Богиня макошь - повелевающая людскими судьбами. Богиня макошь (мокошь) - богиня судьбы - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная

Макошь (Мокошь, Макоша, Макуша, Макешь, Ма-Кошь, Богиня Судьбы, Пряха Судеб) – славянская Богиня, почитаемая с древних времен до наших дней. Макошь почитают Пряхой Судеб, покровительницей женских ремесел, Богиней Магии. В некоторых обрядах Мать-Макошь упоминается как Богиня Плодородия, особенно когда обряд посвящен взращиванию льна, необходимого для прядения и ткачества.

К Богине Макошь обращаются Ведающие, чтобы обучиться ворожбе и повлиять на судьбу человека. С Макошь связана северная магия веретена, вышивки, наузов. Обращаются к Макошь и в других славянских обрядах.

Макошь в мифологии

Макошь в пантеоне славянских Богов

Макошь столь непохожа на других славянских Богов, что не нашлось ей пары. Богиня Пряха Судеб для себя не может спрясть ниточку да завязать на ней узелок встречи с суженым. Откуда пришла Макошь к славянам неведомо, родни средь славянских Богов у Богини Судьбы нет.

В хоромах Макошь живут вместе с ней две сестры Доля и Недоля. Иногда их называют дочерями Макошь. Макошь-матерь прядет ниточки судьбы для людей и Богов, а Доля и Недоля нити в клубки сматывают. Чей клубок возьмет Доля, тому судьба добрая, коли Недоля ниточку в клубок смотает, судьба худая у человека.

Достоверно известно, что кумиры Макошь были установлены на древних капищах. Вот что говорится в «Повести временных лет»:

Нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Макошь

Во времена христианства Макошь осталась одной из самых почитаемых Богинь. Обращались к ней под именем Параскевы Пятницы.

Легенды и мифы о славянской Богине Макошь

Богиня Макошь – загадочная Богиня Судьбы. В её руках нити судеб людей и Богов. «Будет как Макошь завязала» - говорят, когда судьба человека неизвестна. В некоторых мифах Макошь приписывают родство с Велесом , но мы считаем, что это мнение ошибочно. Согласно северным легендам Богиня Макошь одинока.

Богиня Макошь всегда спокойна. Она ведает прошлое и будущее людей и Богов. К Макошь обращаются за советом славянские Боги и всегда прислушиваются к её словам. Человеку смелому, доброму, не желающему опускать руки в беде Макошь может вернуть добрую долю. Мало какое дело обходится без участия Макошь: может она новую судьбу человеку дать, коли доля его потеряна, вернуть на путь Прави человека или даже Бога. Макошь вмешивается в судьбу только тогда, когда это вмешательство не повредит общему полотну судеб всего мира.

Символы Богини Макошь

Оберег – символ Богини Макошь

Самый известный знак Богини Макошь – Родовик , свастика противосолонь. Вращающийся оберег Макошь напоминает о постоянном перерождении душ людей, о связи человеческих судеб.

Знак Богини Макошь более всего любим женщинами, хотя носят его и мужчины. Оберег Макошь помогает развить интуицию и способности к магии, научиться чувствовать сплетение судеб в едином узоре. Защищает покровительство Макошь и от злого умысла, оговоров, злых чар.

Атрибуты Богини Макошь

Растение – лён.

Животное – полосатая кошка, пара птиц (особенно белая и темная рядом).

Геральдика, предметы – нить, веретено, кичка («рогатый» головной убор), чередование светлых и темных предметов (подобно белой и темной полосе жизни, свету и тьме, проявленному и непроявленному).

День недели – пятница.

Треба (подношение) – серебряные монеты (серебро – металл Богини Макошь), вычесанный лён, спряденные нити, вышитые полотенца и рубахи, холст льняной ткани. Более всего Богиня Макошь ценит те требы, которые женщина сотворила своими руками.

Макошь – Богиня-Покровительница

Славянская Богиня Макошь – покровительница женщин и женских ремесел. Кроме того, Макошь хранит крепкие семейные узы. Богиня Макошь любит тех, кто способен увидеть целиком узор жизни, не поддаваться печалям, зная, что за ними будет радость. Макошь – покровительница тех, в чьем характере есть:

  • доброта;
  • любовь к труду и учению;
  • милосердие;
  • спокойствие;
  • мягкость;
  • стремление постичь глубинную суть вещей.

Такие люди не любят ссор, но не выносят лжи и несправедливости. Такому человеку Макошь поможет настоять на своем и мягко разрешить конфликт, решить ситуацию с пользой для окружающих.

Макошь в северной традиции гадания и магии

Славянская Реза Макошь выглядит так же, как знак Богини – Родовик.

Номер Резы – 2.

Реза Макошь приходит, когда у Спрашивающего начинается новый период жизни. Каким будет он: радостным или нет – ведомо одной Макошь. Можно посмотреть на соседние Резы в раскладе, чтобы понять, каким будет наступивший период, а можно довериться Богине Судьбы, чтобы понять мудрость: и худое, и доброе создает единый узор, без изнанки не будет и красивой вышивки на полотне.

К Богине Макошь обращаются в славянской магии , когда желают получить помощь, усиление способностей к чародейству. С позволения Макошь творится магия веретена, вышивки. Зарок Макошь дают, когда вяжут славянские узелки-наузы. Славянские заговоры на спокойный сон ребенка часто обращены к Макошь, в колыбель при этом кладут маленькую прялку и веретенце.

Праздники, где чествуют Макошь, Богиню славян

Богине Макошь посвящают каждую пятницу, но особо 12 пятниц в году, по одной пятнице в каждом месяце. Главные пятницы в году девятая и десятая. В неделю с девятой пятницы по десятую празднуется Макошина неделя. В десятую пятницу празднуется день Богини Макошь.

Макошина неделя – праздник с последней пятницы октября по первую пятницу ноября .

День Богини Макошь (в народе «Параскева пятница») – первая пятница ноября .

В далёкие дохристианские времена в Киеве на языческом капище, устроенном будущим крестителем Руси князем Владимиром, среди прочих идолов выделялась единственная женская фигура. Это была загадочная богиня Макошь. Могущество её, по мнению древних славян, было велико и не ограничивалось лишь приписываемым ей покровительством прядению и ткачеству. Знали наши предки, что повелевает она и судьбами людскими.

Богиня Луны, колдовства и рукоделия

Кто же эта богиня Макошь, фото идола которой представлено в начале статьи, и что скрывается под её именем? Многие христианские авторы в дошедших до нас трудах, предостерегая от поклонения языческим богам, непременно упоминают и её имя. Любопытно, что в одном из таких трудов ― «Слове об идолах», датируемом XV веком, Макошь уподобляют Гекате ― древнегреческой богине Луны и колдовства. Если такое сравнение справедливо, то понятно, почему наши предки старались с ней не ссориться.

По утверждению исследователей, Макошь ― славянская богиня, имя которой происходит от греческого слова «mokos» ― прядение. И это не случайно, ведь она считалась богиней-покровительницей чисто женских ремёсел. В те времена всё необходимое для жизни производилось в своём домашнем хозяйстве, и каждая славянка, даже если она жила в тереме княжеском, с детства училась прясть и ткать. Это явилось причиной того, что богиня Макошь стала одним из самых почитаемых божеств в обширном языческом пантеоне.

Мать судьбы и богиня плодородия

Справедливости ради нужно заметить, что есть и ещё одна версия, объясняющая значение её имени. Согласно этой версии, в основе имени лежит глагол «мокнуть». Такое объяснение позволяет предположить, что когда-то её власть простиралась на такие жизненно важные области, как дождь и урожай. Отсюда и дошедшее до нас определение ― богиня земли Макошь. Оно встречается довольно редко, так как предпочтение отдаётся всё же первому толкованию.

Чтобы до конца разобраться с именем богини, вспомним, что его можно рассматривать как сочетание двух корней ― «ма» ― мать, и «кош» ― жребий, судьба. Отсюда следует ― «мать судьбы», то есть та, от которой зависит жребий, предназначенный человеку в жизни. Но следует учесть и то, что словом «кош» у славян обозначалась корзина для зерна, амбар и телега для снопов, иначе говоря, понятия, связанные с урожаем. Вот и ещё одно толкование ― «мать урожая», богиня земли и плодородия.

День почитания Макоши

Согласно установившейся в те времена традиции, каждая пятница считалась днём её особого поклонения. В связи с этим возникли многие обычаи, сведения о которых дошли до нас главным образом из литературных памятников. Так, например, прясть и ткать по пятницам запрещалось, так как это считалось оскорблением богини. В тех же памятниках встречаются чисто фольклорные описания Макоши с руками, исколотыми иглами и израненными веретёнами, от того, что женщины её не чтут и работают в этот день.

Вершительница судеб

В народных сказаниях богиня Макошь обычно изображалась в виде длиннорукой женщины, которая являлась по ночам в дом, садилась за веретено и начинала прясть. Вот тут-то и начиналось самое таинственное. Дело в том, что в древней мифологии прядению приписывается особый сакральный смысл. Нить, рождающаяся от вращения веретена, ассоциируется с нитью судьбы, а сам процесс ― с непрерывностью жизни. Это и стало причиной того, что богиня, занятая вполне невинным делом, считалась тайной вершительницей судеб.

Как и всякому божеству, ей положено было приносить жертвы. В связи с этим существовал особый обряд ― «мокриды». Он заключался в том, что в установленный день - пятницу - женщины бросали в колодцы пряжу и кудель. Многие исследователи склонны считать, что богиня Макошь у славян занимала одну из главенствующих позиций в их пантеоне. Есть даже гипотезы, что она считалась женой громовержца Перуна.

Богиня ― символ женского начала

Следует также заметить, что если культ Перуна носил «дружинный» характер, то есть был распространён, главным образом среди служивого люда, то его «подруге» поклонялось всё население дохристианской Руси. Бытует мнение, что Макошь ― богиня-символ женского начала в жизни. В основе его лежат многие аргументы, в том числе и её сакральная связь с нечётным днём недели ― пятницей.

Языческая богиня и христианская святая

Когда на смену язычеству пришло христианство, то святая Параскева-Пятница, как это ни странно, унаследовала многие черты языческой богини. Именно ей передала свои функции Макошь. Славянская богиня и христианская великомученица слились в народном сознании. Одной из причин этому послужило имя Параскевы, означающее в переводе "пятница", то есть привычный для наших предков день почитания Макоши. Определённую роль сыграло и то, что в этот день многие народы Европы совершали поклонение именно женским божествам. В результате пятница стала как бы еженедельным женским днём, связавшим языческую богиню с христианской святой.

Кроме того, о связи святой Параскевы-Пятницы с её языческой предшественницей говорит и то, что образ христианской подвижницы часто бывает представлен в виде скульптурных изображений, в целом не принятых в православии, но употреблявшихся у язычников. Для этой святой не только делается исключение, но и существует традиция устанавливать эти скульптуры, а также посвящённые ей часовни и церкви вблизи рек и водоёмов. Это наводит на мысль о находившихся также вблизи водоёмов местах поклонения идолам Макоши ― богини, у которой просили дождей и урожая.

Хорошо известно, что на ранних этапах христианская церковь вела борьбу с подобными тенденциями, но со временем, понимая всю её бесперспективность, смирилась и постаралась лишь придать поклонению Параскевы соответствующие формы. Любопытно, что в народе её до сих пор часто называют так же, как именовали когда-то Макошь ― «бабьей заступницей» или, что более соответствует времени ― «бабьей святой».

Символы богини Макошь

Богиня Макошь, как было сказано выше, часто уподоблялась богине Луны, и связывалась со всем, что имеет отношение к ночи. По этой причине её камнем принято считать лунный камень и горный хрусталь, а металлом - серебро. Считалось, что среди животных особым покровительством богини пользовались кошки. Этому существует два объяснения. Во-первых, кошка ведёт активную ночную жизнь, а потому наверняка знается со всякими духами ночной стихии. Так это или нет ― не знаем. Сами кошки об этом помалкивают. Во-вторых, обращает на себя внимание простое созвучие: кош-ка ― ма-кош.

Среди символов, олицетворяющих богиню, чаще всего встречаются предметы, связанные с рукоделием, такие как клубки ниток, пряжа или просто веретено. У современных почитателей языческих богов её кумир принято делать в виде женской фигуры с рогами на голове и рогом изобилия в руках. Для его изготовления, как правило, используются древесные породы, носящие названия женского рода, например: сосна, липа или берёза.

Чудотворные слова: макошь славянская богиня молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

В честь Мудрой Небесной Богородицы Славяне и Арии ставили Великие Куммирни и Капища, ибо Богиня Макошь олицетворяла не только судьбу, удачу, достаток в Славянских Родах, соблюдающих Законы и заповеди Древних Светлых Богов, к ней также обращались люди с просьбой приумножить их Древний Род, т.е. просили побольше детей, внуков и правнуков.

Молитвы Макоши

Макошь - богиня судьбы и женской магии

Макошь - богиня судьбы и чародейства, Великая Мать у древних славян. Она способна как даровать счастливую судьбу, так и наказать лишениями и неудачами. Узнайте, как задобрить требовательную славянскую богиню и наладить свою жизнь к лучшему.

Макошь - богиня судьбы и чародейства

Макошь - богиня, почитаемая древними славянами как покровительница семейного очага, однако к огню она отношения не имеет – под семейным очагом в старину часто подразумевали счастье. Отвечала она и за плодородие, ведь хороший урожай и рождение детей в старину, как и сейчас, считали неотъемлемыми элементами счастья.

Особым почетом она пользовалась среди женщин, как богиня семейного счастья, женского колдовства, материнства и рукоделия. Макошь - заступница хозяек, матерей, жен. Она покровительствует традиционным женским занятиям, особенно прядению.

Богиня Макошь - Великая Ткачиха, в руках которой сосредоточены нити жизней всех живущих людей и даже богов славянского пантеона. На полотне мира из этих нитей она сплетает замысловатые узоры, в которых неспособны найти суть даже боги. В любой момент она может полностью изменить картину мира или оборвать одну из нитей ради забавы, но никогда так не делает. Славянская богиня Макошь считалась богиней судьбы. К ней нередко обращались для того, чтобы наладить свою жизнь.

Макошь не в одиночку занимается плетением судеб мира. Ей помогают две сестры - Доля и Недоля . Когда Макошь прядет очередную часть мироздания, они по очереди касаются нитей полотна. Так определяются периоды жизни людей и даже целые судьбы. От Доли и Недоли зависят удачливость, доход и, в целом, счастье людей. Макошь часто сравнивают с Норнами и Мойрами из греческого пантеона. Своими нитями она связывает каждого человека с хорошими и плохими его поступками, а затем решает его судьбу. Выбор у человека все же остается, однако богиня создает основу, главную нить кружева его жизни.

Макошь - явный женский архетип создателя мира, Великой Матери, мужским выступает Сварог, супругой которого она является. Это образ Земли, из которой появляется жизнь. Есть такое устойчивое выражение - Мать Сыра Земля. Из нее появляется жизнь, в нее же она и уходит со временем. Поэтому Макошь считают еще богиней материнства. Мокошь - исключительный образ среди женских божеств славян. Она стала единственной женской богиней в пантеоне князя Владимира, а кумир Макоши был единственным женским кумиром на главном киевском капище рядом с кумирами Перуна и других богов.

Кроме этого, Макошь у славян считалась покровительницей чародейства, особенно женского. Гадания и колдовство находятся в ее ведении, особенно это касается создания наузов. Эта богиня была также покровительницей священных колодцев и родников. Требы ей приносили именно в таких источниках воды, бросая пряжу, шерсть и ткани в колодец. Идолы этой богини стояли практически на каждом колодце. Макошь также покровительствует местам силы, совершенно любым, вне зависимости от их степени вредоносности или полезности для человека.

Поскольку Макошь богиня не только магии, но и судьбы, ей доступны знания обо всех прошлых воплощениях людей, а также о тех, прожить которые им еще предстоит. Перекрестки между мирами и двери в иные миры также находятся в ее ведении. Если вас интересуют тайные знания, вы можете попросить Макошь стать вашей покровительницей.

Если сравнить Макошь с богиней Ладой, ее образ глубже с точки зрения эзотерики. Ее представляли как красивую женщину в возрасте, иногда с рогами или рогом изобилия в руках. Эта красота была именно женской, а не девичьей. Макоши соответствует серебро, лунный камень и горный хрусталь. Ее стихии - земля и вода. Макошь покровительствует Чертогу Лебедя в славянском гороскопе.

Вестники Макоши - пауки, пчелы и муравьи, то есть животные, которые практически всю свою жизнь проводят в трудах. Есть немало примет о пауках, которые произошли из веры в то, что они являются посланниками одной из самых почитаемых богинь. Убивать пауков нельзя, очень плохая примета - к неудачам.

Образ этой славянской богини далек от всепрощающей Богородицы. Она не любит всех своих детей без исключения. Мокошь отворачивает свой лик от людей, которые опустили руки, потеряли надежду, устали от жизни. Она покровительствует только тем, кто силен духом и способен побороться за свое счастье. К тем, кто не изменяет своей мечте, она посылает богиню удачи Сречу. Если человек разочаровал требовательную богиню судьбы, его постоянными спутниками становятся Несреча, Нелегкая и Лихо Одноглазое.

Кроме этого, Макошь следит за выполнением традиций людьми. Она обязательно наградит удачей и легкой судьбой человека, который следует старинным заветам предков. Тех же, кто забыл славянские традиции, богиня наказывает неудачами и дарует им тяжелую судьбу.

День Макоши - праздник древних славян

День Макоши - пятница, если иметь в виду дни недели, а не единственный день году, который посвящен этой богине. Делать обереги с символом Макоши рекомендуется именно в пятницу, на растущей луне или в полнолуние. С переходом к христианству ее начали отождествлять с православной Святой Параскевой-Пятницей , возможно, присвоение пятнице статуса дня Макоши связано с этим.

По старинным поверьям, в пятницу нельзя заниматься рукоделием, особенно шить и прясть. По христианским источникам, Святая Параскева-Пятница может явиться нарушительницам, исколотая иглами женщин, которые решили нарушить правило.

Сохранились также сведения о том, что чествовали Макошь еще каждое полнолуние. Однако, по некоторым источникам, особым днем для ее почитателей считается первое майское полнолуние, а иногда и последнее апрельское.

Кроме этого, днем Макоши считают 26 октября. Именно в этот день наши предки приносили требы к идолам этой богини или бросали в колодец пряжу или нитки. Вы также можете почтить богиню таким образом. А вот заниматься домашними делами не стоит, она может обидеться на несоблюдение старинных традиций. Нельзя рукодельничать, стирать, а также купать детей. В старину вокруг осиновых кумиров Макоши в ее день водили хороводы из двух кругов - внешнее крутилось по часовой стрелке, внутреннее - против.

Старинный ритуал - обряд богине Макоши, или что надо делать, чтобы исправить судьбу

Макошь - богиня судьбы и чародейства, поэтому обращенные к ней обрядовые действия для облегчения жизненного пути будут особенно эффективными. Этот ритуал или обряд, посвященный богине Макоши станет лучшим ответом на вопрос о том, что надо делать, чтобы избавиться от всего дурного и привлечь то, чего вы желаете.

Для обряда потребуется три клубка натуральной шерсти белого, красного и черного цветов. Запаситесь свежим куриным яйцом и молоком. Продукты лучше брать натуральные, купить их можно в деревне. Нужны также чистое блюдце, спички и любая свеча. Лучше всего проводить этот ритуал на природе, в идеале - возле любого естественного источника воды. Но если такой возможности у вас нет, занимайтесь этим дома, но только возле открытого окна. Лучшее время для такого колдовства - полнолуние. Проговаривать тексты лучше громко, четко и внятно.

Сначала следует избавиться от негатива, причиной которому послужили другие люди. Зажгите свечу. Катайте по блюдцу яйцо левой рукой и семь раз говорите так:

Яйцо кручу, верчу по блюдцу раскачу,всё плохое с себя соберу в яйцо заключу, с себя сорву.

При этом нужно представлять, как ваш негатив уходит в яйцо. Когда закончите, разбейте его о центр блюдца с такими словами:

Яйцо разбиваю, всё плохое разрушаю, Кощея побеждаю!

Если яйцо выглядит так, как ему полагается, проклятия, порчи или сглаза на вас и не было. Но если в яйце обнаружилась кровь, гниль или иное, чего там быть не должно, явно присутствует сильный негатив. Возможно, он не вышел до конца, и им придется заниматься в ближайшее время.

Затем водите над молоком левой рукой по часовой стрелке и три раза читайте:

Молоко жизнь омолодит, радость принесет, жизнь вернет, счастья и удачу, во Славу вашу Божью пью!

Молоко нужно выпить полностью, поэтому стакан лучше подбирать такого объема, который вы сможете осилить. После этого нужно начитать на нитки. Слова произносятся на каждый узелок, по три раза. Начинайте с белой нитки, отрывать ее от клубка можно только после того, как завяжете все узелки.

Слова на первый узел на белой нитке:

Макошь, Макоша, Макошенька, меня не забывай, будь рядом со мной.

Макошь ты обо мне не забывай, судьбу счастливую плети на месяц, на два, на три вперед.

Узел крепкий, узел богатства и удачи.

После белого клубка переходите к красному. Поступите с ним так же, начитайте на каждый узел по три раза слова, обращенные к богине, а затем отрежьте нить.

Слова на первый узел:

Судьба моя счастливая, судьба моя удачная.

Судьба моя богатая, судьба моя прекрасная.

Любовь и удача в делах мне повезет, день за днем и всегда.

Аналогично поступите с черной ниткой. Слова на первый узел, говорятся тоже три раза:

Вороги не рядом не близко, а далеко от меня.

Всё плохое мне не по пути, всё плохое стороной меня обойдет.

Все беды стороной меня обошли, обо мне забыли.

Теперь свяжите все три нитки между собой, в процессе непрерывно читая:

Судьба Макошь, три нити ведущие меня, крепко держаться друг с другом, не разрываясь, сплетаясь, судьбу мою плетут, жизнь в узлах.

После того, как закончите с этим, скажите:

Вот и настала минута, отсекай, избавь мя Макошь от этой нити судьбы.

Отрежьте черную нитку с такими словами:

Вот и всё плохое с ней уходит, меня оставляет, забывает, судьба Макошь меня встречает.

Черную нитку сожгите на пламени свечи. То, что от нее останется, бросьте на блюдце с яйцом. Его содержимое следует вылить в унитаз или из окна. Если вы проводите обряд на природе, вылейте яйцо там, где не ходят люди.

В целом, Макошь - образ Матери Сырой Земли, повелительницы человеческих судеб и покровительницы женщин. Она пользовалась особым почетом у древних славян. Считается, что если правильно провести обряд Макоши, можно выпросить у богини счастливую судьбу.

    • Гадания
    • Заговоры
    • Ритуалы
    • Приметы
    • Сглаз и Порча
    • Обереги
    • Привороты
    • Отвороты
    • Нумерология
    • Экстрасенсы
    • Астрал
    • Мантры
    • Существа и

    В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.

    Санат Кумара:: Школа Вознесения

    Богородица Макошь

    БОГОРОДИЦА МАКОШЬ – Небесная (Сва) Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы.

    Вместе со своими дочерьми, Долей и Недолей, определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей из Великой Расы и всех потомков Рода Небесного, живущих на нашей Земле и на всех других прекрасных Землях Сварги Пречистой, плетя для каждого из них Нити Судьбы.

    Поэтому многие люди обращались к Богине Макоши, чтобы она доверила сплетать Нить Судьбы в клубок своей младшей дочери – Богине Доле.

    Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи (крестьяне) вкладывают Душу в свой нелегкий труд, вырастал хороший урожай.

    Следует помнить, что великая Небесная Богиня Макошь – это не только Богиня-Покровительница произрастания и плодородия, как могут подумать многие, а Богиня, дарующая трудолюбивым и прилежным людям хороший урожай.

    К тем Родам из Великой Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и на огородах в поте лица, вкладывая Душу в свой нелегкий труд, Богиня Макошь посылала свою младшую дочь – белокудрую Богиню Долю. Тем же людям, кто плохо и нерадиво трудился на своих полях (неважно, из какого он Рода), доставался плохой урожай. Поэтому в народе говорили, что “от Макоши Доля пришла урожай мерить” или “Макошь Недолю послала урожай мерить”.

    Для трудолюбивых людей Богиня Макошь – подательница всяких благ, поэтому на Образах и Куммирах Богини Макоши её очень часто изображали с Рогом Изобилия или его символическим изображением в виде Небесного Ковша из Семи Звезд (в Славяно-Арийской космогонической системе созвездие Большой Медведицы называется Макошь, т.е. Мать Ковша).

    Богиня Макошь управляет Чертогом Небесного Лебедя во Сварожьем Круге. Поэтому Богиню Макошь очень часто изображают в виде Белой Лебедушки, плывущей по бескрайнему Морю-Oкeaнy, т.е. в Небесах.

    Итак, сама Макошь:

    1.Богиня всей Судьбы

    2.Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние)

    3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

    4.Защитница и покровительница хозяек.

    6. Хозяйка Живой Природы.

    Макошь-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Судьбы ведница, веретенница,

    Нити кручены, судьбы вручены

    Долей доброю дари вдостали,

    Мати великая, многоликая,

    Земля плодная родом родная,

    Да сил в моготу всяку животу!

    Гой ты еси Макошь-Матушка!

    Гой ты Мать еси всеродящая,

    Велесовой силой исполненная,

    Макошь-Мати, буди славна,

    Нити судеб веди плавно,

    Буди добры твои коши,

    В светлы дни, во тёмны нощи,

    Мати-пряха, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям,

    Ведна Мати дажди знати

    Прави суть во честной рати,

    Дажди быти Мати срече

    Дажди быти Мати доле

    С оратаями во поле,

    Дажди силушку во руду

    Всякому честному люду,

    Макошь-Мати славься днесе,

    Да по все родные веси!

    Долю води, жито роди,

    Нити веди, живи люди,

    Право суди, тако буди!

    Сопрядающая нити судеб!

    Доле да Недоле велящая,

    Макошь славянская богиня молитва

    “Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся”.

    1. Богиня всей Судьбы

    2. Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем, имеет 12-13 годовых праздников (и может чествоваться каждое полнолуние)

    3. Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.

    4. Защитница и покровительница хозяек.

    5. В нижней ипостаси является знаменитой Ягой, в этом случае можно говорить, что она мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.

    NeboVokrug. Искренний блог.

    Солнце навек, счастье навек - так повелел Человек!

    Молитвы Макоши

    Макошь-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Макошь умилённая да стоверетённая,

    Во Роде восславися, среди нас появися,

    Со твоей крыницы дай воды напиться,

    Дай воды напиться, к тебе приклониться!

    Берёза стройная, сама станом гойная!

    Матушка всеблагая возрадуйся днесе отрадная!

    Макошь наша мати дозволи величати

    Днесь тя прославляти

    Во дворе добром, во поле хлебом,

    С-правной крепостью, всякой лепостью,

    А в честном дому, светлом терему

    Оберег всему Роду моему!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Мать Сыра-Земля оберег меня!

    Макошь премудра, мати покутна,

    Судьбы ведница, веретенница,

    Нити кручены, судьбы вручены

    Коло верчены, справно венчаны,

    Долей доброю дари вдостали,

    Недоль отведи, рассей россыпью.

    Мати великая, многоликая,

    Земля плодная родом родная,

    Святи полюшко честным хлебушком,

    Дажди мудрости своим детушкам,

    Да сил в моготу всяку животу!

    Гой ты еси Макошь-Матушка!

    Матерь пречистая, звезда самосиянная,

    Покуты всей володычица, нити судеб держащая,

    Хозяйка вод, хранительница ключей,

    Здравы подательница, а Живы всей берегиня,

    Гой ты чрево земное плодородное,

    Гой ты Мать еси всеродящая,

    Велесовой силой исполненная,

    Тебе вздаемо славны славы, да честны требы наши,

    Буди же к нам милостива Матушка,

    Да опряди нас силой своей премогутной!

    Макошь-Мати, буди славна,

    Нити судеб веди плавно,

    Буди добры твои коши,

    В светлы дни, во тёмны нощи,

    Мати-пряха, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям,

    Ведна Мати дажди знати

    Прави суть во честной рати,

    Дажди быти Мати срече

    Со волхвами в истом вече,

    Дажди быти Мати доле

    С оратаями во поле,

    Дажди силушку во руду

    Всякому честному люду,

    Макошь-Мати славься днесе,

    Да по все родные веси!

    Макошь-Мати пряжу пряди,

    Долю води, жито роди,

    Нити веди, живи люди,

    Право суди, тако буди!

    О, Матерь Макошь! О великая Богиня!

    Сопрядающая нити судеб!

    Услышь нас, детей твоих взывающих к тебе!

    Хвала тебе, о, великая Мать всего сущего!

    Небесная пряха покутные нити прядущая,

    Доле да недоле велящая,

    Суд правый всяку животу чинящая,

    Начало всякого дела с завершением единящая!

    О, премудрая Мать урожая,

    Славься снопья владычица,

    Яко Земля сырая сама плодородная!

    О, великая Мать чадородная,

    Живе и Маре велящая!

    О, женская покровительница,

    Ты научила праматерей наших

    Прясть пряжу да ткать полотно.

    Как ты сама нити судеб свиваешь,

    Всякой покутою управляешь,

    Тако же дажди нам пути-дороги свои земные

    Сопрягать с небесными,

    Путь свой земной Ладом Всемирья правя!

    Слава Матери Макоши!

    Гой-ма! Слава! Слава! Слава!

    (Вещий Словник: Славления Родных Богов. Влх. Велеслав)

    11 комментариев »

    Прекрасно дана страница Славьянской Богини Макоши.Собраны молитвы очень приемлимы.Кто автор картин? Прекрасны! Укрепления вам и художнику

    Благодарю создателей сайта. Своевременно, красиво и нужно.

    Добрый вечер,подскажите молву о сыне.

    Макошь - богиня, относящаяся к тёмным богам. Поэтому тексты, её восславляющие не используют слово «СЛАВА», а используют слово «ВЕЛИЧАНИЕ».

    В родноверческих практиках славлений это очень явно проявляет себя по факту:

    1. Читайте этот текст со словом «слава», получите нагоняй.

    2. Замените «слава» на «велмчание». читайте этот текст со словом «велмчание», получите ряд событий по жизни складывающихся идеально.

    Виктор, Вы с чего отнесли Макошь к темным Богам? Ткните в ссылочку, будьте любезны. Все авторы Ведов, исследователи родноверия, будут крайне Вам признательны. Они-то, наивные, полагают, что Макошь - породительница жизни, как раз по эту сторону от Калинова моста, из мира Яви, а не Нави. Ссылочку? Сколько угодно! К примеру, «Жива и Мара» - Волхв Велеслав. А если Вы, часом, из Христианства сюда пожаловали, для разброда и расшатывания, так и скажите. Мы поймём. Бить не будем, ступайте со своим богом…

    У Вас Макошь - это богиня, которая притаскивает мешок добра в дом.

    1.У меня Макошь - богиня, которая формирует непроявленное будущее в виде ещё не произошедшей судьбы, даёт в будущем показать себя или опростоволосится.

    2.В тот момент, когда Макошь появляется на поле в момент сбора урожая, то здоровое растение пшеницы (или ржи) заканчивает свою ипостась в виде растения и превращается в сноп (снопы) - продукт для переработки.

    Таким образом, Макошь стоит у грани перехода из одного состояния в другое. Вы вместе с Велеславом считаете, что Макошь находится в пантеоне Явных Богов ожидая, когда произойдут подготовленные ею события. Я считаю, что Макошь - богиня непроявленная, занимается она подготовкой событий с непроявленной (Навной) стороны нашего Мира.

    Гой ты, Макошь-Мати,

    Разреши начати нам тя привечати,

    Что тобой ниспослано, тем тя величати:

    На дворе добром, во поле зерном,

    Красотой да ладностью, лепотой да статностью!

    А во светлом терему оберег всему Роду моему!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь, ты – великая, Матерь многоликая!

    Матушка, ты – родная, хлебом плодородная!

    Макошь, ты – раздольная, урожаем гойная!

    Влике Макошь! Гой!

    Ты - благодатная, людям отрадная,

    Далью привольная, ширью раздольная!

    Дажди, Землица, твоею крыницей

    Силой напиться, тебе поклониться!

    Дай в доме радости, дай сердцу нежности,

    Чести да честности, веры да верности,

    Помощь с заботою, счастья с любовию,

    Мати родная, Землица Сырая!

    Влике Макошь! Гой!

    Гой ты, Рожаница! Гой, плодородная!

    Ты - создающая теплом и любовию,

    Вещего Велеса силой исполнена,

    Чрево родящее, тайной наполнено!

    Днесе тебе величание вечное,

    Требами честными, молитвой сердечною!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь, ты – небесная пряха расчудесная,

    Мати всемогущая, уроки задающая,

    Нитями покутными судьбы нам плетущая!

    Матушка-Судьбинушка, сиза голубинушка,

    Вейся, окрылённая, Луною озарённая,

    Макошь умилённая да непреломлённая!

    Матушка хорошая, обними ладошками,

    Обогрей заботою, опряди любовию,

    От беды избави, сбереги, направи!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь прядущая узорами сущего,

    Ты сотворяешь нам судьбы грядущие!

    Ты наполняешь нам яркими красками

    Счастья домашнего заботы прекрасные!

    Влике Макошь! Гой!

    Макошь великая, ты – первозданная,

    Тебе величанье, сокрытое тайною!

    Серебряным светом, парчою небесною

    Ты вышиваешь узоры чудесные!

    Вейтесь легко, словно сети паучии,

    К счастью ведите нас, нити летучии!

    Путь неоконченный, тропы нехожены,

    Судьбы назначены, жребии брошены!

    Ты отправляешь нас дальней дорогою,

    Где обучаешь уроками строгими!

    Не посылай нам несчастия россыпью,

    Дай нам удачи да радости вдостали!

    Влике Макошь! Гой!

    Матушка вечная, ты - бесконечная,

    Пестуй с любовью, статься достойными!

    Ты на распутии нас не остави,

    Чтобы понять да ошибки поправить!

    Влике Макошь! Гой!

    Береги нас, ведна Мати,

    Дай защиты в нашей хате,

    Дажди силы, чтоб вспахати,

    Чтоб посеять да посжати,

    Скот в подворье поумножи,

    Дай здоровья да пригожи,

    Нагадай борща да каши

    Ко столу нам полны чаши!

    Влике Макошь! Гой!

    Дай возможность, Макошь-Мати,

    Нам удачу повстречати!

    Дай нам силы, дай нам мочи

    Вволю долю напророчи

    В белы дни, во чёрны ночи,

    На родины, на судьбины,

    Нам на встречу сладки речи,

    Всяку граду, всякой весе,

    Чистым полем, тёмным лесом,

    На подворье, в каждом доме,

    Во укромье, во раздолье.

    Нас николиж не покини!

    Сохрани нас, Берегиня!

    Влике Макошь! Гой!

    Мати-пряха, буди ладна,

    Нити судеб вей нам плавно,

    Cделай нити крепки очень

    В светлы дни, во тёмны ночи,

    Нас в годину утешая,

    Нас заботой окружая,

    В хате нас не обижая,

    Нам хозяйство умножая!

    Урожая в родны веси

    Полны коши нам принесе!

    Влике Макошь! Гой!

    Ведна Мати, дажди знати,

    Как нам честь не замарати!

    Макошь-Мати, дажди зрети

    Суть покуты твоим детям!

    Дажди статься кощной встрече

    Со волхвами в истом вече,

    Дажди сбыться вышней воле,

    Дажди здравия и доли,

    Дажди блага отовсюду,

    Дажди силы честну люду!

    Дай нам нити путеводны,

    Дай удачи превосходной!

    Нам на счастье деток роди,

    Пряжу пряди, долю води!

    Супер, надо продолжать. Это формирует и мотивирует на светлое, честное, гордое, нежное……

    da kogda 4itaew to radostj v duwe pojavljaetsja, spasibo.

  • За много поколений до того люди избрали себе царя и добавили к его имени приставку Ра. Он стал верховным жрецом и императором по имени Ра-Му. Сама империя называлась Империей Солнца.
    На «Му» было семь главных городов - центров религии, науки и образования. Города были украшены огромными храмами из резного камня, не имеющими крыш - прозрачные Храмы. Крыша отсутствовала, чтобы лучи Ра (бог Солнца) могли беспрепятственно проникать в Храм и озарять головы молящихся.
    Символ Солнца был первым воспринят и понят лемурийцами. В Храмах прославлялся Культ Огня и Культ Солнца. В те времена запрещались всякие изображения Бога. Золотой Диск Солнца являлся единственной эмблемой и находился в каждом храме. Он помещался таким образом, чтобы первый луч Солнца озарял его во время Весеннего Равноденствия и Летнего Солнцестояния. Имя Единого и Неделимого не произносилось всуе, но каждый рассвет и закат рмоахалы сопровождали пением священного созвучия А-У-М. Они умели передавать сообщения и образные понятия на большие расстояния. Они общались на равных с пришельцами из Космоса. Они могли общаться со зверями, птицами телепатически.
    Символом Эгрегора Лемурии была семиконечная Звезда (владение энергиями семи чакр и тайнами семи планет, семь звёзд Плеяд) - звезда Магов.Звезда магов - семилучевая звезда. Семь ее лучей - это шесть Амеша-Спента (Архангелов в Авесте) и сам Ахура-Мазда, Творец и Хранитель Мироздания. Все жесткие неизменные ритмы времени работают по законам этой звезды, например, связь планет с днями недели. Одна из разновидностей изображения Вифлиемской звезды.
    Звезда семиконечная - один из древнейших символов Востока, древних цивилизаций. Известна в древней Ассирии, Халдее, Шумере и Аккаде. Была эмблемой Иверии (древней Грузии). Символ астрального культа, семи алхимических лучей (эманаций) Бога, семи планет, семи дней недели и т.д.
    Полюса их Эгрегора Лимурии представляли собой «Храмы Солнца» с золотой мужской фигурой в главном Храме и «Храмы Земли» с серебряной женской фигурой (всё женское в ней было преувеличено) в главном Храме.

    Богиня-Мать

    50 000 - 47 700 до н.э. Эпоха Водолея

    ВОДОЛЕЙ - МАКОШЬ - МОЙРЫ - БОГИНЯ СУДЬБЫ

    - 49.000 г. до н.э. возник ностратический моноязык.
    Расчетное возникновение моноязыка - по лингвистическим данным, это никак не глубже, чем 40 - 50 тысяч лет. Это максимум, потому что те макросемьи, которые нам известны, имеют датировку порядка 15 - 17 тысяч. Для сведения воедино других языковых семей может потребоваться еще два-три этажа, но исходный пункт не может быть старше 40 - 50 тысяч лет.

    СОЗВЕЗДИЕ ВОДОЛЕЙ: «Мужская стоящая или сидящая на троне фигура, из плеч которой (или из кувшина, прижатого к груди) изливаются два потока воды (в которых иногда изображаются рыбы). Символ известен со старых аккадского времени и в большинстве случаев представляет бога Энки/Эа». Водолеем в древности называли бога Энки, Эа.
    Иероглифически Водолей изображается в виде струй, льющихся из двух сосудов, которые переходят в спираль, так пишут астрологи.
    Архаичное имя - Мокос , включает в себя производную понятия «мокрая» (сырая), ибо в этом обнаруживает себя и духовная составляющая Богини Земли - на всей Матери Сырой Земле.
    На многих древнеегипетских изображениях астрологического знака Водолея, мы видим ряд изображений, на которых человек, символизирующий Водолея, изображён несущим ДВА ПРЕДМЕТА конусоидальной формы, имеющих вершину «конуса», расположенную снизу, и утолщающихся к верху (признак 1). От каждого из этих предметов, из верхней его части, исходит волнообразный поток неизвестной сущности - сначала распространяющийся немного вверх, а потом плавно спускающийся вниз (признак 2).
    На голове у Водолея имеется убор, представляющий собой три торчащие вверх «ТЫЧИНЫ» (признак 3.1.), а также две - направленные в стороны или свисающие вниз (признак 3.2.).
    Водолея обязательно сопровождают два персонажа (признак 4). Первый бывает - без головы (признак 4.1.). Второй - с «ножом» (признак 4.2.) и иногда держащий за уши некое животное, очень похожее на зайца (признак 5).
    Есть также разновидность изображения Водолея, отличающаяся от первой тем, что персонаж изображён держащим не два «сосуда», а один - обязательно в правой своей руке, а через левую его руку перекинуто нечто, очень похожее на полотенце, «шаль», тряпицу, пучок чего-то и т.п. (признак 6).
    Астрологи средневековья присвоили этому знаку и соответствующие ипостаси: один кувшин с живой водой, другой - с мёртвой.
    Предметы, которые держит в руках египетский Водолей, мы можем сравнить с изображениями веретена - найденными в разных частях индоевропейской-славянской языковой общности. Распространение волнистой субстанции, изображённой на египетских фресках движущейся сначала вверх, а потом вертикально вниз, точно соответствует поведению шерсти/волокна, подвергающегося прядению с применением веретена. Веретено устроено таким образом, что на некий шесток с одного конца нанизывается тороидальное пряслице, выполненное из тяжёлого камня. Оно исполняет роль маховика при раскручивании веретена. А шесток служит основанием, на которое наматывается ссучёная нить.
    Пряжа - мифопоэтический символ долгой жизни, прядения - ткачества. Образ пряжи, пряденой нити, вытягивания её и сучения, тесно связан и неотделим с темой сырья - животного (шерсть, руно, волос) и растительного (лён, конопля, хлопок и т.п.), а также с ткачеством как дальнейшей обработкой пряжи. Пряжа, делаемая из животного материала, приводит нас к понятиям руна, волоса, а также змей.
    Венедское имя Богини Mokos заключается в понятии «пряжа» - клубок с нитями судьбы. Окончание имени этой Богини на букву «с» аналогично Богу Волосу и Велесу. Смягчение окончания и появление буквы «а» вместо «о» в имени Макошь, связано с устной формой речи и обусловлено дополнением к северному говору южного диалекта (молвы).
    В славянской мифологии волосы - символ мистической силы. В волосах заключалась сверхъестественная сила. У многих народов неостригаемые волосы - символ власти и благородного происхождения. Не случайно короли «варваров» не стригли волос. И, наоборот, выстриженный затылок «избранных мира сего» символизировал раба. Мода на такую стрижку, распространившаяся среди пуритан, подразумевала якобы, что все мы рабы Божьи. Выстрижение волос происходит и во время крещения - человек переводится в уровень раба. Посвящение в монашеский сан именуется пострижением. При посвящении в духовный сан у католиков выстригается тонзура. В Древнем Египте волосы, зачесанные на правую сторону, носили только дети. Распущенные волосы одновременно символизировали девственность. На Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество.
    Оба процесса - прядение и ткачество - совершает так называемый космический ткач, который в ряде космологических традиций не только создаёт космическую ткань (вещество), но и прядёт космическую нить, пряжу, составляющую самое ткань.
    В метафорическом понимании вервь/нить соотносится с жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Прядётся не только нить, вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой всё спрядено одной нитью. Русская вервь как обозначение верёвки, то есть чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ.
    В хронологическом плане пряжа/верёвка обозначает переплетение поколений. Например, слова того же корня, что и русское «вервь», сербохорватское «врвник», «родственник» или хеттское «aralan-», «семья», «потомство»; лувийское «warwala/i-», «семя», «зародыш», «потомство».
    В этом контексте объясняются такие символические значения пряжи-нити, как жизнь, пуповина, преемственность, очерёдность, ряд, а также судьба. Отсюда роль нити, верёвки как образа связи неба с землёй и реже земли с нижним миром. Образ нити или верви-спасительницы, с помощью которой удаётся куда-то спуститься, подняться или просто спастись, постоянно фигурирует в мифах и в фольклорных текстах.
    Прядёт пряжу женский персонаж, «продолжающий» древнерусскую Мокошь.
    Но и распространённый образ божественной девы-пряхи, практически неотличимый от девы-ткачихи, даёт нам представление о сочетании двух действий (прядение, тканье) и двух результатов (пряжа, ткань). Например, в мифе Арахна, превращённая Афиной в паука, прядёт нить (пряжу) и создаёт ткань (паутину). МАКОШЬ (Мокошь) - Богиня Судьбы (кош, кошт - судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.
    Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми либо злыми.
    Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая тут также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).

    Имя богини Макоши (мать Коша-судьбы-выбора) определяет звук «К», как, например, в словах коса, (пере)крёсток и т.п., обозначаемых процесс плетения, путём пересечения минимум трёх нитей (волокон).
    Вславянском свастическом письме - имя богини Макоши в варианте Макожь (Makog) имеет согласные - М, К, Ж. Как было показано ранее (см. п. 3.6.2.1. гл. VI), структура Богини Макоши трёхчастная - в центре сама Макошь (её логограмма - «К»), слева Мара (смерть; её логограмма - «М») и справа Жива (жизнь; её логограмма - «Ж»). При чтении по указанным логограммам получим имя «Макошь/Макожь».

    В русском языке слово «идол» буквально означает: «I» - Индра - «внутри»; «Д» - Дый - «дею, делаю»; «Л» - Лада - «ливень, лой (жир, достаток, богатство)». В итоге получаем: идол - «вместилище того, что делает богатство» (бог). Слово «богатство» в других русских языках обозначается либо по первой половине своего синонима «роскошь» - (ро-) словами с корнем «ri, re, ro, er и т.д.», от имени общеславянского бога Ра - например, англ. riches, richness, немец. Reichtum, франц. richesse, итал. ricchezza, исп. riqueza и т.д. Либо по второй половине - (-кошь), от имени общеславянской богини Макоши - франц. fortune, исп. fortuna и т.д. Слово «роскошь» в русском означает ро + со + кошь = «бог (Ра) со счастьем (Макошь)».

    Слово «идол» в английском языке употребляется для обозначения бога - idol. Буква «i» в английском означает «внутренний, собственный». Слог «dol» - буквально обозначает одну из спутниц Макоши славянскую богиню достатка и доли Долю (dol - например, франц. «умысел»). Счастье (Доля) - англ. fortune, итал. fortuna, исп. fortuna - это имя римской богини счастья, удачи Фортуны, местного позднего аналога славянской Макоши - богини судьбы, промысла, умысла. В английском слово «судьба» наряду с fortune обозначается также словом fate (от имени богини Фатум - местного и более позднего аналога Макоши). Во французском языке значение слов «счастье, удача» восходят к общеславянскому богу Ра - древний корень «r» в слове heur (h, e - протезы).

    Матерь богов, либо жена, либо реализация Велеса-Мокоса-Мокоша, соотносимая с Гекатой (имя употребляют иногда в мужском роде). «Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета».

    Культ Макоши возник 40 - 30 тыс. лет назад и прошёл сквозь тысячелетия .
    Палеолитические скульптурные изображения Макоши в обильном количестве встречаются на территории Русской равнины, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири. Обнаружены, во многих палеолитических стоянках - Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лоссель (Франция). И в России - Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), Костёнки (Воронежская область), Авдеево (Курская область) и др.
    Налицо особая концентрация палеолитических статуэток в центральной части России.
    В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши - 40 тыс. л. до н.э. (Костёнки XIV).
    По всем особенностям к культуре Авдеевской стоянки очень близки Костёнки 1 (21 - 20 тыс. до н.э.), где обнаружены 40 статуэток Макоши из бивня мамонта и из мергеля, а также фигурки медведя, пещерного льва и антропоморфные головки из мергеля. Голова статуэтки оформлена тщательно: видна попытка передать прическу или головной убор в виде коротких ритмичных вертикальных насечек, образующих узкие горизонтальные пояски, окружающие голову и сужающиеся от основания к макушке.
    В ходе раскопок, проводившихся в 2005 г. на расположенной в Подмосковье Зарайской стоянке (20 тыс. до н.э.) обнаружены две женские статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. Одна из них - завершённое произведение, вторая осталась незаконченной.

    В пещере Hohle Fels (Полые Скалы. Германия) была найдена шестисантиметровая женская статуэтка («палеолитическая Венера») с гротескно преувеличенными половыми признаками (выставленным вперед бюстом, широкими бедрами, выпуклым животом и столь же преувеличенными половыми губами), выточенная из бивня мамонта.
    Находке примерно 35 тыс. лет, и она является одним из древнейших образцов фигуративного искусства, древнейшим изображением человека и древнейшей из известных «палеолитических Венер» - архаичных женских фигурок, предположительно символизирующих плодородие.
    Статуэтка была расколота на шесть кусков, которые все были найдены в пределах одного квадрата 25 × 25 см. У склеенной скульптуры недостает левой руки и плеча. Длина статуэтки 59,7 мм, ширина - 34,6 мм, толщина - 31,3 мм, вес - 33,3 г.
    Гипертрофированные женские половые признаки роднят ее со знаменитыми «палеолитическими венерами» более поздней граветтской эпохи (начавшейся около 30.000 лет назад). Еще одной интересной особенностью статуэтки является полное отсутствие головы. Видимо, древний скульптор считал эту часть женского тела наименее существенной. Вместо головы он вырезал аккуратное колечко, чтобы можно было носить фигурку на шнурке. Колечко слегка отполировано изнутри: вероятно, кто-то ее действительно носил - может быть, в качестве амулета.
    Талия «холе-фельсской Венеры» лишь ненамного уже широких плеч и бедер. Живот разукрашен горизонтальными линиями, которые, возможно, символизируют какое-то одеяние. Линии были процарапаны острыми каменными орудиями, причем древний скульптор многократно проводил острием по одному и тому же месту и прикладывал значительные усилия, чтобы борозда в твердой мамонтовой кости стала достаточно глубокой. В отличие от типичных палеолитических венер, грудь у холе-фельсской Венеры не висит, плечи очень широкие, а живот почти плоский.


    Костёнки 1 (слева). «Виллендорфская Венера» (справа).

    Костёнки I - 23-21 тыс. л. н. Женская фигурка представляет изображение палеолитической «Венеры» c увеличенными округлыми формами груди и живота. 10,1 х 4см, толщина 1,7-3,5 см. Безликая голова наклонена к груди. Руки прижаты к туловищу, их кисти расположены на животе. Поверхность головы покрыта рядами насечек и прочерченными линиями, которые создают изображение причёски или шапочки. Нагрудное украшение передано рельефным жгутиком (перевязь), соединённым через плечи лентами. На руках изображены браслеты.

    Дошедшие до нас символы в большинстве своём сохранились со времён палеолита, и в ходе эволюции символов и знаков было сформировано «письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию и закреплять её во времени». Одним из самых древних археологических памятников, содержащих и символы, и протобуквы, является статуэтка палеолитической Макоши, найденная на стоянке Костёнки.

    Сравнение письменных символов:
    ряд 1 - «китайские» насечки (5 - 3-е тыс. до н.э.);
    ряд 2 - проторусские символы со скульптуры Макоши (Костёнки, 40-е тыс. до н.э.);
    ряд 3 - письмена Лепенского Вира (7-е тыс. до н.э.);
    ряд 4 – письмо Винча (5-е тыс. до н.э.).

    Идеограммы:
    ряд 1 - славянские свастические символы (слева направо): «Смычка», «Макошь», «Жива», Дый», «Хорс», «Свастика» (начиная с 25-го тыс. до н.э.);
    ряд 2 - символы культуры Винча (5-е тыс. до н.э.);
    ряд 3 - насечки на керамике из Китая (европеоидная культура крашеной керамики, 5 - 3 тыс. до н.э.);
    4 - символы на керамике из Триполья (4 - 3 тыс. до н.э.); 5 - фрагмент крупно; 6 - символ из Китая, называемый «Инь-ян»; 7 - символ с керамики из Триполья .

    Этимология славянского символа «Засеянное поле»:
    1 - образец символа «Засеянное поле»; 2 - символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 - засеянное поле со всходами; 4 - шахматное поле; 5, 6 - символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).


    Макошь

    Откуда, очевидно, палеолитические Макоши, вырезанные из бивня мамонта, кости или камня либо вылепленные из смеси костной золы с глиной были принесены в верхнепалеолитическую культуру Граветт (Франция) - «принесена в Европу с востока, к ней обычно относят памятники Южной России, такие как Гагарино».
    В 1908 г. на территории Австрии найдена статуэтка палеолитической Макоши, названная «Венерой из Виллендорфа». Высота изображения - 11 см., материал - тонкозернистый плотный известняк, возраст 26 тыс. лет.
    В 1922 году в верховьях реки Гаронна в пещере Леспюг (Франция) найдена женская статуэтка, изготовленная из бивня мамонта.
    Развитую женскую скульптуру Запада по традиции принято относить к достаточно ранним фазам ориньяка. С культурой развитого ориньяка можно связывать только сложную по моделировке «Венеру Леспю»…, и не исключено, скульптурную серию Брассемпуи. Ко времени, отвечающему финальному ориньяку и позднему перигору Франции (25.000 - 20.000 л. н.) принадлежит статуэтки Виллендорфа в Австрии, Лизенберга и Мауэрна в Германии, Дольни Вестонице, Петржковице и Павлова в Словакии и, возможно, Костенок, Гагарино, Авдеево и Елесеевичей в европейской части России.

    «Дама с капюшоном» - «Венера из Брассемпуи » является фигуркой из слоновой кости времени верхнего палеолита, которая была открыта во Франции в Брассемпуи. Ей примерно 25 тыс. л. Граветт. Она была открыта в «Галерее гиены», в «пещере Сященника» и сопровождалась по меньшей мере восемью другими человеческими фигурами, которые затем часто игнорировались как пример незавершенной работы, и со множественными фигурками женщин, вырезанных в то же время.
    Венера из Брассемпуи вырезана из бивня мамонта. Она имеет 3,65 см высоты, 2,2 см толщины и 1,9 см ширины. Ее лицо треугольно и кажется спокойным. В то время как лоб, нос и брови вырезаны рельефно, рот отсутствует. Вертикальная трещина с правой стороны лица связана с внутренней структурой бивня. На голове имеется капюшон с насечками как на шахматной доске, образуемых двумя сериями узких надрезов, начиная с правого угла; они интерпретируются как парик, капюшон или просто представляют волосы.

    Фраваши - Духи-Хранители человечества.



    Copyright © 2015 Роза Мира

    Мокошь (Макошь) — женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага.

    В её ведении находилось прядение. Мокошь — единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств. Сопоставлялась с богиней плодородия скифов-землепашцев и женским божеством трипольской культуры[источник не указан 342 дня]. Считалось, что богиня покровительствует прядению, наказывает тех, кто работает в пятницу (священный день Мокоши[источник не указан 342 дня]). Её соотносят с греческими богинями судьбы Мойрами, прядущими нити жизни, и германскими «пряхами судьбы» — Норнами). Имела связь с Рожаницами, Суденицами, Долей и Недолей (они считались её помощницами). Мокошь, как богиня плодородия, мать урожаев, имела 12 годовых праздников; изображалась с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили ещё в XIX веке на народных праздниках. Память о Мокоши на Украине и на севере России хранилась до XIX века. В жертву ей приносилась пряжа, выбрасывавшаяся в колодец (ритуал назывался «мокрида», ср. имя Мокошь).

    Возможно, Мокошь является образом древнейшей, ещё палеолитического происхождения, богини-матери, которая известна как палеолитическая Венера. Древнейшая богиня была подательницей жизни. Имеет огромные груди, выделены живот и бедра. Руки, ноги, лицо — едва намечены. По мнению академика Б.А.Рыбакова, Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Идол Мокоши располагался в центре поселковых языческих святилищ с меньшими женскими идолами (Рожаницами, Суденицами, Долей, Недолей)

    Мокошь упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества. «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает:

    «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся».

    «Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници»
    («Слово о мздоимании» по списку XVI века).

    Единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Матерь богов, возможно, жена или воплощение Велеса, соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде — Мокос, Мокош). Именем Мокос могли называть и бога Велеса.

    «Мамаи же царь… нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета.»
    («Поведание о Мамаевом побоище вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского» в изложении Срезневского).

    В «Слове об идолах» XV века сохранилась запись о богине Макоши:

    «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…».

    Здесь же она сравнивается с Гекатой (Скатия, Екатия) — греческой богиней благосостояния:

    «Мажють Екатию богыню, сию же деву творять и Макошь чтуть…».

    Дольше всего воспоминания о Макоши (Мокоши) сохранялись на Русском Севере. В процессе христианизации ее образ слился с образом Параскевы Пятницы. Впрочем, в быличках Макошь может выступать и под собственным именем.

    В мифе Макошь приходит к пряхе, которая работает в пятницу. Однако девушка вовремя догадывается, что перед ней Макошь. Когда богиня дает задание напрясть сорок веретен до рассвета, девушка берет моток ниток и наматывает их на веретена. Вернувшись, Макошь удивляется находчивости девушки и разламывает веретена, чтобы показать, чтобы случилось с пряхой, если бы она не справилась с заданием.

    Многие черты Мокоши вобрал в себя образ всенародно почитавшейся святой Параскевы (Параскева по-гречески — «пятница» либо «подготовка»: священным днем Мокоши, как и Фрейи, Венеры и прочих женских божеств европейских народов, была именно пятница — вероятно, отсюда и эта путаница), христианской мученицы, погибшей при императоре Диоклетиане. Статуи св. Параскевы (Прасковьи) ставились у колодцев и водоемов (несмотря на то, что в православной традиции не принято делать скульптурные изображения святых); со дня 28 октября, посвященного св. Параскеве, женщины начинали мять лен (мы уже видели, что Мокошь была связана как с водой, так и с прядением). Параскеву называли «бабьей святой», она, как считалось, покровительствовала матерям и незамужним девушкам («Матушка Парасковея, отдай замуж поскорее», — обращались к ней). По пятницам не разрешалось прясть и ткать; некоторые женщины, почитавшие св. Параскеву/Мокошь (в тех регионах, где память о ней сохранилась), «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь, разумеется, негативно относилась к смешению христианских и языческих обрядов; так, в Стоглаве все суеверия, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими». В украинских обрядах Пятницу представляла женщина с распущенными волосами, ходившая по деревням (что называлось «водить Пятницу» по селам).