Диалектический материализм сознание. Основные принципы современного материализма

Диалектический материализм в философии марксизма - это научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм основывается на достижениях науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной формы материи, функцию мозга, отражение объективного мира. Эта философия называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий. Диалектический материализм - форма материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.

Возникновение этой новой формы материалистической философии в середине XIX в. связано с именем К.Маркса и Ф.Энгельса. Философия марксизма, сохраняя традиции и достижения прежнего материализма, преодолевает его историческую ограниченность. Это касается, в первую очередь, фундаментальных проблем онтологии.

Диалектический материализм опирается на выводы науки, является теоретическим обобщением опыта развития человеческой цивилизации и культуры. В этой философии слиты в единое мировоззрение диалектика и материализм, приобретший необходимую целостность распространением его на понимание истории общества.

Итак, рассмотрим некоторые моменты концепции диалектики в творчестве Маркса и Энгельса. Маркс, также как и Фейербах, критически относился к гегелевской диалектике. Фейербах первым из учеников Гегеля разочаровался в его методе и подверг его критике. Это было одним из важнейших моментов перехода Фейербаха от идеализма к материализму. Но он критиковал идеалистическое основание, фундамент гегелевской диалектики, но сам диалектический метод не исследовал.

Главным вопросом критического анализа Маркса был вопрос об исследовательской эффективности диалектической методологии, открытой Гегелем. Вместе с обретением коммунистического мировоззрения Маркс все более и более обращается к изучению реальных явлений и процессов прошлой и настоящей истории. Для понимания практических проблем - производства, политических событий и т.д. - гегелевская методология оказалась негодной.

Как отмечал Маркс, Гегель одновременно и открыл диалектику и мистифицировал ее, представив как независимую от реальности сферу, чистые законы абсолютного разума. Свое направление использования основ гегелевской диалектики Маркс назвал “переворачиванием” на ноги, тогда как у Гегеля она “стоит на голове”. Маркс, а затем и Энгельс обратили внимание на то, что фундаментальные диалектические зависимости и отношения (указанные и логически проанализированные Гегелем) присутствуют и в реальных процессах жизни природы, общества, в повседневной практической действительности. Маркс сформулировал этот вывод так: “Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней” .

В книге “Анти-Дюринг” (1876-1878) Ф. Энгельс систематически и популярно объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в неживой и живой природе, общественном развитии, духовном творчестве, и показал, какое огромное значение имеют они для марксистского миропонимания. В частности, он указывал на огромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма, принципиального неприятия каких бы то ни было результатов познания и практики как абсолютных, завершающих историю.

Диалектику Энгельс определяет также как науку “о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления”. Эту мысль Энгельс подчеркивает и в своих заметках по диалектике природы, указывая, что законы диалектики “должны иметь силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления” . Марксистская философия представляет собой диалектическое единство мировоззрения и метода как учение о всеобщих законах бытия и познания на основе материалистического решения основного вопроса философии. Поэтому она необходима для наук, т.к. снабжает их общими понятиями и категориями для правильных мировоззренческих и методологических оценок научных гипотез и теорий, развивает теоретическое мышление ученых и дает им научный философский метод познания.

Только будучи вооружено диалектическим методом, естествознание способно, писал Ф.Энгельс, избавиться, “с одной стороны, от всякой особой, вне его и над ним стоящей натурфилософии, с другой - от своего собственного, унаследованного от английского эмпиризма, ограниченного метода мышления” . Идеи о взаимосвязи диалектического материализма и естествознания получили у Энгельса дальнейшее развитие в “Диалектике природы”, работу над которой, прерванную в связи с написанием другого философского труда “Анти-Дюринг”, он продолжил позднее.

Главная задача, которую ставил перед собой Энгельс при работе над “Диалектикой природы”, состояла в том, чтобы “убедиться в той истине… что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…” . Эта теоретическая задача была новаторской, поскольку в гегелевской философии природа понималась как не развивающаяся во времени, а проходящая бесчисленные круговороты одних и тех же изменений.

В “Диалектике природы” Энгельс обосновывает мысль о том, что развитие естественных наук, начиная с эпохи Возрождения, шло таким путем, что к середине XIX века наука сама собой, не осознавая этого, подходит к диалектическому пониманию природы. Свидетельством и доказательством этого Энгельс считал три великих открытия в естественных науках XIX века - открытие органической клетки, закон сохранения и превращения энергии и эволюционную теорию Ч.Дарвина. В них Энгельс видит научное доказательство диалектики самой природы (объективной диалектики), состоящей во взаимной связи всех уровней материального мира, в изменчивости и противоречивости природы.

Энгельс попытался классифицировать формы движения материи (и, соответственно, наук, изучающих определенные формы движения). По сути, он высказал гипотезу общей связи и развития материального мира и попытался нарисовать схематический эскиз общей картины природы. Он получил иерархическую систему, в которой всякое “высшее” содержит в себе, как подчиненный и частный момент, свое “низшее”, но к нему уже не сводится. (Этот же диалектический ход мысли был использован Марксом и Энгельсом для воспроизведения исторического движения общественных формаций). Высшая форма движения материи, по Энгельсу, - социальная. Низшая - простое пространственное перемещение. Основные формы, каждая из которых исследуется определенной естественной наукой, - механическая, физическая, химическая и биологическая. Переход от биологической формы движения материи к социальной, то есть от природы к человеческому обществу, Энгельс объясняет в трудовой теории происхождения человека.

Энгельс критикует Дюринга в отношении проблемы соотношения материи и движения. Дюринг не только не продвинулся здесь вперед по сравнению с метафизическими материалистами XVIII в., но и остался позади них, встав первоначально на позиции вульгарного материализма. Он сводил движение к его якобы “основной форме”, механическому движению, которое проявляется в результате первоначального состояния равновесия. Энгельс также разъясняет, что абсолютный покой - это идеализация, ибо “всякий покой, всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной форме движения”. Движение же есть “способ бытия (DASEINSWEISE) материи”, а не некая привносимая извне механическая “сила” (механическое движение), как считали материалисты XVII - XVIII вв. .

Развитие естествознания уже в XIX и в XX веке внесло столько нового, что представления Энгельса о конкретных формах движения материи устарели. Но общий диалектический подход к пониманию результатов развития науки, к истолкованию природы сохраняет свое значение и в наше время.

Сущность и основные черты революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики в познании, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики. Поэтому философия марксизма называется диалектическим и историческим материализмом.

Развитие философских основ марксизма в радикально изменившихся исторических условиях начала XX века было осуществлено В.И. Лениным (1870-1924).

Уже в ранних работах В.И. Ленина, в полемике с народниками, легальными марксистами и т.д. разрабатываются некоторые общие философские вопросы. Однако специальные исследования в области философии он начинает вести несколько позднее. Первым значительным вкладом в философскую теорию марксизма стали идеи его труда “Материализм и эмпириокритицизм”.

В этой книге Ленин дает такое определение материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некоторых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще - не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее. Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Исторический материализм - составная часть марксистко-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций.

Как философская концепция исторического процесса, исторический материализм представляет собой распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений. Такое достраивание материализма "доверху" означало создание принципиально новой формы материализма и знаменовало появление научной социологии. По словам Ленина, "Сознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости "согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию".

Основной гносеологический принцип марксисткой философии о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в историческом материализме как признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Общественное бытие выступает как совокупность материальных общественных процессов, существующих независимо от воли и сознания индивида или общества в целом, а общественное сознание является отражением общественного бытия.

Исторический материализм конкретизировался и развивался, превращаясь в строгую научную теорию в ходе детального анализа социальной действительности. Сжатая и целостная формулировка основных принципов исторического материализма дана Марксом в Предисловии к "Критике политической экономии": " В общественном производстве своей жизни, - писал он, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения- производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производительных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Исторический материализм - это реалистическая концепция общества, которая может служить руководством к познанию и преобразованию общества.

материализм идеализм знание декарт

С присущей ему резкостью выразил в работе «Немецкая идеология» словами: «Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу, как онанизм и половая любовь». В то же время Маркс не только прекрасно знал, но и мастерски применял диалектические подходы в своих работах, в том числе в «Капитале ». Маркс говорил о «материалистической диалектике » и «материалистическом понимании истории», на что впоследствии ссылался, как на «исторический материализм », Фридрих Энгельс . В марксистскую литературу термин «диалектический материализм» ввёл русский марксист Георгий Плеханов . Владимир Ленин активно использовал данный термин в своих работах.

Следующим этапом развития материалистической диалектики была работа Г. Лукача История и классовое сознание , где он определял ортодоксальность марксизма по признаку верности марксистскому методу, а не догмам. За это книга, вместе с сочинением Карла Корша Марксизм и философия стала предметом осуждения на пятом Конгрессе Коминтерна со стороны Григория Зиновьева. В области биологии и других наук пропагандистами диалектического материализма были Стивен Джей Гулд и Ричард Левонтин .

Поппер отмечает, что расплывчатость основных понятий диалектики («противоречие», «борьба», «отрицание») ведёт к вырождению диалектического материализма в чистую софистику, делающую бессмысленной любую критику под предлогом «непонимания» критиками диалектического метода, что в дальнейшем служит предпосылкой для развития «диалектического» догматизма и прекращению всякого развития философской мысли.

- Поппер К. Логика и рост научного знания. - М ., 1983. - С. 246.

Вместе с этим, доктор философских наук Метлов В.И. полагает, что попперовская критика диалектики несостоятельна, обосновывая это следующим образом:

Невозможно не обратить внимания на то обстоятельство, что противоречивость собственно диалектического порядка возникает у Гегеля фактически в ходе и на основе взаимо-отношения субъектного и объектного уровней как форма развития взаимоотношения между «я» и «вещью» и что, следовательно, возможность столкновения такого рода противоречивости с рассудочным мышлением, на уровне которого описывается языковая и логическая активность, подчиняющаяся действию известного закона формальной логики – логики, как уже отмечалось, одного уровня, здесь полностью исключается, и критика Поппера в адрес диалектики бьет мимо цели. ...Диалектическое противоречие – это в конечном итоге определенный тип взаимоотношения субъектного и объектного и, далее, материального и идеального, оно не представляет собой нечто законченное раз и навсегда, оно имеет свою историю, развертываясь от начальных форм, антиномичности, к формам более развитым, в которых осуществляется снятие противоречивости, обретение субъектом вещи в себе, преодоление отчуждения как гносеологического (И. Кант), так и социального (А. Смит). Эта двухплоскостность диалектического противоречия, реализующаяся во взаимоотношении названных уровней, исключает саму возможность соотнесения его с противоречием формально-логическим, а потому делает иррелевантной критику диалектики типа попперовской.

Догматизм

Наглядным подтверждением слов Поппера стала судьба диалектического материализма в СССР и других социалистических странах. Жёсткая и жестокая борьба за власть, стремление к введению единомыслия и подавлению всякой интеллектуальной конкуренции привело к тому, что диалектический материализм стал квазирелигиозным культом со своим «священным писанием» - трудами считавшихся непогрешимыми «классиков марксизма-ленинизма», цитаты из которых были абсолютными аргументами в любой дискуссии. Догматизм диалектического материализма нашёл свое крайнее выражение в «Кратком курсе истории ВКП(б) », ставшем катехизисом этого культа.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Самый доступный в чтении учебник, даже скорее просто книга по этой философии - Ракитов «Марксистско-ленинская философия»
  • Маркс К. , Энгельс Ф. , Ленин В.И.
  • Сталин И. В. О диалектическом и историческом материализме
  • Лючио Коллетти Гегель и марксизм
  • Ильенков Э. Вершина, конец и новая жизнь диалектики
  • Ильенков Э. Фальсификация марксистской диалектики в угоду маоистской политике
  • Альтюссер Л. Противоречие и сверхдетерминация
  • Лорен Грэхэм «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» - книга о взаимодействии советской науки с преобладавшим в то время философским течением - диалектическим материализмом
  • Бертел Оллман Dance of the Dialectic: Steps in Marx’s Method
  • Юрий Семёнов «Диалектический (прагмо-диалектический) материализм: его место в истории философской мысли и современное значение»

Литература

  • Ай Сы-ци. Лекции по диалектическому материализму. М., 1959.
  • Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Вопросы философии. 2009. № 3. С.142-146.
  • Ойзерман Т. И. Диалектический материализм и история философии (историко-философские очерки). Москва: Мысль, 1979 (2-е издание - 1982, на английском языке - Dialectical Materialism and the History of Philosophy: Essays on the History of Philosophy, Москва: Прогресс, 1984).
  • Руткевич М. Н. Диалектический материализм. М., 1973.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Диалектический материализм" в других словарях:

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма.... 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма 481 IV. Материя и сознание 483 V.… … Философская энциклопедия

    Философия марксизма ленинизма. По характеристике Ю. Бохеньского, Д.м., являвшийся филос. доктриной коммунистического общества, есть объединение аристотелевской философии с гегелевской диалектикой: «Диалектический материализм по сути дела… … Философская энциклопедия

    - (dialectical materialism) Теория развития природы, формализованная главным образом советскими идеологами на основе трудов Энгельса (Engels); диалектический материализм исходит из того, что все явления суть движения материи. Само движение является … Политология. Словарь.

    диалектический материализм - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ понятие, обозначавшее в советской философии и идеологии теоретическую часть марксизма. В советской философской литературе возникновение Д. м. относилось к 1840 м. Однако у Маркса и Энгельса не было этого термина … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ материализм, философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40 х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в начале 20 в. разрабатывались В.И. Лениным. В период существования СССР… … Современная энциклопедия

    Философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40 х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным. В период существования СССР догматизированный диалектический… … Большой Энциклопедический словарь

    См. МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ. ДИАЛОГ (от греч. dialogos беседа двух лиц) англ. dialog; нем. Dialog. Форма непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих … Энциклопедия социологии

    Диалектический материализм - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40 х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в начале 20 в. разрабатывались В.И. Лениным. В период существования СССР… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Энгельсом (‘Анти Дюринг’) и И.Сталиным (‘О диалектическом и историческом материализме’). Д.М. являл собой официальную советскую… … История Философии: Энциклопедия

    Самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Энгельсом (»Анти Дюринг») и Сталиным (»О диалектическом и историческом материализме»). Д.М. являл собой официальную советскую философию … Новейший философский словарь Подробнее

ЛЕКЦИЯ 3.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ (ИДЕАЛИЗМ, ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕРИАЛИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением: материализма - идеализму, диалектики - метафизике, естествознания - религии. Все, в конечном счете, зависит от того, как те или иные мыслители решают вопрос о природе, сущности мира. Объективный идеализм «отрывает» сознание от материи, от природы, наделяет его сверхприродной сущностью, по существу, обожествляет сознание. Можно сказать, что некоторые представители субъективного идеализма также «отрывали» сознание от материи.

Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство и в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание - это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. gilo - вещество, soi - жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), французский материалист Дени Дидро. (1713-1784) и др.

Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. раn - все и psyche - душа).

Панпсихизм - это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.

Диалектический материализм (материя и сознание.)

Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей.

Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование.

Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др.

В-третьих, диалектический материализм рассматривает сознание как отражение объективного мира, вещей, явлений, процессов, их связей, свойств, отношений. Иными словами, диалектический материализм отрицает «самостоятельное», не связанное с материей, существование сознания. С точки зрения диалектического материализма сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира. Следовательно, в этом предельно кратком определении подчеркнуты два самых важных аспекта: во-первых, то, что сознание - это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира.


Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности.

Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.

Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание - это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь, желудок - желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное - противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, - это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания.

Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

· избирательно и целенаправленно;

· не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

· обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

· является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

· регулирует саму деятельность человека и его поведение;

· активно и целесообразно воздействует на мир;

· отражает прошлое и устремлено в будущее в виде программирования и выбора средств достижения целей;

· обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

· направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Проблема сознания и сегодня остается одной из трудных и загадочных, так как сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Некоторые западные исследователи говорят, что сознание - это своего рода фикция, не обладающая никакими особенностями. Сознание - это феномен «ничто», о котором нельзя сказать ничего специфического.

Сегодня возникла странная ситуация, когда в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, когда крепнет убежденность в иррациональности явлений сознания, а в практике исследования сознания, напротив, широко используются объективные методы, о сознании говорят как о языковом сознании, как о поведении, как о мозговых (нейрофизиологических) процессах. Все это свидетельствует о различных вариациях в трактовке сознания.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать их, хранить в памяти, воспроизводить вновь, обеспечивать ценностные и регулятивные ориентации людей, общаться, обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому, стимулировать творческие способности человека. Сознание мгновенно связывает, соотносит все то, что человек увидел, услышал, почувствовал и пережил.

Исходя из всего этого, можно дать следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. В этом определении нашли отражение основные принципы современного материализма в понимании сознания:

· в сознании нет ничего над природного и сверхъестественного;

· сознание присуще не всей материи, а только такой ее высокоорганизованной частице, как мозг человека;

· сознание есть идеальный образ объективного мира, и это не позволяет отождествлять его с материей, как это делали вульгарные материалисты;

· сознание производно, вторично по отношению к материи;

· сознание активно-творческое, а не пассивно-созерцательное;

· понятие «сознание» более узкое, чем понятие «психика», в том числе и психика человека, ведь способ отражения мира человеком потому и называется сознанием, что человек относится к миру с пониманием, со знанием. Интегральной характеристикой сознания выступает идеальность.

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Свойство отражения имеет всеобщий характер, т.е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения. Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Сознание есть продукт общественно - исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. Фиксируются 4 аспекта отношения сознания к материи: исторический, онтологический, гносеологический и праксеологический, деятельностный.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

· Сознание существует;

· Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

Диалектический материализм также решает проблему сознания в ᴇᴦο отношении с материей.

Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование.

Во вторую очередь, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей базе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др.

Третий аспект заключается в том, что диалектический материализм рассматривает сознание как отражение объективного мира, вещей, явлений, процессов, их связей, свойств, отношений. Иными словами, диалектический материализм отрицает ʼʼсамостоятельноеʼʼ, не связанное с материей, существование сознания. С точки зрения диалектического материализма сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира. Следовательно, в данном предельно кратком определении подчеркнуты два самых важных аспекта˸ во-первых, то, что сознание - это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности.

Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.

Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в ᴇᴦο восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности.

Материя, её виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание - это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь, желудок - желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в ᴇᴦο мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное - противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер.
Размещено на реф.рф
Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

То есть дополняет материализм идеями, выработанными в ходе длительного развития преимущественно идеалистической философии, естествознания и самой истории, но при этом сохранив его непреходящую основу - первенство материального бытия. С точки зрения Энгельса тем самым «современный» материализм перестал быть философией и стал мировоззрением:

  1. Не нуждающимся в особой философской науке наук, подобной гегельянству.
  2. Преодолевающим философию по форме - как стоящую над науками философию, но сохраняющим её по полезному содержанию - как метод познания.
  3. Подтверждающим свое превосходство перед другими мировоззрениями в достижениях частных наук.

С точки зрения современного исследователя Пола Томаса, главная роль в создании понятия диалектического материализма принадлежит Энгельсу, который пытался соединить философию и науку и совместить взгляды Маркса и теорию эволюции Дарвина . Согласно Томасу, Энгельсу, как и многим в викторианскую эпоху, было трудно принять случайный и нетеологический характер принципа естественного отбора по Дарвину. Энгельс считал социальную или историческую эволюцию одним из аспектов биологической эволюции, поэтому и социально-исторические, и биологические изменения подчинялись в его понимании одним и тем же «диалектическим законам» .

В русскую литературу термин «диалектический материализм» ввёл Г. В. Плеханов . Активно использовал термин В. И. Ленин , называя диалектический материализм «философией марксизма» и приписывая термин Энгельсу .

Основные положения

Согласно диалектическому материализму:

Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определённых, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.

Энгельс Ф. Диалектика природы.

Вечность во времени, бесконечность в пространстве, - как это ясно с первого же взгляда и соответствует прямому смыслу этих слов, - состоят в том, что тут нет конца ни в какую сторону, - ни вперед, ни назад, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево. Эта бесконечность совершенно иная, чем та, которая присуща бесконечному ряду, ибо последний всегда начинается прямо с единицы, с первого члена ряда.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 49

Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС, т. 18, с. 278.

  • движение это мысленная абстракция , обозначающая общее качество телесно существующих видов движения;

Нам говорят, что мы не знаем также и того, что такое материя и движение! Разумеется, не знаем, ибо материю как таковую и движение как таковое никто ещё не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом; люди имеют дело только с различными реально существующими веществами и формами движения. Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие; движение как таковое есть не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения; такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения; и поскольку мы познаём последние, постольку мы познаём также и материю и движение как таковые.

Энгельс Ф. Диалектика природы

Движение есть сущность времени и пространства. Два основных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность (Kontinuitat) и «пунктуальность» (=отрицание непрерывности, прерывность). Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 231.

  • характер движения диалектический , то есть обусловлен материальным, реальным сосуществованием двух взаимно противоречащих сторон этого движения;

Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению.

Маркс К. Нищета философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 4, с. 136.

Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, - и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия. И в этом суть диалектики. Эту-то суть и выражает формула: единство, тождество противоположностей.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 232-233.

  • взаимосвязь предметов и явлений всеобщая - каждый предмет и явление имеет взаимную связь с каждым из всех остальных;

…любой, самый незначительный и «ничтожный» предмет обладает в реальности актуально бесконечным количеством сторон, связей и опосредствований со всем окружающим его миром. В каждой капле воды отражается все богатство вселенной. Даже бузина в огороде через миллиарды опосредствующих звеньев связана с дядькой в Киеве, даже насморк Наполеона был-таки «фактором» Бородинского сражения…

  • высшая форма движения это мышление ( , а не психический процесс мышления , присущий и животным);

Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, то есть понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением;

Энгельс Ф. Диалектика природы, – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 391

  • противоположность материи и мышления существует только в пределах умозрения отвлеченного человеческого мышления;

…противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна.

В. Ленин, "Материализм и эмпириокритицизм", цитата по ПСС т.18, с. 151

  • материя неотделима от мышления ;

Но движение материи - это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это - теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и, наконец, сознание. Говорить, будто материя за все время своего бесконечного существования имела только один-единственный раз - и то на одно лишь мгновение по сравнению с вечностью её существования - возможность дифференцировать свое движение и тем самым развернуть все богатство этого движения и что до этого и после этого она навеки ограничена одним простым перемещением, - говорить это значит утверждать, что материя смертна и движение преходяще. Неуничтожимость движения надо понимать не только в количественном, но и в качественном смысле.

Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 360

* мышление существовало всегда ; в этом вопросе марксизм прямо наследует традиции Гегеля и Спинозы, в которых мыслит сама Вселенная. [ ]

  • отражение это свойство материи , материальный, естественный и объективный процесс, в котором материя сама отражает себя .

Рассуждения Богданова в 1899 году о «неизменной сущности вещей», рассуждения Валентинова и Юшкевича о «субстанции» и т. д. - все это такие же плоды незнания диалектики. Неизменно, с точки зрения Энгельса, только одно: это - отражение человеческим сознанием (когда существует человеческое сознание) независимо от него существующего и развивающегося внешнего мира. Никакой другой «неизменности», никакой другой «сущности», никакой «абсолютной субстанции» в том смысле, в каком разрисовала эти понятия праздная профессорская философия, для Маркса и Энгельса не существует.

Ленин В. И., ПСС, 5 изд., т. 18, с. 277

…логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения.

Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 91

  • сознание , познание и самосознание есть высокоразвитые формы отражения материей самой себя мыслящим органом - мозгом.

«Материалистическая теория познания, - писал И. Дицген, - сводится к признанию того, что человеческий орган познания не испускает никакого метафизического света, а есть кусок природы, отражающий другие куски природы».

Ленин В.И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена. – Полн. собр. соч., т. 23, с. 119

  • высшая форма отражения это мышление отдельной личности (отвлеченное человеческое мышление , а не психический процесс мышления , присущий и животным). Каждая человеческая мысль о материальной действительности это всегда и только в виде мысли выраженное отношения материальной действительности к самой себе;

…не человек отражает действительность, а сама действительность отражается в человеке.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Маркс К., К критике политической экономии

  • всеобщие формы сознания: движение, пространство и время - присущи самой материи и не являются присущими лишь только человеческому сознанию;

Идея, будто познание может «создавать» всеобщие формы, заменять первичный хаос порядком и т. п., есть идея идеалистической философии. Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 174

  • свобода как таковая есть знание необходимости ;
  • свобода как таковая есть мышление необходимости;
  • свобода как таковая есть отражения необходимости мышлением;

В этом диалектический материализм наследует классической линии философии: Гегелю, Канту, Спинозе и пр. [ ]

Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

  • свобода воли есть способность применять знания ;
  • свобода воли есть способность лично осуществлять в действительность мышление необходимости;
  • свобода воли есть способность осуществлять в действительность личное отражение мира мышлением;

Классическим примером диалектического понимания свободы воли является кантовский пример с цирковой и дикой лошадью. [ ] Дикая лошадь несвободна, потому что её поступки полностью определяет внешняя и внутренняя стихия. Эта лошадь не способна ни на что, кроме подчинения окружающей природе. Цирковая лошадь свободнее её именно потому, что её выдрессировали, и теперь она способна, умеет сделать больше, чем подчинение стихийному порыву.

Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждение человека по отношению к определённому вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчинённость тому предмету, который она как раз и должна была бы подчинить себе.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

  • свобода отдельной личности это её возможности применять свои знания ;
  • свобода отдельной личности это её возможности лично осуществлять в действительность мышление необходимости;
  • свобода отдельной личности это её возможности осуществлять в действительность личное отражение мира мышлением;

Классическим примером личной несвободы в диалектическом материализме является пример безработного, который не может найти никакой возможности применить свои способности, и потому полностью зависим от случайностей окружающего мира. [ ]

Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определённых целей. Это относится как к законам внешней природы, так и к законам, управляющим телесным и духовным бытием самого человека, - два класса законов, которые мы можем отделять один от другого самое большее в нашем представлении, отнюдь не в действительности.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

Человек… свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность…

Маркс К. Святое семейство

Свобода настолько присуща человеку, что даже её противники осуществляют её, борясь против её осуществления…

Маркс К. Дебаты шестого Рейнского Ландтага.

Ни один человек не борется против свободы, - борется человек, самое большее, против свободы других.

Маркс К. Капитал, т.1

Диалектический материализм продолжает традицию спинозизма и гегельянства, в которых противоположность свободы - подчинение насилию , в том числе насилию со стороны природной необходимости, но не сама природная необходимость. Природная необходимость, познанная мышлением, это свобода. [ ]

Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо.

Барух Спиноза

Раз общество возьмёт во владение средства производства, то будет устранено товарное производство, а вместе с тем и господство продукта над производителями. Анархия внутри общественного производства заменяется планомерной, сознательной организацией. Прекращается борьба за отдельное существование. Тем самым человек теперь - в известном смысле окончательно - выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие. Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своего собственного объединения в общество. Законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела и тем самым будут подчинены их господству. То объединение людей в общество, которое противостояло им до сих пор как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей . И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и всё возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы .

Совершить этот освобождающий мир подвиг - таково историческое призвание современного пролетариата . Исследовать исторические условия, а вместе с тем и самоё природу этого переворота и таким образом выяснить ныне угнетённому классу, призванному совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела - такова задача научного социализма , являющегося теоретическим выражением пролетарского движения.

Фридрих Энгельс, Анти-Дюринг, отд. 3, гл. 2

Научный метод и диалектический материализм

Основой мировоззрения диалектического материализма является научный метод, который появился из материалистического понимания отчуждения и соответствующего понимания логического метода Гегеля.

Гегель называет Абсолютной идеей универсальную схему творческой деятельности «мирового духа», а научно-теоретическое «самосознание» этой абсолютной идеи называет логикой и «Наукой логики» . Итогом оказывается то, что метод «Феноменологии духа » является частным случаем логики Абсолютной Идеи, которую Гегель далее исследует в «Науке логики».

В «Науке логики» Гегель осуществляет критическое преобразование современной ему логики, а «Абсолютная идея» раскрывается по содержанию как система категорий. Гегель объявляет это всеобщее мышление «субъектом», творцом всего развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, сближая понятие идеи с понятием бога, но в отличии от бога идея не имеет сознания, воли и личности кроме как в человеке и существует как внутренне закономерная необходимость.

Гегель вновь поставил вопрос о необходимости преодоления разрыва субстанции и субъекта, полагая, что при развитии сознания до уровня науки субстанция должна быть понята равным образом и как субъект . Но в отличие от средневековой философии субъект выступает здесь в объективированной форме абсолютного духа, а субстанция обладает способностью саморазвертывания и саморефлексии (понятие субстанции-субъекта).

На мой взгляд, который должен быть оправдан только изложением самой системы, все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект.

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: "Наука", 1992

Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Противоречие понимается здесь как внутренний импульс развития .

Согласно Гегелю логика Абсолютной Идеи лежит в основании материального мира, предшествует его появлению во времени и с необходимостью воплощается в любом материальном предмете, в том числе в человеческом научно-теоретическом мышлении. В гегельянстве логика Абсолютной Идеи изначально является и субстанцией, и субъектом всемирного исторического процесса, и познает саму себя посредством субъективной диалектики человеческого мышления, которая находит свое полное завершение в методе Гегеля. Гегель считал, что истинной сутью любого действительно научного исследования должно становиться выявление и показ Абсолютной Идеи и формы её воплощения в данном конкретном предмете исследования.

В мировоззрении диалектического материализма субстанция материальной природы становится субъектом исторического процесса в виде практики (труда) , тем самым являясь причиной появления разумного мышления, мышления с необходимостью. Диалектический материализм прямо наследует спинозизму и гегельянству .

Единственное «тело», которое мыслит с необходимостью , заключенной в его особой «природе» (то есть в его специфическом устройстве), - это вовсе не отдельный мозг и даже не целый человек с мозгом, с сердцем и с руками, со всеми анатомическими врожденными ему особенностями. С необходимостью мышлением обладает, по Спинозе, лишь субстанция. Мышление имеет своей необходимой предпосылкой и непременным условием (sine qua non) всю природу в целом .

Но и этого мало, добавил Маркс. По Марксу, с необходимостью мыслит только природа, достигшая стадии общественно производящего свою жизнь человека, природа, изменяющая и осознающая сама себя в лице человека или другого, подобного ему в указанном отношении (а не в форме носа или черепной коробки) существа…

Труд - процесс изменения природы действием общественного человека - и есть «субъект», коему принадлежит «мышление» в качестве «предиката». А природа - всеобщая материя природы - и есть его субстанция. Субстанция, ставшая в человеке субъектом всех своих изменений (causa sui), причиной самой себя.

Разум существовал всегда, только не всегда в разумной форме.

Маркс К. Письмо к Руге. Крейцнах, сентябрь 1843 г..

В связи с этим и возникает различие методов научного исследования Маркса и Гегеля, и их различное отношение к объективной диалектике действительности (диалектике Абсолютной Идеи у Гегеля).

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

…законы Логики представляют собой не что иное, как отраженные в человеческой голове (и проверенные тысячелетиями человеческой практики) всеобщие законы развития естественно-природного и общественно-исторического развития.

Согласно материалистическому пониманию этого основания всей философской системы Гегеля, логика Абсолютной Идеи это мистификация. В логике Гегель обожествляет реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логических форм и законов, прорисовывающихся через совокупный исторический процесс . Мистифицируется и мистическим образом обретает самостоятельное существование то, что присуще самой материальной действительности.

Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно

Маркс К. Послесловие ко второму немецкому изданию 1–го тома “Капитала”

Диалектика объективной материальной действительности находит свое отражение в том числе и в форме субъективной диалектики мыслей мозга трудящейся гоминиды.

Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp.1 в более высокие формы.

Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 526

Диалектический материализм становится «философией», отрицающей философию. В диалектическом материализме цель настоящего научного исследования состоит в том, чтобы предъявить диалектику материальной действительности в её деталях, в её детальном историческом развертывании от простого к сложному. Прежний предмет философии (научно-теоретическое мышление) становится предметом одной из многих частных конкретных наук - диалектической логики.

За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, ещё только царство чистой мысли, поскольку оно ещё остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика .

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 316.

Маркс откровенно высмеивал философов, чей научный интерес ограничивался исключительно философией.

Нужно «оставить философию в стороне», нужно выпрыгнуть из неё и в качестве обыкновенного человека взяться за изучение действительности. Для этого и в литературе имеется огромный материал, не известный, конечно, философам. Когда после этого снова очутишься лицом к лицу с людьми вроде Круммахера или «Штирнера», то находишь, что они давным-давно остались «позади», на низшей ступени. Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу, как онанизм и половая любовь .

Маркс К., Немецкая идеология

Диалектический материализм как отрицание философии

Согласно Энгельсу, диалектический материализм является не философией, отдельной от частных наук и стоящей над ними, а мировоззрением . Это мировоззрение состоит в упразднении любой философии, стоящей над конкретными науками о чём-либо.

…из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет ещё учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

Эвальд Ильенков подчеркивал это положение следующим образом.

Классики марксизма-ленинизма никогда и нигде не возлагали на философию обязанность строить из результатов «положительных наук» некую обобщенную картину-систему «мира в целом». Ещё меньше оснований приписывать им взгляд, согласно которому такая «философия» - и только она - должна вооружить людей «мировоззрением»… Любую попытку воздвигать над (или «рядом» с) положительными науками ещё и особую науку о «всеобщей» связи вещей Ф. Энгельс безоговорочно расценивает как затею в лучшем случае излишнюю и бесполезную…

Диалектический материализм есть мировоззрение, притом научное мировоззрение, то есть совокупность научных представлений о природе, обществе и человеческом мышлении; как таковое оно ни в коем случае не может быть построено силами одной лишь «философии», а только дружными усилиями всех «реальных» наук, включая, разумеется, и научную философию. Мировоззрение, именуемое диалектическим материализмом, не есть философия в старом смысле этого слова, которая взвалила на свои плечи задачу, посильную только всему научному познанию, и то в перспективе. Если «прежняя философия» ставила перед собою эту утопическую задачу, то единственным оправданием её претензии была историческая неразвитость других наук. Но «как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней» 6, неустанно повторяет Ф. Энгельс, прямо связывая это понимание с самой сутью материализма.

Ф. Энгельс отвергал создание философской картины мира, но не идею создания обобщенно-схематизированной картины мира исходя из всей изменяющейся совокупности «реальных», положительных наук.

Если схематику мира выводить не из головы, а только при помощи головы из действительного мира, если принципы бытия выводить из того, что есть, - то для этого нам нужна не философия, а положительные знания о мире и о том, что в нём происходит; то, что получается в результате такой работы, также не есть философия, а положительная наука.

Ф. Энгельс, Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 35.

Создания философской картины мира также не принимал В. Ленин.

Так. Так. «Всеобщая теория бытия» вновь открыта С. Суворовым после того, как её много раз открывали в самых различных формах многочисленные представители философской схоластики. Поздравляем русских махистов с новой «всеобщей теорией бытия»! Будем надеяться, что следующий свой коллективный труд они посвятят всецело обоснованию и развитию этого великого открытия!

См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 18, с. 355

Мировоззрение диалектического материализма непрерывно развивается и уточняется с каждым новым конкретным исследованием и открытием в любой области природы и истории .

История диалектического материализма

Появившись в порядке отмежевания от философского материализма и первого позитивизма (Анти-Дюринг) в дальнейшем диалектический материализм прошёл в своём развитии несколько этапов .

Критика второго позитивизма

В начале XX столетия некоторые русские марксисты попытались совместить марксистское учение с гносеологией неокантианцев , Э. Маха , Р. Авенариуса . Эти попытки были жёстко раскритикованы В. И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм » как отступление от метода. Пол Томас полагает, что Ленин считал подходы Энгельса и Плеханова дополнением к собственной теории отражения . Как писал историк советского марксизма Джордж Лихтайм , ленинская теория отражения

…расходилась с подходом Энгельса, поскольку для последнего материализм не был тождественным эпистемологическому реализму…его смесь из метафизического материализма и гегелевской диалектики…сохранилась у Ленина, но ленинская теория познания - единственное, что имело значение для Ленина - в строгом смысле не зависела от Энгельса. Доктрина, которая просто постулировала, что мышление способно делать всеобщие истинные выводы о чувственно данном внешнем мире, не нуждалась в материи как абсолютной субстанции или конститутивном элементе вселенной.

Полемика «деборинцев» и «механицистов»

В 1920-е годы возникло острое соперничество «диалектиков» и «механицистов» в СССР, завершившееся победой «диалектиков» во главе с A. M. Дебориным в 1929 году.

Новое философское руководство

По мнению [где? ] таких исследователей, как П. Тиллих , К. С. Льюис , В. В. Шмидт , В. М. Сторчак, на основе диалектического материализма была создана догматически -начётническая , квазирелигиозная парадигма мышления, даже имевшая своё «священное писание» - труды «классиков марксизма-ленинизма», цитаты из которых были универсальными и неопровержимыми аргументами в любой научной дискуссии, а практически каждая серьёзная научная публикация (диссертация , монография и т. п.) в предисловии содержала отсылки на труды «классиков» и/или решения очередных съездов либо пленумов правящей партии. Эта тенденция усилилась в маоистском Китае и в КНДР .

В 1950-е годы начался распад диалектического материализма. Это происходило вследствие сопротивления советских учёных, боровшихся против идеологического вмешательства в науку , а также благодаря усилиям ряда советских философов (Э. В. Ильенкова , А. А. Зиновьева , М. К. Мамардашвили и др.), решивших заняться возрождением «подлинного марксизма».

Полемика с третьим позитивизмом

Однако, действующая «Программы кандидатских экзаменов по истории и философии науки…» от 8 октября 2007 года требует от аспирантов знание основ философии марксизма, в частности, диалектического материализма , а научные работы о диалектическом материализме по-прежнему публикуются .

См. также

Примечания

  1. Диалектический материализм в Британнике (неопр.) .
  2. Filosofskiĭ slovarʹ . - Izd. 7., perer. i dop. - Moskva: Izd-vo "Respublika", 2001. - 719 pages с. - ISBN 5250027423 , 9785250027427.
  3. Фридрих Энгельс "Анти-Дюринг" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 142
  4. Филатов, В. П. Диалектический Материализм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин . - Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - С. 188-189. - 1248 с. - 800 экз. - ISBN 978-5-88373-089-3 .
  5. Thomas, Paul. Dialectical Materialism // William A. Darity, Jr., editor in chief. International encyclopedia of the social sciences. 2nd edition. - Detroit,etc.: Macmillan Reference USA, 2008. - Vol. 5. - P. 21-23. - ISBN 978-0-02-866117-9 .
  6. Грицанов A. A. Диалектический материализм // Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов . История философии: Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. - С. 315-316 . - ISBN 985-6656-20-6 .
  7. Tony Burns. Joseph Dietzgen and the History of Marxism // Science & Society. - 2002. - Vol. 66, № 2 . - P. 202-227.
  8. Rob Beamish. Dialectical Materialism // The Blackwell Encyclopedia of Sociology / Edited by George Ritzer. - Malden, MA: Blackwell Pub., 2007. - ISBN 9781405124331 .
  9. В. Ленин «Десять вопросов референту», 1908 г.

    1. Признает ли референт, что философия марксизма есть диалектический материализм?

    Если нет, то почему не разобрал он ни разу бесчисленных заявлений Энгельса об этом?

  10. , т. 18, с. 149..
  11. , с. 100.
  12. , с. 274–276.
  13. , т. 20, с. 631-632.
  14. , т. 20, с. 560-561..
  15. Гегель (Философский энциклопедический словарь) (рус.) . caute.ru. Проверено 18 ноября 2018.
  16. Э. В. Ильенков, Диалектика и мировоззрение, «Материалистическая диалектика как логика» , Алма-Ата, 1979, c. 103-113
  17. Лукач История и классовое сознание (неопр.) . Архивировано 10 ноября 2008 года.
  18. Корш К. Марксизм и философия
  19. Graham L. R. Science in Russia and the Soviet Union. A Short History. Series: Cambridge Studies in the History of Science. Cambridge University Press , 2004 ISBN 978-0-521-28789-0
  20. Александров В. Я. Трудные годы советской биологии
  21. Карл Р. Поппер . Что такое диалектика? // Вопросы философии : Журнал. - М. , 1995. - Вып. 1 . - С. 118-138 . - ISSN 0042-8744 . Архивировано 22 июня 2012 года.
  22. Программы кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, утвержденные приказом Минобрнауки России от 8 октября 2007 г. № 274 (неопр.) . Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации (8 октября 2007).
  23. Лобовиков В.О. Диалектический материализм в «цифровом формате» // Социум и власть. - М. , 2014. - С. 127-138 . - ISSN 1996-0522 .