Анализ произведения «Станционный смотритель» (А. Пушкин)

Станционные смотрители всегда были объектом жалоб, гнева и ругательств. Но если поставить себя на их место, то не так уж они виноваты. Со всех концов света к ним приезжают люди, уставшие с дороги. И на ком, кроме как на них, эти люди вымещают свой гнев? Особенно, если по приезду не оказалось лошадей, или их смотритель отдал только что приехавшему чиновнику. Я исколесил всю страну и был знаком со многими смотрителями. Некоторые стали мне приятелями. Слушать их рассказы намного интереснее, чем какого-нибудь чиновника 6-го класса.
В 1816 г. в мае, когда я ехал через одну губернию, попал под сильный дождь. Он остановился в доме станционного смотрителя Самсона Вырина. Там я увидел его красавицу-дочь по имени Дуня. Её красота поразила меня. 14-летняя девочка налила нам чай, и мы дружно беседовали. Когда я уходил, в сенях остановился и поцеловал Дуню. Этот поцелуй запомнился мне надолго. К сожалению, лишь спустя три года у меня появилась возможность вновь посетить это местечко. Дом было не узнать — все запущено, станционный смотритель заметно постарел и не вставал с кровати. Самсон Вырин поведал мне историю о том, как потерял свою дочь.

Однажды на станцию приехал гусар. Лошадей не оказалось, и гусар хотел было повысить голос, но тут появилась Дуня, и гусар заговорил иначе. Пока готовили лошадей, гусару вдруг стало плохо, и он остался у смотрителя на 2 дня. За это время он подружился со стариком и Дуней. Когда настала пора уезжать, он предложил подвести Дуню до церкви. Девушка сомневалась, но станционный смотритель сказал, что ей ничего не угрожает. Дуня села в кибитку и уехала вместе с гусаром. После старик искал ее, но не нашел ни в церкви, ни на следующей станции. К счастью, он знал, что гусар Минский направлялся в Санкт-Петербург. Улучив возможность, отец Дуни взял отпуск на 2 месяца и поехал в город. Там он разыскал Минского, но к Дуне он его не пустил. Сказал только, что хотел бы извиниться, и сунул денег в рукав. Старик не успел ничего понять, как его выставили за дверь. Деньги он в гневе выбросил, и хотел еще хотя бы раз повидать свою дочь. Через два дня он увидел Минского и пробрался в дом, где жила Дуня. Он увидел в открытую дверь свою дочь, красота которой еще больше раскрылась. Она жила в хорошо убранной комнате и одета была с роскошью. Заметив отца, она закричала от ужаса, а Минский подбежал к старику и выставил его вон. Станционный смотритель вернулся на службу на свою станцию.

Когда я в следующий раз проезжал мимо этой станции, я решил заехать, чтобы еще раз проведать старика. Но его там не оказалось. Толстая старуха сказала, что он умер, и похоронили его рядом с женой. Рыжеволосый сын старухи вызвался помочь отыскать его могилу. По дороге он рассказал мне, что о станционном смотрителе никто больше не спрашивал, разве что одна добрая барышня. Я попросил мальчика рассказать об этой барышне. Как оказалось, эта красивая женщина приезжала в большой карете вместе со своими маленькими детьми и кормилицей. Она расстроилась, что не застала старика живым, и попросила показать его могилу. На могиле она долго лежала, потом подарила мальчишке денег и уехала.

Представляем Вашему вниманию подборку основных вариантов краткого содержания повести А.С. Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - Станциаонный смотритель. Данное произведение считается одним из ярких образцов творчества великого Пушкина. В "Станционном смотрителе" гениальный писатель чувственно и проникновенно выразил свою личную позицию по ряду социальных и житейских проблем русского человека.
Ниже предложены 2 варианта краткого содержания повести, а также крактий пересказ и небольшой анализ произведения.


Основные действующие лица:

Рассказчик — мелкий чиновник.

Самсон Вырин — станционный смотритель.

Дуня — его дочь.

Минский — гусар.

Лекарь-немец.

Ванька — мальчик, проводивший рассказчика на могилу смотрителя.

Повесть начинается с рассуждений о нелёгкой доле станционного смотрителя.

Угода господам, беспрекословная услужливость, вечное недовольство и ругань в свой адрес - вот краткий список тягот и лишений станционного смотрителя.

Далее читателю предстаёт история о том, как на станцию пребывает мелкий чиновник. Он просит чаю. Самовар ставит Дуня — невероятно красивая, голубоглазая девочка 14 лет. Пока смотритель Вырин переписывал подорожную, он рассматривал иллюстрации с библейской историей о блудном сыне. Потом все вместе стали пить чай и задушевно беседовать, как хорошие знакомые. Когда путник уезжал, Дуня по его просьбе поцеловала его на прощание. Лишь через 3-4 года рассказчик снова оказался на этой станцию. Однако в доме смотрителя все изменилось, но главное - не было Дуни.

Смотритель поведал рассказчику трагическую историю о том, как некий гусар Минский обманом выкрал Дуню. Некоторое время назад этот гусар прибыл на станцию в весьма болезненном состоянии. Его приняли и пригласили ему лекаря. Минский о чём-то кратко поговорил с лекарем на немецком языке. После этого врач подтвердил, что гусар действительно болен и нуждается в некотором лечении.

Однако тем же днём «больной» уже имел большой аппетит, а его нездоровье казалось не столь серьёзным. После выздоровления гусар собрался уезжать, а за одно предложил подвезти Дуню в церковь к обедне. Вместо этого ротмистр Минский похитил девочку и увезя к себе в Петербург.

Не находя себе покоя несчастный старик отправился на поиски дочери. Он нашёл Минского и слезно умолял его вернуть дочь. Однако гусар выгнал старика, а в качестве откупа за Дуню, дал ему несколько ассигнаций. Безутешный Самсон Вырин растоптал эту подачку.

Через несколько дней, идя по улице, Самсон Вырин случайно увидел Минского. Он проследил за ним и узнал, что в доме, у которого они остановились, живет Дуня.

Самсон вошёл в дом. Его взору предстала Дуня, одетая в дорогие модной одежды. Однако как только Минский увидел Вырина, он снова тотчас же его выгнал. После этого старик возвращается на станцию и через несколько лет спивается. Его душу не переставали терзать мысли о несчастной судьбе дочери.

Когда же рассказчик прибыльна станцию в третий раз, он узнал, что смотритель умер. Ванька — мальчишка, который хорошо знал смотрителя, проводил рассказчика на могилу Самсона Вырина. Там мальчишка поведал гостю, что этим летом приезжала Дуня с тремя детьми и долго плакала на могиле смотрителя.

В начале повести мы знакомимся с кратким авторским отступлением о незавидной судьбе станционных смотрителей - достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить свою злобу и раздражение.

Исколесив всю бескрайнюю Россию, повествователь волею судеб был знаком со многими станционными смотрителями. Самсону Вырину, «смотрителю почтённого сословия», автор и решил посветить свою повесть.

В мае 1816 г. рассказчик проезжает через небольшую станцию, где Дуня, красавица дочь смотрителя Вырина, угощает его чаем. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. Повествователь и смотритель с дочерью вместе пьют чай, перед отъездом проезжающий целует Дуню в сенях (с ее согласия).

Спустя 3-4 года повествователь вновь оказывается на той же станции. Там он встречает очень постаревшего Самсона Вырина. Сначала старик тягостно молчит о судьбе дочери. Однако выпив пунша, смотритель становится разговорчивее. Он поведал рассказчику драматическую историю о том, что 3 года назад некий молодой гусар (ротмистр Минский) провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала.

Поправив здоровье, гусар собирается в дорогу. Невзначай Минский предлагает подвести Дуню до церкви и увозит ее с собой.

Лишившись дочери, старик отец заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдать девушку, подсовывает старику деньги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясняет, где живёт Дуня падает в обморок, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь.

Спустя некоторое время рассказчик в третий раз проезжает через эту станцию. Там он узнает, что старый смотритель спился и умер. Ванька - местный мальчишка, провожает автора на могилу смотрителя, где рассказывает, что летом на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые.

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через «некую» губернию, и в дороге он был застигнут дождем. На станции поспешил он переодеться и налиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол дочь смотрителя, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пестрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.

По прошествии 3-4 лет рассказчику вновь довелось ехать этим трактом. Он с нетерпением ожидал встречи с давними знакомыми. «Вошел в комнату», где узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение». А главное - ее было в доме Дуни.

Изрядно постаревший смотритель Вырин был угрюм и неразговорчив. Только стакан пуншу расшевелил его, и путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни. Это произошло три года назад. На станцию прибыл молодой гусар. Он очень спешил и злился, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать.

Когда наконец подали лошадей, гусар неожиданно сказался весьма больным. Вызванный немец-лекарь, после краткого разговора, содержание которого присутствовавшим было неизвестно, диагностировал у больного горячку и прописал полный покой.

Уже на третий день гусар Минский был вполне здоров и собрался покидать станцию. Это был воскресный день и гусар предложил Дуне довезти её по пути до церкви. Самсон, хоть и чувствовал некое беспокойство, но всё-таки отпустил дочь с гусаром.

Однако очень скоро на душе у смотрителя стало совсем тягостно и он побежал к церкви. Прибыв на место он увидел, что молящие уже расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было.

Вечером вернулся ямщик, который вез офицера. Он рассказал, что Дуня отправилась с гусаром до следующей станции. Тут смотритель осознал, что недомогание гусара было обманом, чтобы остаться рядом с его дочерью. А теперь хитрец просто похитил Дуню у несчастного старика. От душевной боли смотритель слег в сильной горячке.

Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда её не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю несколько ассигнаций и выпроводил из дома.

Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь. Случай помог ему. На Литейной он случайно увидел гусара Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трехэтажного дома. Минский вошел в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живет Дуня, и тоже вошел в подъезд. Попав в квартиру, сквозь отворенную дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Увидев отца, Дуня потеряла сознание и упала на ковер. Разгневанный Минский выгнал несчастного старика, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба её такова же, как судьба многих молоденьких дур.

И вот уже в третий раз рассказчику случилось проезжать этими местами. Станции уже не было, а Самсон «с год как помер». Мальчик, сын пивовара, поселившегося в доме смотрителя, проводил рассказчика на могилу Самсона. Там он кратко поведал гостю, что летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром, добрая барыня - заключил мальчишка.

Отношение Пушкина к главному герою повести "Станционный смотритель" Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции "Станционный смотритель" теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста. Именно поэтому мы рекомендуем не ограничиваться кратким содержанием повести, а прочесть её в оригинале.

"Станционный смотритель" - это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ "маленького человека". В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.

Создание образа "маленького человека" - это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему. Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого "маленького человека", как, например, Гоголь и Чехов (в "Шинели" и "Смерти чиновника"). Таким образом, в "Станционном смотрителе" Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.


Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Добрый день, уважаемые учащиеся 7-в класса. Урок у нас сегодня не совсем обычный. Во-первых, потому, что мы с вами совершенно незнакомы. Во-вторых, несмотря на это, мы должны плодотворно поработать и найти ответы на очень сложные жизненные вопросы. Давайте исправим некоторое недоразумение и познакомимся. Меня зовут Елена Владимировна, я преподаю русский язык и литературу в школе-гимназии №1, но только в других классах. С вами я познакомлюсь на протяжении урока, потому что у каждого из вас есть бейджики с именами.

Очень хорошо, что нас с вами немного,

Я предлагаю вам забыть о том, что мы на уроке, немного расслабиться и просто пообщаться, потому что вопросы сегодняшнего урока касаются каждого из нас и у каждого из вас есть своя собственная точка зрения.

А поможет нам попытаться разрешить сложные жизненные вопросы великая русская литература. Классическая литература. Произнося словосочетание «Русская литература», с каким именем у вас прежде всего возникает ассоциация? (Пушкин)

Да, действительно, А.С.Пушкин – непревзойденный мастер русской литературы, «Солнце русской поэзии» (В.Одоевский), «Пушкин – это наше все» (А. Григорьев). Скажите, пожалуйста, в каком веке жил Пушкин? А сейчас на дворе какой век? Почему же мы до сих пор читаем Пушкина и восхищаемся его произведениями? Да, действительно, творения Пушкина актуальны про сей день. Почему? Да, А.С.Пушкин ставил те проблемы, которые волнуют нас и сегодня.

Тема сегодняшнего урока «Нравственные проблемы провести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Запишите число, Классная работа и тему урока.

Для того, чтобы понять, какие выводы мы должны сделать в процессе нашего общения, давайте вдумаемся в каждое слово нашей темы. Какое главное слово в теме урока. Да, слово «Проблемы». Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Найдите однокоренное слово к «Нравственный» - это нравственность. А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

А теперь поговорим о тех проблемах, которые выделяет Пушкин? Это мы выясним, разгадав тезаурус. Вы должны поставить стрелочки меду героями и проблемами. Подумайте внимательно.

Тезаурус

«Любовь» Дуня и Минский

«Война и мир» отец и Минский

«Отцы и дети» Дуня и Вырин

«Выбор пути» Дуня

Маленький человек Вырин

Лишние люди

Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести. Скажите, пожалуйста, а какая из этих проблем волнует чаще всего вас? Да, конечно, это сложные и вечные, как мир, взаимоотношения детей и родителей. Я думаю, нет среди вас такого человека, перед которым хоть раз в жизни не стояла бы данная проблема.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Задание называется «Разгадайте слепую схему».

С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.

Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.

Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (Да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей). А кто такой станционный смотритель?

Видео. Начало

Почему же проезжающие так грубо обращаются со станционным смотрителем? Почему он не может дать им отпор?

(Табель о рангах).

Да, действительно, это чиновник 14 ранга, чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть. В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.

Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».

Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность).

Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя».

Слайд (музей на станции Выра)

Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.

Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?

Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья – летом).

Прочитайте, как выглядел смотритель при первой встрече с рассказчиком и каким тот предстал перед ним по прошествии нескольких лет.

Какие обстоятельства так изменили Вырина? Что произошло в его жизни?

Что мы знаем о Дуне?

Как относились к Дуне господа проезжие?

В каком настроении находился прибывший однажды зимним вечером проезжий? Отчего сменил гнев на милость?

Как Пушкин помогает читателю раскрыть обман гусара?

Внимательно прочитайте абзац от слов «На другой день гусару стало хуже» до конца абзаца. Найдите ключевые слова, подтверждающие догадку о том, что гусар не был болен.

Что было накануне отъезда гусара Минского?

Что подсказало сердце Вырину, когда через полчаса Дуня не возвратилась?

Кто подтвердил его страшную догадку?

Видео Погоня

Дома, я знаю, мальчики писали монолог от лица Вырина, прочитайте, опишите чувства, которые испытал старик, от первого лица.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Растит дочь, чуткую красивую девушку, которая иногда сглаживает конфликтные ситуации, неизбежно возникающие с нетерпеливыми и строгими проезжающими, и помогает отцу. Но в этот маленький и спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит дочь Вырина Дуню в Петербург.

Я хочу послушать мнение девочек по этому вопросу, которые дома анализировали происходящее от лица Дуни, поставив себя на ее место.

Немного устали? Давайте минутку отдохнем. Я не предлагаю вам провести физкультминутку, она при нашей теме урока несколько неуместна. Давайте проведем минуту релаксации. Послушаем романс из кинофильма «Станционный смотритель» и подумаем о чем-нибудь хорошем.

Релаксация.

Слайд (полная таблица)

Время

Дуня

Комната

Самсон

Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

Итак, к Дуне пришла любовь.

Видео. Дуня

А разве это плохо, что она полюбила и нашла взаимные чувства?

Что же плохо?

А как вы думаете, если бы Дуня осталась с отцом, была бы она счастлива? Что же важнее личное счастье или долг перед родителями?

А были ли у кого в жизни подобные ситуации, когда надо сделать выбор?

На доске написан эпиграф к нашему уроку: «…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.» Что это? Да, так нас учит Библия. А как называются короткие поучительные истории, которые рассказывали ученики Иисуса Христа, апостолы, людям. Да, это притчи. Посмотрите, пожалуйста, на картину Рембрандта и скажите, по какой притче она написана? А почему я предложила вам познакомиться с этой картиной?

Притча о возвращении блудного сына лежит в основе рассказа «Станционный смотритель». Об этом свидетельствуют те картинки, которые были развешаны на стене в доме Вырина. Они изображали историю блудного сына.

Видео. Картинки

Кто повторяет судьбу блудного сына?

Эти картинки символизируют жизненный путь Дуни. Как и на первой картинке – Дуня уходит из дома. Так же, как и на второй картинке – Дуня в чужом доме окружена «ложными» друзьями. Она тоскует и, может быть, раскаивается, как и блудный сын на третьей картинке. И последняя картинка о возвращении блудного сына – это когда Дуня приезжает на могилу к отцу.

А подумайте, пожалуйста, кого также можно назвать блудным сыном, кто также обманут людьми и переживает жизненную трагедию?

Но эту притчу можно отнести и к самому Самсону Вырину. Он как бы «уходит» от своей дочери, потому что не верит в её счастье, не верит в то, что молодой гусар может жениться на его дочери. Вырин так же окружён людьми, которые его обманывали: доктор, Минский. На третьей картинке изображён юноша, который пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; на его лице – глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет, как бы подсказывает судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни с горя спился, в доме у него царят «ветхость и небрежение». Из свежего и бодрого человека лет пятидесяти, каким он был ещё недавно, он превратился в хилого старика: седого, с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется «возвращение» отца к дочери уже после смерти, когда Дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище.

Учитель : -Как заканчивает Пушкин рассказ об истории блудной дочери? Согласуется ли это с содержанием известной притчи?

(Дуня все-таки возвращается, но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле).

Почему Пушкин заканчивает повесть именно так. (Изменение стереотипов).

Видео. Завершение

О чем, по-вашему, плакала Дуня на могиле отца? (Может быть, сама, став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом).

Как вы думаете, Дуня счастлива?

Можем ли мы сказать, что героиню ожидает будущее без мук совести?

Я хочу подвести итог нашим рассуждениям. Все, что мы с вами выяснили, я предлагаю вам повторить про себя, глядя на слайды презентации.

Презентация.

Да, действительно, мудрая Книга книг – Библия - даст ответы на все вопросы. В Священном писании мы читаем…

Давайте попробуем предложить свой финал повести, такой, чтобы повесть была, как сказка, со счастливым концом.

Почему же Пушкин не закончил так свою повесть?

Да, произведение небольшое, но какое оно мудрое! Рассказывая об ошибках, совершенных другими людьми, автор учит нас не делать их в своей жизни.

О чем вас заставил задуматься великий классик?

Да, самое дорогое, что есть в нашей жизни – это наши родители.

Проблема взаимоотношения детей и родителей вечная. Ее поднимал Пушкин, ее пытаются решить и современные поэты. Закончить наш урок я хочу стихотворениями Оксаны Озеровой, Людмилы Ренжиной, Виктора Гина в исполнении ученика 10 класса Широбокова Захара.

Выступление.

Я благодарю вас за урок. Повесть «Станционный смотритель» - мое любимое произведение. Я надеюсь, вас тоже эта повесть не оставила равнодушными. У каждого из вас, детей или взрослых, к счастью, есть родители. Давайте же будем добрее к ним, попросим у них прощения за наши ошибки и поступки, да просто позвоним им, поинтересуемся, как там у них дела, просто обнимем и скажем ласковое слово. Пока еще не поздно, как это было с Дуней, дочерью «Станционного смотрителя».

А дома вы постараетесь решить еще одну нравственную проблему повести. Письменно дайте ответ на вопрос: «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина?».

Оценки за урок.

А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести «Станционный смотритель» .

Самсон Вырин - один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» . Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына.

Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала» . Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: «Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит» .

Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.

Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое - что Дуня действительно стала счастливой «барыней» , обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен - и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые.

Если вы готовитесь писать сочинение по повести "Станционный смотритель" Пушкина, рассмотрите коротко сюжет произведения. Александр Пушкин поведал некоторые подробности жизни Самсона Вырина, который был обычным станционным смотрителем. Его судьба нелегка. Какая бы погода не стояла, какой бы уставший он не был, ему приходится много времени проводить на работе, выслушивая обидные слова проезжающих, многие из которых стараются выместить на нем своё плохое настроение. Но Вырин человек мирный, поэтому он все это безропотно терпит.

Но не все так плохо в жизни Вырина. В сочинении по повести "Станционный смотритель" нужно отметить, что у этого человека есть радость - его прекрасная дочь Дуня. Она помогает ему и часто сглаживает недопонимания с постояльцами. Но вот что происходит дальше:

Как-то раз на станцию прибывает гусар по фамилии Минский, который влюбляется в дочь Вырина и обманом увлекает её за собой. Вскоре Вырин выясняет, что Дуня с Минским уже в Петербурге. Попытки забрать у гусара дочь оказываются безуспешными - Минский заявляет, что они любят друг друга.

Пушкин описывает внутреннее состояние Вырина, как он страдает и меняется. Через несколько лет его не узнать! Теперь это не свежий и бодрый человек, а хилый, сгорбленный, седой и небритый старик. Он все время корит себя за то, что отпустил тогда Дуню с Минским, когда он предложил просто подвезти её до церкви. А больше всего Самсон Вырин страшится того, что Дуня в конце концов надоест гусару, и он бросит её, оставив на произвол судьбы в большом городе.

Вырин потерял всякую надежду и смысл в жизни, свалившееся горе убивает его, он начинает страшно пить и на этом его жизнь заканчивается. Невозможно представить сочинение по повести "Станционный смотритель" без упоминания о реакции Дуни, когда ей становится известно о судьбе бедного отца. В то время у барыни Дуни уже трое детей и кормилица. Она потрясена случившимся и долго плачет на кладбище.

Теперь Дуня, хоть и осуществилась ее мечта, всю жизнь будет укорять себя. Но гусар действительно не бросил Дуню. Скорее всего, они поженились и родили детей, она живет безбедно.

Что хотел сказать Пушкин читателю

В повести "Станционный смотритель", сочинение по которой вы готовите, Пушкин раскрывает жизнь "маленького человека". Жизнь его полна несправедливого обращения, бесправия и горестей. "Маленький" чин не способен на то, чтобы изменить что-то. Но как по-разному можно относится к жизни! Ведь Вырин мог бы и после отъезда дочери оставаться радостным и мирным, но он позволил, чтобы обстоятельства сломили его. Однако этот вопрос требует глубокого размышленя.

Пушкин сопереживает Вырину, хочет его защитить. Автор призывает читателей всегда смотреть не на положение человека, а его душу. Главное - что внутри человека, какие качества он может проявлять, а не его чин.