Сравнительная характеристика простейших. Тип простейшие

Простейшие как возбудители заболеваний человека и животных

Ф.И. учащегося______________________________

1. Соотнесите название болезни с ее симптомами и возбудителем, ее вызывающим. Ответ зашифруйте.

1. Дизентерия

4. Тяжелое заболевание характеризуется периодическим наступлением изнурительных приступов. Приступы сопровождаются ознобом и повышением температуры до 40 °С.

7. Трипаносома

2. Сонная болезнь

5. Для этой болезни характерен кровавый стул 3–10 и более раз в сутки.

8. Малярийный плазмодий

3. Малярия

6. У больного набухают шейные лимфатические узлы, развиваются отеки всего тела, менингоэнцефалит (изменения в тканях головного мозга), лихорадка. Больной находятся в постоянно сонливом состоянии.

9. Дизентерийная амёба

2. Заполните кроссворд

3. Подпишите названия рисунков:

Рис.1
Рис. 2
Рис. 3

4. Заполните сравнительную таблицу.

Признаки

Дизентерийная амёба

Трипаносома

Малярийный плазмодий

Место обитания

Размножение

Форма тела

Взаимоотношение с хозяином

Основной хозяин

Промежуточный хозяин

5. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Воспользуйтесь словами-подсказками.

В течение многих веков сопровождает человека страшная болезнь - _________________ (желтая лихорадка). ______________ - тяжелое заболевание, характеризуется периодическим наступлением изнурительных приступов. Приступы сопровождаются ознобом и повышением температуры до ____ . Это заболевание, якобы вызываемое «дурным воздухом» (mala aria - Malaria) с болот, многократно приводило к большим __________________________. Согласно некоторым оценкам, за последние 2 тыс. лет малярия унесла в Средиземноморье больше жизней, чем военные действия.

В чем же причины этой ____________? На самом деле причиной болезни являются простейшие животные _____________, которые переносятся комарами из рода ____________.

Как же уберечься от заражения _______________? При выезде в районы, опасные в малярийном отношении, в качестве личной профилактики рекомендуется предохраняться от укусов _____________ (спать под сетками, смазывать кожу отпугивающими комаров _________________). Кроме того, следует принимать внутрь лекарственные ____________________ препараты, оказывающие _______________ действие.

Слова-подсказки: эпидемия, профилактическое, комары, малярия, противомалярийные, плазмодий, 40 °С, анофелес, вещества.

6. Прочитайте внимательно «Памятку», которую составил Незнайка для того, чтобы не заболеть дизентерией. Если вы не согласны с правилами, предложенными малосведущим героем Н.Носова, напишите ниже свои. Как можно изменить название Памятки, чтобы не исправлять все правила, предложенные Незнайкой?

Памятка для тех, кто не хочет заболеть дизентерией

1. Не обязательно мыть руки перед едой. Кошки умываются после еды и ничего - живут!

2. Сорвав с грядки огурец, сразу отправляй его в рот, пока он свежий.

_____________________________________________________________________________

3. Вода из-под крана - самая вкусная!

_____________________________________________________________________________

4. Нужно есть суши! Это - секрет долголетия японцев.

_____________________________________________________________________________

5. Прочитай в кулинарной книге «Кухня народов мира» рецепт «Фарша по-татарски»: «Взять сырую говядину, провернуть через мясорубку, добавить соль, перец, сырое яйцо и подавать на стол». Обязательно попробуй!

_____________________________________________________________________________

Введение

Подцарство Рrotozoa (простейшие)

Класс Rhizopoda (Sarcodina)

Класс Ciliata (Ciliophora)

Класс Flagellata (Mastigophora)

Отдел Euglenophyta

Проблемы систематики Euglena

Peranema Trichophorum

Использованная литература

Введение

В настоящее время исследователи склонны считать, что в какой-то момент времени эволюция первых клеток пошла по двум самостоятельным направлениям. Появились две группы организмов – прокариоты, у которых ядерный материал не был ограничен оболочкой, и эукариоты, у которых имелось настоящее ядро‚ окруженное ядерной оболочкой.

Водоросли, грибы‚ миксомицеты и простейшие, по-видимому, произошли от примитивной группы предковых эукариот, среди которых были и жгутиковые формы. Нынеживущих жгутиковых принято делить на три группы. К первой группе относят организмы, которые имеют хлорофилл и, следовательно, способны к фотосинтезу как зеленые растения (автотрофный тип питания); они не могут питаться гетеротрофно, но передвигаются и реагируют на раздражение подобно животным. Представители второй группы утратили хлорофилл, вероятно, в результате мутации и питаются только гетеротрофно. И, наконец, третья группа способна как к фотосинтезу, так и к гетеротрофному питанию.

Существование организмов, которые сочетают в себе одновременно признаки животных и растений, позволяет предположить, что на ранних этапах эволюции выраженных различий между животными и растительными клетками не было. И ближе всего к общему предку животных и растений находятся, видимо‚ жгутиковые.

К типу Protozoa (простейшие) относят одноклеточные организмы, в наибольшей степени «похожие» на животных, однако к ним тогда причисляют и жгутиковых, обладающих, подобно эвглене, признаками как животных, так и растений. Их сходство с простейшими, для которых характерны признаки животных, подтверждает близкое родство этих двух групп (рис.1).

Рис.1. Гипотетическая эволюция первых клеток.

Первые клетки

Прокариоты (Monera) Эукариоты (Protista)

(Появляются ядро, окруженное ядерной

мембраной, хромосомы,

ЭПС, деление путем

митоза и мейоза, разные

типы питания).

Сине-зеленые водоросли Бактерии

(ядро у всех форм отсутствует) Жгутиковые формы

(Имеются также псевдоподии, митохондрии,

аппарат Гольджи, фотосинтетические пигменты)

Водоросли Грибы Миксомицеты Простейшие

Подцарство Рrotozoa (простейшие)

Подцарство Protozoa, тип Protozoa (от protos – первый, zoon – животное) – процветающая и разнообразная группа организмов. В настоящее время известно более 50000 видов простейших, которых в природе можно обнаружить повсюду, где есть вода. Каждое простейшее представляет собой самостоятельный комочек протоплазмы и способно выполнять все необходимые для жизни функции.

Простейшие различаются по сложности организации протоплазмы. У наиболее примитивных форм (таких‚ как Amoeba proteus) протоплазма дифференцирована относительно слабо и органеллы, выполняющие специфические функции, немногочисленны. Филогенетически более развитые простейшие (например‚ Paramecium caudatum) имеют более сложное строение. В протоплазме увеличивается число органелл‚ позволяющих эффективнее выполнять определенные функции.

До сих пор нет единого мнения о том‚ следует ли считать простейших одноклеточными или неклеточными организмами. Здесь мы будем пользоваться термином «одноклеточные». Называя их неклеточными, мы как бы приравниваем тело простейшего, обладающего всеми признаками живого организма, к телу многоклеточного животного. Если же называть простейших одноклеточными, то сопоставлять следует весь организм простейшего с одной-единственной клеткой многоклеточного животного.

Когда мы сравниваем многоклеточное животное с простейшим, совершенно очевидно, что простейшее в структурном отношении гораздо примитивнее.

Однако если сравнивать отдельную клетку высокоорганизованного животного с клеткой простейшего‚ то картина получится обратная. Единственная клетка простейших самостоятельно выполняет все жизненно важные функции, поэтому неудивительно, что протоплазма ее организована очень сложно. Клетка высших животных выполняет, как правило, какую-нибудь одну определенную функцию. Структура ее при этом значительно упрощается, но специфическая функция выполняется клеткой гораздо эффективнее.

Класс Rhizopoda (Sarcodina)

Амеба (рис.2) – хорошо изученный представитель класса Rhizopoda. Ее протоплазма (как внутренний, так и наружный слой) дифференцирована гораздо слабее‚ чем у инфузорий или жгутиковых. В какой–то мере это может быть связано с особым способом передвижения амебы‚ который требует значительной мобильности протоплазмы. Однако‚ какой бы примитивной не казалась нам амеба‚ нельзя забывать о том‚ что этот крошечный комочек протоплазмы успешно выполняет все функции,



необходимые для поддержания жизни.

Рис.2. Amoeba proteus.

Амебу - свободноживущее микроскопическое животное - можно обнаружить в небольших мелких прудах или проточных канавах с илистым дном. Это всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли, жгутиковые, инфузории. Тело амебы достигает в диаметре 0,1 мм и состоит из протоплазмы‚ ограниченной тончайшей плазмалеммой. Протоплазма подразделяется на ядро и окружающую его цитоплазму. Ядро в клетке не занимает определенного положения. Оно регулирует и координирует процессы метаболизма и деления клетки.

Цитоплазма амебы дифференцирована на два слоя: наружный прозрачный, называемый плазмагелем или эктоплазмой, и внутренний зернистый, называемый плазмазолем или эндоплазмой. В эндоплазме содержатся капельки жира‚ пищеварительные вакуоли с пищевыми комочками на разных стадиях переваривания или с непереваренными остатками пищи и экскреторные гранулы. Сократительные вакуоли могут появляться в разных участках клетки‚ и число их варьирует. В них поступает вода из цитоплазмы, и они периодически опорожняются в окружающую среду. Таким образом, эти вакуоли выполняют осморегуляторную функцию.

Биология

Тема урока: ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Тип Простейшие . Класс Корненожки. Класс Жгутиковые. Класс Инфузории

Цель урока:

Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи урока :

    расширить представления о многообразии одноклеточных, ознакомиться с основными типами (саркожгутиконосцы, споровики, инфузории);

    иметь представление о среде обитания, чертах приспособленности основных представителей каждого из типов к жизни в ней;

    раскрыть роль одноклеточных в природных сообществах, жизни человека;

    продолжить формирование умений проводить наблюдения, сравнивать одноклеточных между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному типу, классу.

Оборудование:

табл.: "Сравнительная характеристика основных групп простейших", наглядные пособия.

Ход урока:

Всё познайте: небо, земли, воды,
За слогом слог – до самых недр природы.

Гёте

Общая характеристика Простейших:

К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

Представители подцарства способны жить только в водной среде, поэтому, заселив Мировой океан, пресные воды и почву, они не смогли “завоевать” поверхность суши и воздух.

Подавляющее большинство простейших микроскопически малы – обычно 50-150 мк, хотя известны и “карлики” (2-4 мкм) – пироплазма, и “гиганты” (до 1 см) – пороспора гиганте.

Строение клеток простейших типично для эукариот. Они состоят из одного или нескольких ядер с хромосомами, отделённых ядерной мембраной от цитоплазмы, которая ограничена от окружающей среды цитоплазматической мембранной. У многих цитоплазма дифференцирована на два слоя – плотный наружный (эктоплазму ) и внутренний подвижный (эндоплазму ). В цитоплазме располагаются: митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, центриоли, структуры клеточного скелета, запасные вещества (гликоген, жировые включения), вакуоли. Основная масса простейших является гетеротрофами, некоторые способны фотосинтезировать. Питание осуществляется по типу внутриклеточного пищеварения за счёт фаго- и пиноцитоза. Пищеварительной системы нет, её функции выполняют пищеварительные вакуоли. Хотя нервной системы нет, простейшие обладают раздражимостью – реагируют на внешние воздействия положительными или отрицательными таксисами (движениями). Дыхание осуществляется всей поверхностью клетки, движение цитоплазмы обеспечивает перемещение веществ в клетке. Функцию выделения выполняют сократительные вакуоли. Простейшие могут размножаться бесполым и половым путём. Бесполое размножение осуществляется главным образом путём простого и множественного (шизогония) деления. Для многих групп простейших свойственен половой процесс – копуляция и конъюгация . При конъюгации происходит слияние ядер разных клеток, а при копуляции сливаются целые клетки.

Важная биологическая особенность многих простейших – инцистирование – способность при попадании в неблагоприятные условия образовывать цисту, что обеспечивает не только переживание неблагоприятных условий, но и способствует широкому расселению.

В современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы – саркожгутиконосцы, споровики, инфузории

Саркожгутиконосцы

Тип саркожгутиконосцев представлен двумя классами простейших – саркодовые (от греческого “саркос” – мясо) и жгутиковые КЛАСС САРКОДОВЫЕ

1) Корненожки – это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек (псевдоподий) – выпячиваний цитоплазмы, напоминающих корни растений. Их тело заключено в однокамерную раковину, снабжённую отверстием – устьем, через которую в окружающую среду выходят псевдоподии. Раковины состоят их хитиноподобного вещества и могут иметь различную форму: куполообразную, мешковидную, блюдцевидную и т.д.

2) Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Это фораминиферы , обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хорошо сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тысяч ископаемых видов, а также около 4 тысяч видов, обитающих в океанах сейчас. Их раковины участвуют в образовании морского ила, морских осадков и пород. Из них образовались месторождения известняков.

Отметить: Египетские пирамиды, дворцы и храмы Владимиро-Суздальской Руси, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковин простейших.

В 1 кубическом метре воды из Тихого океана содержится до 800 тысяч известковых простейших, в Атлантическом океане – до 3 млрд. В отдельных районах Северной Атлантики численность простейших достигает 115 млрд на 1 кубический метр.

3) Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований и состоящим из кремнезёма или сернокислого стронция. Причудливые выросты на раковинках радиолярий значительно увеличивают поверхность тела, что способствует их передвижению в толще воды. Скопления раковин вымерших радиолярий образуют большие залежи. Их используют для шлифовки и полировки металлов, для изготовления наждачной бумаги. Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.

Это интересно: В Неаполитанском заливе Средиземного моря профессор В.Т.Шевяков в течение нескольких лет проводил наблюдения за распространением радиолярий. В результате исследований было обнаружено, что радиолярии из отряда акантарий распределены преимущественно в поверхностных слоях моря. Однако после сильных дождей они опускаются на глубину 100-200 м через 1-2 суток после прекращения дождей они вновь поднимаются в поверхностные слои. В зимние месяцы акантарии опускаются на глубину 50-200 м. Так происходит, потому что после сильных дождей акантарии “спасаются” от опреснения, опускаюсь на большую глубину. В зимние месяцы температура воды на глубине 50-200 м выше, чем на поверхности.

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело напоминает “солнышко”, но лишено минерального скелета. Питаются животными организмами.

Типичный представитель класса саркодовых – Амёба протей.

Почему она так названа?

Широко распространённая в загрязнённых пресноводных водоёмах амёба протей названа в честь героя греческой мифологии морского бога Протея, который обладал способностью менять своё обличие, принимая образы всевозможных существ и предметов. Амёба протей не имеет постоянной формы тела, она непрерывно образует выросты (псевдоподии), в которые перетекает её цитоплазма.

Амёба – одно из наиболее просто устроенных животных, обитает в иле на дне пресных водоёмов (канав, прудов).

Строение и характеристика амёбы

Кроме обыкновенной амёбы, известно несколько других видов амёб. Дизентерийная амёба внешне похожа на обыкновенную, но отличается от неё очень короткими ложноножками. При питье грязной воды дизентерийные амёбы попадают в кишечник человека. Быстро размножаются, проникают в стенки кишок и образуют там язвы. Эти амёбы питаются разрушенными участками кишки и кровью, вызывая серьёзное заболевание – амёбную дизентерию.

КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ

Класс жгутиковые объединяет животных, органоидами движения которых служат жгутики (один или несколько). У большинства представителей наружный слой цитоплазмы уплотняется, в результате чего на поверхности тела образуется плотная эластичная оболочка, определяющая форму животного. К этому классу относятся как автотрофные, так и гетеротрофные организмы.

Древние колониальные формы простейших рассматриваются как промежуточное звено между одноклеточными и многоклеточными организмами.

Представители :

Среди жгутиковых встречаются и колониальные формы – вольвокс. В прудах и озёрах можно найти плавающие в воде зелёные шарики диаметром 1 мм. Каждый шарик состоит из множества клеток (больше тысячи), похожих по строению на эвглену зелёную.

Эвглена зелёная – наиболее распространённый представитель класса жгутиковых.

Между ботаниками и зоологами издавна ведётся спор относительно принадлежности эвглены зелёной к растениям или животным. Ботаники основываются на том, что эвглена зелёная имеет хлорофил и способна к самостоятельному синтезу органических веществ на свету. Зоологи руководствуются тем, что эвглена зелёная в темноте питается гетеротрофно, не имеет целлюлозной оболочки, активно передвигается и схожа по строению с другими жгутиковыми. Разные способы питания свидетельствуют о единстве растительного и животного мира и в то же время являют пример своеобразной специализации, возникшей в ходе эволюции простейших.

Споровики

Возбудитель – простейшие рода плазмодиев. Их размножение и развитие происходят в организме комара и человека. Источник болезни – больной малярией человек, переносчик – самка малярийного комара. Самка комара заражается плазмодиями при сосании больного малярией и через 7-45 дней (в зависимости от температуры воздуха) становится способной передавать плазмодии. Здоровый человек заражается при укусе комара. С током крови плазмодии попадают в печень, где происходит первый (тканевый) цикл развития, затем переходят в кровь и внедряются в эритроциты, это второй (эритроцитарный) цикл развития, заканчивающийся распадом эритроцитов и выходом в кровь возбудителей, что сопровождается реакцией организма в виде приступа лихорадки.

В течение 1-6 недели (иногда до года) возбудитель может находиться в организме человека, не вызывая проявлений болезни (инкубационный период). Заболевание начинается внезапно: появляется сильный озноб, повышается температура (до 41 град), печень и селезёнка увеличиваются, могут поражаться печень, почки, ЦНС. Для лечения имеются эффективные средства. Малярия, как массовое заболевание ликвидирована. Профилактика направлена на раннее выявление и лечение больных, а также на борьбу с комарами-переносчиками малярии.

Инфузории

Инфузории – самые высокоорганизованные простейшие. Впервые инфузории обнаружили в воде, настоянной на различных травах (“инфузум” означает “настройка”).

Строение и характеристика

Типичным представителем типа инфузорий (ресничных) является Инфузория туфелька

Таким образом, мы рассмотрели особенности строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни. В заключении необходимо отметить значение Простейших в природе и жизни человека

Говоря о заболеваниях, которые вызывают Простейшие, давайте повторим профилактические меры:

    соблюдение правил личной гигиены,

    кипячение воды,

    добросовестное приготовление пищи,

    требования к качеству сырых продуктов,

    использование репелентов,

    своевременное прохождение медицинских осмотров.

Задание на уроке:

А теперь мне бы хотелось увидеть, как вы запомнили особенности Простейших

Заполнение таблицы

Подведение итогов урока. Оценки за урок.

Тема: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших. (слайд №2)

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие - одноклеточные организмы. (слайд №2)

Задачи.

Образовательные:

    сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

    выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

Развивающие :

    развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

    развивать логическое мышление.

Воспитательные :

    воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

    профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)

Оборудовани е: таблица: «Одноклеточные животные», рисунки представителей простейших организмов, микропрепараты простейших организмов, микроскоп, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Биологические понятия: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

по методам – комбинированный.

Структура: 1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов

7. Оценки за урок

1.Организационный момент.

1.1.Психологический настрой учащихся.

1.2. Готовность учителя к уроку.

1.3. Мобилизирующее начало урока. Сегодня мы приступаем к изучению разделов зоологии. (тема урока, постановка цели и задач урока).

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

Фронтальный опрос;

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете? (род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

А сейчас приступаем к изучению нового материала, открываем тетради и записываем тему урока: « Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших»

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)

Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки - это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших. (слайд №4)

Все они имеют одну клетку состоящую из (оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды) ; строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные - запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы. (слайд № 5)

(слайд № 5)

Общая характеристика классов (слайд № 6)

- класс Корненожки (3гр) –амеба (слайд № 7)

-класс Корненожки (2гр) –фораминиферы (слайд № 8)

- класс Радиолярии (5 гр) (слайд № 9)

-класс Споровики (4 гр) –малярия (слайд № 10)

-класс Жгутиковые(1 гр) –эвглена (слайд № 11,12)

- класс Инфузории - (слайд № 13)

У вас на столах находятся готовые микропрепараты простейших рассмотрите их. К какому классу они относятся?

(эвглена – жгутиковые, фораминиферы – мел – саркодовые, малярийный плазмодий - споровики)

А сейчас самостоятельная работа с учебником по группам. Вы должны заполнить сравнительную таблицу. Каждая группа работает с одним классом.

1гр. Саркодовые –корненожки

2 гр. Саркодовые – радиолярии,

3 гр. Солнечники

4 гр. Споровики

5 гр. Жгутиковые

6 гр. Инфузории или Ресничные

4. Закрепление нового материала.

Сравнительная характеристика основных групп Простейших

Характерные признаки

Корненожки

Радиолярии

Солнеч

ники

Споровики

Жгутико

вые

Инфузории

1. Представители

2. Среда обитания

3. Форма тела

4. Передвижение

Значение в природе и в жизни человека выполните в виде схемы. (слайд № 14)

Работа с биологическими терминами: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, инфузории, колония, жгутиконосцы

Записываем вывод

Вывод: К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

5. Домашнее задание.

Изучить § 3-4, ответить на вопросы к параграфу.

6. Подведение итогов

Что на уроке было главным? Что нового вы сегодня узнали?

7. Оценки за урок