А афанасьев. Александр николаевич афанасьев

Исследователь народного творчества; историк литературы и фольклора.


Родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям.

Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился на юридическом факультете и, в то же время, слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных записках» 1848), в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи.

1849 – 1862 гг.

Окончив обучение в университете в 1848 году, Афанасьев в 1849 году поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.

Любитель старины, Афанасьев часто бывал на толкучке у Сухаревской башни - там он приобретал старинные рукописи и книги. Из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.

Он продолжал сотрудничество с литературными журналами, опубликовав 68 более или менее значительных статей в «Современнике» (1849-1852 гг.), «Отечественных записках» (1850-1860 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачёвым, и некоторых других изданиях. Среди его работ:

«Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1);

«Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851);

«Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);

«Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852 г., № 1 - 3);

«Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);

«Русские сатирические журналы 1769-1774 г.» (в «Отечественные записки», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

В 1858-1859 гг. он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические Записки», где опубликовал:

«Сатиры Кантемира»;

«Н. И. Новиков»;

«Литературная полемика прошлого столетия»;

«Русская книжная торговля» и другие.

В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 народных рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви. За это сборник вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу.

После 1862 года

В 1862 году в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, отрицательно сказавшийся и на его учёной деятельности, и на здоровье. В квартире Афанасьева был произведён обыск, хотя и никакого официального обвинения предъявлено не было. Он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

В «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:

«М. С. Щепкин и его записки»;

«Поэтические предания о светилах небесных»,

в «Филологических Записках» (1865 год) он поместил:

«О радуге»;

«Сказка и миф».

Сотрудничал он в это время и в «Книжном вестнике», издаваемом П.А. Ефремовым и Я.А. Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865 − 1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.

К этой книге не раз обращались русские поэты и писатели: А. К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин.

В советское время попытки издания «Поэтических воззрений славян на природу» также встретили ряд препятствий. В сильно сокращённом варианте эта книга вышла в начале 1980-х годов после личного указания Ю. В. Андропова.

Последние годы

В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последний труды:

«Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом

«Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в России лишь в 90-х годах XX века.

Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Семья

Сестра А. Н. Афанасьева была замужем за Германом Фёдоровичем Аммоном; в браке у них родился сын Александр.

Критика

Критики-демократы, рассматривающие литературу исключительно с точки зрения демократических представлений и народных тягот, не могли оценить сугубо научную теоретическую деятельность, оторванную от практических социальных идей. Направление, взятое А. Н. Афанасьевым и Ф. И. Буслаевым, резкой критике подвергли Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они указали на оторванность их теоретических построений от жизни и интересов народа, на недопустимость механических сопоставлений совершенно разнородных явлений, на шаткость и неубедительность выводов.

Есть мнение, что в исследовательских трудах Афанасьева поэтизировалась искусственно сконструированная мифология древних славян.

Биография

Афанасьев (Александр Николаевич) - исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.

Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.

Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям - в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.

В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.

За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных Записках» 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в «Современнике» (1849 - 52 гг.), «Отечеств. Записках» (1850 - 60 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1); «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); «Зооморфические божества у славян» («Отеч. Записки», 1852 г., № 1 - 3); «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.); «Русские сатирические «журналы 1769 - 1774 г. «(в «Отеч. Зап.», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

В 1858 - 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: «Библиографические Записки», где поместил ряд своих статей, именно: «Сатиры Кантемира», «Н. И. Новиков», «Литературная полемика прошлого столетия», «Русская книжная торговля» и др.

В 1860 г. он издал - «Русские народные легенды» (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.

С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

В «Библиотеке для чтения» (1864) г. появились его статьи: « М. С. Щепкин и его записки», «Поэтические предания о светилах небесных», в «Филологических Записках» (1865 г.) он поместил: «О радуге», «Сказка и миф», сотрудничал он в это время и в «Книжном Вестнике», изд. Ефремовым и Ростовцевым.

В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1866 - 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

Последний труд Афанасьева - на пользу русских детей, это «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.

Александр Николаевич Афанасьев родился 11(23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где уездным стряпчим служил его отец – человек грамотный, ценивший образование. В Воронеже Александр окончил гимназию, а затем, в 1848 г. юридический факультет московского университета. Посещал лекции Бодянского, Шевырева, Грановского. Еще студентом сотрудничал с журналами: «Современник» и «Отечественные записки».

После окончания университета, поступил в 1849 г. на службу в главный архив министерства иностранных дел, где сделал карьеру: в 1856 г. дослужился до начальника отделения, а вскоре был назначен правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров. Служил на этой должности Афанасьев до 1862 г.

Это время было очень плодотворным для него: он продолжал публиковать статьи в «Современнике» (1849-52 г.г.) и «Отечественных записках» (1850-60 г.г.), сотрудничал с «Архивом историко-юридических сведений о России» и другими изданиями. Всего в этот период опубликовано 68 статей. К важнейшим можно отнести его первое исследование мифологии «Дедушка домовой», работу по истории литературы 18 века «Русские сатирические «журналы 1769 - 1774 г.».

С 1858 по 1959 г.г. Афанасьев занимался издательством журнала «Библиографические Записки». К сожалению, журнал не нашел должной поддержки, и прекратил свое существование. Изданные в 1860 г. «Русские народные легенды» были изъяты из продажи цензурой из-за расхождения взглядов на жизнь святых с православной церковью.

В 1862 г. Афанасьев оказался косвенно причастным к политическому делу и был вынужден оставить стабильную службу. Чтобы прокормить семью, он устроился на место секретаря в московской думе, а потом в мировом съезде.

Даже в это тяжелое время Афанасьев не прекратил свои исследования. В 1864-65 г.г. публикуются его новые статьи. В это же время Афанасьеву удалось закончить и издать главный свой труд – фундаментальное исследование «Поэтические воззрения славян на природу». Последней работой Афанасьева стали две части «Русских детских сказок», изданные в 1870 г. Умер Афанасьев в 45 лет, заболев чахоткой.

А.Н. Афанасьев. Фото с сайта www.rulex.ru

Афанасьев Александр Николаевич (12.07.1826-23.10. 1871), русский фольклорист, историк, литературовед. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета, где среди его учителей были П. Г. Редкий, К. Д. Кавелин, С. П. Шевырев. Первый печатный труд - “Государственное хозяйство при Петре Великом” (1847). Ранние статьи и рецензии печатал в “Современнике”, “Отечественных записках” и др. журналах и альманахах. Во 2-й пол. 1850-х - н. 1860-х опубликовал ряд работ по истории русской литературы и журналистики в ж. “Библиотечные записки” (в т. ч. о русских сатирических журналах XVIII в., о Н.И. Новикове , А. Д. Кантемире, Д. И. Фонвизине , А. С. Пушкине, К. Н. Батюшкове, М. Ю. Лермонтове, А. В. Кольцове).

Самые значительные научные статьи Афанасьева относятся к области изучения и публикации фольклора. В их основе - теория мифологического происхождения и развития фольклора. Результатом этих изысканий стал фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с фольклором и языком др. индоевропейских народов, - “Поэтические воззрения славян на природу” (т. 1-3, 1865-69).

В 1855 - 63 публикуются восемь выпусков знаменитого собрания Афанасьева - “Народные русские сказки”, основу которого составили сказки из архива Русского географического общества, дополненные записями В. И. Даля. В 1859 печатает “Народные русские легенды”. Историко-литературный интерес представляют неопубликованные дневники Афанасьева.

Афанасьев, Александр Николаевич (11.VII.1826, г.Богучары Воронежской губ., – 23.X.1871) – русский историк и литературовед, исследователь и публикатор фольклора. Родился в семье уездного стряпчего. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1849 по 1862 работал в Главном архиве иностранных дел. Статьи А. публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки» и др. А. принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769-74 годов» (1859), статьи о Н.И.Новикове, Д.И.Фонвизине, А.Д.Кантемире и др. Много работал как библиограф, издавал журнал «Библиографические записки» (1859-1860). Работы А. «Дедушка домовой» (1850), «Ведун и ведьма» (1851) и др. были первыми выступлениями мифологической школы в России; на ее принципах основан и трехтомный труд А. «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-1869). Особой заслугой А. является составленный им сборник «Народные русские сказки» (1-8 в., 1855-64), включающий около 600 текстов. Книга эта вызвала много откликов, в том числе рецензию Н.А.Добролюбова (журнал «Современник», 1858, № 9), высоко оценившего полноту текстов, обилие вариантов, тщательность издания, но осудившего «отсутствие жизненного начала», объективистский характер публикации народной поэзии. В 1859 А. выпустил сборник «Народные русские легенды», который был запрещен цензурой вплоть до 1914 года. В Женеве в 60-х годах анонимно вышел сборник А. «Заветные сказки», в состав которых вошли сатирические сказки, направленные против помещиков и духовенства.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Сочинения:

Народные русские сказки (Подготовка текста, предисловие и примечания В.Я.Проппа), т.1-3, М., 1957.

Литература:

Пыпин А.Н., История русской этнографии, т.2, СПб, 1891, с.360-374;

Добролюбов Н.А. «Народные русские сказки» (Рецензия), Собр.соч.в 3-х т., т.1, М., 1950;

Савченко С.А., Русская народная сказка. К., 1914;

Азадовский М.К., История русской фольклористики, М., 1958.

Какие книжки читают чуть ли не с плёнок? Конечно, сказки. Это самые первые истории, которые рассказывают родители своим детям. Из них мы извлекаем первые уроки: добро сильнее зла, оно всегда победит. И хоть путь порою нелёгок, но нельзя сдаваться и нужно верить в себя и свои силы. Мудрые, добрые сказки - это огромный мир, который открывается ребенку с первых дней жизни.

Он учится думать, отличать плохое от хорошего, оценивать поступки сказочных героев. Сказки подготавливают ребёнка ко взрослой жизни, учат, как вести себя в этом огромном мире. Когда разговор заходит о сказке, невозможно не вспомнить великого «сказочника» - Александра Николаевича Афанасьева, потому как без него мы бы так и не узнали ни «Репки», ни «Курочки Рябы», ни «Колобка».

Жизненный путь

Афанасьев Александр Николаевич (1826-1871) родился в Воронежской области, городе Богучаре. Отец служил стряпчим и поэтому старался дать своим детям хорошее образование. Окончив Воронежскую гимназию, Афанасьев отправляется в Москву, где поступает в университет. Окончив его, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.

Пожалуй, именно годы работы в архиве стали самыми плодотворными в творческом отношении. Здесь он знакомится со многими документами, представляющими историческую ценность, но недоступными для большинства. Афанасьев издаёт журнал «Библиографические заметки», и свет увидели материалы, связанные с творчеством известных русских мыслителей, поэтов и писателей. Александр Афанасьев много пишет, выступает как исследователь и журналист. Одни из немногих публикаций этих лет:

  • «Н. И. Новиков».
  • «Русская книжная торговля».
  • «Сатиры Кантемира».
  • «Литературная полемика прошлого столетия».

То, что не могло публиковаться в России, переправлялось за границу и появлялось в Лондоне в альманахе «Полярная звезда», одним из издателей которого был российский революционер В 1862 году Афанасьева увольняют со службы, обвинив в связи с лондонскими пропагандистами. Александр Афанасьев без постоянной работы был несколько лет, и в 1865 году поступает в Думу помощником секретаря, через два года переходит на должность секретаря. Умер великий писатель в возрасте 45 лет от чахотки.

Историческая деятельность

Большой любитель старины, Афанасьев исследует все, что связано с историей России, приобретает старинные рукописные книги. Ему принадлежат многочисленные труды, посвящённые истории России, он публикует их в журнале «Современник» («Государственное хозяйство при Петре Великом», «Псковская судная грамота» и др.). Пишет обзоры исторической литературы в издания «Общества истории и древностей» при университете. Состоит в «Обществе любителей словесности», исследует архивы, выступает и публикует статьи о словотворчестве народа. При самых тяжелых и неблагоприятных для него условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни - «Поэтические воззрения славян на природу».

Литературная деятельность

С 1850 года Александр Афанасьев переключается полностью на исследования, связанные с фольклором, мифологией и этнографией народа. Его исследования имеют огромную ценность. Он открывает перед нами далёкое прошлое, истоки современного языка. Доводит до широких масс древние обычаи, верования, фольклор и метафоры славянской литературы. В это время публикует в многочисленных изданиях более 60 статей, в том числе:

  • Исследование по мифологии «Дедушка домовой».
  • «Ведун и ведьма».
  • «Зооморфические божества у славян».
  • «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями».
  • «Языческие предания об острове Буяне».
  • «Русские сатирические журналы 1769-1774 гг.».

Народные русские сказки

Об увлечении Афанасьева сказками писал русский литературовед и этнограф Пыпин А. Н. В рецензии к первому изданию сказок он отметил, что сравнения сказочных мотивов у Афанасьева удачны и очень метки. Тем не менее тут же он осудил его за то, что автор пытается мельчайшим событиям дать мифическое объяснение. Чернышевский Н. Г. также указал на это, но добавил, что с объяснениями Афанасьева нельзя не согласиться.

Многочисленным критикам Александр Афанасьев ответил, что мифология - такая же наука и только в том случае можно воссоздать полное представление о старине, если будет исследована малейшая деталь. Он утверждал, что легенды, фольклор, мифология неотделимы от истории народа. Многие предания так или иначе связаны с явлениями природы, которым нет объяснения, что лишний раз подтверждает их мифический смысл. Непонимание критиками научной ценности его исследований по мифологии переживались Афанасьевым болезненно.

Первый сборник сказок

Издание Афанасьевым сказок в тех условиях - это своего рода подвиг. Он пишет письмо редактору «Отечественных записок» и просит уделить место в издании для народных сказок. Объясняет на примере братьев Гримм, что это ценный материал, который заслуживает интереса. Но материал в журнале так и не появился, поскольку объём, которым к тому времени располагал Афанасьев, намного превышал возможности журнала.

В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок».

Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире.

Классификация сказок

При дальнейшей подготовке материала Афанасьев продумал и классифицировал его. Он распределил сказки по разделам: былинные сюжеты, мифологические, животный эпос, рассказы о колдунах и мертвецах, бытовые сказки и юмористические. Позже, уже после смерти писателя, классификацию несколько упростили: сказки о животных, социально-бытовые и волшебно-фантастические. Но в её основе лежал принцип, который создал Александр Афанасьев.

Книги не могли не вызвать недовольства духовенства и властей. Цензура всячески препятствовала деятельности Афанасьева. А тем временем в Женеве уже вышел сборник «Заветных сказок», носящий антицерковный и антибарский характер. Издание сборников Афанасьева - это большое событие в общественной и научной жизни России. После его выхода многие известные критики и литературоведы того времени выступили с рецензиями.

Запретные сказки Афанасьева

Кроме детских сказок, Афанасьеву принадлежит сборник сказок для взрослых, вышедший в Женеве: «Русские народные сказки не для печати». Сборник «Сказания, легенды и притчи» также был запрещен в России и издавался за границей. Власти усмотрели в его содержании вредное направление мыслей. В него вошли тексты о жадности, глупости, дьяволе, мифических чудовищах и нечистой силе. Очень ценный в отношении духовного наследия народа сборник.

За годы преследований цензурой многие сборники выходили под разными названиями. Например, сказки с эротическим содержанием вышли под названием: «Валаам. Год мракобесия». Эта книга была долгое время запрещена. В России она вышла впервые в 1997 году. Известному собирателю фольклора принадлежит много трудов, которые издаются и в настоящее время.

Поэтому их нередко путают с работами нашего современника, перу которого принадлежит книга «Зона заражения». Александр Афанасьев - современный автор, пишущий в жанре боевиков. Но его творчество никоим образом не связано со сказками великого тёзки, который всю свою жизнь посвятил собирательству народного фольклора. Всего собрание Афанасьева Александра Николаевича составляет около двух тысяч сказок. Он вошёл в историю русской культуры как первый издатель сборника народных сказок.

Афанасьев Александр Николаевич (1826-71), российский литературовед, представитель «мифологической школы» в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1-3, 1866-69), сборник «Народные русские сказки» (1855-64).

Афанасьев Александр Николаевич , фольклорист, историк и этнограф, историк литературы, журналист, библиограф, автор дневника и воспоминаний.

Жизненный путь

Афанасьев родился в семье стряпчего (мелкого судейского чиновника). Года через три после его рождения семья переехала в город Бобров той же губернии. Здесь Афанасьев жил до 11 лет и получил начальное образование. Два местных попа - отцы Иваны - выучили его бегло читать по-русски и по-латыни и познакомили несколько с арифметикой и Священной историей. В 1837 отец отвез Афанасьева в Воронежскую губернскую гимназию, где мальчик и учился следующие 7 лет.

В 1844 по завершении гимназического курса Афанасьев едет в Москву и поступает на юридический факультет университета, выдержав вступительные экзамены «с грехом пополам» (по его собственной оценке). Среди преподавателей, лекции которых посещал Афанасьев, были знаменитые историки К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев и Т. Н. Грановский. Годы, проведенные в гимназии, а затем в университете, Афанасьев живо описал позднее в своих воспоминаниях.

Окончив университет в 1848, Афанасьев недолго преподает русскую историю и словесность в частном пансионе, а через год поступает на службу в Главный архив Министерства иностранных дел. 13 лет, которые Афанасьев проработал в архиве, были наиболее плодотворными для него в творческом отношении. Он много писал и печатался, выступал и как исследователь, и как публикатор, и как журналист. В 1858-1859 издавал журнал «Библиографические записки», в котором впервые увидели свет многие материалы, связанные с жизнью и творчеством Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, А. С. и др. С 1855 Афанасьев занимал должность старшего делопроизводителя Комиссии печатания государственных грамот и договоров.

Однако благополучная карьера Афанасьева неожиданно оборвалась в 1862. Как установил Н. Я. Эйдельман, Афанасьев и ряд близких к нему сотрудников «Библиографических записок» были тайными корреспондентами А. И. Герцена. Те материалы, которые не могли быть опубликованы в России или публиковались здесь в обезображенном цензурой виде, переправлялись за границу и позднее появлялись в «Полярной звезде» и других неподцензурных изданиях. В результате Афанасьев был уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами».

Несколько лет после этого Афанасьев не мог найти постоянной работы. Только в 1865 он поступает на службу помощником секретаря в Городскую думу, а в 1867 переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы. Скончался Афанасьев от чахотки в возрасте 45 лет.

Ученая и литературная деятельность

Афанасьев был автором многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Свою первую статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в «Современнике» еще в студенческие годы (1847). В 1850-1854 пишет большое число статей, рецензий и обзоров для журналов «Современник» и «Отечественные записки», в том числе обзоры русской исторической литературы за 1849, 1850 и 1851 гг. Афанасьев печатался также в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России», изданиях Общества истории и древностей российских при Московском университете и Отделения русского языка и словесности Академии наук, в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник», газете «Московские новости» и др.

С 1850 Афанасьев начинает публиковать статьи, посвященные фольклору и народным верованиям: «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и др.

Благодаря архивным разысканьям Афанасьева увидели свет многие документы и литературные произведения 18 - первой половины 19 вв. В 1855 он переиздал в «Отечественных записках», а в 1859 - отдельной книгой русские сатирические журналы 1769-1774 гг.

Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864).

«Народные русские сказки»

В историю русской культуры Афанасьев вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок (почти 600 текстов). Более трети от общего количества сказок были предоставлены Афанасьеву из архива Русского географического общества, еще около 200 сказок передал ему В. И. Даль. Афанасьев пользовался также материалами других собирателей фольклора и немногочисленными собственными записями. Первоначально собрание сказок было напечатано в 8 выпусках (1855-1863), причем тексты помещались в сборниках без систематизации, по мере их поступления. Однако в издании 1863 (в 4-х выпусках) Афанасьев уже расположил сказки в определенном порядке и вынес комментарии к ним в специальный 4-й выпуск. Позднее на основе своего собрания Афанасьев составил также сборник «Русские детские сказки» (1870).

К «Народным русским сказкам» примыкают еще два сборника, подготовленных Афанасьевым: «Народные русские легенды» (1859) и «Русские заветные сказки» (сборник был опубликован анонимно в Женеве в 1867, а рукопись Афанасьева в полном виде увидела свет только в 1997). Издания сказок и легенд сопровождались предисловиями и обстоятельными комментариями Афанасьева, в которых приводились сравнительные материалы к публикуемым текстам и давалась их мифологическая интерпретация. Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки.

«Поэтические воззрения славян на природу»

Уже в статье «Языческие предания об острове-Буяне» (1851) Афанасьев предложил собственное оригинальное понимание славянской мифологии. Эту статью можно рассматривать как зерно, из которого впоследствии вырос основной научный труд Афанасьева, его трехтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). В этой книге Афанасьев с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде все то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Написанная живо и талантливо, книга сочетает в себе ученый труд по славянской мифологии и художественное сочинение о первобытном человеке, который жил одной жизнью с природой и видел воочию небесные и грозовые мифы. Хотя мифологическая концепция Афанасьева имела достаточно искусственный характер и была скептически воспринята уже его современниками (К. Д. Кавелин, А. А. Котляревский, А. Н. Пыпин, Ф. И. Буслаев), отдельные реконструкции Афанасьева признаются современными исследователями и даже оцениваются как проявление своеобразного «научного ясновидения».

Как и другие представители мифологической школы, Афанасьев рассматривал фольклор как воплощение древних языческих мифов; соответственно задача исследователя усматривалась в том, чтобы восстановить эти мифы, извлечь их из-под покрова позднейших наслоений и искажений. Сама же мифология, по мнению Афанасьева, представляла собой, «поэтические воззрения на природу». Религию славян при ее зарождении Афанасьев характеризует как пантеизм; объектом религиозного культа была природа, воспринимаемая как единое, органическое целое. В изображении ученого мифология возникает удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она чужда всего иррационального, сверхчувственного и сближается с народной мудростью. Внимание древнего человека сначала привлекали главным образом небесные явления, такие как восход солнца или гроза; только впоследствии мифы об этих явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.

Большое значение в происхождении мифов Афанасьев приписывает также языку и языковым метафорам; он солидаризируется с М. Мюллером, который определял мифологию как своеобразную «болезнь языка». По утверждению Афанасьева, «богатый и можно сказать - единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями».

Книга Афанасьева оказала существенное влияние на последующее изучение славянского фольклора и мифологии. Из нее черпали материалы для своих произведений М. И. Мельников-Печерский и А. Н.