Что такое аутизм и как он проявляется у детей и взрослых - причины и признаки синдрома, помощь в адаптации. Аутизм у взрослых: сложные моменты жизни

Аутизм относится к общим нарушениям развития и в типичных случаях проявляется в течение первых трех лет жизни ребенка. Очень часто мы слышим о детском аутизме или аутизме раннего детства. Стоит, однако, помнить, что дети с диагнозом аутичного спектра и становятся взрослыми с аутизмом. Дети у которых симптомы аутизма обнаруживают в возрасте 5-6 лет получают диагноз – аутипичный аутизм .

Однако, у взрослых, которые ведут себя странно и имеют проблемы в социальных отношениях, психиатры очень неохотно признают аутизм. Проблемы взрослых, несмотря на отсутствие соответствующих исследований аутизма , пытаются обосновать по-другому и искать другой диагноз. Нередко взрослые аутисты считаются эксцентриками, людьми с необычным типом мышления.

Симптомы аутизма у взрослых

Аутизм – это таинственная болезнь, с очень сложным и трудным диагнозом, во многом непонятными причинами . Аутизм не является психическим заболеванием, как считают некоторые обыватели. Расстройства спектра аутизма – это нервные нарушения, обусловленные биологически, при которых психологические проблемы имеют вторичный характер.

Чем проявляется аутизм? Он вызывает трудности в восприятии мира, проблемы в социальных отношениях, обучении и общении с другими. У каждого аутиста симптомы могут быть различной интенсивности.

Чаще всего люди с аутизмом показывают нарушения восприятия, иначе ощущают прикосновение, иначе воспринимают звуки и изображения. Могут иметь сверхчувствительность к шуму, запахам, свету. Часто проявляют меньшую чувствительность к боли .

Другой способ видения мира делает так, что аутисты создают свой внутренний мир – мир, который только они в состоянии понять.

К основным проблемам людей с аутизмом, относятся:

  • проблемы с реализацией связей и чувств;
  • трудности с выражением своих эмоций и толкованием эмоций, выражаемых другими;
  • невозможность чтения невербальных сообщений;
  • проблемы со связью;
  • избегают контакта с глазами;
  • предпочитают неизменность окружающей среды, не терпят изменений.

Люди с аутизмом имеют специфические нарушения речи. В крайних случаях аутисты не говорят вообще или начинают говорить очень поздно. Понимают слова исключительно в буквальном смысле. Не способны уловить смысла шуток, намеков, иронии, сарказма, метафоры, что очень затрудняет социализацию.

Многие люди, страдающие аутизмом, говорит несоответствующим контексту ситуации образом, несмотря на то, что окружение, в общем, их слушает. Их слова не имеют окраски или очень формальны. Некоторые используют стереотипные формы общения или говорят так, как будто читают руководству. Аутисты имеют трудности со вступлением в разговор. Придают слишком большое значение некоторым словам, злоупотребляют ими так, что их язык становится стереотипным.

В детстве часто появляются проблемы с соответствующим использованием местоимений (я, он, ты, мы, вы). В то время как другие проявляют нарушения произношения, имеют неправильную интонацию голоса, говорят слишком быстро или монотонно, плохо подчеркивают слова, «глотают» звуки, шепчут под нос и т.д.

У одних людей расстройства спектра аутизма проявляются навязчивыми интересами, часто очень специфическими, возможностями механического запоминания определенной информации (например, дни рождения известных людей, регистрационные номера автомобилей, расписании автобусов).

У других аутизм может проявляться стремлением упорядочить мир, привести все окружение к определенным и неизменным схемам. Каждый «сюрприз», как правило, вызывает страх и агрессию .

Аутизм – это также отсутствие гибкости, стереотипные модели поведения, нарушение социального взаимодействия, трудности в адаптации к стандартам, эгоцентризм, бедный язык теле или нарушения сенсорной интеграции .

Трудно стандартизировать особенности взрослого человека с аутизмом. Однако, важно, что из года в год растет количество случаев аутизма и вместе с тем многие больные остаются недиагностированными, хотя бы из-за слабой диагностики аутизма.

Реабилитация людей с аутизмом

Как правило, расстройства из спектра аутизма диагностируются у детей дошкольного возраста или в раннем детстве. Однако случается так, что симптомы болезни проявляются очень слабо и такой человек живет, например, с синдромом Аспергера до взрослого возраста, узнав о болезни очень поздно или вообще не зная.

По оценочным данным, более ⅓ взрослых с синдромом Аспергера никогда не были диагностированы. Неосознанная болезнь создает взрослым аутистам много проблем в общественной, семейной и профессиональной жизни. Они сталкиваются с дискриминацией, с отношением как к неразумным, высокомерным, странным. Чтобы обеспечить себе минимальный уровень чувства безопасности, избегают контактов, предпочитают одиночество.

На фоне нарушений от аутизма, могут развиться другие проблемы психической природы, например, депрессия, расстройства настроения , чрезмерная чувствительность. Если не лечить аутизм, у взрослых людей он часто затрудняет или даже делает невозможным автономное существование. Аутисты не умеют адекватно выражать эмоции, не умеют мыслить абстрактно, и отличает их высокая степень напряжения и низкий уровень навыков межличностного общения.

В учреждениях Национального Общества Аутизма, а также других организациях, оказывающих помощь больным с аутизмом, больные могут принимать участие в занятиях по реабилитации, которые снижают уровень тревоги и повышают физическую и психическую форму, вызывают рост концентрации внимания, учат вовлечению в общественную жизнь. Это, в частности: театральные занятия, логопедия, занятия покроя и пошива, кинотерапия, гидротерапия, музыкальная терапия.

Аутизм нельзя вылечить, но чем раньше будет начато лечение, тем лучше результаты лечения. В специальных школах подростки с аутизмом имеют больше шансов реализовать себя в жизни. Занятия в таких школах включают: тренинги социальных навыков , совершенствование самостоятельности в действиях, самообслуживание, обучение планированию деятельности.

Уровень функционирования взрослых с аутизмом меняется в зависимости от формы заболевания. Люди с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера могут неплохо справляться в жизнью в обществе – иметь работу, создавать семью.

В некоторых странах для взрослых аутистов создают специальные защищенные групповые квартиры, в которых больные могут рассчитывать на помощь постоянных опекунов, но в то же время это не лишает их права на самостоятельность. К сожалению, люди с глубокими аутическими нарушениями, которые часто соединяются с другими заболеваниями, как эпилепсия или пищевая аллергия не в состоянии жить самостоятельно.

Многие взрослые с аутизмом, не выходят из дома, находясь под опекой своих близких. К сожалению, некоторые родители слишком опекают своих больных детей, тем самым, нанося им еще больший вред.

Лечение аутизма у взрослых

Аутизм – это неизлечимая болезнь, но интенсивная и рано введенная терапия может многое исправить. Лучшие результаты дает поведенческая терапия , которая приводит к изменениям в функционировании, развивает способность контактировать с другими, учит справляться с действиями в повседневной жизни.

Люди с более тяжелыми разновидностями аутизма, находятся под опекой врача-психиатра, могут пользоваться симптоматической фармакотерапией. Только врач может определить, какие препараты и психотропные вещества должен принимать пациент.

Для одних это будут психостимулирующие лекарства для борьбы с нарушениями в концентрации внимания. Другим помогут ингибиторы обратного захвата серотонина и сертралина, которые улучшают настроение, повышают самооценку, снижают стремление к повторяющемуся поведению.

При помощи пропранолола можно уменьшить количество вспышек агрессии. Рисперидон, клозапин, оланзапин применяются в лечении психотических расстройств: обсессивного поведения и членовредительства. В свою очередь, буспирон рекомендуется в случае чрезмерной активности и при стереотипных движениях.

Некоторым больным требуется назначение противоэпилептических препаратов, стабилизаторов настроения. Медикаменты позволяют проводить только симптоматическое лечение. Для того, чтобы улучшить функционирование аутиста в обществе необходима психотерапия.

Стоит помнить, что большая группа людей с легкими аутистическими нарушениями – люди образованные. Среди них есть даже выдающиеся ученые и артисты разных талантов, которые представляют имеют черты савантов.

Ивану 20 лет. Он мало и неохотно разговаривает. Постоянно сидит дома, и у него нет друзей. Любимое увлечение Ивана – раскладывать кубики и другие мелкие предметы в только ему известном порядке. Этим занятием он может заниматься часами.

Иван не любит изменений в своей жизни – всегда ест из одной и той же тарелки, ходит гулять в одно и то же место, не любит гостей, не любит, когда папа или мама куда-то уходят – протестует и требует вернуться. Впадает в истерики, если дома переставляют мебель, покупают что-то новое.

Иван с детства страдает аутизмом. Что же означает этот термин?

Термин «аутизм» ввел в науку швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1910 году. В основе этого слова лежит греческое «αὐτός», что в переводе означает «сам». Этим понятием психиатр обозначил «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость».

Вкратце аутизм характеризуется недостатком взаимодействия с социумом, ограниченными интересами и стереотипными движениями.

От чего возникает аутизм?

Ученые еще не пришли к единому мнению на этот счет. Одни считают, что возникновение аутизма обусловлено генной мутацией, другие – сбоем в развитии эмбриона в период с 20 по 40 день беременности. Такой сбой, по мнению ученых, происходит из-за вредных привычек беременных женщин.

Как развивается аутизм?

Такое заболевание дает о себе знать в первые три года развития ребенка. Дети долго не разговаривают, не обращают внимания на окружающих, не смотрят в глаза. У них могут быть трудности с развитием моторных навыков – ковыляющая походка, манера держать руки необычным способом, может быть нарушена координация движений. Они не замечают эмоций окружающих, им трудно выражать свои эмоции.

Если вовремя заметить болезнь и начать лечение, во взрослом возрасте таким людям будет легче взаимодействовать с окружающим миром.

Исследованиям британских ученых показали, что аутизм в той или иной мере встречается у каждого сотого взрослого человека.

Классификация взрослого аутизма

В первую группу входят практические неизлечимые больные . Они не взаимодействуют с окружающим миром, живут в своем мире, доступ к которому закрыт для всех. Не умеют говорить. Уровень их интеллектуального развития – низкий. Они не умеют себя обслуживать, им постоянно требуется посторонняя помощь и внимание. Их никогда нельзя оставлять одних.

Ко второй группе относятся замкнутые больные . Они умеют разговаривать (но есть проблемы с речью) и могут общаться с окружающими на строго определенные темы. Содержание их разговора может казаться обычным людям абсурдным и нелогичным, «как будто из мира фантастики», и пр.

Такие люди могут часами сидеть за любимым делом, забывая о еде, сне и естественных надобностях. Они не любят новшеств, активно, иногда агрессивно, протестуют против любых изменений (например, родители меняют обои). Их движения монотонны и однообразны.

В третью группу попадают больные, обладающие определенными навыками и способностями . Они не принимают взгляды общества. Могут контактировать с окружающим, но ни на кого не обращают внимания.

К четвертой группе относятся люди, которых трудно выделить из обычной массы . Они умны, но несамостоятельны, не могут принимать решения, пасуют перед проблемами, чрезмерно обидчивы. Послушны, следуют правилам. Выделить таких аутистов среди обычных людей может только психиатр.

К пятой группе относятся люди, чей интеллект имеет уровень выше среднего и высокий . Ученые считают, что аутизм с высоким интеллектом ведет к гениальности. Среди них много талантливых людей. Такие аутисты отлично себя реализуют в математике, физике, программировании, писательской деятельности.

Кто из знаменитостей страдал аутизмом?

Аутизм и знаменитости

Считается, что многие ученые в той или иной мере страдали аутизмом. Например, Альберт Эйнштейн был одиноким ребенком, долго не разговаривал, устраивал истерики на любые изменения, до семи лет бездумно повторял произнесенные другими предложения (кстати, эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи – один из симптомов аутизма).

Исаак Ньютон настолько был поглощен любимым занятием, что забывал о еде и сне. Был практически равнодушен к своим немногочисленным друзьям, а иногда и даже нетерпим к ним. Он так любил свою науку, что если никто из студентов не приходил к нему на занятия, читал лекции перед пустой аудиторией.

Другие характеристики аутистов

Аутизм у взрослых: жизненные трудности

  • Им трудно усвоить несловесные навыки социального взаимодействия. Например, жесты и мимику обычные дети могут понимать и повторять уже в младшем возрасте, тогда как аутисты не могут усвоить невербалику. Они не смотрят человеку в глаза или смотрят на человека как на неодушевленный предмет. Им трудно разделить с собеседником радость, горе и другие чувства, из-за чего они кажутся сторонним людям холодными и бесчувственными.
  • Они отличаются ограниченными наборами интересов.
  • Настойчиво следуют конкретным, непрактичным ритуалам (например, при поездке в машине обязательно просят проезжать через один и тот же фонтан, даже если он не по пути).
  • Аутисты отличаются стереотипностью движений (вертят пальцем, ладонью, хлопают ладонью о стол, совершают бесцельные странные движения телом).
  • У них наблюдается задержка познавательного развития, могут отсутствовать навыки самообслуживания.

Жизненные трудности больных аутизмом

Для аутистов со средним интеллектом и интеллектом выше среднего характерны такие качества как эгоцентризм (центрированность на себе) с небольшим или полным нежеланием общаться со сверстниками. Таким образом, они могут легко выпасть из коллектива, стать изгоями. Могут выбрать себе для общения одного-двух человек, о которых они высокого мнения

Из-за недоразвитых речевых навыков, неумения воспринимать конфликты и по достоинству отвечать на плохое обращение больные аутизмом часто становятся жертвами задир и обидчиков - как в подростковом, так и во взрослом возрасте.

Аутисты отличаются социальной наивностью, правдивостью, испытывают чувство неловкости при замечаниях. Поэтому такими людьми многие нагло «пользуются» себе во благо.

Поскольку страдающим болезнью Блэйлера трудно учить социальные нормы, они могут ненароком оскорбить другого, чем еще больше отталкивают от себя членов коллектива.

Больные не распознают «язык жестов», не умеют читать «между строк», поэтому плохо понимают окружающих или понимают буквально, например, услышав фразу «Звони в любое время», могут позвонить в 3 часа ночи. По этой же причине не понимают или трудно понимают юмор.

Аутисты не чувствуют телесных границ, могут нависать над собеседником, вызывая у того раздражение.

В своих увлечениях больные аутизмом могут быть очень талантливыми и обладать ценными знаниями. Из-за неумения общаться, правильно подать себя, из-за неумения преподнести ценную информацию оказываются непризнанными, «зарывая свой талант в землю».

Многие аутисты с хорошим интеллектом стремятся завести романтические отношения, но натыкаются на недостаток социальных знаний. Они могут видеть, что все вокруг говорят о любви, но не понимают, что сами должны ощутить, как выглядит это чувство? Им не с чем его сравнить, так как у большинства отсутствует привязанность к другим людям.

Не понимают жестов, которые сопутствуют романтике. Поцелуи их не интересуют, так как они как не видят в этом пользы. Объятия они воспринимают как непонятную попытку ограничить движение. Они могут испытывать сексуальные чувства, но поскольку у аутистов мало друзей, им не с кем обсудить свои желания, неоткуда получить информацию.

Поэтому часто в ситуации ухаживания они берут свои знания из кинофильмов. Мужчины-аутисты любят действовать как напыщенные мачо или театральные сердцееды, а насмотревшись порнофильмов, могут действовать как насильники. Девушки-аутистки берут свои знания из мыльных опер, не представляя, что такое поведение не соответствует современной жизни. В связи с чем они становятся жертвами насилия.

Как помочь взрослым аутистам?

Если у аутиста тяжелая форма заболевания , близким людям следует обеспечить попечение и врачебный уход за больным в течение всей жизни. Также нужно выбрать программу, по которой будет заниматься больной.

Аутисты с более легкой степенью заболевания нуждаются в коррекционных занятиях, на которых с помощью интеллекта они могут обучиться социальным нормам – например, здороваться при встрече, кивать головой при согласии, научиться выражать свои чувства, спрашивать собеседника о его чувствах, не пугаться посторонних людей. А поскольку многие аутисты могут работать, их обучают навыкам общения в рабочем коллективе.

При лечении используют поведенческую психотерапию, гомеопатию и диеты.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Многие родители, услышав от врачей диагноз «аутизм», воспринимают это, как смертный приговор для ребенка. Заболевание это известно давно, однако однозначного ответа на вопрос: кто такой аутист, среди детских и взрослых врачей до сих пор нет. Рождающиеся младенцы почти ничем не отличаются от здоровых детей, поскольку симптомы болезни начинают проявляться к 1-3 годам. Неправильное воспитание «особенных» малышей и некорректное поведение близкого окружения приводит к их изоляции от общества.

Что такое аутизм

В медицинских справочниках болезнь аутизм (infantile autism) трактуется, как биологически обусловленное психическое расстройство, относящееся к общим нарушениям развития. Явление сопровождается погружением «в себя», стремлением к постоянному уединению и нежеланием контактировать с людьми. Понятием, что такое аутизм и как он проявляется, заинтересовался в 1943 году детский психиатр Лео Каннер. Он ввел определение раннего детского аутизма (РДА).

Причины

Статистика последних десятилетий показывает, что синдром аутизма у новорожденных стал встречаться чаще. Существует множество стереотипов относительно данного психического состояния. Механизмы возникновения заболевания не зависят от материального достатка людей и не всегда носят психиатрический характер. К ним относятся:

Стадии

Сталкиваясь с диагнозом расстройства аутистического спектра, необходимо различать степень тяжести состояния больного. Человеку, далекому от нейропсихологии, сложно разобраться с официальной терминологией. Чтобы на практике понять, кто такие аутисты, следует ознакомиться с характеристиками каждой из стадий данного недуга:

  1. Синдром Аспергера отличается высоким уровнем интеллекта и наличием развитой речи. Из-за высокой функциональности таких людей медики испытывают сложности с диагностикой, а внешние проявления воспринимаются в качестве крайних границ нормы или акцентуации личности.
  2. Классический синдром аутизма выделяется присутствием явных признаков отклонений в трех направлениях нервной деятельности: социальный аспект, поведение и общение.
  3. Атипичный аутизм выражается далеко не всеми чертами, свойственными заболеванию. Аномалии могут касаться только развития речевого аппарата.
  4. Синдром Ретта чаще встречается у девочек, характеризуется тяжелой формой течения. Болезнь становится очевидной в младшем возрасте.
  5. Дезинтегративное расстройство у детей наступает с 1,5-2 лет и развивается до школьного возраста. Клиническая картина выглядит, как потеря уже полученных навыков (внимание, устная речь, моторика конечностей).

Симптомы

Отвечая на вопрос, кто такие аутисты, нельзя назвать точную классификацию признаков заболевания, поскольку симптомы врожденной патологии индивидуальны. По статистике, мальчики больше склонны к возникновению недуга, чем девочки. Распространенными показателями наличия расстройства являются:

  • не соответствующая возрасту или отсутствующая речь;
  • часто повторяющиеся действия, касающиеся интересов, игр;
  • социальные нарушения, проявляющиеся как неумение вести себя в окружении сверстников;
  • избегание зрительного контакта, стремление к одиночеству;
  • сильная привязанность к определенным предметам.

Тест на аутизм

Определить, страдает человек аутизмом или нет, стопроцентно способен только специалист. Существующие онлайн тесты не могут предоставить точный результат. При обследовании в условиях кабинета врача учитываются поведенческие особенности, характерные для пациента на протяжении всей его жизни. Восприятие эмоций собеседника и образное мышление берутся за основу в процессе тестирования.

Дети аутисты

Тема о том, кто такие аутисты, волнует общество с прошлого века. Связано это со всплеском заболеваемости в последние 20 лет. Аутизм у детей проявляется рано, выделяется рядом специфичных аспектов. Распознать его можно по следующей симптоматике:

  • ребенок не отзывается на собственное имя, не смотрит в глаза;
  • отсутствие интереса к сверстникам, предпочтение уединенных занятий;
  • повторение одних и тех же фраз;
  • выполнение ограниченного набора действий с частым повторением, отношение к ним, как к ритуалам;
  • наблюдаются панические атаки при смене привычной обстановки;
  • письменная речь, вербальное общение и новые навыки даются с огромным трудом;
  • склонность к конкретным занятиям (чертежное дело, математика, рисование).

Признаки аутизма у младенцев

По внешним признакам распознать болезнь у новорожденного невозможно, однако на протяжении первых двух лет родители могут заметить отклонения от нормы. Ребенок аутист крайне не эмоционален, не плачет при уходе матери, редко улыбается и не требует внимания. Основным симптомом аутичного расстройства считается задержка в развитии речи. Отмечается самоагрессия и навязчивое поведение по отношению к другим детям. Нередко малыш испытывает чувство страха и неадекватно реагирует на обычный свет, звуки.

Как жить с ребенком аутистом

После постановки соответствующего диагноза родители начинают интересоваться: что такое аутизм у ребенка и возможна ли социальная адаптация детей с подобным отклонением? В этом вопросе огромное значение имеет степень тяжести аномалии. Нужно научиться воспринимать малыша, как личность. В быту придется тщательно все планировать, избегая неприятных для аутиста моментов. Полагаться на реакцию дитя следует даже в вопросах еды и одежды. Если болезнь протекает в легких формах, то следует приложить все усилия для раскрытия потенциала больного ребенка.

Обучение детей с аутизмом

Узнав о том, кто такой аутист, взрослые задаются целью максимально приспособить своего подопечного к самостоятельной и полноценной жизни. Создано множество методик коррекции поведения аутичных деток, домашних систем обучения, базирующихся на глубоких познаниях первых этапов детского развития. Одним из эффективных обучающих инструментов считается программа «Игровое время», в основу которой легло установление контакта с больным с помощью своеобразной игры.

Аутизм у взрослых

Современное сообщество стало чаще задаваться вопросом: кто такие аутисты, поскольку эти люди встречаются в самых разных областях жизнедеятельности. Взрослый аутизм – плохо изученная патофизиология, сопровождающаяся отрешенностью от реального мира, не способностью к простой коммуникации и восприятию. Регулярная терапия может дать хорошие результаты, позволив больному вести полноценную жизнь и занимать высокую социальную позицию.

Как проявляется

Выраженность признаков аутичности напрямую связана с формой ее протекания. Внешне больные аутисты в легкой стадии не отличаются от здоровых людей. Самыми распространенными симптомами, указывающими на присутствие расстройства, выделяют следующие:

  • заторможенная реакция, минимальная жестикуляция и мимика;
  • чрезмерная замкнутость, тихая, зачастую, несвязная речь;
  • отсутствие восприятия эмоций, намерений окружающих;
  • разговорный процесс напоминает поведение робота;
  • неадекватное реагирование на смену обстановки, посторонний шум, свет;
  • коммуникативная функция и чувство юмора практически отсутствует.

Как видят мир аутисты

Сегодня в разных уголках планеты ученые все чаще говорят об эпидемиологии аутизма. Понять, кто такой аутист, нормальному человеку трудно, ведь картина мира этих людей выглядит совсем иначе. Из-за генетического сбоя мозг становится чрезмерно активным, не успевая соединять и анализировать все происходящее. Окружающая среда видится фрагментарно и искаженно. Сенсорное восприятие выражается в прикосновениях, например, дотронувшись до мягкой ткани, больной может отскочить от нее, как от огня.

Как живут взрослые аутисты

При достаточной развитости интеллектуальных способностей пациенты ведут самостоятельную жизнь без помощи опекунов, могут освоить профессию, завести семью, родить вполне здоровое потомство. Однако основная часть аутичного сообщества ведет закрытую жизнь и не способна обходиться без частичной или полной опеки со стороны родственников и врачей.

Как работать с аутистами

Некоторые формы патологии открывают пациентам возможность реализовать себя в профессиональном и творческом плане. Аутисты способны освоить такие специальности, как бухгалтерский учет, веб-дизайн, программирование, различные ремесла, скрининг. Им подходит работа с архивами, ремонт бытовой техники, ремонт компьютеров, работа в лаборатории. Среди аутистов встречается ветеринарный техник, программист. Людям, работающим с такого рода больными, нужно научиться не обращать внимание на проявления болезни и помнить, что у них имеется задержка в обработке информации.

Сколько живут аутисты

Делать точные прогнозы о продолжительности жизни конкретного аутичного человека не возьмется ни один специалист. Диагноз «аутизм» не оказывает влияния на этот показатель. Чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность ребенка-аутиста, родители должны создать максимально благоприятную среду с учетом его коммуникативных и сенсорных особенностей.

Состояния, имитирующие аутизм

Задержка психоречевого развития с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, ребенок развивается не по установленным нормам: он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. Словарный запас малыша очень скуден. Такие дети иногда гиперактивны и плохо развиты физически. Окончательно диагноз устанавливается врачом. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно учиться в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте это состояние частично остается. Людям с таким диагнозом сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться выявить это состояние как можно раньше,­практико.вать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У ребенка, который плохо слышит, отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. В связи с этим родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат­ - это выход из ситуации.­

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений­шизофрении­у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. У таких детей отмечаются навязчивые страхи, разговоры самих с собой, позже проявляются бред и­галлюцинации. Лечение этого состояния медикаментозное.

Известные люди с аутизмом

История знает немало случаев, когда аутисты становятся знаменитыми людьми, благодаря своим особенностям. Нестандартное видение предметов и явлений помогает им создавать шедевры искусства, изобретать уникальные приборы. Мировые списки регулярно пополняются новыми аутичными личностями. Самые известные аутисты: ученый Альберт Эйнштейн, компьютерный гений Билл Гейтс.

Видео

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека"? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как "Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием". И, согласитесь, это очень общее заявление.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде "Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять". Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде "Не допустила ли я орфографическую ошибку?" Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а "аутизм" - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети "выздоровели". Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это "гены ботаников", которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. "Аутизм" часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать "что-то не то" и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

8. Нет никакой "эпидемии аутизма". Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов "умственная отсталость" снизилось, а число диагнозов "аутизм", соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про "эпидемию аутизма" имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу "лучше что-то, чем ничего". Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать
красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к "мужеству" или "преодолению". Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные умы, и кто-нибудь из них найдет решение.

Современный мир подчинен жестким правилам жизни, которые характеризуются успешностью, красотой, здоровьем, ухоженностью. Сегодня идеальными членами социума становятся те, кто молодо выглядит, всегда улыбается, общителен в любой обстановке.

Но как же быть, если вы сами или кто-то из ваших близких людей не подходят к этим критериям? Разумеется, необходимо следить за своим здоровье, своим имиджем, посещая спортивные секции, ходить в бассейн или на теннис, уделять внимание правильному питанию. Но что делать взрослым людям-аутистам, которые обращены только в себя и не могут установить эмоциональный контакт в области общения? Как им жить без взаимодействия с другими членами общества?

Жизнь в своем мире

Еще в 1910 году Эугеном Блейлером, известным швейцарским психиатром введен в науку термин «аутизм», которым он обозначил неспособность человека выделять какие-то важные объекты в окружающем мире и эмоционально контактировать с окружающими его людьми, даже с родными.

Обычно, когда мы говорим об аутизме у взрослых, то подразумеваем классический аутизм. Но статистически к этим больным причисляют и людей аутичного спектра, которому характерны щадящие формы расстройства, проявляющиеся как странные привычки. Некоторыми учеными-психиатрами люди с «синдромом Аспергера» воспринимаются как аутисты, а сам синдром они относят к высокофункциональным формам аутизма. Для синдрома Аспергера, действительно, характерен нормальный либо высокий интеллект, тесно связанный с гениальностью. Но при всем этом «аспергерам» свойственны нестандартные или слаборазвитые социальные способности (предполагается, что синдромом Аспергера болели великий гений-ученый Альберт Эйнштейн, писательница Виржиния Вульф).

Исследованиями британских ученых-психиатров доказано, что аутизм в различной мере присущ каждому сотому взрослому человеку.

Условная классификация аутизма у взрослых

К первой группе относятся практически неисцелимые больные с крайне тяжелой формой патологии, далекие от совершенства. Они полностью самоотрешенные от окружающего мира, не поддаются адаптации, живут в своем замкнутом мире, не допуская в него даже самых родных и близких людей. Не умеют совершенно говорить. Интеллектуальное развитие – очень низкое. Они не умеют за собой ухаживать и без постороннего внимания и помощи не могут обойтись. Их нельзя никогда оставлять самих.

Во вторую группу аутизма у взрослых входят больные замкнутые, они способны к контактам с людьми, но загадочным, понятным только для них приемом.
У них речевые проблемы, но они разговаривают, общаются с окружающими, строго придерживаясь определенных тем. Обычные люди не в состоянии понять логику их мышления. Она им кажется абсурдной и незакономерной, словно фантастика.
Таким людям типично продолжительное время заниматься любимым однообразным делом, забыв о пище, сне и, даже, естественных нуждах. Они не приемлют новшества, активно, изредка агрессивно, протестуя против любых изменений обстановки и привычного уклада жизни. Им специфичны монотонные и однообразные движения.
Таким больным не свойственно чувствовать голод, холод, у них нет никакого желания прогуляться или поспать.

К третьей группе зачислили больных аутизмом, которые усвоили определенные навыки и развили некоторые способности. Им чужды взгляды окружающих их общества. Они охотно контактируют с окружающими, при этом, не обращая внимания ни на кого. Им трудно обходится без помощи родных людей, хотя они обладают индивидуальными умениями, о которых не догадывается никто.

Четвертая группа больных аутизмом – это люди, которых нелегко разглядеть в обычной массе людей. Они умные, послушные, но несамостоятельные, чрезмерно обидчивые, не могут свободно принять решение, отступая перед любой проблемой. Они всегда послушные, следуют определенным правилам. Среди обычных людей увидеть таких взрослых-аутистов может только врач-психиатр.

Пятая группа аутизма у взрослых включает людей с интеллектом высокого уровня ли выше среднего. Генетические сбои у таких людей создают появление гена гениальности. Ученые–психиатры всего мира доказали, что к гениальности ведет именно аутизм с высоким интеллектом – это талантливые люди. Таким аутистам-гениям легко себя реализовать в сфере математики, физики, программирования, творческой деятельности.

Аутизм нужно своевременно диагностировать и как можно раньше начинать лечение и реабилитацию, желательно в колыбельном возрасте. Но даже если время пропущено, надо работать и с взрослыми больными аутизмом. Людям с аутизмом необходима социализация, знания по преодолению робости и волнений, по контролю над своими эмоциями и поведением.

Для лечения взрослых с аутизмом применяется поведенческая терапия, гомеопатические методы, а также соблюдение рекомендуемой диеты.

Чем раньше начата борьба с этой болезнью, тем легче и быстрее будет достигнут хороший результат.