Домовые и дворовые духи.  Древне славянские мифы и легенды

Почему "нельзя" здороваться за руку или передавать что-либо через порог? Дело в том, что порог – естественная "граница" избы – был для древнего человека нешуточной границей между мирами: "своим" и "чужим", "хорошо обжитым" и "менее обжитым". Пересечение её таило серьёзные опасности уже само по себе; в те времена ко всем рубежам – как в пространстве, так и во времени – относились необыкновенно серьёзно. Существовали отдельные Боги, ведавшие границами. Ромул, легендарный основатель Рима, убил своего брата-близнеца за то, что тот... перепрыгнул через ров, отмечавший границу будущего города, – это была достаточная причина для казни. Соседи и современники древних славян, скандинавские викинги, хоронили преступников в полосе прилива – в местах, не принадлежавших ни морю, ни суше… О границах во времени мы поговорим позже, но, вероятно, все слышали про особенные свойства полуночи, про то, что понедельник – день тяжёлый, и ещё: чем занимаешься в первый день года, тем будешь заниматься весь год.
А кроме того, подобное обращение с границей домашнего мира навряд ли понравилось бы Домовому.
Кто такой Домовой и как он заводится в доме?
Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нём людей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе. Соответственно, огромное значение придавалось выбору времени для начала работ, выбору места для новой избы и, конечно, выбору строительных материалов. Так вот, по некоторым представлениям, из души жертвенного животного и возникал Домовой. По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно народным верованиям, у Домовых бывали и жёны, и ребятишки: стало быть, Домовой для нового жилища мог появиться на свет и "естественным путём".


Деревянные фигурки домашних Божеств и навершия деревянных жезлов.
XI–XIII века

Впрочем, в некоторых случаях – например, если заново строились после пожара – на новое место брали с собой прежнего Домового. Не оставлять же его на развалинах, чтобы он плакал там ночами, пугая прохожих. Домового с угощением и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы.
Домовой устраивался жить в подполе под печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он облюбовал ещё и чердак). Домового обычно представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к "дедушке-суседушке" с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. И тогда Домовой платил добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке, предупреждал о грозящем несчастье – скажем, мог разбудить ночью: "Вставай, хозяин, пожар!.." – и точно, тлеют рассыпанные угли, вот-вот полыхнёт...
И прежде чем войти в заброшенный дом или в лесную избу-зимовье, выстроенную нарочно для прохожих гостей, надо хотя бы мысленно попросить разрешения у её Домового: "Хозяин, хозяин, пусти переночевать!"
И тогда Домовой, обрадованный вниманием, защитит гостя от любой нечисти, промышляющей в ночи. Если же не уважить, обидеть чем-нибудь душу избы, сварливый маленький "хозяин" будет строить всякие пакости, покуда не повинишься, не помиришься с ним. Впрочем, он и сам иногда, расшалившись, переходит границы дозволенного. Скажем, принимается мучить какое-нибудь животное. В этом случае его можно усовестить – "оговорить": "Что же ты, дедушка-суседушка, кошку оземь бросаешь! Какое без кошки хозяйство?"
Говорят, помогает. Кстати, точно так же порой реагирует на увещевания и современный "барабашка", или, по-немецки, "шумный дух" – "полтергейст". А что, если это заблудившийся, обиженный кем-нибудь Домовой?..

Это хозяин и покровитель дома, домашний дух. Главная его функция в доме - это отвечать за благополучие человеческого жилья. Существо демонического характера, но его черты наиболее близки человеческим. Это своеобразный двойник хозяина или очень на него походящий одеждой, привычками. Он невысокого роста, с седыми волосами, сердитым выражением лица, все его тело кроме рук, на которых растут длинные когти, покрыто белой шерстью. Он, как правило, живет за печкой, под порогом, на чердаке или в подполе. Он и порядком в доме командует и о домашних животных заботу проявляет. В недружных семьях он стучит по ночам, кашляет, ворчит или даже может оставить этот дом - что будет действительным несчастьем, ведь никакой дом без домового стоять не будет. Он связан не только с домом, но и с самими жильцами, поэтому переезжая в новый дом, прежде всего, нужно пригласить с собой домового.

На лапоть насыпают земли из под печки и приговаривают: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нами» или «Дедушка, соседушка, иди к нам». Считалось, что если домового не забрать с собой, то он будет пугать людей по ночам своим плачем и шататься в развалинах.

При покупке крупного домашнего скота, обращаются с просьбами к нему поберечь скотинку: «Хозяин, царь дворовый, прими моего живота в свои простые ворота». Считалось, что если не спросить милости у него, то он может извести скотину. Существуют специальные обряды, чтобы умилостивить домового. На Руси считалось, что, когда устраивают праздничный стол перед начатием поста (заговины), то и для домового часть кушаний относят на скотный двор и там оставляют в специальном для этого месте, при этом приговаривают такие слова: «Хозяюшко-батюшко, хлеб-соль прими, скотинку води».

Ему приписывали людские слабости. Существовали такие поверья - у него тоже есть своя семья: жена-домовиха, кикимора по-нашему, она выходит ночью из под пола и прядет. Будто и дети у него есть, которые едят хлеб , который «неумойки лапают». Он греется на печке и ходит в гости к другим домовым. Он может, так же дружить и воевать с другими духами - банником , овинником, лесовиком. Может, словно случайно, ночью показаться человеку, но как правило это бывает возле скотины, в чистый четверг со свечой из церкви, либо на Пасху от заутрени - за трубой на чердаке.

Смотреть на домового можно только по очереди, ни в коем случае не всем вместе, а то можно его рассердить. А кто ему по нраву придется, тому и прибыль в дом, и благополучие в семью. Если не пригласить его с собой, то хозяин рисковал своим домом - мог лишиться пожаром. Он же выступает в роли вещуна, предсказывающего плохое и хорошее. Плач и стоны домового - быть беде, если он наваливался на грудь спящему, то тот в скором будущем должен умереть. Если домовой играет на гребенке или пляшет - то это к свадьбе.

Домового называют нечистым, но он все-таки добрый дух, с которым можно, и уживаться в мире.

О том, что бок о бок с нами живут некие духи, люди знали давно
Так что же такое — домовые? Скорей всего, они — сгустки энергетические, собирающие от хозяев их энергию, и выплескивающие ее наружу. Добрые люди в семье своей любовью делятся, а злые — злом. Вот и получают обратно то, что сами отдали!

Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью – истинный домовой, вторым считался дворовой, живший вне избы.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Перед воинским Богом в страхе мечутся Домовые, ныряет поглубже в омуты Водяной, отступают, склоняют седые головы хранители-предки… М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

ДОМОВУШКА

ДОМОВУШКА (Домовиха, Доможилиха, Волосатка, Суседушка) — добрый дух-хранитель дома и околодомашнего пространства. Как правило — замужем за Домовым, но бывает и одинокой, обычно в семьях, где отсутствуют взрослые мужчины.

Волосатка

ВОЛОСАТКА По славянским поверьям — домовиха, жена Домового. Занимается хозяйством и всеми теми же делами что и домовой.

Очень не любит Домовуха пьяниц, лентяев и простоволосых женщин, будет всячески мешать в хозяйстве, прятать вещи, греметь по ночам. Может даже из дому выжить! Но если жильё ей по душе, служит дому на совесть! Помогает и хлопочет, заботится о порядке, о приплоде домашних животных. Оберегает хозяйку от излишних трат и расходов. А если полюбит свою хозяйку, то денно и нощно о ней заботится: даже во сне наплетёт на голове несметно косичек. И радуется: украсила свою любимицу!
Особым расположением у Домовых пользуются куры. Поэтому в их честь устраивали праздник 14 октября — курячьи именины -пекли пироги с курятиной, а корочки бросали в печь или очаг, жертвуя хранителям дома.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ в новый дом, соблюдая все , не забудьте и про Домового. Существует и свой, определенный . Приголубьте его на новом месте, приласкайте.

ЛИТЕРАТУРА. Домового он, можно сказать, завел сам. Положено каждому приличному хозяину иметь в жилище это существо - вот и завел. Вообще‑то, в панельных домах они селиться не любят, и когда Дикулин, еще постигая азы знахарского и ведовского дела, начал ставить в уголок квартиры стакан молока и кусочек свежего хлеба, все это пропадало зря. Однако как‑то летом он приманил в котомку «хозяина» одного заброшенного деревенского дома, посулив спокойную сытую жизнь, и с тех пор скрытный малыш время от времени шуршал по углам малогабаритной квартиры. Особой пользы от домового Алексей не замечал: скотины у него, естественно, не имелось никакой, в бытовой техникой древние существа сами ничего не смыслят. Но все равно содержал - потому как положено. А.Прозоров, Клан, (Северный круг-1)

– злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Иногда кикимора оборачивается серой . Часто кикимор берут в жены домовые.

Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

МОКРУХА — хулиганистый домашний дух, по облику и характеру очень сходна с домашней Кикиморой, согласно поверью, этот дух появляется в домах по ночам. Мокруха тоже любит прясть, по поверьям славян, всегда оставляет мокрое место там, где посидит.

СУСЕДКО (ЗАПЕЧНИК)

СУСЕДКО (Запечник)- дух, который живет в доме у огня и зовется так за своё охотливое жительство с людьми, Он очень маленький и его обычно не видно. Одет в свитку и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. В праздники его подкармливают. Зла он не делает, а напротив, старается предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности. В большинстве мест суседко то же, что и домовой, но есть местности, где их различают.

ЖИХАРЬ — Дух обитающий в жилище человека; маленький сказочный человек. Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «зажиточные хозяева», ср.: жихарь — живущий ссыстари на известном месте) могли именовать духов — обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы. Выражение «жихорко» в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь (в Вятск. обл). В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня — маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит «выражением домашности, любви, привязанности к добру» (в Арх.обл.)

КЛЕТНИК- дух, живущий в клети, кладовке, помощник домового. Сейчас его назвали бы Кладовщик (не клети у нас теперь, а кладовки).

По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит: порядкует — здесь уберет, там подметет.

Если осерчает на хозяина - мешки с мукой порвёт, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. Может дурить и проказить безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам, принося убытки.

Росту. как и все подобные ему домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда в муке. Днём клетник обычно отсыпается, выходит ночью.

ЖИРОВИК (Лизун или жировой черт) — один из многочисленных домашних духов, зовут его так потому, что любит жить в тепле и холе. Ещё зовут лизень за некоторые привычки. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее.

Скорей всего, это не какой-нибудь отдельный дух, а просто разновидность домового. И если ваш Домовой — Жировик, то печь вам блины да оладьи, пироги да плюшки, торты и пончики готовить для любимого сластены — Домового Жировика.

Любит ошиваться возле хозяек во время приготовления пищи, с целью лизнуть что-нибудь жирненькое - пироги, там, или блины, или оладьи, когда их вынимают из печи.

Жировик — Дух спокойный, к проказам не склонный.

Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки, любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Существо незримое, возится по ночам с посудой, вылизывает её. Делает это просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляется. По другим источникам: Лизун - домовой дух, который заводится у нерадивых хозяек, оставляющих немытую посуду на ночь.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Чур меня, чур, — явственно забормотали мужики, многие из которых скрестили пальцы и стали тыкать ими в сторону пришельца. — Сгинь, жировик ночной, сгинь. А.Прозоров, Ведун, Слово воина

НА КАРТИНАХ. Жировик есть на рисунках .

ДВОРОВОЙ — покровитель двора, помощник домового. Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем не менее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником. Любимым животным дворового являлись кошка или кот.

Отличия дворового от домового совсем незначительны. Скорее всего, они близкие родственники.

Но это было раньше, тогда и дворы другие были. А сейчас вечерком в песочнице соберутся дворовые, песни под гитары слушать, разговоры свои разговаривать про благоустройство дворовых территорий.

Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей («ведьмина метла»‘).

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине — (ни ни овинник не любят посягательств на свою территорию); на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик — пойди потом разбери — кто свой, кто чужой.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Чтобы ваш дворовой не превратился в КОРГОРУША, не завидуйте, особенно вслух. Этим вы провоцируете сположенного к вам духа на нечестные поступки. Он может продолжать помогать вам в делах, но отнимая чужую удачу. Лучше стремитесь к собственному счастью, ищите в жизни того, чего вам действительно хочется иметь, а не то, что вы пытаетесь приобрести из-за страха оказаться хуже других, и ваше благосостояние и счастье будут действительно прочными.

КОРГОРУШИ (коловерши) - помощники дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе , чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

Гуменник похищает девушку, а Дворовой не может ее спасти, Худ.

ОВИННИК (Гуменник) — дух, живущий в овинах (гумнах), где сушат снопы. Весь лохматый, сажей измазанный, сидит в самом дальнем углу, умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, если удаётся наказать нерадивого хозяина. Людям же работящим он всячески помогает- бережёт зерно от мышей, распутывает свалявшиеся снопы и т. д. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Вот такой полезный чумазик!

Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники.

В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь.

Надо еще заметить, что ни овинник, ни не вторгались в зону жизненно важных интересов домового, не без оснований полагая его более сильным.
В какой-то степени роднит овинника с банником и отношение к ним людей, в частности, девушек, желающих погадать на тему будущего замужества.

Участь овинников оказалась плачевной - овины совсем исчезли из хозяйственного обихода, оставшись, разве что, в музеях. Куда подевались овинники в наше время - то ли вымерли окончательно, то ли переквалифицировались, допустим, в ЭЛЕВАТОРНЫХ - сие нам не известно.

В ЛИТЕРАТУРЕ: За более крупными существами подошли маленькие неповоротливые , и мохнатые овинники, помахивающие длинной голой рукой. Александр Прозоров, Царская дыба

Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал.

У этого духа, как и у многих других, есть какие-то «старшие», которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою - и сам нечистый дух. И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, - ведь это был хранитель главного крестьянского богатства - хлеба.

Не все в жизни дружат. Вот и Домовой с Гуменником общий язык не всегда находят.

АМБАРНИК, кукла Татьяны Калининой

АМБАРНИК (Амбарный, Анбарный) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будущее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник.

Магический дар Амбарника хорошо заметен по множеству преданий, заговоров и гаданий, с которыми в России к нему обращались разные люди, в основном, девушки. Особую популярность среди девушек Дух Амбарник набрал, когда наступали святочные гадания. В это время Амбарник мог подсказать девушкам, выйдут ли они замуж в этом году или останутся в девицах, выйдут ли они замуж за богатого человека или их ждет замужество с бедняком. Амбарник, как и Домовой, заведует всеми спрятанными в его хозяйстве сокровищами и кладами. Иногда может случиться так, что Амбарник подкидывает монетки из древних кладов особенно добрым и трудолюбивым хозяевам дома. Дух Амбарник , оставаясь невидимым для человека, всегда появляется в своем видимом облике перед маленькими детьми и животными. Наиболее близок к Амбарнику хозяйский которому известны все его тайны и секреты .

САРАЙНИК - дух, местом жительства которого является сараи, Помогает поддерживать в сарае порядок, но может наказать мужика за безделие, как, например, спутать конскую сбрую, завалить плохо сложенные дрова. Такой же помощник Дворового, как Овинник-Огуменник, Клетник, Хлевник и такой же, как они, проказник и колоброд. Но все эти духи благоволят трудолюбивым хозяевам.

ХЛЕВНИК- дух, живущий в хлеву. Он следит за порядком, ухаживает за скотом. Если поссорится с хозяином - выбирает себе в жертву домашнее животное и мучит его. Устраивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корма, А то - путает гриву, обрезает хвост или ощипывает шерсть; Чтобы избавиться от злого хлевника, знающий хозяин на потолке хлева вешает убитую сороку, дух ненавидит эту сплетницу-птицу. Новорожденных животных - овец, телят - раньше уносили из хлева и поселяли в избе вместе с ребятами, чтобы хлевник не задушил…и исполнял часть его обязанностей. Под его охраной находились животные, он не допускал их заболеваемость, умножал приплод.

Его следовало почитать, ибо он мог разгневаться и истребить молодняк или сделать самок бесплодными. В некоторых болотных и лесистых областях в коровьих и овечьих хлевах ему уделяют особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном. Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся корову.

НАМНОЙ. К домовым относится также, скорее всего, и намной . Этот ночной дух, известный. в частности, в Тверской губернии, наваливается ночью на спящих и наминает их, оставляя синяки на теле. Если синяки болят - это к худу, если нет - к добру.

Персонаж, который появился совсем недавно. Его можно назвать доможилом (домовым) городских квартир. Барабашки — хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту. Существо маленькое, бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком. По характеру добрый и любит добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство и другие пороки, Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Любимое число Домового? — Абсолютно точно на этот вопрос можно отметить только так — Любимое число у Домового — нечетное! А конкретно — это может быть 7, 9, 11, 21 или 27.
  • Что делать, если Домовой рассыпал крошки на столе? Сначала уточним — какие крошки: из той еды, что Домовому предназначалась, или из общей хлебницы кусочек раскрошил, или крошки вообще неизвестно откуда взялись. В любом случае, крошки — предупреждение. И первое, что надо сделать: убедиться, что в доме нет извечных врагов Домового — . Не любит Домовой мышей, а с — дружит. Но на вопросы по питанию Домового я стараюсь отвечать в теме

ПАМЯТНИК Домовому Ларионычу есть в городе Томске

(63)Подборка выполнена специально для сайта

Имя: Домовой (Domovoy)

Страна: Россия

Создатель: славянская мифология

Деятельность: домашний дух

Домовой: история персонажа

Среди славянских духов, к которым относятся Водяной, и так далее, домовой занимает важное место. Потусторонний дух следит за жизнью людей, помогает нерадивым хозяевам наладить быт и предупреждает любимчиков об опасностях. Неизвестно, где конкретно зародился колоритный персонаж, но следы домового угадываются в сказках и легендах всего мира.

История происхождения


Возникновение персонажа в Древней Руси связывали с ритуалом «строительная жертва». Жители деревень подходили к постройке нового дома с большим уважением и во время закладки жилища совершали жертвоприношение, гарантирующее спокойную жизнь. Череп жертвы, чаще быка или овцы, закладывали в восточный угол дома. Там, после завершения стройки, и рождался домовой.

Подчинялся домовой исключительно и . Поэтому некоторые обряды, дошедшие до современности, схожи с ритуалами, которые посвящались богу скота. Как и Велес, домовой имел две ипостаси: дорожил (добрый) и дворовой (бес). Позже оба понятия объединились в одном персонаже, придав существу своеобразный характер.


Со временем история появления домового на свет модифицировалась. Незаметным жителем дома стал не потусторонний дух, а призрак умершего человека, связанный родственными связями с семьей, которой принадлежал дом. Не отпетый или назначенный высшими силами усопший обязан был защищать родных и близких.

С приходом на Русь христианства миф о домовом переплелся с библейскими образами. Теперь мужчина, который охранял дома людей, получил статус падшего ангела. Разгневанный Бог выгнал с Небес неугодных сыновей, а те, упав на землю, поселились среди простых смертных. Тот, кто при падении угодил в дом, оставался в нем навсегда.


Со временем церковь открыто высказала осуждение ритуалов, которые направлены на задабривание барабашки. Священнослужители заявляли, что домовые имеют демоническое происхождение, поэтому потусторонних жителей надо изгонять из собственного жилища.

Впрочем, подобные увещевания не искоренили старых традиций. А образ домового (правда, под другими именами) легко найти в русском, украинском, белорусском, болгарском и сербском фольклоре.

Домовой в жизни

Известно поверье, что домовой живет в каждом доме. Мужчина проводит значительную часть времени за печью или на чердаке. В давние времена домовой чаще проживал на конюшне или в сарае, теперь же барабашка прячется в дверном проеме или в еловых ветках, которыми знающие люди украшают квартиры.


Нельзя привязывать к незаметному сожителю оценочное значение. Плох или хорош домовой, зависит только от хозяев или от календарных церковных дат. Если в повседневные дни барабашка практически не проказничает, то в Рождество, на Ивана Купалу и в поминальные дни существо творит пакости. В старину домовой издевался над домашним скотом, а в современных реалиях, часто прячет или разбивает хозяйские вещи.

Никто не знает точно, каково семейное положение домового. Поговаривают, что мужчина живет в браке. Семья домового в точности повторяет состав семьи, в доме которой проживает существо. Поэтому персонажа иногда сопровождают супруга домовиха и дочь домовинка.


Но существует теория, что домовой женского пола – еще одна из разновидностей потусторонней силы. Якобы, если в доме обитают исключительно женщины, то барабашка принимает женский облик. Поэтому домовой вовсе не обязан вступать в брак.

О внешности существа ходит не меньше легенд, чем о происхождении. Точно известно, что домовой обладает зооморфными чертами и способностью к перевоплощению. Мужчина наделен длинными ушами и легко превращается в домашнее животное, чтобы не пугать хозяев.


В богатых домах домовой покрыт густой шерстью, в бедных – тело мужчины лишено растительности. Чаще существо представлено в образе долговязого старика, способного принимать облик умерших в доме людей.

С подопечными домовой общается при помощи разнообразных знаков, редко показываясь на глаза людям. Например, существо душит хозяев квартиры во сне. Эзотерики трактуют такое поведение потусторонней силы двояко. Либо домовой обиделся на жителей дома, либо предупреждает домочадцев о переменах в жизни.


Довольно часто существо гладит хозяев дома. Если человеку посчастливилось почувствовать приятное тепло и мохнатость ладони Домового, то вскоре в семье появятся деньги. Другой исход ждет тех, кто ощутит холодное прикосновение. Это значит, что вскоре семью ждут большие вынужденные траты, к которым стоит подготовиться.

Другие проявления существа связаны с взаимоотношениями между людьми. Домовой не любит ссор и всячески демонстрирует отношение к событиям при помощи шума. Жена домового кричит, если в доме ожидается потеря. За ленивое отношение к скоту или хозяйству семью, где живет домовой, тоже ждет неприятное наказание.

Домовой в культуре

В различных религиях и странах домовой имеет разный набор функций. К примеру, в исламе нет полного аналога домовому. В поверьях мусульман схожим функционалом обладают добрые джинны. Существа селятся в домах, где нет собак, картин и колокольчиков. Джинны одеваются в зеленые одежды и добры к уставшим матерям, поэтому по ночам качают колыбели с новорожденными, чтобы те не плакали.


У славян функционал домового разнится в зависимости от региона. Существо по имени Стопан обитает на юге страны. Потусторонний житель дома предстает перед хозяевами жилища в виде змеи. Основная задача южного домового – забота о семье. Мужчину мало интересует хозяйство, зато Стопан внимательно следит, чтобы в семье не было ссор.

На севере полноправным владельцем дома считался Суседок или Батанушек. Существо отвечает привычным представлениям о домовом. Пожилой мужчина живет в подполе или на чердаке и внимательно следит за хозяйством, оповещая хозяев дома о болезнях скота или надвигающихся переменах.

В Беларуси домовой известен под именами Хатник, Дамавик и Господар и следит за домом и семьей. Белорусский хранитель очага наделен специальной монетой, которая возвращается к хозяину даже после траты. «Паваротны рубель» домовой дарит только добропорядочным хозяевам домов.


В Украине живет «хатнiй дiдко», который призван следить за жильем и скотом.

В Европе похожий персонаж встречается тоже довольно часто, но на зарубежных домовых возложена исключительно функция следить за порядком. Брауни, дуэнде, фейри и прочих европейских духов мало заботят хозяева домов.

Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.

От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова (см. Сонный паралич). Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».

Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».

При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку пугу с железным наконечником (кнут) или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом:

«Знай своё место, знай своё место.
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь,
Да хозяйке угождать, а не воевать,
Знай своё место, знай своё место.»

Слова можно говорить любые, главное чтоб они были произнесены хозяином дома.

Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Родственные домовому духи: кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же «овинник»), полевой.

Согласно ЭСБЕ, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник.

Чаще всего домовой дает информацию самому пожилому человеку в семье. Это могут быть сны, пророчества, знамения, намеки, стуки, какие-либо образы, увиденные боковым зрением. Могут видеть домового наркоманы и маленькие дети: барабашка, например, иногда даже играет с ребенком и отвечает на его вопросы.

У домового есть и враги, духи низшего астрала. Это души самоубийц, не отпетых по христианским обычаям, которых не принимают, ни небо, ни земля. Но им ведь куда-то надо податься, вот они и пытаются вытеснить из дома хорошего домового. Духи низшего астрала селятся не абы куда, а в проблемные семьи. Так что, намереваясь поскандалить, подумайте прежде, чем это может быть чревато.


"Домовой Федор Иванович" Авторская кукла Наталии Зотовой

Домовые — единственные представители нечистой силы, которые не боятся Святого образа. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих. Домового легко обидеть назвав его «представителем нечистой силы».
Существует поверье, согласно которому, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали…
Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее — ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде.
Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких «духах», которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом.
Это означает, что домовые не боятся икон, но они им «в тягость», ибо постоянно напоминают о наказании — жить вместе с человеком и помогать ему.
Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие.
Но тёмная сторона души домового мешает быть в течение семидесяти лет помощником, поэтому живут долго с людьми.


Картина Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой», 1922.

Есть домовые, которые всегда приносят вред. Их называют злыднями. Они «обозлились» на всех людей, каждый по своей причине. Некоторые из злыдней считают человека недостойным для службы ему (но вынуждены делать это), другие — за множество обид.

Худо тому дому, где живут злыдни. В старые времена полагали, что в каждом доме должен быть домовой, если дом новый — «приглашали».
Домовые помогают по хозяйству, сохраняют имущество, часто пересчитывают его (это хорошо обыграно в мультфильме про домовёнка Кузю), любят домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы.
Для призыва домового известно множество способов, например:

1. Выйти в полночь, в полнолуние на улицу с левым ботинком, привязанным на верёвочку, и тянуть его за собой. Ни в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуете «тяжесть», это означает что домовой согласился жить с вами.
2. Более кровожадный, но самый эффективный. Нужно взять живого петуха (желательно чёрного) и отрубив ему голову в доме, окропить пол кровью. Считается, что если в округе бродит одинокий домовой, он сразу же примет этот «знак».

И. Я. Билибин, Домовой

* С тех пор, как в домах перестали ставить печь, за которой, по поверьям, и жил домовой, место его жительства переместили за радиатор отопления.
* В начале 90-х годов появилось понятие «Барабашка». По всем признакам, действия Барабашки соответствовали утверждениям о разгневанном домовом.

Образ домового очень любим в России и обычными людьми, начиная от домовёнка Кузи в одноимённом мультфильме и заканчивая произведением «Русский меч» Перумова. Христианство не отвергает уверенность людей в его существовании, хоть и приписало его к тёмным, дьявольским силам. Православие призывает людей освящать свои дома и квартиры, чтобы прогнать всякую нечисть, и сурово порицает тех, кто заигрывает с демоном.

В романах Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» упоминаются «домовые-эльфы». Они служат в богатых волшебных семьях и получить свободу могут лишь тогда, когда хозяин подарит им одежду. Но к настоящим домовым эти существа отношения не имеют — это чистые эльфы, а «домовыми» они стали из-за неточного перевода: house-elf — это калька с houseman/maid, слуга/служанка.


Славянская мифология

Боги