Есть вопрос: «Почему электрички называют собаками? Почему электричку называют собакой Электричку называют собакой.

Сейчас часто можно услышать, как молодые люди называют электричку собакой. Казалось бы, никакого внешнего сходства данный вид транспорта с домашним животным не имеет. Но тогда почему электричку называют собакой? Однозначный ответ на этот вопрос никто дать не может, но есть несколько предположений. Ниже приведены все варианты догадок, почему электрички называют собаками.

Историческая версия

Многие специалисты говорят о том, что электричку стали называть собакой в советские времена. Студенты добирались до нужного города (Москвы или Петербурга) с пересадками. То есть сначала они до Твери или Чудова ехали на одной электричке, а потом пересаживались на другую. Получалось, что студенты передвигались на перекладных, как на ездовых псах. Но тогда почему электричку называют собакой, а не лошадью? Ни один словарь жаргонизмов ответа на этот вопрос не даёт. В исторических источниках только указано, что в 70-80-х годах это было сленгом молодых людей.

Данное словоупотребление можно встретить и в литературных текстах. Об электричке, как о собаке, в своей песне упоминает Ю. Шевчук. В загадке того времени про зелёную и длинную электричку, пахнущую колбасой, ответом было - «собака». Дело в том, что раньше за колбасными изделиями ездили в Москву на электричке с близлежащих городов, так как в маленьких населенных пунктах её не было. Авторство данной терминологии приписывают именно москвичам, потому что ленинградцы в то время называли электричку электроном.

Другие версии

Жители Севера утверждают, что ответом на вопрос о том, почему электричку называют собакой, следует считать аналогию с собачьими упряжками. Ездовых псов по пути меняли, так же как и некоторые люди пересаживаются из электрички в электричку, чтобы быстрее добраться до места.

Ещё одна догадка основана на схожести визга собаки и скрипа от торможения электрички. Другие в своих предположениях сравнивают толпу в электропоезде с блохами в шерсти собаки. В час пик в вагоны набивается множество людей, которых зачастую сравнивают не только с селёдкой в бочке, но и с маленькими кровососущими насекомыми в шерсти животных.

Часто женщину-контролёра называют тёткой или собакой, потому что ей приходится ругаться с пассажирами, которые забывают или не хотят купить билет. По одной из версий, электричку так назвали из-за того, что она делает частые остановки, как и собака у каждого столба.

В заключение

Вышеперечисленные предположения не дают точного ответа на вопрос о том, почему электричку называют собакой. Он до сих пор остаётся открытым, так как трудно теперь различить, где правда, а где вымысел. Все версии имеют право на существование. Возможно, кто-то сможет предложить и свои интересные варианты.

В минувшую пятницу ехала на электричке за город в Подмосковье. Попутчик, дедушка в разговоре вдруг спросил - а Вы знаете почему электричку называют собакой? Я не то что не знаю, я об этом, честно говоря, первый раз слышу. И женщина рядом тоже оживилась - никогда не слышала. Про «зайцев» в электричках знают все, а про собаку как-то не доводилось.

Я вопрос поизучала и вот что выяснила. Действительно, некоторые люди называют электричку собакой, еще с советского времени. Почему они так говорят - однозначного ответа нет. Есть скорее предположения.

Говорят, что собака - это чисто «московский диалект», жители других регионов так не говорили и не говорят. Петербуржцы электричку тоже называют на свой манер - «электрон».

Почему электрички называют собаками?

Итак, версии.
Например, сленговое название «собака» для электропоездов пошло с советских времен. Тогда электрички на длинные междугородние расстояния не ходили, и часто, чтобы добраться из одного города до другого, пассажирам приходилось пересаживаться с одного состава на другой. Я помню это время: из экономии, будучи студенткой, ездила из Москвы домой на нескольких электричках. Время помню, а название «собака» не помню . Название «собака», якобы относит к истории, когда люди передвигались от пункта А до пункта В на собачьих упряжках, уставших собак меняли на новых.

Есть версия про то, что во время торможения электричка издавала характерный звук, как-будто собака скулит (или воет?). Я специально послушала звук тормозящего электропоезда - по мне так собакой и не пахнет. Но допускаю, что старые советские электрички тормозили по-другому.

Не сильно «красивая» версия, почему электричку называют собакой: контролеру (чаше - женщине) часто приходилось переругиваться с пассажирами из-за отсутствия билета и нежелания оплачивать штраф. В этот момент женщина становилась похожей на собаку, ругаться от слова «собачиться». Ну, эта версия имеет право на сосуществование. Тем более, все привыкли к тому, что всякую неблагодарную работу у нас иногда называют «собачьей работой».

Немного по теме из сегодняшнего дня. В современных электричках контролеры не выглядят и не ругаются, «как собаки». По составу идут контролеры (и женщины, и мужчины) и обязательно - охранник.

А главное - штрафных прецедентов почти нет: на станциях установлены турникеты, пройти на платформу можно только через них по билету. И если вы вошли в электричку без билета на дальней станции, где пока что турникетов нет, то выйти в Москве без билета никак не сможете, придется покупать билет на станции прибытия и плюс еще со штрафом 200 рублей.

Но вернемся к вопросу, почему всё же электричку называют собакой. Приведу версию, которая мне нравится больше всего. Электричка делает частые остановки на разных станциях, иногда мы слышим - кланяется каждому столбу. Ну и собаки тоже у каждого столба, ну, вы понимаете...

Так или иначе, но милый пес Рэкс является символом компании «РЭКС - Регион -экспресс», а компания занимается обслуживанием пригородных поездов и экспрессов:

Вот вам и загадка, называют электричку собакой, а почему? Здесь кому как нравится. Может, и у вас есть версии?

В простонародье пригородные электрички часто называют собаками. Их сходство с животными настолько неочевидно, что The Village решил узнать у филологов, почему так повелось.

Почему электрички называют собаками?

Мария Михновец

филолог, преподаватель русского языка
и литературы

Электричку называют собакой с советских времён. Началось всё с тех электричек, на которых можно было добраться из Москвы в Петербург. На перекладных, одну меняли на другую: сначала ехали до Твери, до Чудова, а потом и до Петербурга. Получалось это по-студенчески дёшево, а иногда без билетов и вообще бесплатно. То есть на электричке, как на перекладных ездовых собаках, можно было перемещаться между двумя городами. Почему именно собака, а не лошадь, ответа нет. Ни один мне известный словарь жаргона не объясняет причины. Везде лишь написано, что это молодёжный сленг 70-80-х годов.

Выражение зафиксировано и в культурных текстах. Например, в песне ДДТ «Ночь Людмила». Или в загадке из 70-х - «Длинная зелёная, колбасой пахнет». Ответ был «собака» в значении «электричка». Имелась в виду та, которая ходила от Москвы до Рязани. Она ещё называлась «берёзка». История заключается в следующем: в Москве были продукты, в том числе колбаса, а в Рязани не было. И на этой электричке многие жители ближайших городов возили продовольствие из столицы.

Где-то наталкивалась на объяснение, что собака, потому что останавливается у каждого столба, но это более чем сомнительное происхождение.

Чаще выражение употребляется в Москве и пошло оно оттуда. В Петербурге всё-таки больше распространено «электрон».

Вероятно, если вы систематически пользуетесь таким пассажирским транспортом, как электричка, вы наверняка слышали о том, что иногда подобные поезда называют собаками. Это весьма неожиданное название, в особенности удивлены будут его услышать те люди, которым волей судьбы пришлось воспользоваться данным транспортом, и ранее о подобном названии они не слышали. Впрочем, сегодня мы рассмотрим вопрос о том, почему электрички называют собаками, и разъясним данную ситуацию раз и навсегда.

Интересно, что существует сразу несколько теорий, которые объясняют истинную причину возникновения такого «прозвища», которое повсеместно используется на территории стран СНГ для описания электропоездов. И ниже мы рассмотрим все существующие гипотезы.

Теория об остановках

Одна из самых простых и очевидных теорий о происхождении данного наименования заключается в том, каким образом формируется расписание остановок электропоездов. Если вы систематически ездите на электропоездах, вы наверняка замечали, какой насыщенный график у данного типа транспорта – вагоны останавливаются, казалось бы, у каждого населенного пункта, у каждой остановки и у каждого столба. Подобно собаке, которая мечется от столба к столбу, электропоезд подбирает и высаживает пассажиров у каждого населенного пункта.

Именно данная гипотеза и может рассказать, почему электричка – это «собака».

Теория об использовании собак в упряжках

Вы наверняка слышали о том, что много веков назад для передвижения по землям современной Российской Федерации использовались упряжки, в которые запрягались собаки. Именно на таких упряжках можно было добраться из одного населенного пункта в другой. Примечательно, что путь занимал достаточно продолжительное время, а странникам необходимо было перебираться из города в город, меняя упряжки и самих собак, но это все равно был едва ли не самый идеальный вариант для того чтобы добраться в пункт назначения в наиболее сжатые сроки.

И в данной ситуации также можно провести аналогию такого «забытого» транспорта с более-менее современными электричками. Дело в том, что сеть электропоездов в России сформирована так, что на них можно дешево добраться до любого пункта назначения. Разумеется, пассажиру придется пережить немало часов пути и перенести на себе массу пересадок, но, в итоге, он попадет туда, куда ему необходимо было добраться.

Вот поэтому электричка и называется собакой.