Рабской любви (униженного подчинения любимому человеку).

Тоня недавно познакомилась с парнем. Его звали Саша. Ей так хотелось любви, что она закрывала глаза на все плохое в его характере. Тоня никогда не приводила в дом Александра, боялась негативного отношения к нему родных. Но, вот наступил март и день ее рождения. Было приглашено много друзей. Тоня отважилась пригласить Сашу. Ей исполнилось всего двадцать лет. Гости были приглашены на два часа дня. Антонина была в этот день красивая, как никогда. Встречала гостей в хорошем, праздничном настроении. Принимала подарки и все ждала Сашу. Родителей Тоня предупредила, что придет человек, которого так сильно любит. Но, вот прошел час, а Александра все не было. Никто не садился за стол, так как Тоня просила подождать. И гости танцевали. Прошел еще час, а любимый не приходил. Не позвонил, не объяснил, почему не пришел. Гости уже есть захотели, танцевать надоело.
Тонины родители сказали девушке, что может, хватит ждать и пора садиться за стол. Неудобно, столько человек одного ждут. Она со слезами на глазах согласилась, но сидела ко всему безучастная. Все ждала своего Сашу. На поздравления отвечала невпопад. Подруги пытались ее развеселить, но ничего не получалось. Когда праздник подходил к завершению, неожиданно раздался звонок в дверь. Антонина вскочила и побежала открывать. Это наконец-то соизволил прийти Саша, да не один, а с другом. Оба были здорово пьяны. У родителей глаза полезли на лоб, такого хамства они не ожидали. Не извинившись за опоздание, за свой непотребный вид, без подарка Александр стал поздравлять Тоню. Она вся засияла, настроение у нее поднялось, и повела за стол Сашу и его друга. Ее родителям это очень не понравилось, и они хотели, чтобы молодые люди покинули их дом. Но, дочь с такой мольбой посмотрела им в глаза, что родители просто ушли в другую комнату очень расстроенные, что у Тони нет девичьей гордости. Но, в этом они были бессильны, раз у нее такой характер.
Через три месяца, по какой-то причине, Тоня поругалась с Сашей, сказала, что больше не будет с ним встречаться, и уехала отдыхать в Сочи. Сказала родителям, чтобы они не говорили Саше, куда она уехала. Родители очень были рады, что дочь порвала с этим ничтожеством.
Через несколько дней позвонил Саша. К телефону подошла Тонина мама. Он умолял, чтобы она сказала, где Тоня. Саша говорил, что понимает, как противен им, но уверял, что очень любит их дочь. Тонина мама ответила, что не скрывает, как он им противен, и чтобы он не искал встреч с их дочерью, и повесила трубку.
Через месяц приехала Тоня, загоревшая, повеселевшая. Родители радовались, глядя на нее. Еще красивее стала.
И вдруг, в один прекрасный день, раздался звонок телефона. Тоня взяла трубку. Это был Саша. Она вся засияла, забыла о своих словах, что не будет с ним встречаться. Стала готовиться к свиданию. У родителей руки просто опустились. Не думали, что она такая бесхарактерная. Но, в чем-то убеждать ее, без толку, станешь врагом и только. Пришлось смириться с выбором дочери. А еще через три месяца Саша и Тоня поженились. У родителей Тони в душе была тоска, жалко отдавать дочь такому любителю выпить.
Они оказались правы. Всю жизнь Саша не переставал пить, скандалить. А Тоня глотала слезы и покорно все ему прощала.

Любовь – чувство, которое окрыляет нас и возвышает. Когда мы любим – мы меняемся. Новые эмоции и жизненные приоритеты. Но как часто мы оказываемся в плену наших страстей, теряя себя и мучаясь чувством неразделенной любви.

Психотерапевты из Калифорнии провели аналогию между сильной любовью, ставшей болезненным пристрастием с наркоманией. И одно и другое нарушение ведет к саморазрушению. Подобно зависимым наркоманам, влюбленные женщины «подсаживаются» на муки и страдания.

Как часто мы слышим слова: "я ради него на все готова!", но забываем подумать, а нужно ли это ему? Несомненно, женщины, пожертвовавшие своей карьерой, положившие свою жизнь к ногам мужа, ставшие им музой и прожившие счастливую жизнь за спиной своего супруга - заслуживают уважения. Но только тогда, когда они счастливы, когда муж относится с любовью и благодарен за такую жертву. Но надо ли быть рабой любви к человеку, который не достоин этой любви, который лишь наслаждается вашим рабством, насмехается над вами и не бережет чувства?

Знакома ситуация: молодой человек постоянно куда-то пропадает, не отвечает на звонки и сам не звонит. Набирая в сотый раз его номер, выходите на поиски любимого. Готовы пойти на что угодно, главное, чтобы он был рядом. Ваше подсознание рисует страшные картинки и кричит, что с ним что-то случилось. Обходите места, в которых он любил бывать и находите его в одном из баров с друзьями (хорошо, если с друзьями!) распивающим спиртные напитки. Живой и невредимый. Проклиная себе и свою любовь, плететесь домой с твердой уверенностью, что больше никогда так себя не унизите и не станете бегать за человеком, которому не нужны. Но все повторяется снова и снова. Вы превратились в рабыню своей любви.

Иногда несчастная любовь длится годами, принося только боль и страдания. В этом случае необходимо собрать всю силу воли в кулак и сказать себе "Стоп".

Как не стать рабой любви?

Если любовь несет одни страдания, то от нее надо спасаться. Она способна уничтожить вас как личность и довести до сумасшествия. Для того чтобы избавиться от нее нужно полюбить себя.

Чтобы помочь себе, воспользуйтесь некоторыми советами психологов:

Любовь, превращающая человека в раба - губительна. Она не способна привнести в вашу жизнь ничего хорошего. И чем дольше вы будете заключены в оковы, тем сложнее будет выбраться на свободу. В любом случае решать только вам, нужно ли быть рабой любви. Только знайте, что излечение от вашей «наркомании» произойдет только тогда, когда вы сами поймете, что больны и захотите избавиться от этой рабской любви.

Каждому из нас на протяжении всей жизни приходиться сталкиваться как с положительными чувствами, так и с отрицательными. Безусловно, любовь испытывали все без исключения. Но что она значит для каждого из нас и как к ней относятся разные люди? Этими вопросами задается автор текста. Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, В.П. Афанасьев рассказывает историю об инвалиде и его жене. Мужчина всяческими способами пытается угодить своей милой Мурочке, но та довольно холодно относиться к его заботе. Она достаточно пренебрежительно обращается к своему супругу. Такое поведение удивляет автора и дает огромную пищу для размышлений.

В.П. Афанасьев приходит к выводу, что рабская любовь не может быть светлым и истинным чувством. Но он не осуждает супругов. Он допускает возможность, что люди по-разному чувствуют и понимают любовь.

Проблема рабской любви волновала многих писателей, в том числе Н.М.

Карамзина. В своём произведении «Бедная Лиза» автор наглядно хотел показать абсурдность таких отношений. Главная героиня, влюбившись в прекрасного молодого человека, сходит с ума. Эраст хоть и любил Лизу, но все же не смог выполнить своих обещаний. Вскоре дворянин женится на богатой вдове, а Лиза, не вынося таких мучений, заканчивает жизнь самоубийством. Анализируя эту историю, начинаешь о многом задумываться. Неужели возможно так сильно полюбить, что все вокруг, даже собственная жизнь, не имеет значения? С одной стороны, мы не в праве осуждать выбор девушки, но с другой, эта история даёт понять, что даже самые крепкие чувства могут разрушиться. Самое важное в такой период своей жизни не потерять себя, пытаться продолжать жить дальше.

В.В. Маяковский в своём стихотворении «Лиличка!» также затронул данную проблему. Лирический герой произведения повествует о своей трагичной любви. Размышляя о дальнейших отношениях, у него не редко прокрадываются мысли о суициде, однако он понимает, что его чувства гораздо выше и сильнее добровольного ухода из жизни, и смерть ничего не решит. Но, вместе с тем, герой также отчетливо осознает, что рядом со своей избранницей он никогда не сможет быть по-настоящему счастливым. Понимая это, герой просто отпускает свою возлюбленную. Я думаю, что когда действительно любишь, то счастье партнера становиться для тебя важнее, чем собственное благополучие. Если обстоятельства требуют расставания, то лучше отпустить любимого.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что рабская любовь всегда приносит лишь боль одному из партнеров, и от такой любви лучше отказаться. Настоящая любовь должна предоставлять свободу для обеих сторон.


Любовь – это очень многогранное чувство. Порой оно принимает крайние формы.

В тексте В. П. Астафьев поднимает проблему рабской любви.

Писатель рассказывает о встрече с известным архитектором и его женой. Мужчина был абсолютно предан своей супруге, о чем говорит его поведение: несмотря на свою инвалидность, уступил жене нижнюю полку, одной рукой заправлял обе постели, надевал женщине мягкие тапочки.

Кроме того, автор обращает внимание на возникшую в результате всех действий инвалида в пользу его жены неловкость перед находящимся в купе посторонним, которая и является свидетельством чрезмерной покорности, уничижительного поведения известного человека.

Я согласен с такой позицией. Само по себе чувство любви труднообъяснимо. Данный факт, на мой взгляд, обусловлен субъективностью восприятия и понимания любви, то есть тем, что поведение зависит от самих людей и отношения между ними могут развиваться по-разному.

Известно немало примеров, когда рабская любовь имеет негативную окраску.

В романе Л. Н. толстого «Война и мир» показаны отношения Пьера и Элен Курагиной. Писать подчеркивает, что героиня желает, как можно дольше оставаться прекрасной внешне, преследуя свои корыстные интересы. Элен добилась замужества с Безуховым, получившим наследство умершего графа. Мы видим проявление отрицательных качеств героини, цинизма и расчета, которые она использовала для достижения своих целей. Но такие, как Элен, по-настоящему не могут любить.

В произведении и. А. Бунина «Муза» мы также видим пример подчинения мужчины. Главная героиня считает, что бессмысленно привязываться к человеку, бесполезно его любить, так как есть риск испытать боль утраты. Она ворвалась в жизнь героя внезапно, подчинила себе его желания и интересы. Чтобы чаще видеть возлюбленную, начинающий художник бросил учебу и переехал в деревню, чтобы каждый день встречать Музу на станции. Но любовь для нее подобна игрушке, она не умеет ценить чувства близкого человека, в результате героиня бросает художника, ничего ему не объяснив.

Таким образом, каждый проходит испытание любовью по-своему. Одним из крайних проявлений этого чувства является рабская преданность одного из супругов. Как правило, такое проявление любви свидетельствует о духовном несовершенстве человека, подчинившего себе другого или пользующегося его покорностью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-06-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

“В купе поезда, куда я вошел с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках. Обутая и ободренная, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. Инвалид принялся заправлять постель. Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень скоро, - привык, видать, заниматься домашними делами. Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправлял постель. - Мурочка! Все в порядке, - известил он даму и присел к столику. Дама вошла в купе, пальчиками подправила не совсем ловко заделанную под матрас простыню и победительно взглянула на меня: “Вот как он меня любит!”. Инвалид по-собачьи преданно перехватил ее взгляд, будто подтвердил: “Вот как я ее люблю!”. Потом они препирались насчет нижнего места, и дама снисходительно уступила. - Ну, хорошо, хорошо! - Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте. Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли он ее. - Да ложись ты, ради Бога, ложись! Чего ты возишься? - строго молвила дама, и супруг ее снова заизвинялся, заспешил. Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. Поскольку мы оба были фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. Познакомились. Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не было так трудно в пути. Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел тревожить свою Мурочку. И я подумал, что любовь, конечно, бывает разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощенно, прямолинейно, или уже вовсе не понимаю. Во всяком случае, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно” .

А после текста тут же шло задание 28: “В каком значении автор употребляет слово “такая” в предложении 23? 1) преданная, 2) рабская, 3) истинная, 4) проверенная”. Автору, известному писателю, человеку с огромным жизненным опытом, увиденное “постичь было непосильно”. А вот одиннадцатиклассники обязаны тут же, на экзамене, постичь и точно обозначить. Я написал “преданная”. (Пока ученики делают задания, я должен прорешать все варианты). Все до одного мои ученики написали “рабская”. Через несколько дней пришли ответы. Оказалось-таки, что рабская. Тут все порочно. Почему школьники должны точно определить то, что и сам автор не берется определить точно? Да еще и на экзамене, на отметку. По какому праву школьники должны судить чужую семейную жизнь и отношения мужчины и женщины быстро и однозначно? Ведь при тестовой проверке всегда три ответа неверны, и только один - правильный. И вот что особенно ужасно. Далее выпускники должны выполнить задание “С” по этому самому тексту. Но ведь им уже заранее, до выполнения задания, подсказано, куда нужно двигаться: составители-провокаторы дали ключ к выполнению задания - рабская любовь. Так что и думать самому не нужно. И пошло-поехало: “Проблема, поставленная в тексте (а именно так они и обязаны начинать), - это проблема рабской любви”. На два класса только одна ученица эту самую проблему определила по-человечески: “Астафьев размышляет о любви, а именно, какой она может быть и как по-разному проявляться”. Помните, как Анна Каренина в романе Толстого говорит: “Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви”. Но что же рабское увидели мои ученики в этой любви? “Несмотря на то, что у мужчины не было руки, он стал заправлять постель, пока его жена бездейственно скучала. И так же, несмотря на свою инвалидность, мужчина уступил жене нижнюю полку, после чего попытался взобраться на верхнюю полку, а, взобравшись, попытался не вертеться, чтобы не помешать сну жены”. И что тут рабского? “В подъезде моего дома, - говорю я, анализируя работы, - живет одинокий мужчина без кистей рук. Каждый раз, когда я его вижу с сумкой на локте, у меня появляется желание помочь ему. Но я понимаю, что этого делать не надо. И когда он сам ключом открывает дверь, я тоже порываюсь помочь ему, но сразу понимаю, что и этого делать не надо. Он сам не хочет, чтобы ему напоминали о его инвалидности… В истории, о которой рассказывает В. Астафьев, стремление мужа каждый раз и во всем утвердить себя как мужчину, а не как инвалида, должно быть понято и понятно”… Еще хуже с авторским отношением (обязательное задание: “сформулируйте позицию автора”). “Автор считает, такая любовь - не любовь, а рабство какое-то”. “Автор не понимал такую любовь, рабскую, именно не преданную, а рабскую”. “Автор относится к этой женщине презрительно”. Простой силлогизм: “Мы - не рабы, рабы - не мы”. Любовь - рабская. Следовательно… Кстати, слово “рабская” (еще раз напомню: слово не писателя В. Астафьева, а горе-составителей материалов для экзамена) может иметь смысл и уничижительный (как у Лермонтова: “Перед опасностью позорно малодушны / И перед властию презренные рабы”), и возвышенный (как в стихотворении Блока: “Твоих страстей повержен силой, / Порой - слуга, порою - милый; / И вечно - раб”)… Лишь четыре человека из двух классов не согласились с концепцией составителей: “Это самая обыкновенная любовь, при которой человек готов на все ради любимого”; “Это настоящая любовь. Я еще не постигла это чувство и не очень представляю, каково так любить. Но думаю, что такая любовь и есть счастье”; “Разве не о такой большой и искренней любви и доверии мечтают все люди? Я считаю, что ни о каком раболепии здесь не может быть и речи”. У автора четвертой работы я попросил разрешения, не называя ее имени, прочесть ответ в классе: “Я влюбилась в молодого человека и отдалась ему вся без остатка. Мой избранник использовал меня какое-то время. А я все так же слепо и безответно боготворила его и боялась дышать рядом с ним, хотя знала обо всем. Как это ни печально, любовь бывает безответной, бывает слепой, бывает рабской. Все-таки это лучше, чем совсем никогда не любить”. Но вот что характерно: и эти четверо в ответе на 28-й вопрос ответили “рабская”. Не терять же балл. “Правильные” же ответы на столь непростые вопросы оставили жутковатое впечатление: “Любовь ни в коем случае не должна быть неравной” (курсив в цитатах всюду мой. - Л.А.); “Не должно быть такого, если любишь”; “Любовь должна быть обоюдной”; “Любовь не может быть односторонней”; “Мужчина совершил ошибку, выбрав себе в жены такую женщину”; “Я считаю, что любовь, безусловно, является хорошим чувством. Она делает нашу жизнь полней и интересней. Но во всем нужно знать допустимые пределы”; “Чувства никогда не стоит пускать на самотек, чтобы не стать рабом в любви”; “В любви должно быть взаимопонимание. Неправильно, когда есть проявление любви только с одной стороны”… Реальная жизнь глубже, шире, многообразнее, богаче любых схем. Но - из четырех предложенных эпитетов нужно выбрать только один. Выбрали “рабская”. И, если уж рабская, значит - не преданная, не испытанная, не проверенная. Беда тестовых заданий в том, что они воспитывают одномерное мышление. Крайне опасное в жизни и невозможное в отношении к литературе, ибо, по словам Ю.М. Лотмана, “художественный текст не имеет одного решения”. Вот теперь уже точно давайте подумаем: в кого на прокрустовом ложе ЕГЭ превращают детей?