Что такое Терпимость? Терпимость терпимый.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Терпимость - это очень нужное качество человека на сегодняшний день. Иногда складывается такое ощущение, будто бы все жизненные ситуации и обстоятельства, в один миг возжелали испытать его на прочность.

Конечно же, только мы знаем, как правильно решать проблемы, за кого голосовать на выборах и как эффективно воспитывать детей . А если вдруг, кто-то выскажет или начнет отстаивать другую точку зрения, то в бой с собеседником могут пойти убойные аргументы, словесные перипетии и даже кулаки.

Так по какой причине мы столь нетерпимы к другим виденьям картины? Как воспитать в себе толерантность и уважение к мыслям людей? Прежде чем дать ответы на столь глубинные вопросы , пожалуй, нужно определиться с терминологией и отличием.

Толерантность - это отнюдь не явление, а уважительное отношение к позиции других сородичей. То бишь, вы можете категорически и полностью не разделять мнение особи, но не станете навязывать свое с пеной у рта.

А вот другое слово, требующее объяснений: терпение - это неестественное состояние личности, когда ей не комфортно и не уютно, а она вынуждена находить в себе силы и стиснув зубы, продолжать экзекуцию над собственным запасом энергии.

Иными словами терпение может обозначаться, как перерасход усилий и эту разницу в понятиях очень важно уяснить в контексте сегодняшней статьи. Следовательно, надобность терпеть что-либо, носит временный характер. Например, нужно терпеть, чтобы добежать в туалет, или выдержать прием стоматолога , а некоторые умудряются терпеть своего мужа-тирана по неизведанным мне причинам.

А вот толерантность определена к группе положительных качеств человека и означает принятие и понимание разнообразия культур нашего мира, способов самовыражения и конечно же проявления индивидуальности, что априори не может быть идентичной для всех.

Главное в воспитании терпимости - это приумножение чувства уважения не в зависимости от уровня человеческого интеллекта.

Откуда берется нетерпимость?

На самом деле, ответ на этот вопрос достаточно банален. Нетерпимость к другому человеку зарождается еще в детстве и взрослея, мы тащим это богатство во взрослую жизнь, увеличивая обороты и аллергическую реакцию к чужим мнениям.

Как происходит процесс становления? Я попрошу вспомнить, как ваше окружение близких и совершенно не близких людей, могло позволить себе навесить ярлык на личность или вывалить за спиной порцию осуждения.

Это могло происходить не по причине злого умысла. Даже старушки на скамейке у подъезда не переживают о том, что их изречения могут ранить тонкую душевную организацию людей, ведь они убеждены том, что это нормально!

«О, посмотрите, да они же не по средствам живут! », «Слишком толстый! », «Содержанка », «Слишком молодая мама », «Не ест мяса! » и т. д. Все это подсознательное стремление ощутить примитивное и низменное превосходство над окружающими и демонстрация нулевой толерантности.

Однако, прежде чем так ярко пропагандировать собственную нетерпимость к людям, не стоит забывать о том, что дети впитывают поступающий информационный вброс, как губка.

А значит, будущее поколение обязательно применит столь некорректный способ самовыражения. Как избежать негативных последствий и постараться более лояльно относиться к другому образу жизни, что вам неприемлем?

Как развить толерантность

1. Откажитесь от суждений, оценок и шаблонного мышления

Поэтому, старайтесь понять глубинные мотивы сородичей, а не рассматривать верхушку айсберга. Только в таком случае человек обучается искусству терпимости.

2. Умейте слушать и слышать собеседника

Я подготовила в этом блоке замечательный совет: только в том случае, когда вы позволите себе выслушать собеседника, вы сможете понять его особую точку зрения. И только в том случае, когда вы ее поймете - вы сможете ее принять или хотя бы дать право на существование.

Желание постоянно доказывать правоту граничит с комплексом завышенной самооценки. А это означает нулевой уровень терпимости. Будьте услышаны и не прекращайте слушать !

3. Воспитайте в своем сердце чуткость!

Искренне уважая все живое на планете Земля, стараясь поступать по совести, справедливости и без намерения обидеть, человек становится ближе к науке по названием толерантность.

4. Принятие

Конечно же, я могла посоветовать вам медитационные практики или техники, но все же считаю, что лучше прибегнуть к наиболее действенному методу адаптации - встречи со своим страхом для преодоления.

Столкнитесь лицом к лицу с той группой людей, которые категорично вам не понятны! Пожалуй, это одна из самых лучших практик! При общении вы сможете заметить, что люди с убеждениями, отличительными от ваших, по-прежнему остаются людьми: с такими же чувствами, страхами и проблемами, как и у вас.

Всему есть предел!

Друзья, на этом я закончу.

До встречи на блоге, пока-пока!

Терпимость как качество личности – склонность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды каждый день, в который он не потеряет терпение. Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: “Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…

Способность к терпимости служит основой любого продвижения вперед, будь то прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост. Терпимость — это механизм сдерживания агрессии к раздражителям жизни, позволяющий людям быть такими, какие они есть. Почему справедлив данный тезис? На Земле рядом с нами проживает уже семь миллиардов человек, и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать. Кто-то испытывает счастье, занимаясь наукой или искусством, кто-то наслаждается неповторимым вкусом счастья от процесса воспитания детей, а кого-то «колбасит» от алкоголя, наркотиков и разврата. Каждый имеет право на свой вкус счастья и на определенную свободу выбора. Родителям следует поклеить обои в детской комнате с надписью: «Ты можешь быть другим».

Мы имеем право быть самими собой, а другие другими. На этом принципе и основана терпимость. Если мы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаем мнения, которые не соответствуют нашим убеждениям, значит, в нас хорошо проявлена терпимость как качество личности. А если мы еще с интересом и желанием понять воспринимаем чуждые нам взгляды, значит, мы явно дружим с терпимостью.

Любой человек колеблется между терпимостью и нетерпимостью. Терпимость – это нетерпимость с противоположным знаком. Проявляя терпимость, мы занимаем место в зрительном зале и наблюдаем за спектаклем под названием «Жизнь». Мы не придаем избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле и поэтому не создаем избыточный энергетический потенциал, вызывающий равновесные силы для воспитательных уроков. Избыточный потенциал появляется, когда мы пытаемся реализовать свое внутреннее намерение – поднять свою важность. Расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, мы пытаемся пробиться к месту под солнцем. Чужие убеждения и верования – растоптать и сжечь. Никакого нейтралитета и снисходительности к недостаткам других. На дыбу их! Только мы правы, а остальные люди – это ходячие энциклопедии заблуждений и предрассудков.

Если мы терпимы, нам чуждо такое поведение. Мы понимаем, что у нас нет монопольного права на обладание истиной. Человек – это винегрет их стереотипов, убеждений, верований, предрассудков, заблуждений и внушенных психологических установок. Повариха – жизнь сдобрила блюдо предубеждениями и приметами, и получилось то, что кричит: «Это мои убеждения! Они истинны». Пройдет какое-то время, и большинство из нас поймет, что сегодняшние убеждения – это всего лишь – вовремя необнаруженные заблуждения. Открытый и пытливый ум допускает, что его убеждения и установки в силу своей субъективности не могут быть истинными. Наша картинка мира – это всего лишь одна из нескольких миллиардов моделей мироустройства. Нам она нравится. С ней мы себя уютно чувствуем. Но вот по улице идет бабушка. Ей не менее восьмидесяти лет. У нее свое видение мира. С ним она дожила до таких преклонных лет. Значит, ее модель мира жизнеспособна, а вот нашему миропониманию еще нужно подтвердить способность к выживанию.

Терпимость к людям – это следствие нашей покладистости, миролюбия и понимания жизни. Терпимость – это интеграция в человечество. Как можно интегрироваться в человечество, если мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри нас. Терпимость – это средство единения помимо убеждений. В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Камень преткновения для терпимости, ее антипод – невежество. То, что мы не знаем, для нас не существует. Если мы не знаем оперу, она для нас пустой звук. Увлеченный рассказ о прослушанной опере вызовет у нас зевоту. Если нам не свойственно проявлять терпимость к чужим увлечениям, мы поспешим удрать от непонятной темы разговора.

Проявлять терпимость – это не синоним подражания, бездумной поддержки чужого мнения и не призыв вседозволенности. Терпимость не терпит нетерпимости. В противном случае это говорило бы о неуверенности в себе, лицемерии и слабохарактерности. Мы просто принимаем другого человека таким, каков он есть и не пытаемся его менять. Если мы любим себя, значит, принимаем со всеми достоинствами и недостатками. В той мере, в какой мы принимаем себя, в такой же мере мы терпимо относимся к другим людям. «Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, — писал Ф. Ницше, — мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, — что, по сути, является самым непонятным достижением человека». Терпимость – это не синоним безразличия. Проявив терпимость, мы невольно обнажаем для окружающих свою широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много великодушия. Иными словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и доброты. Терпимость – это вексель другому человеку на право заблуждаться.

Понятие терпимости чем-то с родни тактичности. Если в тактичности определяющее значение имеет не обидеть другого человека, то качественная суть терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания. Высший пилотаж терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства. К таким людям относился русский писатель Максим Горький. Он в каждом человеке искал человека. Если не обнаруживал, поражался и снова упорно искал. Обнаружить залежи человека было для него истинным удовольствием. Человеческая руда для него была дороже золотой руды. Всю свою жизнь Горький был человекоискателем. Обнаружив в человеке достоинства, он акцентировал на них взгляд самого человека, пока тот с полным правом мог сказать словами Сатина: «Человек – это звучит гордо!»

Николай Стариков в книге «Сталин. Вспоминаем вместе» пишет о терпимости вождя: «Происходит вопиющее – маршал Голованов… опаздывает на совещание к Сталину. Прилетел в Москву с опозданием. Что случилось? Оказывается, летчик личного самолета Голованова по фамилии Вагапов отправился накануне на свадьбу к своему товарищу. Что произошло дальше, понятно – напился. Разыскали летчика Вагапова только утром. Другой самолет посылать не решились – экипаж ведь не знал аэродрома, где нужно было производить посадку.

Представьте себя на месте Голованова – опоздать на доклад к Сталину! Впервые за всю войну. При моем появлении Сталин, как обычно, посмотрел на часы, стоявшие в углу, вынул свои и, показав их мне, задал один-единственный вопрос: – Что случилось? Видимо, зная мою точность и пунктуальность во всех делах, он и сам был удивлен моим опозданием, считая, что произошло что-то необычное. Коротко доложил я ему о происшедшем, еще не зная, как он на это будет реагировать… Немного походив, Верховный спросил: – Что же вы думаете делать со своим шеф-пилотом? Такого вопроса, прямо сказать, я не ожидал. Доложил о принятом мной решении и уже отданных на сей счет указаниях. – А вы давно с ним летаете? – С Халхин-Гола, товарищ Сталин, – ответил я. – И часто он у вас проделывает подобные вещи? – В том-то и дело, товарищ Сталин, что за все годы совместной работы это – первый случай. Я никогда и мысли не допускал, что с ним может быть что-либо подобное. – Вы с ним уже говорили? – Нет, товарищ Сталин, не говорил. Какой же тут может быть разговор?! – А вы не поторопились со своим решением? Как-никак, не первую войну вместе… Высказанное Сталиным озадачило меня. Подумав немного, я ответил: – Это верно, товарищ Сталин, однако порядок есть порядок и никому не позволено его нарушать, да тем более, как это сделал Вагапов. Да и наказание-то ему невелико, учитывая его проступок. – Ну что же, вам виднее, – заключил Верховный и перешел к вопросам, по которым я был вызван.

Однако этим дело не кончилось, время от времени Сталин спрашивал, где находится сейчас Вагапов, который через несколько месяцев был возвращен все же на свою старую должность… Вот скажите, ну какое дело было Верховному главнокомандующему Сталину до летчика Вагапова? А ведь спрашивал, а ведь мягко так, ненавязчиво помог Голованову принять правильное решение. И ведь свои мемуары маршал Голованов издал уже при Брежневе, когда ему хвалить Сталина и сочинять небылицы не было никакого резона. Кстати, книга маршала при его жизни так и не вышла – было лишь опубликовано несколько глав в журнале. Почему? Потому что ему «где надо» стали указывать, что не мог Сталин так говорить. И говорили это человеку, который все слышал своими ушами! Тому, кто всю войну подчинялся лично Сталину и работал с ним рука об руку…»

Терпимость ♦ Tolérance Проявлять терпимость – значит позволять другим делать что то, чему ты мог бы помешать, и оставлять безнаказанным то, за что мог бы наказать. Терпимость – не одобрение и даже не нейтралитет. Если я отношусь к чему либо… … Философский словарь Спонвиля

ТЕРПИМОСТЬ - (toleration) Готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной… … Политология. Словарь.

Терпимость, толерантность - Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость, если ваши убеждения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

терпимость - ТЕРПИМОСТЬ1, и, ж Способность мириться с кем, чем л., относиться снисходительно к чужому мнению, обычаям, поведению и т.п.; Син.: миролюбие; Ант.: нетерпимость. Пользуясь каждым случаем, Любищев требовал честного, аргументированного спора,… … Толковый словарь русских существительных

терпимость - , толерантность Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Терпимость (значения) - Терпимость личное качество человека, состоящее в снисходительном отношении к недостаткам других. Данное значение является словарным (см. Словарь русского языка, Институт русского языка АН СССР. М., «Русский язык», 1984, том 4). Иногда этим же… … Википедия

терпимость - см. терпимый 3); и; ж. Постоянная терпи/мость. Проявлять терпи/мость к обычаям. Национальная, религиозная терпи/мость. (к национальным, религиозным особенностям кого л.) Дом терпимости (устар.; публичный дом) … Словарь многих выражений

Толерантность - (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… … Википедия

Толерантность в общении - (лат. tolerantia терпение). Термин «толерантность» (Т.) в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется разл. психол. и социальным содержанием. В значениях слова Т. люди выразили свое отношение к действиям, к рые благоприятствуют … Психология общения. Энциклопедический словарь

хоахао - хоахао, реформаторское течение вьетнамского буддизма. Полное название течение — Фат зяо Хоа хао, то есть буддизм хоахао Поскольку на хоахао значительное влияние оказали конфуцианство и культ предков есть определённые основания трактовать… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

О ТЕРПИМОСТИ

Терпимость (или, говоря современным языком, толерантность), соответствует принципам СПРАВЕДЛИВОСТИ .

В Преамбуле Устава ООН провозглашена готовность наций «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Принципы толерантности находят своё развитие в соответствующей Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года:

1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

О „БЫТОВОЙ” ТЕРПИМОСТИ

Быть терпимым - значит признавать за кем-либо право
поступать как он считает нужным и правильным.
Это очень трудно, между прочим!
Особенно когда знаешь, как лучше…
Вероника Иванова

Терпимость на национальном и международном уровне является отражением великого принципа терпимости, которому может следовать каждый из нас. Ведь, как указывал Николай Рерих, "понятия терпимости или нетерпимости выражаются именно в обиходе каждодневности". То есть именно на бытовом уровне может выразить себя и выражает себя наша сущность - именно в каждодневном общении с другими людьми мы покажем себя такими, какие мы есть.

По сути, терпимость находит свое отражение в тех же областях, в которых мы склонны проявлять НЕТЕРПИМОСТЬ.

Например, место национализма и расовой нетерпимости занимает толерантность - способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей какой-либо национальности на всех других ее представителей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности" (Михиал Мацковский). Мы перестаем мерить людей аршином наших предрассудков.

В сфере сексуальных предпочтений мы можем спокойно принять тот факт, что кто-то хочет вступать в однополые браки. И не будем возмущаться, если люди хотят заявить о своих правах - пусть даже на какой-нибудь демонстрации. Мы не будем бояться, что наши дети после такой демонстрации сами станут гомосексуалистами, потому что наша непредвзятость может помочь нам понять, что гомосексуалистами становятся не вследствие избытка соответствующей рекламы.

Уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным вполне естественно - как к людям, какими мы сами когда-то были, какими мы когда-нибудь станем или на чьем месте мы тоже запросто можем очутиться (от сумы да от тюрьмы, как известно, не зарекаются).

Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.

Мы не позволяем себе вмешиваться в свободу наших ближних. В свободу мнений, выбора и принятия решений. Единственно правильной позицией будет взгляд стороннего наблюдателя.

Людмила Улицкая считает, что „если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома".

Но если мы будем с малых лет приучать наших детей жить по принципам справедливости и любви, то, быть может сбудется предвосхищение Николая Рериха: "Какое множество предрассудков и суеверий будет изъято из жизни! Сколько новых приветливых взглядов и сердечных сочувствий будет создано!"

Михиал Мацковский подчеркивает, что личность выигрывает от выбора позиции толерантности, что связано:

1. с резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

2. с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Поэтому мы стерпим и примем все, что касается поступков и убеждений наших ближних - даже если нам оно и не очень по душе. Точнее, мы стерпим почти все. Но именно это "почти" содержит то, что принципиально.

Могут подумать, что принципиальным будет, например, склонить человека к переходу на определенные позиции - скажем, касающиеся христианского или мусульманского вероучения. Ведь, казалось бы, это так важно, чтобы ближний наш тоже смог познать радость общения с Богом из "правильной" перспективы. Но нет, это как раз не принципиально (хотя для каждого отдельного человека и может оказаться очень важным).

Принципиальным будет именно нарушение или соблюдение нами и другими людьми принципов справедливости, уважение или ущемление свобод других людей. Николай Рерих недаром напоминает нам, что "терпимость вовсе не означает терпимость зла и преступности".

Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной и даже преступной. Злом с этой точки зрения мы считаем преднамеренное ущемление интересов другого человека, нанесение ему заведомой обиды. Терпимости в отношении таких поступков не может быть места.

Но мы должны быть уверены, что человек, совершающий такой поступок, поступает именно осознанно и во вред нам или другим людям. Что мы конкретно предпримем в той или иной ситуации, зависит от каждого конкретного случая - и нам предстоит каждый раз принимать взвешенное и ответственное решение (как, впрочем, и в любых других обстоятельствах).

ТЕРПИМОСТЬ КО ВСЕМ, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ ТЕРПИМОСТИ?

Терпимость - очень трудная добродетель,
для некоторых труднее героизма…
Наш первый порыв и даже последующий -
это ненависть ко всякому,
кто не так думает, как мы.
Жорж Леметр

Терпимость как в поведении отдельного человека, так и группы людей (вплоть до общества на уровне отдельного государства или всего человечества) проявляется в отказе от преследования тех, чьи убеждения или действия не совпадают с общепринятыми (или принятыми отдельным человеком).

При этом мы вовсе не должны одобрять поведение этих людей или оправдывать то, что они делают. Но даже если нам очень сильно не нравится то, что делают или думают эти люди, мы сознательно принимаем решение, „терпеть их с их убеждениями и практиками. Терпимость лежит, таким образом, в основе гарантий социального разнообразия.

Но необходимо учитывать, что с точки зрения справедливости терпение не должно быть безграничным. Джон Ролз отмечал, что те, кто принимает принцип справедливости, должны проявлять терпимость к нетерпимым, насколько это позволяет безопасность свободных институтов. Религиозная нетерпимость и расовая дискриминация несправедливы. Группы, которые ставят под угрозу принципы справедливости и угрожают тем самым свободе других членов общества, могут быть ограничены в их свободах.

Прие этом, как отмечает Джон Ролз, „свободы одних подавляются не просто ради большей свободы других. Справедливость запрещает подобные рассуждения относительно свободы, так же как и относительно суммы преимуществ. Ограничиваться должна лишь свобода нетерпимых, и это делается во имя равной свободы при справедливой конституции, принципы которой сами нетерпимые признали бы в исходном положении. Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований. Вопрос, таким образом, заключается в том, является ли чья-либо нетерпимость к другим достаточным основанием для ограничения чьей-либо свободы… Но даже тогда, когда свобода нетерпимых ограничивается ради защиты справедливой конституции, это делается во имя максимизации свободы“.

Джон Ролз обращает наше внимание особо на то, что, „когда сама конституция в безопасности, нет оснований лишать нетерпимых свободы“.

Джон Ролз считает, что свободы для нетерпимых могут склонить их к вере в свободу, ведь, по его убеждению, „люди, чьи права защищены справедливой конституцией, получающие от нее выгоду, с течением времени станут, при прочих равных условиях, к ней лояльны…“.

Терпимость является производным свободы. „Проблема свободы заключается в выборе принципа, посредством которого будут регулироваться притязания людей друг к другу во имя своей религии, - пишет Джон Ролз, - Из того факта, что с намерениями Бога необходимо соглашаться, не следует что один человек или институт имеет полномочия вмешиваться в интерпретацию другим человеком своих религиозных обязательств“.

Вот что пишет Джон Ролз: „Ни одна конкретная интерпретация религиозной истины не может быть признана обязывающей для всех граждан; нельзя согласиться и с тем, будто должен существовать какой-то один авторитет с правом решать вопросы теологической доктрины. Каждый индивид должен настаивать на равном праве для всех решать, каковы его религиозные обязательства. Он не может передать это право другому индивиду или авторитетной инстанции… Индивид пользуется своей свободой, принимая решение считать кого-то другого в качестве авторитета, даже если он считает этот авторитет непогрешимым, так как поступая таким образом, он ни в коем случае не отказывается от своей равной свободы совести как части конституционного закона. Ведь эта свобода, гарантированная справедливостью, неотторжима от человека: индивид всегда свободен изменить свою веру, и это его право не зависит от того, как часто он использовал свои возможности выбора и в какой степени разумно“.

ТЕРПИМОСТЬ КАК АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

„Люди принимают терпимость за проявление слабости.
Мне представляется, что это не так.
Гнев имеет своим источником страх,
а вот страх возникает от слабости.
Таким образом, если вы сильны,
то в вас будет больше мужества.
И именно здесь возникает терпимость“
Далай-Лама

В толковом словаре „Политика“ (авторы Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др.) терпимость (толерантность) определяется как „готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной отрицательной реакции, даже если для вмешательства имеется возможность (или властные полномочия)“.

Словарь Ушакова (1935-1940): Свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь (религиозная терпимость; терпимость к чужим мнениям…). Интересно отметить, что автор словаря также относил сюда терпимость к врагам. Но в силу господствующей тогда идеологии это положение дано было в следующей редакции: „преступная терпимость к врагам“.

Но иак или иначе, видно, что одной из основ терпимости является терпение. Другим ее основанием является свобода.

Эрнест Радлов (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.): „Идея личности заключает в себе понятие свободы внутреннего мира, без коего личность немыслима; из идеи личности, как ее следствие, вытекает свобода совести и свобода слова; свобода преподавания есть лишь один из видов свободы слова. Объективной оценке подлежат действия, но отнюдь не мотивы, мнения и верования. Т. есть признак высокой культуры ума, результат борьбы и сомнений; она выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям“.

И терпение, и стремление к равной для всех свободе – это требующие решимости про´явления человеческого духа, в основе которого лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.

Михиал Мацковский отмечает, что толерантность является системой ценностей, к которым относятся, в частности, следующие:

Презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

Презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

Ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

Ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

Ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

Ценность следования нормам права;

Ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

ТЕРПИМОСТЬ КАК ЛЮБОВЬ

Любовь неотделима от терпимости,
которая и придает ей силу.
Марк Леви

Справедливость невозможна без чувства привязанности, без теплого отношения к своему ближнему. Поэтому и толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия любви к тем, кто подобен нам, а потому имеет (как и мы) свои собственные убеждения, интересы и устремления.

Ненависть к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне (неважно в каком её проявлении). Терпение же и терпимость показывают другим людям, что в них ма видим и уважаем такую же личность как и мы сами. „Нетерпимый человек, прежде всего, и не милосерден, значит, и не великодушен и не знает доверия“, - заявляет Николай Рерих.

Легко поддаться гневу на другого, не похожего на нас. Для вспышки гнева и ненависти достаточно порой именно одной такой непохожести. Для этого не надо ни много ума, ни много сил, ни даже сколько-нибудь много мужества. Всё проишодит как бы автоматически: прорывается каскад эмоций, захлестывающих разум.

Если же мы выбираем для себя активно за основу принципы справедливости, то нам потребуется немало мужества, чтобы относиться к ближнему, как к самому себе, чтобы непредвзято относиться к его особенностям, чтобы терпеть его инакость, чтобы научиться смотреть на ситуацию и на мир глазами «другого».

Но после того, как мы совладали с собой, приняли другого со всем его своеобразием, тут-то у нас и появляются немалые силы, которые есть силы любви к ближнему, столь похожему на нас, и столь от нас отличному.

Истинная любовь всегда в той или иной мере взаимна – по меньшей мере в стремлении не делать другому того, что не хочешь пережить сам. А для этого не обойтись без снисходительности. Поэтому этот раздел мне хотелось бы закончить высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева: „Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения. А кто может сказать, что он в снисхождении не нуждается?“

Терпимость: что терпеть можно, а что нельзя

К одной из лучших способностей человека относится терпимость. Этому прекрасному качеству учить ребенка нужно с рождения. В большей степени это касается семей, в которых одновременно растут несколько детей. И каждый ребенок стремится натянуть одеяло на себя. Потому что в крови у человека имеется тяга к борьбе за место под солнцем, не исключением является и семья: дети хотят завладеть не только лучшей игрушкой, но и вниманием родителей.

Не секрет, что именно в семье у ребенка формируется собственная модель поведения, которая впоследствии будет проецироваться на его взаимоотношениях с окружающими людьми. Таким образом, в зависимости от того, каким его воспитают родители, таким он и выйдет в большой мир. Терпимости невозможно научить в школе или техникуме, если в семье ребенок не впитает в подсознание основы общения и конфронтации.

Умение воспринимать факты, мнения и события, не совпадающие с внутренними взглядами, принято считать терпимостью. Это максимально спокойное безэмоциональное отношение к происходящему. Проявляя терпимость, человек занимает стороннюю позицию наблюдателя. К примеру, в магазине кто-то протискивается к кассе без очереди. Часть наблюдателей начинает посылать вслед ругательства и недоуменные возгласы, а терпимый человек просто молчит, хотя мысленно он согласен с возмущенными такой ситуацией людьми.

В современном обществе терпимость приходиться проявлять на каждом шагу, так как грубость и невоспитанность оказываются сплошь и рядом. К сожалению, факт бескультурья был, есть и, скорее всего, будет. Но почему? Ведь, начиная с детского сада и школы, детям говорится о нравственности, морали и могуществе добра. Но слова не могут оказать такого влияния на сознание, как поступок. Поэтому человеку легче взять модель поведения по поступку, чем согласовывать свои действия с нравоучениями.

Терпимость позволяет человеку контролировать свое поведение, учит его проявлять нейтралитет, относиться толерантно к другим людям, потому что у каждого бывают свои недостатки. Но бывает ли у терпимости своя мера? Ведь это немаловажный аспект, который не позволяет чувствам перейти в крайность. У большинства людей мера терпимости может быть равна бесконечности. В первую очередь, это касается религиозности, как манеры общественного поведения определенных групп людей. Бесконечной терпимостью необходимо владеть при встрече с невеждами. При открытом хамстве лучше сдержаться, не спускаясь до уровня грубиянов, быть выше всего этого.

Но все же бывают такие обстоятельства, при которых терпимость неуместна и даже опасна для человека, так как она может стать причиной необратимых последствий для того, кто ее проявляет. Например, грубость, возникающая в семейных отношениях, должна пресекаться, иначе она обретет постоянный привычный характер. Недопустимо хамство и насилие в семье, подобные факты возмутительны и терпеть их нельзя!

Иногда в коллективе встречаются не совсем адекватные сотрудники, которые стремятся оказать свое давление в достаточно нелицеприятной форме. Порою большинство коллег проявляют к таким субъектам просто ангельское терпение, но нужно ли это делать? Нередко нас окружают соседи, отличающиеся странной манерой поведения, и их нападки в вашу сторону могут не отвечать не только дисциплинарным, но и нравственным нормам. Не нужно терпеть, если ваши права нарушаются. Проявляя терпимость в таких ситуациях, наносится колоссальный вред психическому здоровью, и, плюс ко всему, окружающие перестают с вами считаться, уважать вас как личность.

Таким образом, остается лишь шаг до закона, действующего среди животных: всех можно поделить на сильных и слабых. И, несмотря на свою правоту, слабый всегда будет подчиняться сильному. Поэтому решите для себя, когда нужно быть терпимым, а что действительно терпеть нельзя.