Анархисты. Что такое анархия? Добавить свою цену в базу Комментарий

«Мама - анархия, папа - стакан портвейна» - так в песне В. Цоя сообщают о себе некие молодые люди. С портвейном, допустим, все ясно, но при чем здесь анархия? Попытаемся понять.

Анархизм (дословно - безвластие) - это система философских взглядов, отрицающая всякое принудительное управление и власть одних членов общества над другими. Анархия призывает к ликвидации любых считая их органами эксплуатации и подавления. Анархист - желающий полной и абсолютной свободы.

Человечеству свойственно вольнолюбие, и потому идеи анархизма многими изначально воспринимаются с симпатией. Но позже пропадает.

Базовые принципы анархизма

Идеология анархизма базируется на замечательных принципах, таких как равенство и братство, полная свобода (в т. ч. ассоциаций) и человеческая взаимопомощь. А главное - отсутствие какой-либо власти. Настоящий анархист - это человек, искренне верящий в такое построение общества, где один вождь или их группа не смогут навязывать свои требования другим. Поэтому он отрицает не только авторитарность и тоталитаризм, но даже Анархист - это тот, кто ратует за полный отказ от принуждения личности к участию в любых действиях против ее воли (даже при наличии самых благородных целей!). Предполагается, что человек может участвовать в каких-либо общественных проектах, лишь осознавая свою собственную ответственность. А так как личность мало что может сделать в одиночку, предполагаются ассоциации людей, свободно объединившихся с общей целью и обладающих равными правами в ее реализации.

К вопросу об общественном управлении

Но как же можно, отрицая всякую власть, осуществлять общественное управление? Анархист - это тот, кто видит решение данной проблемы в коллективном правлении и развитии низовой инициативы. То есть при осуществлении каких-либо общественных проектов инициатива идет снизу вверх, а не сверху, как это принято сейчас (простейший пример - выборность руководства на предприятиях).

Подобный подход к общественному устройству многими рассматривается как идеалистичный. Он требует от членов общества, построенного по принципам анархизма, особой самоорганизации и высочайшего уровня культуры. Ведь человек, отрицающий власть извне, должен уметь не только свободно выстроить собственную жизнь, но и наладить мирное бесконфликтное сосуществование с другими людьми, жаждущими, как и он, полной неограниченной свободы. Нужно ли говорить о том, что в современном, не самом совершенном обществе, это почти нереально? И. А. Покровский, известный российский правовед начала 20 века, так и писал: «Если есть учение, которое поистине предполагает святых людей, так это именно анархизм; без этого он неизбежно вырождается в звериное».

Разрушать или созидать?

Известные анархисты сетуют на то, что в обществе их идеология часто воспринимается неверно; анархизму приписывают не свойственное ему желание вернуть мир к диким законам и погрузить его в хаос. Но давайте разбираться.

Анархизм как теория существует уже сотни лет и состоит из десятков направлений, зачастую противоречащих друг другу, а то и вовсе противоположных. Анархисты не могут определиться не только в своих отношениях с властями и другими партиями. Они не могут достичь единства даже в своем понимании цивилизации и технического прогресса. Поэтому в мире почти не существует примеров успешного построения, а затем и стабильного поддержания анархистами каких-либо значимых проектов. Зато примеров разрушений (впрочем, иногда полезных), осуществленных сторонниками анархии, более чем достаточно. Так что, если вернуться к песне Цоя, анархия и стакан портвейна - вполне реальное сочетание, анархизм и наган - тоже. А вот представить себе созидающего анархиста уже несколько сложнее.

(греч. anarhia - безначалие, безвластие) - общественно-политическое течение, усматривающее в государственной власти основную причину всех видов социального угнетения. Анархисты призывают к насильственно-революционному уничтожению любых форм государственности, считая добровольную федерацию производственных ассоциаций идеальной формой организации обгцества. Анархисты провозглашают полную свободу самовыражения и самореализации личности, не связанной нормами права, морали, религиозными догмами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНАРХИЗМ

от греч. anarxia - безвластие) - мелкобурж. общественно-политич. течение, основная идея к-рого состоит в отрицании всякой гос. власти и проповеди т. н. абсолютной свободы личности. Сложилось в 40-60-х гг. 19 в. и приобрело наибольшее распространение в странах, в к-рых преобладало мелкотоварное произ-во и соответственно был высок удельный вес городской мелкой буржуазии (Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Франция, Австрия, Нидерланды, нек-рые страны Лат. Америки). Мелкая буржуазия, деклассированные элементы, люмпен-пролетариат составляют социальную основу А. Сам термин "А." введен П. Ж. Прудоном (в книге "Что такое собственность?", 1840-41, рус. пер. 1907), а истоки идей А. восходят к 17-18 вв. Гл. идеологами А. на различных этапах его развития были М. Штирнер (Германия), М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин (Россия), П. Ж. Прудон, Ж. Грав (Франция) и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. на почве А. вырос анархо-синдикализм. Основой анархич. мировоззрения является бурж. индивидуализм и субъективизм. А. отстаивает утопич. идею перехода к обществу, в к-ром нет гос-ва, без организации политич. борьбы пролетариата против буржуазии, без создания пролетарской партии и без диктатуры пролетариата. Отрицая всемирно-историч. роль пролетариата, А. объективно стремится подчинить рабочий класс бурж. политике. Характерным для А. является также непонимание роли крупного производства в жизни общества и защита мелкой частной собственности и мелкого землевладения в с. х-ве. К. Маркс и Ф. Энгельс вели упорную борьбу против всех разновидностей А. В "Немецкой идеологии" (написана 1845-46) они подвергли резкой критике анархич. взгляды Штирнера. В "Нищете философии" (1847) Маркс выступил против Прудона, проповедовавшего утопич. идею консервации капиталистич. отношений на их ранней фазе. Идейный разгром прудонизма был осуществлен на конгрессах 1-го Интернационала (см. Интернационал 1-й), принявших, несмотря на сопротивление прудонистов, резолюции, подчеркивавшие необходимость политич. борьбы рабочего класса. После разгрома прудонизма анархисты выступили под знаменем бакунизма. М. А. Бакунин, проповедовавший утопич. идею уничтожения всякой гос. власти путем стихийного анархич., разрушительного бунта люмпен-пролетариата и крест. масс, использовал идеи А. для создания в 1868 воинствующей антимарксистской организации - Альянс социалистической демократии. Бакунисты пытались оживить прудонистскую теорию отказа от политич. борьбы пролетариата, занимались раскольнич. деятельностью. Серьезный удар по бакунизму был нанесен на Лондонской конференции 1871 и Гаагском конгрессе (1872) 1-го Интернационала, на к-рых были приняты решения о необходимости создания политич. партий пролетариата в каждой стране. Бакунин и его сторонники были исключены из 1-го Интернационала. Однако бакунисты сохранили влияние в Испании, где они своей пагубной тактикой неподготовленных и бессмысленных "кантональных" восстаний объективно способствовали поражению бурж.-демократич. революции 1868-74 в Италии, Швейцарии и нек-рых др. странах. В России А. возник в конце 60-х гг. В 70-х гг. значит. часть народников (см. Народничество) находилась под влиянием анархистских идей Бакунина. Характерными чертами А. тех лет было отрицание необходимости политич. борьбы с пр-вом, отрицание парламентаризма, вера в социалистич. "инстинкты" рус. крестьянства, в крест. общину, вера в близкую социальную революцию в России, к-рая произойдет в результате повсеместного крест. восстания. Тактика анархистов-бакунистов в эти годы сводилась к попыткам поднять народ на революцию путем организации отдельных крест. выступлений - бунтов. "Хождение в народ", в к-ром значит. участие приняли последователи Бакунина, показало всю несостоятельность надежд рус. анархистов на близкую крест. революцию. С конца 70-х гг. значение А. в России падает, в 80-х и 90-х гг. А. почти не играет никакой роли. В 1872-78 бакунисты делали попытки оживить анархистское движение путем создания своих федераций в отдельных странах Зап. Европы и созыва междунар. конгрессов основанного ими в 1872 т. н. Анархистского интернационала (последний сменил действовавший в период 1868-72 Альянс социалистической демократии). К концу 19 в. анархистские орг-ции существовали в Бельгии (Бельгийская федерация Анархистского Интернационала (осн. сер. 70-х гг. 19 в.)), Великобритании (Британская федерация Анархистского Интернационала (1873) и Лондонское объединение анархистов (1896)), Греции (Греческая федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Египте (Египетская федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Испании (Испанская федерация Анархистского Интернационала (1872), Федерация рабочих Испании (1881)), Италии (Итальянская федерация Анархистского Интернационала (1872)), Канаде, Мексике, Нидерландах, Португалии (в каждой из них - федерация Анархистского Интернационала, осн. в сер. 70-х гг. 19 в.), США (Междунар. ассоциация рабочего люда (1878), Междунар. ассоциация рабочих (1878), Пионеры свободы в Нью-Йорке (1886)), Уругвае (Уругвайская федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Франции (Народный банк в Париже, осн. П. Ж. Прудоном (1849)) и в Швейцарии (Юрская федерация анархистов (1870)). В конце 19 в. анархисты пытались дезорганизовать работу 2-го Интернационала (см. Интернационал 2-й), выступали за "прямые действия" - террористич. акты и саботаж, против политич. борьбы и политич. партий пролетариата, против использования парламента в интересах борьбы против эксплуататорских классов. 2-й Интернационал, признав взгляды и деятельность анархистов несовместимыми с принципами Интернационала, в 1891 исключил их из своих орг-ций. А. вступил в полосу кризиса, его сторонники пошли по пути индивидуального террора. Многочисл. покушения, организованные ими во Франции, Испании, Италии, Швейцарии и в др. странах, привели лишь к усилению репрессий против рабочего движения. В эпоху империализма наблюдается нек-рое оживление А., вызванное, с одной стороны, усилением процесса экспроприации широких слоев мелких и средних собственников и, с др. стороны - разочарованием рабочего класса оппортунистич. политикой с.-д. лидеров. На этом этапе большое значение в идейном разгроме А. имели выступления В. И. Ленина, давшего глубокий анализ клас. сущности и политич. тактики А. В годы 1-й мировой войны мн. анархистские лидеры (Г. Эрве, Кропоткин и др.) заняли шовинистич. позицию, прямо противоречившую их антимилитаристским доктринам. После Окт. социалистич. революции, показавшей на практике всю беспочвенность и вред А. для пролетариата, А. в России стал вырождаться в аптинар. контрреволюц. течение, а подчас даже в прямой бандитизм (см. Махновщина). По мере разгрома белогвардейцев и упрочения Сов. власти анархисты занимали все более контрреволюц. позиции. В 1919 в Москве сложилась "Всероссийская организация анархистов подполья", совершившая ряд террористич. актов (совм. с лев. эсерами взрыв здания МК РКП(б) 25 сент. 1919 и др.), планировавшая взрыв Кремля и т. д. Орг-ция была раскрыта органами ВЧК. Легальные анархистские группы еще продолжали существовать. Вскоре после гражд. войны анархич. течения, потеряв свою клас. базу, были в СССР ликвидированы. В др. странах А. также пришел в упадок, главным образом вследствие роста авторитета рабочих и коммунистич. партий. Единственной страной, где А. продолжал пользоваться заметным влиянием, оставалась Испания, по-прежнему представлявшая главный оплот А. Стойкое влияние А. в Испании объяснялось отсталостью экономики, преобладанием мелких кустарных предприятий, традиц. исп. партикуляризмом. Анархисты здесь широко использовали недовольство рабочих оппортунистич. политикой лидеров социалистич. партии. Как писал В. И. Ленин: "Анархизм нередко являлся своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения. Обе уродливости взаимно пополняли друг друга" (Соч., т. 31, с. 16). Опираясь на традиц. влияние, к-рое они со времени деятельности Бакунина в Испании имели среди значит. части рабочего класса, исп. анархисты в 1926 создали свою политич. орг-цию - Федерацию анархистов Иберии (ФАИ). В годы бурж.-демократич. революции 1931-36 и вооруж. борьбы против фашизма (1936-39), когда в Испании усилилось влияние компартии и нек-рая часть анархистов и их лидеров (Дурутти и др.) встала на путь организованной борьбы с фашизмом, большинство лидеров исп. анархистов продолжали ставить свои групповые интересы выше интересов всего народа, требовали "немедленной революции" и "либертарного" (т. е. свободного от гос. власти) "коммунизма", отрицали необходимость революц. дисциплины, снимали нек-рые части с фронта, устраивали бесчинства и провокации в тылу. Эти действия А. были одной из причин поражении республики в 1939. После 2-й мировой войны А. сохранил часть своего влияния в Испании, Италии и в нек-рых странах Лат. Америки. В то же время новый подъем революц. и нац.-освободит. движения, наступивший во многих странах мира в послевоен. период, и рост влияния компартий резко отразились на позициях А., к-рый в междунар. масштабе как политич. течение сходит на нет. Конгрессы сторонников А., проводимые периодически во Франции, крайне малочисленны, осн. организац. и руководящую роль на них играет исп. эмигрантская часть ФАИ. В конгрессах принимают участие отдельные лица из Италии, Аргентины, Швеции и нек-рых др. стран, где еще сохранились немногочисл. группы приверженцев А. Борьба с идеологией А. составляет необходимую сторону борьбы коммунистических и рабочих партий за единство рядов рабочего класса, за марксистско-ленинскую теорию государства, за диктатуру пролетариата. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; его же, Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; Ленин В. И., Анархизм и социализм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Социализм и анархизм, там же, т. 12; его же, Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Плеханов Г. В., Наши разногласия, в кн.: Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Сталин И. В., Анархизм или социализм?, Соч., т. 1; Бакунин М. A., Собр. соч. и писем, т. 1-4, М., 1934-35; Кропоткин П. A., Собр. соч., т. 1-2, М., 1918; Ярославский Е., Анархизм в России, (М.), 1939; Яковлев Я., Рус. анархизм в великой рус. революции, Харьков, 1921; Stirner M., Der Einzige und sein Eigentum, Lpz., 1845, в рус. пер. - Единственный и его собственность, СПБ, 1907; Штаммлер Р., Анархизм, СПБ, 1906; Реклю Э., Эволюция, революция, анархич. идеал, М., 1906; Godwin W., Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness, v. 1-2, L., 1793; Read H., Anarchy and order, L., 1954; Reirats J., La CNT en la revoluci?n espa?ola, t. 1-3, (Toulouse), 1952-54; Com?n Colomer E., Historia del anarquismo espa?ol, (2 ed.), t. 1-2, Barcelona, (1956). Г. Н. Коломиец. Москва. Д. П. Прицкер. Ленинград, В. В. Александров. Москва.

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ

(от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - учение, пытающееся обосновать освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности. Хотя отдельные идеи А. встречаются уже в теориях Платона, Зенона, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и ряда др. мыслителей, а А. как определенное психологическое или умонастроение существовал практически всегда, целостная анархистская сформировалась в Европе только в 1840-1860-х гг. Примерно в 1860-1870-х гг. А. стал уже довольно заметным общественно-политическим движением.
Основной вклад в теоретическую разработку этого учения внесли П.Ж. Прудон, М. Штирнер, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. О приверженности А. заявляли В. Годвин, В. Тэккер, Л.Н. Толстой и др. Анархистские концепции каждого из этих мыслителей построены на разных филос. и нравственных основаниях и по-разному представляют цели и общественного развития, способы и средства достижения общества анархии. Однако все они главную причину эксплуатации и несправедливости в обществе видят в гос-ве независимо от его формы ( , парламентская или к.-л. иная форма правления). Они призывают упразднить все его ин-ты власти, ибо полностью не принимают саму идею организации общества «сверху вниз».
Прудон по праву может рассматриваться как один из основоположников учения А. Именно Прудону принадлежит заслуга введения в научный оборот самого термина «А.». В своей работе «Что такое , или Исследование о принципе права и власти» (1840) он доказывает, что ин-том общества, из которого все исходит в нем, является частная собственность. Объявляя крупную частную собственность кражей, он дает резкую критику современного ему общественного строя и призывает прежде всего сокрушить такую собственность. Однако, отвергая крупную частную собственность, Прудон вместе с тем надеялся сохранить в неприкосновенности мелкую собственность, индивидуальную свободу производителя и одновременно избавить рабочего от власти предпринимателя. Свобода для Прудона - это не только и бесконечное разнообразие в выражении индивидуальной воли, но еще и безвластие. Вот почему Прудон считает гос-во врагом свободы, главным орудием раскола общества и угнетения трудящихся и выдвигает идею ликвидации гос-ва. Позднее, правда, он предлагал раздробить современное централизованное гос-во на мелкие автономные области, в которых промышленные предприятия будут переданы в руки свободных ассоциаций рабочих и служащих. Прудон полагал, что переход к свободным ассоциациям трудящихся возможен через экономические реформы в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. Он считал, что такого рода реформы и есть социальная , осуществляемая мирным путем, и именно она даст превратить всех трудящихся, при сохранении их собственности на средства производства, в самостоятельных производителей, эквивалентно обменивающихся товарами и услугами на началах взаимопомощи и сотрудничества. Учение Прудона уже при его жизни подвергалось резкой критике за , волюнтаризм и эклектику. Так, К. Маркс считал Прудона одним из создателей системы «буржуазного социализма». Вместе с тем прудонистские анархистские идеи (отрицательное к гос-ву, политической борьбе, крупной собственности и др.) использовались и продолжают использоваться различными течениями «мирного» А. и анархо-синдикализма.
Теорию индивидуалистического А. создал Штирнер. Его знаменитая кн. «Единственный и его собственность» (1844) ниспровергает все авторитеты: религию, право , собственность, семью и безоговорочно провозглашает свободу всякого конкретного индивида, т.е. Я. Согласно Штирнеру, «Я - единственный. Для Меня нет ничего выше Меня». Соответственно, Штирнер считает, что Я - , а это значит, что не должна признавать никаких обязательных для себя общественных установлений. Индивиду надо поэтому искать не социальную, а свою собственную свободу. Утверждая свободу индивида, а по существу его полный , Штирнер отрицает всякие нормы поведения, все общественные ин-ты. Однако найти такую форму общественного устройства, при которой каждый обретал бы наивысшую свободу, т.е. был бы независим от общества и его установлений, невозможно. Вот почему идеи совершенного эгоизма Штирнера хотя и оказали влияние на Бакунина и Кропоткина, но стали основой уже иного, не индивидуалистического направления в А.
Бакунин - один из самых выдающихся и влиятельных теоретиков и практиков А. В своих работах «Федерализм, и антитеологизм» (1867), «Государственность и » (1873) и др. он доказывал, что гос-во - это главное , но зло исторически оправданное, в прошлом необходимое, ибо есть лишь временная общественная форма, которая должна полностью исчезнуть, став простой «канцелярией» общества, «центральной конторой». Идеал Бакунина - , организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин и наций, на основе свободы, равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации. Этим самым он в отличие от Штирнера подчеркивал не индивидуалистическую, а общественную сторону анархического идеала. Ратуя за социализм, Бакунин в то же считал, что без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это . Бакунин полагал, что безгосударственного общества следует осуществить немедленно, сразу же после социальной революции. При этом он призывал во этого подняться над узко национальными, локальными задачами освободительного движения. Именно Бакунину принадлежит лозунг: «У нас нет отечества. Наше отечество - всемирная революция». Бакунин был активным участником революционного европейского движения. В 1868 он основал тайный анархистский союз «Международный альянс социалистической демократии», вел открытую борьбу против Маркса и его единомышленников в Международном товариществе рабочих (I Интернационале). Антиэтатистские идеи Бакунина, в частности его теоретические положения, направленные против государственного социализма, против авторитарных и бюрократических методов управления, его размышления об общественном самоуправлении, о федерализме и интернационализме и сегодня сохраняют свое .
Выдающимся теоретиком анархизма был известный рус. и революционер Кропоткин. В сочинениях «Наука и анархия» (1892), «Анархия, ее , ее идеал» (1896) и многих др. он обосновывал и пропагандировал идеи А., отстаивая неизбежность их претворения через насильственную анархическую революцию. Считая, как и Бакунин, что только анархия является высшей ступенью общественной эволюции, он в отличие от него не призывал к тотальному отрицанию всех и вся. Кропоткин обосновывал возможность создания идеального анархо-коммунистического строя, т.е. такого безгосударственного общественного устройства, в котором все люди будут чувствовать себя счастливыми и свободными. По его мнению, именно такое общество будет «довольством всех», поскольку оно будет основано на совместном владении всеми богатствами, при неукоснительном соблюдении принципов свободы и равенства. В то же время Кропоткин являлся активным противником марксизма, он не соглашался с ним не только в вопросе о роли и месте гос-ва и насилия в истории, но и расходился по вопросу о невозможности в ходе революции постепенно и гуманно реформировать социальные ин-ты старого общества.
Теоретики А. внесли существенный вклад в общественной . Их государственно-бюрократического централизма, отчуждения административного аппарата от гражданского общества, отрицательных последствий огосударствления всех сторон общественной жизни оказала значительное влияние на многих филос. социологических и культурологических учений, выходящих далеко за рамки А.
Анархистские идеи и сегодня продолжают жить и распространяться, хотя они и не имеют той силы массовой привлекательности, на которую рассчитывают их адепты. Большинством людей А. вполне справедливо оценивается как . Малочисленные анархические партии и группы, которые в основном можно встретить в некоторых странах Европы и Лат. Америки стремятся если не пересмотреть, то хотя бы несколько модифицировать основные положения своей политической теории. Основное при этом обращается на те основания, которые в наибольшей степени диссонируют с современными процессами общественного развития. Естественно, это прежде всего о необходимости насильственной социальной революции. По-видимому, А. в будущем сохранится как одна из форм идейного поиска адекватного пути человечества к свободе и справедливости. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины и , которые с разной степенью значимости будут побуждать людей к такому поиску, а значит, следованию идеалам общества анархии.
Подчеркивая утопизм идеала А., неэффективность стратегических и тактических приемов практики анархистского движения, нельзя вместе с тем не видеть, что анархисты своей критикой существующего общества и пропагандой идеалов свободы внесли и продолжают вносить заметный вклад в современный общественный и современное обществознание:
анархистская побуждает обращать самое пристальное внимание на необходимость глубокого изучения и совершенствования всех отношений общественной власти, политики ее осуществления. В связи с этим характерно то, что в отличие от др. общественно-политических движений и партий анархисты всегда открыто выступали против любых недемократических режимов организации общественной жизни, даже если последние вызывали и восторг большинства людей;
анархистский идеал создания свободных взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности служит моделью и для сегодняшнего формирования общественных отношений. Этот идеал заставляет людей задуматься над тем, как не растерять, а, наоборот, сохранить и приумножить важнейшие ценности человеческого общежития: свободу, равенство прав, справедливость ;
анархистская федерализма и интернационализма позволяет критически посмотреть на сегодняшние процессы активизации сил национализма и национальной ограниченности, предостеречь людей от безумия национальной вражды;
А. и его идеалы заставляют людей размышлять о том образе и строе жизни, который они имеют и которого они достойны.
Непреходящее значение А. и его идеологии выразил П.И. Новгородцев, который отметил, что, после того как человеческая исследует все формы идеального устройства власти и все их найдет недостаточными, она неизбежно обратится к А., к мысли об устроении общественной жизни без власти и без закона, на чистом принципе свободы: «Если от социализма остается еще возможность перехода к анархизму как к более радикальному направлению, то за анархизмом открываются бездна и пустота, перед которыми кончаются и смолкают социально-философские вопрошания».

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАРХИЗМ

(от греч. - безначалие, безвластие) , мелкобурж. общественнополитич. течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политич., экономич. и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения является бурж. индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм. «Анархизм,- писал В. И. Ленин,- вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма» (ПСС, т. 5, с. 377) . Характерным для А. является: враждебное отношение ко всем разновидностям гос. власти (в том числе пролетарской) , защита мелкой частной собственности, мелкого землепользования, непонимание роли крупного производства, отказ от всех легальных форм политич. борьбы и тактики «прямого действия», «пропаганды фактом», требование немедленной социальной революции и установления без-гос. коммунистич. строя, всемирно-историч. роли пролетариата и его политич. власти, его государства в построении социализма. Будущий строй А. представляет в виде федерации производств, ассоциаций, коммун, края якобы только одна может гарантировать политич. и экономич. свободу личности.

А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в «Республике». Отд. фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стоиков, в христ. движении 9 в. (Армения) , в идеологии гуситских движений 15 в. , в утопиях Ф. Рабле и Ф.Фе-нелона, в трудах философовпросветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой франц. революции. Впервые сделал попытку изложить политич. и экономич. формы А. в кон. 18 в. англ, писатель У. Годвин.

Как общественно-политич. течение А. сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Теоретич. А. связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудона, М. А. Бакунина, утопич. мелкобурж. теории которых были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 19 в. А. распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в пропаганде идей А. сыграл П. А. Кропоткин, который для обоснования доктрины А. использовал позитивистскую философию и данные естествознания. После короткого подъёма в 1872-79 А. входит в полосу кризиса, который выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора или бурж. республиканизма. В эпоху империализма недовольство рабочих оппорту-нистич. тактикой вождей 2го Интернационала вызвало оживление деятельности анархия, групп. В годы 1-й мировой войны анархич. лидеры окончательно себя дискредитировали, заняв шовинистич. позиции (Кропоткин , Г. Эрве, Ж. Грав и др. ) .

В России в 19 в. А. пользовался определ. влиянием среди части народников. Однако «хождение в » обнаружило неподготовленность крестьянства к рево-люц. выступлениям. Ленин писал, что в 70-х гг. А. смог «...развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса» (ПСС, т. 41, с. 15) . Некоторое оживление А. наблюдалось в годы рус. Революции 1905-07. Большое значение в идейном разгроме А. имели работы Ленина, вскрывшего порочность анархистских теоретич. положений и практики. . революция 1917 показала всю несостоятельность А., который выродился в антисоциалистич., контрреволюц. течение, нередко - в прямой бандитизм («махновщина») .

Совр. А. не прибавил ничего нового к «традиционному» А. Он лишь ревизовал осн. положения его творцов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив осн. внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (свободному, вольному) обществу. Идеологию совр. А. характеризует враждебное отношение как к бурж. , так и к социалистич. формам государства, частично воспринимаемое некоторыми левоэкстремистскими группами. Но попытки преодолеть перманентное между теорией и приложением её к формам человеческого общежития, а также выработать организац. основы либер-тарного движения не увенчались успехом. А. сохраняется в ряде стран Зап. Европы и Америки (федерации, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобритании и некоторых др. странах) , но влияние его все более утрачивается.

Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунлсты за работой, там же; Ленин В.И., А. и социализм, ПСС , т. 5; его же, Социализм и А., там же, т. 12; его же, Государство и революция, там же, т. 33; ? л е х а н о в Г. В., Наши разногласия, в его кн. : Избр. филос. произв. , т. 1, М., 1956 ; его ж е, А. исоциализм, Соч., т. 4, М.- Л., 1923 ; К о м и н В. В., А. в России, Калинин, 1969 ; К а н е в С. Н., Окт. революция и крах А., М., 1974 ; Корноухов?. ?., Борьба партии большевиков против А. в России, М., 1981 ; С о-m i n С о l o m е г Е., Historia del anarquismo espanol, v. 1-2, Barcelona, ; M a i t r o n J., Le mouvement anarchiste en France, t. 1-2, P., 1975 ; The anarchist reader, ed. by G. Woodcock, N. ?., 1977 ; A r v o n H., L"anarchisme au XX siede, P 1979 ; Reinventing anarchy: what are anarchists thinking these days?, L., 1979.

Е. В. Старостин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАРХИЗМ

(от греч. ἀναρχία – безначалие, безвластие) – мелкобурж. обществ.-политич. течение, для к-рого характерны: индивидуализм , субъективизм и волюнтаризм ; отрицательное отношение ко всякой государств. власти, в т.ч. к диктатуре пролетариата, и любой др. политич. организации; непонимание роли крупного производства, защита мелкой частной собственности и мелкого х-ва на земле; авантюристич. тактика "прямого действия" и требование немедленной социальной революции, немедленного уничтожения всякого гос-ва. Переход к обществу будущего анархисты предполагают осуществить без организованной политич. борьбы пролетариата с буржуазией, без создания пролетарской партии; под видом отрицания политики они подчиняют бурж. политике (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 5, с. 303).

А. зародился в 40-х гг. 19 в. в странах с значительным удельным весом мелкотоварного производства. Мелкий собственник, разоряемый в процессе развития капиталистич. произ-ва, выступает за его уничтожение, требуя в то же время сохранения мелкой частной собственности. Стремление анархистов положить мелкую частную собственность в основу новой социальной организации по своему существу крайне консервативно, ибо оно выражает не будущее бурж. строя, идущего ко все большему обобществлению труда, а "настоящее и даже прошлое этого строя, слепого случая над разрозненным, одиноким, мелким производителем" (Ленин В. И., там же, т. 10, с. 55).

Непосредств. воздействие на представителей раннего А. оказали: философия Гегеля, истолкованная в духе субъективизма и волюнтаризма, субъективно-идеалистич. философия Фихте, естественно-правовая теория гос-ва Гоббса, Локка и особенно Ж. Ж. Руссо, нек-рые идеи утопич. социалистов (в частности, несомненна идеи А. об уравнении классов путем отмены права наследования с соответствующими моментами учения Сен-Симона). Большое влияние на А. оказали и утопич. взгляды Годвина, к-рого можно считать предтечей А.

Первый этап в развитии А. хронологически совпадает с эпохой пром. капитализма. Основоположниками А. были М. Штирнер ("Единственный и его собственность", 1845, рус. пер. 1906), Прудон, к-рому принадлежит "А." ("Что такое собственность?", 1840–1841, рус. пер. 1907), и Бакунин. Штирнер и Прудон в своих работах выдвинули осн. теоретич. положения А. Превращением в политич. течение А. обязан Бакунину.

Основываясь на своей волюнтаристской политэкономич. теории, согласно к-рой стоимость создается якобы в сфере обращения, Прудон рисует утопич. картину будущего социального строя, основанного на т.н. "системе взаимности", предполагающей равноправный и равноценный обмен услугами между членами общества, состоящего из мелких и самостоят. производителей-хозяйчиков. Такие отношения, складывающиеся между производителями в результате добровольного их согласия, "социального договора", по мнению Прудона, уничтожают всякую необходимость в гос-ве, ведут к немедленной ликвидации гос-ва. Учение Прудона является утопией, оторванной от реального историч. процесса, основанной на отвлеченных представлениях о раз навсегда данной и неизменной справедливости, соответствующей абстрактно понимаемой природе человека.

Бакунин, так же как и Прудон, отрицает необходимость гос-ва и политич. борьбы. Процесс обществ, развития он рассматривает как от "животного начала" к "человеческому началу", как борьбу власти и анархии, а осн. причиной этого движения он считает идейные . Первобытный человек-животное был одарен "в большой степени, чем животные других пород, двумя драгоценными способностями – способностью мыслить и склонностью к протесту, к бунту, к революции. Многообразные комбинации этих двух способностей и составляют движущую силу исторического процесса, ведущего к полному торжеству человеческого начала над животным" (Бакунин М., Бог и , 1918, с. 5). Из животного состояния и невежества анархисты выводили появление религии (первое ) и появление гос-ва (второе заблуждение). Гос-во, будучи порождением животного начала, противоречит "человеческой справедливости" и является, т.о., источником всех социальных зол – экономич. неравенства, эксплуатации, капитала. Отсюда – анархистов против всех форм авторитета и призыв к немедленной ликвидации гос-ва.

Критикуя утопич. представления Бакунина о будущем "свободном" обществе, Энгельс писал: "В этом обществе, прежде всего, не существует никакого а в т о р и т е т а, так как – – зло. (Каким образом эти господа собираются пустить в ход фабрики и железные дороги, управлять кораблем без воли, решающей в последней инстанции, без единого руководства, – этого они нам, конечно, не говорят.) Прекращается также и большинства над меньшинством. Каждая личность, каждая автономны, но каким образом общество, состоящее хотя бы из двух человек, возможно без того, чтобы каждый из них не поступился чем-нибудь из своей автономии, – об этом Бакунин снова умалчивает" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 278).

Отрицая необходимость политич. борьбы пролетариата, анархисты на деле превращают подпавших под их влияние трудящихся в пассивных участников бурж. политики. Вступив в 1-й Интернационал, бакунисты своей борьбой против марксизма стремились дезорганизовать междунар. рабочее движение. Полем их деятельности были страны с многочисленной мелкобурж. прослойкой (Испания, Италии, Швейцария, юг Франции).

Маркс и Энгельс решительно выступили против А., вскрыв (в работах "Святое семейство", "Немецкая идеология", "Нищета философии" и др.) классовую природу, теоретич. беспомощность и политич. вредность его идеологии. Генсовет 1-го Интернационала отказался принять в междунар. товарищество рабочих. "Альянс социалистической демократии" – первую междунар. орг-цию анархистов, созданную Бакуниным. Когда Бакунин пошел на фиктивный роспуск "Альянса" и члены его, войдя в Интернационал, начали вести подрывную работу, Маркс и Энгельс разоблачили анархистов, а Гаагский конгресс (1872) исключил Бакунина и его сподвижников из Интернационала. В работах Маркса и Энгельса, относящихся к этому периоду, – "Мнимые расколы в Интернационале", "Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих", "Бакунисты за работой" и др. – дана глубокая критика теоретич. и тактич. взглядов анархистов того периода. Разоблачение бакунистов привело к разброду среди анархистов и распаду их орг-ций на длит. срок.

В эпоху империализма наблюдается заметное оживление А., вызванное, с одной стороны, усилением процесса экспроприации широких слоев мелких и средних собственников и, с стороны, разочарованием рабочих масс оппортунистич. политикой 2-го Интернационала и его партий. Часть рабочих примкнула к анархистскому движению, увлеченная его внешней революционностью. "Анархизм нередко являлся своего рода наказанием, за оппортунистические грехи рабочего движения", – писал Ленин (Соч., 4 изд., т. 31, с. 16). Возрождение А. происходило в новых формах. Распространение идей марксизма вширь после Парижской Коммуны 1871 заставило А. перестраиваться. В борьбе за в рабочем движении А. не мог открыто развивать свои индивидуалистич. теории. Как главенствующее течение внутри А. оформляется т.н. коммунистический A. (П. Кропоткин, Э. Реклю, Ж. Грав, Э. Малатеста, B. Черкезишвили и др.).

Претерпевают соответственно нек-рые изменения филос. и социологич. построения А. Если в произведениях ранних анархистов были диалектики, то теперь А. полностью переходит на позиции плоского эволюционизма и вульгарного механицизма. Для А. этого периода характерно увлечение позитивизмом Спенсера и Конта, значение к-рого в качестве "всемирной науки", по словам Бакунина, "безмерно" (см. "Федерализм, Социализм и Антителеологизм", Избр. соч., т. 3, 1920, с. 153–58). Это увлечение сказалось на обществ.-политич. взглядах анархистов кропоткинского толка.

Кропоткин, к-рый, в отличие от Бакунина, обращал гл. внимание не на разрушит., а на "созидат." сторону А., не пошел дальше умозрит. конструкций будущего "справедливого" строя, рисуя его в виде различных союзов: территориальных, сельских и гор. общин, профессиональных и интеллектуальных союзов, основанных на частной собственности отдельных тружеников.

После смерти Маркса и Энгельса лидеры 2-го Интернационала не вели серьезной идейной борьбы с новыми формами А. Выступления Бернштейна, Каутского и др. против А. в 90-х гг. сводились больше к критике провокаторской деятельности анархистов; они не затрагивали их идеологии. Серьезный удар по А. нанесла работа Плеханова "Анархизм и социализм" (1894), хотя и она не вскрыла коренного расхождения между марксизмом и А. по вопросу о диктатуре пролетариата.

Ленин в тезисах "Анархизм и социализм" (1901) показал между марксизмом и А. В ряде работ, написанных в период революции 1905–1907 ("Третий шаг назад", "Две тактики", "Партийная и партийная литература", "Социализм и анархизм" и др.), Ленин дал классовой сущности А., его философии и политики. "Анархизм за 35–40 лет... своего существования (а со Штирнера много больше лет) не дал ничего, кроме общих фраз против э к с п л у а т а ц и и.... Недостает (α) понимания причин эксплуатации; (β) понимания р а з в и т и я общества, ведущего к социализму; (γ) понимания к л а с с о в о й б о р ь б ы, как творческой силы осуществления социализма" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 300). Ленин показал, что кажущиеся противоположными взгляды А. и реформизма на деле представляют собой две стороны одной медали – оппортунизма. С особенной очевидностью это проявилось в годы 1-й мировой войны, когда виднейшие лидеры А. (Кропоткин , Грав, Эрве и др.), как и лидеры 2-го Интернационала, заняли шовинистич. позицию. Ленин еще в 1905 призывал употребить "все средства идейной борьбы, чтобы влияние анархистов на русских рабочих осталось столь же ничтожным, каким оно было и до сих пор" (Соч., 4 изд., т. 10, с. 56). В 1906–07 в Грузии вышла работа Сталина "Анархизм или социализм?", непосредственно направленная против груз. анархистов, содержащая филос. критику А. В Москве вышла брошюра И. Лузина "Анархизм и " и др.

Во время Октябрьской революции 1917 анархисты пытались вносить дезорганизацию в ряды восставшего народа, активно выступая против борьбы большевиков за установление революц. дисциплины.

После 1917 А. в России окончательно превратился в контрреволюционное течение, зачастую принимавшее форму массового бандитизма (махновщина, "Всероссийская организация анархистов подполья" и т.д.). В первые годы Советской власти, в период иностранной военной интервенции и гражд. войны, в обстановке хоз. и воен. трудностей имело место анархистских шатаний среди нек-рых членов Коммунистич. партии (" коммунисты", "рабочая " и др.), поддавшихся влиянию мелкобурж. . Успехи социалистич. строительства, ликвидация социальной базы А. и решительная борьба КПСС против анархистских идеек и шатаний привели к тому, что А. перестал существовать как обществ.-политич. течение в СССР. В нач. 20 в. А. начинает терять свои позиции и во ., итал. и швейц. рабочем движении. Только в Испании и ряде латиноамер. стран он сохраняет свое влияние в широких слоях мелкой буржуазии и в рабочей среде. Возникает особая разновидность А. – анархо-синдикализм (конец 19 – нач. 20 вв.).

После 2-й мировой войны бакунизм и прудонизм по-прежнему остаются осн. оружием филос. и социологич. спекуляций А. Эклектич. смесь различных метафизич. и идеалистич. взглядов составляет существ. черту философии совр. А., все более смыкающегося с реакц. бурж. филос. течениями – экзистенциализмом и персонализмом.

Возросший авторитет марксистских партий, а также дальнейший рост и укрепление прогрессивных профессиональных объединений во Франции, Италии, в Лат. Америке, Индонезии и др. странах ведет к изоляции анархистов. Отд. анархистские организации постепенно отходят от принципов А., иногда сближаясь с марксизмом (унитарное течение в исп. А.).

В совр. условиях анархич. тенденции проявляются в теоретич. и практич. деятельности ревизионистских элементов внутри междунар. коммунистич. и рабочего движения. Они проявились, напр., у югославских ревизионистов, к-рые в своих выступлениях и программных документах (1958) ревизуют ленинское учение о партии как руководящей силе в борьбе за социализм, за построение коммунистич. общества и пытаются в анархистском духе истолковать марксистско-ленинское учение об отмирании социалистич. гос-ва (см. Государство , Ревизионизм).

Марксисты, – писал Ленин, – "ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как установления социализма", анархисты же "хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничтожения" (Соч., 4 изд., т. 25, с. 455).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Маркс К., Нищета философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, М., 1955; его же, Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Ярославский Ем., Анархизм в России, [М.], 1939; Ревизионизм – главная опасность, М., 1958; Против современного ревизионизма. Сб. переводов, М., 1958; Ibáruri D., Α los trabajadores anarquistas, , 1953. Материалы по А.: Годвин В., О собственности, пер. с англ., М., 1958; Кропоткин П. А., Завоевание хлеба, пер. с франц., СПБ, 1906; Реклю Э., Эволюция, революция и идеал анархизма, М., 1906; Эльцбахер П., Анархизм, пер. с нем., СПБ, 1906; Маккей Дж. Г., Макс Штирнер, его и учение, пер. с нем., СПБ, 1907; Курчинский Μ. Α., Апостол эгоизма. Макс Штирнер и его философия анархии, М., 1920; Стеклов Ю.М., Борцы за социализм. Очерки из истории общественных и революционных движений в России, М., 1918; его же, Интернационал (1864–1914 гг.), ч. 2 – Анархический интернационал (1872–1881 гг.), Курск, 1923; Диль К., Социализм. Коммунизм. Анархизм, пер. с нем., , 1923; Рамус П., Вильям Годвин, как теоретик коммунистического анархизма, М., 1925; Gоdwin W., An Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness, v. 1–2, L., 1793; Mackay J. H., Die Anarchisten, 5 Aufl., В., 1924; Stammler R., Die Theorie des Anarchismus, В., 1894; Borgius W., Die Ideenwelt des Anarchismus, Lpz., 1904; Nettlau M., Der Vorfrühling der Anarchie, ihre historische Entwicklung von den Anfängen bis zum Jahre 1864, В., 1925; его же, Der Anarchismus von Proudhon zu Kropotkin, B. – Lpz., 1927; Russell В., Proposed roads to freedom: socialism, anarchism and syndicalism, N. Y., ; Guy-Grand G., La pensée de Proudhon, Р., 1948; Sаrnо G., L"anаrchiа criticamente dedotta dal sistema hegeliano, Bari, 1947; Sergent Α., Harmеl С., Histoire de l"anarchie, t. 1, Р., 1949; Cоle G. D. H., Α history of socialist thought, v. 2 – Socialist thought, marxism and anarchism 1850–1890, L. – N. Y., 1954; Соmin Соlоmеr Е., Historia del anarquismo español, , t. 1–2, Barcelona, .

Э. Баллер, Р. Мартинес. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ (от греч. ανοφχία-безвластие)-социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства и политической борьбы и проповедующее освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг.

19 в. в Европе. Основоположниками этого учения принято считать M Штирнера, П. Прудона (последнему принадлежит термин) и M A. Бакунина. Согласно Прудону, между людьми основаны на “системе взаимности”, предполагающей равновесие собственности, равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит, федеративное устройство общества, которое заменит . Бакунин рассматривал анархизм как закономерный этап эволюционного социального развития. По его мнению, и государство являются величайшими заблуждениями пребывающего в невежестве человечества, источниками всех зол. Но человека отличает от животного мыслить и протестовать. Протест в определенный принимает форму стихийного “самопроизвольного” бунта масс против государства. В . 19-нач.

20 в. на почве социалистического движения в борьбе с марксизмом оформился коммунистический анархизм (П. А. Кропоткин), ориентированный, в отличие от раннего анархизма, на созидательную сторону социального развития в форме организации разного рода добровольных коммунистических общин, действующих на основе солидарности и взаимной помощи. Особое место среди анархических.систем занимает учение Л. И. Толстою, которое может быть охарактеризовано как христианский анархизм. В нач. 20 в. под влиянием анархизма получил распространение анархо-синдикализм - одно из направлений в рабочем движении.

Политология. Словарь.




  • Добавить свою цену в базу

    Комментарий

    Анархия – отсутствие государственной власти в отношении отдельного индивида или всего общества . Эта идея появилась у Пьера-Жозефа Прудона в 1840 году, анархией он называл политическую философию, которая означала замену государства на безгосударственное общество, где общественное устройство заменено формами первобытного строя.

    Анархия подразделяется на несколько видов.

    1. Индивидуалистический анархизм (анархо-индивидуализм) . Основной принцип: свобода распоряжения самим собой, которое дано человеку с его рождения.
    2. Христианский анархизм . Основной принцип: незамедлительное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. Отметим, что учение Христа изначально имело анархические стороны. Бог создал людей по своему подобию без чьего-либо напутствия, поэтому считается, что и люди свободны в своем выборе, и не обязаны следовать правилам, установленным государством.
    3. Анархо-коммунизм. Основной принцип: установление анархии, базирующейся на солидарности и взаимопомощи всех членов общества. К основам учения относятся равенство, децентрализация, взаимопомощь и свобода.
    4. Анархо-синдикализм. Основной принцип: профсоюзы – главное оружие работников, при помощи которого можно совершить государственный переворот/революцию, осуществить радикальные общественные изменения и создать новое общество, основанное на самоуправлении самих трудящихся.
    5. Коллективистский анархизм (часто называемый революционным социализмом). Приверженцы этой формы анархизма выступали против форм частной собственности на деньги производства, и призывали к ее коллективизации при помощи революции.

    Причиной появления анархии принято считать убеждение людей в том, что при существующей власти граждане не могут нормально жить и развиваться. Анархисты считают, что люди способны самостоятельно изменить свою жизнь, контролировать ее, исключить идеологические системы, которые мешают жить в мире и согласии, а также избавиться от политических вождей, ограничивающих возможности проживающего в стране населения.

    К принципам анархизма относятся:

    1. Отказ от любой власти;
    2. Отсутствие принуждения. Т.е. никто не может заставить человека делать что-либо против его воли;
    3. Равенство. Т.е. все люди имеют право пользоваться одинаковыми материальными и гуманитарными благами;
    4. Разнообразие. Т.е. отсутствие контроля над человеком, каждая личность самостоятельно создает благоприятные условия для своего существования.
    5. Равноправие;
    6. Взаимопомощь. Т.е. люди могут объединяться в группы для достижения поставленной цели;
    7. Инициативность. Предполагает построение общественной структуры «снизу вверх, когда группы людей могут решать общественные вопросы без давления на них властвующих структур.

    Первые упоминания об анархии датированы 300 годом до н.э. Такая идея возникла у древнекитайских и древнегреческих жителей. Сегодня греческая анархическая организация считается самой сильной в мире.

    На заметку: некоторые люди полагают, что приверженцы анархического строя хотят внести в общество хаос и беспорядок, заменив укоренившиеся государственные принципами законом джунглей. Сами анархисты говорят о том, что их режим предполагает безвластие, а не противоположность или противостояние.

    Видео

    1. Что такое «анархизм»? Что такое «анархия»? Кто такие «анархисты»?

    Анархизм - это идея о том, как лучше всего жить. Анархия - это образ жизни.

    Анархизм - это идея о том, власть, правительство и государство не нужны и вредны. Анархия - это общество без правителей. Анархисты - это люди, которые верят в анархизм и хотят жить в анархии, как когда-то жили наши предки. Люди, которые верят в правительство (такие, как либералы, консерваторы, социалисты или фашисты) называются «этатистами».

    Может показаться, что анархизм - это чисто негативная идея, что она только против чего-то. На самом деле у анархистов есть много позитивных идей безвластного общества. Но, в отличие от марксистов, либералов или консерваторов, они не навязывают какой-то конкретной схемы.

    2. Существовало ли когда-нибудь анархическое общество, которое работало?

    Да, тысячи и тысячи таких сообществ. Первый миллион лет или около того все люди были охотниками и собирателями и жили маленькими группами равных, без власти и иерархии. Это были наши предки. Анархическое общество было успешно, иначе никто из нас не смог бы появиться на свет. Государству только несколько тысяч лет, и оно все еще не смогло победить последние анархические сообщества, такие как Сан (бушмены), пигмеи или австралийские аборигены.

    3. Но мы же не можем вернуться к такому образу жизни?

    Почти все анархисты согласятся. Но тем не менее очень полезно, даже для анархистов, изучать эти общества и заимствовать некоторые идеи того, как может быть устроено полностью добровольное, в высокой степени индивидуалистическое и в то же время склонное к взаимопомощи общество. Например, многие анархические племена выработали очень эффективные методы разрешения конфликтов, включающие посредничество и не навязанный суд. Их методы работают лучше, чем наша судебная система, потому что родственники, друзья и соседи спорщиков с помощью дружелюбного и доверительного общения убеждают их согласиться найти некое компромиссное решение проблемы, приемлемое для всех сторон. В 70-х - 80-х годах XX века ученые попытались перенести некоторые из этих методов в американскую судебную систему. Естественно, такие трансплантаты увяли и отмерли, потому что они могут жить только в свободном обществе

    4. Как можно быть уверенным, что люди не будут совершать преступления друг против друга без государства, которое регулировало бы преступность?

    Если вы не можете быть уверенными, что обычные люди не будут совершать преступления друг против друга, как можно верить, что государство не будет совершать преступления против всех нас? Разве люди, которые дорываются до власти, так самоотверженны, так честны, разве они так сильно превосходят тех, кем они управляют? На самом деле, чем меньше вы доверяете другим людям, тем больше у вас причин становиться анархистами. При анархии возможности равномерно распределены между всеми людьми. Они есть у каждого, но ни у кого нет слишком многих. При государстве возможности сконцентрированы у небольшой группы людей, в то время как у остальных нету почти никаких. С какой силой бороться будет легче?

    5. Предположим, что вы правы и что анархия и в самом деле лучший способ жизни. Но как нам уничтожить государство, если оно так сильно и агрессивно как вы говорите?

    Анархисты всегда думали об этом вопросе. На него нет одного простого ответа. В Испании около миллиона анархистов в 1936 году, когда была попытка военного переворота, сражались с фашистами на фронте и в то же время поддерживали рабочих в их стремлении захватить фабрики. Они также помогали крестьянам создавать коммуны. Анархисты проделали то же на Украине в 1918-1920 годах, где они сражались как с царистами, так и с большевиками. Но не так мы уничтожим государство в XXI веке.

    Рассмотрим революции, которые скинули коммунистическую диктатуру в Восточной Европе. Там было некоторое количество насилия и смертей - в каких-то странах больше, в каких-то - меньше. Но политиков, бюрократов и генералов - того же врага, с которым мы боремся сейчас - уничтожило не это, а простой отказ большинства населения работать или делать что-то еще для поддержки прогнившего режима. Что могли сделать комиссары в Москве или Варшаве? Сбросить атомную бомбы на самих себя? Уничтожить рабочих, за счет которых они живут?

    Большинство анархистов считают, что то, что они называют «всеобщей стачкой» может сыграть решающую роль в уничтожении государства. Это - массовый отказ от работы.

    6. Но если не избирать официальных лиц чтобы они принимали решения, кто же будет принимать их? Нельзя же допустить, чтобы каждый мог делать что хочет не принимая во внимание остальных?

    У анархистов есть множество идей о том, как будут приниматься решения в полностью добровольном и основанном на взаимопомощи обществе. Большинство считает, что такое общество должно базироваться на местных сообществах, достаточно маленьких чтобы люди знали друг друга и были связаны узами семьи, дружбы, общих мнений и общих интересов. А так как это сообщество - локально, люди также будут обладать общими знаниями о своем сообществе и его окружающей среде. Они будут знать, что им придется жить с последствиями своих решений, в отличие от политиков и бюрократов, которые принимают решения за других людей.

    Анархисты считают, что важные решения всегда должны приниматься на насколько возможно более низком уровне. Те решения, которые каждый индивидуум может принять для себя, не вступая в противоречия с решениями, принимаемыми другими для себя, должны приниматься на уровне отдельной личности.. Решения, которые необходимо принимать группой (такой, как семья, религиозное объединение, группа коллег по работе итп) опять же должно приниматься ими, если оно не затрагивает интересы других групп. Решения, касающиеся большого числа людей, должны приниматься общим советом.

    Однако совет - это не власть. Никого не избирают, кто угодно может участвовать, люди говорят только за себя. Но когда они говорят о конкретных вещах победа в споре для них, в отличие от футбольного тренера Винса Ломбарди, не «единственная вещь». Они хотят, чтобы все победили. Они уважают дружбу и добрососедские отношения. Они хотят, в первую очередь, уменьшить непонимание и прояснить ситуацию. Часто этого хватает для того, чтобы придти к общему решению. Если нет, они стараются выработать компромисс. Очень часто это удается. Если нет, решение, если оно не требует незамедлительного решения, можно отложить, чтобы все сообщество могло обдумать и обсудить проблему до следующей встречи. Если и это не даст результата, можно обдумать вариант, когда те группы, которые не могут придти к соглашению, временно разделяются чтобы каждая сделала по-своему.

    Если ничто не дает результата, если у людей есть непреодолимый различия во мнениях по какому-то вопросу, у сообщества есть два варианта. Меньшинство может присоединиться к большинству, если гармония внутри сообщества более важна, чем данный вопрос. Возможно, в этом случае большинство уступит меньшинству в другом вопросе. Если так сделать невозможно, потому что данный вопрос очень важен для меньшинства, оно может отделиться чтобы сформировать новое сообщество, так же, как это сделал ряд американских штатов (Коннектикут, Род-Айленд, Вермонт, Кентукки, остров Мэн, Юта, Западная Виржиния итд.). Если их отделение не аргумент против этатизма, значит это не аргумент и против анархии. Это не неудача анархии, потому что новое сообщество воссоздаст анархию. Анархия - не совершенная система, она просто лучше, чем все остальные.

    7. Одно из определений слова «анархия» - хаос. Разве анархия не должна быть хаосом?

    Пьер-Жозеф Прудон, первый человек, назвавший себя анархистом, написал, что «свобода - это не дочь, а мать порядка». Анархический порядок стоит выше, чем порядок, устанавливаемый государством, потому что это не система навязанных сверху законов, а просто договор людей, которые знают друг друга о том, как им жить вместе. Анархический порядок базируется на общем соглашении и общем здравом смысле.

    8. Когда была сформулирована философия анархизма?

    Некоторые анархисты считают, что первые анархистские идеи были высказаны киником Диогеном в Античной Греции, Лао-Цзы в древнем Китае и некоторыми средневековыми мистиками, а также проявлялись во время гражданской войны в Англии в XVII веке. Но современный анархизм начался с работы Уильяма Годвина «Политическая справедливость», опубликованной в Англии в 1793 году. Пьер-Жозеф Прудон во Франции воскресил его в своей работе «Что такое собственность?» (1840 год) и вдохновил анархистское движение среди французских рабочих. Макс Штирнер в «Единственном и его собственности» (1844) определил чистый эгоизм, одну из базовых анархистских ценностей. Американец Джошуа Уоррен в то же время независимо от них пришел к схожим идеям и начал создавать американские утопические коммуны. Анархистские идеи были развиты великим русским революционером Михаилом Бакуниным и уважаемым российским ученым Петром Кропоткиным. Анархисты надеются, что их идеи продолжат развиваться в изменяющемся мире.

    9. Разве анархисты не сторонники насилия?

    Анархисты по количеству насилия даже не приближаются к Демократам, Республиканцам, либералам или консерваторам. Эти люди только кажутся миролюбивыми, потому что государство делает за них всю грязную работу. Но насилие есть насилие, ношение униформы и размахивание флагом этого не меняет.

    Государство насильственно по определению. Без насилия по отношению к нашим предкам-анархистам - охотникам, собирателям и фермерам - сегодня бы не было никаких государств. Некоторые анархисты - сторонники насилия, но все государства совершают акты насилия каждый день.

    Некоторые анархисты, в традиции Льва Толстого, принципиально миролюбивы и даже не отвечают на насилие. Относительно малое число анархистов верят в прямую агрессию против государства. Большинство анархистов поддерживают самозащиту и допускают некоторое количество насилия в революционной ситуации.

    На самом деле, вопрос не в насилии или ненасилии. Вопрос в прямом действии. Анархисты считают, что люди - все люди - должны взять свою судьбу в свои руки, индивидуально или коллективно, неважно, делая ли что-то легальное или нелегальное, связанное с насилием или то, чего можно достигнуть без насилия.

    10. Какова точная структура анархического общества?

    Большинство анархистов не имеют «точного» плана. Мир станет очень разнообразным местом после того, как правительства будут ликвидированы.

    Анархисты не навязывают никому никаких строгих схем, но они предлагают некоторые основные принципы. Они говорят, что взаимопомощь - сотрудничество вместо конкуренции - это главный закон общественной жизни. Они индивидуалисты в том смысле, что они считают, что общество существует для благ индивидуума, а не наоборот. Они уважают децентрализацию, считая, что основой общества должны быть локальные, более-менее замкнутые сообщества. Эти сообщества затем могут объединяться - по принципу взаимопомощи - но только для координации действий, которые не могут быть решены на уровне отдельных сообществ. Анархическая децентрализация переворачивает современную иерархию сверху вниз. Сейчас чем выше уровень правительства, тем большую власть оно имеет. При анархии, высшие уровни ассоциации вовсе не являются правительствами. У них нет никакой власти и чем выше уровень, тем меньше ответственности делегируется им снизу. В то же время анархисты принимают во внимание риск, что такие федеративные структуры могут стать бюрократическими и этатистскими. Мы - утописты, но в то же время и реалисты. Мы должны следить за этими федерациями очень внимательно. Как указал Томас Джефферсон, «вечная бдительность - цена свободы»

    Уинстон Черчилль, ныне покойный английский алкоголик, политик и военный преступник, однажды написал, что «демократия - это худшая система правления, за исключением всех остальных». Анархия - это худшая структура общества за исключением всех остальных. Пока что все цивилизации (государственные общества) рано или поздно разрушались, побежденные анархическими обществами. Государства по существу своему нестабильны, а значит рано или поздно наше тоже разрушится. Никогда не рано начать думать, что создать на его месте. Анархисты думали об этом более 200 лет. Мы дали начало. Мы приглашаем вас исследовать наши идеи и присоединиться к нам в стремлении сделать мир лучше.