Dishonored Death of the Outsider: как ограбить черные рынки? Коды от сейфов в Dishonored: Death of the Outsider.

В Dishonored: Death of the Outsider есть всего три черных рынка, где можно купить амулеты, боеприпасы и другие полезные вещи. Но почему бы просто не забрать все бесплатно, вместо того чтобы тратить свои с трудом заработанные денежки? Как и в Dishonored 2, попасть внутрь рынка для ограбления будет совсем не просто. В нашем гайде мы расскажем, как именно это сделать.

Как ограбить черный рынок в Dishonored: Death of the Outsider?

В этом дополнении все черные рынки отмечены на карте, так что отыскать их не составит труда. Делать это стоит сразу по прибытии в локацию, так как именно там берутся все контракты. Поскольку большинство из них связано с сюжетной миссией, проходить удобнее все сразу.

Задание 2 - Последний бой

Первый черный рынок в игре встретится нам в миссии 2. Доберитесь до него, следуя за меткой на карте и зайдите внутрь. Найдите там доску с контрактами. Справа от нее есть напольный знак с надписью Report all theft. Разбейте его и увидите небольшое отверстие стене. Используйте предвидение, чтобы пролезть внутрь. Пролетите сквозь вентиляционную шахту и двигайтесь вперед, пока не окажетесь в большой комнате. На доске по правой стороне будет написан код. У нас это были цифры 398, но ваши могут отличаться. Используйте их для того, чтобы открыть заднюю дверь черного рынка и совершить ограбление.

Задание 3 - По чернильному следу

Во время миссии 3 мы снова вернемся в то же самое место, что и в прошлом задании. Только на этот раз кодового замка на привычном месте уже не будет. Чтобы совершить это ограбление, придется немного побегать и первым делом отыскать гаечный ключ. Его мы можем подобрать в рамках сюжетной миссии, если решим пробраться в банк через канализацию. Идите на метку Рабочая зона до приметного люка в левом дальнем углу внутреннего двора банка. В том же углу есть спуск в подвал, внутри у входа в ведре и лежит нужный нам предмет.

После этого отправляйтесь к черному рынку. Если выйти из него, подняться по ступеньками и пройти через арку налево - вы увидите еще одну лестницу. Прямо под ней есть неприметная дверь. Откройте её при помощи гаечного ключа и зайдите внутрь. Там через окно вы сможете заглянуть внутрь черного рынка и увидеть там красную кнопку, отпирающую дверь. Выстрелите в неё чем-нибудь и переходите к ограблению.

Задание 4 - Украденный архив

Последний черный рынок встретится нам в миссии 4. Ограбить его очень просто, достаточно применить немного смекалки. Нужное помещение расположено на самом верхнем этаже, но перед тем как зайти внутрь, остановитесь на улице и посмотрите на фасад здания. Вы увидите трубы, по которым можно забраться в открытую балконную дверь. Сделайте это и отыщите крыс внутри комнаты. Прямо возле них будет небольшое отверстие в стене.

Можно собрать новые картины. Разработчики запрятали их в подвалы, комнаты, неприметные уголки квартир, кучи мусора, даже окружили ловушками.

В конце каждой миссии в результатах есть раздел, где сообщается о том, сколько картин было найдено и сколько их всего на уровне. За сбор всех картин можно получить достижение/трофей Ценитель искусства (Art Aficionado).

Где найти все картины в Dishonored Death of the Outsider

Миссия 1 Последний бой

Как доберетесь до бань и до ринга , где Дауд сидит в клетке, поднимите голову и под потолком увидите портрет Чужого. Подойдите ближе к нему, подпрыгните и сорвите его.

Если оного не сделать, то Дауд в конце миссии все равно его заберет, и на Падшем доме он будет, но вам в результатах по окончании миссии не засчитается.

Миссия 2 По чернильному следу

Верхняя Кирия. Если от салона красоты пойти налево, вглубь района к клубу Спектр и дальше, то за вратами увидите небольшой магазинчик слева – Аптека. С помощью переноса попадите на второй этаж и сразу в комнате за мольбертом уведете картину.

Здесь же при входе был лифт. По лестнице спускайтесь вниз пока не дойдете до зала с энерголовушками (подвал). Картина в дальней комнатке.

Как и в предыдущей части серии в Dishonored: Death of the Outsider присутствуют черные рынки, в которых можно приобрести или украсть немало полезных вещичек. Однако эти торговые лавки хорошо скрыты и зачастую закрыты на хитроумный замок. По этой причине мы решили написать руководство о том, как найти и пробраться внутрь черных рынков в данной игре.

Миссия 2

Первый черный рынок вы сможете обнаружить во время прохождения второй миссии. Вы получите дополнительную задачу, связанную с посещением этого места. Так вы сможете не только найти расположение нужной торговой лавки, но и получить доступ к новым Контрактам.

Следуйте за маркером и доберитесь до черного рынка. Затем войдите внутрь – там вы увидите деревянный знак, расположенный неподалеку от доски с Контрактами. Уничтожьте его, чтобы открыть доступ к вентиляционному отверстию. Воспользуйтесь своей способностью «Предвидение» (Foresight) и пройдите через вентиляцию, продолжая углубляться в здание черного рынка.

Как только выберитесь из вентиляции, пройдите к ближайшей двери, для открытия которой нужно ввести правильную комбинацию. Код написан на стене неподалеку от двери. У нас он выглядел следующим образом: 398 , однако не исключено для каждого игрока он формируется случайным образом. Оказавшись внутри, заберите все, что к полу не прикручено, а затем быстренько уходите.

Миссия 4

В отличие от черного рынка из второй миссии, для доступа к этому магазину не нужно искать никакого кода, однако попасть в него будет все же труднее. Направляйтесь к черному рынку, но вместо того, чтобы идти в помещение на первом этаже, посмотрите наверх. Вы увидите несколько труб, ведущих к балкону с открытым окном.


Попав в комнату на верхнем этаже, вам нужно будет воспользоваться навыком «Предвидение», чтобы пройти через вентиляционное отверстие возле крыс – оно находится рядом с запертой дверью, ведущей в черный рынок. Пройдя через вентиляцию, выберите точку Смещения в месте, где открывается хороший вид на главное окно. Затем прыгайте обратно и спускайтесь на нижний этаж, пройдя к основному входу в магазин. Внутри воспользуйтесь точкой Смещения для телепортации через окно. Теперь вы можете ограбить торговую лавку, убить продавца и взять ключ.

Всего на территории Карнаки в Dishonored: Death of the Outsider спрятано 12 запертых сейфов и 1 дверь. Каждый сейф надежно защищен кодовым замком. Комбинации и шифры к замкам указаны в записках, разбросанным по локациям или спрятаным в укромным местах. В сейфах чаще всего хранятся различные ценности: амулеты, ключи, записки с важной информацией, золотые слитки, монеты... Почти все сейфы связаны с главными и второстепенными заданиями. После нахождения комбинации останется ввести нужные цифры, открыть замок и забрать содержимое сейфа. Если покинуть локацию сразу после выполнения главной миссии, то в будущем вернуть назад будет нельзя, поэтому все задания желательно выполнять сразу. За взлом всех сейфов в хранилище банка Майклс дается достижение «Медвежатник-перфекционист».

Коды к сейфам в Dishonored: Death of the Outsider:

  • Код от сейфа в первой миссии «Последний бой»
    1. Сейф стоит в нейтральной комнате на втором этаже дома над железнодорожным туннелем в начале уровня. Попасть в квартиру можно через полуоткрытое окно умением «Перемещение». Внутри сейфа лежит 400 монет. Код от замка: 451 .
  • Коды от сейфов во второй миссии «По чернильному следу»
    1. Сейф Шань Юня открывается голосовой записью оперного певца, которую можно добыть двумя способами: первый - принять облик Шань Юня с помощью умения «Сходство», затем подойти к микрофону и напеть мелодию, второй - спуститься в галерею на втором этаже дома и из стеклянного ящика забрать аудиограмму, которую проиграть на аудиофоне рядом с сейфом. Внутри сейфа Шань Юня лежит ключ от банковской ячейки Безглазых в хранилище банка Майклс. Куда героиня отправляется в третьей главе.
    2. Комбинация от сейфа репортера Кристофера Джорджа: 875 (может меняться). Точный код сообщает Кристофер Джордж после доставки улик против Айвена Якоби, которые спрятаны в тайнике за картиной в офисе администратора района. Айвен Якоби готовит речь на Колиброн-плаза в северо-западной части Верхней Кирии.
    3. Код от запертой дверью на Черном рынке: 398 . Попасть в комнату с подсказкой можно по крысиной норе с помощью умения «Предвидение». Нора спрятана за рекламным щитом между доской объявлений и торговцем.
  • Коды от сейфов в третьей миссии «Ограбление банка»
    1. Коды от сейфов в хранилище банка Майклс:
      • 1 сейф - 011
      • 2 сейф - 235
      • 3 сейф - 813
      • 5 сейф - 455
      • 6 сейф - 891 .
    2. Комбинации от банковских ячеек в подвале банка Майклс:
      • Сейф Кристофера Джорджа: код - 379 (записки журналиста).
      • Сейф Моргана Ю: комбанция - 315 (драгоценный камень из контракта «Из грязи в князи и снова в грязь»).
      • Сейф Луиджи Гальвани: код к замку - 287 .
  • Код от сейфа в пятой миссии «В мире зияет дыра»
    1. Сейф Мальхиоди: 962 . Тело с ключом, активирующее второстепенное задание по осмотру кельи, лежит в конце рудников у твердыни и Ока. Подсказка с кодом нарисована среди символов на стене рядом с сейфом.

Вот и подходит к концу как прохождение Dishonored: Death of the Outsider, так и вся история, о которой нам повествовали в течение целой серии этих игр. Билли Лерк последовательно добыла сначала клинок, создавший в свое время несколько тысяч лет назад божество в лице Чужого, затем в рамках прошлой миссии выяснила, где находится место, из которого можно попасть в Бездну, дабы добраться до Чужого. И вот мы здесь: заброшенная шахта где-то в глуши огромной империи в горах.

На первых порах все довольно просто: нас встретят уже на старте локации три волкодава, но больше толком никого, можно исследовать местность и собрать амулеты, коих тут сразу несколько. Но, забегая наперед, стоит отметить, что такого количества этих самых амулетов, как можно собрать в этом задании, вы не собрали бы за всю эту игру: практически каждый противник таскает при себе их, можно как воровать эти вещи, подкрадываясь сзади, так и разделываться с оппонентами и после обыскивать их тела.

Так вот, пройдя по в целом линейному маршруту мимо мерцающей статуи, вы увидите парочку сектантов, которые в довольно жестокой манере разделываются с третьим персонажем. Избавившись от них, упретесь в ворота, запертые на кодовый замок. Пройти дальше мы нашли два способа: первый - классический, найти код. В нашем случае он был 416. Найти искомую комбинацию чисел можно в цехе слева от ворот с кодовым замком. Нужная информация будет в записке, лежащей на столе в дальнем крыле этого помещения в своеобразных офисах.

Правда, добраться туда не так просто, придется пользоваться перемещением и рассчитывать так, чтобы не плюхнуться с большой высоты на землю. Чтобы было понятнее: войдя в это здание, вы увидите лестницу, ведущую наверх. Поднимайтесь повыше, увидите, что лестница приводит в тупиковое помещение с горсткой комнат, однако точно такое же помещение есть на противоположном его конце. Вот туда-то мы и должны телепортироваться, а затем свернуть направо и идти до конца, где на столе четко видно записку.

Что до второго варианта пройти кодовый замок, то там код вам даже не потребуется, хоть реализовать все не легче. Чтобы продолжить прохождение Dishonored: Death of the Outsider, вам точно так же надо войти в упомянутый просторный цех слева от ворот с кодовым замком, внизу в полу справа от входа есть механизм, активирующийся вращением красного вентиля. По мере вращения последнего из-под земли выдвигается подиум, с которого можно разбить доски, загораживающие вход через дверь на втором этаже.

Проблема только в том, что едва вы бросаете вентиль, подиум этот тут же начинает спускаться обратно под землю. Именно для этого вам и пригодятся уникальные спецспособности Билли: поставьте метку под последующий телепорт на еще не выехавшем из-под земли подиуме, начните вращать вентиль, дождитесь, пока механизм не выедет из-под земли, после чего тут же телепортируйтесь наверх, разбивайте доски, загораживающие двреь.

Скорее всего, за один заход разбить доски и открыть дверь вам не удастся, однако эту процедуру можно повторять столько раз, сколько потребуется, чтобы в итоге попасть в ту самую комнату с заколоченной дверью. Там, кроме амулета, имеется еще и разбитое окно, через которое вы сможете выйти на улицу. С противоположной стороны от того самого кодового замка на запертых воротах.

Оказавшись в следующем дворе, разделайтесь со врагами, теперь ваша цель - подняться наверх, для чего даже прямо по курсу большой грузовой лифт имеется. Однако и тут есть свои нюансы, так просто воспользоваться лифтом не получится: у него есть минимально допустимый вес, и он на порядок больше, чем весит одна Билли, в чем лишний раз можно убедиться, взглянув на схемку рядом с пультом управления лифтом: нужно минимум три человека плюс багаж.

Вряд ли найдутся добровольцы, желающие помочь вам подняться наверх, однако вокруг уже наверняка достаточно трупов или усыпленных жертв, которые можно перенести на лифт и добиться подходящей массы. О том, что масса подходит для пуска лифта, можно понять по стрелке на манометре на пульте управления. Попасть наверх можно и без лифта: из здания напротив по воздуху проложен коридор, ведущий туда же, куда и лифт. Но тогда придется дополнительно повоевать, так как в том здании есть еще порядка четырех врагов, которые вряд ли вас пропустят так просто.

Поднявшись на лифте или через коридор, двигайтесь вперед, ориентируясь по маркеру. Тут прохождение Dishonored: Death of the Outsider может слегка затруднить опрокинутая набок вагонетка, прикрытая сверху створкой, однако достаточно либо пригнуться, чтобы пролезть через щель снизу, либо поставить метку для телепорта и перенестись по другую сторону стены, попутно разделавшись со врагами, коих там пара человек прямо возле вагонетки и еще один - в проходе между скалами слева.

Далее к цели можно идти двумя маршрутами, разницы совершенно нет, какой из них вы выберете, все равно дойдете до двери, над которой висит красная табличка с надписью "HALT", а за дверью - помещение с несколькими сектантами, балконом слева, спуском вниз справа и выходом прямо по курсу. Вот с этого момента крайне важно тем или иным образом зачищать местность, проще всего - тупо убивать всех, кто подвернется под руку, так как в дальнейшем, если захотите получить хорошую концовку, вам сюда придется возвращаться и все они станут малоприятной помехой для этого действия.

В этом же помещении справа и внизу после спуска от места, где мы вошли, имеется закрытая на ключ дверь с белым крестиком над ней и надписью белой же краской "Entry forbidden", за которую сейчас никак попасть не представляется возможным, однако проникновение сюда является также обязательным условием получения хорошей концовки, там хранится ценная для альтернативного исхода информация (а еще очередной амулет).

Ключ от двери ("ключ Мальхиоди") мы сможем добыть несколько позже, а пока старайтесь выполнять два условия: а) полная зачистка местности от всех, кого встретите далее; б) запоминайте строение этой локации с этого этапа, чтобы после добычи этого ключа при возвращении легко на ней ориентироваться, так как появятся новые враги, куда серьезнее тех, с кем приходится иметь дело сейчас.

Выйдя из этого помещения, следуйте дальше, ориентируясь по маркеру, опять же, прохождение Dishonored: Death of the Outsider предлагает здесь несколько маршрутов (прыгать по трубам, идти по прямой по лестницам и так далее), однако суть одна и та же: вы должны добраться до Ока, находящегося уже совсем близко, уничтожая всех на своем пути. Око и является входом в Бездну.

Именно здесь концентрация врагов будет все больше зашкаливать, и очень хорошо, если у вас много боеприпасов, хоть перед врагами все равно большая фора, так что избавляйтесь от всех них и прорывайтесь вперед. На каком-то этапе дойдете до места, где проектором на стенде высвечиваются наши будущие противники из мира Бездны, однако пока их можно видеть только на картинках, все впереди. Так или иначе вы рано или поздно дойдете до "Ока мертвого бога", оставив за спиной горы трупов сектантов, и именно отсюда начинается все самое интересное.

Обычный привычный мир в этом месте перемешивается с Бездной, а потому теперь вы будете видеть как элементы того всего, что нам привычно и что уже видели ранее на локации вперемешку с декорациями той самой Бездны, которые пополнят опаснейшие противники - Провидцы. Потусторонние создания, невероятно сильные и стойкие.

Прямо по курсу чуть левее увидите тело Мальхиоди, прикипевшее к стене с шипами. Безумный исследователь, решивший любой ценой попасть в бездну. Обыскав его тело, найдете ключ Мальхиоди - тот самый, при помощи которого можно отпереть неприступную дверь, описанную выше, где надпись "Entry forbidden" с белым крестиком. Если вы не обыщите его тело и не заберете ключ, вам будет доступна только одна концовка - плохая. Правда, это и легчайший выход, требующий наименьшее количество усилий.

Нас же интересует хорошая концовка, потому, взяв ключ, разворачиваемся на 180 градусов и продолжаем прохождение Dishonored: Death of the Outsider, возвращаясь в комнату Мальхиоди. Если вы не зачистили сектантов, все они будут продолжать патрулировать местность, но хуже всего, что к ним теперь присоединились упомянутые уже Провидцы. Самое время разобраться, что с этой нечистью вообще можно сделать.

Первое и главное правило - не лезьте в открытую рубку и обмен ударами с ними. Скажем прямо: шансов на успех у вас будет очень немного. Супостаты выдерживают огромный урон, а дистанционно их угробить выстрелами, похоже, вовсе невозможно. Однако при этом стрельба обычными зарядами может принести огромную пользу - она на время сбивает супостатов с ног, после чего возможно их добивание нажатием одной кнопки. Ввязавшись же в рубку с одним из таких существ, вы рискуете очень быстро погибнуть, так как Провидец легко убивает Билли с одного удара.

Отметим еще опасные факторы этих врагов: не наступайте на шипы, оставляемые ими за своей спиной, так вы тут же выдадите свое присутствие. Учитывайте, что они, как и вы, умеют телепортироваться. Учитывайте, что они могут плодить свои миниатюрные копии в количестве нескольких экземпляров, убиваемые гораздо проще, однако при этом отнимающие массу времени, сил и внимания, чем оригинальный Провидец может легко воспользоваться. А еще они умеют бросаться какой-то субстанцией на расстояние, потому дальний бой - отнюдь не панацея, если вас заметили.

Из всего, перечисленного выше, делаем один вывод: стреляйте обычным зарядом в Провидца с небольшого расстояния (чтобы иметь возможность быстро приблизиться), пока он на земле - добивайте как можно скорее, пока не встал. Можно с ними вообще в конфронтацию не вступать, обходя десятой стороной, и тот еще вопрос, что проще - зачистить маршрут или играться с ними в кошки-мышки.

Так или иначе, нам нужно попасть в комнату Мальхиоди. Там стоит сейф (точнее, ящик), ключ к разгадке - символы на камне справа. Нужно отобрать те символы, что входят в "логотип" Чужого, получится 962. Забирайте содержимое ящика и держите путь вглубь Бездны, ориентируясь по маркеру. Все незачищенные Провидцы и сектанты останутся серьезной помехой для продвижения, однако в итоге вы попадете в нужное место.

Оказавшись в Бездне, можете расслабиться - оружие нам больше не понадобится. И да, по воде можно ходить, не утонете. Идите вперед по маркеру, пока не дойдете до Чужого. Там же - Дауд, точнее то, что от него осталось. Поговорите с ним. Нужно несколько раз в диалоге выбирать верхнюю строчку и настаивать, что Чужого не стоит убивать: есть возможность его вернуть в обычный мир в качестве обычного молодого человека, так и не прожившего полноценную жизнь из-за проклятого жестокого ритуала много тысяч лет назад. В итоге Дауд скажет, что Билли лучше него, что немногие способны на прощение.

И таки освободит Чужого, который станет живым человеком и продолжит свою незаслуженно и жестоко оборванную жизнь в обычном мире. На этом и заканчивается прохождение Dishonored: Death of the Outsider. К слову, плохая концовка отличается не слишком сильно, но впечатления оставляет куда менее приятные. Билли вонзает клинок в беспомощного застывшего Чужого, который перед смертью становится обычным человеком. А главная героиня после сокрушается, что чувствует себя всего лишь убийцей с нечистой совестью.