Биология в лицее

Органоиды клетки представляют собой постоянные структуры, которые обеспечивают выполнение специфических функций в процессе ее жизнедеятельности - рост и развитие, деление и размножение и т.д. Эукаритические (ядерные) и животных имеют схожее строение и практически идентичный набор органелл, а прокариотические(безъядерные) клетки имеют примитивное строение и лишены многих органоидов.

Органоиды клетки, в зависимости от наличия мембранных компонентов, делятся на немембранные и мебранные. К немембранным органеллам относятся: рибосомы и центриоли и органоиды движения (микротрубочки и микрофиламенты). Рибосомы представляют собой округлые или вытянутые тела, состоящие из двух единиц - большой и малой. Объединяясь между собой, рибосомы образуют полисомы. Эта органелла присутствует как в клетках прокариот, так и эукариот. Рибосомы играют очень важную роль, так как именно они собирают белки из аминокислот. Центриоли - полые цилиндры, которые состоят из триплетов и микротрубочек. Центриоли образуют клеточный центр, который принимает участие в деление клетки. Органоиды движения представляют собой полые трубочки или нити, которые могут в свободном виде встречаться в цитоплазме или быть частью жгутиков, ресничек, веретена деления.

Мембранные органоиды клетки делятся на одно- и двумембранные. К одномембранным относятся: ЭПС (эндоплазматическая мембрана), лизосомы, вакуоль (встречается у растений и

Разветвленная сеть каналов и полостей, которые пронизывают всю клетку. Делится на гладкую и шероховатую. Гладкая ЭПС содержит ферменты, которые участвуют в углеводном и жировом обменах. Шероховатая ЭПС участвует в который происходит в прикрепленных к ней рибосомах.

Аппарат (комплекс) Гольджи представляет собой сложенные стопкой полости, которые соединены с ЭПС. Он активно участвует в и в образовании лизосом.

Лизосомы - небольшие округлые тельца, заполненные ферментом, который способен при необходимости расщеплять «поломанные» органеллы и целые клетки. Выполняет защитную функцию.

Двумембранные органоиды клетки - митохондрии и присущие только растениям пластиды. Их особенность - наличие двух мембран, внешней и внутренней. Наружная (внешняя) мембрана выполняет функцию обмена и связи этих органелл с другими составляющими клетки, а внутренняя мембрана образует складки, пространство между которыми заполнено матриксом - жидким веществом. Внутренние складки митохондрий называются кристы, а пластид -хлоропластов - граны. Данные органоиды клетки содержат РНК и ДНК. Митохондрии синтезируют АТФ, которая в дальнейшем служит источником будет зависеть от их окраски - бесцветные (или лейкопласты) запасают углеводы, в частности крахмал; желтые, оранжевые, красные (или хромопласты) - придают окраску цветам и плодам; зеленые хлоропласты - обеспечивают синтез АТФ и углеводов.

Основные органоиды клетки, объеденные между собой цитоплазмой и мембранами, образуют единую целостную систему.

Органоиды клетки и их функции

Все органоиды клеток делятся на две группы: мембранные и немембранные.

Большинство внутриклеточных структур принадлежит к мембранным органоидам , у которых содержимое отделено от цитоплазмы биологическими мембранами. К ним относятся эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, пластиды. Митохондрии и пластиды являются двухмембранными органоидами. Немембранными органоидами , которые образованы без участия мембран, являются рибосомы, микротрубочки, клеточный центр. Все названные органоиды имеются в клетках эукариот. В клетках прокариот содержатся лишь рибосомы.

Каждый органоид осуществляет определённые функции, жизненно необходимые для клетки.

Одномембранные органоиды

Эндоплазматическая сеть , или ЭПС (греч. эндон — внутри и плазма — образование) — одномембранный органоид - это сложная система в виде трубочек, мешочков, плоских цистерн разных размеров. Они объединены в единую замкнутую полость и отграничены от содержимого цитоплазмы биологической мембраной, образующей многочисленные складки и изгибы. Из плоских цистерн в клетках растений образуются вакуоли .

Эндоплазматическая сеть разделяет цитоплазму на отдельные отсеки, в которых одновременно могут проходить различные химические процессы, не мешая друг другу. Различают шероховатую и гладкую эндоплазматическую сеть. "Шероховатость" вызвана многочисленными рибосомами , усеивающими поверхность мембран, где происходит процесс синтеза белков в клетке. Гладкая эндоплазматическая сеть синтезирует различные липиды и углеводы. Эндоплазматическая сеть не только синтезирует и накапливает в своих цистернах различные вещества, но и участвует в их внутриклеточной транспортировке.

Особенности строения:

  • Сеть полостей, канальцев, трубочек построенных из мембран.
  • 2 типа - гладкая и шероховатая.
  • На мембранах шероховатой ЭПС расположены рибосомы.

Выполняемые функции:

  • Осуществляет синтез органических веществ и их транспорт по клетке.
  • На мембранах гладкой ЭПС синтезируются углеводы и липиды.
  • На мембранах шероховатой ЭПС синтезируются белки.

Комплекс Гольджи (аппарат Гольджи) — одномембранный органоид клетки. С остоит из цистерн, трубчатых структур, вакуолей и транспортных пузырьков. В клетке может быть один комплекс или несколько. Его основная функция - накопление и "упаковка" химических соединений, синтезируемых в клетке. Комплекс Гольджи взаимодействует с эндоплазматической сетью, получая от нее новообразованные белки и другие выделяемые клеткой вещества. В структурах комплекса Гольджи эти вещества накапливаются, сортируются и могут долгое время храниться в цитоплазме как запас, пока клетка их не востребует.

Особенности строения:

  • Замкнутые мембранные полости, трубочки и пузырьки.
  • Связаны с эндоплазматической сетью.

Выполняемые функции:

  • Осуществляет накопление и транспорт органических веществ синтезированных в клетке.
  • Вещества накапливаются в полостях и подвергаются химической модификации.
  • Гормоны и ферменты, способные разрушать органические вещества упаковываются в мембранные пузырьки.
  • Участвует в образовании лизосом.

Лизосома (от греч. lysis - "растворение" и soma - "тело") - округлый одноцветный органоид. Лизосомы наполнены специальными пищеварительными ферментами. Основная функция лизосом - внутриклеточное пищеварение. Продукты переваривания поступают в цитоплазму клетки.

Особенности строения:

  • Замкнутые одномембранные тельца овальной формы.
  • Содержат ферменты.

Выполняемые функции:

  • Участвуют в расщеплении органических веществ поступающих в клетку в результате фагоцитоза и пиноцитоза, образуют пищеварительные вакуоли.
  • Способствуют разрушению отмерших органоидов клетки.
  • Уничтожают отмирающие клетки, и даже органы (утрата хвоста у головастика).

Вакуоли — полости в цитоплазме растительных клеток, ограниченные мембраной и заполненные жидкостью — клеточным соком , состав которого отличается от окружающей цитоплазмы. Вакуоль окружена полупроницаемой мембраной — тонопластом.

с. 1
Дорогие друзья!

Я рада приветствовать вас в качестве участников дистанционных курсов предолимпиадной подготовки по курсу «Биология 10 класс». Надеюсь быть полезной и интересной для вас в плане предоставляемой информации и просто как человек. Я впервые в жизни взялась за проведение подобного проекта. Хочу, чтобы наши взаимоотношения складывались на дружественной основе. Пожалуйста, помогайте мне в нашей работе. Задавайте интересующие вас вопросы, а самое главное, выполняйте в полном объёме то, что будет вам предложено. Итак, удачи нам всем!

Тема первого нашего занятия «Клетка. Органоиды и их функции».

Теоретический материал.


Клеточная теория.
Клетка – элементарная единица живой системы. Элементарной единицей она может быть названа потому, что в природе нет более мелких систем, которым были бы присущи все без исключения признаки живого.

Клетка обладает всеми свойствами живой системы: она осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается и передает по наследству свои признаки, реагирует на внешние раздражители и способна двигаться.

История изучения клетки связана с именами ряда ученых:

Р. Гук впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки, которые назвал клетками. В 1665 г.он опубликовал труд «Микрография», где изложил результаты своих исследований.

А. Левенгук – впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз, с большой точностью описал простейшие организмы и назвал их «микроскопическими животными», однако не отмечал их клеточного строения.

Т. Шванн и М. Шлейден – обобщили знания о клетке, сформировали основное положение о клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению. Они ошибочно считали, что клетки в организме возникают из первичного неклеточного вещества.

Р. Вирхов – утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в результате ее деления.

Р. Броун – открыл ядро в клетке.

К. Бэр – установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки.

Значение клеточной теории в развитии науки велико. Стало очевидно, что клетка – это важнейшая составная часть всех живых организмов. Она их главный компонент в морфологическом отношении; клетка является эмбриональной основой многоклеточного организма. Клеточная теория позволила прийти к выводу о сходстве химического состава всех клеток и еще раз подтвердила единство всего органического мира.

Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологической науки можно сформулировать следующим образом:

Клетка – основная единица строения и функционирования живого организма.

Клетка – саморегулирующая открытая система.

Клетки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и функциям.

Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.

В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани.

Дальнейшее совершенствование микроскопической техники, создание электронного микроскопа и появление методов молекулярной биологии открывают широкие возможности проникновения в тайны клетки, познании ее сложной структуры, многообразии протекающих в ней биохимических процессов.

Формы жизни.

Многочисленные данные, полученные при изучении живых объектов, показали, что в живой природе существуют две формы жизни: клеточная и неклеточная. Неклеточную форму составляют вирусы. Клеточную форму жизни, т.е. организмы, состоящие из клеток или одной клетки, можно разделить на две группы: прокариоты и эукариоты. Прокариоты - это бактерии. Эукариоты – это грибы, растения и животные. Рассмотрим подробнее как устроена эукариотическая клетка.

Структура и функции клетки.
Клетка – элементарная единица живой системы. Различные структуры живой клетки, которые отвечают за выполнение той или иной функции, получили название органоидов, подобно органам целого организма. Специфические функции в клетке распределены между органоидами, внутриклеточными структурами, имеющими определенную форму, такими, как клеточное ядро, митохондрии и др.
Клеточные структуры:

Плазматическая мембрана (синонимы: клеточная мембрана, цитоплазматическая). Каждая клетка животных, растений, грибов ограничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной. Толщина этой мембраны так мала (около 10 нм.), что ее можно увидеть только в электронный микроскоп. Современная жидкостномозаичная модель так описывает строение мембраны. Основные химические компоненты мембраны – это липиды и белки.

Липидные молекулы имеют двойственную природу: они состоят из двух частей- головки и хвоста, имеющих разные свойства. Головки обладают сродством к молекулам воды, т.е. являются гидрофильными; длинные хвосты, состоящие из двух углеводородных цепей- остатков жирных кислот, стремятся избежать взаимодействий с водой. Эта часть молекулы гидрофобна. Наиболее энергетически выгодное положение для липидных молекул в водном растворе – это двойной (биполярный) слой, или плёнка, в котором молекулы расположены хвостами друг к другу, а головками наружу. Т.о., гидрофобные хвосты взаимодействуют друг с другом, а гидрофильные головки контактируют с водным окружением. Итак, липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину, погружены на разную глубину в липидный слой или располагаются на внешней и внутренней поверхности мембраны. Они тоже содержат гидрофильные и гидрофобные участки. Гидрофильные участки белковой молекулы соседствуют с гидрофильными головками липидов, а гидрофобные районы белков контактируют с центральной частью бислоя, где располагаются гидрофобные хвосты липидных молекул. Строение мембран всех других органоидов сходно с плазматической мембраной. Строение: двойной слой липидов, белки, углеводы. Функции: ограничение внутренней среды, сохранение формы клетки, защита от повреждений, регулятор поступления и удаления веществ.

В клетках животных снаружи клеточная мембрана окружена слоем полисахаридов. Он носит название «гликокаликс». Полисахариды присоединены к белкам (гликопротеины ) и к липидам (гликолипиды ). Гликокаликс служит ярлыком клетки, необходимым ей для связи с окружающей средой. Например, яйцеклетка и сперматозоид узнают друг друга по гликопротеинам клеточной поверхности, которые подходят друг к другу как ключ к замку.

В клетках растений, грибов и бактерий нет гликокаликса, а клеточная мембрана окружена плотной оболочкой – клеточной стенкой. У большинства растений она построена из полисахаридов, в основном из целлюлозы. Она выполняет защитную и опорную функции. Через неё свободно проникают вода, соли, некрупные молекулы органических веществ.

Функции клеточной мембраны.


  1. Барьерная – отделяет содержимое клетки от внешней среды.

  2. Транспортная – обладает избирательной проницаемостью, т.е. одни вещества проходят сквозь неё легко, другие труднее, а третьи вообще не проходят.
    Благодаря избирательной проницаемости мембрана обеспечивает гомеостаз в клетке.
Транспортная функция может осуществляться мембраной: а) пассивно (энергия практически не затрачивается) или б) активно (затрачивается значительное количество энергии на транспорт вещества через мембрану).

Примеры пассивного транспорта: диффузия, облегчённая диффузия, осмос; активного транспорта: фагоцитоз, пиноцитоз, натрий – калиевые насосы.

Диффузия. Этим способом проходят вещества, способные растворяться в липидах (простые и сложные эфиры, жирные кислоты и др.).

Облегчённая диффузия. В этом случае белок – переносчик, находящийся в мембране, на одной стороне соединяется с молекулой или ионом и, пройдя вместе с ним через мембрану, отдаёт их на другой стороне. Так транспортируется глюкоза.

Осмос – это прохождение воды через избирательно проницаемую мембрану, в частности через клеточную мембрану. Вода переходит через мембрану из более разбавленного в более концентрированный.

Фагоцитоз – поглощение клеткой твердых органических веществ.

Пиноцитоз – поглощение клеткой капель жидкости.

Фагозитоз и пиноцитоз ещё называют эндоцитозом, в отличие от эктоцитоза – обратного процесса, когда вещества выводятся из клетки.

Натрий-калиевый насос. Этот насос откачивает ионы натрия из клетки и накачивает в клетку ионы калия, используя для этого аденозинтрифосфат (АТФ).

Цитоплазма . Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Цитозоль – это вязкий водный раствор различных солей и органических веществ, пронизанный системой белковых нитей – цитоскелетом. Цитозоль объединяет всё содержимое клетки в единое целое. Здесь также протекают и некоторые метаболические процессы, среди которых гликолиз, синтез жирных кислот, нуклеотидов и некоторых аминокислот. Большинство химических и физиологических процессов клетки проходят в цитоплазме. Строение: цитозоль, цитоскелет. Функции: включает различные органоиды, внутренняя среда клетки.

Лизосомы. Лизосомы – это мембранные органоиды. Имеют овальную форму и диаметр 0,5 мкм. В них находится набор ферментов, которые разрушают органические вещества. Мембрана лизосом очень прочная и препятствует проникновению собственных ферментов в цитоплазму клетки, но если лизосома повреждается от каких-либо внешних воздействий, то разрушается вся клетка или часть ее. Ферменты лизосом синтезируются на гранулярной ЭПС и транспортируются в аппарат Гольджи. Затем от него отпочковываются пузырьки – лизосомы.

Лизосомы встречаются во всех клетках растений, животных и грибов. Осуществляя переваривание различных органических частиц, лизосомы обеспечивают дополнительным «сырьем» химические и энергетические процессы в клетке. При голодании клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, не убивая клетку. Такое частичное переваривание обеспечивает клетке на какое-то время необходимый минимум питательных веществ. Иногда лизосомы переваривают целые клетки и группы клеток, что играет существенную роль в процессах развития у животных. Примером может служить утрата хвоста при превращении головастика в лягушку. Строение: пузырьки овальной формы, снаружи мембрана, внутри ферменты. Функции: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов, уничтожение отработавших клеток.


Комплекс Гольджи. Представляет собой стопку уплощённых мембранных мешочков, по периферии переходящих в сеть мембранных трубочек и связанную с ними систему пузырьков. Такие стопки называют диктиосомами. В растительных клетках обнаруживается несколько диктиосом. Поступающие в просветы полостей и канальцев эндоплазматической сети продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в аппарате Гольджи. Этот органоид имеет размеры 5–10 мкм.

На одном конце стопки постоянно образуются новые мешочки путем слияния мембранных пузырьков, отпочковывающихся от ЭПС. Эта сорона комплекса Гольджи называется наружной, она выпуклая. Противоположная сторона, где мешочки вновь распадаются на пузырьки, называется внутренней, имеет вогнутую форму. Стопка состоит из нескольких мешочков, которые, как полагают, постепенно перемещаются от наружной стороны к внутренней. Функции: хранят продукты синтеза веществ: гормоны, ферменты и т.д.; образуют лизосомы; синтезируют полисахариды и присоединяют их к белкам с образованием гликопротеинов.

Эндоплазматическая сеть. Эндоплазматическая сеть является системой синтеза и транспорта органических веществ в цитоплазме клетки, представляющая собой ажурную конструкцию из соединенных полостей.

К мембранам эндоплазматической сети прикреплено большое число рибосом – мельчайших органоидов клетки, имеющих вид сферы с диаметром 20 нм. и состоящих из РНК и белка. На рибосомах и происходит синтез белка. Затем вновь синтезированные белки поступают в систему полостей и канальцев, по которым перемещаются внутри клетки. Полости, канальцы, трубочки из мембран, на поверхности мембран рибосомы. Функции: синтез органических веществ с помощью рибосом, транспорт веществ.


Рибосомы. Рибосомы прикреплены к мембранам эндоплазматической сети или свободно находятся в цитоплазме, они располагаются группами, на них синтезируются белки. Состав белка, рибосомальная РНК. Функции: обеспечивает биосинтез белка (сборку белковой молекулы из аминокислот).

Митохондрии . Митохондрии – это энергетические органоиды. Форма митохондрий различна, они могут быть остальными, палочковидными, нитевидными со средним диаметром 1 мкм. и длиной 7 мкм. Число митохондрий зависит от функциональной активности клетки и может достигать десятки тысяч в летательных мышцах насекомых. Митохондрии снаружи ограничены внешней мембраной, под ней – внутренняя мембрана, образующая многочисленные выросты – кристы. Внутри митохондрии находится полужидкий матрикс. Он содержит белки, липиды, углеводы, ферменты АТФ и др. вещества. Внутри митохондрий находятся также РНК, ДНК и рибосомы. На внутренней мембране находятся специфические ферменты, с помощью которых в митохондрии происходит преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ, необходимую для жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Мембрана, матрикс, выросты – кристы. Функции: синтез молекулы АТФ, синтез собственных белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, образование собственных рибосом.


Пластиды . Только в растительной клетке: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Функции: накопление запасных органических веществ, привлечение насекомых-опылителей, синтез АТФ и углеводов. Хлоропласты по форме напоминают диск или шар диаметром 4–6 мкм. С двойной мембраной – наружной и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК рибосомы и особые мембранные структуры – граны , связанные между собой особыми мостиками ламеллами и с внутренней мембраной хлоропласта. Граны состоят из плоских мешочков называемых тилакоидами. Тилакоиды расположены друг над другом подобно стопке монет. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. В мембранах тилакоидов находится хлорофилл, благодаря ему происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов. Полужидкое вещество хлоропласта, в котором протекает темновая фаза фотосинтеза, называется строма.

Хромопласты. Пигменты красного и желтого цвета, находящиеся в хромопластах, придают различным частям растения красную и желтую окраску. Корень моркови, плоды томатов.

Лейкопласты являются местом накопления запасного питательного вещества – крахмала. Особенно много лейкопластов в клетках клубней картофеля. На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты (в результате чего клетки картофеля зеленеют). Осенью хлоропласты превращаются в хромопласты и зеленые листья, и плоды желтеют и краснеют.
Клеточный центр . Состоит из двух цилиндров, центриолей, расположенных перпендикулярно друг другу. Функции: опора для нитей веретена деления.

Клеточные включения. Клеточные включения то появляются в цитоплазме, то исчезают в процессе жизнедеятельности клетки.

Плотные, в виде гранул включения содержат запасные питательные вещества (крахмал, белки, сахара, жиры) или продукты жизнедеятельности клетки, которые пока не могут быть удалены. Способностью синтезировать и накапливать запасные питательные вещества обладают все пластиды растительных клеток. В растительных клетках накопление запасных питательных веществ происходит в вакуолях.

Зерна, гранулы, капли. Функции: непостоянные образования, запасающие органические вещества и энергию
Ядро. Ядерная оболочка из двух мембран, ядерный сок, ядрышко. Функции: хранение наследственной информации в клетке и ее воспроизводство, синтез РНК – информационной, транспортной, рибосомальной. В ядерной мембране находятся поры, через них осуществляется активный обмен веществами между ядром и цитоплазмой. В ядре хранится наследственная информация не только о всех признаках и свойствах данной клетки, о процессах, которые должны протекать к ней (например, синтез белка), но и о признаках организма в целом. Информация записана в молекулах ДНК, которые являются основной частью хромосом. В ядре присутствует ядрышко. Ядро, благодаря наличию в нем хромосом, содержащих наследственную информацию, выполняет функции центра, управляющего всей жизнедеятельностью и развитием клетки.

Строение и жизнедеятельность растительной и животной клетки.
В строении и жизнедеятельности растительной и животной клеток много общего. И растительные, и животные клетки питаются, дышат, делятся. И растительные, и животные клетки имеют наружную клеточную мембрану, ядро, цитоплазму, эндоплазматическую сеть, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, клеточные включения. Однако, между клетками растений и животных имеется целый ряд отличий.
У растительной клетки способ питания автотрофный. В процессе фотосинтеза идет образование органических веществ (углеводов), которые используются клеткой как пластический материал и как источник энергии для процессов жизнедеятельности. Одним из отличительных признаков растительных клеток является наличие достаточно жесткой клеточной оболочки (клеточной стенки), которая отделена от цитоплазмы элементарной плазматической мембраной. Для растительной клетки характерны цитоплазматические вакуоли – полости, заполненные клеточным соком. Для растительной клетки характерно наличие пластид – органов, содержащих пигменты. Клетки голосеменных и покрытосеменных растений лишены центриолей. В животной клетке пластиды отсутствуют, синтез АТФ происходит в митохондриях, целлюлозная клеточная стенка отсутствует; вакуоли мелкие, клеточный центр есть у всех клеток.

Общими чертами являются:

Принципиальное единство строения.

Сходство в протекании многих химических процессов в цитоплазме и ядре (биосинтез белка, кислородное расщепление некоторых органических веществ, репликация ДНК).

Единство принципа передачи наследственной информации при делении клетки.

Сходное строение мембран.

Единство химического состава.

Черты сходства, имеющиеся у клеток, указывают на близость их происхождения. Признаки различия говорят о том, что клетки вместе с их владельцами прошли длительный путь исторического развития, сопровождавшийся процессом дивергенции.
По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходством между клетками организмов различных царств живой природы имеются заметные отличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей. В клетках высших растений, помимо отмеченных выше особенностей – в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей, резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.
В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит из хитина – вещества, из которого устроен наружный скелет членистоногих животных. Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.
В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид. Нет в животной клетке и центральной вакуоли. Центриоль характерна для клеточного центра животных клеток.
Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.
В качестве самостоятельной подготовки предлагаю вам выполнить следующие задания:

Заведите тетрадь (наподобие телефонной книги) для записи всех терминов в алфавитном порядке.

1. Найти и записать в словарик следующие термины: антоцианы, антипорт, симпорт, десмосома, цитоскелет, микрофиламенты, микротрубочки, пектин, плазмалемма, микронуклеус, рецепция, фикоэритрин, фикоцианин, фукоксантин, фикобеллин, цианофицин и все те, которые вы сочтёте нужными из выше записанных терминов.
2.Выберите один правильный ответ.
1. Клеточное строение организмов свидетельствует о:

а) принципиальном различии растений от животных; б) единстве органического мира;

в) сходстве живой и неживой материи.

2. Сходство клеток растений и животных заключается в наличии:

а) плазмалеммы, цитоплазмы и ядра; б) вакуолей с клеточным соком; в) клеточной

стенки; г) ядра и центриолей.

3. Мембраны клеток сосотоят:

а) из фосфолипидов, белков и углеводов; б) из липидов, белков и нуклеиновых кислот;

в) из целлюлозы и пектиновых веществ.

4. Двумембранное строение имеют:

а) ядро, пластиды, митохондрии; б) митохондрии, лизосомы, рибосомы; в) комплекс

Гольджи, ЭПС; г) клеточный центр, жгутики, реснички.

5. К одномембранным органоидам клетки относятся:

а) клеточный центр, комплекс Гольджи; б) митохондрии, ЭПС; в)комплекс Гольджи,

ЭПС, лизосомы; г) рибосомы, пластиды, комплекс Гольджи.

6. Плохо растворимые в воде соединения не встречаются среди:

а) углеводов; б) белков; в) витаминов; г) нуклеотидов.

7. В структуре рибосом важную роль играют катионы:

а) магния; б) кальция, в) стронция,; г) натрия.

8. Синтез белка не происходит в:

а) цитоплазме; б) лизосомах; в) ЭПС; г) митохондриях.

9. Органоиды, имеющиеся в клетках и прокариот и эукариот:

а) ЭПС; б) митохондрии; в) лизосомы; г) рибосомы.

10. Микротрубочки не обеспечивают:

а) поддержание формы клетки; б) изменение формы клетки; в) перемещение

органоидов; г) движение хромосом при делении клетки.

11. Клеточные белки, предназначенные для секреции, сортируются и упаковываются в:

а) лизосомах; б) эндосомах; в) ЭПС; г) комплексе Гольджи.

12. Местом расположения фермента АТФ-синтетазы в митохондриях является:

а) матрикс; б) межмембранное пространство; в) наружная мембрана; г) внутренняя

мембрана.

13. Окисление органических соединений до СО 2 в митохондриях происходит:

а) в матриксе; б) в межмембранном пространстве; в) на наружной мембране; г) на

внутренней мембране.

14. Ионы магния входят в состав:

а) гемоглобина; б) инсулина; в) хлорофилла; г) тироксина.

15. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:

а) митохондрии; б) хлоропласты; в) ядро; г) вакуоли.


3. На каждый вопрос дайте несколько правильных ответов (от нуля до пяти).
1. Из названных видов транспорта веществ через мембраны требуют затрат энергии:

а) активный транспорт; б) облегчённая диффузия; в) антипорт; г) симпорт; д) простая

диффузия.

2.Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов

а) имеют 2 мембраны; б) содержат рибосомы; в) содержат внутри ферменты; г) имеют

кольцевую молекулу ДНК; д) имеют белки и ферменты в мембранах..

3. К запасным веществам клеток относятся:

а) полифосфаты; б) липиды; в) сера; г) цианофицин; д) полисахариды.
с. 1

Тема: Органоиды клетки и их функции

Тип урока: комбинированный

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Развить любовь к окружающей природе

Осознание уникальности живых организмов.

Этап урока

У прокариотической клетки нет внутренних перегородок. Она состоит из одного отсека, отделенного от внешней среды цитоплазмой. Эукариотическая клетка разделена мембранами на отсеки – компартменты. Каждый компартмент является органеллой. Каждая органелла выполняет свою функцию. Клетка разделяется на отделы с помощью мембран. Цитоплазматическая мембрана – важная составляющая клетки. Отграничивает ее от внешней среды. Если не будет мембраны, клеточное содержимое сольется с окружающей средой. Мембрана проницаема для воды и избирательно проницаема для других веществ. Не каждое вещество может проникнуть в клетку. Чем меньше молекула вещества, тем легче ему проникнуть в клетку. Крупным молекулам буквально приходится выстраиваться в очередь. Мембрана состоит она из липидного бислоя и белков (сделать рисунок). Мембранные белки разделяются на переферические(находятся на поверхности клетки. Обеспечивают связь мембраны с цитоскелетом или являются ферментами), интегральные (пронизывают мембрану насквозь. С их помощью происходит перенос веществ в клетку и из нее), заякоренные (открыты недавно. Их функция уточняется). Ядро – место формирования ДНК и РНК. Содержит основную часть генетической информации. ЭПС (эндоплазматическая сеть) – непрерывная трехмерная сеть канальцев и цистерн. Начинается как выпячивание внешней мембраны ядра и заканчивается у цитоплазматической мембраны. Различают гладкий и шероховатый ретикулум. На шероховатом находятся рибосомы. Это место синтеза большинства белков и липидов клетки. Гладкий используется для перемещения синтезированных веществ. Аппарат Гольджи – им заканчивается ЭПР. Аппарат Гольджи состоит из отдельных пузырьков и телец. Получает от ЭПР белки и липиды, сортирует их и направляют к органоидам. Митохондрия - симбиотический организм. Предшественницей была бактерия. Имеется собственные ДНК, рибосомы, двойная мембрана. Внутренняя мембрана имеет большое количество впячиваний – крист. Осуществляет процесс дыхания в клетке. Синтезирует АТФ из АДФ и обеспечивает таким образом клетку энергией. Лизосома – Небольшое тельце, ограниченное от цитоплазмы одинарной мембраной. В ней находятся литические ферменты, способные расщепить все биополимеры. Основная функция- автолиз – то есть расщепление отдельных органоидов, участков цитоплазмы клетки. Пероксисомы- или микротельца. Округлой формы. Содержат одну мембрану, не содержат ДНК и рибосом. Утилизируют кислород в клетке. (кислород очень вреден для клетки. Кислородом отбеливают) Рибосомы – мельчайшие органоиды. Находятся в ЭПР, цитоплазме, хлоропластах, митохондриях. Синтезируют белки, необходимые клетке, отдельным органоидам. Цитоскелет - трехмерная сеть нитей, которая пронизывает клетку. Поддерживает форму клетки, не позволяет органоидам перемещаться, защищает их от повреждения, является амортизатором. Состоит из микротрубочек и более мелких микрофиламентов. (рисунок. Физиология растений, стр 43) Микротрубочки построены из белка тубулина, микрофиламенты – из актина. Могут собираться и разбираться. Растительная клетка, кроме всего перечисленного, содержит: Клеточная стенка- твердая оболочка растительной клетки. Придает форму клетке. Защищает от повреждений. Она прозрачна, пропускает солнечный свет и воду. В ней есть поры, которые обеспечивают взаимосвязь клеток. Состоит из целлюлозы и матрикса. В матриксе содержится гемицеллюлоза и пектиновые вещества. Вакуоль – органоид, отделенный от цитоплазмы. Вакуоль заполнена клеточным соком. Вакуоль обеспечивает хранение различных веществ – ионов, пигментов, органических кислот; лизис веществ, защита от травоядных, т.к. в ней может находится большое количество токсичных веществ; обеспечивает пигментацию – пигменты находятся в вакуоли; изолирование токсичных веществ. Пластиды- найдены только в клетках высших растений и водорослей. Предшественницей была цианобактерия, которая стала симбиотическим организмом. Имеет двойную мембрану. Внутри находится кольцевая молекула ДНК, рибосомы. Выделяют: 1)хлоропласты- зеленые пластиды, в которых осуществляется фотосинтез. (рисунок)

2) Хромопласты – желтые, оранжевые и красные пластиды. Образуются при разрушении хлорофилла (листья осенью, помидоры, морковь). 3) Амилопласты – неокрашенные пластиды. Заполнены крахмалом. Выполняют запасающую функцию. (спросить, знают ли о функции крахмала). (клубень картофеля). 4) Этиопласты – развиваются у растений, находящихся в темноте. Под воздействием света превращаются в хлоропласты.

Новые пластиды образуются за счет деления уже имеющихся пластид. При мутации нескольких пластид образуются химеры. У химер один лист может быть белым, а другой – зеленым или только часть листа будет белой.

Таблица Органоиды клетки

Органоид

Приемы: словесные (рассказ), наглядные (мои собственные рисунки на доске, рисунки учебника)

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить учащихся со строением клетки.

Задачи:

Обучающие

Сформировать представление о устройстве живой клетки

Развивающие

Сформировать навык работы с плакатами, рисунками учебника и на доске.

Воспитательные

Развить любовь к окружающей природе, Осознание уникальности живых организмов.

Формы работы с учащимися: диалог в процессе урока, монолог учащихся в процессе проверки домашнего задания.

Это был урок знакомства с детьми. И я, и дети первым делом присматривались друг к другу. Класс переваривал мой ужасный почерк. И привыкал к моей манере рассказа. По сравнению с учителем-предметником, Рачинской Т.В. я рассказываю суше, менее образно. Не передвигалась по классу во время рассказа, а оставалась за учительским столом. Из возникших затруднений: потребовалось значительное время и затраты психологической энергии, чтобы настроиться на урок. Организовать в первую очередь себя, а затем и класс. Считаю, что цель урока достигнута не полностью. Это показала проверка домашнего задания связано с тем, что классу нужно было настроиться на слушание другой манеры изложения.