Фет, афанасий афанасьевич. Афанасий фет

Фет Афанасий Афанасьевич (настоящая фа-милия Шеншин) (1820-1892) — поэт, прозаик, публицист, переводчик.

Жизненный путь Фета на-чался с суровою испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Гер-мании с русским дворянином отставным ротмистром А.Н.Шеншиным. Вскоре ро-дился Афанасий, которого Шеншин усыновляет. Через че-тырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической за-писи, и русский дворянин Афа-насий Шеншин превратился в разночинца — «иностранца Афанасия Фета», которому удалось получить русское под-данство только в 1846 году. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивает-ся ее.

С 1838 по 1844 год Фет учится на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучает историю мировой культуры и продолжает писать стихи, которыми начал увлекаться в юношестве.

В 1840 году выходит первый сборник его стихотворе-ний «Лирический пантеон» , а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. «Из живу-щих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», — пишет в 1843 году Белинский .

В 1845 году подающий надежды поэт становится унтер-офицером провинциального полка, так как первый офи-церский чин давал право на получение потомственного дворянства. В 1853 году ему удается перейти в привилеги-рованный гвардейский полк, расквартированный невдале-ке от столицы. Фет налаживает связи с петербургскими литераторами.

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотво рений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий, обративший на себя внимание знатоков и любителей поэ-зии.

В 1858 году Фет выходит в отставку. Дворянство не было получено, и в 1860 году поэт приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Это по-прежнему ущемляет его мироощущение: статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов, занима-ется хозяйством, выступает как публицист-консерватор. Демократическая критика встречает в штыки двухтомное собрание его лирики 40—50-х годов (1863).

С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни» и «Записки о вольнонаемном труде». Определяющее начало в циклах — публицистика, но вместе с тем это самая настоящая «деревенская» проза: циклы состоят из очерков, рассказов и даже новелл. Поэзия и проза Фета — художе-ственные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничи-вал, полагая, что проза — язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, без напряжения принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики : в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе — реалистической .

Многообразная публицистическая проза Фета во многом подготовила заключительный этап его поэтическо-го творчества (1870-1892).

В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С.Тургенев : «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию».

Став богатым помещиком, Фет занимается и благотво-рительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопо-чет об устройстве больницы, «делает много добра соседним крестьянам». Характерно, что в эти годы, как бы наперекор достигнутому благополучию, у Фета прорываются чувства тоски и недовольства собой. В одном из писем он пишет: «Застываю теперь, как земля осенью», в другом жалуется на «почти абсолютное одиночество». Единственную отраду Фет находит в поэзии. Творческий подъем начала 80-х годов продолжается до конца жизни. Он публикует четыре выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни», зани-мается переводческой деятельностью, которая отмечена Пушкинской премией.

Еще при жизни поэта в нем видели, с одной стороны, Фета, мастера поэтического слова; с другой — Шеншина, расчетливого помещика и консервативного публициста. Противопоставление Фет-Шеншин стало привычным.

Фет — романтик. Недаром еще в 1850-е годы критика отмечала его дар «ловить неуловимое», фиксировать «эфир-ные оттенки чувства».

В любовной лирике Фета слышатся и оптимистичес-кие, жизнеутверждающие мотивы. Это характерно и для поздних произведений поэта, созданных в течение 1882— 1892 годов (например, «Еще одно забывчивое слово...», «В степной глуши, над влагой молчаливой...», «Хоть счастие судьбой даровано не мне...» и др.).

Поэзию Фета отличают музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. Именно поэтому она послужила прекрас-ным материалом для романсов многих русских композито-ров: Чайковского, Рахманинова и др. По свидетельству Салтыкова-Щедрина , романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия».

Поэт прожил долгую и нелегкую жизнь. Историческая судьба его наследства также весьма драматична . Фет вошел в литературу в 1840 году. Пушкина уже не было; Лермонтов издал свой единственный стихотворный сборник; Тютчев был известен узкому кругу ценителей; новое поколение поэтов только формировалось. В 1840-50-е годы извест-ность Фета начала расти. Но в последующее тридцатилетие стремление Фета любыми средствами доказать свою при-надлежность к «трехсотлетнему дворянству» оттолкнуло от него широкого демократического читателя, заслонив глав-ное в нем — огромный талант лирика. Своего признания он так и не увидел. 1892 год, последний в жизни Фета, явился кануном выхода сборников Брюсова «Русские сим-волисты». На рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии, интерес к Фету быстро возрос. Постепенно становилось ясно, что за полвека литературной деятельнос-ти он открыл новую главу в истории отечественной поэзии, начиная «не календарный, настоящий двадцатый век» (А.Ахматова).

Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886). Насыщенная конкретными приметами лирика природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: "Вечерние огни" (сборники 1 — 4, 1883 — 91). Многие стихи положены на музыку.

Биография

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. "Благословение" на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: "Это несомненное дарование". Первый сборник стихотворений Фета "Лирический пантеон" вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях.

Ради достижения своей цели — вернуть дворянское звание — в 1845 он покинул Москву и поступил Да военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи.

Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга.

В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе. В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя В. Боткина — М. Боткиной.

В 1858 Фет вышел в отставку, поселился в Москве и энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей "неслыханную цену" за свои произведения.

Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные нападки делало его тяжелым в общении человеком. Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своем имении; он избирается мировым судьей в Воробьевке. Так продолжалось почти 20 лет.

В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название "Вечерние огни". (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.)

В 1888, в связи с "пятидесятилетием своей музы", Фету удалось добиться придворного звания камергера; день, в который это произошло, он посчитал днем, когда ему вернули фамилию "Шеншин", "одним из счастливейших дней своей жизни".

Начинается просто с шекспировских страстей. Его отец, богатый дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, 45-летний человек гусарского склада, бывший ротмистр, находясь на лечении в Германии, без памяти влюбился в 20-летнюю матушку будущего поэта Шарлотту Фет. Помехой этой страсти не стало ни то, что дама была замужней, ни то, что у нее была уже дочь, ни то, что дама была беременна Афанасием...

Мальчик родился в декабре 1820 года. Биография Фета содержит период счастливого детства в орловском имении отца в с. Новоселки.

О семье Шеншиных - Фетов

Фактически биологическим отцом Афанасия Фета является Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет, асессор дармштадского городского суда. Кровная сестра же осталась в Германии.

Двое детей Шарлотты Фет и Афанасия Шеншина (Анна и Василий) умерли в младенчестве. У поэта же была сводная сестра Люба 1824 года рождения.

Оскорбленный случившимся похищением жены, биологический отец-немец лишил Афанасия наследства.

Статус внебрачного сына

Беззаботная пора детства будущего поэта в имении Шеншиных длилась до 14 лет, пока православные (епархиальные) власти, осуществляющие, как сейчас говорят, правовой надзор, не обнаружили, что дата венчания родителей (1822) более поздняя, чем дата рождения ребенка. Это повлекло за собой для Афанасия значительные правовые последствия. Биография Фета содержит сведения, что молодой человек глубоко страдал от своего особого статуса "незаконнорожденного".

О навязанном ему ритме жизни свидетельствует хронологическая таблица. Фета Афанасия Афанасьевича, с одной стороны, влекла поэзия, а с другой - долг возвращения дворянских привилегий потомству.

Даты

События

В деревне Новоселки в помещичьей семье Шеншиных родился сын Афанасий

Обучение в пансионе Кроммера в финском городе Верро

Пансион профессора Погодина

Обучение на отделении словесности Московского университета

Служба в кирасирском полку в Херсонской губернии

Первый стихотворный сборник

Второй сборник стихов

Фет становится поместным дворянином и живет в имении в Степановке

Наиболее продуктивный период творчества (в деревне Воробьевка)

1883, 1885, 1888, 1891

Годы издания циклов лучших стихотворений поэта

Смерть от приступа астмы

Очень уж многие вехи его жизни - с честью преодоленные им ограничения в образовании, вынужденная служба в армии, женитьба на нелюбимой женщине, отшельничество в деревне - явно не входили в его изначальные планы. Такие этапы жизни не делают человека счастливым... Все это, к сожалению, сказалось на здоровье поэта. Годы жизни Фета могли бы охватить и больший промежуток времени.

Невзгоды изменили характер поэта

Возможно, это состояние внутреннего страдания и послужило причиной рождения в его душе лирики самого высокого уровня, кристально чистого стиля поэзии.

Он не мог носить фамилию отца, не являлся русским подданным, соответственно, не наследовал и дворянские права. Его фамилия была Фет, и молодой человек считался немецким подданным. Все то, что его братьям и сестрам досталось по рождению, ему следовало заслужить. Вот так бдительность духовных отцов-клерков сделала несчастной последующую жизнь поэта. В права дворянства он вошел лишь в возрасте 50 лет! Поэтому литературоведы подчеркивают: неяркая, невеселая биография Фета и его ясное, акварельное стихотворное наследие глубоко контрастны. Тяжелая психологическая травма, нанесенная негуманностью закона, определила непростой характер этого талантливейшего человека.

Образование

В отличие от остальных Шеншиных, Афанасий Афанасьевич Фет получил хорошее образование. Трудолюбие и предрасположенность к наукам делали свое дело... Будучи немецким подданным, он вынужден был начинать учиться в протестантском немецком пансионе. Впрочем, преподавателям этого учреждения он обязан знаниями латинского языка, классической филологии. Именно здесь были написаны его первые стихи.

Начало творчества

Молодой человек имел мечту - учиться в Московском университете. Пансион профессора Погодина послужил ступенью к этому поступлению.

С 1838 года Афанасий Афанасьевич Фет является студентом отделения словесности вожделенного им университета. Отсюда берет свое начало его многолетняя дружба с будущим поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым. Здесь в 1840 г. был написан Фетом его первый сборник стихов "Лирический пантеон". В произведениях начинающего поэта ощущалось подражание Венедиктову и Пушкину. Раннюю лирику Фета публикуют журналы "Отечественные записки" и "Москвитянин". Фет жаждет признания, благодаря которому надеется вернуть дворянский титул. Однако успеха, адекватного такой мечте, ранняя лирика Фета не приносит.

Тогда деятельный молодой человек действует сообразно "плану Б" - получает дворянский титул после военной службы.

Поэт служит в армии

Он служит в кирасирском полку, который расквартирован в Херсонской губернии.

На это время приходится завязка его личной драмы. Безвестный, откровенно бедный молодой человек испытывает серьезное чувство к Марии Лазич, дочери мелкопоместного дворянина. Причем это чувство взаимно (и, как оказалось, на всю жизнь.) Однако сложившийся в Афанасии деструктивный комплекс "вернуть дворянство превыше всего" препятствует браку и созданию счастливой семьи... Мария же безвременно погибла, будучи еще молодой, оставив возлюбленному воспоминания и сожаления.

Годы службы Афанасий Фет, поэтический самобытный дар которого начал проявляться, называет нелицеприятно: "заключением". Первый громкий успех сопутствовал его стихам, изданным в 1850 году. Поэта признает творческая элита. Он знакомится и становится вхож к Некрасову, Дружинину, Льву Толстому. Его произведения, наконец, ожидаемы и любимы. Однако к своим творческим вершинам Афанасий Фет, поэт от Бога, все еще идет. Новый сборник поэзии, напечатанный в 1856 году, - только веха на этом пути.

Женитьба, статус помещика

Титул он так и не выслужил в армии, хоть и дослужился до звания ротмистра (что соответствует современному званию капитана, а для возвращения титула по логике военной карьеры Фету следовало стать полковником).

Однако к этому времени жизнь Афанасия Афанасьевича круто изменилась. Вернувшись к гражданской жизни, он женился на Боткиной, сестре известного литературного критика. Этот брак был, скорее, свершен им из расчета, чем по любви. Таким образом Фет Афанасий Афанасьевич сроднился с богатым купеческим семейством и подвел черту своей бедности. Судьба становится благосклонной к нему. Царским указом признается его право на отцовское наследство, ему также утверждают фамилию Шеншин. Это событие поэт называет самым радостным в своей жизни. Его он ожидал много лет.

Впрочем, любителей его творчества все-таки интересует вопрос: “Почему известный поэт решился на брак по расчету?” Прямого ответа в его дневниках не найдено. Во всяком случае это дело личного выбора: избрать семейную жизнь, втайне страдая от несостоявшегося брака с любимым человеком… Возможно, он устал бороться с обществом, ограничившим его в правах, решил, наконец, обрести покой, коль счастья в любви не досталось. Подобная характеристика Фета имеет под собой основание. Впрочем, свою почившую возлюбленную Марию Лазич он будет вспоминать до самой смерти, посвящая ей стихотворения.

Фет - помещик деятельный

В 1860 г. он на капитал супруги покупает хутор Степановка, где практически безвылазно хозяйствует на протяжении 17 лет. На хуторе Фету-помещику принадлежит двести душ. Он полностью погружается в организацию и ведение хозяйства. На творчество времени практически не остается. Он становится «убежденным и цепким русским аграрием». Афанасий Афанасьевич, отдавая много времени и сил новому для себя делу и отличаясь не только поэтическим даром, но и житейской мудростью, добивается уважения в обществе. Свидетельством признания является исполнение им обязанностей мирового судьи.

Эффективное хозяйствование Фета-помещика способствовало капитализации им средств, заработанных им в сельскохозяйственном производстве. Он фактически заработал своим трудом свое богатство.

Наиболее плодотворный период творчества

В 1877 году поэт вступает в новый, самый плодотворный период своего творчества. Его поэтический стиль выработан, а исстрадавшаяся душа жаждет окунуться в океан чистой поэзии. История Фета восходит к последней наивысшей своей стадии, принесшей ему славу несравненного лирика. Именно чтоб обособиться от суетного мира и сосредоточится на высоком творчестве, Афанасий Афанасьевич покупает курскую деревню Воробьевку, где проводит теплое время года. На зиму поэт всегда возвращался в свой московский особняк. Жизнь Афанасия Фета, начиная с этого своего рубежа, всецело посвящена поэзии.

Данный период творчества оказался наиболее продуктивным. Хронологическая таблица Фета свидетельствует о динамике написания им сборников: 1883, 1885, 1888, 1891... Примечательно, что все эти собрания стихотворений, написанные на протяжении десятилетия, объединены в общий цикл "Вечерние огни".

Поэзия Фета уникальна

Всю поэзию Афанасия Афанасьевича, представленную в авторских сборниках, можно условно сгруппировать по трем основным темам: природа, любовь, искусство. Только этим предметам посвящал он свою поэтическую деятельность. Лирика Фета проста и светла, она действительно написана на все времена. Читатель, желающий найти в его стихах ассоциации, встречающиеся в собственной жизни, обязательно найдет их: в величественном пейзаже леса, животворном звуке дождя, в радостном портале радуги. Композитор Чайковский сравнивал его поэзию с музыкой. По мнению многих критиков, богатства поэтической палитры, достигнутой Афанасием Фетом в описании природы, не достиг ни один его коллега. Муза Фета особенная: простая и изящная, спокойно скользящая на своих крыльях над землей, увлекая читателей своей легкостью и изяществом.

Поэт развивал в своем творчестве гармоничное начало, принципиально отмежевываясь им от "душевной непогоды", тревог, конфликтов и несправедливости. Свой художественный стиль поэт называл "умом сердца".

Вместо заключения

Годы жизни Фета - 1820-1892. За год до смерти его литературные изыскания были “высочайше” оценены. Фету было пожаловано звание камергера (высокий чин придворного ранга, примерно эквивалентный генерал-майору).

Однако здоровье уже подводило поэта… Не до дворцовых карьер ему было… Умер он во время астматического приступа. Похоронили Фета Афанасия Афанасьевича в родовом орловском имении, находящемся в деревне Клейменово.

Подводя итог вышесказанному, следует упомянуть влияние творчества Афанасия Афанасьевича на поколение поэтов-символистов: Бальмонта, Блока, Есенина. Он, несомненно, является основоположником российской школы чистого искусства, завораживающего своей душевностью.

Которого представлена в этой статье, - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист. Родился он в 1820 году, 23 ноября, а умер в 1892 году, 21 ноября.

Детство будущего поэта

В небольшом имении, расположенном в Орловской губернии, во Мценском уезде, родился Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его интересна уже самим происхождением будущего поэта. Отец его работал в суде Дармштадта асессором, мать, Беккер Шарлотта Елизавета, оставила супруга на седьмом месяце беременности и тайно уехала в Россию с Афанасием Шеншиным. Когда мальчик родился, он был крещен по православному обычаю. Имя ему дали Афанасий. Записан он был как сын Шеншина. Шарлотта Елизавета Фет в 1822 году приняла православие, после чего обвенчалась с Шеншиным.

Учеба

Фет получил хорошее образование. Легко давалась учеба способному Афанасию. Он закончил в 1837 году в городе Верро, расположенном в Эстонии, частную немецкую школу. Уже в это время будущий поэт стал писать стихи, а также проявлял интерес к классической филологии и литературе. Для того чтобы подготовиться к университету, он после школы обучался у профессора Погодина в пансионате. Этот человек был журналистом, историком и писателем. Афанасий Фет в 1838 году поступил сначала на юридический, а затем на философский факультет университета в Москве.

Первый сборник стихов

Во время учебы в университете он сблизился с Аполлоном Григорьевым - одним из студентов, увлекавшимся поэзией. Вместе они начали посещать кружок, в котором занимались литературой и философией. Фет при участии Григорьева выпустил первый сборник своих стихов под названием "Лирический пантеон". Эта книга получила одобрение Белинского. Гоголь также отметил, что Фет является "несомненным дарованием". Для поэта это стало своего рода благословением, вдохновило на дальнейшее творчество. Его стихи в 1842 году были опубликованы в различных изданиях, включая такие популярные журналы, как "Москвитянин" и "Отечественные записки". В 1844 году закончил учебу в университете Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его затем продолжилась военной службой.

Военная служба

Афанасий Афанасьевич в 1845 году покинул Москву и поступил в кирасирский полк, находящийся на юге России. Поэт считал, что военная служба необходима ему для того, чтобы вернуть себе дворянское звание. Через год получил звание офицера Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его дополнилась в 1853 году еще одним важным событием: начинающего поэта перевели в гвардейский полк, расквартированный неподалеку от Петербурга. Афанасий Афанасьевич часто навещал столицу, встречался с Гончаровым, Тургеневым, Некрасовым, а также сблизился с редакцией "Современника", популярного в то время журнала. Воинская карьера в целом складывалась не очень успешно. Фет в 1858 году подал в отставку в чине штаб-ротмистра.

Трагическая любовь

В годы службы пережил трагическую любовь, оказавшую большое влияние на его творчество, Афанасий Фет. Биография краткая его непременно включает упоминание о Марии Лазич. Это была возлюбленная поэта, девушка из бедной, но хорошей семьи. Данное обстоятельство стало препятствием для заключения брака. Влюбленные расстались, а через некоторое время девушка при пожаре трагически погибла (поговаривали и о самоубийстве). Поэт хранил память о ней до самой смерти.

Женитьба на Марии Боткиной

Афанасий Фет в возрасте 37 лет женился на дочери чаеторговца из обеспеченной семьи Марии Боткиной. Она не отличалась красотой и молодостью. Брак этот был по расчету. Поэт рассказал перед свадьбой невесте о своем происхождении, упомянул и о родовом проклятии, которое, по его мнению, могло бы стать препятствием для брака (о нем читайте ниже). Однако эти признания не испугали Марию Боткину, и в 1857 году состоялась свадьба. Вышел в отставку через год Афанасий Фет.

Биография (краткая) этих лет его жизни следующая. Поселился поэт в Москве, где стал заниматься литературой. Семейная жизнь Афанасия Афанасьевича была благополучной. Он приумножил состояние Марии Боткиной. Детей у этой пары не было. Афанасия Фета в 1867 году избрали мировым судьей. Жил он в своем имении как настоящий помещик. С новой силой начал работать поэт лишь после возвращения всех привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима.

Творчество Фета

Значительный след в отечественной литературе оставил Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография включает лишь основные его творческие достижения. Расскажем о них. Сборник "Лирический пантеон" был выпущен еще во время учебы в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от тяжелой действительности. Он много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. В его творчестве уже тогда появилась одна характерная черта: Афанасий Афанасьевич говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции.

"Талисман"

Творчество Фета после смерти Марии Лазич приобрело новое направление. Своей возлюбленной посвятил поэму под названием "Талисман" Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография этой девушки будет представлена в конце этой статьи, когда мы расскажем вам о некоторых интересных фактах из жизни поэта. Исследователи предполагают, что ей же были посвящены и все последующие стихи Афанасия Афанасьевича о любви. "Талисман" вызвал живой интерес критиков и множество положительных отзывов. Фет в это время был признан одним из лучших поэтов современности.

Афанасий Афанасьевич считался одним из представителей так называемого чистого искусства. То есть в своих произведениях он не затрагивал важных социальных вопросов, оставаясь до конца жизни убежденным монархистом и консерватором. Фет в 1856 году выпустил свой третий поэтический сборник, в котором воспевал красоту. Именно ее он считал главной и единственной целью творчества.

Не прошли бесследно для поэта тяжелые удары судьбы. Афанасий Афанасьевич ожесточился, порвал отношения со многими приятелями, практически перестал творить. Поэт в 1863 году издал двухтомное собрание своих произведений, а затем наступил 20-летний перерыв в его творчестве.

"Вечерние огни"

Лишь после возвращения привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима он занялся творчеством с новыми силами. Произведения Афанасия Фета к концу жизни приобретали все более философский оттенок, присутствовал в них так называемый метафизический реализм. Писал Афанасий Фет о единстве человека со всей Вселенной, о вечности, о высшей реальности. Афанасий Афанасьевич написал в период с 1883 по 1891 год более трехсот различных стихотворений, вошедших в сборник под названием "Вечерние огни". Данный сборник пережил четыре выпуска при жизни поэта, а пятый вышел после его смерти.

Смерть Афанасия Фета

Великий поэт умер от сердечного приступа. Однако исследователи его творчества и жизни убеждены, что перед смертью им была предпринята попытка покончить с собой. Но точно нельзя сказать, была ли отмечена этим эпизодом жизнь такого человека, как Афанасий Фет. Биография, интересные факты о нем иногда вызывают у исследователей споры. Некоторые из них все же признаются большинством как достоверные.

  • Когда будущему поэту было 14 лет (в 1834 году) выяснилось, что он не является юридически сыном Шеншина, русского помещика, и запись об этом сделана была незаконно. Анонимный донос, сделанный неизвестным, стал причиной разбирательств. Как приговор прозвучало решение: Афанасий отныне должен носить фамилию матери, а также он лишался российского подданства и привилегий потомственного дворянина. Внезапно из богатого наследника он превратился в человека без имени. Как позор воспринял данное событие Фет. Навязчивой идеей стало для него возвращение утраченного положения. Его мечта сбылась лишь в 1873 году, когда Фету было уже 53 года.
  • Тяжелым бременем была отмечена судьба такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография для детей о нем обычно об этом не упоминает. Для поэта существовала опасность одной родовой болезни. Дело в том, что в его роду имелись сумасшедшие. Уже в зрелом возрасте два брата Фета потеряли рассудок. Под конец жизни его мать также страдала безумием. Эта женщина умоляла всех убить ее. Сестра Надя незадолго до брака Афанасия Афанасьевича с Марией Боткиной также попала в психиатрическую клинику. Ее там навещал брат, однако Надя не узнавала его. Часто замечал и за собой приступы тяжелой меланхолии Афанасий Фет, биография и творчество которого это подтверждают. Поэт все время опасался, что его постигнет та же участь, что и родных.

  • В 1847 году во время военной службы в Федоровке поэт познакомился с девушкой по имени Мария Лазич. Ее очень полюбил Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество его во многом сложились под влиянием этой встречи. Отношения между влюбленными начались с легкого флирта, переросшего постепенно в глубокое чувство. Однако красивая, хорошо образованная Мария не могла все-таки стать хорошей партией для надеявшегося вернуть звание дворянина Фета. Поняв, что любит эту девушку по-настоящему, поэт все-таки решил, что не женится на ней. Девушка к этому отнеслась спокойно, однако решила через некоторое время разорвать отношения с Фетом. После этого поэту сообщили о трагедии в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, на ней загорелась одежда. Девушка, пытаясь спастись, выбежала сначала на балкон, а затем в сад. Однако ветер лишь раздувал пламя. Умирала Мария Лазич несколько дней. Последние слова этой девушки были о Фете. Эту потерю тяжело перенес поэт. До конца жизни он сожалел о том, что не женился на Марии. Душа его опустела, и больше не было в его жизни настоящей любви.

Итак, вы познакомились с таким поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество кратко были представлены в этой статье. Надеемся, что эта информация вызывала желание у читателя познакомиться поближе с великим поэтом. Поэзию так называемого нового классицизма ознаменовало творчество такого автора, как Фет Афанасий Афанасьевич. Биография (полная) представлена Бухштабом Б.Я. Называется книга "А. А. Фет. Очерк жизни и творчества". По этой работе вы можете ближе познакомиться с таким великим русским поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография по датам в ней дается довольно подробно.


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892)

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новоселки близ Мценска.

История его рождения столь запутана, что вряд ли кому доведется в ней разобраться, а сама по себе проблема необычайно важна для отечественной литературы, поскольку именно она предопределила жизнь, судьбу и творчество одного из величайших поэтов России.

Факты таковы. Мать мальчика Шарлотта Элизабета Беккер происходила из старинного восточногерманского дворянского рода. 18 мая 1818 года она вышла замуж за Иоганна Питера Карла Вильгельма Фёта, великогерманского окружного асессора из Дармштадта. Говорили, что Фёт был внебрачным ребенком одного из сыновей великого герцога Гессен-Дармштадтского. 17 июля 1819 года у четы Фётов родилась дочь. В начале 1820 года в Дармштадт приехал на излечение родовитый, но обедневший помещик Орловской губернии Мценского уезда Афанасий Неофитович Шеншин. Участник войны 1812 года, некрасивый, в возрасте (далеко за сорок лет). Он страстно полюбил Шарлотту Фёт, выкрал и увез ее в Россию. Женщине было в то время двадцать два года. Почему она согласилась на побег, неизвестно. Беглянка была беременна. Все биографы сходятся на том, что отцом великого поэта Шеншин не был. Однако впоследствии и Иоганн Фёт в завещании не признал мальчика своим сыном.

Сам Афанасий Афанасьевич публично утверждал, что отец его - Шеншин. Но сохранилось письмо Фета к невесте, в котором он раскрыл тайну своего рождения. На конверте письма, которое Фет просил сжечь сразу по прочтении, рукой Фета начертано: «Читай про себя» - и рукой его супруги М. Боткиной приписано: «Положить со мной во гроб». «Моя мать, - писал Фет, - была замужем за отцом моим - дармштадтским ученым и адвокатом Фетом, родила дочь Каролину и была беременна мною. В это время приехал и жил в Дармштадте вотчим мой Шеншин, который увез мать мою от Фета, и когда Шеншин приехал в деревню, то через несколько месяцев мать родила меня… Вот история моего рождения».


Афанасий Афанасьевич родился - по одним документам - 29 октября 1820 года, по другим - 29 ноября. Сам поэт отмечал свой день рождения 23 ноября.

Младенца крестили по православному обряду и внесли в церковную метрическую книгу как сына Афанасия Шеншина. Однако на тот момент Иоганн Фёт еще считался мужем Шарлотты Беккер, брак был расторгнут в Дармштадте только 8 декабря 1821 года. И лишь 4 сентября 1822 года, когда Шарлотта приняла православие и получила православное имя Елизавета Петровна, состоялось венчание Шеншиных.

Известно, что в 1830 году Шеншин не включил имя Афанасия в прошение о внесении в дворянскую родословную книгу. Еще при жизни Фета стала распространяться весьма популярная сегодня сплетня о том, что А. Н. Шеншин, проезжая через Кенигсберг, будто бы «купил» у местного еврея-корчмаря его беременную жену и привез наложницу к себе в имение…

До четырнадцати лет Афанасий Шеншин-младший рос как обыкновенный русский барчук. В конце 1834 года жизнь его резко изменилась. Отец неожиданно увез Афанасия в Москву, затем в Петербург. Далее, посоветовавшись с влиятельными приятелями, он отправил мальчика в глухой лифляндский городишко Верро (ныне Выру в Эстонии), где Афанасия определили на учебу в «частное педагогическое заведение» некоего Крюммера. Все говорит о том, что у Шеншина объявились сильные враги, которые вздумали нанести удар по его самому уязвимому месту, - епархиальному начальству доложили, что сын Шеншина является внебрачным ребенком. Чиновникам немедля потребовалось «восстановить справедливость». Если бы Шеншин был богатым могущественным вельможей, проблем не возникло бы. В начале 1835 года Орловская духовная консистория постановила считать отцом мальчика не Шеншина, а умершего уже Иоганна Фёта.

Ради дальнейшего благополучия семьи Афанасий Неофитович был вынужден пожертвовать старшим сыном. Фет вспоминал: «Однажды отец без дальнейших объяснений написал мне, что отныне я должен носить фамилию Фет… В пансионе это известие возбудило шум: - Что это такое? у тебя двойная фамилия? отчего же нет другой? откуда ты? что ты за человек? и т.д., и т.д. Все подобные возгласы и необъяснимые вопросы еще сильнее утверждали во мне решимость хранить на этот счет молчание, не требуя ни от кого из домашних объяснений». Фамилию Фет Афанасий Афанасьевич носил почти сорок лет.

Одновременно с фамилией молодой человек потерял права на столбовое дворянство, на отцовское имение, на российскую принадлежность - отныне он считался гессен-дармштадским подданным, иностранцем, пришельцем и разночинцем… Подписывать Афанасий обязан был: «К сему руку приложил иностранец Фет». Когда позже поэта спросили, что для него было самым мучительным в жизни, он отвечал, что все слезы и боль его сосредоточены в одном слове - «Фет».

В 1837 году теперь уже Афанасий Фет приехал в Москву и поступил на философский факультет университета. Числился он студентом из иностранцев, учился не положенные четыре года, а целых шесть лет. Как признавал позже сам Фет, у него неожиданно пробудился поэтический дар, и вместо того чтобы ходить на лекции, он целыми днями писал стихи. В 1840 году вышел первый сборник его стихотворений «Лирический пантеон», подписанный «А. Ф.».

В период 1842-1843 годов в «Отечественных записках» и «Москвитянине» было опубликовано в общей сложности 85 стихотворений Фета. Талант начинающего поэта был отмечен Н. В. Гоголем.

Но в 1844 году жизнь Афанасия Афанасьевича в очередной раз резко изменилась. В начале года умерла тяжело болевшая мать, а осенью ушел из жизни дядя Петр Неофитович Шеншин. Когда Афанасия лишили прав наследования, одинокий дядя обещал оставить племяннику свое имение. Но Петр Неофитович умер в Пятигорске, где лечился на водах, а оставшееся без его присмотра имение разграбили, и деньги из банка таинственным образом исчезли. Афанасий Афанасьевич остался без средств к существованию. Выход у него оставался один - пойти служить в армию.

Фет принял русское подданство (не напоминает ли это вам нынешние издевательства властей над нашими соотечественниками?) и спустя месяц был произведен в корнеты. Прикомандировали его к штабу корпуса Орденского кирасирского полка в Херсонской губернии.

Через год поэт получил офицерский чин, первый в длинной череде выслуги для приобретения со временем дворянства.

Летом 1848 года у Фета произошел целый ряд знакомств, которые сыграли чуть ли не решающую роль в его дальнейшей судьбе. Полк, в котором служил Фет, размещался в селе Красноселье. Здесь молодой человек был приглашен на бал к местному богатому помещику, уездному предводителю дворянства Алексею Федоровичу Бржескому. На балу поэт познакомился с супругой хозяина - Александрой Львовной Бржеской, с которой оставался в дружеской переписке более пятидесяти лет - до конца жизни.

Неподалеку от имения Бржеских находилась Федоровка, имение сестры Алексея Федоровича - Елизаветы Федоровны Петкович, где часто гостили племянницы хозяйки - сестры Лазич. На правах хорошего знакомого Бржеских Фет зачастил в гости к Петковичам.

Молодой человек влюбился в Елену Лазич. Это общепринятая версия, но необходимо помнить, что сам Фет имя своей возлюбленной никогда не называл, а Лазич была определена литературоведами в 1920-х годах. В семействе родственников девушка пользовалась заслуженной симпатией. Отец Елены, генерал-майор в отставке, вдовец, был человеком порядочным, но бедным.

Роман длился более года. Неожиданно Фет принял решение, что никогда не женится на Елене, чем обрек себя на пожизненное духовное одиночество. Причины такого решения он объяснил так: «Я ясно понимаю, что жениться офицеру, получающему 300 руб., без дому, на девушке без состояния значит необдуманно и недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которого не в состоянии выполнить».

Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Елены Лазич уже не было в живых. О случившейся трагедии сам Фет написал так: «…последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредоточенная вниманием на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла спустившееся на пол платье, и девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне. Растерявшись при совершенном безлюдье, за исключением беспомощной девочки сестры… несчастная, вместо того, чтобы, повалившись на пол, стараться хотя бы собственным телом затушить огонь, бросилась по комнатам к балконной двери гостиной, причем горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет, оставляя на нем следы рокового горенья. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. Но при первом же появлении на воздухе пламя поднялось выше ее головы, и она… бросилась по ступенькам в сад… На крики сестры прибежали люди и отнесли ее в спальню. Всякая медицинская помощь оказалась излишней».

Позже Фет признался, будучи уверенным, что виноват в гибели Елены: «Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее. Она, сгорая, кричала: “Аu nom du ciel sauvez les lettres”. (“Ради всего святого, спасите письма”. - Франц.) и умерла со словами: “Он не виноват, а я”. После этого и говорить не стоит».

С этого страшного года за Фетом укрепилось прозвание «певец печали».

В 1853 году Фета перевели в гвардейский уланский полк, который на летних сборах располагался в Красном Селе, возле столицы. Это дало поэту возможность познакомиться с И. С. Тургеневым, а через него - с издателями и авторами «Современника»: Некрасовым, Панаевым, Гончаровым, Дружининым, Григоровичем, Анненковым, Боткиным, позднее со Львом Толстым. Вскоре Фет стал в «Современнике» своим человеком, но относились к нему со снисходительностью, как к человеку небольшого ума. О поэте с улыбкой говорили: «Глаза круглые, рот круглый, бессмысленное изумление на лице». С помощью «Современника» Фет издал в 1856 году сборник стихотворений, который имел огромнейший успех.

В 1857 году вышел указ нового императора Александра II, по которому звание потомственного дворянина давал лишь чин полковника. Потрясенный Фет понял, что военная служба даст ему дворянство только в конце жизни, вышел в отставку и переехал жить в Москву.

Весной 1857 года поэт сделал предложение Марии Петровне Боткиной, дочери известного купца-чаеторговца и сестре Василия Петровича Боткина, известного писателя, критика, близкого друга Белинского, друга и ценителя Фета. Мария Петровна предложения никак не ожидала, обрадовалась и немедля дала согласие. Жениху шел тридцать седьмой год, невесте - тридцатый. Боткина была привлекательна своим добродушием и простотой, но имела незаконнорожденного ребенка. Возник «союз одиноких душ», в котором было немало и настоящей любви. Мария Петровна стала с тех пор неотделима от Фета на всю оставшуюся жизнь. В приданое поэт получил 35 тысяч рублей серебром - огромную по тем временам сумму…

В 1860 году Фет купил в Мценском уезде Орловской губернии степной хуторок Степановку, который при его деловитом хозяйствовании быстро преобразился в богатейшую усадьбу с регулярным парком и с плодородными сельскохозяйственными угодьями.

Вскоре Фет превратился в страстного накопителя, занятого прежде всего мыслями о приумножении и без того уже немалого состояния. Росла его слава как выдающегося землеустроителя, прекрасного хозяйственника, позволявшего разбогатеть и крестьянину, и самому себе. Любопытно, что в канун реформы 1861 года Фет прославился на всю страну как яростный защитник старых порядков.

Со временем поэт купил Воробьевку (более чем за 100 тысяч рублей!) - замечательно красивую барскую усадьбу, которую он назвал «наша микроскопическая Швейцария». Затем имение Ольховатку Щигровского уезда Курской губернии, затем имение Граворонку в Землянском уезде Воронежской губернии, с этим имением поэту достался второй конный завод, поскольку конный завод был уже в Воробьевке.

Среди соседей-помещиков Фет становился все более уважаемым лицом. Выражением этого был выбор его в 1867 году на установленную судебной реформой 1864 года и считавшуюся тогда весьма почетной должность мирового судьи, в которой он оставался в течение целых 17 лет.

В Москве Феты купили просторный дом в центре города на Плющихе (ныне дом № 36).

Росла слава поэта Фета. В 1860-х годах шла ожесточенная борьба между революционными демократами и литературно наиболее близкими Фету либералами. Поэт занял особую позицию - антиреволюционную и антилиберальную. Вопреки Некрасову он заявил, что поэт не обязан быть гражданином! Поскольку в «Современнике» окончательно утвердилась линия Чернышевского - Добролюбова, Фет отказался сотрудничать с журналом.

В 1863 году поэт выпустил новое собрание своих стихотворений в двух частях, которое новое демократическое поколение не приняло - небольшой тираж книги по наводке Писарева не распродался до конца жизни Фета - почти за тридцать лет! Такое отношение читающей публики ввергло поэта в длительный творческий кризис. Он на долгие годы умолк, перестал публиковать свои стихотворения.

В 1873 году 26 декабря вышел Указ Сената о присоединении А. А. Фета к роду Шеншиных. Это была победа. Но, странное дело, так страстно жаждавший сменить имя поэт продолжал печатать стихи под прежней фамилией. Разъяснение он дал в следующих строках:

Я между плачущих Шеншин,

А Фет я только средь поющих.

Другом и поклонником Афанасия Афанасьевича был великий князь Константин Константинович Романов, известный в русской литературе поэт, издававшийся под псевдонимом К. Р. Его хлопотами в 1889 году к пятидесятилетнему литературному юбилею поэта новый император Александр III пожаловал Фету предворное звание старшего ранга - камергер.

К концу жизни поэт стал суровым консерватором. Рассказывали, что, бывая в Москве и проезжая на извозчике мимо университета, он в обязательном порядке опускал окно кареты и с ненавистью плевал в сторону заведения. Привыкший к этому кучер каждый раз останавливался без дополнительных указаний.

Только в 1881 году Фет неожиданно вернулся в литературу. Вначале как переводчик. Им был издан перевод главного труда Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Далее последовали: в 1882 году - перевод первой части «Фауста» И. В. Гёте; в 1883 году - стихотворный перевод всех сочинений Горация; в 1888 году - вторая часть «Фауста». В течение последних семи лет жизни поэта вышли переводы: «Сатиры» Ювенала, «Стихотворения» Катулла, «Элегии» Тибулла, «Превращения» и «Скорби» Овидия, «Элегии» Проперция, «Энеида» Вергилия, «Сатиры» Персия, «Горшок» Плавта, «Эпиграммы» Марциала, «Герман и Доротея» Гёте, «Семела» Шиллера, «Дюпон и Дюран» Мюссе, многие стихотворения Гейне.

После долгого перерыва Фет вновь стал создавать оригинальные стихотворения. Они публиковались выпусками под названием «Вечерние огни» (выпуск I - 1883 год; выпуск II - 1885 год; выпуск III - 1888 год; выпуск IV - 1891 год).

В 1890 году вышли в свет два тома мемуаров «Мои воспоминания»; третий том «Ранние годы моей жизни» был опубликован посмертно в 1893 году.

В год смерти Фет подготовил итоговое издание своих произведений. Это позволило Н. Н. Страхову и К. Р. выпустить в 1894 году двухтомное собрание произведений Фета.

Подобно его рождению смерть Фета окутана покровом тайны. Свидетельства близких поэта таковы. За полчаса до смерти Фет настойчиво пожелал выпить шампанского. Жена побоялась дать больному алкоголь, и поэт отправил ее к врачу за разрешением. Оставшись вдвоем со своей секретаршей, Афанасий Афанасьевич продиктовал ей записку странного содержания: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Под этим он сам подписал: «21-го ноября Фет (Шеншин)». Затем схватил стальной стилет, лежавший на его столе для разрезывания бумаги. Секретарша бросилась вырывать оружие и поранила себе руку. Тогда Фет побежал через несколько комнат в столовую к буфету, очевидно, за другим ножом и вдруг, часто задышав, упал на стул. Это был конец. Формально самоубийство не состоялось. Но по характеру всего происшедшего это было, конечно, заранее обдуманным и решенным самоубийством.

Официально было объявлено, что поэт умер от застарелой «грудной болезни», осложненной бронхитом.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

На протяжении почти ста лет — половина XIX века и первая половина XX — вокруг творчества Афанасия Афанасьевича Фета шли нешуточные бои. Если одни видели в нем великого лирика и удивлялись, как Лев Толстой: «И откуда у этого… офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов…», то другие, как, например, Салтыков-Щедрин, видели поэтический мир Фета «тесным, однообразным и ограниченным», Михаил Евграфович даже написал, что «слабое присутствие сознания составляет отличительный признак этого полудетского миросозерцания».

Демократы XIX века и большевики XX числили Фета во второстепенных поэтах, потому что, мол, он не общественно значимый поэт, нет у него песен протеста и революционного настроя. Отвечая на такие нападки, Достоевский в свое время написал знаменитую статью «Г-н — бов и вопрос об искусстве». Он отвечал Н. А. Добролюбову, возглавившему в то время критику и идеологию журнала «Современник» и называвшего «бесполезным» искусство, подобное поэзии Фета.

Достоевский приводит такой пример: «Положим, что мы переносимся в восемнадцатое столетие, именно в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает; дома разваливаются и проваливаются; имущество гибнет; всякий из оставшихся в живых что-нибудь потерял — или имение, или семью. Жители толкаются по улицам в отчаянии, пораженные, обезумевшие от ужаса. В Лиссабоне живет в это время какой-нибудь известный португальский поэт. На другой день утром выходит номер лиссабонского „Меркурия“ (тогда все издавалось в „Меркурии“). Номер журнала, появившегося в такую минуту, возбуждает даже некоторое любопытство в несчастных лиссабонцах, несмотря на то, что им в эту минуту не до журналов; надеются, что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые известия о погибших, о пропавших без вести и проч. и проч. И вдруг — на самом видном месте листа бросается всем в глаза что-нибудь вроде следующего:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Да еще мало того: тут же, в виде послесловия к поэмке, приложено в прозе всем известное поэтическое правило, что тот не поэт, кто не в состоянии выскочить вниз головой из четвертого этажа (для каких причин? — я до сих пор этого не понимаю; но уж пусть это непременно надо, чтоб быть поэтом; не хочу спорить). Не знаю наверно, как приняли бы свой „Меркурий“ лиссабонцы, но, мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади своего знаменитого поэта, и вовсе не за то, что он написал стихотворение без глагола, а потому, что вместо трелей соловья накануне слышались под землей такие трели, а колыханье ручья появилось в минуту такого колыхания целого города, что у бедных лиссабонцев не только не осталось охоты наблюдать —

В дымных тучках пурпур розы

Отблеск янтаря,

Но даже показался слишком оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего такие забавные вещи в такую минуту их жизни. Разумеется, казнив своего поэта (тоже очень небратски), они… через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи вообще, а вместе с тем и за „пурпур розы“ в частности».

Фет всегда был, как нынче говорят, знаковой фигурой. Поэтому для выражения своей мысли Достоевский взял лирическое стихотворение Фета, доказывая, что искусство самоценно само по себе, без прикладного значения, что «польза» уже в том, что оно настоящее искусство.

Такие споры дошли и до нашего времени, но поэзия Фета теперь уже, кажется, стоит незыблемо на самой вершине поэтического Олимпа. Последняя волна занижения достоинств этого поэта накатилась в 1970-е годы, когда несколько крупных современных поэтов (Владимир Соколов, Николай Рубцов, Анатолий Передреев и другие) ярко заявили, что они опираются на традиции поэтической культуры Фета. Тогда в ответ на это Евтушенко обозвал их всех «фетятами». Но это уже ничего не значило. Все понимали уже, что такое Фет и что такое Евтушенко.

А Фет — это, еще процитируем Достоевского, «стихи, полные такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, более жизненного во всей нашей русской поэзии». Я приведу стихотворение, которое много лет назад вошло в мою душу, и я его повторяю в самые трудные моменты жизни. Вот к вопросу о «чистом искусстве», о «пользе и тому подобном».

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Сколько жизненной силы в этом стихотворении, какое оно свежее, музыкальное.

Надо сказать, что основная отличительная черта поэтической культуры Фета — это именно музыкальностью. Сам поэт о своем творчестве писал: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих». Поэтому на многие его стихи композиторы написали романсы, а «На заре ты ее не буди…» стала просто народной песней.

Фет говорил: «Что не выскажешь словами, — / Звуком на душу навей…» Приведем короткое стихотворение, в котором именно навеяно поэтическое состояние. Восемь строк, но за ними видна вся Россия:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Фета упрекали в уходе от гражданских и патриотических тем «в мир интимных душевных переживаний». Упрекали необоснованно. Вот приведенное стихотворение, безусловно, относится к патриотической лирике в ее самом высоком выражении. Фет вообще был страстным патриотом. И его сдержанная, но мощная патриотическая стихия ощутима в стихах «Я вдаль иду моей дорогой…», «Одинокий дуб», «Теплый ветер тихо веет…», «Под небом Франции», «Ответ Тургеневу», «Даки»…

Афанасий Афанасьевич родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Был внебрачным сыном помещика Шеншина, а фамилию свою получил от матери Шарлотты Фет, одновременно с этим утратив права на дворянство. Многие годы потом он будет добиваться потомственного дворянского звания, через службу в армии, добьется и получит дворянскую фамилию Шеншин. Но в литературе навсегда останется как Фет.

Учился он на словесном факультете Московского университета, здесь сблизился с будущим поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым. Еще студентом Афанасий издал свою первую книгу «Лирический Пантеон». В армии он служил с 1845 по 1858 год, служил в кавалерийских войсках, в полку тяжелой артиллерии, в гвардейском уланском полку. После службы он приобрел много земли и стал помещиком.

В 1857 году Фет женился. Но этому предшествовала трагическая любовь, которая на всю жизнь оставила след в сердце поэта. Во время армейской службы на Украине поэт познакомился с Марией Лазич. Это была высокообразованная девушка, талантливая музыкантша, чья игра вызвала восхищение у гастролировавшего тогда на Украине Ференца Листа. Она была страстной поклонницей поэзии Фета и полюбила его самозабвенно. Но Фет не решился жениться на этой девушке, потому что тогда не имел возможности содержать семью. И так получилось, что Мария Лазич в этот момент трагически погибла — загорелось платье от упавшей свечи… Умирала она в жутких муках. Говорили о самоубийстве из-за «расчетливости» Фета. Так это или нет — точно не известно, но Фет потом всю жизнь в стихах возвращался к образу этой девушки. Прочтите, например, «Долго снились мне вопли рыданий твоих…»

Фет женился через семь лет после этой трагедии на сестре своего приятеля — видного критика и писателя Василия Боткина.

Женившись, Фет целиком ушел в хозяйство и даже, надо сказать, был образцовым помещиком. Прибыль у него в хозяйстве все время росла. Жил он почти безвыездно в мценской Степановке. Менее чем в 100 километрах находилась Ясная Поляна. Фет был ближайшим другом Льва Толстого, они ездили друг к другу, дружили семьями, переписывались.

Стихи он писал до самой глубокой старости. В 1880 году издал серию небольших сборников стихотворений — почти исключительно новых — под названием «Вечерние огни». Книжки эти выходили тиражом всего по несколько сот экземпляров и все же не были распроданы. Кумиром любителей поэзии был тогда Надсон, книги его шли нарасхват. Зато минули десятилетия, и «Вечерние огни» стали переиздаваться уже в наше время миллионными тиражами, а где Надсон, кого он интересует всерьез? Вот такие бывают зигзаги в поэтических судьбах.

В старости Фет нередко говорил жене: «Ты никогда не увидишь, как я умру». 21 ноября (3 декабря) 1892 года он нашел предлог, чтобы отослать из дома жену, позвал секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательно приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписав эту записку, Фет схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг… Секретарь, поранив себе руку, вырвала стилет. Тогда Фет побежал в столовую, схватился за дверцу ящика, где хранились ножи, но упал и умер… смерть его как бы была и не была самоубийством. Есть в ней нечто общее с гибелью Марии Лазич: было или не было?..

Как поэт Фет, конечно, будет проходить легко из столетия в столетие — красота и глубина его поэзии неисчерпаемы. Иногда он бывает и провидцем. В 1999 году мы отметили 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Фет написал сонет на открытие памятника Пушкину в Москве. Прочтем его и удивимся, как много в нем и о нашем времени.

К памятнику Пушкина (Сонет)

Исполнилось твое пророческое слово,

Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,

И легче дышится, и мы дерзаем снова

Всемирно возгласить: ты гений, ты велик!

Но, зритель ангелов, глас чистого, святого,

Свободы и любви живительный родник,

Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик,

Что в них нашел бы ты заветного, родного?

На этом торжище, где гам и теснота,

Где здравый русский смысл примолк, как сирота,

Всех громогласный тать, убийца и безбожник,

Кому ночной горшок всех помыслов предел,

Кто плюет на алтарь, где твой огонь горел,

Толкать дерзая твой незыблемый треножник!

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов