Царь михаил федорович романов биография. Царь Михаил Федорович Романов

1. Плач с великим гневом

Царь был Михаил Федорович Романов был прозван в народе «Кроткий», то есть миролюбивый, так как во время его царствования на Русь пришел долгожданный мир. Уже висточниках того времени отмечались его миролюбие и кротость. Так в Псковском сказании пишется: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил».

Вместе с тем прозвание «Кроткий» означает «Смиренный» то есть смирившийся с возложенным на него народом бременем царствования и исполнивший Божию волю. Ведь он стал Царем не по собственной воле и даже вопреки своему желанию. Когда года послы от Земского собора, во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, огласили ему решение Земского собора об избрании на Царство, то они вместо радостного согласия получили категорический отказ и даже, как свидетельствуют летописцы, услышали «плач с великим гневом». Марфа, мать 16-летнего Михаила боялась, что ее сын, совершенно неопытный в государственных делах, не сможет править в разоренной Великой Смутой Руси, что его правление может закончиться бесславной гибелью и страны и его самого.

Михаил трижды отказывался царствовать, и трижды архиепископ Феодорит с выборным народом служили молебен и приходили к нему с просьбой возглавить московский престол. Крестным ходом приходили, с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Однако Михаил отказывался. И тогда подняв над головой икону воскликнул в отчаянии рязанский святитель: «Не внемлите вы мольбам! Будь по-вашему, бедствуй русская земля, плач снова, русский народ. Но перед сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падет бедствие Отчизны!».

И содрогнулось сердце Михаила Романова и его матери инокини Марфы. Исполняя Божию волюсогласились они с решением Великого Собора.14/27 марта 1613 рязанский архиепископ Феодорит благословил Михаила Романова на царствование иконой Федоровской Божией Матери.

При этом его мать инокиня Марфа разрыдалась и «многи слезы пред образом Пречистым излиа», сказала: «Се тебе, о Богом Пресвятая Богородица, и в твои причестеи руце, Владычице, чадо своё предаю и, яко хочеши, устроиши ему полезная и всему православному христианьству».

Вот почему «Утверждённая грамота» 1613 года называет Михаила Федоровича «Богом избранный Царь». Он стал Царем не по собственной воле, а по воле Бога и русского народа.

Венчание на Царство и наречение Михаила «Царём и Великим Князем всея Руси» состоялось 21 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Так после правления Рюриковичей произошло основание новой правящей династии Романовых. Однако преемственность была соблюдена,так как Михаил был двоюродным племянником последнему русскому царю из династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу. Отцом Михаила был Федор Никитич /впоследствии патриарх Филарет/. В 1601 г. Борис Годунов сослал Федора, как претендента на Царский престол в Софийский Антониев монастырь, где он был пострижен в монахи с именем Филарет. Годунов подверг опале и мать Михаила. Он сослал ее в Заонежье, где ее постригли в монахини с именем Марфа. Самого же Михаила вместе с теткой Марфой Никитичной Черкасской Годунов сослал на Белоозеро. Так 4-летний мальчик был разлучен со своими родителями.

Семья соединилась и почти до конца 1608 г. жила вместе. В 1610 г. Филарет был вместе с князем Голицыным послан для переговоров к полякам, но был ими схвачен и 9 лет пробыл в плену.Так Михаил вновь надолго лишился отца. А вскоре и сам вместе с матерью был задержан поляками в московском Кремле. И только благодаря победе русского ополчения под руководством Минина и Пожарского в 1612 г они были освобождены из плена и удалились в свою вотчину - село Домнино близ Костромы. Там они часто проживали в Ипатьевском монастыре, молясь за освобождение отца из польского плена.

Весть об избрании Михаила на царство была как для него, так и для его матери совершенно ошеломляющей. И они не только не были готовы к ней, но и внутренне не желали менять свое положение. Однако подчинились Божией воле. Михаил кротко согласился царствовать.

2. Пощенье «всякой твари»

Крайне непросто было отроку дать согласие возложить на свою голову «тяжкую шапку Мономаха». Русь была разорена, Великий Новгород с северо-западными землями захватили шведы. Смоленск и западные земли захватили поляки.Юг подвергался постоянным набегамкрымских татар. Многие отряды вольных казаков, стали заниматься грабежами, разбойничать. Управления Русью практически не было. Казалось, что нет большегосударства русского. Страна лежала в руинах, многие земли не обрабатывались, крестьяне покидали разорённые деревни, многие погибали от голода, налоги не платились, казна была пуста.

Кто мог править в такой разоренной стране, какой на тот момент была Россия? Только гениальный полководец. Жесткий, волевой, да к тому же имеющий мощную армию, способную усмирить всех врагов. Больше всего на занятие престола подходил бы Царь подобный Иоанну Грозному. Свидетель тех событий голландец Исаак Маас писал: «Надеюсь, что Бог откроет глаза юному царю, как то было с прежним царем Иваном Васильевичем; ибо такой царь нужен России, иначе она пропадет».

Однако Русь избрала миролюбивого, «Кроткого» Царя, не имеющего ни армии, ни денег, чтобы нанять армию. Не имеющего даже элементарного образования (приняв престол, Михаил не умел писать и едва читал по складам). Такого Царя могли избрать только по Божьему промыслу. По всецелой вере людей в Бога и в то, что Он Сам назначит им Царя. И, конечно же, по народным соборным молитвам, ведь перед решением избрать Михаила на царство Русь три дня постилась и молилась от мала до велика. Даже скот и тот не получал пищи, чтобы участвовать в пощении «всякой твари». И призрел Господь на Русь. И дал ей Царя благочестивого, кроткого смиренного, который находясь в ссылке, в Ипатьевском монастыре проводил время в молитвах за своих плененных родителей. Отрок искренне надеялся на Бога, он верил, что если будет усердно молиться, то все опасности, грозящие его маме и папе, минуют. Михаил очень почитал своих родителей. И года стал Царем, сразу же позаботился о своем плененном поляками отце, послав к нему игумена Ефрем, чтобы Филарету не было так одиноко на чужбине. Через некоторое время Михаил, специально направил к нему боярина, Желябовского, который должен был лично убедиться в добром здравии Филарета и взять благословение для сына-Царя. Сам же Михаил усердно молился вмосковских монастырях об освобождении отца. С этой же целью он предпринимал паломничества и в отдаленныесвятые обители.

Так, не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, Михаил Романов имел другой, самый главный дар - дар общения с Богом, познание Его воли и принятия этой воли. Он возложил все упование на Господа и не посрамился. Когда Михаил отправился в Москву, чтобы венчаться на царство, то ехал он медленно, не торопясь, посещая святые места, и молясь Богу. И Господь умудрил его останавливаться в больших и малых городах, и проводить активную переписку с боярами. Михаил останавливался в Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Потому путь из Костромы до Москвы продолжался долго - полтора месяца, но за это время Михаил вполне освоился со своим новым положением. Благодаря переговорам и переписке онсобрал вокруг себя именно таких людей, которые стали для него верными помощниками в правлении страной.Как и надеялся голландец Макс Исаак «Бог открыл глаза юному царю».

Он же и хранил своего избранника. Так, когда поляки узнали о провозглашении Михаила Федоровича Царем, то отправились в Ипатьевский монастырь с целью убить его. По Божьему Промыслу их отряд по дороге заблудился. И тогда простой крестьянин Иван Сусанин, дав «согласие» показать дорогу, завел их в такой дремучий лес, выхода из которого они не знали. Жестоко пытали они Сусанина, пытаясь выведать верный путь. Однако тот умер в пытках, но обратной дороги не показал. Погибли в зимних костромских лесах и поляки, так и не осуществившие свой злой замысел.

3. Махровые розы из Гамбурга

Став Царем Михаил Фёдорович, в первую очередь, стал налаживать управление государством. Для этого он учредил Приказы (своеобразные государственные советы иведомства). К 1639 году в России числилось целых 14 приказов, которыезанимались как общегосударственными делами (Челобитный, Судный, Пушкарский и т. д.), так делами сословий - Холопий, Стрелецкий. Был даже аптекарский приказ, ведавший лекарями.

Вскоре после восшествия на престол Михаил учредилновые Законы, которыеупорядочили главную хозяйственную деятельность страны - землевладение и землепользование.

Все это привело к бурному экономическому росту. К изумлению всего мира Русь стала полностью обеспечивать себя зерновыми. Представьте только, сколько культур выращивали крестьяне! Рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха, горох, овёс. Сеяли лен и коноплю, из которых делали ткани и масло. Бурно развивалось огородничество и садоводство. Иностранцы, приезжавшие в Москву, восхищались русскими садами.Юный Царь Михаил имел большую склонность к разведению садов. Он тратил много денег на приобретение за границей дорогих растений. Гамбургский купец Марселиус, привез для него махровые розы, которых на Руси раньше не было. Их посадили в особых висячих садах, где росли яблони, груши, вишни, сливы и даже грецкие орехи и виноград. Вообще виноградарство при Михаиле Федоровиче получило большое развитие. Когда он узнал, что в Астрахани монахам удалось вырастить несколько лоз, то приказал насадить за счет казны виноградники. В 1630 г. из Астрахани в Москву было отправлено целых 50 бочек своего отечественного вина.

По всей Руси стало развиваться скотоводство. Стада коров, лошадей, овец, коз, исчислялись тысячами! Однако основным продуктом на Руси тогда считалась рыба, и ее ловили и перерабатывали предостаточно.

Всего за десять лет правления Царь Михаил в хозяйственной деятельности достиг невиданных результатов. Уже к 1627 году Русь продавала хлеб за границу тысячами пудов! Его покупали такие «цивилизованные страны», как Дания, Швеция, Англия, Голландия, Голштиния. А в 1632 году к ним присоединилась и Франция.

Для расширения землепользования активно осваивались территории Урала и Западной Сибири. Туда массово направлялись крестьяне и поселялись на высоко плодородных землях в пойме реки Лены. Переселенцам бесплатно выдавались семена. Каждый мог взять ссуды для приобретениясельскохозяйственного инвентаря и лошадей. В 1618 г. русские люди дошли до Енисея и основали город Красноярск.

При Михаиле Федоровиче началось становление русской промышленности. Из-за границы были выписаны квалифицированные специалисты: металлурги, оружейники, рудодобытчики. ПоТулой был основан первый железоделательный завод. На Урале появился доменный завод, железоплавильное и медеплавильное производство. Владельцы заводов получали от Царя льготы, что способствовало развитию промышленности. Наиболее крупными заводчиками при Михаиле Федоровиче были Строгановы.

Развивалась и легкая промышленность - ткачество, выпуск бархата и парчи.Работали швейные мастерские и кожевенные заводы.

Началось изготовление изделий из драгоценных металлов, чеканились монеты, улучшалось ткачество, производились бархатные и парчовые ткани, работали швейные мастерские и кожевенные заводы, печатались книги, выходила газета с новостями.

И это при Царе, который в малолетстве был разлучен с отцом, заточен в монастырь, и жил в страхе смерти, не получив никакого образования! Что здесь сказать? Только Господь мог свершить такие чудеса. Только Он мог помочь 16-летнему отроку решить крайне серьёзные политические и экономические проблемы,порожденные Великой Смутой. Как бы не велика была поддержка правления Михаила его отцом - Патриархом Филаретом - помочь решить те проблемы, которые тогда были на Руси никто, кроме Господа не мог. И Царь Михаил это понимал, потому главным в его деятельности было молитвенное стояние пред Богом, ежедневное участие в церковных богослужениях, паломничества по святым местам.

4. Худой мир лучше войны

Благочестивый Царь Михаил Кроткий, следуя заповеди «блаженны миротворцы», сумел умиротворить на Руси все сословия. Своим смирением и беззлобием он смог объединить всех.

Он не устраивал ни на кого опалы, даже на своего личного врага Бориса Годунова. Внимательно присматриваясь к своему окружению,выбирал в советники дельных, мудрых людей, отличался терпимостью к различным политическим взглядам, выслушивал различные мнения о выходе из кризиса. Для решения сложных политических и экономических проблем Михаил Федоровичсозывал коллективные совещательные органы правления - Боярские Думы и Земские Соборы.

Однако при решении некоторых задач руководствовался личным мнением и применял свою Царскую власть. Так, когда русское посольство, посланное в Крымское ханство, арестовали и заковали в кандалы, Земский собор решил так же поступить и с крымскими послами в Москве. А Боярская Дума настаивала даже на военном вторжении в Крым. Однако Кроткий Царьне стал обострять отношений с Крымом и послал хану дорогие подарки. При этом он указал, что делает это для восстановления дружеских отношений. Миролюбие Кроткого Царя дало свои результаты - отношения с Крымом восстановились, апослы были отпущены.

Царь Михаил, хотя и был Кротким, но не был слабым, малодушным и безвольным. Об этом говорят сохранившиеся документы того времени. Так в грамоте из Троице-Сергиева монастыря он в резкой форме пишет, что если призванные к тому власти не прекратят воровство, грабежи и разбои то он может отказаться от поездки в Москву для восшествия на престол. А в грамоте от 8 апреля 1613 г. он отчитал бояр за то, что они не могут найти средств для обеспечения «служилых и ратных людей».Земскому соборуЦарь Михаил выговаривает за беспорядки в стране. Ни в одном документе первых лет правления Михаила не содержится даже намека на соправительство бояр, напротив, всюду подчеркнуто, что они «холопы», верные слуги и исполнители его воли.

Михаил Федорович был Царь-объединитель, Царь-миротворец. Обладание властью не сделало его деспотом и тираном. Однако Кроткий Царь, когда требовалось, не резко отчитывал нерадивых подданных. Мог принимать и радикальные законы. Например, совершенно запретил в стране табакокурение и жестко регламентировал употребление спиртного. Выпивать разрешалось только четыре недели за год. Эти недели следовали за великими праздниками Пасхи, Дмитриевой субботы, зимнего Николы и на Масленицу. За питие в другое время жестко штрафовали. Нарушители платили немалые по тем временам деньги - два рубля. Кроме того, пьяницу первый раз отводили в «бражную тюрьму». Освободиться из нее можно было только по чьему-либо ходатайству. Если же пьяница попадался во второй раз его снова сажали в тюрьму, но уже надолго. Злостных же пьяниц по указу Кроткого Царя водили по улицам, нещадно избивая кнутом. Причем до тех пор, пока виновный «не отставал от пагубной страсти». А когда даже такие эти меры не помогали, то пьяницу помещали в тюрьму до самой смерти - «пока не сгинет».

Царь Михаил строго запретил содержать питейные заведения, корчмы на гостиных дворах в крупных торговых городах. Ослушников Кроткий Царь указывал бить кнутом и сажать в тюрьму.

Однако добрых подданных Михаил Фёдорович всячески поддерживал. Благотворил нуждающимся. По свидетельству голштинского советника Адама Олеария, «царь очень благочестив, он не желает допустить, чтобы хоть один из его крестьян обеднел, обедневшим казна выдаёт пособия».

Во внешних отношениях Царь Михаил Кроткий предпочитал войне «худой, но мир». Поэтому он заключал мирные договора с соседними державами, пусть даже на невыгодных для России условиях, что принесло покой измученному Смутой русскому народу. Так случилось в 1637 г. при Азовском конфликте, когда донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов. Их цель была благая - уничтожить существовавший там невольничий рынок, где торговали пленными русскими людьми. Взятие Азова и убийство турецкого посла грозило Руси войне с Турцией, которую наше обескровленное Смутой государство могло проиграть и потерять гораздо больше, чем крепость Азов. И тогда Царь Михаил решил вернуть Азов Турции. Это позволило избежать войны и восстановить дружеские отношения с Османской империей.

При Кротком Царе состоялось заключение «вечного мира» со Швецией. И хотя был потерян выход к Балтийскому морю, зато были возвращены Новгородские земли, ранее завоёванные Швецией.

После неудачной войны 1632-34 гг. с Польшей был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой. При этом Польский король и великий князь литовский Владислав IV отказались от своих претензий на московский престол.

Вообще ко времени правления Михаила Федоровича с нашей страной были прерваны многие дипломатические контракты - с Англией, Голландией, Данией, Швецией, Францией, Турцией и Персией. И только благодаря дипломатическим талантам Кроткого Царя все они были постепенно налажены. Но интересы русских людей Михаил Федорович отстаивал твердо. И когда англичане обратились к нему за разрешением ездить через территорию России в Персию для торговли, он не разрешил, хотя должен был сделать это, учитывая значение дружественных отношений с Англией. Однако русского Царя прежде всего беспокоило - не будет ли от такой торговли «урону» русскому купечеству? Боярская дума и торговые люди подтвердили его опасения. Из беседы с ними Михаил понял, что английская торговля с Персией нанесет немалый ущерб купцам, хотя казне, может дать большой доход. Царь, невзирая даже на государственную выгоду, посчитался с интересами русских купцов, и отказал англичанам в их просьбе. То же произошло и с обращением французского посла на разрешение торговать с Персией. Ему было отказано в этом по тем же соображениям, что и англичанам.

Во внешнем устроении русского царства благодаря мудрой политике Михаила Федоровича к России были присоединены земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки, осуществился выход к Тихому океану. Скажем прямо - это невиданные достижения Кроткого Царя, правившего разоренной страной.

Однако Кроткий Царь понимал, что Россия, окрепнув, должнавступить в войну и отвоевать у поляков и шведов исконно русские земли. Поэтому по его указу отливались пушки и строились пороховые мельницы. На Волге и в подмосковном селе Дединове началось строительство «ратных» кораблей.

В 1631-1634 годы Михаилом Федоровичем была проведена военная реформа. Были созданы полки «нового строя» - рейтарские, драгунские, солдатские.

5. Рачитель благочестия

Не получив в свое время образования Михаил Федорович живо интересовался различными науками - астрономией, географией, строением земли. В 1637 году по его указу с латыни на русский язык перевели книгу «Космография». Под личным контролем Царя Михаила велись научные работы. Создавался справочник дорог, карты России и первое систематическое описание Российского государства.

Для развития инженерии Царь выписывал из-за границы специалистов. Они строили на Волге корабли, укрепляли русские крепости. Для иностранцев в Москве основали специальное поселение - Немецкую слободу. А из России по инициативе Михаила Федоровича стали направлять за границу молодежь для изучения медицины.

Благодаря иностранцам в столице появились мастера алмазного и золотого дела, часовщики, пушечники, каменщики. Наладилось промышленное производство кожи, заработал стеклоделательный завод.

В 1621 году по указу Михаила Федоровича дьяки Посольского Приказастали выпускать первую русскую газету - «Вестовые письма».

Очень любил русский Царь музыку. Известно, что он выписал из Голландии «двух мастеров органного дела и орган, который был украшен изображениями соловья и кукушки». Причем орган этот был весьма искусный. При его игре птицы начинали петь. Царь Михаил был восхищенмощью и красотой звучания органа и велел выдать мастерам небывалую сумму в 2676 рублей и по сороку соболей каждому.

Наука, культура и музыка не были обойдены вниманием Царя Михаила. И это при том, что ему приходилось решать сложнейшие государственные проблемы по централизации государства, созданию военно-промышленного производства, созданию законодательной системы, стабилизацииобщественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с агрессивными соседями Запада и Юга. Просто поразительно сколь много дал ему Господь государственной мудрости и благородных человеческих качеств!

В благодарение Богу Царь Михаил Федорович Кроткий ежедневно участвовал в церковных богослужениях, подолгу молился в домашней обстановке, строго соблюдал посты, часто ездил на богомолье. Царь отличался благочестием. Даже в очень тяжелое для страны время сразу после вступления на престол он, прежде всего, заботился о духовных делах. Узнав от священников о чудесах иконы Казанской Богоматери, он повелел установить новый церковный праздник: первое празднество и «ход со кресты» 8 июля, когда явилась эта икона; второе 22 октября, «како очистися Московское государство».

Современники так писали о Царе Михаиле Кротком: «Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Русии самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив... бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием...».

Скончался родоначальник царственной династии Романовых 13 (26) июля 1645 года в возрасте 49 лет. Его честные останки погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

Виршевая эпитафия царю Михаилу Фёдоровичу гласит: «Имея нрав кроток и незлобив, упражнялся всегда росправных дел царствия своего, благих и кротких по достоинству снабдевая, злонравных страхом укротевая, а всем равнениея даруя; и в сиклитцкой чин природных людей достойных тому жалуя, а непородных людей и недостойных тому чину бытии во вся дни царствия своего не допущая, и чин крепко сахраняя».

11 июля 1613 года. В Успенском Соборе Кремля венчался на царство Михаил Феодорович Романов

Великое Московское посольство

…Никогда еще старинный Ипатьевский монастырь в Костроме не был свидетелем такого великого стечения людей, как в марте 1613-го годя. Направлявшаяся к монастырским стенам делегация двигалась в два рукава. С одной стороны шествовало Великое Московское посольство, медленно под покровом древних российских святынь — Владимирской иконы Богоматери и образа Московских чудотворцев. С другой — костромское духовенство с высоко поднятыми крестами и почитаемой в Костромской земле чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. На месте слияния рек Костромы и Волги два эти рукава объединились в одну процессию, продолжавшую путь по реке Костроме до святой обители.

Те, ради кого москвичи проделали этот неблизкий путь — инокиня Марфа и ее сын Михаил вышли из монастыря навстречу процессии, поклонились святыням и приняли благословение архиепископа Феодорита. Все взгляды были прикованы к ним. Люди молились Богу о том, чтобы Он даровал Свое благословение Михаилу и всей Российской земле.

Кем же были эта монахиня и ее сын, ради которых собралось целое море людей — знатных и самых простых: священников, бояр, именитых дворян, служилых и посадских людей и обыкновенных горожан?

Боярыня Ксения Романова

Монашеская одежда, как покров, скрывала известную и знатную женщину. Еще несколько лет назад боярыня Ксения Ивановна Романова славилась как одна из первых красавиц на Москве. Родилась она в Костроме. Невестой привезли ее в столицу и выдали замуж за боярина Феодора Никитича Романова. Так она оказалась в знаменитых палатах бояр Романовых, возвышающихся на Варварке неподалеку от стен Кремля. Убранная коврами светелка в женской части палат, куда долетал тонкий утренний звон колоколов окрестных церквей… В ней рукодельничали, читали Евангелие и растили детей. Камчевые скатерти, книги в тяжелых переплетах, кованые сундуки для приданого, зеркала, нитки бус и детские лошадки, — все эти милые сердцу черты привычного московского быта были признаками достатка семьи. Романовы пользовались в Москве уважением. Не только потому, что умели вести дела и имели большой дом, но и потому, что от сердца, не скупясь, раздавали милостыню и жертвовали средства на строительство храмов. Уважали их и за ровный, спокойный нрав. Жили они тихо, благочестиво и готовы были лучше терпеть неправду, чем воздавать злом за зло.

При Борисе Годунове пятеро сыновей Никиты Романова попали в опалу. — Известные своим благочестием, они вызвали у Годуновых опасение как «политические соперники». Семен Годунов — родственник царя Бориса — подкупил одного из слуг Романовых и подбросил в кладовую братьев тюк с «колдовскими травами», которые обычно использовались в приготовлении ядов. Всех их ждал неправедный суд и обвинение в покушении на убийство государя. Старший сын боярина Никиты — Федор был разлучен с семьей и пострижен в монахи с именем Филарета. Остальных братьев ждали ссылка на Урал и на Белое море и многие скорби. Один из братьев — Михаил Никитич — принял мученическую смерть в Ныробе неподалеку от Перми. Около года содержали могучего боярина в трехпудовых кандалах в сырой удушливой яме, приковав его за пояс к столбу и оставив наверху отверстие лишь 20 сантиметров для воздуха и для подачи пищи, которую затем и вовсе перестали ему давать.

Однако все эти испытания послужили к прославлению рода. Тогда, в годы смуты, после смерти Ивана Грозного и его сына Феодора, известные боярские роды оспаривали друг у друга право на царский венец. Государи менялись: Борис Годунов, князь Шуйский, самозванец Лжедмитрий, получивший поддержку в Польше в обмен на обещание отдать Россию во власть католикам… Ко всему этому добавились неурожай, эпидемии, бушевавшие по всей России. Пол-России оказалось под властью поляков. А в Нижнем Новгороде уже собирали народное ополчение посадский староста Козьма Минин и князь Димитрий Пожарский. Романовы же удалились от суеты: жили своим миром, уединенно, тихо, молитвенно. Ксения Ивановна, видя страдания вокруг, решила принять монашество. Достаток, уют, семейное счастье и покой остались в другой жизни. Прежней красавицы Ксении Романовой больше не было на свете. Теперь она была простой монахиней.

Земский Собор

…Летом 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило северные районы страны и двинулось от Ярославля к Москве. Поляки обратились к своему королю с просьбой о подкреплении, но помощь запоздала — ополченцев поддержал большой отряд казаков, отбросивший королевские войска, пытавшиеся извне прийти на помощь польскому гарнизону. Началась осада народными ополченцами Кремля и Китай-города. В октябре 1612 г. войска интервентов капитулировали.

После освобождения Москвы, в начале 1613 г., было решено собрать Земский Собор для выбора достойного кандидата на русский престол. Преобладали на Соборе дворяне и посадские люди, поэтому части влиятельных бояр, настроенных на союз с Польшей, не удалось провести кандидатов — польского королевича Владислава или шведского принца Карла-Филиппа. Народная война вызвала такой подъем патриотизма, что было ясно — царь должен быть русским, православным. Не много шансов на избрание было и у тех, кто во время Смуты прославился участием в политических интригах. И вот тогда взгляды обратились к семье Романовых, безвинно и безропотно претерпевших страдания. Шестнадцатилетний Михаил Феодорович был избран большинством как самый достойный кандидат на царский престол. Он был еще очень юным, но дела и честь семьи Романовых шли перед ним…11 июля 1613-го года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском Соборе Кремля. Событие это положило начало новой династии

Феодоровская икона Божией Матери

Что должна была чувствовать инокиня Марфа в тот момент, когда посланники Земского Собора передали ей грамоту о том, что сын ее, Михаил Феодорович, единодушно был выбран народом царем Московским как достойнейший из лучших?

Отдать Михаила миру, отпустить в Москву, где не улеглись еще политические «вихри», поднятые пресечением власти наследников Иоанна Грозного, возможно, подвергнуть новым опасностям, потерять… И она молилась, подолгу у чудотворной , как и прежде, тогда, когда Михаил находился в плену у поляков.

«Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» , — с этими словами благословила инокиня Марфа Михаила Феодоровича на служение России

О «случайных совпадениях»

Как будто усыновленные Небу через монашеское благословение Феодоровским Образом Божией Матери восходили потомки царя Михаила Романова на царский престол. Невесты, взятые ими в других народах и принявшие Православие, принимали отчество «Феодоровна», как бы, отрываясь от земных корней.

И через века благословение, данное в Ипатьевском монастыре, раскрылось в судьбе прославленных ныне в сонме русских святых мучениц, государыни и ее сестры . С переходом в Православие их христианское устремление обрело полноту. Устроенные ими обители и странноприимные дома, приюты и госпитали по всей России были свидетельством о глубине их веры.

Господь говорит с людьми показательно. Но мы не всегда видим, не всегда замечаем знаки Его промысла, видим в них лишь случайные совпадения. — Созвучны названия монастыря, где получил благословение на царство первый представитель рода Романовых и места убийства семьи последнего русского царя — Николая II: Ипатьевский монастырь и Ипатьевский дом в Екатеринбурге. Последнее, как бы возвращает нас к истокам крестного пути царственных мучеников. Этот царский род был возведен на престол из-под сводов православной обители. — Не для угождения прихотям, тщеславия и пустого блеска поставляется царь среди народа, но для христианского служения, для того, чтобы быть ходатаем за народ перед престолом Божиим, по слову Евангелия: «Добрый пастырь душу свою полагает за овец».

420 лет назад, 22 июля 1596 года, родился царь Михаил Федорович, первый русский царь династии Романовых. Молодого, послушного и неопытного Михаила боярские кланы выбрали на царство в 1613 году, чтобы за его спиной легко проводить свои решения. Его приход к власти должен был завершить долгий период Смуты в Русском царстве. Правил Михаил до 1645 года.

Основные вехи

Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета), и Ксении Ивановны Шестовой (позднее - инокини Марфы), он первые годы жил в Москве. В 1601 г. вместе с родителями подвергся опале царя Бориса Годунова, будучи племянником царю Федору Ивановичу. Жил в ссылке, с 1608 г. вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В ноябре 1612 г., освобождённый ополчением Д. Пожарского и К. Минина, уехал в Кострому.

21 февраля 1613 г. в Москве после изгнания поляков состоялся Земский собор, который избрал нового царя. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие. Кандидатура Михаила возникла из-за его родства по женской линии с династией Рюриковичей, Романовы были одним из знатнейших родов. Она устраивала служилое дворянство, которое стремилось завершить смуту и не желало монархии по польскому образцу и боярскую олигархию, которая собиралась использовать молодость и слабость нового царя. «Миша-де молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден», - говорили в Думе, надеясь, что все вопросы будут решаться «по совету» с Думой. Нравственный облик Михаила как сына митрополита и молодого человека, не отмеченного в злодеяниях, отвечал интересам церкви и народным представлениям о царе. Он должен был стать символом возвращения к порядку, покою и старине.

Таким образом, царем выбрали юного и болезненного Романова, чтобы за его спиной сохранить власть и богатства, а не царя-воина, который был необходим для борьбы с внутренними и внешними врагами.

11 июня 1613 г. Михаил Федорович в Москве венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились три дня. Царь дал, по свидетельству ряда современников, крестоцеловальную запись, что обязуется не править без Земского собора и Боярской думы (подобно Василию Шуйскому). По иным данным, такой записи Михаил не давал.

В первые годы после избрания Михаила царем главной задачей было завершение смуты в самом Русском царстве и окончание войны с Речью Посполитой и Швецией. В 1617 г. был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Из подчинения Москвы вышла Ногайская Орда. Кроме того, царское правительство ежегодно посылало в Бахчисарай дорогие подарки, однако крымские татары продолжали свои разбойные набеги.

Большой проблемой была нехватка денег. Первой заботой нового правительства был сбор казны. Царь и Земской собор повсюду рассылали грамоты с приказаниями собирать подати и казенные доходы, с просьбами займа для казны денег и всего, что можно собрать вещами. Добывать деньги старались всякими мерами, даже занимали деньги у англичан, дав им право беспошлинной торговли. Служилых людей, живших в посадах, обложили общим посадским тяглом. Таможенные и кабацкие сборы стали давать на откуп, старались, чтобы люди пили больше, увеличивая доход казны. Кроме таможенных сборов, облагались разнообразными поборами (полавочное, мыто и т. д.) всякая торговля, даже повседневные занятия (брали за мытье белья, за водопой скотины и т. п.).

Русское государство в конце 1610-х годов было в политической изоляции. Чтобы выйти из неё, московское правительство сделало безуспешную попытку женить молодого царя сначала на датской принцессе, затем на шведской. Получив в обоих случаях отказы, мать с боярами женили Михаила на Марии Долгоруковой, но брак оказался бездетным. Второй брак с Евдокией Стрешневой принес Михаилу 7 дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и 2 сыновей, старшего Алексея Михайловича (будущего царя) и младшего, умершего во младенчестве Василия.

Важнейшей национальной задачей Москвы была борьба за воссоединение западнорусских и южнорусских (малорусских) земель в едином Русском государстве. Первая попытка решить эту задачу в ходе войны за Смоленск (1632-1634), начавшейся после смерти польского короля Сигизмунда в связи с притязаниями его сына Владислава на русский престол, завершилась неудачно. После неё по приказу Михаила в России развернулось строительство Большой засечной черты, крепостей Белгородской и Симбирской черты. Когда 1637-1637 гг. донские казаки взяли Азов, большинство членов Земского собора решительно высказалось за войну с турками, правительство решило Азова под свою руку не брать и войны не начинать.

Правительство Михаила продолжило политику закрепощения крестьянства (основной части населения). Правительство Михаила ввело в 1637 г. срок поимки беглых крестьян до 9 лет, в 1641 г. увеличил его еще на год, вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет. Московское правительство, готовясь к войне с Речью Посполитой, провело ряд военных реформ. Началось формирование по западному образцу «полков нового строя», рядовой состав которых составляли «охочие вольные люди» и беспоместные дети боярские, офицерами были иностранные военные специалисты. Под конец царствования Михаила сформировали кавалерийские драгунские полки.

Царь Михаил от рождения не отличался крепким здоровьем. Он сильно «скорбел ножками» и к концу правления не мог ходить, его возили в возке. От «многого сидения» организм царя ослаб, современники отмечали в нем «меланхолию, сиречь кручину». Умер 13 февраля 1645 в Москве.

«Царь-петрушка»

Царь Михаил не был выдающимся государственным деятелем. Молодого и неопытного Михаила выбрали на царство в 1613 году, чтобы за его спиной легко проводить свои решения. Сначала за него правила мать - «великая государыня», великая старица Марфа (в миру Ксения Иоанновна Романова, до брака Шестова) и её родня. Затем бразды правления принял вернувшийся в 1619 году из польского плена отец царя - патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов). Будучи родителем государя, Филарет до конца жизни (1633 г.) официально был его соправителем. Он использовал титул «Великий государь» и фактически руководил московской политикой.

Начало правления первого Романова было крайне тяжёлым временам для русского народа страны. Вопреки распространенному мнению, Смута не завершилась освобождением Москвы от поляков и избранием на царство Михаила. Ещё шесть лет после освобождения Кремля народным ополчением на Руси шла кровавая война. Банды Лисовского, Заруцкого и др. спокойно передвигались из одного края русской земли в другой, грабили и насиловали, в конец разоряя Русское царство. Земли западной, южной и юго-западной части Руси были выжжены буквально до самой Москвы. Сама Москва также была сильно разрушена и разорена. Отряды интервентов и различной воровской сволочи разоряли и восточные города и земли. Так, отряд поляков в 1616 году разорил Муром. Разные бандформирования опустошали земли вплоть до Вологды, Устюга и Каргополя. И это после победы 1612 г., которая была всего лишь одним из этапов продолжающейся Смуты. Фактически московское правительство первоначально контролировало только Москву и несколько городов, отсиживаясь за крепостными стенами. На всей остальной территории страны хозяйничали польские и шведские захватчики, разного рода авантюристы, воровские шайки и бандформирования. Отдельные успешные военные операции московского правительства общей ситуации изменить не могли.

С бандформированием Заруцкого на юго-востоке страны смогли разделаться летом 1614 года, осенью разгромили банду атамана Баловня в верховьях Волги. Наиболее опасный отряд Лисовского смогли разбить только к 1616 г. Наиболее опасными врагами были Швеция и Польша. Шведы захватили Новгород и водскую пятину, планируя присоединить их к Швеции, а также требовали, чтобы Русь признала своим царем королевича Филиппа, которому уже присягнули новгородцы. Боевые действия русских войск под началом князя Д. Трубецкого шли неудачно. Спасало ситуацию только то, что шведы больше интересовались тем, чтобы не пустить русских к Балтике и не развивали наступление. В итоге они согласились на посредничество Англии и Голландии в деле заключения мира.

Только два позорных мира избавили Русь от агрессии Швеции и Речи Посполитой. Столбовский мир 1617 года привёл к тому, что Россия уступила Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу. Москва отказывалась от претензий на Ливонию и Карельскую землю. В результате Русь утратила выход в Балтийское море, который вернула только при Петре Алексеевиче. А полностью вернуть утраченные земли на Балтике Русь смогла только при Петре I, после длительной и кровопролитной Северной войны. Кроме того, Москва должна была заплатить Швеции контрибуцию в 20 тыс. рублей, большую по тем временам сумму (20 000 серебряных рублей равнялись 980 кг серебра). Тогда же шведы, голландцы и англичане выхлопотали для себя важные торговые привилегии в России.

Не зря шведский король Густав Адольф считал, что Швеция одержала историческую победу над Русским государством: «Одно из величайших благ, дарованных Богом Швеции, заключается в том, что русские, с которыми мы издавна были в сомнительных отношениях, отныне должны отказаться от того захолустья, из которого так часто беспокоили нас. Россия - опасный сосед. Её владения раскинулись до морей Северного и Каспийского, с юга она граничит почти с Чёрным морем. В России сильное дворянство, множество крестьян, народонаселённые города и большие войска. Теперь без нашего позволения русские не могут выслать ни одной лодки в Балтийское море. Большие озёра Ладожское озеро и Пейпус, Нарвская поляна, болота в 30 вёрст ширины и твёрдые крепости отделяют нас от них. Теперь у русских отнят доступ к Балтийскому морю, и, надеюсь, не так-то легко будет им перешагнуть через этот ручеёк».

В декабре 1618 года было подписано Деулинское перемирие. Перемирие подписали в деревне Деулино близ Троице-Сергиевого монастыря, под Москвой. Там располагался лагерь польского королевича Владислава. А во время кампании 1618 года поляки штурмовали Москву, хотя и неудачно. По перемирию на 14 лет Русское государство уступало Речи Посполитой города Смоленск, Рославль, Дорогобуж, Белую, Серпейск, Путивль, Трубчевск, Новгород-Северский, Чернигов, Монастырский с окрестными землями. Это соглашение было большой победой Речи Посполитой. Граница между двумя государствами отодвинулась далеко на восток, почти вернувшись к границам времён Ивана III. При этом король польский и великий князь литовский по-прежнему сохранил формальное право на русский престол.

Стоит также отметить, что Москве в это время крупно повезло - в Европе в 1618 году вспыхнула ожесточенная Тридцатилетняя война, которую некоторые исследователи считают «мировой войной», так как её значение было огромно. Речь Посполитая и Швеция сцепились между собой и отвлеклись от русских дел. Русское царство разом избавилось от двух грозных врагов, которые угрожали её существованию, смогла передохнуть.

Если снять пропаганду времён правления Романовых и нынешнюю о возрождении «духовных скреп», то выяснится, что во главе Русского царства оказались далеко не самые лучшие люди. Сам Михаил Романов не имел государственного опыта, большими способностями не отличался, был больным (уже в 30 лет с трудом ходил), поэтому за него управляли родители и прочие родственники. Очевидно, что нового царя Руси можно было выбрать и получше. К примеру, Дмитрия Пожарского. Очевидно, что боярской олигархии, которая собственно и организовала Смуту, был нужен слабый и недееспособный царь.

Отец царя, патриарх Филарет, если судить по правде, имеет весьма сомнительную репутацию. Боярин, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Ивановича. Боярин Фёдор Никитич Романов при Борисе Годунове по обвинению в измене, видимо (особенно по его будущему поведению и жизненному пути), не без оснований, был сослан и пострижен в монахи. При первом самозванце Лжедмитрии (Григории Отрепьеве) был освобождён и возведён в сан Ростовского митрополита. Фёдор Романов остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II. В 1610 году «патриарх» стал одним из главных участников заговора против царя Василия Шуйского и активным сторонником Семибоярщины, боярского правительства, которое предавало национальные интересы. Филарет возглавил посольство в Польшу с целью возведения на русский престол польского королевича Владислава. В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания русским царём Владислава Сигизмундовича. Однако не сошёлся с поляками в окончательном варианте договора и был арестован. Вернуться из польского плена Филарет смог только после перемирия, в 1619 году.

Стоит также отметить, что главные деятели Семибоярщины, которая «совершила акт государственной измены», когда в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустила в Москву польские войска, почти в полном составе вошли в правительство Михаила и долго играли в Русском государстве ведущие роли. А одним из первых решений Семибоярщины было постановление не избирать царём представителей русских родов. Боярское правительство призвало на трон сына польского короля Сигизмунда III - Владислава и, опасаясь сопротивления простых русских людей и не доверяя русским войскам, впустило в столицу иноземные войска.

Все живые деятели этого «правительства», которое изменило русской цивилизации, не только не были казнены или хотя бы подвергнуты опале, но продолжили занимать высокие посты в Русском царстве. Глава боярского правительства князь Фёдор Иванович Мстиславский был одним из претендентов на престол на Соборе 1613 года, и оставался видным вельможей вплоть до своей смерти в 1622 году. Князь Иван Михайлович Воротынский также претендовал на престол в 1613 году, служил воеводой в Казани, был первым послом на съезде с польскими послами в Смоленске. В 1620 и 1621 гг., в отсутствие Михаила Федоровича, в звании первого воеводы управлял Москвой. Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский, зять патриарха Филарета, при Михаиле Романове возвысился ещё больше. Возглавлял Разбойный приказ, был воеводой в Казани, возглавлял ряд важных приказов (Сыскной, Казанского дворца, Сибирский и др.). Боярин Иван Никитич Романов, младший брат Филарета и дядя первого царя, на Соборе 1613 года (как и значительная часть бояр) поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. При царе Михаиле Романове ведал внешней политикой. Боярин Фёдор Иванович Шереметев, который вместе с польскими войсками выдержал осаду и вышел из Москвы только по освобождении её Дмитрием Пожарским, самым активным образом способствовал избранию Михаила Фёдоровича на царство. Шереметев участвовал во всех важных событиях царствования Михаила Фёдоровича, до прибытия Филарета в 1619 году, руководил московским правительством, затем был главой правительства после смерти Филарета - 1633-1646 гг., ушел в отставку из-за старости. Только двое - князь А. В. Голицын и А. В. Трубецкой, умерли в 1611 г.

Таким образом, получается весьма печальная . Изменники-бояре предают русский народ, Русь, впускают в столицу врагов, договариваются избрать на русский престол польского королевича. Честные русские люди не щадя живота своего воюют с врагами, освобождают Москву. А изменники, вместо того, чтобы ответить за чёрное предательство своими головами, почти все входят в новое правительство и избирают выгодного для себя царя, молодого, кроткого, без способностей и больного.

Вот и выходит, что в ходе Великой Смуты власть захватили те, кто эту смуту и затеял, разжигал и поддерживал! По мнению многих исследователей Смутного времени, за Лжедмитрием стояли Романовы и Черкасские (И. Б. Черкасский был женат на сестре Филарета). Романовы, Черкасские, Шуйские и прочие бояре устроили Смуту, в которой погибли десятки тысяч людей и опустела большая часть Русского государства. Так, во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В ряде районов и к 20-40 годам XVII столетия населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. Военно-стратегические, демографические и экономические последствия Смуты, которую устроили боярские кланы в борьбе за власть, сказывались десятки лет. Утраченные земли на западе и северо-западе и севере удалось вернуть через десятки лет и ценой большой крови, мобилизационных усилий всей русской цивилизации. Русскую Прибалтику смогли полностью освободить только при царе Петре.

Практически единственный успех нового правительства Михаила Романова - это конец внутренней Смуты. Москва через несколько лет сумела положить конец анархии и вседозволенности (по принципу - «у кого больше сабель, тот и прав»). Кроме того, стоит учесть, что основные боярские кланы были удовлетворены создавшимся положением, устали от войны и перестали поддерживать смуту. Новая власть через несколько лет смогла подавить воровской разгул, уничтожить бандформирования, которые лишись поддержки «элиты». А народные герои, получив свою порцию славы, были оттеснены в тень.

Во внешней политике правительство Михаила отдало ряд важных территорий Швеции и Речи Посполитой. Борьба за возвращение западнорусских земель к успеху не привела. Ни одной внутренней общенародной проблемы восстановленная в 1613 году государственность не решила. Так, продолжилось закрепощение-закабаление крестьянства, начатое Годуновым ещё при царе Федоре Ивановиче, было продолжила. Жизнь большинства народа ухудшилась. Это привело к тому, что народ ответил на социальную несправедливость массовыми восстаниями и XVII век вошёл в историю как «бунташный век».

Таким образом, в историческом отношении правления Романовых не искоренило главную предпосылку Смуты в русской цивилизации - социальную несправедливость, когда большая часть русского народа была закабалена, а «элита» оторвана от народа и берет курс на вестернизацию (западнизацию). Это в конечном счёте привело ко второй Великой Смуте - 1905-1917 гг., когда империя Романовых рухнула.

Ответ русской цивилизации и русского суперэтноса на социальную несправедливость - это Смута, в ходе которой есть шанс на победу новой, национально ориентированной элиты. Как в 1917-1920 гг., когда власть захватили большевики, которые создали социальное, справедливое по своей сути государство (наиболее ярко это проявилось в сталинский период), поэтому они и получили поддержку большей части народа. После 1991 г. снова произошёл раскол народа, и его усугубление в наши дни, когда мы наблюдаем появление прослойки «нового дворянства» в РФ, снова ставит на повестку дня возможность новой смуты. А это в условиях постоянной внешней угрозы со стороны Запада и Востока и начавшегося глобального передела Четвертой мировой войны грозит гибелью всей русской цивилизации. Единственный выход - это новый русский проект на основе принципа социальной справедливости, этики совести и создания общества служения и созидания, который снова объединит общество и возьмёт на вооружение лучшие элементы Русского царства, Российской империи и Красной империи.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Будущий царь родился в 1596 году в семье боярина Федора Никитича и его супруги Ксении Ивановны. Отец Михаила Федоровича был относительно близким родственником последнего царя из династии Рюриковичей, Федора Иоанновича. Однако старший Романов, Федор Никитич, был пострижен в монашество и потому не смог претендовать на царский престол.

С возведением архимандрита Филарета (в миру Федор Никитич Романов) в сан ростовского митрополита его жена Ксения была пострижена в монахини под именем Марфа и вместе с сыном Михаилом жила в костромском Ипатьевском монастыре, который принадлежал к Ростовской епархии.

С приходом поляков в Москву Марфа с Михаилом оказались в их руках и в полной мере ощутили на себе все тяготы осады города нижегородским ополчением. С окончанием осады они вновь переехали в Ипатьевский монастырь.

Избрание на царство

21 февраля 1613 года в Москве собрался Великий Земский собор для избрания царя. Выборы были очень сложными, с большим количеством разногласий, интриг и предложений. Помимо того, что в качестве кандидатов на престол предлагались представители русской знати (например, Д. Пожарский), были претенденты и из-за рубежа. Особенно рвались к русской власти польский королевич Владислав и принц Швеции Карл Филипп. После долгих споров предпочтение было отдано Михаилу Федоровичу. В народе бытовало мнение, что наиболее правильным решением будет, если выбор падет на лицо, тесно связанное родством с прекратившейся династией. А русским боярам был больше по нраву Михаил Федорович. Их устраивал его юный возраст, кроткий и мягкий характер. 1 июля 1613 года в Москве состоялось венчание Михаила Романова на царство.

Правление царя Михаила Федоровича

Молодой царь в первую очередь озаботился умиротворением государства. Несмотря на то что Смута вроде закончилась, страну все также терзали шайки казаков, беглых крестьян, литовские и польские отряды, которые действовали больше на свой страх и риск. Постепенно удалось уничтожить большинство из них.

Оставались проблемы с «официальными» захватчиками. Шведы все еще удерживали Новгород, а поляки претендовали на московский престол.

Новую страницу в царствовании Михаила Федоровича открыл его отец, митрополит Филарет. Он долгое время удерживался поляками и в 1619 году окончательно вернулся в Москву. Царь очень быстро возвел его в сан московского патриарха с титулом «великий государь». Его влияние на сына было очень значительным. Многие государственные решения принимались только с одобрения патриарха. Подобное двоевластие существовало до смерти Филарета в октябре 1633 года.

В 1623 году молодой царь женился на княжне Марье Владимировне Долгорукой, которая вскоре умерла. В 1626 году состоялась свадьба с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, которая была дочерью незнатного дворянина.

Михаил Федорович вел не очень активную внешнюю политику. Старался не ввязываться в большие военные кампании. Неудачей закончилась Вторая Польская война, и поляки сумели сохранить все ранее захваченные русские земли. Бесславно закончился и поход казаков. Они захватили турецкую крепость Азов, но царь, не желая ссориться с турками, не стал ее отстаивать.

Внутренняя политика Михаила Федоровича

Внутренние проблемы государства волновали царя гораздо больше. Его усилия были направлены на подъем экономики и упорядочивание финансов. Были созваны выборные люди из российских городов, которые информировали правительство о состоянии земель и предлагали способы улучшения их положения.

За время правления Михаила Романова прошло 12 Земских соборов, которые в значительной мере облегчили работу правительства.

В стране был произведен разбор военно-служилого класса и начат новый кадастр.

При Михаиле Федоровиче страна стала более открытой для иностранцев. Начало практиковаться приглашение иноземных ученых, исправление церковных книг. В Москве создается первая правительственная школа.

Михаил Федорович Романов, основатель династии, скончался 13 июля 1645 года, оставив трех дочерей и сына Алексея Михайловича, который и сменил его на престоле.