Тема: Правописание падежных безударных окончаний имен существительных.
Цели: обобщение и систематизация изученного материала «Правописание падежных безударных окончаний имен существительных»;
Образовательные задачи урока :
обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного
закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;
отрабатывать умение правильно определять безударные падежные окончания;
совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающие задачи урока:
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные задачи урока:
воспитание познавательного интереса, бережного отношения к птицам, расширение кругозора учащихся, эстетического отношения к природе.
Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная,групповая, индивидуальная.
Оборудование:
таблица вопросов, предлогов, и окончаний творительного падежа;
алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;
показ слайдов на мультимедийном устройстве;
карточки с заданием; контрольный вопрос.
Ход урока:
Ι. Орг. момент. Слайд №1
— Ребята, сегодня у нас гости.
— Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение. У нас все получится.
ΙΙ. Минуты чистописания.
— Ребята, на уроке русского языка мы учимся не только правильно писать, но и красиво. Слайд №2
Начнём урок с минутки чистописания.
— Какие способы соединения букв в сочетании оро вы знаете? (верхнее и нижнее)
Показываю на доске.
— Запишите чередуя.
На доске:
Сто сорок и сто сорок двести сорок.
— Прочитайте предложение про себя. Верно ли высказывание?
— Что у нас получится?
— Запишите, обратите внимание на соединение оро. Оцените себя.
ΙΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока. Слайд №3
— Ребята, отгадайте загадку::
Запорошила дорожки,
Разукрасила сережки,
Наконец-то ты пришла
К нам волшебница … (зима).
— Посмотрите на картину, какая же красавица зима! Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение.
На доске: В серебристом и сыром туман…
Светло и пусто на полян…
От зимней стуж… и метел…
Давно уж птицы улетели.
— Прочитайте (один ученик читает вслух)
— Чем мы можем помочь зимующим птицам? (делать для них кормушки, подкармливать их).
— Какие буквы пропущены? Докажите.
— Почему мы проверяли данные окончания?(они безударные)
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о безударных падежных окончаниях имен существительных) Слайд №4
— Какую задачу мы поставим перед собой (правильно писать безударные падежные окончания?) Слайд №5
— Расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания? Слайд №6
1 шаг — определяем падеж
2 шаг — определяем склонение
3 шаг – или подставляем слово – ключ, или вспоминаем окончание.
IV . Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных. Слайд №7
— Назовите из четверостишия слова 1 склонения (поляна, стужа, птица), 2 склонения (туман), 3склонения (метель). Слайд №8
— Как правильно определять склонение? (обязательно ставить существительное в начальную форму)
— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по вопросам, или изменением по падежам и числам)
— Сколько падежей в русском языке?
— Давайте вспомним падежные вопросы. (показываю рисунок-подсказку, назовите падеж, вопрос, предлоги).
— Изменение по падежам – это постоянный или непостоянный признак существительных?
— Назовите непостоянные признаки сущ. (падеж, число) Слайд №9
— Постоянные признаки? (род, склонение, одушевленность, неодушевленность). Слайд №10
V . Графический диктант
— Давайте проверим. Как мы умеем определять падежи.
— 7 словосочетаний.
1. Заблудился в лесу;
2. Перепрыгнул через лужу;
3. Вышел из ворот;
4. Идет по тропинке;
5. Беспокоились о сыне;
6. Отвечал у доски;
7. Подошли к ели.
— Проверим (Слайд №11 )
— У кого ошибки? В каком номере?
— Для чего мы провели графический диктант? (Чтобы правильно определять падежи).
— А для чего нужно правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные безударные окончания)
VI . Подготовка к основному этапу. (Словарный диктант)
— Теперь вспомним правописание словарных слов.
— Запишите имена существительные в нужном падеже.
1 медведь – П.п,
2 аллея – Д.п,
3 березка – Р.п,
4гореть – В.п,
5 деревня – П.п,
6 Москва – Д.п.
— Какое слово вы не записали? Почему? (гореть – глагол, по падежам глаголы не склоняются)
— Проверьте еще раз, выделите окончания.
— Какое слово здесь лишнее? (Москва)
— Почему? (окончание ударное, остальные окончания все безударные)
— Давайте проверим, какие окончания вы написали. Слайд № 12
— Что мы должны знать, чтобы правильно писать падежные окончания? (правильно определять падеж, склонение, правильно подставлять слово-ключ)
Слайд №13
Вывод: Падежные безударные окончания существительных пишутся так же, как и под ударением.
VI ΙΙ.Работа в парах. Распознавание признаков имен существительных.
— Ребята, наши учебники заскучали.
— На стр.133, нашли упр.262 (2 пословицы). Объясните значение.
— Давайте поиграем в «Телефон».
— Запишите выделенные слова.
— Определите к ним номера телефонов из первых двух пословиц.
— Работаем в парах, по таблице.
— Проверим. Слайд №14
— У кого другие номера?
— Очень хорошо поработали в парах.
Вывод: Что мы должны уметь и знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания? (должны уметь правильно определять падежи, склонение )
Число | Склонение | Падежи | Роль в предложении | ||
1 Существительное | 1 Единственное | 1 Женский | 1 – ое | 1 Именительный | 1 Подлежащее |
2 Прилагательное | 2 Множественное | 2 Мужской | 2 — ое | 2 Родительный | 2 Дополнение |
3 Средний | 3 — ое | 3 Дательный | 3 Определение |
||
4 Винительный | |||||
5 Творительный | |||||
6 Предложный |
ΙX . Физкультминутка. Слайд №15
— Ребята, я замерзла, давайте вспомним лето.
X . Групповая работа.
— Ребята, а теперь работаем группами. Давайте вспомним правила групповой работы. (Дружно работать, выслушивать каждого)
— Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)
Прочитайте текст, найдите ошибки. Сверху подписывайте слова-ключи.
Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снег ам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.
— Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем) . Поднимите руки, кто с ними согласен.
— На какую орфограмму эти ошибки?
Вывод: Мы опять работали над правописанием безударных падежных окончаний.
XΙ. Знакомство с новым словом. Слайд №16
— Во что наряжаются деревья зимой?
Серебро. Вывешивается табличка.
— Это новое словарное слово. Запишите, поставьте ударение.
— Где находится непроверяемая безударная гласная? (в первом слоге). Отметьте.
— Что обозначает это слово. Драгоценный металл серовато-белого цвета с блеском.
— Найдите однокоренные слова, отметьте корень.
Серебристый
Серебрить
Засеребрить
Серебряный
— Составьте словосочетания. (Серебряное копытце, цепочка, купить серебро, серебриться инеем, на солнце).
— Слово серебро используется в русском языке и в переносном значении, когда мы говорим о чем-то сверкающем, блестящем.
Открывается картина на слайде. Слайд №17
— Составьте предложения по картине, используя новое словарное слово.
— Одно предложение запишем на доске.(1 ученик работает у доски)
— Назови орфограммы? (серебро — безударная гласная е в первом слоге).
— Выполните синтаксический разбор. (Деревья опушились серебряным инеем.)
Вывод: Какую букву запоминаем в слове серебро? (букву е в первом слоге)
XΙΙ. Творческая работа. (Работа по картине «Зимний лес») Слайд №18, музыка
— Ребята, я для вас приготовила карточки, зима опять решила над вами пошутить.
— Что не так на ваших карточках? (Пропали все имена существительные).
— Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.
Зимний _________похож на ________.
Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.
Стройная ___________ укрылась мягким ________.
Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.
На _________ сосны суетится _______.
Как прекрасен зимний _________!
Кто закончил? Продолжите.
— Подчеркните безударные падежные окончания
(Два ученика читают).
В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).
— Подчеркните.
XΙI Ι.Контроль и самопроверка знаний.
— Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.
Всего три вопроса.
1. Укажи ошибку в окончании.
А) на качалке;
Б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж существительного?
А) о доме – П.п
Б) без страха – В.п.
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
А) из тетрад_, о морков_, около березк_;
Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.
— Проверим (ставим + и -).
— У кого нет ошибок?
В каком номере ты ошибся?(завтра опять будем работать над этой же темой, все наши ошибки разберем)
XΙV. Домашнее задание.
Упражнение 263, ответить на вопросы, подготовиться к тесту.
Задание повышенной сложности: по этим вопросам подготовить тест (небольшой)
XV. Итог урока. Рефлексия .
— О чем мы сегодня говорили на уроке?
— Как вы оцениваете свою работу?
Расскажите по схеме:
— узнал …(новое словарное слово, лучше понял тему, новые пословицы, познакомился с новыми словами корректор)
Сегодня на уроке — научился … (правильно писать окончания, падежи, склонения)
— могу похвалить себя… (писал красиво, без ошибок, отвечал много)
У имен существительных есть три «ошибкоопасных» падежа: родительный, дательный, предложный. Данный урок поможет вам справиться с трудностями при склонении имен существительных.
У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах - дательном и предложном - буква Е.
У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.
Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.
2. Закрепляем изученное
Рассуждаем так:
Улыбнуться при встреч…. Встреча - имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.
Стремиться к цел… Цель - это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.
При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .
Рассуждаем так:
Писать в тетрадк…. Тетрадка - имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке - писал в лисе.
Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,
ИЙ (армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.
У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).
Рассуждаем так:
Подойти к Мари… Мария - имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.
Побывать в планетари… Планетарий - имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
Домашнее задание
Задание №1
Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.
Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).
Задание №2
Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.
1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).
Правописание падежных окончаний имен существительных
Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.
Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного -е :
Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи
Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее
Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.
Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши
Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши
Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .
Разносклоняемые существительные
Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени
Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени
Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени
Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия
1.
Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий
и -ие
в предложном падеже женского рода на -ия
в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание -и
(а не -е
по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.
Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .
2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)
3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .
Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях
Существительные с суффиксом -ищ-
,
если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е
, например: домище, верблюдище, удилище, болотище
. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а
, например: коровища, ручища, грязища
.
Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .
Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .
В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).
Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .
В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые
-ья
и -ье
, пишется -ий
, а от существительных, оканчивающихся на -ья
и -ье
под ударением, пишется -ей
, например: шалу
нья – шалу
ний, уще
лье – уще
лий
, но: скамья
– скаме
й, ружье – ру
жей
.
Склонение имен собственных
В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .
Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .
В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:
город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом
Правописание падежных окончаний имен существительных
Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний -е или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.
Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного -е :
Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи
Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее
Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.
Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши
Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши
Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши
Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .
Разносклоняемые существительные
Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :
Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени
Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени
Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени
Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия
1.
Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий
и -ие
в предложном падеже женского рода на -ия
в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание -и
(а не -е
по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.
Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание -е :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .
2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)
3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .
Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях
Существительные с суффиксом -ищ-
,
если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е
, например: домище, верблюдище, удилище, болотище
. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а
, например: коровища, ручища, грязища
.
Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .
Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .
В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).
Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .
В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые
-ья
и -ье
, пишется -ий
, а от существительных, оканчивающихся на -ья
и -ье
под ударением, пишется -ей
, например: шалу
нья – шалу
ний, уще
лье – уще
лий
, но: скамья
– скаме
й, ружье – ру
жей
.
Склонение имен собственных
В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .
Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .
В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:
город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом
Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания – основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.
1. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.
Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.
2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.
Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.
3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею – на клее, в спирту – в спирте, в отпуску – в отпуске.
Основное окончание - -е.
4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари – слесаря, инженеры – инженера.
Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.
5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.
Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным – нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.
6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание –ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь – дочерьми, дверь - дверьми, лошадь – лошадьми.
Тема 6. Имя прилагательное
Категориальное значение имени прилагательного
Имя прилагательное – часть речи, которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением или именной частью составного сказуемого.
Значение признака – это категориальное (классифицирующее) значение имени прилагательного как части речи. Под признаком принято понимать широкий круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы, а именно:
1) внешние качества людей и животных: молодой, хромой, слепой, худой, сухопарый;
2) внутренние (психологические) качества людей: добрый, злой, мудрый, гордый;
3) пространственные отношения: высокий, узкий, низкий, здешний;
4) временные отношения: утренний, вечерний, минутный, прошлогодний, дневной;
5) цвет: белый, темно-синий, песочный, рыжий;
6) разнообразные свойства вещей: мягкий, сладковатый, кислый;
7) отношения между предметами: мамин платок, лисий хвост, дождливая погода;
8) характеристика предметов по действию: вертлявый, пугливый, ломкий, рассыпчатый.
Прилагательные имеют полные и краткие формы и обладают грамматической категорией степени сравнения.