Биологические дисциплины. Устная проверка знаний по вопросам. III. Домашнее задание

Биология - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, например: происхождение, рост, эволюцию, функционирование, структуру, распределение живых организмов на Земле и многое другое. Описывает и классифицирует живых существ, происхождение их видов, взаимодействие друг с другом и с окружающей средой.


Как отдельная наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда деятели науки тех лет обнаружили, что живые организмы имеют общие характеристики для всех. Термин «биология » был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом, Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом и Жаном Батистом Ламарком (все примерно в 1800 году).


В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В настоящее время биология - стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всех стран наше планеты. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине.


Пять принципов, объединяющих все биологические дисциплины в единую науку:

  • Клеточная теория - учение обо всём, что касается клеток (не тех, конечно, в которых птиц и животных в зоопарке держат, и не та клетка, которая в тетрадках нарисована). Все живые организмы состоят минимум из одной клетки, основной функциональной единицы каждого организма. Химия и базовые механизмы всех клеток во всех организмах нашей планеты сходны (учёные не встречали, но полагают, что на других планетах или кометах также имеются живые организмы); клетки происходят только от ранее существовавших клеток, которые размножаются путём клеточного деления (правда возникает вопрос: "а как появилась первая клетка?"). Клеточная теория описывает строение клеток, их деление, взаимодействие с внешней средой, состав внутренней среды и клеточной оболочки, механизм действия отдельных частей клетки и их взаимодействия между собой.
  • Эволюция (автор - Чарльз Дарвин, как Вам известно наверняка). Через естественный отбор и генетический дрейф наследственные признаки популяции изменяются из поколения в поколение.
  • Теория гена . Признаки живых организмов передаются из поколения в поколение вместе с генами, которые закодированы в ДНК. Информация о строении живых существ или генотип используется клетками для создания фенотипа, наблюдаемых физических или биохимических характеристик организма. Хотя фенотип, проявляющийся за счёт экспрессии генов, может подготовить организм к жизни в окружающей его среде, информация о среде не передаётся назад в гены. Гены могут изменяться в ответ на воздействия среды только посредством эволюционного процесса.
  • Гомеостаз . Физиологические процессы, позволяющие организму поддерживать постоянство своей внутренней среды независимо от изменений во внешней среде.
  • Энергия . Атрибут любого живого организма, существенный для его состояния.

В представленных лекциях Вы сможете найти ответы на практически любые вопросы по любым биологическим дисциплинам. Выше выделено пять основных направлений, однако на самом деле их намного больше, так же как и у человека вроде как только пять основных чувств, хотя реально учёные полагают, что их больше. Напомню, что все лекции онлайн по биологии представлены совершенно бесплатно, каждая из них поддерживается модулем терминов и определений, более того, каждую лекцию можно скачать в понравившемся формате: DOC или PDF. Не забывайте, пожалуйста, делиться ссылкой на лекции в социальных сетях или в своих блогах!

краткое содержание других презентаций

«Математические методы в биологии» - Систолическое артериальное давление. Ребенок родился ростом 51 см. Сухое вещество. Задачи без ответов. Точные значения. Расчет вести в граммах. Антропометрия. Количество пищи. Хирургия. 0,25 сухого лекарственного средства. Состояние пациента. Возможности применения математических методов. Решение. Сестринское дело. Задачи с ответами. Химия. Доклад. Педиатрия. Представление о расчётах. Расчёт прибавки массы детей.

«Клиническая микробиология» - Ряд трудностей. Исследование цереброспинальной жидкости. Этиология инфекций мочевиводящих путей. Верхние дыхательные пути. Материал собирают в стерильную посуду. Состав естественной микрофлоры. Особенности гнойно-септических заболеваний. Материала. Исследования крови. Выделение вирусов. Оценка результатов. Раздел медицинской микробиологии. Патогенез поражений. Распространение инфекций кожи. Анализ крови.

«Радиобиология» - Радиочувствительность. Научные исследования в области радиобиологии. Создание ядерного оружия. Лучевые реакции. Радиобиологический эффект. Этапы развития радиобиологии. Успехи в развитии ядерной физики. Разработка методов радиационной экспертизы кормов. Радиобиология. Явление естественной радиоактивности солей урана. Методы исследования.

«Микробиология для стоматологов» - Мезосома. Стрептококки. Лептоспиры. Жгутики. Микрококки. Споры. Streptobacteria. Спириллы. Тетракокки. Образование вегетативной клетки. Бактерии. Нуклеоид. Едвард Дженнер. Спирохеты. Основной таксономической категорией является вид. Гранулы Волютина. Периоды развития микробиологии. Сарцины. Диплококки. Antony van Leeuwenhoek. Жгутики граммположительных клеток. Объекты, размер которых не меньше 0,08 мм.

«Основы микробиологии» - Экологические преступления. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вопросы для самопроверки. Право на благоприятную окружающую среду. Основы микробиологии. Геогигиена. Приобретенные знания. Биота. Воздействие атмосферных загрязнений на организм человека. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Использование материалов презентации Использование данной презентации.

«Значение биологии» - Биология. Организмы. Значение биологии. Интенсификация сельского хозяйства. Вырубка лесов в Амазонии. Способность живой природы. Значение пограничных дисциплин. Области биологии. Зоология. Использование в промышленности. Сантьяго. Игнорирование законов биологии. Сотни сортов зерновых. Отдельные науки. Биохимия. Биологические методы борьбы с вредителями. Живое на Земле. Научные дисциплины. Достижения биологии.

«Наука о живой природе» - Биология – наука о живой природе. Подготовить сообщение о растении (по выбору: комнатное, лекарственное, пищевое, ядовитое, насекомоядное и т..). Заполните таблицу о значении растений бактерий и грибов в жизни человека. Имеют хлорофилл и образуют на свету органические вещества, выделяя кислород. Вопрос: Приведите примеры живых организмов.

«Викторина по биологии» - Представление команд. Разминка для «Вершков» 1. Ветка в гроздья разодета Фиолетового цвета. Вас приветствует самый знаменитый ученик нашей школы «Почемучкин». Ягода красна. Раунд № 2 «Почемучкин» « А не пойти ли в огород?». «А не пойти ли в огород?» Вопрос командам. Подсказка №2 Что находится в «черном» ящике?

«Учебная работа» - Конкурсы на лучшую комнату и кухню в общежитии. Соответствие содержанию подготовки требованиям ГОС. 2. Стимулирование актуальных научных и научно-методических исследований преподавателей. Воспитательная работа. 12. Лантратова А. С., Сонина А. В. Экологическая анатомия растений. Работа студенческих советов и старост этажей в общежитиях.

«Методы исследования в биологии» - Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования. Методы исследоания: Домашнее задание. Ботаника зоология микология микробиология антропология. За каждое совпадение поставьте 1б. Урок № 1. Агрономии ветеринарии зоотехнии звероводства рыбоводства лесоводтства птицеводства. Выводы по эффективности урока.

«Биология и науки» - Пояснительная записка. Биология среди наук. Создать базу для профориентации школьников. Продолжить развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу учеников. Задачи курса. Курс по выбору 9 класс Учитель Косова Л. Е. Легенда о гвоздике.

«Проектная деятельность» - Теория и практика. Теория и практика. (Проектный метод). Проектируем урок биологии. Проектная деятельность на уроках. Теория и практика. (технология проектной деятельности). Учитель становится автором проекта. Компьютерные технологии и биология. Адреса в интернете. Компьютерные технологии и проектная деятельность.

Всего в теме 14 презентаций

биология - область естествознания, комплекс научных дисциплин о жизни во всех ее проявлениях

биология - область естествознания, комплекс научных дисциплин о жизни во всех ее проявлениях

Термин «биология» (греч. bios - жизнь, logos - слово, учение, наука) предложен в начале XIX в. Ж.-Б. Ламарком и Г. Тревиранусом для обозначения науки о жизни как особом природном явлении. За минувшие два столетия биология проделала плодотворный путь развития. В настоящее время она представляет комплекс дисциплин. Предметом изучения одних остается жизнь как явление окружающего мира, других - проявления жизни на том или ином уровне организации или в том или ином ее сегменте, то есть все живое на планете в его конкретном пространственно-временном воплощении.

Каждая биологическая дисциплина характеризуется предметом исследования (познания), преимущественно используемыми методами научного анализа, идеями общего порядка, оформленными в виде теорий или гипотез, и методологическими подходами, отражающими отношение исследователя к предмету познания (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Процесс научного познания: предмет, методы, идеи общего порядка и методологические принципы


В англоязычной учебной литературе называют еще 2 методологических подхода, характерные для современной биологии, - индуктивный и дедуктивный. Индуктивный подход - это обобщения, вытекающие из результатов изучения «частностей». В европейской науке он стал доминирующим с XVII в., что связано с именами Ф. Бэкона и И. Ньютона, заложившими в основание сформулированных ими законов результаты конкретных опытов (см. закон всемирного тяготения - «яблоко, упавшее с яблони на голову ученого»). Дедуктивный подход исходит из возможности предсказать «частности», имея представления об общих характеристиках объекта познания.

К классическим биологическим дисциплинам относятся общая и системная биология, зоология, ботаника, микология, протистология, микробиология, вирусология, морфология (анатомия, гистология, цитология - в зависимости от структурного уровня), физиология, биохимия и биофизика, этология, биология развития (эмбриология, геронтология), палеонтология, антропология, генетика, экология.

Осознание того, что живое представлено формами, объединенными в группы (таксоны), представители которых различаются по степени исторического родства или же не состоят в таком родстве вовсе, дало систематику. Последняя относит организм к определенному виду, роду, семейству, отряду, классу, типу, порядку. С появлением новых данных положение группы живых существ в системе органического мира пересматривается. Так, использование методов макромолекулярной систематики («молекулярных часов») показало, что генетическое расстояние между орангутан(г)ом и африканскими человекообразными обезьянами (шимпанзе, горилла), относимыми приматологией к одному семейству Pongidae, превосходит названное расстояние между последними и человеком. Поставлен вопрос о выделении орангутан(г)а в отдельное семейство.

Закономерности исторического развития жизни в виде ее отдельных форм или их природных совокупностей изучаются в рамках эволюционного направления (эволюционной теории или учения).

В масштабе реального времени жизнь организована в виде сменяющихся поколений организмов. Механизмы, обеспечивающие указанное явление, изучает репродуктивная биология.

Вторая половина ХХ в. отмечена успехами в познании фундаментальных механизмов жизнедеятельности. Описан в деталях поток биологической информации в живых системах, в основных чертах поняты

молекулярные механизмы энергетического обеспечения процессов жизнедеятельности. Исследования по названным направлениям - задача таких оформившихся во второй половине ХХ столетия биологических дисциплин, как молекулярная биология и молекулярная генетика, биоинформатика, биоэнергетика. Молодой дисциплиной является клеточная биология, возникшая на рубеже третьей и последней четвертей минувшего века как следствие развития цитоморфологии, цитохимии и цитофизиологии первой половины-середины ХХ в.

Объединение молекулярно-генетического, клеточно-биологического, популяционно-клеточного и системного подходов породило современную иммунологию, предметом изучения которой являются механизмы иммунологического надзора с функцией защиты целостности и биологической индивидуальности организма, включая реакцию на выход собственных клеток из-под общеорганизменных регуляторных влияний (онкотрансформация), проникновение в него инфекционных агентов (бактерий, вирусов) и чужеродных белков (факты совместимости по группам крови АВ0, резус и др.)

Разработки в области молекулярной биологии, генетики и клеточной биологии, ориентированные на решение практических проектов в интересах промышленности, медицины и сельского хозяйства, оформились в научно-практическое биотехнологическое (греч. bios - жизнь, techne - ремесло, искусство, мастерство) направление - генную, клеточную, тканевую инженерию. Биотехнологическое направление, по крайней мере, в части генной инженерии базируется на принципах природного явления - горизонтальном (латеральном) переносе генов между представителями разных систематических групп. Это явление распространено в природе, особенно в мире прокариот. В здравоохранении используется ряд лекарственных средств генно-инженерной природы, например инсулин.

Перспективы развития биотехнологического направления в обозримом будущем связывают с нанотехнологиями, в том числе медицинского назначения. Их основу составляют конструкции, не превосходящие по размерам десятки-сотни нанометров (1 нм = 10-9 м) и, следовательно, способные «работать» в качестве диагностических, терапевтических или «надзирающих» (нанороботы) агентов с отдельными клетками и внутриклеточно. Наноподход используется также при создании новых лекарственных средств.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в биологии произошли события, кульминационным моментом которых стал проект «Геном человека». В результате

его осуществления установлены последовательности нуклеотидов

К носителям генетической информации в клетке, кроме нуклеиновых кислот, относятся белки или протеины (греч. protos - первый; простые белки являются первыми функционально значимыми продуктами активности многих генов; первооснову любой биологической функции составляют белки). Закономерности реализации генетической информации на уровне белков - предмет изучения «сверхновой» биологической дисциплины протеомики (протеом - совокупность белков, образуемых клетками организмов определенного вида).

Количество структурных (смысловых) генов, кодирующих аминокислотные последовательности белков в геноме человека, меньше числа конкретных белков, обнаруживаемых в клетках (см. здесь же, ниже). Это пробудило интерес к превращениям или процессингу (англ. processing - обработка, переработка; лат. procedo - прохожу, продвигаюсь) пре-РНК транскриптов, образующихся в результате считывания информации с ДНК. Результат - «сверхновая» биологическая дисциплина транскриптомика (транскриптом - набор информационных РНК, образуемых клетками организмов конкретного вида на основе соответствующего генома).

Исследования в области транскриптомики и протеомики не могут осуществляться в отрыве от исследований в области геномики. Геном человека содержит 30-35 тыс. (по некоторым последним сообщениям - 20 тыс.) участков ДНК, кодирующих структуру полипептидов и некоторых видов РНК, то есть генов в понимании классической генетики. Количество белков в клетках людей уже сейчас уверенно оценивается цифрой 200-300 тыс. Ожидаемое же количество составляет по предварительным оценкам не менее 1 млн. В связи с этим протеомику следует

рассматривать как элемент функциональной геномики. В таком случае транскриптомика служит «связующим звеном» между собственно геномикой (структурная геномика), поставляющей сведения о ну-клеотидных последовательностях ДНК, и протеомикой, дающей представление о «полном протеомном портрете» или ассортименте белков, образуемых клеткой (организмом). В компетенцию функциональной геномики входит также получение ответов на вопросы: когда, где, при каких условиях и с какой интенсивностью в организме экспрессируются разные гены (образуются разные белки).

Необходимость представлять феномен реализации генетической информации в процессах жизнедеятельности не столько в биохимических терминах (ДНК, РНК, белки, метаболиты), но раскрывая вклад этой информации в структуру и функцию реальных биологических объектов (ресничка, жгутик, механохимическая сократительная система мышцы) привела к зарождению в современной науке о жизни направления биология систем (systems biology), в рамках которого редукционистский методологический принцип (см. здесь же, выше), доминировавший в биологии XX в., сменяется принципами интегративным и системным.

Исследование внутриклеточного обмена веществ (метаболизма) как существенной составляющей потоков информации, энергии и веществ проводится в рамках «сверхновой» биологической дисциплины мета-боломики (греч. metabole - перемена, превращение; метаболизм или обмен веществ - совокупность процессов биохимических превращений веществ и энергии в клетке, организме, экосистеме) или биохимического профилирования. Метаболомика изучает химические взаимодействия, в том числе межбелковые в процессе обмена веществ или, что одно и то же, в процессе жизнедеятельности. При этом метаболом определяется как совокупность всех метаболитов, присутствующих в клетке или ткани в известных условиях.

Поток биологической информации в его структурно-временном оформлении невозможен вне клеточной организации, что дает основание ожидать нарождения в науке о жизни в XXI в. еще одной дисциплины - целлюломики (лат. cellula - клетка) или цитомики (греч. cytos - клетка). В отличие от клеточной биологии, фиксирующей внимание на раскрытии существенных черт клеточной структуры и функций, а также закономерностей организации и динамики клеточных тканевых систем (клеточных популяций), задача цитомики (целлюло-мики) видится в расшифровке механизмов генетического обеспечения и контроля клеточной дифференцировки и гистогенезов, а также геноти-

пических и фенотипических основ разнообразия клеток одного морфо-функционального типа в свете данных геномики, транскриптомики и протеомики.

Биология (от Био... и...Логия) совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. - все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи Б. состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин «Б.» предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными - французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом. Иногда термин «Б.» употребляют в узком смысле, аналогичном понятиям Экология и Биономия.

Введение

Основные методы Б.: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вида, разных видов или для всех живых существ); эксперимент, или опыт, в ходе которого исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. В современной Б. между этими основными методами исследования нельзя провести строгой границы; когда-то оправданное разделение Б. на описательный и экспериментальный разделы теперь утратило своё значение.

Б. тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человека. Для описания и исследования биологических процессов Б. привлекает химию, физику, математику, многие технические науки и науки о Земле - геологию, географию, геохимию. Так возникают биологические дисциплины, смежные с другими науками, - биохимия, биофизика и пр., и науки, в которые Б. входит как составная часть, например почвоведение, включающее изучение процессов, протекающих в почве под влиянием почвенных организмов, океанология и лимнология, включающие изучение жизни в океанах, морях и пресных водах.

В связи с выходом Б. на передовые рубежи естествознания, ростом значения и относительной роли Б. среди других наук, в частности в качестве производительной силы общества, 2-ю половину 20 в. часто называют «веком Б.». Огромно значение Б. для формирования последовательно материалистического мировоззрения, для доказательства естественноисторического происхождения всех живых существ и человека с присущими ему высшими формами разумной деятельности, для искоренения веры в сверхъестественное и изначальную целесообразность (теология и телеология). Важную роль играет Б. в познании человека и его места в природе. По словам К. Маркса, Б. и разработанное в её недрах эволюционное учение дают естественноисторическую основу материалистическим взглядам на развитие общества. Победа эволюционной идеи в 19 в. покончила в науке с верой в божественное сотворение живых существ и человека (Креационизм). Б. доказывает, что в основе жизненных процессов лежат явления, подчиняющиеся законам физики и химии. Это не исключает наличия в живой природе особых биологических закономерностей, которые, однако, не имеют ничего общего с представлением о существовании непознаваемой «жизненной силы» - vis vitalis (см. Витализм). Т. о., благодаря прогрессу Б. рушатся главные опоры религиозного мировоззрения и философского идеализма. Методологической основой современной Б. является Диалектический материализм. Даже исследователи, далёкие от утверждения материализма в философских концепциях, своими работами подтверждают принципиальную познаваемость живой природы, вскрывают объективно существующие закономерности и проверяют правильность познания опытом, практикой, т. е. стихийно стоят на материалистических позициях.

Вскрываемые Б. закономерности - важная составная часть современного естествознания. Они служат основой медицины, с.-х. наук, лесного хозяйства, звероводства, охотничьего и рыбного хозяйства. Использование человеком богатств органического мира строится на принципах, вскрываемых Б. Данные Б., относящиеся к ископаемым организмам, имеют значение для геологии. Многие биологические принципы применяют в технике. Использование атомной энергии, а также космические исследования потребовали создания и усиленного развития радиобиологии и космической Б. Только на основе биологических исследований возможно решение одной из самых грандиозных и насущных задач, вставших перед человечеством, - планомерной реконструкции биосферы (См. Биосфера) Земли с целью создания оптимальных условий для жизни увеличивающегося населения планеты.

Система биологических наук Система биологических наук чрезвычайно многопланова, что обусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целей исследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяет условность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных - Зоология и растениях - Ботаника, а также анатомия и физиология человека - основа медицины (См. Медицина). Другие крупные разделы Б., выделяемые по объектам исследования, - Микробиология - наука о микроорганизмах, Гидробиология - наука об организмах, населяющих водную среду, и т.д. Внутри Б. сформировались более узкие дисциплины; в пределах зоологии - изучающие млекопитающих - Териология, птиц - Орнитология, пресмыкающихся и земноводных - Герпетология, рыб и рыбообразных - Ихтиология, насекомых - Энтомология, клещей - Акарология, моллюсков - Малакология, простейших - Протозоология; внутри ботаники - изучающие водоросли - альгология, грибы - Микология, лишайники - лихенология, мхи - бриология, деревья и кустарники - Дендрология и т.д. Подразделение дисциплин иногда идёт ещё глубже. Многообразие организмов и распределение их по группам изучают Систематика животных и Систематика растений. Б. можно подразделить на неонтологию (См. Неонтология), изучающую современный органический мир, и палеонтологию (См. Палеонтология) - науку о вымерших животных (Палеозоология) и растениях (Палеоботаника).

Другой аспект классификации биологических дисциплин - по исследуемым свойствам и проявлениям живого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисциплины; образ жизни животных и растений и их взаимоотношения с условиями внешней среды - Экология; изучение разных функций живых существ - область исследований физиологии (См. Физиология) животных и физиологии растений (См. Физиология растений); предмет исследований генетики (См. Генетика) - закономерности наследственности (См. Наследственность) и изменчивости (См. Изменчивость); этологии (См. Этология) - закономерности поведения животных; закономерности индивидуального развития изучает эмбриология или в более широком современном понимании - Биология развития; закономерности исторического развития - Эволюционное учение. Каждая из названных дисциплин делится на ряд более частных (например, морфология - на функциональную, сравнительную и др.). Одновременно происходит взаимопроникновение и слияние разных отраслей Б. с образованием сложных сочетаний, например гисто-, цито- или эмбриофизиология, цитогенетика, эволюционная и экологическая генетика и др. Анатомия изучает строение органов и их систем макроскопически; микроструктуру тканей изучает Гистология, клеток - Цитология, а строение клеточного ядра - Кариология. В то же время и гистология, и цитология, и кариология исследуют не только строение соответствующих структур, но и их функции и биохимические свойства.

Можно выделить в Б. дисциплины, связанные с использованием определённых. методов исследования, например биохимию (См. Биохимия), изучающую основные жизненные процессы химическими методами и подразделяемую на ряд разделов (биохимия животных, растений и т.п.), биофизику (См. Биофизика), вскрывающую значение физических закономерностей в процессах жизнедеятельности и также подразделяемую на ряд отраслей. Биохимическое и биофизическое направления исследований зачастую тесно переплетаются как между собой (например, в радиационной биохимии), так и с другими биологическими дисциплинами (например, в радиобиологии (См. Радиобиология)). Важное значение имеет Биометрия, в основе которой лежат математическая обработка биологических данных с целью вскрытия зависимостей, ускользающих при описании единичных явлений и процессов, планирование эксперимента и др.; теоретическая и математическая Б. позволяют, применяя логические построения и математические методы, устанавливать более общие биологические закономерности.

Особо следует выделить несколько фундаментальных областей Б., исследующих наиболее общие, присущие всем живым существам закономерности и составляющих основу современной общей Б. Это наука об основной структурно-функциональной единице организма - клетке, т. е. цитология; наука о явлениях воспроизведения и преемственности морфо-физиологической организации живых форм - генетика; наука об онтогенезе - биология развития; наука о законах исторического развития органического мира - эволюционная теория, а также физико-химическая Б. (биохимия и биофизика) и физиология, изучающие функциональные проявления, обмен веществ и энергии в живых организмах. Из приведённого далеко не полного перечня биологических дисциплин видно, как велико и сложно здание современной Б. и как прочно вместе с соседними науками, изучающими закономерности неживой природы, оно связано с практикой.