Выбираем пленку для тонировки. Пленки из полиуретана

  • Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25-800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.
  • Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).
  • Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
  • Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
  • Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.
  • Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
  • Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
  • Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
  • Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
  • Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
  • Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
  • Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800-12800 ISO.
  • Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

Цветные пленки

  • Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
  • Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
  • Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
  • Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
  • Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
  • Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
  • Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

Составлял Дмитрий Башков

Нет однозначного ответа на вопрос о том, какую пленку лучше использовать для теплицы – у каждого вида имеются свои сильные и слабые стороны. Решая, какую пленку выбрать для теплицы, многие садоводы ориентируются на стоимость укрывного материала. А его цена, в свою очередь, будет зависеть от того, многолетняя это пленка для теплиц или нет, и от качественных и технических характеристик материала.

Пленка для теплиц: основные характеристики материала

Тепличная пленка – хорошая альтернатива стеклу, а современные покрытия имеют перед ним массу преимуществ. Они дешевле, легче монтируются и заменяются в случае повреждения фрагментов. Их применение выводит на новый уровень выращивание любых культур благодаря свойствам, которые отсутствуют у стекла – способность рассеивать солнечный свет и пропускать воздух.

Виды пленки для теплиц

Полиэтиленовая пленка бывает различных видов – нестабилизированная и стабилизированная плёнка, не пропускающая тепло, ПВХ-плёнка, армированная, сополимерная и плёнка с добавками.

Полиэтиленовая пленка для теплиц без стабилизации – это обычная покрывная плёнка, самая доступная по цене. Срок её службы в теплицах – до 4-6 месяцев, то есть она – односезонная. Материал просто устаревает – растягивается и рвётся. Кроме того, на её внутренней поверхности скапливается конденсат – «капель», вредная для растений, а на наружной оседает пыль, из-за чего снижается прозрачность, и в результате – нехватка освещённости в теплице.

Теплица из полиэтиленовой пленки с UV-стабилизатором – более совершенная. Такая плёнка устойчива к воздействию УФ-излучения и не пропускает ИК-излучение, а значит, более долговечная и теплосберегающая. Также её существенное отличие в том, что образующийся капельный конденсат не опадает на растения, а скатывается вниз – это большой плюс. Кроме того, она пылеотталкивающая, и её прозрачность сохраняется весь срок эксплуатации. Может служить до 5 лет. Обычно выпускается следующих цветов: зеленая стабилизационная пленка для теплиц, оранжевая, жёлтая или синяя пленка для теплиц.

Это морозостойкая пленка белёсого молочного цвета, которая способна удерживать тепло на 2-3 % лучше, чем обычные плёнки. Она также отталкивает пыль и загрязнение, остаётся прозрачной и обладает гидрофильным эффектом. Её минус – недолговечность, срок службы – 7-8 месяцев, а плюс – значительное повышение урожая в крытых ей теплицах.

Знаете ли вы? Благодаря теплоудерживающей плёнке урожайность овощных культур может вырастать от 10 до 25 %.

На сегодня – самая прочная, эластичная и долго используемая плёнка. Срок службы в среднем – 7 лет. Пленка ПВХ прозрачная плотная проницаема для инфракрасных лучей. Это означает, что температура в теплице в морозы не понижается. Но её использование снижает проницаемость УФ лучей до 15-20 %, также относительно быстро загрязняется пылью (нужно часто мыть), может провисать, что требует подгонки и периодического подтягивания плёнки.

Важно! Провисшую плёнку обязательно подтягивать не откладывая. Иначе она рвётся.

Армированная пленка для теплиц

Это стабилизационная плёнка с повышенной прочностью – она проармирована полиэтиленовой нитью, что повышает срок её службы до 1,8-2 лет. Но при этом световая проницаемость её снижается на 12-13 %. В южных регионах это не очень существенно, а для северных – будет минусом.

Одна из самых часто применяемых плёнок. Сополимерная плёнка – достаточно эластичная, прочная, светопроницаемая, морозоустойчивая, гидрофильная и износостойкая. Сохраняет свои свойства до 3 лет. Выпускается шириной от 150 до 600 см, толщиной – 0,09–0,11 мм. Это оптимальная толщина, которая является рекомендованной. Более толстая полиэтиленовая пленка, в принципе, и не нужна, она не будет выгодна экономически.

Важно! При высоких температурах воздуха на улице возможен перегрев растений в теплице, крытой сополимерной плёнкой.

Пленки с добавками

Все перечисленные плёнки, кроме обычной, – это плёнки с добавками, за основу которых была взята простая полиэтиленовая плёнка. Кроме них, есть также и другие виды плёнок. Так, чёрная плёнка – это материал для мульчирования, применяется как мульча. Светорассеивающее покрытие для теплиц – белого цвета, способно рассеивать солнечные лучи, создавая полутень, и предотвращать перегрев растений внутри теплицы. Акриловая пленка – «дышащая» и одновременно теплосберегающая.

Основные характеристики при выборе пленки

Выбирают плёнку для теплиц с высокой плотностью в пределах 160-230 мкм. Размер может быть разным – от 1,2 до 6 м в ширину и до 100 (!) м в длину. Выбирать нужно плёнку у заслуживающего доверия продавца и брать материал зарекомендовавшего себя производителя. Потому что сложно определить визуально – качественный ли товар, с соблюдением всех параметров вам предлагают или нет. Сегодня большинством специалистов рекомендуются к использованию плёнки российских производителей с отличным соотношением цена/качество.

Знаете ли вы? Наиболее часто используемые марки плёнок российских фирм «Полисветан», «Редлайн», «Антиплесень», «Урожай».

Эксперты советуют при выборе плёнки для парника ориентироваться на ее функциональное назначение. Если она нужна для мини-парника на рассаду, то вполне подойдёт одноразовый бюджетный вариант – обычная плёнка. Это будет недорого, и на следующий год под рассаду можно будет купить новый материал. А если нужна плёнка для непрерывного использования круглогодично – тогда нужно смотреть по цене и выбирать более износостойкий и агротехнически совершенный материал. Также при выборе обязательно учитывается регион (северный, южный) и сам участок – если это возвышенность и частые ветра, то нужно брать более прочный материал. Если климатические условия относительно спокойные или участок в низине, то есть защищён рельефом, то рассматривайте средние варианты, подходящие по стоимости.

Хотя аналоговая фотография в наши дни имеет маргинальный статус, на пленку до сих пор снимают и ее до сих пор принимают в фотоцентрах на проявку. Профессиональные фотографы не отказались от аналоговой технологии, которая в некоторых видах съемки не имеет равноценной альтернативы — пейзаж и съемка интерьеров, художественная фотография. Для фотолюбителей пленка открывает новые горизонты творческого поиска.

Показателен тот факт, что многие энтузиасты пленки приходят к ней, поснимав на «цифру». Они назовут немало причин: возможность менять «матрицу» с каждой катушкой, глубина/объем пленочного изображения, механическая надежность. Выбор аналоговой камеры — вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения с учетом формата камеры и ценового уровня. А пока мы остановимся на вопросе, объединяющем аналоговые камеры любого класса и производителя.



Форматы пленок

В наши дни в продаже можно встретить пленки следующих форматов:

Узкий формат. Тип 135. Перфорированная пленка для узкопленочных камер в кассетах, рассчитанных на 36 кадров размером 24×36 мм. Встречаются кассеты с любительской пленкой, рассчитанные на меньшее количество кадров. Некоторые профессиональные пленки 35 мм можно купить «оптом» в рулонах для самостоятельной фасовки по кассетам.
- Средний формат. Тип 120 (рольфильм). Пленка шириной 56 мм (без перфорации) имеет фиксированную длину, рассчитанную на получение 16 кадров 42,5×56 мм, 12 кадров 56×56 мм или 10 кадров 56×70 мм. Размер кадра зависит от типа камеры (66, 645 или 67), а самым распространенным в среднем формате является квадратный кадр 56×56 мм.
- Широкий формат. Листовая пленка для камер большого формата (9×12 или 13×18 см).

Проще всего найти в продаже пленку35 мм. С рольфильмом могут возникнуть проблемы, а с покупкой листовой пленки они рано или поздно возникнут даже у жителей Москвы и Петербурга. На помощь приходят западные веб-магазины www.adorama.com и www.bhphotovideo.com .

120-я пленка продается в катушках с защитным раккордом — бумажной лентой, которая закрывает пленку по всей длине, защищая ее от света. Такая конструкция используется с 20-х годов XX века. Тогда у многих камер не было счетчика кадров. Их отсчет производился по смотровому окошку на задней стенке камеры, закрытому красным стеклом. Дополнительную защиту от засветки обеспечивал бумажный раккорд.

Кроме 120-го типа некоторые среднеформатные камеры могут работать с пленкой 220-го типа. Ее отличие — в два раза больше длина пленки (соответственно, и количество кадров). Сейчас приобрести такую пленку можно только в западных интернет-магазинах.

Чувствительность

Чувствительность выражается в единицах международного стандарта — ISO. Пленка 100 единиц оптимальна для съемки солнечным днем, 50 единиц — работы в студии. В помещении пригодятся пленки на 400 или 800 единиц. С ростом чувствительности снижается детализация изображения и растет зернистость, что обычно рассматривается как недостаток. Но высокая детализация нужна не всегда. В отличие от шумов на цифровых камерах благородное зерно черно-белых пленок часто используется в художественных целях. Например, крупным красивым зерном обладает пленка Rollei R3.

Разновидности фотопленок

Какую пленку купить — цветную или черно-белую? Ответ находится в плоскости личных предпочтений и творческих задач фотографа. Существует великое множество пленок, различающихся тональностью, контрастностью, размером и формой зерна, толщиной подложки. В общем приближении ныне существующие пленки можно подразделить на несколько типов:

Процесс Внутривидовые различия Исключения
Черно-белые негативные Д-76 (традиционные) Панохроматические/ ортохроматические Инфракрасные
C-41 (Хромогенные) Тип эмульсии - классический или t-grain Со сверхвысоким разрешением
Цветные С-41 (Негативные) Для дневного/ искуственного света
Е-6 (слайдовые) Живые/нейтралбные цвета слайдовые пленки, проявляемые по оригинальному процессу (например, Kodachrome)

Если вам хочется фотографировать на черно-белую пленку, но нет желания работать с растворами и бачками, остановите выбор на хромогенной пленке, которая проявляется в фотоцентрах по стандартному лабораторному процессу С-41. «Псевдочерно-белые» пленки удобны для новичков и позволяют получать стабильно качественный результат. Обладая очень высокой фотоширотой, они оптимальны для жанровой съемки, когда на точное определение экспозиции нередко просто нет времени. Как и цветной негатив, хромогенная ч/б-пленка обладает почти неразличимым зерном, но существует один важный нюанс: печатать фотографии также следует, как с цветных негативов (ручная печать на черно-белой бумаге не принесет качественных результатов). Исключение — Illford XP2 Super, при разработке которой была сохранена возможность ручной оптической печати.

Для художественных задач профессиональные фотографы, снимающие на ч/б, предпочитают классическую пленку на кристаллах галоида серебра. Как правило, она проявляется вручную. Также существуют пленки на плоских (T-Grain) кристаллах. Многие предпочитают проверенные временем варианты и утверждают, что T-Grain дают «пластмассовую» тональность. Но данное суждение вряд ли обоснованно. Ведь самые современные Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 на плоских кристаллах не уступают в плане рисунка Illford HP5 или Kodak Tri-X, которые любили великие фотографы прошлого.

К пленкам сверхвысокого разрешения относятся Gigabitfilm, Adox и отечественная «Тасма» ФН64. Особенность самой распространенной из них — Gigabitfilm — входящая в комплект емкость со специальным проявителем. При использовании высококачественной оптики (Leica, Contax G-series) пленка с легкостью выдает разрешение 300 линий на миллиметр. Вытянуть все детали может далеко не каждый сканер, но ручная печать позволяет получить разрешение на уровне среднего формата.

Для съемки в ИК-диапазоне с соответствующим фильтром на объективе можно найти в продаже только пленки Rollei Infrared. Из употребления вышли «нестандартные» пленки ортохроматического типа (нечувствительные при проявке к свету красного фонаря) и слайд Kodachrome, в эмульсию которого красители попадают в процессе проявки.

Цветные негативные пленки, как и черно-белые, отличаются прекрасной фотоширотой. В отличие от слайда они экономичны в использовании и легко сканируются. Слайд — вне конкуренции благодаря прекрасной цветопередаче, отсутствию зерна и недостижимой для негативной пленки и цифры детализации. В то же время он уступает негативу с точки зрения динамического диапазона, крайне требователен к точности экспозиции, а его проявка нередко обходится дороже самой пленки. В профессиональной съемке пейзажей, интерьеров широкоформатному слайду до сих пор нет аналогов.

Индекс VC или C на упаковке от негативной пленки указывает на повышенную насыщенность и контраст, NC или S — на более нейтральный. Слайдовые пленки также различаются по цветопередаче, но это различие является более глобальным, разделяя отдельные марки слайдовой пленки (например, сверхнасыщенная Fujichrome Velvia и реалистичная Provia). Большинство слайдовых пленок предназначены для температуры дневного/импульсного света, а при съемке в помещении их приходится использовать с конверсионными фильтрами. В продаже иногда встречаются слайдовые пленки, оптимизированные для комнатного освещения (Kodak Ektachrome 64Т).

Транспортировка и хранение

Дорогие профессиональные пленки, в особенности цветные, как правило, весьма требовательны к условиям хранения, а найти для них холодильник вдали от дома не всегда возможно. Для поездок в жаркие страны или туристических походов можно остановиться на промежуточном варианте (например, Fujicolor Superia Reala).

Отметим также, что при перевозке неотснятых/непроявленных пленок в аэропортах в процессе досмотра излучение рентгеновских сканеров может привести к частичной порче пленок. Избежать подобной проверки сложно, но снизить воздействие можно, если проносить пленки в составе ручной клади, а не в багаже, где излучение существенно выше. Производители советуют как можно быстрее проявлять отснятые материалы. Но это, конечно, возможно далеко не всегда. Хранить пленку рекомендуется в холодильнике.

Топ-20 самых популярных пленок

Черно-белые пленки:

Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25-800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.
Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).
Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
- Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.

Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
- Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
- Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
- Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
- Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
- Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
- Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800-12800 ISO.
Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

Цветные пленки:

Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
- Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
- Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
- Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
- Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
- Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
- Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

оригинал статьи http://pro-format.ru/films/ilford1/item2/

Пленки из ПВХ

Их еще называют виниловыми или полиуретановыми. ПВХ – это грубо говоря, пластик. Пластик на морозе становится хрупким и подвержен царапинам, но эту пленку легко полировать мелкоабразивными или безабразивными пастами.

Виниловые пленки в основном продаются в цвете, но есть и прозрачные варианты. Виниловые прозрачные пленки лучше наносить на автомобили светлых цветов, так как на светлых автомобилях на будет видна «шагрень» или текстура пленки, которая у пленок ПВХ не идеальная.

ПВХ пленки обычно используют, когда бюджет на оклейку автомобиля ограничен. Но даже ПВХ пленка на кузове автомобиля, гораздо лучше, чем ничего, так как толщина пленки от 135 микрон гораздо лучше защитит автомобиль от сколов и царапин, чем любая керамика или воск.

Пленки из полиуретана

Полиуретан по своим свойствам больше напоминает резину. Такая пленка очень прочная. Бывает даже, что камень оставит вмятинку на капоте, а краска остаётся целой! Сохраняет свои свойства при низких температурах. Более прозрачен, чем ПВХ. Не требует нагрева при монтаже и демонтаже.

Толщина полиуретановых пленок варьируется от 150 до 300 микрон. Стоимость полиуретановых пленок значительно больше, чем ПВХ. Срок службы у полиуретановой пленки до 10 лет.

Отличить полиуретан от ПВХ не очень сложно . Возьмите в руки лоскуток пленки шириной один-два сантиметра и попробуйте порвать. Если получилось, то у Вас в руках ПВХ, если кусок пленки сильно растянулся – значит, полиуретан.


C какими виниловыми (ПВХ) пленками мы работаем

KPMF 8 . Самая лучшая из виниловых пленок, на наш взгляд. Она литая, что делает ее более прочной и не дает усадки на кузове. На этой пленке самый лучший лак. Ее дольше всех не разъедают реагенты на наших дорогах. Она не желтеет и не синеет со временем. В случае с идеально белыми авто она сразу даёт слегка заметный оттенок, который потом не меняется.


ORAGUARD 270
. Самая толстая из виниловых пленок. Соответственно лучше справляется с сколами. Но у нее есть два больших минуса. Во-первых, она желтеет и синеет спустя 3 месяца эксплуатации автомобиля. И во-вторых, лак на пленке очень слабый. Если редко мыть машину зимой, то реагенты разъедают лак и автомобиль выглядит грязным, даже сразу после мойки. В первую очередь это становится заметно на капоте, где грязь с реагентами не стекает.


HEXISCAR 100
. Имеет заметную шагрень. По толщине такая же, как и KPMF, но даже сам производитель пленки заявляет, что она подходит только для краткосрочного применения. Заявленный срок службы – один год.

С какими полиуретановыми пленками мы работаем

3М VENTURE SHIELD – самая толстая пленка среди полиуретановых. Толщина 220 микрон. Её используют автопроизводители. Вы наверняка замечали у новых автомобилей небольшие куски прозрачной пленки в районе задних арок. Так они борются со сквозной коррозией при гарантии на кузов. Её производят уже очень давно и за этот срок мало чего поменялось.

Она желтеет, что бы ни говорили специалисты. И не важно какой раствор использовать. Ёе сложно и не везде можно подвернуть во внутрь, чтобы закрыть края кузова. У этой пленки нет гидрофобного, самовостанавливающего слоя, поэтому она со временем затирается.


3М SCOTCHGUARD –
новая пленка от производителя 3М. Имеет супер глянцевую поверхность. Толщина на 50 микрон меньше чем у Venture Shield. Очень сильный клей, что не является преимуществом. Так как нанести эту пленку без растяжек клея, которые заметны особенно на черных авто, нереально!


ORAGUARD
280 и 283 – эта пленка является полным аналогом 3MVenture Shieldпо нашему профессиональному мнению, и она обладает всеми минусами своего аналога.


HEXISBODYFENCE –
лучшая пленкой среди полиуретановых. Верхний слой этой пленки гидрофобный и самовосстанивливающийся. Это означает, что грязь не задерживается, а стекает. Машина меньше пачкается. Мелкие царапины затягиваются при нагреве. Достаточно вылить на пленку горячей воды.

Многие автовладельцы сразу же после приобретения машины задумываются о том, какую тонировочную пленку для нее купить. В России разрешена тонировка любого автостекла, если светопропускание ее больше 70%. В противном случае можно тонировать только заднее стекло, задние боковые стекла и наклеить прозрачную цветную пленку на верхнюю часть ветрового стекла.

Пленка для тонировки авто обладает множеством преимуществ.

  • Обеспечивает светопоглощение (не только солнечных лучей, но и света фар), что снижает утомляемость водителя и вероятность его ослепления в дневное и в вечернее время.
  • Препятствует нагреву и охлаждению салона машины.
  • Убережет водителя и пассажиров от попадания осколков стекла внутрь салона при возникновении аварии.
  • Правильно подобранная по цвету пленка придаст авто более привлекательный вид.
  • Не позволяет увидеть, что делается внутри салона авто, тем самым обеспечивая приватность. При этом пленка не препятствует обзору изнутри машины.
  • Тонировка защищает салон машины от негативного влияния ультрафиолета, и дольше сохраняет его эстетический внешний вид.

Средняя цена — 586 рублей за погонный метр.

Одна из лучших тонировочных пленок для авто в эконом-сегменте производится индийской компанией GarwarePolyesterLimited. Множество положительных отзывов за прочность и долговечность заслужили металлизированные пленки SunControl серии HP и равномерно окрашенные пленки серии NR, с большим выбором оттенков и защитой ультрафиолета до 99%. Они не царапаются при мытье, и не уступают продукции других фирм по светостойкости, механической прочности и адгезии клея к стеклу.

Из минусов: SunControl имеет репутацию бюджетной пленки.

Средняя цена — 650 рублей за погонный метр.

Американский производитель CommonwealthLaminating&Coating, Inc. выпускает отличные пленки, которые тоньше и мягче чем изделия других фирм. Выцветание происходит равномерно и спустя, как минимум, пять лет. Самой доступной по цене является серия Standart в различных оттенках серого. Ее светопропускание составляет от 8 до 50%. Более дорогой вариант — металлизированные пленки HighPerformanceCharcoal. А для тех, кто ищет наилучшие теплоотражающие свойства предназначена серия пленок Spectra.

Недостаток: очень сильная адгезия клеевого слоя к стеклу, из-за чего могут возникнуть сложности с удалением пленки со стекла.

Средняя цена — 700 рублей за погонный метр.

Раньше бренд Global Window Films предназначался исключительно для американского и канадского рынков, однако со временем пришел в Европу и Россию. Пленка производится на предприятии с полным замкнутым циклом, что сокращает время и затраты на производство и доставку сырья.

Достоинства пленок: стабильность цвета, наличие защитного слоя, защищающего от царапин, долговечность и устойчивость к выцветанию, хорошие теплоотражающие свойства.

Минусы: бренд не слишком известен в России.

Средняя цена за погонный метр — 300 рублей.

Самая дешевая пленка в рейтинге тонировочных пленок для авто 2017 года. Но несмотря на цену качество у пленка на высоком уровне. Производится она в США, имеет широкую гамму оттенков и обладает отличной защитой от УФ-лучей, хорошей односторонней видимостью, надежной защитой от повреждений. Она оптимальна по соотношению цены и качества. Вот только элитная атермальная пленка Armolan стоила слишком дорого и найти ее в продаже тяжело.

1. Llumar

Цена за погонный метр — 2200 рублей.

Лучшая пленка для тонировки авто изготавливается в США и входит в топовый сегмент как по цене, так и по качеству изготовления. Есть несколько серий Llumar:

  • AT — равномерно окрашенные.
  • ATR — металлизированные (с высоким коэффициентом светоотражения).
  • ATN — со структурой «цвет-металл-цвет», что препятствует эффекту внутреннего отражения.
  • ATT — с уровнем светопропускания от 15 до 68%.
  • PP — с прямым магнетронным напылением для оптимального отражения теплового излучения.
  • AIR — очень тонкие, не задерживающие свет..

Пленка Llumar хотя и стоит дорого, но не выгорает минимум 5 лет и прослужит очень долго. Из-за частых подделок рекомендуется брать ее только в проверенных интернет-магазинах или у официального представителя в России.