Что такое Аюрведа? Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины.

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371

А юрведа - это сокровищница древних знаний, которые передавались от учителя к ученику на протяжении многих тысяч лет. Все знания, которые существуют в современном мире, изначально были описаны в ведических писаниях, частью которых является Аюрведа (её ещё называют «Упаведа» - «вспомогательная веда»). Её никто не создавал, она не возникла внезапно. По преданиям, эта наука появилась одновременно с сотворением Вселенной.

Аюрведа с санскрита переводится как «наука о счастливой жизни», а также «чистое знание». Однако её нельзя назвать наукой в чистом виде, так как Аюрведа содержит в себе философию и религию. Это истинное учение о здоровье и гармонии тела и духа, которое было выявлено древними мудрецами, риши, с помощью религиозных практик и медитаций. Они познали связь между человеком и Вселенной, а также осознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание.

Основные составляющие аюрведы

В Аюрведе здоровье слагается из четырех составляющих:

  1. Ародья - отсутствие физических страданий;
  2. Сукхам - здоровье на социальном уровне, когда человек удовлетворён работой, семьёй, профессией, местом жительства;
  3. Свастха - самодостаточность, самостоятельность (человек только тогда считается здоровым в этой сфере, когда он легко может ответить на вопросы «Кто он?» и «Какова цель жизни?»).
  4. Ананда (Свабгава) - духовное блаженство (то состояние, когда человек возобновил свои отношения с Богом и счастлив этими отношениями).

Аюрведические писания, которые сохранились до наших дней полностью, включают в себя такие разделы, как:

  • педиатрия;
  • хирургия;
  • пластическая хирургия;
  • отоларингология;
  • акушерство;
  • геронтология;
  • офтальмология;
  • гинекология.

Также аюрведическая древняя система исцеления содержит раздел о лечении с помощью растений, минералов, цвета, мантр, мудр, заговоров, медитаций. Описывается раздел о лечении болезней, которые связаны с духами. Например, наркомания, алкоголизм, сумасшествие - эти болезни Аюрведа рассматривает как атаку духов на тонком плане. Она знает всё о тонком теле, о его строении, описывает каналы, меридианы, акупунктурные точки и энергетические центры. Аюрведа содержит фундаментальные знания об астрологии. С помощью этой науки можно выстроить хроническую карту (джйотиш), узнать предназначение человека, его предрасположенность к заболеваниям, конституцию и многое другое. Аюрведа видит человеческие недуги как неправильное отношение к миру.

Очень важно понимать смысл жизни, так как из-за неверного толкования своего предназначения возникает множество физических и психических болезней. Важно уметь управлять своими чувствами, контролировать эмоции. Нужно знать и уважать определённые законы Вселенной, и только тогда человек сможет гармонично существовать в этом мире. Таким законам и учит нас Аюрведа . Она показывает, как всё устроено на самом деле, как устроен мир и Вселенная в целом. Она говорит нам о том, что человек может сам выбрать, страдать ему или быть счастливым.

В ведических трактатах говорится о том, что все недуги исходят из нашего сознания и что уровень состояния счастья определяет степень состояния здоровья человека. Она призывает каждого служить на благо окружающим, быть открытыми миру и желать всем счастья. Только так можно стать по-настоящему счастливым человеком.

Конституционный тип человека по аюрведе

В Ведических писаниях сказано, что человек состоит из пяти элементов (Маха Бхут): земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существует три типа конституции («доши»): Вата - воздух, Питта - огонь, Капха - вода. Определение преобладающей доши - это основа всего процесса исцеления в Аюрведе. Весь процесс лечения направлен на гармонизацию дош и накопление оджаса (жизненной энергии).

Гармонизировать преобладающую дошу можно с помощью изменения образа жизни, образа мыслей, сбалансированного питания, сексуального воздержания, очистительных практик (лечебной рвоты, очистительных клизм), массажей, упражнений, минералов, а также натуральных средств (трав, специй). Лечение назначается в зависимости от конституционного типа пациента (Вата - ветер, Питта - огонь, Капха - вода).

Врач Аюрведы определяет тип конституции пациента в зависимости от его темперамента, телосложения, мышления. Человек рождается с определенной конституцией (Пракрити), затем с возрастом его состояние дош может измениться, и какая-то одна доша начинает преобладать. Такое состояние называется «Викрити». Однако Аюрведа в процессе лечения стремится вернуть изначальное состояние пациента, так как именно таковое считается идеальным для него.

У человека может быть семь вариантов конституции:

  • Когда преобладает одна доша: Вата, Питта или Капха;
  • Когда преобладает две доши: Питта-Вата,Капха-Вата, Питта-Капха;
  • Когда уравновешены все три доши: Вата-Питта-Капха. Такое состояние называется «Сама Доша» и считается самой лучшей.

К Вате относится тонкая сила Оджас (масло), к Питте – Теджас (огонь), а к Капхе относится Прана (свет и тепло). Идеальное здоровье в Аюрведе считается тогда, когда в гармонии находятся все доши и все три тонкие силы (духовные эссенции).

Ментальная конституция человека


Аюрведа описывает три качества Природы человека, а также всего сущего, они же гуны: Саттва - благость, Раджас - страсть, Тамас - невежество. Каждое явление во Вселенной имеет свою гуну. Все живые существа, вещи, продукты - всё находится под воздействием какой-либо гуны. Эти ментальные доши определяют характер человека, состояние его сознания. В разных ситуациях человек может находиться под воздействием разных гун. Изначально триада гун - это гармоничное состояние, которое состоит из чистоты (Саттвы), движения (Раджаса) и инерции (Тамаса).

Агни - пищеварительный огонь и аюрведа

В Аюрведе все процессы метаболизма связаны с Агни - биологическим огнём. Всего существует тринадцать Агни в организме человека. Джатар-Агни (пищеварительный огонь) считается самым важным. Он контролирует все остальные Агни, так как поддерживает весь метаболический процесс. У каждой доши пищеварительный огонь работает по-разному. В процессе лечения любого заболевания аюрведическая медицина уделяет большое внимание налаживанию работы пищеварительного огня. Это очень важная часть терапии, так как при неправильной работе пищеварительного тракта в организме начинает накапливаться ама (токсины), происходит сбой на физическом, эмоциональном и ментальном плане.

Аюрведическая система исцеления отличается от современной медицины своим целостным подходом. Она рассматривает человека как одно целое на всех трёх уровнях: физическом, эмоциональном и ментальном. Она лечит не симптомы, а выявляет и искореняет саму причину недуга. Она подходит индивидуально к каждому, потому что каждый человек - это отдельная Вселенная.

Аюрведа – это наука о естественной жизни, дающая знания о поддержании здоровья и лечении болезней. Специалист-консультант по Аюрведе Татьяна Папшева предлагает начать наше с вами совместное изучение древнеиндийской медицинской науки со знакомства с самыми ее азами.

В нижеследующей статье мы рассмотрим:

  1. Определение Аюрведы.
  2. Происхождение аюрведической науки и святые писания, в которых она излагается.
  3. Цели человеческой жизни, согласно Аюрведе.
  4. Уровни здоровья.
  5. Базовые принципы Аюрведы.

Аюрведический врач никогда не признает пациента полностью здоровым, если тот не светится счастьем и удовлетворенностью от жизни. Официальная медицина разделяет понятия «физическое здоровье» и эмоциональное, психическое. Причем, слишком далеко друг от друга.

Что такое Аюрведа, откуда «взялись» ее знания

Вот определение Аюрведы, приведенное в одном из ведических канонов – «Чарака-самхите» (ЧС):

«Науку, описывающую полезную и бесполезную, счастливую и несчастную жизнь, меры пользы и вреда для жизни, а также описывающую и саму жизнь, называют Аюрведой».

Аюрведа не является теорией, принадлежащей какому-то одному древнему ученому. Это объемная частью ведических знаний, которые записаны в авторитетных источниках. Возраст их оценивается в пять тысяч лет, хотя на деле они не имеют возраста и являются частью этого мира.

Если придерживаться ведической точки зрения о создании мира Творцом, то про Веды можно сказать, что они «инструкция по использованию Мира», которую Творец приложил к «изделию». Следовательно, Аюрведа как наука о жизни получена напрямую от самого Творца, ее знания являются предельно точными.

Один из главных принципов ведического знания — «место–время–обстоятельства». Это значит, что знания, использованные с учетом этих категорий, будут гарантированно работать и приносить пользу независимо от страны и эпохи их применения.

История содержит упоминания об отдельных трудах по Аюрведе. Три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текста, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по теме — «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридайам-самхита».

Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения и специи морскими и сухопутными торговыми путями везли в страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

Основоположники различных медицинских школ адаптировали Аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни.

Здоровый человек — тот, чье чувство счастья постоянно и постепенно увеличивается

Аюрведические знания проникали в Грецию. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством местных целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию современной пластической хирургии. И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства. Интересный факт, подтверждающий авторитетность знаний Аюрведы: современная ассоциация хирургов США носит имя «Сушруты» — автора одного из канонов Аюрведы «Сушрута самхита».

В настоящее время Аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри-Ланка, Непал. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) признает ее традиционной медицинской системой наряду с тибетской и китайской медициной.

Аюрведа, как наука о жизни даёт определение Жизни и то, для чего нужна жизнь.

«Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души».

Для чего нам здоровье? Оно нужно, чтобы осуществить полноценную жизнь. Цели полноценной жизни также определяются в Аюрведе. В «Аштанга Хридаям Самхите» (АХС) написано:

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения четырех целей: своего предназначения, материального благополучия, удовлетворения потребностей чувств и освобождения от невежества, — должен с глубокой верой обратиться к учению Аюрведы».

Цели человеческой жизни и уровни здоровья

Согласно Аюрведе, цели человеческой жизни выходят за пределы чисто материальных интересов.

Здоровье — фундамент для достижения всех 4-х целей. Каждая следующая опирается на предыдущую и не достижима без нее. Как справедливо утверждение, что здоровье необходимо для достижения указанных целей, так справедливо и обратное утверждение, что, следуя пути достижения этих целей, человек обретает здоровье.

Уровни здоровья, определяемые в Аюрведе, согласуются с целями жизни. Определяется 4 уровня здоровья:

  • Арогья — отсутствие физических страданий. Первый уровень здоровья подразумевает, что человек не имеет телесных недугов, болей, воспалений и т.п., хорошо чувствует себя соматически. Это базовый уровень, основа для следующих.
  • Сукхам — мирское счастье, удовлетворение от социальной деятельности. Подразумевает удовольствие, которое человек получает от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, гармоничные взаимоотношения на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан с реализацией первой цели жизни – своего предназначения, или .
  • Свастха — понимание собственной природы. Человек должен осознать, что материальная и духовная природа отличны друг от друга. Материальность – наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется Душой. Она подразумевает индивидуальность.
    Материальные воплощения временны, но Душа – вечна. Свастха – есть понимание своей природы внутренней и внешней, материальной и духовной, осознание смысла жизни и временности всего происходящего. Все это дает возможность адекватно реагировать на любые события, дает психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере. Свастха тесно связано с четвертой целью жизни – освобождением от невежества.
  • Ананда — счастье, радость, благополучие. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Духовная радость и благоденствие подразумевают, что человек постоянно испытывает чувство счастья, удовлетворенности, что бы ни происходило. Более того, это чувства постоянно и постепенно увеличиваются.

Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом.

Вкусные аюрведические лекарства — специи

Современная трактовка здоровья от ВОЗ очень близка к аюрведическому его пониманию, однако второе отличается наличием четкого определения целей человеческой жизни . Без цели нет движения, наличие же цели также дает человеку возможность быть здоровым. Аюрведический врач, общаясь с пациентом, обращает внимание на все четыре аспекта здоровья и помогает достичь успеха в каждом из них. В противном случае здоровье будет не полным.

Базовые принципы Аюрведы

Аюрведа провозглашает следующие основные подходы и принципы.

  1. Учет духовного и материального аспектов бытия, личностный подход к природе человека, а значит и лечению. Каждый из нас обладает индивидуальностью. Реализация уникального таланта — одной из главных задач нашей жизни и целей Аюрведы.
  2. Холистичность, или целостность. Организм рассматривается не как сумма органов и систем, а как целое, где существует четкая взаимосвязь между тканями, органами и системами.
  3. Психосоматический подход. Наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние тела, на весь организм, болезнь является следствием изменений нашей психики. Мы пытаемся уйти от наших проблем. Но осознать их, понять причину – значит наполовину победить болезнь.
  4. Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией.
  5. — Персональный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции. Теория «Тридоша» – знание о психофизиологическом строении организма, основанное на концепции телесных и умственных свойств.
  6. — приоритет профилактики над лечением, акцент на образе жизни.
    а) Ахара – «то, что проникает в нас» — питание
    б) Вихара – распорядок, режим дня, недели, месяца, жизни
    в) Аушадха – «лекарство, несущее свет (исцеление)». Но даже очень хорошее лекарство, если не используются первые два компонента, не излечивает или воздействует малоэффективно.
  7. Натуропатический подход, когда для лечения или профилактики болезней используются средства естественного, природного, натурального происхождения – травы, минералы, продукты животного происхождения, солнце, воздух, вода и т.д. Причем, Аюрведа лечит противоположным – аллопатически, в отличие от лечения подобным – гомеопатии.
  8. Диагностика заболеваний на ранних стадиях. То, что современная официальная медицина считает собственно заболеванием, в Аюрведе является уже пятой стадией его проявления.

Обо всем этом вы сможете прочитать в наших следующих обучающих материалах по Аюрведе на сайте сайт. Наши обновления по этой теме будут выходить отныне каждый понедельник — такие же статьи для самостоятельного изучения основ древней индийской медицины, а также наши отзывы о различных аюрведических препаратах с подробными комментариями об их применении.
Подписывайтесь на обновления сайта в форме ниже этой статьи, чтобы не пропустить!

Аюрведа переводится с индийского как «наука о жизни». Вопреки расхожему мнению, восточная система подразумевает не только проведение массажей, втирание масел и использование целебных трав. Аюрведа - это целый комплекс профилактических и лечебных методик, цель которых - обеспечить гармонию души и тела человека.

История

Древняя наука зародилась в Индии более 3,5 тыс. лет назад. Считается, что сакральные знания передали людям древнеиндийские боги, отчасти поэтому за пределами страны аюрведа долгое время рассматривалась как национальное учение и особой популярностью не пользовалась. Только с расцветом книжного дела у нее стали появляться сторонники по всему миру.
В 1985 г. ВОЗ признала древнюю систему как действительно эффективный метод альтернативного лечения. В России, согласно приказу Министерства здравоохранения, аюрведа входит в список оздоровительных методик, которые могут официально применяться в медицинской практике. Чем же объясняется такое доверие к восточным лекарям?

Философия

Аюрведа рассматривает человека как комбинацию из нескольких элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Оформляясь в группы, эти элементы образуют ткани и органы, а также основные жизненные силы (доши), которые контролируют все функции организма. Пока доши работают в согласии друг с другом, человек остается здоровым, как только баланс нарушается - возникает болезнь. Именно поэтому суть любого лечения состоит в том, чтобы восстановить хрупкое равновесие между управляющими субстанциями.

От соотношения дош в организме также зависит изначальная природа человека - пракрити. Это психические и соматические особенности пациента, которые даются ему от рождения и не меняются в течение всей жизни. Зная свою пракрити и следуя конкретным рекомендациям по образу жизни, человек может оставаться здоровым и счастливым. Диагносты, определяя врожденную конституцию пациента, устанавливают его склонность к различным заболеваниям.

Всего выделяют 3 главных типа пракрити: Вату, Питту и Капху.

Вата
Символизирует движение. Человек этого типа худощав, порывист, общителен. Он быстро усваивает информацию, обладает богатым воображением и острым умом. В то же время непостоянен, раздражителен, легко возбудим. Люди Вата плохо питаются, нерационально организуют свой график, мало отдыхают. Узнать их можно по тонкой сухой коже, холодным рукам, ломким ногтям с бледной пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: дефицит веса, бессонница, нервные расстройства, нарушения пищеварения.

Питта

Люди, управляемые стихией огня. Они часто рыжеволосые, с белой кожей, покрытой веснушками. Имеют среднее телосложение. Очень уравновешены, целеустремленны, педантичны. Для них важно жить по графику и всегда держать ситуацию под контролем. Человек Питта обычно делает хорошую карьеру. Он смел, отзывчив, вспыльчив, но не злопамятен. Любит хорошо поесть. Врачи отличают таких пациентов по сильному пульсу, который легко прощупывается. Ногти у Питты - гибкие с красноватой пластиной.

Частые заболевания: тепловые удары, пищеварительные язвы, гастриты, патологии печени.

Капха

Люди Капха обладают замедленным обменом веществ. У них, как правило, ширококостное телосложение, развитые мускулы, но плавные, неспешные движения. Капхи любят поразмыслить, не склонны к импульсивным поступкам. Они терпеливы, уравновешены, миролюбивы, верны. Много едят, но физически мало активны, поэтому часто страдают от лишнего веса. Пульс у таких пациентов может быть слегка замедленным, ногти - блестящие, здоровые, с белой пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: ожирение, сердечно-сосудистые и ЛОР-заболевания.

Любая лечебная программа в аюрведе подбирается с учетом пракрити.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Для выявления болезни, помимо традиционного осмотра, целители аюрведы применяют довольно нестандартные методики, например, обнюхивание пациента или пульсовую диагностику. После того как проблема становится очевидной, приступают к лечению.

Как и в традиционной медицине, терапия может быть симптоматической (Шамана) или этиологической (т. е. устраняющей причину заболевания, Шодхана). В лечебные комплексы входят:

  • ароматерапия;
  • цвето- и музыкотерапия;
  • вкусовая терапия;
  • апитерапия (лечение пчелиными укусами);
  • дыхательная гимнастика;
  • духовные практики (йога, медитация);
  • фитопрепараты.

Для приготовления лекарств в аюрведе используются более 700 растений, минералы и вещества животного происхождения. Особенно часто в рецептуру включаются дерево Ним, Туласи, Трифала, Босвеллия. Токсичные металлы перед смешиванием подвергают специальной обработке. Препараты изготавливаются в виде порошков, пилюль, таблеток, сиропов и растворов.

Важная роль в лечении отводится диете. Считается, что в рационе человека должны присутствовать все 6 основных вкусов:

  • кислый,
  • соленый,
  • сладкий,
  • острый,
  • горький,
  • вяжущий.

По мнению индийских лекарей, каждое из вкусовых ощущений обладает определенным воздействием на организм. Например, сладкое стимулирует образование кровяных клеток, а кислое улучшает пищеварение. Только полная палитра вкусов может обеспечить нормальную работу всего организма в целом.

Готовить разрешается исключительно из свежих продуктов. При этом важно соблюдать принцип их сочетаемости. Так, в одном блюде не должны присутствовать одновременно белки и жиры. Фрукты нужно есть отдельно от крахмалосодержащих овощей. Молоко не следует комбинировать с другими продуктами, содержащими белки.

Дважды в год в профилактических целях врачи прописывают своим пациентам очищающие процедуры - панчакарму.
В курс терапии обычно включают массаж, травяные клизмы, кровопускание, промывание носовых пазух.

Но пожалуй, главное в аюрведе - ее духовная составляющая. Приверженцы этой методики убеждены, что физическое здоровье человека напрямую зависит от состояния его души. Если пациент доволен собой, любит мир, умеет прощать обиды и избавляться от раздражения, то никакие недуги ему не страшны.

протонаукой или паранаукой . Исследование, проведенное в 2008 году, определило, что около 21 % аюрведических препаратов, произведенных в США и Индии и продаваемых через Интернет, содержат опасные количества тяжелых металлов, таких как свинец , и мышьяк .

История аюрведы

Источники

Ведийские источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх - «Атхарваведе» . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них была уничтожена во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Классические источники

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов :

Первые три из списка являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям . Окончательное формирование аюрведического канона относится к 1000 г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман) . О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трёх субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трёх субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в лёгких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша , Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей . Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы . Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака , лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености .

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение , которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой , который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике , индийские врачеватели, следуя традиционным представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром.

Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки .

  • Уши , глаза , нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку .

  • Токсикология - Agada Tantra
  • Очистка генетических [ ] нарушений - Bajikarana (или Vajikarana)
  • Здоровье и Долголетие - Rasayana Tantra (расаяна)
  • Духовное лечение (психиатрия) - Bhuta Vidya, (Тантра , Прана , Йога)

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана , шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита» , «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, духовной и социальной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

  • земля (притхви) - представляет собой твёрдое вещество или энергию, упакованную в вещество.
  • вода (джала) - принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.
  • огонь (агни) - принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.
  • воздух (ваю) - принцип движения материи или газообразного состояния вещества.
  • эфир (акаша) - субстанция пространства, аналог физического вакуума.

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату . Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши - которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма . Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма .

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Насчитывается десять типов конституций Пракрити и Викрити, но традиционно из них выделяют только семь типов : вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трёх дош.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, паллиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают и увеличивают вес.
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты смазывают и увеличивают вес.
  • Солёный (Lavan) - Солёные теплые продукты стимулируют, смягчают, смазывают и увеличивают вес.
  • Горький (Katu) - Горькие продукты прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес.
  • Острый (Tikta) - Острые продукты тёплые, сухие, стимулируют и уменьшают вес.
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, солёное, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определённый физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для устранения дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав . Может включать слабительные, ванны, приёмы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Также следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям. Научное сообщество рассматривает аюрведу как псевдонауку . Некоторые исследователи считают ее протонаукой или паранаукой .

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утверждённым законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

Примечания

  1. Georg Feuerstein , Subhash Kak , David Frawley . In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212; ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414.
  2. История Древнего мира т. 3. Упадок древних обществ: в 3 т., Издание второе / Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.: Издательство «Наука», 1983.
  3. Ayurveda . American Cancer Society (26 August 2011). - «The effectiveness of Ayurveda has not been proven in scientific studies, but early research suggests that certain herbs may offer potential therapeutic value». Проверено 7 января 2015.
  4. Chaper 1: Psychomythology . - 3rd. - Oxford University Press, 2013. - P. 20. - ISBN 978-0-19-969388-7 .
  5. Quack, Johannes. Disenchanting India: Organized Rationalism and Criticism of Religion in India. - Oxford University Press , 2011. - P. , . - ISBN 9780199812608 .
  6. Manohar, P. Ram. The blending of science and spirituality in the Ayurvedic healing tradition // Science, Spirituality and the Modernization of India . - Anthem Press, 2009. - P. 172–3. - ISBN 9781843317760 .
  7. (2008) «Lead, mercury, and arsenic in US- and Indian-manufactured medicines sold via the internet». JAMA 300 (8): 915–923. DOI :10.1001/jama.300.8.915 . PMID 18728265 .