Аскольд и Дир. Русы в Киеве

Воплоти свои мечты. Это мгновение пришло.

Габриэль Гарсиа Маркес

Киевские князья Аскольд и Дир пришли в Русь вместе с Рюриком в 862 году. Два года они находились бок о бок с новгородским князем? однако, в 864 они оставляют Новгород и отправляются в Константинополь, для служения Византийскому царю. Спускаясь вниз по течению реки, Аскольд и Дир в этом путешествии обнаружили на берегу реки Днепр небольшой город, который по сказанию летописцев никому не принадлежал. Основатели города давно умерли, а жители города, не имея правителя, платили дань хазарам. Аскольд и Дир захватили этот город, а также прилегающие к нему земли. Назывался этот городок – Киев. Таким образом, к 864 году образовалась ситуация, когда варяги образовали на Руси два центра управления: на севере в Новгороде, под управлением Рюрика, на юге в Киеве, которым управляли Аскольд и Дир.

Походы на Византию

Древняя Византия, куда отправлялись киевские князья Аскольд и Дир из Новгорода, было крупным государством, службу которому почитали за честь многие. С этой целью соратники Рюрика и выехали из Новгорода, и только встреченный на их пути город Киев изменил их планы. Стоит отметить, что древняя Византия очень высоко оценивала возможности варяг. Северных воинов с удовольствием принимали на службу в византийскую армию, поскольку ценили их дисциплину и воинские качества.

Захватив Киев, князья Аскольд и Дир осмелели и заявили, что Византия отныне враг для Киева. Варяги, будучи опытными моряками, под командованием Аскольда и Дира отправляются по Днепру в поход на Византию. Всего военный эскорт состоял из 200 кораблей. Именно с этого похода берут начало все последующие походы на Византию.

Поход на Константинополь

Аскольд и Дир со своими войсками спустились по Днепру в черное море и там осадили город Константинополь. Походы на Византию только начались, греки в первый раз столкнулись у стен своего города с новым врагом, которого окрестили скифами. Князь Византии, Михаил 3, находясь в то время в военном походе, спешно вернуться в свою столицу, как только до него дошли слухи о том, какая опасность нависла над городом. В самом же Константинополе на победу над скифами не надеялись. Здесь полагалась на чудо, поскольку силы были неравны. Оно и произошло. В храме города находилась святыня - икона «Риза Богоматери», которая считалась заступником города и не раз спасала его в сложных ситуациях. Византийский патриарх Фотий у всех на глазах опустил икону в море, которое было тихим. Но буквально тут же поднялась страшная буря. Неприятельский флот практически весь был уничтожен, лишь немногим кораблям удалось добраться до Киева. Таким образом древняя Византия спаслась от нашествия Аскольда и Дира, но на этом походы не прекратились.

Противостояние с Новгородом

В 879 году умирает князь Рюрик, оставляя после себя несовершеннолетнего наследника - князя Игоря, опеку над которым принял его родственник Олег. Став правителем, Олег решил присоединить к своим владениям южные земли и отправился в поход на Киев в 882 году. По пути к Киеву Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, обладающие большим войском и не уступающие ему в воинском ремесле, не отдадут Киев без боя, князь Олег, действующий от имени Игоря, пошел на обман. Подплыв к Киеву, он оставил практически все войско свое на кораблях, а сам представился купцом, прибывшим из дальних стран. Он пригласил к себе князей киевских. Аскольд и Дир вышли на встречу к именитому гостю, но были схвачены воинами Олега и убиты.

Так Олег, от имени Игоря, стал править Киевом, сказав, что отныне суждено быть Киеву матерью городов Русских. Так, впервые северные и южные русские земли были объединены в рамках одного государства, название которому Киевская Русь.

"Повесть временных лет" поставила двух "варягов" — Аскольда и Дира, будто бы пришедших в Киев из Новгорода и освободивших "полян" от хазарской дани.

Подобно Рюрику, оба "варяжских князя" прочно обосновались на страницах древнерусской истории. Однако подтвердить историчность этих персонажей абсолютно нечем. В середине IX в. ни Новгорода, ни Киева как городских центров еще не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, остались неизвестны византийским и западноевропейским хронистам. Похожая картина наблюдалась и на Руси, где предшествующий "Повести временных лет" летописный свод, сохранившийся в составе Новгородской первой летописи младшего извода, тоже не связывал этот поход с Аскольдом и Диром. Из этого следует, что имена Аскольда и Дира были внесены в летопись одним из поздних редакторов "Повести временных лет", который также превратил их в "варягов" и Рюриковых "бояр". Таким образом, вся история их княжения в Киеве есть "поэма", совершенно не подходящая для исторических реконструкций.

Для подтверждения исторического существования Аскольда и Дира обыкновенно привлекается фрагмент из сочинения арабского историка Масуди с упоминанием схожего имени: "Первый из славянских царей есть царь Дира (или Алдира, Дина, Алдин. — С. Ц. ), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами".

При этом историки закрывают глаза на то, что данный текст совершенно не подходит для описания Среднего Поднепровья второй половины IX в., где еще не было ни "обширных городов", ни политического объединения, обнимавшего "многие обитаемые страны", а более или менее заметные следы торговли с арабами (клады с дирхемами) появляются только после 900 г.

Но самое главное, сообщение Масуди о "царе Дире" рассматривается в отрыве от контекста, который предполагает совсем иную историко-географическую реальность. Границы "царства Дира" очерчены следующим образом: "Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом [Византией], Ифранджем [Франкской империй], Нукабардом [искаженное: лангобарды, то есть Северная Италия] и с другими народами..." Судя по географическим меткам, арабский писатель явно говорит о каком-то хорватском князе Далмации (среди тамошних городов Константин Багрянородный, современник Масуди, называет Алвун (Олванг у Масуди) — современный Лабин на полуострове Истрия в Югославии). "Затем, — продолжает Масуди, — с этим славянским царем граничит царь Турка [Венгрия]. Это племя [венгры] красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них..."

Итак, "царство Дира" ограничено с одной стороны северозападными Балканами, с другой — Венгрией, каковое обстоятельство перечеркивает все попытки соотнести его с киевским княжеством Аскольда и Дира.

Более того, оно не идентифицируется вообще ни с одним из славянских государств конца IX - начала X в. Согласно географическим ориентирам Масуди, "царство Дира" должно располагаться либо к югу, либо к северу от Дуная, на территории между Далмацией и Паннонией (Венгрией). Стало быть, речь может идти о Великой Моравии или о Болгарии — странах, чьи государи действительно претендовали на первенство в славянском мире, в обширных владениях которых были многолюдные города. Но ни к одному из них не приложимо наименование "царство Дира", поскольку это имя отсутствует как в именословах правящих династий, так и в топонимике этих стран.

Древнерусский воин. Конец IX - начало X в.

Но и это еще не все аргументы против локализации "царства Дира" в Среднем Поднепровье. Причисление к "славянам" венгров свидетельствует о том, что Масуди использовал термин "ас-сакалиба" ("славяне") весьма расширительно — для обозначения вообще населения Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией. Поэтому не исключено, что под "первым из славянских царей" на самом деле подразумевается Оттон I — саксонский герцог, а с 936 г. король Восточнофранкского королевства (Германии) — действительно сильнейшего государства Центральной Европы того времени.

Явная чужеродность летописных преданий об Аскольде и Дире исторической реальности Киева на Днепре позволяет предположить их причастность к истории какого-то другого, дунайского Киева, куда они могли прийти из . На эту роль подходят, например: Кеве (Kevee, близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус, город Киёв в Южной Моравии недалеко от Брно, еще шесть Kyjov и три Kyje в Чехии, три Kije, четыре Kijani и два Kijova в Словакии. В пользу этой гипотезы говорит и сообщение Никоновской летописи (XVI в.) о гибели сына Аскольда в борьбе с дунайскими болгарами.

Этимология обоих имен не прибавляет ничего существенного к происхождению Аскольда и Дира. Имя Дир кельтское (Dir) и означает — верный, сильный, знатный (Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986 ); усвоено также славянами (в хронике Козьмы Пражского встречаются чешские имена Тир, Тиро; у польского историка Палацкого упомянут Дирслас или Дирислас). Имя Аскольд (первоначальное Оскольд), по всей видимости, родственно церковнославянскому слову осколъ — "скала" (прибавление конечного "д" характерно для южнорусского наречия — так и Дир в Ипатьевской летописи читается в форме Дирд) (Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. Изд. 2. М., 1986. Т. III. С. 160 ). То есть оба они лишены каких-либо характерных черт, которые помогли бы прочно увязать их с тем или иным регионом.

В конце концов, единственным доказательством реального присутствия Аскольда и Дира в истории древнего Киева являются их "могилы", упоминаемые уже в "Повести временных лет" как местные достопримечательности и сохранившиеся в киевской топографии вплоть до наших дней. Впрочем, разнесенные между собой на значительное расстояние, они мало способствуют популяризации летописного представления о "варяжских князьях" как о неразлучном правительственном тандеме. Да и само "народное краеведение", приурочивающее те или иные местности к биографиям исторических или псевдоисторических персонажей, — крайне ненадежный источник даже для вероятностных заключений.

Словом, очень похоже, что перед нами фантомные фигуры начальной русской истории.

А между тем русы действительно должны были обосноваться в Среднем Поднепровье не позднее середины IX в. Патриарх Фотий отметил, что в 860 г. русы обратили оружие против Византии лишь после того, как покорили окружавшие их народы. Этими народами могли быть только обитавшие в Поднепровье восточнославянские племена, которых Константин Багрянородный немного позднее опишет как "пактиотов" (то есть данников) русов.

Вероятнее всего, первый "русский" князь, обосновавшийся в Среднем Поднепровье на киевских "горах", остался для нас неизвестным. Но если говорить не о личности правителя, а о правящем слое в целом, то гадать здесь не приходится: он состоял из таврических русов. Ведь, по заключению Д.Л. Талиса, "Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII- IX вв., т. е. росов" (Талис Д. Росы в Крыму). На это указывает, в частности, один любопытный гидрографический парадокс — название реки Десны, впадающей в Днепр чуть выше Киева. По современным географическим понятиям это — левый приток Днепра, но для тех, кто дал Десне ее название, она была "одесной", то есть "правой " рекой. А единственным славянским этносом, который, продвигаясь вверх по Днепру, мог обнаружить Десну справа от себя, были .

Видимо, приблизительно с этого времени за Средним Поднепровьем начало закрепляться название: Русь, Русская земля.
________________________________________ ________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:).
За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Не получившие в управление городов, отпросились у него идти со своими родичами в Константинополь искать счастья. Отправились Аскольд и Дир обычным путем варягов – поплыли по Днепру мимо Смоленска , города кривичей , мимо Любеча, города северян , и дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом , по имени Кия, который некогда основал здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрою Лыбедью. Узнали также, что киевляне платят дань хазарам .

Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место: они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь; набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в этой стране племени полян.

Так явилось новое Русское государство на среднем течении Днепра.

Недолго усидели на одном месте воинственные Аскольд и Дир: привыкли они к боевым тревогам, и скучна была для них мирная жизнь, а тут еще то и дело приходилось им слышать от бывалых людей баснословные рассказы о дивных богатствах столицы Византии, Константинополя, о необычайной его роскоши. Слышали они часто о том, что греки – народ слабый, изнеженный, что они боятся войны, что готовы скорее золотом откупаться от врагов, чем встречаться с ними в поле или море с оружием в руках.

Соблазн был очень велик. Добраться до Константинополя было не особенно трудно. Начались приготовления к походу. И вот собрались непоседливые, предприимчивые удальцы с разных сторон к Аскольду и Диру, охотники до воинских утех и богатой добычи, и пустились на двухстах лодках в путь. Легко было плыть по течению Днепра до самых порогов его, здесь приходилось с немалым трудом проводить лодки между камнями, а в иных местах надо было волочить их по земле, а кое-где нести и на плечах. Затем опять течение широкого Днепра несло ладьи дружины Аскольда и Дира в Черное море. В затишье приходилось плыть по морю на веслах, а при попутном ветре поднимались паруса, и легкие ладьи быстро скользили по поверхности моря – неслись, словно чайки морские, по широкому его простору.

Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

Напали руссы на Константинополь врасплох. Император Михаил III был в это время с войском в Азии, у восточных пределов империи. Ужас охватил все население роскошной столицы, когда из соседних прибрежных селений беглецы принесли страшную весть, что множество русских лодок плывет к столице. Заперли городские ворота, расставили в разных местах по стене городской и по башням стражу и послали к императору весть о беде.

Страшны были для изнеженных византийцев суровые северные воины Аскольда и Дира. Это были рослые, рьяные и крепкие люди со светло-русыми волосами, бритыми подбородками; тяжелые шлемы покрывали их головы; грудь защищена была кольчугой; сверх нее накидывали они плащи, углы которых соединялись на правом плече запонкой. Тугие луки, острые оперенные стрелы, дротики, копья, тяжелые секиры (топоры) и обоюдоострые мечи составляли наступательное оружие этих воинов. Большие, полукруглые сверху и заостренные снизу щиты хорошо охраняли их от вражьих ударов.

Подошло войско Аскольда и Дира с моря к Константинополю, высадилось на берег, отрядами рассеялось по окрестным селам и беззащитным предместьям столицы и, по свидетельству византийцев, принялось страшно свирепствовать, разорять их, истреблять все мечом и огнем. Ни старому, ни малому пощады не было; ни вопли детей, ни мольбы матерей – ничто не трогало свирепых воителей! Отчаяние овладело жителями столицы. Духовенство беспрерывно совершало молебствия в церквах; они полны были молящимися. Патриарх Фотий говорил проповеди. Он называл нашествие дружины Аскольда и Дира карою, посланной Богом за пороки и тяжкие грехи, в которых погрязло население столицы.

«Народ жестокий и дерзкий, – говорил он, – разоряет и губит все: нивы, жилища, стада, женщин, детей, старцев, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее…»

Указывал патриарх и на малодушие жителей, обезумевших от страха.

«Не вопите, не шумите, перестаньте плакать, молитесь спокойно, будьте мужественны!» – увещевал он их.

Но все напрасно: страх был сильнее его красноречия! Руссы у стен города насыпали огромный вал, добрались до верха стены, и жители трепетали от ужаса, что враги вот-вот ворвутся в город… Но этого не случилось – Аскольд и Дир совсем неожиданно для осажденных поспешно ушли из-под стен Константинополя. Буря ли, поднявшаяся на море, или весть о приближении императора с большим войском побудила их к этому, неизвестно. Долго после того сохранялось у греков предание об этом первом нападении на их столицу руссов. Есть известие, что около этого времени некоторые из них приняли христианство от греков.

Русские летописи датируют этот поход Аскольда и Дира 866 годом. Но византийские источники с большей достоверностью относят время первой осады русскими Константинополя к июню 860 года.

Олег показывает младенца Игоря Аскольду и Диру. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

Согласно русским хроникам, Аскольд и Дир продолжали после этого княжить в Киеве. Но когда в 879 году умер правивший в Новгороде Рюрик, его преемник Олег (опекун малолетнего сына Рюрика, Игоря) двинулся с большой дружиной, чтобы сделать завоевания на юге. Взяв Смоленск и Любеч, Олег подошёл к Киеву (882). Но он опасался открытой битвы с Аскольдом и Диром, имевшими много воинов. Олег оставил свою дружину позади и приблизился к Киеву с несколькими лодками, выдавая себя и своих спутников за купцов, которые едут торговать в Константинополь. Не подозревая злого умысла, Аскольд и Дир вышли на берег без сильной стражи. Тут по условному знаку на них бросились спрятанные в лодках Олега бойцы.

– Вы не князья и не княжеского рода, – сказал им Олег и прибавил, указывая на сидевшего рядом с ним маленького Игоря, – а вот сын Рюрика.

Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

Воины Олега убили Аскольда и Дира. Погребли их у берега Днепра на горе (доныне одна прибрежная гора у Киева называется Аскольдовой могилой). А киевляне подчинились власти Олега, который соединил в одно государство всю Русь, кроме подчинённой хазарам земли племени вятичей .

Среди множества секретов, которыми столь богато прошлое нашей Родины, особенно интригующей является история Аскольда и Дира - легендарных князей, правивших на Киевской земле во второй половине IX века, вскоре после появления в Новгороде Рюрика и его варяжской дружины. Вокруг личностей этих героев по сей день не утихают научные споры, поскольку нет точных данных, касающихся обстоятельств их жизни. Некоторые исследователи даже склонны полагать, что в летописях под этими именами скрывается какой-то один человек.

Откуда стало известно об этих князьях?

Все сведения, касающиеся Аскольда и Дира, почерпнуты главным образом из «Повести временных лет» - летописи XII века, авторство которой традиционно приписывается монаху Киево-Печерской лавры Нестору, а также взяты из более поздних источников. Однако их достоверность вызывает сомнения, поскольку тексты многократно копировались от руки и могут содержать в себе как случайные ошибки переписчиков, так и умышленно внесенные искажения, сделанные в угоду определенным политическим тенденциям той эпохи. Восстановить же более или менее объективную картину минувших времен позволяет лишь сопоставление информации, заключенной в ряде независимых источников, которыми являются европейские, византийские и арабские документы.

Разногласия, содержащиеся в литературных памятниках

Годы жизни Аскольда и Дира точно не установлены, поскольку летописцы не выражают по этому поводу единого мнения. Даже само их прибытие в Киев описывается по-разному. В «Повести временных лет» автор утверждает, что, появившись вместе с Рюриком в 862 году на новгородской земле и будучи его дружинниками, они добровольно изъявили желание отправиться в поход на Константинополь (Царьград) и с этой целью предприняли путешествие вниз по Днепру.

Однако на основе более поздней, Никоновской летописи, относящейся к XVI веку, родилась гипотеза о том, что Аскольд и Дир, обделенные Рюриком при раздаче земель, подняли мятеж, после подавления которого спускались вниз по Днепру, спасаясь от преследования. Так или иначе, но, поравнявшись со славным городом, основанным, по утверждению его жителей, неким Кием, они узнали, что в нем нет правителя, и, располагая вооруженной дружиной, тут же восполнили этот пробел.

Причины покорности киевлян

О том, почему киевляне позволили распоряжаться у себя прибывшим невесть откуда иноземцам, летописцы упоминают лишь вскользь. Но на основании приведенных ими материалов можно заключить, что варяги достаточно лояльно относились к местным жителям и, при условии своевременной выплаты дани, не были намерены нарушать привычный уклад жизни. Общей у них была языческая религия. Кроме того, и мощный отряд, стоявший за спиной претендентов на власть, являлся весьма существенным аргументом.

Поход Аскольда и Дира на Византию

Все народы, проживавшие к северу от Черного моря, греки именовали русами, и об их разбойничьих набегах поведали миру в своих исторических хрониках. Об этих же событиях сообщает летописец Нестор, а также составители итальянских хроник той эпохи. Несмотря на некоторые малозначительные расхождения, в их рассказах нет существенных противоречий, и они заслуживают доверия.

Данное событие - грабительский набег на Византию - относится примерно к 860 году. Тогда к Царьграду с моря подошло до 300 судов, наполненных вооруженными русичами, во главе которых были киевские князья Аскольд и Дир. Истощенные длительной войной с арабами, византийцы не могли оказать им должного сопротивления и оказались на грани гибели. Безнадежность ситуации усугублялась слухами о жесточайшем разграблении, которому уже подверглись пригороды столицы.

Праздник, переживший века

Спастись от кровавых бесчинств иноземцев жителям Царьграда удалось лишь благодаря чудесному заступничеству Царицы Небесной, которая по молитвам во Влахернской церкви патриарха Фотия и самого царя Михаила распростерла над городом Свою ризу. Налетевшая буря тут же раскидала корабли русичей и тем самым вынудила завоевателей отступить. Покинули берега Босфора и их князья, предварительно заключив с царем Михаилом торговый договор. Праздник, установленный в честь этого события Русской православной церковью, отмечается ежегодно 14 октября и носит название Покрова Пресвятой Богородицы, вот только далеко не все знают, что связан он с именами киевских князей Аскольда и Дира.

Ошибки, утвердившиеся в истории

Далее в летописях говорится, что, избавившись чудесным образом от жестоких завоевателей, Византия начала налаживать с Древнерусским государством дипломатические и торговые отношения, а также развивать на его территории миссионерскую деятельность. На этом основании появилось мнение, что в период правления Аскольда и Дира наши предки впервые обозначили свой поворот к христианству, и инициаторами этого стали их новоиспеченные князья. Широкое распространение оно получило благодаря публикации в 1847-1848 гг. капитального сочинения «История Русской Церкви», автором которого был видный богослов и крупный религиозный деятель архиепископ Филарет (Гумилевский).

Однако эта точка зрения, весьма популярная в народе, не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Например, известный русский историк академик А. А. Шахматов (1864-1920) указывал на то, что киевские князья, состоявшие из-за территориальной близости в самых тесных отношениях с Хазарским каганатом, едва ли находились под влиянием византийских миссионеров и имели гораздо больше шансов сменить язычество на иудаизм, чем на христианство.

Кроме того, он обращает внимание на то, что ни в одной из ранних летописей нет упоминания о личном участии Аскольда и Дира в Цареградском походе 866 года. На этом основании ученый делает заключение, что их имена были вставлены в текст значительно позднее, с целью придать обоим большую историческую значимость.

Убийство киевских правителей

В 879 году, после смерти Рюрика, наследником княжеской власти стал его малолетний сын Игорь, опекуном которого и временным правителем был назначен его родственник Олег, вошедший в российскую историю с прозвищем Вещий. Воспользовавшись оказавшейся в его руках властью, он пожелал распространить свое влияние не только на северные земли, но и на обширные районы, простиравшиеся к югу от Новгорода. Собрав из варягов и славян многочисленное войско, он покорил Смоленск и Любеч, а в скором времени оказался у стен Киева.

По свидетельству автора «Повести временных лет», город на Днепре захватил при помощи самого изощренного коварства. Сознавая, что Аскольд и Дир сделали все необходимое для укрепления своей столицы, и взять ее приступом будет нелегко, он прибег к хитрости. Оставив в засаде основную часть своего войска, временщик выдал себя за мирного купца и пригласил правителей города выйти к нему для ведения торговых переговоров.

Не подозревая о нависшей над ними опасности, те появились на берегу Днепра без надлежащей охраны и тут же были схвачены набежавшими воинами. Обвинив князей в том, что они незаконно захватили власть, которая по праву должна принадлежать малолетнему сыну Рюрика, а до его совершеннолетия лично ему, Олег приказал их незамедлительно убить. Могилой князя Аскольда стал курган, до сих пор возвышающийся на днепровском берегу, а мощи его соправителя Дира долгое время покоились в Киеве, рядом с храмом святой великомученицы Ирины.

Единоличный правитель

Совершив это двойное убийство, Вещий Олег захватил в свои руки власть над Киевом, сделав его центром обширного княжества и впервые объявив «Матерью городов русских». Это событие, относящееся, по свидетельству летописцев, к 882 году, положило начало объединению всех южных и северных земель под властью одного правителя. Погиб он, если верить легенде, от укуса змеи, скрывавшейся в останках его коня.

Гипотезы и догадки ученых

В завершение статьи уместно будет привести несколько гипотез, касающихся происхождения коварно убитых Олегом князей. По одной из них, участником всех описанных выше событий был один лишь Дир, тогда как Аскольд являлся его потомком. При этом оба они были по происхождению не варягами, а славянами. Согласно другой версии, Аскольд единолично княжил в Киеве, происходил из варягов, в то время как Дира вообще не существовало, и его образ является плодом фантазии позднейших хроникеров.

В то же время исследователи, допускающие историчность обоих этих персонажей, вполне логично заключают, что княжили они в разные исторические периоды, и летописцем Нестором были объединены как незаконные соправители и узурпаторы власти. Сторонники какой из гипотез находятся ближе к истине - покажет время, поскольку исследования в этой области не прекращаются и по сей день.

Аскольд и Дир

Начнем с Аскольда и Дира: возможно, они имеют к Рюрику самое прямое отношение. Летописец рассказывает, что эти двое «ближних людей» Рюрика в 866 году захватили Киев. То ли город был тогда без князей, без воинов, без охраны, то ли при одном появлении Аскольда и Дира потомки Кия со Щеком кинулись бежать… Во всяком случае, никаких сведений об обороне города, о сопротивлении нет. Ни о сопротивлении профессиональных воинов, ни о сопротивлении народа.

Летопись повествует о захвате Киева элегически просто: отпросились Аскольд и Дир в Константинополь «с родом своим» (видимо, наняться в армию Византии, не иначе). Ну, плывут они по Днепру и увидели на горе городок. Пристали и спрашивают: «Чей это городок?» Им же отвечают: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили град сей, да погибли, а мы сидим, род их, платим дань хазарам». Аскольд да Дир остались в граде сем, и многие варяги с ними вместе».

В общем, валялся Киев на берегу Днепра, Аскольд и Дир его нашли и подобрали. Анекдот? Но так в летописи. При том, что в той же «Повести временных лет» черным по белому написано: после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян. «И по сихъ братьи держати, почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

«Повесть…» говорит о ближних боярах «Рюрика», а вот северные летописи Аскольда и Дира считают самостоятельными вождями дружин: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ [то есть Аскольд], а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»

В общем, варяжские князья множатся, и Рюрик - только один из многих.

И по новгородским летописям Аскольд и Дир никак не связаны с Рюриком. Они даже пришли на Русь, в Киев, еще до приглашения самого Рюрика. В Киеве они «назвались князьями», и пойди пойми, о чем речь: о самовольном провозглашении себя князьями, к чему летопись иронична, или о законнейшем превращении вождя бродячей дружины в князя после захвата города…

Северная летопись новгородского епископа Иоакима повествует о еще более увлекательных деталях, напрочь отсутствующих в других местах: о яростной борьбе за власть в Новгороде, бегстве части новгородской знати в 870-е годы от Рюрика к Аскольду. С этими историями, впрочем, коррелируется и рассказ «Повести…» о «бунте Вадима».

Именно это место подтверждает и другая летопись - «Никоновская»: поздний свод, составленный из не дошедших до нас рукописей.

А «Иоакимовская» рассказывает об истории Киева в правление Аскольда. Например, о походах Аскольда против печенегов и болгар, о гибели сына Аскольда в войне с болгарами. Рассказывается там и о походах против племен полочан и кривичей, причем ведь Рюрик, согласно «Повести временных лет», посадил у полочан и кривичей своих наместников! Но о войне Аскольда с Рюриком в «Повести…» нету ни слова. И вообще в «Повести…» сам Аскольд - это мятежный воевода Рюрика… Полное впечатление, что летопись недоговаривает, хотя и непонятно, почему.

Может, летописец упорно не хочет сообщать, что и помимо Рюрика на Руси были самостоятельные правители? Ведь летописи сводились воедино, составлялись в единый свод при прямых потомках Рюрика?

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

3.3. Аскольд - Иисус Коляда Князья Аскольд и Дир почти всегда упоминаются в летописях вместе, как неразлучная пара. В.Н. Татищев считал, что на самом деле был один только Аскольд, а «Дир» - это не имя человека, а титул Аскольда. Вот что писал Татищев: «Оскольд и Дир хотя два

автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Аскольд и Дир на страницах романовской истории Обратимся к событиям, описанным в начальных главах русских летописей. Обычно эти главы воспринимаются как рассказ о полузабытых временах древнейшей русской истории. Не имеющей, как считается, особого отношения к истории

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Аскольд - Иисус Коляда Князья Аскольд и Дир почти всегда упоминаются в летописях вместе, как неразлучная пара. Татищев считал, что на самом деле был один только Аскольд, а «Дир» - это не имя человека, а титул Аскольда. Вот что писал Татищев: «Оскольд и Дир хотя два

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

а. Легендарная парочка: Аскольд и Дир На роль первопроходцев «великого пути» могли бы претендовать Аскольд и Дир. «И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царюгороду с родомъ своимъ. И поидоста по Днепру, и идуче мимо, и узреста на горе

Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

АСКОЛЬД И ДИР Длугош и Стрыйковский считали Аскольда и Дира потомками Кия, причем последний ученый называл Аскольда Осколодом. Если бандит и налетчик Кий был основателем города, то Аскольд и Дир могли быть его непосредственными преемниками, такими же «рэкетирами» на

Из книги Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов» автора Буровский Андрей Михайлович

Аскольд и Дир Начнем с Аскольда и Дира: возможно, они имеют к Рюрику самое прямое отношение. Летописец рассказывает, что эти двое «ближних людей» Рюрика в 866 году захватили Киев. То ли город был тогда без князей, без воинов, без охраны, то ли при одном появлении Аскольда и

Из книги От Византии до Орды. История Руси и русского Слова автора Кожинов Вадим Валерианович

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Аскольд и Дир. Русы в Киеве Во главе похода 860 г. на Царьград «Повесть временных лет» поставила двух «варягов» - Аскольда и Дира, будто бы пришедших в Киев из Новгорода и освободивших «полян» от хазарской дани.Подобно Рюрику, оба «варяжских князя» прочно обосновались на

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Аскольд (? – 882) и Дир (? – 882) Аскольд и Дир согласно летописным данным являлись дружинниками Рюрика. И хотя история первых киевских князей имеет множество разночтений, доподлинно известно, что они не были его родственниками, но пользовались большим доверием

Из книги От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян автора Марков Герман

Основание Киева. Кий, Дир, Аскольд Согласно «Повести временных лет» во второй половине IX века небольшое поселение полян Киев, плативших дань хазарам, было подчинено ильменским словенам, ставшим русами с приходом на княжение Рюрика. Воеводы Рюрика Аскольд и Дир,

Из книги Русь богатырская. Героический век автора Кожинов Вадим Валерианович

Аскольд Впрочем пора вернуться в IX век. Итак, через некоторое время после «призвания» Рюрика, как сообщает поздняя - Никоновская - летопись XVI века (но нет оснований считать ее сообщение заведомо вымышленным), подвластные этому твердому правителю люди «оскорбишася…

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

36. АСКОЛЬД или ОСКОЛЬД первый - обще с Диром (см. 68) - достоверно исторический державец Киева.Происходя неизвестно откуда, явился к Новгороду в числе руси, сопровождавшей призванного княжить Рюрика, в 862 г.; по причинам, толкуемым различно, ушел с Диром из Новгорода,

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Аскольд і Дир Варяги не тільки користувалися Дніпровою дорогою, але й опанували землі, що лежали по обох сторонах ріки. Коли і яким способом поширилася тут їх влада, про це не знаємо майже нічого. Можемо догадуватися, що варяжські дружини здобували наперед укріплені

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

Варяжские витязи Аскольд и Дир До прихода на древнерусскую землю князя Рюрика и его соратников славянским племенам, помимо внутренних междоусобиц, приходилось постоянно отбиваться и терпеть лишения от набегов воинственных, искусных в ратном деле отрядов пришлых

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Аскольд и Дир В датированной части «Повести временных лет» имеется очень краткое сообщение о том, как в Киеве появились правители-варяги. Это якобы были приближенные легендарного Рюрика: «В лето 6370 … бяста у него 2 мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася ко