Здоровье и факторы его формирования. Факторы, формирующие здоровье

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм - система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". Если вдуматься в это определение, можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией, Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

При приеме внутрь алкоголь всасывается через слизистую оболочку желудка (20 %) и кишечника (80 %). Продолжительность всасывания алкоголя 40-80 минут, при этом через 5 минут он уже определяется в крови, а через 30 минут - час достигает в ней максимальной концентрации. На всасывание алкоголя и уровень его концентрации в крови влияет прежде всего наличие и характер принимаемой пищи, а также функциональное состояние желудочно-кишечного тракта. Картофель, мясо, жиры препятствуют всасыванию алкоголя в желудке, что ослабляет опьяняющее действие.

Клетки мозга и печени сильнее всего поглощают алкоголь, чем объясняется наибольшее поражение этих органов при злоупотреблении им.

Окисление алкоголя происходит с помощью фермента алкоголь-дегидрогеназы в печени и крови. Количество и активность данного фермента различно в организме различных людей, и у женщин, и подростков ниже, чем у мужчин. 90-95,% алкоголя разлагается в организме до конечных продуктов распада — углекислоты и воды, а остальные 5-10 % выделяются в неизменном виде (с выдыхаемым воздухом, потом и с мочой). Недоокисленные продукты алкоголя задерживаются во внутренних органах (мозге, печени, сердце, желудке, ЦНС и др.) до 15 суток и при повторном употреблении алкоголя возникает суммирующее действие.

Действие алкоголя на организм характеризуется двумя эффектами: психотропным и токсическим. Эйфория и двигательная активность сменяются заторможенностью и нарастающим оглушением, что связано с токсическим действием алкоголя и угнетением центральной нервной системы. Психомоторное возбуждение при легкой степени опьянения (0,5-1,5 % в крови) переходит в замедленные, плохо координируемые движения, эйфория сменяется колебаниями настроения и опьянением средней степени (1,5-2,5 % в крови) нередко заканчивается сном. При тяжелой степени опьянения (2,5 % и выше) ориентировка полностью утрачивается, развивается стопорозное, а затем и коматозное состояние с нарушениями со стороны всех органов и систем организма. Увеличение концентрации алкоголя свыше 5 % может привести к смерти.

Как всякий наркотик, алкоголь привлекает к себе слабых и инфантильных людей. Употребление алкоголя является своего рода испытанием для личности и организма человека. Пьянство нередко является индикатором несостоятельности в какой-либо из человеческих сфер (нравственной, психологической и т. д.). Духовная неразвитость, утрата или отсутствие высших интересов приводят к эгоцентрической направленности личности. Алкоголь закрепляет переход человеческого существования в тесный мирок биологических, физиологических потребностей, выбраться из которого совсем не просто.

Алкогольная эйфория исключает возможность критического отношения к своим высказываниям, поступкам, действиям, приводит к потере бдительности, употребление спиртных напитков уничтожает все, чем обогатил человек свой ум и профессиональный опыт в течение жизни. С понижением трудовых способностей нарушается и психическое здоровье, слабеет воля, интеллект. Академик В.И. Бехтерев говорил: «От алкоголиков родителей родится (на каждые сто человек) десять уродов, восемь идиотов, пятнадцать больных падучей, пять алкоголиков. Из ста самоубийц — половина алкоголики...» Показатель смертности от разных причин у лиц, потребляющих алкоголь, в 3-4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Средняя продолжительность жизни не превышает обычно 55 лет.

«Алкогольная зависимость» имеет 3 степени: она может быть легкой (потребность выпить, когда нет алкоголя), умеренной (пьянство без повода, в неподходящих условиях, втайне от других), выраженной (запой, безудержная тяга к алкоголю, неспособность выполнять профессиональные и социальные обязанности). Поэтому надо говорить не о пьяницах и. алкоголиках, а о потребляющих спиртные напитки. Но никто и нигде не провел границы, где кончается потребление и начинается злоупотребление и что приносит человечеству больший вред. Так, например, кружка пива увеличивает опасность автомобильной катастрофы в 7 раз!

Под действием алкоголя изменения возникают практически во всех жизненно важных органах. Печеночные клетки перерождаются, печень сморщивается, подобные явления возникают в поджелудочной железе. Алкогольное поражение сердца в виде гипертрофии миокарда и его ожирения («бычье сердце») приводит к сердечной недостаточности с одышкой, отеками, нарушениями ритма. В головном мозге отмечается сильное переполнение сосудов кровью, нередко их разрыв в области мозговых оболочек и на поверхности извилин. Снабжение мозговых клеток кислородом нарушается или прекращается, что приводит их к гибели.

Алкоголь губительно действует на половую систему. У мужчин, даже изредка употребляющих алкоголь, число сперматозоидов в семенной жидкости и их подвижность снижены на 30 %. У хронических алкоголиков снижается уровень мужских половых гормонов в крови и развивается импотенция и атрофия яичек, а уровень женских половых гормонов растет, что ведет к появлению женского типа оволосения и увеличению грудных желез.

Доказано изменение наследственного аппарата половых клеток под влиянием алкоголя. Алкоголь губительно действует на детей еще до их рождения. Дети часто рождаются слабыми, с отставанием в физическом развитии, мертворожденные. Влияние алкоголя на потомство идет по двум направлениям. Во-первых, изменениями в половой сфере людей, включая атрофию репродуктивных органов, снижение функций половых клеток и уменьшение выработки половых гормонов. Во-вторых, прямое действие на зародышевую клетку.

Особенно тяжелыми бывают последствия женского алкоголизма. К действию алкоголя развивающийся организм особенно уязвим в первые 3-8 недель беременности, что может привести к алкогольному синдрому плода — особый тип сочетания врожденных черепно-лицевых аномалий, пороков развития органов, и частей тела с последующими нарушениями умственного и физического развития детей.

Микроцефалия (неестественно маленькая головка), недоразвитый подбородок, уплощенный затылок, волчья пасть, микрофтальм (уменьшение глазных яблок неправильной формы), птоз (опущение верхнего века), косоглазие — вот неполный перечень дефектов лица и черепа, характерный для алкогольного синдрома плода. Кроме того, пороки сердца: незаращение артериального протока, недоразвитие или отсутствие легочной артерии, дефекты перегородок сердца; пороки развития половых органов, мочевыводящих путей, отсутствие заднего прохода могут встречаться у детей с алкогольным синдромом.

Нарушения психического развития зависят от тяжести повреждений ЦНС — от полной идиотии до олигофрении различной степени, нарушения зрения, слуха, задержка речи, неврозы. Одним из ранних проявлений неврастении считают нарушения сна: беспокойный сон, плач во сне, капризы при засыпании, такие дети путают день с ночью, во время сна у них бывают пароксизмальные состояния (вздрагивание, сердцебиение, слюнотечение, недержание мочи, приступы кашля) и даже сноговорение и снохождение (сомнабулизм , лунатизм).

Весьма часто алкогольный синдром плода проявляется в виде эпилепсии. Среди пациентов психиатров от 60 до 80 % приходится на долю людей, родители которых страдали алкоголизмом. Дети, родившиеся от отцов, пьянствовавших в течение 4-5 лет, страдают умственной неполноценностью. Эти ученики быстро утомляются, их внимание рассеивается, они не могут решать сложные задачи, требующие сообразительности и творческих усилий, у них быстро пропадает желание учиться.

Алкоголь действует на организм ребенка намного сильнее, чем на организм взрослого. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает опустошающее действие на психику подростка: задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и этических понятий, но утрачиваются уже развившиеся способности.

Подросток становится грубым, черствым, злобным, равнодушным, нарастает вялость, апатия, исчезает желание что-то делать и к чему-то стремиться. Вместе с тем алкоголь притупляет нравственное начало, что приводит к росту преступности. За пьянство родителей расплачиваются дети, которые часто рождаются невропатами, психопатами, с врожденными уродствами или дефектами. За последние 20-30 лет неуклонно увеличивается количество школ (коррекционных классов) для дефективных и умственно отсталых детей.

Наркомания и токсикомания. Наркомания — болезненное пристрастие к наркотикам, неконтролируемое их потребление. Наркомания — группа заболеваний, выражающихся в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне при условии постоянного потребления наркотических веществ, что ведет к глубокому истощению.

Наркомания - болезнь, делающая человека социально опасным.

Наркомания является следствием патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, что в сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями жизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ наркотического действия.

Различают наркотики растительного происхождения: кокаин , опийные препараты — морфин , героин ; препараты индийской конопли — гашиш, анаша, план, марихуана . Синтетические препараты психотропного действия: снотворные, обезболивающие, успокаивающие. Самые тяжелые наркомании (быстро наступает физическая и психическая зависимость) вызывают наркотики растительного происхождения.

Наркотики поражают генетический аппарат. Причем, если мужчина при условии полного отказа от любых видов наркотиков имеет шанс через 4 года восстановить свою репродуктивную сферу, то у женщин не удалось установить факт восстановления яйцеклеток, подвергшихся действию наркотиков. Генетический фонд нации есть главное сокровище, его потеря и разрушение есть величайшее преступление не только перед живущими поколениями, но и перед будущим.

При поражении генетического кода возникают анатомические дефекты развития и происходит повреждение сознания. Причем в том случае, если первые отсутствуют до поры до времени, создается видимость благополучия. Частичное поражение отдельных органов (косоглазие, глухота, глухонемота) в настоящее время носит массовый характер.

Наркоман редко живет дольше 30-35 лет. Смерть наступает либо от передозировки, либо от истощения, либо от заражения гепатитом, СПИДом или введения токсических примесей.

Учитывая то, что данные болезни имеют тенденцию к омоложению (возраст начала приема наркотиков сегодня 9 лет), необходимо начинать просвещение уже в детском возрасте. Установлено, что в этом возрасте три главные причины приводят к диагнозу «наркомания» — любопытство 65 %у влияние среды 14 %, подражание 13 %. Решающее значение имеют типологические особенности характера ребенка, подростка. Это сверхвозбудимость психики или заторможенность (непрестижное положение в коллективе). Изучения личности наркоманов оставляют впечатление отсталости в развитии: они обидчивы и капризны, эгоистичны и эмоционально неустойчивы, склонны к тоске и депрессии.

Для них характерны безответственность, духовная пустота, недостаток жизненных интересов, незнание вреда наркотиков, психические отклонения и болезни. Эти черты могут неосознанно формироваться воспитателями (родителями, педагогами). Такое неправильное воспитание, как чрезмерная забота матери в раннем детстве или безграничная свобода, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение прихотей или же наоборот — суровое отношение, нетерпимость к личности ребенка, эмоциональная холодность родителей формируют тот или иной тип личности ребенка.

Воспитатель должен помнить, что та или иная потребность является движущей силой поведения человека. Ни одна из потребностей (биологическая или социальная) не может длительное время оставаться неудовлетворенной. В процессе воспитания (семья, школа, ровесники, спорт и т. д.) ребенок овладевает способами удовлетворения своих потребностей. Задача воспитания — научить ребенка самостоятельному выбору этих способов, а также правильному принятию решения в трудной ситуации.

Следует обратить внимание на восемь симптомов физического и эмоционального характера, которые свидетельствуют об употреблении человеком наркотиков:

1. Типичным признаком является воспаление век и носа. Зрачки или сильно расширены или сильно сужены в зависимости от того, какой вводился наркотик.

2. Могут проявляться отклонения в поведении. Человек бывает заторможенным, угрюмым, отсутствующим или, наоборот, ведет себя истерически, шумно, проявляет чрезмерную подвижность.

3. Аппетит может быть чрезмерно повышенным или совершенно отсутствовать. Может наблюдаться потеря веса.

4. Происходят неожиданные изменения личностных особенностей. Человек может становиться раздражительным, невнимательным, пугливым или, наоборот, агрессивным, подозрительным, готовым взорваться по любому поводу.

5. Появляется неприятный запах от тела и изо рта. Проявляется небрежное отношение к личной гигиене и одежде.

6. Могут возникнуть проблемы в системе пищеварения. Случаются поносы, тошнота и приступы рвоты. Часто болит голова и двоится в глазах. В числе других признаков физического нарушения организма можно назвать также изменение состояния кожного покрова (дряблая кожа) и общего тонуса организма.

7. На теле можно обнаружить следы уколов, обычно они бывают на руках: очень важный симптом! В эти места иногда попадает инфекция, и там появляются нарывы, язвы.

8. Разрушаются представления о моральных ценностях, и они замещаются извращенными, идеями.

Табакокурение. Если 40-50 лет назад курение считалось более или менее невинной забавой, то в последние 25-30 лет все ученые мира на основании неоспоримых научных данных доказали огромный вред этой привычки для самого курильщика, его окружающих и государства. В России сегодня курят 70 млн. человек, а ежегодно умирает от курения 400 тыс. человек. 10 % средств, расходуемых на здравоохранение, идут на борьбу с болезнями, связанными с хроническими отравлениями табачным дымом.

Самым вредным для здоровья человека растением является табак. В состав табачного дыма входит 30 компонентов, которые относятся к натуральным ядам, например, никотин , окись углерода , канцерогенные вещества, тяжелые металлы и их соли, радиоактивные элементы и их изотопы. Первое место среди этих веществ по токсичности занимает радиоактивный изотоп полоний-210. В составе дегтеобразных смол содержится: кадмий , свинец, хром, стронций.

Эти металлы и их соли приводят к перерождению клеток и возникновению раковых заболеваний. Никотин является нейротропным ядом, вызывающим поражение ЦНС. Оксид углерода блокирует гемоглобин, что приводит к развитию кислородной недостаточности мозга и других внутренних органов. Компоненты табачного дыма повышают свертываемость крови и способствуют образованию склеротических бляшек. Причем табачный дым при пассивном курении более агрессивен, так как в организме нет адаптации к ядам ферментативных систем.

Известно, что среди курящих смертность от всех причин вдвое выше, чем у некурящих, и табакокурение является причиной всех раковых заболеваний человека. Курение — это наркомания, это расстройство всех функций организма, это частые болезни и преждевременная смерть. Удовольствие, которое якобы испытывает курильщик, является патологическим, вызванным извращением психики, как у всякого наркомана. Табачный дым в любых дозах вредно действует не только на легкие, но и на сердце, сосуды, другие органы и на потомство.

Курение очень часто начинается с детства. В последние годы ряды курильщиков пополняются подростками, девочками и женщинами. Вредные последствия курения отражаются на будущей матери, у таких женщин наблюдается повышенная смертность детей в родах, выше заболеваемость детей, отставание их в умственном и физическом развитии. У курящих юношей и девушек, вступающих в брак, могут родиться умственно отсталые дети. По причине курения родителей умственный потенциал ребенка может снизиться до 25 %. Курение табака отрицательно сказывается и на половой функции у мужчин.

На растущий организм табачные яды действуют еще сильнее — слишком раннее начало курения задерживает рост, снижает умственные способности.

Аборт и его последствия. Аборт — искусственное прерывание беременности, небезобидная, пустяковая операция. Это грубая биологическая травма для организма женщины. При резком прерывании беременности происходят сдвиги в деятельности яичников, надпочечников, гипофиза, нарушается обмен веществ и детородная функция.

Аборты почти неизбежно влекут за собой тяжелые рецидивирующие воспалительные заболевания внутренних половых органов, способствуют нарушению функции яичников, развитию опухоли молочной железы и половых органов. У молодых женщин (20-24 года) аборт вдвое увеличивает риск развития в дальнейшем рака молочной железы. Аборт повышает риск тяжелых осложнений последующих беременностей: самопроизвольные выкидыши у женщин, перенесших аборт, происходят в 8-10 раз чаще, чем у тех, кто не прибегал к искусственному прерыванию беременности.

Мини-аборт — прерывание беременности на ранних срока с помощью вакуум-аспирации. Вакуумный метод аспирации — один из технически наиболее простых, удобных и наиболее безвредных способов не только искусственного прерывания беременности, но и диагностических манипуляций. Практически отсутствуют осложнения, не требуется обезболивание и через час можно приступить к работе.

Определенные трудности возникают при диагностике беременности на ранних сроках. Однако современная медицинская техника (ультразвуковые исследования) наряду с традиционными методами: базальная температура, иммунологический метод, данные гинекологического исследования дают возможность определить наличие беременности с высокой точностью. Учитывая тяжелые последствия абортов, необходимо уметь планировать желательную и предотвращать нежелательную беременность.

Венерические болезни. Эти заболевания имеют общий механизм передачи — половой и включает пять болезней: сифилис, гонорея, мягкий шанкр, паховой лимфогранулематоз, венерическая гранулема. В нашей стране распространена гонорея и сифилис. До настоящего времени эти болезни широко распространены и остаются серьезной социальной и нравственной проблемой. Излечение венерических заболеваний возможно только при своевременном обращении к врачу и строгого выполнения всех его назначений.

Венерические заболевания чаще встречаются у молодых людей из семей, где между родителями имела место супружеская неверность. Одной из главных причин половой распущенности является алкоголизм. К беспорядочной половой жизни более склонны интеллектуально и нравственно незрелые или отвергающие нормы общественной морали, для которых единственным увеселительным времяпрепровождением является половая связь, которая обычно осуществляется на основе искусственно вызванного влечения (просмотры фильмов на сексуальные темы, алкоголь и т. д.).

Борьба с венерическими заболеваниями включает меры специального медицинского характера и медицинскую пропаганду об опасности заражения и последствиях этих "болезней. Ведущее место в борьбе с распространением венерических болезней принадлежит половому воспитанию молодежи, направленному на формирование здоровых морально-этических установок.

Половое воспитание в обществе также должно учитывать, что ведущее значение имеет тот пример, который подают молодежи взрослые во взаимоотношениях между полами во всех общественных местах — транспорт, на работе, в местах отдыха. Огромное значение в области интимных отношений между мужчиной и женщиной имеет просвещение, которое должно вестись на основе хороших и лучших произведений искусства. Неразборчивость и малая информированность подростков в этом вопросе может привести к копированию и повторению зачастую не лучших примеров, а это ведет к полному личному краху в области сексуальных отношений.

Список литературы

1. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назаворова Е.Н. Основы медико-биологических знаний. Учебник. - М.: Высшая школа. - 2001. - 256с.

2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320с.

3. Попов С.В. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 256с.

4. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2003. - 320с.

5. Смирнов Я. Здоровье и здоровый образ жизни // ОБЖ. - 2000. - №1. - С.18-26.

Все желают крепкого здоровья, потому что оно обеспечивает слаженное развитие личности, определяет способность к трудовой деятельности и является главной человеческой потребностью.

И, к сожалению, не все знакомы с факторами, определяющими здоровье. Люди часто перекладывают ответственность на других, не заботясь о себе. Ведя плохой к тридцати годам приводят организм в ужасное состояние и только потом задумываются о медицине.

Но врачи не всесильны. Мы сами творим судьбу, и все в наших руках. Это и освятим в данной статье, рассмотрим основные факторы, определяющие здоровье населения.

Показатели, обуславливающие здоровье человека

Прежде поговорим о компонентах. Различают:

  • Соматический. Хорошее самочувствие и жизнедеятельность организма.
  • Физический. Правильное развитие и натренированность тела.
  • Психический. Здоровый дух и трезвый рассудок.
  • Сексуальный. Уровень и культура сексуальности и детородной деятельности.
  • Нравственный. Соблюдение морали, правил, норм и устоев в социуме.

По всему видно, термин «здоровье» носит совокупный характер. Каждый индивид обязан иметь представление о человеческом организме, работе органов и систем. Знать черты своего психологического состояния, уметь корректировать свои и физические, и умственные способности.

Теперь поговорим о критериях, которые соответствуют каждому компоненту:

  • нормальное физическое и генетическое развитие;
  • отсутствие изъянов, заболеваний и каких-либо отклонений;
  • здоровое умственное и психическое состояние;
  • возможность здорового репродуцирования и нормальное сексуальное развитие;
  • правильное поведение в обществе, соблюдение норм и устоев, понимание себя личностью и индивидом.

Мы рассмотрели компоненты и критерии, а теперь поговорим о здоровье человека как ценности, факторах, его определяющих.

Активность приветствуется с малых лет.

Различают:

  1. Физическое здоровье.
  2. Психическое.
  3. Нравственное.

Здоровый физически и духовно человек живет в полной гармонии. Он счастлив, получает моральное удовлетворение от работы, самосовершенствуется, и в награду ему достается долголетие и молодость.

Факторы, определяющие здоровье человека

Чтобы быть здоровым и счастливым, необходимо вести Нужно желать этого и стремиться к поставленной задаче.

Какими путями достичь этой цели:

  1. Поддерживать определенный уровень двигательной активности.
  2. Иметь эмоциональную и психологическую устойчивость.
  3. Закаляться.
  4. Правильно питаться.
  5. Следовать режиму дня (работа, отдых).
  6. Забыть о вредных привычках (алкоголь, курение, наркотики).
  7. Соблюдать моральные нормы в социуме.

Очень важно заложить фундамент здорового образа жизни ребенку с раннего детства, чтобы потом, в процессе строительства им своего будущего, "стены" были крепкими и долговечными.

На человека оказывает влияние множество явлений. Рассмотрим основные факторы, определяющие здоровье:

  1. Наследственность.
  2. Отношение человека к собственному здоровью и его образ жизни.
  3. среды.
  4. Уровень медицинского обслуживания.

Это были ключевые моменты.

Поговорим подробнее о каждом

Наследственность играет огромную роль. Если родственники здоровы и крепки, долгожители, такая же судьба уготована и вам. Главное, самому поддерживать свое здоровье.

Образ жизни - то, что вы есть. Именно так, ведь правильное питание, пробежка, зарядка, холодный душ, закаливание - это ваше здоровье. Нужно уметь отказывать себе во благо. Допустим, друзья зовут в ночной клуб, а завтра предстоит тяжелый трудовой день, конечно, лучше остаться дома, выспаться, нежели с больной головой, надышавшись никотина, окунаться в работу. Это касается курения, алкоголя и употребления наркотиков. Должна быть голова на плечах.

Есть факторы, определяющие здоровье человека, не зависящие от нас самих. Это окружающая среда. Выхлопы газов от транспорта, употребление товаров и продуктов питания от недобросовестных производителей, мутирующие старые вирусы (грипп) и появление новых - все это негативно влияете на наше здоровье.

Мы зависим и от системы здравоохранения, существующей в регионе, в котором проживаем. Медицина во многих случаях платная, и не у многих есть средства, чтобы получить помощь хорошего, высококвалифицированного специалиста.

Таким образом, мы определили здоровье как ценность и факторы, его определяющие, рассмотрели.

Здоровье - алмаз, требующий огранки. Рассмотрим два основных правила для построения здорового образа жизни:

  • поэтапность;
  • регулярность.

Очень важно в любом тренировочном процессе, будь то развитие мускулатуры, закаливание, выправка осанки, усвоение учебного материала или овладение специальностью, все делать постепенно.

И, конечно же, не забываем про систематичность, дабы не терять полученный результат, опыт и навыки.

Итак, мы рассмотрели основные факторы, определяющие здоровье, а теперь поговорим о процессах, которые негативно сказываются на образе жизни человека.

Что ухудшает здоровье

Рассмотри факторы риска:

  • Вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания).
  • Плохое питание (несбалансированное употребление пищи, переедание).
  • Депрессивное и стрессовое состояние.
  • Отсутствие физической активности.
  • Сексуальное поведение, которое приводит к заражению половыми инфекциями и нежелательной беременности.

Это факторы, определяющие риск для здоровья. Поговорим о них более подробно.

Дадим определение термину

Факторы риска - это подтвержденные или ориентировочно возможные условия внутренней и наружной среды человеческого организма, располагающие к какому-либо недугу. Могут не быть причиной заболевания, но способствовать большей вероятности его возникновения, прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Какие еще существуют факторы риска

Приведем примеры:

  • Биологические. Плохая наследственность, врожденные пороки.
  • Социально-экономические.
  • Явления окружающей среды (плохая экология, особенности климатических и географических условий).
  • Нарушение гигиенических норм, их незнание.
  • Несоблюдение режимов (сна, питания, труда и отдыха, учебного процесса).
  • Неблагоприятный климат в семье и в коллективе.
  • Плохая двигательная активность и многие другие.

Изучив примеры риска, человеку остается целенаправленно, упорно, добросовестно трудиться над их уменьшением и усиливать факторы защиты здоровья.

Остановимся подробнее на физическом здоровье. От него зависит не только трудоспособность, но и жизнедеятельность в целом.

Физическое здоровье. Факторы, определяющие физическое здоровье

Это состояние человеческого организма, характерные особенности которого помогают адаптироваться к любым обстоятельствам, когда нормально функционируют все органы и системы.

Нужно отметить, что поддержание здорового образа жизни - это не просто занятие спортом, соблюдение режимов и правильное питание. Это определенная установка, которой придерживается человек. Он занимается самосовершенствованием, духовным развитием, повышает культурный уровень. Все в совокупности делает его жизнь качественнее.

Образ жизни и является первым основным фактором. Благоразумное поведение человека, направленное на сохранение своего здоровья, должно включать:

  • соблюдение оптимального режима труда, сна и отдыха;
  • обязательное наличие каждодневной физической активности, но в пределах нормы, не меньше, ни больше;
  • полный отказ от плохих привычек;
  • только правильное и сбалансированное питание;
  • обучение позитивному мышлению.

Нужно уяснить, что именно фактор здорового образа жизни дает возможность нормально функционировать, выполнять все социальные задачи, а также трудовые, в семейно-бытовой сфере. Он напрямую влияет на то, сколько проживет отдельный индивид.

На 50% физическое здоровье человека зависит от его образа жизни, по мнению ученых. Приступим к обсуждению следующего вопроса.

Окружающая среда

Какие факторы определяют здоровье человека, если вести речь об окружающей среде? В зависимости от ее воздействия, выделяют три группы:

  1. Физические. Это влажность воздуха, давление, солнечная радиация и др.
  2. Биологические. Могут быть полезными и вредными. Сюда относятся вирусы, грибки, растения и даже домашние животные, бактерии.
  3. Химические. Любые химические элементы и соединения, которые встречаются повсюду: в почве, в стенах зданий, в продуктах питания, в одежде. А также электроника, окружающая человека.

В сумме все эти факторы составляют около 20%, цифра немаленькая. Лишь на 10% состояние здоровья населения определяется уровнем медицинского обслуживания, на 20% - наследственными факторами, и 50% отводится образу жизни.

Как видим, факторов, определяющих состояние здоровья человека, великое множество. Поэтому крайне важно не просто устранять возникающие симптомы болезней и бороться с инфекциями. Нужно оказывать воздействие на все факторы, определяющие здоровье.

Одному крайне сложно изменить условия окружающей среды, но по силам каждому улучшать микроклимат своего жилья, внимательно выбирать продукты питания, употреблять чистую воду, меньше применять веществ, которые негативно влияют на экологию.

И напоследок поговорим о факторах, определяющих уровень здоровья населения.

Обстоятельства, формирующие образ жизни людей

Рассмотрим наиболее важные показатели, которые влияют на уровень здоровья:

  1. Жилищные условия.
  2. Привычки, приносящие вред организму.
  3. Взаимоотношения между членами семьи, микроклимат, а также потеря семейных ценностей, разводы, аборты.
  4. Совершаемые преступления, разбои, убийства и самоубийства.
  5. Перемена образа жизни, допустим, переезд из деревни в город.
  6. Столкновения, которые происходит по причине принадлежности к разным религиям и традициям.

А теперь рассмотрим влияние на здоровье население других явлений.

Отрицательное воздействие техногенных факторов

К их числу можно отнести:

  1. Снижение работоспособности условно здоровых людей, а также
  2. Возникновение нарушений в генетике, ведущих к появлению наследственных болезней, которые падут на будущие поколения.
  3. Рост хронических и инфекционных заболеваний у трудоспособного населения, по причине которых люди не выходят на работу.
  4. Снижение уровня здоровья детей, проживающих на загрязненных территориях.
  5. Слабый иммунитет у большей части населения.
  6. Рост числа больных онкологией.
  7. Уменьшение продолжительности жизни у людей, проживающих на местности с загрязнением окружающей среды высокого уровня.

Таким образом, видно, что факторов риска множество. Сюда можно отнести также промышленные и транспортные выбросы в атмосферу, грязные стоки в подземные воды, свалки, пары и яды которых потом снова с осадками поступают в человеческую среду обитания.

Можно отметить отрицательное влияние на здоровье населения средств массовой информации. Новости по телевидению, периодические издания, радиопередачи, переполненные негативным материалом, будоражат людей. Тем самым вызывают депрессивное и стрессовое состояние, ломают консервативное сознание и являются мощнейшим фактором, наносящим вред здоровью.

Важнейшее значение для человечества имеет качество используемой воды. Она может послужить источником распространения страшных инфекционных заболеваний.

Отрицательное влияние на здоровье людей оказывает и почва. Так как она накапливает в себе загрязнения от промышленных предприятий, поступающие из атмосферы, разнообразные пестициды, удобрения. В ней могут также сохраняться возбудители некоторых гельминтозов и многочисленных инфекционных заболеваний. Это представляет большую опасность для людей.

И даже биологические составляющие ландшафта в состоянии причинить вред населению. Это ядовитые растения и укусы ядовитых животных. А также крайне опасны переносчики инфекционных заболеваний (насекомые, животные).

Нельзя не сказать о природных стихийных бедствиях, которые уносят ежегодно более 50 тысяч человек. Это землетрясения, оползни, цунами, лавины, ураганы.

И в заключение нашей статьи можно сделать вывод, что многие грамотные люди не придерживаются правильного образа жизни, полагаясь на высшие силы (авось пронесет).

Необходимо отдыхать. Очень важен сон, который бережет нашу нервную систему. Человек, который мало спит, утром встает раздраженным, разбитым и злым, часто с головной болью. Для каждого индивида существует своя норма сна, но в среднем он должен длиться не менее 8 часов.

За два часа до ночного отдыха стоит прекратить прием пищи и умственную деятельность. Помещение должно быть проветриваемым, нужно открывать форточку на ночь. Ни в коем случае нельзя спать в верхней одежде. Не стоит укрываться с головой и утыкаться лицом в подушку, это мешает дыхательному процессу. Старайтесь засыпать в одно время, организм к нему привыкнет и проблем с засыпанием не будет.

Но не стоит рисковать своим здоровьем, жизнь одна, и прожить ее нужно качественно и счастливо, чтобы порадоваться этому бесценному дару могли и ваши здоровые потомки.


Смоленский Государственный университет
Кафедра физической культуры

Факторы, формирующие здоровье.

Студентки 1 курса
отделения землеустройство и кадастры
естественно-географического факультета
Костюковой Юлии Станиславовны

Смоленск
2011 г.
План
Введение

    Факторы, формирующие здоровье:
      Наследственность, как фактор здоровья
      Окружающая среда, как фактор здоровья
      Медицина, как фактор здоровья
      Образ жизни, как фактор здоровья
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

1. Факторы, формирующие здоровье
Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

генетические факторы - 15-20%;
состояние окружающей среды - 20-25%;
медицинское обеспечение - 10-15%;
условия и образ жизни людей - 50-55%.

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

      Наследственность, как фактор здоровья.
Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.
Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей.
Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.
Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально- экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.
Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе
человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3% занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессии, - по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.
Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.
Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.
Вторая группа - это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях "проявляющее" действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.
Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.
Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.
Четвертая группа болезней - это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.
Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.
Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

1.2. Окружающая среда, как фактор здоровья

К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характеры атмосферы, водный компонент, физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений и др.
Человек на Земле постоянно сталкивается с необходимостью борьбы за жизнь, с неблагоприятными природными и стихийными факторами, что требует расширения и интенсификации производства. Для этой цели человек во все меньшей степени применяет мускульную энергию, а все в большей - природные материалы и источники энергообеспечения. В середине 19 в. 95% необходимой в производстве энергии приходилось на долю мышц животных и человека, а в 70-х годах нашего столетия – всего лишь 0,5%. С одной стороны, человек имеет возможность получать полезный результат при меньших затратах своей энергии, а с другой - получал непредсказуемый, неблагоприятный с точки зрения детренированности для его здоровья эффект.Увеличение уровня механизации и автоматизации трудовых процессов привело к резкому уменьшению физического труда и увеличению чисто нервных нагрузок. Урбанизация и городской образ жизни приводят, среди прочего, к некоторому отставанию эмоционального развития личности от роста интеллектуального начала.
Показано, что в г.Салавате (республика Башкортостан), где загрязненность атмосферы продуктами нефтехимического производства особенно велика, с 1985 г. стали появляться непроизвольно дергающиеся дети, которых называют «тикерами» (от слова тик - дергаться). Показательно, что при смене этими детьми места жительства проявления болезни у них бесследно исчезают.
Можно говорить о складывающейся, специфичной для каждой местности картине патологии, которая связана не столько с географическими и климатическими условиями региона, сколько с преобладанием отраслей производства.
В центрах металлургии (города Липецк, Магнитогорск, Новокузнецк и т.д.) гораздо выше заболеваемость дыхательного аппарата, аллергией, злокачественными образованиями.В некоторых рисосеющих районах Краснодарского края, где интенсивно применяются пестициды, в отдельные годы из-за плохого состояния здоровья не был призван в армию ни один юноша. зменение уклада жизни севера народов, у которых за последнее десятилетие было уничтожено до 20 млн. гектаров оленьих пастбищ, привело к тому, что средняя продолжительность жизни среди них составляет 42 - 45 лет, т.е. на 16 - 18% меньше, чем у проживающего здесь некоренного населения.
Многократные «тихие Чернобыли» постоянно оказывают свое негативное влияние на окружающую среду через нарушения структуры и разрушение структурных связей биогеоценоза, через компенсаторные воздействия на отдельные виды флоры и фауны за счет других видов, через создание ранее не существовавших структурных элементов и связей биологически активных синтетических веществ и появление новых условий среды, к которым в организме человека нет эффективных средств адаптации или защиты, и т.д.
Особенно тяжелое положение складывается в крупных промышленных центрах. Значительная часть населения России (18%) в настоящее время проживает в городах, где загрязнение превышает санитарные нормы в 10 раз и более. В этих районах 10 - 12% населения страдает психическими нарушениями при средних значениях этого показателя - 4 - 5%.Поэтому экология должна развиваться в двух направлениях. Валэкология - наука о здоровье биосферы, о нормальных взаимоотношениях человека с окружающей его средой на уровне минимальных воздействий должна находить, оберегать и создавать заново эталонные (здоровые) террито­рии и регионы. Санэкология - наука о диагностике и коррекции (лечении) неблагоприятных (патологических) изменений в биосфере.

    Агенты или загрязнители воздуха
    Окислы серы в сочетании с другими веществами (дым)
    Усугубление существующих заболеваний дыхательных путей и опасность их возникновения; функциональные расстройства легочной деятельности, раздражение органов чувств.
    Взвешенные частицы в воздухе
    Усугубление влияния газообразных загрязнителей, таких, как окись серы; токсичное влияние зависит от химического состава.
    Окислители, включая озон
    Раздражение глаз, ухудшение состояния больных астмой; функциональные расстройства легочной деятельности у лиц страдающих бронхитом.
    Окись углерода
    Вступая в реакцию с гемоглобином, лишает ткани кислорода; наиболее чувствительные лица, страдающие сердечной недостаточностью и дыхательными (респираторными) расстройствами; психические отклонения возможны даже при слабой концентрации.
    Свинец
    Попадание свинца в организм с продуктами питания, водой и воздухом, может иметь роковые последствия для организма человека-вызвать интоксикации.
    Асбест
    Как и другие загрязнители воздуха, асбест может вызывать легочные заболевания и пропитывание известью плевры- обызвествление плевры.

1.3. Медицина, как фактор здоровья
Следует отметить, что сегодня наука о здоровье развита гораздо меньше, чем медицина. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: «Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека»
По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Свои заслуги она видит не в количестве здоровых, а в увеличении числа посещений поликлиник, объемов госпитализации и скорой помощи. В расчете на 100 тыс. населения у нас врачей в 2,6 раза, а больничных коек на 65% больше, чем в США. Ежегодно стационарное лечение получают 25% граждан России, каждый из граждан РФ в 1991 г. в среднем посетил внебольничные учреждения 10 раз, а станции скорой помощи обслуживали каждого третьего и т.д. При таком колоссальном объеме медицинской помощи средняя продолжительность жизни у нас в стране на 12 лет меньше, чем в США и на 15 лет меньше, чем в Японии.
Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, т.е. лечебная медицина не всегда укрепляет здоровье. В определенной мере одностороннюю направленность имеет и существующая охрана здоровья, трактуемая как система мер, предусматривающих возможность поддерживать нормальное состояние организма человека. Она ориентирована на развитие сети поликлиник, больниц, санаториев, сети учреждений по охране здоровья матери и ребенка, оснащение их современной аппаратурой, лекарственными и санитарно-гигиеническими средствами.
Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III-го уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых в общепопуляционном масштабе, поскольку медицина своей основной задачей ставит предупреждение рецидивов заболевания у больных.
Поэтому, согласно принятой методологии охрана здоровья детей и взрослых может быть реализована только на основе многоуровневого медико- биологического подхода, включающего, помимо медицины III-го уровня, профилактику I-го и II-го уровней.
Профилактика II-го уровня предполагает выявление маркеров конституционального предрасположения и риска по отношению ко многим заболеваниям детского возраста, возможность вычислительного прогнозирования риска по совокупностям наследственно-семейных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешнего окружения. Огромное значение в медицине этого уровня имеет диагностика предрасположения на основе антигенов гистосовместимости, хромосомных и генных исследований, проводимых даже в первые недели беременности. Выявляя уже не болезни, а только состояния предрасположения и риска медицина этого уровня ориентирована не на лечение болезней, а на вторичную их профилактику. К этому уровню нужно отнести и учение о неспецифических дезадаптационных синдромах и состояниях, а также концепцию о донозологических расстройствах регуляторных систем.
Профилактика I-го уровня нацелена на контингент детей и взрослых и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики являются опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды для поддержания здоровья. Своей целью она ставит отбор и широкое практическое внедрение рекомендаций, обладающих потенциальными возможностями повышения здоровья, творческой и духовной активности человека.
Становится очевидным, что центром приложения сил медицины и физиологии как научно-практической отрасли, должен быть не только больной, но и в полной мере здоровый человек, охрана и укрепление его здоровья.
К сожалению, у медицины до этих видов профилактики «руки не доходят», а все усилия сосредоточены на третичной профилактике. По мнению американских кардиологов, предупредить заболевание почти в 25 раз дешевле, чем лечение уже возникшей патологии. Даже в США, где на здравоохранение выделяется 12% валового национального дохода, в 1993 г. около 1 млн. человека не смогли получить адекватного лечения.
Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации оказалась на практике несостоятельной по следующим причинам:
требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;
доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);
ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;
узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.
Зависимость здоровья человека от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных и других организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики - формировании здорового образа жизни.
1.4. Образ жизни, как фактор здоровья
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Существует много различных подходов к определению ЗОЖ. Представители философско- социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для гармоничного развития и жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни. - Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11]. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто».
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. - Мн.: Книжный Дом, 2003].
Болезни человека в наибольшей степени обусловлены его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний и преждевременных смертей, увеличения продолжительности жизни.
Учитывая выраженную индивидуальность каждого человека, здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей.
Здоровый образ жизни должен соответствовать заложенной в человеке генетической программе. Это необходимо как для гармоничного сосуществования человека с природой, так и максимального развития потенциала здоровья. Генетическая программа человека определяет его конституцию (морфофункциональный тип, преобладающие типы нервных и психических реакций), норму биологических реакций, и, следовательно, предопределяет наличие или отсутствие различных заболеваний.
На образ жизни, помимо генетических факторов, также влияют:
возраст человека
пол человека
образование
интеллект
профессия
условия труда
воспитание
семейные традиции и устои
материальное благополучие
бытовые условия
личные мотивации
Вот некоторые валеологические формулировки взаимосвязи этих факторов:
Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:
- индивидуально-типологическими наследственными факторами;
- объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;
- конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;
- личностно-мотивационными факторами, определяемым и мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.
Достаточно часто в истории предлагалась возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-либо одного средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т.п.). При этом некоторые авторы делают акцент на физической составляющей (например, Гиппократ), некоторые – на духовной (например, Демокрит), реже главный акцент приходится на социальные факторы. Такие подходы явно не оправдывают себя. Как и не существует «панацеи» от всех болезней, так и не существует главного элемента ЗОЖ. Это понятно еще и потому, что любое средство или явление воздействует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему.
Некоторые люди, увлекаясь одним методом укрепления здоровья, готовы поклясться, что именно этот метод помог им больше других, оказался чудодейственным. При этом не стоит забывать о внутреннем психическом потенциале человека, самовнушении, а также об эффекте «плацебо».
Контроль за состоянием здоровья осуществляется с помощью некоторых показателей, имеющих конкретное количественное выражение. Например, основные показатели гомеостаза, показатели резервов организма при направленных нагрузках.
и т.д.................

Это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Каждый человек многократно употребляет этот термин в повседневных разговорах, приветствиях, пожеланиях. А что такое здоровье? Обратимся к Малой советской энциклопедии (1959). Там нет такого понятия. Обратимся к Энциклопедическому словарю (1982). Там написано, что «Здоровье» - это научно-популярный журнал. В Медицинской энциклопедии (1979) указано, что «понятие “здоровье” нельзя определить с достаточной точностью...».

Научная разработка понятия «здоровье» активно началась в конце XX в. с развитием валеологии . Без определения здоровья валеология не может состояться как наука. В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия «здоровье». Рассмотрение здоровья через призму патологии, лежащее в основе клинического мышления, оставляет концептуальные искажения в профилактической медицине. Г. Л. Апанасенко утверждает, что здоровье является более общей категорией в сравнении с болезнью, которая может рассматриваться как частный случай здоровья, как снижение уровня здоровья. Здоровье человека - это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции. Отказ от поляризации представлений о здоровье и болезни потребовал новых научных разработок. Необходимо развитие науки о здоровье - валеологии.

Здоровье с трудом поддается определению, так как связано с большой широтой колебаний важнейших показателей жизнедеятельности человека, состоянием приспособительных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние противоположное болезни, оно может быть связано с ней состоянием так называемой предболезни, когда заболевания еще нет, но защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены, и вредный фактор, который в обычных условиях не вызвал бы заболевания, может его вызвать. Состояние здоровья не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала, колебаний в или даже некоторых отклонений от того, что рассматривается как физиологическая норма. Так, например, развивающиеся с возрастом у всех людей атеросклеротические изменения кровеносных сосудов, хотя и являются несомненно патологическим процессом , тем не менее при этом здоровье у человека может не нарушаться, если эти изменения выражены незначительно.

Состояние здоровья может быть установлено на основании личных (субъективных) ощущений данного конкретного человека в совокупности с данными клинических обследований, с учетом пола, возраста, а также с учетом социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек. Так, например, абсолютно здоровый житель равнины, попав высоко в горы, некоторое время будет плохо себя чувствовать, пока организм не приспособиться к пониженному содержанию кислорода и пониженному атмосферному давлению, обычным для высокогорья. В период приспособления человек может чувствовать себя нездоровым и приспособительные силы организма могут быть перенапряжены, однако здоровье при этом не нарушено.

Размытость границ между принятыми в медицине понятиями «здоровье» и «болезнь» явилась причиной появления термина «третье состояние », обозначающее неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. В связи с этим появилось и понятие «практически здоровый человек», под этим подразумевается, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и человека, не могут еще расцениваться как состояние болезни. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о полном здоровье, так как болезнь, например в скрытом периоде, может и не иметь внешних проявлений.

Между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно невыраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ, в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара. В. В. Власов предполагает, что нет «здоровья» и «болезни», а есть единая шкала состояний, как для температуры.

Третье состояние или предболезнь - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизиологическими возможностями своего организма. Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формирования новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений. Третье состояние характерно не только для людей, у которых по причине инфекции, травмы , наследственной предрасположенности развивается патологический процесс. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические средства, ведущие . Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств. В третьем состоянии, будучи «практически здоровыми», люди могут находиться годами или провести всю жизнь, так и не использовав полностью все возможности своего организма. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача .

Переходные состояния между здоровьем и болезнью в настоящее время являются предметом изучения и осмысления ученых-валеологов, которые предлагают различные градации процесса перехода здоровья в болезнь.

И. И. Брехман (1987) выделял 3 состояния: здоровье, болезнь и «третье состояние», или неполное здоровье, которое может длиться очень долго и переходить как в болезнь, так и, при определенных условиях, в здоровье.

Г. А. Кураев (1996) выделял 4 состояния:

С достаточными адаптационными возможностями;

Донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме напряжения регуляторных систем;

Преморбидное со снижением функциональных резервов;

Срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма.

А. В. Виноградов и А. К. Мазепов предлагают более подробную классификацию состояний:

Условное здоровье;

Функциональные отклонения;

Пограничные состояния;

Хронические заболевания;

Инвалидность;

Полная утрата функций;

И. В. Давыдовский (1971) писал, что «между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим».

Таким образом, здоровье - это комплексное, многомерное, динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических подходов. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений здоровья, что свидетельствует об отсутствии единой точки зрения. Приведем некоторые определения.

Устав ВОЗ. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Г. А. Апанасенко (1998). Здоровье - динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость - сохранение особи, репродукция - продолжение рода) и социальных функций.

Р. П. Баевский (1979). Здоровье - это возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека.

Н. М. Амосов (1987) рассматривает здоровье как способность использовать .

В. П. Казначеев (1998). Здоровье - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности и социальной активности при максимальной продолжительности.

В. И. Чмиленко (1999). Здоровье - это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро - и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

В. В. Колбанов (1998). Здоровье человека - это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции.

Г. А. Кураев (1996) рассматривает здоровье в социальном плане как меру трудоспособности, социальной активности, деятельного отношения человека к миру; в личностном плане - как стратегию жизни человека, степень господства над собой и над обстоятельствами.

Э. Н. Вайнер (1998). Здоровье - это такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия человека.

Можно привести еще множество примеров определения «здоровье», которые подтвердят отсутствие единого мнения среди ученых и отсутствие

32 четких критериев здоровья . Определение и критерии здоровья человека находятся в стадии научной разработки.

Потребность человека и общества в здоровье может быть описана следующими функциями категории здоровья.

Потребление здоровья осуществляется и лично каждым человеком и социальными группами, и государством. С государственной точки зрения, потребление здоровья - это здоровые военнослужащие, здоровые матери, высокая рождаемость, высокий интеллектуальный потенциал и производительность труда, снижение затрат на восстановление здоровья. С индивидуальной точки зрения, потребление здоровья - это возможность работать, учиться, заниматься спортом, создавать семью, не имея ограничений по здоровью, это возможность бодрой и активной старости. Потреблять собственное здоровье можно продуктивно, т. е. добиваться успехов в жизни и не разрушать здоровья (для этого нужно соблюдать здоровый ), а можно потреблять здоровье деструктивно, разрушая его алкоголем, наркотиками, неправильным питанием, пренебрежением правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).

Воспроизводство здоровья - эта функция здоровья также имеет личное и государственное значения. Государство, чтобы обеспечить воспроизводство здорового населения , должно обеспечивать охрану генофонда в виде законодательных актов, охраняющих права беременных, матерей, новорожденных, в виде системы родовспоможения, квалифицированной медицинской помощи матерям и детям. С личной точки зрения, воспроизводство здоровья - это возможность иметь здоровых детей, для чего будущие родители должны заботиться о собственном здоровье, а также о правильном развитии своих детей.

Формирование здоровья - здоровье человека формируется в онтогенезе, начиная с внутриутробной жизни, заложенный генетический потенциал реализуется в той или иной мере в зависимости от условий развития ребенка. От особенностей протекания детского и юношеского периодов зависит уровень здоровья взрослого человека, задача семьи, дошкольных и школьных образовательных учреждений - формирование высокого уровня здоровья детей.

Восстановление здоровья - нарушенное здоровье может быть восстановлено. Болезненные состояния есть предмет медицины, а валеологическими методами можно повысить уровень здоровья.

Фактор - это движущиеся сила, причина какого-либо процесса, явления, и предполагаем, выяснить под воздействием каких сил и причин формируется нынешнее состояние здоровья населения. Значение различных факторов неравноценно для здоровья: они могут влиять положительно или отрицательно; могут быть постоянными или меняющимся; обладать разной силой и характером воздействия ит.п. Представляется важным из множества факторов выделить те, которые оказывают наибольшее влияние на здоровье, с целью последующего воздействия на них.

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи .

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как физическое и психологическое благополучие в целом. Социальная модель рассматривает здоровье как результат воздействия наиболее факторов: образ жизни (вклад в состояние здоровья составляет 50%); окружающая среда (20%); наследственность (20%); уровень здравоохранения (10%), но это деление условно. . (рисунок 1) т.к. в экономических отсталых странах с неразвитым здравоохранением значение данного фактора может увеличиться в 2-3 раза по сравнению с приведенными данными выше .

Рисунок 1 - Факторы, определяющие здоровье

Классическое распределение факторов, обуславливающих здоровье, представлено (рисунок 2).


Рисунок 2 - Факторы, определяющие здоровье

Конкретизация образа жизни и разложение его на составляющие: социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование и т.п.), социально - экономические (уровень дохода, качество жилья, питания, досуга, и т.п.), поведенческие (наличие вредных привычек, характер заботы о здоровье, посещение медицинских учреждений, и т.п.), позволяет представить схему факторов здоровья несколько иначе (рисунок 3).


Рисунок 3 - Факторы, определяющее здоровье, с конкретизацией фактора «образа жизни»

Выдвижение поведенческого фактора в качестве ведущего в многофакторной обусловленности здоровья объясняется, прежде всего, изменением в последние десятилетия структуры причин смертности и заболеваемости. Эта структура опосредуется не только особенностями природной среды, социально-бытовыми условиями, образом жизни, но и в значительной мере типом поведения человека, зависящим от его отношения к своему.

Поведения индивида в сфере здоровья мы называем самосохранительным (ССП) и определяем как систему действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни. ССП имеет универсальный характер, который проявляется в его соотнесении со всеми сферами жизни: оно является компонентом репродуктивного, потребительского, курительного и прочих видов поведения. Характер ССП может быть как позитивным так и негативным. Позитивное ССП направлено на сохранение и укрепление здоровья, а негативное - на его разрушение. Поведенческий фактор является связующим, опосредующим звеном между здоровьем и основными группами факторов, воздействующих на здоровье,- генетикой, экологией, здравоохранением, социально-экономическими и социально-демографическими факторами.

Чтобы сохранить здоровье, в связи с этим регулярно реализуются многочисленные мероприятия, направленные на активизацию здорового образа жизни всего населения и особенно молодежи, вместе с тем, медико-демографические показатели, характеризующие состояние здоровья населения, продолжают вызывать опасения. Самыми значимыми в социальном плане заболеваниями выступают болезни системы кровообращения, находящиеся на первом месте. Помимо природных факторов, на человека постоянно действует комплекс социальных факторов, связанных с условиями его жизни и деятельности в обществе. Человеку приходится постоянно к ним адаптироваться. Множественность факторов образа жизни студентов и их опосредованный характер воздействия на здоровье затрудняли проведение комплексного социально-гигиенического исследования. Поэтому уже на первых этапах работы была разработана концептуальная модель здоровья студентов, которая в дальнейшем уточнялась и дополнялась выявленными связями между организмом человека и окружающей средой. Необходимость создания подобной модели обусловливалась отсутствием до настоящего времени надежных критериев определяющих состояние здоровья. Концептуальная модель здоровья студентов включает четыре блока показателей:

1 - общественного здоровья,

2 - индивидуального здоровья,

3 - социально-экономических факторов,

4 - природных факторов.

Проблема укрепления здоровья студентов, основного резерва кадров российского здравоохранения, носит стратегический характер для государства и общества. Задачей ВУЗов является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность.

Хорошее здоровье в совокупности с социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, так как овладение науками сегодня требует от студентов ВУЗов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат .

Без сомнения, являясь частью общества, студенты в полной мере испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов, связанных с современной ситуацией в стране. Это и экономические трудности, усугубленные повышенными запросами, характерными для этого возраста, и связанные с ними ухудшение качества питания, условий жизни, необходимость дополнительного заработка.

Необходимо признать, что студенты испытывают в современных условиях и влияние высочайшей интенсификации учебного процесса. При этом рост учебных нагрузок происходит на фоне значения физической культуры в жизни человека и свертывания профилактического направления в здравоохранении .

Немаловажно, что, поступая в ВУЗ, многие студенты вынуждены покидать прокреативную (родительскую) среду, начинают жить в общежитии, что радикально изменяет образ его жизни, требует приспособления к новым условиям жизни, что очень часто негативно сказывается на состоянии физического и психического здоровья .