Формировать мобилизационный людской резерв будут по новому. Боевое сплочение: военные сборы готовят активный резерв для ВС РФ Мобилизационный контракт

Если завтра война

Минобороны работает над проектом создания нескольких резервных армий, которые планируется сформировать в нашей стране в ближайшем будущем, рассказал сегодня «Известиям» зампредседателя комитета по обороне Госдумы Франц Клинцевич. Их личный состав, работая на своих предприятиях, будет периодически участвовать в военных сборах, а также ежемесячно получать доплату за пребывание в резервной армии. Резервисты будут готовы в любой момент прийти на свой сборный пункт, получить оружие и принять участие в заранее определенном сформированном подразделении.

Записаться в резервные армии смогут военнослужащие, закончившие срочную или контрактную службу. За ними будут закреплены места в воинской части. Проходя сборы, резервисты будут лучше готовы к учениям, сборам и реальной войне.

В качестве примера использования активного резерва приводится опыт США: демобилизовавшийся военный сразу или вскоре после увольнения из армии или ВВС заключает с Пентагоном контракт о регулярном участии в военных сборах и раз в неделю посещает занятия по боевой подготовке. Этот контингент составляет национальную гвардию, которая является видом вооруженных сил. Она может быть использована наравне с внутренними войсками в чрезвычайных ситуациях по распоряжению губернатора штата. Ее также используют в зарубежных военных действиях по решению президента США. Так, в Ираке и Афганистане, по подсчетам специалистов, участвовало более 300 тыс национальных гвардейцев.

Впрочем, госдепутат, пожалуй, слишком оптимистичен в прогнозах насчет «армий резервистов». Два года назад в Минобороны говорили только об эксперименте на базе Западного военного округа, планировалось, что численность «армии резервистов», возможно, составит 8600 человек.

Два года спустя

Эффективный резерв – многодесятилетняя мечта Минобороны нашей страны, потому что это тоже показатель боеготовности любой страны.

Резерв и военные сборов были в СССР и чем дальше, тем больше теряли эффективность. Призвать на сборы могли один раз в жизни, а могли и вовсе не призвать. В цене были водители – их вместо сборов задействовали на уборочном фронте в сельском хозяйстве. С толком проходили сборы танкисты. Остальные «партизаны», как называли резервистов, обычно были допнагрузкой для воинских частей. Эффективность отечественного резерва в конце концов свелась к нулю.

О постоянном, контрактном резерве активно заговорили несколько лет назад. В 2008 году Генштаб Вооруженных сил РФ сообщал, что «в ближайшее время» пройдет апробация новой системы подготовки и накопления «мобресурсов» на контрактной основе. Ежемесячные доплаты тогда называли на уровне 7 тыс рублей.

В 2012 году законопроект о мобилизационном резерве обсуждался с апреля по декабрь и под Новый год, 30 декабря, закон был принят. Таким образом, если проект создания «резервных армий» в Минобороне и обсуждается, то это значит, что он приступает к выполнению закона, принятому почти два года назад. В марте 2013 года правительство утвердило Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

Резервный конкурс

Резервистов закон делит на две группы. Те, кто заключает контракт – «мобилизационный людской резерв». Остальные – «мобилизационный людской ресурс».

Процедура поступления в резерв подробно прописана: заявление в военно-учетный отдел, характеристика, «добро» медкомиссии, аттестация. Аттестацию надо проходить в воинской части, куда отправляют кандидата в резерв (дорогу оплатят за счет Минобороны). Решение о приеме кандидата или отказе принимает комиссия воинской части после квалификационного экзамена. Могут и отказать. По мнению авторов закона и положения, на резервные должности, звания могут быть и конкурсы. Контракт заключает командир части, которому предписывается «всестороннее изучение резервиста».

Срок контракта . По закону контракт можно заключать не менее чем на три года.

Возрастной порог : для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов – до 42 лет, для младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта – до 47 лет, для майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга – до 52 лет. Полковникам, капитанам 1 ранга можно заключать контракт до 57 лет.

Деньги : месячный оклад, коэффициент за высокогорье, север и пр., за новый контракт – единовременная выплата. За непрерывное пребывание в резерве, начиная со второго контракта - надбавки от 10 до 50%.

Размер оклада не может быть ниже 10% размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.

На сборах должны выплачиваться оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклад по воинскому званию, командировочные при доставке к месту сборов, а на работе сохраняется средняя зарплата (стипендия) и, естественно, само место работы (учебы).

Льготы. Можно бесплатно пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повысить квалификацию в военных образовательных учреждениях, но на условиях, которые определяются Министерством обороны.

Возможно, в новом варианте российский резерв приобретет новое качество. Материальная заинтересованность активных резервистов, система сохранения и повышения их квалификации могут хотя бы отчасти осуществить давнюю мечту Минобороны. Отчасти – потому, что система подготовки и призыва на сборы, похоже, не обеспечит массовости «резервных армий», о которых сообщил депутат Госдумы.

Вы случайно не резервист?

Наверняка этот проект встретит скрытое сопротивление работодателей и осложнит их отношения с наемными сотрудниками. Не случайно, некоторые эксперты предлагают вербовать резервистов в первую очередь с предприятий ВПК, работающих в тесном контакте с Минобороны.

Пожалуй, самым слабым местом системы мобрезерва является туманность сроков отсутствия резервистов на основном рабочем месте. В октябре 2013-го в Положение о проведении сборов правительство внесло дополнение «Тренировочные занятия», которые должны проходить «в соответствии с требованиями программ боевой подготовки». Когда и как часто будут проходить тренировки – вопрос открытый.

Сейчас потенциальный гражданский начальник может запросто поинтересоваться у женщины, претендующей на вакантное место, а не собирается ли она в декрет в обозримом будущем, если да, то – до свидания. Такая дискриминация преследуется по закону, но она не афишируется, отказать от места повод найдется. Теперь начальники будут спрашивать у мужчин: не является ли он платным резервистом с гарантией регулярных военных сборов и тренировок.

Максимальный срок пребывания квалифицированного резервиста-контрактника ограничивается только его возрастом и может превышать более 20 лет.

Минобороны при обсуждении закона отмечало, что сборы будут проходить каждый год по две недели (чтобы резервистов не отрывать надолго от работы) плюс тренировки. Однако в положении о мобрезерве общая продолжительность военных сборов, к которым можно привлекать человека за все время пребывания в резерве, лимит сборов сформулирован иначе: он не может превышать 24 месяцев.

Работодатель считает: если исходить из 20 лет и более стажа контрактника, то выйдет среднем по два месяца в год (с сохранением зарплаты и стажа) плюс тренировки (с сохранением зарплаты и стажа). Если бы законодатели указали не 24 месяца сборов за всю карьеру резервиста, а указали годовой предел, стабильности стало бы больше. Кстати, первые желающие попасть на такой вид службы узнавали, что за три года срок «отрыва от производства» не превысит 120 дней. Заявления минобороны, конечно, дорогого стоят, но закон есть закон.

Эксперимент идет к концу

Для сравнения система подготовки резервистов нацгвардии США ясна и понятна: 48 занятий по четыре часа в течение года в учебных центрах, то есть практически каждые выходные – военная подготовка плюс трехнедельные сборы, командно-штабные и войсковые учения, проводимые совместно с войсками регулярной армии.

Минобороны РФ сети учебных центров не имеет, поэтому резервистами по закону должны заниматься командиры воинских частей. Первое экспериментальное подразделение создали в Хакасии. Также было объявлено, что опыт проведут и на базе одного из войсковых формирований в Сибири.

Подходит срок огласить результаты эксперимента с привлечением на контракт резервистов. Не исключено, что в законе, положениях о мобилизационном резерве появится новые поправки.

Справка ЛН. Мобилизационному резерву посвящены, в частности, «Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве», правительственное постановление о тренировочных занятиях резервистов-контрактников «О внесении изменений в Положение о проведении военных сборов» и базовый документ – федеральный закон №288 от 30 декабря 2012 года. Этим законом внесены изменения в законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с пребыванием граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок поступления граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - граждане), в мобилизационный людской резерв (далее - резерв) в мирное время, пребывания в резерве, исключения из резерва, а также заключения контракта о пребывании в резерве (далее - контракт) и прекращения его действия.

2. Пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.

3. Поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия

4. Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части (далее - соответствующее должностное лицо) по форме согласно приложению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может указать в контракте дополнительные обязанности граждан, заключивших в установленном порядке контракт (далее - резервисты), предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом. О заключении контракта издается соответствующий приказ.

6. Срок пребывания гражданина в резерве устанавливается контрактом в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта.

В случае если истечение срока пребывания в резерве приходится на месяц, в котором отсутствует соответствующее число, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

7. Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается резервисту.

Уведомление о заключении контракта направляется в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта Российской Федерации (далее - отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

8. Запись о прекращении действия контракта с указанием даты и основания его прекращения производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле резервиста, соответствующим должностным лицом, скрепляется его подписью и гербовой печатью.

Уведомление о прекращении действия контракта направляется в отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

9. Гражданин, изъявивший желание заключить контракт, подает заявление в отдел (муниципальный) или в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть.

10. В заявлении указываются:

а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;

б) регистрация по месту жительства (пребывания);

в) военно-учетная специальность и воинская должность;

г) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин намерен заключить контракт.

11. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство Российской Федерации, а также:

а) военный билет (военный билет офицера запаса);

б) анкету, заполненную по установленной форме;

в) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

г) копии трудовой книжки, документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, заверенные в установленном порядке;

д) служебную характеристику с последнего места работы (учебы), в случае, если гражданин временно не работает, - из органа местного самоуправления по месту его жительства (месту пребывания);

е) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о браке и свидетельства о рождении детей.

12. Перечень и форма дополнительных документов, представляемых гражданином, изъявившим желание заключить контракт, могут устанавливаться руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

13. Отдел (муниципальный), орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан.

Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим в резерв (далее - кандидат).

Отдел (муниципальный) оформляет на кандидата личное дело в порядке, определяемом для военных комиссариатов Министерством обороны Российской Федерации.

14. Начальник отдела (муниципального) рассматривает принятое заявление в течение месяца и принимает решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела (муниципального) по отбору граждан, поступающих в резерв (далее - комиссия по отбору кандидатов).

15. На начальника отдела (муниципального) возлагаются следующие обязанности:

а) организация оформления документов и подготовка запросов в органы государственной власти в целях проведения необходимых проверок;

б) организация взаимодействия с руководителями организаций (предприятий) по вопросам отбора и приема граждан в резерв (при необходимости);

в) организация работы комиссии по отбору кандидатов и утверждение ее решений;

г) организация направления граждан в воинские части для заключения контрактов.

16. Кандидат (при необходимости) проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

17. Определение соответствия кандидатов, отбираемых отделами (муниципальными), требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, возлагается на комиссию по отбору кандидатов, назначаемую приказом начальника отдела (муниципального).

В состав комиссии по отбору кандидатов включаются должностные лица отдела (муниципального), в том числе врач-терапевт отдела (муниципального).

Председателем комиссии по отбору кандидатов приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначается начальник отдела (муниципального).

В работе комиссий по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

18. Кандидат признается комиссией по отбору кандидатов соответствующим либо не соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

Копия решения комиссии по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.

19. Кандидат, признанный комиссией по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, получает от начальника отдела (муниципального) соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

20. Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.

Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в отделе (муниципальном) по месту жительства (пребывания), в органе федеральной службы безопасности, в соответствующем структурном подразделении Службы внешней разведки Российской Федерации один раз за время пребывания в запасе.

21. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел (муниципальный), где он состоит на воинском учете. На гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела (муниципального), который подписывается соответствующим должностным лицом.

Отбор граждан для поступления в резерв из числа граждан, пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

22. В связи с поступлением граждан в резерв на соответствующее должностное лицо возлагаются следующие обязанности:

а) заключение контрактов с учетом решения комиссии по отбору кандидатов;

б) организация работы аттестационной комиссии воинской части (далее - аттестационная комиссия) по определению соответствия кандидатов требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

23. Министерство обороны Российской Федерации организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам отбора и приема граждан в резерв.

III. Порядок аттестации резервиста и квалификационный экзамен

24. В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.

25. Основными задачами аттестации резервиста являются:

а) определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;

б) подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;

в) представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами Российской Федерации;

г) рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.

26. Резервист аттестуется за 3 месяца до истечения срока пребывания в резерве.

27. На аттестуемого резервиста соответствующим должностным лицом составляется аттестационный лист.

28. Резервист должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

29. Соответствующее должностное лицо несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

30. Проведение аттестации, а также решение иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) возлагаются на аттестационные комиссии.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрен резерв, вправе создать аттестационные комиссии в органах военного управления.

31. Аттестационная комиссия выносит по всем рассматриваемым вопросам заключения в письменной форме.

На заседания аттестационной комиссии в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые, и другие должностные лица.

32. Особенности организации и проведения аттестации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

33. Для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен.

34. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.

Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

35. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

IV. Порядок исключения из резерва

36. Гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 57 Федерального закона.

37. Исключение из резерва по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 57 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Порядок представления резервиста к исключению из резерва и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

38. Пребывание в резерве оканчивается в день исключения резервиста из списков личного состава резерва воинской части.

Об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

V. Порядок исполнения резервистами специальных и должностных обязанностей

39. Исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также должностным регламентом.

40. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

41. Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.

Периодичность и продолжительность привлечения резервистов к указанным мероприятиям устанавливаются в соответствии с требованиями программ боевой подготовки, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

42. Резервист подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

43. В должностном регламенте резервиста указываются:

а) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу пребывания в резерве, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

б) должностные обязанности, права и ответственность резервиста за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

44. Результаты исполнения резервистом должностного регламента учитываются при включении его в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности, а также при применении к нему мер поощрения.

45. Порядок разработки и утверждения должностного регламента устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о призыве россиян, которые пребывают в запасе, на военные сборы в 2018 году и поручил выполнение всех необходимых мероприятий правительству РФ и органам ФСБ.

Военные сборы в России определяются законодательными правилами

Согласно ст. 54 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 российские граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы, которые делятся на учебные и проверочные.

Учебные сборы – это когда идет подготовка непосредственно в войсках, а проверочные сборы представляют собой проверку боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

Продолжительность учебных мероприятия определяется ответственным за это государственным органом. При этом, по закону единственное ограничение здесь заключается в том, что общее продолжение сборов не может превышать два календарных месяца.

Также граждане не могут призываться на военные сборы чаще одного раза в три года, но необходимо отметить, что новые звания офицерам запаса присваиваются в основном после прохождения подобных военных мероприятий.

Сборы выполняют задачу подготовки активного военного резерва

Кроме того, на военные сборы могут быть призваны граждане старше 27 лет и лица, которые по определенным причинам не проходили срочную военную службу, хотя на практике это допустимо только теоретически.

Дело в том, что военные сборы выполняют роль подготовки военного резерва для действующей армии, поэтому на них вызываются лица, которые находятся в активном резерве Вооруженных сил РФ. Естественно, это должны быть только реальные военные специалисты, которые могут понадобиться армии в случае развертывания новых подразделений или в случае появления вакансий.

Также не нужно забывать про то, что резервисты делятся на разряды. Например, на сборы призывается только первый разряд, а это рядовые и сержанты до 35 лет, младшие офицеры до 50 лет, майоры и подполковники до 55 лет, полковники до 60 лет и высшие офицеры, т.е. генеральный состав, до 65 лет, но на практике это носит выборочный характер.

В то же время, не нужно забывать про то, что подобные военные сборы имеют множество ограничений – педагогические работники, учащиеся ВУЗов и лица, имеющие трех детей, на них не вызываются. Да и штраф в размере от 100 до 500 рублей, предусмотренный в КоАП за неявку на военные сборы, говорит о том, что все это, по сути своей, носит добровольный характер.

Характер военных сборов сегодня изменился по сравнению с временами СССР

Соответственно, необходимо сделать однозначный вывод – военные сборы касаются не всех мужчин, которые подпадают под заданные в законе критерии и возрастные характеристики, а только тех российских граждан, которые реально нужны ВС РФ.

Заведующий кафедрой политологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, полковник в отставке Андрей Кошкин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что военные сборы выполняют в России роль подготовки активного военного резерва.

«Повальные военные сборы были характерны для советского времени, когда все брали масштабами. Тогда люди призывались очень разношерстными группами, что приводило к тому, что эти сборы были малоэффективны. Фактически, речь шла о том, что в рамках этих сборов отбывалась определенная повинность», - констатирует Кошкин.

Кроме того, не нужно забывать про то, что при СССР мы жили при совершенно другом экономическом укладе, когда был примат государственной собственности на экономику, и не было проблемы призвать людей на военные сборы. Теперь все гораздо сложнее и государству по закону придется возмещать потери работодателя за призыв ценного работника на военные сборы.

И этот момент так же сегодня учитывается, поскольку никто не собирается тратить бюджетные деньги просто так.

Вооруженные силы РФ подобным образом поддерживают свой костяк

«На сегодняшний день вся эта система военных сборов является более продуманной и гибкой. Возможно, и сейчас здесь есть какие-то издержки, но, в целом, призыв на сборы тех лиц, которые находятся в запасе и проведение с ними занятий проходит намного эффективней, что реально позволяет держать порох сухим в пороховницах», - заключает Кошкин.

В этом вопросе нельзя забывать и про тот момент, что у нас сейчас идет переход на контрактную армию. Естественно, призыв никогда не будет отменен, но уже сегодня практически все ударные боевые части переведены на контракт.

Это значит, что там служат профессионалы, и это существенно ограничивает пространство для проведения таких сборов. Ведь они не должны носить формальный характер и быть неэффективными – на них должны готовиться нужные армии военные специалисты. Все это еще раз подтверждает тот факт, что данное решение президента затронет чрезвычайно ограниченный круг российских граждан.

«В первую очередь, в таком призыве из запаса нуждаются офицеры для того, чтобы подтвердить и укрепить свои военные компетенции, поскольку это основной костяк отечественных Вооруженных Сил», - резюмирует Кошкин.

Как считает эксперт, такие сборы должны позволить военным специалистам запаса ознакомиться с теми качественными изменениями, которые за годы их гражданской жизни произошли в Вооруженных силах РФ.

«Безусловно, здесь нельзя забывать и про элемент боевого сплачивания, поскольку после таких сборов люди понимают, что они нужны и продолжают себя ассоциировать с Российской армией, а это важно», - констатирует Кошкин.

Граждане, пребывающие в резерве

1. Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Порядок поступления в резерв, пребывания в резерве и исключения из резерва определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контракт о пребывании в резерве

1. Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, и предусматривает подготовку гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. В контракте о пребывании в резерве закрепляются добровольность поступления гражданина в резерв, срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве, и условия контракта о пребывании в резерве.

3. Условия контракта о пребывании в резерве включают в себя обязанность гражданина пребывать в резерве в течение установленного контрактом о пребывании в резерве срока, добросовестно исполнять обязанности резервиста, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных статьей 57.8 настоящего Федерального закона.

5. Заключение контракта о пребывании в резерве, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. В контракте о пребывании в резерве предусматривается условие о том, что средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае расторжения контракта о пребывании в резерве по основанию, предусмотренному подпунктом "г" или "д" пункта 1 либо подпунктом "б" или "в" пункта 2 статьи 57.8 настоящего Федерального закона, а также размер подлежащих возмещению средств.

Срок контракта о пребывании в резерве

1. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.

2. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве.

3. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.

Заключение контракта о пребывании в резерве

1. Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:

а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:

  • солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, - в возрасте до 42 лет;
  • младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта, - в возрасте до 47 лет;
  • майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, - в возрасте до 52 лет;
  • полковника, капитана 1 ранга, - в возрасте до 57 лет;

б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.

2. Гражданин, поступающий в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

3. Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:

а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;

б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;

в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, если исполнение им должностных обязанностей по воинской должности, по которой гражданин может быть приписан к воинской части (может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации, связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.

4. Контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, находящимся на государственной гражданской службе Российской Федерации, при условии его соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и в случае, если пребывание в резерве не будет являться причиной ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен

В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся аттестация и квалификационный экзамен резервиста в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

Пребывание в резерве

Резервист исполняет воинскую обязанность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанности и ответственность резервиста

1. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

2. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

3. В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основания исключения из резерва

1. Гражданин подлежит исключению из резерва:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания в запасе;

б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;

г) в связи с лишением его воинского звания;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;

е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;

ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.

2. Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;

в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.

3. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;

б) по семейным обстоятельствам:

  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери ребенка;
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

4. Гражданин, пребывающий в резерве, по заключению аттестационной комиссии может быть исключен из резерва досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Я работаю кадровиком на автопредприятии. В коллективе в основном мужчины, большая часть состоит у нас на воинском учете. Два молодых водителя планируют обратиться в военкомат, чтобы заключить контракт с Минобороны о пребывании в мобилизационном людском резерве. С такой ситуацией я сталкиваюсь впервые. Расскажите, пожалуйста, скажется ли как-то заключение этого контракта на работе сотрудников? Требуется ли что-то от кадровиков? Какие документы придется оформлять и как долго может продлиться процедура?

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, в первую очередь нужно разобраться в том, что такое запас и какие установлены виды запаса.

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) мобилизационный запас Вооруженных Сил РФ (далее – ВС РФ) создается для укомплектования соединений, воинских частей на период мобилизационного развертывания.

Запас состоит из:

1. Мобилизационного людского резерва.

Мобилизационный людской резерв (далее – резерв) – граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве (далее – контракт о пребывании в резерве) . Это понятие введено 1 января 2013 г. Федеральным законом от 30.12.2013 № 288-ФЗ.

2. Мобилизационного людского ресурса.

Мобилизационный людской ресурс – граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Ваши сотрудники, пребывающие в запасе ВС РФ, могут поступать в мобилизационные людские резервы ВС РФ. Делается это только на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве. Порядок поступления в резерв, пребывания в нем и исключения из него определяется Законом о воинской обязанности, другими федеральными законами, а также вступившим в силу 15 сентября 2015 г. Положением о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве, утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 (далее – Положение о пребывании в резерве) , и иными НПА РФ.

Наша справка: состав запаса

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Примечание:

  1. Все граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду. Имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения 50 лет, остальные – до 45 лет.
  2. Возраст установлен 30 сентября 2014 г.

Поступление и пребывание сотрудника в мобилизационном людском резерве можно разбить на несколько этапов, в каждом из которых в той или иной мере задействован и работодатель.

Этап 1. Подача работником заявления о желании заключить контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, изъявивший желание заключить контракт, самостоятельно подает заявление в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта РФ (далее – отдел военкомата) , где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть (п. 9 Положения о пребывании в резерве) . Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и российское гражданство, а также другие документы, установленные Положением о пребывании в резерве.

Обратите внимание, два из подаваемых работником в военкомат документов должны оформить вы (работодатель). Это копия трудовой книжки и служебная характеристика с последнего места работы.

Документ 1. Копия трудовой книжки.

Сотрудник, ответственный в вашей организации за ведение трудовых книжек, на основании письменного заявления работника (пример 1) должен оформить копию его трудовой книжки. Срок – не позднее чем через три рабочих дня со дня подачи заявления (п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) . В этом же заявлении работник может указать на необходимость оформления служебной характеристики.

Пример 1. Заявление о выдаче копии трудовой книжки и служебной характеристики

Как сделать копию трудовой книжки?

Шаг 1. Сделать ксерокопии каждого листа подлинника трудовой книжки, в том числе титульного и оборотной стороны первого листа обложки, на котором могут быть сделаны заверяющие записи о внесенных изменениях и дополнениях.

Шаг 2. Листы нумеровать, прошить и скрепить печатью организации.

Шаг 3. На первом листе сделать надпись «Копия», а на последнем проставить:

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилия);
  • дату заверения (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) .

Пример:

Документ 2. Служебная характеристика.

Это официальный документ, содержащий отзыв о служебной, научной и иной деятельности работника, включающий оценку его деловых, психологических и моральных качеств.

Служебную характеристику пишут на бланке организации (учреждения) в произвольной форме от третьего лица. Ее текст, как правило, составляет руководитель структурного подразделения (непосредственный начальник), а утверждает – руководитель организации, скрепляя свою подпись печатью (пример 2) .

Обычно в тексте служебной характеристики условно выделяют три части:

  1. фамилия, имя и отчество работника, дата и место рождения; сведения об образовании (где, когда и какие учебные заведения закончил, ученая степень и звание); состав запаса (воинское звание запаса); занимаемая на момент написания характеристики должность и дата назначения на нее; другие должности в организации и прочие анкетные данные;
  2. оценка профессионального мастерства и компетентности; деловые (для руководителя) и личностные качества; опыт работы и практические навыки; работоспособность; полнота и качество выполнения должностных обязанностей; умение организовывать личное рабочее время и адаптироваться к нововведениям; психологические качества, взаимоотношение с коллегами и клиентами и т. д.;
  3. выводы и назначение характеристики.

Пример 2. Служебная характеристика для поступления в мобилизационный людской резерв

В тоже время...

…несогласие работника с содержанием служебной характеристики не может быть предметом индивидуального трудового спора, так как не затрагивает вопросы применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В то же время работник, который расценивает изложенные в служебной характеристике сведения как порочащие его честь и достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, распространение в Интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной (в том числе устной) форме хотя бы одному лицу.

Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться распространением таковых, если сообщившим их лицом были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы эти сведения не стали известны третьим лицам (абз. 2 п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц») .

Этап 2. Прохождение медицинского освидетельствования и комиссии по отбору кандидатов в мобилизационный людской резерв

При положительном рассмотрении заявления в отделе военкомата работник будет направлен на медицинское освидетельствование и комиссию по отбору кандидатов в резерв (далее – комиссия по отбору) . Медицинское освидетельствование и комиссию работник, как правило, проходит в помещениях отдела военкомата, куда его вызывают повесткой. Вручить ее могут как сотрудники отдела военкомата (военно-учетного стола), так и работодатель по поручению отдела военкомата (подп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) .

На время медицинского освидетельствования и прохождения комиссии по отбору сотрудники освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка. Им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст. 7 Закона о воинской обязанности).

При этом воинские перевозочные документы для следования к месту заключения контракта предоставляются кандидату только один раз за время пребывания в запасе.

Для соблюдения этих гарантий вы должны на основании повестки издать приказ об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и возмещении расходов в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила компенсации расходов) (пример 3). В таком приказе работодатель дает руководителям структурных подразделений поручения по выполнению требований трудового законодательства.

Пример 3. Приказ об освобождении от работы с сохранением места постоянной работы

Этап 3. Заключение работником контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве

Работник, признанный комиссией по отбору соответствующим требованиям для зачисления в резерв, на основании предписания отдела военкомата будет направлен в воинскую часть для заключения контракта.

При этом первый контракт заключается на три года. Новый контракт может быть заключен на три года, пять лет либо на период до наступления предельного возраста пребывания в резерве (запас второго разряда).

На время исполнения обязанностей, связанных с заключением контракта, сотрудника освобождают от работы с сохранением за ним места и выплатой среднего заработка. Ему возмещают расходы, связанные с наймом жилья и командировкой.

Отдел военкомата обеспечивает кандидата воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно. На основании предписания отдела военкомата (по аналогии с приказом в примере 3 ) работодатель издает приказ.

А что за это будет?

На работодателя возложена обязанность оповещать сотрудников о вызовах (повестках) в военкомат и обеспечивать возможность их своевременной явки в указанное военкоматом место, в том числе в период мобилизации.

Неоповещение работников руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, о вызове их по повестке в военкомат, а равно необеспечение им возможности своевременной явки по вызову по повестке военкомата влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Этап 4. Привлечение резервиста к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам

Во время пребывания в резерве работник может быть привлечен к аттестации, сдаче квалификационного экзамена и военным сборам. Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве. Резервист аттестуется за три месяца до истечения срока пребывания в резерве.

Квалификационный экзамен проводится для принятия решения о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности. Такой экзамен резервисты сдают по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обратите внимание: работник вправе обратиться с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть.

После рассмотрения кандидатуры заявителя командир части может направить его для проведения отбора и оформления документов в отдел военкомата, в котором этот работник состоит на воинском учете. На данного гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела военкомата, который должен быть подписан командиром части.

Затем кандидат в резервисты проходит все установленные этапы поступления в резерв: рассмотрение вопроса в отделе военкомата, медицинское освидетельствование, комиссию по отбору, заключение контракта. Необходимо учитывать, что исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также с должностным регламентом.

Вы должны это знать

Расходы, понесенные организацией в связи с пребыванием их работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для этого вам следует обратиться в военкомат

Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

На все эти периоды работодатель издает приказ по приведенной в примере 3 форме об освобождении сотрудника от работы с сохранением за ним места и средней зарплаты, а также о возмещении ему иных расходов (на наем жилья, проезд и командировку).

При этом все расходы, понесенные работодателем в связи с пребыванием работников в мобилизационном людском резерве, компенсируются за счет средств федерального бюджета. Для получения такой компенсации нужно обратиться в военкомат.

Работодателю необходимо знать и то, что сотрудники, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное и дополнительное профессиональное образование в военных профессиональных образовательных организациях или военных организациях высшего образования без взимания с них платы за обучение (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Резюме

Работодатель должен:

  • оформить документы, необходимые сотруднику для подачи заявления для заключения контракта;
  • предоставить предусмотренные законодательством гарантии и компенсации, в том числе освобождение от работы с сохранением должности и выплатой среднего заработка в определенные периоды, а также с возмещением установленных расходов.