Диафрагма объектива. Объяснения для начинающих

При первых шагах в области фотоискусства часто возникают трудности не только с выстраиванием экспозиции, но и с пониманием параметров, которые определяют качественное изображение.

Диафрагма – это один из трех основных параметров, которые влияют на экспозицию кадра. Поэтому, без понимания принципа работы, устройства и настройки этого параметра довольно сложно создавать качественные фотоснимки профессионального уровня. для правильного использования параметра и переключения в нужное время необходимо понять, что такое диафрагма в фотоаппарате.

Понимание диафрагмы

Для того чтобы упростить понимание того для чего нужна апертура и что это такое, ее нередко еще называют апертурой, относительным отверстием или светосилой, можно провести аналогию и человеческим глазом, точнее зрачком. Чем более расширен (открыт) зрачок, тем больший поток света способна воспринять сетчатка.

Для построения экспозиции профессионального снимка должны быть учтены три фактора: диафрагма, ISО и выдержка. Изменение значения апертуры регулирует поток света, который воспринимает матрица или пленка. Этот параметр изменяется в зависимости от объектов съемки, условий, освещенности, желаемого результата. Также разные показатели применяются для достижения специальных художественных эффектов.

Однако, важно запомнить, что максимально открытое отверстие пропускает больший поток света, а более закрытое – меньше.

Что такое диафрагма и как она устроена в фотоаппарате?

Для определения диафрагмы используется специальная шкала диафрагм. Да дисплее фотокамеры находится показатель F/, после следует определенное цифровое обозначение. Этот параметр характеризует насколько широка открытая диафрагма. Число противоположно уровню открытия отверстия, то есть, чем меньше число после буквы, тем больше открыта диафрагма. Чтобы не путаться в этой закономерности важно понять принцип действия.

Диафрагменный ряд имеет следующий вид

Переход от одного значения к другому считается одной ступенью. Стоит отметить, что одна ступень изменяет количество света, воспринимаемое матрицей в два раза. Современные фотокамеры дают возможность устанавливать также промежуточные значения – трети или половины, для получения большей четкости.

Строение апертуры

Современная диафрагма (ирисовая) имеет следующие составляющие:

  • Репетир;
  • Прыгающая диафрагма;
  • Ирисовая диафрагма.

Ирисовая – включает несколько шторок (1), зачастую их от шести до девяти. Они приводятся в подвижное состояние кольцом (2), расположенным на объективе, или же электроприводом (3).

Конструкция диафрагмы

Если диафрагма полностью открыта, то отверстие имеет круглую форму, а при закрытой – форму многоугольника (4). На эту форму влияет количество шторок, то есть, если их больше, то края более скругленные, это же определяет и форму боке.

Форма бокэ

Прыгающая – симтема, которая управляет апертурой, установленная в современных моделях зеркальных фотоаппаратов. Она скачками закрывает ее до выбранного показателя диафрагменного числа в момент щелчка спуска. Благодаря чему проекцируется изображение до съемки при отрытом отерстии, это влияет на удобство и качество фокусировки.

Репетир – специальное устройство, с помощью которого можно пренудительно закрывать отверстие непосредственно перед спуском до нужного значения. Чаще всего применяется для проверки глубины резкости перед съемкой.

На что влияет диафрагма в фотоаппарате?

  • ГРИП – глубина резкости изображаемого пространства;
  • Количество света, пропускаемое отверстием на матрицу;
  • Яркость изображения и контрастность;
  • Качество изображения.

Влияние на ГРИП

Апертура влияет кроме светового потока еще и на глубину резкости. Когда показатель F маленький, то соответственно и глубина резкости будет маленькая, если показатель F большой, то и резкость большая. Это достаточно важный инструмент для управления точкой внимания на снимке.

Важно уметь правильно использовать данную возможность, чтобы создавать нудных акценты, например, при портретной съемки нужно фокусироваться непосредственно на человеке, фон при этом оставлять размытым. Особенно углубляются в понимание настроек ГРИП фотографы, занимающиеся макросъемкой, для таких кадров всегда используется закрытая диафрагма и глубина резкости значительно увеличивается.

Пример фотосъемки при разных значениях апертуры

Современные фотокамеры позволяют наводить резкость на объект и при максимально открытом отверстии. В момент съемки камера автоматически закрывается диафрагму до необходимого значения. Для предварительного просмотра изображения в режиме закрытого отверстия нужно использовать репетир диафрагмы. Это делает возможным просмотр в видоискателе просмотреть какой будет после закрытия диафрагмы.

Качество изображения и светосила

Диафрагмирование – управление параметром светосилы используется для достижения более резкого изображения. Исходя из практики, максимальная резкость картинки достигается при использовании средних показателей светосилы. Этот принцип применим ко всем объективам фотоаппарата.

Если значение светосилы слишком большое, то на кадре могут проявляться нежелательные артефакты в виде виньетирования или аберраций, если слишком маленьких показателях наблюдается значительное снижение резкости.

При меньшей диафрагме контраст изображения увеличивается. Большая апертура делает возможным визирование с помощью оптического видоискателя. Если показатель F ниже 5,6, то через оптический видоискатель визировать можно только при условиях хорошего освещения. При большей диафрагме изображения будут выглядеть более насыщенными и яркими, это достигается благодаря более плавным переходам темных областей в более светлые.

Влияние апертуры на бокэ

Боке и диафрагма связаны напрямую. Лучший показатель боке достигается при максимально открытом отверстии, форма которого максимально приближена к круглой. Если диафрагма закрыта, отверстие имеет форму многогранника, который хорошо заметен в зоне нерезкости. Такие многогранники принято называть шайбами или гайками.

Бюджетные версии объективов предполагают небольшое количество лепестков диафрагмы, зачатую их максимум шесть штук, в результате чего в зоне нерезкости видны фигуры, которые напоминают строение гайки. В особой цене объективы, которые способны создать круги правильной формы за счет большого количества шторок диафрагмы. Современные модели не отличаются большим количеством шторок, но они создаются более скругленной формы, за счет чего отверстие имеет нужную форму.

Влияние светосилы на экспозицию

При изменении диаметра отверстия меняется и экспозиция. При широко раскрытой диафрагме матрица экспонируется более сильно, а изображение становится более светлым. Чтобы наглядно продемонстрировать влияние, были сделаны несколько снимков при равных настройках, но различных показателях светосилы.

Апертура F/2

Апертура F/4

Апертура F/8

Апертура F/22

Для данных кадров были установлены следующие параметры: выдержка 1/400, ISO 200, вспышка отключена, светосила изменялась от F/2 до F/22.

Как правильно выбирать значение диафрагмы в фотоаппарате?

Как работает диафрагма и на что она влияет уже понятно, а вот как управлять этим параметром в зависимости от ситуации еще предстоит разобраться.

Нет четко установленных правил, в которых указано, что использовать необходимо именно такое значение и ни на шаг иначе. Каждый фотограф индивидуально подбирает этот показатель в зависимости от того, что он снимает, для чего и в каких условиях. Однако, для облегчения понимания в первое время можно использовать некоторые обобщенные советы.

Если предполагается фотосъемка в условиях недостаточного света, то отлично подходит апертура f/1.4. однако, стоит помнить, что при данном показателе будет установлена довольно маленькая ГРИП. Оптимальна для съемок маленьких объектов или при необходимости создать мягкий фокус.

Аналогично используется диаметр отверстия f/2.

Также в условиях недостаточной освещенности используется f/2.8. хорошо подходит для фотосъемки портретов, так как достигается эффект глубины, попадающий на все лица, нет фокусировки исключительно на глазах.

Минимальное значение апертуры, при котором получаются достойные съемки людей составляет f/4. В этом случает устанавливается ограничение на работу автофокуса.

Если предстоит фотосъемки двух объектов (людей), то лучше всего использовать значение f/5.6. Если фотографировать нужно в условиях плохой освещенности, то лучше всего применять дополнительно вспышку.

Если снимается большая компания людей или несколько объектов, которые обязательно должны быть в фокусе, то оптимально использовать показатель f/8, это значение обеспечивает хорошую резкость.

Внушительное большинство объективов гарантируют максимальную резкость при значении f/11, поэтому такой режим хорошо подходит для портретной съемки.

При съемке в условиях повышенной яркости лучше всего использовать f/16, тогда устанавливается большая глубина резкости.

Для пейзажей или городской съемки хорошо подходит f/22. При использовании данного значения нет специального фокусирования на переднем плане.

Зная основные принципы работы и настройки светосилы, даже начинающий фотограф сумеет правильно выстроить экспозицию и получить качественный фотоснимок при различных условиях съемки.

Тот, кто не поленился и прочитал инструкцию к фотокамере, может дальше не читать. Но тем, кто ленится это делать - возможно, будет познавательно «объяснение на пальцах».

В любом фотоаппарате предусмотрена такая вещь как диафрагма. Фотографы на жаргоне еще называют ее дыркой или относительным отверстием. Диафрагма представляет из себя некий механизм, который чаще всего расположен в объективе и может обладать свойством - сужаться и расширяться.

Когда это отверстие сужается, на сенсор камеры попадает меньше света. Таким образом можно регулировать - если много света, то за счет сужения диафрагмы его количество снижается, и кадр экспонируется нормально. Обратное действие также верно - чем больше относительное отверстие, тем больше света попадет на сенсор камеры и, соответственно, можно снимать в достаточно темных условиях.

Но это не единственное полезное свойство диафрагмы. Диафрагма достаточно сильно влияет на конечный результат - на фотографию.

На изображение с помощью диафрагмы можно повлиять двумя способами. Во-первых, воздействием на ГРИП, во-вторых, на рисунок боке. Так как статья предназначена для любителей, то конечно же, ниже обязательно объясним значение и этих слов, а пока сделаем небольшую ремарку про диафрагменные числа - то есть про обозначения диафрагмы.

Диафрагма не измеряется ни в каких единицах, то есть - это не миллиметр и не секунда. Это просто число! И чем больше число, тем меньше дырка.

На примере ниже видно, как меняется экспозиция снимка в зависимости от размера диафрагмы.

Диафрагму принято обозначать буквой «F»

Еще важный факт про диафрагму, который необходимо знать - это относительная величина, она не зависит от типа фотоаппарата, которым вы пользуетесь. То есть, если вы измерили (например, ), что при прочих равных параметрах диафрагма должна быть 5,6, то этот параметр будет верным и для компактной мыльницы, и для среднеформатного фотоаппарата.

Влияние диафрагмы на ГРИП

ГРИП расшифровывается как глубина резко изображаемого пространства, или иначе просто - глубина резкости. Если вы фотографируете какой-то объект и навели на него резкость, то насколько будет резким и как далеко будет резким пространство за этим объектом, в первую очередь зависит от диафрагмы. Лучше всего это продемонстрирует пример. Тут пирожные сняты с разными выдержками и диафрагмами.

На снимках видно насколько в большей или меньшей мере оказываются размытыми крайние пирожные в зависимости от того, как была открыта диафрагма. Глубину резкости можно высчитать с помощью несложных формул, которые есть в Интернете, но в реальности специально высчитывают ГРИП очень редко, чаще используют накопленный опыт.

Кроме диафрагмы на глубину резкости влияет также и фокусное расстояние объектива. Не будем вдаваться в этой статье в физику процесса, рекомендуем просто запомнить - чем больше фокусное расстояние используемого объектива, тем сильнее будет размыт фон. То есть, телевик лучше размоет фон, по сравнению с шириком.

Например, на фотографиях выше модель снята с одинаковой диафрагмой на объективы с разным фокусным расстоянием.

Влияние диафрагмы на боке

В первую очередь давайте определимся, что такое боке? Боке - это размытость, нечеткость. Чаще всего название относится к размытому фону на фотографии. Мы уже упоминали, что диафрагма как раз и отвечает за размытость фона, о чем же тогда еще говорить? Дело в том, что наряду с оптикой, форма диафрагмы - количество лепестков и прочее, влияет на рисунок боке.

Современные производители стараются сделать форму отверстия диафрагмы максимально круглой. Но еще можно встретить фотографии, где форма диафрагмы проявляется в боке.

Наиболее ярко видна форма диафрагмы, если в фоне присутствуют яркие точки. Например, светящиеся лампочки. Сейчас нередко можно встретить снимки, на которых боке придают специальную форму искусственным образом. Как это сделать, мы писали в статье

Заключение

Мы очень старались не перегружать информацию терминами. Будем рады, если после прочтения вы, наконец-то, достанете инструкцию и прочтете ее. Вам многое станет еще более понятным. Для фотографов важно знать и понимать такие субстанции, как диафрагма, и ISO. Это инструменты, которые необходимы каждому фотографу и обязательно каждому надо попробовать поснимать на максимально открытой диафрагме и максимально закрытой, чтобы понять пределы возможностей своего фотоаппарата. И, может быть, ваши снимки станут более выразительными, когда фон будет размытым и главный объект съемки в результате станет еще лучше выделяться, или при съемке пейзажа вы уже не будете доверяться автоматике, а зажмете дырку до упора, чтобы был проработан четко и передний план, и задний.

Приобретая качественный фотоаппарат, не стоит останавливаться на стандартных настройках. В этой статье мы расскажем, для чего требуется такая функция, как диафрагма, и каким образом использовать ее возможности.

Физически диафрагма фотоаппарата представляет собой лепестки, закрывающие объектив и пропускающие определенное количество света. Чем качественнее объектив, тем больше лепестков на нем установлено, и тем красивее достигается эффект размытия. Не будем рассказывать на словах, какие фотографии можно получить, а покажем все наглядно.

На этих фото изображены дети, и на первый взгляд фото практически одинаковы. Но на первом изображении мы четко видим мальчика на заднем плане, а на втором - фон за девочкой весь размыт. Сразу заметим, что это далеко не максимальная степень размытия, и вручную (на фотошопе) такого же эффекта достичь невозможно.

Теперь объясним, каким образом диафрагма фотоаппарата была настроена в обоих случаях. На первом фото диафрагма закрыта, вследствие чего мы видим всю картинку отчетливо. На втором фото диафрагма более открыта, из-за чего мальчика и не видно. Это мы рассмотрели и нам ясно, что при максимально открытой диафрагме мы получаем размытый фон, а при закрытом отверстии - четкий.

Практически во всех случаях диафрагма на фотоаппарате обозначается, как «f/» и цифрой, что показывает степень открытости зазора. Вначале вам будет сложно запомнить все значения, поэтому достаточно знать, что чем меньше цифра, тем больше размыт фон, а чем больше - тем лучше видны предметы на заднем плане. На следующей картинке отображены стандартные значения, что присутствуют даже в обычных мыльницах. Вы видите, как меняется диафрагма в зависимости от показателей.

Несмотря на то, что функция присутствует и на компактных фотоаппаратах, достичь эффекта размытого фона на них невозможно. Для того чтобы понять разницу, достаточно опробовать в работе фотокамеры зеркальные и профессиональные. Поверьте, отличия в качестве будут заметны невооруженным глазом. Да и количество функций, настроек вас приятно поразит. Не торопитесь осваивать все сразу и вначале разберитесь с каждым параметром по отдельности, а уже после выбирайте ручной режим и компонуйте их.

На фото с божьей коровкой отчетливо видно, что диафрагма открыта полностью. Такой снимок можно сделать с любым профессиональным оборудованием, вне зависимости от марки - Nikon, Канон. Фотоаппарат, что главное, должен быть зеркальным или профессиональным.

В завершении стоит сказать, что диафрагма фотоаппарата может фокусировать внимание на определенном объекте, выделяя его и размывая фон. На приведенной выше фотографии с божьей коровкой отчетливо показан этот эффект, ведь вы видите только насекомое, а остальное - не так важно. Закрытая диафрагма фотоаппарата необходима при снимках улицы, пейзажей, толпы, где требуется, чтобы все фото было в фокусе.

Как видно, здесь не все так сложно, как казалось вначале, но прежде чем переходить к дальнейшему изучению искусства фотографии, хорошо потренируйтесь на этом этапе.

Инструкция

Термин «диафрагма» происходит от греческого слова «перегородка», иное ее название – апертура. Диафрагма – это специальное устройство, встроенное в объектив для регуляции диаметра отверстия, пропускающего свет на матрицу. Отношение диаметра отверстия объектива к фокусному расстоянию светосилой.

Буквой F обозначается диафрагменное число, которое является величиной, обратной значению относительного отверстия объектива. Изменив F на одну ступень, получим изменение диаметра отверстия диафрагмы в 1,4 раза. А количество попадающего на матрицу света изменится в 2 раза.

Чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости изображаемого пространства, т.е. область четкой фокусировки вокруг снимаемого объекта. Установить нужную диафрагму , в зависимости от модели фотоаппарата, можно вручную через меню камеры, вращая кольцо диафрагмы на объективе или управляющее колесо на корпусе камеры.

Чем меньше число F, тем больше диафрагма, а , диаметр отверстия объектива становится шире и на матрицу попадает больше света. Максимально открытая диафрагма имеет значение f1.4, f2.8 и т.п. Для объектива 50 мм глубина резкости будет максимальной при значении f22, а при f1.8 – резкость будет небольшой. Например, при съемке , чтобы получить четкое лицо и размытый задний фон, диафрагму надо поставить небольшую f2.8. Если диафрагму наоборот зажать, т.е. выставить большее диафрагменное число, то преобладающая часть кадра будет в фокусе.

Отрезок времени, в течение которого световые лучи попадают на матрицу, называется выдержкой. Затвор обеспечивает ее. Диафрагма и выдержка вместе экспопарой. Увеличение светочувствительности обратно пропорционально экспозиции, т.е. если светочувствительность увеличивается в 2 раза, экспозицию также следует уменьшить вдвое. Для измерения выдержки применяются доли секунды: 1/30, 1/60, 1/125 или 1/250 с.

Для съемки движущихся объектов, чтобы избежать «шевеления», стоит применять короткую выдержку . Чтобы нужную выдержку , необходимо знать на каком фокусном расстоянии будет производиться съемка. Например, объектив – 24-105 мм, он выдвинут на половину – примерно 80 мм. А поскольку максимальная выдержка не должна быть больше величины, обратно пропорциональной фокусному расстоянию, то выдержка должны быть выставлена не длиннее 1/80 с. Короткие выдержки применяются чтобы « » движение: полет птицы, падение капель, бег легкоатлета и пр.

Для съемки или в сумерках лучше подойдет длинная выдержка. Она поможет верно проэкспонировать кадр. При съемке с длинной выдержкой высока вероятность появления смазывания кадра, в этом случае стоит использовать оптическую стабилизацию или штатив. Подобная выдержка позволит снять интересные сюжеты – «огненный шлейф» при вечерней и ночной съемке движущихся автомобилей.

При съемке воды величина выдержки имеет большое значение. При короткой выдержке вода будет напоминать стекло. При съемке медленных рек и ручьев лучше всего использовать выдержки от 1/30 до 1/125 с. Стремительные потоки или разбивающиеся о скалы волны стоит снимать на короткой выдержке в 1/1000 с, т.к. она позволит детально проработать мелкие брызги. Для съемки и подойдет длинная выдержка – она позволит передать движение воды.

Обратите внимание

Чем больше открыта диафрагма и чем дольше открыт затвор – тем больше света попадёт на матрицу. В фототехнике принят стандартный ряд диафрагм и выдержек. Значения диафрагмы обозначаются в долях от фокусного расстояния объектива (отсюда и название «относительное отверстие»: Значения диафрагмы обозначаются в долях от фокусного...

Полезный совет

Выдержка – это продолжительность экспонирования, время, в течение которого поток света поступает на светочувствительные элементы матрицы. В фотоаппаратах с центральным затвором время экспонирования совпадает с выдержкой, в фотоаппаратах со шторным затвором Диафрагма (в иностранной литературе - Aperture или Diaphragm) – относительное отверстие объектива, с помощью которого изменяется количество пропускаемого света.

Связанная статья

Источники:

  • как правильно выставлять диафрагму и выдержку

Чтобы правильно выставить , надо понять принцип ее работы. Диафрагма - это устройство в фотоаппарате, состоящее из полусфер, регулирующее поступление света на матрицу. Поэтому чтобы правильно выставить диафрагму, надо понять принцип ее работы.

Диафрагма фотоаппарата является одним из трех факторов, влияющих на экспозицию. Поэтому понимание действия диафрагмы - это обязательное условие для того, чтобы делать глубокие и выразительные, правильно экспонированные фотографии. Есть как положительные, так и отрицательные стороны использования различных диафрагм, и этот урок научит вас, что они собой представляют и когда какие следует использовать.

Шаг 1 - Что такое диафрагма фотоаппарата?

Лучший способ понять, что такое диафрагма - представить ее как зрачок глаза. Чем шире открыт зрачок, тем больше света попадает на сетчатку.

Экспозицию составляют три параметра: диафрагма, выдержка и ISO. Диаметр диафрагмы регулирует количество света, поступающего к матрице, в зависимости от ситуации. Есть различные творческие варианты использования диафрагмы, но когда речь идет о свете, важно запомнить, что более широкие отверстия пропускают больше света, а более узкие меньше.

Шаг 2 - Как определяется и изменяется диафрагма?

Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На дисплее вашей камеры вы можете увидеть F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Это может сначала вызвать путаницу - почему малое число соответствует большей светосиле? Ответ прост и лежит в плоскости математики, но сначала вы должны узнать, что такое диафрагменный ряд или стандартная шкала диафрагм.

Диафрагменный ряд: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22

Главное, что нужно знать об этих числах - то, что между этими значениями одна ступень экспозиции, то есть при переходе от меньшего значения к большему в объектив будет попадать в два раза меньше света. В современных камерах есть также и промежуточные значения диафрагмы, позволяющие более точно настроить экспозицию. Шаг настройки в этом случае равен ½ или 1/3 ступени. К примеру, между значениями f/2.8 и f/4 будут лежать значения f/3.2 и f/3.5.

Теперь о более сложных вещах. Точнее о том, почему количество света между основными значениями диафрагмы различается в два раза.

Это происходит из математических формул. Например, мы имеем объектив 50 мм с диафрагмой 2. Чтобы найти диаметр диафрагмы, мы должны разделить 50 на 2. Получится 25 мм. Радиус будет равен 12,5 мм. Формула для площади S=Пи х R 2 .

Вот несколько примеров:

50 мм объектив с диафрагмой f/2 = 25 мм. Радиус получается 12,5 мм. Площадь согласно формуле равна 490 мм 2 . Теперь посчитаем для диафрагмы f/2.8. Диаметр диафрагмы равен 17,9 мм, радиус 8,95 мм, площадь отверстия 251,6 мм 2 .

Если разделить 490 на 251, то получится не ровно два, но это только потому, что диафрагменные числа округлены до первого десятичного знака. На самом деле равенство будет точным.

Вот так реально выглядят соотношения отверстий диафрагмы.

Шаг 3 - Как диафрагма влияет на экспозицию?

С изменением размера диафрагмы изменяется и экспозиция. Чем шире диафрагма, тем сильней экспонируется матрица, тем более светлое изображение получается. Лучший способ продемонстрировать это - показать серию фотографий, где изменяется только диафрагма, а остальные параметры неизменны.

Все изображения ниже были сделаны на ISO 200, выдержка 1/400 сек, без вспышки, а изменялась только диафрагма. Значения диафрагмы: f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22.









Однако, основное свойство диафрагмы - это не управление экспозицией, а изменение глубины резкости.

Шаг 4 - Эффект глубины резкости

Глубина резкости - сама по себе обширная тема. Чтобы раскрыть ее, нужно несколько десятков страниц, но сейчас мы рассмотрим ее очень кратко. Речь идет о расстоянии, которое будет передаваться резко спереди и сзади объекта съемки.

Все, что вам действительно нужно знать, с точки зрения взаимосвязи диафрагмы и глубины резкости, это то, что чем шире диафрагма (f/1.4) тем меньше глубина резкости, а чем уже диафрагма (f/22), тем поле резкости больше. Прежде, чем я покажу вам подборку фотографий, сделанных с разной диафрагмой, посмотрите на диаграмму ниже. Она помогает понять, почему это происходит. Если вы не понимаете точно, как именно это работает, ничего страшного, пока для вас важно знать о самом эффекте.

На нижнем рисунке представлено фото, сделанное на диафрагме f/1.4. На нем ярко выражен эффект ГРИП (Глубины резко изображаемого пространства)

Наконец подборка фотографий, сделанных в приоритете диафрагмы, таким образом экспозиция остается постоянной, а меняется только диафрагма. Диафрагменный ряд такой же, как в предыдущем слайд-шоу. Обратите внимание, как меняется глубина резкости при изменении диафрагмы.









Шаг 5 - Как использовать различные диафрагмы?

Прежде всего следует помнить, что нет правил в фотографии, есть рекомендации, в том числе когда дело доходит до выбора диафрагмы. Все зависит от того, хотите ли вы применить художественный прием или максимально точно запечатлеть сцену. Чтобы легче принимать решение, привожу несколько наиболее употребляемых традиционно значений диафрагмы.

f/1.4 : превосходно для съемки в условиях низкой освещенности, но будьте осторожны, при таком значении очень маленькая ГРИП. Лучше всего применять для небольших объектов или для создания эффекта мягкого фокуса

f/2 : Использование то же самое, но объектив с такой диафрагмой может стоить одну треть от объектива с диафрагмой 1,4

f/2.8 : Также хорошо применять в условиях низкой освещенности. Лучше всего применяется для съемки портретов, так как глубина резкости больше и в нее попадет все лицо, а не только глаза. Хорошие зум-объективы как правило имеют это значение диафрагмы.

f/4 : Это минимальная диафрагма, используемая для съемки человека при достаточном освещении. Диафрагма может ограничивать работу автофокуса, поэтому вы рискуете промахнуться на открытой диафрагме.

f/5.6 : Хорошо использовать для фотографии 2-х человек, но для низкой освещенности лучше использовать подсветку вспышкой.

f/8 : Используется для больших групп, так как гарантирует достаточную глубину резкости.

f/11 : На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов

f/16 : Хорошее значение при съемке на ярком солнечном свете. Большая глубина резкости.

f/22 : Подходит для съемки пейзажей, где не требуется внимания к деталям на переднем плане.