Эдуард Дмитриевич Балтин. Биографическая справка

Адмирал Балтин

Приближался март 1996 года. Ельцин должен был прибыть с визитом в Киев и подписать Большой договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной. Четыре года возни Москвы и Киева вокруг Черноморского флота, многократные публичные клятвы Ельцина перед соотечественниками о том, что в споре о ЧФ «поставлена точка» и следующий затем новый всплеск грызни - все это явно мешало желанному успеху во время очередного «исторического» визита в Киев.

Кучма же открыто давал понять, что будет поддерживать кандидатуру Ельцина на выборах, чем явно ласкал слух хозяина Кремля. Но предпраздничную картину подготовки к очередному «историческому прорыву» в российско-украинских отношениях под водительством Бориса Николаевича сильно портили жесткие и громкие заявления командующего Черноморским флотом адмирала Эдуарда Балтина о том, что флот прекратит свое существование, если Москва согласится с условиями украинской стороны.

Киев скрипел зубами и все чаще в секретных дипломатических депешах накануне визита Ельцина в украинскую столицу выражал негодование в связи с тем, что командующий ЧФ своими заявлениями, «идущими вразрез с намерениями президентов, Верховных Главнокомандующих», может поставить под угрозу срыва подписание договора и его выполнение.

А потом и вовсе открытым текстом из Киева стали раздаваться требования убрать командующего. «Идя навстречу» украинским властям, Ельцин Балтина убрал. Таким образом, можно было считать, что командующий ЧФ стал разменной монетой, которой Ельцин оплачивал поддержку со стороны Кучмы на своих предвыборных торгах.

Парадокс: адмирал Балтин, многократно заявлявший о том, что Севастополь - город русской славы, что именно в этом городе имеет право базироваться штаб ЧФ, вылетел из кресла «по просьбе друзей». А мэр Москвы Юрий Лужков во время поездки на ЧФ допускал еще более крутые «националистические» выражения по поводу российской принадлежности Севастополя, но его президент в знак особого уважения посадил в собственную машину.

Кто-то из наших, генштабовских, по этому поводу сказал:

В России помимо нормальной политической логики существует еще и кремлевская.

В Кремле - как на Луне, земные законы не действуют…

В Генштабе не было человека, который бы не знал, что российский президент убрал Балтина не без «помощи» Кучмы, который к тому же принародно посоветовал русскому адмиралу «заниматься своим делом, а не политикой». Ельцин убрал Балтина со свойственным ему волюнтаризмом, можно сказать, за рюмкой водки во время дружеского застолья.

Кучма затем даже похвастался на пресс-конференции, что «я с Борисом Николаевичем подписал совместный наш указ об отстранении Балтина от должности».

Балтина убрали без объяснения причин, без беседы, без соблюдения многих других процедурных и обязательных в армии и на флоте норм.

Но даже и после этого в беседе с председателем Госдумы Геннадием Селезневым Ельцин не постеснялся заявить, что «решение по Балтину далось мне нелегко». А министр обороны Грачев не приминул лишний раз продемонстрировать непревзойденное умение «добивать» попавших в немилость Верховному главнокомандующему и отправил на флот шифровку, в которой приказал Балтину в 10-дневный срок сдать должность.

Это было похоже на грубое начальственное невежество: даже командиру батальона положено больше времени на сдачу своего хозяйства.

Трагедия Черноморского флота была прямым следствием разрушительной и невнятной политики, грубо и бездумно ломавшей оборонные редуты России и судьбы тех, на ком они держались. Адмирал Балтин был одним из них.

Бывший Главком ВМФ адмирал флота Владимир Чернавин выступил на защиту сослуживца:

Глубокая преданность Эдуарда Дмитриевича флоту, его принципиальность и профессионализм оказались не только ненужными, но и вредными с точки зрения руководства Украины. Видя, что делают политики с Черноморским флотом, как его губят, как сводят к нулю его боеготовность и боевую мощь, как пытаются вытеснить из Крыма, лишить веками создаваемых мест базирования, он не смог с этим смириться и поднял свой голос против произвола. И тут же стал неугодным для руководства Украины. Мне эта линия украинских руководителей хорошо известна. Но удивляет наша российская позиция в этом вопросе. Почему мы постоянно уступаем незаконным националистическим претензиям украинских политиков в ущерб интересам России? Кому не ясен вопрос с Крымом вообще и с Севастополем и Черноморским флотом, в частности? Кто не знает историю Очакова, Николаева, Измаила, Херсона? Кто не ведает, что это русские земли, обильно политые кровью и наших далеких предков, и наших отцов и братьев в Великую Отечественную? Ведь совершенно ясно: какие бы разговоры ни велись политиканами, для каждого россиянина Крым, Севастополь - земли русские и ничьи больше. Да, одним махом этого вопроса не решить, но и уходить от него, завязывая узелки будущих конфликтов для наших детей, внуков и правнуков во имя кажущегося сиюминутного личного благополучия, нельзя. Попустительство, потакание, заигрывание всегда приводят к худшему. Нынешняя ситуация с командующим Черноморским флотом тому подтверждение… Я думаю, что допускать подобное нельзя. Нам надо защитить и отстоять командующего Российским Черноморским флотом. Ведь мы же не указывали Украине, кого и когда нужно снимать или назначать командовать Украинским флотом. Почему же мы себя и здесь поставили в неравное, подчиненное положение?

Но защищать командующего было поздно - адмирал Балтин уже вешал на гвоздь свой флотский мундир.

В начале февраля 1996 года адмирал Балтин прощался с флотом. По этому поводу собрался Военный совет. Говорилось много хорошего о командующем. И пожалуй, впервые за годы ельцинского режима высший коллективный орган флота, каковым является Военный совет, единодушно выразил недоумение в связи с решением Президента - Верховного Главнокомандующего о смещении Балтина.

То был грозный сигнал Кремлю.

На прощание Балтин сказал сослуживцам, что директивные указания из Москвы не соответствовали его личным убеждениям:

Поэтому я считаю, что меня освободили от угрызений совести, - сказал адмирал. - С сокращением флота должность его командующего становится все более номинальной, и я счастлив, что не стал последним. Если нет флота, нет и командующего. Одной бухтой и десятком кораблей может руководить и командир базы.

С протестом против отстранения от должности адмирала Балтина выступил Союз офицеров Москвы и Московской области. В заявлении Союза говорилось:

«…Оторвали от флота одного из наиболее профессионально подготовленных и опытных военачальников. Он стал жертвой политических маневров президентов Украины и России, которые совместными усилиями разрушили морской щит наших стран на южном фланге НАТО. Правящий режим России без боя сдает Черноморский флот и русскую славу Севастополя. Адмирал Э. Балтин пытался воспрепятствовать этому процессу, за что и был наказан…»

Еще до отставки Балтина ему прислал телеграмму председатель Либерально-демократической партии Владимир Жириновский. В телеграмме, в частности, говорилось: «…Хоть пушки не стреляют, но сражение идет, решающее сражение, и ведете его Вы один. Ваше имя навечно сохранится в истории отечественного флота и в памяти потомков».

Владимиру Вольфовичу лучше всего удаются патетические речи на поминках жертв демократии.

Но все было сказано правильно.

Я не первый раз видел подобные телеграммы Жириновского, адресованные нашим солдатам, офицерам и военачальникам в пиковые моменты конфликтов. Особенно запомнилась та телеграмма, что была послана нашим летчикам, когда они нанесли несколько ракетных ударов по приграничным лагерям таджикских боевиков в Афганистане. Такой же высокий и горячий публицистический слог, безудержный патриотический напор. Жириновский тогда назвал наших боевых пилотов славными соколами России.

И все же какая-то глубокая загадка, какая-то противоречивая тайна, до сих пор не разгаданная, витала в армии вокруг Жириновского. О нем говорили так: «Балтина защищает - свой мужик. Но почему он на стороне провалившегося Грачева? А ведь и Ельцин за Грачева. Значит, тут что-то нечисто…»

Уже шел 1997 год, а Россия и Украина даже после многочисленных фальшиво-мажорных заявлений своих президентов о том, что, в конце концов, удалось найти общий язык в спорах из-за дележа Черноморского флота, продолжали погрязать в сварах. И конца-края им не было видно.

15 июля 1997 года министр обороны России генерал Игорь Сергеев подписал директиву №8 о разработке проектов дополнительных соглашений по Черноморскому флоту. Эти проекты были направлены в МИД и там долго находились на согласовании.

Мидовцам было над чем поломать голову. Украина не учитывала статуса Севастополя как города совместного базирования флотов и приглашала иностранные делегации (в том числе и военные) без согласования с российской стороной. Украина отказывалась от уже утвержденной договоренности о совместном использовании полигонов. Она отказывалась определить зоны ответственности флотов.

Авиации российского ЧФ так и не выделили коридоры для пересечения воздушного пространства государственной украинской границы.

Украина уклонялась от взаимодействия с российской ПВО.

Киев отказывался оплачивать лечение военнослужащих-отставников, принявших украинское гражданство.

Клубок все больше запутывался…

И я снова вспоминал простые и мудрые слова моего друга и духовного наставника Петровича: «У нас три-четыре авантюриста в один присест могут на сто лет вперед задурить голову сотням миллионов».

Корабли на Черном море мы кое-как поделили. Но, наверное, еще очень долго неизвлекаемой занозой у Москвы и Киева будет главная проблема флота - базирование российской части ЧФ и статус Севастополя. Тут - тупик…

В марте 1998 года я был в Севастополе. Видел, как сиротливо болтаются у причальных стенок ржавеющие корабли. Командующий ЧФ адмирал Виктор Кравченко (ныне - начальник Главного штаба ВМФ. - В.Б.) со своим штабом изо всех сил поддерживали в боеготовности то, что осталось от флота.

Моряки храбрились, пыжились, натужно говорили о «бессмертии» ЧФ. Но реальность уже такова, что по строгому счету от флота осталась флотилия.

На Черном море мы теперь стоим убого. В газетах и на улицах - крик патриотов, не желающих смириться с тем, что легендарный русский флот унижен и слаб, что уже турки плюют на нас с верхней палубы.

Я долго стоял на одной из севастопольских площадей, над которой возвышается редкостной красоты памятник великому русскому герою-флотоводцу адмиралу Павлу Степановичу Нахимову. Это он во время Крымской войны (1853-1856) своей эскадрой разгромил турок в Синопском сражении и возглавлял героическую оборону Севастополя. Русской кровью щедро окроплены берега и воды Черного моря. Да и не только русской.

Разглядывая детали великого памятника, я вдруг почувствовал, что мне стыдно смотреть в глаза бронзового адмирала…

В январе 1999 года, в один и тот же день, московский журналист брал интервью у нового командующего Черноморским флотом вице-адмирала Владимира Комоедова и командующего Военно-морскими силами Украины вице-адмирала Михаила Ежеля. Обоим задал одинаковый вопрос:

Раздел флота завершен?

Комоедов:

Я пришел на уже разделенный флот.

Нельзя говорить, что раздел флота уже завершен…

Шел седьмой год дележки.

В соответствии с российско-украинским соглашением по флоту, подписанным 28 мая 1997 года, наш ЧФ мог состоять из 338 кораблей и судов. Однако возможности России содержать такую группировку с каждым годом уменьшались, и к лету 1999 года мы имели на Черном море всего 50 боевых и 120 вспомогательных кораблей. К началу будущего века их станет на флоте еще меньше. Уже сейчас Россия на Черном море более чем в 2 раза уступает Турции по военному потенциалу (у нее 118 боевых и 265 вспомогательных кораблей - такого преимущества над Россией в этом веке она никогда еще не имела)…

Мне много раз приходилось встречаться с адмиралами и офицерами Черноморского флота и в Москве, и в Севастополе. Когда бы и о чем бы ни заходили у нас разговоры (в штабах или на кораблях, в банях или на рыбалке), трезвыми ли или хмельными они были, но никогда не миновали самого больного вопроса: почему мы теряем свой флот на Черном море?

И те же самые адмиралы, которые при встречах с президентом, министром обороны или начальником Генштаба, пересиливая себя, бодро рапортовали: «Трудно, но держимся!» - эти же самые люди в иной обстановке метали жуткие проклятия и матюги в адрес Верховного из-за того, что некогда положил начало этой губительной для России и ее армии порухе, а затем обманывал моряков клятвенными заверениями о полном урегулировании споров с Киевом по Черноморскому флоту.

А Киев продолжал строить козни против нашего флота, зачастую руководствуясь уже не собственными злонамерениями, а стремлением угодить НАТО. Когда весной 1999 го-да группа кораблей ЧФ засобиралась к берегам истязаемой натовскими ударами Югославии, украинское правительство, «идя навстречу» тайным просьбам командования блока, приняло 19 мая постановление, которое явно было рассчитано на то, чтобы затруднить выход кораблей ЧФ для выполнения задач в Адриатике.

И только после того как Москва выразила резкое недовольство этим и даже пригрозила сокращением поставок нефти и газа, Киев пошел на попятную и отменил постановление. Но этот демарш был продиктован вовсе не тем, что украинские власти признали грубые нарушения основных принципов международных отношений на море. Тут было иное - приближались президентские выборы, и Кучма явно не хотел портить отношения с огромным «русскоязычным» электоратом республики.

По той же причине Киев неожиданно для Москвы объявил, что готов предоставить воздушный коридор российским военно-транспортным самолетам, которые должны перебросить десантников в Югославию. Затем - больше: Украина отказалась участвовать в военно-морских учениях НАТО «Кооператив-партнер», которые проводились в Черном море у берегов Болгарии.

Этот отказ Киева вызвал недовольство в штаб-квартире альянса. Вскоре туда из украинской столицы поступило сообщение, в котором туманно разъяснялись «временные трудности финансового характера» и подтверждалось, что Киев «не собирается пересматривать Хартию об особых отношениях с НАТО».

Постоянная игра на противоречиях между Североатлантическим блоком и Россией была частью украинской политики. НАТО с таким же успехом «использовало» Киев в своих явных и скрытых военно-политических операциях против Москвы.

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

«Адмирал Нахимов» В течение 29 лет самый знаменитый советский лайнер совершал морские прогулки и круизные рейсы по Крыму и Кавказу. Попасть на его борт было заветной мечтой каждого, кто собирался в отпуск, - и простых людей, и звезд кино и эстрады, и высокопоставленных

Из книги Мемуары автора Казанова Джакомо

Из книги Пираты автора Перье Николя

Из книги Осажденная крепость. Нерассказанная история первой холодной войны автора Млечин Леонид Михайлович

Адмирал Колчак, или Злой рок В начале октября 1919 года в Омске в доме верховного правителя России адмирала Колчака случился пожар. А жил он в купеческом особняке на Иртышской набережной, который охраняли британские солдаты. Трудно представить себе худший день, вспоминали

Из книги Фрунзе. Тайны жизни и смерти автора Рунов Валентин Александрович

Адмирал А.В. Колчак 18 ноября 1918 года Всероссийское Временное правительство распалось. Совет министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу российского флота Александру Колчаку. Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны

Из книги Сокровища погибших кораблей автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

«Адмирал Гарднер» Одна из самых трагичных катастроф с кораблями английской Ост-Индской компании произошла в 1809 году с кораблём «Адмирал Гарднер». Это было большое и красивое судно, по внешнему виду мало отличавшееся от военных кораблей королевского флота, хотя оно и

Из книги Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. Русские адмиралы - кавалеры ордена Святого Георгия I и II степеней автора Скрицкий Николай Владимирович

Адмирал-ученый Грейг не только принимал решения в области кораблестроения и готовил эскизы. Хорошо владея математикой, он производил расчеты, в частности, большое внимание моряк уделял определению парусности судов.До того как адмирал при помощи К. Х. Кнорре предложил

Из книги Национал-большевизм автора Устрялов Николай Васильевич

Адмирал Колчак Маленький харбинский собор. Тесно, молящихся много. Кругом знакомые омские лица, - случайные листья облетевшего, осыпавшегося дерева… Торжественные напевы панихиды. Ладан, свечи…- Об упокоении души раба Божия новопреставленного воина

Из книги Порт–Артур. Воспоминания участников. автора Автор неизвестен

АДМИРАЛ МАКАРОВ Было это зимой 1885–86 гг. Макаров, получивший в командование «Витязь», приходил часто по вечерам к моему отцу, в то время читавшему курс стрельбы в Артиллерийском классе (Отец ввел и читал выработанный им курс тактики маневрирования, подчиненной

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Адмирал де Рюйтер Потери обеих сторон были ничтожны по сравнению с незаменимой утратой, понесенной Нидерландами в последовавшей вскоре кончине великого де Рюйтера. Еще во время боя оставалась надежда сохранить де Рюйтеру жизнь. Несмотря на тяжелые раны, во время боя он

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Адмирал флота Не могу не высказать свое мнение о выдающемся военном деятеле, главнокомандующем советскими военно-морскими силами в годы Великой Отечественной войны, Герое Советского Союза Николае Герасимовиче Кузнецове. Этот человек прошел путь от рядового матроса

Из книги За кулисами истории автора Сокольский Юрий Миронович

Адмирал Колчак Офицеры военно-морского флота до революции являлись кастой. Им, «чистым», нельзя я было смешиваться с другими людьми, «нечистыми». По Невскому проспекту столицы морские офицеры могли перемещаться только в карете, автомобиле или верхом на лошади - ходить

Из книги На грани жизни и смерти автора Стариков Валентин Георгиевич

Адмирал Головко Над тихой гаванью, опоясанной унылым высоким и обрывистым берегом, стоит серое двухэтажное здание. Это штаб флота. Немного в стороне от него большое деревянное здание с фасадом причудливой архитектуры. Это Дом офицеров, здесь офицеры и матросы проводят

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Адмирал Сенявин Однажды два петербуржца беседовали на балконе. "Видишь ли ты этого господина, который тащится по набережной, так гадко одетый? - спросил один. - Это великий человек! Это нищий, которому казна должна миллионы, истраченные им для чести и славы отечества. Это

Герой Советского Союза, адмирал, командующий Черноморским флотом (1993–1996), почётный полярник

Родился 21 декабря 1936 года в городе Смоленске. Отец – Балтин Дмитрий Григорьевич (1917–2000). Мать – Балтина (Журавлёва) Дарья Макаровна (1913–1961). Женат вторым браком. Первая супруга – Балтина Светлана Петровна (1935–1986). Вторая супруга – Балтина (Савченко) Оксана Ивановна (1945 г. рожд.). Дочери: Балтина Элла Эдуардовна (1961 г. рожд.), Балтина Инна Эдуардовна (1966 г. рожд.). Внуки: Светлана, Ярослав, Евгений – учащиеся.
Родился Эдуард Дмитриевич в семье служащих. Отец родом из Удмуртии (село Верхнее Армязь), после окончания сельской школы поступил на пулеметный факультет Новосибирского пехотного училища. В 1939 году молодой лейтенант назначен командиром пулеметного взвода. Участвовал в советско-финляндской войне. Великую Отечественную войну встретил старшим лейтенантом. Прошел огненные версты войны, не раз поднимал воинов в атаку, имел ранения. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Был советником Людвига Свободы – командира чехословацкой бригады в составе 1-го Украинского фронта, награжден чешским золотым орденом «Крест со львами». Мать родом из Смоленской области, участница Великой Отечественной войны.
Война разбросала родителей и детей: отец и мать – на фронте, пятилетний Эдуард – у родственников под Вязьмой. Братья Эдуарда – Николай и Иван погибли в годы войны. После освобождения Смоленской области мать отыскала Эдуарда, ее отпустили из армии к малолетнему сыну. Дарья Макаровна работала днем и ночью, чтобы выжить и вырастить сына.
Семья военнослужащего жила в разных городах, где проходил службу отец. В Смоленске Эдуард окончил 7 классов школы. С 8-го по 10-й класс учился в Выборге. С 8-го класса в Морском клубе изучал и осваивал морское дело, шлюпку, парус. Участвовал в соревнованиях по парусному спорту, в многоборье, был чемпионом Ленинградской области, имел 2-й спортивный разряд по лыжным гонкам. Первую спортивную награду – часы «Молния» вручил отцу. Здесь, в Выборге, зародилось у Эдуарда влечение к морю.
После окончания школы в 1954 году Э.Д. Балтин поступил в Балтийское высшее военно-морское училище в Калининграде, на минно-торпедный факультет. В 1956 году после окончания 2-го курса в связи с организационными мероприятиями курсантов-минеров направили для продолжения обучения в город Баку, в Каспийское высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова. После 3-го курса, будучи на практике на тральщиках, старшина 2 статьи Э.Д. Балтин принимал активное участие в боевом тралении на Черном море. В период обучения он впервые ознакомился с подводными лодками, которые базировались в Баку в составе бригады учебных подводных лодок. В 1958 году Эдуард успешно оканчивает училище и назначается командиром минно-торпедной боевой части сторожевого корабля «Куница». И вот его первая офицерская должность на корабле, встреча с офицерским коллективом, подчиненным личным составом, прошедшими огонь и воды, срок службы которых составлял в те годы 5–7 лет. Первые дни на корабле и первое испытание – приказ командира молодому лейтенанту выяснить причины неисправности ночного визира, устранить которую не смог предшественник Балтина, один из лучших специалистов соединения. Лейтенант Э.Д. Балтин нашел причину отказа техники и ввел в строй важный прибор. Авторитет его как грамотного офицера вырос и у командира, и у подчиненных. На лейтенанта экипаж смотрел с уважением, его профессиональная подготовка была достойно оценена. Первый урок на всю дальнейшую службу – оружие и технику, устройство корабля надо знать досконально – он помнил всегда. Через год корабль завоевал приз по противолодочной подготовке, немалая заслуга в этом принадлежала подчиненным Э.Д. Балтина и ему самому как командиру боевой части.
В 1959 году корабль перевели в город Поти. В 1960 году в личной жизни Эдуарда Дмитриевича произошло важное событие – он стал семейным человеком. С супругой Светланой Петровной Эдуард Дмитриевич прожил в браке более 25 лет. Вместе осваивали все места службы на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах. В 1961 году появилась на свет дочь Элла, а в 1966 году – дочь Инна. В 1986 году Светлана Петровна скончалась после тяжелой болезни.
Со второй супругой, Оксаной Ивановной, поженились в 1987 году на Камчатке. Она окончила Ленинградский педагогический институт по специальности «биология» и заочно Ленинградский институт торговли. Более 20 лет Эдуард Дмитриевич и Оксана Ивановна прожили вместе, деля и горести, и радости, поддерживая и помогая друг другу словом и делом.
В 1950-е годы в СССР шло интенсивное строительство дизель-электрических подводных лодок послевоенных проектов – до 10–15 лодок в год, особенно средних лодок проекта 613. По приказу командующего флотом на новые подводные лодки отбирались лучшие молодые офицеры с надводных кораблей. В их число вошел и Эдуард Балтин. Успешно прошел переподготовку на подводника, окончив трехмесячные курсы, специально организованные на базе бригады подводных лодок в городе Балаклаве, под Севастополем.
В октябре 1960 года началась подводная служба Эдуарда Дмитриевича – он назначается командиром торпедной группы, а через год – командиром минно-торпедной боевой части (БЧ-3) средней подводной лодки «С-65». С 1961 по 1964 год проходит службу в Балаклаве на однотипной подводной лодке «С-234». Выходы на боевую подготовку, учения, торпедные стрельбы, минные постановки, автономные плавания – напряженная боевая учеба, накопление служебного и командирского опыта, инициативный и творческий подход к профессиональному совершенствованию дают положительные результаты. Э.Д. Балтин объявляется лучшим командиром боевой части в соединении подводных лодок, его подводная лодка завоевывает призы главнокомандующего ВМФ по торпедным стрельбам и минным постановкам, капитан-лейтенант Балтин становится «мастером военного дела». Это были годы становления его как моряка-подводника, командира подразделения, офицера, отвечающего за боевую подготовку, воспитание и воинскую дисциплину подчиненных, безопасность плавания в надводном и подводном положениях. Как командир БЧ-3 он отвечал за поражение условного противника в учебном бою, решение задач основного предназначения торпедной ПЛ; как командир отсека – за подготовку личного состава отсека в борьбе за живучесть корабля, оружия и технических средств отсека. Первые годы службы стали хорошим фундаментом для дальнейшего роста и стартом к командирскому мостику.
В 1964 году по сложившейся в те годы практике Э.Д. Балтин откомандировывается в ведение Министерства морского флота СССР для совершенствования практических навыков кораблевождения и ознакомления с навигационными, гидрографическими условиями плавания на различных морских театрах – в Средиземном море и Атлантике. Он выполняет обязанности одного из помощников капитана на судах морского флота. Посетил более 15 стран мира, увидел и узнал много нового, что значительно расширило его кругозор.
По возвращении из командировки в сентябре 1965 года Эдуард Дмитриевич назначается помощником командира подводной лодки «С-151», а в апреле 1966 года – помощником командира ПЛ «С-384» в своем родном соединении в Балаклаве. Теперь он отвечает за весь корабль, является начальником всего личного состава ПЛ.
В 1966 году произошел случай, когда наиболее ярко проявились его профессионализм, решительность, хладнокровие и точное понимание последствий принимаемых решений, что особенно важно при ликвидации аварийных происшествий. На подводную лодку загрузили торпеды нового образца со специальной головной частью, которые на береговой базе некачественно приготовили, а на корабле приняли без должной проверки. Одним из компонентов торпеды является перекись водорода, требующая особого обслуживания и в определенных обстоятельствах представляющая опасность взрыва. Торпеда «загазовала», произошел выброс перекиси водорода в отсек и объемный пожар, что грозило самыми непредсказуемыми последствиями вплоть до взрыва боеприпаса. Первым преодолев общее замешательство, помощник командира капитан-лейтенант Э.Д. Балтин точно оценил обстановку. Самостоятельно принял решение о затоплении отсека, лично открыл клапан затопления, отдал необходимые распоряжения, чем предотвратил трагические последствия.
В декабре 1966 года Эдуард Дмитриевич назначается старшим помощником командира средней подводной лодки «С-74», приказом командующего флотом допускается к самостоятельному управлению подводной лодкой проекта 613, ему вручается самый почетный для подводника знак – «Командир подводной лодки», означающий готовность офицера-подводника в любую минуту при необходимости заменить командира лодки и право принять на себя управление и командование подводной лодкой.
В 1967–1968 годах Э.Д. Балтин учился на командном факультете Высших специальных офицерских классов ВМФ в Ленинграде. Он получает серьезную теоретическую базу, изучает новейшие способы и приемы ведения боевых действий, новые виды оружия и техники, обеспечения безаварийности плавания в различных условиях обстановки. Багаж знаний, полученный на командирских классах от мэтров подводной службы, будет неоднократно востребован и творчески приумножен Э.Д. Балтиным в дальнейшей деятельности на флотах. По окончании классов капитан 3 ранга Балтин назначается на Черноморский флот в свою бригаду подводных лодок старшим помощником командира 353-го экипажа средней ПЛ проекта 613, а через три месяца, в декабре 1968 года, назначается командиром подводной лодки «С-310».
Глубоко осознавая, что океанское будущее за атомным подводным флотом, Э.Д. Балтин пишет рапорт с просьбой назначить его на атомную ПЛ. Просьба его была удовлетворена, и в апреле 1969 года он назначается на Северный флот старшим помощником командира атомного стратегического ракетоносца «К-279» проекта 667А, имеющего на вооружении баллистические ракеты. Окончив учебный центр ВМФ в городе Палдиски с отличием за 6 месяцев обучения вместо программного срока обучения 1 год, он прибыл в дивизию ракетных подводных крейсеров под командованием капитана 1 ранга В.Н. Чернавина, будущего адмирала флота и главнокомандующего ВМФ. Приказом командующего Северным флотом был допущен к самостоятельному управлению подводным крейсером. Выполнил три длительных похода на боевую службу, в которых проявил себя высокопрофессиональным специалистом, готовым к командованию ракетоносцем.
В июне 1971 года Э.Д. Балтин назначен командиром однотипного подводного крейсера «К-418». В ходе освоения оружия и технических средств новых кораблей он проявил инициативу и творчество в поисках путей совершенствования организации службы, отработки корабельных расписаний, повышения боевой готовности корабля. С самой лучшей стороны проявились организаторские способности офицера – сложнейшую работу по замене аккумуляторной батареи ПЛ, являющейся потенциально опасной операцией, он выполняет со своим экипажем за рекордно короткие сроки, без происшествий. Предложенная Э.Д. Балтиным организация работы распространяется как передовая на другие корабли флота. В ходе боевой подготовки и походов на боевую службу оттачивалось мастерство экипажа, осваивались новые районы плавания, маршруты боевого патрулирования, тактические приемы повышения скрытности плавания и готовности к применению оружия, накапливался опыт по выполнению задач в море в условиях противодействия сил и средств вероятного противника (США и НАТО) в «холодной войне» на море.
В эти напряженные годы противостояния наибольшая нагрузка выпала на экипажи стратегических ракетоносцев. Необходимо было поддерживать адекватность ответных мер, особенно в моменты обострения отношений между противостоящими военными системами. Походы следуют один за другим. Экипаж ПЛ «К-418» успешно выполняет поставленные перед ним задачи.
В сентябре 1973 года командование направляет капитана 1 ранга Балтина в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова на командный факультет. Предстояли два года учебы в Ленинграде, новый, более высокий уровень обучения, стратегическая и практическая морская школа, защита дипломной работы по боевому применению ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В 1975 году по окончании академии Э.Д. Балтин назначается начальником штаба – заместителем командира дивизии подводных ракетоносцев. В этот период в соединение поступают подводные лодки новых проектов. Необходимо было принимать их в состав соединения, решать большой объем задач по их размещению, разработать организационные документы, отрабатывать полный курс боевой подготовки каждого экипажа с торпедными и ракетными стрельбами, ввести их в состав сил постоянной готовности, обеспечить подготовку и успешное выполнение задач боевого дежурства и боевой службы. Начальник штаба – главный исполнительный «мотор» всей этой многогранной работы. Значительным событием в жизни соединения явилась инспекция Министра обороны, в итоге которой дивизия успешно выполнила все поставленные перед ней задачи и получила хорошую оценку (отличных оценок на министерских проверках практически не ставят). Дивизия в эти годы объявлялась передовым и лучшим соединением на флоте.
С 1978 по 1980 год Э.Д. Балтин – слушатель Военной академии Генерального штаба ВС СССР. Это вершина военного образования, покорив которую, офицер считается подготовленным к управлению объединением разнородных сил, руководству операциями флотского масштаба. По окончании академии в июне 1980 года Э.Д. Балтин назначается командиром дивизии стратегических подводных крейсеров на Севере, в суровом природно-климатическом районе – Гремихе. На кораблях дивизии отрабатывались различные варианты применения баллистического ракетного оружия в сложных ледовых условиях обстановки, в арктических районах с всплытием в полынье или разводьях, с проделыванием полыньи с помощью торпед, с проламыванием ледяного покрова корпусом подводной лодки и другие тактические, опытовые учения. Сложная и очень ответственная задача – не только разработать, подготовить и выполнить новые тактические и технические приемы, которые зачастую выполнялись впервые в ВМФ, но при этом предусмотреть возможность нестандартного поведения техники и гарантированно обеспечить безопасность корабля и экипажа.
В 1981 году под руководством и командованием капитана 1 ранга Э.Д. Балтина в дивизии проведено опытовое учение по проверке возможности проведения ракетной стрельбы из арктических районов моря, покрытых льдом. Всплытие или приледнение в сплошном ледяном поле с толщиной льда более 2 метров, с очень неровной подводной поверхностью льда, свисающими ледяными «сталактитами» является непредсказуемым. К тому же приходится постоянно преодолевать опасные маневры для подводной лодки, каждый из которых имеет свои особенности, зависящие от многих гидрологических и геофизических факторов: надо проламывать ледяную крышу океана корпусом корабля, освобождать ракетную палубу от многотонных глыб льда, достигавших в высоту 2–2,5 метра и выполнять пуск ракет полным боекомплектом, в котором 4 пуска практических ракет и 8 условных пусков с использованием весовых макетов ракет. С течением времени это стало нормальной, хорошо отработанной практикой, а тогда это был прыжок в неизведанное. Такую задачу впервые поставили экипажу подводного ракетоносца «К-447» под командованием капитана 1 ранга Л.Р. Куверского.
Поход проводился в составе тактической группы из двух подводных лодок – «К-447» и многоцелевой атомной ПЛ «К-467» проекта 671РТ под командованием капитана 1 ранга Русакова, старшего на борту. Командиром тактической группы лодок и руководителем опытного учения был назначен командир дивизии Э.Д. Балтин на борту «К-447». Сложность похода состояла и в том, что для эксперимента выделили ракетоносец, который в скором времени должен был идти в ремонт, с «усталым» от многих походов корпусом и почти отработавшей свой рабочий ресурс техникой. Расчет был на то, что возможные поломки корпуса лодки и наружного оборудования будут устранены в ходе предстоящего ремонта, то есть без ущерба для заданного состава боеготовых сил дивизии. Это обстоятельство требовало особой тщательности подготовки, высокого профессионализма и осознанного мужества и решительности. Все это в полной мере проявили экипаж, командир и руководитель похода, на котором лежала вся полнота ответственности за успех или неудачу учения тактической группы. Специально созданная на это учение научная группа из моряков, ученых и «оборонщиков» должна была выполнить целый комплекс измерений и наблюдений, в том числе и с поверхности ледяного покрова, когда только точный расчет мог обеспечить безопасность высадившихся на лед людей в условиях возможной подвижки и сжатия льда, изменения погоды.
В июне–июле 1981 года поход был выполнен, решены сложные и многоплановые задачи. Преодолев все трудности, экипажи лодок заняли заданные районы, «К-447», проломив корпусом паковый лед, всплыла, осуществила пуск баллистических ракет по боевому полю на Камчатке. Все показатели стрельбы были оценены на «отлично». Была подтверждена возможность применения грозного оружия из арктических районов с проламыванием льда корпусом ПЛ. Приобретен ценнейший опыт, который значительно повысил оперативно-тактические возможности и боевой потенциал наших подводных ракетоносцев.
За личное мужество, героизм, отвагу, проявленные при выполнении специального задания командования, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1981 года капитану 1 ранга Э.Д. Балтину присвоено звание Героя Советского Союза. Такой награды удостоен и командир «К-447» капитан 1 ранга Леонид Романович Куверский. 17 февраля 1982 года Эдуарду Дмитриевичу присвоено воинское звание «контр-адмирал».
В апреле 1982 года Э.Д. Балтин назначается заместителем командующего флотилией подводных лодок Северного флота. Резко возрос объем его ежедневных задач. Флотилия включала две дивизии подводных лодок (стратегическую и многоцелевую), соединение надводных кораблей, подразделения тыла, наблюдения и связи, многочисленные подразделения различных видов обеспечения жизнедеятельности удаленного гарнизона. Регулярные выходы в море, строгий контроль за боеготовностью сил флотилии, качеством подготовки командиров, выполнением плана боевой подготовки, боевых упражнений – входило в повседневные обязанности Эдуарда Дмитриевича.
В октябре 1983 года контр-адмирал Э.Д. Балтин получает новое назначение – командующим Краснознаменной флотилией подводных лодок на Камчатке. Это был период расцвета подводной флотилии. В состав флотилии входили дивизии стратегических и многоцелевых подводных лодок, противоавианосная дивизия подводных лодок, тыловые и другие соединения и части. Штабы и командование соединений и объединения; неизменно с высокими оценками решали задачи боевой службы; уверенно осваивались подводные лодки нового поколения –стратегические проекта 667«БДР», многоцелевые проекта 671РТМ, прошедшие модернизацию атомные ПЛ с крылатыми ракетами; успешно отрабатывались приемы действий противоавианосной дивизии подводных лодок, нового по оперативно-тактическим задачам соединения; совершенствовалась тыловая структура флотилии. Во главе всей многогранной деятельности флотилии стоял ее командующий вице-адмирал Э.Д. Балтин. Корабли соединения завоевывали призы главнокомандующего ВМФ по различным видам подготовки, добивались высоких результатов при слежении за стратегическими подводными ракетоносцами США, их успехи отмечались по результатам крупных учений в море.
В 1987 году Э.Д. Балтин назначается первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом. На новой должности он всецело отдает свои богатые знания и опыт повышению боеготовности сил Тихоокеанского флота, эффективности системы управления, качественного уровня руководящего состава объединений и соединений флота, выполнению больших общефлотских задач. Он инициативно и целеустремленно ищет новые боевые возможности сил флота в ходе крупнейших учений, проводимых на флоте, заставляя подчиненных действовать в сложных условиях обстановки, без упрощенчества, в борьбе с сильным «противником», разрабатывает новые способы и приемы действий разнородных группировок кораблей во взаимодействии с флотской и армейской авиацией. В июне 1990 года Эдуарда Дмитриевича направляют на новый участок работы – обучать новые поколения командующих боевому мастерству управления силами, подготовке и проведению операций на океанских театрах военных действий. Он стал – начальником кафедры оперативного искусства стратегических исследований ВМФ, где с полной отдачей трудится до января 1993 года.
В январе 1993 года Указами президентов России и Украины вице-адмирал Эдуард Дмитриевич Балтин назначается командующим Черноморским флотом. Он стал командующим в сложнейший период раздела сил флота между двумя государствами. Налицо непредсказуемость действий украинских властей в отношении российских моряков, исключительные сложности в обеспечении сил флота всеми видами снабжения, резкое сокращение системы базирования и судоремонта. Очень многое, если не сказать все, держалось на решительности, самостоятельности и твердости командующего флотом в отстаивании и защите интересов России, Севастополя и ВМФ России, русского населения Крыма, когда требовались политическая воля, гражданская смелость и четкая позиция. Все это сполна было в характере и действиях Эдуарда Дмитриевича. Открытость и прямота, действия и решения командующего флотом находили полное понимание у военных моряков и населения Севастополя.
В июне 1993 года Указом Президента России Э.Д. Балтину присвоено воинское звание «адмирал». Особая заслуга принадлежит командующему флотом в прекращении грузино-абхазского конфликта. Решительные и своевременные действия флота под непосредственным руководством Э.Д. Балтина обеспечили высадку оперативного десанта сил Черноморского флота в Поти. В течение суток был организован временный укрепленный пункт в районе порта рейдовыми действиями десантников. Западная часть Грузии очищена от многочисленных вооруженных формирований. Установлена граница между Грузией и Абхазией по реке Ингури, вооруженные отряды разоружены.
В условиях постоянного реформирования военной структуры, многочисленных спорных вопросов между Украиной и Россией, требующих зачастую немедленной реакции, сложностей обеспечения сил флота всем необходимым для нормального функционирования Эдуард Дмитриевич сумел сохранить боевое ядро флота, наладить повседневный быт людей, восстановить и поддерживать систему управления силами флота, заданную боевую готовность, выполнять норму сил постоянной готовности и боевой службы. В сложной обстановке ему удалось перейти к плановой боевой подготовке, стабилизировать жизнедеятельность и твердость управления структур флотской организации. И это несмотря на открытое недовольство высших украинских властей и отдельных высокопоставленных чиновников в окружении Президента России Б.Н. Ельцина.
Главной своей жизненной заслугой адмирал Эдуард Дмитриевич Балтин считал верность Военно-морскому флоту России, своему народу, морскому братству. С гордостью и признательностью он говорил и о настоящих адмиралах, офицерах, мичманах, старшинах и матросах, с которыми более 38 лет нес трудную океанскую вахту на передовых рубежах защиты Отечества. За время командования подводной лодкой, дивизией и флотилией адмирал не потерял ни одного человека.
С января 1996 года адмирал Э.Д. Балтин находился в распоряжении Главного управления кадров Министерства обороны РФ, с декабря 1996 года – в запасе.
Эдуард Дмитриевич Балтин был доцентом Военной академии Генерального штаба ВС РФ, почётным полярником. Он вел большую общественную и военно-патриотическую работу.
Герой Советского Союза Э.Д. Балтин награжден орденами Ленина, «За службу Родине в Вооружённых Силах» III степени, «За военные заслуги», многими медалями, именным оружием.
Скончался 7 октября 2008 года в Москве.

Балтин Эдуард Дмитриевич

Герой Советского Союза (1981), адмирал (1993), подводник.

Окончил среднюю школу.

В ВМФ с 1954 г. В 1958 г. окончил Каспийское высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова. В 1959 г. вступил в КПСС.

В 1968 г. окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в 1975 г. - командный факультет Военно-морской академии, в 1980 г. – Военную академию Генерального штаба Во¬оруженных Сил СССР.

После окончания училища проходил службу на Черноморском флоте: был командиром минно-торпедной боевой части па надводных кораблях, затем служил на подводных лодках помощником командира, старшим помощником, с декабря 1968 г. – командиром подводной лодки С-310. С апреля 1969 г. Э.Д. Балтин продолжил службу на атомных подводных лодках Северного флота – был старшим помощником командира подводной лодки К-249, в 1971–1973 гг. – командиром пла К-418. После окончания Военно-морской академии в 1978 г. был начальником штаба – заместителем командира дивизии, в 1980–1982 гг. – командиром дивизии атомных подводных лодок. В июне – июле 1981 г. тактическая группа в составе ракетного подводного крейсера стратегического назначения (рпкСН) и многоцелевой атомной подводной лодки К-467 под командованием Э.Д. Балтина совершила поход в Баренцево море для испытания боевых возможностей подводных лодок по использованию ракетного оружия в ледовых условиях. Впервые в Военно-Морском Флоте СССР был произведен пуск двух баллистических ракет с предварительным проламыванием ледового покрова толщиной около 2 метров корпусом подводной лодки.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания командования, а также за освоение новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР 9 октября 1981 г. капитану 1 ранга Э.Д. Балтину присвоено звание Герой Советского Союза.

В 1982–1983 гг. контр-адмирал Э.Д. Балтин занимал должность заместителя командующего объединениями подводных лодок, в 1983–1987 гг. – командующего и члена Военного Совета флотилии подводных лодок, в 1987–1990 гг. – первого заместителя командующего Тихоокеанским флотом. В июне 1990 г. вице-адмирал Э.Д. Балтин был назначен начальником кафедры оперативного искусства ВМФ Военной академии Генерального Штаба Вооруженных Сил. В 1993–1996 гг. адмирал Э.Д. Балтин – командующий Черноморским флотом.

С ноября 1996 г. – в отставке.

Награжден орденом Ленина, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени.

Занимается общественной деятельностью, является членом Президиума координационного совета и сопредседателем движения "Народно-патриотический союз России".

Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. 4-е изд., испр. и доп. М., 1988, с. 566.
Военно-морская академия. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991, с. 317.
Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 238.
Военные моряки – герои подводных глубин (1938–2005) / Т.В. Полухина, И.А. Белова, С.В. Власюк и др. М.-Кронштадт: Кучково поле, Морская газета, 2006, с. 21–23.
Военно-морской энциклопедический словарь. М., Воениздат, 2003, с. 68.
Герои Советского Союза. Т. 2. М., 1988, с. 114.
Морской сборник. 1993. № 8, с. 20.

В 1954-1956 учился в 1-м Балтийском Высшем военно-морском училище.

В 1956-1958 учился в Каспийском высшее военно-морском училище им. С. М. Кирова.

С октября 1958 года по октябрь 1960 - командир БЧ-3 сторожевого корабля «Куница». В 1959 году вступил в КПСС.

С октября 1960 по сентябрь 1961 года - командир торпедной группы, а с сентября 1961 по декабрь 1962 - командир БЧ-3 ПЛ «С-65».

В декабре 1962 назначен на должность командира БЧ-3 ПЛ «С-234».

В сентябре 1965 года назначен на должность командира БЧ-3-помощника командира ПЛ «С-151».

С апреля 1966 года - помощник командира ПЛ «С-384».

С декабря 1966 года - старший помощник командира ПЛ «С-74».

В 1967-1968 годах обучался в Высших специальных офицерских классах ВМФ, после окончания которых назначен на должность старшего помощника командира 353-го экипажа ПЛ.

С декабря 1968 года - командир ПЛ «С-310» Черноморского флота.

С апреля 1969 года - старший помощник командира ПЛ «К-249».

В 1973-1975 годах проходил обучение в Военно-морской академии, после окончания которой назначен на должность начальника штаба 13-й дивизии ПЛ.

В 1978-1980 годах проходил обучение в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил им. К. Е. Ворошилова.

В 1980 году назначен командиром 41-й дивизии ПЛ Северного флота.

9 октября 1981 год Указом Президиума Верховного Совета СССР от а за мужество и отвагу, проявленные при исполнении специального задания командования, капитану 1-го ранга Балтину Эдуарду Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11460).

С апреля 1982 года - заместителем командующего, а с октября 1983 года - командующий 2-й флотилией ПЛ.

В 1987 году назначен на должность 1-ого заместителя командующего Тихоокеанским флотом.

В 1990-1993 годах - начальник кафедры оперативного искусства ВМФ Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил.

Политическая деятельность

В 1995 году баллотировался в Государственную Думу России 2-го созыва в составе избирательного блока «За Родину!».

С августа 1996 года член Президиума координационного совета и сопредседатель движения «Народно-патриотический союз России».

Возглавлял общефедеральный список Народно-республиканской партии России на выборах в Государственную думу 4-го созыва.

Участник «Движения в поддержку армии».

Награды

Награжден орденами Ленина (1981), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1978), медалями, именным оружием. «Почётный полярник».



Б алтин Эдуард Дмитриевич – командир 41-й дивизии атомных подводных лодок Краснознамённого Северного флота, капитан 1-го ранга.

Родился 21 декабря 1936 года в городе Смоленск в семье военнослужащего. Русский. В годы войны жил у родственников матери в посёлке Колодня Смоленской области, так как родители ушли на фронт. Ребёнком пережил ужасы гитлеровской оккупации. После освобождения жил в Смоленске и в Выборге, там же учился в школах.

В Военно-Морском Флоте с 1954 года. В 1956 году окончил два курса Балтийского высшего военно-морского училища, затем переведён в другое училище. В 1958 году окончил минно-торпедный факультет Каспийского высшего военно-морского училища имени С.М.Кирова (Баку). Служил на Черноморском флоте командиром боевой части на сторожевом корабле «Куница».

Затем местом службы молодого офицера стали подводные лодки Черноморского флота: с октября 1960 года командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) на «С-65», с 1961 года в той же должности на «С-234», с сентября 1965 года помощник командира подводной лодки «С-151», с апреля 1966 года помощник командира «С-384», с декабря 1966 года помощник командира на «С-74». В 1968 году окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ. С августа 1968 года старший помощник командира 353-го экипажа Черноморского флота. В декабре 1968 года был назначен командиром подводной лодки «С-310» Черноморского флота.

С апреля 1969 года служил на атомных подводных лодках Краснознамённого Северного флота: старший помощник АПЛ «К-249», с 1971 года - командир АПЛ «К-418». Неоднократно выходил на боевую службу. В дальних походах подводная лодка под командованием Э.Д.Балтина успешно выполнила задание командования, личный состав продемонстрировал высокую морскую выучку.

В 1975 году окончил Военно-морскую академию. В июне 1975 года назначен начальником штаба – заместителем командира 13-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота (Оленья губа Мурманской области).

В июне 1980 года окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К.Е.Ворошилова. В июне 1980 года назначен командиром 41-й дивизии стратегических атомных подводных лодок Северного флота (Гаджиево Мурманской области). Проделал большую работу по повышению боевой готовности ракетных подводных крейсеров, по освоению кораблями дивизии арктических районов боевого патрулирования с выполнением практических ракетных стрельб в ледовой обстановке.

В июне-июле 1981 года под командованием Э.Д.Балтина было проведено опытное учение «Старт-80» по проверке боевых возможностей подводных лодок в ледовых условиях. С 24 июня по 8 июля тактическая группа Северного флота под командованием Э.Д.Балтина в составе ракетного подводного крейсера стратегического назначения и многоцелевой атомной подводной лодки «К-467» (командир Л.Р.Куверский), совершила поход в северную часть Баренцева моря. Впервые в ВМФ был осуществлён пуск двух баллистических ракет из высоких широт с предварительным проламыванием ледового покрова толщиной 1,8 м корпусом подводной лодки.

Результаты стрельбы оказались отличными. Во время стрельбы Э.Д.Балтин находился старшим на борту подводной лодки. Выполненная специальная программа испытаний подтвердила возможность использования арктического бассейна для боевого патрулирования ракетных подводных крейсеров стратегического назначения и применения ими ракетного оружия со всплытием в надводное положение не только в полыньях и разводьях, но и с проламыванием льда корпусом корабля, что намного повысило их боевой потенциал.

З а мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1981 года капитану 1-го ранга Балтину Эдуарду Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С апреля 1982 года - заместитель командира флотилии атомных подводных лодок Северного флота. С октября 1983 года командовал 2-й Краснознамённой флотилией атомных подводных лодок Тихоокеанского флота (Камчатка). С 1987 года - заместитель командующего Тихоокеанским флотом. С 1990 года возглавлял кафедру оперативного искусства ВМФ в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил СССР (с 1992 года - России).

В декабре 1992 года после долгих консультаций между Россией и Украиной, вице-адмирал Э.Д.Балтин был назначен командующим Краснознамённым Черноморским флотом как кандидатура, устраивающая обе стороны (утверждён в должности в январе 1993 года).Участвовал в миротворческих акциях. Выдающейся заслугой Э.Д.Балтина стала предпринятая во многом под личную ответственность (из-за боязни высшего политического руководства страны) операция по эвакуации мирного населения из зоны военного конфликта между Грузией и Абхазией в 1993 году. Для обеспечения эвакуации в Абхазии был высажен морской десант, занял и оборудован прибрежный оборонительный район, ставший центром операций по спасению и вывозу в Россию тысяч мирных жителей. Командуя миротворческим военным контингентом, спас от смерти будущего Президента Грузии (бывшего первого секретаря ЦК Компартии Грузии, члена Политбюро ЦК КПСС, министра иностранных дел СССР) Героя Социалистического Труда Э.А.Шеварднадзе, который вскоре «отблагодарил» адмирала, назвав его пособником абхазских сепаратистов и врагом Грузии.

В сложный период расформирования и раздела флота между Россией и Украиной Э.Д.Балтин добился того, что содержание кораблей в составе сил постоянной готовности выдерживалось в пределах установленной нормы, планы боевой подготовки и несения боевой службы выполнялись. Твёрдая и принципиальная позиция Э.Д.Балтина приобрела ему огромное уважение на флоте и в широких кругах российского общества, но сделала его объектом травли со стороны грузинских и украинских националистов, а также руководства Украины.

В январе 1996 года он был неожиданно отстранён от должности и выведен в распоряжение Министра обороны Российской Федерации. С декабря 1996 года адмирал Э.Д.Балтин – в запасе. Преподавал и вёл научную работу в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, доцент. С августа 1996 года член Президиума координационного совета и сопредседатель движения «Народно-патриотический союз России».

Жил в городе-герое Москве. Скончался в Москве 7 октября 2008 года. Похоронен на Братском кладбище в городе-герое Смоленске.

Контр-адмирал (17.02.1982);
вице-адмирал (7.05.1989);
адмирал (16.06.1993).

Награждён орденами Ленина (9.10.1981), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1978), медалями, именным оружием.

Удостоен звания «Почётный полярник». Кандидат военных наук.

В декабре 2009 года его имя было присвоено средней общеобразовательной школе № 13 города Смоленск.