Борис Попов. О профессии стоматолога

Вопрос психологу:

Здравствуйте, меня зовут Вика. Мне 30 лет, замужем, детей нет. Восемь лет потратила на получение профессии стоматолог. Всегда хотела им стать, родители во всем помогали и поддерживали. Первые два года для меня были сказкой. Я работала в государственной поликлинике. Мне нравилось контактировать с людьми, помогать им по мере своих сил, эти люди были благодарны, даже маленькие конфликты не могли омрачить всю радость. Но потом грянула реформа, врачи стали не нужны. Чтобы никого не увольнять, стоматологов посадили на мизерную зарплату. Лично моя была 7 тысяч в месяц, я не могла уволиться, нужен был стаж в два года, чтобы шагнуть дальше – в частную клинику. У меня появился молодой человек, закончились два года, и я ушла. А вот там-то стало еще хуже, моя любовь по шажочку превращалась в неприязнь. Причин оказалось масса:

1) Начальство – редко когда имеет медицинское образование, но по какой-то причине считающее, что разбирается лучше тебя. И так как этот человек стоит выше тебя и от него зависит твоя работа, то приходится улыбаться, сдерживаться и аккуратно противоречить, если совсем уж глупость говорит. Не всегда понимают, что именно необходимо в работе. Иногда может купить материалы дешевле или подделку. Ему удобно, а решать проблемы с этим связанные конечно же врачу. Пломба выпала. Виноват врач, а не главная медсестра, заказавшая не сертифицированный световой материал. Экономия на всем, а ты работай тем, что есть, придумывай колесо заново.

2) Второй момент – это зарплата. Полностью зависит от пациентов. Все помнят сытные двухтысячные годы, рассвет платной медицины. Тогда действительно стоматологи хорошо жили. Сейчас кризис, у многих не хватает денег на пропитание и одежду, они забегают в клинику по острой боли или переставить выпавшую пломбу. Они не готовы столкнуться с ужасом надобности лечения десяти зубов. Врачи это понимают. Я всегда говорю о проблеме, но никогда не давлю, не запугиваю. Как оказалось, если пациент, поставив пломбу, ушел – вызовут на ковер к начальству и будут выпытывать, почему ушел, что ты сказала. В общем, не потратил кучу денег – врач будет виноват. Лето – пациенты копят на отдых, едут за границу – время застоя. Врач виноват. Декабрь, январь, февраль – предпраздничные дни, новый год, самый тяжелый месяц после праздников. Врач виноват, пациенты не идут. Пациентов нет – нет работы – нет денег. Иногда зарплата составляла 14 тысяч.

3) Обучение. Я получила диплом, это не значит, что я перестала учиться. Все, что я получила в институте, оказалось ненужным. Мы обучались по учебникам 80-90 годов. Все, чем я сейчас владею, я постигала сама. Курсы, практикумы, лекции. Все за свои деньги. Каждый месяц по несколько штук. А минимум такого удовольствия от 8 и выше. Я столько не зарабатываю. Я хочу учиться. Я читаю профессиональную литературу каждый день, но этого мало. И я не готова тратить такие деньги. Казалось бы, чем больше знаешь, тем больше возможность получить хорошую работу. У нас не так.

4) Пациенты. Они, оказывается, знают больше тебя. Не слушают. Не пытаются понять. «А вот у моего знакомого было не так» - очень распространенная фраза. Но люди-то все разные. Обидно вложить душу в работу, сделать все на отлично, потратить кучу времени и сил, а потом узнать, что на тебя накатали жалобу по недопониманию. Масса таких случаев, когда ты все хорошо сделала, а тебя считают отвратительным врачом.

5) Непредсказуемость. Я стоматолог-терапевт. Пломбы и каналы с нервами – это мое. Но если на пломбу гарантию я могу дать, то на последствия после удаления нерва – нет. Зуб, к сожалению, очень сложный орган. И наша медицина на уровне молота и наковальни. Мы не умеем 100% с гарантией пролечивать каналы. Только почему-то знаем это только мы стоматологи. Зубы – это давно предмет зарабатывания денег, верхушке не выгодно, чтобы обыватели знали, что пролечив зуб, не факт, что он будет стоять долго и счастливо. Отсюда и проблемы. Никто не даст гарантию, что на зубе через месяц не выскочит воспаление. Никто. Просто у нас не принято это говорить пациентам. Увы, мы не боги. Человеческий организм – непредсказуем.

Вот такие жирные минусы. Плюсов уже не осталось. То, за что еще можно цепляться, давно потеряно. За столько лет умею только лечить зубы. Помогите советом, куда податься с моим узко специфичным образованием? Полностью разочаровалась в своей профессии.

На вопрос отвечает психолог Шендерова Елена Сергеевна.

Здравствуйте, Вика! Ваша неприязнь связана даже не с самой работой стоматолога, а скорее с непринятием той системы, в плену которой находится Ваша работа. Вы постоянно сталкиваетесь с несправедливостью и с постоянным перекладыванием ответственности на Вас со стороны руководства и тех же клиентов (руководство винит Вас в том, что клиент ушел, в том, что Вы "плохо" делаете свою работу, в то время когда само же и вынуждает Вас работать некачественными материалами

и т.д.). Вот именно эту несправедливость Вам и сложно принять. К сожалению, с этим сталкиваются наверно все специалисты, которые работают в этой сложной системе. Рамки задаются свыше, а врачи (учителя, менеджеры и т.д.) вынуждены каким-то образом подстраиваться под эти, иногда нелепые и ненужные, условия. Руководство чаще само не знает или не хочет знать, как на самом деле организовывать работу, чаще отношение безответсвтенности, а все работники оказываются в этом плену. Конечно, в таких условиях сложно получаться чувство удовлетворения от своей работы. У Вас есть варианты - или дальше продолжать искать центры, ведь есть и добросовестные работодатели, которые ценят своих сотрудников (поверьте, есть и такие, да, их очень и очень мало, но они есть!). Или возможно, задуматься о частной практике! Также есть вариант, разделять в себе чувства - научиться не смешивать чувства, вызываемые со стороны системы с чувством удовлетворения от работы. Это уже сложнее, но тоже возможно. Вам нужно прислушаться к себе - разочарование ли это от самой работы? или от условий? если от условий, то нужно научиться не проецировать эти чувства на свой труд и результаты. Для этого, конечно, лучше очно обратиться к психологу и проработать эти моменты, научиться внутренне, психологически себя защищать от обвинений работодателя, их недовольства - можно научиться выставлять внутри себя эту защиту. Так как с этим чувством несправедливости Вы будете сталкиваться постоянно и в любой из сфер, поэтому вряд ли можно сменой своей работы и направления от этого убежать. Через этот кризисный период проходят многие, так как ожидания и реальность не совпадают. Убегать бесполезно, поэтому нужно учиться справляться. Верю в то, что у Вас на самом деле получиться разделить в себе эти чувства, не проецировать это на свою работу и выставлять внутри себя защиту, при этом получая и удовлетворение от своей работы.

Недавно на глаза попалась одна , где описывался случай, смерти матери и ребенка, по неясной причине, вскрытие которых проводил стоматолог, хотелось бы дать комментарий по данному поводу.

При прочтении подобных ответов из "федерального ведомства" (если все действительно обстоит так, как пишут журналисты), возникает ощущение, как будто читаешь письмо из Простоквашино, которое сначала писал дядя Федор, потом кот Матроксин и наконец Шарик, у которого лохматость повышена...

Поэтому для начала, во избежание путаницы, определимся с терминами. Для понимания структуры медицинского образования нам понадобятся два ведомственных приказа:

2. Дополнительное образование - его получают при завершении ординатуры/интернатуры (в настоящее время интернатура упразднена), выпускники получают сертификат специалиста , в котором указана конкретная узкая специализация , только в рамках которой врач имеет право вести профессиональную деятельность. В настоящее время выделяют 77 специализаций (опять же из группы клинической медицины), которые последовательно перечислены в Приложении 6 .

2.1. Однако, если доктор уже после того, как он получил один сертификат, хочет поменять узкую специализацию, то ему не обязательно во всех случаях заново заканчивать другую ординатуру (где срок обучения может составлять около 3-х лет). Он может пройти Профессиональную Переподготовку (далее ПП), которая занимает гораздо меньше времени (около полугода), но которая обязательно должна быть уже после обучения в ординатуре. И здесь свою роль играет , который и определяет требования и условия по каждой узкой специализации , с учетом основной специальности , узкой специализации в ординатуре/интернатуре, а также условия ПП.

Теперь обратим внимание на указанный , где найдем узкую специализацию "Патологическая анатомия":

"...Специальность "Патологическая анатомия"

Уровень профессионального образования

Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия"

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Патологическая анатомия"

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности "Патологическая анатомия" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Детская онкология", "Детская урология - андрология", "Детская хирургия", "Колопроктология", "Нейрохирургия", "Онкология", "Пластическая хирургия", "Сердечно - сосудистая хирургия", "Судебно - медицинская экспертиза", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно - лицевая хирургия"

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Должности

Врач - патологоанатом; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач - патологоанатом..."

Из вышеуказанного мы видим, кто именно может работать врачом-патологоанатом. Уровень профессионального образования - это и есть основная специальность , которая может быть только "Лечебное дело" и "Педиатрия".

Далее следует название узкой специализации в ординатуре - соответственно "Патологическая анатомия", а далее условия ПП, где как раз и указаны, те узкие специализации ординатуры, которые, грубо говоря, можно "поменять" на патологическую анатомию.

Таким образом, с наличием ординатуры по узкой специализации "Стоматология ортопедическая", разумеется, пройти ПП и получить сертификат по патологической анатомии невозможно. Однако, корень проблемы гораздо глубже , поскольку врачом-патологоанатомом стоматолог в принципе быть не может, им может быть только тот врач, который, прежде всего, получил основные специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", а после или сразу закончил интернатуру/ординатуру по патологической анатомии, или закончил другую интернатуру/ординатуру, которые указаны в Приказе МЗ, а потом прошел ПП по патологической анатомии.

Стоит ли говорить, что в указанном ответе "федерального ведомства" суть проблемы не раскрыта, а узкие специализации («Детская онкология», «Колопроктология», и пр.) перепутаны с основными специальностями.

– окончательным переездом в Израиль – людей охватывает множество страхов и опасений, и одно из их основных беспокойств – «что я буду делать в новой стране, кому я там нужен»? Люди, всю жизнь проработавшие по профессии, зачастую не представляют, чем они будут заниматься в Израиле. Я - стоматолог и я хочу поделиться с вами своим опытом репатриации в Израиль.

При желании все возможно

Но все не так страшно! Безболезненный в плане сохранения работы переезд вполне возможен. В Израиле существует большое количество специальных курсов, которые помогают людям адаптироваться к новой обстановке и подтвердить свой диплом, чтобы в последствии успешно заниматься любимым делом.

В России я была врачом-стоматологом, сначала работала в государственной поликлинике, потом стала лечить в частных. Опыт работы у меня составляет уже более пятнадцати лет. В Израиль я собралась главным образом ради будущего своих детей – тут, как мне кажется, у них будет намного больше возможностей. В октябре 2010 года мы собрались и всей семьей переехали. Не прошло и двух лет, как я уже начала работать по специальности.

Сложно, но интересно

Переучиться на израильский лад – это большой поэтапный процесс, временами непростой, но, несмотря на это, всегда интересный. У нас было несколько ульпанов: сначала ульпаны «алеф», «бет», потом медицинский. Целый год мы жили и учились в кибуце «Мерхавия» на проекте для врачей, изучали новый язык, новые медицинские термины, и это было очень увлекательно.

Еще три месяца я проучилась на специальных курсах в Иерусалиме, где нас готовили к сдаче основного экзамена. Конечно, было трудно, не хватало знаний языка. Из того, что говорилось, я понимала лишь процентов двадцать. Но, тем не менее, все было необычным и интересным, и это мне нравилось.

Теория здесь отличается от той, что я изучала в России: другие диагнозы, названия, да и сама система другая: за три месяца в Иерусалиме мы прошли фактически пятилетний курс обучения. Нам все давали вкратце, а еще нужно было успеть все прочитать и отложить это у себя в голове. Вот это как раз самое тяжелое для мозга – запомнить так много материала за короткий срок.

Государственный экзамен

Чтобы получить разрешение на работу в Израиле, необходимо сдать экзамен, где проверяется теория и практика, это называется подтверждением диплома. Мне удалось сдать все с первого раза. Было, конечно, нелегко: нужно было перечитать массу материала, многое понять и запомнить. Но я, видимо, умею учиться и сдавать экзамены, так что особых проблем с этим не было. Некоторые же сдают по многу раз – по пять, по шесть.

Конечно, всего нужно добиваться, прикладывать усилия и очень хотеть, чтобы получилось. Подтвердить свой профессиональный диплом в Израиле трудно, но возможно. В целом, на всю подготовку к экзамену и его сдачу у меня ушло чуть меньше двух лет, примерно через год и шесть месяцев я уже работала по специальности.

Единственная разница - иврит

Когда я подтвердила диплом и получила документы, пришло время искать работу. И я стала ходить и стучать во все двери, спрашивала, не нужны ли врачи. Так я прошла несколько мест и сейчас работаю в двух частных кабинетах.

То, чем я занималась в России, то же делаю и здесь – применяю свои практические навыки. Ничего нового в профессии для меня не появилось, я занимаюсь тем же – лечу людей. Единственное отличие – другой язык. Нужно общаться на иврите, читать и писать на этом языке, а это, конечно, для многих бывает непросто. Учите иврит :)

Если я не ошибаюсь, педагогам и инженерам не нужно сдавать экзамен на подтверждение диплома, но им сложно найти работу по специальности, потому что нужно хорошо знать иврит. И всё же есть такие, кто добиваются успеха и успешно работают.

Помощь новым репатриантам

Хорошо, что государство поддерживает новых репатриантов, это мне очень помогло! Когда мы год жили в кибуце «Мерхавия», нам предоставили бесплатное жилье на все время и платили что-то вроде стипендии, на которую вполне можно было жить. Курсы в Иерусалиме тоже оплачивало государство, а также нам выделялись деньги на проживание.

Государство действительно оказало большую помощь. От нас требовалось только все это взять. Кто взял, тот преуспел, а кто ленился – остался ни с чем. Тут главное – действовать и не сидеть сложа руки. А что мешает вам подтвердить диплом и овладеть новым языком, чтобы в будущем успешно работать по своей специальности в государстве Израиль?

Лариса Кускова

Израильский стоматолог, житель города Нацерет Илит, в прошлом новый репатриант.

Материал подготовила - Марина Говзман.

Специалиста, занимающегося лечением болезней зубов, в западных странах принято называть дантистом. Эти врачи выполняют широкий спектр услуг – от полировки и снятия зубного камня до пломбировки и имплантации. Зубной врач выполняет меньше манипуляций, однако нельзя недооценивать его профессию.

Кто такой зубной врач?

Длительное время лечением заболеваний ротовой полости занимались зубные врачи. Сегодня об этой профессии известно не всем. Большинство пациентов до обращения к специалисту понятия не имеют, что делает зубной врач, лечением чего занимается. Специалисты с такой профессией относятся к младшему медицинскому персоналу.

Как и стоматолог, зубной врач специализируется на лечении заболеваний зубов, десен, суставов челюсти, слизистой оболочки рта. Однако наличие диплома зубного врача ограничивает полномочия специалиста на выполнение сложных хирургических процедур, для которых требуется высокая квалификация (зубной и врач).

Чем отличается зубной врач от стоматолога?

Многие пациенты не знают, какие отличия существуют между профессиями зубной врач и стоматолог. Зубные врачи имеют более низкую квалификацию, поэтому не имеют права выполнять сложные манипуляции. На вопрос относительно того может ли зубной врач удалять зубы специалисты отвечают отрицательно. Коррекция десневой улыбки, удаление кисты, протезирование и выполняют исключительно стоматологи. Зубные врачи имеют полномочия на оказание следующего ряда услуг:

  • профилактический осмотр;
  • диагностика заболевания ротовой полости, зубов;
  • направление на рентгенологическое обследование;
  • установка ;
  • при отсутствии осложнений;
  • снятие оттиска для изготовления зубных процессов;
  • удаление твердых отложений с поверхности зуба;
  • установление глубины десневых карманов.

Виды зубных врачей

Распространенной специализацией среди стоматологов является терапевт. В большинстве случаев эти специалисты проводят первичный осмотр пациента, а затем при необходимости направляют к другому специалисту:

  1. Зубной врач-ортодонт – следит за формированием правильного прикуса, коррекцией его с помощью брекетов и капы.
  2. Зубной врач-имплантолог – занимается процессом вживления имплантатов в костную ткань челюсти. В зубную лунку устанавливают искусственный зуб, который по своим функциям не уступает натуральному.
  3. Стоматолог-хирург – занимается лечением проблемных зубов, которые не поддаются терапии. Специалисты этого профиля удаляют зубы, вычищают полости между деснами, удаляют кисты.
  4. Стоматолог-ортопед – занимается установкой искусственных протезов: подбирает варианты протезирования, делает слепки, подгоняет по размеру изготовленный протез, осуществляет закрепление протеза в челюсти.
  5. Детский стоматолог – оказывают лечение зубов у детей и подростков до 18 лет.

Как стать зубным врачом?

Профессия зубной врач относится к специальностям среднего профиля. Она не требует длительного обучения, в отличие от стоматолога. Последние до получения диплома учатся на протяжении 5 лет, сдают выпускные экзамены, проходят интернатуру. Только после этого стоматолог имеет право обслуживать пациентов, заниматься лечением.

Продолжительность курса обучения зубного врача составляет 3 года. В течение этого времени студенты постигают азы анатомии, узнают особенности строения лицевой части черепа, челюсти. Кроме того, курсантов обучают основным процедурам и манипуляциям, порядку осмотра ротовой полости, проведению профилактики заболеваний рта. Последний курс обучения предполагает активные практические занятия под контролем врачей и преподавателей.

Где учат на зубного врача?

Желая получить востребованную профессию, абитуриенты часто интересуются, сколько учиться на зубного врача и где обучают этой специальности. Подготовкой квалифицированных кадров с данной специализацией занимаются в медицинских колледжах. Обучение на зубного врача длится 3 года. По окончании учебного заведения в дипломе указывают «Зубной врач».

Эти специалисты в большинстве случаев работают в паре с квалифицированным, опытным стоматологом, оказывая ему необходимую помощь в выполнении медицинских процедур и манипуляций. В отдаленных регионах зубные врачи могут индивидуально оказывать медуслуги, порой даже заменяя стоматолога (при его отсутствии).

Сколько зарабатывает зубной врач?

Данный вопрос интересует тех, кто наслышан о высоких заработках стоматологов. Однако необходимо понимать, что зубной врач – специалист средней специализации, доход которого значительно меньше, чем у дантистов. Связано это с низким уровнем квалификации и невозможностью выполнения ряда дорогостоящих процедур. Точно сказать, сколько получают зубные врачи, трудно. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на уровень их зарплат:

  • месторасположение медучреждения;
  • стаж работы;
  • наличие квалификации;
  • число отработанных смен.

Согласно статистике, в крупных городах и областных центрах зарплата зубных врачей может превышать уровень дохода этих же специалистов в регионах на 20–30 %. В среднем, доход этих специалистов в странах СНГ составляет 400–500 американских долларов. Стоит отметить, что уровень зарплаты зубного врача в странах Европы превышается указанные цифры в 2-3 раза.

На кого можно переучиться зубному врачу?

Специальность зубной врач позволяет получить высшее образование и переквалифицироваться на стоматолога. Так делают многие выпускники колледжа, которым изначально не повезло при поступлении в вуз. Необходимо отметить, что в большинстве университетов медицинского профиля абитуриенты, уже закончившие медколледж, имеют преимущество по сравнению с остальными поступающими. Альтернативой для зубного врача может быть специальность зубной техник. Она требует лишь определенной практики, курсов. Переобучения в большинстве случаев не требуется.