Большая энциклопедия нефти и газа. Жизнь социальная

Понятие “социальная жизнь” употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле социальная жизнь - это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди людей; жизнедеятельность всего общества, функционирование и взаимодействие его различных сфер и сторон.

В узком смысле (в социологическом понятии) – это рассмотрение социальной жизни как организованной, упорядоченной системы действий и взаимодействия людей, социальных общностей (групп), общества в целом через функционирование социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.

Социальная жизнь – это особый тип жизни. Ее самые разнообразные формы – от семьи до общества погружены в природу, которая способна прямо или косвенно, сильно или слабо влиять на них. Общество вынуждено считаться с природой, адаптироваться к ней.

Рассмотрим различные аспекты влияния природы на жизнедеятельность человека, формы организации социальной жизни.

    Первый механизм – это механизм принудительного воздействия, или достаточно жесткого воздействия географической среды, проявляющегося в нескольких аспектах:

    Прежде всего, это наличие необходимого минимума природно-географических условий, необходимого для успешного развития человека. Вне границ этого минимума социальная жизнь как таковая невозможна, или носит вполне определенный характер (малые народы севера, которые как бы замерли на определенном этапе своего развития)

    Принудительная сила экологического фактора, который обязывает социум вырабатывать такие правила, которые могли бы предотвратить возникновение экологической угрозы или способствовали бы ее своевременной нейтрализации.

    Влияние природных катаклизмов (гибнут целые цивилизации с их нравами, порядками и устоями; люди вынуждены покидать свои жилища, расселяясь в разных концах Земли, в результате чего их обычаи и нравы исчезают; иногда люди совместно переселяются на новое место и в основном воспроизводят свои прежние обычаи и традиции).

    Второй механизм – это механизм формирующего воздействия природно-географической среды, механизм адаптации к внешним природно-географическим условиям путем прямого приспособления:

    Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, тип жилья и т.п. – все это несет отпечатки той природно-географической среды, в которой находится социум (хлопководство, оленеводство и т.п.).

    Влияние среды на духовно-этическую жизнь общества (специфика архитектуры, живописи, языка, песен, танцев, одежды и т.д.).

    Третий механизм проявляется в содействии или препятствии географической среды эффективному социальному развитию (например, плодородие почвы создает благоприятные условия для прогресса народа, и наоборот, скудные почвы сдерживают развитие благосостояния человека, эффективность прилагаемых усилий снижается; высокие горы затрудняют контакты между общинами, равнина же способствует возникновению крупных этносов; наличие рек благоприятно для установления контактов с другими народами, развития торговли).

При всем этом приходится констатировать, что одна и та же географическая среда может по-разному отразится на жизни людей (т.е. в одних случаях природно-климатическая среда оказывает прямое воздействие, в других – незначительное, в третьих, – не оказывает вообще). Следовательно, существует некая невидимая стена, “оболочка”, пройдя через фильтры которой природно-географическая среда оказывает то или иное воздействие на социальную жизнь. Этой “оболочкой” становится социокультурная система, которая включает в себя ценности, нормы поведения, стандарты хозяйственной деятельности, организацию общественно-политической жизни. И, видимо, чем совершеннее организация социальной жизни, тем слабее способность географического фактора влиять на социальную жизнь.

Конечно же, не следует рассматривать связь “географическая среда – общество” односторонне. Очень важно определить и обратную связь: что увидят люди в данной географической среде, какие варианты жизни изберут, - все это зависит от сложившихся в данном обществе ценностей, традиций, устоев.

Социальная реальность символична. По сути своей – это сфера смыслов и значений, рожденных внутри человеческого общения. А чтобы уловить эти значения необходимо иметь “социальное зрение”, которое формируется социальной средой.

Важной формой проявления социальных длительных, постоянных, системных, обновляемых, разнообразных по содержанию связей являются социальные отношения .

Они являются отношениями сходства и отличия, равенства и неравенства, господства и подчинения между отдельными людьми и группами.

Основой социальных отношений являются социальные связи, которые объединяют индивидов, группы и другие элементы общества в функциональное целое. Ядром их являются отношения равенства и неравенства, поскольку раскрывают взаимоотношения между людьми, которые находятся на разных социальных позициях. Речь идет о сложной диалектике равенства и неравенства между людьми в границах социальной структуры общества. Поскольку отношения абсолютного равенства невозможные, ведущими выступают отношения социального неравенства.

Характер социального неравенства в системе социальных отношений определяют :

Отличия между людьми заложенные природой, присущие им от роду: этническая принадлежность, половые и возрастные особенности, физические возможности, интеллектуальные способности;

Отличия между людьми, которые возникают в связи с профессиональными ролями;

Отличия между людьми, которые обусловлены владением (собственностью, товарами, привилегиями и др.).

Отношения неравенства в определенных ситуациях превращаются в отношения социального равенства (когда речь идет о справедливом стимулировании равноценного труда).

Выделяют разнообразные виды социальных отношений :

По объему властных полномочий: отношения по горизонтали, отношения по вертикали;

По степени регламентации: формальные (официально оформлены), неформальные;

По способу общения индивидов: безличные или опосредствованные, межличностные или непосредственные;

По субъектам деятельности: межорганизационные, внутриорганизационные;

По уровню справедливости: справедливые, несправедливые.

Основой отличий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности (власть, уважение) каждого человека.

Специфика социальных отношений состоит в том, что:

Эти отношения осознанны;

Они связаны с действием в социуме высокоразвитых знаковых систем (языка, мимики, жестов, поз), с созданной в обществе системой этикетных норм и правил.

Осознанность социальных отношений связана с наличием у человека высокоорганизованной материи (мозга), которая способна отражать объективную реальность и на этой основе формировать субъективный психический образ, который регулирует поведение и деятельность человека. Для неживой материи отражение возможно только на физическом и химическом уровне. Существенной особенностью человека является наличие у него интеллекта, т.е. способности не только отражать предметы, но и связи между ними, а также абстрагироваться от конкретных явлений действительности.

Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами, а человеческое сознание – ходом общественно-исторического развития.

Большинство знаний, умений и приемов поведения человека не столько является результатом личного опыта (как у животных), сколько формируется путем усвоения общечеловеческого опыта в обучении посредством высшей формы человеческого общения – человеческой речи.

Человеческая речь – это также продукт общественно-исторического развития, что связано с формирование артикуляционного аппарата, приспособленного к произношению членораздельных звуков, комплексы которых наделены определенным смыслом и образуют символически-знаковую систему – язык.

Язык – это уникальное социальное явление. Если язык животных не имеет границ, то язык, созданный людьми одной общественной системы, может быть не понятен представителям другой общественной системы (французский, китайский, украинский и т.д.).

Жесты и мимика – также достаточно сложные знаковые системы человеческого общения, которые позволяют не только лучше понимать друг друга представителям одного социокультурного пространства, но и затрудняют общение представителей разных культур.

Благодаря сформировавшимся в обществе нормам и правилам поведения, люди имеют возможность прогнозировать поведение друг друга в той или иной ситуации и вести себя соответственно социальным ожиданиям. По сути, это определенные правила игры в обществе, которые представляют собой своеобразные договоренности, разделяемые всеми взаимные обязательства, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.

Родовой предпосылкой социальных отношений является социальное действие. Анализ системы социальных действий приводит к пониманию сущности социальных отношений.

Под социальным действием понимается осмысленное индивидуальное поведение человека, соотносимое с поведением другого человека и ориентируемое на него . Теория социальных действий разрабатывалась М.Вебером, К.Марксом, Т.Парсонсом, Р.Мертоном, Г.Беккером и др.

М.Вебер называл социальными действиями только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях.

Следовательно, социальное действие должно отвечать таким условиям: преднамеренность, мотивированность, ориентированность на другого (других).

Социальное действие – это самый элементарный узел социальной действительности. Но для всех очевидно, что социальная жизнь – это взаимодействие, интеграция людей.

Субъекты вступают в социальную связь, т.к. зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок.

Социальная связь - социальное действие, которое выражает зависимость и совместимость людей или групп посредством взаимонаправленных социальных действий, т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориентациями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются:

    субъекты связи (ими может быть любое количество людей);

    предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

    механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами).

Социальная связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия.

Социальный контакт – это единичный акт (контакт с пассажирами в транспорте, прохожим на улице, гардеробщицей в театре и т.п.)

Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию со стороны партнера.

Именно сопряженность систем действий обоих партнеров по отношению друг к другу, возобновляемость (и не только действий, но и их координации), устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера отличают социальное взаимодействие от социального акта, делают его главным предметом социологического анализа.

В основе социального взаимодействия всегда находится обмен, который проявляется в договорных и диффузных формах.

Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д.

Широко развиты договорные формы в политической сфере (договоры между государствами, партиями, договоры между политическими деятелями о координации деятельности и т.п.).

Диффузность (нежесткость ) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство.

Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожидание, доверие и т.п. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия.

Обмен осуществляется на уровне как индивидов, так и социальных групп, общностей.

Строятся социальные взаимодействия на основе определенных принципов: личностной целесообразности, взаимной эффективности интеракций, принципе единого критерия, социальной дифференциации, принципе равновесия в системе социальных взаимодействий.

Основными типами социальных взаимодействий являются сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Отличительные черты взаимодействий типа сотрудничества: обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, наличие совместной цели, уважение, поддержка, признательность, верность.

Соперничество как тип взаимодействия предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, авторитет, территория, властные права и т.п.). Основу соперничества составляют: стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, отсутствие общих целей, но обязательное наличие аналогичных целей, неприязнь, озлобленность, неискренность, скрытность.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта.

Таким образом, социальные отношения возникают в связи с реализацией потребностей и интересов, достижением определенных жизненно важных целей отдельными людьми или их совокупностями.

Императивами социальных отношений выступают: социальные потребности – социальные интересы – социальные цели индивидов, проявляющиеся в их деятельности во всех без исключения сферах жизни.

1. В этой теме нами продолжается характеристика социальной жизни, излагаются дополнительные сведения о ней; в теме говориться об основных особенностях теоретического и эмпирического социологического знания.


Она даёт представление о специфике социальной жизни, о месте и роли её в обществе.

Социальная жизнь людей возникла до того, как сложилось общество, которое наряду с ней образуют ещё их экономическая, политическая и духовно-идеологическая жизнь. Эти формы жизни возникли на почве социальной жизни как её продолжение и ради её обслуживания. Появление их стало результатом сознательных действий людей, вызванных во многом не отвечающими природе социальной жизни причинами. Со временем, уже в рамках общества, социальная жизнь претерпела значительные изменения и прошла все характеризующие его развитие исторические этапы. Но и сегодня, несмотря на чрезвычайно возросшее влияние социетальных форм жизни, она остаётся для общества основной.

Социальная жизнь этимологически связана с понятием социальности, которое указывает на совместность жизни людей. Однако так люди ведут и свою экономическую, политическую, идеологическую жизнь, участвуют во всех формах общественной жизни. Поэтому указания на совместность для характеристики специфики социальной жизни недостаточно. Последняя имеет и другие качественные особенности.

Социальная жизнь - субстантивна, она отвечает родовой природе и сути человека. Особенность её в том, что она является для людей необходимой, без осуществления ими её утрачивается то, в чём заключается их человеческое существование. Когда разумеется бытие людей под ним прежде всего имеется в виду их социальная жизнь. Она чаще всего осуществляется людьми как то, что и составляет их жизнь, а социетальные формы жизни -как её необходимое дополнение. Социальная жизнь имеет для людей значение сама по себе - она важна для них не тем, что они посредством её получают, а тем, чем сама обогащает их. В этом заключается её самоценность. Отличие социальной жизни состоит в высокой степени солидарном её осуществлении людьми, в ней нет между ними той разобщенности, которая присуща их экономической, идеологической, политической жизни.

Социальная жизнь существует преимущественно как общая для всех людей, социетальные формы жизни - как разделённые. Это объясняется тем, что участие людей в каждой из социетальных форм жизни связано с разными их, часто классовыми, интересами. Но они фактически едины в стремлении реализовать себя как все в социальной жизни: обзавестись семьёй, преуспеть на трудовом поприще, сохранить свою национальную самобытность и т.д. В этом кроется значение и необходимость для них семейной и этнической, трудовой и гендерной, поселенческой и бытодосуговой жизни. Более того, нарушение каждой из них угрожает гомеостазу - равновесному, устойчивому существованию людей в обществе. Социальная жизнь всеохватна - она распространяется и на работу людей, и на их быт и досуг. К тому же люди осуществляют её постоянно, тогда как экономическую, политическую, идеологическую только определённое время. Жизнь людей непрерывна, постоянно нуждается в проявлениях их социальных особенностей, а в социетальных -


лишь периодически. Представляется важным отметить и такую особенность социальной жизни, как её тесную связь с биологической и физиологической природой людей. Человек, прежде всего биосоциальное, а не биосоциетальное существо. Отсюда и первейшие его потребности - это потребности в общении с другими людьми, в заботе о них и их о нём, в совместном осуществлении большинства социальных занятий и др.

Особенность социальной жизни в отличие от других форм жизни в том, что к ней люди приобщаются во многом естественным образом, как бы само собой, а к социетальным обязательно посредством специального обучения.

Во всём этом раскрывается специфика социальной жизни.

Вместе с тем, необходимо помнить, что современная социальная жизнь при всей её важности является лишь частью жизни общества и испытывает с его стороны сильное влияние. Вследствие этого нет разновидностей социальной жизни в первозданном их виде. Все они существуют, испытывая большое влияние экономической, политической, идеологической форм жизни.

2 . Углублённому изучению социальной жизни способствует её системный анализ. Он заключается в рассмотрении социальной жизни в трех плоскостях: элементной, функциональной и исторической. Анализ направлен на выяснение того, из каких основных частей состоит социальная жизнь, какие они выполняют функции в отношении других частей и социальной жизни в целом и какие этапы, стадии социальная жизнь проходит в своей исторической эволюции. Особенность системного анализа социальной жизни состоит также в том, что он включает в себя рассмотрение ее как социального, входящего в общество и экосоциального образования. Возникает вопрос, что считать элементами социальной системы?

В качестве них называют социальные действия, социальные статусы и роли личности. Мы полагаем, что первокирпичиками системы социальной жизни являются общности всех разновидностей этой жизни. Они изначальные в истории человечества, отвечают родовой природе человека. Это, прежде всего общности гендерной, этнической, семейной, поселенческой разновидностей социальной жизни, обладающие в наибольшей степени естественными свойствами. Общности трудовой, бытовой, досуговой разновидностей социальной жизни имеют искусственное происхождение, опираются на развитые физические и интеллектуальные способности людей. Следует подчеркнуть, что без указанных разновидностей социальной жизни человечество утрачивает свою качественную особенность. Поэтому все они являются необходимыми. Вместе с тем, состав их свидетельствует о достаточности их для жизни людей в обществе, поскольку позволяет им, участвуя в них, удовлетворять все обусловленные их природой потребности и тем самым полноценно реализовывать себя.

Модификациями общностей являются социумы и социальные группы. И те и другие обладают чертами социальных общностей. Только в первом


случае признаки их обобщены, синтезированы, а во втором - индивидуализированы, конкретизированы. Отдельные люди в социологии рассматриваются как представители общностей, обладающие их особенностями, и называются личностями.

Общности разновидностей социальной жизни подразделяются на деятельностные (проявляющиеся в деятельности людей - трудовой, бытовой, досуговой) и на интеракционные, характеризующиеся взаимодействиями между людьми - гендерными, этническими, семейными, поселенческими. Общности трудовой жизни играют среди них центральную роль. Это обусловлено их непосредственной связью с материальным производством, имеющим первостепенное значение для социальной и всей жизни общества.

Разновидности социальной жизни, их общности исторически изменчивы. Например, известны такие сменяющие друг друга общности этнической жизни как род, племя, народность, нация.

Общности разновидностей социальной жизни взаимосвязаны, взаимовлияют, и тем самым оказывают друг на друга воздействие. По этой причине не существует их в чистом виде, обладающих чертами только одной из разновидностей. Это приводит к тому, что каждая из общностей характеризуется признаками всех других. Скажем, жизнь семьи зависит и от того, в городе она живет или в селе, какие профессии, национальности у супругов, молодые они или пожилые, то есть от всех ее социальных особенностей. В конкретных условиях влияние отдельных разновидностей социальной жизни может быть преобладающим. В выявлении в той или иной разновидности социальной жизни присутствия (признаков) других ее разновидностей, степени их воздействия на нее состоит один из важных аспектов социологического анализа.

Рассмотренные общности представляют собой ядро социальной системы, её первый уровень.

Взаимодействия общностей с социетальными образованиями составляют второй - общественный уровень социальной системы. Экономическая, политическая, идеологическая формы жизни общества осуществляются соответственно посредством взаимодействия людей по поводу собственности, власти и идей (знаний). Каждая из них является общей, распространяющейся на все разновидности и общности социальной жизни. Поэтому они существуют как социально-экономические (-политические, -идеологические) формы жизни. Обращение людей, ведущих социальную жизнь, к социетальным формам её обусловлено тем, что им часто для своего существования в обществе не хватает их, возникает потребность в экономической политической, идеологической жизни.

Социология не занимается специальным рассмотрением социетальных форм жизни, характеризующих их процессов. Это является прерогативой экономической науки, политологии, науковедения, искусствоведения, религиоведения и др. Она же имеет дело с социетальными формами жизни лишь в связи с наличием в них социального аспекта.


Социальная жизнь проявляется также во взаимодействиях социальных образований с окружающими их средами - природной, вещной и духовной или какими-то их частями (фрагментами), в процессе которых обеспечивается биологическое существование людей, удовлетворяются их витальные (жизненные) потребности. Это третий - экосоциапьный уровень рассматриваемой системы.

Природа - это лито, гидро и атмосфера, флора и фауна Земли. Вещи - все многообразие материальных ценностей, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей и поэтому имеющих разное функциональное назначение. Это здания, транспортные средства, мебель, одежда, посуда. В составе их особое место занимают орудия труда, технические устройства, посредством которых создаются материальные ценности. Духовные ценности - результаты научной, художественной, религиозной деятельности, существующие в опредмеченном виде как книги, ноты, картины, фоно и видеозаписи.

Каждая среда выполняет определенные функции. Природа является естественной первоосновой и постоянным первичным условием социальной жизни. Вещи, которыми люди не только пользуются, но и владеют, оказывают решающее влияние на характер их взаимоотношений. Доминирование частной собственности на вещи ведет к «овеществлению» отношений между людьми. Духовные ценности выполняют просветительскую, социализаторскую, регулятивную и другие функции в жизни социальных общностей.

Под влиянием трех сред обитания и во временных рамках их исторического действия сложились и существуют разные формационные и цивилизационные типы общества. Первые характеризуются главным образом особенностями способа производства, вторые к тому же - особенностями социальной и духовной жизни.

И общественный, и экосоциалъный уровни социальной системы имеют в ней свое специфическое назначение. Первый играет роль в придании социальной жизни той или иной общественной формы, опосредует воздействие на нее окружающей природной, вещной и духовной среды. Эту функцию социетальные формы жизни выполняют и при воздействии людей на окружающую среду в процессе их многовидовой деятельности.

Экосоциалышй уровень выступает в качестве фактора, детерминирующего историческую эволюцию социальной жизни. Содержание, характер, темп изменений социальных и социетальных форм жизни общества зависит от доминирующего воздействия на них природной или искусственной (вещной и духовной) среды. С поочередным преобладающим влиянием этих трех сред на социальную жизнь связано выделение основных этапов (эпох) в ее истории. Десятки тысяч лет жизнь народов была обусловлена воздействием на них природы - почвенными, гидрографическими, климатическими, сырьевыми и другими условиями их проживания. Жизнь людей была предельно натурализованной, подвластной силам природы.


Ее сменила вещная среда, определяющая и ныне особенности исторического процесса, проявляющегося в господстве в обществе экономических отношений между людьми. Последние являются следствием разной собственности людей на вещи и приводят к реификации - овеществлению всех человеческих отношений, в том числе социальных, к отношениям людей друг к другу как к вещам.

На рубеже третьего тысячелетия индустриально-развитые страны стали переходить в постиндустриальное и информационное общество, характерные особенности которого определяются радикальными изменениями в духовной среде, в частности в возрастании роли такого ее компонента как наука. С ней связано создание наукоемких технологий, электронизация всей жизнедеятельности людей. Сциентизация всех форм жизни является отличительной чертой наступающей эры человеческой истории.

Социальная жизнь, взятая в целом, с учетом 3-х уровней ее системного строения, способна к телеономическому - целеполагаемому, адаптивно-адаптирующему, связанному как с приспособлением, так и с преобразованием окружающей среды и к коэволюционному, совместному со средой обитания саморазвитию.

3. Социальную жизнь людей, проходящую во взаимодействии с окружающей средой, следует рассматривать как экологическую сторону их бытия, в рамках социальной экологии, которая является одной из отраслей социологической науки. Экология - это наука о таких взаимодействиях людей с окружающим миром, прежде всего с природным, от которых зависит их существование как биологических существ. Человек - биосоциальное, приро-досоциальное существо. У него биологические свойства составляют фундамент, на котором возникает и развивается, прежде всего его социальная жизнь и уже на её почве все социетальные формы жизни. Экологический аспект социальной жизни заключается в обеспечении гомеостаза - устойчивости физического состояния человека. От благополучного состояния его природных свойств зависит активность его социальной жизни, участие в трудовой, бытовой, семейной и других её разновидностях. Особенность экологической стороны социальной жизни людей состоит в том, что она относится к повседневно осуществляемым ими действиям, поступкам, которые составляют основу человеческого бытия.

Если общая экология акцент делает на изучение состояния окружающей среды, иначе говоря, условий, в которых осуществляется жизнедеятельность людей, то социальная экология первостепенное внимание уделяет исследованию особенностей взаимодействия с окружающей средой групп, имеющих разное социальное положение в обществе, на выяснение роли социальных интеракций по поводу экологических проблем. В наибольшей мере решению задач социальной экологии отвечает социология.

Итак, социальная экология выясняет особенности и степень активности разных социальных субъектов во взаимодействиях их с естественной, искус-


ственной и т.н. социальной средами с целью обеспечения своего биологического существования.

Подчеркнём сразу, что мы рассматриваем экологический аспект социальной жизни людей, который, у других форм их жизни имеет иное содержание. Конечно, вследствие того, что социальная жизнь является частью общества, полноценное её постижение возможно только в рамках последнего, принимая во внимание его типологические (формационные и цивилизационные) особенности. И социальная экология это учитывает. К тому же, науки об экономической, политической и духовной жизни общества большое внимание уделяют осуществлению соответствующих им мер по решению экологических проблем социальной жизни.

Первостепенное внимание социальная экология уделяет выяснению особенностей экологического взаимодействия людей, ведущих социальную жизнь, и экологии социальной жизни того или иного социального субъекта, зависящей как от него самого, от его экологического состояния, так и от внешнего экологического воздействия на него окружающей среды. Здесь важно пояснить следующее: три основных среды социальных субъектов - природная, искусственная (всевозможные материальные и духовные блага) и социальная, в которых они живут; взаимодействия субъектов со средами могут иметь для них как позитивные, так и негативные последствия (скажем, способствовать устойчивости биологического состояния людей или наносить ему вред); в результате экологического взаимодействия людей с естественной и искусственной средой изменяются их материальные характеристики (природная и вещественная).

В центре социальной экологии находится экологическая сторона социальной жизни субъектов, те связи их, которые являются экологическими. В связи с этим надо сказать, что социальная экология изучает не только социо-природные связи, но и те, что существуют у субъекта с искусственной и социальной средой и имеют для него экологическое значение, т.е. касаются всего того, от чего зависит физико-биологическое его состояние. Оно зависит от влияния разных факторов - от материального благополучия людей до хорошего или плохого их самочувствия, от использования людьми экологически чистых вещей, до здорового их образа жизни. В немалой мере экологическое взаимодействие людей с окружающей средой зависит от их социальных особенностей (гендерных, этнических, профессиональных) и статусных различий. Во многом они обуславливают позитивное или негативное его значение. Выявление их является важной задачей социальной экологии.

Общо выражаясь, экологическое взаимодействие людей со средами предполагает, что последние не будут загрязняться, что не будет наноситься ущерб атмосфере, почве, водам, не будут создаваться экологически вредные машины, вещи. Всё это является последствием нарушения правил природопользования, изготовлением экологически дефектной техники и технологии, всяких вещей. Ухудшение состояния природной и искусственной среды оборачивается негативными последствиями для самих людей, влияет на их здоровье.


«Загрязнение» природной и социальной сред является следствием антиэкологического поведения людей в обществе. Это выражается главным образом в воздействии на сознание, в изменении экологического мышления людей, которым обусловлен характер их взаимодействий со средой.

Не менее актуально экологическое состояние социальной жизни субъекта. Во многом оно является следствием того позитивного или негативного воздействия, которое оказывают на него окружающие среды, особенно природная и искусственна. От него зависит здоровье человека. Словом, речь идёт о таких зависимостях социальных субъектов от предметов и явлений искусственной и социальной среды, которые определяют их экологическое состояние. Но экологическое состояние социальной жизни людей зависит и от них самих, от их информированности о правилах взаимодействия с природной и искусственной средой, от знания нормативов их загрязнения, от общей экологической осмысленности социальной жизни. Негативное экологическое воздействие со стороны природы является следствием не только её испорченности людьми, но и естественно происходящих в ней изменений.

4. Системное строение имеют все социальные общности. Каждая из них - это объединение людей, ведущих преимущественно одну из разновидностей социальной жизни. Общность образуют:

1. Субъекты социальной активности - люди, имеющие этнические, семейные, профессионально-трудовые, гендерные и другие интересы, взгляды, ценности;

2. Социальные отношения индивидов друг к другу и к объектам их деятельности;

3. Социальные связи - разные контакты людей, образующих общность, с действительностью;

a. Деятельность людей; } Два основных вида

b. Взаимоотношения между людьми; }социальной активности

c. Культура - совершенный способ осуществления людьми, составляющими общность, разных видов социальных действий;

4. Объект воздействия людей;

5. Результаты материальной и духовной деятельности;

6. Окружение общностей - природная, искусственная (вещная и духовная) и социетальная среды, которые выступают в качестве условий их социальной активности, а также объектов их деятельности или субъектов взаимодействия (последнее относится только к социетальной среде).

В социальной жизни, как и в других формах жизни общества, люди проявляют себя трояко: участвуют в 1) предметной деятельности, 2) социальной деятельности и 3)во взаимоотношениях друг с другом. Первая представляет собой разнообразные действия людей в отношении природы и созданных ими вещей с целью удовлетворения различных своих материаль-


ных и духовных потребностей. Вторая - действия одних людей в отношении других с целью изменения их сознания (например, речь оратора). Часто их называют социальными взаимодействиями или интеракциями. Особенность социологии в том, что её интересует в деятельности только то, кто и как ею занимается, какие социальные свойства, черты действующих субъектов в ней проявляются. Саму деятельность людей социология не исследует. Содержание всякой материальной и духовной деятельности (что она собой представляет, чем отличается от другой деятельности) изучают те или иные технологические науки. Третьи - это взаимосвязи, контакты людей вследствие их обоюдной зависимости или нужды друг в друге.

Деятельность субъектно-объектна, это то, на что S→O или на кого S→S’(O) направлена деятельность. В первом случае она предметная, во втором - социальная. В деятельности активен субъект и пассивен объект. Социальные взаимоотношения субъектно-субъектны S↔S". В них каждая сторона активна, осуществляет контакты, реализует в них свои социальные интересы. Социальные взаимоотношения не только одна их двух основных форм активности людей, но и обязательная сторона, составляющая всякой их деятельности. Последняя существует только в единстве с ними.

Жизнь общностей зависит от активности входящих в них людей. Что же движет ими, заставляет их совершать действия в отношении разного рода предметов и других людей, вступать с ними во взаимодействия и взаимоотношения? Главной побудительной силой является их нужда, их потребности в чем-то. Среди них выделяют социальные. Однако единого понимания последних нет. Так, для А. Маслоу - это потребности в принадлежности к коллективу, в привязанности к другим людям, в общении с ними, заботе о них, во внимании к себе.

Потребности, осознанные индивидами и группами, становятся их социальными интересами. В последних всегда выражается стремление разных общностей и отдельных людей к воспроизводству себя, к сохранению или изменению своего социального положения. Социальные интересы являются главной движущей силой, импульсом социальных действий всех социальных субъектов. Социальные интересы являются той силой, которая объединяет людей в общности и группы. Однако участие их и в социетальных формах жизни предполагает существование у них также экономических, политических, идеологических интересов, точнее их синтезацию - наличие социально-экономических (-политических, -идеологических) интересов. Например, на отношение людей к работе оказывают влияние как их социальные, так и социетальные, интересы. Какие из них возьмут «верх», будет зависеть от конкретных обстоятельств, от приоритетности для личности (группы) тех или других проблем.

Наличие у социальных субъектов интересов указывает лишь на потенциальные способности их к социальным действиям. Начало практической реализации субъектом своих интересов выражается в его отношениях к другим субъектам и объектам своих действий. Отношения служат основаниями


для завязывания субъектами социальных связей, т.е. вступления их в различ-ные контакты с определенными субъектами или предметами окружающей среды. Последние являются объектами социальной деятельности. Социальные связи возникают и в результате выполнения субъектами каких-то ролей, обязанностей, возложенных на них социальных функций.

Все социальные действия характеризуются определённым способом их выполнения. Он указывает на то как действуют люди (социальные группы) в отличие от того что представляют собой их социальные действия, каково их содержание. Образцовый способ деятельности и взаимоотношений людей является их культурой.

5. Мы рассматривали социальную жизнь главным образом в неизменном состоянии, в статике, но она живет (на это указывает ее название), изменяется, развивается. Подвижность, динамичность ее выражается в социальных процессах. Они представляют собой смену состояний социальной жизни. Существует множество социальных процессов. Их классификация строится на разных основаниях, в частности, с учетом участия разных субъектов. В соответствии с ней выделяются социальные процессы на микро уровне - как межличностные взаимодействия, на мезо уровне - как взаимоотношения общностей всех разновидностей социальной жизни, на макро уровне - как взаимосвязи социумов. Причем взаимозависимости каждого предыдущего уровня входят в состав последующих уровней.

Особенностью личностного социального процесса является то, что он осуществляется отдельными людьми, причём действия индивидов наблюдаемы и фиксируемы, и тем самым дают возможность судить о том, какие цели ими преследуются. Отличительная черта процесса, в котором участвуют социумы, состоит в том, что он осуществляется множеством людей и состоит из столкновений и сочетаний их действий, тем самым даёт возможность судить только о тенденции социальных изменений.

Существуют и другие классификации социальных процессов. Отметим среди них процессы: интеграции (объединения, сближения) и дезинтеграции; адаптации (приспособления) и дезадаптации; сотрудничества и конфликтования, а также, трансформации - перехода от одного состояния социальной жизни к другому, модернизации (обновления, осовременивания).


Социальные процессы могут быть иитрасоциапъными и интерсоциальными, то есть происходящими внутри социальных образований и между ними (например, этнические, семейные и межэтнические, межсемейные).

Социальная жизнь эволюционирует, находится в процессе закономерного изменения. Она имеет свою историю, которая является срезом общественной истории. Это обусловлено ее единством с обществом. Поэтому о пройденных социальной жизнью стадиях истории свидетельствуют этапы формационного и цивилизационного развития человечества. Важной особенностью единого исторического процесса является его направленность, указывающая на прогрессивность изменений в содержании социальной жизни, и на то, что люди, сами делая свою историю, не могут поступать по прихоти своих интересов, и вынуждены считаться с действиями природных и социальных сил, то есть с детерминирующим воздействием на них социетальных факторов и окружающей среды. Вместе с тем, нельзя не учитывать того, что история осуществляется социальными силами, добивающимися разных целей. Это не может не сказываться на ее направленности, которая подвергается воздействию (порой очень сильному) субъективных факторов - особенно в рамках относительно краткосрочных периодов.

Важной стороной исторического среза социальной жизни является выяснение перспектив её изменения. В различных социологических теориях прогнозируются три основных варианта: финалистский (неотвратимость конца общественного и социального развития), пессимистический (неопределенность дальнейшего их изменения), оптимистический (неизбежность поступательного движения истории). Для обоснования прогнозов используются естественнонаучные, экологические и гуманистические основания исторического процесса. Большое место в прогнозной аргументации занимает рассмотрение складывающегося в мире постиндустриального и информационного общества.

Особый интерес для предвидения будущего имеет созданная отечественными учёными на основе учения В.И. Вернадского о превращении биосферы земли в ноосферу и социально-экономической доктрины К.Маркса теория глобалистского общества. Достоинством теории ноосферной цивилизации является то, что она учитывает выявленные в последнее время пределы антропогенной нагрузки на биосферу, связанные с экологическим кризисом индустриального роста, использованием невозобновляемых ресурсов. Глоба-листское общество опирается на такие фундаментальные принципы его развития как: концепция устойчивого развития, индекс развития человеческого потенциала (ожидаемая продолжительность жизни, достигнутый уровень образования, душевой доход населения), учение о ноосфере (сфере процветающего разума и духа), экологический социализм (общество, взаимодействующее с природой в интересах всего населения).

6. Научное познание имеет две основных ветви. Первая связана с изучением естественного (природного), а вторая - искусственного мира (обще-


ства, созданных людьми вещей, человека). Социальная жизнь относится ко второму миру, познанием которого занимаются социально-гуманитарные науки. Главная особенность последних в том, что посредством их исследуются единичные, индивидуальные объекты, явления, интересные своей уникальностью, тогда как, с помощью естественных - общие, при определённых условиях повторяющиеся, регулярно воспроизводимые. Для этого используются разные методы познания, в первом случае - идеографический, во втором - номотетический. Несмотря на то, что социология относится к социально-гуманитарным наукам, особенность её в номологичности - в стремлении к открытию законов, т.е. к выяснению необходимых, существенных, повторяющихся, устойчивых связей между людьми в социальной жизни. Это даёт основание считать, что среди единичных и индивидуальных социальных объектов, явлений, ценностных ориентаций людей, их взаимоотношений отбираются наиболее характерные, типичные и обязательно репрезентативные - отвечающие характеристикам изучаемой совокупности людей, т.е. отличающиеся той общностью признаков, которая даёт основание для построения законов. При изучении социальной жизни используется номотетический метод её познания, тот же, что применяется при изучении природных процессов, явлений.

Конечно, между естественными и социальными науками есть различия: первые выясняют то, как происходят процессы, явления, вторые - и то, как они должны происходить. Это обусловлено различием объектов познания указанных наук. Одни изучают стихийно, слепо происходящие природные процессы, другие - исследуют осуществляемые человеком действия. Особенность последних в их целеполагаемости и осмысленности. Это свидетельствует об известной свободе его воли, о возможности им выбора своих действий, тогда как природа не обладает этим. Тем самым, необходимость природных явлений, процессов и человеческих действий принципиально разная. Выражением первой являются онтологические, динамические законы, определяющие однозначные причинно-следственные существующие связи в естественном мире, обусловленность одних явлений и процессов другими, выражением второй - деонтологические, стохастические (вероятностные) закономерности, определяющие лишь тенденции социальных процессов, должные и эвентуальные - возможные только при определённых обстоятельствах связи. При этом степень определённости социальных процессов понижается по мере снижения уровня их обобщённости. Наиболее непредсказуемыми являются действия и взаимодействия отдельных людей, малых групп.

Что касается идеографического метода, с помощью которого изучаются единичные объекты, то он не противопоказан социологии и применяется в ней при выяснении социально-психологических особенностей отдельных личностей (их социальных портретов).

Важной особенностью социально-гуманитарных наук, исследующих различные проявления жизнедеятельности людей, является то, что они в качестве результирующих её показателей имеют дело с осмысленными «следа-


ми их действий». В каждой сфере деятельности и взаимоотношений людей следы свои, прочтением которых занимаются разные социально-гуманитарные науки, в том числе социология.

Имеются особенности и у социологического познания социальной жизни. Оно опирается на определенные теоретико-методологические основания и принципы. Как показывает история социологии, у разных её направлений и школ они имеют онтологические и эпистемологические различия, которые отражаются на выборе учёными предмета, методов и принципов анализа социальной действительности.

В современной российской социологии приоритет отдается материалистическому методу познания, в котором доминирует взгляд на общество как на саморазвивающийся организм, изменяющийся в результате разрешения присущих ему противоречий. Это в полной мере относится и к социальной жизни, глубина и полнота понимания которой зависит от диалектико-материалистического ее познания. Выявление социальных противоречий, стоящих за ними противодействующих сил и характера их взаимодействия является важнейшей задачей социологического исследования. Социология осуществляет рассмотрение явлений и общностей социальной жизни не столько в статике, сколько в динамике, в процессах их изменения и развития. Это позволяет обнаружить особенности характерных для них различий и противоположностей, взаимоотношения между которыми в форме соперничества и противоборства и составляют суть их противоречий.

Для социологии характерно преимущественное рассмотрение трех сторон социальной действительности. Они представляют собой три направления ее познания. Первое связано с изучением состава и структуры социальной жизни, второе - с изучением особенностей участия социальных субъектов в многовидовой деятельности; третье - с исследованием всех разновидностей социальных взаимоотношений людей. При этом надо иметь в виду, что составной частью структурного анализа является стратификационная дифференциация, а деятельность рассматривается как результат взаимодействий социальных субъектов с окружающей природной, вещной и духовной средами или какими-то их частями. Причем исследуется субъектная сторона деятельности, особенности социального влияния субъектов на объекты их деятельности.

Особенность применяемой в современной социологии эпистемологии состоит в том, что она основывается на том что, как и кем изучается. Объектом изучения является социальная жизнь. Она познается с помощью исследовательских принципов, в том числе её объяснения и понимания. При этом на результатах исследования отражаются социально-гуманитарные установки познающего социолога.

К числу социологических принципов можно отнести:

1. - изучение того, что учёные считают значимым, что отвечает их интересам. С этим связано привнесение ими в исследования личного взгляда;


2. - взгляд на объект познания сквозь призму социологического воображения, позволяющий увидеть его не так, как он представляется обыденному сознанию людей, а заново, в контексте какой-либо социологической теории;

3. - использование исследователем рефлексии - самопознания им тех своих мыслительных действий, посредством которых он познает социальные объекты. Особенность

Социальная жизнь - это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек - явление биосоциальное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, который во многом зависит от нее, связан с ней, реализует определенную неотвратимую биологическую программу (программу самосохранения, программу продолжения рода и др.), генетически наделен рефлексами, инстинктами, темпераментом.

С другой стороны, человек принципиально иное явление - он осуществляет систему постоянно возобновляющихся взаимодействий, ориентируясь в своих действиях не на рефлексы, инстинкты, а на нормы морали, этики, закона.

Соотношение естественно-природного и социального в человеке - это отправной пункт анализа, пожалуй, всех социально-гуманитарных наук, вызывающий интерес и философов, и психологов, и культурологов.

Социология имеет свой ракурс. Ее интересует соотношение естественно-природного и социального применительно к пониманию законов взаимодействия человека с себе подобными.

Прежде всего социологу важно понять природу законов, которые движут развитием общества, взаимоотношениями в социуме, порождают такие социальные образования, как семья, государство и т.д. Что это - собственное изобретение человека, которое позволило ему жить более эффективно, или реализация определенных врожденных инстинктов, которые человек унаследовал от животных? И животные образуют семьи, и среди них встречаются вожаки и подчиненные. Являются ли нормы, законы, правила поведения человека в социуме по сути тем же самым, что и инстинкты, наследуемые животными генетически? Или законы социальной жизни имеют совершенно иную природу? Есть ли принципиальное отличие регулирования взаимоотношений между людьми от регулирования поведения животных и если такое отличие есть, то в чем его суть?

Крайне важны для социолога и другие аспекты проблемы соотношения естественно-природного и социального: как, каким образом и в какой степени природные условия способны воздействовать, обусловливать ход и формы течения социальной жизни? Какие биологические особенности человека сделали возможным возникновение социума?

Как видите, соотношение природного и социального вызывает немало вопросов у социологии. Ответы на эти вопросы важны как для науки, так и для понимания многих практических аспектов жизни, с которыми всем нам не раз приходилось сталкиваться.

Например, нередко, пытаясь найти ответ на вопрос, почему разным народам свойственны разные традиции, нормы, черты характера (аккуратность, расчетливость и др.), многие из нас начинают обосновывать это биолого-генетическими различиями (дескать, эти народы отличаются друг от друга «по крови»), природно-климатическими условиями жизни и т.д.

Подобных примеров, когда практическое понимание, оценка тех или иных социальных явлений, порядков, обычаев приводит к необходимости определить соотношение природного и социального в поведении людей, - не счесть.

Почему же для науки так важно решить проблему соотношения природного и социального в человеке, в общественной жизни?

Это объясняется многими причинами. Рассмотрим хотя бы две из них. Если мы будем объяснять социальные явления, те или иные социальные порядки природно-биологическими причинами (климатом, рельефом местности, генами, инстинктами и т.д.), то мы, во-первых, придадим этим явлениям биологический смысл, т.е. согласимся с тем, что здесь действует какая-то природная аргументация, внесоциальная, неподконтрольная людям животно-биологическая логика, а следовательно, постижение собственно социальных законов в общем бессмысленно - достаточно познать законы биологические (поведение животного в стаде). В этом случае задача социолога будет заключаться в том, чтобы лучше изучить факты биологии и квалифицированно их использовать применительно к жизни людей, их сообществ. Социология исчезает - возникает социобиология или что-то в этом роде.

Во-вторых, решение проблемы о соотношении природного и социального в человеке, в общественной жизни открывает путь к решению еще более важных с точки зрения стратегии изучения общей социологии вопросов. Ведь абсолютизация природно-биологического начала так или иначе ведет к пониманию логики социальных процессов, такой же, как и логики природно-биологических процессов. В последних господствуют естественный отбор, механическая причинность, естественно-природная неизбежность (по аналогии: при 100° С вода всегда закипит).

Можно ли сказать, что и логика социальной жизни устроена по таким же законам? Этот вопрос во многом ключевой для общесоциологического осмысления исторического процесса. Ведь если в обществе действуют те же законы естественно-исторической и достаточно жесткой механической необходимости и причинности, то сама история людей в общем предстает как некий неизбежный, заранее предопределенный путь. Например, народы Евразии обречены были иметь такую историю, такие порядки государственного устройства и т.д. Люди в лучшем случае могли ускорить развитие, но никак не изменить его естественно-исторический ход. Все так или иначе придут к заранее уготовленному «финалу истории», по выражению П. Штомпки.

Как видите, вопрос о соотношении природно-биологического и социального имеет огромный научный контекст. За этой, казалось бы, прозаичной проблемой скрывается решение стратегических вопросов обществознания.

План работы:

Введение.

Структура природы человека.

Биологическое и социальное в человеке.

Роль биологических и географических факторов в формировании социальной жизни.

Социальная жизнь.

Исторические типы социальной жизни.

Социальные связи, действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни.

Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации.

Социальное развитие и социальные изменения.

Социальный идеал как условие социального развития.

Заключение.

Введение.

Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет.

В. А. Сухомлинский

Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…» Такой подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека.

Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Структура природы человека.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социальную жизнь можно представить как процесс целенаправленного сохранения, воспроизводства и развития индивидов и общностей. Ее протекание предполагает наличие субъектов, постановку ими соответствующих целей, поиск и применение адекватных им способов и средств, необходимые предпосылки и условия, деятельность отношения, получение запланированных результатов, их оценку на основе особых критериев и соотнесение с целями. Специфика критериев - один из аргументов доказательства определенной автономии социальной жизни по отношению к жизни политической, экономической, духовно-идеологической. Если прежде о степени зрелости общества судили по показателям экономики, теперь таким критерием все более выступает подход «от человека».

В последнее время разработаны индексы, которые не отражены в показателях ВВП или искажены ими. Наиболее известен Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный экспертами ООН. ИРЧП - интегральный показатель, включающий три базовых компонента: 1)ожидаемая продолжительность жизни, 2)грамотность взрослого населения и совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений, 3)реальный доход на душу населения по покупательной способности. «Международные сопоставления на базе этого индекса выявили отсутствие жесткой корреляции между показателями социального (человеческого) развития и экономическим ростом. В одних случаях ранг страны по ИРЧП выше - и иногда значительно - ее ранга по ВВП на душу населения, в других - картина противоположенная.

ИРЧП, во-первых, отражает уровень развития сфер общества в их соотношении друг с другом. Во-вторых, является критерием и сохранения индивидов (реальный доход и продолжительность жизни), и их развития (грамотность, образование). В-третьих, повышение ИРЧП есть результат не сколько стихийно-инерционного развития, сколько сознательных, целенаправленных усилий индивидов, общества и его различных институтов.

ИРЧП сопрягается с критериями социальной стратификации современного общества. Если раньше социальное расслоение определялось экономическим критерием - отношением к средствам производства, то сейчас в качестве дифференцирующих признаков наряду с ним выступают размер доходов, уровень и качество образования, престижность профессиональных занятий, степень вхождения во властные структуры и т.д. Речь идет о переходе от человека экономического к человеку социальному, субъекту самодостаточной деятельности и соответствующих ей отношений. Отсюда видны преимущества тех общественных систем, в которых велик удельный вес средних слоев, наиболее полно представляющих собой субъектов социальной жизни.

Социальная жизнь не получает адекватного ее роли в обществе теоретического выражения. Она, как правило, трактуется узко, сводится либо к функционированию отдельных сфер, либо к помощи государства детям, инвалидам, пенсионерам и т.д. И в том, и в другом случае из ее орбиты выпадает основная масса населения. Кроме того, главное внимание обращается на сохранение индивидов и общностей, процесс же их развития остается в тени. Однако нельзя судить о целом по одной составляющей. Фрагментарный подход к социальной жизни общества не позволяет раскрыть ее суть, содержание, разнообразные формы проявления и тенденции развития.

Социология переживает кризис, по сравнению с другими науками она оказалась аутсайдером. В содержании социология раздробленна на бесчисленное множество теорий, между которыми трудно увидеть связь. Существует разрыв между изобилием эмпирического материала и его теоретическим обобщением. Она не может похвалиться крупными достижениями, эффективностью выполнения гносеологических, методологических и социальных функций, результативностью взаимодействия с другими отраслями знаний. Во многом такое состояние социологии обусловлено тем, что не раскрыт в достаточной мере ее предмет, ибо последний представляет собой системо-образующий по отношению к содержанию науки фактор. Если он не определен достаточно глубоко и полно, невозможно представить науку как систему, выявить ее интегративные свойства и функции. Была выдвинута идея о методологической травме, под которой понимается ситуация растерянности исследователей перед обилием социологических теории, методологий, методов в процессе принятия решений о выборе средств познавательной деятельности. Вероятно, можно говорить о содержательной травме социологов, особенно преподавателей, которые, оказавшись в условиях атомизации, чрезмерной дифференциации и дробности социологического знания, явно ощущают трудность его целостного осмысления и потому «уходят» в локальность - в абсолютизацию одних и игнорирование других теорий.

Когда речь идет о представлении социологии как системы, это не означает «втискивание» всего многообразного знания в одно. Суть в другом - преодолении противоречивости разных теорий, в выявлении их соразмерности и соизмеримости как компонентов одной науки, в раскрытии ее единства, проявляющегося в многообразии элементов, в высвечивании их связей в взаимодействий.

Стремление выяснить предмет социологии обусловлено потребностью представления данной науки как системы, продуцирующей конкретное знание. Лишь благодаря последнему, социология может полно выполнять экономические и социальные функции. Представляется, что с этих позиций нужно подходить к поискам предмета социологии, предпринятым в последнее время рядом теоретиков. Одна из концепций, согласно которой социология превращается в социологию жизни. Базисными понятиями которой, являются «сознание» и «поведение» и т.д.

Подход к социальной жизни как предмету социологии подтверждается процессом возникновения и развитием данной науки. Осознание специфики социальной жизни шло сложно и противоречиво. Натурализм, эволюционизм и феноменология были тогда ее характерными чертами. Вместе с тем О. Конт, отделив «логос от мифов», поставил вопрос о необходимости создания такой науки, которая изучала бы статику и динамику общества, давала бы «позитивное» знание, способствуя установлению в нем порядка и прогресса. Многие последующие социологи видели основную задачу также в ослаблении и снятии социальной напряженности в обществе, минимализации конфликтов, в установлении согласия и солидарности между людьми. Развернувшиеся впоследствии эмпирические исследования как будто бы дистанцировали социологию от указанной проблематики. Однако они по существу были посвящены исследованию явлений и процессов (различные формы социальных проявлений: преступность, конфликты, риски и т.д.), которые ограничивают и деформируют социальную жизнь людей, несут опасность для их существования. Прогресс человечества оборачивается массой социальных патологий, которые «питают» негативную ветвь социологии. Однако, последняя, как представляется, должна рассматриваться в русле позитивного направления данной науки как теории социальной жизни, включающей изучение не только процессов сохранения и воспроизводства, но и развития индивидов и общностей.

Рассмотрим подробнее социальную жизнь как предмет социологии, выделив в ней три наиболее существенных, по нашему мнению, аспекта: субъекты, процессы взаимодействия между ними, основные цели и ориентации.

В качестве субъектов социальной жизни выступают разные образовании: индивиды, группы и общности, отдельные общества и мировое сообщество. Представляется неправомерным сосредотачивать внимание на одних и исключать из социальной жизни и, следовательно, из орбиты социологического видения другие. Между тем, такой подход имеет место при определении статуса социологии. Конечно, степень вовлеченности людей в социальную жизнь не одинакова, что отражается в социальной структуре и стратификации общества. Одни влачат жалкое существование за чертой бедности, другие заняты борьбой за выживание, жизненная стратегия третьих направлена на развитие и т.д. Дифференциация индивидов и общностей характерна и для других форм жизни, где также существует ядро и периферия, активно действующие слои.

Социологический подход к индивидам и общностям как к целостным образованиям логично трансформируется в анализ их как субъектов деятельности, сориентированных, в конечном счете, на собственное сохранение и развитие. Данная мысль в разной форме высказывается многими авторами. В этой связи В марксизме анализ объективного положения пролетариата как класса доведен до обоснования той деятельности, которую он вынужден был вести ради выживания. В современной литературе не случайно воспроизводится положение К. Маркса о «классе в себе» и «классе для себя». Превращение общности из первого состояния во второе осуществляется посредством ее деятельности.

Следует отметить три важных момента. Во-первых, специфика социологии не просто в том, что она обращает внимание на деятельность индивидов и общностей, а в исследовании ее социального содержания, являющегося проявлением их активности как социальных единиц. В этом отношении следует отметить: типология М. Вербера носит социальный характер, ибо она непосредственно сопряжена с состоянием личности как социального существа. Доминирование в структуре индивида различных элементов обусловливает и соответствующий тип ее действий. Естественно, что возрастание разнообразия и сложности технических форм деятельности не может не отразиться и на их социальном содержании.

Во-вторых - деятельность интересует социологию как одна их форм социального взаимодействия, органично связанная с другими его видами: отношениями, общением и поведением. В современном обществе она все более доминирует относительно других форм. Однако в целях раскрытия социальной жизни общества важно учитывать всю совокупность видов взаимодействия, имея в виду, прежде всего, их социальное содержание. В-третьих, - существенная особенность социальной жизни - сопряжённость всех форм взаимодействия социальных единиц с процессом их сохранения, воспроизводства и развития. Абстрагированием от данного обстоятельства означает устранение всяких критериев процессов взаимодействия, что на практике оборачивается произволом, вседозволенностью, ведущим к деградации и индивидов, и общества. История социологии есть не что иное, как развитие различных теорий, раскрывающих границы возможного и невозможного, норм, допустимого и недозволенного, что нашло отражение в концепциях конфликтологии, теории рисков и т.д.

Выход на первый план социальной жизни означает качественно новый уровень развития общества по сравнению с теми его состояниями, когда главную роль играют политика и экономика. В последних случаях процесс целенаправленного сохранения и развития индивидов охватывает лишь меньшинство. При лидерстве же социальной жизни он распространяется на большинство населения, что предъявляет новые требования к разным сферам и институтам.

Целостное видение социальной жизни позволяет лучше понять многообразие и единство мира, прошлое и современность. Оно высвечивает различные стороны сегодняшнего общества, способствует выводу его из состояния неопределенности.