Посвящение будды медицины. Будда медицины Будда медицины

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вы познакомитесь с интересным божеством, одним из аспектов Будды Шакьямуни. Будда медицины – так его называют.

Кто это такой

Это божество возглавляет семь других Будд медицины. В это число входит и , таким образом, всего их восемь.

Будда медицины

Главу медицинских Будд называют и по-другому, в зависимости от региона почитания или от того, какое качество Просветлённого хотят подчеркнуть:

  • на санскрите – Бхайшаджьягуру,
  • Гуру-целитель,
  • Духовный учитель-врач,
  • на тибетском языке – Манла,
  • монголы – Оточи,
  • японцы – Якуси,
  • Наставник-целитель,
  • Будда исцеления,
  • Вайдурьяпрабхараджа,
  • Бхайшаджьягурувайдурьяпрабхараджа,
  • Владыка сияния берилла,
  • Владыка сияния лазурита,
  • Hаставник Врачевания Лазуритового Сияния.

Минерал, помогающий в лечении

Последние пять его имён связаны с минералом лазуритом, который издревле считался камнем, помогающим излечению душевных и физических недугов.

Лазурит, получивший своё название от сходства с синим небом, восстанавливает зрение, если смотреть на него понемножку каждый день. Бусы из него снижают давление, избавляют от бессонницы и препятствуют кошмарным сновидениям. Беременным женщинам камень помогает сохранить ребёнка, снимает проявления токсикоза.


Раньше из него делали порошок и смешивали с лекарствами, смесь способствовала выведению ядов из тела больного. Сделанной из лазурита особой краской окрашивали одеяния верховных правителей. Что касается действия камня на тонком духовном уровне, то он:

  • помогает установлению связи с богами;
  • преподносимый в подарок, доносит посыл искренности и дружелюбия;
  • очищает накопленный негатив из биополя человека;
  • служит напоминанием о божественном начале всего сущего, тем самым способствуя духовному развитию владельца;
  • развивает милосердие и способность чувствовать чью-то боль и обиды;
  • взращивает мудрость;
  • привлекает благоденствие, счастье, любовь.

Как божество выглядит

Цвет лазурита варьируется от светло-синего до насыщенного, и тело обладателя его – Бхайшаджьягуру – изображается обычно тоже тёмно-синего цвета. Правда, по другой причине: такой цвет олицетворяет Дхармадхату, мудрость. Иногда изображение может быть жёлтым, золотистым или покрытым настоящим золотом (последнее традиционно в Непале).

Лечащий Будда восседает в падмасане (позе лотоса). Трон его или львиный, или представляет собой , в котором каждый лепесток является солнцем либо луной. Цветок взращён океаном сансары.

Будда Медицины предстает в монашеских одеждах. Пальцы одной руки сложены в дхьяна мудре, они удерживают патру, куда кладут подаяния. В ней ценнейшее лекарство,излечивающее все ментальные и телесные болезни – растение миробалан , которое на санскрите называется харитаки , на латыни – терминалия хебула.

Растение почитаемо на Востоке как лекарство от всех болезней и числится в золотом списке аюрведы. По легенде оно взошло из капелек амриты, напитка, дающего бессмертие. Эти капли упали на землю с неба, когда Индра восхищённо созерцал танец небесных аспар и так увлёкся, что напиток пролился. Взошедшая из капель терминалия хебуладарит занедужившим людям энергию бога и согревает его страстью.

По другой трактовке, в чаше находится смесь растений, помогающих Слизи, Ветру и Желчи справиться с их недугами и с тремя главными омрачениями: яростью, привязанностью и незнанием. Пальцы другой руки Лечащего Будды сложены в варада-мудре, которая является защищающим жестом. В них — стебель харитаки.


Миробалан хебула

Бхайшаджьягуру обладает всеми возможными главными и второстепенными признаками, присущими Буддам, их сто двенадцать, включая урну и ушнишу («третий глаз» и выпуклость в районе макушки, показывающие достижение просветлённости). Волосы Лечащего Будды недлинные и кудрявые, уши вытянутые, с проколотыми мочками.

Чаще всего Будда Медицины соседствуют с другими семью проявлениями, по бокам – его шестеро братьев, которые тоже Будды.

Вверху головы Бхайшаджьягуру, которая, как правило, окружена зелёным нимбом, восседает сам Учитель. У ног же Лечащего Будды часто изображается кто-то из дхармапал – защитников учения. Возможны разные варианты в иконографии, где с Бхайшаджьягуру соседствуют и другие Будды или бодхисаттвы. В он сам тоже иногда изображается бодхисаттвой.

Медицина в Тибете

Бхайшаджьягуру (Шакьямуни в медицинской ипостаси) передал людям свои знания в лечебном деле в виде тибетского Чжуд-ши, что значит «четыре тантры».Сам он пребывал во время изложения этих тантр в самадхи – состоянии медитации. А из его тела выделялись риши – мудрецы, один из которых задавал вопросы Лечащему Будде, а другие озвучили по очереди все четыре тантры.


Чжуд-ши

Помещение дворца, где происходило действо, было украшено различными лечебными драгоценными камнями, которыми, как говорят, можно было излечить свыше четырехсот болезней. А сам Будда излучал такое нестерпимое лазуритовое сияние, что все вокруг очищались от болезней, нечисти, грехов и прочей скверны.

Суть учения заключается в понимании того, что три упомянутых выше умственных омрачения – ярость, привязанность и незнание приводят к дисгармонии дош. Вследствие этого возникает болезнь. На доши, соответственно, влияют

  • окружающий мир,
  • жизненные устои
  • и эмоциональный настрой.

Под воздействием всего этого согласовываются или не согласовываются между собой различные части телесной оболочки.Напрашивается вывод, что все телесные болезни есть результат неправильных умственных установок. Чтобы вылечиться, нужно достичь гармонии между этими частями.

Воздействовать на гармонизацию можно изменением рациона, сменой привычек, тибетскими лекарствами, нетрадиционными медицинскими процедурами, воздействующими на особые точки тела. А важнее всего то, что практика Лечащего Будды позволит совершенствовать дух. Ведь тот, кто находится в гармонии с собой и окружающим миром, по определению, не подвластен болезням. Подробнее об основах тибетской медицины можно почитать .

Страница из Атласа тибетской медицины

Несмотря на то, что мы выделили три основных омрачения, в уме их существует, с буддийской точки зрения, восемьдесят четыре тысячи; столько же и болезней. Всего они подразделяются на тысячу с небольшим видов, в кратком виде представленные четыреста четырьмя.

И вот это, последнее, число даёт нам четыре основных класса болезней, возникшие:

  • из-за кармы предыдущих воплощений,
  • по причине кармы, накопленной уже в этом рождении,
  • вследствие влияния вредоносных духовных сущностей,
  • лёгкие болезни, от которых можно избавиться, скорректировав питание и привычки.

Практика Высшего Врача из Всех Врачей в традиции Алмазного пути ставит целью избавление от трёх главных причин появления всех недугов:

  • незнания;
  • стремления возвыситься, страсти ко всему собственному;
  • неприязненного отношения и равнодушия к прочему,

и, как следствие, обладание крепким здоровьем.

Бхайшаджьягуру в Бурятии

Буряты именуют данного Будду Отошо. В восхвалении ему они не уступают тибетцам. Не так давно в Агинском округе Бурятии состоялось открытие статуи Будды Медицины в заповедной зоне Алханай. Теперь все буддисты могут приезжать сюда с молитвами и просьбами.


Будда Отошо

Отметим, что некоторое время назад в Улан-Удэ, в художественном музее, строили мандалу Будды исцеления. Для этого прибыли шесть монахов из Тибета. После завершения мандала, по традиции, была разрушена, а песок, из которого она делалась, раздали верующим. Остаток опустили в реку, чтобы он принёс благо всем живущим на Земле.

В бурятской Маракте построена ступа Отошо, а недалеко от неё – медитационный центр, маленькое строение, где каждый может предаться затворничеству на какое-то время.

Как обращаться за помощью

Будда исцеления имеет свою мантру , которая обладает чудодейственными свойствами:

ТАЯТА OМ БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ МАХА БЕКАНЗЕ РАДЗА САМУГДАТЕ СОХА

Утверждают, что если даже просто услышишь имя Лечащего Будды, то уже никогда не родишься животным, духом или в аду, настолько велико милосердие обладателя мантры. Конечно, следует не забывать о посвящении, которое необходимо получить перед началом практики.

Садхана мощно очищает и помогает исправить положение с невыполненными обязательствами или обетами. Чтобы исцелиться, мощнее благословения не придумать, считают в Тибете. Практика пробуждает внутреннюю мудрость, которая есть у каждого, и привлекает в жизнь устойчивый успех.

Заключение

Многие люди по ошибке считают, что Будда медицины нужен только, чтобы вылечиться. Однако, драгоценность практики Лечащего Будды в том, что любая проблема становится решаемой и всякая цель – выполнимой. Можно купить и статуэтку этого Будды, которая, несомненно, подарит долголетие и здоровье своему обладателю.


На этом, друзья, прощаемся с вами! Не забывайте пользоваться полученными знаниями в своей жизни. Поддержите блог — рекомендуйте статью для прочтения в социальных сетях, если она вам понравилась.

Будда Медицины – это особенный раздел истории о Будде, который приходит на помощь при исцелении от различных заболеваний человеческого организма. Люди, которые живут обычной и подвижной жизнью склонны к двум видам болезней: физическим, из-за которых начинает страдать и слабеть в целом организм, и умственным, - либо помрачениям. Физическим болезням человеческого организма предшествуют умственные расстройства и заболевания, к примеру, привязанности к любому объекту либо неведение окружающего.

Для чего применяются данные мантры:

Невероятно полезно прибегать к практикам Будды Медицины и практически ежедневно перечитывать именно его мантры. Очень хорошо помогает Будда Медицина как средство для профилактики различных заразных, так и незаразных болезней. Практическое занятие данных мантр очень сильны в плане энергетики. А особенно эффективным занятие становится, когда человек сталкивается с серьёзным и мало излечимыми болезнями. А так же она применяется для привлечения успеха и удачи в различных делах и начинаниях. Кроме того, эту методику можно применять тем людям, которые стремятся развить в себе экстрасенсорные способности к экстрасенсорным навыкам.

Вы можете использовать вот этот текст:

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕКАНДЗЭ ГУРУ БЕНДУРЬЯ ТАБХА РАДЗАЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЭ САМЬЯ КСАМ БУДДАЯ ТАДЬЯТА ОМ БЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ МАХАБЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ РАДЗАЯ САМУНГАТЭ СОХА

Так же мантра способна очистить человека от кармы, которая несёт в себе отрицательную энергетику. И очень быстро и эффективно устранить болезненность при различных заболеваниях и усмирить вредоносных духов. При ежедневном произношении мантр, они способны приносить Вам успех и исполнить все имеющиеся у Вас желания.

Если Вам требуется защита от всевозможных болезней, то визуализируйте пред собой статую Будды и прочитайте слова его мантры. Для лучшей эффективности повторите текст мантры сначала семь раз, затем двадцать один раз, после чего еще сто раз. Если же Вам духовный преподаватель передаст текст, то чтение её будет эффективней в несколько раз.

Если Вы заболели, то после произношения текста слегка дуйте на лекарственный препарат, который следует Вам принять, и после чего подуть на воду и выпить её. Во время пития данной воды, для того чтобы получился максимально положительный эффект, представьте себе, что пьёте целебный нектар, панацею от всех болезней, и она Вас обязательно должны вылечить. Так же можно прибегать к данной практике людям, у которых слабый иммунитет, и они часто болеют. Именно данными практическими занятиями Вы сможете повысить иммунитет, и снизить частоту заболеваний в год.

Особенности в практических занятиях Будда Медицины

Существует еще и краткая версия. Можете использовать ее.

ТАДЬЯТХА ОМ БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ МАХА БЕКАНЗЕ РАНДЗА САМУТГАТЭ СОХА

Так как данный текст является универсальным, лечебным каналом, то и применяются он для различных заболеваний – как для простой аллергии, так и до онкологических заболеваний. Для наибольшей эффективности от практических занятий, человек, который практикует, должен научиться сначала, читать тексты, после чего произносить её не стесняясь своего голоса. После нужно научиться абстрагироваться от внешнего мира, и уметь в любую минуту сосредоточиться на текстах Будда Медицина.

Также вы можете посмотреть видео на данную тему и попрактиковать мантру.

Будду Медицины называют также Буддой Исцеления . В Тибете существовали поверья, что достаточно только прикосновения с верой к образу Будды Медицины, чтобы наступило исцеление.

Будда Медицины изображается облаченным в монашеское одеяние. Он сидит на львином троне. Темно-синий цвет его тела символизирует мудрость Дхармадхату. В левой руке, покоящейся на бедре, он держит чашу с целебным растением, символом панацеи от всех омрачений ума и болезней, его название - миробалан (говорится также, что в патре находится лекарство из трав, устраняющих болезни слизи, ветра и желчи, а также три корневых яда: гнев, привязанность и неведение).

В правой руке, развернутой в варада-мудре (жесте защиты), у него стебель этого растения. Как у любого будды, у него имеется маленькая круглая выпуклость выше носовой перегородки - урна, а на вершине черепа находится большая выпуклость - ушниша. Так же как и Будда Шакьямуни, Будда Медицины наделен тридцатью двумя основными и восемьюдесятью второстепенными признаками будды. Его волосы короткие и вьющиеся, мочки ушей - удлиненные и проколоты.

Иногда Будду Медицины изображают рядом с Буддой Шакьямуни и Буддой Амитабхой.

Согласно буддийскому учению, все живые существа в этом мире подвержены различным видам страдания. Независимо от того, каким является наше физическое самочувствие, по существу все люди больны – и это видно по отсутствию удовлетворенности жизнью и нарушению гармонии со своим внутренним и внешним миром. Хотя на физическом плане болезнь может не проявляться, она может присутствовать в спящей форме, и проявиться, когда возбуждающие ее причины дойдут до критической точки.

Физические болезни, из-за которых страдает и слабеет тело, и умственные болезни, или омрачения, тесно связаны. Болезни тела являются следствием умственных болезней, знаком того, что что-то человек делает не так, чего-то не понимает. Гармоничный человек болезням не подвержен. Поэтому в буддийских практиках излечения в первую очередь излечивается причина возникновения болезни, лежащая в области духовного плана. Сама же практика исцеления строится на использовании естественных методов – биоэнергетических, иглоукалывании, лечении травами и т.д.

Согласно буддийской традиции, движимый великим состраданием Будда явил себя в форме Будды Медицины и преподал Чжуд-ши, то есть четыре медицинские тантры. В них изложены методы излечения более 400 видов физических болезней, объяснены их источники и даны симптомы этих заболеваний.

Чтобы получить помощь в излечении, необязательно прибегать к услугам врачей. Человек в состоянии излечить себя сам – при условии, конечно, безоговорочной веры в свои силы и желании достичь результата. Тогда ничего невозможного просто не существует. Крайне эффективной поддержкой считается начитывание мантры Будды Медицины. Чтение мантры создает особый вибрационный настрой, который, воздействуя на тонкие планы, очищает их и восстанавливает. Следствие – исчезновение болезни.

Мантра Будды Медицины: Дадьята Ом Бегандзе Бегандзе Маха Бегандзе Рандзая Самутгате Сууха .

Мантра Будды Медицины помогает и в качестве профилактического средства от разнообразных заболеваний.

Предполагается также, что мантра очищает от отрицательной кармы, быстро устраняет страдание от болезней и усмиряет вредоносных духов.

Она читается для обретения успеха в различных делах и исполнения желаний.

Наиболее эффективным считается обращение к Будде Медицины в соответствующий день Упосатхи.

Классификация болезней согласно тибетской медицине:

Согласно буддийскому Учению, все живые существа в этом мире подвержены различным видам страдания. Независимо от того, каким является наше физическое самочувствие, по существу мы все больны. Хотя болезнь может не проявляться, она может присутствовать в спящей форме, и поэтому трудно определить ее границы. 84 000 омрачений сознания (главные - страсть, гнев и неведенье) приводят к возникновению 84 тысяч различных болезней. Их можно свести к 1016 видам болезней, которые, в свою очередь, свести к 404 видам.

В буддийской традиции учение Будды является средством, помогающим живым существам избавиться от всех видов страданий: рождения, болезней, старости и смерти. Будда передал своим ученикам специальные знания, позволяющие устранять болезни. Тибетская медицина основана на специальных канонических буддийских текстах - медицинских тантрах. Существует строгая традиция передачи этих текстов, при этом тибетские врачи занимаются специальными практиками.

Существуют различные способы классификации болезней: по локализации в теле больного, по типу болезней, по факторам окружающей среды.

В тибетской медицине принято выделять четыре основных класса болезней:

1) 101 болезнь из-за сильного влияния деяний прошлых жизней

Если карма, возникающая в результате не благих деяний в прошлых жизнях, созревает, то может появиться очень сильная и опасная болезнь, которая обычно приводит к смерти. В Тибете люди с такой болезнью часто посвящают свою жизнь духовной практике, что позволяет исправить не благую карму. Если такой человек умирает, то благодаря вере в Буддийское Прибежище и духовной практике его смерть сопровождается меньшими страданиями и он может получить хорошее перерождение. Известны случаи выздоровления людей. Например, один бурятский буддист заболел и врачи диагностировали смертельную болезнь. Тогда он решил совершить паломничество в Лхасу, но покрыв путь простираниями. Когда он попал в Лхасу и пошел к врачу, болезнь исчезла и он был здоров.

2) 101 болезнь данной жизни

Причины данного класса болезней связаны с негативными поступками в раннем периоде этой жизни, такие болезни могут привести к смерти, если их не начать вовремя лечить. Обращение к Прибежищу и духовной практике, такой как раскаяние в не благих деяниях и обещание их больше не совершать, в сочетании с правильным лечением приводит к выздоровлению.

3) 101 болезнь, связанная с духами

Голодные духи, наги и другие существа, которых мы не видим, могут оказывать на нас дурное влияние. Это может быть связано с кармической связью между нами и данным духом, возникшей в результате не благих деяний прошлой жизни или нанесением вреда духу в этой жизни. Например, человек может нанести в прошлой жизни вред живому существу, которое переродилось голодным духом и насылает на такого человека болезнь. Вред духу местности может быть нанесен проведением земляных работ или сжиганием сильно пахнущих веществ, в результате чего человек, нанесший вред, может заболеть. Бывают болезни, вызванные влиянием злого колдуна, который науськивает злого духа против какого-нибудь человека.

В таких случаях лечение медикаментами не эффективно, болезнь не проходит. Для излечения такого класса болезней необходимы духовные способы, обращение за помощью к квалифицированному Ламе (Учителю).

4) 101 поверхностная болезнь

Такие болезни можно вылечить простым соблюдением диеты и правильного образа жизни.

Ниже приведен текст по версии книги Ламы Еше «Медицинское Учение Рэйки»:

Согласно манускриптам, Страна Великого Блаженства Будды Амитабхи находится в западном направлении нашей мировой системы. Чистая Страна Будды Медицины, называемая «Лазуритовый Свет», находится на востоке. История Будды Медицины и его просветления начинается, так же как начинается большинство биографий Будд и Боддхисаттв. В прошлом, когда он был обыкновенным человеком, он дал обещание обрести просветленный ум, помогать всем существам избавляться от всего, что ведет к страданию и поддерживать все, что приносит счастье.

В биографии Будды Шакьямуни упоминаются и его прошлые жизни, чтобы подчеркнуть, что благодаря собственным усилиям и стараниям, Шакьямуни, как и другие Будды, смог усовершенствовать свою человеческую природу. Шакьямуни не всегда был Буддой. Когда-то он был слабым, страдающим человеком, в точности таким, как и мы сами. Но он сумел развить свою человеческую природу до высшей стадии духовной эволюции, то есть Будды, полностью просветленного существа. Из кокона человеческой формы его собственные усилия и старания превратили его в Божественного Просветленного.

История Будды Медицины начинается с тех дней, когда он и его младший брат были богатыми мирянами и жили в удачное время в удачном месте. Тогда в их страну пришел путешествующий учитель-монах, называемый «Солнцеподобный». Он давал поучения Дхармы, и, услышав его поучения, два брата пробудились для просветления. Они принесли людям великие дары медицины, которые не только излечивали 404 физические болезни, но их действие распространялось глубже и помогало людям, принимающим эти лекарства, избавиться от кармических причин болезней, от «трех ядов ума»: гнева, похоти и жадности, и таким образом, очиститься.

Высокая сангха дала старшему брату, которого раньше звали «Звездный Свет», новое имя «Король Медицины» А младшего брата, которого раньше звали «Великий Врачеватель», назвали «Бриллиантовая молния», или « Просветляющая вспышка». Как вы поймете позднее из текста, все эти имена, особенно последнее, имеют важную связь с передачей Рэйки через века.

Оба брата очевидно, достигли просветления, и старший брат, Будда Медицины, основал Чистую Страну « Лазуритового Света», которая находится в восточном направлении. Поскольку в предыдущей жизни он дал обещание исцелять всех существ от всех болезней, он продолжил свой путь для его окончательного завершения. Будда Медицины принял еще двенадцать обетов:

Пусть сияющие лучи исходят из моего тела после того, как я достигну просветления, пусть они несут свет неисчислимым мировым системам.
- Пусть все существа будут проявлены в совершенной физической форме, подобной моей.
- Пусть моя форма будет подобна чистой и сияющей лазури, пусть она сияет светом, более ярким, чем солнце и луна, освещая путь всем идущим в темноте и показывая им тот путь, которым следует идти.
- Пусть моя мудрость и мое искусство никогда не иссякнут, пусть я стану помогать всем живым существам получать то, что им необходимо для их жизни.
- Пусть я буду помогать всем существам следовать поведению на основе морали.
- Пусть простое упоминание моего имени помогает тем, кто нарушил предписания морали, вновь обрести правильное поведение и не упасть в низшие существования.
- Пусть простое упоминание моего имени помогает увечным восстановить свою совершенную форму.
- Пусть простое упоминание моего имени помогает больным вновь обрести здоровье.
- Пусть все женщины, которые хотят переродиться мужчинами в следующей жизни, достигнут желаемого. (Помните о том, что из-за угнетения женщин в те времена женщинам было трудно развиваться для достижения просветления).
- Пусть все осужденные гражданским судом будут избавлены от наказания.
- Пусть голодающие получат пищу и смогут, наконец, прийти и получать поучения Дхармы.
- Пусть простое вспоминание моего имени поможет неимущим обрести одежду и кров и удовлетворить свои нужды.

Мы видим, что его ум полон сострадания. Помимо желания исцелять всех существ, Будда Медицины, подобно Будде Амитабхе, дал обеты своим способом помогать живым существам. Он не только желает исцелять физические недуги, но так же хочет устранить страдание, которое присуще мировому (самсарическому) существованию. Такие явления, как голод и нужда, существовали в те времена, как существуют и сейчас. Похоже, что не многое изменилось с тех пор.

Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то мы должны признать, что в начале двадцать первого века мы блуждаем в умственной темноте. Мы по- прежнему ищем свет, который поведет нас по пути. Вокруг мы видим жадность, злобу и ненависть, мы задаем много вопросов: Почему так происходит. Хотя современная наука продвинулась далеко вперед, мы все так же видим больных, увечных и деформированных людей. Болезнь, старость и смерть напоминают нам, что мы мечемся на волнах бурлящего океана самсарического существования.

Но благодаря усилиям и стараниям Звездного Света, простого врача, которого сострадание и сочувствие привело к тому, что он стал устранять страдание и помогать всем существам, мы сейчас можем уверенно рассчитывать на его помощь. Он поможет, если мы призовем его, когда страдаем. В этом заключается суть доктрины Будды Медицины и в этом состоит суть буддизма, когда он проявляется как искусство исцеления, или Медицинская Дхарма, называемая по-тибетски Мен Чо.

На многих изображениях Будда Медицины окружен семью другими Буддами. Выше всех, над его головой, находится Будда Шакьямуни. Рядом с Буддой Медицины обычно изображены Исцеляющие Будды: « Превосходное имя», «Драгоценная Луна», «Золотое лекарство», «Свободный от страдания», «Провозглашающий Дхарму», «Безграничный океан» и « Сознающий Дхарму». Во многих тибетских текстах, хотя и не в Мен Чо Рэйки, каждый из них имеет свою мантру и специальные формы призывания для разных целей. Но в основном, в Китае, Тибете и Японии комментарии говорят о том, что их действие и особые целительские функции пробуждаются одновременно с произнесением мантры Будды Медицины или длинной мантры Дхарани. Причем для призывания семи Будд особенно упоминается длинная мантра Дхарани, Сапта Татхагата.

На изображениях внешним кольцом семь Будд окружают шестнадцать Великих Боддхисаттв школы Махаяны. Среди них все благородные Самантабхадры, все мудрые Манджушри, боддхисаттва Великого Сострадания Ченрезиг, Сандже Ньингпо, или «Боддхисаттва Земли», который распространяет свое сочувствие Будд даже на миры ада, а так же очень важный для практики Медицинского Дхарма Рэйки Ваджрапани, обладающий великой присущей всем Буддам магической силой Хранитель Тайной Доктрины. Традиция Махаяны говорит о том, что Ваджрапани является хранителем всех Тантр и учений исцеления.

Ваджрапани был богом, он раньше не был знаком со страданием, а испытал серьезную физическую болезнь из-за свой собственной гордости и высокомерия, и поэтому теперь мог сочувствовать тем, кто так же страдал от болезней. Поэтому Шакьямуни доверил ему хранение всех секретных знаний по целительству. Ваджрапани, таким образом, связан с Буддой Медицины, и его призывают для эффективного лечения серьезных болезней, которые не поддаются никакому другому лечению.

Дальше, по внешнему кругу, на изображениях, Будду Медицины окружают «Двенадцать Генералов Якши». Они защищают и охраняют учение Будды Медицины, а так же практикующих это учение. Говорится, что у каждого из них под командой 7000 солдат, рекрутов и д.т. В древней Индии Якша был диким лесным духом, который мог иногда даже наносить вред. Подобные духи так же могли приносить удачу. Их призывали для охраны собственности, хозяйства и разного имущества, они так же приносили богатство.

Великая индийская Богиня, защитница Вайшравана, которая так же является якшей, упоминается как « Высшая Королева Богатства», а так же «Королева Якшей». Она тесно связана с Ваджрапани, на это указывает тот факт, что они находятся в одной Чистой Стране Чангло Чен.

Посвящение

В силу этих заслуг да завершу я
Подобные океану деяния сынов Победоносных.
Да стану я святым спасителем, прибежищем
И помощником живых существ,
Множество раз проявлявших доброту ко мне
в прошлых жизнях.

В силу добродетели, накопленной усердием в этой практике,
Пусть все живые существа, которые видят, слышат,
Касаются или помнят меня - даже те,
кто произносит мое имя -
Мгновенно освободятся oт страданий и обретут
вечное счастье.

Подобно тому как всех существ, наполняющих пространство,
Охватывает сострадание Гуру Будды Медицины,
Да я стану я также проводником живых существ,
Обитающих в десяти сторонах света.

В силу этих заслуг да стану я быстро
Гуру Буддой Медицины
И приведу всех и каждое живое существо к состоянию
Просветления.

Посвящение Будды Медицины – это передача, полученная от квалифицированного тантрического наставника и позволяющая ученику заниматься практиками Будды Медицины.

Также называемое “инициацией” или “наделением силой”, посвящение, или дозволение следовать учениям, также включает:

  • устную передачу мантры божества
    - пробуждение благословения тела, речи и ума
    - пробуждение исцеляющей силы
    - пробуждение силы очищения от болезней и неблагой кармы,
    - пробуждение благословения для доброго здравия и долгой жизни
    - пробуждение семени просветления Будды Медицины.

Происхождение практики Будды Медицины
Много эонов назад семь бодхисаттв возносили истовые молитвы о временном и высшем счастье всех живых существ и о том, чтобы их имена обрели силу исполнять желания – для того, чтобы исцелять умственные и физические болезни и заболевания живых существ

Они дали обет о том, что их молитвы осуществятся в эти времена упадка – времена, когда учения Будды Шакьямуни угасают. Став просветленными, эти бодхисаттвы обрели одну из десяти сил Будды – силу молитвы, которая означает, что все вознесенные ими молитвы исполняются. Поскольку сила святой речи будд необратима, можно быть полностью уверенными в их способности быстро даровать благословения, чтобы помогать всем живым существам в эти времена упадка.

Их называют Семью Буддами Медицины. Главный из них – “Будда Медицины, Владыка Лазуритового Света”. Будда Шакьямуни передал учения о Будде Медицины, и, в соответствии с одной из традиций, также считается одним из будд медицины - отсюда “Восемь Будд Медицины”.

“Поскольку бодхисаттвы обладают невероятной заслугой, они способны постичь безграничные, как небо, благо и качества, присущие Будде Медицины. Счастливец, обладающий благой кармой и большой заслугой, тот, кто наделен чудесными силами видения, способен в это поверить и должен ценить эту практику Будды Медицины. Светлые дэвы будут чрезвычайно довольны тем, кто открывает другим эту практику Будды Медицины или говорит о качествах Будды Медицины. Эти дэвы будут защищать и направлять любое существо, которое распространяет практику Будды Медицины”. - Будда Шакьямуни

Польза практики

Наш Гуру, лама Сопа Ринпоче, объясняет:

  • Любое живое существо, которое слышит имя Будды Медицины, никогда не переродится в низших царствах – такова великая польза от простого слышания имени - мантры Будды Медицины. Объясняется это великим состраданием Будд Медицины.
  • Практика очень мощна как очищение – она очищает любые нарушенные обеты или обязательства.
  • Тибетские буддисты считают практику Будды Медицины самым мощным благословением для исцеления, рассеивания болезней.
  • Она предназначена для пробуждения внутренней исцеляющей мудрости, сокрытой в каждом человеке.
  • И, более того, очень мощно способствует успеху.

Обычно люди думают, что Будда Медицины предназначен для исцеления, но этим все не ограничивается! Вы можете использовать практику Будды Медицины для ЛЮБОЙ цели, ЛЮБОЙ проблемы, ЧЕГО УГОДНО. Настолько эта практика драгоценна.

В день посвящения ученики должны придерживаться вегетарианской диеты и избегать так называемой “черной пищи”: мяса, рыбы, птицы, яиц, лука, чеснока

Мантра Будды Медицины

ТАДЬЯТХА ОМ БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ МАХА БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ РАНДЗА САМУДГАТЕ СОХА

Мантра Будды Медицины начитывается для обретения успеха. Поскольку у нас множество проблем и мы желаем успеха, нам нужно повторять мантру Будды Медицины каждый день. Она способна помочь нам в устранении нежелательных проблем, несчастий и страданий и обретении желаемых нами успеха, счастья, внутреннего роста и реализаций на пути.

Владыка Будда сказал своему помощнику Ананде, что даже животные, слышащие мантру Будды Медицины, никогда не переродятся в низших царствах. Высокореализованный Кьябдже Чоден Ринпоче, который завершил весь путь к просветлению, недавно сказал, что если вы повторяете мантру Будды Медицины в момент смерти, то переродитесь в чистой земле. Таким образом, её нужно читать не только для исцеления, но и для того, чтобы постоянно приносить благо людям и животным – независимо от того, живут они или умирают.

Повторяя мантру Будды Медицины каждый день, вы будете очищать свою неблагую карму, и это поможет вам никогда не перерождаться в низших мирах. Если вы не очистите свою неблагую карму, то, умерев, переродитесь в низших царствах как существо адов, голодный дух или животное, и вынуждены будете снова и снова испытывать бесконечные страдания. Таким образом, вам нужно очистить свою неблагую карму прямо сейчас. Если вы не способны стерпеть даже нынешних страданий в царстве людей – которые по сравнению со страданиями низших царств являются блаженством и радостью – разве сможете вы стерпеть сильнейшие страдания низших царств – невообразимые, нестерпимые, длящиеся невероятно долго и в миллиард раз более ужасные, чем все страдания людей вместе взятые?

Поскольку повторение мантры Будды Медицины спасает вас ото всех этих страданий, она гораздо драгоценнее, чем безмерное как небо множество золота, бриллиантов, исполняющих желания драгоценностей и несметное множество долларов. Материальное богатство ничего не значит, потому что оно неспособно очищать неблагую карму. Даже если бы вы обладали подобными обширными богатствами, повторение или слышание мантры Будды Медицины всего один раз было бы более драгоценным, потому что она оставляет в потоке вашего ума отпечаток всего пути к просветлению, помогает вам обрести реализации пути, устраняет все ваши грубые и тонкие загрязнения и создает причину для обретения вами просветления.

Мантра Будды Медицины может помочь вам освободить бесчисленных живых существ от обширных океанов страданий и привести их к просветлению, поэтому вам следует повторять ее, испытывая абсолютное доверие к Будде Медицины, зная, что он полностью позаботится о вашей жизни и исцелит вас во всех смыслах; что он всегда с вами – в вашем сердце, у вас на макушке и прямо перед вами. Нет ни мгновения, когда Будда Медицины не видел бы вас или не испытывал бы к вам сострадания.


Будду Медицины называют также Буддой Исцеления. В Тибете существовали поверяя, что достаточно только прикосновения с верой к образу Будды Медицины, чтобы наступило исцеление. Это также подчёркивает действенность практик (садхан), связанных с Бхайшаджьягуру.
В Тибете Бхайшаджьягуру изображают либо как Будду, либо как бодхисаттву.
Бхайшаджьягуру облачён в монашеское одеяние, он сидит на львином троне. Тёмно-синий цвет его тела символизирует мудрость Дхармадхату. В левой руке, покоящейся на бедре, он держит чашу с целебным растением, символом панацеи от всех омрачений ума и болезней, его название - миробалан (говорится также, что в патре находится лекарство из трав, устраняющих болезни слизи, ветра и желчи, а также три корневых яда: гнев, привязанность и неведение).
В правой руке, развёрнутой в варада-мудре (жесте защиты), у него стебель этого растения. Как у любого будды, у него имеется маленькая круглая выпуклость выше носовой перегородки - урна, а на вершине черепа находится большая выпуклость - ушниша. Так же как и Будда Шакьямуни, Бхайшаджьягуру наделён тридцатью двумя основными и восьмьюдесятью второстепенными признаками будды. Его волосы короткие и вьющиеся, мочки ушей - удлиненные и проколоты.
Иногда Будду Медицины изображают рядом с Буддой Шакьямуни и Буддой Амитабхой.
Живые существа страдают от двух видов болезней: физических болезней, из-за которых страдает и слабеет тело, и умственных болезней, или омрачений. Болезни тела являются следствием умственных болезней, таких как гнев, привязанность и неведение. Для живых существ нежеланны как болезни ума, так и болезни тела. Наш ум сильно зависит от состояния нашего тела, и поэтому исцеление наших телесных недугов также играет важную роль. В связи с этим Будда и явил себя в форме Будды Медицины и преподал Чжуд-ши, то есть четыре медицинские тантры. В них изложены методы излечения более 400 видов физических болезней, объяснены их источники и даны симптомы этих заболеваний. Поэтому очень полезно делать практику Будды Медицины и каждый день читать его мантру - особенно это помогает в качестве профилактического средства от разнообразных заразных заболеваний.
Практика Будды Медицины очень сильна. Молитва к Будде Медицины очень эффективна в случае серьезных болезней; она проводится также и для обретения успеха в различных делах. С помощью этого метода мы можем даже обрести способность к ясновидению. Так, к примеру, накануне прихода больного вы можете увидеть его во сне и поставить ему диагноз. Тогда на следующий день, когда пациент явится к вам наяву, вы пропишете ему нужное лекарство. Это является знаком достижения ясновидения.
Мантра очищает нас также от отрицательной кармы, быстро устраняет страдание от болезней и усмиряет вредоносных духов. Её чтение принесет нам успех и исполнение всех наших желаний.
Если вы хотите защитить себя от болезней, визуализируйте перед собой Будду Медицины и читайте его мантру:



Датаята Ом Беханза Беханза Маха Беханза Раса Самунгадэ Суухаа.

Прочтите ее семь раз, 21 раз или 100 раз. Если же вы получите от духовного наставника передачу этой мантры, ее чтение будет гораздо эффективнее. Если вы болеете, после чтения этой мантры подуйте на лекарства, которые вы принимаете, а также на воду для питья. Если же вы не болеете, после чтения мантр подуйте на воду, которую нужно поставить рядом в стакане, и выпейте эту воду, представляя, что пьете целительный нектар. Это также может быть полезно в качестве профилактики от различных болезней.

Тара «Спасительница» главнейшая буддийская богиня. Основные ее ипостаси-Белая и Зеленая. Тара родилась, как гласит легенда из слезы Бодхисаттвы Авалокитешвары, милосердного Владыки, в тот момент, когда тот оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, и из него родилась богиня Тара, ставшая его вечной спутницей. Она, лучезарная Тара, - та звезда, которая направляет мореплавателей. Вместе с Авалокитешварой она является покровительницей человечества.

Призванная, она приносит спасение от бесчисленных опасностей. Она царевна Бхаттарика и, следовательно, облачена в царственное одеяние Бодхисаттвы. Ее излюбленное местопребывание – гора Потала, с вершин которой она прозревает страдания этого мира.

Тара «Спасительница, по-женски воплотила в себя деятельную энергию сострадания Авалокитешвары, она стала самой почитаемой богиней Тибета, Монголии, Бурятии.

В буддийской иконографии Тибета имеется двадцать одна форма Тары.

Тара принимает пять священных цветов, и ее пламенный приверженец, кашмирский поэт Сарваджнямитра, говорит нам, что милосердная богиня может быть видима алой, как солнце, синей, как сапфир, белой, как пена океана, и ослепительной, как блистающее золото.

Тара пользуется великим почитанием в Тибете. Там верят, что даже простое упоминание ее имени может спасти от многих бедствий.

Две жены прославленного тибетского царя Сронцзангамбо, содействовавшего распространению буддизма в своей стране, были призваны воплощениями Тары. Непальская царевна в качестве Зеленой Тары, а китайская принцесса в качестве Белой Тары.

Зеленая Тара в Тара-тантре названа Матерью Будд трех времен; она персонификация божественной энергии Просветленных сущностей. Зеленая Тара на тханке изображается сидящей на лотосовом троне, вокруг головы – малиново-зеленоватый нимб, вокруг ее тела – многоцветковая радужная аура. Ее изображают шестнадцатилетней девушкой, приспустившей правую ногу с трона в знак ее стремления прийти на помощь к людям.

Ее правая рука в жесте щедрости (варада), у левой, поднятой к груди, большой и указательный пальцы соединены в мудрее наставления (витарка) и держит стебель лотоса, а три поднятых пальца символизируют Тройсвенное Прибежище. Часто богиня держит лотосы в обеих руках.

Зеленая Тара изображена спасающая от восьми несчастий и восьми омрачений.

Существуют восемь внутренних и восемь внешних препятствий:

Привязанность, подобная реке.

Гнев, подобный огню.

Невежество, подобное слону.

Зависть, подобная змее.

Гордость, подобная льву.

Скупость, подобная железной цепи (тюрьме).

Ложные взгляды, подобные вору (дикарю).

Сомнение. Подобное людоеду.

Невежественные люди взывают к Зеленой Таре с мольбой о защите от этих физических бедствий, люди духовные надеются на ее помощь в преодолении этих внутренних омрачений.

Цель оберега – к Зеленой Таре обращаются как утешительнице, как к богине покровительнице, которая проявляет ко всем существам сострадание и любовь. Тара оказывает поддержку тем, кто стремится к духовному совершенствованию, и тем, кто ищет в ней защиту.

На изображении Зеленой Тары нужно сконцентрироваться – оберег Зеленая Тара используется для медитаций. Человек повторяющий мантру способен побеждать злых духов. Преодолеть все препятствия и достичь исполнений желаний.

Помимо корректирования судьбы владельца, оберег применяется в лечебных целях.