Бесполое размножение амёбы. Вопрос: Сравнительная характеристика амёбы протей и эвглены зелёной

Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus )

или амёба протей (корненожка) -амебоидный организм, представитель класса Lobosa (лобозные амёбы). Полиподиальная форма (характеризуется наличием многочисленных (до 10 и более) псевдоподий - ложноно́жки). Псевдоподии постоянно меняют свою форму, ветвятся, исчезают и появляются вновь.

Строение клетки

A. proteus снаружи покрыты только плазмалеммой. Цитоплазма амёбы отчётливо подразделяется на две зоны, эктоплазму и эндоплазму (см. ниже).

Эктоплазма , или гиалоплазма, тонким слоем залегает непосредственно под плазмалеммой. Оптически прозрачна, лишена каких-либо включений. Толщина гиалоплазмы в разных участках тела амёбы различна. По боковым поверхностям и у основания псевдоподий это как правило тонкий слой, а на концах псевдоподий слой заметно утолщается и образует так называемый гиалиновый колпачок, или шапочку.

Эндоплазма , или гранулоплазма - внутренняя масса клетки. Содержит все клеточные органоиды и включения. При наблюдении за движущейся амёбой заметно различие в движении цитоплазмы. Гиалоплазма и периферические участки гранулоплазмы остаются практически неподвижными в то время как центральная её часть находится в непрерывном движении, в ней хорошо заметны токи цитоплазмы с вовлечёнными в них органоидами и гранулами. В растущей псевдоподии цитоплазма перемещается к её концу, а из укорачивающихся - в центральную часть клетки. Механизм движения гиалоплазмы тесно связан с процессом перехода цитоплазмы из состояния золя в гель и изменениями в цитоскелете.

Питание

Амёба протей питается путем фагоцитоза , поглощая бактерий, одноклеточных водорослей и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы возникает контакт между плазмалеммой и пищевой частицей, в этом участке образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее она переходит в центральную часть клетки, где подхватывается токами цитоплазмы. Кроме фагоцитоза, амебе свойственпиноцитоз - заглатывание жидкости. При этом образуется на поверхности клетки впячивания в форме трубочки, по которой поступает внутрь цитоплазмы капелька жидкости. Образующая вакуоль с жидкостью отшнуровывается от трубочки. После всасывания жидкости вакуоль исчезает.

Дефекация

Эндоцитоз (экскреция). Вакуоль с непереваренными остатками пищи подходит к поверхности клетки и сливается с мембраной, таким образом выбрасывая наружу содержимое.

Осморегуляция

В клетке периодически образуется пульсирующая сократительная вакуоль - вакуоль, содержащая излишнюю воду и выводящая её наружу.

Размножение

Только агамное , бинарное деление. Перед делением амёба перестает ползать, у неё исчезают диктиосомы, аппарата Гольджи и сократительная вакуоль. В начале делится ядро, потом происходит цитокинез. Половой процесс не описан.

Вызывает расстройство пищеварения и колит (кровавый понос).

» на тему «Обыкновенная амеба, или амеба протей, как организм »

Конспект урока по теме:

«Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. Тип Саркодовые.

Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба,или амеба протей, как организм».

Цель: Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. (на примере амебы протей)

Дать первоначальное представление об обмене веществ. Показать сходство и родство простейших с растениями.

Оборудование:
Таблица «Тип Простейшие»
Фрагмент видеофильма «Амеба»
Фрагмент видеофильма « История открытия одноклеточных организмов»

Основное содержание урока

1. Общие сведения об одноклеточных животных.
2. Среды обитания представителей класса Саркодовые.
3. Строение одноклеточных животных в сравнении с одноклеточными растениями.
4. Жизнедеятельность амебы протея.

Ход урока

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос

Учитель: Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

Ученик: Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.

Учитель: В чем главное отличие животной клетки от растительной?
Ученик: В состав клеточной оболочки растительной клетки входит целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.

Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?

Ученик: Водоросли. Хлорелла и Хламидомонада.

Учитель: Верно. Но в природе, кроме одноклеточных растений существуют и одноклеточные животные. Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с ними.

Изучение нового материала

1. История открытия простейших организмов. (Отрывок из кинофильма «Открытие одноклеточных организмов» или рассказ учителя.

Учитель: Открытие и изучение простейших животных было тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа. Первым человеком, увидевшим простейших под микроскопом, стал голландский натуралист Антонии Ван Левенгук. Свое открытие он сделал в 1673 году, но истинные представления о простейших сложились лишь в середине 19 век, тогда эти мельчайшие организмы были выделены в тип Простейшие. Что же увидел Левенгук в микроскоп?(отрывок фильма или рассказ учителя)

Он увиде животных, способных перемещаться то в одну, то в другую сторону. В настоящее время этих животных называют Саркодовыми(от греч «саркос»- плазма, жидкая.

Учитель: Почему животных этой группы назвали одноклеточными?

Ученик: Потому, что эти организмы состоят из одной клетки и очень просто устроены относительно других организмов.

Учитель: Давайте поближе познакомимся с строением и образом жизни простейших на примере амебы протея.

2. Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амебы.


(Рассказ учителя, работа с таблице на доске и рисунком в учебнике стр. 37 рис. 23)

а) Обитает на дне пресных водоемов с застойной водой
б) Величина 0,5 мм
в) Не имеет постоянной формы тела
г) Организм состоит: Цитоплазма
-ядро
-вакуоли:
-Пищеварительная
-Сократительная
Цитоплазматическая мембрана
- Наружный слой - Эктоплазма
(прозрачный, плотный)
- Внутренний слой – Эндоплазма
(зернистый, текучий)

Учитель: Давайте посмотрим, как амеба выглядит в природе?
(Демонстрация фрагмента видеофильма «Амеба». После просмотра учащиеся выполняют задание №1 стр. 26. в рабочих тетрадях.)

3. Движение.

Учитель: Амеба передвигается за счет ложноножек. Скорость движения 0,2 мм/мин.

4. Питание.

Учитель: Амеба питается бактериями, одноклеточными водорослями. Захват пищи при помощи ложноножек. Переваривание за счет Пищеварительной вакуоли, (от 12 часов до 5 суток) Чем питание растений отличается от питания животных?

Ученик: Растения сами создают органические вещества из неорганических (Фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами.

Вместе с учителем делают вывод: Амеба- животное.

5. Выделение.

Учитель: Процессы выделения происходят за счет сократительной вакуоли.

Вопрос классу: Если в клетку все время будет поступать вода в неограниченном количестве. Что может произойти с клеткой?

Ученик: Она погибнет(лопнет).

Учитель: Правильно. Сократительная вакуоль регулирует содержание воды в клетке и вредных веществ.

6. Дыхание.

Учитель: Чем дышит амеба?

Ученик: Кислородом, который растворен в воде.

Учитель: Есть ли у амебы специальные органы дыхания если это простейший организм?

Ученик: Нет. Она дышит через оболочку.

7. Обмен веществ.

Учитель: Мы рассмотрели с вами процессы: дыхания, питания, выделительный процесс. В результате этих процессов одни вещества поступают в клетку, другие удаляются во внешнюю среду. Таким образом в организме осуществляется обмен веществ. Этот процесс происходит постоянно внутри любого организма. Без обмена веществ нет жизни.

8. Размножение.

Учитель: Амеба, так же как и растения способна к размножению путем деления.

(Работа с учебником стр.38, рис.24.) Вопрос классу: С чего начинается процесс деления любой клетки.

Ученик: С деления ядра.

Учитель: Как изменяется клетка в процессе деления?

Ученик: Ядро вытягивается, цитоплазма растягивается образуется перетяжка, которая лопается и клетка делится на двое.

Учитель: Размножение амебы путем деления- бесполый способ размножения. Он происходит при благоприятных условиях. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.

Циста- плотная оболочка защищающая амебу от неблагоприятных условий среды.

9. Раздражимость.

Учитель: Амеба реагирует на свет (уползает), на механические воздействия, т.е. обладает раздрожимостью.
Раздражимость - способность живого организма реагировать на условия внешней среды.

Далее учитель рассказывает о многообразие простейших класса Саркодовые.(фрагмент видеофильма «Амеба»). Или учащиеся рассматривают рисункина стр.39, рис.26. учебник,а также таблицу « Многообразие простейших класса Саркодовые»

Закрепление.

Учитель предлагает выполнить тестовое задание. Задание дается каждому ученику на отдельном листе, (см. приложение 1)

Ребята сдают работы учителю. После проверки выставляются оценки.

Домашнее задание. § 9. Рабочая тетрадь стр.26 № 2,стр.27.№4,5.

Подцарство Одноклеточные
Тип Саркодовые

Вариант 1

1. Амеба протей обитает:

а. В пресных водоемах с проточной водой
б. В пресных водоемах с застойной водой
в. В морях и океанах

2. Амеба передвигается с помощью:

а. Ног
б. Ложноножек
в. Не передвигается

3. Наружный слой цитоплазмы называется:

а. Эктоплазма
б. Эндоплазма
в. Цитоплазматическая мембрана

4. Амеба дышит:

а. Легкими
б. Жабрами
в. Всей поверхностью тела

5. Процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности называют:

а. Размножением
б. Выделением
в. Обменом веществ

Подцарство Одноклеточные
Тип Саркодовые

Вариант 2

1. Изучением одноклеточных организмов занимался:

а. Антони ван Левенгук
б. Р. Гук
в. Ч. Дарвин

2. Сократительная вакуоль - орган:

а. Пищеварения
б. Размножения
в. Выделения

3. При наступлении неблагоприятных условий амеба:

а. Погибает
б. Размножается бесполым путем
в. Образует цисту

4. Способность одноклеточного организма отвечать ни воздействие окружающей среды называют:

а. Обменом веществ
б. Раздражимостью
в. Размножением

5. Процесс пищеварения у амебы происходит:

а. В желудке
б. В сократительной вакуоли
в. В пищеварительной вакуоли

Список используемой литературы

1. Е. Т. Бровкина., Н. И. Казьмина «Уроки зоологии», Москва. «Просвещение» 1990г.
2. В. М. Пакулова «Методика обучения биологии в школе», Москва «Просвещенеи» 1995г.

Прислала Волкова Наталья Владимировна Учитель биологии МБОУ СОШ № 1

Вопросы:

1. На основании каких признаков можно утверждать, что клетка амебы является самостоятельным организмом?

2. Охарактеризуйте процессы питания и выделения у амебы.

3. Объясните, какова роль простейших в природе.

4. Установите наличие связи между средой обитания и типами питания эвглены зеленой.

5. Проведите сравнение способов размножения амебы протея и эвглены зеленой.

6. Дайте обоснование утвеждению о промежуточном положении эвглены зеленой между двумя царствами живой природы.

7. В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиконосцев? Поясните ответ примерами.

8. Докажите на конкретных примерах, что инфузории имеют более сложное строение, чем саркодовые и жгутиконосцы.

9. Установите связь между усложнением строения инфузории-туфельки и процессами питания и выделения.

10. Охарактеризуйте особенности процесса размножения инфузории-туфельки.

11. Объясните, почему половой процесс не является половым размножением. В чем его биологическое значение?

12. Объясните, какие функции выполняет клетка простейших.

13. Назовите меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

14. Сформулируйте вывод о роли простейших в природе и их влиянии на человека.

15. Объясните, почему клетка простейших является самостоятельным организмом.

16. Охарактеризуйте среды обитания одноклеточных. Какое условие является обязательным для их существования?

17. Объясните, в чем заключаются функции вакуолей в организме одноклеточных.

18. Установите взаимосвязь строения и способов движения одноклеточных.

19. Назовите черты приспособленности простейших к неблагоприятным условиям.

20. Опишите роль в природе двух-трех представителей простейших, обитающих в водной среде.

21. Назовите меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

22. Назовите фамилию ученого, который первым описал группу простейших животных.

23. Что является общим в строении простейших?

24. Почему ученые утверждают, что у животных и растений были общие предки?

25. Объясните, в каком смысле врачи часто используют выражение "болезни грязных рук". Приведите примеры болезней, к которым оно относится.

26. Закончите предложения, вписав необходимые слова.

Если банку с.... подержать несколько дней в темном шкафу, то цвет из исчезнет. ... станут светлыми, но не погибнут, так как в темноте они питаются как... . На свету... вновь.... и начнут питаться как... .

27. Вставьте пропущенные буквы. Дайте определения понятий.

С..мб..оз - ...

К..лония - ...

Рак..вина - ...

Ц..ста - ...

28. Объясните, как между собой связаны способ питания и образ жизни простейшего.

29. Верно ли утверждение: "У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа? Докажите свою точку зрения.

Какие утверждения верны?

1. Клетка простейших выполняет роль самостоятельного организма.

2. Размножение у амебы бесполое, а у инфузории-туфельки - и бесполое, и половое.

3. Органоидами движения инфузории-туфельки являются ложноножки.

4. Эвглена зеленая является переходной формой от растений к животным: имеет хлорофилл, как у растений, а питается гетеротрофно и передвигается, как животные.

5. Амеба имеет в организме ядра двух типов.

6. Малое ядро у инфузории участвует в половом размножении, а большое отвечает за жизнедеятельность.

7. Дизентерийную амебу переносят комары.