Ход игры царь горы. Русские народные подвижные игры зимой

Вам необходимо найти гору, которую будут штурмовать игроки. Это может быть склон, пригорок или просто большой сугроб. Далее, определим правила штурма.

Правила игры Царь горы

Победителем является тот, кто удержался на горке больше определённого времени, например минуты.

ВАЖНО! Нельзя сталкивать соперников ногами!

После этого дается команда НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ! и все дружно лезут на горку. Каждый пытается залезть первым, обогнав соперников и занять вершину.

Как только кому-то удалось достичь вершины, он встает во весь рост и кричит «Я царь горы! ».

Если кому-то из игроков удалось побороть «царя » и столкнуть его с горы, он становится новым «царем » и т.д.

Если вас набралось больше 8 человек, можно разделиться на две команды.

В этом случае игрок, первым поднявшийся на вершину, может рассчитывать на помощь своей команды. Они борются с соперниками на склонах горы и не дают им приблизиться к своему «царю ».

Побеждает та команда, чей игрок добрался до вершины и смог удержаться там установленное время.

Особенно интересна игра при наличии на склоне горы ледяных горок, тогда «царь » может скатывать вниз подобравшихся близко соперников, и усложнить подход к вершине.

Хорошо, когда за игрой следит кто-то из взрослых, контролируя выполнение правил и остужая разошедшихся игроков.

Казакова Валентина
Зимние спортивные соревнования «Царь горы» старшая группа

Подготовили : Казакова В. З., Григоренко С. В.

«Царь горы »

Зимние спортивные соревнования для детей старшей группы .

Цель : Содействовать познавательному развитию ребенка путем формирования способностей в выполнении физических упражнений в процессе игр.

Оборудование :

синие и зеленые фишки, лыжи, 1 канат, 2 санок, кегли 8 штук, наборы медалей участникам : золотые и серебряные, 4 корзины со снежками, построить 2 снежные горки, 2 трамплина, снежная гора для победителей.

Задачи :

1. Предоставлять детям возможность применять двигательные навыки и умения, приобретенные на занятиях по физической культуре. 2

2.. Формировать у детей умение использовать основные движения в игровых ситуациях.

3. Развивать у детей физические качества, быстроту, ловкость, координацию движений.

4. Развивать у детей внимание, любознательность, логическое мышление, сообразительность.

5. Развивать у детей фразовую и диалогическую речь, умение общаться.

6. Прививать у детей любовь к Русской культуре.

7. Воспитывать умение быть организованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками, желание играть с товарищами.

8. Воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели, выдержку, чувство коллективизма.

9. Создать у детей радостное настроение, эмоциональный подъем.

Под музыку «Богатырская наша сила» Построение команд для приветствия.

Ведущий. В стародавние времена , когда наше государство называли не Россия, а Русь, когда русских людей звали русичами, когда еще не знали, что такое дороги и ходили в лаптях - вот тогда-то и появилась игра у мальчишек которые побыстрее хотели стать взрослыми игра под названием "Царь горы ". Воины отбирали самых сильных и смелых ребят и устраивали состязания в стрельбе, беге, прыжках, выносливости и ловкости. Из лука надо было попасть в яблоко на ветке, перепрыгнуть через костер или пролезть по веревке над рекой. Выбирали троих победителей, которые в конце состязания штурмовали гору. Кто первым взбирался - получал приз, а главное - принимался в отряд воинов. Сегодня и у нас будут проводиться старинные состязания "Царь горы ".

И так, у нас две команды : команда "синих" и команда "зеленых". Синий цвет -цвет небесной тверди, символ крепости духа и силы. Зеленый цвет - цвет травы, которая вечна, ее топчут, а она поднимается непобедимой.

Ведущая : Предлагаю ребята принять участие в эстафетах. И так желаем всем удачи!

1. "Гонцы" - эстафета.

На лыжах проехать между кеглями (Победившая команда берет себе одну фишку и кладет в свою "копилку".)

2. "Перетянуть канат" - "Богатыри"

3. "Сороконожки"

Дети встают друг за другом, наклонившись вперед, сцепляются друг с другом за руки через ноги. Постараться не расцепляясь и не падая добежать до финиша. (Победившая команда берет фишку.)

4. "Медведи" - эстафета.

По сигналу ребенок встает по-медвежьи на "четыре ноги" и так бежит до флажка, а от флажка обычным шагом назад, передает эстафету другому.

5. "Перестрелка" - игра.

Посредине расчищенного поля разметка синей краской. На одной половине -команда синих, на другой зеленых. На каждой половине по 2 корзины снежков. По свистку дети перебрасывают снежки на сторону "противника". Игра длится 2-3 минуты. По сигналу заканчивается перестрелка и учитывает количество перекиданных снежков. У кого меньше, тот выиграл. (Победившая команда берет фишку.)

6. Эстафета «Эх, прокачу!»

Один участник - возчик, по очереди "возит" участников своей команды от "старта " до "финиша" и обратно на санках. И так всех членов команды. (Победившая команда берет фишку.)

7. «Горка» .

«Нужно с горочки скатиться,

Да в сугробик не свалиться.

Возле горки мячик взять,

Вокруг стойки обежать,

Положить в корзину мяч

И в конец команды встать».

Команды, выстраиваются колонной возле черты, по очереди подходят к горке, скатываются с нее, берут мяч, обегают вокруг стойки и становятся в конец команды.

8. «Прыжки с трамплина» .

«Вот смело девочка Полина

На дальность прыгает с трамплина».

Команды строятся около снежных трамплинов встают.

И. п.: Стоя на трамплине, ноги согнуты в коленях. Руки отведены назад.

Спрыгнули, слегка присели, руки перевели вперед, выпрямились.

Какая команда быстрее справится.

«Ребята! Наш спортивный праздник подходит к концу. Вы молодцы, очень старались !

Наше жюри подведет итог наших соревнований и объявит победителей.

Вы все сегодня победители и заслужили награду.

Победившая команда становится на "снежную гору".

Награды- медали.

«Молодцы ребята!

Вы очень старались ,

Спортом занимались .

Награды достойно свои получили

И, главное, здоровыми стали и сильными.

До свиданья! В добрый час!»

Публикации по теме:

Сценарий развлечения в бассейне с родителями «Зимние гонки» (старшая группа) Сценарий развлечения с родителями Старшая группа «Новогодние гонки" Цель: способствовать развитию и популяризации физкультурно-оздоровительной.

Спортивное развлечение в старшей группе «Собираем урожай».Задачи: создать радостное настроение и возможности совершенствовать двигательные.

В начале августа,как известно,в школах,детских садах и многих других учреждениях,проходил "День Физкультурника".И наш детских сад не обошел.

Ход праздника Звучат «Фанфары» - начало праздника Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Сегодня 8 июля День Семьи, Любви и Верности.

Мы и наши классные мамы. Спортивные соревнования Краснодарский край. Ст. Ленинградская Школа-интернат VIII вида. Воспитатель высшей категории Глита Л. Е. «Мы и наши классные мамы» Спортивные.

Сценарий физкультурного досуга «Царь горы» (старшая группа) Физкультурный досуг «Царь горы» (старшая группа) З а д а ч и: -автоматизировать важные двигательные навыки и умения; -совершенствовать.

Одной из причин набора лишних килограммов зимой врачи называют недостаток физической активности. А ведь именно зима – самое время для подвижных игр на улице, так как морозный воздух как нельзя лучше активизирует кровоток и поднимает настроение. Не менее эффективны для снижения веса и быстрого похудания и зимние прогулки. Главное, чтобы они приносили удовольствие! Предлагаем вам попробовать самые популярные у наших предков зимние игры и зимние забавы на снегу . И приготовьтесь к веселью!

Хохочи и играй! Старинные зимние забавы

Зимой не стоит все время сидеть дома – и взрослым, и детям. В поисках развлечений на свежем воздухе можно обратиться к опыту наших предков. Ведь раньше зимой на Руси умели по-настоящему веселиться. Телевизоров не было, радио и компьютеров тоже, а морозный воздух способствовал игровой фантазии.

Конечно, к традиционным зимним забавам относятся и каток, и лыжи, и, конечно же, спуск на санках с горки. Тюбингов да самокатов тогда не было, поэтому катались с горок на самодельных салазках, дровнях, а часто и просто на дощечках. Одним из традиционных развлечений и зимних игр было катание из саней «санного поезда». Хохота и крика было до небес!

Искусство снежной скульптуры

Издавна дети и взрослые изготавливали не только снежных баб с ведрами на голове и морковкой вместо носа, но и целые снежные крепости и дома. Можно последовать их примеру и даже провести в своем кругу конкурс на лучшую снежную скульптуру. И, конечно же, поиграть в снежки!

Катание на тройках

Ах, какие были когда-то на Руси тройки с расписными санями – с бубенцами и колокольчиками! Можно и сегодня окунуться в эту сказку – такие услуги предоставляются при конных клубах и домах отдыха. Например, в Суздале – вокруг древние церкви, деревянные домишки, пригорки и веселый скрип снега под полозьями!

У костра

Есть что-то особенное в ярко горящем костре в холодный день. Конечно, чтобы разжечь его, придется приложить определенные усилия. Но такой костер доставит радость и вам, и детям. Впрочем, прыгать через костер, если у вас нет в этом деле опыта, не стоит, а вот веселый хоровод подойдет всем!


Игра «Царь горы»

Эта игра весела и незатейлива – назначенный «царем» должен удержаться на горке и не дать себя столкнуть. Все остальные должны пытаться занять его место. В старину такой потешный «царь» отбивался деревянным посохом, а нападавшие действовали веревками и кнутами, но в этом все-таки лучше традиции не следовать – особенно если играют дети. Кстати, в древности победитель получал приз в виде новых сапог или кафтана – сейчас можно заменить его на милый сувенир.

Взятие снежной крепости

Это тоже известная русская забава. Раньше сражались целые армии – одна атаковала крепость, другая – защищала. Иногда в наступление шли даже на лошадях и использовали самодельные орудия и подкопы. В свою очередь защитники крепости оборонялись метлами и лопатами, стреляли холостыми патронами из ружей, а вместо кипятка сыпали из чанов горы снега. Иногда команды делились по половому признаку – дамы обороняли крепость, мужчины наступали.

Можно «реконструировать» эту игру и сейчас, только оружие не стоит выбирать столь экстремальное, как у наших предков. Конечно, сперва некоторое время понадобится на возведение крепости. Можно скатать крупные комья снега и из них складывать стены построек. А можно сделать снежные кирпичи и все стены построек складывать из них. Для заготовки кирпичей из снега нужны формочки – деревянные ящики без дна и крышки. Они должны быть разъемными. Одна продольная стенка вместе с поперечной должна откидываться на петлях (петли могут заменить кожаные ремешки). Такие ящички нетрудно изготовить в школьной мастерской или дома. К ящичкам нужны трамбовки – дощечки с ручками. Снег набивают в ящик и утрамбовывают. Затем раскрывают ящик – и кирпич готов. Стены из таких кирпичей лучше укладывать кирпичной кладкой так, чтобы стыки не совпадали.

Клюшки

Про хоккей мы знаем, а в старину была популярна игра «клюшки» – нечто типа зимнего футбола. Клюшки делались из веток, плюс полагалось использовать деревянные шары. Надо было либо загнать последние в ледяные лунки, либо на территорию противника. Ярым поклонником этой игры был Петр I. Возможно, такая игра станет для вас и ваших детей некой экзотикой.


Котел

Для этой игры на ледяной площадке надо начертить круг, а вокруг него еще один круг – побольше. Выбирается сторож, который стоит между малым и большим кругом. Задача остальных играющих загнать в котел ледышку с помощь палок или клюшек. Тот, кому удается загнать ледышку, превращается в сторожа.

Меткий стрелок

Для этой игры нужно разделиться на две команды и выстроиться в шеренги. Один из игроков бежит к другой команде и ударяет по протянутым ладоням первого, второго и третьего участников, а потом бегом возвращается к своей команде. Третий из «ударенных» должен кинуть в него только что слепленным снежком, причем успеть надо до возвращения. Тот, в кого попали, становится членом «вражеской команды». Если же попасть в противника не удается, ситуация обратная.

Мороз – Красный Нос

По краям площадки очерчиваем границы двух домов, в одном из которых собираются игроки. Водящий, он же Мороз – Красный Нос, встает посреди площадки и произносит такой текст:
«Я Мороз – Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!»

Игроки кричат в ответ:
«Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!»

Теперь задача игроков – добежать до другого дома, а задача Мороза – догнать и «заморозить» участника. Кого он коснулся рукой, тот должен замереть. Выигрывает тот, кого не «заморозили».

Эта динамичная игра способствует физическому развитию игроков.

Цель игры "Царь горы":

первым забраться на вершину горы и продержаться там определённое время.

перед игрой нужно найти какую-то горку: склон, пригорок или большой сугроб. Очень интересно играть, когда на склоне есть ледяные горки. Игру лучше проводить под присмотром взрослого. Играть может сколько угодно человек. Подойдёт игра для детей младшего школьного возраста.

Правила игры:

  1. После команды "На старт! Внимание! Марш!" все участники игры лезут на горку наперегонки.
  2. Тот, кто залез первым, встает на вершине и кричит: "Я царь горы!".
  3. Теперь задача "Царя горы" удержать свою власть: он должен сталкивать соперников, которые пытаются занять его место.
  4. Тот из игроков, кому удалось побороть "Царя горы" и столкнуть его, становится новым "Царём".
  5. Победителем становится тот, кто смог удержаться на горке дольше заранее условленного времени: например, минуты.

Примечания:

если игроков более восьми, можно разделиться на две команды. В этом случае та команда, чей игрок первым достиг вершины, обороняет гору и даёт отпор игрокам второй команды, не давая им приблизиться к своему "Царю". Побеждает команда, чей игрок добрался до вершины и смог удержаться там установленное время. Нельзя сталкивать соперников ногами.

Корпоративное событие проводится в специальном формате интеллектуальной игры, построенной на вопросах ведущего, ответах участников и начислении баллов за верные ответы. Ближайшие аналоги игры — телевизионные «Что? Где? Когда?», «Брэйн Ринг».

Форма ее проведения - это удивительное сочетание светского мероприятия, интеллектуальной игры и шоу программы - ноу-хау Клуба.

В игре активно используются достижения современной компьютерной техники, подсчет игровых баллов и расположения команд на игровом поле ведется специальной программой, за счет чего игра идет быстро, динамично и интересно, не прерываясь на подсчет баллов, при практически любом количестве играющих команд.

Формат Царя горы прекрасно подходит для проведения корпоративных мероприятий, направленных на командообразование, сближение коллектива, а также интеллектуальный интересный досуг.

Это событие — великолепная возможность укрепить командный дух и чувство здорового соперничества внутри коллектива вашей компании.

Более подробно узнать о том, как проходит игра "Царь горы" , Вы можете в разделе "Как проходит игра" .

Краткое описание игры:

  1. Игра основана на принципе «ответы на вопросы».
  2. Игровое поле представляет собой разделенное на секторы и уровни игровое поле круглой формы (напоминает доску для дартс).
  3. Каждую команду представляет 1 фигура, движущаяся строго по одному сектору от края поля к его центру (к условной вершине «горы»).
  4. Задача команды - достичь вершины и закрепиться на ней (не дать себя сместить).
  5. Для того, чтобы сделать условный «шаг» по направлению к центру поля, команда должна правильно ответить на вопрос ведущего (ответы сообщаются ведущему в скрытом режиме, посредством специализированной электронной системы на базе планшетных компьютеров).
  6. За правильные ответы также начисляются баллы.
  7. На то, чтобы ответить на вопрос , у капитана команды есть 75 секунд . Если ответ не был дан в течение этого времени, команде засчитывается неправильный ответ.
  8. В игре предусмотрены «модификаторы» — влияющие на скорость «движения по склону», увеличивающие количество баллов и так далее, клетки.
  9. Победитель определяется следующим образом:
    1. Одна из команд «взошла на вершину» и продержалась на ней 3 хода.
    2. Закончились подготовленные вопросы.
  10. Определяются также второе и третье места.
  11. Ход игры демонстрируется на большом экране (показаны игровое поле и таблица ходов), информация на экране обновляется в режиме реального времени за счет использования автоматизированной системы.
  12. Количество играющих команд, а также «ступеней», которые нужно преодолеть для достижения «вершины», может варьироваться.

Почему мы?

  • Нашу работу отличает неизменно высокое качество и профессионализм сотрудников, оперативность и пунктуальность. С каждым клиентом мы работаем индивидуально!
  • В качестве ведущих мы часто приглашаем известных актеров, звезд эстрады, телевидения и кино.
  • Мы сотрудничаем с большим количеством различных площадок, что означает пищу не только для ума, но и изысканные блюда от лучших шефов для тела.
  • У нас очень гибкие условия: мы предлагаем на выбор набор пакетов услуг разной стоимости на любой вкус и кошелёк. Также мы оказываем услуги по организации мероприятий "под ключ", что означает сопровождение события от начала и до конца, включая планирование, подбор прощадки, декорирование, составление индивидуального сценария, фото- и видеосъёмку и многое другое.
  • Мы энергичны, молоды, позитивны и всегда готовы к новому сотрудничеству!

Проведенные мероприятия

Игра "Царь Горы" на дне рождения

Количество участников 50

Клуб INCOGNITO организовал частный вечер - празднование дня рождения в кругу друзей и близких. На вечер были приглашены гости из Петербурга и Москвы, представители разных сфер и профессий. На празднике присутствовал и известный музыкант Александр Журбин с супругой. Основой праздника стала игра "Царь Горы". Ведущим и автором вопросов выступил Знаток Клуба "Что? Где? Когда?" Ровшан Аскеров, ведущим-конферансье - Андрей Дроздов. Клуб INCOGNITO подготовил не только интеллектуальную битву, но и развлекательную программу - для гостей выступил театр "Лицедеи" и маэстро Анвар Либабов, танцоры танго, сюрпризом стало шоу живых бабочек. Вечер прошел в самом центре Петербурга - в ресторане "Дом", где была организована welcome-зона и зал для основного торжества. Клуб INCOGNITO провел фото- и видеосъемку события.