Анализ рассказа «Попрыгунья» (А. Чехов)

Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз. Осип Дымов – талантливый врач, но не может посветить себя работе из-за жены, которая ещё и стала изменять ему с одним «перспективным» художником. Романтическое приключение с этим талантливым пейзажистом заходит в тупик – задыхается в скуке, а муж, страдая, получает повышение и перспективы. Однако жена слишком поглощена своими проблемами, чтобы даже порадоваться вместе с Осипом. И вот муж ее погибает, заразившись от больного ребенка, которого врач и не обязан был спасать. Потеряв мужа – действительно талантливого человека, Ольга плачет, кается, винит себя не только в его смерти, но и в его жизни – полной из-за нее страданий, но уже слишком поздно.

Чему учит рассказ Чехова Попрыгунья

В этом рассказе речь идёт о жене, которая не обращала особого внимания на мужа – талантливого врача, использовала его, унижала… Из-за ее капризов, обманов и даже измен он надорвался на работе и умер, а она пожалела, что погубила талантливого человека ради своей тщеславной глупости.

Читать краткое содержание Чехов Попрыгунья

У Ольги Дымовой часто гости. И все они – люди искусства, хотя и местного «масштаба». Все эти художники, актеры и подобные им рады обществу щедрой Ольги, все признают за ней таланты практически во всех областях искусства. А вот за мужем её не могут разглядеть хоть какого-либо потенциала. Жене приходится даже извиняться за слишком скучного Осипа, ведь он «просто» врач. Конечно, ему приходится зарабатывать на ее развлечения и наряды на двух работах, привозить продукты – заниматься обедом, ведь Оле не до таких мелочей, ему без сна нужно иногда возвращаться в город с дачи за её платьями и шляпками. Но он слишком любит супругу, всё ей прощает.

Она всё меньше обращает внимания на этого покорного человека: то важная встреча у неё, то приглашение на свадьбу. И тем более, что в её обществе есть такой интересный мужчина – художник Рябовский. Талантливый блондин признался Ольге в любви… И она не смогла устоять. Ведь он так талантлив! Впрочем, как человек искусства, Рябовский склонен к переменам настроения (считает себя то гением, то бездарностью), смене чувств (быстро охладевает к Ольге, находит следующую).

Дымова мучается ревностью к любовнику, чувствует себя несчастной и отвергнутой. Муж не может не заметит этого, он понимает всё, но оправдывает жену. Стараясь отвлечься, он работает ещё больше. Он уже защитил диссертацию, и скоро ему могут предложить приват-доцентуру. Но жена не понимает его гордости, не разделяет ее, для Ольги её проблемы (она застала у любовника другую женщину) намного важней. Муж не получил и малейшего отклика, поэтому, стараясь забыться, бросился в опасную работу – он спасает инфекционных больных. Сам Осип заражается, и уже для него нет надежды. Друзья его сокрушаются – наука теряет выдающегося ученого. Только в последний момент Ольга Дымова понимает, как ошибалась. Но поздно.

Картинка или рисунок Попрыгунья

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Одоевский Бедный Гнедко

    Рассказ Владимира Одоевского «Бедный Гнедко» начинается с того, что на центральной набережной, где протекает рядом река Нева, пробегает лошадка с бричкой. Главным наблюдателем этой сцены является автор

  • Краткое содержание Булгаков Мастер и Маргарита кратко и по главам

    Патриаршие пруды в Москве. В это время там спорят поэт Бездомный и Михаил Берлиоз о том, существует ли Иисус Христос. И вдруг в их разговор вмешивается незнакомец, который утверждает, что знает

  • Краткое содержание Астафьев Веселый солдат

    Данный роман очень особенное произведение о войне. Ведь именно в этом произведении показывает войну с какой-то другой стороны. Роман состоит из двух часть первая, из которых называет «Солдат лечится».

  • Краткое содержание Люди, которые играют в игры Берна

    В книге рассматриваются взаимоотношения людей в случаях, когда под внешне приемлемыми и социально одобряемыми формами скрывается манипуляция и стремление добиться психологических выгод.

  • Краткое содержание Паустовский Желтый свет

    Под желтым светом в очерке Паустовского подразумеваются осенние листья, от которых исходит солнечное сияние. Автор с особым чувством повествует о таинстве, происходящем осенью в природе

Герои рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Надежда НИКОЛАЕВА

Мы публикуем два самостоятельных исследования на очень близкую тему. Интересно сравнить те грани, которыми она поворачивается у разных филологов.

Герои рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

В рассказе «Попрыгунья» героев можно разделить на две группы. Одна - Ольга Ивановна, “её друзья и добрые знакомые”. Другая - Дымов, Коростелёв и их коллеги-врачи. Эти два общества одновременно похожи и не похожи. Схожи они в своём стремлении к известности и успеху. Ольга Ивановна мечтает достичь этого в сфере искусства: “Безотчётная радость, наполнявшая её душу, говорила ей, что из неё выйдет великая художница и что где-то там за далью, за лунной ночью, в бесконечном пространстве ожидают её успех, слава, любовь народа...” Та же радость наполняет Дымова, когда он говорит о своём научном будущем: “Ого! - повторил он. - Знаешь, очень возможно, что мне предложат приват-доцентуру по общей патологии. Этим пахнет”.

Оба главных героя похожи и в том, как они безотчётно и целиком отдаются своему делу. Дымов забывает обо всём другом, кроме работы, когда делает вскрытия: “Я увлекаюсь, мама, и становлюсь рассеянным”. Ольга Ивановна поглощена знакомством со знаменитостями: “Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды”.

Коростелёв так же ценит в людях их необыкновенность: “Какая потеря для науки! - сказал он с горечью. - Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек!”

И в то же время два общества противоположны друг другу в своём отношении к действительности. Врачи в восприятии мира опираются на разум. Дымов очень логичен в своих суждениях и действиях. Он не чувствует искусства, для его ума оно не существует, но он судит о нём по примерам других людей: “Если одни умные люди посвящают им (пейзажам и операм - Н.Н. ) всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны”. Или Дымов не пьёт чая потому, что запланировал поесть с женой и не хочет портить себе аппетит. Даже в моменты сильного душевного переживания Дымов не перестаёт мыслить: “После обеда Коростелёв садился за рояль, а Дымов вздыхал и говорил ему: «Эх, брат! Ну, да что! Сыграй-ка что-нибудь печальное». Подняв плечи и широко расставив пальцы, Коростелёв брал несколько аккордов и начинал петь тенором «Укажи мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал...», а Дымов ещё раз вздыхал, подпирал голову кулаком и задумывался ”.

Ольга Ивановна с “друзьями и добрыми знакомыми” воспринимают мир эмоционально, без тени мысли. Так, художник из окружения Ольги Ивановны на тихую лунную ночь реагирует следующим образом: “Рябовский говорил ей, что чёрные тени на воде - не тени, а сон, что в виду этой колдовской воды с фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных, задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного, блаженного хорошо бы забыться, умереть, стать воспоминанием”. Сама Ольга Ивановна, рассказывая о свадьбе мужу, говорит не о реальном событии, а о своём его восприятии и интерпретации: “Представь, после обедни венчанье, потом из церкви все пешком до квартиры невесты... понимаешь, роща, пение птиц, солнечные пятна на траве и все мы разноцветными пятнами на ярко-зелёном фоне - преоригинально, во вкусе французских экспрессионистов”.

Дымов и его коллеги живут в реальном причинно-следственном мире. Ольга Ивановна и её компания витают в облаках и во многом живут иллюзиями. Несмотря на то, что эти две группы людей живут по одной схеме и стремятся к сходным целям, общения и взаимопонимания между ними не происходит.

Связующим началом между обществами могла бы стать Ольга Ивановна. Как часто в рассказах Чехова молодая (иногда и немолодая) женщина прорывает пелену непонимания своим сочувствием или любовью («О любви», «Цветы запоздалые», «Студент», «Дом с мезонином», «Душечка» и другие). Но Ольга Ивановна не любит мужа. Она играет в любовь, в семью. Так про отношение к Дымову, своему избраннику, она говорит в духе романов, а не реальной человеческой психологии: “Ну, после смерти отца он иногда бывал у меня, встречался на улице и в один прекрасный вечер вдруг - бац! - сделал предложение... Как снег на голову... Я всю ночь проплакала и сама влюбилась адски”. Обстановка квартиры молодожёнов напоминает театральные декорации, в которых можно играть роль жены: “Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами в рамах и без рам, а около рояля и мебели устроила красивую тесноту из китайских зонтов, мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов, бюстиков, фотографий... В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе...” Разговаривает Ольга Ивановна с мужем пафосно и как-то ненатурально: “Дай я пожму твою честную руку!”, “Ты будешь моим спасителем. Ты один только можешь спасти меня!” По сути, будь на месте Дымова “Сидоров или Тарасов”, ничего бы не изменилось. Подводя итог отношению Ольги Ивановны к мужу, хочу привести её ощущения: “Что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова? Да существует ли он в природе и не сон ли он только?” Так героиня воспринимает живого мужа.

Сознание Ольги Ивановны подчинено воображению и эмоциям. Иллюзорное для неё реальнее действительности. “Всё, что он (Рябовский) создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что создаст он со временем, когда с возмужалостью окрепнет его редкий талант, будет поразительно, неизмеримо высоко, и это видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к природе”. (Но вовсе не по его картинам.) Ольга Ивановна мыслит образами и эмоциональными категориями: “Ей чудилось, что вся квартира от полу до потолка занята громадным куском железа и что стоит только вынести вон железо, как всем станет весело и легко. Очнувшись, она вспомнила, что это не железо, а болезнь Дымова”.

Таким же образом, через эмоциональное восприятие, Ольга Ивановна обретает мужа. Её воображение постепенно наделяет его всем присущим человеку. Первый этап воплощения - это акт наименования: “Его имя Осип не нравилось ей, потому что напоминало гоголевского Осипа и каламбур: «Осип охрип, а Архип осип». Теперь же она вскрикнула: «Осип, этого не может быть!»” Второй этап очеловечивания Дымова - наделение его “плотию и кровию”: “Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своей кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось”. Третий этап - рождение Дымова как полноценной личности в сознании Ольги Ивановны: она “быстро ощупала его грудь, лоб и руки. Грудь ещё была тёплой, но лоб и руки были неприятно холодны. И полуоткрытые глаза смотрели не на Ольгу Ивановну, а на одеяло.

Дымов! - позвала она громко. - Дымов!

Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не всё ещё потеряно, что жизнь ещё может быть прекрасной и счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она всю жизнь будет благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх...

Дымов! - звала она его, трепля его за плечо и не веря тому, что он уже никогда не проснётся. - Дымов, Дымов же!”

Но даже в этот момент Ольга Ивановна не начинает любить мужа по-человечески. Ей лишь становится очевидным его редкость и потенциальная знаменитость. И она досадует на себя за свою невнимательность. Вот и всё. “И вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа, и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!»”

Со смертью Дымова угасла надежда объединения двух групп героев, разделённых невидимой, но прочной стеной непонимания.

Осип Иванович Дымов, титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти часов утра и до полудня принимает больных, потом едет вскрывать трупы. Но его доходов едва хватает на покрытие расходов жены - Ольги Ивановны, двадцати двух лет, помешанной на талантах и знаменитостях в художественной и артистической среде, которых она ежедневно принимает в доме. Страсть к людям искусства подогревается ещё тем, что она сама немного поёт, лепит, рисует и обладает, как утверждают друзья, недопроявленным талантом во всем сразу. Среди гостей дома выделяется пейзажист и анималист Рябовский - «белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей» (что равняется годовому доходу от частной практики Дымова).

Дымов обожает жену. Они познакомились, когда он лечил её отца, дежуря ночами возле него. Она тоже любит его. В Дымове «что-то есть», - говорит она друзьям: «Сколько самопожертвования, искреннего участия!» «...в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье», - говорит она гостям, вроде объясняя, почему она, артистическая натура, вышла за такого «очень обыкновенного и ничем не замечательного человека». Дымов (она не зовёт мужа иначе как по фамилии, часто прибавляя: «Дай я пожму твою честную руку!» - что выдаёт в ней отголосок тургеневского «эмансипе») оказывается на положении не то мужа, не то слуги. Она так и называет его: «Мой милый метрдотель!» Дымов готовит закуски, мчится за нарядами для жены, которая проводит лето на даче с друзьями. Одна сцена являет верх мужского унижения Дымова: приехав после тяжёлого дня на дачу к жене и привезя с собой закусок, мечтая поужинать, отдохнуть, он тут же отправляется на поезде в ночь обратно, ибо Ольга намерена на следующий день принять участие в свадьбе телеграфиста и не может обойтись без приличной шляпки, платья, цветов, перчаток.

Ольга Ивановна вместе с художниками проводит остаток лета на Волге. Дымов остаётся работать и посылать жене деньги. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. О Дымове старается не вспоминать. «В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?» Но скоро Ольга наскучивает Рябовскому; он с радостью отправляет её к мужу, когда ей надоедает жизнь в деревне - в грязной избе на берегу Волги. Рябовский - чеховский тип «скучающего» художника. Он талантлив, но ленив. Иногда ему кажется, что он достиг предела творческих возможностей, но иногда работает без отдыха и тогда - создаёт что-то значительное. Он способен жить только творчеством, и женщины для него не много значат.

Дымов встречает жену с радостью. Она не решается признаться в связи с Рябовским. Но приезжает Рябовский, и их роман вяло продолжается, вызывая в нем скуку, в ней - скуку и ревность. Дымов начинает догадываться об измене, переживает, но не подаёт вида и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и ему, возможно, предложат приват-доцентуру по общей патологии. По его лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все, но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала». В доме появляется коллега Дымова Коростелев, «маленький стриженый человечек с помятым лицом»; с ним Дымов проводит все свободное время в непонятных для жены учёных разговорах.

Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его мастерской Ольга Ивановна застаёт женщину, очевидно, его любовницу и решает порвать с ним. В это время муж заражается дифтеритом, высасывая плёнки у больного мальчика, чего он, как врач, не обязан делать. За ним ухаживает Коростелев. К больному приглашают местное светило, доктора Шрека, но он не может помочь: Дымов безнадёжен. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молит Бога о помощи. Коростелев говорит ей о смерти Дымова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в том, что она погубила мужа. Из него мог вырасти крупнейший учёный, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он по праву должен быть. Ольга Ивановна понимает, что причиной смерти мужа была она, вынуждавшая его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Она понимает, что в погоне за знаменитостями «прозевала» подлинный талант. Она бежит к телу Дымова, плачет, зовёт его, понимая, что опоздала.

Рассказ заканчивается простыми словами Коростелева, подчёркивающими всю бессмысленность ситуации: «Да что тут спрашивать? Вы ступайте в церковную сторожку и спросите, где живут богаделки. Они и обмоют тело и уберут - все сделают, что нужно».

Героем А.Чехова чаще всего бывает рядовой человек. Под бесстрастным изложением различаются и симпатия автора к трудящемуся человеку, и отвращение к сытости, предательству, эгоизму.

Образ труженика присутствует и в рассказе «Попрыгунья». Доктор Дымов является одухотворенным, сильным человеком, но вместе с тем мягким и добрым. В простоте и робкой деликатности героя скрываются воля, целеустремленность, преданность идеалам.

Для собственной жены, окруженной знаменитостями, он был слишком незначителен и ординарен. Только после смерти Дымова, зараженного дифтеритом при спасении ребенка, она узнает о подлинном величии мужа. Его друзья рассказали, каким необыкновенным и одаренным ученым он был. В своей среде он являлся поистине великим, но она не замечала его нравственной силы, не ценила любви, заботы и готовности жертвовать собой для ее прихотей. Теперь же она сожалеет всего лишь о собственной недальновидности. Ошиблась, вовремя не заметила, что скромный Дымов является большей величиной, чем все ее творческое окружение.

Не только из-за дифтерита пришел конец молодой жизни героя. Его жена взяла дифтерит в сообщники. Она всегда занималась поиском выдающихся людей, но не замечала человека, живущего вместе с ней. Не распознав красоты и силы Дымова - пропрыгала главное.

В Дымове угадываются характерные особенности многих ученых. Автор восхищен их характером, каждодневным героизмом, исключительной скромностью, упорством.

В романе Ольги Ивановны и художника рассмотрена тема заурядных и выдающихся личностей. В представлении попрыгуньи только среди необыкновенного можно найти величие. Ей кажется, что великий человек должен возвышаться над неинтересными маленькими людьми. Сама измена мужу – это ее презрение к обыкновенности. В итоге героиня, стремящаяся допрыгнуть до величия, становится сатирическим образом.

Писатель всегда находит любимых героев среди обычных людей. За каждым из них видится не самостоятельная личность, а целая жизненная среда. За плечами Дымова читатель ощущает огромную армию тружеников.

Сочинение Осип Степанович Дымов

Этот рассказ повествует нам о жизни обычных людей, а в основном, одного прекрасного человека, который страдал от своей доброты и наивности. Про невероятно талантливого человека, который очень любил свою женщину, женщину, которая не заслуживала его любви.

Осип Степанович Дымов - именно так зовут главного героя, о котором мы сегодня с вами поговорим. Ему тридцать два года, женат на молодой, двадцати двух летней Ольге Ивановне, он дворянин, имеет медицинское образование, работает сразу в двух больницах врачом. У него было милое лицо с бородкой, он был высоким и немного широким в плечах, у него был широкий лоб и густые черные, как смола, брови. В его внешности сочеталось мужество, суровость и нежность. У него была совсем детская, добрая, наивная улыбка. Сам он очень великодушный человек, который всегда хотел помогать всем. Он умный, благородный и,казалось, совсем не подходит для аристократического общества злых коршунов.

Все считают Осипа Степановича Дымова замечательным человеком, с невероятной душевной организацией, считаю его редким и незаменимым, все так считали, кроме его жены, Ольга Ивановна не видела в своем муже ничего примечательного, она считала его обычным, наивным, глупых человеком, который совершенно неприспособлен к жизни. От того, что Дымов не был одним из «глупых оберток», таких, какие интересовали Ольгу, она постоянно врала ему, изменяла у него за спиной, жила разгульной жизнью. Ольга любила моду, искусство, хоть совсем ничего не знала о них, она просто шла за толпой, чтобы не казаться изгоем, она была слишком глупа, чтобы иметь свое собственное мнение.

Осип Степанович работает на износ, совсем не покладая рук, ради того, чтобы угодить своей жене и утешать се ее желания. Дымов настолько любит свою жену, что пропускает все ее истерики мимо ушей, продолжает делать все, что она хочет, не получая никакой взаимности в ответ. Он готов прощать ей все ее проступки, только ради того, чтобы она оставалась рядом с ним, но «Попрыгунья» Ольга совсем этого не ценит, ей глубоко плевать на своего мужа и на его желания. Поняла, каким же все таки был уникальным и неповторимым мужчиной ее муж, Осип Степанович Дымов, Ольга Ивановна слишком поздно, когда он скончался от редкой болезни, которую подхватил, вероятнее всего, работая в больнице.

В образе Осипа Степанович кроется скромный и интеллигентный человек, который неверно выбрал свой жизненный путь, которого полностью поглотило советское общество.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Порфирия Петровича в романе Достоевского Преступление и наказание

    Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа "Преступление и наказание". Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры

  • Анализ рассказа Ангелочек Андреева

    Прекрасный рассказ Л.Н.Андреева под названием“Ангелочек. Впервые представлен был и прочтён читателями в Московской газете под названием Курьер в 1899 году. Направление ежедневных изданий было ближе всего направленно на демократичную политику

  • Характеристика героев рассказа Медной горы Хозяйка Бажова сочинение

    Степан – главный герой сказа Бажова «Хозяйка Медной горы». Он был крепостным и работал на Красногрских рудниках в Гумешках

  • Сочинение Тайны жителей леса 4 класс

    Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года, но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.

  • Деревенская проза Шукшина кратко сочинение

    Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе. К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе

Рассказ «Попрыгунья» Чехов написал в 1891 году. В произведении автор затрагивает вопросы ценности и смысла человеческой жизни, размышляет о нравственности русской интеллигенции.

Главные герои

Ольга Ивановна – творческая особа, жена Дымова, 22-ух лет.

Осип Степаныч Дымов – талантливый врач, муж Ольги Ивановны, 31 год.

Другие персонажи

Рябовский – художник, «жанрист, анималист и пейзажист» 25-ти лет.

Коростелев – врач, приятель Дымова.

Глава I

«На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые». Муж Ольги, Осип Степаныч Дымов, «простой, ничем не замечательный человек» , был врачом и имел чин «титулярного советника» , работал в двух больницах. Зарабатывал он мало – всего 500 рублей в год.

Друзья же и знакомые Ольги были известными творческими людьми: художниками, музыкантами, артистами. Среди них был молодой и успешный художник Рябовский. На фоне этих людей «Дымов казался чужим, лишним и маленьким» .

Дымов служил вместе с отцом Ольги в одной больнице. Когда отец женщины заболел, Осип Степаныч ухаживал за ним. После смерти отца Дымов сделал Ольге предложение.

Глава II

Ольга занималась творчеством, ездила в гости к «знаменитым и великим» , приглашала представителей богемы к себе. Дымов же совершенно не разбирался в искусстве.

Весной и летом Ольга Ивановна собиралась на дачу, а затем поехать с художниками на Волгу.

Глава III

«На второй день Троицы после обеда Дымов <…> поехал к жене на дачу. Он не виделся с нею уже две недели и сильно соскучился» , взял с собой гостинцев. Однако на даче Ольги не было, вместо нее там находилось трое каких-то незнакомых мужчин. Женщина вернулась с Рябовским только вечером. Не думая о том, что муж с дороги и голоден, Ольга отправила его обратно домой за платьем, перчатками и цветами, которые ей были нужны на завтра.

Глава IV

«В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода». Женщина думала о том, Рябовский «великий человек, гений, божий избранник» . Художник признался ей в любви. Ольга же, вспомнив про Дымова, решила, что для него, «обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже, получил» . Ольга поцеловала Рябовского.

Глава V

Все время, пока Ольга отдыхала с художниками, Дымов отсылал ей деньги и писал письма о том, что ждет ее. В начале сентября Рябовский начал жалеть, что «связал себя» с Ольгой. Женщину стало это тяготить, и она уехала домой.

Глава VI

«С середины зимы Дымов стал догадываться, что его обманывают». Он все чаще обедал с товарищем доктором Коростелевым. Ольга же продолжала общаться с Рябовским, часто ездила к нему в мастерскую, приглашала к себе. Она сильно ревновала художника к другим дамам, и все в ее кругу это понимали. Про мужа Ольга говорила, что он гнетет ее своим великодушием.

Дымов стал работать еще больше, защитил диссертацию. Как-то он поделился с женой тем, что ему вскоре могут предложить «приват-доцентуру по общей патологии» . И «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все» , но женщина не понимала, что это значит, «к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала» .

Глава VII

В один из визитов Ольга застала у Рябовского другую женщину. Художник посоветовал ей бросить живопись и заняться чем-то другим. Огорченная женщина быстро уехала от Рябовского, решив начать новую жизнь.

Она вернулась домой поздно. Через дверь кабинета Дымов сказал ей, что «третьего дня заразился в больнице дифтеритом» , и просил послать за Коростелевым.

Глава VIII

Врачи постоянно дежурили у постели Дымова. Коростелев рассказал, что Осип Степаныч заразился от больного мальчика, когда высасывал у того через трубочку дифтеритные пленки. Ольга «думала о том, что это бог ее наказывает за то, что она обманывала мужа» .

Ночью Коростелев сообщил, что Дымов умирает. Мужчина сказал, что Осип Степаныч великий человек и его смерть – потеря для науки. Неожиданно Ольга поняла, что «это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек» .

Ольга бросилась в кабинет Дымова. «Она хотела объяснить ему, что то была ошибка» , что «она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх» . Но Дымов был уже мертв. Коростелев распорядился, чтобы позвали богаделок, которые «все сделают, что нужно» .

Заключение

В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» врач Дымов является образцовой для самого автора личностью. Осип Степаныч предстает благородным, понимающим и трудолюбивым человеком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 149.