Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Михаил Абызов - о реформе контрольно-надзорной деятельности

Фото: Владимир Смоляков

Очередные занятия с руководящим составом структурных подразделений МЧС России в этот раз были посвящены теме осуществления государственного надзора. Перед слушателями выступил министр Российской Федерации по вопросам открытого правительства Михаил Абызов, который курирует направление, связанное с реформой надзорной деятельности.

Свое выступление министр построил так, чтобы слушатели рассмотрели не только аспекты, важные для МЧС, но и в целом всю картину проводимых преобразований, их результатов и историю работ по совершенствованию надзорной деятельности в стране.

История вопроса

В 2012 году в Правительстве РФ велась активная и непростая работа по документу, который должен был регулировать вопросы промышленной безопасности. Одной из задач в этом направление была работа по совершенствованию системы госконтроля в этой сфере. В рамках принятия этого закона предполагалось категорировать все объекты по уровню риска. На тот момент особо опасными считались порядка 290 тысяч объектов. Полтора года работы с экспертным и предпринимательским сообществом позволили принять соответствующий акт, выводящий из всего множества промышленных объектов действительно опасные производства – их количество сформировалось на уровне 9 тысяч объектов. Все остальные, 280 тысяч – попали в 3-ю и 4-ю группы риска, т.е. они были признаны не особо опасными, за которыми осуществлять постоянный надзор не нужно. Затраты бизнеса на сопровождение задач по технологической безопасности удалось сократить на 25%.

«Наблюдая, как реализуется закон в течение 13-го и 14-го годов, мы приняли решение, что необходимо по другим видам надзора приступить к такой планомерной работе без революции и аврала по совершенствованию контрольной надзорной деятельности. И в 2015 году Правительство приняло дорожную карту по совершенствованию этой деятельности, за реализацию которой я и мои коллеги стали нести ответственность», - рассказал Михаил Абызов.

Проработав еще полтора года в формате подготовленной дорожной карты, в правительстве в 2016 году было принято решение вывести эту работу на новый уровень. Тогда при Президенте РФ был создан Совет по приоритетным проектам и стратегическому управлению, президиум которого возглавил Председатель правительства, отобраны приоритетные направления, реализуемые на самом высоком уровне, среди которых оказалась и контрольно-надзорная деятельность.

Михаил Абызов подчеркнул роль специалистов чрезвычайного ведомства в решении вопросов реформирования надзорной деятельности. Он заметил, что с коллегами из МЧС ему и его команде работается комфортно и интересно, стоящие вопросы решаются на самом высоком профессиональном уровне.

Цели реформы

Главная цель – повышение безопасности жизни и здоровья граждан и снижение экономического ущерба бизнеса и хозяйствующих субъектов.

«Какова статистика? По рискам, которые контролируются государственными органами, на федеральном уровне ежегодно погибает 85 тысяч человек. Показатель, который был бы для нас ориентиром, составляет 40-45 тысяч человек. Это показатель смертности, который соответствует масштабам нашей страны, населению и другие. То есть вот эти 40-45 тысяч жизней мы теряем из-за того, что наша система госконтроля недостаточна эффективна», - сказал министр.

Еще одна задача реформы – снизить неэффективную нагрузку на бизнес. По словам Михаила Абызова, такая нагрузка к 2024 году должна быть снижена в два раза. Для этого разработаны четкие системы измерения, которые сейчас планируются к внедрению. Ведь важно понимать, каким образом измерять эту самую нагрузку.

«Мы не можем бизнес освободить от проверок – это не правильно. Игнорируя и снижая проверки опасных объектов, мы тем самым снижаем уровень безопасности. Но мы должны сделать реализацию проверок в совсем другом формате, должны развивать систему профилактики, реализовывать системы дистанционного взаимодействия с предпринимателем. Снижать административную нагрузку и прекращать надзор не тоже самое» , - заключил Михаил Абызов.

Следующая задача по вопросу преобразования государственного контроля и надзора – это сделать саму систему управления, которая до сих пор базируется на старых принципах, более современной и эффективной.

Направления реформы

Таких направлений восемь. Первое - риск-ориентированный подход, т.е. такая система, при которой необходимо все объекты категорировать и сконцентрировать плановые и внеплановые мероприятия на объектах высокого уровня риска. На сегодняшний день по всем 12-ти надзорным органам такая работа проведена, ее результаты совершенно прозрачны.

Следущее направление – повышение результативности и эффективности в работе контрольных надзорных органов.

«Наша задача в рамках реформы - перейти от палочной системы к системе, при которой результативность и эффективность органов оценивается по динамике изменения и снижения принесенного ущерба и вреда, к системе ответственности органов за то, что является главной целью реформы – снижение смертности, травматизма», - заявил Абызов.

Одним из основных направлений реформы, министр выделил профилактику, причем с использованием современных методов – используя электронные площадки и дистанционное воздействие (обучение, видеотрансляции, отчеты и т.д.). По мнению Михаила Абызова, такая профилактика обеспечивает совсем другой подход к вовлеченности и модель взаимодействия надзора и поднадзорного объекта, который начинает разворачиваться совсем в другую парадигму отношений.

Информатизация, по мнению министра, также является приоритетной задачей в реализации реформы.

« Надзор должен использовать новые технологии взаимодействия с объектами, современные объективные средства телеметрии и датчиков, использование интернета вещей. Совсем другие информационные системы взаимодействия с поднадзорными объектами в интернете, с применением моделей личного кабинета… Вообще цифрализация госнадзора является одним из драйверов изменений» , - подчеркнул Михаил Абызов.

В своем выступлении министр по вопросам открытого правительства затронул еще ряд направлений реформы, ответил на вопросы представителей МЧС по рассматриваемой теме и заключил, что в целом на сегодняшний день риск-ориентированный подход в сфере плановых проверок заработал.

Росздравнадзор — один из лидеров реализации реформы госконтроля

Росздравнадзор стал одним из лидеров среди надзорных ведомств по внедрению в своей работе новых механизмов госконтроля, его опыт может быть тиражирован и в других ведомствах. Со следующего года в надзоре в сфере здравоохранения начнут использовать новые КПЭ инспекторов, которые будут зависеть от динамики показателей ущерба жизни и здоровью. Проверки Росздравнадзора в Астраханской области обсуждались 29 сентября с участием куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко и губернатора региона Александра Жилкина.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора.

При всех особенностях Росздравнадзора, который должен быть и в меру прогрессивен, и в меру консервативен, так как является надзором за очень чувствительной сферой, надо сказать, что команда Михаила Альбертовича Мурашко и на федеральном уровне, и на уровне регионов является на сегодняшний день одной из наиболее успешных в реализации задач, которые предусмотрены реформой контрольно-надзорной деятельности. Росздравнадзор по всем своим территориальным органам уже разработал новую матрицу показателей эффективности и результативности, которая доведена до всех субъектов РФ. Она будет использоваться уже начиная с 2018 года», — отметил Михаил Абызов.

Новая, партнёрская модель взаимоотношений инспектора и предпринимателя, по его словам, предполагает полный уход от "палочной" системы. Со следующего года власти откажутся от нормирования количества проведённых проверок и выявленных нарушений, наложенных санкций и собранных штрафов. Основным показателем эффективности и результативности территориальных органов контроля станет динамика сокращения вреда жизни и здоровью, смертности и травматизма, экономических потерь. Именно к этому показателю начиная со следующего года будет привязана система оценки качества работы руководителей территориальных органов надзора. С выполнением этих показателей будет увязана система мотивации, премирования, продвижения инспекторов по службе.

Реализация реформы контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетов для региона, подчеркнул Александр Жилкин.

Мы активно включились в данный процесс. Система надзорных органов представлена 16 региональными, 25 федеральными и 18 муниципальными структурами контроля. Что касается проверочной деятельности, могу сказать, что за первое полугодие текущего года было проведено 8 тыс. проверок. Отмечается снижение потерь, которые несёт бизнес от проверочной активности. На сегодняшний день мы имеем достаточно чёткий правовой механизм по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Во всех 16 региональных контрольных структурах работают чек-листы, содержащие обязательные требования, которые учитываются при проверках», — сказал губернатор.

Александр Жилкин рассказал о создании интернет-ресурса, который позволит получить удалённо всю необходимую информацию, касающуюся контрольно-надзорной деятельности. Предприниматель может узнать категорию риска, которая присвоена его бизнесу, а также всю информацию по проверкам. Сайт планируется запустить в пилотном режиме 1 октября.

Михаил Абызов, в свою очередь, подчеркнул важность использования наглядных форматов для разъяснения предпринимателям оснований для проверок, обязательных требований и т.д. Год назад, по его словам, в 80% надзорных ведомств отсутствовал реестр поднадзорных субъектов бизнеса, а планы проверок формировались достаточно хаотично. Не было и реестра требований, проверяемых у бизнеса, — их насчитывается около 2 млн. Начиная со следующего года надзорные ведомства начнут использовать при проведении проверок чек-листы, которые будут содержать весь перечень проверяемых требований.

Разработка наших чек-листов завершена, теперь идёт правовая экспертиза. Мы будем пробовать их в медицине перед внедрением по всем направлениям. И это будет даже не один правовой акт, это будет 100 приказов или 100 нормативных чек-листов, которые будут включать в себя до 200-300 требований», — пояснил Михаил Мурашко.

Параллельно идёт работа по систематизации требований, Общественно-деловой совет разрабатывает «дорожные карты» по внесению необходимых изменений в нормативную базу.

Система государственного надзора во многом архаична, многие её элементы достались по наследству от системы репрессивного государственного надзора, которая была сформирована в советской системе. До сих пор действуют многие советские правила и требования, по которым применяются санкции. Многие из них — устаревшие. Пока эти нормативные основания не отменены, инспектор не может изменить режим своей работы и вынужден проверять то, что положено законом. Две недели назад на заседании проектного комитета мы утвердили 3 "дорожные карты" по изменению нормативных актов, на ближайшем заседании будем утверждать новую партию. И так еженедельно будем работать, пересматривая то, что является сегодня существенным отягощением в работе предпринимателей и инспекторского состава», — отметил Михаил Абызов.

За счёт формата прямого общения контролёров и проверяемых надо найти правильный баланс при достижении трёх целей реформы контрольно-надзорной деятельности, указал министр. С одной стороны, необходимо в ближайшие годы радикально сократить объём причинённого ущерба и вреда жизни и здоровью граждан. По показателям смертности и травматизма Россия отличается от стран ОЭСР в худшую сторону в 2 раза, но уже к 2024 году планируется выйти на такие же параметры. Уже в этом году стоит задача снизить ущерб для здоровья граждан на 5% по отношению к показателям 2016 года. По итогам первых 6 месяцев 2017 года работа идёт в целом по графику — по тем надзорам, по которым есть достоверная статистика.

Проблема достоверности статистики, по словам Михаила Абызова, очень актуальна для надзорных ведомств. Сейчас им не понятно, от чего отталкиваться и как ставить новые задачи. Многие надзорные ведомства такой статистики не имели вообще, и за 2017-2018 год нужно эту недоработку устранить, подчеркнул министр.

А некоторые ведомства имели статистику, достоверность которой вызывала много вопросов. Например, по официальным данным за 2016 год, в России зарегистрировано более 84 тыс. вновь ВИЧ-инфицированных. При этом Российская академия наук приводит данные 103 тыс. Надо разбираться в различии этих цифр. При этом заболевших гриппом в 2016 году зарегистрировано 45 тыс. Исходя из этой статистики вероятность заразиться ВИЧ в России в 2 раза больше. Нам надо перелистнуть страницу необъективных данных, уловок, приписок и с чистого листа по заболеваемости гриппом начинать вести добросовестную, качественную статистику», — отметил министр.

Он также призвал проводить в обществе разъяснительную работу, объяснять людям, как контролируется качество вакцин, как оно гарантируется.

Предпринимательское сообщество в целом не имеет претензий к тому, как региональный Росздравнадзор выполняет свои полномочия.

С 2012 по 2016 год жалобы на контрольно-надзорные органы составляли 30% от всех жалоб, поступающих бизнес-омбудсмену. На территориальный орган Росздравнадзора жалоб не было. Изменение ситуации в госконтроле и переход на риск-ориентированный подход позволит переориентировать контроль на объекты повышенного риска и освободить от планового контроля объекты низкого уровня риска и добросовестных участников рынка. Парадигма отношений в сфере надзорной деятельности действительно меняется», — отметила уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе Астраханской области Наиля Никитина.

На управление Росздравнадзора по Астраханской области действительно нет жалоб, подтвердил президент Астраханской торгово-промышленной палаты Виктор Винокуров. В ТПП считают реформу госконтроля в целом огромным шагом вперёд. Бизнес поддерживает переход от репрессивной модели контроля и надзора к партнёрской, отметил президент организации.

Тем не менее, проблема большого количества внеплановых проверок остаётся для бизнеса актуальной. По мнению Михаила Абызова, у Росздравнадзора должен быть особый режим согласования таких проверок, несмотря на то, что взят курс на их сокращение.

Сейчас готовится законодательство, расширяющее полномочия Генпрокуратуры по согласованию внеплановых проверок, которые нередко проводятся по жалобам и используются в целях недобросовестной конкуренции. По таким видам надзора, как у Росздравнадзора, возможность быстрой проверки и быстрого устранения нарушений очень важна. Поэтому пока по здравнадзору мы согласовали формулу, что их внеплановые проверки проходят согласование с Генпрокуратурой через механизм уведомления. Если ты понимаешь, что где-то есть угроза, — предотврати её и в течение суток отправь уведомление в прокуратуру. Ключевая задача на 2018 год — перевод внеплановых проверок на риск-ориентированный подход. Количество внеплановых проверок сегодня вдвое превышает количество плановых. Так, проводится 400-450 тыс. плановых проверок в год и примерно 1 млн внеплановых», — сказал Михаил Абызов.

Участники встречи затронули тему арбитража по результатам предписаний. В стандарте профилактики нарушений обязательных требований, который недавно утвердил проектный комитет реформы, по словам Михаила Абызова, заложен формат внеарбитражного обжалования в ведомственном порядке принятых надзором решений. По мнению министра, в арбитраж нужно входить лишь в крайнем случае, этот подход уже реализован в налоговой службе.

Формат публичных обсуждений правоприменительной практики будет меняться, чтобы предпринимателям было интересно и полезно участвовать в этих мероприятиях, сказал в заключение Михаил Абызов. Так, по актуальным вопросам планируется проводить «балансовые» в межведомственном режиме, сразу по нескольким надзорам. Например, тему ВИЧ и ОРВИ следовало бы обсудить также с Роспотребнадзором, пояснил министр.

Руководство регионов должно стать «точкой сборки» надзоров различных уровней, подчеркнул Михаил Абызов. Именно на этом уровне пересекаются функции федеральных, региональных и муниципальных надзоров.

Молодые специалисты контрольно-надзорных органов, отобранные по итогам обучающего курса для инспекторов, подготовят свои предложения по внедрению «на местах» инструментов реформы госконтроля, таких как риск-ориентированный подход к проверкам и развитие профилактики нарушений. «Меню» инициатив будет сформировано в рамках двухдневной проектно-аналитической сессии, с участниками которой 27 апреля встретился куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов . Для выявления инициатив, которые будут реализованы наилучшим образом, запускается конкурс «Реформа на практике», итоги которого подведут в конце года.

«Кадровый актив реформы контрольно-надзорной деятельности» - программа по развитию сообщества лидеров изменений среди сотрудников контрольно-надзорных органов. Они отбираются в два этапа. На первом этапе в ходе онлайн-обучения, которое уже прошли 3 тыс. сотрудников надзорных органов, определяется 10-15% лучших слушателей. Затем после тестирования на определение лидерских компетенций выделяется от 20 до 50% лучших по лидерским качествам слушателей. Далее ведётся образовательная работа, цель которой - развить в них управленческие и лидерские компетенции. Сейчас в кадровый актив реформы входит 200 сотрудников из 12 контрольно-надзорных органов.

Основная работа лежит на плечах территориальных органов и инспекторского состава, который работает «на земле». Одним из приоритетов является обучение новым компетенциям людей, которые работают в регионах. Первые 3 тысячи такое обучение прошли, из них отобраны лучшие. В этом году обучение пройдут в общей сложности 20 тыс. человек, в следующем - уже 50 тыс. Формат работы с кадровым активом, с людьми, которые неравнодушны, профессиональны и заинтересованы в преобразованиях, - такой формат очень важен. Мы хотим сделать вас соучастниками этого процесса. С другой стороны, мы хотим, чтобы вы стали носителями изменений и помогали внедрять лучшие практики вашим коллегам», - сказал Михаил Абызов.

Одна из задач проектной сессии - подготовка предложений по улучшению системы государственного контроля и надзора. Разрабатывая предложения, нужно ответить на вопрос, какие проекты могли бы быть наиболее востребованными и приоритетными через 10-15 лет.

Через 15 лет основная задача контрольно-надзорных органов будет состоять в профилактике и дистанционном мониторинге поднадзорных объектов. Внеплановые и плановые проверки будут составлять лишь 10-15% в работе надзорных органов. Огромное значение приобретут такие компетенции и функции, как аналитика, а также инженеры по управлению рисками - то, чего в наших органах на сегодняшний день нет. У нас нет постоянной онлайн-аналитики по управлению рисками. Тем не менее инженер по управлению рисками - это отдельная компетенция, отдельный комплекс знаний, и он будет одним из самых важных уже через 5 лет. Сейчас же мы похожи на банк, который выдаёт кредиты, как-то их собирает, но никак не оценивает риски заёмщиков, за исключением крупных клиентов», - отметил министр.

Цифровые технологии также помогут освободить инспекторов от ненужной работы. Только 30% рабочего времени они сейчас тратят на проверки, остальное - на бюрократию и отчёты, указал он.

Одна из важнейших задач, по словам министра, - построить эффективную систему государственного контроля и надзора как часть системы госуправления. Госслужбу надо сделать более компактной, эффективной, направленной не на процесс, а на результат с привлечением профессиональных кадров, подчеркнул министр.

Михаил Абызов напомнил участникам кадрового резерва о первой и самой главной задаче государственного контроля и надзора - радикально снизить уровень ущерба и вреда по тем рискам, которые контролирует государство. Ежегодно в России в связи с наступлением этих рисков погибает более 160 тыс. человек. Задача - к 2025 году в 2 раза снизить смертность и травматизм и выйти на показатели, сопоставимые с лучшими международными практиками. Вторая задача - радикально сократить давление на бизнес. Министр напомнил о недавней трагедии в Кемерово , когда в результате пожара в торговом центре погибли десятки человек.

Прикрываясь «надзорными каникулами» и теми благами, которые государство везде дарит бизнесу, чтобы избавить от излишних издержек, связанных с государственным контролем и надзором, предприниматели просто игнорировали и не исполняли все требования. За последние 5 лет показатели смертности на пожарах снизились более чем на 15%. Но каждый такой случай сильно влияет на имидж всей системы государственного контроля и надзора и на репутацию наших отдельных надзорных ведомств», - отметил Михаил Абызов.

Философия нового госконтроля, по словам министра, заключается в том, чтобы выстроить партнёрскую модель взаимодействия бизнеса и инспектора, не отказываясь от репрессивных функций там, где они нужны. По видам надзора, по которым любое нарушение фатально, например, по атомному надзору, будет продолжать действовать «палочная» система, пояснил министр. Он также выступил за ужесточение санкций за уклонение от госконтроля, подчеркнув при этом, что большинство поднадзорных субъектов - это дисциплинированные участники рынка.

Именно за счёт профилактики, по его словам, можно радикально расширить вовлечённость поднадзорных субъектов. 30% предпринимателей не знают сути требований, которые к ним предъявляются, а ещё 40% знают их плохо, сказал министр.

Михаил Абызов ответил на вопросы участников сессии. Они интересовались, в том числе, как вовлечь в реформу инспекторов старшего поколения, которые по природе своей более консервативны и менее склонны к изменениям. По словам министра, они обладают критически важными компетенциями и должны быть обязательно вовлечены в реформу.

Важно вовлекать этих профессионалов в те преобразования и изменения, которые мы проводим. Они все готовы и умеют учиться. В советское время это было постоянным элементом работы на госслужбе. Вопрос в их доверии. Если они будут чувствовать в отношениях с федеральными руководителями, что это не новая «фенечка», а неотъемлемая часть работы, то они будут вовлекаться. Эти люди являются для нас источником важных знаний», - подчеркнул Михаил Абызов.

Отвечая на вопрос о трудоустройстве сотрудников надзорных органов, которые могут быть высвобождены в ходе реформы, министр сказал, что такая оценка пока не проводилась, но компетенции людей, которые сегодня работают в госнадзоре, таковы, что их с удовольствием берёт на работу частный сектор.

Госслужба в целом, по мнению министра, требует реформирования. Надо провести разграничение, кто является сотрудником по найму, а кто определяет госполитику. Для них должны быть разные требования. Это задача на 5 лет, считает он.

Инспекторы контрольно-надзорных органов будут общаться с предпринимателями через электронные «личные кабинеты» и не смогут проводить выездные проверки, если их нет в едином реестре проверок.

Это предусмотрено Стандартом информатизации контрольно-надзорной деятельности, который утвердил проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», сообщается на сайте Открытого правительства. Также комитет одобрил проекты постановлений правительства, устанавливающие категории и критерии риска по видам контроля, которые осуществляют Росздравнадзор и Росприроднадзор. Соответствующий протокол подписал куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Информатизация и автоматизация госконтроля — одно из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности. Внедрение информационных технологий в работе инспекторов позволит освободить их от лишней работы и избавит бизнес от избыточной административной нагрузки, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков.

По словам замглавы Минкомсвязи Олега Пака, в документе заложена целевая модель формирования информационной среды контрольно-надзорной деятельности, основанная на ряде принципов. Так, все информационные ресурсы контрольно-надзорных органов должны будут вестись в электронном виде с обеспечением юридической значимости. Речь идёт о реестрах проверяемых объектов, обязательных требований, видов контроля и надзора и так далее. Всё взаимодействие между участниками контрольно-надзорной деятельности должно будет осуществляться с помощью инфраструктуры электронного правительства и системы межведомственного электронного взаимодействия. При оценке рисков должны будут использоваться сведения, содержащиеся в единой информационной среде.

Невозможно будет провести контрольно-надзорное мероприятие, если его паспорт отсутствует в едином реестре проверок. Включить в проверочный лист требование, если соответствующий вид контроля не внесён в реестр видов контроля, также будет нельзя. Всё взаимодействие с согласия проверяемого лица нужно будет осуществлять через «личный кабинет», в том числе на портале госуслуг. Если можно будет заменить очную, выездную проверку на другой формат, например, электронное самодекларирование или сбор сведений с использованием датчиков, то предпочтение следует отдавать именно таким форматам. Создание какой-либо новой государственной информационной системы проект не предполагает.

Предполагается, что документ будет актуализироваться раз в полгода. Сейчас ведомства находятся на разном уровне информатизации, поэтому стандарт предусматривает 3 уровня зрелости. Минимальному уровню зрелости могут соответствовать все ведомства, участвующие в программе, с учётом текущего уровня финансирования, уверены в Минкомсвязи. С этим согласен и Михаил Абызов.

Этот документ мы смогли согласовать и с очень отстающими по техническому оснащению ведомствами, и с очень передовыми. Задача, которую мы в ходе этих обсуждений ставили перед Минкомсвязи, — предложить меню, в котором каждый сможет найти правильный формат, с оговорками и буферными зонами с точки зрения перехода от одного уровня зрелости к другому. Это касается, в том числе, и вопросов финансирования. Я отдельно задавал вопрос коллегам из Минкомсвязи, есть ли такие органы из тех, кто участвует в программе, которые не могут справиться в рамках текущего бюджета с наименьшим уровнем соответствия этому стандарту. Доклад, который я получил, свидетельствует о том, что таких органов нет», — сказал Михаил Абызов.

В то же время, по мнению министра, на внедрение информационных технологий в госконтроле могла бы пойти часть финансирования программы «Цифровая экономика», если будет принято решение о выделении дополнительных средств на её реализацию. Михаил Абызов поручил Минкомсвязи подготовить предложения по включению в программу «Цифровая экономика» мероприятий по информатизации контрольно-надзорных органов, участвующих в реформе. Ранее вопрос выделения дополнительного финансирования программы обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. По словам Михаила Абызова, речь шла о сумме от 70 до 100 млрд рублей, которые необходимо направить, в том числе, на обеспечение инфраструктуры цифровой экономики.

Проектный комитет поручил надзорным органам руководствоваться стандартом информатизации при доработке ведомственных информационных систем, а техническое задание на их доработку — представить в Минкомсвязи до 30 июня.

В основе реформирования госконтроля лежит переход надзорных органов на риск-ориентированный подход при проведении проверок, который предполагает концентрацию надзора на наиболее опасных объектах, нарушения на которых могут повлечь существенный ущерб жизни, здоровью или экономике. Для этого ведомства, участвующие в программе, должны разделить все поднадзорные объекты по категориям риска. Проекты постановлений правительства об установлении категорий и критериев риска готовят все ведомства, кроме ФНС и ФТС, по Роструду критерии уже утверждены. Проектный комитет одобрил проекты постановлений, подготовленные Минздравом и Минприроды. МЧС рекомендовано внести ранее одобренный проект постановления в правительство. Другим ведомствам-участникам программы — ФАС, Россельхознадзору, Роспотребнадзору, Ростехнадзору поручено доработать подготовленные ими документы, а тем, кто ещё не представил проекты постановлений, сделать это до 3 июля.

При определении уровня риска пока нельзя посчитать исторический ущерб и сложно собирать текущую информацию, чтобы точно этот ущерб определять, отметил член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Этот вопрос является системным для всех надзоров. Мы критерии с точностью до миллиметра не определим, нужно смотреть практики. Это живая материя. Прошу подготовить предложения по системным решениям: каким образом и в какие сроки мы должны актуализировать это с учётом практики применения риск-ориентированного подхода. Это надо зафиксировать при выпуске соответствующих постановлений правительства», — подчеркнул Михаил Абызов.

Также надзорные ведомства готовят проекты постановлений правительства о внедрении чек-листов — списков контрольных вопросов для проверки исполнения обязательных требований. По данным Минюста, проекты таких постановлений надзорные органы уже внесли в правительство, по ряду видов контроля есть проблемы, связанные с их нестандартностью. Чек-листы должны быть внедрены до конца года. Чтобы эти сроки не были сорваны, проектный комитет рекомендовал надзорным ведомствам начать разработку форм чек-листов параллельно с представлением в Правительство проектов нормативно-правовых актов, регламентирующих использование чек-листов, не дожидаясь их принятия.

Реформа госконтроля предусматривает мероприятия по профилактике коррупционных нарушений в работе надзорных органов и повышению уровня подготовки сотрудников надзорных ведомств. Для этого Минтруд разрабатывает стандарт кадрового менеджмента и методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков. Проектный комитет пока оценивает качество подготовки этих документов как неудовлетворительное. Минтруду поручено в кратчайшие сроки обеспечить их доработку.

Особого внимания, по мнению министра, заслуживает опыт Федеральной налоговой службы по внедрению принципов «умного» госконтроля. У ФНС нет внеплановых проверок, а разрешение на выездную проверку даётся только после её включения в план. Служба делает ставку на налоговый мониторинг, когда инспектор получает удалённый доступ к учётным системам налогоплательщиков, которые сами внедряют системы внутреннего контроля. Благодаря этим и другим нововведениям объём налоговых поступлений уже превысил все экономические индикаторы РФ. ФНС разделила поднадзорные объекты на 3 категории риска. К высокой категории риска служба отнесла всего 700 тыс. организаций из 8 млн — это те, кто уклоняется от уплаты налогов. 1 млн предприятий — в зоне наименьшего риска.

Налоговая многое уже сделала, и крайне важно, что она переделала внутренние регламенты. А внутренние регламенты на сегодняшний день придётся перестраивать всем. У нас Аналитический центр при правительстве сейчас готовит программу тренингов, обучения, обмена лучшими практиками на верхнем уровне. Я прошу проработать с ними возможность обсуждения опыта ФНС», — сказал Михаил Абызов.

На сегодняшний день реализована 21 контрольная точка приоритетной программы по совершенствованию госконтроля. Новая система согласования документов в проектном формате, по мнению Михаила Абызова, пока не заработала — госорганы не понимают, как использовать новый механизм, и предпочитают использовать привычный регламент. Министр предложил в июле провести стратегическую сессию, чтобы проанализировать, что можно изменить не только в проекте по реформе госконтроля, но и в проектной деятельности правительства в целом, чтобы сделать её более эффективной.