Безударные окончания имен существительных в родительном падеже. Падежные окончания существительных

Тема: Правописание падежных безударных окончаний имен существительных.

Цели: обобщение и систематизация изученного материала «Правописание падежных безударных окончаний имен существительных»;

Образовательные задачи урока :

    обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного

    закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;

    отрабатывать умение правильно определять безударные падежные окончания;

    совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающие задачи урока:

 развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

 развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные задачи урока:

 воспитание познавательного интереса, бережного отношения к птицам, расширение кругозора учащихся, эстетического отношения к природе.

Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная,групповая, индивидуальная.

Оборудование:

 таблица вопросов, предлогов, и окончаний творительного падежа;

 алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;

 показ слайдов на мультимедийном устройстве;

 карточки с заданием; контрольный вопрос.

Ход урока:

Ι. Орг. момент. Слайд №1

— Ребята, сегодня у нас гости.

— Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение. У нас все получится.

ΙΙ. Минуты чистописания.

Ребята, на уроке русского языка мы учимся не только правильно писать, но и красиво. Слайд №2

Начнём урок с минутки чистописания.

— Какие способы соединения букв в сочетании оро вы знаете? (верхнее и нижнее)

Показываю на доске.

— Запишите чередуя.

На доске:

Сто сорок и сто сорок двести сорок.

— Прочитайте предложение про себя. Верно ли высказывание?

— Что у нас получится?

— Запишите, обратите внимание на соединение оро. Оцените себя.

ΙΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока. Слайд №3

— Ребята, отгадайте загадку::

Запорошила дорожки,

Разукрасила сережки,

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница … (зима).

— Посмотрите на картину, какая же красавица зима! Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение.

На доске: В серебристом и сыром туман…

Светло и пусто на полян…

От зимней стуж… и метел…

Давно уж птицы улетели.

— Прочитайте (один ученик читает вслух)

— Чем мы можем помочь зимующим птицам? (делать для них кормушки, подкармливать их).

— Какие буквы пропущены? Докажите.

— Почему мы проверяли данные окончания?(они безударные)

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о безударных падежных окончаниях имен существительных) Слайд №4

— Какую задачу мы поставим перед собой (правильно писать безударные падежные окончания?) Слайд №5

— Расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания? Слайд №6

1 шаг — определяем падеж

2 шаг — определяем склонение

3 шаг – или подставляем слово – ключ, или вспоминаем окончание.

IV . Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных. Слайд №7

— Назовите из четверостишия слова 1 склонения (поляна, стужа, птица), 2 склонения (туман), 3склонения (метель). Слайд №8

— Как правильно определять склонение? (обязательно ставить существительное в начальную форму)

— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по вопросам, или изменением по падежам и числам)

— Сколько падежей в русском языке?

— Давайте вспомним падежные вопросы. (показываю рисунок-подсказку, назовите падеж, вопрос, предлоги).

— Изменение по падежам – это постоянный или непостоянный признак существительных?

— Назовите непостоянные признаки сущ. (падеж, число) Слайд №9

— Постоянные признаки? (род, склонение, одушевленность, неодушевленность). Слайд №10

V . Графический диктант

— Давайте проверим. Как мы умеем определять падежи.

— 7 словосочетаний.

1. Заблудился в лесу;

2. Перепрыгнул через лужу;

3. Вышел из ворот;

4. Идет по тропинке;

5. Беспокоились о сыне;

6. Отвечал у доски;

7. Подошли к ели.

— Проверим (Слайд №11 )

— У кого ошибки? В каком номере?

— Для чего мы провели графический диктант? (Чтобы правильно определять падежи).

— А для чего нужно правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные безударные окончания)

VI . Подготовка к основному этапу. (Словарный диктант)

— Теперь вспомним правописание словарных слов.

— Запишите имена существительные в нужном падеже.

1 медведь – П.п,

2 аллея – Д.п,

3 березка – Р.п,

4гореть – В.п,

5 деревня – П.п,

6 Москва – Д.п.

— Какое слово вы не записали? Почему? (гореть – глагол, по падежам глаголы не склоняются)

— Проверьте еще раз, выделите окончания.

— Какое слово здесь лишнее? (Москва)

— Почему? (окончание ударное, остальные окончания все безударные)

— Давайте проверим, какие окончания вы написали. Слайд № 12

— Что мы должны знать, чтобы правильно писать падежные окончания? (правильно определять падеж, склонение, правильно подставлять слово-ключ)

Слайд №13

Вывод: Падежные безударные окончания существительных пишутся так же, как и под ударением.

VI ΙΙ.Работа в парах. Распознавание признаков имен существительных.

— Ребята, наши учебники заскучали.

— На стр.133, нашли упр.262 (2 пословицы). Объясните значение.

— Давайте поиграем в «Телефон».

— Запишите выделенные слова.

— Определите к ним номера телефонов из первых двух пословиц.

— Работаем в парах, по таблице.

— Проверим. Слайд №14

— У кого другие номера?

— Очень хорошо поработали в парах.

Вывод: Что мы должны уметь и знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (должны уметь правильно определять падежи, склонение )

Части речи

Число

Склонение

Падежи

Роль в предложении

1 Существительное

1 Единственное

1 Женский

1 – ое

1 Именительный

1 Подлежащее

2 Прилагательное

2 Множественное

2 Мужской

2 — ое

2 Родительный

2 Дополнение

3 Средний

3 — ое

3 Дательный

3 Определение

4 Винительный

5 Творительный

6 Предложный

ΙX . Физкультминутка. Слайд №15

— Ребята, я замерзла, давайте вспомним лето.

X . Групповая работа.

Ребята, а теперь работаем группами. Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого)

— Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)

Прочитайте текст, найдите ошибки. Сверху подписывайте слова-ключи.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снег ам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

— Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем) . Поднимите руки, кто с ними согласен.

— На какую орфограмму эти ошибки?

Вывод: Мы опять работали над правописанием безударных падежных окончаний.

XΙ. Знакомство с новым словом. Слайд №16

— Во что наряжаются деревья зимой?

Серебро. Вывешивается табличка.

— Это новое словарное слово. Запишите, поставьте ударение.

— Где находится непроверяемая безударная гласная? (в первом слоге). Отметьте.

— Что обозначает это слово. Драгоценный металл серовато-белого цвета с блеском.

— Найдите однокоренные слова, отметьте корень.

Серебристый

Серебрить

Засеребрить

Серебряный

— Составьте словосочетания. (Серебряное копытце, цепочка, купить серебро, серебриться инеем, на солнце).

— Слово серебро используется в русском языке и в переносном значении, когда мы говорим о чем-то сверкающем, блестящем.

Открывается картина на слайде. Слайд №17

— Составьте предложения по картине, используя новое словарное слово.

— Одно предложение запишем на доске.(1 ученик работает у доски)

— Назови орфограммы? (серебро — безударная гласная е в первом слоге).

— Выполните синтаксический разбор. (Деревья опушились серебряным инеем.)

Вывод: Какую букву запоминаем в слове серебро? (букву е в первом слоге)

XΙΙ. Творческая работа. (Работа по картине «Зимний лес») Слайд №18, музыка

— Ребята, я для вас приготовила карточки, зима опять решила над вами пошутить.

— Что не так на ваших карточках? (Пропали все имена существительные).

— Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Кто закончил? Продолжите.

— Подчеркните безударные падежные окончания

(Два ученика читают).

В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).

— Подчеркните.

XΙI Ι.Контроль и самопроверка знаний.

— Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.

Всего три вопроса.

1. Укажи ошибку в окончании.

А) на качалке;

Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

А) о доме – П.п

Б) без страха – В.п.

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

А) из тетрад_, о морков_, около березк_;

Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.

— Проверим (ставим + и -).

— У кого нет ошибок?

В каком номере ты ошибся?(завтра опять будем работать над этой же темой, все наши ошибки разберем)

XΙV. Домашнее задание.

    Упражнение 263, ответить на вопросы, подготовиться к тесту.

    Задание повышенной сложности: по этим вопросам подготовить тест (небольшой)

XV. Итог урока. Рефлексия .

— О чем мы сегодня говорили на уроке?

— Как вы оцениваете свою работу?

Расскажите по схеме:

— узнал …(новое словарное слово, лучше понял тему, новые пословицы, познакомился с новыми словами корректор)

Сегодня на уроке — научился … (правильно писать окончания, падежи, склонения)

— могу похвалить себя… (писал красиво, без ошибок, отвечал много)

У имен существительных есть три «ошибкоопасных» падежа: родительный, дательный, предложный. Данный урок поможет вам справиться с трудностями при склонении имен существительных.

У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах - дательном и предложном - буква Е.

У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.

2. Закрепляем изученное

Рассуждаем так:

Улыбнуться при встреч…. Встреча - имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

Стремиться к цел… Цель - это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .

Рассуждаем так:

Писать в тетрадк…. Тетрадка - имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке - писал в лисе.

Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,

ИЙ (армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.

У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).

Рассуждаем так:

Подойти к Мари… Мария - имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.

Побывать в планетари… Планетарий - имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Задание №2

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания – основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею – на клее, в спирту – в спирте, в отпуску – в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари – слесаря, инженеры – инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным – нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание –ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь – дочерьми, дверь - дверьми, лошадь – лошадьми.

Тема 6. Имя прилагательное

  1. Категориальное значение имени прилагательного

Имя прилагательное – часть речи, которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением или именной частью составного сказуемого.

Значение признака – это категориальное (классифицирующее) значение имени прилагательного как части речи. Под признаком принято понимать широкий круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы, а именно:

1) внешние качества людей и животных: молодой, хромой, слепой, худой, сухопарый;

2) внутренние (психологические) качества людей: добрый, злой, мудрый, гордый;

3) пространственные отношения: высокий, узкий, низкий, здешний;

4) временные отношения: утренний, вечерний, минутный, прошлогодний, дневной;

5) цвет: белый, темно-синий, песочный, рыжий;

6) разнообразные свойства вещей: мягкий, сладковатый, кислый;

7) отношения между предметами: мамин платок, лисий хвост, дождливая погода;

8) характеристика предметов по действию: вертлявый, пугливый, ломкий, рассыпчатый.

Прилагательные имеют полные и краткие формы и обладают грамматической категорией степени сравнения.