Что такое невербальное общение? Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела

Тульский Государственный Университет

по русскому языку на тему:

Невербальное общение и его виды


Введение…………………………………………………………………….3

1. Виды невербального общения………………………………...……5

3. Внешний вид………………………………………………………....8

4. Жесты……………………………………………………...…………9

5. Поза…………………………………………………………………11

6. Заключение………………………………………………………...13

Список литературы………………………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.

Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.

Существует ряд подходов к невербальному общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный.

Наиболее древнее направление изучения невербального общения - изучение его в связи с речевым поведением человека.

Подход к невербальному общению формируется на стыке проблем психологии невербального общения, невербальной интеракции, невербального поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимодействия и межличностного познания.

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности.

Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В отечественной психологии принят термин «выразительность движения», который используется для того, чтобы отделить от других видов движений движения, выполняющие функции выражения во вне психологических, личностных особенностей человека. В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д.

В рамках психологии экспрессивного или невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделено индивидуальное экспрессивное невербальное поведение диады, группы, лиц.

В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербальные коды, способы их фиксации, установить особенности декодирования, толкования экспрессивных кодов личности на примерах моделей поведения.


1. ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Невербальное общение - вид общения без использования слов.

Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.

Внешний вид, одежда, поза

Выражения лица, улыбка, взгляд,

Движения,

Танец, походка

Кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги);

Аплодисменты;

Прикосновения;

Рукопожатие;

Объятия;

Поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность;

Мимика - подражание поведению

Личное пространство


Голос - это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе.

В голосовой аппарат человека входят ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Центральная нервная система организует их функции в единый, целостный процесс звукообразования, являющийся сложным психофизическим актом.

Существует непосредственная взаимосвязь между голосом и слухом: голос не может развиваться без участия слуха, слух не может развиваться без участия голосовых органов. У глухого голос не функционирует, т. к. нет слуховых восприятий, и, соответственно, стимуляции речедвигательных центров.

В речи едва заметное изменение в технике произнесения, во взаиморасположении частей голосового аппарата может создать совершенно иной по смыслу, значению звук. С помощью одной только интонации голоса в речи можно передать вопросительный характер высказывания, не используя какие-то дополнительные грамматические средства. По тону, интонации, с которой была высказана просьба, можно сказать, насколько важна эта просьба для говорящего, и является ли это просьбой сделать дружеское одолжение или скорее похожа на приказ. Например, выражение "Извините" может быть произнесено с множеством различный интонаций и иметь, соответственно, совершенно разный смысл: это может быть просьба о прощении, а может значить: "Я имею право сделать это, даже если Вам это не нравится".

Голос человека - сложный инструмент. Люди имеют голосовые связки, которые могут растягиваться и сжиматься, менять свою толщину; человек может произвольно менять давление воздуха, интенсивность воздушного потока, подаваемого на голосовые связки. Форма грудной клетки, гортани, положение языка, степень натяжения других мышц может изменяться. Результатом любого из этих действий будет изменения в высоте, силе, тембре, эмоциональной окраске извлекаемого звука.


3. ВНЕШНИЙ ВИД

Внешний вид - то, как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения.

Хороший внешний вид сильно зависит от характеристик:

Опрятный и чистый внешний вид

Свободное естественное поведение

Грамотная речь

Достойные манеры

Спокойная реакция на похвалу и критику

Харизма.


Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной передачи, судьи и адвоката.

Психологи выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания. Невольная брезгливая гримаса, поданная с опозданием рука, нежелание посмотреть вам в глаза - все это подчас скажет вам гораздо больше, чем самые горячие заверения в дружбе или желании сотрудничать. Научившись «читать» жестикуляцию других людей, вы можете распознать, искренни они или лживы, относятся к вам дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением.

Понимать так называемый body language (язык тела) совершенно необходимо тому, кто по роду своей деятельности должен убеждать в чем-либо своих собеседников, склонять их к совершению определенных поступков, таких как заключение торговых сделок или вложение денег в какие-либо предприятия. Добиться этого вам будет гораздо легче, если удастся внушить к себе симпатию и доверие.


Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте одевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения.

"Что такое невербальное общение?"- порою многие слышали это фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Язык невербальных компонентов общения

Первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.
- вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.

Невербальный язык - вид общения когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.

Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % - 95 % информации передается имеено с помощью системы невербалики.

Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение.

А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Мимика - подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного пространства собеседника

С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны - уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед.

Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Поэтому попытки составить словари приемов невербального общения и их "считывания", также не приносят ничего хорошего.

В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично. Американские исследователи Л. Зунин и Н. Зунин считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика.

Невербальные средства общения

Первое - это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.

При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения.
Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы.

Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.

Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.

Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.

Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание обежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Все материалы про невербальное общение и невербальные средства общения взяты с портала Твоя свобода

На нашем портале много статей о невербальном общении:

Одна из первых статей невербального общения "Мимика"
- очень хорошая статья о невербальных средствах общения "Жесты и позы"
- актуальная статья на сегодняшний день"Язык тела".

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействиемежду индивидами без использованияслов(передача информации или влияние друг на друга через образы,интонации,жесты,мимику,пантомимику, изменениемизансценыобщения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становитсятело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формысамовыражениячеловека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Понятие невербального общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

    во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях - это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

    во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Происхождение невербальных способов общения

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

    биологическая эволюция;

    культура.

Функции невербального кода

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальный компонент и его структура

Уровни анализа невербального общения

Типы и виды коммуникаций

Области научного знания и группы

Приемы и средства

1. Фонационные средства

а) экстралингвистика(внеречевая система) б)паралингвистика(околоречевая система) в)просодия

пауза; темп речи; вздох;плач;кашель;гелоскопиявокальные качества голоса; диапазон;тембр

фразовое ударение,синтагматическое ударение,логическое ударение;тон;интонация

2. Оптико–кинетические средства

а) выразительные движенияб)физиогномикав)окулесикаили окуломантия

мимика;жесты; позы;осанка;походка

внешние признаки лица: нос,уши,глаза;френология

направление взгляда, длительность и частота

3. Знако–символическиесредства

а) системологияб)графологияв)актоникаг)гастикад)хирософияиподомантияе)стерномантияж)онихомантияз)нумерологияи)молеософия

предметы, окружающие человека в жизни

особенности почерка

поступкичеловека

пища,напитки

особенности формы рук, флексорных линий и холмов на ладони;дерматоглифика; линии на ступнях ноги

особенности формы и объёма грудиженщины

особенности формы и цвета ногтей

дата рождения,фамилияиимячеловека

4. Тактильные средства(обоняние,осязание,слухивкус)

а) гаптика или такесикаб)сенсорикав)аускультацияг)одорика(ольфакция)

прикосновения

чувственное восприятие человека другой культуры

слуховое восприятие звуков и аудиальное поведение

запахипарфюма, табака, еды…

5. Пространственно–времен- ныесредства

а) проксемикаб)хронемика

расположение собеседников и дистанциямежду ними

способ использования времени: монохронный тип (возможен только один вид деятельности в одно и то же время) и полихронный (несколько дел)

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «пе­реполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про лю­дей, испытывающих страх, мы говорим, что они «за­мерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы», т. е. чувства выражаются средствами невербального обще­ния. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника по­этому означает также понимать язык невербального об­щения.

ЯЗЫК НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Невербальное общение, широкоизвестное как «язык жестов», включает такие формы самовыражения, кото­рые не опираются на слова и другие речевые символы.

Учиться понимать язык нсвербалы;ого общения важ­но lie нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выра­зить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не мо­жем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на

Невербальное общение

языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повы­шает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Собеседник, кото­рый указывает пальцем, смотрит пристально и постоян­но перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринуж­денно и (главное!) нас слушает. Наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, не­смотря на то что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скры­ваемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окрас­ку голоса. Любой из этих невербальных элементов об­щения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поста­вить сказанное под сомнение.

Хорошо известно, что невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на гру­ди руки соответствуют защитной реакции. Но это не всегда так. Конкретные невербальные выражения, как, например, те же скрещенные руки, понимаются по-раз­ному: значение зависит от конкретной ситуации, в которой эта поза возникает естественно. Однажды я был на сеансе гипноза. Из желающих участвовать в опыте, как я заметил, гипнотизер выбрал тех, кто сидел в кресле свободно, а также тех, кто сидел, ссутулившись или развалившись. Он не пригласил ни од­ного, кто сидел скрестив руки или ноги. По невер­бальным выражениям он определил установку зрителей на гипноз. Скорее, вероятно, он придерживался первого правила невербального общения, а именно: понимание языка невербального общения возникает в контексте си­туации.

Писатель Юлиус Фаст рассказывает о пятнадцати­летней пуэрто-риканской девочке, котору-ю застали в группе курящих девочек. Большинство курильщиц отли­чались недисциплинированностью, но за Ливией не на­блюдалось нарушений школьного порядка. Тем не менее директор школы, поговорив с Ливией, решил наказать ее. Директор ссылался на ее подозрительное поведение, выразившееся в том, что она не смотрела ему в глаза:

он принял это за выражение виновности. Этот инцидент вызвал протест матери. К счастью, школьный учитель испанского языка объяснил директору, что в Пуэрто-Ри­ко вежливая девочка никогда не смотрит взрослым пря­мо в глаза, что является знаком уважения и послушания. Этот случай показывает, что «слова» невербального язы­ка у разных народов имеют разное значение. Обычно в общении мы добиваемся точного понимания невербаль­ного языка, когда связываем его с конкретной ситуаци­ей, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.

В то же самое время одни люди понимают невербаль­ный язык лучше других. Результаты ряда исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выра­жаемых невербальным языком. Способности мужчин, работающих с людьми, например психологов, препода­вателей, актеров, оцениваются так же высоко. Понима­ние невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрас­том и опытом.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА (МИМИКА)

Выражение лица - главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции - счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как пра­вило, отрицательные эмоции - печаль, гнев и отвраще­ние. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следую­щим образом:

удивление - поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз кончики губ. приоткрытый ро-": ( nav - i"p" ...-ч.^^-, : ",^.....^.^ ,.^м пс^спи^ицси

брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогну­ты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

Невербальное общение

печаль - брови сведены, глаза потухшие. Часто угол­ки губ слегка опущены;

счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и пра­вая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-раз­ному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контро­лирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятель­ностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, под­дающееся большему контролю. Поскольку работа право­го полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Поло­жительные эмоции отражаются более или менее равно­мерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Осо­бенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы - сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобре­нии. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных н ку.1иТ;,пных раз­личий: тах, южане склонны улыбаться чаще, чем жите­ли северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолкова­нии улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчи-вость, например, часто выражает потребность в о.чобпр-НИИ Н."Н Г^^ ^"гP "^^^ " ^"^"^ ""-. "-."...., ^„..^^^^.i, даемая приподнятыми бровями, выражает, как правило,-готовность подчиняться, в то время как улыбка с опу­щенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому гово­рящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо слу­чайно сталкивается с Вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и Вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем са-

мым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредото­чить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачи­ваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говоря­щий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или за­путанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как. вмеша­тельство в личные переживания. Более того, "настойчи­вый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоот­ношений выражаются в том, как люди смотрят друг на л^^я. Ha^pi^"^p. ";." ( .:."!".": -. --"" i-CTL c.j..„^ ;ia тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуаль­ный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визу­ального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говоряще­му, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувство-

Невербальное общение

вать, что он общается с Вами, и произвести благоприят­ное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то от­водит глаза в сторону, это значит, что он еще не закон­чил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы со­общая: «Я все сказал, теперь Ваша очередь».

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слы­шит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он за­мечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выра­жением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?» Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувст­ва, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выра­жаются высоким голосом, но в более широком диапазо­не тональности, силы и высоты звукоп. такие чувства.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обес­покоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудно­стях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или уста­лости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, напри­мер, повторяя слова, неуверенно или неправильно их вы­бирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно вы­ражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуве­ренность в выборе слов проявляется тогда, когда гово­рящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно также понимать значение междометий, вздо­хов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд беско­нечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

ПОЗЫ И ЖЕСТЫ

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

Когда говорящий наклоняется к нам во время раз­говора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувству­ем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами от­кидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужден­ную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись на­зад или склонившись на бок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собесед­ники чувствуют себя удобно, зависит от характера си-тл""чч H.-v." от ^аз."нчнй в их положении и культурном уровне. Люди, хороши знающие ^uvi л^)"ч -.". --.с.,Л ничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают раз­говаривать, несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают положе­ние лицом друг к другу, кроме ситуаций соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собе-

Невербальное общение

седника, тогда как шведы склонны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед.

Когда Вы не знаете, в каком положении Ваш собесед­ник чувствует себя наиболее удобно, понаблюдайте, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется, когда думает, что на него не смотрят.

Значение многих жестов рук или движений ног в оп­ределенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защит­ную установку, тогда как нескрещенные конечности вы­ражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задум­чивости. Стоять, подбоченившись, - признак неповино­вения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головы не всегда оз­начает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в груп­повой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Одна­ко быстрый наклон или поворот головы в сторону, жести­куляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессив­ная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положитель­ные эмоции и воспринимается как признак заинтересо­ванности и дружелюбия. Чрезмерное жестш\\лирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуве­ренности.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Другим важным фактором в общении является межлич­ностное пространство - как близко или далеко собесед­ники находятся по отношению друг к другу. Иногда на­ши отношения мы выражаем пространственными катего­риями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держать-

ся поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако суще­ствует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками (по крайней мере в Соединенных Штатах), он зависит от вида взаимодействия и опреде­ляется следующим образом:

интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интим­ным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спорт­сменов;

межличностное расстояние (0,5-1,2 м) -для разго­вора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

социальное расстояние (1,2-3,7 м) - для неформаль­ных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом рас­стоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное, положение отрицательно сказывается на об­щении.

Кроме того, чем ближе находятся люди друг к дру­гу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как под­ростки, молодые люди и люди средних лет пре,1,по";пта-i^ ffn.-r^ "т-.^.-;,- -; -.:_....._.i. _ 061^410 женщины стоЯТ

или сидят ближе к собеседнику (независимо от его по­ла), чем мужчины. ^Личностные свойства также опреде­ляют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Обществен­ный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех,

Невербальное общение 73

чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близ­ком расстоянии.

Традиция - также важный фактор. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подхо­дить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

На расстояние между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушающий садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По этой причине некоторые администраторы и руководи­тели предпочитают проводить личные беседы, сидя не за своим столом, а рядом с собеседником - на стульях, стоящих под углом друг к другу.

ОТВЕТ НА НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Интересно, что, отвечая на невербальное поведение го­ворящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы го­ворим собеседнику: «Я Вас слушаю. Продолжайте».

Как же реагировать на невербальное общение собе­седника? Обычно следует отвечать на невербальное «со­общение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответ­ствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом слу­чае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популяр­ная пословица, «судят не по словам, а по делам».

Когда нссоотг^т-^тпч" . ^ ..,"у c.^;J.iMii и невероальны-ми «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз ку­да-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и кон­кретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполне­ние, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию

опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от гово­рящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.

Когда несоответствие между словами и невербальны­ми сигналами говорящего выражено ярко, на «противо­речивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует от­вечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, воз­можно такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вы­зовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.

Итак, эффективность слушания зависит не только от точного понимания слов говорящего, но и в неменьшей степени от понимания невербальных сигналов. Общение включает также невербальные сигналы, которые могут подтверждать, а иногда и опровергать устное сообще­ние. Понимание этих невербальных сигналов - жестов и мимики говорящего - поможет слушающему правильно интерпретировать и слова собеседника, что позволит по­высить результативность общения.

УПРАЖНЕНИЯ

При первой удобной возможности понаблюдайте за дву­мя знакомыми во время их беседы, но так, чтобы не слы­шать, о чем они говорят. Внимательно последите за их жестами, выражением лица. Удалось ли Вам определить, о чем они говорили? Какие выражения лица послужили ключом? Отметили ли Вы улыбку и хмурый вид? Какие чувства Вам удалось угадать? Если это возможно, спро­сите мнение одного из них или обоих, чтобы убедиться в правильности Вашей оценки.

Невербальное общение

Визуальный контакт. Цель этого упражнения - убе­диться в зависимости между визуальным контактом и речью.

Это упражнение можно делать, наблюдая в разго­воре за другими или за собой.

При наблюдении за другими ответьте на следующие вопросы:

Смотрели ли собеседники друг на друга или отвора­чивались во время разговора?

Как часто они прямо смотрели в глаза друг другу? Когда каждый из них смотрел на собеседника боль­ше: когда говорил или когда слушал?

Посмотрел ли говорящий на собеседника после того, как кончил говорить, как бы давая понять: «Теперь Ваш черед»?

При наблюдении во время разговора за самим собой ответьте на те же самые вопросы. Убедились ли Вы в том, что взгляд собеседника помогает Вам слушать бо­лее внимательно?

Тон голоса. Это упражнение особенно удобно делать во время телефонного разговора, когда отвлекающих факторов меньше, чем в прямом общении. Когда кто-ли­бо попытается выразить Вам свои чувства то ли в теле­фонном разговоре, то ли при непосредственном общении, специально обратите внимание на тон голоса. Как Вы охарактеризуете голос говорящего? Соответствует ли вы­сота и тон голоса смыслу сообщения? Или голос передает нечто иное, отличающееся от значения слов? Не нахо­дите ли Вы, что некоторым людям свойствен определен­ный тон голоса, проявляющийся, например, в монотон­ности, возбуждении или взволнованности речи?

Вариантом этого упражнения является запись, напри­мер, своих выступлений на магнитофон. Затем следует прослушать запись, сосредоточив внимание на тоне своего голоса. Как Вы его характеризуете? Привлекает ли он внимание? Не звучит ли он монотонно? Согласны ли Вы с тем, что тон голоса также выражает чувства?

Позы и жесты. Это упражнение можно делать, наблю­дая во время беседы за поведением других или за собой. И в том, и в другом случае главное - познакомиться с тем, какие мы принимаем позы и какими пользуемся же­стами в качестве средств выражения своего отношения к другим. При наблюдении за другими ответьте на сле­дующие вопросы:

Что выражают собеседники своими позами? «Открыты» или «закрыты» их установки? Что они «говорят» руками? В каком положении находятся ноги? Обратите внимание на движения головы каждого со­беседника. Помогают ли эти движения ходу разговора?

Интересно с этих позиций посмотреть фильм без зву­ка, пытаясь угадать смысл диалогов по выражению лиц, а затем посмотреть фильм снова, включив звук. Удалось ли Вам угадать содержание фильма?

Межличностное пространство. Выберите удобный мо­мент, когда кто-либо вступает с Вами в разговор, заметь­те, как близко от Вас стоит или сидит собеседник. Если Вы сидите за столом, определите расстояние между Ва­шим стулом и стулом собеседника. Затем понаблюдайте, как это расстояние будет меняться (если будет). Просле­дите, как на пространственное расстояние между Вами и собеседником влияют следующие факторы: тип отношений;

взаимное расположение друг к другу; статус или полномочия; пол, возраст;

социальный, культурный уровень.

Во многих случаях межличностное расстояние не оказывает заметного влияния на общение. Были ли Вы в ситуации, когда это расстояние имело существенное зна­чение? Не было ли это в случае, когда собеседник подхо­дил к Вам слишком близко? Вызывает ли это у Вас чув­ство неудобства или это зависит от свойств конкретной личности?

Есть два основных способа коммуникации и обмена информацией между людьми: при помощи речи, то есть вербально и по средствам мимики , жестов, позы – не вербально. Вербально люди учатся общаться в раннем детстве, перенимая опыт старшего поколения.

Что такое невербальное общение легко можно понять на простом примере: спорят два человека, при помощи речи (вербально) они высказывают свое мнение. Но они не стоят, как истуканы неподвижно, а жестикулируют, машут руками. Именно позы, жесты, выражение лица, взгляд – это способы передачи невербальной информации, называемый еще язык тела. Он более информативен, и обогащает человеческую речь эмоциями, наделяет слава большей смысловой нагрузкой.

Выделяют три основных способа невербальной передачи информации:

  1. Телесные позы;
  2. Мимика лица;
  3. Жесты;
  4. Взгляд;
  5. Внешний вид.

Невербальную информацию человек передает неосознанно, можно говорить о своеобразной утечке информации. По тому, как человек сидит, стоит или просто курит, можно легко понять, что у него на уме.

«Язык тела» или, как понять, что у человека на уме?

Чтобы понять истинные намерения и помыслы человека достаточно внимательно следить за его поведением.

Признаки лжи:

  • Первым признаком того, что человек лжет, является изменение в жестикуляции . У лгунов прослеживается скованность движений, которые сопровождают разговор. Это происходит из-за того, что человек, говоря неправду, контролирует себя.
  • Во-вторых, лжец часто трогает свое лицо, приглаживает волосы, трет глаза, грызет ногти, прикрывает рукой рот.
  • В-третьих, когда мы лжем, то чувствуем себя дискомфортно, и, естественно, хотим покинуть зону дискомфорта и перестать лгать. Это выражается в следующих действиях: частое переступание с ноги на ногу, если человек стоит и ерзанье на стуле, когда он сидит. Еще ему может стать жарко и, поэтому он будет поправлять воротник или расстегивать верхнюю пуговицу.

Признаки влюбленности, заинтересованности

Не зря говорят, что глаза зеркало души, вернее, не глаза, а зрачок. Сужение или расширение зрачка не подвластно воле человека. Сильнее всего зрачок расширяется при одновременном выбросе в кровь адреналина и серотонина, что характерно при сильном чувстве возбужденности и заинтересованности. Если при виде вас у кого-то расширяется зрачок, то, этот человек испытывает сильные положительные эмоции по отношению к вам, возможно – любовь.

Манипуляция собеседником невербальными методами

Счастливчик тот, кого природа наделила даром понимать «язык тела», он непременно станет великим знатоком человеческих душ, успешным манипулятором. Ведь сказать можно что угодно, но трудно приказать своему подсознанию работать. Именно подсознание контролирует все невербальные сигналы, которые мы подаем во время коммуникации. Важно понимать, что это двусторонняя связь, ведь точно так же, как подсознание влияет на наш язык тела, точно так же невербальное общение влияет на подсознание собеседника.

Принимая открытые позы, используя техники открытого слушания и отзеркаливания, легко можно добиться того, что собеседник начнет вам безгранично доверять, выдаст самое сокровенное.

Эти приемы давно известны и ими пользуются все, начиная со спецслужб и заканчивая обычным магазином. Например, менеджеры по подбору персонала очень хорошо понимают язык тела, и придают ему огромное значение при отборе кандидатов. На работу вероятней возьмут человека, который во время собеседования использовал жесты открытости: кисти рук расслаблены, руки и ноги не перекрещены, верхняя пуговица на рубашке расстегнута.