Употребление нулевого артикля. Артикль

Бывают случаи, когда артикль перед существительным вовсе не нужен. Такой отсутствующий артикль в английском языке называется нулевым . В этой статье мы расскажем о случаях его употребления.

Мы используем нулевой артикль:

  1. С неисчисляемыми существительными, обозначающими вещества, жидкости, газы и абстрактные понятия.

    Water is necessary for life. – Вода необходима для жизни.

    Compassion is one of his brightest features. – Сострадание – одна из самых ярких его черт.

    Если речь идет о каком-то конкретном предмете или веществе, следует употреблять определенный артикль the .

    The rice we ate yesterday was delicious. – Рис, который мы ели вчера, был восхитителен.

    The weather this autumn is wonderful! – Этой осенью прекрасная погода !

  2. С исчисляемыми существительными во множественном числе, если речь идет о группе людей, предметов или обо всех представителях некоторого класса в общем значении.

    Trees produce oxygen. – Деревья вырабатывают кислород. (слово употреблено в общем смысле: не какие-то конкретные деревья, а все деревья)

    I like the trees outside my house. – Мне нравятся деревья возле моего дома. (имеются в виду конкретные деревья)

  3. Со словами, означающими приемы пищи.

    Breakfast is the most important meal of the day. – Завтрак – самый важный прием пищи в течение дня.

    Но если перед таким существительным стоит прилагательное, то следует использовать неопределенный артикль a /an .

    Mr. Simpson had a tasty supper . – У мистера Симпсона был вкусный ужин .

  4. Со словами school , church , bed , hospital , college , university , court , prison , home , когда речь идет об их прямом назначении.

    Jack was in prison . – Джек был в тюрьме . (в качестве заключенного)

    Jack’s mother went to the prison to see him. – Мама Джека отправилась в тюрьму повидаться с ним. (она отправилась в здание тюрьмы как посетитель)

    Это правило подробно объясняет преподаватель Стюарт в следующем видео.

  5. Перед словосочетаниями:
    • Существительное + числительное.

      Open your book on page 13 . – Откройте свою книгу на странице 13 .

    • Предлог by + транспортное средство.

      She travels by bus all the time. – Она все время путешествует автобусом .

    • Титул, звание или должность + имя собственное.

      President Reagan was born in 1911. – Президент Рейган родился в 1911 году.

      Если упоминается титул без имени, тогда следует использовать артикль the .

      Yesterday the Minister of Education attended the biggest university in the country. – Вчера министр образования посетил самый крупный университет в стране.

      Также нулевой или определенный артикль используются, когда мы говорим об уникальной должности или профессии, неопределенный – если должность неуникальная.

      He’s been appointed (the) top manager of this department. – Его назначили топ-менеджером этого отдела (в этом отделе только один топ-менеджер).

      He is a sales manager in this department. – Он работает менеджером по продажам в этом отделе (он один из нескольких менеджеров по продажам в отделе).

  6. Перед названиями:
    • Видов спорта, игр.

      Football is a popular game. – Футбол – популярная игра.

    • Напитков, блюд.

      She cooks lasagna every Friday. – Она готовит лазанью каждую пятницу.

    • Языков.

      I speak French . – Я говорю по-французски .

      Но если название языка употребляется со словом «язык», то необходим определенный артикль.

      The French language is spoken in some parts of Canada. – В некоторых частях Канады говорят на французском языке .

    • Цветов.

      Blue is my favourite colour. – Голубой – мой любимый цвет.

    • Болезней.

      This boy is sick with asthma . – Этот мальчик болен астмой .

      Исключения, которые могут употребляться как с нулевым, так и с определенным артиклем : flu / the flu (грипп), measles / the measles (корь), mumps / the mumps (свинка).

      She caught (the) flu . – Она подхватила грипп .

    • Городов и того, что в них находится: улиц, парков, скверов, железнодорожных станций, мостов.

      Wall Street is famous all over the world. – Уолл-стрит знают во всем мире.

      Times Square is situated in the central part of Manhattan. – Таймс-сквер находится в центральной части Манхэттена

    • Заведений, магазинов, банков и отелей, названных в честь своих основателей.

      The prices in Johnson’s Pharmacy are cheap. – В аптеке Джонсона цены ниже.

    • Важных общественных зданий, которые состоят из двух слов.

      Cambridge University is one of the oldest in the world. – Кембриджский университет – один из старейших в мире.

      My dream is to see Buckingham Palace . – Моя мечта – увидеть Букингемский дворец .

      Исключение : the White House (Белый дом).

    • Стран, состоящих из одного слова:

      I’m from England . – Я из Англии .

      Названия стран во множественном числе или состоящие более чем из одного слова, употребляются с определенным артиклем the : the Philippines (Филиппины), the United States of America (Соединенные Штаты Америки).

    • Некоторых географических объектов: континентов, гор, озер, одиночных островов.

      Africa is a large continent . – Африка – большой континент .

      Mount Etna is a volcano. – Гора Этна – вулкан.

      Lake Baikal is situated in Russia. – Озеро Байкал находится в России.

      Madagascar is known for its nature. – Мадагаскар славится своей природой.

Мы представили основные случаи употребления нулевого артикля. Для того чтобы повторить их, предлагаем посмотреть обучающее видео.

Теперь вы знаете правила употребления нулевого артикля в английском языке и сможете использовать их на практике. Предлагаем пройти наш тест, чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли материал.

Тест

Нулевой артикль в английском языке

  • местоимения some несколько, некоторые , any какое-либо, какие-нибудь, сколько-нибудь , no никакой, никакая, никакое, никакие , each каждый (в отдельности) , every всякий, любой ,
  • вопросительные слова whose чей, которого , what что, который, как, какой , which каковой, который, кто ,
  • количественные числительные,
  • если перед существительным стоит другое существительное в притяжательном падеже.
  • Примеры: My mother is reading Henry James. – Моя мама читает Генри Джеймса. (притяжательное местоимение my ),
    That man is my father. – Этот мужчина мой отец. (указательное местоимение that ),
    Whose book is this? – Чья это книга? (вопросительное слово whose ),
    There are no bananas in the fridge. – В холодильнике нет бананов. (отрицательное местоимение no ),
    I have five books. – У меня пять книг. (количественное числительное five ),
    That is Jack’s car . – Это машина Джека. (существительное в притяжательное падеже Jack’s car ).

    2. Существительное употребляется без артикля во множественном числе, если в единственном числе перед ним должен был бы стоять неопределенный артикль .

    Примеры: Girls like to shop. – Девушки любят заниматься покупками.
    Friends are the family you choose yourself. – Друзья – это семья, которую мы выбираем сами.

    3. Артикль не ставится перед неисчисляемыми вещественными существительными , т.е. перед существительными обозначающими название веществ, если речь идет о веществе в общем смысл.

    Примеры: sand – песок,
    glass – стекло,
    water – вода,
    calcium – кальций,
    milk – молоко и т.д.

    Но если речь идет о конкретной, определенной части какого-то вещества, существительное употребляется с .

    Примеры: I like milk . – Я люблю молоко.
    The milk is warm. – Молоко теплое.
    Calcium is a mineral that is an essential part of bones and teeth. – Кальций – это минерал, который является неотъемлемой частью костей и зубов.
    The calcium contained in the milk is useful for the bones. – Кальций содержащийся в молоке полезен для костей.

    4. Артикль не ставится перед неисчисляемыми абстрактными существительными .

    Примеры: silence – тишина,
    music – музыка,
    heat – жара,
    light – свет,
    knowledge – знание,
    information – информация,
    love – любовь и т.д.

    Но если абстрактное существительное имеет ограничительное определение или уточняется ситуацией , перед ним стоит .

    Примеры: I like music . – Мне нравится музыка.
    I like the music of this rock group. – Мне нравится музыка этой рок группы.

    Если перед абстрактным существительным имеется описательное определение, которое выражает состояния, чувства, разновидность качества, тогда ставится .

    Примеры: It was a beautiful music video. – Это было красивое музыкальное видео.

    5. Артикль отсутствует перед названиями видов спорта, дней недели, месяцев, цветов (оттенков), названием языка (если за ним не следует слово language ), названием академических дисциплин .

    Примеры: My favorite sports are tennis and skiing . – Мои любимые виды спорта – это теннис и лыжный спорт.
    It’s Friday today. – Сегодня пятница.
    My mother was born in July . – Моя мама родилась в июле.
    June is my favorite month. – Мой любимый месяц – июнь.
    I like green . – Мне нравится зеленый цвет.
    Do you like to study English ? – Тебе нравится учить английский?
    He is studying history . – Он изучает историю.

    6. Артикль отсутствует с названиями стран, городов, улиц, мостов, парков, вокзалов, аэропортов, замков, гор, островов, озер (если используется слово lake ).

    Примеры: France is a very large country. – Франция – очень большая страна.
    London is a capital of The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. – Лондон – это столица Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
    Lara lives in Crown Street . – Лара живет на Краун Стрит.
    Where is Tower Bridge , please? – Не подскажете где находится Тауэрский мост?
    Hyde Park is one of the largest parks in central London. – Гайд-Парк один из самых больших парков в центре Лондона.
    I need to get to Kennedy Airport . – Мне нужно добраться до аэропорта Кеннеди.
    Cyprus is divided into 6 administrative regions. – Кипр разделен на 6 административных регионов.
    Lake Michigan has more than 1,600 miles of shoreline. – Длина побережья озера Мичиган составляет более чем 1,600 миль.

    7. Артикль не употребляется перед именами собственными .

    Примеры: Tom is my best friend. – Том – мой лучший друг.
    Andrew went to find his brother Simon . – Эндрю ушел, чтобы найти своего брата Саймана.

    8. Артикль не ставится со словами home дом , mother/father мама/папа , когда речь идет о своем доме или родных.

    Примеры: Father is at home. – Папа дома.
    Home is my favourite place. – Дом – мое любимое место.

    9. Артикль не ставится с названиями болезней .

    Примеры: He’s got chicken pox . – У него ветрянка.
    НО!
    flu и the flu – грипп,
    measles и the measles – корь,
    mumps и the mumps – свинка.

    10. Артикль часто не употребляется, для краткости, в названиях газетных/журнальных заголовков, в объявлениях и т.д.

    Примеры: «English Through Communication» – «Английский язык в общении» (заголовок журнальной статье)

    11. Артикль не употребляется во многих устойчивых словосочетаниях .

    Примеры: at night – ночью,
    by train – поездом,
    to go to bed – ложиться спать,
    by mistake – по ошибке и т.д.

    Артикль отсутствует:

    1. Перед существительными, уже имеющими определители (местоимения, числитель ные и др):

    My room is large. - Моя комната большая.
    I need some books. - Мне нужны (кое-какие) книги.

    2. Перед абстрактными существительными ; перед названием вещества, если речь не идет о каком-либо конкретном количестве; перед существительными во множественном числе:

    The work gives him satisfaction. - Он получает удовольствие от работы.
    Snow is white. - Снег белый.
    I like to read English books. - Я люблю читать английские книги.
    What lovely flowers! - Какие милые цветы!

    Если же с существительным во множественном числе или с неисчисляемым сущест вительным используется артикль, то значение существительного является уже не обоб щенным, а конкретным.

    Сравните:

    Не likes cars, girls, food and drink. - Он любит машины, девушек, еду и на питки.
    The cars in that garage belong to the girls. - Машины в том гараже принадле жат девушкам.
    She loves life. - Она любит жизнь.
    He"s studying the life of Beethoven. - Он изучает жизнь Бетховена.
    Books are expensive. - Книги дороги.
    Move the books off and sit down. - Убери книги и сядь.

    3. Перед именами собственными , перед названиями :

    континентов, стран, графств, штатов, ГОРОДОВ, улиц, парков, площадей (кроме случа ев, описанных в разделе "Определенный артикль "): Africa, Berkshire, Texas, Oxford, High Street, Brazil, Hyde Park, Trafalgar Square и т.д.

    London is the capital of Great Britain. - Лондон - столица Великобритании.
    I"ve been neither to South Africa nor to North America. - Я никогда не был ни в Южной Африке, ни в Северной Америке.

    Аэропортов, вокзалов, железнодорожных станций: London Airport, Victoria Station

    Университетов, колледжей: Oxford University, Hertford College, Grinnel College

    Журналов: Punch, Language

    Дней недели, месяцев: Sunday, Monday, January, February

    4. Перед существительным, определяемым словами next в значении "будущий" и last в значении "прошлый" (если существительное обозначает время) или количественным числительным (а также буквенным обозначением: Witness "A", Point С, Exhibit В и т.д.), следующим за существительным:

    I went to the Ukraine for my holiday last year, and I am going there next year too. - В прошлом году во время отпуска я ездил на Украину и собираюсь туда на следующий год тоже.
    Wnen World War II broke out, I was in Moscow. - Когда началась вторая ми ровая война, я был в Москве.

    5. Перед существительным, служащим обращением
    How old аrе you, young man? - Сколько вам лет, молодой человек?

    6. Перед названиями наук :

    I like literature and history but I don"t like mathematics. - Я люблю литературу и историю, но не люблю математику.

    7. Перед существительным в заголовках, объявлениях и телеграммах .

    Polish Delegation Arrives in Moscow. - Польская делегация прибывает в Мо скву.

    8. Перед существительными Mother, Father, Uncle, Aunt и др. в роли членов одной и той же семьи:

    Has Mother come back yet? - Мать уже вернулась?
    Father wants to speak to you. - О тец хочет поговорить с тобой.

    9. Перед существительным, стоящим при именах собственных и обозначающим зва ние (научное, воинское) или служащим формой обращения:

    Academician Kurchatov died several years ago. - Академик Курчатов умер несколько лет назад.
    Can I speak to Mr Popov? - Могу я поговорить с господином Поповым?
    Mr Brown wishes to see Dr Smith. - Мистер Браун хочет встретиться с док тором Смитом.

    10. Перед такими существительными, как advice, information, money, hair, fruit, при от сутствии ограничивающего определения:

    This is important information. - Это важная информация.
    I need advice badly. - Мне очень нужен совет.

    11. В некоторых сочетаниях существительного с предлогом, когда все сочетание носит наречный характер :

    for breakfast; at lunch; to dinner;

    at night; at sunset; at first sight; at table; at war;

    by car/bus/bicycle/plane/train/tube/boat/air/water/sea/land;

    by day; by post; by heart; by chance; by mistake; by name;

    on foot; on board a ship; on deck; on demand; on credit; on sale;

    Существительные school, college, hospital, prison, jail, class, university, bed, table, church употребляются без артикля в тех случаях, когда они описывают деятельность, осуществляемую в данных учреждениях. Однако, когда эти существительные называют здания, где осуществляется та или иная деятельность, они имеют тот артикль, который следует употребить с исчисляемыми существительными по правилам. Сравните:

    He"s been to college and he is a good specialist. - Он учился в колледже и он хороший специалист.
    The college was a six-stoned building. - Колледж был шестиэтажным здани ем.
    It is a dark grey building, all stone - it is like a prison. - Это темное, серое здание, полностью из камня - как тюрьма.

    12. Дополнительные случаи употребления существительных без артикля:

    society используется без артикля в значении the society we live in:

    People should work for the benefit of society. - Люди должны работать на благо общества.

    В других случаях оно может использоваться как с определенным, так и с неопреде ленным артиклем:

    It was but natural that he preferred the society of his friends. - Было так есте ственно, что он предпочитал общество своих друзей.

    They decided to found a new society. - Они решили организовать новое об щество.

    существительное space используется без артикля, когда оно обозначает the empty space between the stars:

    Man has just taken his first steps into space. - Человек только что сделал первые шаги в космосе.

    most в значении the majority of не имеет артикля:

    Most birds can fly. - Большинство птиц умеет летать.

    • < Назад

    В английском языке, помимо определенного и неопределенного артиклей, также существует такое понятие, как нулевой артикль. Артикль в этом случае не употребляется или просто опускается.

    Мы опускаем артикль, если:

    1. Это множественное число им. существительного.

    Yesterday I saw lions in the zoo.
    Вчера я видел львов в зоопарке.

    Wolves are dangerous animals.
    Волки очень опасные животные.

    2. Это имена существительные в форме обращения.

    Good morning, captain!
    Доброе утро, капитан!

    3. Это неисчисляемые имена существительные в общем смысле.

    Например:

    Абстрактные существительные: knowledge, love, music, history, time, beauty and etc.

    Knowledge is the key.
    Знание – это ключ.

    Вещественные существительные: meat, grass, sugar, wood, milk.

    My sister eats a lot of sugar.
    Моя сестра ест много сахара.

    Но если мы конкретизируем объект, то используется определенный артикль the.

    The grass is too long.
    Эта трава слишком длинная.

    The music of Beethoven is better than any other kind of music.
    Музыка Бетховена лучше, чем любая другая музыка.

    4. Присутствуют такие определители, как неопределенные местоимения, притяжательные, указательные, вопросительные местоимения, существительные в притяжательном падеже.

    My cat is very clever.
    Моя кошка очень умная.

    I love her stories.
    Я люблю ее истории.

    5. Это уникальные имена собственные, которые не требуют уточнения.

    I saw Lucky was fighting at the ring.
    Я видел Лаки боксирующего на ринге.

    6. Количественное существительное стоит перед существительным.

    Three workers entered the factory.
    Три рабочих вошли на фабрику.

    7. В контексте наблюдается два тесно связанных предмета или объекта.

    They look like mother and son.
    Они выглядят как мать и дитя.

    8. Присутствует указание на одно единственное назначение на пост или должность.

    Theodore Roosevelt was elected as President in 1933.
    Теодор Рузвельт был избран президентом в 1933.

    9. Это титулы, обращения и звания, если за ними следует фамилия:

    Mister Johnson
    Minister Brown

    10. Это определённая группа слов, которую мы условно называем “Family and School” “Семья и Школа ”

    Дом и школа: college, church, home
    Члены семьи: mother, father , aunt, uncle, sister, brother, cousin, grandmother, grandfather
    Принятие пищи: breakfast, lunch, dinner
    Любой спорт: football , basketball, hockey ,baseball
    Любая болезнь: flu, angina , pneumonia (пневмония ) и т.д.
    Праздники: Christmas , Easter

    I play basketball.
    Я играю в баскетбол.

    Why go to church?
    Зачем идти в церковь?

    11. Существительное в своем значении больше относится к качеству, а не к предмету.

    You are not even man enough to admit your fault.
    Ты недостаточно мужественен, чтобы признать свою вину.

    12. С некоторыми географическими названиями.

    Bengal bay
    Бенгальский залив

    озер, если перед ними стоит слово «lake»:

    Lake Tahoe
    Озеро Тахо

    водопадов:

    Victoria Falls
    Водопады Виктории

    полуостровов:

    Kamchatka
    Камчатка

    островов:

    Malta
    Мальта

    Croatia, Brazil
    Хорватия, Бразилия

    отдельных гор (в отличие от цепей):

    Elbrus
    Эльбрус

    континентов:

    Europe, Asia
    Европа, Азия

    Paris, Moscow
    Париж, Москва

    Отсутствие артикля в устойчивых выражениях:

    at breakfast/dinner/lunch за завтраком/обедом/ужином
    at home — дома
    in case of — в случае
    by mistake — по ошибке
    at night — ночью
    at sunset/sunrise на закате/восходе
    in sight — в поле зрения
    in secret — в секрете
    by accident — по случайности
    by air/water/sea/land по воздуху/воде/морю/суше
    by chance — случайно
    by heart — наизусть
    by train/ship/bus поездом/пароходом/автобусом
    in time — во время
    from time to time время от времени
    in fact — по сути
    at war/peace в состоянии войны/мира
    on demand — по запросу
    and etc.

    Стилистическое опущение артиклей в английском языке.

    — В заголовках газет.

    Young man was caught in the city center.
    Молодой человек был пойман в центре города.

    — В сценариях и телеграммах.

    Daily rate was given to poor children in Africa.
    Дневная норма была дана бедным детям в Африке.

    Lamps on the stage stand near cupboard.
    Лампы на сцене должны быть передвинуты к шкафу.

    — В словарных статься, примечаниях и сносках:

    See page 18
    См. страницу 18
    Table 7
    Табличку 7

    Нулевой артикль (англ. zero article ) - такое значимое отсутствие артикля , которое соотносится и сопоставляется с наличием определенного или неопределенного артикля и, подобно этим артиклям, несет смысловую нагрузку. Примером значащего отсутствия артикля (=примером нулевого артикля) является, прежде всего, неупотребление / опущение артикля перед существительными, обозначающими какое-либо вещество и абстрактные категории: water - вода, snow - снег, beauty - красота, love - любовь и т. д. Отсутствие артикля перед существительным в единственном числе обозначает, что существительное выражает данное понятие в максимально общем виде, вне классификации и индивидуализации (это не касается специфических ситуаций, например, необходимость опущения артикля в обращении).

    Нулевой артикль употребляется (=артикль не употребляется):

    1. Если перед существительным стоит другой определитель, например притяжательное, указательное или вопросительное местоимение, а также местоимение some, any, no, each, every: "our dog" - "наша собака", "those cars" - "те машины", "What table?" - "Какой стол?"
    2. Перед именами существительными, перед которыми в единственном числе стоит неопределенный артикль, и которые, соответственно, не имеют артикля во множественном числе: "A body moves under the action of some force." - "Тело движется под действием какой-либо силы."
    3. Перед исчисляемыми существительными во множественном числе, которые употреблены в общих заявлениях, декларациях: "__Children like ice cream." - "Дети любят мороженое."
    4. C существительными неисчисляемыми, употребленными в общих заявлениях, декларациях, в основном, обозначающие вещество, массу: "water" - "вода", "milk" - "молоко", "sugar" - "сахар", "sand" - "песок".
    5. Если перед существительным стоит другое существительное в притяжательном падеже: "__Jack’s ’s
    6. Перед большинством имен собственных: "__Tolstoy is my favourite writer." - "Толстой — мой любимый писатель."
    7. В структурах, содержащих имя собственное, если имя собственное используется в родительном падеже: "__Nelson’s tomb" - "могила (кого?) Нельсона".
    8. Артикль опускается перед абстрактными существительными, перед существительными во множественном числе для обозначения принадлежности предмета к какому-либо классу предметов (с глаголами "to have", "to see", и др., с оборотом "there are", в именной части составного сказуемого) при наличии описательного определения и без него; перед существительным в предложении, если не подчеркивается известность лица, к которому оно относится; в восклицательных предложениях после "what" перед исчисляемыми существительными во мн. числе: "The work gives him __satisfaction." - "Работа приносит ему удовлетворение." "I like to read __English books." - "Я люблю читать английские книги." "What lovely __flowers!" - "Какие чудесные цветы!" "The three sisters are all __teachers." "Все три сестры — преподавательницы."
    9. Перед существительным, определяемым словами "next" в значении "будущий" и "last" в значении "прошлый": "I went to Spain for my holiday __last year, and I am going there __next year too." - "В прошлом году я был в отпуске в Испании и поеду туда опять на будущий год."
    10. Перед именами существительными, обозначающими названия дней, месяцев и времен года: "on __Friday" - "в пятницу", "in __October" - "в октябре", "in __winter" - "зимой".
    11. Если после существительного стоит количественное числительное в значении порядкового: "__lesson ten" - "урок десять (десятый урок)", "__page twenty-five" - "страница 25 (двадцать пятая страница)".
    12. После глагола "to be" и некоторых других глаголов перед предикативом, обозначающим должность, занимаемую единовременно одним лицом: "Who is __manager of the office?" - "Кто заведует этим учреждением?"
    13. Перед существительным в роли обращения: "What are you doing here, girls?" - "Что вы здесь делаете, девочки__?"
    14. Перед существительным, стоящим при именах собственных и обозначающим титулы, звания (научные, воинские) или служащим формой обращения: "__Mr. Brown wishes to see __Dr. Smith." - "М-р Браун хочет видеть доктора Смита."
    15. Перед названиями наук: "I like __Literature." - "Я люблю литературу."
    16. Перед существительными в заголовках, объявлениях и телеграммах: "__Polish Delegation arrives in Moscow." - "Польская делегация прибывает в Москву."
    17. Перед существительными, обозначающими членов одной и той же семьи, родных или близких, если они используются как имена собственные (в речи членов этой семьи): "Father" - "папа", "Mother" - "мама", "Aunt" - "тетя", "Uncle" - "дядя", "Nurse" - "няня", "Baby" - "малыш", "Child" - "дитя".
    18. Перед такими существительными как "advice", "information", "money", "hair", "fruit" при отсутствии ограничивающего определения: "This is __important information." "Это важная информация."
    19. Перед существительным "permission": "He asked me for __permission to stay away." - "Он попросил у меня разрешения воздержаться от участия."
    20. С предложными оборотами, употребляемыми в значении обстоятельств. Часто это обороты с такими существительными как "school" - "школа", "college" - "колледж", "market" - "рынок", "town" - "город", "prison" - "тюрьма", "jail" - "следственная тюрьма", "court" - "суд", "hospital" - "больница", "camp" - "лагерь", "bed" - "кровать", "table" - "стол" обычно с предлогами at , into , to , from , after .
    21. Перед названиями праздников, содержащих слово "day": "before Victory Day" - "до Дня Победы".
    22. C восклицанием what и указательным местоимением such перед словами "news" - "новости", "weather" - "погода", "advice" - "совет", "progress" - "развитие, прогресс" и др. (даны ниже)
    23. Перед существительным после глаголов "to be, act / work as, make, appoint, run for" - "быть, работать / работать в качестве, делать, назначать, выставлять кандидатуру" если существительное обозначает должность, занимаемую только одним человеком: "He was running for __Mayor." - "Он баллотировался на пост мэра."
    24. Перед существительными society opinion в значении "вид групп", mankind в значении "человечество": "socialist / communist / capitalist / bourgeois / civilized / consumer society" - "социалистическое / коммунистическое / капиталистическое / буржуазное / цивилизованное / потребительское общество".
    25. С существительными "breakfast" - "завтрак", "lunch" - "обеденный перекус", "dinner - обед", "supper" - "ужин", "tea" - "чаепитие", для придания им более общего значения — обычно процесса приема пищи (ср. "во время обеда", "после чая" и т. п.).
    26. Перед существительными, употребляющимися парами и соединенными предлогами типа from ... to (till) the bed" - "идти к кровати", "to go to the

    Теперь разберем все пункты подробнее.

    Артикль не употребляется, если перед существительным стоит другой определитель (см. подробнее ), например притяжательное, указательное или вопросительное местоимение, а также местоимение some, any, no, each, every: "my brother" - "мой брат", "this country" - "эта страна", "What story?" - "Какой рассказ?" "some students" - "несколько студентов", "no mistake" - "ни одной ошибки", "each pupil" - "каждый ученик", "every day" - "каждый день".

    Имена существительные, перед которыми в единственном числе стоит неопределенный артикль (см. подробнее ), соответственно, не имеют артикля во множественном числе (по причине того, что формы множественного числа у неопределенного артикля a попросту нет, так как одно из его значений "один": можно сказать "a book" - "одна книга", но нельзя сказать "a bookS" - "одна книгИ"): "A body moves under the action of some force." - "Тело движется под действием какой-либо силы." Но: "__Bodies move under the action of some force." - "Тела движутся под действием какой-либо силы."

    Нулевой артикль употребляется перед исчисляемыми существительными во множественном числе, которые употреблены в общих заявлениях, декларациях: "__Men are fond of hunting." - "Мужчинам нравится охота." "__Dogs should eat meat." - "Собаки должны есть мясо". "__Oranges are good for you." - "Апельсины полезны для вас."

    Отсутствие артикля характерно для существительных неисчисляемых, т. е. не имеющих формы множественного числа, которые употреблены в общих заявлениях, декларациях. В основном, это существительные, обозначающие вещество, массу: "water" - "вода", "milk" - "молоко", "sugar" - "сахар", "sand" - "песок", "light" - "свет", "air" - "воздух", "tea" - "чай", "cotton" - "хлопок", "grass" - "трава" и т. п.: "I like __ice-cream." - "Я люблю мороженое." "__Red is my favourite colour." - "Красный — мой любимый цвет." "__Coffee is produced in Brasil." - "Кофе производится в Бразилии."
    Так как неопределенный артикль обычно употребляется с существительными, обозначающими отдельные исчисляемые предметы, а отсутствие артикля характерно для существительных, выражающих название материала (вещества) и абстрактные понятия, то:

    • отсутствие артикля перед существительными, обычно имеющими конкретное значение, придает слову более отвлеченное значение: "This end wall is all __window ("сплошной источник света") ." - "Эта торцевая стена - сплошной источник света".
    • употребление неопределенного артикля перед существительными, обычно употребляемыми без артикля, сужает объем понятия, и все сочетание обозначает род вещества или определенное его количество: "__Tea is one of the most important crops of South-Western India. If a shilling was given me by Mr. Quinion at any time, I spent it on a dinner or a tea ." - "Чай является одной из наиболее важных сельскохозяйственных культур Юго-Западной Индии. В любое время, если я получал шиллинг от г-на Куиньона, я тратил его на обед или чашку чая [Диккенс]."
      Значение слова "tea" в первом примере — "чай" (название продукта), во втором — "порция чаю" (чашка или стакан чаю). Некоторые существительные в своем основном значении вообще не употребляются с неопределенным артиклем: "weather" - "погода", "progress" - "развитие", "work" - "работа", "information" - "сведения", "permission" - "разрешение", "advice" - "совет": "It was __exhausting work carried on, hour after hour, at top speed ." - "Это был изнурительный труд, продолжающийся час за часом, на максимальной скорости [Лондон]." "He gives me __good advice ." - "Он дает мне хороший совет ." "It was __cold still weather ." - "Было холодно и безветренно [Диккенс]." Ho: "It is not meant to be a great literary work, it is meant to be a history of the building of Socialism ." - "Это означало быть великим литературным произведением, это означало быть историей строительства социализма ."

    Артикль не употребляется, если перед существительным стоит другое существительное в притяжательном падеже: "__Jack’s family" - "семья Джека", "__England’s industry" - "промышленность Англии".
    В таких сочетаниях, как "the teacher"s book" - "книга учителя" артикль относится к, в данном случае к слову "teacher" - "учителя", а не слову "book" - "книга".
    В модели "слово / группа слов в притяжательном падеже + существительное" артикль относится к определению . Не используйте артикль, если определение не требует артикля. Например, "at __today’s / __yesterday’s / __tomorrow’s / __next week’s / __last year’s / __last Tuesday’s, etc. festival" - "на сегодняшнем / вчерашнем / завтрашнем / будущем на следующей неделе / прошлогоднем / прошедшем во вторник и т.п. празднике", "__New York’s tallest building" - ""Самое высокое здание Нью-Йорка", "__Martin’s second wife" - "вторая жена Мартина", "__Japan’s second largest city" - "Второй по величине город Японии" (но: "the world’s highest mountain" - "самая высокая гора в мире").

    Артикль не ставится перед большинством имен собственных, так как имя собственное достаточно конкретно и не требует дальнейших уточнений: "__Tolstoy is my favourite writer." - "Толстой — мой любимый писатель." "__London is the capital of England." - "Лондон — столица Англии." Но: При наличии ограничивающего определения используется артикль the: "I mean the Tolstoy who wrote "Peter I". — "Я имею в виду (того ) Толстого, который написал "Петра I"".

    Артикль опускается перед абстрактными существительными (куда относятся названия общественных явлений, наук, эмоций и т. д.), перед существительными во множественном числе для обозначения принадлежности предмета к какому-либо классу предметов (с глаголами "to have", "to see", и др., с оборотом "there are", в именной части составного сказуемого) при наличии описательного определения и без него; перед существительным в предложении, если не подчеркивается известность лица, к которому оно относится; в восклицательных предложениях после "what" перед исчисляемыми существительными во мн. числе: "The work gives him __satisfaction." - "Работа приносит ему удовлетворение." "I like to read __English books." - "Я люблю читать английские книги." "What lovely __flowers!" - "Какие чудесные цветы!" "The three sisters are all __teachers." "Все три сестры — преподавательницы."

    Артикль не употребляется перед существительным, определяемым словами "next" в значении "будущий" и "last" в значении "прошлый" (если существительное обозначает время): "I went to Spain for my holiday __last year, and I am going there __next year too." - "В прошлом году я был в отпуске в Испании и поеду туда опять на будущий год."

    Артикль не употребляется перед именами существительными, обозначающими названия дней, месяцев и времен года: "on __Friday" - "в пятницу", "in __October" - "в октябре", "in __winter" - "зимой". Когда имеется в виду определенная дата или период (выраженные грамматическим оборотом с предлогом of ), употребляется определенный артикль: "the winter of 1941" - "зима 1941 года", "the October of 1917" - "октябрь 1917 года": "Не returned after the Monday of the explosion." - "Он вернулся после (того) понедельника, когда произошел взрыв "

    Существительное употребляется без артикля, если после него стоит количественное числительное в значении порядкового: "__lesson ten" - "урок десять (десятый урок)", "__page twenty-five" - "страница 25 (двадцать пятая страница)", "Take __bus six." - "Сядьте в автобус шесть." (но: "Take a six bus" - "Сядьте в автобус номер шесть").
    Артикль не ставится перед названиями улиц с порядковым числительным: "The main New York Public Library is situated on __Fifth Avenue between __40th Street and __42nd Street." "Главная Нью-Йоркская публичная библиотека располагается на Пятой авеню между 40-й и 42-й улицами."
    Когда первым идет наречие, или когда оно имеет значение прилагательного (= "the most important" - "самый важный", "the best" - "самый лучший", "the earliest" - "самый ранний") и в некоторых фразеологический оборотах (устойчивых словосочетаниях), числительное "first" используется без артикля: "Ladies __first" - "Сперва Дамы" "With him business comes __first." - "У него дело на первом месте." "Finish your work __first." - "Сначала закончи свою работу." " She came __first (= won the race)." - "Она пришла первой (= выиграла гонку)." "He took __first place." - "Он занял первое место." "She won __first prize." - "Она выиграла первый приз." "They travelled __first class." - "Они путешествовали первым классом." "I’ll do it, __first thing tomorrow morning." - "Я сделаю это первым делом завтра утром." "Do you believe in love at __first sight?" - "Ты веришь в любовь с первого взгляда?"

    Артикль опускается после глагола "to be" и некоторых других глаголов перед предикативом (предикатив - именная часть составного, выраженного не просто одним глаголом, сказуемого, например: "я стал врачом", где "стал" - глагольная часть составного сказуемого, а "врачом" - предикатив), обозначающим должность, занимаемую единовременно одним лицом: "Who is __manager of the office?" - "Кто заведует этим учреждением?" В этом случае часто также употребляется и определенный артикль (the manager), комментарии к последнему случаю см. .

    Артикль не употребляется перед существительным, в роли обращения: "How old are you, __young man?" - "Сколько вам лет, молодой человек?"

    Опускается артикль перед существительным, стоящим при именах собственных и обозначающим титулы, звания (научные, воинские) или служащим формой обращения: "__Academician N. died several years ago." - "Академик Н. умер несколько лет тому назад." "Can I speak to __captain Jones?" - "Могу я поговорить с капитаном Джонсом?" "__Mr. Brown wishes to see __Dr. Smith." - "М-р Браун хочет видеть доктора Смита." Обратите внимание, что такие существительные, предшествующие именам собственным, пишутся с прописной буквы.

    Нулевой артикль употребляется с названиями наук: "I like __Literature and __History, but I don’t like __Mathematics." "Я люблю литературу и историю, но не люблю математику."

    Артикль не ставится перед существительными в заголовках, объявлениях и телеграммах: "__Polish Delegation arrives in Moscow." - "Польская делегация прибывает в Москву." В ряде случаев артикли в газетных заголовках, однако, сохраняются; например, если артикль входит в состав фразеологической единицы (устойчивого выражения): "Soviet Town Planners Take a Look ." - "Советские градостроители ознакамливаются [Дейли уоркер]" "U.S. Clock Firm In Australia Calls It a Day ." - "Американская часовая фирма в Австралии заканчивает работу [Дейли уоркер]."

    Артикли не употребляют перед существительными, обозначающими членов одной и той же семьи, родных или близких, если они используются как имена собственные (в речи членов этой семьи). Такие существительные часто пишутся с прописной буквы: "Father" - "папа", "Mother" - "мама", "Aunt" - "тетя", "Uncle" - "дядя", "Nurse" - "няня", "Baby" - "малыш", "Child" - "дитя": "Has __Mother come back yet?" - "Мама уже вернулась?" "__Father wants to speak to you." - "С тобой хочет поговорить отец."

    Артикль не нужен перед такими существительными как "advice", "information", "money", "hair", "fruit", при отсутствии ограничивающего определения (определения типа "...,тот/та/те который/ая/ые..."): "This is __important information." "Это важная информация." "I need __advice badly." "Мне очень нужен совет."

    Существительное "permission" никогда не употребляется с артиклем: "He asked me for __permission / got __permission / was given __permission to stay away." - "Он попросил у меня / получил / ему дали разрешение воздержаться от участия."

    Отсутствие артикля характерно для предложных оборотов, употребляемых в значении обстоятельств. Часто это обороты с такими существительными как "school" - "школа", "college" - "колледж", "market" - "рынок", "town" - "город", "prison" - "тюрьма", "jail" - "следственная тюрьма", "court" - "суд", "hospital" - "больница", "camp" - "лагерь", "bed" - "кровать", "table" - "стол" обычно с предлогами at , into , to , from , after . Эти существительные в подобных оборотах обозначают не предметы и учреждения , а ту деятельность или состояние , с которыми они связаны; ср. русское: "за столом выяснилось...", "после школы" (= после занятий) и т. п.
    При употреблении с артиклем эти существительные полностью сохраняют значение предметности, ср.: The light of fire and candle shone upon us, seated warm and merry, at __table . - "Свет от камина и свечи падал на нас, согревшихся и оживленных, сидящих за столом [Диккенс]." "Taking a step or two towards the tabl , he said... ." - "Сделав шаг или два в направлении стола, он сказал... [Диккенс]"
    To же в оборотах с союзом as в значении "в качестве": "I remained an inmate of its walls for eight years: six as __pupil, and two as __teacher ." - "Я оставалась заключенной в его стенах в течение восьми лет: шесть, как ученица, и два, как учительница [Бронте]." He had imagined himself speaking and acting half as __man, half as __judge . - "Он вообразил себя себя говорящим и действующим отчасти как человек, отчасти как судья [Голсуорси]."

    Артикль может опускаться в разговорном стиле речи в неполных предложениях: ""Married?" "__Widower, sir. Two children" ." - "" Женаты?" "Вдовец, сэр. Двое детей."[Голсуорси]." "Your mother’s an uncommonly clever woman, you know. __Cleverest woman I’ve ever known ." - "Ваша мать - необыкновенно умная женщина, знаете ли. Умнейшая женщина, которую я когда-либо знал [Бересфорд]."

    Cложившаяся традиция запрещает использовать артикль перед названиями праздников, содержащих слово "day": "before / after New Year’s Day / Victory Day / V-E Day / Constitution Day / Independence Day / Thanksgiving Day / All Fools’ Day" - "до / после Нового Года / Дня Победы / Дня капитуляции Германии перед войсками союзников / Дня Конституции / Дня Независимости / Дня Благодарения / Дня всех дураков".

    Неправильно употреблять артикль с восклицанием what и указательным местоимением such перед словами "news" - "новости", "weather" - "погода", "advice" - "совет", "progress" - "развитие, прогресс" "information" - "сведения, информация" равно как и существительное "work" - "работа" (деятельность и должность), "evidence" - "свидетельские показания; улика, улики", "damage" - "ущерб": "What beautiful flowers!" - "Какие красивые цветы!" "I’ve never seen such computers." - "Никогда не видел таких компьютеров." Тогда как исчисляемые существительные в единственном числе в этой модели употребляются с неопределенным артиклем (как было показано ).

    Как правило, артикль не используется перед существительным после глаголов "to be, act / work as, make, appoint, run for" - "быть, работать / работать в качестве, делать, назначать, выставлять кандидатуру" если существительное обозначает должность, занимаемую только одним человеком: "He was running for __Mayor." - "Он баллотировался на пост мэра." "He was elected __chairman." - Он был избран председателем." "hey made him __headmaster." - "Они поставили его директором." "In Mr Taylor’s absence Mr Brooks acted as __manager." - "В отсутствии г-на Тейлора г-н Брукс работал в качестве управляющего."

    Артикль не употребляется перед существительными society в значении "социальный заказ", opinion в значении "вид групп", mankind в значении "человечество": "socialist / communist / capitalist / bourgeois / civilized / consumer society" - "социалистическое / коммунистическое / капиталистическое / буржуазное / цивилизованное / потребительское общество", "public opinion" - "общественное мнение", "world public opinion" - "мировое общественное мнение", "mankind" - "человечество", "all mankind" - "все человечество".
    Имя существительное в of-фразах, после которых следуют слова "kind" - "вид", "type" - тип, "sort" - сорт, "style" - "тип, сорт", в основном, используется без артикля: "this kind of person(s)" - "такой тип человека (людей)", "that sort of thing(s)" - "такого рода вещь(и)", "this type of film(s)" - "этот тип фильма(ов)" "What kind of person is he?" - "Какой он человек" "What kind of people are they?" - "Что за люди они?"

    Существительные "breakfast" - "завтрак", "lunch" - "обеденный перекус", "dinner" - "обед", "supper" - "ужин", "tea" - "чаепитие" без артикля имеют более общее значение — обычно процесса приема пищи (ср. "во время обеда", "после чая" и т. п.), тогда как при употребление перед ними определенного артикля подразумевается самая сущность предмета, все то, с чем он связывается в нашем представлении, и это противопоставление более понятно на примере: "The dinner is the supreme meal of the day ." - Обед (всё, что под ним подразумевается - во сколько - какое меню - какая обстановка и т.д.) - главный дневной прием пищи [Кристи]. "We had almost finished __dinner, when taking a step towards the table, I said... ." - "Мы почти закончили обед (то бишь принимать пищу), когда делая шаг в сторону стола, я сказал... [Диккенс]"

    Артикль отсутствует перед существительными, употребляющимися парами и соединенными предлогами типа from ... to (till) ..., перед существительными, обозначающими места собраний, куда ходят c основной целью: to be in __hospital (для лечения), "to be in __prison" - "сидеть в тюрьме" (в качестве наказания), "to be at __table" - "сидеть за столом" (принимая пищу), "to go to market" - "идти на рынок" (купить или продать), "in court" - "в суде" (в суде), "to go to __bed" - "отправляться в кровать" (чтобы спать), "go to __school" - "идти в школу" (чтобы учиться), но "to go to the bed" - "идти к кровати", "to go to the school" - "идти в школу, в школьное здание".
    С другой стороны, когда существительное употреблено в значении "здания" а не "деятельности", артикль нужно использовать: "Go past the school, then turn to the left." - "Пройдите мимо школы и поверните налево." "I went to the hospital to see my brother, who had just been operated on." - "Я пошел в больницу проведать моего брата, который только что был прооперирован."
    Артикль также опускается в ряде застывших фразеологических сочетаний, в которых существительное превратилось в составную часть сочетания: "to go on __foot" - "идти пешком", "at __home" - "дома", "__hand in __hand" - "рука об руку", "by __day" - "днем", "by __night" - "ночью" и т. п. Часто они имеют (отвечая на вопросы "как?-где?-куда?-когда?-когда?"). Наиболее характерными с точки зрения наличия или отсутствия того или иного артикля являются сочетания, приведенные ниже:

    Глагольные :
    to have a (good) time (хорошо) проводить время
    to have a smoke (a bite и т. n.) покурить (перекусить)
    to have a look и т. п. посмотреть (на что-л./кого-л.)
    to have a headache (a cold я т. n.) страдать от головной боли (простуды)
    to take the floor брать слово
    to have dinner (supper, lunch, tea)
    Но: to have a good dinner
    обедать (ужинать, завтракать, пить чай)
    to take the trouble взять на себя труд...
    to play the piano (the violin и т.п.) играть на фортепьяно (скрипке)
    to tell the time показывать / сказать, который час
    to tell the truth говорить правду
    to take part (in) принимать участие (в)
    to take place случаться
    to take care (of) следить/ухаживать (за)
    to drop (cast) anchor бросать якорь
    to lose sight (of) потерять из виду, забыть, упустить из виду
    to declare war объявить войну
    to give (to get) permission разрешать (получить разрешение)
    to play football (chess, cards н т. п.) играть в футбол (шахматы, карты)
    to make use (of) использовать, применять
    to go to school посещать школу
    to go to bed идти/ложиться спать
    to go to market (to court) идти на базар (обращаться в суд)
    to go to sea выходить в море (поехать к морю)
    to go to camp поехать в лагерь
    to go for a walk идти на прогулку/пойти погулять
    to go to the cinema (the theatre) ходить в кино (театр)
    to go to (to return to, to come from) town приезжать (возвращаться) в город / приезжать из города
    to be in bed находиться (оставаться) в постели
    to be in town находиться в городе
    to be in prison (hospital и т. n.) сидеть в тюрьме (лежать в больнице)
    to be in debt иметь долги (быть в долгу)
    to be in time успеть вовремя
    to be in a hurry спешить
    to be in a position быть в состоянии
    to be at a loss быть в нерешительности
    to be on board (on deck) быть на борту (на палубе)
    to be on sale продаваться
    to be in (high) demand быть в (большом) ходу
    Обстоятельственного значения :
    at night (at sunset к т. n.) ночью (на закате/на заходе солнца)
    at midnight (at noon) в полночь (в полдень)
    by day днём
    by train (tram, bus, boat) поездом (трамваем, автобусом, кораблем)
    by air (sea, land) самолётом (морем, по суше)
    by post почтой
    by heart наизусть
    by chance случайно
    by mistake по ошибке
    by name по имени
    at table за столом
    at school в школе
    in fact на самом деле
    in conclusion в заключение
    at a distance of
    Ho: in the distance
    на расстоянии...
    вдали
    at a depth of на глубине...
    at a size of в размере...
    at a width of на ширину...
    at a time when в такое время, когда...
    side by side бок о бок
    shoulder to shoulder плечо(м) к плечу
    hand in hand рука об руку
    arm in arm рука об руку
    day by day изо дня в день
    day after day день за днём
    at home дома
    at work на работе
    at peace (at war) в мире (в состоянии войны)
    to at camp в лагере
    at (after, during) dinner (supper, breakfast) за (после, во время) обедом (ужином, завтраком)
    from window to window от окна к окну
    from head to foot с головы до ног (пят)
    from word to word от слова к слову
    from day to day со дня на день, изо дня в день

    При подготовке статьи использовались материалы

    1. Арбекова, Т. И. Английский без ошибок: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. - М.: Высш. шк., 1985. (стр. 134-144)
    2. Бархударов, Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1960. (cтр. 47, 57-60, 68-70)
    3. Беляева, М.А. Грамматика английского языка. – М.: Государственное издательство "Высшая школа", 1963. (cтр. 29-30)
    4. Верба, Л.Г., Верба, Г.В. Грамматика современного английского языка. - Киев: Логос, 2001. (стр. 148-149)
    5. Кожаева, М.Г., Кожаева, О.С. Revision Tables Student’s Grammar Guide. Грамматика английского языка в таблицах: учеб. пособие - М.: Флинта: Наука, 2010. (стр. 11-14)
    6. Мандель, Б. Р. Современный русский язык: история, теория, практика и культура речи. Книга I. Иллюстрированный учебник. - М.: Директ-Медиа, 2014 (стр. 474)