Борис Пастернак. " С о н".
Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
О с н о в н а я м ы с л ь. Сон рассказал, что любви пришел конец.
К а к о й х у д о ж е с т в е н н ы й п р и ё м в н ё м б ы л и с п о л ь з о в а н? Противопоставление
сна (с его течением времени) и реальности пробуждения. (Двойное действие:
лирический герой рассказывает сон, в котором времени проходит значительно
больше, чем в действительности, и делает
вывод после пробуждения, уже в реальности).
Т р о п ы. Преобладают метафоры
:
отблеск зари на стеклах сравнивается с багровыми - цвета
крови - красками осени, время - жизнь. Пробуждение - избавление от любовной зависимости.
Образное сравнение: сердца с соколом, шелка со льдом, сна с отзвуком колокола.
Эпитеты:
шутовская гурьба кровавые слезы, рыхлый шелк,
громкая ты, бегущий дождь, бегущие березы.
Олицетворение
: сердце спускалось, время шло, старилось и
глохло.
Повтор
: время шло и старилось; бегущий дождь, бегущие
березы.
К а к в ы в о с п р и н я л и с т и х о т в о р е н и е? Как лирическое. Красивое, но грустное. Как напоминание о
неизбежном и необратимом ходе времени и уходе любви.
Ч т о п е р е ж и в а е т а в т о р? Его лирический герой проснулся и
осознал, что время упущено, любовь не принесла счастья. Будущее тоже тоскливо. Настроение осеннее, стихотворение проникнуто грустью.
О п р е д е л и т ь о п о р н ы е с л о в а в к а ж д о й с т р о ф е, о б о с н о в а т ь в ы б о р.
1 строфа: ТЫ - мы знакомимся с героиней сна, приручившей
лирического героя также, как и целую
толпу
2 строфа: СЛЕЗЫ –
течение времени не дает успокоения, чувства тлеют.
3 строфа: ВРЕМЯ – время расставило все по местам, чувства
превращаются в тлен и прах, голос любимой больше не звучит в душе.
4 строфа: РАССВЕТ – лирический герой не только проснулся,
(будущее его пока еще темно), но и
стряхнул старую любовь, как кошмарный сон. Былое кружится соломинками позади, и
ветер таким же манером склоняет верхушки берез в вышине, откуда раньше
спускался прирученный любовью сокол.
В к а к о й с т р о ф е е с т ь р а з в ё р н у т а я м е т а ф о р а. Во второй: «поволокой рамы серебря, заря из
сада обдавала стекла кровавыми слезами сентября». Яркие, но печальные,
томительные и непреходящие чувства лирического героя уподобляются осенним
явлениям: речь идет о дожде, туманящем окна, которые в свете зари имеют
кровяной отблеск, о дожде, в котором багрянец листьев становится темнее.
Взаимопроникновение двух миров - мира природы и мира человеческой души - пронизывает все творческое наследие Б.Л. Пастернака , одного из крупнейших лириков двадцатого века, создавшего особую поэтику синтеза вещественного и поэтического.
В основе стихотворения - стремление поэта зафиксировать зыбкое состояние сна, разрушаемое реальностью. Тонкая ассоциативность, напряженность метафоричного мышления, музыкальность форм позволяют поэту уловить тонкую связь между образами сновидения и миром, что его окружает.
Сон, обволакивающий, противоречивый, наполненный внутренним напряжением, соткан в 3 строфах стихотворения. Расплывчатые контуры, плывущие очертания, смазанные преломлением через стекло («в полусвете стекол» ), позволяют создать яркий образ героини , так чётко выделяющийся на фоне «шутовской гурьбы» . И хотя черты ее скрыты, читатель понимает, что перед ним описание утраченного, возможно, навсегда потерянного чувства.
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку тебе.
Взлет и падение, покорность и полная самоотдача в этой мастерски выстроенной антитезе , отражающей через экспрессию лирического слова нежность и боль. Повтор слова «кровь» , показывающий глубину этих эмоций, дважды появляется в тексте: первый раз - в образном сравнении , второй - в рамках метафоры .
Весь сон - это мысли о ней, попытка уловить ускользающий из памяти облик и голос. И потому все заканчивается, как только она умолкает.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Ускользающие чувства связаны с лейтмотивом осени, окутывающей и пространство сна, и огромный, реальный мир за окнами гостиной. Дождь, «кровавые слезы сентября» , ветер, «темный рассвет» как бы стягивают воедино два состояния лирического героя, сон и явь.
Для поэзии Б. Пастернака характерно, что лирический герой не тематический центр произведения, а связующее звено в потоке явлений. Вот и в стихотворении «Сон» он выступает тем, кто стремится уловить и воссоздать изменения временной и пространственной категории.
Сон сосредоточен на гостиной, ограничен ей. Даже от осени комната защищена «полусветом стекол» , не пропускающих «кровавые слезы сентября» . Но время тут, в месте, где находится героиня, подчиняется своим законам:
Но время шло, и старилось, и глохло.
Эта строка рефреном повторяется в тексте. А вместе с утратой времен сон утрачивает звук, стирает цвет. Попытка остановить уходящее время видна в словах с негативной окраской - «глохло» , «запнулась» . Сравнением, выстроенном на книжной лексике, «как отзвук колокола» , сон растворился в огромном, вращающемся в бесконечном вихре, реальном пространстве, тоже убегающем вдаль:
...и ветер, удаляясь нес,
Гряду бегущих по небу берез.
Единство сна и реальных чувств передается через ритмическую структуру стихотворения - пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, самый распространенный в русском стихосложении метр, тонко подхватывающий динамику лирической мысли.
Оглушительная образность, неуёмность строк - визитная карточка Б. Пастернака. Его стихотворение «Сон» покоряет тихой грустью о невозвратном и притягивает особым минорным звучанием. Данное произведение по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики .
- «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
- «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака
- «Июль», анализ стихотворения Пастернака
- «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
1 832 0
Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы. Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования. Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием , где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.
Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые принесли молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми. Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда «как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сада обдавала стекла кровавыми слезами сентября».
Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», - отметил автор.
Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места той, которая отвергла его чувства.
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.
«Сон» Борис Пастернак
Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
Анализ стихотворения Пастернака «Сон»
Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы. Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования. Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.
Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми . Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда « как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сала обдавала стекла кровавыми слезами сентября».
Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и пастернак на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», — отметил автор.
Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места то, которая отвергла его чувства.
Чувства настоящей любви Борис Леонидович испытал в довольно взрослом возрасте. Многие из нас узнают о первых влечениях в четырнадцать, в шестнадцать или восемнадцать лет. Пастернак осознал свою влюбленность в возрасте двадцати лет. Он потерял голову от знакомства с Идой Высоцкой.
Всего несколько случайных встреч покорили душу и сердце поэта. Пастернак отправился за границу лишь потому, что там временно пребывала семья любимой девушки. После признания в своих теплых чувствах, Борис Леонидович получил отказ от избалованной девицы и старался должным образом его пережить. Он создает стихотворение «Сон», в котором читатель может ознакомиться с чувствами к Иде, как посторонний человек.
Встречу и отказ милой девушки поэт вспоминает с горькими душевными разочарованиями. Он описывает случившиеся события в багряных тонах. По мнению автора, былые отношения ассоциируются у него с золотистой осенью, которая может символизировать не только окончание определенного природного цикла, а и разрыв отношений между людьми.
Когда роман Пастернака и Высоцкой закончился, в душе поэта стало холодно и мерзко, как и осенью. Автор стихотворных строк пытался излечить себя от случившейся болезни под названием любовь. Он в полной мере испытывал чувства тоски и одиночества. Разочарование переполняло его хрупкую душу.
Спустя время Пастернак начал ощущать облегчение. Он называл все те события, связанные с Высоцкой тяжелым сном, который наполнен кошмарами. Опомнившись от такого сна, поэт погрузился в суровую реальность. Борис Леонидович называет рассвет и пробуждение темным и холодным, как осенью.
Пройдет еще немного времени, и Пастернак начнет понемногу выздоравливать и понимать, что впереди его ждет светлая, интересная жизнь, ради которой необходимо отряхиваться от прошлых поражений и идти вперед.