Церковь в честь Святого Василия Великого (Трёхсвятительская). Утраченные храмы Киева

Православная церковь ярко выделяется на просторах Красной площади Москвы, является знаменитым памятником русского зодчества. Собор возводился по особому указанию царя Иоанна IV в честь похода на Казань и взятия города. Рядом с постройкой находился глубокий ров, поэтому в простонародье храм назывался Покровом на Рву.

Великолепная церковь объединяет десять приделов, некоторые из них освящены в честь святителей РПЦ. Сегодня грандиозное сооружение считается достоянием ЮНЕСКО и работает в качестве подразделения музея истории.

История постройки

Когда Иоанн IV совершал походы на Казань, принадлежащей татарам, на (Красной) Троицкой площади, воздвигали деревянные церкви, символизирующие победы царя. В октябре 1552 г. произошла заключительная битва, и город Казань присоединился к Московскому княжеству. В честь этого знаменательного события Иоанн IV дал указание объединить все церкви, располагавшиеся на Красной площади, в один большой каменный собор. Строить церковь начали в 1555 г., а к 1559 г. основную часть уже закончили.

Покровский собор на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва


На заметку! Некоторые исследователи выдвигают идею о том, что Покров на Рву задумывался как явный намек на Влахернский монастырь, где совершалось чудо Покрова. Архитектура и местоположение церкви Василия Блаженного возвышали новую идеологию государства, гласящую, что Москва является третьим Римом. Другие источники сообщают: идея создания возникла у митрополита Макария, который желал уподобить столицу Иерусалиму. Покров на Рву считался практически Небесным Градом, потому что архитекторы поставили приделы на один фундамент.

Доработки и изменения

Изначально Покровский собор на Красной площади смотрелся строго и изящно за счет фресковой росписи и имитации кирпичной кладки. В первые годы создания церковь не имела крылец и пристроек, главный храм окружало восемь отдельных приделов. Комплекс являлся мемориальным памятником, созданным в честь победы русских войск над Казанским ханством.


В 1784 г. поступил указ от императрицы Екатерины II на полноценную реставрацию ансамбля. На благое дело государыня выделила архиерею Платону большую сумму, работами руководил именитый архитектор И. Яковлев. Восьмерик и барабан Феодосиевского храма разобрали, а нижний ярус модернизировали в крытую паперть собора святого Василия. На втором этаже поставили новую ризницу.

Дальнейшее становление

При царе Александре I книжные магазины, заслонявшие величественное здание, убрали, разровняли косогор, а две стороны облицевали камнем и обнесли решеткой.


На заметку! Главная церковь религиозного ансамбля освящена в честь торжества Покрова Пречистой Богоматери, отмечаемого 1 октября. В этот же день 1552 г. Иоанн Грозный приказал войскам атаковать Казанскую крепость. Главная церковь является самой высокой из группы окружающих её приделов. Фреска, обнаруженная при исследовании красок, позволила определить точную дату завершения возведения всего церковного ансамбля - 29 июня 1561 г.

Архитектура

Изначально внешний вид комплекса отличался мужественной строгостью, здесь преобладала множественность элементов, среди которых нельзя выделить основной. Интерьеры имели малое пространство, если сравнивать их с масштабными и богатыми фасадами. Создатели пытались отводить большую роль элементам декора.

Колокольня храма Василия Блаженного

Стены собора выкладывали из кирпичей, а основания, цоколи и некоторые поддерживающие детали - из белого камня. В кирпичной кладке делались отверстия, куда вставлялась проволока для соединения двух кирпичей. При помощи этой техники над пролётом создавалась стойкая горизонтальная поверхность.

Уникальный и высокий собор не имеет глубокого фундамента, строительство осуществлялось за счёт высокого подклета на холме. Восемь приделов обладают луковичными главами. Они сгруппированы вокруг главной церкви Покрова. К приделу, освященному в честь Василия Блаженного, пристроен храм Рождества Богоматери, где в конце XVI похоронили тело Иоанна Московского. Основные строения имеют общее основание, а также обходную галерею и внутренние переходы.

Интересно! Храм Василия Блаженного пристроили к ансамблю в 1588 г. над местом захоронения юродивого святого. Распоряжение о возведении выдал сын Иоанна Грозного - Федор Иоаннович.

Придел обладает кубической формой, увенчан традиционным световым барабаном, пол церкви выстлан чугунными плитами. На стенах интерьера видны сцены жития преподобного Василия. Над захоронением святителя установлена декоративная арка, считающаяся чрезвычайно почитаемой святыней.

Как добраться

Покровский храм имеет большую и трудную историю, был построен в честь взятия Иоанном IV Казани. Удивительная архитектура церковного ансамбля Покровского собора во все времена восхищала и отечественных и иностранных созерцателей.

Сегодня эта православная церковь выступает в качестве филиала Исторического музея. Богослужения здесь проходят только в воскресные дни.

Собор находится на Красной площади, строение № 2.

Добраться до церковного ансамбля на общественном транспорте не составит труда.Ближайшие станции метро: «Театральная» и «Охотный ряд», храм располагается прямо за Историческим музеем.

Покров на Рву открывает двери с 11:00 до 19:00, в воскресные дни в десять часов утра здесь совершается Божественная литургия, поются акафисты.

Собор Василия Блаженного

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Церковь во имя святителя Василия Великого, надвратная, каменная, одноглавая, была заложена весной и окончена осенью 1840 года.

Сей надвратный храм был выстроен и освящен в правление самого выдающегося Берлюковского настоятеля архимандрита (с 1853 года) (Протопопова).

Отец Венедикт сочетал в себе различные таланты настоятельской должности: он был образованным человеком, выдающимся организатором, администратором, мудрым духовником, умеющим утешить как простого крестьянина, так и знатного дворянина.

Берлюковская обитель славилась с испокон веков своим местоположением и уединенностью, которая с 1829 года была нарушена невероятным притоком богомольцев, жаждущих поклониться чудотворному образу Спасителя.

Приятное месторасположение оной – на возвышенном берегу реки Вори, – благолепие храмов Господних и устройство монастырских зданий обращают на себя любопытный взор посетителей и усердствующих Богомольцев. Здесь особенно приятно наслаждаться в час тихих майских и летних вечеров, когда последние лучи заходящего солнца угасают на позлащенных главах священных храмов .

За время правления отца Венедикта (1829-1855) обитель превратилась в красивый архитектурный комплекс с великолепными храмами, достойными столичного уровня.

Как раз именно в это самое время неизвестный благотворитель пожелал устроить в Берлюковской пустыни новую каменную надвратную церковь с непременным условием посвятить ее святителю Василию Великому.

Это желание благотворителя вначале было отвергнуто Московской Духовной Консисторией и митрополитом Московским и Коломенским Высокопреосвященным Филаретом (Дроздовым).

Так в указе от 5 февраля 1840 года, поступившем из Московской Духовной Консистории было прописано, что «не согласится ли он (неизвестный благотворитель) жертвуемые на Васильевскую церковь десять тысяч рублей обратить на устроение собственно ограды в распространении которой настоит необходимая нужда. И чем усердствующий отзовется, донести Консистории» .

В ответном рапорте иеромонах Венедикт представил четкое положение вещей, как на предмет строительства нового соборного храма, так и желания благодетеля: «В Берлюковой пустыне начатый мною Соборный храм во имя Христа Спасителя вчерне совсем достроен, купола его и прочие части уже покрыты железом и даже заказаны главы с крестами, для золочения которых вдова купчиха Вера Михайловна Алексеева жертвует золота на три тысячи рублей, а потому во время предполагаемой постройки ограды Соборный храм не только не потерпит никакого вреда, но и самая внутренняя отделка его не замедлится более того времени, какое нужно по необходимости для просушки стен и заготовки материалов.

Жертвуемых неизвестным благотворителем десяти тысяч рублей хотя не достаточно на предполагаемую постройку новой во имя Св. Василия Великого церкви над входными воротами, на как благотворитель для того собственноручно и жертвует те 10-ть тысяч рублей, чтобы выстроить Васильевскую церковь и при личном объяснении по сему предмету с благонадежностью замечено, что благотворитель не ограничит своего усердия теми 10 тысячами рублей, то к удовлетворению его желания я не вижу препятствия, ибо допущением постройки Васильевской церкви пустынь нисколько не затруднит в способах какие нужны ей для внутренней отделки Собора, тем более, что в прежней холодной церкви, обращенной в теплую, нужнейшие поправки уже произведены и Богослужение производится.

Северо-западную часть ограды с башнями предполагается сломать потому, что ограда и башни обветшали и особенно верхи башен, устроенные из теса, весьма не благообразны и не будут соответствовать благолепию предполагаемой над воротами церкви» .

6 февраля 1840 года иеромонах Венедикт донес в Московскую Духовную Консисторию, что он предлагал неизвестному благотворителю оплатить строительство лишь одной монастырской ограды, без устроения надвратного храма. Но от благодетеля «получил ответ, что он усердствует своим капиталом собственно на устроение церкви по предполагаемому им плану… и обратить свое усердие на постройку ограды не согласен. И если Духовному Начальству неугодно будет разрешить построение церкви над воротами, то он от всякого пожертвования в пользу пустыни отказывается» .

Крайне интересным представляется здесь не только категорический ответ жертвователя и его сильное желание воздвигнуть храм во имя святителя Василия Великого, но именно тот факт, что сам план храма был разработан этим человеком или при его участии.

Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского Николая I, из Московской Духовной Консистории в пустынь иеромонаху Венедикту было предписано: «По всем сим обстоятельствам, и дабы несогласием со стороны Духовного Начальства на построение просимой Васильевской церкви, не показать неизвестному жертвователю 10 тысяч рублей пренебрежением к его усердию и тем не охладить в других расположения к подобным Богоугодным подвигам, на основании 263 пункта проекта Устава Консисторий, дозволить Вам, строителю: 1). Монастырскую ограду с восточной стороны отнести на десять сажень, а северо-западную часть ограды с въездными воротами и двумя башенками по их ветхости перестроить по утвержденному Строительною Комиссиею плану и фасаду, с употреблением на то заготовленного в числе 200 тысяч кирпича. 2). По желанию неизвестного усердствующего устроить во имя Св. Василия Великого, по утвержденному же Комиссиею плану с фасадом, и на сей предмет Вам, строителю, принять от усердствующего жертвуемые 10 тысяч рублей, для записи коих в приход и расход, а равно и других жертвований, какие могут быть на постройку Васильевской церкви, выдать Вам, строителю особую шнурованную книгу» .

Есть и довольно крупные жертвы, такие как, например: «Получено от неизвестной особы на сделание главы и креста на церковь Васильевскую и на сделание в оной колод с рамами тысячу рублей ассигнациями» . Всего же по данной книге было собрано на храм во имя святителя Василия Великого 23404 рубля 84 копейки .

Из анализа документов можно сделать четкий и явственный вывод, что имя главного жертвователя и возможно даже инициатора строительства надвратного храма было известно с самого начала настоятелю обители иеромонаху Венедикту. И конечно обстоятельство, что все тайное, что было связано с именем жертвователя, а также не желание открыть его имя вышестоящему начальству, говорит о таковом желании самого благодетеля.

В документе «Условие на иконостас в Васильевской церкви» присутствует имя человека, который оплачивает эту работу. Также в архиве РГАЛИ (Российской Государственный архив литературы и искусства) сохранилось письмо от этого человека к отцу Венедикту, из которого явствует, что это именно он и есть главный жертвователь и инициатор, конечно при покровительстве самого отца настоятеля, строительства надвратного храма . Итак, этим человеком была коллежская советница Аграфена Федоровна Анненкова. Именно она предложила отцу Венедикту свои средства на строительство этого храма, именно она спонсировала изготовление иконостаса для храма, финансировала росписи, написание всех икон, она выступила идейным вдохновителем облика храма, а также просила посвятить храм именно этому святому.

Выбор святителя Василия Великого был обусловлен тем обстоятельством, что покойный супруг Аграфены Федоровны носил во святом крещении имя этого великого подвижника.

Святой Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трех каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот), убежденный поборник киновии (устройства общежительных монастырей – прим. ред. ).

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, притом, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до II Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не все население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

«На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы: любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях.

В области православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь четко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви – Крещению и Евхаристии, – вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии» .

Василий Александрович Анненков – покойный супруг Аграфены Федоровны, отец четырех сыновей – Александра, Федора, Ивана и Павла – был симбирским помещиком. Оставленное им наследство не привело к нарушению прежних отношений членов семьи. Его семья сохранила и приумножила его добросердечие.

В письме овдовевшей Аграфены Федоровны к архимандриту Анатолию можно обнаружить христианское смирение и настоящую любовь к покойному супругу: «Все, что только утешает меня, что кончина была христианская, случившись в Москве, и по желанию его тело положено в Симонове монастыре, почему я ежегодно и приезжаю в Москву к этому времени для поминания (24 августа по старому стилю день кончины Василия Александровича) его» .

Василий Александрович и Аграфена Федоровна Анненковы в счастливом браке имели четырех детей и все они стали не только порядочными людьми, но отдали свои жизни ради своей страны.

Самый младший сын Павел Васильевич (1813-1887) – известный русский литературный критик, историк литературы и мемуарист. Он вошел в историю как основатель пушкинистики, автор первого критически подготовленного собрания сочинений А.С.Пушкина (1855-1857) и первой обширной биографии – «Материалов для биографии Пушкина» (1855), позже, собрав новые материалы, издал книгу «Пушкин в Александровскую эпоху» (1874).

П.В.Анненков работал с рукописями Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил систематическое обследование современной поэту прессы. Современники высоко оценили его титанический труд.

Иван Васильевич Анненков (1814-1887) – российский военачальник, генерал-адъютант, генерал от кавалерии Русской Императорской армии; член Александровского комитета о раненых.

Он служил в лейб-гвардии Конном полку, исправлял должность Вице-директора инспекторского департамента военного министерства, состоял в Свите Его Императорского Величества. И.В.Анненков неоднократно исполнял особые поручения: был командирован для наблюдения за формированием, обучением, снаряжением и отправкой по назначению дружин государственного ополчения, за отправлением маршевых батальонов и за переформированием резервных и запасных бригад 4-х пехотных дивизий. В 1872 году был делегатом от Российской Империи на Международном пенитенциарном конгрессе в Лондоне.

«В январе 1860 года И.В.Анненков принял командование над 1-м округом корпуса жандармов; в 1861 году получил чин генерал-лейтенанта, в марте 1862 года вступил в должность санкт-петербургского полицеймейстера и пять лет спустя был назначен санкт-петербургским комендантом. В 1878 году он произведен в генералы от кавалерии и вслед за тем назначен членом Александровского комитета о раненых»
.

За время пребывания в Конном полку, в 1849 году, Анненковым составлена обширная «История лейб-гвардии Конного полка, от 1731 до 1848 года».

Иван Васильевич Анненков умер 4 июня 1887 года и был погребен в Приморской Сергиевой пустыни в Санкт-Петербурге, рядом со своим братом Федором Васильевичем, скончавшимся 7 декабря 1869 года.

Федор Васильевич Анненков также был военным, дослужился до генерал-майора, в 1854-1856 года он военный губернатор и управляющий гражданской частью Нижегородской губернии.

Иван Васильевич Анненков, отправляясь служить в лейб-гвардии Конный полк, пошел по стопам своего отца. Из «Книги для записи брачных обысков церкви Софии Премудрости Божией, что в набережных Садовниках» города Москвы, показано, что 16 февраля 1802 года поручик Василий Александрович Анненков «понял» госпожи вдовствующей полковницы Наталии Андреевны Стрекаловой дочь Аграфену .

Василий Александрович Анненков скончался 24 августа 1839 года и был погребен в Москве на территории древнего Симонова мужского монастыря. Вместе с супругой они счастливо прожили в браке 37 лет.

После смерти супруга, Аграфена Федоровна перебралась на жительство из Москвы в город Арзамас Нижегородской губернии, где у нее от мужа осталось имение, и был свой дом в городе . Именно из Арзамаса адресовано ее письмо от 25 апреля 1842 года к Берлюковскому настоятелю Венедикту, в котором она обсуждает вопросы, связанные с росписью храма и с изготовлением иконостаса.

В письме к архимандриту Анатолию, к которому она всегда обращается «Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший дражайший возлюбленный мой благодетель, мой батюшка, Милостивый Государь, отец мой Духовный Архимандрит Анатолий» , она пишет: «Слава Господу за его молитвы, я покойна и благодарю Всевышнего Господа о том, что и дети все четверо соединены дружбой и любовью промежду собою и ко мне расположены любовью и почтением и довольны хоть малым состоянием родительским благословением они получили тысячи душ, но как по согласию своему старший брат Александр вышел в отставку и заменил отцовское место быть братьям вместо отца и управлять всем именьем и равно делить на четыре части дохода… Феденька уже полковник и при свите у Императора флигель-адъютантом, а Ванюша из меньших в Конной гвардии полковым адъютантом и также приближается года через два быть полковником, а средний Павел по своему желанию для образования к лучшему познанию вояжировал три года, где был во всех разных иностранных городах от Парижа до протчих земель проезжал и брал лекции, уроки у самых философов. Эта его страсть всегда была к учению и к любопытству вещей достопамятных. Да я Бога молю только о том, чтобы ему послужило в пользу благочестие познания, а не так как нонче, многие науки развращают молодых людей» .

Но самым главным, что никак невозможно пропустить, является то обстоятельство, что Аграфена Федоровна, скорее всего, посещала великого подвижника земли русской, святого старца Серафима Саровского.

Автору этих строк удалось увидеть и проанализировать уникальный по своему содержанию документ, находящийся в Российском Государственном архиве литературы и искусства в фонде № 330. Документ сей на двух листах, немного желтоватый, с исправлениями, на котором неизвестным вверху листа озаглавлено: «Ноября 30 го. Саров. Разговор отца Серафима» .

Несомненно, что это уникальный документ, первостепенной важности и актуальности. Это старательно записанные ответы величайшего подвижника, «документ от первого лица – свидетельство только-только записанного разговора с преподобным Серафимом. Пронизанность любовью – вот, пожалуй, то, чего нам так сегодня не хватает. Именно этим, наверное, и дорог нам в первую очередь образ Серафима Саровского спустя вот уже второе столетие» .

Ноября 30 го, – означает либо месяц ноябрь 1830 года, либо 30 число месяца ноября. Принимая посетителей к себе в монастырскую келью в течение 15 лет, о. Серафим не оставил затвора и никуда не выходил. Но в 1825 году он начал просить Господа о благословении его на окончание затвора.

25 ноября 1825 года, на день памяти святителя Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, в сонном видении, Матерь Божия в сопровождении этих святых явилась ему и разрешила выйти из затвора и посещать пустынь.

После окончания затвора старец принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали знатные люди, в том числе Государь Император Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Отошел ко Господу 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы.

Учитывая, что данный документ хранится в архиве в фонде Анненковых, то вполне возможно, что именно Аграфена Федоровна посещала великого подвижника.

На этом мнении сходится и еще один исследователь документа, кандидат филологических наук, доцент Югорского Государственного университета, член Союза писателей России Михаил Михайлович Рябий: «Обращает на себя внимание почерк: опыт работы в архивах подсказывает, что писал человек немолодой, поскольку именно такая каллиграфия встречается у тех, кого обучали грамоте еще в восемнадцатом столетии. Из содержания написанного видно, что запись сделана женщиной, вполне возможно, матерью первого биографа А.С. Пушкина – Павла Васильевича Анненкова. Аграфена Федоровна поведала старцу о своем материнском беспокойстве. Очень краткое содержание беседы, скорее всего, перенесено на бумагу сразу же после встречи с отцом Серафимом» .

Уникальный документ беседы с преподобным, обнаруженный в фонде этой благочестивой семьи, его поистине 17 драгоценных ответов на насущные вопросы раскрывает для нас облик святого старца. Особо актуально звучат слова преподобного «Аще все преобращем мира сего, а душу потеряем!» . Это есть завет великого угодника Божия, о том, что не в завоевании мирских богатств есть наша цель!

8 марта 1840 года Аграфена Федоровна заключила договор о внутреннем убранстве надвратного храма: «Мы, нижеподписавшиеся, коллежская советница Аграфена Федорова дочь Анненкова и Императорской Академии Художеств Андреян Кузмин сын Малахов заключили сие условие в том, что обязуюсь я, Малахов: 1. По предъявленному мне фасаду иконостаса в церковь Берлюковой пустыни над Святыми воротами, состоящей Московской епархии, означенную на нем резьбу сделать из сухого липового дерева; 2. Столярство на иконостасе, клиросах из соснового дерева в лучшем и прочном виде; 3. Престол и жертвенник сделать лучшего дубового дерева, на престол доску верхнюю сделать кипарисную; 4. Всю резьбу на иконостасе и клиросах, на Горнем месте сиянием с херувимами и рамою червонным полузолотниковым золотом с различием по мере; 5. Написать для того же иконостаса иконы мерою сообразно с чертежом, рисунки на оный следующие… Доски для образов должны быть липовые с дубовыми шпонами, прочные и совершенно сухие. Всю означенную работу произвести мне в Москве и по окончании доставить на свой счет в означенную пустынь непременно к 20 числу августа сего 1840 года. Положенное же число работы окончить в апреле месяце, а другую половину к означенному времени. Утвердить на своих местах иконостас. За всю вышеозначенную работу обязана я, Анненкова и наследники Малахову заплатить 900 рублей серебром» .

Адриан Кузьмич Малахов (26.08.1810- 29.08.1853) – художник-живописец. В 1839 окончил Императорскую Академию Художеств с малой серебряной медалью, получив звание свободного художника исторической живописи «за написанный на фарфоре водными красками образ Христа Спасителя в терновом венце». Жил в собственном доме в Москве, значился «московским временным купцом 3-й гильдии». Имел мастерскую с наемными работниками. Занимался оформлением храмов, производства живописного (иконы) и прикладного искусства (резьба и позолота иконостасов) в центральных губерниях России, Поволжье, на Северном Кавказе и Урале. Главная веха в его творческой биографии оформление в городе Златоусте собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Погребен Адриан Кузьмич на Московском Ваганьковском кладбище.

Высокопреосвященный Филарет 28 мая 1840 года на докладе иеромонаха Венедикта наложил резолюцию «Бог благословит усердствующего и дела»

Митрополит Московский и Коломенский Высокопреосвященный Филарет 28 мая 1840 года на докладе иеромонаха Венедикта о том, что «неизвестный усердствующий, сверх пожертвованных им десяти тысяч рублей ассигнациями на постройку Васильевской церкви над воротами в Бирлюковской пустыне, изъявил желание устроить на свой счет в оную церковь иконостас со всею отделкою и иконами» наложил резолюцию «Бог благословит усердствующего и дела» .

Из этого документа полностью становится понятным, что именно Аграфена Федоровна Анненкова была заказчиком и благотворителем Васильевского храма. Этот храм строился ее усердием, желанием, при ее непосредственном участии и в память ее покойного мужа Василия Александровича.

Строительство храма стало завершающим благодеянием Аграфены Федоровны в земной жизни. 11 декабря 1843 года она скончалась и была погребена в Симонове монастыре рядом со своим супругом .

Строительство храма осуществил Владимирской губернии и уезда, Добрынской волости, села Брутовского крестьянин Ефим Данилович Дюков. Ефим Данилович с бригадой «подрядился в означенной пустыни по утвержденному фасаду и плану выстроить вновь Святые ворота, над оными церковь во имя Св. Василия Великого, ограду и по углам башни по показанию Архитектора и под присмотром со стороны пустыни каменных дел мастера» . Для работы он «поставил самых лучших и опытных людей сорок человек» и строительство всего комплекса работ продвигалось вплоть до октября 1840 года, так как последние деньги Е.Д.Дюков получил 4 числа этого месяца .

19 сентября 1840 года строитель обители иеромонах Венедикт «в уважение трудов и успехов по благоустроению обители и братства произведен во игумена» .

Во всех документах и исторических описаниях пустыни отражено, что храм был освящен осенью 1840 года. Пока неизвестно когда конкретно состоялось освящение храма, и кто освятил его.

В 1842 году в монастыре была произведена «Опись зданий Берлюковской пустыни, устроенная игуменом Венедиктом», в которой есть описание надвратного храма:

Церковь вновь устроенная над Святыми воротами во имя Святителя Василия Великого, каменная. На ней глава из белого железа, крест, яблоко, репьи и ложка под главою вызолочены под кремень на меди. Внутри церковь оштукатурена. В Олтаре и по церкви пол настлан гжельской лещадью, а ступени и амвон из белого камня. Церковь покрыта вся железом с окрашением медянкою. При крыльце две колонны из белого камня. Ступени и площадка на крыльце, а также ступени на входную в церковь лестницу чугунные; а площадки по лестнице из гжельской лещади. Верхняя площадка и поручни по лестнице деревянные. В оной церкви и в лестнице окон четырнадцать, из них пять окон с железными решетками. Под Олтарем оной церкви в Святых воротах устроена палатка, в ней два окна с железными решетками. В воротах затворы полуциркульные деревянные, филенчатые, столярные на железных петлях .

В 1844 году в мастерской А.А.Рудольского монастырем была издана литография «Вид Берлюковской пустыни». На этой литографии можно прекрасно рассмотреть вид всей обители, а также каменный надвратный храм во имя Василия Великого, со святыми вратами, новую каменную ограду и каменные башни.

При настоятеле игумене Ионе (Белобородове) под церковью святителя Василия Великого, вместо кладовой была устроена лавка для продажи книг духовного и нравственного содержания и образов.

Указом Его Императорского Величества Государя Императора Александра II из Московской Духовной Консистории «Николаевской Берлюковской пустыни игумену Ионе. На донесении о. архимандрита Иакова, с представлением рисунка и мнения на устройство при вверенной Вам Берлюковской пустыни лавки, для продажи книг духовно-нравственного содержания, образов, крестиков, картин и монастырских изделий, последовавшем по резолюции Его Преосвященства, вследствие донесения Вашего, с испрашиванием разрешения устроить означенную лавку, – резолюциею Его Преосвященства 13 сего июня № 4837 предписано: Разрешается, – по особому распоряжению Его Высокопреосвященства. О чем указ сей Вам игумену с препровождением рисунка и посылается. Июня 21 дня 1868 года. Член Консистории протоиерей Стефан Протопопов» .

Так описание обители, составленное в 1847 году, сообщает о храме: «В 1840 году воздвигнут храм на северной стороне монастыря во имя Василия Великого. Под ним св. врата, на присланные деньги при указе Московской Духовной Консистории от неизвестного 10000 рублей ассигнациями и набранные по книге 10100 рублей ассигнациями. Вместе с сим храмом строилась ограда с восточной стороны на протяжении 55 сажень, а с северной стороны 110 сажень с двумя угловыми двухъярусными башнями на всю эту постройку употреблено монастырской суммы 5700 рублей серебром» .

В описание опять присутствует употребление слова «от неизвестного», что, несомненно, является исполнением воли заказчика и благотворителя о неразглашении его имени. Во всех опубликованных исторических описаниях монастыря приводится цифра потраченных средств на сооружение храма в 6000 рублей . Эта цифра отражает лишь затраты обительских средств на построение храма и стен, и не учитывает средства собранные от жертвователей.

В описании, составленном настоятелем монастыря иеромонахом Нилом (Сафоновым), и опубликованном в 1874 году есть дополнение о монастырской ограде: «Каменная ограда около монастыря с 3-х сторон (4-я обращена в сад, где протекает река Воря), на протяжении 110 сажень с двумя башнями и, кроме святых ворот, еще с двумя въездными воротами. Построена в 1840 году» .

В храме было сосредоточено немало святынь, представляющих несомненный художественный и духовный интерес. В 1898 году обитель посетил известный писатель, историк, автор многочисленных книг, исследователь древнерусской иконописи Леонид Иванович Денисов (впоследствии епископ Арсений).

Леонид Иванович так описал внутреннее убранство храма:

Мы осматривали церковь во имя св. Василия Великого, над св. вратами, где находятся, между прочим: резная из слоновой кости икона Тайной вечери, Нерукотворенный Образ, письма Симона Ушакова, Курская икона Знамения Богоматери, снимок с подлинной Курской иконы, исполненный в конце XVII века и Боголюбская икона Божией Матери, особого типа, с девятью предстоящими святыми. Наименования их стерлись от времени и мы можем пока по догадке наименовать: св. князя Андрея Боголюбского, св. Николая чудотворца, св. Варлаама, св. Иоасафа царевича и, быть может, св. Екатерину. Эта замечательная икона поступила в пустынь при строителе Парфении .

В своем обстоятельном труде под названием «О памятниках древне-русской иконописи в Берлюковской пустыни», Леонид Иванович Денисов добавляет, что икона Курской Божией Матери есть вклад княгини Ольги Михайловны Кольцовой-Мосальской, что явствует из надписи на самом святом образе .

Ольга Михайловна Кольцова-Мосальская творила много Богоугодных дел. Она внесла большое пожертвование (5000 рублей) в Московский Златоустов мужской монастырь, а также пожертвовала и на строительство храма Христа Спасителя Берлюковской обители (1735 рублей).

Она была супругой князя Андрея Александровича Кольцова-Мосальского (1758-1843), гофмейстера, сенатора, действительного тайного советника. Ольга Михайловна скончалась 31 января 1847 года и была погребена в Московском Новодевичьем женском монастыре.

Конечно не может не вызвать духовного трепета и то обстоятельство, что в храме Василия Великого находилась икона Нерукотворного Образа Спасителя, писанная выдающимся иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым (1626-1686).

С приходом С.Ф.Ушакова на службу в Оружейную палату в 1664 году, круг его деятельности расширился, а слава возросла. Он стал во главе всех царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями Царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в почете.

В храме пребывали и две иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Из «Описи церковного имущества, находящегося в церкви Василия Великого над Святыми вратами» за 1894 год явствует:

Правая сторона Царских врат. Местная икона Спасителя Нерукотворенного Образа в серебряной вызолоченной ризе. Над сею иконой образ Спасителя, Лобзания Иудою… Иконостас в прочих местах храма. За правым клиросом образ Спасителя Лобзание Иудою в золотой раме .

В дальнейшем облик храма практически не менялся, за исключением мелких и небольших ремонтов, а потому храм к перевороту 1917 года практически не претерпел изменений.

Начиная с 1917 года, началось постепенное притеснение прав верующих, как на территории всего Богородского уезда, так и на территории обители в частности. С начала 1920-х годов на территории монастыря были размещены инвалиды гражданской войны, которые с течением времени и при полной поддержке власти стали захватывать все новые и новые здания.

Так в документе «Мандаты на обследование и акты доклада по обследованию монастырей в городе Москве и Московской губернии. Начато 30.11.23. Окончено 03.03.26» сказано: «Богородский уезд. Один монастырь. Проживает 16 человек монахов, культ отправляют. Число проживающих в инвалидном учреждении 244» ; «Берлюковский монастырь – помещение занято Инвалидным Домом. Свободные помещения имеются Берлюковской Пустыне, использовать можно под жилье до 100 человек при условии полного их переустройства» .

Знаменитая, но не сохранившаяся до нашего времени церковь во имя св. Василия Кесарийского, одна из самых роскошных и богатых в старой Москве, стояла до революции на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улиц. Ее основание в древней Тверской слободе московских ямщиков обычно связывают с именем великого князя Василия III и его тезоименитством, хотя есть версия, что церковь построили переселенцы из Пскова, которые освятили ее в память о храме св. Василия Кесарийского, стоявшего в их родном городе с 1377 года.

Св. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, один из Отцов Церкви и Учителей Вселенских, автор множества богословских трудов, родился около 330 года в малоазийском городе Кесарии. Его родители были благочестивыми христианами, а бабушка, нареченная Макриной, в молодости слушала проповеди св. Григория Неокесарийского. В семье родилось 10 детей, и пятеро из них были причислены Церковью к лику святых, вместе с самим святителем Василием и их матерью, праведной Эмилией.

Свое первое образование св. Василий получил в детстве от отца, адвоката и преподавателя риторики. После его смерти одаренный юноша поехал учиться: пять лет в Константинополе, а затем в Афинах он постигал различные науки – риторику, философию, медицину, математику, астрономию, физику. «Это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы», - говорили о святителе. В Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом, и их дружба сохранилась на всю жизнь. По свидетельству св. Григория, для них в Афинах было две дороги – одна в церковь, другая – в училище.

После окончания учения св. Василий вернулся в родную Кесарию. Где стал преподавать риторику. Но духовная жизнь влекла его, и вскоре он отправился на Восток, где подвизались в монашестве святые подвижники. Святитель посетил Египет, Сирию и Палестину, посещая святых отшельников и обучаясь у них, а в конце путешествия совершил паломничество к Святой Земле. В 362 году по пути домой, находясь в Антиохии, св. Василий был посвящен в сан диакона, а в Кесарии, спустя два года – в сан пресвитера. Рукоположи его сам Евсевий, епископ Кесарийский, автор знаменитой «Церковной Истории». Однако поначалу их отношения были омрачены: Евсевий невзлюбил святителя, и тот удалился в пустыню, дабы не сеять смуту и раздор в родном городе. В уединении он вновь оказался вместе с Григорием Богословом, и они составили труд «Добротолюбие».

Однако вскоре вновь стала усиливаться арианская ересь, осужденная на I Вселенском Соборе в 325 году, и сам император Констанций, сын Константина Великого, был приверженцем ариан. Оба святителя вернулись в мир исполнять свой долг: св. Василий возвратился в Кесарию, и примирился с епископом Евсевием, который, умирая у него на руках, благословил святителя быть своим преемником. И в 370 году св. Василий был избран на кафедру в Кесарии.

Все годы своего служения он был истовым защитником вероучения Православной Церкви, одним из создателей церковной догматики, Литургии и учения о Святой Троице. Все свои личные средства святитель отдавал на нужды бедняков – строил богадельни, больницы, основал два монастыря. В святой жизни он получил Божественный дар предвидения. Однажды во время правления нечестивого императора Юлиана Отступника, пытавшегося восстановить в Римской империи язычество и открывшего новые гонения на христиан, св. Василий молился перед иконой Пресвятой Богородицы и образом св. великомученика Меркурия. И было ему чудесное видение: образ великомученика на иконе внезапно исчез, а когда появился вновь, то копье св. воина было в крови. Как потом стало известно, в это время Юлина Отступника действительно убили ударом копья.

Был у св. Василия и чудесный дар исцелять больных и страждущих, приводить неверующих к вере и вымаливать у Бога прощение отчаявшихся грешников, совершивших очень тяжкие, страшные грехи, но искренне раскаявшихся в своих злых делах. Такую помощь он оказывал и после земной кончины. Как-то одна женщина принесла ему запечатанный список своих грехов. Ночью святитель горячо молился Богу о ее спасении, и наутро в списке чудесно оказался записанным только один грех. Святитель отправил каявшуюся к преподобному Ефрему Сирину, но тот вновь отпустил ее к св. Василию, молвив, что только он может вымолить у Бога прощение для нее. Однако по пути домой женщина встретила похоронную процессию: хоронили св. Василия. Она в рыданиях опустилась на землю и бросила свой свиток на гроб святителя. Один священник поднял свиток и, развернув его, увидел чистый лист бумаги, на котором не было написано ни одного слова. Последний грех раскаявшейся женщины был прощен по посмертной молитве святителя.

И даже перед смертью св. Василий сумел обратить в христианство своего лекаря, иудея Иосифа. Тот предрек, что святитель не доживет до утра, а если доживет, то сам уверует в его веру, увидев такое чудо. Ночью св. Василий просил у Господа отсрочить кончину ради спасения заблуждавшегося человека, а утром лекарь нашел его живым. Изумление врача достигло предела, когда святитель встал и отправился с ним в храм, сам совершил Таинство Крещения и причастил его. В храме же, простившись со всеми, св. Василий тихо отошел к Господу. Это произошло 1(14) января 379 года. Ему было всего 49 лет.

За заслуги перед Церковью св. Василий был прославлен Великим. Он стал небесным хранителем и русского князя Владимира Великого, во крещении нареченного Василием. Князь, позднее сам причисленный к лику святых, стал строить первые Васильевские храмы.

В дореволюционной Москве праздник св. Василия Великого приходился на первый день Нового года (1 января ст.ст.) и его канун– вечер 31 декабря - назывался «Васильевым вечером» или «Щедрым вечером». Праздничный стол накрывали как можно богаче, (считалось, что новогодний стол должен по изобилию равняться с рождественским), и ставили на него все то, что хотели бы иметь в новом году. В центре обязательно водружалась свинина как символ изобилия и достатка, и св. Василия Великого издревле почитали покровителем свиней: новогоднего жареного поросенка называли то «кесаретским», то «касарецким», искаженно от названия праздника. Крестьяне ходили по домам и, поздравляя хозяев, собирали угощения – и пироги, и свиные ножки: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

С конца XIX века и до революции православные спешили в церковь на новогодний молебен, который тогда совершался в полночь – для того, чтобы возродить старинный церковный чин «летопроводства», фактически отмененный в петровские реформы и отвлечь людей от ресторанного празднования, что сопровождалось пьянством и дебоширством. Первыми такой пример подали московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович и его супруга, Елизавета Федоровна. Они встречали Новый год в домовом храме Александрийского дворца на Большой Калужской, где служило придворное духовенство. А с 1899 года это богослужение стало проводиться во всех московских церквях, и главная служба совершалась в кремлевском Успенском соборе. Храмы оказались переполненными людьми всех званий и сословий, и в 1911 году Святейший Синод рекомендовал полуночный новогодний молебен «ко всеобщему употреблению» по России.

Утром же 1 января православные москвичи вновь спешили в храм – и в первую очередь, в храм на 1-й Тверской-Ямской улице, где в этот день был престольный праздник.

Церковь Василия Кесарийского была основана здесь в первой половине XVI века как приходская для местной слободы московских ямщиков. Вероятно, это произошло еще при жизни великого князя Василия III, которого многие ученые считают устроителем и самой слободы - от нее произошло старинное имя 1-й Тверской-Ямской улицы. Иногда создателем ямщицкой Тверской слободы и ее приходской церкви называют его царственного сына, Ивана Грозного. А знаменитый историк Москвы П.Сытин полагал, что эту слободу наряду с остальными устроил Борис Годунов, правивший на рубеже XVI-XVII столетий.

«Тверской» слобода была названа оттого, что ее важнейшая для Москвы дорога вела в Тверь, Псков и Новгород («Город Тверь – в Москву дверь», говорили в допетровскую старину) и далее в Западную Европу. Тогда все московские ямщицкие слободы назывались по именам тех городов, в которые вели их тракты – Переяславская, Дорогомиловская, Коломенская, Рогожская… Ямщики, исполняя государеву повинность, совершали «гоньбу», то есть очень быструю езду в отдаленные от Москвы города и села, и возили туда седоков, почту, и грузы. Считается, что самые ранние ямщицкие слободы стали устраивать московские государи с начала XVI века - в период централизации Российского государства и объединения русских княжеств вокруг Москвы. Одной из первых и была Тверская ямская слобода, устроенная на главном московском тракте. Слово же «ямщик» произошло от татарского «Ям», означавшего постоялый двор, где брали дорожных лошадей.

Однако первыми обитателями московских ямских слобод были не москвичи, а переселенцы из тех самых городов, куда требовалась гоньба, вызванные в столицу для осуществления ямской службы. Жители Тверской слободы, вероятно, были выходцами из Твери, Новгорода и Пскова. Псковичи и могли основать здесь приходской слободской храм, освященный во имя св. Василия Кесарийского, наподобие одноименного храма, стоявшего в Пскове.

Вторая версия, как уже говорилось, объясняет посвящение храма именинами его возможного основателя, великого князя Василия III. Существует очень малораспространенное мнение, что эта церковь была первоначально освящена во имя св. Василия Парийского, так как именно этот святой мог быть небесным хранителем московского государя. А после смерти великого князя храм был переосвящен во имя более известного святого, широко почитаемого святителя Василия Великого. Это возможное переосвящение относят к концу XVI – началу XVII в.в. когда в Васильевской церкви «переменился клир».

Так или иначе, но именно по посвящению церкви считается, что Тверскую ямщицкую слободу основал Василий III, и что это произошло в начале XVI века. Первое документальное упоминание о слободе относится к 1566 году, то есть ко времени правления Ивана Грозного, а в 1581 году иностранные послы в Московии видели эту слободу уже заселенной и застроенной по улицам, параллельным главному Тверскому тракту,(2-я, 3-я, 4-я Тверские-Ямские ул.), как это было присуще московским ямским слободам.

Центральной же была 1-я Тверская-Ямская. Судя по этому охвату, слобода была очень большая, а рядом еще располагались «выпасы» и огороды для ямщицких семей: до самой Пресни с одной стороны, и до Миусской площади с другой, где были их пахотные земли. Ямщики обитали здесь очень долго, до середины XIX века, так как с петровских времен они обслуживали главный тракт между Москвой и новой северной столицей.

Первая слободская церковь была деревянной, срубленная «клетски» наподобие русской избы. Впервые она упоминается в переписи 1620- 1621 г.г. Однако древнейшее известие о церкви представлено в надписи на могильной плите, найденной под полом в Васильевской церкви при ремонте во второй половине XIX века. Надпись датирована 1577 годом, то есть относится к концу правления Ивана Грозного, при котором, следовательно, Васильевская церковь уже точно стояла.

Уже в 1671 году Тверскую ямскую слободу уничтожил большой пожар, который и стал главной причиной последующей перестройки местной церкви. После этого бедствия слободской храм стали в 1688 году восстанавливать каменным. Очень редко в исторической литературе встречаются сведения о том, что до 1816 года Васильевская церковь якобы стояла близ нынешнего Телеграфа. Это странно тем, что ямская слобода безусловно существовала в отдалении от центра, не в городе, а на его окраине. Известно, что утром 18 августа 1723 года при звоне всех московских колоколов у церкви Василия Кесарийского встречали с крестным ходом святые мощи благоверного князя Александра Невского, когда царь Петр, почитавшей его своим покровителем, приказал перенести св. мощи из Владимира в Петербург. От Васильевской церкви шествие направилось к Кремлю, а оттуда в далекий Новгород. Вероятно, эта встреча действительно была у Васильевской церкви, только произошло это не у Кремля, а на Тверской заставе, где находился этот храм.

На его историю повлияли особенности ближайшей старомосковской местности. И поныне она именуется «Тишинкой», по старинному и очень точному названию «тишина». Недаром в 1681 году царь Федор Алексеевич поставил в этих краях свой загородный сад с дворцом и прудом. Ниже размещалось Новое Ваганьково с потешным псаренным двором, переведенное на окраину из района Воздвиженки. (См. 13 декабря). В 1729 году бывший дворец был подарен грузинскому царю, а еще раньше, с 1714 года здесь расположилось первое московское поселение грузин-переселенцев, что ныне осталось в названиях местных Большой и Малой Грузинской улиц. На Тишинке, они построили слободскую церковь Трех Святителей в Грузинах, которая простояла до второй половины XVIII века.

И с 1770-х годов жители этого поселения официально стали прихожанами соседней церкви Василия Кесарийского. Местность все более превращалась в обыкновенный жилой район старой Москвы, очень плотно заселенный. Расширение численности прихода требовало и расширения самого храма, который уже не мог вместить всех своих прихожан. Они и испросили разрешения властей перестроить свою церковь, заняв для строительства у казны десять тысяч рублей.

Грянула война 1812 года. Тверская застава лежала на пути наполеоновских полчищ и потому была первой в Москве разграблена и сожжена, а ее храм подвергся осквернению. Ямщики покинули насиженные места – многие из них стали партизанами. Спустя годы император Николай I выдал средства на восстановление Тверской ямской слободы, так как в ямщиках имелась государственная необходимость: они все еще обслуживали важнейший тракт Москва-Петербург. По распоряжению государя была отпущена сумма, на которую слободу стали застраивать каменными, а не деревянными, как прежде, домами. Тогда же в основных чертах оформился облик этого района старой Москвы: появилась знаменитая Тишинская площадь, Большая Грузинская улица сомкнулась с 1-й Тверской-Ямской, а Малая Грузинская протянулась до самого Камер-Коллежского вала.

Васильевский храм же, напротив, долго не восстанавливался. Одной из причин была финансовая несостоятельность его прихожан, которые оказались должниками, не сумев выплатить прежний довоенный заем. Однако в июле 1813 года ямщики все же вновь обратились с прошением об отсрочке платежа на пять лет и о восстановлении их слободской церкви. Работы начались в 1816 году, но освящение нового храма состоялось только в 1830 году – так затянулось его строительство. Все же он оказался неудачным, так что через 15 лет был разобран вновь, и по Высочайше утвержденному плану был выстроен другой однокупольный храм – гораздо больших размеров, со стройной колокольней, отапливаемый и с приделами во имя св. Илии Пророка и свт. Николая Чудотворца.

Ямщики вновь приступили к своей службе. Не раз их услугами пользовался А.С.Пушкин, отправляясь из Москвы в Петербург и нанимая себе ямщика на Тверской заставе. Однако в ту пору их уже теснили конкуренты – дилижансы, которые начали курсировать между Москвой и Петербургом в 1820 году, став первым видом общественного транспорта. Это были многоместные кареты на 10-14 мест, где помещались длинные скамейки в ряд. Новинка сперва пришлась не по вкусу консервативным москвичам: в отличие от ямских саней в дилижансах можно было только сидеть, подставляя спину и грудь пронизывающему ветру - а путь до северной столицы занимал двое суток и обходился в 23 рубля серебром. Постоянная же надобность в ямщиках Тверской заставы навсегда отпала в середине XIX века, когда в 1851 году была открыта знаменитая Николаевская железная дорога, соединившая северную и южную столицы России. Так настал конец тверских ямщиков. Они стали подобием обыкновенного «конного такси», развозившие седоков по Москве или по мере надобности в пригороды.

Население бывшей Тверской-Ямской слободы стало стремительно расти за счет обыкновенных горожан, с радостью селившихся в этом оживленном центральном районе. И храм снова оказался тесен для своих многочисленных прихожан. В 1880-х годах его опять стали перестраивать, и именно в ту пору он принял свой хрестоматийно известный вид: величественный пятиглавый храм с красивым куполом-ротондой и высокой колокольней, ставший архитектурной доминантой 1-й Тверской-Ямской и прекрасной перспективой всей Тверской улицы. Историки считают его самым большим храмом дореволюционной Москвы, с богатейшим приходом, «грандиозной архитектурой и обширностью» - он был рассчитан на пять тысяч молящихся. Вскоре после возведения в него провели еще очень редкое электрическое освещение.

Благоукрашение храма продолжалось несколько лет. В 1889 году его расписал художник Ф.Соколов. В 1901 году тщанием церковного старосты И.А.Боброва в храме соорудили прекрасный, очень дорогой дубовый иконостас с тяжелой бронзой и разноцветной эмалью. Главными его святынями стали древние, XVI века иконы Спасителя и Богоматери. И в том же году на средства прихожанина Аристова для Васильевского храма (соответственно его размерам) отлили колокол, один из самых больших в Москве – в 1023 пуда – и с надписью «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу».

На своем веку храм стал свидетелем и участником многих исторических событий, знаменательных для Москвы и России. В 1880-е годы здесь служил священник из рода Владиславлевых, которые были родственниками Ф.М.Достоевского: их родоначальник приходился писателю племянником, и сам Федор Михайлович стал воспреемником у одного его сродника. Связан был храм и с августейшей фамилией. В 1891 году в нем отпевали великую княгиню Александру Георгиевну, супругу великого князя Павла Александровича - он пожертвовал в храм драгоценную лампаду на память.

А в 1899 году рядом с храмом на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улицей стали возводить часовню. Храм стоял в очень оживленном районе старой Москвы, и многие, как говорилось в прошении, хотели бы помолиться по пути Господу и его Великому Святителю, испросить себе благословения на день грядущий. Однако грандиозный храм был открыт только во время богослужений, и не все желавшие могли попасть в него по дороге, «поспешая на свои дела или в путь». Часовня же могла принять благочестивого прохожего в любое время. Разрешение на устроение часовни было дано - с символическим для России повелением освятить ее в память о дне бракосочетания государя св. Николая II и Александры Федоровны. Архитектором стал великий Федор Шехтель, который возвел ее в русском стиле: часовня была увенчана прекрасным красивым русским шатром с разноцветной мозаикой, белой эмалью, скульптурами и позолотой. Освящение состоялось в апреле 1902 г.

После Октябрьской революции и старую Тверскую, и ее величественный храм постигла трагическая участь. Церковь была обречена на снос, а улица – на социалистическую реконструкцию первой в Москве. Тверская, и 1-я Тверская-Ямская были объединены в одну главную столичную магистраль – улицу Горького. «Улица Горького между Садовым кольцом и Тверской заставой (бывшая 1-я Тверская-Ямская улица) имеет в длину 1043 метра при средней ширине в 35,2 метра. Эта ширина близка к той, до которой расширены центральные участки улицы Горького, поэтому она на этом отрезке не расширяется», - писал историк Москвы П.В. Сытин в 1952 году, когда основная часть главной московской улицы уже была реконструирована. Дальнейшая реконструкция, однако, затянулась. Новый дом на месте храма (№11) появился на 1-й Тверской-Ямской в 1939 году, а его сосед, дом №7 – только в 1977 году.

В апреле 1922 года Васильевский храм был ограблен. Одной только бронзы иконостаса оказалось более 22 пудов, а большевистская власть крайне интересовалась металлами, извлекая их из церквей по всей советской России. Но сам храм продолжал действовать и был закрыт одним из последних в довоенной Москве. В ноябре 1923 года в нем отмечали полугодие кончины знаменитого Великого Архидиакона Константина Розова, и на панихиде присутствовал Святейший Патриарх Тихон. «Отдавали восхваление человеку, непреклонно устоявшему в годы церковного раскола», – вспоминал об этом очевидец.

А в 1925 году здесь же, всей уцелевшей старой Москвой праздновали юбилей композитора и регента церковного хора П.Г.Чеснокова. 22 протодиакона и хор в 150 человек пели ему многолетие. Самому храму оставалось жить еще 10 лет…

На Василии Кесарийском -
орлы с коронами.
Первый дом -
украшает славянская вязь.
Долго ль быть нам еще
стариной покоренными,
тупиками сознаний
в былое кривясь?
Я хожу
и на мелочи эти
досадую,
я дивлюсь
на расщепы орлиных голов, -
неужели же
и в годовщину десятую
не стряхнет их
с карнизов
и с куполов!?

Чувства советского поэта были полностью удовлетворены только к двадцатой годовщине Октября. Незадолго до очередного юбилея, в 1933 году еще действовавший храм ограбили во второй раз – были беспощадно погублены его колокола, представлявшие собой интерес для властей ввиду их «промышленной» ценности. Звонить им в центральной Москве уже было запрещено, и вышло постановление властей о «заготовке колокольной бронзы» - в заседании, принявшем это решение, участвовали члены «Союза воинствующих безбожников». С Васильевского храма предполагалось снять 45 тонн колоколов. Для сравнения: с храма Никиты Мученика на Старой Басманной и с Воскресенской церкви на Ваганьковском кладбище – по 15 тонн с каждой.

А в мае 1934 году ВЦИК утвердил постановление Моссовета о закрытии и сносе храма Василия Кесарийского. На следующий год и храм, и его часовня были уничтожены – для строительства на их месте помпезного, «показательного» жилого дома сталинской архитектуры (нынешний №11 по 1-й Тверской-Ямской, между улицами Юлиуса Фучика и Васильевской), который возвели в 1939 году. Храмовую икону передали в Пименовскую церковь в Новых Воротниках близ станции метро «Новослободская», где она находится и поныне. Не так давно одна почтенная сотрудница Российской Государственной Библиотеки, влюбленная в Москву, с тихой гордостью показывала студентам старинную фотографию исчезнувшего храма: «Меня здесь крестили!»

И в наши дни, несмотря на современную застройку и оживленный темп жизни центральной Москвы, места здесь вполне достойны прогулки. Но память о славной церкви хранит ныне только имя скромной Васильевской улицы.

Храм-часовня свт. Василия Великого при Всероссийском Выставочном Центре

Приписной храм святителя Василия Великого находится на ВДНХ на территории Сирингария за павильоном №32/34.

В 1999 году - к 60-летию ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ - руководство Выставки приняло решение осуществить строительство часовни как памятного знака в честь юбилейной даты и обратилось за благословением к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Благословение было получено, и в августе 1999 года благочинным отцом Владимиром заложен камень и освящено место под строительство.

Cтроительство стало возможным благодаря пожертвованиям сотрудников и гостей Выставки. В храме-часовне каждое первое воскресенье месяца совершается Божественная Литургия. Также Божественная Литургия совершается в празднование Великих церковных праздников (Рождество и Пасха) и в день свт. Василия Великого (подробное расписание совершения Богослужений следует уточнять на сайте храма Тихвинской иконы Божией Матери в разделе «расписание»).

Строительство шло с 2000 года по август 2001 года. 7 сентября 2001 года часовня была освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II..

Храм-часовня носит имя святого Василия Великого, жившего в IV веке н. э. Имя Великий он стал носить еще при жизни, так как был «ученым в двенадцати науках». Патриарх Алексий II при освящении часовни пояснил, что ВДНХ всегда славила все новое, передовое, как в науке, так и в народном хозяйстве, поэтому святой Василий Великий будет помогать коллективу Выставки в продолжении этого пути.

К десятилетию существования часовни было принято решение об осуществлении пристройки алтарной части. Реконструкция была осуществлена также на пожертвования работников ВДНХ и благотворителей. Поэтому в сентябре 2011 года часовня, уже в качестве храма, была торжественно открыта во второй раз. Ее освятил преосвященнейший Тихон, епископ Подольский, управляющий Северо-Восточным викариатством г. Москвы.

Консоль юго-восточной угловой колонки.

Орёл, символ апостола Иоанна.


Ближайшее метро: м. ВДНХ, идти через главный вход ВВЦ до павильона «Космос», затем налево или трамваи 11, 17 до конечной остановки «Останкино», затем через парк и по территории ВВЦ.