Герои ссср список вов лишенные звания. "Сталинские соколы" на службе в Люфтваффе

Звезда Героя СССР – особый символ отличия, который вручался за коллективные или личные заслуги перед Отечеством, а также за совершение подвига. Всего звания кавалер «Золотой Звезды» удостоились 12 776 человек, включая тех, кто имел по два, три и даже четыре комплекта наград. Но были и те, кто по разным причинам не смог сохранить честь и достоинство героя, – у 72 человек звезду отобрали. Еще 61 кавалер был лишен звания, однако позднее был в нем восстановлен.

За предательство

Проявив отвагу в бою, некоторые герои не смогли вынести тягот плена и вступали в сотрудничество с немцами. Советские летчики Бронислав Антилевский и Семен Бычков – мастера своего дела, проявившие необычайную смелость и силу духа во время Великой Отечественной войны. Один – стрелок-радист, имевший 56 успешных вылетов, другой – обладатель двух орденов Красного Знамени, ордена Мужества, ордена Ленина и Золотой Звезды за 15 сбитых самолетов противника.

В 1943 году при выполнении задания оба летчика были сбиты в бою и попали в плен. До сих пор доподлинно неизвестно, был ли их переход к немцам вынужденным или добровольным. На суде Бычков пояснил, что командующий авиацией РОА Виктор Мальцев занимался вербовкой советских летчиков, находившихся в лагере Морицфельд. За отказ вступить в ряды власовцев Семен был избит до полусмерти, после чего две недели провел в госпитале. Но и там на Бычкова оказывалось психологическое давление. Мальцев уверял, что при возвращении в СССР его ждет расстрел как изменника, грозил ему еще худшей жизнью в концлагерях. В конце концов у летчика сдали нервы, и он согласился вступить в ряды РОА.

Словам Бычкова на суде не поверили. Он, как и Антилевский, пользовался большим доверием у немцев. Записи с их призывами перейти на сторону противника транслировались на линии Восточного фронта. Летчики получили немецкие звания, хорошие должности, им доверяли боевые машины и личный состав.

Если для некоторых подсудимых наличие медалей «За отвагу» и звания Героев СССР были смягчающим обстоятельством, в деле с перебежчиками и предателями этот фактор играл роковую роль. Оба «сокола Власова» были лишены всех званий и приговорены к расстрелу.

«Их было только 28, а за спиной была Москва»

О подвиге воинов-панфиловцев, остановивших фашистов на подступах к Москве, знает каждый, кто интересуется историей ВОВ. Биография одного из них – Ивана Добробабина (Добробабы согласно метрике) – могла бы стать основой для остросюжетного фильма. В ноябре 1941 года Иван во главе легендарной 4-й ротой 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 8-й дивизии принял неравный бой с врагом. За подвиг перед Отечеством в июле 1942 года был награжден посмертно.

Между тем Добробабин остался жив. Тяжело контуженный, он попал в плен, где стал сотрудничать с немцами, поступив на работу в полицию. В 1943 году пересек линию фронта и бежал в Одессу. Он был снова зачислен в ряды советских солдат. Лишь в 1947 году кто-то узнал в его лице бывшего нацистского полицая.

В суде выяснилось, что Иван Добробабин – один из панфиловцев, Герой Советского Союза. Его лишили всех званий и наград и признали виновным в сотрудничестве с оккупантами, дав 15 лет тюрьмы.

На этом история могла закончиться, если бы в 1955 году не открылись новые обстоятельства, подтверждающие тот факт, что в полицаи красноармеец пошел по приказу командира партизанского отряда. В тот же год Добробабина амнистировали, и лишь в 1993 году по решению Верховного суда Украины он был полностью освобожден от всех обвинений.
Звание Героя СССР ему так и не вернули. Добробабин скончался спустя три года, полностью реабилитированный в глазах общества, но так и не успевший восстановить историческую справедливость.

Плата за любовь

Жизнь Георгия Антонова – это история большого успеха и стремительного падения. Начало Великой Отечественной войны офицер встретил в составе 660-го артиллерийского полка 220-й стрелковой дивизии. Опытный командир к тому времени уже проявил себя в освободительных боях на Западной Украине и Карельском перешейке.

При столкновении под Оршей Антонов заменил убитого начальника артиллерии, взяв командование полком на себя, и обеспечил выполнение поставленных боевых задач, за что был удостоен наивысшей для звания капитана награды – ордена Красного Знамени.

Затем были сражения на берегах реки Березина, где под командованием Антонова артиллерия стрелкового полка прикрывала наступавшую пехоту. За героизм и мужество, проявленные в боях, командир был представлен на Золотую Звезду.

К окончанию войны Герой Советского Союза Георгий Антонов уже служил в должности командира артиллерийского дивизиона на полигоне Алленштайг в Австрии. После капитуляции Германии этот крупный объект перешел в ведение советских оккупационных войск.

Военное командование всячески пресекало контакты военнослужащих с местным населением, особенно с женщинами. Нарушение приказа грозило немедленным выдворением в СССР под конвоем. На родине независимо от званий и должности офицера выгоняли из партии и увольняли из армии.

Георгий Антонов, несмотря на военную выправку, оказалось человеком весьма приземленным. Вне службы он мог «принять на грудь», расслабиться и отправиться на поиски приключений, за что не раз подвергался дисциплинарным взысканиям. Однако звание Героя СССР удерживало начальство от применения серьезных мер.

Последней каплей стала интимная связь майора, которого в Москве ждала жена, с австрийкой Франциской Нестерваль. По причине «морального разложения личности» было принято решение выслать Антонова в Закавказский военный округ. К делу «прикрепили» и факт дружбы с бывшим врачом полка Лазаревым, уличенным в измене родине в 1947 году, публичные хвалебные отзывы майора об американской военной технике и привязанность к спиртному.

Узнав о грядущем отъезде, военнослужащий начал планировать побег. Как следовало из материалов уголовного дела, «26 мая 1949 года Антонов, уложив свои личные вещи в три чемодана, на грузовой машине отвез их в г. Алленштайг и сдал в камеру хранения, продал за 5000 шиллингов свою личную машину таксисту, австрийскому гражданину, и с ним же договорился о том, что тот отвезет его за 450 шиллингов в Вену вместе с сожительницей».

Влюбленным даже удалось перебраться в ту часть Вены, которая находилась под контролем американцев. Антонов приказом начальника артиллерии Советской армии был признан «изменником Родины и дезертиром» и исключен из состава Вооруженных сил. Ввиду недосягаемости обвиняемого он был заочно осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей с полной конфискацией личного имущества. Звания и многочисленные медали, которые он заслуженно получил за проявленный героизм в период Великой Отечественной войны, у него отобрали. Антонов также был лишен всех военных регалий.

Фальшивый герой

22 мая 1940 года газета «Комсомольская правда» опубликовала очерк о «подвигах» Героя Советского союза Валентина Пургина. Список их так велик, что хватил бы на несколько жизней. Это и выполнение специального задания на Дальнем Востоке в 1939 году, и ранение, полученное в боях с японскими милитаристами, и героические сражения с белофиннами в 1940-м. По итогам войны с Финляндией кавалер ордена Красного Знамени и двух орденов Ленина Валентин Пургин и получил звание Героя СССР.

Однако по фотографии, опубликованной в газете, сотрудники компетентных органов узнали во Валентине Голубенко преступника, находящегося в розыске после побега из мест лишения свободы. В ходе расследования выяснилось, что мошенник, за плечами которого уже было несколько тюремных сроков, при помощи матери, работавшей уборщицей в здании президиума Верховного Совета СССР, крал ордена и наградные книжки, ставил печати на собственноручно написанных рекомендательных письмах и приказах.

Голубенко-Пургин, умело входивший в доверие к людям и пользовавшийся личными связями, объездил всю страну по поддельным документам в качестве журналиста «Правды» и «Комсомолки». А во время Финской кампании он отсиживался у приятеля в Москве, тратя командировочные в свое удовольствие. И даже его нахождение в иркутском госпитале с тяжелым ранением было умело сфабриковано.

Врожденное обаяние и слава «живого Остапа Бендера» не помогли преступнику. В августе 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР лишила его звания Героя Советского Союза и всех незаконно полученных им наград. В ноябре 1940 года по решению Военной коллегии Верховного суда СССР в возрасте 26 лет Валентин Пургин был расстрелян.


1914 - 05.11.1940
Лишенный звания Героя

П ургин Валентин Петрович - заместитель заведующего военным отделом редакции газеты «Комсомольская правда», младший комвзвода.

Единственный за всю историю СССР человек, сумевший обманным путём добиться официального присвоения звания Героя Советского Союза. Первый из Героев Советского Союза лишённый звания.

Настоящее имя - Голубенко Валентин Петрович. Вор-рецидивист, мошенник.

Родился в 1914 году в рабочей семье на Урале. Русский. Нигде не учился. В 1933 году был в первый раз осуждён к лишению свободы. В 1937 году за воровство, подлог и мошенничество был осуждён повторно, но смог совершить побег из лагеря. Похитив чужой паспорт - стал Пургиным Валентином Петровичем.

В 1938 году поступил в Военно-транспортную академию в Свердловске (ныне Екатеринбург). Стал работать корреспондентом местной железнодорожной газеты «Путёвка».

Позже переехал в Москву. По поддельным документам устроился на работу в газету «Гудок». Затем стал сотрудником газеты «Комсомольская правда». Приказом по редакции «Комсомольской правды» от 17 марта 1939 года был назначен помощником заведующего военным отделом. К этому времени незаконным путём стал обладателем ордена Красного Знамени. Создал себе имидж сотрудника спецслужб.

В июле 1939 года по поддельному письму из Наркомата обороны был направлен в командировку на Дальний Восток, где ему предстояло наряду со сбором материала для газеты выполнить особое задание. На самом деле убыл в неизвестном направлении. Сам же рассказывал, что ему пришлось воевать на реке Халхин-Гол. А осенью 1939 года в редакцию газеты пришло письмо из военного госпиталя, расположенного недалеко от Иркутска, в котором говорилось, что В.П. Пургин геройски воевал с японскими милитаристами, был ранен, а сейчас находится на лечении и позже будет переправлен в Москву.

В ноябре 1939 года был направлен военным корреспондентом в области Западной Белоруссии, занятые Красной Армией. В это же время на его груди появился орден Ленина, которым он был якобы награждён за подвиги в боях с японцами.

Находясь в частях, дислоцированных в районе Гродно, мошенник похитил бланки отдельной 39-й дивизии особого назначения. Один из них был им использован для написания письма в редакцию, в котором описывались его вымышленные подвиги. Одновременно был изготовлен дубликат печати 39-й дивизии особого назначения.

Обязанности корреспондента не исполнял. Только 5 декабря 1939 года в газете был помещён его небольшой очерк. В нём говорилось о подвиге, который совершил водитель тягача артиллерийского орудия. Он якобы сумел без оружия не только уничтожить много вражеских солдат, но и успешно выйти в расположение советских частей. Часть этого вымышленного рассказа легла в основу тех подвигов, за которые В.П. Пургин впоследствии был удостоен звания Героя Советского Союза.

Стремясь ещё более утвердиться в глазах окружающих, В.П.Пургин решил наградить себя ещё одним орденом Ленина. Оформил наградные документы на бланках 39-й дивизии особого назначения. В том же декабре 1939 года через соответствующий отдел «Комсомольской правды» направил в редакцию газеты «Правда» запрос на получение типографского клише с выпиской из Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении. В полученном клише имелось изображение печати Верховного Совета, которое он скопировал, чтобы изготовить фальшивую орденскую книжку. В этой орденской книжке было записано, что В.П. Пургин награждён уже двумя орденами Ленина.

Для усиления своего положения решил вступить в партию. Изготовил для решения этого вопроса две поддельные рекомендации от старых большевиков.

В конце 1939 года партийное собрание редакции «Комсомольской правды» единогласно приняло решение рекомендовать В.П. Пургина кандидатом в члены ВКП(б).

В январе 1940 года в редакции оказалось новое письмо, напечатанное на бланке отдельной 39-й дивизии особого назначения. В нём говорилось, что В.П. Пургина необходимо направить в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) со спецзаданием, а в случае его невозврата через три месяца, считать его зачисленным слушателем Транспортной академии. Предположительно, В.П. Пургин подготавливал себе возможность исчезновения из состава сотрудников «Комсомольской правды».

Начальник отдела кадров редакции Баранов усомнился в законности таких условий командировки. Но на том, чтобы не посылать запрос командованию 39-й дивизии особого назначения настоял член редколлегии газеты Финогенов. В итоге командировка была оформлена на срок с 24 января по 25 апреля 1940 года.

С 24 января 1940 года В.П. Пургин якобы находился в рядах действующей армии на финском фронте. Но на самом деле никуда не уехал. Находился в Москве и жил на квартире у своего приятеля по «Комсомольской правде» Могилевского. Вместе с ним и ещё одним своим приятелем из редакции Аграновским авантюрист и мошенник тратил командировочные в увеселительных заведениях.

По итогам войны с Финляндией В.П. Пургин решил присвоить себе звание Героя Советского Союза.

В марте 1940 года в Народный комиссариат ВМФ поступил наградной лист на бланке 39-й дивизии особого назначения, заверенный печатью и подписями командования воинской части. За героизм и отвагу, проявленные в боях с белофиннами, командование части представляло младшего комвзвода Пургина Валентина Петровича, являвшегося одновременно и заместителем заведующего военным отделом «Комсомольской правды», к званию Героя Советского Союза.

Работники наградного отдела Народного комиссариата ВМФ, просмотрев документы В.П. Пургина, уже неоднократно награждённого орденами СССР, занимавшего должность в центральном печатном органе ЦК ВЛКСМ, решили, что перепроверять, как было предписано, подобное представление нет необходимости. В Президиум Верховного Совета СССР в числе многих других представлений ушло и представление на В.П. Пургина.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года младшему командиру Пургину Валентину Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Указ был опубликован в «Комсомольской правде» 22 апреля 1940 года. 22 мая 1940 года в «Комсомольской правде» появляется большая статья о В.П. Пургине, написанная его приятелем Аграновским. В очерке перечислялись подвиги и заслуги, которых хватило бы на несколько человек.

При оформлении наградных документов было выявлено, что номера ранее полученных В.П. Пургиным наград числятся за другими людьми. Так же с его стороны было опрометчиво публиковать свою фотографию в газете, так как он находился в розыске, как сбежавший из мест лишения свободы. Это вызвало подозрение и соответствующую реакцию компетентных органов. Уже 23 мая 1940 года аферист был арестован в помещении бюро пропусков Кремля в момент получения пропуска для входа в помещение Верховного Совета СССР. Во время ареста у В.П. Пургина был изъят орден Ленина (№ 4749). В ходе обыска на даче его приятеля также был изъят второй орден Ленина (№ 3990) и орден Красного Знамени (№ 8975).

В августе 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила В.П. Пургина к расстрелу, лишив звания Героя Советского Союза и других незаконно полученных им наград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1940 года по представлению суда был отменён Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 в части присвоения звания Героя Советского Союза В.П. Пургину.

Несмотря на поданное прошение о помиловании 5 ноября 1940 года приговор был приведён в исполнение.

Не осталась без внимания властей и причастность к афере редакции «Комсомольской правды». Военная коллегия Верховного суда направила в ЦК ВЛКСМ частное определение, в котором указала на недопустимую халатность работников газеты. Многие сотрудники получили выговоры и понижение по службе. Приятели афериста Могилевский и Аграновский были осуждены к лишению свободы.

Также были наказаны за потерю бдительности и недостаточную проверку наградных документов работники Народного комиссариата ВМФ.

Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. – Конев В.Н. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 352 с. (Серия «Война и мы»). Тираж 5100 экз. Доп. тираж 3100 экз.

«АНТИЛЕВСКИЙ Бронислав Романович
(07.1916–29.11.1946)
Старший лейтенант

Родился в д. Марковцы Озерского уезда, ныне Дзержинского района (Минской обл. – Авт.) Республики Беларусь. Белорус. Окончил Минский техникум народно-хозяйственного учета по гражданской специальности – экономист в 1937 г. В Красной Армии с 3 октября 1937 г. С ноября 1937 по июль 1938 г. – курсант Монинского училища авиации особого назначения. С июля 1938 г. – младший командир, стрелок-радист 1-й эскадрильи 21-го дбап (дальнего бомбардировочного авиационного полка. – Авт.).

Участник советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Герой Советского Союза (07.04.1940).

Окончил Качинское Краснознаменное военно-авиационное училище в 1942 г. На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1942 г. Летчик-истребитель, командир звена, заместитель командира эскадрильи 20-го иап 303-й иад (истребительной авиадивизии. – Авт.) 1-й ВА (воздушной армии. – Авт.), затем в 203-м иап. Лейтенант (17.09.1942). Старший лейтенант (25.07.1943). Награжден орденом Красного Знамени (3.08.1943).

В августе 1943 года сбит над территорией противника и был пленен. Запятнал свое имя сотрудничеством с врагом.

В 1946 году военным трибуналом Московского округа приговорен к высшей мере наказания. Звания Героя Советского Союза и орденов лишен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1950 года».

Это – первая из 27 кратких «вступительных» биографий военных летчиков, которая открывает книгу Владимира Конева «Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты». За каждой такой справкой следует более или менее подробный очерк, расшифровывающий лаконичное жизнеописание. Так, о том же Антилевском известно, что, стрелок-радист дальнего бомбардировщика ДБ-3, он был единственным, кто из 21-го дбап был представлен к высшему отличию. Золотую Звезду Героя Советского Союза № 304 ему вручили в Кремле 28 апреля 1940 года.

В том же году Антилевский стал переучиваться на истребителя, и с апреля 1942 года, получив первое офицерское звание, воевал на Западном фронте. Летом 1943 года награжден орденом Красного Знамени. Вскоре после этого Герой вновь отважно действовал в воздушном бою против 12 гитлеровских «фоккеров» (ФВ-190) во время сопровождения бомбардировщиков Пе-2. Из двух сбитых вражеских самолета один «воткнул» в землю Антилевский, группа Пе-2 не потеряла ни одной машины. «Всего в августовских боях Антилевский за три дня лично и в группе сбил три самолета противника», – отмечает Конев.

28 августа Антилевского сбивают. В полку его считают пропавшим без вести, но на самом деле он в плену и подробно дает известные ему сведения. «До сих пор не ясны мотивы, толкнувшие летчика-героя на путь предательства, – пишет автор. – Можно лишь предположить, что кто-то из его родственников был репрессирован. На этом, а также на том, что за сдачу в плен его неминуемо ждет в Советском Союзе расстрел, видимо, и сыграл завербовавший его бывший полковник РККА В.И.Мальцев».

Герой Советского Союза Бронислав Антилевский принял присягу власовской РОА – Русской освободительной армии и в чине поручика принимал участие в боевых операциях против партизан в районе Двинска. А также перегонял самолеты с авиазаводов Германии на Восточный фронт и водил эскадрилью Ю-87 на бомбежки. В 1944-м генерал Власов наградил его орденом и произвел в капитаны.

Удивительно, но в июне 1945 года Антилевский с документами участника антифашистского движения Б.Березовского (символичное совпадение!) пытается пробраться на территорию СССР. Задержанный сотрудниками НКВД, легко прошел первую проверку. Но при повторной у него в каблуке нашли Золотую Звезду. По номеру сразу же выяснили, чья она. Участь героя-предателя была решена.

В 2001 году дело Антилевского было пересмотрено Главной военной прокуратурой в порядке исполнения Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий». «В заключении было отмечено, что Антилевский осужден законно и реабилитации не подлежит», – так заканчивается эта первая биография в книге.

Конев деликатно, без акцентирования внимания на «грязных» или «подлых» сторонах судьбы того или иного «бывшего Героя», в полной мере показал драму каждого из них. Сделал он это на основе отрывочных и мало известных сведений, а также с привлечением архивных источников. Повествуя, он не осуждает и не оправдывает персонажей своей книги.

В ней представлены как малоизвестные фамилии (да хоть тот же Антилевский), так и достаточно известные. Например, арестованные в первую неделю войны и расстрелянные 28 октября 1941 года как враги народа генерал-лейтенанты авиации: Иван Проскуров, профессиональный летчик, который в 1939–1940 годах возглавлял┘ ГРУ Красной Армии; Павел Рычагов – он на заседании Политбюро 9 апреля 1941 года при обсуждении вопроса о многочисленных катастрофах военных самолетов заявил Сталину: «Аварийность будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах». В тот же октябрьский день 41-го вместе с ними был расстрелян и летчик от Бога, герой Испании и Халхин-Гола (его очень высоко ценил маршал Г.К.Жуков) дважды Герой Советского Союза (1937, 1939) генерал-лейтенант авиации Яков Смушкевич, арестованный за полторы недели до начала войны┘ Впрочем, этих троих позже реабилитировали. Реабилитирован был и первый маршал авиации Александр Новиков, которого, к счастью, сталинские палачи не смогли поставить к стенке, он, под пытками оклеветавший себя и других, в том числе маршала Г.К.Жукова, выжил.

Вообще, согласно статистике, которая имеется на интернет-ресурсе «Герои страны», из 12 874 Героев Советского Союза (звание присваивалось в 1934–1991 годах) лишены его были 86 человек (все – фронтовики). Почему автор отобрал для своей книги только авиаторов? Как он объясняет, летчики становились первыми Героями в 1934-м (спасатели челюскинцев), первыми же и лишались Золотых Звезд (в 1941 году – упомянутые выше генералы). «С этого времени и пошла практика лишения этого высокого звания», – замечает Конев.

Каждая из 27 историй тех, кто по той или иной причине был лишен геройского звания, по-своему потрясает. Участник легендарного Парада Победы старший лейтенант Михаил Косса (звание Героя получил в 1946-м), 22 сентября 1950 года, поссорившись в очередной раз с женой, крепко выпив, надел новую форму, пошел на аэродром и угнал в Румынию боевой Ла-9т. Арестован, приговорен, расстрелян┘ реабилитирован в 1966 году. Подполковник Петр Полоз (Золотой Звездой награжден в 1942-м) в 1963 году у себя в киевской квартире застрелил начальника личной охраны главы государства Н.С.Хрущева – генерала Фомичева и его жену, которых сам же пригласил в гости (кровавая бытовуха). Капитан Николай Рыхлин (Героем стал в 1943-м) в 1950 году в Грозном «благодаря» жене-чеченке был осужден на 15 лет «за хищения социалистической собственности», в 1977-м сел повторно – на 12 лет.

Командир эскадрильи Герой Советского Союза (1944) старший лейтенант Анатолий Синьков в Корее (там стоял его полк после разгрома империалистической Японии), будучи в нетрезвом состоянии, угрожая оружием, изнасиловал 19-летнюю корейскую девушку на глазах у ее родителей, после чего ограбил квартиру корейского гражданина. («С точки зрения нормального человека, его действия были попросту необъяснимы», – так одним предложением прокомментировал деяние Синькова автор книги «Герои без Золотых Звезд».) Кстати, этот пример ничего не напоминает? А современный разжалованный до рядовых полковник Юрий Буданов (кавалер двух орденов Мужества, их лишенный), который, согласно проведенному расследованию, будучи пьяным, изнасиловал (это ему поначалу вменялось, но потом суд не признал), а потом задушил 18-летнюю чеченку Эльзу Кунгаеву?..

Основная польза этой книги в том, что она невольно заставляет задаваться рядом серьезнейших вопросов. Если с такими, как Антилевский, что называется, «все ясно», то с попавшими в плен ранеными асами-Героями (в книге о таких несколько очерков) «ясно» далеко не все. Они отказались сотрудничать с гитлеровцами, прошли концлагеря, но не стали предателями. Так, отмечает Конев, «достойно вели себя в плену летчики-герои: В.Д.Лавриненков, А.Н.Карасев и другие. Герои Советского Союза летчик АДД (авиации дальнего действия. – Авт.) В.Е.Ситнов и летчик-штурмовик Н.В.Пысин даже в жесточайших условиях плена сумели сохранить Золотые Звезды».

Так, Николай Пысин, чей самолет в феврале 1945 года упал в районе Лиепаи, перед пленением успел сорвать с гимнастерки Золотую Звезду и сунуть ее в рот, а потом прятал так, что не нашло и гестапо; находясь два месяца в концлагерях, согласно данным сайта «Герои страны», он почти все время хранил свою награду во рту. С ней и совершил удачный побег из плена. Ситнов же, сбитый зенитным снарядом в июне 1943-го, прошедший несколько концлагерей, включая такой зловещий, как Бухенвальд (здесь советский летчик был одним из организаторов вооруженного восстания), утаивал от врага Звезду Героя полтора года. Погиб же он в декабре 1945 года от руки польского националиста; похоронен в Бресте. Возвратилась на родину из плена и Золотая Звезда подполковника Николая Власова, которую он перед очередным побегом из концлагеря передал находившемуся там же в плену генералу М.Ф.Лукину. Сам же летчик-истребитель, выданный предателем как один из организаторов готовившегося восстания, после жестоких пыток был заживо сожжен гитлеровцами в концлагере Маутхаузен, в Австрии.

Иные же плененные Герои позже, во второй половине 1940-х, уже освобожденные и продолжавшие служить в авиации или работающие в гражданских отраслях, были арестованы и осуждены, лишены своих Звезд. Некоторые из даже расстреляны. Сам автор книги резонно спрашивает: «Насколько оправданной была практика лишения звания Героя Советского Союза, которая всегда являлась дополнительной мерой наказания?»

Звезда Героя СССР - особый символ отличия, который вручался за коллективные или личные заслуги перед Отечеством, а также за совершение подвига. Всего звания кавалер «Золотой Звезды» удостоились 12 776 человек, включая тех, кто имел по два, три и даже четыре комплекта наград.


Но были и те, кто по разным причинам не смог сохранить честь и достоинство героя, - у 72 человек звезду отобрали. Еще 61 кавалер был лишен звания, однако позднее был в нем восстановлен.


Спсок лиц, лишённых звания Героя Советского Союза Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

За предательство

Проявив отвагу в бою, некоторые герои не смогли вынести тягот плена и вступали в сотрудничество с немцами. Советские летчики Бронислав Антилевский и Семен Бычков - мастера своего дела, проявившие необычайную смелость и силу духа во время Великой Отечественной войны. Один - стрелок-радист, имевший 56 успешных вылетов, другой - обладатель двух орденов Красного Знамени, ордена Ленина и Золотой Звезды за 15 сбитых самолетов противника.

В 1943 году при выполнении задания оба летчика были сбиты в бою и попали в плен. До сих пор доподлинно неизвестно, был ли их переход к немцам вынужденным или добровольным. На суде Бычков пояснил, что командующий авиацией РОА Виктор Мальцев занимался вербовкой советских летчиков, находившихся в лагере Морицфельд. За отказ вступить в ряды власовцев Семен был избит до полусмерти, после чего две недели провел в госпитале. Но и там на Бычкова оказывалось психологическое давление. Мальцев уверял, что при возвращении в СССР его ждет расстрел как изменника, грозил ему еще худшей жизнью в концлагерях. В конце концов у летчика сдали нервы, и он согласился вступить в ряды РОА.

Словам Бычкова на суде не поверили. Он, как и Антилевский, пользовался большим доверием у немцев. Записи с их призывами перейти на сторону противника транслировались на линии Восточного фронта. Летчики получили немецкие звания, хорошие должности, им доверяли боевые машины и личный состав.

Если для некоторых подсудимых наличие медалей «За отвагу» и звания Героев СССР были смягчающим обстоятельством, в деле с перебежчиками и предателями этот фактор играл роковую роль. Оба «сокола Власова» были лишены всех званий и приговорены к расстрелу.


«Их было только 28, а за спиной была Москва»

О подвиге воинов-панфиловцев, остановивших фашистов на подступах к Москве, знает каждый, кто интересуется историей ВОВ. Биография одного из них - Ивана Добробабина (Добробабы согласно метрике) - могла бы стать основой для остросюжетного фильма. В ноябре 1941 года Иван во главе легендарной 4-й ротой 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 8-й дивизии принял неравный бой с врагом. За подвиг перед Отечеством в июле 1942 года был награжден посмертно.


Между тем Добробабин остался жив. Тяжело контуженный, он попал в плен, где стал сотрудничать с немцами, поступив на работу в полицию. В 1943 году пересек линию фронта и бежал в Одессу. Он был снова зачислен в ряды советских солдат. Лишь в 1947 году кто-то узнал в его лице бывшего нацистского полицая.

В суде выяснилось, что Иван Добробабин - один из панфиловцев, Герой Советского Союза. Его лишили всех званий и наград и признали виновным в сотрудничестве с оккупантами, дав 15 лет тюрьмы.

На этом история могла закончиться, если бы в 1955 году не открылись новые обстоятельства, подтверждающие тот факт, что в полицаи красноармеец пошел по приказу командира партизанского отряда. В тот же год Добробабина амнистировали, и лишь в 1993 году по решению Верховного суда Украины он был полностью освобожден от всех обвинений. Звание Героя СССР ему так и не вернули. Добробабин скончался спустя три года, полностью реабилитированный в глазах общества, но так и не успевший восстановить историческую справедливость.


Плата за любовь

Жизнь Георгия Антонова - это история большого успеха и стремительного падения. Начало Великой Отечественной войны офицер встретил в составе 660-го артиллерийского полка 220-й стрелковой дивизии. Опытный командир к тому времени уже проявил себя в освободительных боях на Западной Украине и Карельском перешейке.

При столкновении под Оршей Антонов заменил убитого начальника артиллерии, взяв командование полком на себя, и обеспечил выполнение поставленных боевых задач, за что был удостоен наивысшей для звания капитана награды - ордена Красного Знамени.

Затем были сражения на берегах реки Березина, где под командованием Антонова артиллерия стрелкового полка прикрывала наступавшую пехоту. За героизм и мужество, проявленные в боях, командир был представлен на Золотую Звезду.

К окончанию войны Герой Советского Союза Георгий Антонов уже служил в должности командира артиллерийского дивизиона на полигоне Алленштайг в Австрии. После капитуляции Германии этот крупный объект перешел в ведение советских оккупационных войск.

Военное командование всячески пресекало контакты военнослужащих с местным населением, особенно с женщинами. Нарушение приказа грозило немедленным выдворением в СССР под конвоем. На родине независимо от званий и должности офицера выгоняли из партии и увольняли из армии.

Георгий Антонов, несмотря на военную выправку, оказалось человеком весьма приземленным. Вне службы он мог «принять на грудь», расслабиться и отправиться на поиски приключений, за что не раз подвергался дисциплинарным взысканиям. Однако звание Героя СССР удерживало начальство от применения серьезных мер.

Последней каплей стала интимная связь майора, которого в Москве ждала жена, с австрийкой Франциской Нестерваль. По причине «морального разложения личности» было принято решение выслать Антонова в Закавказский военный округ. К делу «прикрепили» и факт дружбы с бывшим врачом полка Лазаревым, уличенным в измене родине в 1947 году, публичные хвалебные отзывы майора об американской военной технике и привязанность к спиртному.

Узнав о грядущем отъезде, военнослужащий начал планировать побег. Как следовало из материалов уголовного дела, «26 мая 1949 года Антонов, уложив свои личные вещи в три чемодана, на грузовой машине отвез их в г. Алленштайг и сдал в камеру хранения, продал за 5000 шиллингов свою личную машину таксисту, австрийскому гражданину, и с ним же договорился о том, что тот отвезет его за 450 шиллингов в Вену вместе с сожительницей».

Влюбленным даже удалось перебраться в ту часть Вены, которая находилась под контролем американцев. Антонов приказом начальника артиллерии Советской армии был признан «изменником Родины и дезертиром» и исключен из состава Вооруженных сил. Ввиду недосягаемости обвиняемого он был заочно осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей с полной конфискацией личного имущества. Звания и многочисленные медали, которые он заслуженно получил за проявленный героизм в период Великой Отечественной войны, у него отобрали. Антонов также был лишен всех военных регалий.


ПУСТИВШИЕСЯ ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ

Далеко не все герои смогли приспособиться к мирной жизни. Зачастую попадавшие на фронт в 18-летнем возрасте солдаты после войны не могли найти применения своим способностям и с большим трудом уживались "на гражданке".

Николай Артамонов был призван в 1941 году в возрасте 18 лет и прошёл всю войну до конца. Но в мирную жизнь не вписался, за три послевоенных года получил три судимости, причём последнее преступление переполнило чашу терпения советского суда, и Артамонов был приговорён к 18 годам за участие в групповом изнасиловании. Он также был лишён всех своих наград и званий.

Василий Ванин также прошёл всю войну и не смог вернуться к нормальной жизни. Имевший множество наград Ванин после демобилизации пытался работать в сталинградской пекарне, но скоро бросил работу, начал вести асоциальный образ жизни, совершил несколько краж и грабежей, а также изнасилование, за что был лишён всех наград и отправлен в тюрьму на 10 лет.

Бравый одноглазый танкист гвардии, старший лейтенант Анатолий Моцный, имевший множество наград и звание Героя Советского Союза, не нашёл себя после увольнения из армии по состоянию здоровья.


После войны он женился, но вскоре выгнал беременную жену из дома и женился повторно. Наказания за двоежёнство смог избежать благодаря многочисленным наградам. Много пил, скитался по стране, скрывался от выплаты алиментов и в конце концов зверски убил собственного пятилетнего сына по неизвестной причине. Получил 10 лет лишения свободы, но наград был лишён уже после освобождения, после многочисленных жалоб соседей, которых он "терроризировал каждый день". Умер вскоре после лишения всех наград и званий.

Старший сержант Александр Постолюк после демобилизации работал в колхозе, откуда начал путешествие по криминальной дороге. Постолюк четыре раза попадал в места заключения за мелкие кражи, каждый раз отделываясь сроком около года. Но всех наград он лишился уже после первого преступления.


Фальшивый герой

22 мая 1940 года газета «Комсомольская правда» опубликовала очерк о «подвигах» Героя Советского союза Валентина Пургина. Список их так велик, что хватил бы на несколько жизней. Это и выполнение специального задания на Дальнем Востоке в 1939 году, и ранение, полученное в боях с японскими милитаристами, и героические сражения с белофиннами в 1940-м. По итогам войны с Финляндией кавалер ордена Красного Знамени и двух орденов Ленина Валентин Пургин и получил звание Героя СССР.

Однако по фотографии, опубликованной в газете, сотрудники компетентных органов узнали во Валентине Голубенко преступника, находящегося в розыске после побега из мест лишения свободы. В ходе расследования выяснилось, что мошенник, за плечами которого уже было несколько тюремных сроков, при помощи матери, работавшей уборщицей в здании президиума Верховного Совета СССР, крал ордена и наградные книжки, ставил печати на собственноручно написанных рекомендательных письмах и приказах.

Голубенко-Пургин, умело входивший в доверие к людям и пользовавшийся личными связями, объездил всю страну по поддельным документам в качестве журналиста «Правды» и «Комсомолки». А во время Финской кампании он отсиживался у приятеля в Москве, тратя командировочные в свое удовольствие. И даже его нахождение в иркутском госпитале с тяжелым ранением было умело сфабриковано.

Врожденное обаяние и слава «живого Остапа Бендера» не помогли преступнику. В августе 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР лишила его звания Героя Советского Союза и всех незаконно полученных им наград. В ноябре 1940 года по решению Военной коллегии Верховного суда СССР в возрасте 26 лет Валентин Пургин был расстрелян.


ЛЕТАЮЩИЕ ОБОРОТНИ
(лётчики-перебежчики в Великую Отечественную войну)



Эта тема долгие годы оставалась запретной. Ведь речь шла о перелетевших к врагу или попавших в плен советских лётчиках, в том числе и нескольких Героев Советского Союза, которые затем плечом к плечу с асами Люфтваффе воевали против вчерашних своих боевых побратимов.

ПОБЕГИ

К сожалению, как оказалось, немцы никогда не испытывали трудностей при формировании русских авиационных частей и опробовании новейших типов советских самолётов, попадавшим к ним целыми и невредимыми. Поток лётчиков-перебежчиков, перелетевших на сторону врага на собственных машинах, не иссякал всю войну, и особенно был велик в первые годы войны.
Уже 22 июня 1941 года во время бомбардировки Кенигсберга штурман скоростного бомбардировщика СБ бросил исправную машину и выпрыгнул с парашютом над территорией Восточной Пруссии, оставив свой экипаж без штурманского обеспечения. Летом того же 1941-го экипаж бомбардировщика Су-2 из состава 735-го авиаполка во время выполнения боевого задания переметнулся на сторону врага и добровольно совершил посадку на немецком аэродроме. В результате разбирательства полк не получил гвардейское звание, хотя и был уже к нему представлен.


Необходимо признать, что это были далеко не единичные случаи дезертирства. Ярким подтверждением этого может послужить хотя бы изданный 19 августа 1941 года Приказ Наркома обороны № 229 «О мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков».
Но ни денежные премии за боевые вылеты и сбитые самолёты противника (потом, после войны эти деньги у фронтовиков отнимут грабительской денежной реформой 1948 года, обменяв сбережения один к десяти), ни высокие правительственные награды не могли «иссушить» поток пилотов-перебежчиков.
Только за 1943 год к немцам добровольно перелетели 66 самолётов (и не только на истребителях, поэтому о количестве военнослужащих, входивших в составы экипажей приходится только гадать). А за три месяца 1944-го, казалось бы, победно-наступательного года, ещё 23 советских экипажа решили сдаться на милость терпящих поражение за поражением немецких войск.
Проверить эти цифры по материалам отечественных архивов и дать им адекватную оценку вряд ли возможно: подобных признаний в них нет, ведь для командира части согласие с фактом дезертирства своего лётчика означало бы обвинение в пособничестве или как минимум в попустительстве и крест на всей карьере. К тому же решившийся на перелёт едва ли внешне выдавал свои намерения, он попросту терялся в небе, отставая от группы и уходя на запад незамеченным, числясь затем в рапортах «пропавшим без вести» или «не вернувшимся из боя».
Другим косвенным свидетельством множества случаев измены лётным составом служит значительное число советских самолётов, практически неповрежденными попадавшими в руки противника. Hаибольшее их количество, естественно, было захвачено на аэродромах в 1941 г. Однако и в дальнейшем, в течение всей войны и даже при отступлении немцев число трофейных машин, в том числе и самых современных, оставалось заметным и позволяло Люфтваффе не только проводить сравнительные испытания советской техники, знакомясь с её боевыми качествами, но и использовать десятки вполне работоспособных «пленных» машин в своём строю.
Последние эпизоды перелётов отмечались уже за считанные дни до конца войны. Хотя и сомнительно, чтобы летчики тогда выбирали германские аэродромы. Скорее всего, их целью становились нейтральные государства или авиабазы союзников. Так, последний случай дезертирства советским экипажем был зафиксирован в апреле 1945-го! Бомбардировщик Пе-2 из состава 161-го гвардейского бомбардировочного авиаполка покинул боевой строй в воздухе и, не отзываясь на окрики командира группы, скрылся в облаках. Улетевшие на нём лётчик старший лейтенант Бацунов и штурман Кодь (стрелок-радист не называется) и раньше вызывали подозрения (говорили, что простые люди в Европе живут лучше, чем в СССР, на лётных посиделках не поднимали здравицы в честь тов. Сталина и пр.), а после столкновения накануне в полете с другим самолётом их и вовсе обвинили во вредительстве и даже трусости; на стоянку к их «пешке» зачастил офицер-смершевиц. Так что вопрос об их судьбе был, скорее всего, решён. Hо экипаж, видимо, успел сделать выводы раньше... Больше о судьбе этого экипажа никто ничего не слыхал.
Подобные случаи перелётов имели место и в других странах, пилоты которых таким нетрадиционным способом разрешали конфликты со своим командованием или общественным строем.
Попавшего в плен сбитого лётчика ожидало такое же, как и других военнослужащих, ошеломление от того, что ему дома заочно уже вынесен приговор: «имея на руках личное оружие, сдался в плен и этим изменил Родине», за что статья 58-1 предусматривала неизбежные 25 лет заключения с последующей высылкой в отдаленные места, а при отягчающих обстоятельствах и расстрел. (Что считать отягчающими обстоятельствами решали во время войны органы СМЕРШа, а потом МГБ.) Это не было выдумкой власовских эмиссаров: знаменитый побег Михаила Девятаева из плена на захваченном Hе111H-22 завершился «искуплением вины» пилотом и 11 спасёнными им товарищами в лагере, теперь уже родном, советском. Впрочем, потом лётчику зачли доставленную к своим немецкую секретную машину - носитель крылатых ракет Fi103, освободив досрочно, в чем немалое участие принял один из основателей советской ракетной программы и Главный конструктор ОКБ-1 Королёв С.П. (Остальные 7 человек, бежавшие с М. Девятаевым из германского плена и помогавшие ему в этом, отсидели от звонка до звонка, а четверо умерли от голода и болезней в местах заключения.)
Возможно, поэтому в августе 1942-го в лагере Осиновка под Оршей группа пленных советских лётчиков предложила немцам сформировать отдельную славянскую авиачасть в составе Люфтваффе. Инициаторами создания авиационной части выступили майор Филатов, капитан Рипушинский и лейтенант Плющев.
Авиагруппа была создана, но фашисты не торопились обеспечивать её самолётами. Дело в том, что вчерашние сталинские асы имели всего по нескольку десятков часов налёта. Поэтому немцы организовали для желающих воевать плечом к плечу советских пилотов своеобразный ликбез.
Первоначально теорию полётов, штурманское дело и матчасть в группе изучали 22 человека, в том числе девять лётчиков, три штурмана и четыре стрелка-радиста. В это же время были образованы группы технического состава из числа пленных добровольцев, обслуживающих самолёты.
Но даже должным образом подготовленных к настоящему делу советских пилотов генералы Люфтваффе не спешили привлекать к выполнению боевых задач. Нужен был энтузиаст, который бы поверил в эффективность участия в боевых операциях вчерашних противников. И он нашёлся...


«ПТЕНЦЫ» ХОЛТЕРСА . ЗАКРЫТЫЕ БИОГРАФИИ

Считается, что первым, кто обратил внимание на антисоветски-настроенных пленных лётчиков, был офицер штаба командования Люфтваффе «Восток» оберст-лейтенант (подполковник) Холтерс. Именно ему принадлежит идея создания боевой лётной части из русских добровольцев. Для реализации этого проекта Холтерс привлёк полковника Виктора Мальцева.
Мальцев Виктор Иванович родился в крестьянской семье 25 апреля 1895 г. в г. Гусь-Хрустальный Владимирской губернии. Полковник Красной армии (1936). Участник «власовского» движения. Генерал-майор и командующий Военно-воздушными силами Комитета освобождения народов России (КОНР, 1945).
В 1918 году добровольно вступил в Красную армию, окончил Егорьевскую школу военных лётчиков (1919), участник Гражданской войны. В 1918-1921, 1925-1938 и 1940-1941 гг. - член Коммунистической партии. В 1921 г. был исключён по подозрению в родстве с крупным предпринимателем Мальцевым, затем восстанавливался, повторно исключён в 1938 г. - в связи с арестом.
Был инструктором Егорьевской школы военных лётчиков. По некоторым источникам, являлся одним из инструкторов В.П. Чкалова и даже выпустил его в первый самостоятельный полёт. Не случайно все труды по биографии выдающегося лётчика обходят вопрос лётных учитилей Валерия Павловича стороной. В 1925-1927 гг. - начальник Центрального аэродрома под Москвой, в 1927-1931 гг. - помощник начальника, с 1931 г. - начальник Управления ВВС Сибирского военного округа, затем находился в резерве. С 1936 - полковник. С 1937 - начальник Туркменского управления Гражданского воздушного флота и за высокие показатели был представлен к награждению орденом Ленина.
Однако вместо награды 11 марта 1938 г. был арестован органами НКВД по обвинению в участии в «антисоветском военном заговоре». Содержался в Ашхабадском управлении НКВД, где подвергался пыткам, но виновным себя не признал. 5 сентября 1939 г. освобождён, реабилитирован и снова восстановлен в партии. Однако месяцы в застенках НКВД, допросы и пытки оставили неизгладимый след: Мальцев стал непримиримым противником сталинского режима. Его не вернули и на значимую руководящую работу, а в декабре 1939 г. он был назначен начальником санатория «Аэрофлота» в Ялте.
В ноябре 1941 г. после занятия Ялты немецкими войсками в форме полковника ВВС Красной армии явился в немецкую комендатуру и заявил о стремлении бороться с большевиками. Некоторое время провёл в лагере военнопленных (как старший офицер запаса), после освобождения отказался заняться выявлением советских и партийных работников, оставшихся в городе. Тогда немецкие власти поручили ему проверить работу ялтинской городской управы. В ходе проверки обнаружил в её работе большие недостатки. После этого, в марте 1942 г. согласился стать бургомистром Ялты, но уже в мае был смещён с этой должности как состоявший ранее в компартии. С сентября 1942 г. в Ялте был мировым судьёй. С декабря того же года занимался формированием антисоветских воинских формирований. Большим тиражом (50 тысяч экземпляров) была опубликована написанная им книга «Конвейер ГПУ», посвящённая своему аресту и заключению и активно использовавшаяся в немецкой пропагандистской работе.
Вскоре полковник Мальцев был представлен генерал-лейтенанту Андрею Власову, оказавшемуся в плену, обработанному немцами и уже носившемуся с идеей организации РОА.
В 1943 г. начал заниматься формированием Русской восточной авиационной группы. В частности, посещал лагеря военнопленных, агитируя лётчиков вступать в это воинское подразделение. В 1944 г. выступал с антисталинскими речами по радио и в лагерях военнопленных. В том же году руководил формированием нескольких авиационных групп из числа пленных советских лётчиков для перегонки самолётов с немецких заводов в действующие части германской армии.
Осенью 1943 г. подполковник Холтерс предложил своему начальству сформировать из пленных советских пилотов лётное боевое подразделение. Сказано - сделано. Уже в октябре в спецлагерь, расположенный близ городка Сувалок, начали свозить советских лётчиков для прохождения медицинской комиссии и проверки на профпригодность. К концу ноября в Морицфельде под Инсербургом «Авиагруппа Холтерса» была полностью укомплектована бывшими узниками лагерей и готова к выполнению боевых заданий.
«Птенцы Холтерса» занимались по программе подготовки лётчиков Люфтваффе, которая кардинально отличалась от аналогичного обучения в ВВС Рабоче-крестьянской армии. Судите сами, выпускник советского авиаучилища перед отправкой на фронт имел всего 15-20 часов налёта, кроме этого он зачастую не имел практики воздушной стрельбы. Немецкие же инструкторы считали, что их выпускники должны иметь 450 часов налёта и уметь хорошо стрелять!
Многие советские лётчики, оказавшись в плену, с самого начала с интересом отнеслись к идеям Освободительного движения. Целый ряд офицеров - от лейтенантов до полковников - заявили о своей готовности сотрудничать с «Авиагруппой Холтерса-Мальцева», как она стала называться. В их числе были такие командиры, как начальник штаба ВВС Орловского военного округа полковник А.Ф. Ванюшин, отличившийся на должности командующего авиацией 20-й армии в боях против немцев под Лепелем и Смоленском летом 1941 года; командир полка бомбардировщиков полковник П.; майор П. Суханов; капитан С. Артемьев; Герой Советского Союза капитан С.Т. Бычков; капитан А. Меттль, служивший в авиации Черноморского флота; капитан И. Победоносцев; Герой Советского Союза старший лейтенант Б.Р. Антилевский и другие. Нашла путь к соотечественникам майор-орденоносец Серафима Захаровна Ситник, начальник разведки 205-й истребительной дивизии. Её самолет был сбит и она раненой попала в немецкий плен. Мать и ребёнок Ситник жили на оккупированной территории, и лётчица не сомневалась, что немцы их убили. Какова же была её радость, когда самолёт пункта обработки разведданных «Восток» доставил её близких в Морицфельде!
Залогом благоприятной атмосферы, установившейся в авиагpyппe, было отсутствие разногласий между Холтерсом и Мальцевым. Оба были убеждёнными сторонниками немецко-русского cотрудничества. Когда в начале марта 1944 года генерал-лейтенант Власов впервые посетил Морицфельде, Холтерс объяснил ему, что он «очень и очень счастлив, что судьба свела его с русскими лётчиками, и сделает всё, чтобы целиком передать авиагруппу во главе с полковником Мальцевым в состав самостоятельной Освободительной армии».
Холтерс добился того, что русских добровольцев полностью сравняли в правах и обеспечении с немецкими пилотами, и капитан Штрик-Штрикфельдт, немецкий помощник Власова, отмечал, что сам рейхсмаршал, попади он в Морицфельде, не сумел бы отличить русских лётчиков от немецких.
Вчерашние обитатели лагерей были размещены по четыре человека в комнате. У каждого отдельная кровать с белоснежным постельным бельём. Два комплекта обмундирования. Паёк по нормам Люфтваффе. Денежное содержание - 16 марок в месяц.

В конце 1943 года в составе 1-го воздушного флота из русских была образована Вспомогательная ночная штурмовая группа «Остланд». В эскадрильи на вооружении состояли трофейные У-2, И-15, И-153.
К сожалению, о результативности деятельности «Остланда» известно немного, но его боевая работа была оценена достаточно высоко. Грудь многих лётчиков «Авиагруппы Холтерса-Мальцева» украсили Железные кресты 1-й и 2-й степени. Кроме этого, в донесениях как русского, так и германского руководства подчеркивалась высокая боеготовность русских лётчиков. В ходе боевых действий авиагруппа потеряла в боях всего три самолёта. Девять лётчиков погибли (приземлившись тяжело-раненными на своих аэродромах), а дюжина пилотов была ранена.
О дерзости и смелости «восточных лётчиков» говорит и тот факт, что двое из них вылетали в советский тыл и, забрав своих родных, благополучно вернулись на немецкую базу. Но ни один из «птенцов Холтерса» не перелетел на самолёте на восток! Ни один!
Правда, трое пилотов в Белоруссии ушли в леса к партизанам... Почему не перелетели? Полагаем, ход их мыслей был таков: ну, перелетим к своим, что дальше? Тут же впаяют 25 лет лагерей по известному сталинскому приказу о сдавшихся в плен. А так, уйдём к партизанам, там - простые мужики, всё поймут! Мы же сами пришли! А потом покажем, что с немцами сражались на совесть, командир партизанского отряда с комиссаром напишут хорошую характеристику, родная советская власть оценит и простит... Но об этих ушедших к партизанам лётчиках с тех пор ничего неизвестно. Скорее всего, честно рассказав, кто такие, где и кем у немцев служили, они были тут же расстреляны... Чужая жизнь, чужая судьба - чего с ними церемониться? А вдруг засланы? Некогда разбираться, потом выясним... Война... На войне всё дозволено, всё можно! Можно даже с позиции бога решать, кому жить, а кому немедленно умереть. И видеть эти молящие о жизни глаза людей, которых, возможно, где-то ждут престарелые родители, жена, дети. А твоё слово здесь решает всё!.. До войны он был бухгалтером в колхозе, или торговал семечками на колхозном рынке, или продавал подтяжки в городской галантерее, а тут - бог и царь над человеками! Вот она, влааааасть!.. И никто не спросит! А спросят - скажу: предателей порешил по приказу товарища Сталина!.. Так и пионерам потом рассказывал: боролись с предателями!..
С осени 1944 г. в Хебе (протекторат Богемия и Моравия, т.е. нынешняя Чехия) В. Мальцев формировал авиационную часть, которая в феврале 1945 г. составила основу ВВС Комитета освобождения народов России (КОНР).
19 декабря 1944 года шеф авиации Третьего рейха рейхсмаршал Герман Геринг дал «добро» на образование авиации Русской освободительной армии (РОА). По планам Мальцева, авиация РОА должна была насчитывать 4.500 человек. Поэтому он подал ходатайство Г. Герингу о призыве всех желающих из числа русских, уже проходивших службу в немецких частях. Рейхсмаршал разрешил провести призыв. Вскоре Мальцев по представлению генерала А. Власова был назначен командующим авиации Армии Народов России, а также повышен в звании до генерал-майора.
2 февраля 1945 года Г. Геринг принял Власова и Мальцева в своей резиденции. Итогом этой встречи стал приказ начальника главного штаба ВВС генерал-лейтенанта Карла Колера, который юридически подтверждал независимость ВВС РОА от Люфтваффе.
К весне 1945 г. в состав ВВС КОНР входили до 5 тысяч человек, включая авиационный полк, укомплектованный лётным составом и материальной частью (40-45 самолётов), полк зенитной артиллерии, парашютно-десантный батальон, отдельная рота связи. Командные посты в авиационном полку занимали как лётчики из числа эмигрантов, так и два попавших в плен к немцам Героя Советского Союза. Штаб ВВС КОНР располагался в Марианских Лазнях.
Истребительную эскадрилью возглавил Герой Советского Союза майор Семён Бычков, а Герой Советского Союза капитан Бронислав Антилевский - эскадрилью скоростных бомбардировщиков. Оба сталинских сокола в сентябре 1943 года были сбиты и попали в плен. Интересно, что всего за три месяца до своего пленения Семён Бычков в Кремле принимал орден Ленина из рук самого Сталина. На счету лётчика было 15 сбитых самолётов противника, Бронислав Антилевский своё звание Героя получил в финскую кампанию.
Бычков Семён Трофимович родился 15 мая 1918 года в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. В 1936 году окончил 7 классов средней школы и Воронежский аэроклуб, после чего остался там инструктором. В сентябре 1938 года окончил Тамбовскую школу Гражданского Воздушного Флота и стал работать пилотом Воронежского аэропорта. С 16 января 1939 года - в рядах Красной Армии. Летать учился в Борисоглебском военном авиационном училище имени В.П. Чкалова. 5 ноября 1939 года выпущен пилотом истребителя И-16 и направлен в 12-й запасной авиационный полк (приказ НКО СССР № 04601). 30 января 1940 года ему присвоено воинское звание «младший лейтенант», с 16 декабря - младший лётчик 42-го истребительного авиационного полка, с декабря 1941 года по сентябрь 1942 года - пилот 287-го истребительного авиационного полка.
В июне 1941 года окончил курсы лётчиков-истребителей Конотопской военной школы. 25 марта 1942 года присвоено воинское звание «лейтенант», с 20 июля того же года - заместитель командира эскадрильи.
Упоминание о нём есть в известной книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», где на странице 93 помещено следующее сообщение:

«7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо-Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолёто-вылета, проведено 5 воздушных боёв. Сбито 3 самолёта противника: младший лейтенант С.Т. Бычков (287-й иап) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестёрка истребителей этого же полка (ведущий - капитан Н.И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109».

Следует лишь отметить, что в те дни под «Хе-113» подразумевали новый немецкий истребитель Ме-109F.
В газете «Красная Звезда» № 66 от 20 марта 1942 года было опубликовано фото лётчиков 287-го иап старшего лейтенанта П.Р. Гробового и младшего лейтенанта С.Т. Бычкова, сбивших накануне (то есть, 19 марта) сразу 3 немецких самолёта: Гробовой - 2 Ю-88 (по данным М.Ю. Быкова это были Ю-87) и Бычков - 1 Ме-109.
В 1942 году С.Т. Бычков был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии самолёта и осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей, с применением примечания 2 к статье 28 УК РСФСР. Решением Военного совета № 037/44 от 1 октября 1942 года судимость снята.
С июля по ноябрь 1943 года воевал в составе 937-го авиационного полка, а затем - в 482-м авиационном полку (322-я истребительная авиационная дивизия).
28 мая 1943 года ему присвоено воинское звание «капитан». Вскоре назначен заместителем командира 482-го истребительного авиационного полка. Награждён двумя орденами Красного Знамени.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года капитан Бычков Семён Трофимович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1117).
Всего совершил 230 боевых вылетов. Проведя 60 воздушных боёв, сбил 15 самолётов противника лично и 1 - в группе. (М.Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 5 групповых побед.) Фото С.Т. Бычкова (на групповом снимке известных советских асов датируется августом 1943 года) попало даже в известную книгу «Асы Сталина. 1918-1953 гг.» (авторы Томас Полак и Кристофер Шоурз), хотя о самом лётчике в этом издании не сказано ни слова... Возможно это один из последних фотоснимков Кольцова и Бычкова. Судьба обоих лётчиков окажется трагической: вскоре один из них погибнет в бою, а другой окажется в плену и будет расстрелян уже после войны.
10 декабря 1943 года капитан С.Т. Бычков был сбит огнём зенитной артиллерии противника в районе Орши и раненым захвачен в плен. 7 марта 1944 года приказом ГУК НКО СССР № 0739 исключён из списков РККА.
С. Бычков содержался в лагере для военнопленных лётчиков в Сувалках, который охраняли солдаты Люфтваффе, а не эсесовцы. В 1944 году в лагере Мориифельд согласился вступить в русскую авиационную группу Г. Холтерса - В. Мальцева. Принимал участие в перегоне немецких самолётов с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях русской эскадрильи против партизан в районе Двинска в марте - июне 1944 года.
После расформирования группы в сентябре 1944 года прибыл в Эгер (Чехия), где принял активное участие в создании 1-го авиационного полка «Комитета освободительного движения народов России». Вместе с Героем Советского Союза старшим лейтенантом Б.Р. Антилевским и полковником В.И. Мальцевым неоднократно выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих с пропагандистскими антисоветскими речами.
В декабре 1944 года капитан С.Т. Бычков возглавил формирование 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А.А. Казакова 1-го авиационного полка, ставшей 1-й лётной эскадрильей ВВС КОНР.
4 февраля 1945 года генерал-лейтенантом А.А. Власовым награждён боевым орденом. 5 февраля произведён в чин майора ВВС КОНР.
Антилевский Бронислав Романович родился в июле 1917 г. (по другим источникам в 1916 г.) в крестьянской семье. Поляк. В 1937 году окончил техникум народно-хозяйственного учёта.
С октября 1937 года служил в РККА. В 1938 году заканчивает училище авиации особого назначения в Монино. С июля 1938 года - стрелок-радист 21-го дальнего бомбардировочного полка. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 гг. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной ему было присвоено звание Герой Советского Союза с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда (№ 304).
В 1942 году оканчивает Качинское Краснознамённое военно-авиационное училище им. А. Мясникова. С апреля 1942 года - младший лейтенант, участвовал в Великой Отечественной войне в составе 20-го истребительного полка 303-й истребительной дивизии 1-й Воздушной Армии. Лейтенант (1942).
С 15 декабря 1942 г. - командир звена 203 иап. С 15 апреля 1943 г. - заместитель командира эскадрильи. Старший лейтенант (1943). Награждён орденом Боевого Красного знамени (03.08.1943).
28 августа 1943 г. на Як-9 был сбит в воздушном бою и вскоре взят в плен. На допросах рассказал немцам о расположении аэродромов дивизии, в которой служил и типах самолётов, состоящих на вооружении его полка. Содержался в лагере в районе Сувалок, затем в Морицфельде.
В конце 1943 г. полковник В. Мальцев убедил Б. Антилевского вступить в состав авиационной группы «Остланд». И тот участвовал в перегонах самолётов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в антипартизанских боевых действиях в районе Двинска.
Конечно, заполучив в свои сети столь маститых лётчиков, немцы решили сполна использовать их, прежде всего, в пропагандистских целях. Совместно с другим Героем Советского Союза Семёном Бычковым Бронислав Антилевский письменно и устно обращался к пленным лётчикам с призывами сотрудничать с немцами. 29 марта 1944 года в газете власовской армии «Доброволец» было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное обоими Героями Советского Союза Бычковым и Антилевским:

«Сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое теплое и товарищеское отношение и уважение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам».

А капитан Артемьев выразил свои чувства в стихотворении «Немецким летчикам, товарищам по оружию»:

«Вы встретили нас, как братья,
Вы сумели сердца нам согреть,
А сегодня единой ратью
Нам навстречу рассвету лететь.

Пусть родина наша под гнётом,
Но тучам солнца не скрыть
Мы вместе ведём самолёты
Чтоб смерть и террор победить».

Любопытно и то, что, по данным зарубежной печати, С. Быков и Б. Антилевский согласно специальному решению командования Люфтваффе имели полное право носить свои Золотые Звёзды Героев и на службе в немецких вооруженных силах. Ведь, по мнению немцев, любая награда, полученная в армии другой страны, подтверждала лишь доблесть и мужество ее обладателя.
В сентябре 1944 г. после расформирования группы «Остланд», Антилевский прибыл в Хеб, где под началом В. Мальцева принимал активное участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС «власовского» Комитета освобождения народов России.
С 19 декабря 1944 г. был командиром 2-й штурмовой эскадрильи (на её вооружении находились 16 самолётов), которая позднее была переименована во 2-ю эскадрилью ночных штурмовиков. 5 февраля 1945 г. произведён в капитаны. Был награждён двумя медалями (в их числе немецкий знак отличия) и именными часами.
В апреле 1945 г. эскадрильи С. Бычкова и Б. Антилевского участвовали в боевых действиях на Одере против Советской армии. И за несколько недель до конца войны над Германией и Чехословакией шли ожесточенные воздушные бои. В эфире звучал треск пушечно-пулемётных очередей, отрывистые команды, проклятия лётчиков и стоны раненых, сопровождавшие поединки в воздухе. И, бывало, русская речь слышалась с обеих сторон - в небе над центром Европы в яростных воздушных схватках не на жизнь, а на смерть, сошлись русские военные лётчики...

ШТОПОР

Стремительное наступление Красной армии «приземлило» боевые действия асов Власова. Мальцев с сотоварищами прекрасно понимали, что попадись они в плен - расправы не миновать, поэтому всячески стремились уйти на запад навстречу американцам. Но переговоры с руководством 12-го корпуса 3-й армии США, на которых Мальцев просил предоставить им статус политических беженцев, закончились безрезультатно. Оставалось уповать только на милость провидения.
Сдача оружия 27 апреля в Лангдорфе, между Цвизелем и Регеном, прошла организованно. Американцы немедленно отделили офицеров от рядовых и распределили военнопленных на три категории (так что военные организационные формы сразу распались).
В первую группу вошли офицеры авиаполка и часть офицеров парашютно-десантного и зенитного полков. Эта группа, состоявшая из 200 человек, после временного интернирования во французском городе Шербуре была в сентябре 1945 г. передана советским властям. В их числе оказались командир истребительной эскадрильи майор Бычков и начальник учебного штаба лётной школы, командир транспортной эскадрильи майор Тарновский (последний, будучи старым эмигрантом, не подлежал выдаче, но он настоял на том, чтобы разделить судьбу своих товарищей и был выдан СССР).
Вторая группа - около 1.600 человек - некоторое время провела в лагере для военнопленных под Регенсбургом. Третья группа - 3.000 человек - ещё до окончания войны была переведена из лагеря для военнопленных в Каме в Нирштейн, к югу от Майнца. Очевидно, это было вызвано желанием бригадного генерала Кенина спасти русских от насильственной репатриации. Действительно, обе эти группы в большинстве своём избежали выдачи, так что судьба частей военно-воздушных сил КОНР оказалась не столь трагична, как судьба 1-й и 2-й дивизий РОА.
В руки сотрудников НКВД попал и Виктор Мальцев. «Главком ВВС РОА» дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Во время краткого пребывания в советском госпитале в Париже он вскрывал себе вены на руках. Дабы уберечь Мальцева от попыток уйти от суда, его доставили на «Дугласе» в Москву. С 1945 г. содержался в Бутырской тюрьме (первоначально в тюремной больнице). На следствии признал себя виновным. Непредсказуемость поведения Мальцева, как и некоторых других «власовцев», привела к тому, что судебный процесс над ними был объявлен закрытым. (Существовали опасения, что подсудимые могут начать излагать свои взгляды, объективно совпадающие с настроениями определённой части населения, недовольной Советской властью.) На суде также признал себя виновным. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к смертной казни. 1 августа 1946 года он был повешен во дворе Бутырской тюрьмы вместе с генералами Власовым, Шкуро, Жиленковым и другими высокопоставленными руководителями РОА в присутствии министра МГБ генерал-полковника В. Абакумова. (Генерал Шкуро перед повешением крикнул всесильному тогда министру МГБ: «Тебе недолго осталось по земле ходить! Тебя свои же кокнут! До встречи в аду!» Как известно, Виктор Абакумов ещё при Сталине был арестован, пытаем, но виновным себя не признал. Однако после смерти «отца народов» по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян...)
Кстати, перед Военной коллегией Верховного Суда СССР в качестве свидетеля обвинения выступил Герой Советского Союза Семён Бычков, который рассказал, как именно в конце января 1945 года в лагере Морицфельде Мальцев вербовал пленных советских лётчиков. По словам Бычкова, дело обстояло так.
Когда на предложение Мальцева пойти на службу в «авиацию РОА» в январе 1945 года он, Бычков, ответил отказом, то был так избит, что его отправили в лазарет, где он и пролежал две недели. Мальцев и там не оставлял его в покое. Запугивал тем, что в СССР его «всё равно расстреляют как изменника», а если всё-таки откажется служить в РОА, то он, Мальцев, позаботится о том, чтобы Бычкова отправили в концлагерь, где он несомненно погибнет.
Однако лубянские режиссёры этого спектакля допустили несколько ошибок. Во-первых, в Морицфельде никакого лагеря для военнопленных не было: там располагался лагерь для бывших лётчиков Красной армии, которые давно уже заявили о своём добровольном согласии вступить в РОА, и, следовательно, никакой необходимости принуждать их к этому шагу никого не было. Во-вторых, в январе 1945 года Морицфельде, расположенный неподалеку от Петербурга, уже давно находился в руках Советской армии. И в-третьих, майор Бычков, Герой Советского Союза, награждённый орденами Ленина и Боевого Красного Знамени, командир истребительной эскадрильи ВВС РОА имени полковника Казакова, уже в начале 1944 года вместе с В. Мальцевым, бывшим в то время полковником, и Героем Советского Союза старшим лейтенантом Б. Антилевским выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к борьбе против сталинского режима, а потом в составе Авиационной группы лично принимал участие в боевых вылетах против войск Красной армии.
Ныне священник Плющев-Власенко, бывший некогда во время войны адъютантом Мальцева, узнав о таких показаниях Бычкова, с полным основанием назвал советский судебный спектакль «явной фальшивкой». Но тут не понятно: то ли лубянские следователи требовали таких показаний, не считаясь с реальностью, то ли, согласившись выступить в качестве свидетеля против В. Мальцева, С. Бычков сам наговорил множество нелепостей, чтобы историки могли понять, что он всё врёт, однако сам факт использования таких показаний для доказательства принудительного характера создания ВВС РОА и представления их в неблагоприятном свете свидетельствует о высоком морально-политическом духе, царившем в рядах ВВС РОА, который надо было принизить любой ценой даже на закрытых процессах Военной коллегии Верховного суда СССР! Бычкову С. за дачу нужных показаний, кстати, было обещено сохранение жизни. Но 24 августа того же года военный трибунал Московского округа приговорил и самого Бычкова к расстрелу. Примечательно, что в приговоре не было ни строчки о лишении данного подсудимого званий и наград! Приговор был приведён в исполнение 4 ноября 1946 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года изменивший Родине и сражавшийся на стороне врага Семён Бычков был лишён всех наград, офицерского звания и звания Героя Советского Союза. Поэтому расстрелян он был всё ещё оставаясь Героем страны, которую предал.
Несколько напутано в судьбе Бронислава Антилевского. Существует версия, что в конце апреля 1945 г. он должен был пилотировать самолёт, на котором генерал А. Власов должен был вылететь в Испанию, но Власов якобы отказался от бегства и решил не бросать свою армию. Возможно, что эта версия стала основой для легенды о том, что Антилевский всё же добрался до Испании, где прожил много лет. Версия может основываться и на том, что в уголовном деле об измене Родине, по которому Антилевский был осуждён советским судом к смертной казни, отсутствует документ о приведении приговора в исполнение. На этом основании верящие в эту легенду полагают, что Антилевский был осужден заочно, ибо он был в Испании Франко недосягаем для советского правосудия.
По другой версии после капитуляции Германии Б. Антилевского задержали при попытке пробраться на территорию СССР. Он выехал в Советский Союз с документами на имя участника антифашистского партизанского отряда Березовского в Чехословакии. Но во время проверки в НКВД в каблуке его сапога была найдена медаль Золотая Звезда, выданная Б.Р. Антилевскому, по которой его и опознали.
Но фактически Бронислав Антилевский 30 апреля 1945 г. вместе с другими лётчиками и техниками РОА сдался солдатам 12го корпуса 3й американской армии. В сентябре 1945 г. был выдан представителям советской репатриационной комиссии.
В Москве Бронислав Антилевский неоднократно допрашивался и полностью изобличён в измене Родине. Преступная деятельность Антилевского в плену была также доказана показаниями свидетелей. 25 июля 1946 года военным трибуналом Московского ВО он был приговорён к расстрелу по статье 58-1 «б» УК РСФСР. И в тот же день был казнён.
12 июля 1950 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Антилевский Бронислав Романович, как изменник Родины, был лишён всех званий и наград. Как видим, и этот лётчик погиб Героем Советского Союза и офицером...
В 2001 году после повторного рассмотрения дела Антилевского, Главная военная прокуратура вынесла вердикт: Антилевский Б.Р. осуждён законно и реабилитации не подлежит.

Отдел безопасности.
Начальник майор В.Д. Тухольников.
Отдел кадров.
Начальник капитан Науменко.
Отдел пропаганды.
1. начальник: майор А.П. Альбов;
2. редактор газеты «Наши Крылья» Ар. Усов;
3. военный корреспондент подпоручик Жюно.
Юридический отдел.
Начальник капитан Крыжановский
Интенданская служба.
Начальник подпоручик интенданской службы Г.М. Голеевский.
Санитарная служба.
Начальники подполковник д-р В.А. Левицкий, затем генерал-майор П.Х. Попов
Взвод особого назначения.
Кадеты 1-го русского кадетского корпуса им. Великого князя Константина Константиновича. Командир поручик Фатьянов.

1-й авиационный полк
1. командир (12.1944-01.1945): полковник Л.Г. Байдак. Командир 5-го авиаполка ВВС Югославии. Начальник гарнизона полка в г. Эгер (01.-20.04.1945). Начальник учебной части авиацентра в Эгере (11.-12.1944).
2. НШ майор С.К. Шебалин.
3. адъютант командира полка лейтенант Г. Школьный.
1-я истребительная эскадрилья имени полковника Казакова
Командир аэ майор С.Т. Бычков. Капитан 937-го истребительного авиаполка РККА, Герой Советского Союза. Дислоцировалась в Карлсбаде. 14.01.1945 г. эскадрилья в составе 16 самолётов Ме109-Г-10 получила технику, подготовила её к полету и на инспекционной проверке генерала Ашенбреннера показала высокую боеготовность. Бычков получил благодарность от Власова.
2-я эскадрилья скоростных бомбардировщиков. 12 лёгких бомбардировщиков Ю-88.
Командир аэ капитан Б.Р. Антилевский, Герой Советского Союза. Старший лейтенант РККА. Получил благодарность от Власова.
3-я разведывательная эскадрилья. 2 Ме109, 2 Ju88, 2 Fi 156,2 У-2, 1 He 111, 1 Do 17.
Командир аэ капитан С. Артёмов.
4-я транспортная эскадрилья
Командир аэ майор М. Тарновский. Капитан РИА. В эмиграции проживал в Чехословакии. Член НТС. Настоял на своей выдаче. Расстрелян.
Эскадрилья связи.
Резервная эскадрилья.
Школа лётчиков.
Начальник: полковник Л.И. Байдак.
Инженерно-техническая служба.
Рота связи.
Командир майор Лантух
Служба аэродромного обслуживания.
Полк зенитной артиллерии.
2.800 чел., пройдя подготовку в качестве зенитчиков были перепрофилированы по курсу пехоты.
1. командир подполковник Васильев.
2. офицер РИА Лягин. В эмиграции проживал в Югославии.
3. офицер РИА Филатьев. В эмиграции проживал в Югославии.
Парашютно-десантный батальон.
Личный состав был вооружен советскими и немецкими автоматами, холодным оружием и укомплектован наиболее физически развитыми добровольцами, в основном из числа полицейских.
1. командир: подполковник Козарь.

1. ЦАМО, ф. 33, оп. 682525, ед. хр. 159.
2. ЦАМО, ф. 33, оп. 682526, д. 723.
3. Катусев А.Ф., Оппоков В.Г. «Движение, которого не было», «Военно-исторический журнал», 1991 г. № 12, стр. 31-33.
4. Конев В.Н. «Герои без Золотых Звёзд. Прокляты и забыты». Москва, 2008 г., изд. «Яуза ЭКСМО», стр. 28.
5. «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Москва, Воениздат, 1968 г., стр. 93.
6. Бортаковский Т.В. «Расстрелянные Герои Советского Союза». Серия «Военные тайны ХХ века». Москва, изд. Вече, 2012 г. Глава «Сталинские соколы генерала Власова», стр. 304.
7. Звягинцев В.Е. «Трибунал для Героев». Серия «Досье». Москва, изд. «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005 г. Глава 16 «Соколы генерала Власова», стр. 286.
8. Хоффман Й. «История Власовской армии». Paris. «Ymca-press», 1990 г. Глава 4 «Военно-воздушные силы РОА». (по пятибальной шкале) и нажав клавишу РЕЙТИНГ вверху страницы. Для авторов и администрации сайта ваши оценки чрезвычайно важны!