Есенин когда писал. Есенин С.А

В 1912 году окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу по специальности "учитель школы грамоты".

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина в 1912-1914 годах. В этот период поэт примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.

В 1913-1915 годах Есенин был вольнослушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. В Москве он сблизился с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка — объединения писателей-самоучек из народа.

Стихи Сергей Есенин писал с детства, в основном в подражание Алексею Кольцову, Ивану Никитину, Спиридону Дрожжину. К 1912 году он уже написал поэму "Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе", а также подготовил книгу стихов "Больные думы". В 1913 году поэт работал над поэмой "Тоска" и драматической поэмой "Пророк", тексты которых неизвестны.

В январе 1914 года в московском детском журнале "Мирок" под псевдонимом "Аристон" состоялась первая публикация поэта — стихотворение "Береза". В феврале в этом же журнале были напечатаны стихотворения "Воробышки" ("Поет зима — аукает…") и "Пороша", позже — "Село", "Пасхальный благовест".

Весной 1915 года Есенин приехал в Петроград (Санкт-Петербург), где познакомился с поэтами Александром Блоком, Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым, сблизился с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру, имели большой успех.

В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина "Радуница", восторженно принятый критикой, обнаружившей в нем свежую струю, юную непосредственность и природный вкус автора.

С марта 1916 года по март 1917 года Есенин проходил военную службу — первоначально в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, а затем с апреля служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. После Февральской революции самовольно оставил армию.

Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм — "Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", — проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни.

В 1919-1921 годах входил в группу имажинистов, заявлявших, что цель творчества состоит в создании образа.

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появились мотивы "развороченного бурей быта", пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской, что отразилось в сборниках "Исповедь хулигана" (1921) и "Москва кабацкая" (1924).

Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 года с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.

С 1922 по 1923 год они совершили путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, но по возвращении в Россию Айседора и Есенин почти сразу же расстались.

В 1920-е годы были созданы наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших русских поэтов — стихотворения

"Отговорила роща золотая…", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу…", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Снегина" и др. Тема Родины, занимавшая одно из главных мест его творчества, в этот период приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздвоился: "Русь Советская" — "Русь уходящая". В сборниках "Русь Советская" и "Страна Советская" (оба —1925) Есенин ощущал себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна". Эмоциональной доминантой лирики стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Последние два года жизни поэта прошли в разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград (Санкт-Петербург), семь раз — в Константиново.

В конце ноября 1925 года поэт попал в психоневрологическую клинику. Одним из последних произведений Есенина стала поэма "Черный человек", в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин выехал в Ленинград.

24 декабря 1925 года он остановился в гостинице "Англетер", где 27 декабря написал свое последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…".

В ночь на 28 декабря 1925 года, по официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Поэт был обнаружен утром 28 декабря. Его тело висело в петле на водопроводной трубе под самым потолком, на высоте почти трех метров.

Никакого серьезного расследования не проводилось, власти города от участкового милиционера.

Специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила версии о других обстоятельствах смерти поэта, помимо официальной.

Сергей Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Поэт был несколько раз женат. В 1917 году он обвенчался с Зинаидой Райх (1897-1939), секретарем-машинисткой газеты "Дело народа". От этого брака родились дочь Татьяна (1918-1992) и сын Константин (1920-1986). В 1922 году Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. В 1925 году супругой поэта стала Софья Толстая (1900-1957), внучка писателя Льва Толстого. У поэта был сын Юрий (1914-1938) от гражданского брака с Анной Изрядновой. В 1924 году у Есенина родился сын Александр от поэтессы и переводчицы Надежды Вольпин — математик и деятель диссидентского движения, который в 1972 году переехал в США.

2 октября 1965 года , к 70-летию со дня рождения поэта, в селе Константиново в доме его родителей был открыт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина — один из крупнейших музейных комплексов России.

3 октября 1995 года в Москве в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где в 1911-1918 годах был прописан Сергей Есенин, был создан Московский государственный музей С.А. Есенина.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) – великий русский поэт, один из самых выдающихся русских поэтов XX века, его лирические стихи представляли новокрестьянскую поэзию, а позднее творчество относится к имажинизму.

Сергей Есенин: биография

Родился Сергей Есенин в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). Сестры - Екатерина (1905-1977), Александра (1911-1981).

Сергей Есенин в детстве

Детство Сергея Есенина

Вряд ли можно отыскать более русское место во всей огромной России, чем Рязанская губерния. Именно там, в Кузьминской волости в небольшом селе Константиново родился гениальный человек поэт Сергей Есенин, любивший свою Русь до щемящей боли в сердце. Так глубоко любить Родину, посвятить ей всю свою жизнь и творчество может лишь настоящий сын земли русской, коим и оказался маленький мальчик, появившийся на свет 3 октября 1895 года.

Глава семейства Александр Никитич, будучи ещё ребёнком, пел в хоре при церкви. А в зрелом возрасте служил в московской мясной лавке, поэтому дома бывал наездами на выходные. Такая отцовская служба в Москве послужила поводом для разлада в семье, мать Татьяна Фёдоровна стала работать в Рязани, где сошлась с другим мужчиной Иваном Разгуляевым, от которого потом родила сына Александра. Поэтому Серёжу было решено отправить на воспитание к зажиточному старообрядцу-деду. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.


Так и получилось, что самое раннее детство (1899-1904) Сергея прошло в деревне у бабушки с дедушкой по материнской линии – Федора и Наталии Титовых.
Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

У деда с бабкой проживали ещё трое их сыновей, были они не женаты, с ними и прошли беззаботные детские годы поэта. Чего-чего, а озорства этим дядькам было не занимать, поэтому уже в три с половиной года они усадили маленького племянника на лошадь без седла и галопом пустили в поле. А потом было обучение плаванию, когда один из дядек сажал с собою маленького Серёжу в лодку, отплывал подальше от берега, снимал с него одежду и, как собачонку, бросал в реку.

Первые, ещё не совсем сознательные, стихи Сергей начал сочинять в раннем возрасте, толчком к этому послужили бабушкины сказки. По вечерам перед сном она очень много рассказывала их маленькому внуку, но у некоторых был плохой конец, это не нравилось Серёже, и он переделывал окончание сказок на свой лад.

Дед настоял, чтобы мальчик начал рано обучаться грамоте. Уже в пять лет Серёжа учился чтению по религиозной литературе, за что среди сельской детворы получил прозвище Серёга-монах, хотя слыл ужасным непоседой, драчуном и постоянно всё его тело было в ссадинах и царапинах.

А ещё будущему поэту очень нравилось, когда пела его мама. Уже в зрелом возрасте он обожал слушать её песни.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими блестящими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.


В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.

После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.


Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.

В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг.
Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.
Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».


Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря». В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

Творчество Сергея Есенина

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество Александра Блока.
Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».

Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

С.М. Городецкий.
З.Н. Гиппиус.
Д.В. Философов.
А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.

Сергей Есенин всегда был элегантен

Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

Петроградская книга «Голубень» (1918).
Второе издание «Радуница» (1918).
Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.
Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль Бориса Пастернака. Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением.

Тогда были написаны:

«Сорокоуст» (1920).
Поэма «Пугачев» (1921).
Трактат «Ключи Марии» (1919).
Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

«Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
«Трерядница» (1921).
«Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
«Стихи скандалиста» (1923).
«Москва кабацкая» (1924).
«Письмо к женщине» (1924).
«Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
«Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин любил путешествовать


После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался В. Маяковский. Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

Личная жизнь Сергея Есенина

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.

Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл Сергей Безруков. Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

Интересные факты

Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
В пять лет мальчик уже умел читать.

В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.

Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.

Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сергея Александровича Есенина , неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...

Сергей Есенин. Имя великого русского поэта - знатока народной души, певца крестьянской Руси, знакомо каждому человеку, стихотворения давно стали русской классикой, а в день рождения Сергея Есенина собираются почитатели его творчества.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин,

Ну, а я - крестьянский сын.

Сергей Есенин: биография русского поэта

Рязанская область. В 1895 году родился поэт, произведениями которого и сегодня восхищаются поклонники его творчества. 3 октября - день рождения Сергея Есенина. С детства мальчик находился на воспитании зажиточного и предприимчивого деда по материнской линии, большого знатока церковной литературы. Поэтому среди первых впечатлений ребенка духовные стихи, распевавшиеся бродячими слепцами, и сказки любимой бабушки, натолкнувшие будущего поэта на собственное творчество, взявшее старт в 9-летнем возрасте.

Сергей окончил 4 класса местного земского училища, хотя проучился 5 лет: по причине неудовлетворительного поведения был оставлен на 2-й год. Продолжил получение знаний в Спас-Клепиковской церковно-приходской школе, подготавливавшей сельских учителей.

Столица городов русских: начало новой жизни

В 17-летнем возрасте уехал в Москву, устроился на работу в мясную лавку, где его отец служил приказчиком. После конфликта с родителем сменил работу: перешел в книгоиздательство, а затем в типографию корректором. Там он познакомился с Изрядновой Анной, родившей ему, 19-летнему, в декабре 1914 года сына Юрия, расстрелянного в 1937 году по ложному приговору о покушении на жизнь Сталина.

В период нахождения в столице поэт принимал участие в литературно-музыкальном кружке им. Сурикова, присоединился к мятежно-настроенным рабочим, за что удостоился внимания полиции. В 1912 году стал в качестве вольнослушателя посещать занятия Народного университета А. Шанявского в Москве. Там Есенин получил основы гуманитарного образования, слушая лекции по западноевропейской и русской литературе. День рождения Сергея Есенина знают многие почитатели его творчества - 3 октября 1895 года. Его произведения переведены на многие языки, входят в обязательную школьную программу. По сегодняшнее время многих интересуют, какие отношения поэт выстраивал с прекрасным полом, любили ли женщины Сергея Есенина, отвечал ли он взаимностью? Что (или кто) вдохновляло его творить; творить так, что спустя столетие его стихотворения актуальны, интересны, любимы.

Жизнь и творчество Сергея Есенина

Первая публикация состоялась в 1914 году в столичных журналах, а началом успешного дебюта стало стихотворение «Береза». Буквально через столетие день рождения Сергея Есенина будет известен практически каждому школьнику, а пока поэт ступал на свою тернистую дорогу, ведущую к славе и признанию.

В Петрограде, куда Сергей переехал весной 1915 года, считая, что вся литературная жизнь сконцентрирована именно в этом городе, читал свои произведения Блоку, к которому самолично пришел знакомиться. Радушный прием окружением знаменитого поэта и одобрение ними стихов окрылили посланца русской деревни и бескрайних полей на дальнейшее творчество.

Признан, публикуем, читаем

Талант Сергея Есенина признали Городецкий С.М., Ремизов А.М., Гумилев Н.С., знакомством с которыми молодой человек был обязан Блоку. Почти все привезенные стихи были опубликованы, и Сергей Есенин, биография которого по сегодняшний день вызывает интерес у поклонников творчество поэта, стал широко известен. В совместных поэтических выступлениях с Клюевым перед публикой, стилизованных под народную, крестьянскую манеру, молодой златокудрый поэт представал в сафьяновых сапожках и расшитой рубашке. Сблизился с обществом «новокрестьянских поэтов» и сам увлекался данным направлением. Ключевой темой поэзии Есенина являлась Русь крестьянская, любовь к которой пронизывает все его произведения.

В 1916 году был призван в армию, но благодаря беспокойству и хлопотам своих друзей получил назначение санитаром в военно-санитарный поезд императрицы Александры Федоровны, что позволило поэту без помех посещать литературные салоны, выступать на концертах, присутствовать на приемах у меценатов.

Русь крестьянская в творчестве поэта

Октябрьскую революцию принял по-своему радостно и с воодушевлением написал ряд небольших поэм «Небесный барабанщик», «Инония», «Иорданская голубица», проникнутых предчувствием грядущих изменений; жизнь и творчество Сергея Есенина находились в начале нового, еще неизведанного пути - пути славы и признания.

В 1916 году увидела свет дебютная книга Есенина «Радуница», с восторгом встреченная критиками, обнаружившими в ней свежее направление, природный вкус автора и его юную непосредственность. Далее, с 1914 по 1917 год, вышли в печать «Голубень», «Русь», «Марфа-Посадница», «Микола», отмеченные каким-то особым, есенинским стилем с очеловечиванием животных, растений, явлений природы, образующими вместе с человеком, связанным корнями с природой, целостный, гармоничный и прекрасный мир. Картины есенинской Руси - благоговейной, вызывающей почти религиозное чувство у поэта, окрашены тонким пониманием природы с топящейся печью, собачьим закутом, некошеным сенокосом, болотными топями, храпом табуна и гомоном косарей.

Второй брак Сергея Есенина

В 1917 году поэт женился на Николаевне, от брака с которой на свет появились дети Сергея Есенина: сын Константин и дочка Татьяна.

В это время к Есенину приходит настоящая популярность, поэт становится востребован, его приглашают на различные В 1918 - 1921 годах очень много путешествовал по стране: Крым, Кавказ, Архангельск, Мурманск, Туркестан, Бессарабия. Работал над драматической поэмой «Пугачев», весной ездил в Оренбургские степи.

В 1918-1920 годах поэт сблизился с Мариенгофом А.Б., Шершеневичем В.Г., и увлекся имажинизмом - постреволюционным литературно-художественным течением, в основе которого лежал футуризм, претендовавший на построение «искусства будущего», совершенно нового, отрицающего весь предшествующий художественный опыт. Есенин стал частым посетителем литературного кафе «Стойло Пегаса», что в Москве у Никитских ворот. Поэт, стремившийся познать «коммуной вздыбленную Русь», лишь частично разделял стремление новосозданного направления, целью которого было очищение формы от «пыли содержания». Он все также продолжал воспринимать себя поэтом «Руси уходящей». В его стихах появились мотивы быта, «развороченного бурей», пьяной удали, на смену которой приходит надрывная тоска. Поэт предстает скандалистом, хулиганом, пропойцей с окровавленной душой, бредущим из притона в притон, где его обступает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана» и «Стихи скандалиста»).

В 1920 году распался трехлетний брак с З. Рейх. Дети Сергея Есенина пошли каждый по собственному пути: Константин стал знаменитым футбольным статистиком, а Татьяна - директором музея своего отца и Членом Союза писателей.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

В 1921 году Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан. Она не говорила по-русски, поэт, много читавший и высокообразованный, не знал иностранных языков, но с первой встречи, при взгляде на танец этой женщины Сергея Есенина необратимо потянулся к ней. Пару, в которой Айседора была старше на 18 лет, не останавливала разница в возрасте. Своего любимого чаще всего называла «ангелом», а он ее звал «Изидора». Непосредственность Айседоры, ее зажигательные танцы сводили Есенина с ума. Она же воспринимала его как слабого и незащищенного ребенка, относилась к Сергею с трепетной нежностью и даже со временем выучила десяток русских слов. В России карьера Айседоры не задалась, потому что советские власти не предоставили поле деятельности, на которые она рассчитывала. Супруги зарегистрировали брак и взяли общую фамилию Дункан-Есенины.

После свадьбы Есенин с женой много путешествовал по Европе, посетил Францию, Германию, Канаду, Италию, Бельгию, США. Дункан всячески старалась создать пиар мужу: организовывала переводы его стихов и их публикацию, устраивала поэтические вечера, но за границей его признавали исключительно как приложение к известной танцовщице. Поэт тосковал, чувствовал себя невостребованным, никому не нужным, у него началась депрессия. Есенин стал выпивать, между супругами происходили частые душераздирающие ссоры с уходами и последующими примирениями. Со временем отношение Есенина к жене, в которой он уже видел не идеал, а обыкновенную стареющую женщину, изменилось. Он все также напивался, изредка поколачивал Айседору, жаловался друзьям, что она к нему прилипла и не отлипает. Пара распалась в 1923 году, Есенин возвратился в Москву.

Последние годы творчества Есенина

В дальнейшем творчестве поэт очень критично обличает советскую власть («Страна негодяев», 1925 год). После этого начинается травля поэта, обвинение его в драках и пьянстве. Последние два года жизни прошли в регулярных разъездах; Сергей Есенин - русский поэт, скрывался от судебных гонений, три раза совершал путешествие на Кавказ, ездил в Ленинград и постоянно посещал Константиново, никогда не прерывая с ним связи.

В этот период выходят произведения «Поэма о 26», «Персидские мотивы», «Анна Снегина», «Отговорила роща золотая». В стихах главное место по-прежнему занимает тема родины, приобретающая теперь оттенки драматизма. Этот период лирики все больше отмечается осенними пейзажами, мотивами подведения выводов и прощания.

До свиданья, мой друг, до свиданья…

Осенью 1925 года поэт, пытаясь заново начать семейную жизнь, сочетался с браком с Софьей Андреевной - внучкой Льва Толстого. Но этот союз не был счастливым. Жизнь Сергея Есенина катилась под откос: алкогольная зависимость, депрессия, давление руководящих кругов послужило причиной того, что жена поместила поэта в психоневрологическую больницу. Об этом знал только узкий круг людей, но нашлись доброжелатели, поспособствовавшие установлению круглосуточного наблюдения за клиникой. Чекисты стали требовать у П.Б.Ганнушкина - профессора данной клиники - выдачи Есенина. Последний отказался, а Есенин, выждав удобный момент, прервал курс лечения и в толпе посетителей покинул психоневрологическое заведение и уехал в Ленинград.

14 декабря закончил работу над поэмой «Черный человек», на которую потратил 2 года. Опубликовано произведение было уже после смерти поэта. 27 декабря из-под пера Сергея Есенина вышло его финальное произведение «До свиданья, друг мой, до свиданья». Жизнь и творчество Сергея Есенина подходили к концу, страшному и непонятному. Не стало русского поэта, тело которого нашли повешенным в гостинице «Англетер» в ночь на 28 декабря 1925 года.

В день рождения Сергея Есенина почтить его память собираются во всех уголках России, но наиболее масштабно мероприятия проходят в родном Константинове, куда съезжаются со всех уголков планеты тысячи почитателей творчества поэта.

Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года), русский поэт представитель так называемой новокрестьянской поэзии и имажинизма.

Краткая биография Есенина

Детство

Фотография Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин появился на свет 3 октября 1895 года в Рязанской губернии, в довольно большом селе Константиново, Кузьминской волости. Отец Сергея — Александр Никитич Есенин (1873-1931) в юности пел в церковном хоре, был обычным крестьянином, а затем переехал в Москву, где работал приказчиком в мясной лавке. Татьяна Федоровна Титова, мама будущего поэта (1875-1955) была отдана замуж не по любви, видимо, поэтому совместная жизнь супругов была недолгой.

Когда маленькому Сергею исполнилось 2 года, мать ушла от отца, уехала на заработки в Рязань, а воспитанием мальчика занимались бабушка и дедушка по материнской линии — Наталья Евтихиевна (1847-1911) и Федор Андреевич (1845-1927) Титовы. Семья деда была довольно зажиточной, кроме маленького Сережи в доме Федора Андреевича жили трое его неженатых сыновей, с которыми будущий поэт проводил много времени. Именно они учили мальчика плавать, ездить на лошади и работать в поле.

От бабушки Сергей Есенин узнал множество народных сказок, песен и частушек, по признанию самого поэта, именно бабушкины рассказы стали первым толчком к написанию собственных стихов. Дед мальчика в свою очередь был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения были традиционными в семье.

Образование

В 1904 году Есенин был отдан на обучение в земское училище в Константиново, после окончания которого, в 1909 году поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу, из которой вышел в 1912 году, получив диплом «учителя школы грамоты».

Сразу после окончания школы Сергей Александрович переехал в Москву, где в то время уже работал в мясной лавке его отец. Первое время Сергей проживал с ним, служил в той же мясной лавке, затем устроился в типографию И. Д. Сытина.

На следующий год Есенин поступил на историко-философское отделение при Московском городском народном университете имени Шанявского в качестве вольного слушателя.

Творчество

Писать стихи Сережа начал еще в ранней юности, во время обучения в церковно-учительской школе. Впервые стихи поэта были опубликованы уже после его переезда в Москву, в 1915 году, в журнале для детей «Мирок».

В 1915 Есенин отправился в Петроград, где познакомился с признанными российскими поэтами – Городецким и . Тогда же Сергею удалось устроиться на военную службу, которую он проходил в Царском селе. Поэт вместе с Николаем Клюевым даже выступал перед императрицей Александрой Федоровной, читая свои сочинения.

Первый сборник стихов под названием «Радуница» вышел в 1916 году. Название этого сборника, проникнутого духом русской деревни можно трактовать по-разному – с одной стороны Радуница – это день поминовения усопших, а с другой – так называли весенние народные песни, радоницкие веснянки. В целом название вполне отражает настроение и лирику поэта – жалость, потаенная грусть и описание красоты окружающей природы. Этот сборник сделал Есенина знаменитым.

После знакомства с имажинистами, которые основным выразительным средство поэзии считали метафору, создание образа, начался новый этап творчества Есенина, который можно назвать более «городским». В период увлечения Сергея имажинизмом вышло сразу несколько сборников его стихов - в 1921 году «Трерядница» и «Исповедь хулигана», в 1923 году — «Стихи скандалиста», в 1924 году — «Москва кабацкая» и поэма «Пугачев».

После возвращения из поездки в Азию, в 1925 году, вышел цикл стихов «Персидские мотивы».

Самыми известными произведениями Есенина стали не поэмы, посвященные его отношению к советской власти (вначале восторженному, а затем резко негативному), а прекрасные стихи, посвященные природе, любви, родине: «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо к матери» и другие.

Основные достижения

  • Главным достижением Сергея Есенина можно с уверенностью назвать создание нового, уникального и узнаваемого с первого взгляда стиля поэзии. Лирика Есенина очень популярна и по сей день, а стихи не утратили своей актуальности.

Важные даты

  • 3 октября 1895 года – родился в селе Константиново, Рязанской губернии.
  • 1897 год – отдан на воспитание деду по материнской линии.
  • 1904 год – поступил в земское училище в Константиново.
  • 1909 год – окончил училище и поступил в церковно-учительскую школу.
  • 1912 год – получил диплом учителя грамоты» и переехал в Москву.
  • 1913 год – женился на Анне Изрядновой.
  • 1914 год – рождение сына Юрия.
  • 1915 год – в Петрограде познакомился с Блоком, поступил на службу в санитарный поезд, квартировавшийся в Царском селе, выступал перед императрицей.
  • 1916 год – первый сборник «Радуница».
  • 1917 год – женитьба на Зинаиде Райх.
  • 1918 год – рождение дочери Татьяны.
  • 1920 год – рождение сына Константина.
  • 1921 год – сборники «Трерядница» и «Исповедь хулигана».
  • 1922 год – брак с Айседорой Дункан.
  • 1923 год – сборник «Стихи скандалиста».
  • 1924 год — сборник «Москва кабацкая» и поэма «Пугачев».
  • 1925 год – гибель в гостинице «Англетер».
  • Еще в 1913 году, в возрасте 18 лет Сергей Есенин познакомился с Изрядновой Анной Романовной (1891-1946), которая стала первой, гражданской супругой поэта. От этого, недолго продлившегося брака у Сергея Есенина родился сын Юрий, который, к сожалению, в 1937 году был расстрелян.
  • Есенин оставил свою первую семью сразу после рождения сына, в 1914 году. В июле 1917 года Сергей познакомился с красавицей Зинаидой Райх, бурный роман закончился официальным браком, в котором родилось двое детей — Татьяна Сергеевна (1918–1992) и Константин Сергеевич (1920-1986). В дальнейшем Зинаида вышла замуж за известного режиссера — В. Э. Мейерхольда, который усыновил ее детей от брака с Есениным.
  • Еще будучи в браке с Зинаидой Райх Сергей Есенин познакомился с переводчицей и поэтессой Надеждой Давыдовной Вольпин, которая также как поэт входила в кружок имажинистов. От этого романа в Есенина в 1924 году родился внебрачный сын, ныне проживающий в Соединенных Штатах и носящий двойную фамилию – Вольпин-Есенин.
  • Наиболее драматически закончился роман Сергея Александровича с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Выпускница женской Преображенской гимназии в Петербурге была страстной поклонницей поэта и покончила жизнь самоубийством, застрелившись на его могиле 3 декабря 1926 года, практически через год после смерти самого поэта.
  • Известнейшей связью любвеобильного Есенина по праву считается его роман с Айседорой Дункан, танцовщицей, приехавшей в Советский Союз по специальному приглашению партии и прославившейся своей оригинальной манерой исполнения. Дункан называли «босоножкой», так как она всегда выполняла свои номера босиком, ее танцы пользовались большим успехом в СССР. Айседора была старше поэта на 22 года, что не помешало ей влюбиться в «красивого русского» с первого взгляда. Перед поездкой в США, в 1922 году, пара официально оформила отношения, однако совместная жизнь была омрачена скандалами и постоянными ссорами. Первая соперница у Айседоры Дункан появилась еще в 1923 году, когда Есенин увлекся Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Московского Камерного театра. Именно ей посвящены несколько стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана», однако страстный роман оказался весьма быстротечным и скоро закончился полным разрывом.
  • Последним известным романом Сергея Есенина стала связь с Софьей Андреевной Толстой (1900-1957), внучкой того самого Льва Николаевича Толстого, с которой он познакомился в марте 1925 года. Абсолютно разные, вышедшие из разных миров они, по воспоминаниям современников, не смогли бы быть вместе, даже если бы поэт прожил более долгую жизнь. Мало кто знает, что Софья пыталась поместить Есенина на лечение в психоневрологическую клинику, откуда поэт сбежал и уехал в Ленинград, где остановился в печально известном номере гостиницы «Англетер». По другой версии, Сергей лег в больницу, чтобы избежать ареста, спасаясь от преследований ГПУ.
  • О смерти Сергея Есенина до сих пор спорят историки. Согласно официальной версии, поэт, который давно уже пил слишком много и вел разгульный образ жизни, повесился на трубе отопления в своем номере в «Англетере» 28 декабря 1925 года. Перед смертью, вместо последней записки поэт кровью написал стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
  • Очень многие считают, что Сергей Александрович не мог повеситься сам, в тот вечер был весел, провел его со знакомыми и ни словом не обмолвился о каких-либо душевных переживаниях, к тому же он с большим воодушевлением ждал выхода в свет своего полного собрания сочинений. Вызывают сомнения и некоторые обстоятельства гибели поэта, однако окончательно доказать версию убийства не удалось и по сей день.
  • Похоронен Сергей Александрович Есенин в Москве, на Ваганьковском кладбище.