Что значит зеркальная камера на фотоаппарате. Что такое зеркальный фотоаппарат

Цифровой зеркальный фотоаппарат позволяет делать не только хорошие фотоснимки, но и открывает перед фотографом довольно широкий простор для творчества.

Наверняка, у каждого из современных людей есть цифровой фотоаппарат. Это может быть встроенная камера на телефоне или обычная компактная "мыльница". А у некоторых есть даже полновесные зеркальные фотоаппараты с большими объективами и довольно значительными габаритами (правда, наличие аппарата ещё не означает умения им пользоваться). Все эти устройства позволяют получить в результате цифровой фотоснимок.

Так почему же профессионалы всегда стараются купить именно зеркальный фотоаппарат? Чем "зеркалка" лучше "мыльницы"? И нужна ли Вам вообще зеркальная камера или можно вполне обойтись хорошим компактом? На все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить!

Отличие от компактной камеры

Итак, если бегло взглянуть на компактную и зеркальную камеру, то первое заметное отличие - форма и габариты. В качестве примера предлагаю Вам сравнить фотоаппараты Canon IXUS 185 (такой у меня на работе) и Canon EOS 1000D (моя домашняя зеркалка):

"Компакт" на то и называется компактным, что имеет небольшие размеры и обычно легко умещается в карман. "Зеркалка" же - аппарат основательный и довольно громоздкий, переносить её можно только на специальном ремне на шею или в сумке. В компактной камере объектив зачастую интегрирован в корпус и выдвигается только при включении камеры. В зеркальном же фотоаппарате объектив съёмный и всегда занимает дополнительное место вне зависимости от активности устройства.

Если же вникнуть в тонкости внутреннего устройства, то мы увидим, что в компактной камере свет через объектив всегда попадает прямо на светочувствительную матрицу, которая отправляет полученные данные на дисплей в виде изображения, которое можно сохранить, нажав кнопку спуска затвора. Даже если в некоторых моделях "компактов" и есть оптический видоискатель, то он чаще всего бесполезен, поскольку отображает слегка смещённую картинку...

В "зеркалке" же изображение из объектива попадает на специальное поворотное зеркало, закреплённое под углом 45° к световому потоку. Это зеркало отражает свет в перевёрнутом виде вверх на специальную пятигранную стеклянную призму, которая переворачивает картинку в оригинальное положение и отображает в видоискателе. При нажатии на кнопку спуска зеркало поднимается вверх, открывается затвор и свет попадает на матрицу, чтобы зафиксироваться в виде изображения:

Фактически различия "компактов" и "зеркалок" в основном кроются только в оптической системе. По этому показателю "зеркалки" лучше в том плане, что большего размера объектив позволяет захватить и перенести на матрицу больше света. Кроме того, за счёт смены объективов можно добиться различных эффектов, получить больший зум или создать макроснимок. Да и сама матрица в зеркальных фотоаппаратах чаще всего больше и по своему размеру приближается к размеру кадра на обычной 35-миллиметровой плёнке, которую в фотоделе принято считать эталоном.

Однако, об этом чуть позже. А сейчас нам нужно ознакомиться с некоторыми базовыми терминами цифровой фотографии, чтобы понимать основные понятия и характеристики, которые нам будут встречаться далее.

Терминология

В фотоделе, как и в любой иной отрасли, существует довольно обширная специфическая терминология. В рамках нашей обзорной статьи все понятия, конечно, мы рассмотреть не сможем, но с основными, которые нам пригодяться на первых порах при выборе и освоении зеркального фотоаппарата, мы просто обязаны ознакомиться.

Матрица

Матрицей в цифровых фотоаппаратах называют светочувствительную микросхему, состоящую из большого количества фотодиодов, которая фактически фиксирует изображение, полученное через объектив. Матрицы фотокамер отличаются своими разрешающей способностью, физическими размерами, типом и чувствительностью.

Начнём, пожалуй, с разрешения . Этот параметр во многих магазинах (в том числе и в Интернет) позиционируется как один из самых главных показателей качества съёмки. Разрешение измеряется в мегапикселях (миллионы точек) и означает максимально возможное количество пикселей в получаемом камерой изображении. Очевидно, что, чем большее количество точек содержит фотоснимок, тем выше будет его качество. Однако, на деле это не совсем так...

В реальности большую роль играет физический размер матрицы . Чем больше этот размер, тем большее количество пикселей она реально может передать. Размер матрицы принято соотносить с размером кадра стандартной фотоплёнки, который составляет 36х24 мм. Цифровые фотокамеры с такой матрицей называются полнокадровыми (или "фулл-фреймовыми" от англ. "full frame" - "полный кадр") и стоят довольно недёшево, поэтому покупаются обычно только профессионалами, знающими, чего они хотят от фотоаппарата.

Большинство же любительских камер имеют матрицу уменьшенного размера. Однако, размер матрицы в характеристиках указывают редко. Чаще можно встретить дробное число со странным обозначением - "кроп-фактор " (от англ. "crop" - "обрезать") или просто "К". Число кроп-фактора означает во сколько раз диагональ матрицы конкретной камеры меньше полного кадра. То есть, К=1.5 будет означать матрицу в полтора раза меньшую от полноразмерной, а К=1 как раз и будет фуллфрейм!

А теперь немного сведём в кучу всё вышеизложенное. К примеру, у нас есть две камеры. Разрешение матриц у обеих, скажем, 12 мегапикселей, а вот реальные размеры матрицы разные: у первой, скажем К=1, а у второй К=1.5. Очевидно, что лучшее качество съёмки будет у той, которая имеет меньший кроп-фактор (то есть, полнокадровая с К=1). Размер пикселя на ней будет физически в 1.5 раза больше, что позволит уменьшить количество шума на фото и улучшить цветопередачу.

Пиксель, кстати, не может уменьшаться до бесконечности. Он, хоть и мал, но занимает определённую долю миллиметра на матрице. Отсюда у Вас может возникнуть резонный вопрос: а как на небольшой матрице, скажем, мобильного телефона с кроп-фактором 2.5 и больше может быть заявлено все те же 12 мегапикселей? Тут всё дело в том, что не всегда разрешение указывается реальное. В китайских смартфонах и "мыльницах" часто используется такой приём как интерполяция изображения, то есть искусственное увеличение разрешения изначально меньшей картинки.

Иными словами, реальное разрешение камеры может быть 5 мегапикселей, но после съёмки процессор принудительно масштабирует изображение до заданных пользователем в настройках размеров. Естественно, что такое масштабирование сильно ухудшает качество и тогда мы говорим, что снимки получаются "замыленными" (отсюда и термин "мыльница"), то есть, нечёткими. В зеркальных фотоаппаратах обычно интерполяции не бывает, но, думаю, для общего развития знать и понимать, что это такое не помешает:)

Также следует знать, что матрицы в зеркалках могут быть разных типов . Наиболее часто встречаются CMOS (сокр. англ. "Complementary Metal-Oxide Semiconductor" - "комплементарная структура металл-оксид-полупроводник") и более старые CCD (сокр. англ. "Charge-Coupled Device" - "прибор с зарядовой связью"). Первый тип сегодня наиболее распространён. Матрицы данного типа более дешёвые в производстве, менее энергоёмкие (до 100 раз) и имеют высокое быстродействие.

CCD-матрицы лучше воспринимают цвета при низком освещении, имеют низкий уровень шума и хорошо фиксируют быстродвижущиеся предметы. Правда, CMOS-матрицы сегодня практически по всем параметрам уже догнали CCD. Кроме того, существуют и менее распространённые, но более совершенные типы матриц. Например, Live-MOS (пониженный уровень напряжения и шумов), SIMD WDR и Super CCD (повышена фотографическая широта), QuantumFilm (новый экспериментальный тип матриц, основанный на квантовых точках).

Иногда в характеристиках камеры также указывают максимальное значение ISO . Оно обозначает чувствительность матрицы к световому потоку. Стандартной чувствительностью является значение 400. Более низкие значения используются для съёмки при ярком освещении, более высокие для тёмных сцен. При этом следует помнить, что чем выше ISO, тем более выражены будут дефекты на изображении (в особенности цифровые шумы). Поэтому высокая чувствительность не всегда хороша.

Объектив

Если матрица цифрового фотоаппарата определяет его максимальный технический потенциал, то объектив может существенно повлиять на эстетический аспект, добавив ряд эффектов. Правильный выбор объектива во многом определяет то, насколько красивыми будут Ваши снимки. Однако, универсального объектива на все случаи жизни, увы, не существует. Поэтому профессионалы имеют в своём арсенале несколько объективов для разных видов съёмки.

"Зеркалка" изначально обычно комплектуется объективом, поэтому важно заранее знать его сферу применения и основные характеристики. По сфере применения объективы можно разделить на следующие типы:

  1. Портретный объектив . Как следует из названия, обычно используется для съёмки портретов. Как правило имеет небольшие размеры и фокусное расстояние до 200 мм. Позволяет получать изображение с минимумом артефактов на небольшом расстоянии. Стандартные объективы к "зеркалкам" обычно как раз данного типа.
  2. Макрообъектив . Объектив с уменьшенным фокусным расстоянием, который позволяет снимать объекты с близкого расстояния, создавая так-называемые макроснимки, на которых чётко видны все детали снимаемого предмета.
  3. Зум-объективы , длиннофокусные или телеобъективы. Обычно большие по своим габаритам устройства (иногда даже на отдельном штативе), позволяющие снимать объекты с большого расстояния. По степени приближения обычно условно разделяются на суперзумы, ультразумы и гиперзумы.
  4. Tilt-Shift-объективы . Изначально применяемые в архитектурной съёмке подвижные объективы, которые позволяют избавиться от эффектов искажения высоких зданий на фото. За счёт изменения угла и положения оптической системы при фотографировании даёт возможность получить характерный эффект "игрушечности" деталей на пейзажном фото, поэтому часто используется профессиональными фотографами.
  5. Пинхол (от англ. "pinhole" - "прокол"). Объектив, в основе которого лежит камера-обскура. Зачастую имеет лишь небольшое отверстие в центре и не содержит линз. Поскольку имеет очень маленькое отверстие для прохождения света, его обычно используют в сочетании с длительными выдержками. Применяется в основном фотохудожниками для пейзажной съёмки с интересными эффектами.

К основным характеристикам объективов относятся:

  1. Фокусное расстояние . Данная характеристика обозначает расстояние от оптического центра объектива (место концентрации света) до точки фокуса (обычно матрица фотоаппарата). Измеряется оно в миллиметрах и влияет на ширину угла обзора. Чем меньше фокусное расстояние (минимальное от 7 мм), тем больший у объектива будет угол обзора. Правда, с увеличением угла обзора увеличиваются оптические искажения изображения. Поэтому почти все широкоугольные объективы имеют выпуклую линзу и создают фото с эффектом "рыбьего глаза". Нормальные фотообъективы имеют фокусное расстояние в диапазоне от 35 до 85 мм. Фотообъективы с фокусным расстоянием свыше 85 мм относят к телеобъективам .

    Современные объективы могут иметь как фиксированное фокусное расстояние так и изменяемое (вариообъектив). Вариообъективы позволяют менять фокусное расстояние в определённом диапазоне. Это обозначается обычно в виде цифр после названия модели объектива. Например, для Canon EF 28-200mm f/3.5-5.6 USM диапазон фокусных расстояний будет от 28 до 200 мм. Правда, за такую универсальность придётся выложить немалую сумму денег.

  2. Диафрагма . В фотоделе диафрагмой называют механизм, состоящий из нескольких "лепестков", который позволяет уменьшить (закрытая диафрагма) или увеличить (открытая диафрагма) поток света, попадающий на матрицу. Визуально это проявляется в степени размытия заднего плана фотографии: при открытой диафрагме размытие фона будет максимальным и наоборот.

    В характеристиках объектива обычно отображают значение максимальной диафрагмы в виде дробного числа (отношение отверстия диафрагмы к диаметру объектива) после буквы "f". Чем меньше число, тем сильнее открывается диафрагма и больше света пропускает. Например, диафрагма f/2.5 будет больше, чем, скажем f/4. В объективах со сменным фокусным расстоянием обычно указывают два значения максимальной диафрагмы для каждого из крайних положений. Например, для рассмотренного уже объектива Canon EF 28-200mm f/3.5-5.6 USM максимальная диафрагма при фокусном расстоянии 28 мм будет 3.5, а при 200 мм - 5.6. Вместо буквы "f" на некоторых объективах максимальная диафрагма обозначается соотношением к единице. Например, "1:1.2" будет обозначать максимальную диафрагму 1.2.

    Кроме того часто обращают внимание на количество лепестков диафрагмы. Чем их больше, тем форма отверстия будет ближе к идеальному кругу. Это нужно для красивого эффекта боке (светлые пятна на заднем фоне фотографии). В дешёвых объективах с малым количеством лепестков (5-6 штук) боке при закрытии диафрагмы может получаться не круглым, а пяти- или шестиугольным, что не всегда отвечает эстетическим требованиям.

  1. Светосила . Светосилой объектива называют его способность пропускать свет. Она напрямую зависит от диаметра линзы: чем больше линза при том же фокусном расстоянии, тем больше будет и светосила. Также на светосилу влияет тип напыления линзы. Если линза затемнённая, то при одинаковом диаметре её светосила будет ниже чем у той, которая прозрачна полностью или обработана специальным просветляющим составом.

    Также косвенно на светосилу влияет диафрагма. Из двух объективов с разной максимальной диафрагмой более светосильным будет тот, у которого значение диафрагмы меньше.

  2. Байонет . Относительно фотоаппаратов байонетом принято называть тип крепления объектива. Тип байонета зависит от марки фотоаппарата. У Canon он свой, у Nikon другой, а у Panasonic, например, третий. Обычно объективы от разных фотоаппаратов несовместимы между собой, однако, существуют специальные кольца-переходники, которые, имея байонет Вашего типа, с другой стороны реализуют нужный тип крепления для объективов других производителей.
  3. Тип фокусировки . Здесь всё более или менее просто. Фокусировка может быть автоматической (как в компактных фотокамерах), так и ручной, когда фотограф сам наводит резкость, вращая специальное кольцо на объективе.

Другие термины

Выдержка - время, на которое открывается затвор фотоаппарата и свет из объектива попадает на матрицу. Выдержка обычно обозначается в долях секунды (например, 1/100сек - одна сотая секунды) или секундах (длительные выдержки). Чем дольше выдержка, тем больше света попадёт на матрицу. Поэтому длительные выдержки обычно используют для съёмки в тёмное время суток. Однако, есть нюанс: если в кадре будут движущиеся объекты, на фото они получатся смазанными. Поэтому большие выдержки подходят больше только для ночной пейзажной съёмки.

Экспозиция - это как раз количество света, попавшего на матрицу Вашего фотоаппарата. Чем больше света - тем ярче фото. Однако, чрезмерная экспозиция приведёт к тому, что кадр может быть попросту засвечен (переэкспонировка). И наоборот, слишком короткая выдержка при плохом освещении приведёт к недоэкспонировке.

Баланс белого - характеристика, определяющая естественность цветов в кадре. Для правильной настройки обычно ориентируются на то, как выглядит белый цвет. Профессионалы настраивают баланс белого вручную при помощи обычного белого листа, добиваясь его максимально идеальной белизны при конкретном освещении. Обычные пользователи, как правило, используют автоматический режим, который, увы, не всегда правильно определяет правильные цвета.

ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) - один из важных терминов в художественной фотографии. Он обозначает, насколько резким будет задний план снимаемого объекта. Зависит ГРИП от степени раскрытия диафрагмы: чем больше она раскрыта, тем меньше будет глубина резкости и фон будет более размытым.

Есть много других терминов, но для начала будет достаточно знать и понимать все вышеизложенные. Поэтому предлагаю на этом завершить теоретическую часть и перейти к практике.

Особенности использования

Многие покупают зеркальный фотоаппарат в надежде сразу получить красивые снимки, но разочаровываются, когда их качество оказывается ничуть не лучше чем у фото с компактной камеры. А всё дело в том, что многие не понимают и не особо хотят вникать в настройки, используя лишь автоматический режим, который, увы, не всегда даёт хороший результат.

За переключение режимов в большинстве "зеркалок" отвечает поворотный диск, расположенный в правой части тела камеры. На нём нанесены специальные метки, которые активируют тот или иной режим съёмки. В своё время разобраться во всех эжтих режимах мне помогла следующая картинка:

Как видим, по умолчанию камера установлена в автоматический режим , который обозначается зелёным прямоугольничком или надписью "Auto". Данный режим позволяет свести всю съёмку к нажатию на кнопку спуска затвора, как в компактных камерах.

При этом у кнопки спуска тоже есть один небольшой секрет, который имеется и у большинства "компактов". Кнопка имеет две степени нажатия : полунажатие и полное. При полунажатии происходит автофокусировка объектива, а полное нажатие уже открывает затвор камеры. Поэтому, если Вы сразу будете давить кнопку до упора, можете получить нерезкое изображение! Единственное условие - на Вашем объективе (а иногда и камере) переключатель фокусировки должен стоять в положении "AF " или "A ":

Ручную фокусировку удобно использовать при макросъёмке, когда нужно чётко запечатлеть определённый объект на фоне других более удалённых объектов. В этом случае можете сразу давить кнопку спуска затвора до конца. Единственный нюанс - если у Вас не 100% зрение, то Вам может быть трудно точно настроить фокус. Я в этом случае прибегаю к следующей методе: максимально приближаю снимаемый объект при помощи зума, фокусирую его, а затем отдаляю зум и снимаю.

Но вернёмся к нашим режимам. Правее автоматического режима расположена так называемая "Базовая зона" с набором готовых автоматических режимов съёмки различных сюжетов, например, "Портрет", "Пейзаж", "Макрофото", "Спортивная съёмка", "Ночной режим" и т.п. Переключившись в один из этих режимов, Вы сможете снимать нужный Вам сюжет с автоматическими усреднёнными параметрами. Правда в некоторых режимах можно корректировать, например, баланс белого (кнопка "WB") или светочувствительность (кнопка "ISO"), таким образом изменяя цветопередачу.

  • P - программный режим. В данном режиме мы можем настраивать параметры чувствительности матрицы (ISO), баланса белого, активности вспышки, точки фокусировки, но соотношение между выдержкой и диафрагмой задаётся автоматически. То есть, мы имеем дело с программируемой автоэкспозицией.
  • Tv или S - режим приоритета выдержки. В данном режиме нам доступны все вышеописанные настройки, а также ручная установка выдержки. Это позволяет точно задать длительность выдержки, но при этом автоматически получить такие параметры диафрагмы, которые позволят получить нормально экспонированный кадр.
  • Av или A - режим приоритета диафрагмы. Данный режим автоматически подстраивает экспозицию кадра под заданное вручную значение диафрагмы. Это позволяет фотографу контролировать эффекты ГРИП, получая красиво смазанный или наоборот чёткий задний план на снимке.
  • M - ручной режим. Это режим для опытных фотографов, который открывает доступ ко всем возможным настройкам камеры.

В отдельных моделях фотоаппаратов могут быть и дополнительные режимы съёмки (например, видеосъёмка или режим A-DEP - приоритет диафрагмы с контролем ГРИП), но вышеперечисленные варианты будут присутствовать обязательно во всех современных зеркальных камерах.

Кстати, если Вы решили потренироваться работать с зеркальным фотоаппаратом, то в Интернете можете найти несколько интерактивных тренажёров для обучения настройки экспозиции. Вот Вам один из них (требует наличия flash-плеера в Вашем браузере):

Выводы

При написании этой статьи вне нашего внимания осталось довольно много различных нюансов. Однако, основы работы с зеркальным фотоаппаратом и базовые понятия цифрового фото вообще я постарался осветить максимально доступно для понимания.

Если Вы решите посвятить себя фотоискусству, то обязательно со временем освоите все его премудрости. А вот для начала нашей статьи Вам должно вполне хватить. Поэтому желаю всем терпения и удачных фотоснимков.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

Покупка зеркального фотоаппарата не гарантирует снимков высокого качества просто потому, что далеко не всё зависит от фотоаппарата: без соответствующих знаний как и что фотографировать в тех или иных условиях снимок может выйти корявым. То есть снимать на «Авто со вспышкой» против солнца и ждать, что выйдет конфетка весьма опрометчиво. Так вы получаете громоздкую и часто дорогую фототехнику, которую неудобно таскать с собой не только из-за веса, но и боязни повредить или случайно «сбить настройки».

Во-вторых, искать недорогую или компактную зеркальную фотокамеру можно даже не начинать. Зеркалки, в силу своей конструкции (размера зеркала, пентапризмы, расположения оптического видоискателя), просто не могут взять и уместиться в карман куртки. Такая техника бывает только относительно компактной и относительно недорогой , т.к. простенькие фотоаппараты вроде Nikon D5100 стоить будут от 12 тысяч рублей за «тушку» (фотоаппарат без объектива).

Почему не зеркальный фотоаппарат?

Во-первых, из-за габаритов и дизайна корпуса . Зеркальные фотоаппараты имели, имеют и будут иметь массивный корпус. Иначе – просто никак: поскольку нельзя уменьшить пространство для рефлекторной системы (зеркала и пентапризмы), нельзя и фотоаппараты данного класса сделать меньше. Плюс, идентичное во всех камерах расположение оптического видоискателя устройства одного и того же типа делает похожими друг на друга (по крайней мере, для среднестатистического пользователя). Пожалуй, единственное, чем можно отличиться – наличием поворотного дисплея и расположением некоторых физических кнопок управления, формой и покрытием корпуса в участке для хвата. В остальном, корпус как корпус для 90% зеркальных камер со схожим функционалом.

Во-вторых, из-за веса . В случае с зеркальными фотоаппаратами большие габариты означают и больший вес. Недорогие модели весить будут меньше профессиональных фотокамер, т.к. для производства корпуса и органов их управления был использован пластик среднего качества и прочности. Однако лёгкими их всё равно назвать будет сложно.

Так, к примеру, Canon EOS 1200D весит 480 грамм (без аккумулятора и объектива) при габаритах корпуса 130х100х78 мм.

В-третьих, из-за зеркала и затвора . Каждый снимок предполагает движение данных элементов. Дело в том, что поворот зеркала не происходит бесшумно – негромкий щелчок будет сопровождать каждый сделанный вами кадр. Фотоаппараты Nikon, к примеру, имеют бесшумный режим работы, однако его корректнее было бы назвать тихим . В некоторых условиях съёмки шум более чем нежелателен. Плюс, с движением зеркала двигается и воздух, находящийся в корпусе фотоаппарата, потому запылить матрицу в зеркальной камере проще, чем в беззеркальной.

Как бы производители не старались, а механика зеркального фотоаппарата всё равно приводит к трясу камеры, пусть и незначительному. Во время дневной фотосъёмки это не сказывается на чёткости фотографий, однако при длинных выдержках тряс – критический недостаток.

Механика значительно ограничивает скорость смены кадров. Nikon D7100, к примеру, в стандартном режиме снимает 7 кадров в секунду, а Nikon D4 – целых 11! Но, чтобы лучше понять, что должно произойти для съёмки этих 11 кадров за 1 секунду, смотрите видео.

К слову, у каждой зеркальной фотокамеры есть «срок годности», измеряемый не в годах и месяцах службы, а количестве сделанных ею кадров. Так, к примеру, максимальный прогон 150-200 тысяч кадров – уже отличный показатель. Если думаете, что такое количество и за всю жизнь не сделаете, ошибаетесь. В среднем, 40-50 тысяч снимков можно сделать за год активного использования.

Учтите, что данное ограничение касается только работы затвора – остальные элементы зеркальной камеры могут выдержать и дольше. Но после достижения критического числа срабатываний затвора он, вероятно, начнёт барахлить. Так что будьте к этому готовы.

И, наконец, механика – дорогое удовольствие, если говорить об обслуживании и ремонте.

Также добавим, что приобретение зеркальной фотокамеры предусматривает и покупку сменной оптики. Большинство фотоаппаратов начального и среднего ценовых сегментов комплектуются китовым объективом (18-55 мм), качество съёмки на который оставляет желать лучшего. Если хотите снимать портреты с красивым размытым фоном и потрясающей детализацией крупного плана, придётся купить портретный объектив, т.к. на Kit такого качества картинки вы не получите.

Это всё не к тому, что зеркалки – полный отстой и вот какие крутые беззеркалки есть на рынке – купите лучше их. А просто к тому, что приобретая технику, лучше знать о ней как можно больше.

Почему беззеркальный фотоаппарат?

В последние 5-6 лет рынок активно наполнялся беззеркальными фотоаппаратами: не сказать, что лучшие беззеркальные фотоаппараты намного дешевле равноценных зеркальных моделей. Зачастую можно говорить об одном и том же ценовом рейтинге. Потому рассчитывать на то, что беззеркалка будет стоить дёшево также не следует. К слову, не путайте беззеркальные фотоаппараты и «мыльницы»: отсутствие зеркала не делает эту технику низкосортной.

Выбор беззеркального фотоаппарата может быть обоснован:

  • меньшим весом и размером;
  • отсутствием механики с зеркалом;
  • наличием гибридной системы автоматической фокусировки;
  • наличием электронного видоискателя;
  • стоимостью.

Продажи «карманных» фотоаппаратов пошли вниз, когда производители смартфонов изменили подход к позиционированию мобильной техники. Теперь, приобретая хороший дорогой смартфон, вы приобретаете и хорошую камеру – модели с 13 Мп, 20.1 Мп, системой оптической стабилизации и прочими «цепкими» характеристиками уже не новость. В пользу беззеркального (системного) фотоаппарата в данном случае говорит сочетание достаточно компактных габаритов и высокого качества фотографий.

Отсутствие зеркальца и пентапризмы позволяет сделать фотоаппарат меньше: компактный беззеркальный фотоаппарат Sony Alpha A6000 имеет габариты 120x67x45 мм и весит всего 344 грамма (с заряженным аккумулятором).

Без подвижного механизма данная техника меньше подвержена износу, издаёт меньше шума при съёмке, нет тряски, возникающей при работе зеркала, камера способна снимать больше кадров в секунду (11 кадров – это средний показатель, а не максимальный, как среди зеркалок), а ещё беззеркалку проще чистить:-)

Что даёт гибридная система автофокусировки? Большую точность и скорость фокусирования на объекте. Гибридная система есть и в некоторых зеркальных камерах, к слову.

Далеко не каждая зеркальная камера обладает режимом live view, то есть использованием не оптического видоискателя, а возможностью настраивать кадр, просматривая сцену съёмки непосредственно на дисплее. В беззеркальных фотоаппаратах оптического видоискателя нет и ориентироваться нужно по изображению на дисплее или же по картинке в EVF (электронный видоискатель). Но в этом есть ряд своих преимуществ.

Так, например, на экран и EVF в момент съёмки будут выведены все задействованные настройки (в зеркальных фотоаппаратах часть настроек можно увидеть и оптическом видоискателе, в основном, это точки автофокуса, настройки диафрагмы, выдержки и ISO). Кроме того, в условиях яркого солнечного света, когда большинство дисплеев попросту «слепнут», EVF поможет просмотреть отснятый материал без необходимости искать тенёк или прикрывать дисплей ладошкой в надежде хоть что-нибудь разглядеть.

С EVF то, что вы видите в видоискатель и то, что выйдет в результате съёмки – идентичные картинки, в то время как оптический видоискатель охватывает, в основном, 95% кадра, что иногда приводит к тому, что на фото появляются нежелательные элементы, которых вы попросту не разглядели в OVF.

Зеркальные фотоаппараты имеют ограниченное число точек фокусировки (например, в Canon EOS-1D Mark III 19 точек фокусировки, в то время как для большинства средненьких камер норма – 11 точек). В беззеркальных камерах датчик фазового слежения помещён непосредственно на матрицу, потому ограничения на чём именно вы хотите сфокусироваться, нет.

Для лучшего понимания, о чем идёт речь: точки фокусировки в зеркальных фотоаппаратах в основном сосредоточены вокруг центра кадра, потому сфокусироваться на объектах, находящихся в углах кадра, не нарушая при этом композиции, порой бывает очень сложно.

А ещё беззеркальная камера лучше «следит» за динамичным объектом съёмки. В зеркалках данная функция пока реализована только в топ-моделях.

В классе беззеркальных есть как модели-фиксы, так и беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой, причём качество последних ничуть не уступает объективам для зеркальных моделей. Правда, тут всё тоже относительно: оптика для беззеркалок Samsung выпускается самой южно-корейской компанией, продукция которой до этого момента ни разу не была замечена в руках профессионалов. Это наталкивает на размышления. А вот о качестве объективов для камер Sony, например, сомневаться не приходится.

Кстати, в магазинах можно наткнуться и на полнокадровые беззеркальные фотоаппараты. Что это значит? Полный кадр даёт более качественные изображения (особенно при высоких значениях ISO), снимкам придаёт эффект глубины и практически на 30% расширяет область кадра. Другими словами, в кадр на так называемом фул-фрейме влезает намного больше изображения.

Полнокадровые зеркальные фотоаппараты – предел мечтания практически каждого увлекающего фотосъёмкой, а для профессионалов наличие фул-фрейма почти обязательное условие качественной работы. Профессиональные беззеркальные фотоаппараты, пока что – только формируемый сегмент рынка и пока что мало кто переходит на беззеркалки с фул-фреймом вроде Sony Alpha 7 или Sony Alpha 7R. Хотя бы потому, что качество изображения у «зеркала» всё же заметно лучше. Да и профессиональной оптики, без которой снимать на полнокадровый было бы глупо, для зеркалок намного больше.

Почему не беззеркальный фотоаппарат?

Пожалуй, главным минусом беззеркалок сегодня является ограниченное время работы от одного заряда аккумулятора. В то время, как зеркальные фотоаппараты способны сделать и 1 000, и 5 000 кадров, беззеркальные дольше 300-400 кадров, в основном, не живут.

А так, нужно разбирать в контексте каждой конкретной модели: для одних пока что выпущено мало сменных объективов, для других – EVF имеет медленный отклик, для третьих – электронный видоискатель слишком контрастен, что также весьма усложняет работу с камерой.

Если вы не продвинутый фотограф, но просто заинтересованы в качественной фотосъёмке при малых габаритах камеры – можно смело купить беззеркальный фотоаппарат вместо зеркалки.

Ну, или ставить вопрос выбора иначе: однозначно покупать беззеркалку вместо компактной «мыльницы». Тут уж беззеркальный фотоаппарат точно во сто крат лучше. Да, стоить будет дороже, однако заметно высокое качество изображения, по сравнению с компактами, удобные габариты, а также расширенные настройки (вроде наличия сенсорного экрана и встроенного модуля Wi-Fi) это с лихвой оправдывают.

Подытожим

Чем зеркальный фотоаппарат лучше беззеркального? Если говорить о среднем и высшем ценовых сегментах, то качеством изображения, в первую очередь. Как бы производитель не старался, а беззеркалка пока что не дотягивает до уровня зеркального фотоаппарата. Но максимально к нему приближается. Второе главное преимущество – недостаточное количество сменной оптики для беззеркалок, в то время как для зеркальных фотоаппаратов с объективами вообще проблем не существует (кстати, поставить оптику от зеркалки на беззеркальный фотоаппарат вам не удастся).

Отличия зеркального фотоаппарата от беззеркального, говорящие в пользу последнего – компактные габариты при высоком качестве картинки. Беззеркалки начального уровня снимают тоже неплохо, однако тут логичнее было бы сравнивать с качеством фото, сделанных на обычные компакты. Плюс, отсутствие поворотного зеркального механизма может продлить срок службы камеры до первого ремонта или чистки.

Что до цен, то те же полнокадровые беззеркальные цифровые фотоаппараты и фул-фрейм зеркалки начального уровня стоят почти одинаково – за Sony Alpha 7 заплатить придётся, в среднем, 56 тысяч рублей, в то время как Nikon D600 стоит 57 тысяч (пришедший ему на смену Nikon D650 – 64 тысячи).

Начальный уровень цен также соразмерен: приблизительно 11-12 тысяч рублей.

The following two tabs change content below.

Елизавета

Без зазрений совести спрашиваю «телефончик» у малознакомых парней и девушек. За тем, чтобы проверить удобно ли кнопка блокировки ложится под палец и быстро ли срабатывает автофокус:) Хотела бы побывать на MWC и вести лайв-блог из гущи событий.

Полезность информации

Одним из самых популярных и распространённых видов деятельности для людей по всему миру на сегодняшний день является фотография. И, конечно же, в нынешний век научного прогресса развитие технологий коснулось и фотоаппаратуры. Те, кто занимается фото- и видеосъёмкой профессионально, естественно, в курсе характеристик, особенностей и нюансов различных видов применяемой техники. Но если вы новичок, который стремится повысить свой профессиональный уровень, или просто любитель, и фотография для вас является всего лишь хобби и способом неплохо провести время, то вы должны знать, чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового. Именно описанию различий между ними и посвящается данная статья.

Основное отличие

Вначале стоит отметить, что зеркальный фотоаппарат может быть цифровым или плёночным, а цифровой - зеркальным или нет. Основным и самым важным отличительным признаком является то, что в зеркальном фотоаппарате та картинка, которую вы наблюдаете в видоискателе, без как-либо изменений или искажений попадает на его матрицу или плёнку. Это происходит благодаря тому, что поток света, проходящий через объектив устройства, падает на зеркало, которое, в свою очередь, направляет это поток на видоискатель. В тот момент, когда делается снимок, зеркало отклоняется, и поток попадет уже не на видоискатель, а на матрицу или плёнку. Поэтому на выходе вы получаете именно тот снимок, которого ожидали. Также к преимуществам зеркального фотоаппарата можно отнести наличие хорошего ЖК-дисплея. Это позволяет детально оценить структуру кадра.

Ещё отличия

Есть ещё несколько важных моментов в вопросе "чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового":

  • Используя зеркальный фотоаппарат, вы можете самостоятельно устанавливать параметры для съёмки: фокус, диафрагму, выдержку, и всё это будет отображаться на дисплее.
  • У зеркального фотоаппарата более крупная матрица и лучше цветопередача. А также есть возможность менять объектив и вспышку, использовать светофильтры, бленды.
  • Мгновенная фокусировка ”зеркалки” позволяет вести мультисъёмку, отличающуюся превосходным качеством.
  • Отличие в размерах: хороший зеркальный фотоаппарат будет гораздо объёмнее своего цифрового собрата. Это же касается и цены. ”Цифра” всегда дешевле.
  • Есть и другие более детальные подробности того, чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового. Но основные отличия нам теперь известны.

Лидеры на рынке

Множество фирм и производителей предлагают огромнейший ассортимент фото- и видеотехники. Походящий для себя вариант сможет подобрать и фотограф-любитель, и самый искушённый профессионал. Но есть неоспоримые лидеры на рынке, к примеру фотоаппараты "Canon". Зеркальные и цифровые модели отличаются прекрасным качеством и дизайном. Также можно отметить фирмы "Nikon", "Olympus", "Kodak". При выборе ориентируйтесь именно на них.

Резюме

Итак, разобравшись в том, чем отличается зеркальный фотоаппарат от цифрового, можно сделать определённые выводы. Если вам нужен компактный и бюджетный "фотик" для того, чтобы делать довольно неплохие, но всё же обычные снимки моментов своей жизни, то хватит и цифрового фотоаппарата. Если же вы настроены на серьёзную профессиональную работу, если вам нужны фотографии наивысшего качества, то без дорогого зеркального фотоаппарата просто не обойтись.

Технический прогресс не стоит на месте, с каждым днем фото и видеоаппаратура становится все более доступной для простых обывателей. Разумеется, так было не всегда, ведь еще два или три десятка лет назад фото- и видеотехнику могли использовать только профессионалы или люди очень высокого ранга.

Но что мы видим сейчас: практически каждая семья имеет дома свой «семейный фотоаппарат», не говоря уже об индивидуальных владельцах современной цифровой техники. Фотоаппараты меняются с поразительной скоростью - почти каждый месяц мы видим на прилавках новые модели и серии фототехники. Но до сих пор очень актуальным остается вопрос о том, какие фотоаппараты лучше - зеркальные или цифровые?

Что такое зеркальный фотоаппарат

Зеркальные фотоаппараты - это огромный шаг вперед в развитии индустрии фото и видеодела. Да-да, именно видеодела, поскольку на современные фотоаппараты зеркального типа (к примеру, Canon 7D) снимается большинство российских сериалов нашего времени. И это вполне оправдано, поскольку фототехника более компактна, и выдает картинку ничуть не хуже огромной профессиональной видеокамеры. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что зеркальные фотоаппараты - это наше будущее! Или нет? Давайте разбираться.

Как правило, знание того, зеркальным фотоаппаратом - это гарантия получить качественный и красивый снимок. Но обратите внимание и на то, что обычной цифровой "мыльницей" можно выдавать изображения, порой ничуть не хуже «зеркалки». Даже если для примера взять модную и актуальную камеру серии Gopro. Она не позиционирует себя, как зеркальный фотоаппарат (фото и видеофайлы делаются на Gopro примерно в одинаковом соотношении). Но несмотря на это, эффект fisheyes (рыбий глаз) - делает эту маленькую камеру очень популярной.

Отличие "зеркалки" от "цифры"

Отличия есть, и они существенные. Зеркальные фотоаппараты - это мода нового века, но ведь раньше все было иначе. Раньше человеку хватало всего 5 мегапикселей на фотокамере HP, и на первом месте стояло запечатление какого-либо момента, а не красивые кадры с вашим котом. Цифровые фотоаппараты - хороший бюджетный вариант для людей, которые пользуются им один или два раза в месяц (когда приезжают друзья, или подстриглась дочь).

Не стоит заблуждаться в том, что если дешево - значит некачественно, это совсем не так. Очень многие цифровые фотоаппараты стоят по 300-500 долларов, обладают качественным стеклом (объективом) и другими отличительными особенностями (к примеру, без труда снимают под водой). Поэтому и у цифровой техники есть масса достоинств, но если вы хотите заниматься фотографией более профессионально, тогда вам все же стоит задуматься о том, чтобы купить не цифровой, а тот самый зеркальный фотоаппарат.

Классификация зеркальных фотоаппаратов

Самой простой классификацией фототехники можно считать брендирование. Сейчас существует довольно много фирм, выпускающих фото- и видеотехнику. Их довольно много, но, наверное, самыми распространенными и известными брендами являются давние соперники - Canon и Nikon. Это как великая война между Coca-Cola и Pepsi - война без жертв, длящаяся столетиями. При этом довольно сложно сказать, какой зеркальный фотоаппарат круче - фирмы Canon или же Nikon. Да, между ними есть отличия, но, несмотря на них, они держатся примерно на одном уровне. Если кто-то говорит, что камеры "Никон" желтят кадр, то другие говорят что "Кэнон" выдают фотографии с синеватым оттенком.

Здесь очень большую роль играет и то, как правильно фотографировать зеркальным фотоаппаратом той или иной фирмы-производителя. Поскольку каждая организация желает сделать свою технику уникальной, она часто добавляет индивидуальные настройки, или же по-своему оформляет окошко просмотра снимков. Это во многом связано с тем, чтобы приучить человека (как бы грубо это ни звучало) именно к своей технике, чтобы он привыкал к одному определенному бренду. Посоветуйтесь с профессиональными фотографами, вряд ли вы встретите среди них того, кто менял несколько раз фирму, производящую фототехнику. А если и встретите, то обязательно дайте нам потом его контактные данные - о таком человеке должны знать все.

Обзор зеркальных фотоаппаратов, отличие от них фотоаппаратов полнокадровой серии

Камеры этой серии сейчас находятся на самом пике своей популярности, и на то есть ряд причин.

На это вполне может влиять то, что у зеркальных и прочих камер формата APS-C на рынке появился очень внушительный конкурент - камеры беззекрального типа, которые содержат в себе совокупность таких характеристик, как бюджетная приемлемая цена, а также шокирующая компактность устройства.

С другой стороны, мы можем видеть то, что сейчас зеркальные фотоаппараты - это стремление все ближе приблизиться к более профессиональному сегменту, получая начинку от своих более старших товарищей. Вследствие чего они дешевеют, а далее переходят из категории профессиональных камер в категории более массовой сферы продвинутых камер для любителей.

Какие фирмы производят фотоаппараты из разряда полнокадровых?

За всю фотоисторию полнокадровые зеркальные фотоаппараты - это детище только трех компаний - Nikon, Canon, Sony. Такие фотокамеры существуют всего лишь в паре десятков моделей, причем последняя подобная камера была выпущена аж в 2004 году компанией Kodak. Также такие камеры очень сложно назвать «бюджетным вариантом», поскольку камера подобного формата Leica M9 без объектива стоит около ста сорока тысяч рублей. Довольно внушительная сумма, не так ли?

Как правильно фотографировать зеркальным фотоаппаратом начинающему фотографу?

Если вы решили начать вашу карьеру фотографа сразу с профессионального фотоаппарата, то будьте готовы встретить на своем пути ряд сложностей и препятствий.

Первым делом стоит упомянуть о том, что фотоаппарат самостоятельно не выдаст вам идеальный по композиции и освещению снимок. Поэтому, чтобы получать хорошие снимки, старайтесь придерживаться ряда нескольких правил.

Правила горизонта

Зеркальный фотоаппарат - это ваше окно в реальный мир, подобие вашего взгляда и представления о мире. Следите за тем, чтобы в ваши снимках не был завален горизонт. Мода перекошенного пространства уже очень давно вышла из моды. Посмотрите на улицу - вы же видите все предметы прямо, все улицы расположены исключительно горизонтально, а столбы - по вертикали. Так же должно быть и на вашем снимке, если вам тяжело, то в видоискателе ориентируйтесь на прямые линии, это вам очень поможет в самом начале вашего пути.

Также придайте особое значение такому правилу, как золотое сечение. Мысленно разделите ваш кругозор на 9 одинаковых прямоугольников (проведя взглядом три вертикальные и три горизонтальные линии). После этого выделите крайние точки прямоугольника, расположенного в самом центре. Сделали? Отлично! Все дело в том, что именно эти четыре точки (условно, разумеется) являются для нашего глаза самыми благоприятными и удобными для восприятия. Поэтому, когда вы будете делать снимки, обращайте на них больше внимания, это вам очень поможет.

Ручные настройки на зеркальном фотоаппарате

Зеркальные фотоаппараты в первую очередь отличаются тем, что предоставляют возможность владельцу полностью выстроить свой будущий снимок, начиная от света и заканчивая точкой фокуса.

Если раньше вы никогда не работали с зеркальными фотоаппаратами лично, то мы настоятельно советуем вам начать с того, чтобы почитать как можно больше самоучителей и посмотреть видеоуроки. При этом больше всего обращайте внимание на такие детали, как:
- диафрагма;

Выдержка;

Фокусировка;

Все эти значения можно регулировать даже в самой простой и недорогой зеркальной камере, размер этих параметров - это одна из главных составляющих цены фототехники.

Композиция и правильное построение кадра

Напоследок хочется рассказать о том, что правильно настроить параметры вашего фотоаппарата - это еще не все. То, как правильно фотографировать зеркальным фотоаппаратом, напрямую зависит от правильного построениея кадра. Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе, почитайте о видах композиции (закрытая, открытая и так далее). А также обратите внимание на крупности и планы: адресный, общий, средний (средний план по пояс, средний план по грудь), крупный план и, наконец, детальный план.

Все эти правила и рекомендации обязательно помогут вам в будущем сделать хорошие качественные снимки. Но не забывайте и о том, что правила - это вещь весьма условная, и их порой не мешает как следует нарушать. Поэтому экспериментируйте, поскольку именно эксперименты помогут вам сделать качественные и оригинальные снимки, которые потом можно не боясь отправлять на самые разнообразные выставки.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего сайта! Сегодня я расскажу, чем отличаются зеркальные фотоаппараты от компактов. Рассмотрим их достоинства и недостатки.

Вначале заглянем в и посмотрим научное определение зеркалки. Я рекомендую добавить словарь в закладки, в дальнейшем это позволит колоссально сэкономить время.

Для выявления характерной отличительной черты между зеркальной фотокамерой и компактом, в народе еще часто называют мыльницей, рассмотрим, как работает зеркалка .

Принцип работы зеркального фотоаппарата

После прохождения системы линз в объективе, падает на зеркало, отсюда и название «Зеркальный фотоаппарат» , которое в начальный момент (положение 1) закрывает матрицу с затвором.

Далее лучи, проходя сквозь фокусировочное матовое стекло, попадают в оптическую систему под названием пентапризма, в которой изображение переворачивается на 90 градусов, чтобы на выходе в окуляре не получить его перевернутым.

Следующим этапом будет нажатие кнопки спуск. Как только мы это сделали, в теле камеры поднимается зеркало в положение 2, отодвигается затвор и изображение беспрепятственно проецируется на матрицу фотоаппарата.

Завершающим этапом, за который отвечает электроника камеры, становится считывание, обработка и вывод на экран информации, полученной с матрицы зеркалки. На этом принцип работы зеркального фотоаппарата заканчивается.

Что касается цифровых компактов, никаких зеркал там нет. Свет сразу проецируется на матрицу и, после нажатия кнопки спуск, фотография выходит на экран. Конструкция проста, но такие фотоаппараты имееют технические характеристики намного хуже, чем зеркальные фотокамеры.

Так в чем самое важное отличие зеркальных фотоаппаратов ?

Цифровая фотокамера имеет на своем борту зеркальный оптический видоискатель, который не подвержен явлению параллакса, так как свет попадает через объектив.

Примечание: если в компакте производитель все же встроил видоискатель, то в нем свет, как правило, поступает через дополнительное окошко, смещенное относительно оптической оси.

Рассмотрим преимущества зеркального фотоаппарата :

  1. Наличие зеркального оптического видоискателя, как следствие, отсутствие явления параллакса, более точная наводка на объект и его фокусировка.
  2. значительно больше, чем у цифровых компактов, поэтому количество шумов и дефектов на изображении получается меньше, цвета на фотографии выглядят натуральнее и насыщеннее, шире диапазон глубины резкости, а детализация объектов намного выше.
  3. Фазовые датчики автофокусировки, а не контрастные, как мыльниц. В результате имеем шустрый автофокус, высокую скорострельность.​

​К прочим отличиям зеркальной фотокамеры от цифровых компактов можно отнести следующие преимущества:

  • Возможность подключения внешней фотовспышки.
  • для разных сюжетов съемки.
  • Огромное количество аксессуаров от разных производителей: фильтры, чехлы, дистанционные кнопки спуска, штативы, рассеиватели, и прочие «плюшки».

Основные минусы зеркалки говорят сами за себя:

  • Цена. За стоимость бюджетной зеркальной фотокамеры можно купить пару достойных цифровых компактов.
  • Массогабаритные показатели. Вес — 510 грамм (по паспорту) и это без объектива, вес компактов, как минимум раза в 3 меньше.​

Что лучше зеркалка или мыльница?

Ответ – не то и не другое. Устройства предназначены для разных целей. Мыльницы, благодаря малому весу и размеру легко умещаются в карман, в то время зеркальную камеру придется нести на шее или укладывать в рюкзак. У этих двух видов техники разная философия. Компакты предназначены для режимов «наведи и снимай» или для фотографий в стиле «Я здесь был», а цифровой зеркальный фотоаппарат – это хобби на всю жизнь.

Хочешь узнавать о новых статьях первым! Просто подпишись:


Понравилась статья? Поделись ею с друзьями:

Живое общение в комментариях:

    Считаю это ошибкой: "шире диапазон глубины резкости".

    У зеркалки глубина резкости уже.

    Спасибо за комментарий. Нет, ошибкой я это не вижу. Если мы говорим про ВОЗМОЖНОСТЬ управлять глубиной резкости, то шире диапазон на зеркальном фотоаппарате, а если речь идет о МАКСИМАЛЬНОЙ глубине резкости, то тут у компакта (если Вы с ним сравнивали зеркалку) будет больше.

    Я с этим веком IT-технологий и переходом с плёночной фотографии на цифровую едва фотографировать не разучился. В своё время снимал зеркальными "Зенит-ЕТ", "Зенит-ТТЛ", был довольно неплохой плёночный фотоархив, да и слайдовые залежи. Затем, с 2007-го. перейдя на компактный цифровик, потихоньку начал терять навыки фотографирования через зеркало.

    Сейчас доволен, что снова вернулся к зеркалке, теперь уже к импортному Никону 😉

    Хотя со своей мыльницей Canon IXUS 1100 HS пока не расстаюсь. В частности, из-за хорошего качества снимаемых видео. На карту 16 Гбайт камера снимает более 55 минут плюс отличное качество цветопередачи

    Классная статья. Я вот тоже недавно перешел на зеркалку. Раньше на мыльницу снимал и не парился, а потом понял что хочется большего. Теперь мыльницу в руки брать не хочется. Хотя с зеркалкой тоже сложностей хватает — таскать тяжело, объективы менять надо. Но качество фотографий все оправдывает.

    Алексей, а что в качестве первой зеркалки выбрали?

    Я любитель делать фото, но не профессионал, в тонкостях не разбиралась...благодарю за статью, расширила свой кругозор

    Спасибо, Алексей, с большим удовольствием!

    У какой самой дорогой и профессиональной «зеркалки» матрица больше чем у «мыльницы» Sony RX1 ? И объективы сменные?!

    Сергей, вот навскидку Nikon D810 Body

    Весьма посредственная статья.

    Зачем на пути света после линзы стоит 2 прямоугольника? Может, это диафрагма и затвор/шторка?

    На них огромная надпись «матовое стекло» с маленькой стрелкой, направленной на действительно матовое стекло — сбивает с толку.

    Принцип работы зеркального фотоаппарата заканчивается раньше — сразу после того, как отодвинулось зеркало и сработал затвор.

    Опять-таки что значит «сработал затвор»? Неплохо бы пояснить, что затвор отодвигается на миллисекунды, а зеркало может вернуться в исходное и гораздо позже.

    Остальной процесс не отличается от процесса в незеркальном аппарате.

    Преимущества зеркального фотоаппарата в статье преувеличены:

    Размер матрицы — не преимущество зеркалки, а преимущество большого аппарата. Если мыльницу увеличить в размерах, то можно сделать такую же матрицу, как в зеркалке.

    Можно уменьшить матрицу, но оставить зеркало и остальное — аппарат все равно останется зеркальным.

    Возможность подключения внешней фотовспышки есть и у незеркальных аппаратов (например, Canon G10).

    Вовсе не обязательно, что шире диапазон глубины резкости — она определяется возможностями объектива, а не аппарата.

    Огромное количество аксессуаров от разных производителей: фильтры, чехлы, дистанционные кнопки спуска, штативы, рассеиватели, и прочие «плюшки» тоже не являются отличием.

    Итого с моей точки зрения остается только одно принципиальное отличие зеркалки — в видоискатель сразу видна будущая фотография и тут же можно видеть, как на неё влияет фокусировка и диафрагма (та самая глубина резкозти) — что будет видно четко, а что расплывчато. Даже автофокусировка не является принципиальным отличием, т.к. 30 лет назад в зеркалках автофокуса не было.

    Не обижайтесь за высказанное мнение.

    Oleg, здравствуйте.

    Два квадрата + линза- пытался показать систему линз. Видно неудачно.

    На счет того, что главное отличие — это зеркала я полностью согласен, от того и название — зеркалка. А вот на счет диапазона глубины резкости поспорю... На маленькой матрице очень трудно получить малую глубину резкости (можно поэкспериментировать на мобилке).

    Все остальное... размер матрицы, вспышки, плюшки писал по среднестатистическим моделям, подразумевая под цифрокомпактами обычные мыльницы (современные беззеркалки и др. дорогие модели в учет не брал).

    P.S. На счет того, что статья должна быть более качественной я согласен на все 100%. Есть планы переписать на блоге пару десятков статей, добавить примеры и т.д., но это не основная моя работа и времени приходится уделять по возможностям.

    Спасибо за критики и развернутый ответ.

    Alexey, большое спасибо за то, что спокойно отреагировали на мою критику. Очень многие на Вашем месте просто забанили бы меня. Это высоко характеризует Ваши моральные качества.

    Насчет глубины резкости — она полностью зависит от диафрагмы. Показатель диафрагмы — это отношение площади снимка к площади линзы, не закрытой диафрагмой. Чем меньше дырочка в линзе, тем большее число диафрагмы. На старых фотоаппаратах даже была нанесена таблица глубины резкости, совмещенная с показателем диафрагмы. В мобилке поэтому теоретически нельзя эксперементировать с глубиной резкости, т.к. там диафрагма всегда постоянная.

    Спасибо, господа, ваша критика является источником нашего развития!

    Козьма Петров

    Oleg, по поводу ГРИП. Много раз читал споры на эту тему на разных форумах. Многие пишут, что связанно косвенно, т.к. чувствительность к свету у маленькой матрицы меньше и т.д.

    Я же для себя принял матем. точку зрения, в формуле для ГРИП есть фокусное расстояние, поэтому считаю более правильно употреблять эквивалентное фокусное расстояние, которое уже зависит от размера матрицы.

    Oleg пишет:

    Это высоко характеризует Ваши моральные качества.

    Не факт ... Если критика конструктивная, нормальная, без оскорблений, троллинга и т.д., то я наоборот рад, значит люди читали статью. А вообще этот блог создавался для главной цели — самому разобраться во всей теории и т.д... Со временем цели конечно скорректировались.

    Сомневаюсь, что чувствительность к свету у маленькой матрицы меньше, она определяется не размерами матрицы, а чувствительностью её отдельных элементов — пикселов. У пленки пикселов не было, но чувствительность пленки была указана на упаковке. Себя в теории фотографии отношу к среднему уровню, далекому от профессионального.

    Вот интересные статьи на эту тему

    fototips (точка) ru/teoriya/grip/

    www (точка) cambridgeincolour (точка) com/ru/tutorials/camera-lenses.htm

    Oleg, про светочувствительность пикселей согласен. Эту же точку зрения высказал в статье про Мегапиксели.

    www (точка) 64bita (точка) ru/basicshot.html

    Хороший сайт. Спасибо. Позже почитаю. Там, кстати, на фото показан объектив, на котором нанесены шкалы диафрагм и соответствующих им глубин резкости.

    Видел А сайт действительно хороший!

    Не знаю кому как, но для себя пришел к неожиданному выводу и результату:

    Зеркальный фотоаппарат имеет преимущества только в том, что имеет видоискател, но он часто встречается и в обычных камерах. А то, что дополнительные аксесуары... так и есть беззеркалки с такими возможностями. На своем опыте убедился в том, что... самое главное не аксессуары, а умение и голова с прямыми руками. Сейчас я вообще перешел к полному цифровому оборудованию. Фотокамера — «мыльница», видеокамера ручная как любительская. Так скажу одно — и все это можно укрепить на штатив. Для фото-видеосъемки необходимо нормальное освещение. В студии его хватает так, что я далее на мыльнице не пользуюсь вспышкой. На улице в солнечную погоду, тем более. Так преимущества этой техники в ее мобильности и легкости транспортировки, вместо киллограмовой техники. А результаты уже на компьютере можно обработать и монтировать так, что никто не отличит. Так что тут на вкус и цвет. Главное не кисть и холст художника, а то, как он умеет рисовать писать картины. А преимущества техники я понял в момент мобильности, когда взял и положил фотоаппарат в карман...

    Да и вообще... Сейчас считаю всё это громоздкое оборудование лишь наглядными понтами. Типа «ты фотограф или оператор видеостудии». Не раз обращал внимание во время съемок, как смотрят окружающие — типа новичек любитель выпендривается и стоит из себя профессионала и как прочие фотографы с огромными объективами снисходительно улыбаются... Да вот только я уже забил на это и внимание не обращаю. Наоборот порой даже жалко становится того же оператора с его громоздкой камерой. А ведь век IT не стоит на месте. Надо идти в ногу со временем и признать, что не размер аппарата уже играет решающую роль... Я это понял вовремя.

    Спасибо за познавательную статью. Очень просто рассказали о сложном)

    Ну и статью Вы написали!

    Качество ЛЮБОГО снимка зависит от 3-х параметров: РЕЗКОСТИ, ВЫДЕРЖКИ и ДИАФРАГМЫ.

    Для точного наведения на резкость появились зеркальные камеры. Это было огромным прогрессом! Фотограф в МОМЕНТ СНИМКА мог точно настраивать резкость.

    Зеркальные камеры имеют смысл только для ПЛЕНОЧНЫХ фотоаппаратов!!!

    В век цифровых камер видоискателем является ЖК-монитор: все, что получится на фото вы сразу видите на нем. Цифровая зеркалка — лохотрон для тех, кто ничего не понимает, но готов платить много, чтоб было круто...

    В цифровых фото решающее слово за объективом и электроникой (прежде всего разрядностью ПЗС-матрицы).