не хочу такси: такси намихам!
  • Автовокзал: терминал
  • ЖД-вокзал: истгахе-е гатАр
  • Аэропорт: форудгах
  • Морской вокзал: ескеле

АВТОСТОП

  • Такси (дорогое) нет! Дарбаст на! Тегеран- бесплатно - Тегран- маджони!
  • Я не люблю такси (я с такси дружить не имею) - ман такси дуст надорам
  • машин- машина
  • Камьйон – грузовик
  • Трейли – трейлер
  • салям алейкум! (здравствуйте!)
  • шома ман-ра бе тараф...(имя точки назначения) ... маджАни митавонид бересанид? (вы меня в сторону... можете бесплатно подвезти?)
  • маджАни? (бесплатно?)
  • Последнее, если вы сомневаетесь, понял ли водитель, нужно повторить несколько раз. Критерием того, что водитель понял, будет его явное удивление. Иногда вы услышите обиженное «чера маджони?!» - «почему я должен вести бесплатно». Но ваше дело – тупо повторять волшебное слово, пока водитель не согласится или не уедет. Приучайте иранцев к автостопу. Наука победит!
  • Куда вы едете? Шома коджа мирид?
  • Вы поворачиваете - мипичид?
  • Остановите-остановите: Войсе-войсе!
  • Выхошу: Пьяде мишам!
  • Здесь-здесь, ничего здесь не опасно, вы правильно поняли: инджа-инджа!
  • я пешим стану (выйду то есть) здесь - Ман пьяде мишавам инджа
  • Если можно, подвезите меня бесплатно, если нет, я выйду- А гарь мумкене маро маджани берисанит, a гарь на - ман пьяде мишавам

ВАШИ ПРОСЬБЫ И ВОПРОСЫ

  • Могу ли я...? : митАнам... ?
  • Могу здесь посмотреть? МитАнам инджяро бебинам?
  • пожалуйста меня поводите (покажите) сделайте: Лотфан ман-ро рохшамои конидэ
  • ... бесплатно: ... маджАни
  • Могу ли здесь спать (бесплатно)? : митАнам инджа бехАбам (маджАни)?
  • Могу ли палатку установить здесь: митАнам инджа чадор безонам?
  • Могу эту сумку здесь оставить (до … часов) ? Митунам ин кисэ инджа бемонам (барое … саад?)
  • Это для меня: Ин чиз баройе ман?
  • Где питьевая вода: Аб-а хурдан коджа?
  • у вас (сендвич, кебаб, мороженое) есть? Шома (сендвич, кебаб, бастани) дарид?
  • могу я вас сфотографировать: митонам аз шома акс бегирам?
  • сколько - чанд
  • Это сколько (стоит)? Ин чанде?
  • Сколько километров до Исфагана: Та Исфахан чанд километр?
  • сколько дней? чанд друз
  • Когда- кэй?
  • Этот автобус когда движение сделает? Ин отобус кей херокад миконад?
  • Еда дешевая (горячая) где? Газахури арзун коджа?
  • Где я могу еду (горячую) поесть? Коджа ман митавунам Газа бехорам?
  • Вы где жизнь делаете? Шома коджа земдеги миконид?
  • Я ищу… делаю - ман донба"ле … мигардам

ХОРОШИЕ ВЕЩИ И ЛЮДИ

  • зиба - красивый
  • деревня красивая где? Дех-е зиба коджаст?
  • Гость: мехмун
  • Хозяин (по отношению к гостю) : мизбАн
  • Друг Дуст
  • Иностранец ХАриджИ
  • Жена-ханум Муж-шахар Дочь-духтар
  • Сын пасар, бача Мать-мадар Отец-бадар
  • Друг дуст
  • Путешествие: мосАферат
  • Еда: газа
  • Вкусно: хошмазе
  • Вы хорошие: шома хуби!

НЕХОРОШИЕ ВЕЩИ И ФРАЗЫ

  • Аллергию имею (к укусам пчёл) Хасосьят дарам (бе нише замбуль)
  • мухаддэр - наркотики
  • Охранник - негахбАн
  • Полиция - полис
  • плохо- хараб
  • КГБ: этелаи
  • Запрещено: мамну
  • Деньги: пуль
  • Запретное согласно Исламу (выпивка, наркотики, проститутки и др.) : харам
  • Змея: мАр (активны лишь весной, и то не очень)
  • Болезнь: бимАр
  • Больной (я болен): мариз (мариз ам)
  • Вор: дозд, али баба
  • Вы нехорошие: шома хуб нисти!
  • Сделаем завтра, а скорее всего никогда: иншалла фардо!
  • Мне помощь сделайте (что-то серьёзное, типа я тону!!!) Беман комакь конидэ!

ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА

  • Север: шомаль
  • Юг: джонуб
  • Запад: гарб
  • Восток: шарг
  • Юго-восток (пример): джонуб-е шарг
  • Вверх: боло
  • Вниз: паин
  • Прямо: мустоким
  • Сзади: пошт
  • Направо: раст
  • Налево: чап
  • счёт в ресторане Хесаб

ГЛАГОЛЫ

  • Упомянута сначала основная форма (прошедшее время), затем в скобках основа настоящего времени, а затем после тире – форма 1-го лица ед.ч. наст.времени, например «я делаю». Для отрицания прибавляется приставка «на-»: «намифахмам» - «не понимаю».
  • Делать – делаю: кардан (кон) – миконам
  • Идти (ехать) – иду: рафтан (ра) – мирам
  • Хотеть – хочу: хостан (хох) – михохам
  • Знать – знаю: дАнестан (дАн) – мидАнам
  • Понимать – понимаю: фахмидан (фахм) - мифахмам
  • Есть (кушать) – ем: хордан (хор) – михорам
  • Спать – сплю: хобидан (хоб) – михобам
  • Отдыхать – отдыхаю: эстерАхат кардан (эстерАхат кон) – эстерАхат миконам
  • Продавать: форухтан (форуш)
  • Покупать – покупаю: харидан (хар) - михарам
  • Платить – плачу: пардохтан (пардоз) – мипардозам

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

  • 0123456789 ٠١٢٣٤٥٦٧٨٩
  • 0-сефр 1 – йек 2 – до 3 – се 4 – чахар
  • 5 – пандж 6 – шеш 7 – хафт 8 – хашт
  • 9 – нох 10 – дах 11 – йаздах 12 – даваздах
  • 13 – сиздах 14 – чахардах 15 – пунздах
  • 16 – шунсдах 17 – хафтдах 18 - хедждах
  • 19 – нуздах 20 – бист 30 – си 40 – чехель 50 – панджах
  • 60 – шаст 70 – хафтад 80 – хаштад 90 – навад
  • 100 – сад 200 – девист 1000 – хезАр
  • 2134 (пример) – до хезАр-о сад-о си-о чахар
  • Порядковый числительные (первый-второй и др.) образуется прибавлением окончания «-ом», например «пятый» - «панджом».

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (ОНИ ЖЕ НАРЕЧИЯ)

  • Большой – маленький: бозорг – кучек
  • Хороший – плохой (люди, вещи, понятия): хуб – бад
  • Быстрый – медленный: зуд - явош
  • Длинный – короткий: дераз - кутах
  • Далекий – близкий: дур – наздик
  • Холодный – теплый – горячий: сард – гарм – даг
  • Дешевый – дорогой: арзун – герун
  • Сложный (затруднительный) – простой: сАхт – АсАн
  • Тяжелый – легкий (по весу) : сангин – сабок
  • Свободно – запрещено: АзАд - мамну
  • Правдивый – лживый: раст - доруг

ВРЕМЯ

  • Сегодня: емруз
  • Завтра: фардо послезавтра пастфардо
  • Вчера: дируз позавчера парируз
  • Быстро: зуд
  • Медленно: явош
  • Очень медленно! – хэйли явош! (всё в Иране обычно делается слишком медленно)
  • Утро: собх
  • День: руз
  • Полдень: зохр
  • Ночь: шаб
  • После полудня (широко употреляется) : бад аз зохр
  • Час: соат
  • Минута: дагиге
  • неделя Хафтэ
  • Месяц: мах
  • Год: сАл
  • до: Пищь, габль
  • два года назад – до сааль пищь
  • позже Дигэ

ПРЕДМЕТЫ БЫТА ПУТЕШЕСТВЕННИКА

  • Сам путешественник: мосАфер
  • Палатка: чадор
  • Фонарь: чераг
  • Рюкзак: кулепошти
  • Карта географическая: нахше
  • Компас: котбнемА
  • Нож: чагу
  • Веревка: танАб
  • Телефонная карточка (действует по всему Ирану) : карт-е телефонии
  • (если деньги на карточке не кончились, а телефон показывает "ноль", протрите контакты и настойчиво вставляйте её в разные аппараты- она заработает снова)
  • Мобильный телефон: мобайл
  • Батарейка: бАтри
  • Перезаряжаемая батарейка: бАтри решерджебл

ОБЪЕКТЫ В ГОРОДЕ

  • Объекты в городи привязываются прежде всего к площади «мейдАн, фалаке» или к перекрестку «чахаррах», даже если от объекта до площади 500 м, далее к большим улицам «хиАбун», а потом уж к маленьким улицам «куче» (далеко не всегда). Таким образом, указание площади и «хиабуна» часто лишь указание на примерный район расположения.
  • Большая улица (проспект): хиАбун
  • Малая улица (переулок): куче
  • Шоссе (трасса) на окраине города: джадде
  • Площадь: мейдАн, фалаке
  • Перекресток: чахаррАх
  • Объезная: камарбанди

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТОРЫ

  • Полицейский учаток: эдАре полис
  • Посольство: сефарат
  • Консульство: конусулгири
  • Больница: бимАрестАн
  • касса ж.д. Белит форуши гатор (Самолёт- Хавапеймо)
  • Музей: музе
  • Мечеть: масджед
  • Церковь христианская: келисса

ДРУГОЕ

  • Туалет: дастшуи, туалэт
  • Дом: хАне
  • Магазин: форушгАх
  • «Едальня» (любая с горячей едой) : газахури
  • Кебабница: кебабфоруши
  • Книжный магазин (покупка карт) - кетАбфоруши, форушгах-е китоб
  • Аптека: дарухАне (пользоваться сложно, ибо понятия о лекарствах сильно различны)
  • Завод: кАрхАне
  • Дешевая гостиница: мехмунхАне, мехмунсарай
  • Дорогая гостиница: хотэл
  • Городской парк: парк
  • Птичий сад (в Исфагане): бАг-е паранде
  • базар - базаар
  • магазин Магазэ, форушгах
  • открыто бОз,
  • закрыто БастЭ, Татиль

ОБЪЕКТЫ ВНЕ ГОРОДА:

  • Город: шахр
  • Деревня: руста, дех
  • Область (адм) : астан
  • Страна: кешвар, мамалкат
  • Трасса на... : джадде бе...
  • Объезная города: камарбанди
  • Мост: поль
  • Железная дорога: рах ахан
  • Гос. граница: марз
  • Таможня: гАмрок
  • Завод, промзона: кАрхАне
  • Военный объект: незАми
  • Гора: кух
  • Горный массив: кухестАн
  • Горная вершина: фераз-е кух
  • Пещера: гАр
  • Дерево: дерахт
  • Лес: джангал
  • Пустыня (любая) : биАбон Ровная пустыня без гор: кевир
  • Река (попадается редко) : рудхане
  • Родник: чешме
  • Водопад: АбшАр
  • Море: Дарья Озеро: дарьячче
  • Дикое животное: хейвон-е вахши
  • синий Аби, зелёный -Сабз

ЕДА

  • Аб- вода, сок лимонный - аб Лиму
  • сабзи - овощи фельфель - перец
  • Рис (самый распространенный гарнир в Иране) : берендж
  • Картошка: сиб замини
  • Мясо: гушт
  • Курятина: гушт-е морг
  • Баранина: гушт-е гусфанд:
  • Классический кебаб - отбивная баранина на вертеле (дешево и вкусно) : кебаб кубиде
  • Мясо цыпленка на вертеле с шафраном (очень вкусно, недешево) : джудж-е кебаб
  • джудж-е полоу - курица с рисом
  • Рыба: махи
  • Сэндивчи (распространенное блюдо, западное снаружи и с восточной начинкой) : сандвич калебас, Сосис
  • лобио сабз стручковая фасоль
  • калям-е голь цветная капуста
  • Горм-е-сабзи – вкусное мясо с бобами, овощами лимоном и травой.
  • Печень (часто идет как наполнитель сандвича): джигар
  • Густой суп с мясом и фасолью: аб гушт
  • Похлёбка с мясом, фасолью, картошкой Дизи
  • Хлеб: нун
  • Соль: намак
  • Сахар кусковой/сыпучий: ганд/шекар
  • Сыр обычно брынзоподобный, сильно солёный, продают в упаковке типа молочного пакетика: Панир
  • Сыр почти несолёный, вкусный, похожий на смесь густой сметаны, творога и сыра, продают в маленьких пластиковых упаковках, иногда на них написано "cream cheese" - Панир хомэи
  • Питьевая вода: Аб-е хурдан
  • Прохладительные напитки: нушАбе
  • Чай горячий: чаи дАг
  • Фрукты: миве
  • Виноград: ангур
  • Персики: холу
  • морковь - хавиджь
  • Груши: голаби
  • Вишня – черешня: албалу
  • Апельсины: портогал
  • Манадарины: наранги
  • Манго: амбе
  • Клубника: годже фаранги
  • финики- хурма
  • хурма- хурма лю

Персидский язык, или фарси — государственный язык Исламской Республики Иран. Он относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. На нем также говорят в Афганистане, Таджикистане и на Памире (правда, форма языка там более архаичная). Всего каких-то сто лет назад этот язык был гораздо более распространенным — от Среднего Востока до Индии. Общее число говорящих на фарси достаточно велико: 65 миллионов в Иране, около 7 миллионов в Таджикистане; плюс говорящие на дари (диалект фарси): 34 миллиона в Афганистане и около 2 миллионов в Пакистане.

Кроме персидского в иранскую группу языков входят многие современные живые языки: белуджский, гилянский, дари, курдский, мазендаранский, осетинский, пушту, таджикский, талышский, татский и др. К иранской группе относятся также мертвые языки: авестийский, аланский, бактрийский, древнеперсидский, мидийский, парфянский, сакский, скифский, согдийский, среднеперсидский (пехлеви), хорезмийский.

В истории персидского языка выделяют три периода: древний, средний, новый.

Древний период (VI—III века до н. э.) представлен древнеперсидским языком, который был распространен в юго-западной части Иранского плоскогорья (современная провинция Фарс). Древнеперсидский язык засвидетельствован клинообразными надписями династии Ахаменидов (VI—IV века до н. э.), выполненными на стенах и архитектурных деталях дворцов, усыпальницах царей, скалах и др. Священная книга зороастрийцев Авеста также написана на одном из диалектов древнеперсидского языка, который и назвали в честь священной книги — авестийский. А язык самой древней части Авесты (Гаты — гимны) по звуковому составу и грамматическим формам настолько близок к древнеиндийскому (ведийскому санскриту), что оба они могут рассматриваться как диалекты одного общего протоязыка ариев. И древнеперсидский, и авестийский языки обладают богатой флективной системой с наличием ярко выраженной грамматической категории рода (мужской, женский, средний), трех чисел (единственное, двойственное, множественное) и падежей (в древнеперсидском их семь, в авестийском — восемь).

Средний период (III век до н. э. — VII век н. э.) представлен среднеперсидским языком (пехлеви). Это письменный и литературный язык Ирана эпохи Сасанидов (224—651 годы н. э). В его основе лежит истахра — диалект столицы одной из южных провинций Ирана — Фарса (Персиды), родины Сасанидов. Период правления этой династии стал временем расцвета письменности на среднеперсидском языке. Позже, перестав быть языком живого общения, среднеперсидский еще много столетий сохранялся в качестве письменного языка, главным образом в среде зороастрийцев. До нас дошли две категории памятников на среднеперсидском языке: написанные пехлевийской графикой и созданные при помощи других типов письма. К памятникам первой категории относятся: надписи на различных сооружениях, надгробиях, скалах, на монетах, печатях, амулетах, сосудах, а также довольно обширная зороастрийская литература духовного и светского содержания. В основе письменности среднеперсидского языка лежал арамейский алфавит. Старейшим образцом книжного письма является христианский пехлевийский Псалтырь (перевод с сирийского). Рукопись датируется приблизительно VII веком н. э. Найден Псалтырь был в Булайике (севернее Турфана). До нас дошло довольно много образцов зороастрийской литературы, в основном религиозного содержания: Бундахишн (Мироздание), в котором излагаются воззрения зороастрийцев на создание мира, «Датастан и менойе храт» («Суждения высшего разума»), «Панднамак и Зардушт» («Книга наставлений Зороастра») и др. К памятникам, созданным при помощи других типов письма, относятся: манихейские тексты, написанные манихейским и согдийским шрифтом и тюркским руническим письмом. Манихейские тексты также религиозного содержания. Пехлеви по сравнению с древнеперсидским характеризуется упрощением морфологии, изменением синтаксиса, а также некоторыми фонетическими сдвигами. В нем преобладают черты аналитического строя. Вследствие распада флексии уже в очень ранний период своего развития он утрачивает грамматические категории рода и падежа, двойственного числа, значительно изменяются глагольные формы. В период господства Арабского халифата в Иране (VII—X века н. э.) государственным языком, а также языком литературы и письменности становится арабский.

Новый период (современный) начался приблизительно в VII—VIII веках н. э. и продолжается по настоящее время. К началу IX века в Средней Азии и Хорасане складывается литературный язык, называемый в различных литературных и исторических сочинениях языком дари, а также парси (или фарси), который стал общим языком для персов и таджиков. К этому периоду относятся создание первых памятников письменности на основе арабского алфавита.

Современные персидский и таджикский языки представляют собой дальнейшее видоизменение языка дари, то есть являются практически двумя ветвями первоначально единого языка дари. Иранцы, приняв ислам, стали распространять его дальше по территории современного Закавказья, Средней Азии, Афганистана и Индии. Это дало основание называть персидский язык вторым языком ислама. В значительной части этого региона классический персидский язык становится общим языком для индийцев, иранцев, таджиков и других народов, функционирует как язык литературы, науки, культуры и межнационального общения. Потому в языках этого региона наряду с арабскими заимствованиями также много персидских слов и выражений.

В X—XV веках на фарси была создана богатейшая литература, главным образом поэзия. Среди авторов — представители народов Ирана, Афганистана и Средней Азии: Рудаки (X век) в Бухаре, Фирдоуси (X—XI века) в Хорасане, Омар Хайям (XII век), Джами (XV век) в Герате, Саади (XIII век) и Хафиз (XIV век) в Ширазе, Низами (XIII век) на азербайджанской земле, Руми (XIII век) в Балхе (Хорасан). На фарси писали великий ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна), видные историки иранского Средневековья Бэйхаки, Гардези, Рашид ад-Дин и др.

Завоевание Ирана арабами оказало значительное влияние на персидский язык: была заимствована арабская графика, словарный состав обогатился огромным количеством арабских слов. По мнению специалистов, более половины активного лексического состава современного персидского языка — слова арабского происхождения. Однако грамматический строй персидского языка проявил исключительную устойчивость по отношению к арабскому языку и не подвергся почти никаким изменениям.