Скачать гамлет краткое содержание. У

«Трагическая история о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлет » - трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах.

«Гамлет» краткое содержание по главам

Акт I Гамлет

Принц Датский Гамлет еще не появился на сцене именно ему хотят сообщить 0 Призраке покойного короля. Гамлет по является в черном костюме, что сразу выделяет его на фоне ярких костюмов придворных. Он сдерживает себя, отвечая на реплики короля и своей матери, но оставшись один, изливает душу. Страстный монолог принца обнажает его горе: умер отец, а через месяц с небольшим Еще от соли лицемерных слез // У ней на веках краснота не спала; И целы башмаки, //В которых шла в слезах, как Ниобея, //За отчим гробом. К тому же брак с братом покойного мужа считался грехом кровосмешения.

И в этом же монологе Гамлет отрицательно говорит обо всех женщинах. Мать в его глазах была идеалом, а если идеал способен на такое, то что же остальные? Со смертью отца и изменой матери умер идеальный мир, и принц оказался лицом к лицу с миром реальным. Но его ожидал еще один удар: от Призрака он узнает, что смерть его отца — дело рук Клавдия. Брат убил брата!

В следующем монологе принц делает страшные выводы: Мир прогнил, ему имя вероломство.

Его гнев обращается против матери и дяди: О женщина-злодейка! О подлец! О низость, низость с низкою улыбкой!

Призрак просит Гамлета отомстить за предательское убийство отца, но Гамлет, принимая на себя эту задачу, возлагает на себя еще большие обязательства: восстановить всеобщую справедливость.

В этом смысле он — идеальный человек эпохи Возрождения: Порвалась дней связующая нить, Как мне обрывки их соединить! Итак, знакомство с Гамлетом в первом действии, в первой части развития действия, в ее завязке, наводит на определенные размышления: герой истинно благороден, он обладает философским складом ума, обо всем судит с высоты нравственных законов, но он оказался в очень сложной и даже трагической ситуации, узнав правду о матери и о дяде. Прежний идеальный мир рухнул, и он принял на себя обязательства отомстить за смерть отца и восстановить мировую справедливость.

Акт II Гамлет

Гамлет надевает на себя маску безумца, ему нужно убедить всех в том, что он сошел с ума. Зачем? Прикидываясь безумным, принц как бы надевает на себя личину шута, а в шекспировские времена шуту позволялось говорить все, что он думает, — таково было его «привилегированное» положение. Офелия, его невеста, не понимает, что произошло с Гамлетом, — настолько разительна перемена. Полония, отца Офелии, он просто дурачит, называя его торговцем рыбою.

С Розенкранцем и Гильденстерном Гамлет играет по-иному. Он подозревает, что их предупредили о его сумасшествии, и ему нужно их в этом убедить. Принц произносит монолог, в котором воздает хвалу человеку, называет его совершенством, — это настоящий возрожденческий гимн, но здесь же мы слышим и разочарование в жизненных ценностях. Вся Вселенная представляется ему лишенной какого-либо смысла.

Розенкранц и Гильденстерн поверили в его безумие, потому что речь его была полна противоречий.

Но о театре Гамлет рассуждает вполне здраво. Он очень оживился, вспомнив старинную пьесу об убийстве Пирром царя Трои Приама.

В этой сцене есть очень эмоциональный момент, когда принц вспоминает о царице, жене Приама Гекубе. Для Гамлета это место в монологе актера очень важно: Гекуба — верная жена, а Гертруда — нет. Снова боль вырывается наружу, но к этой боли примешиваются еще и укоры в бездействии. Почему он медлит, почему не мстит за смерть отца?

Он зол на себя, награждает себя разными уничижительными именами: Какой же я холоп и негодяй* Тупой и жалкий выродок…:

О мщенье!
Ну и осел я, нечего сказать!
Я сын отца убитого.
Мне небо Сказало: встань и отомсти.
А я, Я изощряюсь в жалких восклицаньях
И сквернословием душу отвожу,
Как судомойка! Тьфу, черт!
Проснись, мой мозг!
Я где-то слышал,
Что люди с темным прошлым, находясь
На представленье, сходном по завязке,
Ошеломлялись живостью игры
И сами сознавались в злодеянье.
Убийство выдает себя без слов,
Хоть и молчит.
Я поручу актерам
Сыграть пред дядей вещь по образцу
Отцовой смерти.
Послежу за дядей — Возьмет ли за живое.
Если да, Я знаю, как мне быть.
Но может статься, Тот дух был дьявол.
Дьявол мог принять Любимый образ.
Может быть, лукавый
Расчел, как я устал и удручен,
И пользуется этим мне на гибель.
Нужны улики поверней моих,
Здесь, в записях.
Для этого со сцены
Я совесть короля на них поддену.

Второй акт заканчивается этим монологом, в котором также сообщается об одной уловке, придуманной принцем для разоблачения преступления Клавдия. Гамлет выше всего ставит разум, он не доверяет своей интуиции и хочет, чтобы Клавдий узнал, за что его ожидает удар. Гамлету необходимо, чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, чтобы его мучила совесть (если она у него есть), а затем нанести роковой удар.

Акт III Гамлет

Третья часть получила название «мышеловка». Действие начинается со знаменитого монолога&шь иль не быть. Это высшая точка сомнений Гамлета:

Терпеть без ропота позор судьбы
Иль надо оказать сопротивленье,
Восстать, вооружиться, победить
Иль погибнуть….
Быть — оказать сопротивленье, восстать…
Не быть — «терпеть без ропота позор судьбы».

Такая постановка вопроса имеет прямое отношение к ситуации, в котрой оказался Гамлет: сражаться против зла или уклониться от борьбы. Гамлет выбирает «быть», но «быть» — значит погибнуть.

Гамлет размышляет о смерти. Рассуждения поднимаются на высоту философской мысли: что же ждет человека за гробом? Возможно, там страданья хуже, чем на земле, и людям остается только примириться со знакомым злом. Так Гамлет-философ проникает в суть роковых человеческих страданий. Диалог с Офелией представляет нам совсем другого Гамлета, надевшего на себя маску жестокости.

Слова, обращенные к Офелии, полны издевок: выходи за глупого, слишком уж хорошо знают умные, каких чудищ вы из них делаете. Подслушивающие этот разговор король и Полоний убеждаются, что Гамлет безумен.

Гамлету важно увидеть реакцию Клавдия на разыгрываемую сцену отравления, к которой он приписал свои 16 строк. И на вопрос короля: Какназвание пьесы? — отвечает: «Мышеловка». Пьесаизобра- жает убийство, совершенное в Вене. Имя герцога — Гонзаго. Его жена — Баптиста. Луциан, племянник короля, приходит в сад, чтобы влить в ухо спящему яд.

И Клавдий выдает себя: у Гамлета теперь нет сомнений в том, что он-убийца его отца.

«Мышеловка»-кульминация трагедии, ее высшая точка. Теперь Гамлета ничто не может остановить, и случай, кажется, предвидится подходящий. Идя к матери, Гамлет застает Клавдия за молитвой, но он не может его убить. Почему? Молитва защищает короля, и Гамлет не может его убить: Так месть ли это, если негодяй Испустит дух, когда он чист от скверны И весь готов к далекому пути? Нет.

Назад мой меч, до боле страшной встречи! Когда он будет в гневе или пьян, В объятьях сна или нечистой неги, В пылу азарта, с бранью на устах Иль в помыслах о новом зле, с размаху Руби его, чтоб он свалился в ад Ногами вверх, весь черный от пороков. Но мать меня звала. — Еще поцарствуй, Отсрочка это лишь, а не лекарство.

Встреча принца с матерью, королевой Гертрудой, — одна из самых тяжелых сцен. Имеет ли право сын обвинять мать? Гамлет жесток, его слова-кинжалы смертельно ранят сердце, он не знает пощады. Но он обвиняет не мать, не конкретную женщину — он обвиняет порок и защищает добродетель:

Вы сделали такое,
Что угашает искренность и стыд,
Шельмует правду, выступает сыпью
На лбу невинности и чистоты
И превращает брачные обеты
В торг игроков.
Вы совершили то,
Что обездушивает соглашенья
И делает пустым набором слов
Обряды церкви.
Небеса краснеют,
И своды мира, хмурясь, смотрят вниз,
Как в Судный день, чуть вспомнят ваш поступок.

Случайно Гамлет убивает Полония, думая, что за портьерой прячется король.

Акт IV Гамлет

Король и королева согласны с тем, что Гамлет безумен, и решают отправить его в Англию. Но король задумал избавиться от Гамлета навсегда, поручив его «друзьям» Гильденстерну и Розенкранцу отвезти грамоту — смертный приговор принцу. Гамлету удается бежать, и он снова в Эльсиноре. Офелия сошла с ума и утонула.

Лаэрту рассказывают, что принц — виновник ее смерти. Он клянется отомстить Гамлету. Король решается воспользоваться горем Лаэрта и привлечь на свою сторону убитого горем юношу.

Сцена на кладбище — поразительная сцена. Для двух могильщиков, выбрасывающих черепа из земли и копающих новую могилу, это всего лишь работа. А для Гамлета вид черепа являет собой цепь различных ассоциаций. Он представляет людей, умных, образованных, которые все обрели один и тот же конец. Гамлета поражает бренность земного существования. Череп бывшего шута Йорика вызывает восклицание: Йорик бедный Йорик! И далее… Гамлет выстраивает алгоритм круговорота жизни после смерти: Александр умер, Александра похоронили, Александр стал прахом, прах-земля, из земли добывают глину. Почему глине, в которую он обратился, не оказаться в обмазке пивной бочки? Отвлеченные рассуждения Гамлета прерываются похоронной процессией — хоронят Офелию.

Гамлет потрясен: Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев И вся любовь и х — н е чета моей. Скажи, на что ты в честь ее способен? Гамлет получает приглашение Лаэрта состязаться в фехтовании, не догадываясь о сговоре его с королем. Шпага Лаэрта будет отравлена, и Гамлет умрет от раны — таков план Клавдия.

Принца мучают дурные предчувствия, Горацио, верный друг Гамлета, предлагает принцу отказаться от поединка. Ответ Гамлета поражает своей мудростью: Ни в коем случае. Надо быть выше суеверий. На все Господня воля. Даже в жизни и смерти воробья. Если чему-нибудь суждено случиться сейчас, значит этого не придется дожидаться.

Если не сейчас, все равно этого не миновать. Самое главное — быть всегда наготове. Раз никто не знает своего смертного часа, отчего не собраться заблаговременно? Будь что будет! Есть некая Божественная сила, которая управляет событиями — эти мысли впервые появляются у Гамлета, ранее он думал, что воля человека — двигатель всего.

Финальная сцена

Гамлет, не подозревая заговора Лаэрта с королем, сражается с ним.

Король, королева, придворные наблюдают за поединком. Королю этого кажется мало, он еще приготовил вино с ядом. После третьей схватки Лаэрт ранит принца отравленной рапирой. Королева выпивает отравленное вино и умирает, называя убийцу. Во время сражения Лаэрт с Гамлетом поменялись рапирами, и Гамлет тоже наносит ему удар отравленным клинком. Умирая, Лаэрт называет короля убийцей.

Гамлет насквозь пронзает короля отравленной рапирой и умирает сам.

Гамлета хоронят с почестями, как воина. Он жил и умер как герой и остался героем на все времена.

Кем же был Гамлет? Шекспир показал его как «идеального человека эпохи Возрождения». Как сын своего отца он должен был отомстить убийце. Но как философ Гамлет осознавал, что Клавдий не только сам злодей, но и рассадник зла в стране. Он совратил не только мать, но и всех вокруг. И Полоний, и Лаэрт, и Розенкранц, и Гильденстерн выполняют волю злодея. Важно также понимать одно обстоятельство.

Гамлет — рыцарь, и ему свойственно высокое понятие о чести. Среди идеалов рыцарства была верность вообще, а в любви особенно. Всякая измена любви, долгу, дружбе расценивалась Гамлетом как нарушение нравственных правил рыцарства.

Современную молодежь привлекают мировые шедевры литературы, и они с удовольствием читают такие произведения, как Гамлет, пусть и кратко для читательского дневника.

Уильям Шекспир: Гамлет принц датский

В 1601 году Шекспиром была создана легендарная трагедия Гамлет. Сюжет взят из легенды о датском правителе. Трагедия посвящается истории, которая повествует о мести главного персонажа за убийство отца. Писателем поднимаются вечные вопросы долга и чести, нравственность и моменты, где затрагивается проблематика смерти и рассуждения о жизни. Гамлет Шекспира читается с интересом, но за неимением времени, вы можете прочесть по актам и сценам.

Акт 1

Сцена 1

Акт первый, а всего их пять, начинается со сцены, которая переносит нас в один из городов Дании Эльсиньор. Там офицер Бернардо, сменяет в карауле офицера Франсиско. В это время к ним подходит придворный Горацию, который к тому же был лучшим другом главного героя трагедии — принца Гамлета. Вместе с Горацио находился офицер Марцелл, которому было интересно узнать о призраке убитого датского короля. Ведь его уже неоднократно видели в этом месте. Офицеры, что были в карауле, подтверждают и говорят, что только минувшей ночью бродил в окрестностях призрак убитого короля. Горацио не верит в рассказанное, утверждая что это лишь игра воображения, но спустя миг и сам увидел призрак умершего короля. Придворный хотел было заговорить с ним, но пение петуха пугает последнего и тот исчезает, так ничего и не ответив.

Сцена 2

Как ведает вторая сцена, на место покойного датского короля сел на трон его брат Клавдий. Женой же ему стала вдова Гертруда, которая не выдержала траура по мужу. Все они, с придворными находятся в зале, где происходят диалоги. Племянник Клавдия просит продолжить свое обучение, но тот отвергает его просьбу. Королевская чета уходит, а Гамлет начинает свои рассуждения, из которых мы узнаем о ненависти Гамлета к Клавдию, а также о том, что он осуждает мать. Ведь после смерти отца прошел только месяц, а она уже замужем за другим. К принцу приходит Горацио. Тот спрашивает друга, почему он сейчас не в Виттенберге, на что тот ответил, что приехал на похороны, но как оказалось, на свадьбу королевы. Придворные рассказали Гамлету о бродившем призраке его отца. Датский принц просит об этом явлении никому не говорить, сам же решает ночью попытаться найти этого призрака и узнать, почему душа отца не знает покоя.

Сцена 3

Третья сцена переносит нас в комнату Полония, где Лаэрт, его сын, собирается во Францию. Брат ведет разговор с сестрой. Ее имя Офелия. Общаясь с братом, девушка рассказывает о Гамлете и его ухаживаниях. Тот же говорит, что она не ровня ему. Получив у отца благословение Лаэрт уходит, а Офелия получает приказ больше не общаться с Гамлетом и хранить девичью честь.

Сцена 4

Пока Клавдий празднует, Гамлет находится на посту с другими офицерами, где действительно встречает призрак отца. Парень пытается узнать причины появления отца, и тот просит сына следовать за собой.

Сцена 5

Призрак короля рассказывает Гамлету о своей смерти. Как оказалось, он умер не от змеиного укуса. Его отравил Клавдий ядом, что влил через ушную раковину. После соблазнил жену, сел на трон, и теперь хочет править страной. Призрак хочет отмщения за свою смерть. Сын соглашается отомстить. Придя вновь к друзьям, Гамлет просит никому не рассказывать об увиденном и не обращать на его дальнейшее странное поведение. Ведь, чтобы отомстить, он решает притвориться сошедшим с ума.

Акт 2

Сцена 1

Здесь мы узнаем о мелочной натуре Полония и его корыстном характере, который не доверяет даже сыну. По этим причинам им был отправлен слуга, которому приказано было следить за Лаэртом. Дальше в комнату вбегает испуганная Офелия. Она рассказывает о безумии Гамлета, который только сейчас кричал как одержимый в ее комнате. Полоний считает, что у принца помешательство из-за запрета встречаться с дочерью. Он обезумел из-за любви.

Сцена 2

Неожиданное сумасшествие датского принца всех обескуражило. Клавдий предполагает, что парню стала известна истинная причина смерти короля и чтобы в этом убедиться, он приглашает друзей Гамлета. Те соглашаются на шпионство. Полоний же утверждает, что причина помешательства кроется в любви и просит это проверить, организовав встречу Гамлета и Офелии. За этой встречей должен будет наблюдать из другой комнаты Клавдий. Сам же принц понимает истинную причину приезда его друзей, поэтому ведет себя осторожно.

В замок приезжают актеры и показывают спектакль, где была бы разыграна сцена Убийство Гонзаго. В текст труппа вставляет сцену, похожую на убийство короля. Тот желает посмотреть на реакцию своего дяди, чтобы действительно убедиться в его виновности. Ведь до сих пор принц не мог понять, призрак был действительно его отцом, или же к нему явился дьявол.

Акт 3

Сцена 1

Прибывшие друзья Гамлета сообщают Клавдию о том, что не смогли понять, почему помешался их друг, и это вызвало еще большее беспокойство нового короля. А вместе с тем, Офелия согласилась на предложение отца якобы случайно столкнуться с Гамлетом в выбранной для встречи комнате. И тут является датский принц с его знаменитым монологом, . Он пытается рассуждает о самоубийстве, и о том что именно останавливает человека от данного решения. Офелия начинает разговор с Гамлетом. Принц догадался о ее коварной роли и советует идти в монастырь. Из их разговора Клавдий понимает, что безумство Гамлета наигранное и решает отправить племянника подальше из замка, так как не мог понять истинной причины такой игры.

Сцена 2

И вот видим игру актеров прибывшего театра. Они показывают истинную любовь короля и королевы, после чего разыгрывают сцену смерти короля, где один из персонажей вливает в ухо королю яд. Гамлет же не сводит глаз с Клавдия. После сцены убийства Клавдий вскакивает и выбегает из комнаты. Этим он подтвердил свое причастие к убийству отца Гамлета. По окончанию спектакля, Гамлет направляется к матери, которая вызывает к себе сына.

Сцена 3

В поездке в Англию, Гамлета должны будут сопровождать шпионы — друзья Гамлета по учебе. А пока Полоний говорит Клавдию о предстоящей встрече матери и сына. Он предлагает подслушать их разговор. Гамлет проходит мимо комнаты Клавдия и видит, как тот молится. Хоть он и мог прямо сейчас заколоть убийцу отца, но не делает этого. Гамлет намерен отомстить позже.

Сцена 4

Четвертая сцена переносит зрителя в комнату к Гертруде. Там за ковер прячется Полоний, который и должен будет шпионить. И вот сын начинает свой разговор с матерью, обвиняя ее в измене и предательстве. Тут за ковром слышится шум. Гамлет тут же достает свою шпагу и пронзает находившегося за ковром, думая что это король. Но убитым оказался Полоний, чье тело Гамлет спрячет. А пока он продолжил разговор, во время которого рассказывает, как брат отца отравил его. Королева просит о пощаде и тут Гамлет видит призрак отца, с которым начинает говорить. Тот требовал пощадить мать. Королева призрака не видела и подумала, что это разговор безумца. Принц покидает комнату матери.

Акт 4

Сцена 1

Гертруда разговаривает с Клавдием, где говорит о смерти Полония, и о том, кто убил шпиона. Клавдий еще больше захотел избавиться от своего племянника, решая его отослать в Англию с первым же кораблем.

Сцена 2

Подосланные шпионы, якобы друзья Гамлета, стараются получить информацию о том, где находится тело Полония, но получает в ответ саркастические реплики Гамлета.

Сцена 3

Принц Дании получает приказ от дяди немедленно отправиться в Англию, а в сопровождение Гамлету дает все тех же шпионов. Со своими шпионами Клавдий отправляет письмо. Его они должны были передать королю Англии. В тексте же была просьба по прибытию Гамлета на английские берега сразу же его казнить.

Сцена 4

Перед отъездом принц встретил норвежского капитана, от которого узнает о походе и о том, что через датские земли вскоре должна пройти норвежская армия. Цель похода отвоевать ничего не значащий клочок земли у поляков, хотя эту же землю можно было взять в аренду. Принца поражает данный факт, где из-за чужого честолюбия может погибнуть целая армия. При этом он винит себя за то, что до сих пор не смог отомстить за отца.

Сцена 5

Офелия узнает о смерти отца и сходит с ума. Ее бессвязные речи перед королевской четой, приводят последних в замешательство. Позже из Франции возвращается Лаэрт и грозится устроить народный бунт, если не будет найден убийца.

Сцена 6

От принца Дании Горацио получает письмо, где тот сообщает о своем приключении на пути к Англии. На море на них напали пираты, он попал на пиратский корабль и сейчас находится в датских землях. Он просит друга приехать за ним.

Сцена 7

А в это время Клавдий рассказывает Лаэрту о том, что именно Гамлет убил Полония. Получив письмо от племянника, где тот сообщает что находится в Дании, король решает столкнуть их в битве, надеясь что Лаэрт, будучи лучшим из фехтовальщиков, убьет племянника. Лаэрт соглашается на дуэль, которая должна состояться тупыми рапирами. Однако во время боя у Лаэрта будет острая шпага, которую тот намажет смертельной мазью. Ну, а чтобы задуманное осуществилось, Клавдий еще готовит кубок с ядом. Тут в комнату приходит Гертруда с плохими известиями. Оказывается, Офелия утонула в реке. Никому неизвестно, то ли упала она случайно, то ли покончила с собой.

Акт 5

Сцена 1

Горацио и Гамлет подъезжают к замку, и видят как могильщики роют могилу. Копая яму, они выкапывают череп известного во дворце шута Йорика. И вот является процессия. Друзьям становится известно о том, что хоронить собрались Офелию. Как у Гамлета, так и у Лаэрта горе было огромно. Оба прыгают в могилу. Там же в могиле, происходит их стычка. Слуги разнимают дуэлянтов.

Сцена 2

В сцене второй принц Дании рассказывает своему другу Горацио о том, что на корабле ему удалось прочитать письмо, отправленное Клавдием. Тот просил, чтобы в Англии убили его племянника. Переписав текст, Гамлет просит убить предавших его друзей, ставит печать своего отца, и отправляет письмо с продажными шпионами. Далее мы узнаем о желании принца помириться с Лаэртом, но тот получает вызов. Хотя Гамлет знает, что его хотят убить, но все равно принимает вызов.

Идет бой. Во время отдыха, Клавдий дает бокал принцу, чтобы тот освежился, но Гамлет отказывается. Вместо него кубок выпивает ни о чем не подозревающая королева. Бой продолжается. Лаэрту удается ранить отравленной рапирой принца. Поменявшись оружием, принц ранит Лаэрта. Отравленная ядом, замертво падает королева. В это время Лаэрт рассказывает о подлости короля и о том, что им осталось жить совсем немного. Не теряя ни минуты, Гамлет убивает Клавдия и просит Горацио рассказать всем датчанам о случившемся, и о том что именно рассказал ему призрак отца.

А в это время из Англии прибыли гонцы, которые должны были передать информацию о состоявшейся казни. Проходил мимо и норвежский принц, который узнав о трагедии, приказал похоронить Гамлета с почестями.

Гамлет краткое содержание

А какую оценку поставите вы?


Мучающийся от проблемы выбора между честью и долгом Гамлет вот уже 500 лет заставляет задуматься читателей и любителей театра над смыслом жизни, человеческого предназначения и несовершенством общества. Бессмертное произведение «Трагическая история о Гамлете, принце датском» считается одной из знаменитых трагедий в мире. Эта история – не просто убийство на высшем уровне, случившееся в Датском королевстве. Ценность образа юного принца заключается в чувствах, которые принуждают читателя переживать.

История создания

В бытность Уильяма Шекспира произведения для постановок в театрах создавали на основе существующих пьес. «Гамлет» не стал исключением – еще в 7 веке датский летописец Саксон Грамматик записал легенду о принце Гамлете, входящую в свод скандинавских саг. По ее мотивам современник и соотечественник английского драматурга (предполагают, что это был Томас Кид) сложил пьесу, которая ставилась в театрах, но не сохранилась до наших дней. В те времена ходила шутка о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи».

В период 1600-1601 годов Шекспир просто переделал литературное произведение. От скандинавского первоисточника работа великого поэта отличается утонченностью художественной канвы и смысла: автор сместил акцент с внешней борьбы на духовные страдания главного персонажа. Хотя зрители все равно видели, прежде всего, кровавую историю.

При жизни Шекспира трагедия претерпела три издания. Однако исследователи считают, что все они созданы без разрешения автора и считаются «пиратскими», потому что в каждом полностью записаны лишь некоторые монологи, тогда как речи других персонажей либо представлены скудно, либо вовсе отсутствуют. Дело в том, что издатели платили актерам за «слив» пьес, но лицедеи могли дословно воспроизвести только свои слова в постановке.


Сцена V из пьесы "Гамлет": Акт IV (Офелия перед королем и королевой)

Позднее литературоведам удалось составить полный текст пьесы. Единственное, что осталось «за кадром», так это конечный вид произведения, который представляли публике. Современное деление пьесы на акты и действия не принадлежит автору.

В России переводить «Гамлета» пробовали десятки литераторов. Самую знаменитую трагедию Шекспира читают «со слов» поэта и переводчика Михаила Лозинского и писателя . Последний наделил произведение более ярким художественным языком.

Сюжет и персонажи

В список главных героев трагедии Шекспир включил немало персонажей:

  • Клавдий – король датский;
  • Гамлет – сын покойного и племянник короля;
  • Полоний – приближенный вельможа царствующего короля;
  • Горацио – ученый друг Гамлета;
  • Лаэрт – сын Полония;
  • Офелия – дочь Полония, возлюбленная Гамлета;
  • Гертруда – мать Гамлета, вдова предыдущего короля, супруга Клавдия;
  • Розенкранц и Гильдестерн – друзья Гамлета;
  • Призрак отца Гамлета.

В основе сюжета пьесы лежит жажда отмщения принца датского действующему королю за убийство своего отца. Перед замком в Эльсиноре каждую ночь появляется призрак. Однажды Горацио убеждается, что это не слухи, а реальность, и рассказывает об увиденном Гамлету, приехавшему с учебы на похороны отца. Скорбь юноши усугубляется еще и предательством матери – Гертруда сразу после кончины мужа вышла замуж за его брата.


Молодому человеку удается поговорить с ночной тенью умершего самодержца, которая поведала правду: короля отравил Клавдий, когда тот мирно отдыхал в саду. Призрак молит сына отомстить за него. Гамлет решает притвориться сумасшедшим, чтобы вывести дядю на чистую воду.

Первой подозревать о безумстве Гамлета начала его любимая девушка Офелия. Вскоре новость о том, что принц сошел с ума, долетела и до короля. Но монарха не так просто провести, и он отправляет друзей юноши – Розенкранца и Гильдестерна – выяснить истину. Цель подосланных товарищей Гамлет тут же раскрывает, поэтому продолжает играть в безумного.


У принца рождается очередной план, связанный с приездом в город артистов. Гамлет просит труппу вставить в пьесу пару стихов собственного сочинения об убийстве главного героя Приама. Присутствующий на представлении король не выдерживает такого прямого указания на вину и покидает театр, тем самым выдав свое преступление.

Принца Гамлета приглашает в покои королева, возмущенная поведением сына. Во время разговора тот ошибочно принимает спрятавшегося за ковром Полония за короля и пронзает его шпагой.


Потрясенный убийством отца из Парижа приезжает Лаэрт, но дома ждет еще один сюрприз – с ума сошла сестра Офелия. А король Клавдий решает уничтожить Гамлета руками разгневанного Лаэрта, придумав хитрую идею: отпрыск Полония встретится с принцем в поединке, в котором поразит его отравленным мечом.

Перед поединком правитель для верности ставит на стол кубок с вином и ядом, чтобы дать выпить Гамлету. В этом представлении суждено было умереть всем: Лаэрт ранил противника, при смене рапир принц датский нанес смертельный удар ядовитым мечом Лаэрту и королю, королева же случайно выпила отравленное вино.


При анализе произведения литературоведы дают вполне конкретную характеристику герою. Главный персонаж трагедии становится мизантропом, потому как оставаться филантропом, храня при этом честь, в таком обществе невозможно. По соционике тип личности Гамлета – этико-интуитивный экстраверт: нетерпимый к злу романтик склонен к бесконечным рассуждениям, сомнениям и колебаниям, сосредоточен на глобальных проблемах человечества. Задается вопросами, достойны ли люди счастья, в чем смысл жизни, есть ли возможность искоренить зло.

Гуманиста, человека нового времени, его терзает необходимость отомстить. Но решения даются Гамлету с трудом, потому как он не уверен в том, что мир изменится к лучшему с уходом Клавдия. Да и убийство сравняет его с теми, кто на «темной стороне». Героя ждут сплошные разочарования, даже в любви. Он приходит к выводу, что человек – существо слабое перед злом. Не может смириться с несправедливостью, но и найти силы на решительные шаги тоже непросто.


Философская суть «Гамлета» – трагедия конфликта высокой личности с обществом, где процветают ложь, предательство и лицемерие. Рассуждения принца говорят о внутренней борьбе, герой разрывается между чувством долга и своим мировоззрением. А знаменитый монолог «Быть или не быть» не просто отражает вопрос всех времен: что проще – смириться с несчастьями и продолжать жить или же прекратить душевные страдания смертью. На первый план выводится вопрос о выборе: бороться с несправедливостью или же покорно смириться.

Постановки и экранизации

Количество театральных и кинопостановок бессмертного произведения не поддается счету. Первым образ шекспировского Гамлета воплотил Ричард Бербедж в лондонском театре «Глобус» в начале XVII века. В дальнейшем на подмостки храмов Мельпомены переносили историю принца датского чуть ли не в каждом уголке земного шара. В кино Гамлет появился в 1907 году – француз Жорж Мельес представил зрителям немой короткометражный фильм. Кому отошла главная роль, до сих пор непонятно.

Отметим самые любопытные постановки английской трагедии в кино и театре:

«Гамлет» (1964)

Двухсерийную драму к 400-летнему дню рождения Уильяма Шекспира снял Григорий Козинцев, выбрав на ключевую роль неподражаемого . За 10 лет до экранизации Козинцев ставил пьесу в театре драмы им. , и проходила она с оглушительным успехом. Экранизацию ждал такой же градус популярности, причем не только в Советском Союзе.


Вынашивая идею о фильме, постановщик сразу определился с Гамлетом. Впрочем, актеры на остальные главные роли не уступали в таланте Смоктуновскому. Офелию сыграла хрупкая , уже знакомая зрителям как Ассоль из «Алых парусов» и Гуттиэре из «Человека-амфибии». В фильме задействованы Михаил Названов (король Клавдий), Эльза Радзинь (королева Гертруда), Юрий Толубеев (Полоний).

«Гамлет I Коллаж» (2013)

Спектакль канадского режиссера Робера Лепажа покорил публику нестандартностью, став гвоздем сезона Театра Наций. Необычность работы в том, что все образы воплотил , а в самой постановке применены высокие 3D-технологии.


Миронов являет миру чудеса перевоплощения, мгновенно меняя образы. Авторы постановки умудрились гармонично объединить цирковые трюки и анимацию, усиленные блестящей актерской игрой. Биография Гамлета при этом претерпела значительные изменения.

«Гамлет» (2015)

Восторг английских театралов вызвал спектакль с участием . Постановку прославило имя актера, но в целом она получила не лестные отзывы.


Билеты начали продавать летом за год до премьеры, а к середине осени кассы опустели. Бенедикта назвали бесподобным Гамлетом.

«Гамлет» (2016)

Весной 2016 года в Петербургском Малом драматическом театре презентовал нового «Гамлета». Современность принца датского выдает одежда - в главной роли носит на сцене джинсы.


Но новации вовсе не в одежде, а в смысле: Додин переориентировал помыслы Гамлета с жажды восстановления справедливости к мести в чистом ее проявлении. Юноша предстает одержимым убийцей. Офелию играет .

  • Роль Гамлета – самая длинная в пьесах Шекспира. Объем текста, звучащего из его уст, составляет 1506 строк. Да и в целом трагедия крупнее других работ автора – растянулась на 4 тысячи строк.
  • Для современников автора трагедия была повестью о кровавой мести. И только в конце XVIII века перевернул восприятие произведения – увидел в главном персонаже не мстителя, а думающего представителя эпохи Возрождения.
  • В 2012 году персонаж занял второе место в «Книге рекордов Гиннеса» по частоте появления книжных героев из числа людей в кино и на телевидении (в лидерах оказался ).
  • Крым часто становился площадкой для съемок советских фильмов. Сцену монолога «Быть или не быть…» в исполнении Иннокентия Смоктуновского сняли на «Детском пляже» в Алупке.
  • По соционике гармоничный деловой или семейный союз составят такие типажи, как Гамлет (этико-интуитивный экстраверт) и (логико-интуитивный экстраверт). В паре «Гамлет и Джек» отношения могут оставаться в балансе долго время: первый партнер отвечает за коммуникабельность, эмоциональную составляющую, второй – за разумное использование и распределение ресурсов.

Цитаты

«Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
«И дальше – тишина».
«Как часто нас спасала слепота,
Где дальновидность только подводила!»
«Поближе сына, но подальше друга».
«Ты повернул глаза зрачками в душу».
«Не пей вино, Гертруда!»
«Великие в желаниях не властны».
«Безумье сильных требует надзора».
«Назовите меня любым инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».

Площадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, ученый друг Гамлета , принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясен, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком «каких-то смут для государства». Он решает рассказать о ночном видении принцу Гамлету, прервавшему ученье в Виттенберге в связи с внезапной кончиной отца. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскорости после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного, «плотный сгусток мяса». Душа Гамлета содрогнулась: «Каким докучным, тусклым и ненужным, / Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!».

Горацио поведал Гамлету о ночном призраке. Гамлет не колеблется: «Дух Гамлета в оружье! Дело плохо; / Здесь что-то кроется. Скорей бы ночь! / Терпи, душа; изоблачится зло, / Хотя б от глаз в подземный мрак ушло».

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии.

Когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. «Так я во сне от братственной руки / Утратил жизнь, венец и королеву». Призрак просит Гамлета отомстить за него. «Прощай, прощай. И помни обо мне» - с этими словами призрак удаляется.

Мир перевернулся для Гамлета… Он клянется отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения.

Тем временем ближний вельможа короля Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учебу в Париж. Тот дает свои братские наставления сестре Офелии, и мы узнаем о чувстве Гамлета, от которого Лаэрт остерегает Офелию: «Он в подданстве у своего рожденья; / Он сам себе не режет свой кусок, / Как прочие; от выбора его / Зависят жизнь и здравье всей державы».

Его слова подтверждает и отец - Полоний. Он запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает отцу, что к ней приходил принц Гамлет и был он как будто не в себе. Взяв её за руку, «он издал вздох столь скорбный и глубокий, / Как если бы вся грудь его разбилась и гасла жизнь». Полоний решает, что странное поведение Гамлета в последние дни объясняется тем, что он «безумен от любви». Он собирается рассказать об этом королю.

Король, совесть которого отягощена убийством, обеспокоен поведением Гамлета. Что кроется за ним - сумасшествие? Или что иное? Он призывает Розенкранца и Гильдестерна, в прошлом друзей Гамлета, и просит их выведать у принца его тайну. За это он обещает «монаршью милость». Приходит Полоний и высказывает предположение, что безумство Гамлета вызвано любовью. В подтверждение своих слов он показывает письмо Гамлета, взятое им у Офелии. Полоний обещает послать дочь на галерею, где часто гуляет Гамлет, чтобы удостовериться в его чувствах.

Розенкранц и Гильдестерн безуспешно пытаются выведать тайну принца Гамлета. Гамлет понимает, что они подосланы королем.

Гамлет узнает, что приехали актеры, столичные трагики, которые ему так нравились прежде, и ему приходит в голову мысль: использовать актеров для того, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается с актерами, что они будут играть пьесу о гибели Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актеры согласны. Гамлет просит первого актера прочесть монолог об убиении Приама. Актер читает блистательно. Гамлет взволнован. Поручая актеров заботам Полония, он в одиночестве размышляет. Он должен знать точно о преступлении: «Зрелище - петля, чтоб заарканить совесть короля».

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехах их миссии. Они признаются, что не сумели ничего выведать: «Расспрашивать себя он не дает / И с хитростью безумства ускользает…»

Они же докладывают королю, что приехали бродячие актеры, и Гамлет приглашает на представление короля и королеву.

Гамлет прогуливается в одиночестве и произносит, размышляя, свой знаменитый монолог: «Быть или не быть - таков вопрос…» Почему мы так держимся за жизнь? В которой «глумленье века, гнет сильного, насмешка гордеца». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти - / Безвестный край, откуда нет возврата / Земным скитальцам» - смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет быстро понимает, что их разговор подслушивают и что Офелия пришла по наущению короля и отца. И он разыгрывает роль сумасшедшего, дает ей совет идти в монастырь. Прямодушная Офелия убита речами Гамлета: «О, что за гордый ум сражен! Вельможи, / Бойца, ученого - взор, меч, язык; / Цвет и надежда радостной державы, / Чекан изящества, зерцало вкуса, / Пример примерных - пал, пал до конца!» Король же удостоверяется, что не любовь причина расстройства принца. Гамлет просит Горацио наблюдать за королем во время спектакля. Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы её комментирует. Сцену отравления он сопровождает словами: «Он отравляет его в саду ради его державы. / Его зовут Гонзаго […] Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены».

Во время этой сцены король не выдержал. Он встал. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Все уходят. Остаются Гамлет и Горацио. Они убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

Возвращаются Розенкранц и Гильдестерн. Они объясняют, как огорчен король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Гамлет берет флейту и предлагает Гильдестерну сыграть на ней. Гильдестерн отказывается: «Я не владею этим искусством». Гамлет говорит с гневом: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете…»

Полоний зовет Гамлета к матери - королеве.

Короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встает на колени, пытаясь молиться.

В это время проходит Гамлет - он идет в покои матери. Но он не хочет убивать презренного короля во время молитвы. «Назад, мой меч, узнай страшней обхват».

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью.

Гамлет полон негодования. Боль, терзающая его сердце, делает дерзким его язык. Королева пугается и вскрикивает. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты мне глаза направил прямо в душу, /И в ней я вижу столько черных пятен, / Что их ничем не вывести…»

Появляется призрак… Он требует пощадить королеву.

Королева не видит и не слышит призрака, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Он похож на безумца.

Королева рассказывает королю о том, что в припадке безумия Гамлет убил Полония. «Он плачется о том, что совершил». Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Полония он решает тайно похоронить, чтобы избежать слухов.

Гамлет и его друзья-предатели спешат на корабль. Они встречают вооруженных солдат. Гамлет расспрашивает их, чье войско и куда идет. Оказывается, это войско Норвежца, которое идет воевать с Польшей за клочок земли, который «за пять дукатов» жалко взять в аренду. Гамлет поражается тому, что люди не могут «уладить спор об этом пустяке».

Этот случай для него - повод к глубоким рассуждениям о том, что его мучит, а мучит его собственная нерешительность. Принц Фортинбрас «ради прихоти и вздорной славы» посылает на смерть двадцать тысяч, «как в постель», так как задета его честь. «Так как же я, - восклицает Гамлет, - я, чей отец убит, / чья мать в позоре» и живу, твердя «так надо сделать». «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

Узнав о гибели отца, тайком, из Парижа возвращается Лаэрт. Его ждет и другая беда: Офелия под бременем горя - смерти отца от руки Гамлета - сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Вооруженный, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий Лаэрта. В это время гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своем возвращении. Король в недоумении, он понимает, что-то произошло. Но тут же у него созревает новый гнусный план, в который он вовлекает вспыльчивого, недалекого Лаэрта.

Он предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта смазать смертельным ядом. Лаэрт согласен.

Королева со скорбью сообщает о гибели Офелии. Она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

…Двое могильщиков роют могилу. И пробрасываются шуточками.

Появляются Гамлет и Горацио. О тщете всего живого рассуждает Гамлет. «Александр (Македонский. - Е. Ш.) умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?».

Приближается похоронная процессия. Король, королева, Лаэрт, двор. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гамлет. Они схватываются с Лаэртом. «Её любил я; сорок тысяч братьев / всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы», - в этих знаменитых словах Гамлета подлинное, глубокое чувство.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Он напоминает Лаэрту: «Будь терпелив и помни о вчерашнем; / Мы двинем дело к быстрому концу».

Горацио и Гамлет одни. Гамлет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля. В нем содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Провидение хранило принца, и, воспользовавшись печаткой отца, он подменил письмо, в котором написал: «Подателей немедля умертвить». И с этим посланием Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели. На корабль напали разбойники, Гамлет попал в плен и был доставлен в Данию. Теперь он готов к мщению.

Появляется Озрик - приближенный короля - и сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок, но на сердце у него тяжесть, оно предчувствует ловушку.

Перед поединком он просит извинения у Лаэрта: «Мой поступок, задевший вашу честь, природу, чувство, / - Я это заявляю, - был безумным».

Король приготовил для верности ещё одну западню - он поставил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не сумел её остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен…».

Гамлет отравленным клинком поражает короля, и сам умирает. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей трагедии.

Фортинбрас дает распоряжение: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина…».

Трагическая история Гамлета, датского принца

Площадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, ученый друг Гамлета, принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясен, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком « каких-то смут для государства». Он решает рассказать о ночном видении принцу Гамлету, прервавшему ученье в Виттенберге в связи с внезапной кончиной отца. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскорости после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного, «плотный сгусток мяса». Душа Гамлета содрогнулась: «Каким докучным, тусклым и ненужным, / Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!»

Горацио поведал Гамлету о ночном призраке. Гамлет не колеблется: «Дух Гамлета в оружье! Дело плохо; / Здесь что-то кроется. Скорей бы ночь! / Терпи, душа; изоблачится зло, / Хотя б от глаз в подземный мрак ушло».

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии.

Когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. «Так я во сне от братственной руки / Утратил жизнь, венец и королеву». Призрак просит Гамлета отомстить за него. «Прощай, прощай. И помни обо мне» - с этими словами призрак удаляется.

Мир перевернулся для Гамлета… Он клянется отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения.

Тем временем ближний вельможа короля Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учебу в Париж. Тот дает свои братские наставления сестре Офелии, и мы узнаем о чувстве Гамлета, от которого Лаэрт остерегает Офелию: «Он в подданстве у своего рожденья; / Он сам себе не режет свой кусок, / Как прочие; от выбора его / Зависят жизнь и здравье всей державы».

Его слова подтверждает и отец - Полоний. Он запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает отцу, что к ней приходил принц Гамлет и был он как будто не в себе. Взяв её за руку, «он издал вздох столь скорбный и глубокий, / Как если бы вся грудь его разбилась и гасла жизнь». Полоний решает, что странное поведение Гамлета в последние дни объясняется тем, что он «безумен от любви». Он собирается рассказать об этом королю.

Король, совесть которого отягощена убийством, обеспокоен поведением Гамлета. Что кроется за ним - сумасшествие? Или что иное? Он призывает Розенкранца и Гильдестерна, в прошлом друзей Гамлета, и просит их выведать у принца его тайну. За это он обещает «монаршью милость». Приходит Полоний и высказывает предположение, что безумство Гамлета вызвано любовью. В подтверждение своих слов он показывает письмо Гамлета, взятое им у Офелии. Полоний обещает послать дочь на галерею, где часто гуляет Гамлет, чтобы удостовериться в его чувствах.

Розенкранц и Гильдестерн безуспешно пытаются выведать тайну принца Гамлета. Гамлет понимает, что они подосланы королем.

Гамлет узнает, что приехали актеры, столичные трагики, которые ему так нравились прежде, и ему приходит в голову мысль: использовать актеров для того, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается с актерами, что они будут играть пьесу о гибели Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актеры согласны. Гамлет просит первого актера прочесть монолог об убиении Приама. Актер читает блистательно. Гамлет взволнован. Поручая актеров заботам Полония, он в одиночестве размышляет. Он должен знать точно о преступлении: «Зрелище - петля, чтоб заарканить совесть короля».

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехах их миссии. Они признаются, что не сумели ничего выведать: «Расспрашивать себя он не дает / И с хитростью безумства ускользает…»

Они же докладывают королю, что приехали бродячие актеры, и Гамлет приглашает на представление короля и королеву.

Гамлет прогуливается в одиночестве и произносит, размышляя, свой знаменитый монолог: «Быть или не быть - таков вопрос…» Почему мы так держимся за жизнь? В которой «глумленье века, гнет сильного, насмешка гордеца». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти - / Безвестный край, откуда нет возврата / Земным скитальцам» - смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет быстро понимает, что их разговор подслушивают и что Офелия пришла по наущению короля и отца. И он разыгрывает роль сумасшедшего, дает ей совет идти в монастырь. Прямодушная Офелия убита речами Гамлета: «О, что за гордый ум сражен! Вельможи, / Бойца, ученого - взор, меч, язык; / Цвет и надежда радостной державы, / Чекан изящества, зерцало вкуса, / Пример примерных - пал, пал до конца!» Король же удостоверяется, что не любовь причина расстройства принца. Гамлет просит Горацио наблюдать за королем во время спектакля. Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы её комментирует. Сцену отравления он сопровождает словами: «Он отравляет его в саду ради его державы. / Его зовут Гонзаго […] Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены».

Во время этой сцены король не выдержал. Он встал. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Все уходят. Остаются Гамлет и Горацио. Они убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

Возвращаются Розенкранц и Гильдестерн. Они объясняют, как огорчен король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Гамлет берет флейту и предлагает Гильдестерну сыграть на ней. Гил-

ьдестерн отказывается: «Я не владею этим искусством». Гамлет говорит с гневом: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете…»

Полоний зовет Гамлета к матери - королеве.

Короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встает на колени, пытаясь молиться.

В это время проходит Гамлет - он идет в покои матери. Но он не хочет убивать презренного короля во время молитвы. «Назад, мой меч, узнай страшней обхват».

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью.

Гамлет полон негодования. Боль, терзающая его сердце, делает дерзким его язык. Королева пугается и вскрикивает. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты мне глаза направил прямо в душу, /И в ней я вижу столько черных пятен, / Что их ничем не вывести…»

Появляется призрак… Он требует пощадить королеву.

Королева не видит и не слышит призрака, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Он похож на безумца.

Королева рассказывает королю о том, что в припадке безумия Гамлет убил Полония. «Он плачется о том, что совершил». Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Полония он решает тайно похоронить, чтобы избежать слухов.

Гамлет и его друзья-предатели спешат на корабль. Они встречают вооруженных солдат. Гамлет расспрашивает их, чье войско и куда идет. Оказывается, это войско Норвежца, которое идет воевать с Польшей за клочок земли, который «за пять дукатов» жалко взять в аренду. Гамлет поражается тому, что люди не могут «уладить спор об этом пустяке».

Этот случай для него - повод к глубоким рассуждениям о том, что его мучит, а мучит его собственная нерешительность. Принц Фортинбрас «ради прихоти и вздорной славы» посылает на смерть двадцать тысяч, «как в постель», так как задета его честь. «Так как же я, - восклицает Гамлет, - я, чей отец убит, / чья мать в позоре» и живу, твердя «так надо сделать». «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

Узнав о гибели отца, тайком, из Парижа возвращается Лаэрт. Его ждет и другая беда: Офелия под бременем горя - смерти отца от руки Гамлета - сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Вооруженный, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий Лаэрта. В это время гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своем возвращении. Король в недоумении, он понимает, что-то произошло. Но тут же у него созревает новый гнусный план, в который он вовлекает вспыльчивого, недалекого Лаэрта.

Он предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта смазать смертельным ядом. Лаэрт согласен.

Королева со скорбью сообщает о гибели Офелии. Она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

…Двое могильщиков роют могилу. И пробрасываются шуточками.

Появляются Гамлет и Горацио. О тщете всего живого рассуждает Гамлет. «Александр (Македонский. - Е. Ш.) умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

Приближается похоронная процессия. Король, королева, Лаэрт, двор. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гамлет. Они схватываются с Лаэртом. «Её любил я; сорок тысяч братьев / всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы», - в этих знаменитых словах Гамлета подлинное, глубокое чувство.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Он напоминает Лаэрту: «Будь терпелив и помни о вчерашнем; / Мы двинем дело к быстрому концу».

Горацио и Гамлет одни. Гамлет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля. В нем содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Провидение хранило принца, и, воспользовавшись печаткой отца, он подменил письмо, в котором написал: «Подателей немедля умертвить». И с этим посланием Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели. На корабль напали разбойники, Гамлет попал в плен и был доставлен в Данию. Теперь он готов к мщению.

Появляется Озрик - приближенный короля - и сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок, но на сердце у него тяжесть, оно предчувствует ловушку.

Перед поединком он просит извинения у Лаэрта: «Мой поступок, задевший вашу честь, природу, чувство, / - Я это заявляю, - был безумным».

Король приготовил для верности ещё одну западню - он поставил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не сумел её остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен…»

Гамлет отравленным клинком поражает короля, И сам умирает. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей трагедии.

Фортинбрас дает распоряжение: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина…»