Понятие, свойства и виды восприятия. Классификация видов восприятия

Введение. 3

1. Сущность восприятия. 4

2. Свойства восприятия. 7

3. Классификация восприятий. 10

4. Роль моторных компонентов в восприятия. 11

5. Наблюдение и условия эффективности восприятия. 12

Заключение. 15

Литература. 16

Введение

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, допустим, воспринимая утренний пейзаж, человек отражает его в ощущениях, его цвет дерева, запах леса, росу на траве ощущает его монументальность, незыблемость.

Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный вид, что в него можно зайти, что это есть некое количество деревьев. Воспринимаемое человек всегда обозначает определенным словом – «лес», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, форма или запах, но все как целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».


1. Сущность восприятия

Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цве­товых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощу­щений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь е такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений - к сложным воспри­ятиям) является простым суммированием отдельных ощуще­ний или, как часто говорили психологи, результатом про­стых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций го­раздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свой­ства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одно­временным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных при­знаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопостав­лении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и про­исходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с ре­ально доходящей до субъекта информацией, поиски нужно­го решения продолжаются до тех пор, пока субъект не най­дет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.

При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узна­вание их происходит очень быстро - человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прий­ти к нужному решению. При восприятии новых или незна­комых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие та­ких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные при­знаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирую­щей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.

Существуют теории, посвященные процессу распознава­ния образов. В этих теориях основное внимание уделено воп­росу; как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные впечат­ления? Как правило, мы опознаем окружающие нас предме­ты и события легко и быстро; поэтому может создаться впе­чатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Опыт инженеров показывает, что такое представление весьма далеко от истины. Нет машин, кото­рые были бы способны распознавать символы и звуки, обыч­ные для окружающей нас среды. Системы восприятия живо­тных, даже самых примитивных, по своим возможностям да­леко опережают подобные машины.

Восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет. Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее и сложнее воспринимаемый объект.

Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которой являются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реаги­рует на их признаки. Выделяя и объединяя наиболее сущест­венные из них, он всегда обозначает воспринимаемые пред­меты словом, тем самым глубже познавая их свойства, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и; выделяет основной признак - функцию указания времени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определенной категории, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, но относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз подтверждает, что вос­принимающая деятельность субъекта по своему психологи­ческому строению может приближаться к наглядному мыш­лению. Сложный и активный характер воспринимающей де­ятельности человека определяет ряд особенностей его, в оди­наковой степени относящихся ко всем его формам.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение дей­ствующих в данный момент на органы чувств предметов и яв­лений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

2. Свойства восприятия

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внеш­него мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функ­цию в практической деятельности. И.М.Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объ­ектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду. а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдель­ные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между со­бой, что единый сложный образ предмета возникает даже тог­да, когда на человека непосредственно действуют только от­дельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мра­мор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вслед­ствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зри­тельными и тактильными раздражениями.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Вос­приятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы восприни­маем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышан­ные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкаль­ную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжа­ет звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способностей перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и форм предметов.

Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз большее количества света, чем мел в сумерки). Явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константностью восприятия величины предметов называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м отражаются сетчаткой глаза одинаково, хотя изображение на ней меняется, видимая величина его остается почти неизменной. Это объясняется тем, что при сравнительно небольших удалениях предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда дополнительных факторов, среди которых особенно большое значение имеет напряжение разных мышц, приспосабливающихся к фиксированию пред­мета на разных расстояниях.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каж­дым изменением положения предмета относительно глаз фор­ма его изображения на сетчатке меняется (смотрит прямо, сбо­ку) благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, извест­ных нам по прошлому опыту.

Каков же источник происхождения константности восприя­тия? Может быть, это врожденный механизм?

В ходе исследования восприятия людей, постоянно живу­щих в густом лесу, которые не видели предметов на большом расстоянии, обнаружено, что они воспринимают их как малень­кие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объек­ты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия яв­ляются активные действия перцептивной системы. Многократ­ное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность - неизменную струк­туру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким обра­зом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся дейст­вие, обладающее механизмом обратной связи и подстраиваю­щееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и из­менчивом мире.

Осмысленность восприятия . Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысло­вое значение. Восприятие у человека теснейшим образом свя­зано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражите­лей. воздействующих на органы чувств, но представляет со­бой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция . Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конк­ретный живой челочек, и поэтому в восприятии всегда сказы­ваются особенности личности человека. Зависимость восприя­тия от содержания психической жизни человека, от особенно­стей его личности, называется апперцепцией.

При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым мож­но было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе вос­приятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлеж­ности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизирутся следы прошлого опыта. Поэ­тому один и тот же предмет может по-разному восприни­маться различными людьми.

3. Классификация восприятий

В основе классификации восприятия, так же как и, ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восп­риятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в вос­приятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный л анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическос восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

4. Роль моторных компонентов в восприятия

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и насозда­вшие его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспро­изводящие звук; и т.д. Большую роль моторныекомпоненты играют в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью - адекватность отражения предмета возникает при перемеще­нии движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.

В работе глаза и руки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно осматривают, «ощупывают» контуры рисунка и предмета. Выполняя довольно большое число различных функций, движения глаз разнообразны по форме. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности оно сопровождается непроизволь­ней и незаметными для наблюдателя мнкродвижениями.

Это можно продемонстрировать на простом примере. По­смотрите пристально на заходящее солнце, затем перенесите взгляд на какую-нибудь поверхность и вы увидите два по­следовательных образа. Очевидно, фиксируемый объект не находится все время в одной и той же точке фиксации, 2 точки фиксации объекта дали 2 последовательных образа. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а ско­рее, о зоне или области фиксации.

Критерии адекватности образов восприятия действитель­ности вырабатываются под влиянием условий жизни и обу­чения и подвержены перестройке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в пер­вые дни после удаления катаракты. Наблюдения над челове­ком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ни­чего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел мир пред­метов, как видим его мы. когда открываем глаза. Постепен­но зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длительного време­ни его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельству­ют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвра­щения зрения он не смог нарисовать переднюю часть авто­буса, поскольку не смог исследовать его руками.

Опыты со стабилизацией изображений относительно сетчат­ки глаза и наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Восприятие - это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики.

5. Наблюдение и условия эффективности восприятия

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизволь­ное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамерен­ном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное вос­приятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - вос­принять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в ка­кую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполне­ния. Но иногда восприятие может выступать и как относитель­но самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно яс­но выступает в наблюдении, которое представляет собой пред­намеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью просле­дить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоя­тельной целенаправленной действительности уже с самого на­чала предполагается словесная формулировка целей и задач, на­правляющих наблюдение на определенные объекты. Успех на­блюдения зависит прежде всего от того, насколько ясна задача, которая стоит перед ними. Являясь преднамеренным плано­мерным относительно длительным восприятием, и осуществ­ляясь с той или иной познавательной целью, наблюдение тре­бует специальной подготовки (предварительное ознакомление с материалами, относящимися к объектам будущего наблюде­ния, с рисунками, словесным описанием предметов и т.п.). Важ­нейшее место в подготовке наблюдений должно занимать уяс­нение задач наблюдения, требований, которым оно должно удов­летворять, предварительная разработка плана и способов на­блюдения.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она вы­ражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает их многие качества и свойства. Весьма важна для успеха наблю­дения его планомерность и систематичность. Хорошее наблю­дение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за дру­гими в определенной последовательности. Только при таком наблюдении наблюдатель ничего не пропустит и не будет воз­вращаться вторично к тому, что было воспринято.

Исключительно большую роль играет отношение человека к наблюдению. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характер­ные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосу­щественными особенности предметов. Итак, чтобы быть наблюдательным, надо упражняться в наблюдении: сравнивать и сопоставлять различные предметы, их различные стороны, замечать их связь и взаимодействие друг с другом; ставить перед собой задачу - быстро замечать возможно больше особенностей предмета или явления; подмечать самые ничтожные изменения в них, учиться выделять наиболее существенное в том, что воспринимается.

Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация и восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.

Заключение

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием.

1. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Котята, выросшие в клетке, где были только вертикальные линии позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные. Так же и люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2. Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету, и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой.) Эта особенность восприятия называется константностью.

3. Человек воспринимает мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5. Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

Литература

  1. Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. «Знание», М.,1987
  2. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М., «Педагогика»,1980
  3. Немов Р.С., Психология. том1, Москва, 1995

Восприятие классифицируется на разные виды по нескольким основаниям.

Классификация восприятия по видам анализаторов

По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия :

  • кинестетическое,
  • зрительное,
  • тактильное,
  • обонятельное,
  • слуховое,
  • вкусовое.

Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.

Классификация восприятия по формам материи

По формам представления материи выделяют следующие виды восприятия:

  • восприятие времени;
  • восприятие пространства;
  • восприятие движения.

Определение 1

Во взаимном действии человека с окружающим миром восприятие пространства относится к обязательным условиям для возможности ориентировки в данной среде. В восприятии пространства различают восприятие удаленности, формы, величины и объемности предметов.

Взаимодействие индивида с окружающим миром включает и само человеческое тело с присущей ему системой координат. Человек, чувствующий мир, является сам материальным телом, занимающим определенное место в пространстве и, соответственно, наделенным пространственными признаками: размерами тела, величиной, формой, направлением движений в пространстве.

Научно доказано, что основой форм пространственного восприятия является функционирование комплекса анализаторов, взаимодействующих между собой. Особая роль в пространственном ориентировании принадлежит двигательному анализатору, при помощи которого непосредственно устанавливается данное взаимодействие. К специальным механизмам ориентации в пространстве относятся нервные связи между левым и правым полушариями в анализаторной деятельности: бинауральный слух, бинокулярное зрение, бимануальная ощупь и другие. В отражении качеств предметов пространственного характера важным фактором является функциональная асимметрия, характерная для парных анализаторов. Функциональная асимметрия выражается в том, что одна сторона анализатора является доминантной, т.е. ведущей.

Восприятие величины и формы предмета реализуется при помощи зрительного, кинестетического и тактильного анализаторов. При этом основная роль принадлежит зрительному анализатору. Для восприятия расстояния огромное значение имеет движение глаз, их конвергенция. При переводе глаз на менее удаленный предмет с более отдаленного предмета, возникает их конвергенция – предмет тем больше, чем он ближе. Наблюдается конвергенция глаз в условиях бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие расстояния только одним глазом обладает недостаточной точностью.

Только взаимодействие кинестетического и зрительного анализаторов способно обеспечить адекватное восприятие формы, размера объектов и их удаленности. Воспринимая предметы разных размеров и форм, мы обводим их движением глаз. Между этими движениями глаз и отражением объекта на сетчатке глаза устанавливается связь, что дает возможность лучше воспринимать форму и размеры предметов. Восприятие формы и величины зависит от опыта человека. Соответственно, чем лучше человек знаком с определенной формой, тем быстрее и легче он выделяет ее среди иных форм.

Для восприятия объемности предметов важную роль играет бинокулярное зрение. При видении двумя глазами одновременно, соответствующее раздражение от левого и правого глаза объединяется в мозговых частях зрительного анализатора, создавая впечатление объемности предмета.

В восприятии расстояния принимают участие слуховые и обонятельные ощущения.

Восприятие времени.

Определение 2

Восприятие времени представляет собой отражение объективной длительности, последовательности и скорости явлений действительности. Посредством восприятия времени отображаются изменения, которые происходят в окружающем мире.

Физиологической основой восприятия времени служат условные рефлексы на время, производимые человеком постоянно.

Большое значение в восприятии времени имеют кинестетические анализаторы. Они выполняют особую роль в восприятии ритма. Под ритмом следует понимать ряд раздражителей последовательно сменяющих друг и имеющих периодический характер. Ритмичное дыхание, ритм в работе сердца и ритмичный характер текущей жизни оказывают непосредственное влияние на выработку временных рефлексов. При восприятии времени у человека есть склонность преувеличивать короткие промежутки времени и преуменьшать длинные. На восприятие продолжительности времени влияет содержание деятельности человека. Степень субъективизма при оценке времени также зависит от возраста человека: дети воспринимают время как медленный процесс, а взрослые наоборот. Преодолевается субъективизм в восприятии времени опытом и практической деятельностью.

Восприятие движения.

Определение 3

Восприятие движения представляет собой отражение изменения положения, занимаемое объектами в пространстве.

Оно позволяет ориентироваться в относительных изменениях взаимного расположения предметов в окружающей действительности. Знание о перемещении объектов человек получает, воспринимая непосредственно движение. Восприятие движения также возможно на базе умозаключений.

Классификация восприятия по активности

По активности восприятие делят на два вида:

  • непреднамеренное, то есть самопроизвольное;
  • преднамеренное.

Непреднамеренное восприятие вызывается у человека особенностями окружающих объектов: яркостью, необычностью, расположением. В непреднамеренном восприятии отсутствуют заранее определенная цель и волевое усилие.

Преднамеренное восприятие имеет цель, поставленную человеком. Для осуществления преднамеренного восприятия прилагаются определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение и произвольно выбираются объекты восприятия.

Основные виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

«Зрительное восприятие - форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы.

Более простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов.

Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано.

Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой.

Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой.

Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов о столь сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что для выживания человека зрение имеет решающее значение.

Именно по этому зрение было изучено столь детально, и сегодня о нем известно больше, чем о любой другой сенсорной системе.

«Слуховое восприятие - форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора».

Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра.

Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха.

По степени изученности слуховая система уступает лишь визуальной, и между взаимодействиями индивидуума с внешней средой, возможными благодаря этим двум сенсорно-перцептивным системам, много общего. «Слух - уникальный источник жизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близости от нас, а аудиальная система - одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем: она всегда начеку и в любой момент готова к восприятию звуковых сигналов».

Осязательное восприятие : «Осязание - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной».

Осязание - один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах.

Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав, как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.

К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений.

Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль.

Однако кожная чувствительность не ограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры.

Обонятельное восприятие : «Обоняние - вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи».

Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта.

В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными в отличие от смешанных, раздражающих также и другие рецепторы.

Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной шкале.

Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, - обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для многих низших животных обоняние - жизненно важное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие, жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.

Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит.

Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения.

Вкусовое восприятие : «Вкус - восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций)».

Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений.

При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (После соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции.

Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторов химическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, для большинства животных сенсорные сигналы, посылаемые химическими веществами, - это источники жизненно важной информации.

Чувствительность к химическим веществам, присутствующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них.

Основой другого типа классификации видов восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяет восприятие пространства восприятие движения и восприятие времени.

Классификация восприятия

2.3.1. Общая схема видов восприятия


Восприятие (лат. perseptio) - это процесс отра­жения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосред­ственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Их вызывают определенные волевые усилия человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых пред­меты окружающей действительности воспринимаются без специально постав­ленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) - это целенаправленное, плано­мерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вто­рая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Восприятие классифицируют по:

Типу ведущего анализатора (модальности), участвую­щего в восприятии объектов;

форме существования материи;

Степени использования волевых усилий;

Индивидуальным различиям в отражении объектов (рис. 2.2).


Классификация видов восприятия


2.3.2.Восприятие по ведущей модальности

Возможности зрительного, осязательного, обоня­тельного, вкусового и слухового восприятия в суще­ственной мере обусловлены параметрами соответ­ствующих типов ощущений. Потребность в более детальной информации по этим вопросам может быть удовлетворена знакомством со специальной литера­турой по инженерной психологии (например, Справоч­ник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ло­мова. М., 1982.). Восприятие формируется как резуль­тат тесного взаимодействия всех анализаторов, обра­зующих единую систему. Так, восприятие текста формируется на основе зрительных, слуховых и ки­нестетических психических процессов (последние реализуются через проговаривание вслух либо мыс­ленное проговаривание читаемого текста).

Согласно критерию ведущей перцептивной систе­мы восприятия (ведущей модальности), люди под­разделяются на визуалистов, аудиалистов и кинестетиков. Речь идет о том, какой способ восприятия у данного индивида является доминирующим, более привычным - зрение, слух или чувственные ощуще­ния (соответственно он будет считаться визуалистом, аудиалистом или кинестетиком).



Визуалист мыслит зрительными образами, вос­принимает картину мира на основе мысленного «ви­дения».

Аудиалист формирует перцептивные образы ок­ружающего мира на основе слуховых впечатлений.

Кинестетик воспринимает окружающее через чувственные ощущения.

Конечно, каждый человек владеет всеми этими видами восприятия, но какие-то из них играют у него доминирующую роль. Выявлена корреляционная связь ведущей перцептивной системы индивида с его мане­рами поведения.

2.3.3.Восприятие по индивидуальным различиям

В зависимости от индивидуальных особенностей ведущими видами восприятия могут быть:

Аналитическое;

Синтетическое;

Субъективное;

Объективное;

Описательное;

Объяснительное.

Такая классификация, конечно, условна, в реаль­ной жизни индивид обладает разным сочетанием этих видов восприятия.

Человек с аналитическим восприятием склонен к выделению мелких деталей воспринимаемого объекта. Это проявляется в описании им объектов, в увели­ченном внимании к подробностям воспринимаемых событий. Такая особенность часто сопровождается ослабленным восприятием целостных характеристик объекта. О таких людях говорят, что они «за деревья­ми не видят леса».

Синтетическое восприятие, наоборот, ориентирует индивида на отражение более глобальных характери­стик объекта. При этом часто остаются в тени мел­кие элементы, создающие его совершенство. Воспри­нимая «лес», человек с этим видом восприятия «не замечает в нем отдельных деревьев».

Субъективное восприятие характерно для тех, кто стремится привнести свое личностное отношение к событию или явлению. Как известно, это невозмож­но сделать, не исказив воспринимаемый объект. От­ражение реальной действительности у индивида с этим ведущим видом восприятия всегда наполнено личными переживаниями, впечатлениями, пристраст­ными оценками событий и т.д.

Объективное восприятие делает человека склон­ным к строгому отражению происходящего. Иногда это откладывает отпечаток на личностные характери­стики человека, делая его излишне прямолинейным, чрезмерно прагматичным и даже эмоционально ог­раниченным.

Описательное восприятие проявляется в челове­ке в его склонности описать поверхностно воспри­нимаемый объект или явление без погружения в глу­бокую суть содержания и сущности. Такие люди обычно принимают реальность такой, какой ее видят, без анализа взаимосвязей между событиями, явлени­ями, фактами.

Объяснительное восприятие, напротив, стимули­рует индивида к поиску истин, объяснениям всего, что происходит вокруг него.

Следует отметить, что все рассмотренные виды восприятия некорректно сравнивать по степени их адекватности реальной действительности. Все опре­деляется особенностями воспринимаемых человеком объектов, той ситуацией, в которой они воспринима­ются, и, конечно, потребностно-целевыми требовани­ями к воспринимаемой информации.

2.3.4.Восприятие по степени волевых усилий

Восприятие считается произвольным, или предна­меренным, если в его основе лежат осознанная цель и воля. Часто такое восприятие включено в профес­сиональную деятельность. Человек, например, поста­вил себе задачу: провести социологическое исследо­вание по выявлению спроса населения на автомаши­ны определенной марки и цвета. Естественно, наби­рая статистику, он усилием воли включает процесс восприятия проносящихся мимо него в течение продолжительного времени наблюдения машин этого типа. Еще пример: следователь, прибывший на место совершения преступления, вряд ли с удовольствием воспринимает вид изувеченного человеческого тела, но профессиональные обязанности требуют от него точного восприятия общей картины преступления.

Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие обусловлено внешними обстоятельствами и не тре­бует предварительной постановки целей, задач и во­левых усилий. В сознании человека отразится, на­пример, вид пестро одетого прохожего, явление раду­ги на небосклоне в зимнее время.

Классификация видов восприятия

2.1 Сложные формы восприятия

К сложным формам восприятия относят классификацию восприятия по формам существования материи - восприятие пространства, времени, движения.

Восприятие времени

Можно указать, что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, возникающая при длительной нервной деятельности и воспринимаемая как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены она и бодрствования, появление голода и тому подобное. Все перечисленные условия лежат в основе наиболее простых, непосредственных оценок времени. От них следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени. К таким эталонам относятся такие меры времени, как секунды, минуты, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться. Как показали наблюдения над музыкантами (Б.М. Теплов), парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться в процессе упражнения, при котором человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма, оценки времени является особенно сложной по своему строению. Интересно отметить, что различные факторы могут несколько изменять оценку протекающего времени. Некоторые биологические изменения, например повышение температуры тела, могут вызвать переоценку времени, а понижение температуры - наоборот, недооценку. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, проявляемого к некоторым тестам, а также под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства, вызывающие замедление физиологических процессов, способствуют недооценке отрезков времени, а возбуждающие лекарства и галлюциногены, ускоряющие психические процессы и переработку сигналов мозга, напротив, влекут за собой преувеличение оценок времени.

Восприятие пространства

В основе восприятия пространства лежит функция специального аппарата - полукружных каналов (или вестибулярного аппарата), расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающая оптико-вестибулярные рефлексы, входит в систему, обеспечивающую восприятие пространства. Вторым аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия (бинокулярное зрение: в одном глазу получается двумерное изображение предмета, немного отличное от изображения в другом глазу, позволяет мозгу объединить эти два изображения в один трехмерный образ). Глубина (отдаленность) предмета особенно успешно воспринимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Чтобы воспринять предметы, нужно чтобы изображение от рассматриваемого предмета падало на соответствующее точки сетчатки, а для обеспечения этого необходимо конвергенция обоих глаз (сведение зрительных осей глаза на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства). Если при конвергенции глаз возникает диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект; при большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз возникает двоение предмета. Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия: восприятие целых геометрических форм или структур; целостный характер восприятия цвета; законы восприятия формы (описанные гештальтпсихологами). К ним присоединяется и последнее условие-влияние хорошо закрепленного прежнего опыта. Восприятие пространства не ограничивается восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично. Одни предметы расположены от нас вверху, другие внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто решающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, сохранить план пути и так далее. В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется, такая ориентировка резко затрудняется (на совершенно одинаковых станциях метро, где имеются два ничем по виду не отличающихся противоположных выхода). Ориентировка в таком асимметричном пространстве настолько сложна, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего, выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое - левое). На определенном этапе онтогенеза, когда ведущая правая рука еще не выделена, и система пространственных понятий еще не усвоена, симметричные стороны пространства долгое время продолжают путаться. Такие явления, характерные для ранних стадий каждого нормального развития проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое выступает у многих детей 3 - 4 лет и затягивается, если ведущая рука почему-то не выделяется. Тот сложный комплекс приборов, которые лежат в основе восприятия пространства, требует столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-киноэстетического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие движения

Любая деятельность содержит в себе движение в пространстве, а, любое движение происходит во времени. Эти измерения взаимосвязаны, и то, как они воспринимаются, зависит и от наших сенсорных способностей, и от точек отсчета, которые мы устанавливаем при их оценке. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за передвижением светового луча при скорости меньше 1/3о в секунду (что соответствует перемещению на ширину большого пальца при вытянутой руке за 6 секунд). Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на ручных или стенных часах: она передвигается за секунду всего лишь на 1/10о.

Восприятие и оценка движения основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами - детекторами движения. Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения. Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически связано с перемещением изображения на сетчатки, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 секунды, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего движения. Чаще всего, движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он перемещается на каком-то фоне. Поэтому мы можем при восприятии движения дополнительно использовать еще и показатели, связанные с самим фоном, - элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

Делись добром;)