Экономика как хозяйственная деятельность и научная дисциплина. Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о таковой деятельности Экономика хозяйственная деятельность людей и наука

Экономика функционирует и развивается по экономическим законам, отличным от тех, которые обеспечивают другие формы общественной деятельности, - политика, культура, право, религия и пр.

Экономика находится в постоянном движении, развивается либо деградирует, изменяя потребности людей, их интересы и поведение.

Ълагосостояние разных стран зависит от многих факторов. Среди них: природные ресурсы, которыми располагают страны, климатические условия; численность, структура, об-разованность населения и самое главное - экономическая си-стема общества. - * ¦ ¦

Известно несколько подходов к изучению общих и специфических черт экономических систем.

Первый подход «технологический», означает, что определяющим фактором является технологический процесс, т. ,е. нахождение наиболее оптимальных комбинаций, технологически связывающих отрасли хозяйства. Отношения между людьми становятся технико-организационными.

Второй подход «базисный», основывается на изучении способов, а также форм присвоения благ на основе опреде-ленной собственности. Основное внимание обращается на господствующие формы, собственности и их материальные - интересы.

Третий подход как система производственных отношений заключается в отождествлении экономической системы со способом производства. Определяющим в такой системе становится тот способ соединения непосредственных производителей со средствами производства, на основе которого осуществляется производство и складываются все производственные отношения - присвоения, распределения, обмена благ, их накопления и потребления.

Четвертый подход как «совокупность институтов» характерен для современной институциональной экономики, в которой наряду с понятием «экономическая система» широко распространилось понятие «экономический порядок». Под экономическим порядком обычно понимают совокупность норм, правил и институтов, определяющих взаимоотношения основных субъектов экономики: предприятий, домашних хозяйств и государств.

Пятый подход «комплексный», предполагает, что под экономической системой общества понимается такая совокуп-. ность экономических элементов, которые под воздействием своих движущих сил и механизма координации обеспечивают материальную жизнеспособность общества.

Необходимость экономической системы определяется ее функцией. Главная функция экономической системы - создание и совершенствование взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Заслуживает внимания историческая классификация эко1 номических систем, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые выделяют доиндус- триальные, индустриальные и постиндустриальные экономи-ческие системы. Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно- техническая революция.

В доиндустриальном обществе господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Человек не мог существовать без связи с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как бы неорганическое тело трудящегося индивида, существовало природное единство труда с его естественными предпосылками. Человек был включен в биологические циклы природы и вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия с биологическим ритмом сельскохозяйственного производства.

Место непосредственного производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности, ка-чество и количество выпускаемой продукции определялись как уровнем развития производительных сил, так и общинными отношениями.

Изготовление человеком орудий труда позволяло преодо- левать его зависимость от природы, создавало предпосылки для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие системы орудий труда, техники позволило человеку превратить процесс производства в целостную "систему.

Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная независимость. Она проявляется в том, что присвоение средств производства и жизненных средств не опосредовано в рыночной экономике принадлежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый товаропроизводитель хозяйствует на свой страх и риск, сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при, каких условиях реализовать свою продукцию. Но эта формальная личная независимость подчиняется всесторонней вещной зависимости от других товаропроизводителей, и прежде всего зависимости по линии производства и потребления жизненных благ. Овеществление отношений между товаропроизводителями выступает как зародыш отчуждения труда, характеризующего различные аспекты сложившегося при рыночной экономике господства прошлого труда над живым, продукта труда над деятельностью, вещи над человеком. Предпосылки для его преодоления складываются в процессе перехода от инду-стриального общества к постиндустриальному.

Главной, особенностью постиндустриального общества выступает то, что в научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Последствием НТР выступает постиндустриальная экономика, бурно развивается непроизводственная сфера. В середине 80-х гг. уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной - капитал, то в современной - лимитирующим фактором становится информация, накопленные знания.

Новые технологии стали результатом труда уже не только «талантливых рабочих», но и научных работников. Итог их деятельности - революция в сфере телекоммуникаций. Если в 19 и первой половине 20 в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в конце 20 в. и в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную - вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при одновременном стремительном росте «индустрии знаний». Тем самым предпосылки будущего общества создаются не только и даже не столько в материальном, сколько по ту сторону материального производства.

Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности. Они позволяют преодолеть отношения личной зависимости и отношения вещной зависимости. Отношения личной зависимости существовали в условиях господства естественных производительных сил. На этом этапе развития человечества индивид мог развиваться лишь в рамках ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения личной независимости, основанной на вещной зависимости, знаменовали такой уровень развития, когда под влиянием общественного разделения труда происходит обособление производителей и они уже не нуждаются в той или иной форме естественно сложившейся или исторически развившейся коллективности, перерастают ее рамки. Но становление всемирных отношений и универсальных потребностей развивает всесторонний процесс овеществления производственных отношений, что отчуждает производительные силы от работника, превращает их в чуждую, господствующую над ним силу.

Отношения свободной индивидуальности знаменуют этап гармоничного единения человека и природы, самоконтроль человечества и его общественных сил, интеллектуальный прогресс мировой цивилизации. Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса.

Выбор цели, путей ее достижения, а также организация непосредственного трудового процесса в п ост и н д у с тр и ал ь - ном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание. Сейчас очевидно главное: подобно тому, как рыночное хозяйство привело к формированию соответствующего ему типа человека - «Ношо Есопоппсиэ», постиндустриальное общество будет способствовать развитию свободной индивидуальности.

Существуют и другие подходы к рассмотрению экономической системы в историческом плане: формационный, стадийный, цивилизационный.

Неотъемлемой частью экономики любого общества является хозяйственная деятельность, как совокупность отношений, которые складываются в общественной и производственной системе страны. Хозяйственная деятельность - это деятельность физических лиц и предприятий различных и организации, осуществляемая в рамках действующего законодательства и связанная с производством или торговлей, предоставлением услуг или выполнением определенного вида работ с целью удовлетворения социальных и экономических интересов не только собственника, но и

Свое определение хозяйственная деятельность предприятия, как ключевая основа экономики страны, получила еще в Древней Греции, когда впервые возникла теория о создании различных благ для жизнедеятельности общества и его развития.

Основой любого современного государства является хозяйственная деятельность предприятий по производству разнообразной продукции, а также организации, осуществляющие различные научные разработки, научные исследования. Кроме основного производства хозяйственную деятельность проводят также вспомогательные производства, которые занимаются организацией сбыта и оказывают услуги маркетинга, а также послепродажное обслуживание выпущенной продукции, многочисленные организации сферы услуг и сервиса.

Современнаяэкономика как хозяйственная деятельность включает в себя различные отрасли материального и нематериального производства, и представляет собой очень сложный организм, который постоянно обеспечивает жизнедеятельность всего общества и каждого человека в отдельности. Вся состоит из двух ключевых моментов - производство и распределение. Эти два направления деятельности неразрывно связаны, так как только произведенная продукция может показать конечный результат в результате ее доведения до конечного потребителя.

Для решения главной страны и хозяйственной деятельности в частности, самым важным является определение наиболее рационального использования всех ресурсов и правильная организация распределения полученного результата для удовлетворения потребностей всего общества. Для этой цели решаются основные вопросы экономики.

Первый вопрос - что производить? Это выбор основных благ для удовлетворения потребностей населения. Поскольку ресурсы, как природные, так и человеческие ограничены, а потребности безграничны, то задача государственных органов и частных корпораций состоит в том, чтобы определить оптимальных набор благ и услуг, необходимых для решения проблем общества.

Второй вопрос - как именно производить, с помощью каких средств? Это вопрос технологического и научного развития. При решении этого вопроса главное - выбрать наиболее рациональный чтобы с наибольшей скоростью и результативностью получить результаты вложенных средств и ресурсов.

Третий вопрос - для кого производить? Необходимо определить конечного потребителя, его цели, запросы и возможные объемы потребления. Это ключевой вопрос для ведения любой производственно-хозяйственной деятельности, так как именно он выявляет всю эффективность использования ресурсов и произведенных затрат на всех стадиях пути к конечному потребителю.

Перечисленные вопросы предполагают ведение плановой хозяйственной деятельности, грамотного управления, а также необходимости контроля полученного результата. Для этой цели на предприятиях постоянно ведется статистический, бухгалтерский и с анализом полученных результатов.

Экономика

Тема: «Экономика, как хозяйственная деятельность и наука о хозяйстве. Предмет экономической теории».

Введение

    Предмет экономической теории

    История развития предмета экономической теории

Заключение

Список использованных источников

Введение

Экономика - сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные ее проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды ученых-теоретиков и практиков.

В понятии «экономика» необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

    Экономика, как хозяйственная деятельность и наука о хозяйстве

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой сочетание двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира.

В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того, чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика» и «экономикс». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее – экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Отметим, что прямое употребление англоязычного термина «экономикс» в его рукописном написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь никто не называет по-русски физическую науку «физикс», а математическую – «математикс», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Следовало бы взамен термина «экономикс» употреблять словосочетание «экономическая теория».

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственно системы и представлением об экономики как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение.

Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству, как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использовании средств существования, удовлетворения жизненных потребностей.

    Предмет экономической теории

Экономическая наука зародилась много позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последний 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые – экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить, по крайней мере, три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А. Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающего английского экономиста А. Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиции современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же, согласно приводимому определению экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.

В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и соответствует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.

Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

    Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

    Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного значения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

    Наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.

    Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

    Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона и В. Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Определение несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.

Думается, что можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.

Существует еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

    Что следует производить и в каком количестве?

    Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

    Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, на третий – сферу потребления производимого продукта.

Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление.

Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают остальные ученые – экономисты: что, как и зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, использовать его.

Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизываю всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений – в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.

Хозяйственная деятельность. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории

Учреждение образования ʼʼБелорусский государственный экономический университетʼʼ

Кафедра экономической политики

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Заочной формы обучения

МИНСК 2012

Под редакцией проф., д.э.н. А.В. Бондаря

Ассистенты- Корнеевец Т.Г.,Яхницкая Н.А.

Доцент, к.э.н., Рудак А.А.

Тема 1:Экономическая теория: предмет и метод

  1. Экономическая теория и экономическая политика
  2. Методы экономической науки
  3. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Хозяйственная деятельность. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории

Чтобы жить и развиваться человек должен удовлетворять свои потребности в продуктах питания, одежде, обуви, жилье, транспортных средствах, товарах культурно-бытового, санитарно-гигиенического назначения и др.
Размещено на реф.рф
Потребительские блага, а также материальные условия их производства: производственные здания, техника, автомагистрали и трубопроводы, линии передач и т.д. – создаются в процессе хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность – целœесообразная деятельность людей, направленная на создание разнообразных благ с целью удовлетворения их потребностей. На экономическую жизнь влияют многочисленные факторы, которые образуют условия хозяйственной деятельности. Хозяйственную деятельность, влияние различных факторов на ее результаты изучают экономические науки.

Общая экономическая наука – экономическая теория – исследует то общее, что присуще различным видам хозяйственной деятельности.

Частные экономические науки изучают экономические отношения в конкретных сферах хозяйственной деятельности. Существуют следующие частные экономические науки:

· отраслевые (экономика торговли, экономика сельского хозяйства, экономика предприятия, экономика туризма, экономика строительства и др.);

· функциональные (финансы, денежное обращение, кредит, экономика природопользования, маркетинг, менеджмент и др.);

· информационно-аналитические (статистика, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет и др.);

· историко-экономические (экономическая история, история экономических учений и др.).

Экономическая теория изучает сущность экономических явлений и процессов, выявляет функциональные взаимосвязи между ними, формирует основные экономические понятия, исследует наиболее общие тенденции и закономерности экономического развития общества. Предмет экономической теории - ϶ᴛᴏ совокупность изучаемых ею проблем. Среди отечественных исследователœей наиболее широко распространено мнение, что предметом экономической теории являются экономические отношения между людьми в процессе производства, распределœения, обмена и потребления блаᴦ. Авторы, изданных на Западе учебников, как правило, считают предметом общетеоретической экономической науки проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов.

Рассмотрим функции экономической теории. Познавательная функция проявляется в изучении и объяснении экономических явлений и процессов, в выявлении законов и тенденций экономического развития. Практическая функция предполагает использование выводов экономической теории при принятии конкретных экономических решений на разных уровнях экономики. Методологическая функция состоит по сути в том, что отраслевые и конкретные экономические дисциплины в своей теоретической части базируются на общих выводах экономической теории. Мировоззренческая функция выражается в формировании экономического сознания людей.

Хозяйственная деятельность. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Хозяйственная деятельность. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории" 2017, 2018.

Гуманитарные науки: Экономика и право

Созданная К.Марксом теория способов производства и развиваемая современными западными институционалистами теория постиндустриального общества при всех их различиях отнюдь не отрицают друг друга. Более того, обе они покоятся на сходных принципах: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс. Поэтому можно построить синтезную схему социально-экономического развития человеческого общества (рис. 4).

Основные теоретические идеи этой синтезной концепции таковы.

1. Есть три крупные фазы экономической эволюции – доиндустриальное общество (аграрная экономика), индустриальное общество (промышленная экономика) и постиндустриальное общество (информационная экономика, экономика досуга).

2. При более подробном анализе эволюция общества предстает как смена способов производства, каждому из которых присущи свои специфические производительные силы и производственные отношения. В недрах доиндустриального общества после разложения первобытного строя развиваются три различных способа производства, причем параллельно друг другу идут западный и восточный пути развития. Большинство раннеклассовых цивилизаций развивается по модели азиатского способа производства. Этот путь является тупиковым, развитие феодальных и тем более буржуазных отношений происходит здесь под влиянием извне, часто имеет обратимый характер. Как полагает большинство современных обществоведов, только развитие западноевропейской цивилизации (через античность и феодализм) создает предпосылки для возникновения индустриального общества, которому соответствует капиталистический способ производства.

3. Главными вехами экономического развития выступают три социально-технологические революции – неолитическая (переход к производящему хозяйству), промышленная (переход к механизированному производству) и научно-техническая (переход к наукоемкому производству).

4. Формы производства эволюционируют от преобладания натуральных отношений (в доиндустриальных обществах) через товарное (в индустриальном обществе) к планомерному производству (в постиндустриальном обществе).

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика . М., 2002
Макконнелл Р., Брю С.Л. Экономика . М., 2003
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики . М., 2003
Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика . М., 2003